Биография шостаковича композитора. Дмитрий шостакович - биография, информация, личная жизнь

Дмитрий Дмитриевич Шостакович - великий композитор, чьё имя известно не только в России.

Родился в Петербурге в 1906-м году. Окончил Петроградскую консерваторию по двум специальностям - как пианист и как композитор. Первая же симфония, написанная в качестве дипломной работы, принесла композитору известность.

Дмитрий Дмитриевич Шостакович создал 15 симфоний, в том числе и знаменитую седьмую (Ленинградскую), посвящённую блокаде родного города.

Кроме того, композитор написал 15 струнных квартетов, получивших всемирное признание. Внёс вклад и в развитие оперного жанра.

В сороковых годах Дмитрий Дмитриевич преподавал также в Московской консерватории. Являлся почётным членом многих зарубежных академий и почётным доктором ряда университетов. Творчество Шостаковича оказало огромное влияние на развитие мирового музыкального искусства.

Предлагаем познакомиться с воспоминаниями о Дмитрии Дмитриевиче Шостаковиче из книги « » Владимира Владимировича Шахиджаняна.

С Дмитрием Дмитриевичем Шостаковичем я познакомился в 1955 году (мне тогда было пятнадцать лет) в доме известных в то время режиссеров Григория Львовича Рошаля и его жены Веры Павловны Строевой, в семье которых я долгое время воспитывался. Они боготворили этого застенчивого до болезненности человека и ценили его гениальность, близко к сердцу приняли переживания Дмитрия Дмитриевича по поводу постановления ЦК партии большевиков, где его музыка была названа сумбуром. В конце шестидесятых годов я работал на радио, в «Маяке» и «Последних известиях». Перед открытием очередного съезда композиторов меня попросили взять у Шостаковича интервью. Я был уверен, что мне он не откажет. Созвонились. Договорились о встрече. Встретились в Союзе композиторов Российской Федерации.

Понимаете ли, - начал Дмитрий Дмитриевич, - а может быть, не надо? Говорю я плохо, да и, признаюсь, не люблю говорить. Я ведь и на роль секретаря Союза композиторов с трудом согласился, и только потому, что, надеюсь, удастся помочь кому-нибудь. Вы знаете, я всегда боюсь кого-нибудь обидеть…

Дмитрий Дмитриевич, - продолжал я свои уговоры, - давайте попробуем. Назовете несколько имен талантливых композиторов, представляете, все услышат, молва разойдется кругами, им ваше имя поможет, никто их ругать не будет. Он постоял некоторое время в раздумье, нервно потирая подбородок. Я открыл на всякий случай репортерскую сумку и достал из нее микрофон. Тут в комнату вошла секретарша.


Дмитрий Дмитриевич, я хотела бы пораньше уйти, если вы не возражаете…

Конечно, конечно, идите… - тут же разрешил Дмитрий Дмитриевич, словно извиняясь, что не догадался сам пораньше ее отпустить.

Вам принесли зарплату. - Секретарша передала Шостаковичу конверт. Он не глядя положил его в карман. Секретарша вышла. Я включил магнитофон. Снова стук в дверь. Представительный молодой человек. Высокий, плечистый, элегантно одетый. Кивнув мне мимоходом, он подошел к Дмитрию Дмитриевичу и, протягивая руку, сказал:

Дмитрий Дмитриевич, не могли бы вы меня выручить, дать мне денег, поиздержался я чуть-чуть… Дмитрий Дмитриевич достал из кармана конверт и, вопросительно посмотрев на вошедшего, спросил:

Сколько вам нужно?

Да рублей пятьсот - шестьсот. Дмитрий Дмитриевич вытащил из конверта деньги и, невнимательно пересчитав, виновато, я подчеркиваю, виновато произнес:

Тут не хватает ста рублей, вы уж простите… Берите, сколько есть. Молодой человек взял конверт и, широко улыбнувшись, покинул кабинет. Я приготовился к записи.

Мы, советские композиторы, - начал, чуть волнуясь, гений, - готовимся к своему съезду Российской Федерации. - Он рукой придерживал не только подбородок, но и губы, и от этого некоторые слова его звучали не очень отчетливо. Я понимал, что ОТК на радио зарубит запись.

Дмитрий Дмитриевич, простите, пожалуйста, но, если нетрудно, уберите руку… звук… понимаете, будет неразборчивым.

Да, да, хорошо, - покорно согласился Дмитрий Дмитриевич и тут же руку убрал за спину. Но как только опять заговорил, его другая рука оказалась между губами, он как бы покусывал кончики пальцев, размышляя… Снова я остановил запись. Снова попросил убрать на этот раз левую руку. Дмитрий Дмитриевич скрестил обе руки за спиной и продолжил:

Для нас это большое событие… событие… - Возникла пауза. Дмитрий Дмитриевич легким движением взял очки и дужки от них зажал во рту. Я смирился и записывал, как записывается. Дмитрий Дмитриевич перечислил имена талантливых композиторов, которым, он считал, нужно всячески помогать, ибо они талантливы. Были названы Андрей Эшпай, Родион Щедрин, Владимир Дашкевич, Альфред Шнитке и Моисей Вайнберг. В Ленинграде, добавил Дмитрий Дмитриевич, работает невероятно талантливый композитор Исаак Шварц. В конце Дмитрий Дмитриевич довольно громко и внятно, хотя и с дужками во рту, сказал: «Я боюсь кого-нибудь обидеть». Мы закончили запись. И тут Шостакович заметил, что дужки очков во рту. Мы оба улыбнулись.

Что, невнятно получилось? Я же говорил: не умею выступать. Я уже хотел было попросить перезаписать весь текст или хотя бы внятно повторить фамилии композиторов, уж больно они неразборчиво были произнесены. Но тут в кабинет вошла молодая женщина. Мягкая, скромная.

Дима, - сказала она, но, увидев меня, поправилась. - Дмитрий Дмитриевич, мы хотели заехать в магазин…

Да, да, мне принесли зарплату, но вот ведь какая история, тут ко мне зашел один молодой человек, и я его выручил, он совсем без денег…

Кто он? - тихо спросила женщина.

Не знаю, - чуть оправдываясь, ответил Дмитрий Шостакович, - кажется, из консерватории. Они оба посмотрели на меня как бы извиняясь. Я решил поблагодарить за интервью и не мешать разговору гения с той, которую он любил. До меня донеслось еле слышное: «Опять то же самое». Я приехал на радио и принялся монтировать пленку для вечернего выпуска последних известий. Как я и предполагал, фамилии звучали абсолютно неразборчиво. Конечно, можно было дать и без них, но стоило ли? Нервничая, я вышел в холл покурить. И тут я увидел сидящего в кресле молодого человека, известного актера Виктора Чистякова, блестящего пародиста.

Виктор, - взмолился я (мы были довольно хорошо знакомы), - выручай. Послушай пленку. Переговори за человека, великого человека, несколько фамилий. Он их неразборчиво произнес. Мы сели в студии. Оператор Алла Петрищева дала пленку с крючка, есть такой термин у радистов, зазвучала речь Дмитрия Дмитриевича, а как только пошли фамилии, вступил Виктор Чистяков. С первого же дубля он произнес их четко, быстро, легко. И… самое удивительное, он не только блестяще подражал голосу Шостаковича, его интонации, он говорил, покусывая кончики пальцев. Запись получилась отличной. Прошла в эфир. Имена композиторов Андрея Эшпая, Родиона Щедрина, Владимира Дашкевича, Альфреда Шнитке, Моисея Вайнберга и Исаака Шварца прозвучали сверхразборчиво. Вечером я позвонил Дмитрию Дмитриевичу.

Все получилось, - удивленно произнес он. - И имена композиторов, вы так боялись, что будет непонятно, все было слышно, мне уже многие звонили. И хорошо, что последнюю фразу оставили - нельзя обижать друг друга, ведь действительно нельзя. Спасибо вам и большой привет Вере Павловне и Григорию Львовичу, мы же у них познакомились. Об этом эпизоде я всегда вспоминаю, когда смотрю на любительскую фотографию композитора, которую снял журналист Андрей Гречухин. Но она сделана в Большом зале консерватории после первого исполнения 14-й симфонии Дмитрия Шостаковича. А это уже другой рассказ.

Когда Дмитрию Шостаковичу было семнадцать лет, критики официально объявили его гением. В 18 лет, я подчеркиваю, в ВОСЕМНАДЦАТЬ ЛЕТ он закончил Первую симфонию. Исполнение этого произведения принесло молодому композитору всемирную славу.

А до этого… А до этого он работал тапером в кинотеатре «Баррикады» в Петрограде, учился в консерватории, помогал матери, хотя сам испытывал нужду - на что поесть, на что купить новый костюм, как сэкономить деньги, чтобы осталось на книги. Когда я брал у Дмитрия Дмитриевича интервью для «Литературной газеты» и попросил его рассказать о юношеской жизни, он засмеялся (тихо-тихо, будто бы чего-то стеснялся) и вспомнил такую историю.

Знаете, мне повезло. Я очень рано понял: известность, популярность, тщеславие - это все суета. Надо работать, делать, писать. Помню, мне было 18 лет. Я пригласил знакомую девушку в кинотеатр «Баррикады». Приходим. А билетов нет. Как быть? Обращаюсь к администратору: «Я Шостакович, композитор, музыкант. Мне нужно два билета в кино. Помогите». Тут Дмитрий Дмитриевич выдержал паузу, чуть иронично посмотрел на меня и продолжил рассказ. «А я Рабинович, администратор, у меня билетов нет», - услышал я в ответ. И с тех пор, поверите, никогда не говорю: «Я Шостакович». Это неприлично, нескромно, нехорошо. Еще несколько историй.

В Большом театре утверждали музыку Государственного гимна. В Центральной, бывшей царской, ложе сидели Сталин и члены Политбюро, в партере - композиторы: Александров, Шостакович, Хренников, Хачатурян, Кабалевский и другие маститые музыканты. Прокофьев, хотя ему послали приглашение, как всегда, не явился. После того как прозвучали варианты гимна, всех пригласили в центральную ложу. Композиторы и члены Политбюро стояли, Сталин прохаживался. Наконец он сказал:

Есть такое мнение: удачнее всех мелодия товарища Александрова. - (Все закивали.) - Но только, профессор, - обратился Сталин к Александрову, - у вас там не все в порядке с инструментацией. Надо еще поработать.

Вы совершенно правы, товарищ Сталин, - разволновался Александров. - С инструментовкой… инструментацией меня подвели. Я поручил это Кнушевицкому, а он… Тут взорвался Шостакович:

При чем тут Кнушевицкий?! Композитор всегда сам отвечает за все от начала до конца! Шостакович осекся. Воцарилась тишина. Сталин продолжал ходить. Потом остановился возле Александрова, ткнул мундштуком в его плечо и сказал:

А что, профессор, ведь товарищ Шостакович прав - композитор сам за все отвечает.

Шостаковичу во время войны предложили поехать в США и выступить для мобилизации общественного мнения в пользу Советского Союза и его сражающейся армии.

Шостакович отказался. Тогда ему позвонил Сталин и тоже попросил. Шостакович согласился. Этот звонок поднял политический авторитет Шостаковича, и он воспользовался этим, чтобы освободить одного арестованного музыканта.

На одном из приемов, куда были приглашены деятели культуры, Жданов принялся разъяснять им историческое значение постановления об опере «Великая дружба» и, сев за рояль, показал Прокофьеву и Шостаковичу, какую музыку надо сочинять.

После постановления ЦК по вопросам музыки Шостакович долго не мог прийти в себя. «Я ему завидую», - сказал он о погибшем Михоэлсе.

Шостаковичу на приеме у английской королевы подали чай с лимоном. Выпив чашку, Шостакович достал ложечкой лимон и съел его. Двор был шокирован. Но королева невозмутимо достала свой лимон и тоже съела. Инцидент стал прецедентом: теперь при королевском дворе можно съесть лимон, вынув его из чая.

Шостакович Дмитрий Дмитриевич – советский пианист, общественный деятель, педагог, доктор искусствоведения, народный артист СССР, один из наиболее плодовитых композиторов XX века.

Дмитрий Шостакович появился на свет в сентябре 1906 года. У мальчика было две сестры. Старшую дочь Дмитрий Болеславович и Софья Васильевна Шостаковичи назвали Марией, она родилась в октябре 1903 года. Младшая сестра Дмитрия получила при рождении имя Зоя. Любовь к музыке Шостакович унаследовал от родителей. Он и его сестры были очень музыкальны. Дети вместе с родителями с юных лет принимали участие в домашних импровизированных концертах.

Дмитрий Шостакович с 1915 года учился в коммерческой гимназии, в это же время он начал посещать уроки в знаменитой частной музыкальной школе Игнатия Альбертовича Гляссера. Учась у знаменитого музыканта, Шостакович приобрел хорошие навыки пианиста, но наставник не обучал композиции, и юноше приходилось заниматься этим самостоятельно.

Дмитрий вспоминал, что Гляссер был человеком скучным, самовлюбленным и неинтересным. Через три года юноша решил покинуть курс обучения, хотя мать всячески препятствовала этому. Шостакович даже в юном возрасте не менял своих решений и ушел из музыкальной школы.


В своих мемуарах композитор упоминал об одном событии 1917 года, которое сильно врезалось ему в память. В возрасте 11 лет Шостакович увидел, как казак, разгоняюший толпу народа, разрубил саблей мальчика. В юном возрасте Дмитрий, вспоминая об этом ребенке, написал пьесу под названием «Траурный марш памяти жертв революции».

Образование

В 1919 году Шостакович стал студентом Петроградской консерватории. Знания, приобретенные им на первом курсе учебного заведения, помогли юному композитору окончить свое первое крупное оркестровое сочинение - Скерцо fis-moll.

В 1920 году Дмитрий Дмитриевич написал «Две басни Крылова» и «Три фантастических танца» для фортепиано. Этот период жизни молодого композитора связан с появлением в его окружении Бориса Владимировича Асафьева и Владимира Владимировича Щербачева. Музыканты входили в «Кружок Анны Фогт».

Шостакович учился прилежно, хотя испытывал трудности. Время было голодное и сложное. Продуктовый паёк для учащихся консерватории был очень мал, юный композитор голодал, но не оставлял занятий музыкой. Он посещал филармонию и занятия, несмотря на голод и холод. Отопления в консерватории зимой не было, многие студенты заболевали, были и случаи летального исхода.

В своих мемуарах Шостакович писал, что в тот период физическая слабость вынуждала его ходить на занятия пешком. Чтобы доехать до консерватории на трамвае, необходимо было протискиваться сквозь толпу желающих, так как транспорт ходил редко. Дмитрий был слишком слаб для этого, он выходил из дома заранее и долго шел пешком.


Шостаковичи очень нуждались в деньгах. Ситуацию усугубила смерть кормильца семьи Дмитрия Болеславовича. Чтобы заработать немного денег, сын устроился работать тапёром в кинотеатр «Светлая лента». Об этом времени Шостакович вспоминал с отвращением. Работа была низкооплачиваемая и изнурительная, но Дмитрий терпел, так как семья очень нуждалась.

Через месяц этой музыкальной каторги Шостакович пошел к владельцу кинотеатра Акиму Львовичу Волынскому, чтобы получить жалование. Ситуация оказалась очень неприятной. Владелец «Светлой ленты» стыдил Дмитрия за его желание получить заработанные гроши, убеждал в том, что люди искусства не должны заботиться о материальной стороне жизни.


Часть суммы семнадцатилетний Шостакович выторговал, остальное можно было получить только по суду. Через некоторое время, когда Дмитрий уже имел некоторую известность в музыкальных кругах, его пригласили на вечер памяти Акима Львовича. Композитор пришел и поделился своими воспоминаниями об опыте работы с Волынским. Организаторы вечера пришли в негодование.

В 1923 году Дмитрий Дмитриевич окончил Петроградскую консерваторию по классу фортепиано, а еще через два года – по классу композиции. Дипломной работой музыканта стала Симфония №1. Произведение было впервые исполнено в 1926 году в Ленинграде. Зарубежная премьера симфонии состоялась годом позже в Берлине.

Творчество

В тридцатые годы прошлого века Шостакович представил поклонникам своего творчества оперу «Леди Макбет Мценского уезда». В этот период он также закончил работу над пятью своими симфониями. В 1938 году музыкант сочинил «Джазовую сюиту». Наиболее известным фрагментом этого произведения стал «Вальс №2».

Появление в советской печати критики относительно музыки Шостаковича заставило его пересмотреть свой взгляд на некоторые работы. По этой причине Четвертая симфония не была представлена публике. Шостакович остановил репетиции незадолго до премьеры. Публика услышала Четвертую симфонию только в шестидесятые годы двадцатого века.

После Дмитрий Дмитриевич считал партитуру произведения утерянной и стал заниматься переработкой сохранившихся у него набросков для фортепианного ансамбля. В 1946 году в архивах документов были найдены копии партий Четвертой симфонии для всех инструментов. Через 15 лет произведение было представлено публике.

Великая Отечественная война застала Шостаковича в Ленинграде. В это время композитор начал работу над Седьмой симфонией. Покидая блокадный Ленинград, Дмитрий Дмитриевич увозил с собой наброски будущего шедевра. Седьмая симфония прославила Шостаковича. Наиболее широко она известна как «Ленинградская». Симфония была впервые исполнена в Куйбышеве в марте 1942 года.

Окончание войны Шостакович ознаменовал сочинением Девятой Симфонии. Ее премьера состоялась в Ленинграде 3 ноября 1945 года. Через три года композитор оказался в числе музыкантов, попавших в опалу. Его музыка была признана «чужой советскому народу». Шостаковича лишили звания профессора, полученного в 1939 году.


Учитывая тенденции времени, Дмитрий Дмитриевич в 1949 году представил публике кантату «Песнь о лесах». Основной задачей произведения было восхваление Советского союза и его триумфального восстановления в послевоенные годы. Кантата принесла композитору Сталинскую премию и хорошее расположение критиков и властей.

В 1950 году музыкант, вдохновленный творчеством Баха и пейзажами Лейпцига, начал сочинение 24 Прелюдий и Фуг для фортепиано. Десятая симфония была написана Дмитрием Дмитриевичем в 1953 году, после восьмилетнего перерыва в работе над симфоническими произведениями.


Через год композитор создал Одиннадцатую симфонию, получившую название «1905 год». Во второй половине пятидесятых годов композитор углубился в жанр инструментального концерта. Его музыка стала более разнообразной по форме и настроению.

В последние годы своей жизни Шостакович написал еще четыре симфонии. Он также стал автором нескольких вокальных произведений и струнных квартетов. Последней работой Шостаковича была Соната для альта и фортепиано.

Личная жизнь

Близкие к композитору люди вспоминали, что его личная жизнь началась неудачно. В 1923 году Дмитрий встретил девушку по имени Татьяна Гливенко. У молодых людей были взаимные чувства, но Шостакович, обремененный нуждой, не осмелился сделать возлюбленной предложение. Девушка, которой было 18 лет, подыскала себе другую партию. Через три года, когда дела Шостаковича немного наладились, он предложил Татьяне уйти от мужа к нему, но возлюбленная отказала.


Дмитрий Шостакович с первой женой Ниной Вазар

Через некоторое время Шостакович женился. Его избранницей стала Нина Вазар. Жена отдала Дмитрию Дмитриевичу двадцать лет жизни и родила двоих детей. В 1938 году Шостакович стал отцом в первый раз. У него родился сын Максим. Младшим ребенком в семье была дочь Галина. Первая жена Шостаковича скончалась в 1954 году.


Дмитрий Шостакович с женой Ириной Супинской

Композитор был женат трижды. Второй его брак оказался скоротечным, Маргарита Кайнова и Дмитрий Шостакович не сошлись характерами и быстро оформили развод.

Третий раз композитор вступил в брак в 1962 году. Супругой музыканта стала Ирина Супинская. Третья жена преданно ухаживала за Шостаковичем в годы болезни.

Болезнь

Во второй половине шестидесятых годов Дмитрий Дмитриевич заболел. Его болезнь не поддавалась диагностике, а советские врачи только разводили руками. Супруга композитора вспоминала, что мужу назначали курсы витаминов для замедления процесса развития болезни, но недуг прогрессировал.

Шостакович страдал от болезни Шарко (боковой амиотрофический склероз). Попытки вылечить композитора предпринимали американские специалисты и советские врачи. По совету Ростроповича Шостакович отправился в Курган на прием к доктору Илизарову. Лечение, предложенное врачом, помогло на некоторое время. Болезнь продолжала прогрессировать. Шостакович боролся с недугом, делал специальную зарядку, принимал лекарства по часам. Утешением для него было регулярное посещение концертов. На фото тех лет композитор чаще всего изображен вместе с женой.


Ирина Супинская ухаживала за мужем до последних его дней

В 1975 году Дмитрий Дмитриевич с супругой отправились в Ленинград. Там должен был состояться концерт, на котором исполняли романс Шостаковича. Исполнитель забыл начало, чем очень взволновал автора. По возвращению домой супруга вызвала для мужа “скорую помощь”. У Шостаковича диагностировали инфаркт и отвезли композитора в больницу.


Жизнь Дмитрия Дмитриевича оборвалась 9 августа 1975 года. В этот день он собирался смотреть с женой футбол в больничной палате. Дмитрий отослал Ирину за почтой, а когда она вернулась, супруг был уже мертв.

Похоронен композитор на Новодевичьем кладбище.

Dmitri Dmitriyevich Shostakovich

Советский композитор, пианист, дирижёр, педагог и общественный деятель. Один из крупнейших композиторов XX века. Творчество Шостаковича оказало значительное влияние на развитие мировой музыкальной культуры.

Заслуженный деятель искусств РСФСР (1942).
Народный артист РСФСР (1948).
Народный артист СССР (1954).

Родился 25 сентября 1906 года в Санкт-Петербурге.
Окончил Ленинградскую консерваторию по классу фортепиано в 1923 году (мастерская Л.В. Николаева), по классу композиции в 1925 году (мастерская М.О. Штейнберга). Работал пианистом-иллюстратором в кинотеатрах.

Автор 15 симфоний (1925-1971), фортепианного трио (1944), ряда струнных квартетов; опер "Нос" (1928), "Катерина Измайлова" (2-я редакция, 1956); балета "Золотой век" (1930), "Болт" (1931); оперетты "Москва, Черёмушки" (1959), вокально-симфонической поэмы "Казнь Степана Разина" (1964), 10 поэм для хора без сопровождения на стихи русских поэтов (1951), камерных произведений (в том числе 15 струнных квартетов, фортепианного квинтета, 24 прелюдий и фуг для фортепиано).

В 1928 году - заведующий музыкальной частью Театра имени Мейерхольда (Москва), в 1930-1933 ггодах - Ленинградского Театра рабочей молодёжи. В 1943-1948 годах - преподавал в Московской консерватории, с 1943 года - профессор.
С 1957 года - секретарь Союза композиторов СССР, с 1960 года - Союза композиторов РСФСР (в 1960-1968 годах - первый секретарь).
Доктор искусствоведения (1965).

В последние несколько лет своей жизни композитор сильно болел, страдая от рака лёгких. Дмитрий Шостакович умер в Москве 9 августа 1975 года и был похоронен на столичном Новодевичьем кладбище (участок № 2).

призы и награды

Герой Социалистического Труда (1966).
Сталинская премия первой степени (1941) - за фортепианный квинтет.
Сталинская премия первой степени (1942) - за 7-ю («Ленинградскую») симфонию.
Сталинская премия второй степени (1946) - за трио.
Сталинская премия первой степени (1950) - за музыку к фильму «Встреча на Эльбе» (1949).
Сталинская премия второй степени (1952) - за 10 поэм для хора.
Международная премия Мира (1954).
Ленинская премия (1958) - за 11-ю симфонию «1905 год».
Государственная премия СССР (1968) - за поэму «Казнь Степана Разина» для баса, хора и оркестра.
Три ордена Ленина (1946, 1956, 1966).
Орден Октябрьской революции (1971).
Орден Трудового Красного Знамени (1940).
Орден Дружбы народов (1972).
Государственная премия РСФСР имени М.И. Глинки (1974) - за 14-й струнный квартет и хоровой цикл «Верность».
Государственная премия УССР имени Т.Г. Шевченко (1976 - посмертно) - за оперу «Катерина Измайлова», поставленную на сцене КУГАТОБ имени Т.Г. Шевченко.
Серебряный командорский крест ордена Почёта за Заслуги перед Австрийской Республикой (1967).
Приз I-го Всесоюзного кинофестиваля за лучшую музыку к фильму "Гамлет" (Ленинград, 1964 год).
Командор ордена Искусств и литературы (Франция, 1958).
Премия им. Я. Сибелиуса (1958).
Премия Леони Соннинг (1973).
Почётный диплом на I-м Международном конкурсе пианистов имени Шопена в Варшаве (1927).

Д. Шостакович - классик музыки XX в. Ни один из ее великих мастеров не был так тесно связан с трудными судьбами своей родной страны, не сумел с такой силой и страстью выразить кричащие противоречия своего времени, оценить его суровым нравственным судом. Именно в такой сопричастности композитора боли и бедам своего народа и заключено основное значение его вклада в историю музыки века мировых войн и грандиозных социальных потрясений, каких дотоле не знало человечество.

Шостакович по своей природе - художник универсального дарования. Нет ни одного жанра, где он не сказал своего веского слова. Вплотную соприкоснулся он и с тем родом музыки, который порой высокомерно третировался серьезными музыкантами. Он - автор ряда песен, подхваченных массами людей, и поныне восхищают его блестящие обработки популярной и джазовой музыки, которой он особенно увлекался в пору становления стиля - в 20-30-е гг. Но главной областью приложения творческих сил для него стала симфония. Не потому, что ему вовсе были чужды остальные жанры серьезной музыки - он был наделен непревзойденным талантом истинно театрального композитора, а работа в кинематографе доставляла ему основные средства существования. Но грубый и несправедливый разнос, учиненный в 1936 г. в редакционной статье газеты «Правда» под заглавием «Сумбур вместо музыки», надолго отбил у него охоту заниматься оперным жанром - предпринимавшиеся попытки (опера «Игроки» по Н. Гоголю) остались незавершенными, а замыслы не перешли в стадию воплощения.

Возможно, именно в этом сказались свойства личности Шостаковича - от природы он не был склонен к открытым формам выражения протеста, легко уступал настырным ничтожествам в силу особой интеллигентности, деликатности и беззащитности перед грубым произволом. Но так было только в жизни - в своем искусстве он был верен своим творческим принципам и утверждал их в том жанре, где чувствовал себя вполне свободным. Поэтому в центре исканий Шостаковича и стала концепционная симфония, где он мог открыто говорить правду о своем времени, не идя на компромиссы. Однако он не отказывался от участия в художественных предприятиях, рожденных под давлением жестких требований к искусству, предъявлявшихся командно-административной системой, - таких, как кинофильм М. Чиаурели «Падение Берлина», где безудержное восхваление величия и мудрости «отца народов» дошло до крайнего предела. Но участие в такого рода киномонументах, либо иных, порой даже талантливых работах, искажавших историческую правду и творивших миф, угодный политическому руководству, не предохранило художника от грубой расправы, учиненной в 1948 г. Ведущий идеолог сталинского режима А. Жданов повторил грубые нападки, содержавшиеся в давней статье газеты «Правда» и обвинил композитора вместе с другими мастерами советской музыки той поры в приверженности к антинародному формализму.

Впоследствии в пору хрущевской «оттепели» подобные обвинения были сняты и выдающиеся творения композитора, на публичное исполнение которых был наложен запрет, нашли дорогу к слушателю. Но драматизм личной судьбы композитора, пережившего полосу неправедных гонений, наложил неизгладимый отпечаток на его личность и определил направленность его творческих исканий, обращенных к нравственным проблемам бытия человека на земле. Это было и осталось тем основным, что выделяет Шостаковича среди творцов музыки в XX в.

Его жизненный путь не был богат событиями. Окончив Ленинградскую консерваторию с блистательным дебютом - великолепной Первой симфонией , он начал жизнь композитора-профессионала сначала в городе на Неве, затем в годы Великой Отечественной войны в Москве. Сравнительно краткой была его деятельность как преподавателя консерватории - покинул ее он не по своей воле. Но и поныне его ученики сохранили память о великом мастере, сыгравшем определяющую роль в становлении их творческой индивидуальности. Уже в Первой симфонии (1925) отчетливо ощутимы 2 свойства музыки Шостаковича. Одно из них сказалось в становлении нового инструментального стиля с присущей ему легкостью, непринужденностью состязания концертирующих инструментов. Другое проявилось в настойчивом стремлении придать музыке высшую осмысленность, раскрыть средствами симфонического жанра глубокую концепцию философского значения.

Многие сочинения композитора, последовавшие за столь блистательным началом, отразили неспокойную атмосферу времени, где новый стиль эпохи выковывался в борьбе противоречивых установок. Так во Второй и Третьей симфониях («Октябрю» - 1927, «Первомайская» - 1929) Шостакович отдал дань музыкальному плакату, в них ясно сказались воздействия боевого, агитационного искусства 20-х гг. (не случайно композитор включил в них хоровые фрагменты на стихи молодых поэтов А. Безыменского и С. Кирсанова). В то же время в них проявилась и яркая театральность, которая так покоряла в постановках Е. Вахтангова и Вс. Мейерхольда. Именно их спектакли оказали воздействие и на стиль первой оперы Шостаковича «Нос » (1928), написанной по мотивам известной повести Гоголя. Отсюда идет не только острая сатиричность, пародийность, доходящие до гротеска в обрисовке отдельных персонажей и легковерной, быстро впадающей в панику и скорой на суд толпы, но и та щемящая интонация «смеха сквозь слезы», которая помогает нам распознать человека даже в таком пошляке и заведомом ничтожестве, как гоголевский майор Ковалев.

Стиль Шостаковича не только воспринял воздействия, исходящие из опыта мировой музыкальной культуры (здесь наиболее важны для композитора были М. Мусоргский, П. Чайковский и Г. Малер), но и впитал в себя звучания тогдашнего музыкального быта - той общедоступной культуры «легкого» жанра, которая владела сознанием масс. Отношение к ней у композитора двойственное - он порой утрирует, пародирует характерные обороты модных песен и танцев, но в то же время облагораживает их, поднимает до высот настоящего искусства. Такое отношение с особенной четкостью сказалось в ранних балетах «Золотой век » (1930) и «Болт » (1931), в Первом фортепианном концерте (1933), где достойным соперником фортепиано наряду с оркестром становится солирующая труба, а позднее в скерцо и финале Шестой симфонии (1939). Блестящая виртуозность, вызывающая дерзость эксцентрики сочетаются в этом сочинении с проникновенной лирикой, удивительной естественностью развертывания «бесконечной» мелодии в первой части симфонии.

И наконец, нельзя не сказать о другой стороне творческой деятельности молодого композитора - он много и упорно работал в кинематографе, сначала как иллюстратор при демонстрации немых фильмов, затем как один из создателей советского звукового кино. Его песня из кинофильма «Встречный» (1932) обрела всенародную популярность. Вместе с тем воздействие «молодой музы» сказалось и на стиле, языке, композиционных принципах его концертно-филармонических сочинений.

Стремление воплотить острейшие конфликты современного мира с его грандиозными потрясениями и ожесточенными столкновениями противоборствующих сил особенно сказались в капитальных работах мастера периода 30-х гг. Важным шагом на этом пути стала опера «Катерина Измайлова » (1932), написанная на сюжет повести Н. Лескова «Леди Макбет Мценского уезда». В образе главной героини раскрыта сложная внутренняя борьба в душе по-своему цельной и богато одаренной от природы натуры - под гнетом «свинцовых мерзостей жизни», под властью слепой, нерассуждающей страсти она идет на тяжкие преступления, за которыми следует жестокая расплата.

Однако наибольшего успеха композитор добился в Пятой симфонии (1937) - наиболее значительном и принципиальном достижении в развитии советского симфонизма 30-х гг. (поворот к новому качеству стиля наметился в написанной ранее, но тогда не прозвучавшей Четвертой симфонии - 1936). Сила Пятой симфонии заключена в том, что переживания ее лирического героя раскрыты в теснейшей связи с жизнью людей и - шире - всего человечества в канун величайшего потрясения, когда-либо пережитого народами мира, - второй мировой войны. Это и определило подчеркнутый драматизм музыки, присущую ей обостренную экспрессию - лирический герой не становится в этой симфонии пассивным созерцателем, он судит происходящее и предстоящее высшим нравственным судом. В неравнодушии к судьбам мира и сказалась гражданская позиция художника, гуманистическая направленность его музыки. Ее можно ощутить и в ряде других работ, относящихся к жанрам камерного инструментального творчества, среди которых выделяется фортепианный Квинтет (1940).

В годы Великой Отечественной войны Шостакович стал в первые ряды художников - борцов против фашизма. Его Седьмая («Ленинградская ») симфония (1941) была воспринята во всем мире как живой голос сражающегося народа, вступившего в схватку не на жизнь, а на смерть во имя права на существование, в защиту высших человеческих ценностей. В этом произведении, как и в созданной позднее Восьмой симфонии (1943), антагонизм двух противостоящих друг другу лагерей нашел прямое, непосредственное выражение. Никогда еще в искусстве музыки силы зла не были обрисованы столь рельефно, никогда еще не была с такою яростью и страстью обнажена тупая механичность деловито работающей фашистской «машины уничтожения». Но столь же рельефно представлена в «военных» симфониях композитора (как и в ряде других его работ, например, в фортепианном Трио памяти И. Соллертинского - 1944) духовная красота и богатство внутреннего мира человека, болеющего бедами своего времени.

В послевоенные годы творческая деятельность Шостаковича развернулась с новой силой. По-прежнему ведущая линия его художественных исканий была представлена в монументальных симфонических полотнах. После несколько облегченной Девятой (1945), своего рода интермеццо, не лишенного, однако, явственных отзвуков недавно завершившейся войны, композитор создал вдохновенную Десятую симфонию (1953), в которой была поднята тема трагической судьбы художника, высокой меры его ответственности в современном мире. Однако новое во многом стало плодом усилий предшествующих поколений - вот почему композитора так привлекли события переломного времени отечественной истории. Революция 1905 г., отмеченная кровавым воскресеньем 9 января, оживает в монументальной программной Одиннадцатой симфонии (1957), а свершения победоносного 1917 г. вдохновили Шостаковича на создание Двенадцатой симфонии (1961).

Раздумья над смыслом истории, над значением дела ее героев отразились также в одночастной вокально-симфонической поэме «Казнь Степана Разина » (1964), в основу которой положен фрагмент из поэмы Е. Евтушенко «Братская ГЭС». Но и события современности, вызванные крутыми переменами в жизни народа и в его мироощущении, возвещенные XX съездом КПСС, не оставили равнодушным великого мастера советской музыки - их живое дыхание ощутимо в Тринадцатой симфонии (1962), также написанной на слова Е. Евтушенко. В Четырнадцатой симфонии композитор обратился к стихам поэтов различных времен и народов (Ф. Г. Лорки, Г. Аполлинера, В. Кюхельбекера, Р. М. Рильке) - его привлекла тема скоротечности человеческой жизни и вечности творений истинного искусства, перед которыми отступает даже всевластная смерть. Эта же тема легла в основу замысла вокально-симфонического цикла на стихи великого итальянского художника Микеланджело Буонарроти (1974). И наконец, в последней, Пятнадцатой симфонии (1971) вновь оживают образы детства, воссоздающиеся перед взором умудренного жизнью творца, познавшего поистине неизмеримую меру человеческих страданий.

При всем значении симфонии в послевоенном творчестве Шостаковича она далеко не исчерпывает всего наиболее значительного, что было создано композитором в завершающее тридцатилетие его жизненного и творческого пути. Особенное внимание он уделял концертным и камерно-инструментальным жанрам. Им были созданы 2 скрипичных ( и 1967), два виолончельных концерта (1959 и 1966), Второй фортепианный (1957). В лучших сочинениях этого жанра воплощены глубокие концепции философского значения, сравнимые с теми, что с такой впечатляющей силой выражены в его симфониях. Острота столкновения духовного и бездуховного, высших порывов человеческого гения и агрессивного натиска пошлости, нарочитого примитива ощутима во Втором виолончельном концерте, где простенький, «уличный» мотивчик преображается до неузнаваемости, обнажая свою антигуманную сущность.

Однако и в концертах и в камерной музыке раскрывается виртуозное мастерство Шостаковича в создании композиций, открывающих простор для свободного соревнования музицирующих артистов. Здесь основным жанром, привлекшим внимание мастера, стал традиционный струнный квартет (их написано композитором столько же, сколько и симфоний - 15). Квартеты Шостаковича поражают разнообразием решений от многочастных циклов (Одиннадцатый - 1966) до одночастных композиций (Тринадцатый - 1970). В ряде своих камерных произведений (в Восьмом квартете - 1960, в Сонате для альта и фортепиано - 1975) композитор возвращается к музыке прежних своих сочинений, придавая ей новое звучание.

Среди произведений других жанров можно назвать монументальный цикл Прелюдий и фуг для фортепиано (1951), навеянный баховскими торжествами в Лейпциге, ораторию «Песнь о лесах» (1949), где впервые в советской музыке поднята тема ответственности человека за сохранение окружающей его природы. Можно назвать также Десять поэм для хора a cappella (1951), вокальный цикл «Из еврейской народной поэзии » (1948), циклы на стихи поэтов Саши Черного («Сатиры » - 1960), Марины Цветаевой (1973).

Продолжалась в послевоенные годы и работа в кинематографе - широкую известность приобрела музыка Шостаковича к кинофильмам «Овод» (по роману Э. Войнич - 1955), а также к экранизациям трагедий В. Шекспира «Гамлет» (1964) и «Король Лир» (1971).

Шостакович оказал значительное воздействие на развитие советской музыки. Оно сказалось не столько в прямом влиянии стиля мастера, характерных для него художественных средств, сколько в стремлении к высокой содержательности музыки, ее связи с коренными проблемами жизни человека на земле. Гуманистическое по своей сути, истинно художественное по форме творчество Шостаковича завоевало всемирное признание, стало явственным выражением того нового, что дала миру музыка Страны Советов.

Сообщение о Дмитрии Шостаковиче кратко расскажет Вам о биографии и творчестве великого русского советского композитора, пианиста и преподавателя.

Дмитрий Шостакович краткая биография

Дмитрий Шостакович появился на свет 25 сентября 1906 года в Санкт-Петербурге в музыкальной семье. Часто по вечерам в их доме устраивались концерты, которые сыграли свою роль в развитии и становлении Шостаковича, как настоящего музыканта и личности. Первую работу – фортепианную пьесу, написал в 9 лет. В возрасте 13 лет поступает в Петроградскую консерваторию на класс фортепиано и композиции. Через 2 года, желая улучшить финансовое положение семьи, начинает работать музыкальным иллюстратором. Юноша прекрасно импровизировал, сочинял музыкальные картины прямо на ходу. В 18 лет Дмитрий сочинил первую симфонию, которую в 1926 году исполнили на ленинградской большой сцене. Уже спустя несколько лет она звучала в залах Германии и Америки. Так к Шостаковичу пришел успех.

После окончания консерватории он не мог определиться, кем он хочет быть – исполнителем или автором. Одно время старался совмещать, но до 30-х годов ХХ века выступал сольно. Шостакович исполнял Листа, Баха, Шопена, Прокофьева, Чайковского. В 1927 году в Варшаве на Международном конкурсе им. Шопена ему вручили почетный диплом.

Через некоторое время он отказался от славы пианиста и начал искать свой стиль путем множества экспериментов. Дмитрий Шостакович пробовал себя в песнях, опере, музыке для театра и кино, балетах и фортепианных пьесах, а также симфониях.

В 1937 году он стал вести в Ленинградской консерватории класс композиции. Спустя 2 года Шостакович стал профессором. В годы Великой отечественной войны композитор остался в блокадном Ленинграде и работал над своей 7-й симфонией. Ее исполнили 29 марта 1942 года в Доме Союзов в Колонном зале. За симфонию ему вручили Сталинскую премию.

Композитор в 1943 году переезжает в Москву и вплоть до 1948 года занимается преподаванием в Московской консерватории. Отношения с советской властью у Шостаковича были непростые. Его то ставили под цензуру, то награждали своей благосклонностью. Вследствие этого у него развились признаки постоянной неуверенности и затравленности. В 1957 году Шостаковича взяли на пост секретаря Союза композиторов СССР и Союза композиторов РСФСР.

  • Хобби композитора Шостаковича – футбол. Он не только увлекался этим видом спорта, но и окончил школу футбольных судей.
  • Каждый раз, когда он собирался жениться, вмешивалась его мать. Она не позволила Дмитрию связать себя узами брака с Таней Гливенко – дочкой известного лингвиста. Ей не понравилась и вторая избранница сына — Нина Вазар. Но, спустя несколько лет Нина и Шостакович все-таки поженились. В браке родилось 2 детей, сын Максим и Дочь Галина.
  • Он был карточным азартным игроком. Композитор в молодости выиграл большую сумму денег, на которую Дмитрий купил себе кооперативную квартиру.
  • Великий пианист много болел. Но врачи не смогли поставить ему точный диагноз. Только спустя годы Дмитрию диагностировали опухоль, которую уже было поздно лечить.
  • Был соавтором гимна Советского Союза. Интересно, что композитор не любил политический строй Советского Союза и когда получил партийный билет, то плакал.

Шостакович интересные факты из жизни Вы можете дополнить через форму комментариев.