Были голодовки град обреченный. Роман "Град обреченный"

Николай Рерих. Град Обреченный, 1914

– …великие писатели тоже всегда брюзжат. Это их нормальное состояние, потому что они – это больная совесть общества, о которой само общество, может быть, даже и не подозревает…
– …На то он и писатель, чтобы врачевать язвы…
– Сроду писатели не врачевали никаких язв, – возразил Изя. – Больная совесть просто болит, и все…

“Град обреченный”, братья Стругацкие (разговор Изи Кацмана, Фрица Гейгера и Андрея Воронина)

Кажется, я начинаю понимать, почему мне нравятся братья Стругацкие, не взирая на абсолютное расхождение во взгляде на мир. Какое-то время меня это крайне удивляло, ведь я совсем не отношусь к тому типу людей, которые за ради любви к искусству станут читать произведения авторов, с которыми расходятся в главном – в мировоззрении.

Стругацкие умеют задавать вопросы, которые заставляют, пусть со скрипом, шевелиться те извилины, которые в обычной жизни спокойненько себе ржавеют за невостребованностью. Повести АБС это такой фитнес для мозга, не просто ЛФК (ручками-ножками помахать для радости), а именно вдумчивые, иногда ужасно трудные упражнения. И именно в этом удовольствие лично для меня – лежать в ночи, взяв штурмом очередную повесть Стругацких, и думать, думать далеко за пределами забот о хлебе насущном, за пределами радостей и горестей обычной жизни, ведь

Думать – это не развлечение, а обязанность.

“Улитка на склоне”, братья Стругацкие

И, наверное, не получится написать один вменяемый отзыв – много, слишком уж много мыслей, образов, ассоциаций. Ах да, еще слишком много скрипа издают мои извилины…

Путь от фанатизма к …

Главная задача романа не сначала, но постепенно сформировалась у нас таким примерно образом: показать, как под давлением жизненных обстоятельств кардинально меняется мировоззрение молодого человека, как переходит он с позиций твердокаменного фанатика в состояние человека, словно бы повисшего в безвоздушном идеологическом пространстве, без какой-либо опоры под ногами. Жизненный путь, близкий авторам и представлявшийся им не только драматическим, но и поучительным.

Борис Стругацкий, “Комментарии к пройденному”, гл. 20 “Град обреченный”

И еще, одно из главных и неоспоримых преимуществ всех произведений Стругацких – авторы, выражая достаточно ясно свою позицию, ничего никому не навязывают. В наше время это довольно большая редкость, видимо, от того, что мы находимся, как Андрей Воронин, когда мы только его встречаем в повести “Град обреченный”, на самой низшей ступени в “позиции твердокаменного фанатика”. А вот Изя Кацман с самого начала встречается нам человеком, уже прошедшим этот путь и шагнувшим дальше, обретя не то чтобы опору под ногами, а нечто более важное – внутренний стержень, который позволяет не болтаться в невесомости, а двигаться в ней по своей воле, к определенной и четкой цели. Кажется, что позиция твердокаменного фанатика Андрея (на начальном этапе его пути) и обретенная вера Изи – это одно и то же, но это совсем не так.

Фанатик (сектант) не допускает для другого человека свободы выбора, свободы думать иначе; мир фанатика узок и тесен, в нем нет места многообразию, многоцветию, в нем царит идеальный до безобразия порядок. Именно фанатики “насаждают” добро, не спрашивая разрешения. А вот вера Изи Кацмана в храм культуры не вызывает отторжения, не потому, что ты с ней согласен, а потому что Изя – такой человек, рядом с которым чувствуешь себя свободно и легко, который готов отвечать на вопросы. Его жизнь подчинена одному ему ведомой цели, но, тем не менее, у него есть дело и интерес до других людей, не как потенциальных адептов своей веры, а вообще.

Град и его жители

Читая повесть, у меня ни на секунду не возникало желания отнести происходящие в ней события к ушедшему советскому времени. Нет, конечно, умом я понимала, что Стругацкие писали о своем времени, но особенность хороших книг заключается в том, что их содержание остается актуальным и реальным здесь и сейчас для каждого поколения читателей.

Описанное Стругацкими в “Граде” органично легло на недавно прочтенную книгу “Екклесиаст (Проповедник)”:

Пустая тщета, - сказал Проповедник, - пустая тщета, все - пустое. Какая польза человеку от всех его трудов, сколько ни трудись он под солнцем?

…Что было - то и будет, что случалось - то и случится, и нет ничего нового под солнцем.

Град обреченный – это взгляд на историю человечества вообще и одновременно отдельного человека в частности. Все очень узнаваемо, я сама живу в таком мире, среди персонажей этой повести.

Вот только нужно решить – на кого я больше похожа? Этот вопрос почему-то кажется важным.., может, потому что все-таки мы должны разобраться в себе:

Они пытаются разобраться в человечестве, понимаешь? Разобраться! А для нас проблема номер один – то же самое: разобраться в человечестве, в нас самих. Так, может быть, разбираясь сами, они помогут разобраться и нам?

Изя Кацман, “Град обреченный” (братья Стругацкие)

На скромного мусорщика Вана, не желающего подниматься по социальной лестнице?

Лучше всего быть там, откуда некуда падать.

На Дональда, который рано понял безвыходность рутины, то бишь Эксперимента, и не пожелал мириться с перспективой жить по раз и навсегда заданному плану или хаосу, не в силах что-либо изменить в существующем положении вещей (почему-то вспомнился полковник Снегов из “Миллиарда лет до конца света”, застрелившийся как и Дональд)?

Может, я из честных парней, как Кэнси, Пак или Дэнни Ли, готовых бороться против этого положения вещей и сложивших головы на алтарь этой борьбы с ветряными мельницами? Смотрите, насколько актуально предсмертное письмо Денни Ли… это протест – протест не против зла, насилия или социальной несправедливости, это протест против нашего с вами общества потребления:

«Всем сильным ублюдочного мира сего!
Я ненавижу ложь, но правда ваша еще хуже лжи. Вы превратили Город в благоустроенный хлев, а граждан Города – в сытых свиней. Я не хочу быть сытой свиньей, но я не хочу быть и свинопасом, а третьего в вашем чавкающем мире не дано. В своей правоте вы самодовольны и бездарны, хотя когда-то многие из вас были настоящими людьми. Есть среди вас и мои бывшие друзья, к ним я обращаюсь в первую очередь. Слова не действуют на вас, и я подкрепляю их своей смертью. Может быть, вам станет стыдно, может быть – страшно, а может быть – просто неуютно в вашем хлеву. Это все, на что мне осталось надеяться. Господь да покарает вашу скуку! Это не мои слова, но я под ними с восторгом подписываюсь – Денни Ли».

Или все-таки я из основной массы сытых свиней, как солдат Хнойпек или несчастная приблудная Мымра, состоящие сплошь и исключительно из “половых и пищеварительных органов” и должна гордиться, что являюсь абсолютным большинством этого общества?

Ведь каждый отдельный Хнойпек не имеет меры вещей. От природы он научен только пищеварить и размножаться.

А большинство… стремится набить брюхо и усладить свою плоть ценой наименьших усилий.

Честно признаюсь, очень хотелось бы быть… нет, даже не Андреем, прошедшим ад понимания (об этом, чуть позже), я хочу быть Изей Кацманом. Да, этим ужасно не симпатичным, болтливым, навязчивым, самым здравым и мудрым, твердым и настойчивым, героем без ореола славы и героизма, добрым, веселым, неунывающим и способным на прощение, понимающим что-то много больше и глубже остальных из всех жителей Града. А, может, он и вовсе не оттуда уже?

Является одним из наиболее философских произведений авторов.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 5

    ✪ Аркадий и Борис Стругацкие. Град обреченный. Книга 1. (Иллюстрации А П Карапетяна). Аудиокнига

    ✪ Аркадий и Борис Стругацкие. Град обреченный. Книга 1. Аудиокнига

    ✪ Александр Бутягин| Град обреченный: история Помпей от рождения до гибели.

    ✪ Аркадий и Борис Стругацкие. Хромая судьба. Аудиокнига

    ✪ Братья Стругацкие

    Субтитры

История создания

Авторы позаимствовали название произведения у картины Николая Рериха , по их словам, поразившей их «своей мрачной красотой и ощущением безнадёжности, от неё исходившей» Б. Стругацкий. . У картины заимствовано и старославянское произношение названия - не «обречённый», а «обрече́нный», не «город», а «град».

Идея «Града» возникла в 1967 году во время работы над «Сказкой о Тройке », хотя, как отмечает Борис Стругацкий, уже трудно установить, каким был первоначальный замысел, и он скорее всего был весьма непохож на окончательную версию. Рабочие названия романа - «Новый Апокалипсис» и «Мой брат и я» (что свидетельствует о первоначальной автобиографичности задуманного произведения). Роман был написан в шесть заходов в течение двух с четвертью лет. Официальная дата его завершения - 27 мая 1972 года.

Однако публикация текста была осуществлена только в перестройку. Впервые главы из романа публикует журнал «Радуга» - с января по апрель 1987 г. Затем роман публикуется в журнале «Нева» - в сентябре-октябре 1988 г. и в феврале-марте 1989 года. В 1989 году роман выходит отдельным изданием.

Как пишет Б. Стругацкий, задачей романа было показать, как «под давлением жизненных обстоятельств кардинально меняется мировоззрение молодого человека, как переходит он с позиций твердокаменного фанатика в состояние человека, словно бы повисшего в безвоздушном идеологическом пространстве, без какой-либо опоры под ногами».

Основные особенности описываемого мира

Действие романа происходит в некоем Городе, находящемся вне времени и пространства. Население Города составляет приблизительно миллион человек, перенесённых сюда из разных эпох и разных стран на добровольных началах.

Все люди, попавшие в Город, вовлечены в загадочный долгосрочный Эксперимент, о начале, сути и условиях которого нет никакой информации. Всё странное, происходящее вокруг, герои за неимением достоверных сведений вынуждены объяснять для себя фразой «Эксперимент есть Эксперимент». При этом одной из самых популярных тем в разговорах остается попытка понять, что из себя представляет Город, в каком времени и пространстве он находится и по каким законам существует. Высказываются различные версии: от «аквариума», куда поместили людей и наблюдают за ними, до первого круга Ада .

Город обладает следующими физическими особенностями:

  • географически Город простирается на узком дугообразном уступе, ограниченном обрывом на западе и Жёлтой Стеной на востоке. За юг условно принимается сторона пространства, направленная на Солнце, за север - удалённые заброшенные кварталы Города. На севере располагаются необитаемые руины, так как там почти отсутствует вода. На юге - напротив, высокая влажность, там расположены фермерские хозяйства и болота. Что находится южнее фермерских угодий и болот - неизвестно;
  • Солнце в романе включается и выключается как некий исполинский светильник:

«С трудом удерживаясь на ногах, поминутно хватаясь за соседей, Андрей, вывернув шею, наблюдал, как на своём обычном месте медленно разгорается малиновый диск. Сначала диск дрожал, словно пульсируя, становясь всё ярче и ярче, наливался оранжевым, жёлтым, белым, потом он на мгновение погас и сейчас же вспыхнул во всю силу так, что смотреть на него стало невозможно» ;

  • все герои произведения попадают в Город из разных стран и разного времени. Одно из условий «переезда» - попадание человека в сложную жизненную ситуацию, приводящую его в отчаяние: плен, бедность, разруха в стране, сложная политическая ситуация, преследование;
  • все жители Города получают назначение на профессию с помощью распределительной машины, не учитывающей полученного изначально образования и конкретных предпочтений. Так, основные герои в первой части предстают перед нами в роли мусорщиков, затем они получают иные, отличные от настоящей, профессии. В целях реализации «права на разнообразный труд» с периодичностью в несколько месяцев человек получает распределение на другую работу, не связанную с предыдущей, однако находящуюся чуть выше в социальной лестнице. При отказе от очередного распределения работник наказывается исправительными работами на болотах сроком на 6 месяцев;
  • хотя большую часть прироста населения обеспечивает прибытие новичков с Земли, в городе уже родились «несколько десятков тысяч человек»;
  • у каждого жителя Города есть персональный Наставник, роль которого заключается в помощи в адаптации к новым условиям жизни. Наличие Наставника не скрывается, но общение с ним относится к сфере интимного. Наставники не раскрывают секретов Города и Эксперимента;
  • время от времени в Городе начинаются некие глобальные процессы, затрагивающие всё население. Природа и смысл их неясны. Например, это эрозия построек, превращение воды в желчь (оба события произошли до появления в Городе Андрея Воронина), нашествие большого количества неясно откуда взявшихся павианов . На севере, куда герои отправляются в последних частях, преобладают пугающие явления: люди с отрезанными языками, запершиеся в своих квартирах и сошедшие с ума граждане, ожившие статуи и другие странности;
  • все жители Города говорят на одном языке и свободно понимают друг друга. При этом каждый уверен, что разговаривает на своём родном языке;
  • за пределами Города встречаются необычные формы жизни. Так, на болотах живут «краснухи», досаждающие фермерам, а на пустошах севера обитают «акульи волки».

Главные герои

Андрей Михайлович Воронин

Практически вся повествовательная линия строится вокруг Андрея Воронина, который являет собой образец воспитания сталинской эпохой, он очень многое старается перевести на коммунистическую основу, его мировоззрение постоянно подвергается испытаниям новой, непонятной обстановкой.

Дональд Купер

Профессия до отбытия: профессор социологии .

Предстаёт перед читателем хмурым человеком, в котором явно ощущается сильный внутренний надлом, хотя раньше был весёлым, общительным, никогда не унывающим. Накопленную растерянность от пребывания в Городе он старается не показывать, внешне его поведение показывает сильную личность. Это проявляется и в его манере вождения, и в привычке носить с собой оружие, хотя в Городе это категорически запрещено, оружием владеют только преступники. Невозможность адаптации приводит его к самоубийству .

Иосиф (Изя) Кацман

Профессия до отбытия: неизвестна.

Описывается как «встрепанный, толстый, неопрятный и, как всегда, неприятно жизнерадостный». Несмотря на свою гротескность, шумность, неопрятность и беспрестанное иронизирование над всем и вся - самый, кажется, здравомыслящий человек во всём Городе. Проводит самостоятельные изыскания объяснений происходящего, для этого регулярно уходит за окраину, на север, чтобы проводить исследования, отыскивать записи о прошлом. Очень начитанная и интеллектуальная личность.

Кэнси Убуката

Год отбытия: приблизительно после капитуляции Японии в войне (упоминаются «марши смерти » на Филиппинах и приговоры японским военным).

Профессия до отбытия: литсотрудник в издательстве «Хаякава».

Кэнси Убуката в романе Стругацких - вторая обречённая личность после Дональда Купера. «Dura lex sed lex » - вот основной стержень гражданского самоопределения героя. Неподкупность, следование принципам законности предопределят Кэнси бестолковую и неотвратимую смерть от пули рядового чинуши.

Сельма Нагель

Год отбытия: не упоминается. Возможно - в правление короля Густава VI Адольфа , упоминаемого Сельмой и находившегося на престоле в 1950-1973 гг.

Год отбытия: не упоминается.

Профессия до отбытия: не упоминается. Возможно, видный политический деятель, впоследствии разжалованный, возможно, даже бежавший в Город от репрессий. Ван символизирует человека, уставшего от власти и ответственности, человека, ищущего покой. По словам Вана: «Лучше всего быть там, откуда некуда падать» и далее: «Но это [падать] обязательно. Или приходится прилагать такие усилия удержаться, что лучше уж сразу упасть. Я знаю, я всё это прошёл» . «Ван обрёл покой» - говорит Воронину Наставник, когда Вану удаётся остаться на своей любимой работе - должности дворника.

Юрий Константинович Давыдов (дядя Юра)

Профессия до отбытия: председатель колхоза . Во время Великой Отечественной войны был танкистом.

Бесспорно сильная личность, закалён и пройденной Великой Отечественной войной, и исконно мужицким, деревенским воспитанием, воспринимает себя как кормильца «городских дармоедов». Ничего не страшится, полагаясь на свою силу и умение дать отпор. Благодаря своей щедрости и общительности быстро становится своим в любой компании. Сторонник «фермерской вольницы», являющей собой полную противоположность советской послевоенной деревне, в которой, кроме безысходности, ничего не видел.

Отто Фрижа

Страна отбытия: очевидно, та же, что и у Фрица Гейгера.

Год отбытия: очевидно, тот же, что и у Фрица Гейгера.

Профессия до отбытия: военный, ефрейтор вермахта .

Идеальный исполнитель, при этом - слабая личность, обречённая находиться в тени лидера. Это не помешало ему сделать карьеру при Гейгере.

Чачуа

Год отбытия: не упоминается.

Профессия до отбытия: не упоминается.

«…Громадный, разжиревший кавказец, почти без лба, но зато с гигантским носом…» Авторы описывают Чачуа как жизнерадостного кавказца (предположительно - грузина по национальности), который любит все радости традиционной кавказской жизни: весёлые застолья, вино, шашлыки, лезгинку, пышных женщин и т. п. Во второй части Чачуа - следователь, один из лучших в отделе, который ведёт дело о «Падающих Звездах». В четвёртой части - советник президента, друг семьи Ворониных.

Одно из моих любимых произведений Стругацких. Много в нём с мысловых пластов. И всё мои 5 попыток полностью познать их потерпели фиаско. Уверен, будут ещё по меньшей мере 5. И каждый раз я переворачивал последнюю страницу, дослушивал последний трек, с множеством вопросов, на которые сам ответа дать не мог. Была возможность задать эти вопросы Борису Стругацкому во время его он-лайн интервью. Однако на те же вопросы, заданные до меня, сотни читателей получили ответ: "В тексте Г.О. есть ответы, ищите". Или же: "Фантазируйте, зачем вам голова на плечах!". Сейчас великих писателей уже нет. И остаётся лишь их завет - искать правду в текстах.

Коротко сюжет через призму моего сознания.
Вообще советую читать оригинал или хотя бы нормальное описание .
Миллионный город, зажатый между уходящей в небеса стеной и бездонным обрывом - арена невиданного эксперимента. Сюда попадают люди из разного времени и стран. Они живут и работают, как и в той, обычной жизни до эксперимента. Работают тут на разных работах; подбирает вакансию человеку машина, зачастую ставя его на совершенно неподходящую должность. Солнце, согревающее людей и город, - исполинский фонарь, который включается и выключается. Контролируют жизнь в городе таинственные наставники, возникающие ниоткуда в самых неожиданных ситуациях. Кто они и кто их "подопечные"? Черти и грешники? Инопланетяне и похищенные? Боги и души?

Эта картина Рериха стала фундаментом романа

Сюжет разворачивается вокруг астронома Андрея Воронина и круга его знакомых и друзей. В первой части парень выступает в роли мусорщика. Полного идей, надежд, верящего друзьям и ждущего чуда. Потом Андрей - следователь. Слуга закона, неспособный по душевной мягкости использовать хлыст даже против откровенной мрази... Следующее воплощение Воронина - редактор. Именно редактором он переживает в городе фашистский переворот. Неумение побороть обстоятельства приносит бессилие и конформизм, которые уничтожают в человеке всё; выедают его из середины. Дальше герой поступает на службу советником президента. Где-то в этой части я перестал понимать вектор образа Андрея. Враг сам себе... Уходя от всего того, что невозможно изменить, Воронин идёт в экспедицию на север. А из северных пустынных кварталов в город он уже не вернётся.

При подготовке публикации я заметил, что очень мало хороших иллюстраций. Похоже, рисовать по Стругацким так же тяжело, как и снимать фильмы. (рисунок Дмитрия Некрасова)

По сюжету рядом с Ворониным следует "гадкий лебедь" - толстый и неопрятный Изя Кацман. Этот человек таинственен и можно долго спорить, кто Кацман - образ пророка, ведущего души из ада, или ведомый интересом фанатик с богатым внутреним миром. Других участников сюжета я не описываю так подробно. Наверное потому, что они, несмотря на свою уникальность и красочность, - лишь фон эмоций главного героя. Внешние раздражители, которые никогда не цепляли все струны души сразу.

(рисунок Дмитрия Некрасова)

Главная идея
Без сомнения, главная идея произведения - указать на то, как может меняться человек под действием внутренних и внешних сил. Некоторые видят в идее сюжета ницшеанство с его духовной эволюцией (верблюд-лев-ребёнок). Если раскладывать по полочкам, то что-то подобное и выходит. Действительно, в первых главах Андрей - подчиняющийся фанатик, верящий в коммунизм. Позже он уже "лев" - командующий другими, но не производящий никакого морального продукта. Ребёнком - умеющим созидать построенное, Андрей становится лишь в самом конце.

Очень чётко авторы описывают ощущение вечной внутренней пустоты, терзающей человека, когда тот теряет свою веру и идеалы. Из неё три выхода - "пуля в лоб", "стать подлецом" или вечно мстить миру за его жестокость. Уверен, что-то было в жизни каждого думающего человека. И, порой, чувствую это в себе.

Авторы призывают нас быть элитой в себе, но никогда не быть элитой, вершащей судьбы. Они призывают не делить людей на сорты и классы, а искать их интеллектуальную доминанту по отношению к некому фантастическому храму. Можешь дать обществу моральный продукт, от которого берёт за душу даже самого уродистого морального урода - ты строитель храма. Знаешь высшее моральное благо и ведёшь других к этому - ты жрец. Можешь просто любоваться величием храма - ты созидатель. И не важно, кто ты - начальник или дворник.

Захотите найти проблески Данте в ГО - тоже будете правы. Но круги (уровни) ада (и ада ли?!) лежат настолько на поверхности, что эту идею лично я старался гнать от себя. Стругацкие никогда не оставляли идей на поверхности. И даже наоборот - всегда маскировали настоящие сокровища мысли под пластом грязного налёта.

Андрей Воронин
Это я. Или вы. Или ваши друзья. Люди, которые чувствуют вектор, но не знают, что их ждёт в желанной точке. И каково бывает разочарование, когда эта точка - не рай. А лишь переход на новый уровень...

Изя Кацман
Человек, по сути своей - пророк. Тоже еврей, кстати. И тоже не всем он понятем и приятен. Экспедиция, в которую он отправляется с Ворониным, превращает неопрятного Кацмана в своеобразного Моисея. С другой стороны Изя ведёт души к новому уровню, к выходу из чистилища. Но никто не сказал, что души к этому готовы. Именно потому экспедиция бунтует, оставляя Кацмана и Воронина умирать в руинах.

Наверное на этом и остановлюсь. Вполне может быть, что через год напишу новую рецензию с новыми знаниями. Ну а пока вроде всё сказал...

Братья Стругацкие - мои любимые писатели. В их творчестве мне нравится практически все, а любимых произведений много. "Град обреченый" - одно из них. Я читала и перечитывала этот роман несколько раз и всегда открывала для себя какие-то новые грани, заставляющие задуматься над многослойностью в данном произведении.
Есть Город, в который попадают люди. Как, куда - это остается неизвестным. Известно, что проживание в этом месте - своего рода Эксперимент, задуманный, по-видимому, очень давно. Герои романа не раз задумываются о том, кто его поставил, и идет ли Эксперимент в их время, или все давно пущено на самотек? Эти люди - совершенно разные личности, в нашей жизни они давно стали бы заклятыми врагами, а в том Городе остаются хорошими приятелями и почти Друзьями. И никто из них не является 100-но хорошим или плохим. Комсомолец и верный товарищ Андрей Воронин обнаруживает в себе совершенно новые качества, о которых он не мог раньше подозревать; фашист Гейгер оказывается не настолько уж плохим, а лучший из лучших - Изя Кацман, чьи неуемная жажда познания и острый ум позволяют открыть или приоткрыть некоторые тайны Города, обладает совсем непривлекательной внешностью.
Я долго искала ответ на самую главную тайну города, которая стала известна Изе благодаря его любви копаться в рукописях и архивах, и нашла этот ответ).
Но братья Стругацкие во всех своих произведениях использовали гениальный ход - они всегда оставляли Читателю право и возможность самому додумать финал или развитие действия. И мы, поклонники их творчества, спорили, искали правду, забрасывали в он-лайн конференции Бориса Стругацкого множеством вопросов, мучавших нас. А ведь это и отличает Литературу от чтива - умение заставить думать, размышлять, открывать, создавать и рисовать в своем воображении миры, созданные любимыми Писателями.
"Все прочее - это только строительные леса у стен храма, говорил он. Все лучшее, что придумало человечество за сто тысяч лет, все главное, что оно поняло и до чего додумалось, идет на этот храм. Через тысячелетия своей истории, воюя, голодая, впадая в рабство и восставая, жря и совокупляясь, несет человечество, само об этом не подозревая, этот храм на мутном гребне своей волны. Случается, оно вдруг замечает на себе этот храм, спохватывается и тогда либо принимается разносить этот храм по кирпичикам, либо судорожно поклоняться ему, либо строить другой храм, по соседству и в поношение, но никогда оно толком не понимает, с чем имеет дело, и, отчаявшись как-то применить храм тем или иным манером, очень скоро отвлекается на свои так называемые насущные нужды: начинает что-нибудь уже тридцать три раза деленное делить заново, кого-нибудь распинать, кого-нибудь превозносить – а храм знай себе все растет и растет из века в век, из тысячелетия в тысячелетие, и ни разрушить его, ни окончательно унизить невозможно... Самое забавное, говорил Изя, что каждый кирпичик этого храма, каждая вечная книга, каждая вечная мелодия, каждый неповторимый архитектурный силуэт несет в себе спрессованный опыт этого самого человечества, мысли его и мысли о нем, идеи о целях и противоречиях его существования; что каким бы он ни казался отдельным от всех сиюминутных интересов этого стада самоедных свиней, он, в то же время и всегда, неотделим от этого стада и немыслим без него... И еще забавно, говорил Изя, что храм этот никто, собственно, не строит сознательно. Его нельзя спланировать заранее на бумаге или в некоем гениальном мозгу, он растет сам собою, безошибочно вбирая в себя все лучшее, что порождает человеческая история... Ты, может быть, думаешь (спрашивал Изя язвительно), что сами непосредственные строители этого храма – не свиньи? Господи, да еще какие свиньи иногда! Вор и подлец Бенвенуто Челлини, беспробудный пьяница Хемингуэй, педераст Чайковский, шизофреник и черносотенец Достоевский, домушник и висельник Франсуа Вийон... Господи, да порядочные люди среди них скорее редкость! Но они, как коралловые полипы, не ведают, что творят. И все человечество – так же. Поколение за поколением жрут, наслаждаются, хищничают, убивают, дохнут – ан, глядишь, – целый коралловый атолл вырос, да какой прекрасный! Да какой прочный!.. Ну ладно, сказал ему Андрей. Ну – храм. Единственная непреходящая ценность. Ладно. А мы все тогда при чем? Я-то тогда здесь при чем?.."
Название романа братья позаимствовали из одноименной картины Николая Рериха. Гениальная картина. И гениальный роман.

События произведения происходят в неизвестном городе, который находится вне пространства и времени. Жители города перенесены в него из разных стран и эпох для добровольного участия в загадочном эксперименте.

Суть эксперимента никому неизвестна, как и сроки его проведения и цель создания города. В разговорах между собой жители выдвигают разные версии существования искусственного города: это и первый круг ада, и аквариум с людьми, за которыми ведется круглосуточное наблюдение. Даже солнце в городе не естественное, оно включается и выключается как некий светильник.

К каждому жителю город прикреплен наставник, помогающий адаптироваться к новой жизни, но не раскрывающий тайну эксперимента.

Житель разговаривают на одном языке, хотя думают, что используют родную речь, но при этом свободно понимают друг друга.

Однажды происходит чрезвычайное событие, и наставники теряют контроль над жителями. Город начинает жить стихийно и развиваться по собственной модели.

Один из живущий в городе, ленинградец начала двадцатого века Андрей, в этой ситуации резко меняет свои революционные взгляды на буржуазные предпочтения. Но в душе у него появляются сомнения, и он отправляется за границы города в пустыню.

В городе начинается хаос, сломанные люди перестают понимать происходящее и начинаются массовые убийства.

Вернувшись в город, Андрей встречается со своей зеркальной копией и вступает в перестрелку, результатом которой стало и убийство двойника, и самоубийство Андрея. Через несколько секунд после схватки Андрей просыпается в том же месте, откуда прибыл в город – в Ленинграде начала двадцатого века.

Роман заставляется задуматься о жизни будущих поколений на земле.

Картинка или рисунок Стругацкие - Град обреченный

Другие пересказы и отзывы для читательского дневника

  • Краткое содержание Повесть о Шемякином суде

    Из двух братьев-крестьян один был богатым, другой – бедным. Богач часто одалживал бедняку. Однажды бедный брат попросил у богатого лошадь в долг – не на чем было возить дрова.

  • Краткое содержание Пенсне Осоргин
  • Краткое содержание Киплинг Откуда у кита такая глотка

    Когда-то давно в море жил кит. Он плавал и питался любой рыбой, которая только встретиться ему на пути. Из-за его большого аппетита не осталось почти рыб, кроме одной, Малютки-Колюшки.

  • Краткое содержание Куприн Четверо нищих

    Этот рассказ Куприна по-французски изящен. Здесь автор раскрывает историю десерта, которую он сам признаётся, что мог «случайно» придумать. В самом начале автор обращается к читателю с вопросом об этом десерте

  • Краткое содержание Лавренев Сорок первый 41

    Действие происходит в годы Гражданской войны. По незнакомой пустыне Туркестана, после боя с белыми, движется в сопровождении пары верблюдов отряд красноармейцев под командованием комиссара Евсюкова.