«Царевна-Лебедь» - одна из самых загадочных картин Врубеля. Царевна Лебедь

Врубель был очень и очень разносторонним художником, он писал и делал самые разные работы: выступал как керамист, как автор настенных росписей, великолепных портретов и живописных панно. В панно, которое мы будем рассматривать, мы видим черты и символизма, и, конечно, стиля модерн, современного Врубелю.

М.А. Врубель. Автопортрет. 1900-е

Судьба Врубеля была очень не простой. Вообще, наверное, в русской живописи баловней и счастливцев практически нет. Начиная с 1906 года он начал слепнуть, а в 1910-м ушел из жизни. Одна из последних его больших работ – прелестных, красивых, великолепных – это, конечно, «Царевна-Лебедь». К сожалению, эту удивительную картину растиражировали на конфетных коробках, на обертках, фантиках, ее бесконечно повторяли, так что она утратила свою первоначальную загадочность. Но я надеюсь, что со временем всякий, кто придет в картинную галерею и увидит эту переливающуюся живопись, поймет, что врубелевское полотно действительно прекрасно.

М.А. Врубель. Царевна-Лебедь. 1900. Государственная Третьяковская галерея, Москва

"Царевна-Лебедь" Михаила Александровича Врубеля – своего рода символ прекрасной героини русской сказки, облаченной в великолепный наряд. В основе сюжета о царевне Лебедь лежит как "Сказка о царе Салтане" Александра Сергеевича Пушкина, увидевшая свет в 1832 году, так и одноименная опера Римского-Корсакова, поставленная в 1900 году, в которой главную партию исполняла жена художника, Надежда Ивановна Забела-Врубель. Врубель создает ее портрет в этой роли, однако пишет тем не менее не конкретный, а некий обобщающий образ героини русских сказок. Перед нами прелестная девушка в девичьем головном уборе, из-под которого видны волосы. Конечное, это сказочная, даже фантастическая героиня, здесь все сверкает – серебрятся перламутрово-сияющие отблески белого на ее крыльях, белое на белом, с темными тенями, ее огромные глаза, косы, спускающиеся вдоль спины, серебряное кружево на платке, высокое очелье с жемчужными поднизями. Здесь есть все, что характерно для роскошного национального костюма.

Врубель-художник вообще тяготеет к такого рода таинственности. Достаточно вспомнить другие его картины, где у него так же переливается цвет, будь то знаменитая "Сирень", когда буквально ощущаешь аромат влажной сирени с набухшими гроздями, или "Пан", глядя на которого мы слышим и ароматы, и шорохи написанного поля. А здесь иное ощущение влажности, связанное с образом Лебедя, только что превратившегося в прекрасную девушку.

Время, когда была написана эта картина – рубеж веков. Время, когда заметна менялась вся стилистика жизни. Очень многие захотели попробовать себя творцами своего мира: обустраивали свои дома, изобретали себе наряды. На помощь им пришли художники. Врубель был одним из таких художников. Он работал для театра, в частности, потому, что его жена была известной певицей. Но кроме того он просто придумывал для нее повседневную одежду. И очень многие художники того времени сочиняли новые платья, которые должны были соответствовать стилистике нового дома. Нам стиль модерн кажется очень свободным. Мы думаем, что это был такой период в искусстве, когда появились раскованные тела, когда люди могли двигаться свобожно, как хотят. Но это неправда. Модерн, в отличие от последующих направлений в искусстве, как раз заковывал женщину, причем буквально – в корсет. Она даже не могла нормально сидеть на стуле, потому что корсет передней своей планшеткой упирался ей в ноги. А впечатление легкости, ползучести создавалось из-за тягучих линий, которыми струилось платье на актрисе на сцене или на женщине в повседневной жизни. Врубелю однако удавалось то, что не удавалось другим: насыщать формы дивными переливающимися цветами, которые придавали картинам какое-то, пожалуй, слегка мистическое настроение. Даже границы этих переливающихся платьев не всегда отчетливо различимы в его портретах, в том числе портретах Забелы-Врубель. Именно она вдохновила художника на создание такого выразительного и яркого образа, как Царевна-Лебедь, определившего наши представления о том, что есть русское национальное на весь следующий век...

«Царевна-Лебедь» (1900 г) – это одна из самых загадочных картин Врубеля. Сюжетно этот образ связан с русскими сказками и мифологией, а также со знаменитыми литературными образами – царевны-лебеди из «Сказки о царе Салтане» А. Пушкина, а также героини оперы Н. А. Римского-Корсакова по сюжету всё той же сказки Пушкина. Партию Царевны-Лебеди из оперы пела жена Врубеля – Надежда Забела-Врубель. Художник любил воплощать образ горячо любимой жены во многих своих картинах.

Однако в этой картине живописца нет никакого даже отдалённого сходства ни с женой – лицо Царевны-Лебеди нисколько на неё не похоже, ни с героинями сказок Пушкина и Римского-Корсакова. Там – сплошной мажор, радость, это хотя и волшебные, но вполне «земные» образы. Царевна-Лебедь из сказки выходит замуж за любимого человека, и с её помощью жизнь сказочных героев налаживается и протекает благополучно и счастливо.

Но не такова Царевна-Лебедь Врубеля. Её лицо мистично и отстранённо. Её глаза полны знаний неведомых человеку тайн бытия. Вряд ли такая дева станет женой человека. Её удел – иная любовь, и иные, неведомые человеку просторы.

От человека у этой девы-птицы лишь лицо, руки да длинная коса. Но это лицо непостижимо и загадочно. Не оторвёшься от тёмного омута её глаз, заглядывающих тебе в самую душу. Эти глаза и выражение лица печальны и тревожны. В них нет покоя. Кто знает, что видели они в том мире, откуда пришло это создание, и какие тайны ему открыты. Когда смотришь на это лицо, то начинают волновать какие-то тревожные предчувствия, а в душу закрадывается ощущение беды.

О том же говорит фон картины – страстный и тревожный одновременно. Таинственная дева изображена на фоне сумрачного моря и наступающего заката. Тёмные краски моря и неба сливаются на горизонте в единое целое, и лишь розовая полоска уходящего солнца разделяет их. Сама дева-птица изображена посреди этого сумрачного и тёмного бескрайнего моря, она словно появляется из воды, соприкасается с ней. В неё ощущается слияние двух стихий – воздуха, в который она может вот-вот подняться на своих огромных белоснежных крыльях, и воды – морской пучины, которая скрывает в своих недрах удивительные тайны, и может быть страшной и суровой, гневаясь и вздымая волны до небес.

За спиной сказочной дивы – тёмный дремучий лес. Перед ней – таинственные огни таинственного острова. Сама дева не приближается к нам, а удаляется – она вот-вот уйдёт во тьму, и кажется, что она в последний раз обернулась, чтобы что-то сказать, но так и не разомкнула уста.

От её прекрасного лика с тонкими чертами лица, полными чувственными губами, худощавого овала лица, огромных, проникновенных и каких-то непостижимых глаз, тонкого кружева фаты, сияния драгоценных камней на короне и на перстнях, воздушности белоснежных крыльев веет неземной красотой и благостью. Эта дева напоминает лик ангела. Но ангела не только чуткого и ранимого, но и отстранённого от человека. Во всём ощущается – что она – существо из других миров, а не из этой бренной земли.

Хочется бесконечно гадать, какую тайну скрывает это лицо, что видела она на этой земле? Откуда появилась и куда уйдёт? Это дева, а значит её образ связан с любовью. Раз она окружена привычным для нас пейзажем – лесом, морем, то значит она на земле. Откуда же она идёт? От любимого? Что за история, какие отношения связывают её с ним? И почему она не смогла остаться? Обидел ли он её, не смог оценить и принять её любовь, или, напротив, сохнет с тоски за этим неземным созданием, которое должно уйти туда, откуда появилось. Куда, в какие тёмные дали теперь уходит Царевна-Лебедь?

Это картина о том неведомом, к чему так неизбывно манит человеческую душу – от привычной жизненной рутины к сказке, к мифу, к непостижимой тайне бытия. И Врубель-художник прекрасно сумел передать и выразить манящую тревожность и загадочность этого образа таинственной символикой чистых цветов, игрой отсветов, сумрачным колоритом картины.

Хочется до бесконечности смотреть на таинственное полотно, разгадывая те загадки, о которых молчит прекрасная Царевна-Лебедь.

«...Ты светлая звезда таинственного мира,
Куда я возношусь из тесноты земной,
Где ждет меня тобой настроенная лира,
Где ждут меня мечты, согретые тобой...»

Пётр Вяземский

Все сказочные фольклорные сюжеты о превращении человека в Лебедя, включая классический русский образ Царевны-Лебеди, восходят к гиперборейской традиции.

Морское божество Форкий — сын Геи-Земли и прообраз русского Морского царя сочетался браком с титанидой Кето. Их шесть дочерей, родившихся в гиперборейских пределах, изначально почитались как прекрасные Лебединые девы. О Форкидах, подобных Лебедям, обитающих на краю земли, окутанной вечной ночью, рассказывал еще Прометей в великой трагедии Эсхила.

Сказочные создания, по преданиям, как и полагается Лебединым девам, часто появляются у реки, сбрасывают лебединое оперение и плещутся в прохладной воде. Лебединые девы, сбросившие лебединое одеяние, превращаются в волшебных красавиц.

Образ Лебедя, Человека-Лебедя и лебединой символики проходит через всю историю культуры народов Евразии: от древнейшего ковша в виде Лебедя, найденного при раскопках первобытной стоянки (III—II тыс. до н.э.) на Среднем Урале и петроглифов Онежского озера до нежных античных Богинь с лебедиными крылами. Крылатые девы со стилизованным оперением встречаются и на русских вышивках.

Дева-Лебедь (Леда, Лада) — древний и всеобъемлющий образ. Сюжет брака человека с Лебедем или превращения в Лебедя распространен у многих народов, он нашел отражение и в ряде фольклорных образов, в т.ч. Царевна-Лебедь.

И Пушкин каким-то непостижимым чутьем уловил истинную, божественную природу Лебеди из сказки, рассказанной ему Ариной Родионовной. Поэт искал главную линию событий, которая так свободно потом соединила все его мысли. В первом варианте волшебные превращения и прочие чудеса происходят благодаря Царице-матери. В окончательном — их творит царевна-Лебедь. Главная тайна и чудо в том, что в своем многолетнем пути к этому поразительному прозрению поэт вплотную подошел к древнейшим народным истокам образа божественного Лебедя. Портрет-описание вечно юной богини, какой ее увидел молодой князь Гвидон:

Тут она, взмахнув крылами,
Полетела над волнами
И на берег с высоты
Опустилася в кусты.
Встрепенулась, отряхнулась
И царевной обернулась:
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит;
А сама-то величава,
Выступает будто пава;
А как речь-то говорит,
Словно реченька журчит.


Пожалуй, самым необычным и притягательным женским образом, является «Царевна-Лебедь», картина Михаила Александровича Врубеля, написанная на основе сценического образа героини оперы Н. А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» по сюжету одноимённой сказки А. С. Пушкина. Партию Царевны-Лебеди пела его жена Н. И. Забела-Врубель. Царевна с полотна Врубеля таинственна и загадочна, лицо её печально. Изображена Царевна-Лебедь на фоне спускающихся над морем сумерек, узкой полоски заката на горизонте и далёкого города.

В сгущающихся сумерках с багряной полосой заката царевна уплывает во тьму, и только последний раз обернулась, чтобы сделать прощальный взмах крыльями.


Ария Царевны-Лебедь из оперы Римского-Корсакова

В этой работе художника есть что-то таинственное и тревожное - недаром «Царевна-Лебедь» была любимой картиной Александра Блока.


Шлейф, забрызганный звездами,
Синий, синий, синий взор.
Меж землей и небесами
Вихрем поднятый костер.

Жизнь и смерть в круженьи вечном,
Вся - в шелках тугих -
Ты - путям открыта млечным,
Скрыта в тучах грозовых.

Пали душные туманы.
Гасни, гасни свет, пролейся мгла...
Ты - рукою узкой, белой, странной
Факел-кубок в руки мне дала.

Кубок-факел брошу в купол синий -
Расплеснется млечный путь.
Ты одна взойдешь над всей пустыней
Шлейф кометы развернуть.

Дай серебряных коснуться складок,
Равнодушным сердцем знать,
Как мой путь страдальный сладок,
Как легко и ясно умирать.

1906


Очарование родной природы, гордая и нежная душевность сказочной девушки-птицы. Тайные чары все же покоренного злого колдовства. Верность и твердость истинной любви. Могущество и вечная сила добра. Все эти черты соединены в чудесный образ, дивный своей немеркнущей свежестью и той особенной величавой красотою, свойственной народным сказам.


Врубель М.А. — художник конца девятнадцатого начала двадцатого веков. Глядя на его полотна, понимаешь — сказка может оживать, о чем свидетельствует картина Царевна Лебедь Врубеля.

Царевна Лебедь Врубель: краткое описание картины

Работа Михаила Александровича Царевна Лебедь — это иллюстрация ко всеми любимой сказке О царе Салтане. Смотришь на репродукцию картины, по которой мы пишем в 4 классе и хочется сказать только одно: восхитительно, превосходно, полный восторг. Больше ничего не хочется говорить, просто смотреть и рассматривать. Всматриваться в каждый штрих и любоваться цветовой гаммой.

Что видим на холсте?

В центре картины мы видим прекрасную девушку, царевну лебедь. Одета она в белоснежный, воздушный и красивый наряд, который развивает ветер и от этого кажется, что у нее за спиной появились крылья, делая ее схожей с прекрасным лебедем. На ее голове кокошник в виде красивой короны, усыпанной драгоценностями. С волос ниспадает тонкая прозрачная вуаль.

У девушки очень красивые большие глаза, милое нежное лицо и сомкнутые губы. Всматриваясь, можно заметить ее печаль и грусть, которая пробирает до мурашек по коже. Почему она грустна? Может оттого, что рассталась с любимым, а быть может ей грустно наблюдать закат летнего солнца, который происходит в последний день лета. Мы не узнаем правды, мы можем только предполагать.

Рассматривая работу, мы видим остановившееся мгновенье, когда Царевна Лебедь оглянулась, в то время как до этого она куда-то уходила. Оглянулась, чтобы посмотреть на что-то важное для нее, возможно что-то крикнуть, сказать. Обернувшись назад, она позволила нам увидеть ее красоту во всем ее ангельском обличье. Да, именно с ангелом и хочется сравнить героиню полотна Врубеля.

Позади мы видим хмурое небо, волнующую воду. Этим художник еще больше подчеркнул тоску Царевны.

Какие чувства вызывает у меня данная работа?

Картина по-сказочному роскошна и прекрасна, а вызывает неоднозначные чувства, которые сложно передать словами, но скажу одно. Глядя на картину Врубеля, я мысленно попадаю в сказочное царство, и от этого становится тепло и хорошо на душе.

Сочинение по картине Царевна Лебедь, 2 вариант

Сегодня мы продолжаем работу над сочинением по картине Врубеля Царевна Лебедь, где познакомимся кратко с историей создания полотна, а также остановимся подробнее на описании картины Врубеля Царевна Лебедь, поделившись своими эмоциями и мыслями.

Сочинение на тему Царевна Лебедь можно использовать для 3 и 4 класса.

История картины Царевна Лебедь

В сочинении описании по плану на тему Царевна Лебедь хочется сразу отметить удивительный талант художника, которому удалось написать не просто картину, а по-настоящему загадочную работу, что лишь отдаленно напоминает сюжет знаменитой сказки Пушкина. В действительности мы погружаемся в какую-то мистическую атмосферу, тонем во взгляде загадочной Царевны Лебедь, и задаемся вопросом, что же увидели эти прекрасные глаза, какие тайны они хранят, какие знания подвластны ей и неведомы человеку? Эти вопросы возникают лишь от одного взгляда героини, которая является центральным образом картины Врубеля.

Написал художник свою картину, будучи вдохновленный оперой Сказка о царе Салтане, для которой сам художник создавал декорации и работал над эскизами костюмов, а его жена и вовсе играла главную роль, исполняя партию Царевны Лебедь. Вдохновленный образом своей жены и под впечатлением самой оперы, художник решает создать образ Царевны, что был навеян лирическим пением. Кто-то считает, что на полотне художник изображает свою жену в образе героини сказки, однако это не так. Образ картины — это результат фантазии мастера пера, которому удалось сочетать несочетаемое.

Картина Врубеля Царевна Лебедь, по которой мы пишем сочинение, родилась в Черниговской губернии на хуторе Ге в 1900 году. Находится полотно в . Мы же продолжим работу над сочинением про Царевну Лебедь и остановимся на описании картины.

Описание картины Врубеля Царевна Лебедь

Когда я смотрю на картину, то понимаю — художнику удалось запечатлеть самый загадочный момент. Это перевоплощение. Кому-то покажется, что это тот самый момент, когда лебедь превращается в девушку, но я считаю, что художник запечатлел момент, когда красавица превращается в птицу. От человеческого облика у героини остались лишь лицо, руки и длинная коса. Еще мгновенье — и девушка, уже в теле прекрасного лебедя, улетит в мир, куда нет дороги человеку. Но, почему она уходит? От кого бежит? От любимого? Или убегает из нашего бренного мира?

Она не очень торопится, поэтому решила оглянуться, и зрителю открывается вся красота прелестницы. Она очаровывает прекрасным ликом, тонкими чертами лица, чувственными губами, и просто зачаровывает проникновенными глазами, которые могут заглянуть каждому в душу. Ее голубые глаза напоминают бездну, в которой можно утонуть. Они сверкают, как камни кокошника, которым художник украсил голову царевны, и тот своей тяжестью еще больше подчеркивает хрупкость девушки. Нежность царевны автор картины подчеркнул тонкой фатой, что спадает вниз. Девушка придерживает ее рукой и кутает свои плечи, как-будто пытается отчего-то укрыться.