Биография самых интересных памятников петру 1. Кумир на бронзовом коне

В сутки!

Медный всадник — это памятник в Санкт-Петербурге, посвященный великому реформатору Петру Первому (Великому).

История памятника Петру Первому

История возникновения памятника началась в начале 60-х годов 18 века во времена правления Екатерины Второй. Будучи очень преданной петровским заветам, Екатерине II приходит мысль о создании памятника. Её друг Д. Дидро советует ей пригласить Этьена Фалькона — скульптора из Франции. После его прибытия в Петербург осенью 1766 начинается кропотливая работа по созданию монумента Петру.

Внешний облик будущего памятника по-разному представлялся как императрице, так и скульптору. Однако, последнему удалось отстоять свое видение и убедить правительницу прислушаться к его варианту построения композиции. Замысел французского скульптора состоял в том, чтобы монумент символизировал не только грандиозного стратега, сумевшего одержать множество побед, но и человека, умеющего создавать реформы и законы.

Изображенный в виде всадника, Петр Великий облачен в скромную одежду, которая характерна всем героическим особам. Вместо седла на вздыбленном коне находится медвежья шкура. Это является символом победы государства над варварами и становление цивилизованной России. Постамент в виде скалы свидетельствует о трудностях, которые приходилось преодолевать на пути к успеху, а змея под ногами — изображение врагов. Известно, что во время работы над созданием фигуры Петра, скульптору никак не удавалось создать голову императора. Эту задачу блестяще выполнила одна из его учениц. Создание змеи также принадлежит не Фальконе — над ней работал русский скульптор Федор Гордеев.

Грандиозный замысел Екатерины Второй требовал соответствующего постамента.

Долгое время продолжались поиски подходящего камня. В результате, после обращения к населению с просьбой о помощи через газету, был найден «Гром-камень» . Он получил свое название из-за неоднократного попадания молний. Находящийся всего в 15 км от Петербурга, монолит из гранита весом в полторы тысячи тонн требовал поиска способов перевозки. Транспортировка началась осенью 1769 года и в ней принимали участие сотни людей.

Медный всадник обладал таким грандиозным масштабом, что приглашенный из Франции мастер Эрсман отказался от участия в отливке монумента. Это была непростая задача, так как скульптор имел всего три точки опоры. При этом, важно было создать переднюю часть максимально легкой. В этой работе скульптору помогал литейщик Емельян Хайлов. Повторная отливка была проведена через три года. Несмотря на успешное завершение проекта, скульптор покинул Россию, не дождавшись установки своего творения. По некоторым данным причиной были напряженные отношения императрицы Екатерины и Фальконе.

Реставрации памятника проходили в 1909 и в 1976 годах.

Монумент сразу понравился петербуржцам. Свое нынешнее название он получил после появления поэтического произведения Пушкина «Медный всадник».

Описание памятника Петру «Медный всадник»

«Медный всадник» расположен в сердце города Санкт-Петербурга — на Сенатской площади. Данная достопримечательность окружена зданиями Синода и Сената, рядом с памятником можно увидеть Амералтейство и Исаакиевский собор. Практически каждый турист, посещающий город, считает своим долгом сделать фото Медного всадника.

Название памятник Петру «Медный всадник» получил благодаря одноимённой поэме А. С. Пушкина, хотя на самом деле памятник сделан из бронзы.

На постаменте выполнена надписи с одной стороны на русском и с другой стороны на латинском:

«ПЕТРУ перьвому ЕКАТЕРИНА вторая лѣта 1782.»
«PETRO primo CATHARINA secunda MDCCLXXXII.»

Характеристики памятника Петру

Характеристики «Медного всадника»:

  • вес — 8 тонн,
  • высота — более 5,
  • вес гром-камня — около 1500 тонн.

"Медный всадник" — памятник первому российскому императору Петру I, стал одним из символов Санкт-Петербурга . Его торжественное открытие, приуроченное к 20-летию царствования императрицы Екатерины II, состоялось 18 августа (7 августа по старому стилю) 1782 года на Сенатской площади.

Инициатива создания памятника Петру I принадлежит Екатерине II. Именно по ее приказу князь Александр Михайлович Голицын обратился к профессорам Парижской Академии живописи и скульптуры Дидро и Вольтеру, мнению которых Екатерина II полностью доверяла .

Известные мастера рекомендовали для этой работы Этьена-Мориса Фальконе, давно мечтавшего создать монументальное произведение. Эскиз из воска был сделан мастером еще в Париже, а после приезда его в Россию в 1766 году началась работа над гипсовой моделью в величину статуи.

Отказавшись от аллегорического решения, предложенного ему в окружении Екатерины II, Фальконе решил представить царя как "созидателя, законодателя и благодетеля своей страны", который "простирает десницу над объезжаемой им страной". Голову статуи он поручил моделировать своей ученице Мари Анн Колло, но впоследствии, внес изменения в образ, стремясь выразить в лице Петра сочетание мысли и силы.

Отливка памятника состоялась в конце августа 1774 года. Но выполнить ее за один раз, как рассчитывал Фальконе, не удалось. Во время отливки в литейной форме образовались трещины, через которые стал вытекать жидкий металл. В мастерской начался пожар.

Самоотверженность и находчивость литейного мастера Емельяна Хайлова позволили погасить пламя, но вся верхняя часть отливки от колен всадника и груди лошади до их голов была непоправимо испорчена, и ее пришлось срубить. За время между первой и второй отливкой мастера заделали и зачеканили отверстия, оставшиеся в отлитой части монумента от труб (литников), по которым в форму подавался жидкий металл, и отшлифовали бронзу. Верхняя часть статуи была отлита летом 1777 года.

Затем началось соединение двух частей скульптуры и заделка шва между ними, чеканка, шлифовка и патинировка бронзы. Летом 1778 года отделка монумента была в основном завершена. В память об этом Фальконе выгравировал на одной из складок плаща Петра I надпись на латинском языке: "Лепил и отливал Этьен Фальконе парижанин 1778". В августе того же года скульптор покинул Россию , не дождавшись открытия монумента.

Наблюдение за ходом работ по сооружению монумента после отъезда французского скульптора из России вел архитектор Юрий Фельтен .

Опорой памятнику служит попранная конем змея работы скульптора Федора Гордеева, символизирующая зависть, косность и злобу.

Подножие скульптуры — гигантская гранитная глыба, так называемый гром-камень, была найдена в 1768 году на берегу Финского залива, близ деревни Конная Лахта. Доставка колоссального монолита массой около 1,6 тысячи тонн к месту сооружения памятника была закончена в 1770 году. Сначала его везли по суше на платформе с желобчатыми полозьями, которые через 32 бронзовых шара опирались на переносные рельсы, уложенные на подготовленную поверхность, а затем на специально построенной барже. По рисунку архитектора Юрия Фельтена камню была придана форма скалы, в результате обработки его размеры значительно уменьшились. На постаменте на русском и латинском языках смонтирована надпись: "Петру Первому Екатерина Вторая". Установкой памятника руководил скульптор Гордеев .

Высота скульптуры Петра I составляет 5,35 метра, высота постамента — 5,1 метра, длина постамента — 8,5 метра.

В статуе Петра, усмиряющего коня на крутой вершине скалы, великолепно передано единство движения и покоя; особое величие монументу придают царственно гордая посадка царя, повелительный жест руки, поворот вскинутой головы в лавровом венке, олицетворяющие сопротивление стихии и утверждение державной воли.

Монументальная статуя всадника, властной рукой сжимающего поводья вздыбленного в стремительном порыве коня, символизирует рост могущества России.

Место расположения памятника Петру I на Сенатской площади выбрано не случайно. Рядом находятся основанное императором Адмиралтейство, здание главного законодательного органа царской России — Сената. Екатерина II настаивала на размещении памятника в центре Сенатской площади. Автор скульптуры Этьен Фальконе поступил по-своему, установив памятник ближе к Неве.

Сенатская площадь после открытия памятника получила название Петровская, в 1925-2008 годах называлась площадь Декабристов. В 2008 году ей вернули прежнее название — Сенатская.

Благодаря Александру Пушкину, использовавшему фантастический сюжет об ожившем памятнике во время потрясшего город наводнения в своей поэме, бронзовый монумент Петра .

В годы Великой Отечественной войны (1941-1945) монумент был укрыт мешками с песком, поверх которых был сооружен деревянный футляр.

"Медный всадник" неоднократно реставрировался. В частности, в 1909 году была спущена накопившаяся внутри памятника вода и заделаны трещины, в 1912 году в скульптуре были просверлены отверстия для стока воды, в 1935 году устранены все вновь образовавшиеся дефекты. Комплекс реставрационных работ был осуществлен в 1976 году.

Памятник Петру I составляет неотъемлемую часть ансамбля центра города.

В День города в Санкт-Петербурге официальные праздничные мероприятия традиционно на Сенатской площади.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

В Петербурге сосредоточено множество памятников, посвященных великому императору, последнему царю всея Руси, знаменитому Петру I. Рассмотрим некоторую часть из них.

Памятник Петру Первому у Михайловского замка

Его создание началось еще в 1716 году. Работа над ним была поручена итальянскому мастеру Карло Бартоломео Растрелли. Однако проект не удалось завершить при правлении великого императора. Лишь в 1744 году была завершена работа над литейной формой, непосредственно перед смертью Растрелли. В 1747 году скульптура была отлита в бронзе, проектом уже руководил его сын, известный как Франческо Бартоломео. Возвести памятник Петру I в Санкт-Петербурге на пьедестал к этому времени так и не удалось, так как скульптор был отстранен от дел. На тот момент власть перешла к , а сама скульптура на долгое время была передана на хранение в складских помещениях. С началом правления Павла I было принято решение установить памятник у его новой резиденции. Так в 1800 году скульптура нашла свое место у Михайловского моста. В это же время статуя была дополнена надписью «Прадеду - правнук». Памятник Петру Великому изображен в виде древнеримского всадника, увенчанного лавровым венком, сидящим на коне и держащим в руку жезл правителя.

Памятник Петру I - "В ознаменование 300-летия российского флота" - невероятной высоты скульптура, установленная на стрелке Москвы-реки и Водоотводного канала в 1997 году. Исполинский монумент стал третьим по высоте памятником в Москве, а по степени своей скандальности оставил далеко позади всех мыслимых конкурентов.

Пётр I Великий (1672 - 1725) - последний царь всея Руси и первый Император Всероссийский, вошедший в историю как прогрессивный реформатор российской государственности и военного дела, а также как создатель регулярного российского флота. Современные историки оценивают его личность и вклад в развитие России достаточно противоречиво, но если значение прочих достижений первого российского императора они могут подвергнуть сомнению, то создание флота однозначно стало его триумфом.

Скульптура изображает гигантского Петра Первого за штурвалом непропорционально малого парусного судна. Лицо императора выполнено с портретным сходством, а фигура облачена в древнеримские доспехи и плащ; левой рукой он удерживает штурвал, правую же поднял, демонстрируя огромный позолоченный свиток. Судно, которым управляет бронзовый Пётр, сделано непропорционально, даже карикатурно маленьким по сравнению с его фигурой; на его палубе, словно грибы, стоят ещё более маленькие городские здания, на крышах которых и стоит император. Мачта, огромная по сравнению с размерами судна, отличается высокой детализацией, а на бушприт водружён двуглавый орёл. В качестве пьедестала для масштабного памятника служит стилизованная ростральная колонна, ростры которой украшены Андреевскими флагами. Монумент установлен на небольшом искусственном острове, который обрамлён фонтанами, создающими эффект рассекающего воду корабля.

Высота памятника - 98 метров. Это третий по высоте памятник Москвы и России после монументов Победы (141,8 метра) и (107 метров).

Технические детали

В инженерном смысле монумент представляет собой уникальное сооружение.

Его несущий каркас построен из нержавеющей стали, поверх которой навешены бронзовые детали. Внутри пьедестала предусмотрена лестница для наблюдения за состоянием памятника. Фигура Петра и корабль собирались по отдельности и монтировались уже в готовом виде. Паруса, со стороны кажущиеся монолитными, также имеют внутри металлический каркас, служащий для облегчения их веса. Любопытно, что ванты корабля представляют собой настоящие плетёные канаты: их сплели из нескольких тросов из нержавеющей стали и закрепили таким образом, чтобы полностью исключить их подвижность. На работах по монтажу задействовали 120 человек.

Для строительства использовали высококачественную бронзу. При монтаже её покрывали специальным защитным лаком, предотвращающим коррозию и изменение цвета.

История памятника

Любопытно, что история установки исполинского Петра фактически началась с совсем другого памятника.

20 октября 1996 года в России отмечали 300-летие российского флота, и за год до этого российские моряки при поддержке первого заместителя Главнокомандующего ВМФ адмирала Селиванова обратились к правительству России с просьбой установить на набережной напротив Третьяковской галереи памятник по эскизу скульптора Льва Кербеля. Однако, московские власти взялись разрешить все вопросы с памятником самостоятельно, и решением правительства Москвы были организованы специальные комиссии, которые сочли задумку Церетели более интересной. Вместе с тем, скульптору рекомендовали внести в проект некоторые изменения: одеть Петра в традиционную российскую форму, разместить внутри монумента бюсты выдающихся флотоводцев и убрать двуглавого орла с бушприта. Автор к рекомендациям не прислушался.

Построить памятник к празднику, разумеется, уже не представлялось возможным: на его проектирование и строительство ушло около года, и он был открыт 5 сентября 1997 года - в день празднования 850-летия Москвы.

Любопытно, что ещё при строительстве памятника с ним вышел громкий эксцесс: 6 июля 1997 года члены радикальной подпольной группы "Реввоенсовет" заминировали Петра. Взрывать памятник, однако, не стали: по разным версиям, подрыв был толи отменён, толи предотвращён. Позже участники организации были привлечены к ответственности за терроризм.

К сожалению, горожане в основном не приняли новый памятник: он вызвал отторжение и был резко раскритикован, причём принять Петра не смогли даже спустя годы после установки скульптуры. Активная общественность не раз инициировала дискуссии и кампании за снос памятника, а некоторые другие российские города даже изъявляли готовность его принять, но пока что он остаётся на своём месте. И, видимо, останется навсегда: как бы там ни было, вне зависимости от отношения горожан к памятнику, постепенно москвичи к нему привыкают.

"Вас здесь не стояло": критика монумента

Памятник Петру I стал, вероятно, самым скандальным монументом в истории современной Москвы, став живой городской легендой.

Первое, что смутило горожан - слухи о том, что памятник является слегка переработанной скульптурой Колумба, которую Церетели безуспешно предлагал купить США и Испании к 500-летию открытия Американского континента, но те отказались. Скульптор опроверг эти слухи, но им по-прежнему верят. В музее-мастерской Зураба Церетели есть макеты обоих памятников, которые специально демонстрируются рядом, чтобы публика могла увидеть различия между ними.

Вопросы возникли и к ростральной колонне в пьедестале памятника - дело в том, что ростральные колонны принято украшать трофейными рострами (или их скульптурными изображениями) вражеских кораблей, но в монументе на них закреплены Андреевские флаги - символика российского флота. Таким образом, Пётр с памятника словно воюет с российским флотом. Кроме того, москвичей огорчили место и размеры памятника: ведь Пётр Первый связан в первую очередь с Петербургом, и горожанам показалось нелогичным строить настолько огромный памятник ему в Москве, да ещё в самом центре, где он сильно вмешивается в городские панорамы. Смутили и странные пропорции гигантского императора к маленькому кораблю.

В разные годы отдельные общественные деятели и организации неоднократно предлагали снести, перенести и даже построить вокруг Петра небоскрёб. Дискуссия была особенно острой после открытия монумента, московские СМИ публиковали большое количество статей против памятника, а общественные деятели собирали подписи и занимались агитацией за его снос, но позже всё поутихло. После отставки мэра Москвы Юрия Лужкова споры разгорелись вновь, но памятник пережил и их.

Любопытно, что обилие критики породило массу ироничных названий, которыми именуют памятник в народе: "Пётр Христофорович", "Кинг-Конг", "Колумб с головой Петра", "Гулливер" и ряд прочих.

Так или иначе, в наши дни памятник Петру I стал одной из самых из самых известных достопримечательностей Москвы. Да и как не стать, если его видно из половины центра города?

Памятник Петру I "В ознаменование 300-летия российского флота" находится на стрелке Москвы-реки и Водоотводного канала в районе фабрики "Красный Октябрь". Добраться до него можно пешком от станций метро "Парк Культуры" Сокольнической и Кольцевой линий, "Полянка" Серпуховско-Тимирязевской и "Октябрьская" Калужско-Рижской.

Памятник Медный всадник (Россия) - описание, история, расположение. Точный адрес, телефон, веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

  • Туры на майские в Россию
  • Горящие туры в Россию

Предыдущая фотография Следующая фотография

Медный всадник на Сенатской площади - не единственный памятник Петру I в Санкт-Петербурге, но, бесспорно, самый известный, давно ставший символом Северной столицы. Уже в конце 18 века с ним связывали множество городских легенд и анекдотов, а в веке 19-м Медный всадник любили упоминать в своих произведениях поэты того времени.

Вопреки своему прозванию, памятник не медный, а бронзовый. А популярное название памятник Петру получил благодаря одноименной поэме Пушкина.

По задумке Екатерины II, заказавшей скульптуру, и ее консультантов, Вольтера и Дидро, Петр должен был предстать в торжественном облике римского императора-победителя с жезлом и скипетром в руках. Однако французский скульптор Этьен Фальконе, приглашенный для работы над памятником, посмел спорить с венценосными особами и показал миру другого Петра, не умаляя при этом ни его полководческие таланты, ни его звание мудрого правителя.

После 16 лет работы 7 августа 1782 г. по старому стилю на огромном постаменте была торжественно установлена конная статуя молодого царя. Памятник стал первым, установленным на городской площади. Петр уверенно восседает на вздыбленном скакуне, укрытом медвежьей шкурой. Животное олицетворяет мятежный, невежественный народ, который покорился императору. Копытами коня раздавлена огромная змея, символизирующая противников реформ, а также служащая дополнительной опорой конструкции. Фигура самого царя выражает силу, стремление и непоколебимость. На гранитной глыбе по приказу Екатерины Великой высечено посвящение на двух языках, русском и латинском: «Петру I Екатерина II лета 1782».

На гранитной глыбе, на которой установлен памятник, по приказу Екатерины Великой высечено посвящение на двух языках, русском и латинском: «Петру I Екатерина II лета 1782».

Интересная история связана с камнем, на который водружен монумент. Он был найден крестьянином Семеном Вишняковым на расстоянии около 9 км от площади. На место установки памятника Гром-камень доставили с помощью поистине уникального для той поры приспособления, работающего по принципу подшипника. Первоначально глыба весила около 1600 тонн. Затем по проекту Фальконе ее обтесали и придали форму волны, олицетворяющей мощь России как морской державы.

История создания памятника

А еще много историй и баек до сих пор ходит вокруг жеста императора. Правая рука Петра повелительно вытянута вперед, левой он крепко держит поводья. Некоторые говорят, что рука указывает вниз, на место, где «город будет заложен». Другие считают, что Петр смотрит в сторону Швеции - страны, с которой он так долго и упорно воевал. В 19 веке родилась одна из самых интересных версий. Она утверждает, что правая рука Петра на самом деле обращена в сторону Невы. Локтем левой он указующе тычет в сторону Сената, который в 19 веке выполнял функцию Верховного Суда. Истолкование жеста таково: лучше утопиться в Неве, чем судиться в Сенате. Уж очень коррумпированное это было в те времена заведение.

Адрес: Сенатская площадь, м. «Невский проспект», «Адмиралтейская».