Биография виктора астафьева. Бабушка из сисима, или первый приезд виктора астафьева в игарку Прискорбный факт из жизни писателя

Родился в простой рабочей семье. В семь лет остался без родителей. Отец был осужден «за вредительство». Мать утонула в реке Енисей. Воспитанием Вити некоторое время занималась бабушка – Катерина Петровна. Она стала его ангелом-хранителем. Бабушка замечала сочинительские способности мальчика, его безграничную фантазию и называла его «врушей». Это был светлый и счастливый период в детстве В. Астафьева, который он описал в автобиографической повести «Последний поклон».

В 1936 г. отец серьезно заболел, мачеха не заботилась о пасынке. Мальчик чувствовал себя брошенным и стал бродяжничать. В 1937 г. его отправили в детский дом.

В интернате учитель Игнатий Дмитриевич Рождественский заметил в Викторе литературные способности и помог развить их. Сочинение о любимом озере, написанное Астафьевым, было напечатано в школьном журнале. Оно легло в основу первого рассказа «Васюткино озеро».
И.Рождественский писал о детских и подростковых годах В. Астафьева: «…был озорным и бесшабашным подростком, любил читать книги, петь, болтать, выдумывать, хохотать и кататься на лыжах».

Родители

Отец – Петр Павлович Астафьев

Мать – Лидия Ильинична Потылицына

Дедушка (по матери) – Илья Евграфович

Бабушка (по матери) – Екатерина Петровна

Образование

Начальное шестилетнее образование получил в г. Игарка, где жил с отцом и мачехой. Учился в школе-интернате. В Красноярске окончил школу фабрично-заводского обучения. Работал на железнодорожной станции составителем поездов.

Литературного образования В. Астафьев не получил. Но в течение жизни повышал свой профессионализм, обучаясь на московских Высших литературных курсах. Виктор Астафьев считается писателем-самоучкой.

Семья

Жена – Корякина Мария Семеновна

С будущей женой В. Астафьев познакомился на фронте в 1943 году. Она была медсестрой. Вместе пережили все тяготы военной жизни. Поженились после войны, в 1945 году, и не расставались 57 лет.

Дети: дочери – Лидия и Ирина, сын – Андрей. Первая дочь умерла в младенчестве. Вторая дочь умерла скоропостижно в 1987 г., оставив маленьких внуков Витю и Полю. Внуков в дальнейшем воспитывали бабушка Мария и дедушка Витя.

Деятельность

В 1942 году В.Астафьев добровольно ушел на фронт. Был простым рядовым солдатом. В 1943 году награжден медалью «За отвагу». В бою под сильным артиллерийским огнем четыре раза восстанавливал телефонную связь.

В послевоенные годы оказался в г. Чусовой Пермского края. Там посещал литературный кружок при газете «Чусовской рабочий». Однажды в порыве вдохновения за одну ночь написал рассказ «Гражданский человек». Так началась его литературная работа в газете.
В конце 50-х годов вышла первая книжка рассказов для детей. Начали печататься очерки и рассказы в альманахах, журналах. В 1954 году была издана любимая повесть писателя – «Пастух и пастушка». Этот период был отмечен как расцвет лирической прозы в творчестве В. Астафьева и началом его широкой известности и популярности.

В 60-е годы семья Астафьева переехала в г. Пермь, позднее в г. Вологду. Эти годы были особенно плодотворны для писателя. К 1965 году сложился цикл «Затеси» - лирические миниатюры, раздумья о жизни, которые объединены одной мыслью автора — «убедить читателя слышать боль каждого». Пишутся повести: «Перевал», «Стародуб», «Кража», «Последний поклон».



В 70-е годы писатель все чаще обращается к воспоминаниям детства. Публикует рассказы «Пир после победы», «Карасиная погибель», «Без приюта», «Гори, гори ясно» и др. Начинает работу над повестью «Зрячий посох». В этот период В. Астафьевым созданы яркие произведения: повести «Ода русскому огороду» и «Царь-рыба».

Уникальность повести «Царь-рыба» потрясла критиков того времени глубиной поставленных в произведении проблем экологии. В 1973 году журнал «Наш современник» начинает публикацию отдельных рассказов и глав из «Царь-рыбы», но с большими ограничениями в тексте. Жесткая цензура искажала первоначальный замысел автора, что огорчало В. Астафьева. Писатель отложил повесть в дальний ящик на много лет. Лишь в 1977 году «Царь-рыба» публикуется издательством «Молодая гвардия» в полной редакции автора.

В 1980 году В. Астафьев решил вернуться в родные края в г. Красноярск.

В 80-е и 90-е годы, находясь в милых сердцу местах, В. Астафьев творил с великим энтузиазмом. Создано множество новых рассказов о детских годах: «Стряпухина радость», «Пеструха», «Заберега» и др. Продолжается работа над повестью «Зрячий посох», опубликованной впервые в 1988 году и отмеченной Государственной премией СССР в 1991 году.

Пишутся главы повести о детстве «Последний поклон», и в двух книгах она выходит к читателю в издательстве «Современник». В 1989 году повесть, дополненная новыми главами, печатается в издательстве «Молодая гвардия» в трех книгах.

В 1985 – 1989 гг. осуществляется замысел романа «Печальный детектив» и таких рассказов, как «Медвежья кровь», «Жизнь прожить», «Слепой рыбак», «Улыбка волчицы» и многих других.

В 1991 – 19994 гг. идет работа над романом «Прокляты и убиты». Этот роман, показывающий бессмысленную жестокость репрессивной системы военного времени, вызывает бурный эмоциональный всплеск у читателей. Смелость и реалистичность В. Астафьева удивляет общество, но и в то же время признает его правдивость. За роман писатель получает заслуженную награду – Государственную премию России в 1994 г.

В 1997 – 1998 гг. появляется издание Собрания сочинений В. Астафьева в 15 томах.


  • В. Астафьев и его жена Мария Семеновна совершенно по-разному смотрели на жизнь. Он обожал деревенскую жизнь, а она – нет. Он творил прозу из своей души, а она из чувства самоутверждения. Он любил выпить, и был неравнодушен к другим женщинам, она не понимала этого и ревновала. Она хотела его преданности семье, а он уходил из нее. Он возвращался, а она прощала, потому что преданно любила.
  • в 2004 г. на автотрассе «Красноярск-Абакан», вблизи пос. Слизнево Красноярского края на смотровой площадке у реки Енисей на вершине утеса возведена скульптура могучего осетра. Называют этот памятник «Царь-рыба» в честь одноименной повести В.Астафьева.
  • В. Астафьевым изобретена новая литературная форма: «затеси»- своеобразные короткие рассказы.
  • в 2009 году принято решение о посмертном вручении В. Астафьеву премии Александра Солженицына. Событие происходило в Москве в библиотеке-фонде «Русское зарубежье». Премия составила 25 тысяч долларов. Литературный критик Павел Басинский заявил, что диплом и деньги передадут вдове писателя на «Астафьевских чтениях» к 85-летию В. Астафьева. Интересна формулировка премии: «Виктору Петровичу Астафьеву – писателю мирового масштаба, бесстрашному солдату литературы, искавшему свет и добро в изувеченных судьбах природы и человека».

Прискорбный факт из жизни писателя

В 2001 году В. Астафьев серьезно заболел, много времени провел в больницах г. Красноярска. Требовались немалые деньги на лечение за границей. Друзья и товарищи писателя обратились за помощью в Красноярский Краевой Совет Депутатов. В ответ получили отказ о выделении денежных средств и несправедливые обвинения в адрес писателя в предательстве и искажении российской истории в его произведениях. Все это ухудшило самочувствие В.Астафьева. Писатель скончался 29 ноября 2001 г.

Известные высказывания о Викторе Астафьеве

«Он пишет только то, чем сам живёт, что есть его день и быт, его любовь и ненависть, его собственное сердце». (В. Курбатов)

«Не найти такого яркого, ясного, как у Астафьева, понимания национальных, моральных норм, которые никогда не устаревая, входят в нашу душу, формирует её, учат ценить абсолютные ценности». (В.М. Ярошевская)

«Астафьев – писатель чистейших тонов правды, какой бы она ни была тревожной и даже страшной». (А.Кондратович)

Причина известности Виктора Астафьева

В произведениях В. Астафьева отчетливо слышалась глобальность проблем общества и человечества в целом. Правдиво и реалистично отражались события военного времени. Литературное изложение писателя брало за душу простых людей и даже критиков.

Награды в области литературы

1975 г. – Государственная премия РСФСР им. М. Горького за повести «Перевал», «Кража», «Последний поклон», «Пастух и пастушка»

1978 г. – Государственная премия СССР за повесть «Царь-рыба»

1991 г. – Государственная премия СССР за роман «Зрячий посох»

1994 г. – премия «Триумф»

1995 г. – Государственная премия РФ за роман «Прокляты и убиты»

1997 г. – Пушкинская премия Гамбургского фонда Альфреда Тепфера за совокупность литературных заслуг

2009 г. – премия Александра Солженицына /посмертно/

В этом году Виктору Петровичу Астафьеву исполнилось бы девяносто лет. Судьба его была неразрывно связана с Игаркой. Впервые приехав сюда в 1935 году одиннадцатилетним подростком и через некоторое время, будучи выставленным из семьи мачехой, он оказался в Игарском детском доме. Сиротство, беспризорничество, тяга к чтению и особый дух творчества, царивший в игарских школах в средине тридцатых годов, пробудили в подростке литературные способности. Лишь по иронии судьбы, он не стал автором книги «Мы из Игарки». Как сам он объяснял впоследствии: «Материалов в книжку набралось тьма, и отбор был жесточайший. За фамилией В.Астафьев поставили один материал и посчитали – хватит, два, мол, жирно будет. А это был мой однофамилец, совсем из другой школы – Вася Астафьев».

(«Твердь и посох», переписка Виктора Петровича Астафьева с Александром Николаевичем Макаровым, 1962-1967 годы, Иркутск, 2005, стр.223-224)

И все-таки одно из его первых школьных сочинений под названием «Жив» о том, как мальчик заблудился в , и что ему помогло выбраться, легло в основу одного из ныне известных детских рассказов писателя «Васюткино озеро». Игарка, ее жители, увиденное – неизменно присутствовало в части произведений великого русского писателя, увековечившего таким образом далекий северный городок.

Поэтому-то в город детства уточнить или опровергнуть живущие в сознании воспоминания его всегда тянуло. И как только появлялась возможность, он приезжал в Игарку. Сколько же раз Виктор Петрович бывал в нашем городе после окончания войны? Возможно, работники музея и успели его об этом расспросить, я такими данными не располагаю, поэтому взялась за самостоятельный поиск, насчитав в общей сложности до девяти визитов.

Как известно, Виктор Астафьев выехал из Игарки в 1941 году, заработав первые самостоятельные средства. Потом была война. А после ее окончания молодая семья фронтовиков Виктора и Марии Астафьевых обосновалась на Урале в небольшом городке Чусовом. Но как только появилась первая возможность, Виктор Петрович поехал в Сибирь. В Овсянке жила его родная бабушка Екатерина Петровна Потылицына – мать его рано ушедшей из жизни мамы, другие родственники по материнской линии.


А в Игарке «всю войну бедовала с сыночком» Николаем другая его бабушка – Мария Егоровна Астафьева, урожденная Осипова. «Бабушка из Сисима» – так звал он ее, очередную молодую супругу его деда Павла Яковлевича Астафьева, нашедшего невесту именно в этом глухом селе под названием Сисим. Глава семейства утонул в Игарке 7 июня 1939 года в возрасте 57 лет. На попечении молодой вдовы кроме собственного сына, остались еще шестеро. Ушедшие на фронт приемные сыновья Марии Егоровны – Иван и Василий, погибли.

«В 1947 я ее вывез наконец-то из опостылевшей ей Игарки, к этой поре она осталась совершенно одна, ибо любимого ее сыночка забрали в армию и «по умной» привычке, как закаленного на Севере человека, на север же и отправили», написал Виктор Петрович впоследствии в своей биографии «Расскажу о себе сам».
Для нас эти сведения важны как точное свидетельство его первого приезда в Игарку – 1947 год.

Непросто к тому времени складывалась «мирная» биография бывшего фронтовика: неустроенный быт, невозможность ввиду контузии работать по полученной до войны специальности железнодорожника, сложные взаимоотношения со свояком-интендантом, привезшем с фронта кучу разного барахла и установившего в семье свои порядки. Все это стало причиной его первой поездки в Сибирь весной 1946 года. Кто знает, как все могло тогда сложиться. Мария Семеновна в своей автобиографической повести «Знаки жизни» впоследствии писала: «И уехал мой Витя. Не заверил, что скоро вернется, но, наверное, подумал, как поэт Рубцов в своей прощальной песне: «Может быть, я смогу возвратиться, может быть, никогда не смогу». («Знаки жизни», М.С.Астафьева-Корякина, Красноярск, 2000, стр.230-231)
Однако, в тот приезд Астафьев ограничился лишь посещением Овсянки, и вскоре вернулся в Чусовой. Семейная жизнь понемногу налаживалась, молодые переселились во флигель. Виктор с должности дежурного по железнодорожному вокзалу перешел на работу в артель «Металлист», там продовольственные карточки были повесомее. 11 марта 1947 в семье Астафьевых родилась дочка, названная по настоянию Виктора, в честь его матери, Лидочкой. 2 сентября этого же года Лидочка умерла, заболев диспепсией.

Документальных свидетельств первой поездки Виктора Петровича в Игарку, увы, я нашла совсем немного. Мария Семеновна пишет в «Знаках жизни»: «А вскоре после того, как появилась на свет наша первая дочка, Виктор Петрович, не знаю зачем, вызвал из Сибири свою неродную бабушку Марию Егоровну…довольно еще молодую – лет пятидесяти». Вскоре после смерти Лидочки Мария Егоровна запросилась вернуться в Сибирь.

И вот еще: “Мария Егоровна жила недолго у нас, только добрых родственных отношений у нас с нею не сложилось, вместе тесно, врозь тошно. Теперь уже дело прошлое: Марии Егоровны и в живых давно нет. А тогда… У нее характер, у меня характер, она, бывало, если что не так скажу или сделаю, – непременно Вихтору пожалуется, а мне и жаловаться некому. Я с облегчением с нею рассталась. Стала она жить у родного сына…» («Земная память и печаль», М.С.Корякина-Астафьева, Красноярск, 1996, стр.8)

Что важно знать нам? Скорее всего, Виктор Петрович был в Игарке в первой половине июня, приехав первым пароходом. Пробыл в Игарке очень недолго, забрал родственницу и уехал из города. Естественно, хотелось бы знать поподробнее, где был, с кем встречался, остались ли какие-либо свидетельства этого. Сам Астафьев как-то упоминал, что Мария Егоровна жила во втором бараке на окраине нового города. Но дальше данные о месте жительства разнятся. В сведениях о гибели Ивана Павловича Астафьева адресом его матери Марии Астафьевой указана игарская улица Орджоникидзе, дом 17 «б». А у Василия Павловича Астафьева адрес матери: улица Куйбышева, дом 14 «а». Сравнив, что первый документ датирован сентябрем 1942 года, а второй апрелем 1947, можно предположить, что «бабушка из Сисима» меняла место жительства, в конце войны жила в няньках у кого-то из игарчан, и Виктор Петрович, забирая ее, останавливался на улице Куйбышева. К сожалению, дом этот до нашего времени не сохранился.


Но сохранился эпизод этого первого его приезда в Игарку, и не где-нибудь, а в самом известном романе «Царь-рыба» (повествовании в рассказах, как сам определил жанр произведения писатель), в первой его главе «Бойе».

Памятуя, что в художественном произведении допускается вымысел, не всегда отображаются документальные события, и, вполне вероятно, присутствуют вымышленные герои, тем не менее, подтверждается и факт приезда Астафьева в Игарку, и цель его – забрать бабушку, и время действия – лето – герой прибывает на пароходе, используя орденские проездные билеты.

«Я много ждал от этой поездки, – пишет автор «Царь-рыбы», – но самое знаменательное в ней оказалось все же то, что высадился я с парохода в момент, когда в Игарке опять что-то горело, и мне показалось, что никуда я не уезжал… («Царь-рыба», В.П.Астафьев, Собрание сочинений в 15 томах, том 6, Красноярск, 1996, стр.9).

Вполне вероятно, что автор действительно, как и описано в романе, вместе с «работодателем» бабушки пилил дрова в Медвежьем логу, встретился со своим братом и даже съездил в станок Сушково повидаться со своим отцом и его разросшимся семейством. Но всего лишь один штрих из повествования, и все рассказанное можно поставить под сомнение – сына бабушки в романе зовут не Колькой, как на самом деле, а Костькой. Так и в «Последнем поклоне» в главе «Сорока» Астафьев описывает эпизод своей встречи с мертвым дядькой Василием, чего в реальной жизни не было.


Печально сложилась судьба Марии Егоровны. И в Красноярске она, не имея собственного жилья, вынуждена была, дожидаясь прихода из армии сына, жить прислугой у военного профессора-хирурга. Николай вернулся из армии законченным алкоголиком и гомосексуалистом. Ни на одной из работ долго не задерживался, неудачно сложилась и его семейная жизнь. В квартире в Покровке они жили с матерью на его случайные заработки и деньги, присылаемые совестливым внуком Виктором, приобретавшим известность в качестве писателя. Дошло до того, что однажды, избив предварительно мать, Николай повесился. И на Виктора Петровича легли заботы об определении бабушки в Дом инвалида, а потом и ее похоронам на только что открытом в Красноярске кладбище Бадалык.

В свой последний приезд в Игарку в августе 1999 год, он, возможно, вспоминал свой первый послевоенный визит в Игарку, «бабушку из Сисима». Дальнейшие события это подтверждают.

Так случилось, что я встречала его по возращению в Красноярске.

– Что будешь делать завтра? – спросил он меня. Хочу позвать тебя с собой на кладбище навестить бабушку.

Я согласилась. И мы: Виктор Петрович, его сын Андрей и начальник краевого управления культуры Владимир Кузнецов, отказав в сопровождении бригаде санкт-петербургских кинодокументалистов, до этого снимавших последний приезд писателя в Игарку, отправились на ту часть кладбища, которая считалась уже «Старым Бадалыком». Так быстро заполнялся погост. Солнце светило ярко. Сентябрь. Бабье лето. Виктор Петрович никак не мог отыскать дорогую ему могилу. Оценив ситуацию, мы, трое помоложе, попытались идти в разных направлениях от него. И после долгих поисков все-таки отыскали заросшее многолетней травой, скрывавшей низкую оградку, последнее ее пристанище. Я достала из пакета испеченные дома блины, бутылку минеральной воды, стаканчики. Виктор Петрович был доволен, но потихоньку ворчал, дескать, снимали бы сейчас «журналюги» «своей сраной камерой» и растрезвонили бы потом всему миру, как внук «ухаживает» за могилой бабушки… Увидев, что я протягиваю ему блин и стаканчик с водой, удивился, и когда это ты, девка успела…

А я смотрела на него с сочувствием и восхищением. Мне было жаль этого 75-летнего «внука», и я думала о том, что более молодое поколение не испытывает уже, возможно, такой привязанности к своим родственникам. Мария Егоровна была почти ровесницей матери Виктора Петровича, некоторое время женщины общались между собой, обихаживая многочисленное семейство Астафьевых. Может быть, нерастраченную сыновью любовь, естественную потребность взрослого заботиться о своих престарелых родителях, он подспудно перенес на нее, и страдал, и без вины переживал за ее не вполне удавшуюся жизнь…

Могилу Николая мы так и не нашли. На обратном пути в город Виктор Петрович и рассказал мне приведенные выше подробности о их кончине.

«Огромное чувство вины носил и ношу я в сердце перед бабушкой из Сисима, Марией Егоровной, и ее сыном, да и перед всей родней, с каждым годом все уменьшающейся», – написал он своей «Автобиографии» 17 октября 2000 года, за год до своей кончины.

В 1951 году Виктор Петрович напишет свой первый рассказ, станет профессиональным писателем, и вновь приедет в Игарку. Но это уже другая история.

Фото из семейного архива семьи Астафьевых:
Виктор Петрович и Мария Семеновна, город Чусовой, 1946 год.
Дед Павел Яковлевич (слева) и Мария Егоровна, отец Петр Павлович и Лидия Ильинична Астафьевы, с.Овсянка, начало 30-х годов.
Мария Егоровна Астафьева, бабушка из Сисима.
Фрагмент улицы Игарки.

Принято считать, что творчество Виктора Астафьева автобиографично. Основание для этого, безусловно, есть. Любое произведение, в сущности, немыслимо вне обстоятельств и событий жизни его автора, даже если оно посвящено исторической теме. Но было бы более чем странно считать образ Багрова внука или Вити Потылицына точной копией одного характера – самого писателя, их создавшего. И повести, где действуют эти герои, отличаются одна от другой, и сами герои, воплощающие не одинаковые авторские цели, разные и если похожи чем – либо, то разве что своей лиричностью.

Герои Астафьева в подавляющем большинстве его современники. Их духовный рост, их переживания и потрясения, естественно, соответствовали жизненному опыту их создателя, но никогда этим опытом не ограничивались, не исчерпывали его, так как входили в литературу эти герои на разных этапах нашей истории и в разные периоды жизни писателя

Манеры русской литературы – писать характеры и обстоятельства жизни, а не вымучивать в литературных салонах из ничего, из многажды отражённого света эпатажные, «постмодернистские» сюжеты.

Обращение к творчеству В. П. Астафьева обусловлено неординарностью личности самого писателя, а также возросшим интересом в последнее время к его произведениям, которые учат нас мудрости, взаимопониманию и всепрощению.

Глава 1. Бабушка – художественно-убедительный тип русской жизни

В повествованиях русских писателей о детстве книга В. П. Астафьева «Последний поклон» занимает достойное место. Органично впитывая в себя достижения русской прозы от Аксакова до Шмелёва, она являет собой в то же время особый, неповторимый поэтический мир. В «Последнем поклоне» уловимы и толстовская диалектика души, и «чистота нравственного чувства» и горьковский «жестокий» реализм, и тонкий лиризм Бунина, и шмелёвская одухотворенность предметов и деталей быта. Но сюжетно-композиционное строение книги, широта и глубина охвата жизненного материала свидетельствуют об оригинальном художественном явлении.

В возвращении к детству, в прикосновении к детской душе, отзывчивой, доверчивой и открытой миру, воспринимающей его как что-то необыкновенное, сказочное, видит Астафьев лучшую и, пожалуй, единственную возможность вочеловечиться.

Самым обаятельным, самым значительным, убеждающим и покоряющим образом, который проходит через всю повесть «Последний поклон» является, конечно же, образ бабушки Екатерины Петровны. На редкость многогранен он в обрисовке В. Астафьева, объёмен и пластичен.

Екатерина Петровна, как однажды открыл её внук, «очень уважаемый на селе человек». Шумливая, бранчливая, по-своему неповторимая деревенская общественница, Екатерина Петровна, крутая, когда надо, суровая и решительная, но неизменно полная доброты и неистощимого оптимизма

В рассказе «Конь с розовой гривой», обманом опозорив бабушку (случай с земляникой), Витька ждет справедливого наказания. И действительно, Екатерина Петровна, оправдывая прозвище «генерал», отчаянно распекает Витьку. Посрамленный и обиженный внук чувствует раскаяние.

Но какой поражающий неожиданностью явилась для него чудесная сказочная картина: «По скобленному кухонному столу, будто по огромной земле, с пашнями, лугами, и дорогами, на розовых копытцах скакал белый конь с розовой гривой».

Обещанный за землянику бабушкой пряник с мечтой, о котором Витька по понятным причинам уже распрощался. Если перевести поведение бабушки (пряник всё-таки дарит) на язык «неофициальной педагогики», как делает это А. Ланщиков, то бабушка наказывает внука добротой. Действительно, Витька извлекает урок «высокой этики». И дело не только в понимании, что нельзя обманывать предавать близких, а в осознании необходимости прощать. А прощает бабушка Витю как по природной доброте своей и жалости, так и из способности чуткого и тонкого понимания сиротской души ребенка. Потому-то: «Сколько лет прошло! Сколько событий минуло. Нет в живых дедушки, нет и бабушки, да и моя жизнь клонится к закату, а я всё не могу забыть бабушкиного пряника – того дивного коня с розовой гривой»

С целью лучше узнать осведомлённость обучающихся нашей школы по вопросу ассоциаций, связанных со словом «бабушка», мы провели опрос. В результате чего был создан обобщённый портрет. Итак, бабушка - доброта, забота, старость, аккуратность, мудрость, знание лекарственных трав, морщинки, в платке, пирожки, ласковая, справедливая, в очках, молитва, седина, добрые морщинистые натруженные руки, сказки, колыбельная, варежки, валенки, шерстяные носки.

Соотнесём ассоциации с конкретным образом героини (внешний портрет, внутренние качества, авторское отношение).

Бабушка Астафьева Екатерина Петровна соединяет в себе многие эти качества, предстаёт в рассказах «Бабушкин праздник», «Фотография, на которой меня нет», «Конь с розовой гривой» хранительницей народной мудрости. Вспомним, как она лечила мальчика, как парила его в бане (ассоциация «забота»). Бабушка знала много средств от разных болезней (ассоциация «мудрость»). «Дома бабушка дала мне ложку противной водки, настоянной на борце, чтоб внутренность прогреть, и мочёной брусники»

Заметим, что бабушка, возвратившись из города, всё-таки подарила мальчику заветного коня с розовой гривой (ассоциация «мудрость»). Вспомним, как она размещала гостей (ассоциация «забота»), бабушка с большим старанием «вязала калачи, резала орешки» (ассоциация «пирожки»).

Виктору Петровичу всё дорого в бабушке, именно поэтому он так усердно, так тщательно, по крупицам «возводит» её образ.

В. Астафьев может в одном небольшом эпизоде сосредоточить вдруг всю простую и величавую красоту «большого сердца» Екатерины Петровны - в эпизоде, органично перекликающемся с главой - вступлением, где открыто, сказано о назначении искусства и о святости великого чувства к родине. Здесь - в главе «Бабушкин праздник» - о том же, но пропущенном через бабушкину душу:

«Песня про реченьку протяжная, величественная. Бабушка всё увереннее выводит её, удобней делает для подхвата. И в песне она заботится о том, чтобы детям было хорошо, чтоб всё пришлось им впору и песня будила бы неизгладимую память о родном доме, о гнезде, из которого они вылетели, но лучше которого нет и не будет.

Мастерство писателя в выявлении скрытых пружин действий и поступков многочисленных героев рассказа обнаруживается во всех внутренних завершенных его эпизодах, но полнее всего, быть может, там, где речь идет о песнях, которые исполнялись на празднике.

Воспринимаемые песни мальчиком настолько физически ощутимы, что не может нам не передаваться, а сам поэтический лад его говорит и об эмоциональности мальчика, и об истинном месте песенного искусства в крестьянской среде:

«У меня почему-то сразу начинало коробить спину, и по всему телу россыпью колючек пробежал холод от возникшей вокруг меня восторженности. Чем ближе подводила бабушка запев к общеголосью, чем напряженней становился её голос и бледней лицо, тем гуще вонзались в меня иглы, казалось, кровь густела и останавливалась в жилах».

Мы так же приметили одну особенность: автор очень мило описывает бабушкины горшки с цветами. Екатерина Петровна любит красоту, цветы приносят ей радость: «Цветки обрызгивали окна, луковица сворачивала тёмные граммофончики, роняла на окно сохлые лепестки ждала своего часа, чтобы порадовать людей».

Вот какое мнение В. Курбатова по отношению к образу Екатерины Петровны: «Главная героиня «Поклона» - Витькина бабушка Екатерина

Петровна именно поэтому и станет нашей общей русской бабушкой, что соберет в себе, в редкой живой полноте всё, что ещё осталось в родной земле крепкого, наследного, исконно родного, что мы про себя каким-то внесловным чутьём узнаём как своё, будто всем нам светившее и заранее и навсегда данное. Ничего он в ней не приукрасит, оставит и грозу характера, и ворчливость, и непременное желание всё первой указать и всем в деревне распорядиться (одно слово – Генерал). И бьётся, мучается она за внуков,

10 срывается в гнев и слёзы, а начнёт рассказывать о жизни, и вот, оказывается, нет в ней для бабушки никаких невзгод»

За этическими зарисовками, столько простодушно обворожительными, проступает глубокая философия. Вещный мир (дивный пряник или новые штаны из «трико»), как и поэтические картины природы не самоценны для автора. Они выступают как некие посредники тёплого человеческого общения, духовного контакта людей, приобщения ребёнка к истинным ценностям бытия. И, одухотворяясь в этом процессе, вещь приобретает уже некий нравственный смысл, надолго откладываясь в памяти.

Глава 2. Народные речения как художественно-выразительные средства, составляющие образ бабушки в рассказах «Бабушкин праздник», «Фотография, на которой меня нет», «Конь с розовой гривой»

Родина мила сердцу не местными красотами, не ясным небом, не приятным климатом, а пленительными воспоминаниями, окружающими, так сказать, утро и колыбель человечества.

Н. Карамзин

Известно, что порой художественные произведения дают больше материала, факторов для раздумий, для понимания исторического периода, чем иные научные исследования. «Последний поклон» принадлежит именно к таким книгам. Это своеобразная энциклопедия сибирской деревни тридцатых годов нынешнего столетия. Охвачен практически весь круг проблем, с которыми приходилось сталкивать сибирскому крестьянину в те годы.

Есть в нашей душе светлый лик, который всегда притягивает, всегда бесконечно дорог. Для писателя этим светом была бабушка. Её он считает своим главным воспитателем. Образ Екатерины Петровны проходит через всю книгу, является её стержнем. Всё в этой женщине трогательно: редкое трудолюбие, кроткий нрав, беспредельная доброта, высокая справедливость, слёзы умиления и надежда за вознаграждение на том свете, за земные муки. А главное – неистребимая деятельная любовь к сироте – внуку. Почти всё в книге – родная Овсянка, её люди, земля отцов и дедов писателя. Многое из увиденного и услышанного от земляков он зримо, узнаваемо перенёс в «Последний поклон» .

Может быть, не стоило бы так подробно останавливаться на значении народных изречений, не будь они так органично связаны с общим образом бабушки в рассказах В. П. Астафьева.

Этическая завершённость, полнота рассказов «держится» на красоте характера бабушки – это бесспорно, но ещё и на обаянии самого рассказчика, который всюду присутствует, участвует в событиях или остро их переживает. Покоряет памятливость рассказчика и зоркость к деталям.

Через десять лет после появления рассказа «Бабушкин праздник», в печати автор к нему вернулся – нет, не переписал, а отредактировал, достигнув тем самым большой выразительности. Существенным образом ничего не менялось, но что-то убиралось или добавлялось, и картина становилась иной по освещению, по темпу, по слитности со всем остальным, ранее найденным.

Герои рассказа чаще, чем ранее заговорили присказками, присловиями, поговорками, афоризмами или украсили свою речь причудливыми словесными фигурами.

Требовательный художник не напрасно вернулся к тексту десятилетней давности: неприметная на первый взгляд правка обогатила рассказ, сделала его совершенней по форме и глубже.

Речь бабушки выразительна во всех рассказах. Например, присказки « на лес глянет – лес повянет», «пуп узелком, ноги кругляшком, дух хлебный – пахарь будет, пахарь!», «муж да жена – одна сатана» («Бабушкин праздник»). Искаженные общеупотребительные, диалектные слова, своеобразные народные обороты, приметы, присловия: «рематизм» (ревматизм), «хорошеньче» (лучше), «тутока» (здесь, тут), «анделы»

(ангелы), «не студися» (не застудись), «мольчи» (молчи), «робёнок» (ребёнок), «баушка» (бабушка); «эк его крюком скрючило», «мох сырость засасывает», «уголёк обмёрзнуть стёклам не даёт» («Фотография, на которой меня нет»); «ероплан» (аэроплан), «хочь» (хочешь), «штабы» (чтобы), «культурнай» (культурный), «тепереча» (теперь) («Конь с розовой гривой»).

Съездив на фестиваль «Астафьевская весна – 2008, 2009, 2010», мы опросили работников библиотеки - музея В. П. Астафьева в Овсянке, жителей самого села о роли народных речений как художественно-выразительных средств, составляющие образ бабушки в рассказах «Бабушкин праздник», «Фотография, на которой меня нет», «Конь с розовой гривой». Все они едины в своих мнениях о том, что образ бабушки – ведущий образ в рассказах «Бабушкин праздник», «Фотография, на которой меня нет», «Конь с розовой гривой». Побывав в доме-музее бабушки Екатерины Петровны и побеседовав с двоюродной сестрой писателя Краснобровкиной Г. Н. , мы будто почувствовали присутствие хозяйки дома с её наказами, заветами, так захотелось увидеть своих бабушек с их прибаутками, поучениями, на которые мы иногда обижаемся без всякого повода. Жалко, что моей бабушки уже нет, но, читая рассказы В. П. Астафьева, я представляю её глаза, смешинки в уголках рта при чтении сказок мне перед сном.

Заключение

Изучив материал по творчеству В. П. Астафьева, следует отметить, что:

В произведениях писателя «Бабушкин праздник», «Фотография, на которой меня нет», «Конь с розовой гривой» образ бабушки является одним из ведущих образов;

Своеобразный язык бабушки, наполненный присказками, присловиями, поговорками, афоризмами или украсившими речь причудливыми словесными фигурами раскрывает нам, читателям, красоту и своеобразный язык Сибири.

Виктор Петрович Астафьев представлял бабушку в своих произведениях как одну из главных героев своих рассказов. Кажется и сама память, так баловавшая его, такая цепкая и вместительная, пробудилась именно после смерти матери, когда он уже звался в Овсянке «Витька Катеринин».

Образ бабушки, красной линией прошедший через прозу В. П. Астафьева, никого не оставляет равнодушным, и в мыслях читающих возникает милый образ бабушки именно их детства. Таким образом, рассказы писателя имеют практическую направленность, пробуждая в сердце каждого читателя чувства глубокого уважения и преклонения к самой главной женщине – бабушке, способной простить любые прегрешения, пожурить за непослушание и тут же приласкать и обогреть ласковым словом.

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

У каждого из нас в жизни есть человек, который больше всех заботится о нас, переживает, старается порадовать, накормить разными вкусностями, а также дает мудрые советы. Этот человек - бабушка. И, наверное, никто не будет отрицать, что бабушки есть в каждой семье, и что они занимают в ней очень важное место. Именно бабушки, благодаря своей мудрости, любви, нежности и пониманию, часто являются секретом семейного благополучия.

Роль бабушки очень велика, так как именно бабушка способна воспитать

духовно развитого человека, передать ему свой жизненный опыт и свою мудрость. Лично я считаю, что бабушка - это духовная основа современной семьи.

Но как часто подростки недооценивают бабушек, считают, что их взгляды устарели и не соответствуют современному ритму жизни. В XXI веке бабушка уже не является примером для молодежи. У современных молодых людей совсем другие авторитеты, другие герои, часто отрицательные.

    1. Актуальность выбранной темы

Проблема взаимоотношений и духовных ценностей в молодежной среде, снижение роли семьи (и в частности роли бабушки) в воспитании детей является общей проблемой для всего российского общества. И поэтому мое исследование достаточно актуально в наши дни.

Перед собой я поставила следующуюцель :

    определить, какова роль бабушки в развитии и формировании личности, проследив это на примере художественных произведений и беседы с одноклассниками.

Для того чтобы достичь поставленной цели, нужно решить следующие задачи:

    Провести опрос для выявления роли бабушки в жизни человека.

    Изучить биографию писателей и поэтов и выяснить, какова роль бабушки в их жизни.

    Изучить и проанализировать произведения художественной

литературы, посвященные бабушке.

    Объяснить, что роль бабушки в жизни человека очень велика.

Объект исследования :

    процесс влияния бабушек на формирование личности ребёнка.

Предмет исследования :

    биография известных писателей, произведения про бабушек, интервью с одноклассниками.

Гипотезаисследования :

    доказать, что роль бабушки в формировании личности подрастающего поколения очень велика.

    1. Этапы исследования

    Отбор научной и художественной литературы, ее изучение и анализ.

    Изучение сайтов Интернет по данной теме.

    Проведение анкетирования, обработка результатов.

    Написание проекта.

1.3.Методы и приемы работы

Для осуществления цели мы использовали следующие методы:

    метод сбора информации (изучение научно-популярной и художественной литературы, наблюдение);

    метод статистического анализа и диагностики полученных данных (вычисления, диаграммы);

    описательный метод;

    сравнительный метод;

    анкетирование.

Результаты проведенного исследования могут быть использованы на уроках литературы при изучении соответствующей темы, на классных часах.

2. Основная часть

2.1. Понятие «бабушка»

Свое исследование я начала с того, что решила узнать, откуда произошло слово «бабушка»? Я заглянула в несколько толковых словарей («Новый толковый словарь. Толково-словообразовательный» Т.Н. Ефремовой, «Толковый словарь русского языка» С.И. Ожегова, «Большой толковый словарь современного русского языка» Д.Н. Ушакова) и вот, что узнала:

Во всех словарях это слово обозначает «старая женщина» или «мать отца или матери по отношению к их ребенку».

Интересно, что можно сказать о происхождении этого слова в русском языке. Этимологический словарь об этом умалчивает. Некоторые придерживаются мнения о том, что когда маленький ребёнок начинает говорить, то ему легче всего выговаривать: «ма-ма», «ба-ба», «де-да». Такое объяснение не может пролить свет на этимологию слова. Вопрос остается открытым. Оказывается, в разных странах слово «бабушка» не только произносится по-разному, но и занимает различную социальную позицию по отношению к внукам.

Например, американские бабушки не живут под одной крышей с внуками, у них своя жизнь. Они приходят в гости, делают подарки. Во Франции бабушек никто не считает бабушками, они очень активные, любят нарядно одеваться, устраивать встречи и вечера с друзьями. В Испании бабушки вообще не сидят с детьми. Никогда! Женщина все свободное время уделяет себе. Поэтому с маленькими испанцами занимаются в основном частные няни. И только в России трудно себе представить российскую семью без бабушки. Русская бабушка принимает активное участие в жизни своих детей и внуков. Она принимает участие во всех делах семьи, от завтрака до проверки домашнего задания.

Да, слово «бабушка» есть во всех языках, но только в русском оно наполнено особым смыслом. Самые внимательные русские бабушки: они поучают нас, пекут вкусные пирожки, они - самые любимые и добрые воспитатели для малышей. И не важно, современная эта бабушка или нет. Ведь бабушки - это ощущение счастливого детства!

2.2. Образ бабушки в сказках

Образу бабушки, ее роли в воспитании детей издавна уделялось огромное внимание, ведь недаром народ делал их героинями многих литературных произведений. С самого раннего детства мы слышим, а потом и сами читаем, русские народные сказки: «Колобок», «Снегурочка», «Репка», «Маша и Медведь», «Бабушка, внучка и курочка», «Бабка и медведь» и многие другие, в которых одним из персонажей является бабушка. Но не только в нашей стране складывали сказки о бабушках. О них упоминали и зарубежные писатели- сказочники: «Красная шапочка» Ш. Перро, «Госпожа Метелица» братьев Гримм, «Снежная королева» и «Бабушка» Г.Х.Андерсена. В каждой сказке бабушка разная: то она старенькая, в очках и тапочках, читающая внукам сказки по вечерам; то это некрасивая, на первый взгляд, строгая, пожилая женщина; то постоянно что-то делающая по хозяйству, но всех этих бабушек объединяет одно - безграничная любовь к внукам, мудрость, постоянная забота о ком-нибудь.

Перечитывая эти сказки несколько раз, мы все больше и больше влюбляемся в их персонажей - бабушек. И каждый раз ощущаем какую - то непонятную теплоту, исходящую от них.

2.3 Образ бабушки в художественных произведениях

При изучении образа бабушки я не остановилась только на исследовании сказок. Познакомившись на уроках литературы с рассказом В. Астафьева «Конь с розовой гривой», в котором одним из главных героев тоже была бабушка, я предположила, что к этому образу обращались многие писатели. Заинтересовавшись, я прочитала еще два рассказа В.Астафьева: «Бабушкин праздник» и «Фотография, на которой меня нет».

Эти рассказы автобиографичные. Образ бабушки у Астафьева - это олицетворение детства. Ею можно восхищаться, у нее можно многому поучиться. Ее строгость, вспыльчивость, постоянное ворчание иногда пугают внука (да и не только внука), заставляют даже прятаться и не попадаться ей на глаза: «бабушка уж затемно сыскала нас с Санькой на увале, обоих настегала прутом», «нашарив меня в темноте, перво-наперво дала затрещину». Однако, несмотря на это, во всех ее действиях присутствует необъемная забота о родных и близких (особенно о внуке): бабушка лечила мальчика, долго натирала его ноги нашатырным спиртом основательно, досуха, потом укутала их старой пуховой шалью, будто теплой опарой облепила, да еще сверху полушубок накинула и вытерла слезы с лица внука шипучей от спирта ладонью; утром бабушка унесла мальчика в баню - сам он идти уже не мог, долго растирала ноги запаренным березовым веником, грела их над паром от каленых камней, парила сквозь тряпку всего его, макая веник в хлебный квас, и в заключение опять же натерла нашатырным спиртом.

Бабушка у Астафьева ассоциируется с мудростью: возвратившись из города, она все-таки подарила внуку заветного коня с розовой гривой, для того чтобы ребенок запомнил эту историю с обманом как следует, и конечно же, после этого мальчик вряд ли станет обманывать не только бабушку, но и кого-то еще.

Во всех его рассказах она обладает столькими знаниями, которые ненавязчиво передает внукам: «дома бабушка дала мне ложку противной водки, настоянной на борце, чтоб внутренность прогреть, и моченой брусники, после всего этого напоила молоком, кипяченным с маковыми головками»; « в горнице меж рам бабушка валиком клала вату и на белое сверху кидала три-четыре розетки рябины с листиками - и все. В середней же и в кути бабушка меж рам накладывала мох вперемежку с брусничником. На мох несколько березовых углей, меж углей ворохом рябину - и уже без листьев. Бабушка объяснила причуду эту так: - Мох сырость засасывает. Уголек обмерзнуть стеклам не дает, а рябина от угару. Тут печка, с кути чад».

Образ бабушки - это образ прекрасной хозяйки: и в горнице у нее всегда чисто, и белье постирано, и покушать сварено, «бабушка с большим старанием «вязала калачи, резала орешки»», а к приезду родных на праздник и вовсе начинала готовиться за полгода: набирала яиц, откармливала бычка или телочку на мясо, сбивала масла. Сама ездила на другой берег реки в город - продавать ягоды да на вырученные деньги закупать продукты. Деньги куда попало не «расходовала», в долг давала не много, чтобы смогли отдать.

А уж если собирались в дому гости, то бабушка была самой лучшей певуньей, «…и в песне она заботится о том, чтобы детям было хорошо…и песня будила бы неизгладимую память о родном доме, о гнезде, из которого они вылетели, но лучше которого нет и не будет»

Образ бабушки дополняется и своеобразными народными изречениями. Ее речь выразительна во всех рассказах. Например, присказки «на лес глянет - лес повянет», «пуп узелком, ноги кругляшом», «муж да жена- одна сатана». Искаженные общеупотребительные, диалектные слова, народные обороты обогощают образ бабушки: «рематизм» (ревматизм), «хорошеньче» (лучше), «тутока» (здесь, тут), «анделы» (ангелы), «не студись» (не застудись), «робёнок» (ребёнок), «баушка» (бабушка), эк его крюком скрючило», «ероплан» (аэроплан), «хочь» (хочешь), «штабы» (чтобы), «тепереча» (теперь).

Эта бабушка, главная героиня рассказов В. Астафьева, и стала нашей общей русской бабушкой, что собрала в себе, в редкой живой полноте все, что еще осталось в родной земле крепкого, наследного, исконно родного, что мы про себя каким-то внесловным чутьем узнаем как свое, будто всем нам светившее и заранее и навсегда данное.

2.4. Роль бабушек в воспитании известных писателей

Бабушка-это важный человек в жизни каждого. Особенно это становится актуальным тогда, когда бабушке приходится заменять какого-то важного человека в жизни ребёнка. Вспомним Елизавету Алексеевну Арсеньеву, бабушку Михаила Юрьевича Лермонтова.

Елизавета Столыпина родилась в богатой и весьма известной на Руси дворянской семье. Она была старшей дочерью Алексея Емельяновича Столыпина - человека хозяйственного и состоятельного. Елизавета, унаследовавшая у родителей все самые лучшие черты, выросла женщиной разумной и деловой, с бескомпромиссным и твердым характером.Но судьбой ей была уготована традиционная женская роль — матери и жены. Потеряв рано дочь, на ее руках остался маленький внук - Миша, будущий поэт Михаил Лермонтов. Елизавета Алексеевна все отдала на воспитание внука: возила слабенького здоровьем Мишу по курортам, нанимала ему лучших учителей, ни в чем ему не отказывала и копила на его дальнейшую жизнь, а во взрослой его жизни не раз, пользуясь своим влиятельным положением, спасала от ареста и каторги. А узнав в 1841 году о смерти Михаила, окончательно ослабевает здоровьем, перестает видеть смысл и цель дальнейшей жизни и в 1845 году умирает.

Рис.2 Е.А. Арсеньева

Рис.1 М.Ю. Лермонтов

Виктор Петрович Астафьев, рано оставшийся без мамы (утонула) и отца (арестован), тоже остается на попечении бабушки Екатерины Петровны Потылицыной. Как потом говорил автор, что годы, проведенные с бабушкой, были самыми лучшими в его жизни. И многими своими нравственными качествами он обязан именно бабушке, которая воспитывала в нем любовь, уважение, терпение,

Рис..3 В.П.Астафьев

доброту, честность, отзывчивость, которая научила его хранить традиции, почитать старших, испытывать радость от труда на благо себе и людям. Именно бабушке благодарный внук- писатель посвящает цикл своих рассказов. «Бабушка! Бабушка! Виноватый перед тобою, я пытаюсь воскресить тебя в памяти, рассказать о тебе людям.»

Рис.4. Е.П.Потылицына

Еще один известный писатель Максим Горький (Алеша Пешков) в своей биографической повести рассказывает о бабушке. Если Горький обязан кому-нибудь из своих предков своим гением, то это только своей бабушке Акулине Ивановне Кашириной. Живя долгое время душой и телом в самом близком

Рис.5 М.Горький

прикосновении с бабушкой Акулиной, Горький всосал в себя соки народного ее гения, который лег в основу гениального его труда.

Рис.6 А.И. Каширина

В жизни Александра Сергеевича Пушкина было две бабушки, которые занимались его воспитанием. Бабушка по материнской линии - Мария Алексеевна Ганнибал. Она окружила материнским вниманием своего любимого внука и была его первой наставницей в русском языке (в доме разговорным языком был французский). Пушкин заслушивался ее рассказами об арапе Петра Великого, дедушке ее, Ржевском, к

Рис.7 А.С. Пушкин

которому езжал царь Петр, о недавней старине...». Для А.С. Пушкина она была самым близким человеком. От нее будущий великий поэт слышал семейные предания, которые впоследствии нашли отражение в его творчестве: незаконченном романе «Арап Петра Великого», «Планах повести о стрельце», в поэме «Езерский», в «Моей родословной».

Рис.8 М.А. Ганнибал

бабушка - Яковлева Арина Родионовна - няня А.С. Пушкина. Именно от нее услышал Пушкин впервые и про избушку на курьих ножках, и сказку о мертвой царевне и семи богатырях, и именно ей посвящал он свои стихотворения.

«Литературные» бабушки оказали большое влияние на воспитание внуков, и, я думаю, сыграли свою роль в становлении их как людей порядочных, добрых. А мы, читатели, вместе с главными героями восхищаемся бабушками, учимся у них мудрости, терпению, любви.

Рис.9 А. Р. Яковлева

    Социологические исследования

    1. Проведение анкетирования

Исследуя эту тему, я решила узнать мнение одноклассников о роли бабушек в воспитании. Я задала им следующие вопросы:

    Как часто ты видишься со своей бабушкой?

    Чем ты любишь заниматься с бабушкой в свободное время?

    Чему тебя научила бабушка?

    Какой должна быть бабушка?

    Какая твоя бабушка: добрая или строгая?

    Какие произведения, в которых говорится о бабушках, ты читал?

    В жизни каких известных писателей и поэтов огромную роль сыграли их бабушки? Назови писателей и бабушек.

    1. Результаты анкетирования

Получилась очень интересная для меня информация. Анализ результатов анкетирования, проведенного у нас в классе, показал,

    что почти 50% детей видят своих бабушек по выходным, 20% видят ее только на каникулах, потому что бабушки живут от них далеко. И 30% видят свою бабушку каждый день.

Кроме того, были получены ответы на следующие вопросы:

2. Чем ты любишь заниматься с бабушкой в свободное время? Оказывается, с бабушкой можно заниматься всем, чем захочешь! Чай пить, болтать, гулять, играть, ходить в гости, читать, ходить по магазинам. А еще можно вышивать, вязать, и изучать планеты! И многое другое 3. Чему тебя научила бабушка? На этот вопрос было много разных и интересных ответов. Кого-то бабушка научила читать, кого-то делать уроки, кого-то петь, шить. А кто-то и картошку копает в огороде и собирает ягоды с бабушкой. И это здорово! 4. Какой должна быть бабушка? На это были сказаны только самые теплые слова, такие как: мудрой, красивой, доброй и ласковой, веселой, загадочной, современной и непредсказуемой.

5. Какая твоя бабушка: добрая или строгая?

На этот вопрос практически все ответили, что у них самая добрая бабушка на свете!

    Какие произведения, в которых говорится о бабушках, ты читал?

На этот вопрос 80% учащихся ответили - В.Астафьев «Конь с розовой гривой»

50% вспомнили сказку К. Паустовского «Теплый хлеб» и столько же учащихся назвали сказку Андерсена «Снежная королева»

40% назвали сказку Ш.Перро «Красная шапочка»

И почти все учащиеся называли русские - народные сказки, такие, как «Репка», «Снегурочка» и другие.

    В жизни каких известных писателей и поэтов огромную роль сыграли их бабушки? Назови писателей и бабушек.

Оказалось, что все учащиеся нашего класса помнят няню А.С. Пушкина, рассказывающую ему на ночь сказки и занимающуюся его воспитанием, однако только 60% помнят, что ее звали Арина Родионовна.

70% вспомнили бабушку М.Ю. Лермонтова, но вот сказать, как ее зовут, смогли лишь 40%

50% назвали В.П.Астафьева, который писал биографические рассказы о своей бабушке; вспомнить ее имя смогли только 10%.

В ходе социологического исследования я выяснила, что для каждого ученика нашего класса бабушка - один из самых любимых членов семьи, она играет огромную роль в жизни внуков: заботится о них, занимается их воспитанием, многому их учит. Бабушки у нас самые красивые, мудрые, щедрые, ласковые и нам с ними очень интересно. Шестиклассники знают известных писателей и поэтов, большую роль в становлении которых сыграли бабушки. Читают и знают произведения о бабушках, реально оценивают их поступки и вместе с героями делают для себя важные выводы.

    Заключение

В ходе своего исследования я выяснила, что слово «бабушка» есть во всех языках, но только в русском оно наполнено особым смыслом. Только русские бабушки самые внимательные, добрые и мудрые.

Я узнала, что на становление многих известных писателей и поэтов как творческих личностей, огромное влияние оказали их бабушки; что именно им они посвящают некоторые свои рассказы, сказки, стихи, читая которые мы тоже имеем возможность получать какие- то нравственные уроки.

Я утвердилась в предположении, что роль бабушки в формировании личности подрастающего поколения очень велика. Бабушки заботятся о нас, пока родители на работе, ухаживают за нами во время болезней, сидят с нами, когда родители по вечерам уходят в гости, тем самым в какой-то мере облегчая родителям их труд, помогая им снять напряжение и перегрузки. Бабушки расширяют социальный кругозор ребенка, который благодаря им выходит из тесных семейных рамок и приобретает непосредственный опыт общения со старшими людьми.. Многие подростки думают, что бабушка - это престарелый, ничего не понимающий человек, а на самом деле бабушка всегда понимает все вкусы своего малыша, которого она знает с пеленок. Бабушка всегда знает, чем помочь и какой правильный дать совет своему внуку, ведь за свою долгую и возможно загадочную для некоторых жизнь она повидала не мало.

И поэтому мы, дети, да и взрослые должны беречь своих бабушек, ведь это частичка нашей души…нашего настоящего и прошлого. Ведь бабушки - это ощущение счастливого детства! Бабушкина любовь дает уверенность в себе на всю жизнь!

    Используемая литература и Интернет источники

    Астафьев В.П. «Бабушкин праздник»

    Астафьев В.П. « Конь с розовой гривой»

    Астафьев В.П. «Фотография, на которой меня нет»

    Ефремова Т.Н. «Новый толковый словарь. Толково-словообразовательный»

    Ожегов С.И «Толковый словарь русского языка»

    Савкина И. «У нас уже никогда не будет этих бабушек»?Литературное сегодня// Вопросы литературы, 2011. - №2

    Ушаков Д.Н. «Большой толковый словарь современного русского языка»

    Цявловский М.А. Летопись жизни и творчества А.С. Пушкина. 1799-1826. Л. 1991.

    http://shkolazhizni.ru/family/articles/44089/

    https://yandex.ru/images/search?text

    Приложение 1.

Фото 1. Могила Кашириной А.И.

Виктор Астафьев родился 1 мая 1924 года в селе Овсянка, недалеко от Красноярска, в семье Лидии Ильиничны Потылициной и Петра Павловича Астафьева. Он был третьим ребёнком в семье, однако две его старшие сестры умерли в младенчестве. Через несколько лет после рождения сына Пётр Астафьев попадает в тюрьму с формулировкой «вредительство». Во время очередной поездки Лидии к мужу лодка, в которой среди прочих плыла она, перевернулась. Лидия Потылицина, упав в воду, зацепилась косой за сплавную бону и утонула. Её тело нашли лишь через несколько дней. Виктору тогда было семь лет. После смерти матери Виктор жил у её родителей — Екатерины Петровны и Ильи Евграфовича Потылициных. О детстве, проведённом с бабушкой Катериной Петровной и оставившим в душе писателя светлые воспоминания, Виктор Астафьев рассказал в первой части автобиографии «Последний поклон».

Выйдя из заключения, отец будущего писателя женился во второй раз. Решив податься за «северной дикой деньгой», Пётр Астафьев с женой и двумя сыновьями — Виктором и новорождённым Николаем — отправляется в Игарку, куда выслали раскулаченную семью его отца — Павла Астафьева. Летом следующего года отец Виктора заключил договор с игарским рыбзаводом и взял сына на промысловую рыбалку в местечко между посёлками Карасино и Полоем. После окончания путины, возвратившись в Игарку, Пётр Астафьев попал в больницу. Брошенный мачехой и родными, Виктор оказался на улице. Несколько месяцев он жил в заброшенном здании парикмахерской, однако после серьёзного инцидента в школе получил направление в детский дом.

В 1942 году ушёл добровольцем на фронт. Военному делу обучался в школе пехоты в Новосибирске. Весной 1943 года был направлен в действующую армию. Был шофёром, артразведчиком, связистом. До конца войны Виктор Астафьев оставался простым солдатом. В 1944 году в Польше был контужен[источник?].

После демобилизации в 1945 году уехал на Урал, в город Чусовой, Пермская область.

В 1945 году Астафьев женился на Марии Семёновне Корякиной. У них было трое детей: дочери Лидия (родилась и умерла в 1947 году) и Ирина (1948—1987) и сын Андрей (род. в 1950 году).

В Чусовом Астафьев работал слесарем, подсобным рабочим, учителем, дежурным по вокзалу, кладовщиком.

В 1951 году в газете «Чусовской рабочий» опубликован первый рассказ Астафьева «Гражданский человек». С 1951 года работал в редакции этой газеты, писал репортажи, статьи, рассказы. Первая его книга «До будущей весны» вышла в Перми в 1953 году.
Памятник писателю возле автодороги Красноярск—Абакан

В 1958 году Астафьев был принят в Союз писателей СССР. В 1959—1961 годах учился на Высших литературных курсах в Москве.

С 1989 года по 1991 год Астафьев был Народным депутатом СССР.

В 1993 году подписал «Письмо 42-х».

Герой Социалистического Труда, Лауреат Государственной премии СССР (1978, 1991), премии «Триумф», Государственной премии России (1996, 2003 (посмертно)), Пушкинской премии фонда Альфреда Тепфера (ФРГ; 1997).