Был ли глухим Бетховен? Как Бетховен сочинял музыку, ведь он был глухим? Какой композитор был глухим бах или бетховен.

Людвиг ван Бетховен (1770-1827) не родился глухим. Первые признаки глухоты у него появились к 1801 году. И несмотря на то, что его слух постоянно ухудшался, Бетховен сочинял очень много. Он помнил звучание каждой ноты и мог представить, как должно звучать все музыкальное произведение. Он зажимал в зубах деревянную палочку и дотрагивался ею до струн рояля, чтобы ощутить их вибрации. В 1817 году Бетховен у известного производителя Страйхера заказывает рояль, настроенный на максимальную громкость, а другого производителя - Графа просит изготовить резонатор, чтобы инструмент звучал еще громче.

Кроме того, Бетховен выступал на концертах. Так, в 1822 году, когда композитор уже полностью оглох, он пытался дирижировать при исполнении своей оперы «Фиделио», но потерпел неудачу: не смог добиться синхронности с оркестром.


Отчего оглох Бетховен, мы точно этого не знаем. На этот счет существуют различные теории. Так, предполагают, что Бетховен страдал болезнью Паже, характеризующейс я утолщением костей, - об этом могут свидетельствоват ь крупная голова и широкие брови композитора, что характерно для этого заболевания. Костная ткань, разрастаясь, могла сдавить слуховые нервы, что и привело к глухоте. Но это не единственное предположение медиков. Другие ученые считают, что Бетховен потерял слух из-за… воспалительного заболевания кишечника. Вывод, конечно, неожиданный, но проблемы с кишечником иногда действительно вызывают потерю слуха.

Стивен Джоб. Из книги "Могут ли поцелуи продлить жизнь?"

В 1822 году в вене ставили оперу «Фиделио». Друг композитора - Шиндлер - писал: «Бетховен пожелал на генеральной репетиции дирижировать сам…” Начиная с дуэта в первом акте стало ясно, что Бетховен ровно ничего не слышит! Маэстро замедлял ритм, оркестр следовал за его палочкой, а певцы «уходили» вперед. Произошло замешательство.

В Вене

Умлауф, который обычно дирижировал оркестром, предложил на минуту приостановить репетицию, не объясняя причин. Затем он обменялся несколькими словами с певцами, и репетиция возобновилась. Но снова началась сумятица. Пришлось опять сделать перерыв. Было совершенно очевидно, что продолжать под управлением Бетховена невозможно, но как дать ему это понять? Ни у кого не хватало духа сказать ему: “Уйди, бедный калека, ты не можешь дирижировать”.
Бетховен озирался и ничего не понимал. В конце концов Шиндлер подал ему записку: “Умоляю вас, не продолжайте, позже объясню, почему”. Композитор опрометью бросился бежать. Дома он в изнеможении бросился на диван и спрятал лицо в ладони. “Бетховен был ранен в самое сердце, и впечатление об этой ужасной сцене не изгладилось в нем до самой смерти”, - вспоминал Шиндлер.
Но Бетховен не был бы самим собой, если бы не взял реванш у несчастья. Спустя два года он дирижировал (точнее, участвовал “в управлении концертом”) своей Девятой симфонией. По окончании раздались овации. Композитор, стоя спиной к залу, ничего не слышал. Тогда одна певица взяла его за руку и обернула к публике. Бетховен увидел поднявшихся с мест рукоплещущих людей с восторженными лицами.

"Желудочная форма"

Проблемы со слухом появились у композитора в 28 лет. Врачи полагали, что причиной этому могло быть... заболевание брюшной полости. Бетховен часто жаловался на колики - “мою обычную болезнь”. К тому же летом 1796 года он переболел тяжелой формой тифа.
Такова одна из версий. Биограф Бетховена Э.Эррио говорит о других причинах глухоты: “Действительно ли она возникла около 1796 года из-за простуды? Либо ее причиной была оспа, усеявшая рябинами лицо Бетховена? Сам он приписывал глухоту заболеваниям внутренних органов и указывал, что болезнь началась с левого уха…”
Причинами назывались также грипп и сотрясение мозга. Но ни одна из них не объясняет особенность потери слуха у Бетховена.
Композитор обратился к врачам. Ему прописывали ванны, пилюли, миндальное масло. Даже такое мучительное лечение, как мушки на руки. Узнав, что “гальванизмом” якобы излечили глухонемого ребенка, Бетховен собирался этот метод испробовать на себе.
Между тем глухота развивалась и принимала стойкую форму. В одном из писем композитор приводит характерный признак: “День и ночь у меня беспрерывный шум и гудение в ушах”.
Глухоту Бетховена начали замечать окружающие. Первым оказался приятель Рис. В 1802 году он гулял с композитором в окрестностях села Гейлигенштадта недалеко от Вены. Рис обратил внимание Бетховена на интересную мелодию, кем-то исполнявшуюся на пастушеской свирели. Полчаса Бетховен напрягал слух и ничего не услышал. Рис вспоминал: “он сделался необыкновенно тих и мрачен, несмотря на то, что я его уверял, будто тоже ничего не слышу (чего в действительности не было)”.

Завещание для врачей

В Гейлигенштадте Бетховен находился с весны до осени 1802 года. Поехать туда рекомендовал лечащий врач Шмидт. Профессор надеялся, что жизнь в деревне поможет пациенту. Композитор находился в полном уединении среди живописной природы.
Здесь он закончил самое жизнерадостное свое произведение - Вторую симфонию. Напряженно работал над такими светлыми сочинениями, как соната ор. 31 №3 и вариации ор. 34 и ор. 35. Но тишина и чистый воздух состояния слуха не улучшили. Бетховена охватила смертельная тоска, особенно после истории с Рисом.
Находясь в удрученном состоянии, в октябре 1802 года он составил завещание. Текст был обнаружен в бумагах композитора после его смерти. В нем говорится: “О люди, считающие или называющие меня неприязненным, упрямым, мизантропом, как несправедливы вы ко мне!.. Шесть лет, как я страдаю неизлечимой болезнью, ухудшаемой лечением несведущих врачей. С каждым годом все больше теряя надежду на выздоровление, я стою перед длительной болезнью (излечение которой возьмет годы или, должно быть, совершенно невозможно)… Еще немного, и я покончил бы с собою. Меня удержало только одно - искусство. Вы, братья мои, Карл и… тотчас после моей смерти попросите от моего имени профессора Шмидта, если он будет еще жив, чтобы он описал мою болезнь; этот же листок вы присоедините к описанию моей болезни, чтобы люди хоть после моей смерти по возможности примирились со мною”.
Многие, впрочем, пока считали, что Бетховен просто рассеян.

Профессиональный мизантроп

Бетховен знал, что обречен. В те времена, как, впрочем, и ныне, глухота почти не поддавалась лечению. Меняя врачей, он им не верил, но цеплялся за каждый шанс. Однако ни один не приносил исцеления.
Он все больше отдалялся от людей. “Моя жизнь жалка, - писал Бетховен, - уже два года я избегаю всякого общества”. Кому приятно разговаривать с глухим, которому в лучшем случае надо кричать на ухо? Приходилось расстаться и с надеждой завести семью - много ли девушек, желающих выйти замуж за глухого?
А ведь еще совсем недавно он был элегантным, общительным, светским щеголем. Столь пленительным в своем кружевном жабо. Он был талантливым музыкантом. Имел известность как композитор-новатор, чье творчество вызывало жаркие споры. У него были поклонники и поклонницы. Теперь приходилось уходить в себя и свое горе. Постепенно превращаться в человеконенавистника. Сначала мнимого, затем настоящего.
Самым страшным было то, что глухота отрезала путь к музыке. Казалось, навсегда. “Если бы у меня была другая специальность, то это бы куда ни шло, - говорит Бетховен в одном из писем. - Но при моей специальности это состояние ужасно; притом что скажут мои враги, которых не так уж мало!”
Бетховен всячески старался скрыть свою болезнь. Он напрягал остатки слуха, старался быть предельно внимательным, учился читать по губам и лицам собеседников. Но шила в мешке не утаишь. В 1806 году он пишет самому себе: “Пусть твоя глухота не будет более тайной, даже в искусстве!”.

Стальная воля

Почти все самое значительное композитор создал с ослабленным слухом и при полной глухоте.
За год до “Гейлигенштадтского завещания” он написал сонату до диез минор - “Лунную”. Через год - “Крейцерову сонату”. Затем погрузился в работу над знаменитой “Героической” симфонией. Потом были сонаты “Аврора” и “Аппассионата”, опера “Фиделио”.
В 1808 году у композитора почти не осталось надежд на возвращение слуха. Тогда появилось наиболее известное произведение - 5-я симфония. Ее идею Бетховен выразил словами: “Борьба с судьбой”. Средствами музыки композитор дал представление о своем душевном состоянии в последние годы. Его вывод: сильный человек может справиться с роком.
К 1814-1816 годам Бетховен оглох настолько, что полностью перестал воспринимать звуки. С людьми он общался при помощи “Разговорных тетрадей”. Собеседник писал вопрос или реплику, композитор их читал и устно отвечал.
Бетховен перенес и этот удар. Он создает пять значительных фортепианных сонат и пять струнных квартетов. Вершиной является написанная за два года до смерти “Эпическая” девятая симфония с одой “К радости”. Начинаясь трагически, симфония завершается светлыми образами.

Диагноз для гения

Существует несколько объяснений болезни композитора. Одно из них - версия Ромена Роллана и парижского врача Маража.
По мнению доктора, болезнь началась с левой стороны и была вызвана повреждением внутреннего уха, откуда исходят различные ответвления слухового нерва. Мараж пишет: “Если бы у Бетховена был склероз, то есть если бы он был внутри и снаружи погружен в слуховую ночь начиная с 1801 года, то, возможно, чтобы не сказать - несомненно, он не написал бы ни одного из своих произведений. Но его глухота, лабиринтного происхождения, представляла ту особенность, что, отделяя его от мира внешнего, она зато поддерживала его слуховые центры в состоянии постоянного возбуждения, производя музыкальные вибрации и шумы”.
Люди с больным лабиринтом нередко слышат восхитительную музыку. Однако они ее не запоминают и не могут воспроизвести. Бетховен обладал цепкой памятью, которая позволяла ему эту музыку сохранять в воображении. К тому же он владел профессиональными навыками для ее “аранжировки”. Воспроизводить музыку композитор мог на своем фортепиано со специальным резонатором. Он брал палочку в зубы, вставлял в инструмент и улавливал колебания.
Мараж приходит к выводу: “При заболевании нервного слухового аппарата прежде всего страдает восприятие высоких тонов… Наконец, следует указать на субъективные расстройства слуха в виде жалоб на шум и восприятие мнимых звуков, характерных для начальной стадии некоторых заболеваний слухового нерва. Иногда подобные шумы вызываются сосудистыми заболеваниями, аневризмами, спазмами вблизи слухового нерва”.
Можно предположить, что если бы не было глухоты, то не было бы и Бетховена. Отгораживая его от внешнего мира, глухота способствовала концентрации внимания - необходимого для творчества. В творчестве композитору, по его словам, также помогала добродетель. Ее он придерживался всю жизнь. А главное - он был убежден, что создан для работы, которая не по плечу другим.

Иоганн Себастьян Бах. Трагедия слепого музыканта

За свою жизнь Бах написал более 1000 произведений. В его творчестве были представлены все значимые жанры того времени, кроме оперы.… Однако композитор был плодовит не только на музыкальные произведения. За годы семейной жизни у него родилось двадцать детей.

К сожалению, из этого количества отпрысков великой династии в живых осталось ровно половина…

Династия

Был шестым ребенком в семье скрипача Иоганна Амвросия Баха, и будущее его было предопределено. Все Бахи, жившие в горной Тюрингии с начала XVI в., были флейтистами, трубачами, органистами, скрипачами. Их музыкальное дарование передавалось из поколения в поколение. Когда Иоганну Себастьяну исполнилось пять лет, отец подарил ему скрипку. Мальчик быстро выучился на ней играть, и музыка заполнила всю его дальнейшую жизнь.

Но счастливое детство кончилось рано, когда будущему композитору исполнилось 9 лет. Сначала умерла его мать, а через год – отец. Мальчика взял к себе его старший брат, служивший органистом в соседнем городке. Иоганн Себастьян поступил в гимназию – брат же обучал его игре на органе и клавире. Но одного исполнения мальчику было мало – он тянулся к творчеству. Однажды ему удалось извлечь из всегда запертого шкафа заветную нотную тетрадь, где у брата были записаны сочинения знаменитых в ту пору композиторов. По ночам тайком он переписывал ее. Когда полугодовая работа уже близилась к концу, брат застал его за этим занятием и отнял все, что уже было сделано… Именно эти бессонные часы при лунном свете в дальнейшем пагубно скажутся на зрении И. С. Баха.

По воле рока

В 15 лет Бах переехал в Люнеберг, где продолжил учиться в школе в школе церковных певчих. В 1707 году Бах поступил на службу в Мюльхаузене в должности органиста в церкви св. Власия. Здесь он начал писать свои первые кантаты. В 1708 году Иоганн Себастьян женился на своей двоюродной сестре, тоже круглой сироте, Марии Барбаре. Она родила ему семерых детей, из которых выжили четверо.

Многие исследователи связывают это обстоятельство с их близким родством. Однако после скоропостижной смерти своей первой жены в 1720 году и новой женитьбе на дочери придворного музыканта Анне Магдалине Вилькен тяжелый рок продолжал преследовать семью музыканта. В этом браке родилось 13 детей, но выжили лишь шестеро.

Возможно, такова была своеобразная плата за успех в профессиональной деятельности. Еще в 1708 году, когда Бах с первой женой переехал в Веймар, удача улыбнулась ему, и он становится придворным органистом и композитором. Это время принято считать началом творческого пути Баха как сочинителя музыки и временем его интенсивного творчества.

В Веймаре у Баха родились сыновья, будущие известные композиторы Вильгельм Фридеман и Карл Филипп Эммануил.

Блуждающая могила

В 1723 году состоялось первое исполнение его «Страстей по Иоанну» в церкви св. Фомы в Лейпциге, и вскоре Бах получил должность кантора этой церкви с одновременным исполнением обязанностей учителя школы при церкви.

В Лейпциге Бах становится «музыкальным директором» всех церквей города, следя за личным составом музыкантов и певцов, наблюдая за их обучением.

В последние годы жизни Бах тяжело болел – сказалось перенапряжение глаз, полученное еще в юности. Незадолго до смерти он решился на операцию по удалению катаракты, но после нее окончательно ослеп. Однако это не остановило композитора – он продолжил сочинять, надиктовывая произведения своему зятю Альтникколю.

После второй операции 18 июля 1750 года он ненадолго прозрел, но уже вечером с ним случился удар. Через десять дней Бах умер. Композитора похоронили вблизи церкви св. Фомы, в которой он прослужил 27 лет.

Однако позже по территории кладбища проложили дорогу, и могила гения затерялась. Но в 1984 году свершилось чудо, останки Баха случайно были найдены во время строительных работ, тогда и состоялось их торжественное захоронение.

Текст Дениса Протасова.

Бетховен начал терять слух около 1796 года. Он страдал тяжелой формой тинита, "звон" в ушах мешал ему воспринимать и оценивать музыку, на более поздней стадии болезни он избегал и обычных разговоров. Причина глухоты Бетховена неизвестна, высказываются такие предположения, как сифилис, отравление свинцом, тиф, аутоиммунные расстройства (такие, как системная красная волчанка), и даже привычка окунать голову в холодную воду, чтобы не заснуть. Объяснением, основанным на результатах посмертного исследования, является воспаление внутреннего уха, которое со временем усугубляло глухоту. Из-за высокой концентрации свинца обнаруженной в пробах волос Бетховена, эта гипотеза была обстоятельно проанализирована. Хотя вероятность отравления свинцом, очень высока, глухота связанная с ним, редко принимает форму, которая отмечена у Бетховена.

Еще в 1801 году Бетховен описывал друзьям свои симптомы и трудности, с которыми он сталкивается как в профессиональной, так и в обычной жизни (хотя вполне вероятно, близким друзьям, уже было известно о его проблемах). С апреля по октябрь 1802 года Бетховен, по совету его врача, провел в небольшом городке Гейлигенштадт (Heiligenstadt) недалеко от Вены, пытаясь улучшить свое состояние. Однако лечение не помогло, и результатом подавленного состояния Бетховена стало письмо, известное как Гейлигенштадтское завещание (Оригинальный текст , Дом Бетховена в Гейлигенштадте), в котором он заявляет о своем решении по-прежнему жить для и с помощью своего искусства. Со временем его слух настолько ослаб, что в конце премьеры его Девятой симфонии он должен быть обернуться, чтобы увидеть бурные аплодисменты зрителей; ничего не слыша, он плакал. Потеря слуха не мешала Бетховену сочинять музыку, однако, ему становилось все труднее выступать с концертами - что было важным источником его дохода. После неудачной попытки исполнения своего фортепианного концерта № 5 ("Император") в 1811 году, он никогда больше не выступал публично.

Большая коллекция слуховых трубок Бетховена находится в доме-музее Бетховена в Бонне. Несмотря на очевидное ухудшение слуха, Карл Черни отмечал, что Бетховен мог слышать речь и музыку до 1812 года. В 1814 году, однако, Бетховен был уже почти полностью глухим.

Одним из результатов глухоты Бетховена стал уникальный исторический материал: его разговорные тетради. Бетховен использовал их для общения с друзьями в течение последних десяти, или около того, лет. Он отвечал на письменные реплики или устно, или также вписывая ответы в тетрадь. Тетради содержат споры о музыке и по другим вопросам, позволяют получить представление о его личности, взглядах и отношении к искусству. Для исполнителей его музыки они являются важным источником, позволяющим узнать авторское мнение по вопросам интерпретации его сочинений. К сожалению, 264 из 400 тетрадей были уничтожены (а оставшиеся отредактированы) после смерти Бетховена Антоном Шиндлером, который стремился сохранить идеализированный портрет композитора.

Список различных музыкантов, имеющих проблемы со слухом, статья подтверждает информацию о том, что проблема потери слуха у музыкантов стоит очень остро.

УХУДШЕНИЕ СЛУХА У ИЗВЕСТНЫХ МУЗЫКАНТОВ И ПЕВЦОВ

1. Нил Янг

Он выпустил 30 своих альбомов и участвовал в создании еще большего количества в сотрудничестве с другими музыкантами, каждый раз демонстрируя высочайший профессионализм. Такие пьесы, как «Ohio», «Heart of Gold», «Cowgirl in the Sand», принесли Нилу Янгу оглушающий успех, сделав его чрезвычайно популярным. Но практически все это время Нил страдал тиннитусом – заболеванием, для которого характерно ощущение звона, шума в ушах, и которым часто страдают звезды рок-музыки.

2. Оззи Осборн

Оззи, будучи вокалистом и основателем одной из самых знаменитых групп хэви-метал – «Black Sabbath», сделал блестящую карьеру в истории рок-музыки. Кроме того, он стал главным организатором фестиваля Ozzfest, в рамках которого проводятся самые потрясающие концерты мирового масштаба. Однако, по причине многолетней концертной деятельности, в особенности учитывая тот факт, что речь идет о таком жанре, как хэви-метал, Оззи Осборн в последние годы сталкивается с серьезными проблемами со слухом.

3. Фил Коллинз

Еще до образования труппы «Genesis», участие в которой принесло ему мировой успех, Фил Коллинз уже успел сделать внушительную карьеру в качестве солиста. Но в прошлом году он объявил о своем уходе со сцены, причем привел несколько причин этого решения, среди которых назвал серьезные нарушения слуха – следствие концертной деятельности.

4. Will.i.am

Will.i.am произвел большой фурор в мире музыки – и как основатель и участник знаменитой группы «Black Eyed Peas», и как музыкальный продюсер. Он выпустил большое количество успешных альбомов, таких как «Monkey Business» и «Elephunk». Однако, согласно его собственным заявлениям, у него появились проблемы со слухом – иногда он испытывает болезненные шумовые ощущения, которые перемежаются моментами полной глухоты.

5. Брайан Уилсон

В отличие от вышеупомянутых музыкантов, слух которых пострадал, в основном, по причине концертной деятельности, Брайан Уилсон страдал этим дефектом с самого рождения – он практически не слышал на правое ухо. Невзирая на этот недостаток, ему удалось записать один из самых успешных своих альбомов – «Pet Sounds» (The Beach Boys), что стало настоящим событием в его музыкальной карьере.

6. Джефф Бек

Его музыкальная деятельность весьма разнообразна, он преуспел в таких жанрах, как хэви-метал, электронная музыка и прогрессивный рок. Джефф Бек занимает 14-ую строчку в сотне самых лучших гитаристов в истории музыки в списке, составленном изданием «Rolling Stone», однако и он страдает таким заболеванием, как тиннитус.

7. Эрик Клэптон

Эрик Клэптон – единственный музыкант, который трижды был включен в Зал Славы рок-н-ролла. Его талант стал залогом успеха таких групп, как «The Yardbirds», «Cream» и «Derek & The Dominoes» (в «The Yardbirds» он играл вместе с Джеффом Беком и Джимми Пейджем – тем самым, который впоследствии основал легендарную труппу «Led Zeppelin»). Но немногим известно, что в то время как прославленный рокер сочинял мелодии, большинство из которых навсегда останутся в истории музыки, он страдал непрекращающимся тиннитусом, а также наркотической и алкогольной зависимостью.

8. Пит Тауншенд
Гитарист группы «The Who» Пит Тауншенд – автор песен «My Generation», «Won’t Get Fooled Again» и «Pinball Wizard». Но желание заработать славу самой шумной рок-группы в мире стало причиной того, что все ее участники начали страдать частичной потерей слуха, причем у Пита эта проблема проявилась в большей степени, нежели чем у остальных музыкантов. Несмотря на все эти трудности, коллектив продолжает с успехом гастролировать, собирая десятки тысяч фанатов во время своих концертов.

9. Людвиг Ван Бетховен
Один из величайших композиторов всех времен и народов родился в 1770 году и уже в возрасте 30 лет начал терять слух. К 1814 году он полностью оглох, что, однако, не помешало ему продолжать сочинять музыку: к примеру, свою 9-ую симфонию Бетховен написал, будучи уже абсолютно глухим. Ученые до сих пор не могут установить причину его глухоты, но выдвигают гипотезу о том, что в организме великого композитора скопилось слишком большое количество свинца. Часть исследователей полагает, что причиной недуга стала привычка Бетховена обливаться по ночам ледяной водой для того, чтобы сохранять бодрость.

10. Пол Гилберт
Гитарист Пол Гилберт дает полезные советы всем музыкантам и любителям музыки, чтобы они не последовали его примеру. Участие Пола Гилберта в таких группах, как «Racer X» и «Mr. Big», а также сольная карьера гитариста означали, что ему часами приходилось играть на гитаре каждый день. Он дал сотни концертов и записал более 30 альбомов. И во время всего этого Пол Гилберт не предпринимал никаких мер безопасности, чтобы защитить свой слух. Напротив, он настолько любил музыку, что всегда включал ее на полную громкость. Сегодня Пол Гилберт страдает высокочастотной потерей слуха и постоянным тиннитусом. Поэтому он испытывает трудности с пониманием, когда вокруг него говорят люди.

11. Дима Билан
Дима Билан, почувствовав, что у него возникли проблемы со слухом, обратился к медикам, которые ему сообщили, что многие музыканты с этим сталкиваются. И для того, чтобы окончательно не оглохнуть, Диме нужно принять определенные меры, например, сменить музыкальное оборудование. Сейчас певец готовится выступить с симфоническим оркестром, и ему пришлось заказать уникальные колонки и мониторы, которые подходят именно для его слуха, и не будут негативно влиять на здоровье.

12. Григорий Лепс
У Лепса в последнее время появились проблемы со слухом. И, конечно, мы все прекрасно понимаем, что оказываем ему медвежью услугу. Певец и раньше на каждом концерте получал на свои барабанные перепонки повышенное давление – чуть ли не под 100 децибел, а теперь и вовсе – 110 – 120. Это все равно что стоять в метре от работающего отбойного молотка. По медицинским показателям такой шум не рекомендуется терпеть больше 10 минут. А Григорий поет почти по три часа и все это время подвергает себя серьезной опасности.

13. Пол Стэнли
Пол Стэнли (Paul Stanley), 59-летний фронтмен KISS, состоит в десятках благотворительных обществ, занимающихся проблемами людей с внешними недостатками, глухих и глуховатых. Ему эти беды знакомы не понаслышке: музыкант страдает от деформации ушных раковин и с детства глух на одно ухо. А «пропускная способность» второго была благополучно испорчена многолетней любовью к громким экстремальным звукоизвлечениям. Обращаясь к посетителям метал- и рок-концертов, он, как Минздрав, предупреждает: вы тоже в зоне риска.

14. Крис Мартин
Оказывается, что музыкант уже 10 лет страдает от шума в ушах. Мартин считает, что причиной этого послужило его увлечение музыкой в детстве. В частности то, что он слушал музыку через наушники на высокой громкости. Сейчас фронтмену Colplay приходится петь громче, а также пользоваться специальными ушными мониторами для того, чтобы слышать инструменты, но при этом не превышать допустимую громкость, чтобы окончательно не испортить свой слух.
“Вроде ухудшения не наблюдается. Но очень жаль, что я не позаботился о своих ушах раньше”, – прокомментировал Мартин.
Музыкант даже присоединился к новой кампании “Action On Hearing Loss”, лицами которой являются также тугоухие и страдающие от звона в ушах Гэри Ньюман и рэпер План Б.

15. Пит Тоунсед
Множество известных музыкантов, вроде участника группы The Who Пита Таунсенда, страдают от частичной глухоты и тиннитуса, которые, как полагают врачи, были вызваны слишком частым прослушиванием чрезмерно громких звуков.

16. Джон Иллсли
Бас-гитарист John Illsley имеет существенную потерю слуха как результат воздействия повреждающего уровня децибел. John Illsley – бас-гитарист Dire Straits признался, что его более чем 30% потеря слуха явилась неминуемым следствием постоянных турне 1976-1992 гг.
Illsley беспокоится о разрушительном влиянии громкой музыки на молодое поколение, и он хотел бы, чтобы уровень звука, особенно в клубах, делали меньше, что является, с точки зрения Illsley крайне необходимым, так как его старший сын James, 27 лет, уже страдает от тиннитуса.

17. Бари Алибасов
Знаменитый российский продюсер Бари Каримович Алибасов, который стал знаменит на все СНГ благодаря основанию музыкальной группы «На-На», рассказал журналистам о своей трагедии. Как оказалось, он практически полностью оглох и теперь, о его словам, не может наслаждаться новыми произведениями своих подопечных.
«У меня есть и другие недостатки, однако теперь я еще и практически оглох. Я на самом деле очень плохо слышу. Лишь одно ухо может различать звуки, и то оно слышит на 30%. Это итог моей трудовой деятельности, так как я был барабанщиком, а гитарист всегда стоял слева от меня – это было во времена выступления в группе «Интеграл». Левое ухо – нулевая слышимость, правое ухо –30%», – рассказал о своей трагедии Бари.

18. Бедржих Сметана (1824 – 1884)
Карьера Бедржиха Сметаны и творческий потенциал процветали. Но в один прекрасный момент все закончилось - Сметана тяжело заболел. Из-за почти полной потери слуха он был вынужден оставить свой пост дирижера в Национальном театре, где впервые были поставлены многие из его произведений, и уехать из Праги, но музыку он писать продолжал.

Ссылки:
http://www.blf.ru/blog/post_1372401102.html
http://www.radugazvukov.ru/information/blog.php?page=..
http://www.7d.org.ua/?news=showbiz&id=12525
http://womendraiv.ru/3470-grigoriy-leps-teryaet-sluh…
http://www.hitkiller.com/vokalist-kiss-o-potere-sluxa..
http://coldplayfan.ru/kris-martin-ispytyvaet-problemy..
http://www.medikforum.ru/news/health/treatment/9993-z..
http://www.ssluha.ru/index.php?type=special&p=art..
http://telegraf.com.ua/zhizn/zhurnal/1296063-bari-ali..
http://www.intoprague.ru/бедржих-сметана-композитор-р..