Благословенна да будет любовь, которая сильнее смерти по повести куприна суламифь. На этой страничке я разместила с Благословенно да будет любовь которая сильнее смерти

Тема любви волновала человека во все времена. В начале ХХ века, в эпоху глобальных исторических перемен, в литературе усиливается внимание к личности отдельного конкретного человека с его нелегкой судьбой и неразрешимыми душевными проблемами. Одним из писателей, воплотивших на страницах своих произведений, тему любви, всесильной и всепоглощающей страсти стал А.И. Куприн.

В повестях «Гранатовый браслет», «Олеся», »Суламифь» писатель подробнейшим образом исследует историю возникновения, развития и трагическую развязку любовных отношений,

Ибо любовь, согласно концепции писателя, есть не только величайшее чудо в мире, но и неизменно мучительное страдание.

Д.С.Мережковский писал о том, что любовь сильнее смерти. Эту мысль воплощает в себе сюжет повести «Гранатовый браслет»: молодой бедный чиновник Желтков влюбляется в девушку Веру, которая вскоре выходит замуж за князя Шеина. Несчастный юноша не в силах скрывать свои чувства. Желтков посылает Вере дорогой подарок (семейную реликвию) - прекрасный гранатовый браслет, красные камни в котором напоминают капельки крови. Уже в этом эпизоде повести рядом с темой любви звучит трагическая нота,

Предвещающая кровавую развязку. К

ак честная, порядочная женщина Вера сообщает о подарке мужу. И тот едет с ее братом к Желткову, чтобы попросить оставить Веру в покое. Телеграфист объясняет, что не в силах жить без возлюбленной. А на следующий день Вера находит в газете заметку о смерти своего преданного поклонника. Княгиня чувствует какую-то вину за случившееся: ведь Желтков покончил с собой из-за нее. Вера едет, чтобы проститься в квартиру, где жил чиновник, и только тогда, наконец, понимает, как сильно любил ее этот человек.

Он смог пожертвовать своей жизнью, чтобы сохранить ее покой и доброе имя. Вера понимает, что мимо нее прошло цельное, глубокое чувство, которое, быть может, только раз встречается в жизни. Муж тоже любит ее, но это спокойное, устоявшееся чувство, ничего не имеющее общего с пылкой страстью романтического поклонника. На день рождения князь Шеин дарит жене жемчужные серьги грушевидной формы, похожие на слезы.

Окружение Веры смеялось над чувствами Желткова. Князь Василий Львович даже ведет домашний юмористический альбом, в котором есть повесть «Княгиня Вера и влюбленный телеграфист», в сатирических тонах высмеивающая соперника, которого он на самом деле таковым совсем и не считает.

В повести Шеина телеграфист умирает, завещая Вере «две телеграфные пуговицы и флакон от духов, наполненный его слезами». В основном же сюжете произведения Желтков оставляет возлюбленной лишь прощальное письмо с прекрасным сентиментальным рассказом о любви, где звучат слова из молитвы «Да святится имя Твое». Чиновник понимает, что Вера будет переживать его гибель. Он пытается предусмотреть это и облегчить ее страдания, предлагая послушать бетховенскую сонату D-dur №2, ор.2.

В финале повести эта удивительная музыка, исполненная пианисткой Женни, успокаивает Веру и помогает ей утешиться. Не менее трагична, но в то же время и прекрасна история любви царя Соломона к простой девушке Суламифь, рассказанная Куприным в повести «Суламифь». Возлюбленная была коварно убита по заказу уязвленной соперницы, и горю Соломона не было предела. Однако у читателя создается впечатление, что чувство к Суламифь не умерло в его сердце именно потому, что смерть разлучила героев в самый разгар их любовного переживания.

Вспомним, что до Суламифь у Соломона было 300 жен и 700 наложниц. Возможно, что Суламифь, оставшись она в живых, скоро наскучила утонченному Соломону, а ее место заняла бы другая девушка. Куприн же хочет верить в мечту о вечной, непрoходящей любви, которая сильнее смерти.

(1 votes, average: 5.00 out of 5)

русской лит

Тема любви волновала человека во все времена. В начале ХХ века, в эпоху глобальных исторических перемен, в литературе усиливается внимание к личности отдельного конкретного человека с его нелегкой судьбой и неразрешимыми душевными проблемами. Одним из писателей, воплотивших на страницах своих произведений, тему любви, всесильной и всепоглощающей страсти стал А.И. Куприн.

В повестях «Гранатовый браслет», «Олеся», »Суламифь» писатель подробнейшим образом исследует историю возникновения, развития и трагическую развязку любовных отношений, ибо любовь, согласно концепции писателя, есть не только величайшее чудо в мире, но и неизменно мучительное страдание.

Д.С.Мережковский писал о том, что любовь сильнее смерти. Эту мысль воплощает в себе сюжет повести «Гранатовый браслет»: молодой бедный чиновник Желтков влюбляется в девушку Веру, которая вскоре выходит замуж за князя Шеина. Несчастный юноша не в силах скрывать свои чувства. Желтков посылает Вере дорогой подарок (семейную реликвию) - прекрасный гранатовый браслет, красные камни в котором напоминают капельки крови. Уже в этом эпизоде повести рядом с темой любви звучит трагическая нота, предвещающая кровавую развязку. Как честная, порядочная женщина Вера сообщает о подарке мужу. И тот едет с ее братом к Желткову, чтобы попросить оставить Веру в покое. Телеграфист объясняет, что не в силах жить без возлюбленной. А на следующий день Вера находит в газете заметку о смерти своего преданного поклонника. Княгиня чувствует какую-то вину за случившееся: ведь Желтков покончил с собой из-за нее. Вера едет, чтобы проститься в квартиру, где жил чиновник, и только тогда, наконец, понимает, как сильно любил ее этот человек. Он смог пожертвовать своей жизнью, чтобы сохранить ее покой и доброе имя. Вера понимает, что мимо нее прошло цельное, глубокое чувство, которое, быть может, только раз встречается в жизни. Муж тоже любит ее, но это спокойное, устоявшееся чувство, ничего не имеющее общего с пылкой страстью романтического поклонника. На день рождения князь Шеин дарит жене жемчужные серьги грушевидной формы, похожие на слезы.

Окружение Веры смеялось над чувствами Желткова. Князь Василий Львович даже ведет домашний юмористический альбом, в котором есть повесть «Княгиня Вера и влюбленный телеграфист», в сатирических тонах высмеивающая соперника, которого он на самом деле таковым совсем и не считает. В повести Шеина телеграфист умирает, завещая Вере «две телеграфные пуговицы и флакон от духов, наполненный его слезами». В основном же сюжете произведения Желтков оставляет возлюбленной лишь прощальное письмо с прекрасным сентиментальным рассказом о любви, где звучат слова из молитвы «Да святится имя Твое». Чиновник понимает, что Вера будет переживать его гибель. Он пытается предусмотреть это и облегчить ее страдания, предлагая послушать бетховенскую сонату D-dur №2, ор.2.

В финале повести эта удивительная музыка, исполненная пианисткой Женни, успокаивает Веру и помогает ей утешиться. Не менее трагична, но в то же время и прекрасна история любви царя Соломона к простой девушке Суламифь, рассказанная Куприным в повести «Суламифь». Возлюбленная была коварно убита по заказу уязвленной соперницы, и горю Соломона не было предела. Однако у читателя создается впечатление, что чувство к Суламифь не умерло в его сердце именно потому, что смерть разлучила героев в самый разгар их любовного переживания.

Вспомним, что до Суламифь у Соломона было 300 жен и 700 наложниц. Возможно, что Суламифь, оставшись она в живых, скоро наскучила утонченному Соломону, а ее место заняла бы другая девушка. Куприн же хочет верить в мечту о вечной, непрoходящей любви, которая сильнее смерти.

Повесть А. И. Куприна «Суламифь» интересна уже потому, что в основе ее сюжета лежит одна из библейских легенд, удивительно гуманная по характеру, пронзительная и вечная. Легенда эта корнями уходит в «Книгу Песней Соломона», создание которой приписывают реальной исторической личности - древнееврейскому царю Соломону.

«Песнь Песней» - самая поэтическая и вдохновенная, самая «земная» и «языческая» из библейских книг, созданная на основе народной любовной лирики. Сюжет повести «Суламифь» примечателен еще и тем, что прост лишь внешне. Но по прочтении возникает вопрос: о чем эта повесть? Можно без напряжения предположить следующий ответ: «Царь Соломон полюбил бедную девушку крестьянку Суламифь, но из-за ревности покинутой жены царицы Астис бедная девушка гибнет с мечом в груди». Но не будем торопиться: ведь перед нами притча, легенда с известной долей романтического сюжета, и, следовательно, то, что лежит на поверхности, не может исчерпать всей глубины обобщения, содержащегося в произведении. Поэтому следующий вопрос может быть сформулирован так: «А о чем еще эта повесть, только ли о трагической любви из-за чьей-то ревности?». Эта книга, прежде всего, о мудром, красивом, мужественном человеке по имени Соломон и о нежной, ласковой, прекрасной девушке по имени Суламифь; эта книга - гимн уникальности, неповторимости, величию красоты женского тела и теме любви. Любовь Суламифь «крепка, как смерть». Вот только… Почему эти два понятия постоянно сопрягаются друг с другом? Может, для красного словца? Но ведь нет, смерть действительно не заставляет себя долго ждать - всего лишь семь дней было отпущено Суламифь и Соломону наслаждаться величайшим и сильнейшим в мире чувством - Любовью.

Так неужели ревность - пусть «жестокая, как ад», но все же чувство низкое - является причиной гибели Суламифь? Как-то не соизмеряются эти вещи. И не хочется думать, что это именно так. Тогда что же? Почему Суламифь умерла? Но разве могло быть иначе? Девушка была обречена на смерть с того самого момента, когда она встретила царя, с того самого момента, когда они полюбили друг друга - ну что еще могло ждать Суламифь во дворце Соломона?! Это только внешняя сторона проблемы: царская власть, дворцы, социальное положение людей - это лишь фон, декорация великой драмы, именуемой Жизнь. Ничего, ровным счетом ничего бы не изменилось, если бы речь шла о крестьянке и крестьянине, о принцессе и нищем, одним словом, о людях, любимых и любящих. Любовь, родившись, обречена на смерть, точно так же, как человек, родившись однажды, должен рано или поздно умереть: мир не слыхивал (да и не услышит никогда), чтобы кто-то умер, не родившись!

Вот и в случае с героями Куприна ситуация «запрограммирована » изначально. Но чтобы не впасть в однобокость суждений, необходимо иметь в виду следующее: обязательно трактовать понятие «смерть» шире, подразумевается под смертью не только прекращение физического существования, а переход, точнее момент перехода из одного состояния в другое. Суламифь, ее любовь как тот благоухающий цветок, что после оплодотворения «умирает», превращаясь в плод. И как тот цветок, Суламифь и ее любовь «умирают », превращаясь в «Песнь Песней» - этот вечно живой памятник Женственности, Красоте и Любви.

Но даже если бы Суламифь не погибла, то и тогда Любовь «умерла » бы. Как, впрочем, и сама возлюбленная Соломона. Более того, мы бы никогда и не узнали о ней, потому что и Суламифь вскоре стала бы другой, и любовь между ней и Соломоном приобрела бы новое качество, качество банальной семейной идиллии. Это вовсе не значит, что любовь жены и мужа плоха или хуже, но это значит, что «Песнь Песней» просто никогда бы не появилась. Что же дает нам повесть «Суламифь»? Постижение истины - трудной, может быть, горькой, но от этого не перестающей быть истинной. Кроме того, осознав подобные вещи, человек избавляется от иллюзий, учится реально оценивать жизнь, готовит себя к будущему, чтобы не разочаровываться, не впадать в уныние от неизбежных метаморфоз, которые ему предуготовило бытие.

Повесть А. И. Куприна «Суламифь» интересна уже потому, что в основе ее сюжета лежит одна из библейских легенд, удивительно гуманная по характеру, пронзительная и вечная. Легенда эта корнями уходит в «Книгу Песней Соломона», создание которой приписывают реальной исторической личности - древнееврейскому царю Соломону.

«Песнь Песней» - самая поэтическая и вдохновенная, самая «земная» и «языческая» из библейских книг, созданная на основе народной любовной лирики. Сюжет повести «Суламифь» примечателен еще и тем, что прост лишь внешне. Но по прочтении возникает вопрос: о чем эта повесть? Можно без напряжения предположить следующий ответ: «Царь Соломон полюбил бедную девушку крестьянку Суламифь, но из-за ревности покинутой жены царицы Астис бедная девушка гибнет с мечом в груди». Но не будем торопиться: ведь перед нами притча, легенда с известной долей романтического сюжета, и, следовательно, то, что лежит на поверхности, не может исчерпать всей глубины обобщения, содержащегося в произведении. Поэтому следующий вопрос может быть сформулирован так: «А о чем еще эта повесть, только ли о трагической любви из-за чьей-то ревности?». Эта книга, прежде всего, о мудром, красивом, мужественном человеке по имени Соломон и о нежной, ласковой, прекрасной девушке по имени Суламифь; эта книга - гимн уникальности, неповторимости, величию красоты женского тела и теме любви. Любовь Суламифь «крепка, как смерть». Вот только… Почему эти два понятия постоянно сопрягаются друг с другом? Может, для красного словца? Но ведь нет, смерть действительно не заставляет себя долго ждать - всего лишь семь дней было отпущено Суламифь и Соломону наслаждаться величайшим и сильнейшим в мире чувством - Любовью.

Так неужели ревность - пусть «жестокая, как ад», но все же чувство низкое - является причиной гибели Суламифь? Как-то не соизмеряются эти вещи. И не хочется думать, что это именно так. Тогда что же? Почему Суламифь умерла? Но разве могло быть иначе? Девушка была обречена на смерть с того самого момента, когда она встретила царя, с того самого момента, когда они полюбили друг друга - ну что еще могло ждать Суламифь во дворце Соломона?! Это только внешняя сторона проблемы: царская власть, дворцы, социальное положение людей - это лишь фон, декорация великой драмы, именуемой Жизнь. Ничего, ровным счетом ничего бы не изменилось, если бы речь шла о крестьянке и крестьянине, о принцессе и нищем, одним словом, о людях, любимых и любящих. Любовь, родившись, обречена на смерть, точно так же, как человек, родившись однажды, должен рано или поздно умереть: мир не слыхивал (да и не услышит никогда), чтобы кто-то умер, не родившись!

Вот и в случае с героями Куприна ситуация «запрограммирована » изначально. Но чтобы не впасть в однобокость суждений, необходимо иметь в виду следующее: обязательно трактовать понятие «смерть» шире, подразумевается под смертью не только прекращение физического существования, а переход, точнее момент перехода из одного состояния в другое. Суламифь, ее любовь как тот благоухающий цветок, что после оплодотворения «умирает», превращаясь в плод. И как тот цветок, Суламифь и ее любовь «умирают », превращаясь в «Песнь Песней» - этот вечно живой памятник Женственности, Красоте и Любви.

Но даже если бы Суламифь не погибла, то и тогда Любовь «умерла » бы. Как, впрочем, и сама возлюбленная Соломона. Более того, мы бы никогда и не узнали о ней, потому что и Суламифь вскоре стала бы другой, и любовь между ней и Соломоном приобрела бы новое качество, качество банальной семейной идиллии. Это вовсе не значит, что любовь жены и мужа плоха или хуже, но это значит, что «Песнь Песней» просто никогда бы не появилась. Что же дает нам повесть «Суламифь»? Постижение истины - трудной, может быть, горькой, но от этого не перестающей быть истинной. Кроме того, осознав подобные вещи, человек избавляется от иллюзий, учится реально оценивать жизнь, готовит себя к будущему, чтобы не разочаровываться, не впадать в уныние от неизбежных метаморфоз, которые ему предуготовило бытие.

Повесть А. И. Куприна «Суламифь» интересна уже потому, что в основе ее сюжета лежит одна из библейских легенд, удивительно гуманная по характеру, пронзительная и вечная. Легенда эта корнями уходит в «Книгу Песней Соломона», создание которой приписывают реальной исторической личности - древнееврейскому царю Соломону.

«Песнь Песней» - самая поэтическая и вдохновенная, самая «земная» и «языческая» из библейских книг, созданная на основе народной любовной лирики. Сюжет повести «Суламифь» примечателен еще и тем, что прост лишь внешне. Но по прочтении возникает вопрос: о чем эта повесть? Можно без напряжения предположить следующий ответ: «Царь Соломон полюбил бедную девушку крестьянку Суламифь, но из-за ревности покинутой жены царицы Астис бедная девушка гибнет с мечом в груди». Но не будем торопиться: ведь перед нами притча, легенда с известной долей романтического сюжета, и, следовательно, то, что лежит на поверхности, не может исчерпать всей глубины обобщения, содержащегося в произведении. Поэтому следующий вопрос может быть сформулирован так: «А о чем еще эта повесть, только ли о трагической любви из-за чьей-то ревности?». Эта книга, прежде всего, о мудром, красивом, мужественном человеке по имени Соломон и о нежной, ласковой, прекрасной девушке по имени Суламифь; эта книга - гимн уникальности, неповторимости, величию красоты женского тела и теме любви. Любовь Суламифь «крепка, как смерть». Вот только… Почему эти два понятия постоянно сопрягаются друг с другом? Может, для красного словца? Но ведь нет, смерть действительно не заставляет себя долго ждать - всего лишь семь дней было отпущено Суламифь и Соломону наслаждаться величайшим и сильнейшим в мире чувством - Любовью.

Так неужели ревность - пусть «жестокая, как ад», но все же чувство низкое - является причиной гибели Суламифь? Как-то не соизмеряются эти вещи. И не хочется думать, что это именно так. Тогда что же? Почему Суламифь умерла? Но разве могло быть иначе? Девушка была обречена на смерть с того самого момента, когда она встретила царя, с того самого момента, когда они полюбили друг друга - ну что еще могло ждать Суламифь во дворце Соломона?! Это только внешняя сторона проблемы: царская власть, дворцы, социальное положение людей - это лишь фон, декорация великой драмы, именуемой Жизнь. Ничего, ровным счетом ничего бы не изменилось, если бы речь шла о крестьянке и крестьянине, о принцессе и нищем, одним словом, о людях, любимых и любящих. Любовь, родившись, обречена на смерть, точно так же, как человек, родившись однажды, должен рано или поздно умереть: мир не слыхивал (да и не услышит никогда), чтобы кто-то умер, не родившись!

Вот и в случае с героями Куприна ситуация «запрограммирована » изначально. Но чтобы не впасть в однобокость суждений, необходимо иметь в виду следующее: обязательно трактовать понятие «смерть» шире, подразумевается под смертью не только прекращение физического существования, а переход, точнее момент перехода из одного состояния в другое. Суламифь, ее любовь как тот благоухающий цветок, что после оплодотворения «умирает», превращаясь в плод. И как тот цветок, Суламифь и ее любовь «умирают », превращаясь в «Песнь Песней» - этот вечно живой памятник Женственности, Красоте и Любви.

Но даже если бы Суламифь не погибла, то и тогда Любовь «умерла » бы. Как, впрочем, и сама возлюбленная Соломона. Более того, мы бы никогда и не узнали о ней, потому что и Суламифь вскоре стала бы другой, и любовь между ней и Соломоном приобрела бы новое качество, качество банальной семейной идиллии. Это вовсе не значит, что любовь жены и мужа плоха или хуже, но это значит, что «Песнь Песней» просто никогда бы не появилась. Что же дает нам повесть «Суламифь»? Постижение истины - трудной, может быть, горькой, но от этого не перестающей быть истинной. Кроме того, осознав подобные вещи, человек избавляется от иллюзий, учится реально оценивать жизнь, готовит себя к будущему, чтобы не разочаровываться, не впадать в уныние от неизбежных метаморфоз, которые ему предуготовило бытие.