Биология в современном обществе. Практическое значение биологии в жизни человека, в медицине, в пищевой промышленности

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru

Роль биологии в современном обществе

Роль биологии в современной действительности переоценить трудно, ведь она подробно изучает жизнь человека во всех ее проявлениях. В настоящее время эта наука объединяет такие важные понятия, как эволюция, клеточная теория, генетика, гомеостаз и энергия. В ее функции входит исследование развития всего живого, а именно: строение организмов, их поведение, а также отношения между собой и взаимосвязь с окружающей средой.

Значение биологии в жизни человека становится понятным, если провести параллель между основными проблемами жизнедеятельности индивида, например, здоровьем, питанием, а также выбором оптимальных условий существования. На сегодняшний день известны многочисленные науки, которые отделились от биологии, став не менее важными и самостоятельными. К таким можно отнести зоологию, ботанику, микробиологию, а также вирусологию. Из них трудно выделить наиболее значимые, все они представляют собой комплекс ценнейших фундаментальных знаний, накопленных цивилизацией.

В этой области знаний работали выдающиеся ученые, такие, как Клавдий Гален, Гиппократ, Карл Линней, Чарльз Дарвин, Александр Опарин, Илья Мечников и многие другие. Благодаря их открытиям, особенно изучению живых организмов, появилась наука морфология, а также физиология, которая собрала в себе знания о системах организмов живых существ. Неоценимую роль в развитии наследственных заболеваний сыграла генетика.

Биология стала прочным фундаментом в медицине, социологии и экологии. Важно, что эта наука, как и любая другая, не статична, а постоянно пополняется новыми знаниями, которые трансформируются в виде новых биологических теорий и законов.

Роль биологии в современном обществе, а особенно в медицине, бесценна. Именно с ее помощью были найдены способы лечения бактериологических и быстро распространяющихся вирусных заболеваний. Каждый раз, когда мы задумываемся над вопросом о том, какова роль биологии в современном обществе, вспоминаем, что именно благодаря героизму медиков-биологов исчезли с планеты Земля очаги страшных эпидемий: чумы, холеры, брюшного тифа, сибирской язвы, оспы и других не менее опасных для жизни человека заболеваний.

Можно смело утверждать, опираясь на факты, что роль биологии в современном обществе растет непрерывно. Невозможно себе представить современную жизнь без селекции, генетических исследований, производства новых продуктов питания, а также экологичных источников энергии.

Основное значение биологии состоит в том, что она представляет собой фундамент и теоретическую базу для многих перспективных наук, например, таких, как, генетическая инженерия и бионика. Ей принадлежит великое открытие - расшифровка генома человека. Такое направление, как биотехнология, было также создано на основе знаний, объединенных в биологии. В настоящее время именно такого характера технологии позволяют создавать безопасные лекарства для профилактики и лечения, которое не наносит вреда организму. В результате удается увеличить не только продолжительность жизни, но и ее качество.

Роль биологии в современном обществе заключается и в том, что есть такие сферы, где ее знания просто необходимы, например, фармацевтическая промышленность, геронтология, криминалистика, сельское хозяйство, строительство, а также освоение космоса.

Нестабильная экологическая обстановка на Земле требует переосмысления производственной деятельности, а значение биологии в жизни человека переходит на новую ступень. С каждым годом мы становимся свидетелями широкомасштабных катастроф, которые поражают как беднейшие государства, так и высокоразвитые. Во многом они вызваны ростом населения планеты, неразумным использованием источников энергии, а также существующими экономическими и социальными противоречиями в современном обществе.

Настоящее нам четко указывает, что само дальнейшее существование цивилизации возможно только при наличии гармонии в окружающей среде. Только соблюдение биологических закономерностей, а также повсеместное использование прогрессивных биотехнологий на основе экологического мышления позволит обеспечить естественное безопасное сосуществование всем без исключения жителям планеты.

Роль биологии в современном обществе выражается в том, что она в настоящее время трансформировалась в реальную силу. Благодаря ее знаниям возможно процветание нашей планеты. Именно поэтому на вопрос о том, какова роль биологии в современном обществе, ответ может быть таким - это заветный ключ к гармонии между природой и человеком.

биология наука роль

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Методология современной биологии. Философско-методологические проблемы биологии. Этапы трансформации представлений о месте и роли биологии в системе научного познания. Понятие биологической реальности. Роль философской рефлексии в развитии наук о жизни.

    реферат , добавлен 30.01.2010

    Концепция биологии как особой естественной науки. Объектом изучения традиционной или натуралистической биологии является живая природа в ее естественном целостном состоянии. Современная биология и физико–химический метод. История эволюционного учения.

    контрольная работа , добавлен 18.01.2011

    презентация , добавлен 05.02.2014

    Теоретические основы, предмет, объект и закономерности биологии. Сущность, анализ и доказательство аксиом теоретической биологии, обобщенных Б.М. Медниковым и характеризующих жизнь и отличающуюся от нее нежизнь. Особенности генетической теории развития.

    реферат , добавлен 28.05.2010

    Биология как комплекс наук, которые непосредственно связаны с изучением живого. Уровни развития биологических знаний. Сущность жизни, особенности ее понимания в биологии. Возникновение теории происхождения видов. Современные проблемы теории селектогенеза.

    реферат , добавлен 27.12.2016

    Современная биология берёт начало в странах Средиземноморья. Исторический обзор основных направлений развития науки в 17-19 веках. Развитие эволюционных идей и создание эволюционного учения Дарвина. Роль выдающихся учёных в развитии биологических наук.

    реферат , добавлен 29.06.2008

    История изучения биологии обыкновенного судака как представителя семейства Окуневых, его хозяйственное значение. Общее описание исследуемой реки Протока, особенности биологии и экологии. Характеристика зрелости половых продуктов. Промысловое значение.

    дипломная работа , добавлен 01.12.2014

    Эволюция ботаники ХІХ века: развитие морфологии, физиологии, эмбриологии, систематики растений. Теории распространения растений по земному шару. Становление таких наук как - геоботаника, фитоценология, палеоботаника. Перспективы развития биологии в ХХІ в.

    контрольная работа , добавлен 10.01.2011

    Формирование рациональных знаний о природе. Исторический очерк становления биологи как науки. Система биологических наук. Биография Ламарка - ученого, внесшего существенный вклад в биологии. Эволюционная теория. Значение биологических исследований.

    контрольная работа , добавлен 16.10.2008

    Предмет, задачи и методы биологии, история зарождения и современные достижения в данной области знания. Человек как объект биологии, характеристика и обоснование его биосоциальной природы. Теории происхождения жизни, иерархические уровни ее организации.

Значение биологии в жизни человека

Биология – система наук о живой природе. Среди различных биологических наук одними из первых, более двух тысяч лет назад,

возникли науки, изучающие растения – ботаника (от греч. ботанэ – зелень) – и животных – зоология (от греч. зоон – животное – и логос).

Успехи в развитии биологии со временем обусловили возникновение различных ее направлений, с которыми вы познакомитесь

в старших классах.

Каждый организм обитает в определенной среде. Среда обитания – часть природы, окружающая живые организмы, с которой они

взаимодействуют. Вокруг нас существует множество живых организмов. Это – растения, животные, грибы, бактерии. Каждую из этих

групп изучает отдельная биологическая наука.

Значение биологии в жизни человека. В наше время перед человечеством особенно остро встают такие общие проблемы,

как охрана здоровья, обеспечение

продовольствием и сохранение разнообразия организмов на нашей планете. Биология, исследования которой направлены на решение

этих и других вопросов, тесно взаимодействует с медициной, сельским хозяйством, промышленностью, в частности пищевой и легкой и т. д.

Вы все знаете, что, заболев, человек использует лекарства. Большинство лекарственных веществ получают из растений или

родуктов жизнедеятельности микроорганизмов. Например, жизнь сотен миллионов людей сохранило применение антибиотиков

(от греч. анти – против – и биос). Их вырабатывают определенные виды грибов и бактерий. Антибиотики убивают возбудителей

многих опасных заболеваний человека и животных.

Биология играет важную роль и в обеспечении человечества продовольствием. Ученые создают новые высокоурожайные

сорта растений и породы животных, что позволяет получать больше продуктов питания. Исследования биологов направлены

на сохранение и повышение плодородия почв, что обеспечивает высокие урожаи. Живые организмы широко используются и

в промышленности. Например, простоквашу, кефир, сыры человек получает благодаря деятельности определенных

видов бактерий и грибов.

Однако активная и часто непродуманная хозяйственная деятельность человека привела к значительному загрязнению

окружающей среды веществами, вредными для всего живого, к уничтожению лесов, целинных степей, водоемов.

За последние столетия исчезли тысячи видов животных, растений и грибов, а десятки тысяч находятся на грани вымирания.

А ведь исчезновение даже одного какого–нибудь вида организмов означает безвозвратную потерю для биологического

разнообразия нашей планеты. Поэтому ученые создают списки видов растений, животных и грибов, нуждающихся в охране

(так называемые Красные книги), а также

выделяют территории, где эти виды взяты под охрану (заповедники, национальные природные парки и т. д.).

Таким образом, биология – наука, призванная своими исследованиями убедить

людей в необходимости бережного отношения к природе, соблюдения ее законов.

Поэтому ее считают наукой будущего.

Роль биологии в современной действительности переоценить трудно, ведь она

подробно изучает жизнь человека во всех ее проявлениях. В настоящее время эта

наука объединяет такие важные понятия, как эволюция, клеточная теория, генетика,

гомеостаз и энергия. В ее функции входит исследование развития всего живого,

а именно: строение организмов, их поведение, а также отношения между собой

и взаимосвязь с окружающей средой.

Значение биологии в жизни человека становится понятным, если провести параллель между основными проблемами жизнедеятельности

индивида, например, здоровьем, питанием, а также выбором оптимальных условий существования. На сегодняшний день известны

многочисленные науки, которые отделились от биологии, став не менее важными и самостоятельными. К таким можно отнести

зоологию, ботанику, микробиологию, а также вирусологию. Из них трудно выделить наиболее значимые, все они представляют

собой комплекс ценнейших фундаментальных знаний, накопленных цивилизацией.

В этой области знаний работали выдающиеся ученые, такие, как Клавдий Гален, Гиппократ, Карл Линней, Чарльз Дарвин,

Александр Опарин, Илья Мечников и многие другие. Благодаря их открытиям, особенно изучению живых организмов,

появилась наука морфология, а также физиология, которая собрала в себе знания о системах организмов живых существ.

Неоценимую роль в развитии наследственных заболеваний сыграла генетика.

Биология стала прочным фундаментом в медицине, социологии и экологии. Важно, что эта наука, как и любая другая,

не статична, а постоянно пополняется новыми знаниями, которые трансформируются в виде новых биологических теорий и законов.

Роль биологии в современном обществе, а особенно в медицине, бесценна. Именно с ее помощью были найдены

способы лечения

бактериологических и быстро распространяющихся вирусных заболеваний. Каждый раз, когда мы задумываемся над вопросом о том,

какова роль биологии в современном обществе, вспоминаем, что именно благодаря героизму медиков-биологов исчезли с планеты

Земля очаги страшных эпидемий: чумы, холеры, брюшного тифа, сибирской язвы, оспы и других не менее опасных для жизни

человека заболеваний.

Можно смело утверждать, опираясь на факты, что роль биологии в современном обществе растет непрерывно. Невозможно себе

представить современную жизнь без селекции, генетических исследований, производства новых продуктов питания, а также

экологичных источников энергии.

Основное значение биологии состоит в том, что она представляет собой фундамент и теоретическую базу для многих перспективных

наук, например, таких, как, генетическая инженерия и бионика. Ей принадлежит великое открытие – расшифровка генома человека.

Такое направление, как биотехнология, было также создано на основе знаний, объединенных в биологии. В настоящее время именно

такого характера технологии позволяют создавать безопасные лекарства для профилактики и лечения, которое не наносит вреда

организму. В результате удается увеличить не только продолжительность жизни, но и ее качество.

Роль биологии в современном обществе заключается и в том, что есть такие сферы, где ее знания просто необходимы,

например, фармацевтическая промышленность, геронтология, криминалистика, сельское хозяйство, строительство,

а также освоение космоса.

Нестабильная экологическая обстановка на Земле требует переосмысления производственной деятельности, а значение

биологии в жизни человека переходит на новую ступень. С каждым годом мы становимся свидетелями широкомасштабных

катастроф, которые поражают как беднейшие государства, так и высокоразвитые. Во многом они вызваны ростом населения

планеты, неразумным использованием источников энергии, а также существующими экономическими и социальными

противоречиями в современном обществе.

Настоящее нам четко указывает, что само дальнейшее существование цивилизации возможно только при наличии гармонии

в окружающей среде. Только соблюдение биологических закономерностей, а также повсеместное использование прогрессивных

биотехнологий на основе экологического мышления позволит обеспечить естественное безопасное сосуществование всем

без исключения жителям планеты.

Роль биологии в современном обществе выражается в том, что она в настоящее время трансформировалась в реальную силу.

Благодаря ее знаниям возможно процветание нашей планеты. Именно поэтому на вопрос о том, какова роль биологии в

современном обществе, ответ может быть таким – это заветный ключ к гармонии между природой и человеком.

Статья на тему: «Роль биологии в жизни людей»

Выполнила учитель биологии

филиала МБОУ СОШ №1 с. Мраково

ООШ с. Побоище

Щербакова Светлана Ивановна

Успехи и достижения биологической науки убедительно свидетельствуют о том, что человечество вступило в новый век – век биологии. Биология нашего времени стала средством не только изучения, но и прямого воздействия на мир живого. В ней все более нарастают тенденции проектирования и конструирования биообъектов, проявляются задачи управления живыми объектами и системами.

В стратегии исследовательской деятельности в биологии появляются такие новые направления, как предвидение, прогнозирование. Возникает необходимость в разработке сценариев предвидимого будущего для всех уровней биологической реальности. Современная биология вступает в новый этап своего развития, который можно назвать биоинженерным. Становление и стремительное развитие генной и клеточной инженерии, инженерии биогеоценозов, решение проблем взаимодействия биосферы и человечества требуют совершенствования методов анализа и сознательного управления всем новым комплексом исследований и практических разработок.

По мере развития биологии и внедрения ее достижений в жизнь человеческого общества будет возрастать число людей, для которых биологическое образование окажется элементом их профессиональной подготовки. Отсюда видно, что значимость биологического образования в школе возрастает. Также следует отметить, что школьный предмет «Биология» способствует формированию у учащихся научного мировоззрения, т.е. системы наиболее общих взглядов на мир и человека, на отношения между человеком и миром. А это очень важно, т.к. мировоззрение определяет жизненную программу личности, идеалы и убеждения, интересы и ценности. В конечном итоге оно обусловливает линию поведения человека.

Развитие научного мировоззрения в процессе обучения биологии имеет особенное значение для учащихся старших классов, проявляющих повышенный интерес к философским проблемам в связи с естественной потребностью осмыслить действительность в целом.В процессе обучения биологии в единстве с развитием диалектического мышления школьников перед ними раскрываются научная картина органического мира, историчность жизни и ее место в системе форм движения, противоречивый путь познания живой природы. «Конечная цель курса естествознания в общеобразовательном заведении, – писал Александр Яковлевич Герд, – привести учащегося к определенному мировоззрению, согласному с современным состоянием естественных наук».

Биология является одним из ведущих предметов естественно-научного цикла в системе школьного образования, поскольку имеет огромное значение в становлении и развитии личности ребёнка. Без неё невозможно обеспечение здорового образа жизни и сохранение окружающей среды – места жизни всего человечества. Каждый школьный предмет, в том числе и биология, своими целями, задачами и содержанием должен способствовать формированию функционально грамотной личности, т.е. человека, который сможет активно пользоваться своими знаниями, постоянно учиться и осваивать новые знания всю жизнь.Основные направления (линии) развития учащихся средствами предмета «Биология» формулируют цели изучения предмета и обеспечивают целостность биологического образования в основной школе.

Осознание учениками исключительной роли жизни на Земле и значения биологии в жизни человека и общества. Знание основ организации и функционирования живого, его роли на Земле – необходимый элемент грамотного ведения планетарного хозяйства.

Формирование представления о природе как развивающейся системе. Школьная биология как никакая другая учебная дисциплина позволяет продемонстрировать познавательную силу единства системного, структурно-уровневого и исторического подхода к природным явлениям.

Освоение элементарных биологических основ медицины, сельского и лесного хозяйства, биотехнологии. Не имея простейших представлений о естественно-научных основах всех перечисленных отраслей человеческой деятельности, современному человеку трудно ориентироваться даже в его собственном хозяйстве. Наконец, ведение здорового образа жизни немыслимо вне специальных биологических знаний.

Овладение наиболее употребительными понятиями и законами из курса биологии и их использование в практической жизни. Ближайшим итогом изучения школьного курса биологии должно быть овладение главными представлениями этой науки и навыком возможно более свободного и творческого оперирования ими в дальнейшей практической жизни.

Оценка биологического риска взаимоотношений человека и природы на основе овладения системой экологических и биосферных знаний, определяющих граничные условия активности человечества в целом и каждого отдельного человека.

Оценка поведения человека с точки зрения здорового образа жизни. Важнейшим условием счастья каждого человека являются его здоровье и здоровье его близких. Сохранение здоровья – личное дело каждого человека и его моральный долг. Общество и государство призваны обеспечить социальные условия сохранения здоровья населения. Биологические знания – научная основа организации здорового образа жизни всего общества и каждого человека в отдельности.

Если роль предмета столь велика, несёт мировозренческий характер, не совсем понятным становится место предмета в учебном планепо программам основного общего и среднего общего образования, где для изучения курса биологии отводится в 5,6 классах всего один час, и тем более непонятны мотивы по которым на изучение биологии в средней основной школе, т. е. в 10-11 классах отводится всего 1 час, т.е. 34 часа в год. Такой объём времени не позволяет затронуть очень важные, философские, мировозренческие проблемы организации живого мира. А между тем, они очень интересуют школьников. Природа не терпит пустоты и те представления, на формирование которых школьная программа не отпускает времени, заполняться сомнительными теориями, почерпнутыми из Интернета или телевизионных передач, носящих ярко выраженный околонаучный характер.

Есть и другие причины дать нашим детям полноценные биологические знания. Тяга к природе.Позволю себе процитировать небольшой отрывок из книги Виктора Дольника «Непослушное дитя биосферы»:

-« У меня, как и у вас, есть такие знакомые.

Они всю жизнь жили в городе, работали в главке, тресте, министерстве; имели дело с бумагами и людьми, любили эту работу. В отпуск ездили в санаторий, вечерами ходили в театр, читали, принимали гостей. Работать руками не любили, да и не умели. Вышли на пенсию, поселились на даче – ради свежего воздуха и тишины. И переменились. Сажают и пересаживают деревья и кусты, таскают на себе землю, ползают на четвереньках по грядкам с клубникой и цветами, делают какие - то компосты, страдают, что мало достали навоза».

Современный человек, житель мегаполиса, до предела социализированный, находит душевный покой и равновесие в общении с природой. Именно поэтому так увеличилось количество домашних животных в городских квартирах, таких разных животных содержат люди, от экзотических насекомых до самого обычного кролика. Знать эволюционную историю вида своего питомца, ареал его обитания в естественных условиях, особенности строения и жизнедеятельности, уметь найти и воспользоваться научно – популярной литературой, вычленить для себя полезные сведения – всё это тоже уроки биологии в школе.

Преподавание биологии должно отражать реальное положение науки о живой природе в системе научного знания. Биология тесно взаимодействует с естественнонаучными и гуманитарными дисциплинами, включена в социокультурную среду. Формирование научной картины мира - это результат всего школьного обучения. На современном этапе своего развития биология требует философского переосмысления традиционных форм организации знания, создания нового образа науки, формирования новых норм, идеалов и принципов научного исследования, нового стиля мышления. Развитие биологии в наши дни начинает давать все больше плодотворных идей, как для сферы биологического познания, так и имеющих значение для науки и культуры в целом.

Биология – система наук о живой природе. Среди различных биологических наук одними из первых, более двух тысяч лет назад, возникли науки, изучающие растения – ботаника (от греч. ботанэ – зелень) – и животных – зоология (от греч. зоон – животное – и логос). Успехи в развитии биологии со временем обусловили возникновение различных ее направлений, с которыми вы познакомитесь в старших классах.

Каждый организм обитает в определенной среде. Среда обитания – часть природы, окружающая живые организмы, с которой они взаимодействуют. Вокруг нас существует множество живых организмов. Это – растения, животные, грибы, бактерии. Каждую из этих групп изучает отдельная биологическая наука.

Значение биологии в жизни человека. В наше время перед человечеством особенно остро встают такие общие проблемы, как охрана здоровья, обеспечение продовольствием и сохранение разнообразия организмов на нашей планете. Биология, исследования которой направлены на решение этих и других вопросов, тесно взаимодействует с медициной, сельским хозяйством, промышленностью, в частности пищевой и легкой и т. д.

Вы все знаете, что, заболев, человек использует лекарства. Большинство лекарственных веществ получают из растений или продуктов жизнедеятельности микроорганизмов. Например, жизнь сотен миллионов людей сохранило применение антибиотиков (от греч. анти – против – и биос). Их вырабатывают определенные виды грибов и бактерий. Антибиотики убивают возбудителей многих опасных заболеваний человека и животных.

Биология играет важную роль и в обеспечении человечества продовольствием. Ученые создают новые высокоурожайные сорта растений и породы животных, что позволяет получать больше продуктов питания. Исследования биологов направлены на сохранение и повышение плодородия почв, что обеспечивает высокие урожаи. Живые организмы широко используются и в промышленности. Например, простоквашу, кефир, сыры человек получает благодаря деятельности определенных видов бактерий и грибов.

Однако активная и часто непродуманная хозяйственная деятельность человека привела к значительному загрязнению окружающей среды веществами, вредными для всего живого, к уничтожению лесов, целинных степей, водоемов. За последние столетия исчезли тысячи видов животных, растений и грибов, а десятки тысяч находятся на грани вымирания. А ведь исчезновение даже одного какого–нибудь вида организмов означает безвозвратную потерю для биологического разнообразия нашей планеты. Поэтому ученые создают списки видов растений, животных и грибов, нуждающихся в охране (так называемые Красные книги), а также выделяют территории, где эти виды взяты под охрану (заповедники, национальные природные парки и т. д.).

Таким образом, биология – наука, призванная своими исследованиями убедить людей в необходимости бережного отношения к природе, соблюдения ее законов. Поэтому ее считают наукой будущего.

Не будет преувеличением сказать, что современная биология (от греч. Биос - жизнь, логос - наука) - одна из важнейших для человечества естественных наук. Это связано с тем, что именно биология является основой медицины (рис. 1) - науки

Одним из направлений которой является разработка методов предотвращения болезней человека и укрепление его здоровья (вспомните, какие болезни в наше время являются наиболее опасными для человечества) это научная база для сельского хозяйства (рис. 2) и производства продуктов питания, дефицит которых на земном шаре становится все ощутимее. С помощью современных биотехнологий в ближайшее время возможен переход на биотопливо, что, по мнению ученых, при необходимости поможет преодолеть энергетический кризис. И вообще, именно биология - ключ к гармоничному существованию природы и человека, что является обязательным условием не только устойчивого развития современной цивилизации, но и существование человечества. Если еще 50 лет назад свое будущее человечество связывало с техническим прогрессом: полетами в космос, конструированием сверхмощных машин, ядерной энергетикой, созданием огромных водохранилищ (рис. 4), изменением течения рек, то сейчас стало очевидным, что растущее производство материальных благ тесно связано с разрушением природы. В результате пострадали не только леса, озера, реки, животные и растения, многие виды которых вымерли, а еще больше находится на грани исчезновения, но и сам человек.

Науки о жизни стали основным приоритетом развития современного общества. Именно им уделяют повышенное внимание не только ученые, но и общественность, политические деятели. Например, о таком достижения современной биологии, как расшифровка генома человека, оповестили мир в 2000 г. президент США и премьер-министр Великобритании. И это не случайно. Если в XX в. человечество в полной мере испытало на себе позитивные и негативные последствия достижений в области химии и физики, то XXI в. немало выдающихся ученых современности объявили веком биологической опасности.

Так же, как в 1955 г. по инициативе авторитетных ученых мира А. Эйнштейна и Ф. Жолио-Кюри возник Пагуошского движения, направленный против ядерного оружия, в наше время крайне актуальным является предотвращение неконтролируемого использования ресурсов окружающей среды, неэтичном отношению к живым объект объектов и природы вообще (рис. 6). (Вспомните, какие выдающиеся личности современности уже присоединились к этому движению.)

Наука вплотную подошла к черте, за которой скрыто тайну жизни. Сегодня невозможно предсказать, чем может закончиться свободное манипулирование этой тайной.

Несмотря на выведение новых, более продуктивных сортов растений и пород животных, количество голодающих на земном шаре не только не уменьшается, а даже увеличивается. Причиной, прежде всего, является изменение климата приводит к засухи и неурожая, а также уменьшение площади пахотных земель, снижение родючости почв.
Глобальной проблемой человечества, в XXI в. вышла на первое место, стали взаимоотношения человека и при ¬ роды. Среди конкретных экологических проблем обычно признают изменении климата (рис. 8), дефицит пресной воды (рис. 9) в преобразование пахотных земель в пустыни, деградацию растительности, рост численности населения, загрязнение почвы, воды и воздуха отходами производства, истончение озонового слоя, истощение природных ресурсов, появление и распространение новых заболеваний. Понятно, что без познания и освоения человечеством правил и законов жизни природы, без перехода промышленности и энергетики на экологически чистые, так называемые безотходные технологии, без внедрения последних достижений биологической науки в сельское хозяйство и медицину, дальнейшее существование современной цивилизации оказывается просто невозможным.