Цели и средства в произведении собачье сердце. М.А.Булгаков

Действие гениальной фантасмагории М.Булгакова происходит в 20-е годы в советской России, в самый разгар строительства социализма. Известный московский профессор Филипп Филиппович Преображенский решается на эксперимент по пересадке семенных желез и гипофиза умершего бомжа, пьяницы и хулигана Клима Чугункина милому псу Шарику, найденному на улице. Очеловечивание произошло, но эксперимент, увы, не удался. Вместо доброй собаки на свет появляется безобразный, тупой и агрессивный Полиграф Полиграфович Шариков, который унаследовал от своего «донора» лишь дурные черты. Но это не помешало ему прекрасно адаптироваться в социалистической действительности и даже стать начальником подотдела очистки Москвы от бродячих животных. Шариков превращает жизнь профессора Преображенского и обитателей его квартиры в настоящий ад. Подстрекаемый председателем домкома Швондером, он пишет доносы на своего «создателя», требует выделить ему жилплощадь и даже угрожает револьвером. Профессору ничего не остается, как признать эксперимент неудавшимся и вернуть Шарикова в его первоначальное состояние.

Михаил Булгаков

Собачье сердце

1

У-у-у-у-у-у-гу-гу-гугу-уу! О, гляньте на меня, я погибаю! Вьюга в подворотне ревет мне отходную, и я вою с нею. Пропал я, пропал! Негодяй в грязном колпаке, повар в столовой нормального питания служащих Центрального совета народного хозяйства, плеснул кипятком и обварил мне левый бок. Какая гадина, а еще пролетарий! Господи Боже мой, как больно! До костей проело кипяточком. Я теперь вою, вою, вою, да разве воем поможешь?

Чем я ему помешал? Чем? Неужли же я обожру Совет народного хозяйства, если в помойке пороюсь? Жадная тварь. Вы гляньте когда-нибудь на его рожу: ведь он поперек себя шире! Вор с медной мордой. Ах, люди, люди! В полдень угостил меня колпак кипятком, а сейчас стемнело, часа четыре приблизительно пополудни, судя по тому, как луком пахнет из пожарной Пречистенской команды. Пожарные ужинают кашей, как вам известно. Но это последнее дело, вроде грибов. Знакомые псы с Пречистенки, впрочем, рассказывали, будто бы на Неглинном в ресторане «Бар» жрут дежурное блюдо - грибы соус пикан по три рубля семьдесят пять копеек порция. Это дело на любителя - все равно что калошу лизать... У-у-у-у...

Бок болит нестерпимо, и даль моей карьеры видна мне совершенно отчетливо: завтра появятся язвы, и, спрашивается, чем я их буду лечить? Летом можно смотаться в Сокольники, там есть особенная очень хорошая трава, и, кроме того, нажрешься бесплатно колбасных головок, бумаги жирной набросают граждане, налижешься. И если бы не грымза какая-то, что поет на кругу при луне - «милая Аида», - так что сердце падает, было бы отлично. А теперь куда же пойдешь? Не били вас сапогом? Били. Кирпичом по ребрам получали? Кушано достаточно. Все испытал, с судьбою своею мирюсь и если плачу сейчас, то только от физической боли и от голода, потому что дух мой еще не угас... Живуч собачий дух.

Но вот тело мое - изломанное, битое, надругались над ним люди достаточно. Ведь главное что: как врезал он кипяточком, под шерсть проело, и защиты, стало быть, для левого бока нет никакой. Я очень легко могу получить воспаление легких, а получив его, я, граждане, подохну с голоду. С воспалением легких полагается лежать на парадном ходе под лестницей, а кто же вместо меня, лежащего холостого пса, будет бегать по сорным ящикам в поисках питания? Прохватит легкое, поползу я на животе, ослабею, и любой спец пришибет меня палкой насмерть. И дворники с бляхами ухватят меня за ноги и выкинут на телегу...

Дворники из всех пролетариев самая гнусная мразь. Человечьи очистки - самая низшая категория. Повар попадается разный. Например, покойный Влас с Пречистенки. Скольким он жизнь спас! Потому что самое главное во время болезни перехватить кус. И вот, бывало, говорят старые псы, махнет Влас кость, а на ней с осьмушку мяса. Царство ему небесное за то, что был настоящая личность, барский повар графов Толстых, а не из Совета нормального питания. Что они там вытворяют в нормальном питании, уму собачьему непостижимо! Ведь они же, мерзавцы, из вонючей солонины щи варят, а те, бедняги, ничего и не знают! Бегут, жрут, лакают!

Иная машинисточка получает по девятому разряду четыре с половиной червонца, ну, правда, любовник ей фильдеперсовые чулочки подарит. Да ведь сколько за этот фильдеперс ей издевательств надо вынести! Прибежит машинисточка, ведь за четыре с половиной червонца в «Бар» не пойдешь! Ей и на кинематограф не хватает, а кинематограф у женщин единственное утешение в жизни. Дрожит, морщится, а лопает. Подумать только - сорок копеек из двух блюд, а они, оба эти блюда, и пятиалтынного не стоят, потому что остальные двадцать пять копеек заведующий хозяйством уворовал. А ей разве такой стол нужен? У нее и верхушка правого легкого не в порядке, и женская болезнь, на службе с нее вычли, тухлятиной в столовке накормили, вон она, вон она!! Бежит в подворотню в любовниковых чулках. Ноги холодные, в живот дует, потому что шерсть на ней вроде моей, а штаны она носит холодные, так, кружевная видимость. Рвань для любовника. Надень-ка она фланелевые, попробуй. Он и заорет:

До чего ты неизящна! Надоела мне моя Матрена, намучился я с фланелевыми штанами, теперь пришло мое времечко. Я теперь председатель, и сколько ни накраду - все, все на женское тело, на раковые шейки, на «Абрау-Дюрсо»! Потому что наголодался в молодости достаточно, будет с меня, а загробной жизни не существует.

Жаль мне ее, жаль. Но самого себя мне еще больше жаль. Не из эгоизма говорю, о нет, а потому, что действительно мы в неравных условиях. Ей-то хоть дома тепло, ну, а мне, а мне! Куда пойду? Битый, обваренный, оплеванный, куда же я пойду? У-у-у-у!..

Куть, куть, куть! Шарик, а Шарик! Чего ты скулишь, бедняжка? А? Кто тебя обидел?.. Ух...

Ведьма - сухая метель загремела воротами и помелом съездила по уху барышню. Юбчонку взбила до колен, обнажила кремовые чулочки и узкую полосочку плохо стиранного кружевного бельишка, задушила слова и замела пса.

Боже мой... какая погода... ух... и живот болит. Это солонина, это солонина! И когда же это все кончится?

Наклонив голову, бросилась барышня в атаку, прорвалась за ворота, и на улице ее начало вертеть, рвать, раскидывать, потом завинтило снежным винтом, и она пропала.

А пес остался в подворотне и, страдая от изуродованного бока, прижался к холодной массивной стене, задохся и твердо решил, что больше отсюда никуда не пойдет, тут и издохнет, в подворотне. Отчаяние повалило его. На душе у него было до того горько и больно, до того одиноко и страшно, что мелкие собачьи слезы, как пупырыши, вылезли из глаз и тут же засохли. Испорченный бок торчал свалявшимися промерзшими комьями, а между ними глядели красные зловещие пятна от вара. До чего бессмысленны, тупы, жестоки повара! «Шарик» она назвала его! Какой он, к черту, Шарик? Шарик - это значит круглый, упитанный, глупый, овсянку жрет, сын знатных родителей, а он лохматый, долговязый и рваный, шляйка поджарая, бездомный пес. Впрочем, спасибо ей на добром слове.

Дверь через улицу в ярко освещенном магазине хлопнула, и из нее показался гражданин. Именно гражданин, а не товарищ, и даже вернее всего - господин. Ближе - яснее - господин. Вы думаете, я сужу по пальто? Вздор. Пальто теперь очень многие и из пролетариев носят. Правда, воротники не такие, об этом и говорить нечего, но все же издали можно спутать. А вот по глазам - тут уж ни вблизи, ни издали не спутаешь! О, глаза - значительная вещь! Вроде барометра. Все видно - у кого великая сушь в душе, кто ни за что ни про что может ткнуть носком сапога в ребра, а кто сам всякого боится. Вот последнего холуя именно и приятно бывает тяпнуть за лодыжку. Боишься - получай! Раз боишься, значит, стоишь... Р-р-р... гау-гау.

Господин уверенно пересек в столбе метели улицу и двинулся в подворотню. Да, да, у этого все видно. Этот тухлой солонины лопать не станет, а если где-нибудь ему ее и подадут, поднимет та-акой скандал, в газеты напишет - меня, Филиппа Филипповича, обкормили!

Вот он все ближе, ближе. Этот ест обильно и не ворует. Этот не станет пинать ногой, но и сам никого не боится, а не боится потому, что вечно сыт. Он умственного труда господин, с культурной остроконечной бородкой и усами седыми, пушистыми и лихими, как у французских рыцарей, но запах по метели от него летит скверный, - больницей и сигарой.

Какого же лешего, спрашивается, носило его в кооператив центрохоза? Вот он рядом... Чего ищет? У-у-у-у... Что он мог покупать в дрянном магазинишке, разве ему мало Охотного ряда? Что такое?! Кол-ба-су. Господин, если бы вы видели, из чего эту колбасу делают, вы бы близко не подошли к магазину. Отдайте ее мне!

Пес собрал остаток сил и в безумии пополз из подворотни на тротуар. Вьюга захлопала из ружья над головой, взметнула громадные буквы полотняного плаката «Возможно ли омоложение?».

Натурально, возможно. Запах омолодил меня, поднял с брюха, жгучими волнами стеснил двое суток пустующий желудок, запах, победивший больницу, райский запах рубленой кобылы с чесноком и перцем. Чувствую, знаю, в правом кармане шубы у него колбаса. Он надо мной. О, мой властитель! Глянь на меня. Я умираю. Рабская наша душа, подлая доля!

Пес полз, как змея, на брюхе, обливаясь слезами. Обратите внимание на поварскую работу. Но ведь вы ни за что не дадите. Ох, знаю я очень хорошо богатых людей. А в сущности, зачем она вам? Для чего вам гнилая лошадь? Нигде кроме такой отравы не получите, как в Моссельпроме. А вы сегодня завтракали, вы - величина мирового значения, благодаря мужским половым железам... У-у-у-у... Что ж это делается на белом свете? Видно, помирать-то еще рано, а отчаяние, и подлинно, грех? Руки ему лизать, больше ничего не остается.

Загадочный господин наклонился ко псу, сверкнул золотыми ободками глаз и вытащил из правого кармана белый продолговатый сверток. Не снимая коричневых перчаток, размотал бумагу, которой тотчас овладела метель, и отломил кусок колбасы, называемой «Особенная краковская». И псу этот кусок! О, бескорыстная личность. У-у-у-у!

Фить-фить, - посвистал господин и добавил строжайшим голосом: - бери! Шарик, Шарик!

Опять «Шарик»! Окрестили! Да называйте как хотите. За такой исключительный ваш поступок...

Пес мгновенно оборвал кожуру, с всхлипыванием вгрызся в краковскую и сожрал ее в два счета. При этом подавился колбасой и снегом до слез, потому что от жадности едва не заглотал веревочку. Еще, еще лижу вам руку. Целую штаны, мой благодетель!

Будет пока что, - господин говорил так отрывисто, точно командовал. Он наклонился к Шарику, пытливо глянул ему в глаза и неожиданно провел рукой в перчатке интимно и ласково по Шарикову животу.

Ага, - многозначительно молвил он, - ошейника нету, ну, вот и прекрасно, тебя-то мне и надо. Ступай за мной, - он пощелкал пальцами, - фить-фить!

За вами идти? Да на край света, пинайте меня вашими фетровыми ботиками в рыло, я слова не вымолвлю.

По всей Пречистенке сияли фонари. Бок болел нестерпимо, но Шарик временами забывал о нем, поглощенный одною мыслью, как бы не утратить в сутолоке чудесного видения в шубе и чем-нибудь выразить ему любовь и преданность. И раз семь на протяжении Пречистенки до Обухова переулка он ее выразил. Поцеловал в ботик, у Мертвого переулка, расчищая дорогу, диким воем так напугал какую-то даму, что она села на тумбу, раза два подвыл, чтобы поддержать жалость к себе.

Какой-то сволочной, под сибирского деланный, кот-бродяга вынырнул из-за водосточной трубы и, несмотря на вьюгу, учуял краковскую. Пес Шарик свету невзвидел при мысли, что богатый чудак, подбирающий раненых псов в подворотне, чего доброго, и этого вора прихватит с собой, и придется делиться моссельпромовским изделием. Поэтому на кота он так лязгнул зубами, что тот с шипением, похожим на шипение дырявого шланга, взодрался по трубе до второго этажа.

Фр-р-р... гау... вон! Не напасешься Моссельпрома на всякую рвань, шляющуюся по Пречистенке!

Господин оценил преданность и у самой пожарной команды, у окошка, из которого слышалось приятное ворчание валторны, наградил пса вторым куском, поменьше, золотников на пять. Эх, чудак. Это он меня подманивает. Не беспокойтесь, я и сам никуда не уйду. За вами буду двигаться, куда ни прикажете.

Фить-фить-фить, сюда!

В Обухов? Сделайте одолжение. Очень хорошо известен нам этот переулок.

Фить-фить!

Сюда? С удово... Э, нет! Позвольте. Нет! Тут швейцар. А уж хуже этого ничего нет на свете. Во много раз опаснее дворника. Совершенно ненавистная порода. Гаже котов. Живодер в позументе!

Да не бойся ты, иди!


Предварительный просмотр:

Михаил Афанасьевич Булгаков

(1891-1940)

Повесть «Собачье сердце»

Преподаватель: Семенова Ольга Забировна

Группа, специальность: 1М1, 151001 "Технология машиностроения"

Дисциплина: Л итература

Тема: «Своеобразие повести М.А.Булгакова «Собачье сердце»

Тип урока: изучение нового материала

Методы обучения: информационно-развивающий (доклады, аналитическая беседа), творчески воспроизводящий, репродуктивный (выразительное чтение), исследовательский (художественный анализ прозаического произведения), постановка проблемных вопросов.

Форма обучения: фронтальная, индивидуальная

Методы контроля: устный фронтальный и индивидуальный опрос.

Цели урока:

  1. Дидактическая : познакомить студентов с жанровым своеобразием и основными идеями повести М.А.Булгакова «Собачье сердце».

Задачи:

  • Восстановить факты биографии и творческой жизни М.А.Булгакова (повторение);
  • закрепить понятие о сатире;
  • выявить основные идеи повести «Собачье сердце»;
  • показать актуальность произведения М.А.Булгакова, прояснить цели булгаковской сатиры;
  • показать мастерство и гражданское мужество писателя.
  1. Развивающая : формировать навыки познавательного мышления, развивать коммуникативные навыки.

Задачи :

Развивать способность слушать и выделять главное в речи;

Развивать умение работать с информационными источниками;

Развивать способность осознанно воспринимать информацию, высказывать свою точку зрения;

Развивать способность чётко выражать свои мысли;

Развивать способность вступать в диалог и поддерживать нить разговора;

Учить анализировать прочитанное произведение;

Формировать навыки выразительного чтения;

Формировать умение задавать вопросы и отвечать на них.

Воспитательная : воспитывать личностные качества.

Задачи :

Побудить студентов к активности при обсуждении художественных произведений;

Пробудить чувство ответственности за принятие решений;

Формировать творческий подход к делу;

Вызвать уважительное отношение к товарищам.

Междисциплинарные связи : история, обществознание.

Внутрипредметные связи : теория литературы.

Студент должен знать :

  • Текст повести М.А.Булгакова «Собачье сердце»;
  • Биографию М.А.Булгакова;
  • особенности времени, в котором жил и творил М.А.Булгаков (1891-1940);
  • особенности сатирического произведения.

Студент должен уметь :

  • внимательно слушать и выделять главное в тексте;
  • задавать вопросы и отвечать на них;
  • выражать свою точку зрения, делать выводы;
  • анализировать художественное произведение;
  • вступать в диалог и поддерживать нить разговора;
  • выразительно читать текст произведения.

Средства обучения :

  1. Учебно-наглядные пособия: раздаточный материал , портрет писателя.
  2. Вербальные средства:

Литература 11 класс / Под ред. В.В. Агеносова. М.: Дрофа, 1991

Текст повести М.А.Булгакова «Собачье сердце».

время

(мин)

Действия преподавателя

Действия студентов

Методы обучения и контроля

Формы обучения

Формируемый компонент коммуникативной компетенции

Организационный момент

Приветствует студентов, проверяет присутствующих, готовность к уроку

Приветствуют преподавателя, дежурный сообщает об отсутствующих

Целевая установка и мотивация

Сообщает тему урока, значимость темы в контексте учебной дисциплины, ставит цели и задачи.

Слушают, осознают цель и план предстоящей деятельности

Информа-ционный

Фронтальная

Способность слушать, выделять главное в речи.

Повторение (проверка домашнего задания)

Доклады:

1.Интересные факты личной биографии М.А.Булгакова.

2.Судьба литературных произведений М.А.Булгакова.

Слушает и дополняет сообщения, активизирует деятельность студентов.

Выступают с докладами, внимательно слушают друг друга, дополняют ответы, формулируют и задают вопросы.

Информа-ционный, творчески-воспроизводящий.

Способность выстроить план своего выступления, способность правильно формулировать вопросы, давать ответы на них, способность чётко выразить свои мысли.

Работа по теме урока

Беседа о литературном жанре сатиры.

Задаёт вопросы, корректирует ответы, проверяет закрепление понятия «сатира»

Отвечают на вопросы, делают записи в тетрадях, закрепляют понятие о сатире.

Проблемно-поисковый, репродуктивный.

Фрон-тальная

Способность работать с информационным источником, способность выделять главное.

Записывают их в тетради.

Информа-ционный, проблемно-поисковый.

Фрон-тальная, индиви-дуальная

4.2.1

Определение основных мотивов повести

1.Какой главный мотив лежит в основе повести? Каковы его истоки?

2.Какие ассоциации вызвали сюжет и герои повести?

Отвечают на вопросы, анализируют произведение, делают выводы,

Записывают их в тетради.

Проблемно-поисковый

Фрон-тальная

индиви-дуальная

Способность давать ответы на поставленные вопросы, обосновывать свои высказывания, способность вступать в диалог и поддерживать нить разговора.

4.2.2

Соотнесение сказочности и фантастики с действительностью.

Организует работу, задаёт вопросы:

1.Назовите приметы времени 20-30-х г.г. 20 века, нашедшие своё отражение в повести.

Отвечают на вопросы, анализируют произведение, делают выводы,

Записывают их в тетради.

Информа-ционный

Проблемно-поисковый

Фрон-тальная

индиви-дуальная

4.2.3

История собаки.

Организует работу, задаёт вопросы:

1.Расскажите, опираясь на текст, о превращении собаки в человека.

2.Как изменяется поведение пса на протяжении повести?

Записывают их в тетради.

Информа-ционный

Проблемно-поисковый

Фрон-тальная, индиви-дуальная

Способность давать ответы на поставленные вопросы, обосновывать свои высказывания, способность вступать в диалог и поддерживать нить разговора

4.2.4

Кто виноват в том, что Шарик «зарвался»?

Образы профессора Преображенского и Швондера.

Организует работу, задаёт вопросы:

1.Кто виноват в том, что из хорошего пса получился ужасный получеловек-полусобака?

2.Кто ещё мог быть виновен в том. что Шариков вёл себя безобразно?

Отвечают на вопросы, анализируют произведение. Зачитывают отрывки из повести, делают выводы,

Записывают их в тетради.

Информа-ционный

Проблемно-поисковый

Фрон-тальная, индиви-дуальная

Способность давать ответы на поставленные вопросы, обосновывать свои высказывания, способность вступать в диалог и поддерживать нить разговора

4.2.5

Роль художественных приёмов, используемых в повести.

Направляет работу, задаёт вопросы, корректирует ответы, делает выводы.

Отвечают на вопросы, анализируют произведение, делают выводы,

Записывают их в тетради.

Информа-ционный

Проблемно-поисковый

Фрон-тальная, индиви-дуальная

Спосоность давать ответы на поставленные вопросы, чётко выразить свои мысли.

Подведение итогов занятия, выдача домашнего задания.

Делает краткое обобщение по теме урока,

комментирует оценки знаний и умений студентов, выдаёт домашнее задание.

Внимательно слушают и анализируют информацию. Записывают домашнее задание.

Информа-ционный

Фрон-тальная

Способность слушать и выделять главное.

к теме: «Своеобразие повести М.А.Булгакова «Собачье сердце»

Сатира – человек Предметом сатиры служат пороки Источник сатиры

Виды сатиры.

Ирония –

Юмор –

Сарказм –

Средства сатиры:

  1. гиперболизм, гротескность;

Раздаточный материал к уроку литературы

к теме: «М.А.Булгаков. Повесть «Собачье сердце»

Сатира и предмет её изображения

Сатира – вид комического, эстетическая категория, единственным предметом которой является человек (человекоподобное в животных и т.д.). Предметом сатиры служат пороки . Она отличается отрицательным, изобличающим тоном оценки. Несовершенство противопоставляется идеалу через антиидеал. Источник сатиры – противоречие между общечеловеческими ценностями и действительностью жизни.

Виды сатиры.

Ирония – смешное скрывается под маской серьёзного.

Юмор – серьёзное скрывается под маской смешного.

Сарказм – высшая степень иронии, едкая, язвительная насмешка.

Средства сатиры:

  1. гиперболизм, гротескность;
  2. несоответствие между определением предмета и его действительным состоянием;
  3. контраст между тем, чем должен заниматься человек, и тем, что он делает.

Ход урока

  1. Преподаватель и студенты приветствуют друг друга. Дежурный сообщает об отсутствующих.
  2. Тема нашего занятия: «Своеобразие повести Михаила Афанасьевича Булгакова «Собачье сердце». Нам предстоит выявить жанровое своеобразие и основные идеи повести.
  3. Чтобы лучше понять повесть М.А.Булгакова, восстановим в памяти факты биографии и творческой жизни писателя. Студент 1 подготовил доклад об интересных фактах личной биографии автора. Остальные студенты должны внимательно слушать его сообщение и подготовить не менее трёх вопросов, предварительно сформулировав и записав их в тетради.

Студент 2 подготовил доклад о судьбе литературных произведений М.А.Булгакова. Остальные студенты должны внимательно слушать его сообщение и подготовить не менее трёх вопросов, предварительно сформулировав и записав их в тетради.

  1. Студенты предварительно должны были прочитать повесть «Собачье сердце». К какому жанру литературы относится это произведение?

Вспомните русских и советских писателей, чьи произведения можно назвать сатирическими? (Крылов, Грибоедов, любимый Булгаковым Гоголь, Салтыков-Щедрин, Чехов, Маяковский, Зощенко, Аверченко, Ильф и Петров, Евгений Шварц, сатирические эпиграммы Пушкина – на Воронцова «Полумилорд, полукупец…»)

Вспомним, что такое сатира и каков предмет её изображения.

Сатира и предмет её изображения

Сатира – вид комического, эстетическая категория, единственным предметом которой является человек (человекоподобное в животных и т.д.). Предметом сатиры служат пороки . Она отличается отрицательным, изобличающим тоном оценки. Несовершенство противопоставляется идеалу через антиидеал. Источник сатиры – противоречие между общечеловеческими ценностями и действительностью жизни.

Виды сатиры.

Ирония – смешное скрывается под маской серьёзного.

Юмор – серьёзное скрывается под маской смешного.

Сарказм – высшая степень иронии, едкая, язвительная насмешка.

Средства сатиры:

1)гиперболизм, гротескность;

  1. несоответствие между определением предмета и его действительным состоянием;
  2. контраст между тем, чем должен заниматься человек, и тем, что он делает.

Студенты записывают выводы в тетрадь (раздаточный материал).

В повести «Собачье сердце» Булгаков поднимается на высшую ступень сатирической фантастики. Если сатира констатирует, то сатирическая фантастика предупреждает общество о грядущих опасностях и катаклизмах. О чём же предупреждал в своей повести Булгаков? Обратимся к этому вопросу в конце урока ещё раз.

  1. Анализ повести М.А.Булгакова «Собачье сердце»

5.1 Определение основных мотивов повести

Какой главный мотив лежит в основе повести? Каковы его истоки?

В основе повести лежит мотив превращения, мотив оборотничества. Это почти сказочная история о том, как добрый бродячий пёс превратился в злобное человекоподобное существо.

Какие ещё ассоциации вызвали сюжет и герои повести?

Профессор Преображенский выступает в качестве волшебника, колдуна, превратившего собаку в человека. Надо сказать, что пациенты профессора воспринимали его как волшебника, хотя говорилось это иносказательно. Ведь Преображенский занимался омолаживанием людей, имеющих власть и деньги. Это защищало его от произвола домкома.

Отметим, что фамилия профессора говорит о его даре преображать. Это церковная по происхождению фамилия. Действие повести начинается под рождество и заканчивается весной, на Пасху. В этом явные реминисценции из Библии. Булгаков вырос в семье профессора духовной академии, рассматривать эти реминисценции как кощунство, видимо не следует. Скорее это сатира, пародия на претензии человека вмешиваться в то, что подвластно лишь Богу.

Вывод: В основе повести лежит мотив превращения, мотив оборотничества. Э то сатира, пародия на претензии человека вмешиваться в то, что подвластно лишь Богу

5.2. Соотнесение сказочности и фантастики с действительностью.

Несмотря на то, что в повести много сказочного, не будем забывать, что это сатира. Следовательно, в повести встречаются параллели с реальной жизнью 20-30-х годов 20 века.

Назовите приметы этого времени, нашедшие своё отражение в повести.

Если это и сказка, то в ней не только намёк, но и много реальных примет времени. Это бесхозяйственность, разгильдяйство, разруха, которая прежде всего «не в клозетах, а в головах»; это давление на интеллигенцию (вспомним как пытались « уплотнить» профессора Преображенского – ему удалось противостоять насилию благодаря своему авторитету знаменитого врача, благодаря своим высокопоставленным пациентам, но других-то « уплотнили»);

это советские газеты (других нет), которые профессор не рекомендует читать; безработица, засилье хамства…)

Примеры из текста.

  1. Пёс сочувствует бедной барышне – машинистке, замёрзшей, «бегущей в подворотню в любовниковых фильдепёрсовых чулках. «Ей и на кинематограф не хватает, на службе с неё вычли, тухлятиной в столовой накормили, да половину её столовских сорока копеек завхоз украл…». В своих мыслях-представлениях Шарик противопоставляет бедной девушке образ торжествующего хама – нового хозяина жизни: «Я теперь председатель, и сколько не накраду – всё на женское тело, на раковые шейки, на Абрау-Дюрсо».
  2. Пациенты профессора (сарказм в отношении процветающих нэпманов).
  3. Представители жилищного товарищества, домкома (юноша, похожий на девушку).

Студенты записывают в тетрадь вывод: «приметы времени, нашедшие своё отражение в повести:

бесхозяйственность, разгильдяйство, разруха;

это давление на интеллигенцию;

это советские газеты;

Безработица, засилье хамства…

5.3. История собаки.

Как изменяется поведение безродного пса Шарика?

Расскажите, опираясь на текст, о превращении собаки в человека и о превращении «милейшего пса» в «мразь».

Студент 3 отвечает.

Как изменяется поведение пса на протяжении повести?

Студент 4 отвечает:

Шарик, чуть не околевший от голода и холода, готов был обменять свою свободу на кусок колбасы. Он был счастлив, попав в тёплый дом, и готов на всё, чтобы в нём остаться. После операции он становится всё более уверенным, всё больше наглеет – в нём сидит трижды судимый алкоголик и бездельник Клим Чугункин. Этому существу покровительствует председатель домкома Швондер, который выправил ему «бумаги», дал право на прописку и устроил на работу в качестве заведующего подотделом очистки города от бродячих котов. Заметим, что само название этой должности, поднимающей самомнение Шарикова, претенциозно и нелепо.

Недавний пёс приводит на «площадь» профессора барышню, пишет донос на профессора, пытается вести себя по-хозяйски. Распоряжаясь как у себя дома.

Студент 5 отвечает.

Основа повествования – внутренний монолог Шарика, вечно голодного, горемычного уличного пса. Он очень не глуп, по-своему оценивает жизнь улицы, быт, нравы, характеры Москвы времён НЭПа с её многочисленными магазинами, чайными, трактирами.

Весь продрогший, голодный пёс, к тому же ошпаренный, наблюдает жизнь улицы, делает умозаключения: «Дворники из всех пролетариев самая гнусная мразь». «Повар попадается разный. Например, - покойный Влас с Пречистенки. Скольким жизнь спас».

Полиграф Полиграфович Шариков, человек с собачьим нравом, основой которого был люмпен-пролетарий Клим Чугункин, чувствует себя хозяином жизни, он нагл, чванлив, агрессивен.

Вывод: «Эксперимент профессора Преображенского по превращению собаки в человека не удался. Милый бездомный пёс превратился в ужасное человекоподобное существо, готовое погубить своего хозяина».

5.4. Кто виноват в том, что Шарик «зарвался»? Образы профессора Преображенского и Швондера.

Как вы думаете, кто виноват в том, что из хорошего пса получился ужасный получеловек-полусобака?

Студент 6 отвечает.

Я считаю, что это профессор Филипп Филиппович Преображенский. Он решил создать нового человека, пересадив собаке часть человеческого мозга, тем самым вмешавшись в законы природы. И донора он выбрал не совсем подходящего. Профессор пересаживает псу Шарику человеческий гипофиз от скончавшегося за несколько часов до операции мужчины 28 лет.

Человек этот – Клим Петрович Чугункин, судился три раза. «Профессия – игра на балалайке по трактирам. Маленького роста. Плохо сложен. Печень расширена (алкоголь). Причина смерти – удар ножом в сердце в пивной».

В результате сложнейшей операции появилось безобразное примитивное существо – нелюдь, целиком унаследовавшее «пролетарскую» сущность своего предка. Первые произнесённые им слова были ругань, первое отчётливое слово: «буржуи».

Есть ли другие мнения? Кто ещё мог быть виновен в том, что Шариков вёл себя безобразно?

Студент 7 отвечает.

Председатель домкома Швондер несёт не меньшую ответственность, чем профессор за человекообразного монстра. Швондер поддержал социальный статус Шарикова, вооружил его идейной фразой, он его идеолог, его «духовный пастырь». Он снабжает Шарикова «научной» социалистической литературой, даёт тому на изучение переписку Энгельса с Каутским, помогает сделать документы, устраивает на работу, подводит к мысли написать донос на профессора.

Вывод: « Превратить собаку в человека, очеловечить зверя – это та же безуспешная и рискованная операция, которую проделала революция, вырвав человека из духовного и политического рабства и объявив его хозяином жизни . Профессор, сам того не желая, взывает к жизни силы зла, которые едва не губят его самого. Он несёт ответственность за своё вмешательство в природу, в то. Что вовсе не находится в его ведомстве. Слишком интеллигентный профессор лишь с помощью своего ассистента Борменталя сумел справиться с распоясавшимся «новым человеком».

Председатель домкома Швондер подобен сказочному злому гному. Он придаёт Шарикову социальный статус, даёт бывшему псу права. Это он делает не из человеколюбия, а лишь для того, чтобы показать свою власть, покомандовать над интеллигенцией. Для этого он провоцирует Шарикова, натравливает его на профессора, «спускает собаку». Это приём реализации метафоры: фразеологизм приобретает буквальное значение.

5.5. Роль художественных приёмов используемых в повести.

Какие художественные приёмы, кроме метафоры, вы увидели в повести «Собачье сердце»?

Студент 8 отвечает.

Булгаков применяет соотнесение совершенно несхожих ситуаций: Преображение Господне – операция по пересадке половых желёз. Соотносятся и последствия ситуаций: просветление – усиление тёмного, злого, агрессивного начала. Этот приём подчеркивает абсурдность происходящего, абсурдность общества.

Студент 9 отвечает .

Писатель использует контрастные детали. С одной стороны, это лампа под зелёным абажуром, чучело совы – символа мудрости, книги в застеклённых шкафах – детали, создающие впечатление спокойствия, уюта, условий для интеллектуального труда.

С другой стороны – вторгшиеся в этот мир хамство, пьянство, запах кошек, ловля блох. Контрастные детали усиливают противопоставление двух образов жизни.

Вывод: «Булгаков использует в своей повести художественные приёмы (метафору, соотнесение несхожих ситуаций, контрастные детали) чтобы показать правду жизни через сатиру.

6.Подведение итогов занятия.

Критик Леопольд Авербах утверждал, что фантастические повести Булгакова – «Злая сатира на советскую страну, откровенное издевательство над ней, прямая враждебность».

Ответ: Булгаков не считал себя противником нового, считал, что помогает ему, помогает правдой. Другое дело, что новой власти такая правда была не нужна. Даже опасна.

А теперь давайте ответим на вопрос, о чём же предупреждал Булгаков в своей повести «Собачье сердце»?

Речь здесь идёт о трагическом несоответствии достижений науки – стремлении человека изменить мир – и его противоречивой, несовершенной сущности, неспособности предвидеть будущее. Здесь Булгаков воплощает свою убеждённость в предпочтительности нормальной эволюции перед насильственным, революционным методом вторжения в жизнь, об ответственности учёного и страшной разрушительной силе самодовольного агрессивного невежества.

Актуальны ли эти темы в наше время?

Эти темы вечны и они не утратили своего значения и теперь. Например, проблема клонирования человека.

Что вы можете сказать о Булгакове как о человеке?

Это смелый человек, ставивший правду жизни выше самой жизни. И во времена, когда расстрелять могли за одно слово, он не побоялся писать произведения, в каждой строчке которых подвергались сомнению основы современного ему общества.

Начиная свои рассуждения о профессоре Преображенском, герое произведения «Собачье сердце», хотелось бы немного остановиться на некоторых фактах биографии автора - Булгакова Михаила Афанасьевича (15.05.1891 г. Киев - 10.03.1940 г., Москва), русского писателя, театрального драматурга и режиссера. Все это для того, чтобы провести некоторые параллели, которые будут во многом объединять автора и его воображаемого героя.

Немного о биографии автора

Булгаков появился на свет в семье доцента Киевской духовной академии, но сам в скором времени стал учеником медицинского факультета Киевского университета. В Первую мировую он работал прифронтовым врачом. Весной 1918 года он вернулся в Киев, где практиковал как частный врач-венеролог. В гражданскую войну 1919 года Булгаков - военный врач Украинской военной армии, потом Вооруженных сил юга России, Красного креста, Добровольческой армии и т. д. Заболев тифом в 1920 году, он лечился во Владикавказе, и после в нем проснулся писательский талант. Своему двоюродному брату он напишет, что, наконец-то он понял: его дело - писать.

Прототип профессора Преображенского

С прототипом главного героя действительно можно сравнить Булгакова, слишком уж много у них общего. Однако принято считать, что Преображенский (профессор) как образ был списан с дяди Михаила Афанасьевича - знаменитого врача Москвы, гинеколога

В 1926 году ОГПУ провело обыск у писателя, и в результате были изъяты рукописи «Собачьего сердца» и дневник.

Эта повесть была опасна для писателя тем, что она стала сатирой на советскую власть 20-30-х годов. Новоиспеченный класс пролетариата здесь представляют герои типа Швондеров и Шариковых, которые абсолютно далеки от ценностей уничтоженной царской России.

Им всем противопоставлен профессор Преображенский, цитаты которого заслуживают отдельного внимания. Этот хирург и ученый, представляющий собой светило российской науки, появляется впервые в тот момент, когда в повести пес, будущий Шариков, издыхает в городской подворотне - голодный и холодный, с обожженным боком. Профессор появляется в самые мучительные часы для собаки. Мысли пса "озвучивают" Преображенского как господина культурного, с интеллигентной бородкой и усами, как у французских рыцарей.

Эксперимент

Главное дело профессора Преображенского - лечить людей, искать новые пути достижения долголетия и действенные средства омоложения. Конечно же, как и всякий ученый, он не мог жить без экспериментов. Пса он подбирает, а заодно в голове врача рождается план: он решает провести операцию по пересадке гипофиза. Этот эксперимент на собаке он делает в надежде найти действенный метод для обретения «второй молодости». Однако последствия операции оказались неожиданными.

На протяжении нескольких недель собака, которой дали кличку Шарик, становится человеком и получает документы на фамилию Шариков. Профессор Преображенский и его ассистент Борменталь пытаются привить ему достойные и благородные человеческие манеры. Однако их «воспитание» не приносит никаких видимых результатов.

Превращение в человека

Преображенский высказывает ассистенту Ивану Арнольдовичу Борменталю свое мнение: необходимо понимать весь ужас, состоящий в том, что у Шарикова уже не собачье сердце, а человеческое, причем "самое паршивое из всех существующих в природе".

Булгаков создал пародию на социалистическую революцию, описал столкновении двух классов, в которых Филипп Филиппович Преображенский - профессор и интеллигент, а рабочий класс - Шариков и ему подобные.

Профессор, как настоящий дворянин, привыкший к роскоши, живущий в 7-комнатной квартире и каждый день употребляющий в пищу разные деликатесы типа семги, угрей, индейки, ростбифов, и запивающий все это коньяком, водкой и вином, вдруг попал в неожиданную ситуацию. В его спокойную и соразмеренную аристократическую жизнь врываются необузданные и наглые Шариковы и Швондеры.

Домком

Швондер - это отдельный экземпляр пролетарского класса, он и его компания составляют домовой комитет в доме, где обитает Преображенский - профессор-экспериментатор. Они, впрочем, не на шутку взялись воевать с ним. Но тот тоже не так прост, монолог профессора Преображенского про разруху в головах говорит о том, что пролетариат и его интересы ему просто ненавистны, и пока у него есть возможность посвящать себя своему любимому делу (науке), ему будут безразличны мелкие мошенники и жулики вроде Швондера.

Но вот со своим домочадцем Шариковым он вступает в серьезную борьбу. Если Швондер давит чисто внешне, то от Шарикова так просто не открестишься, ведь это именно он - продукт его научной деятельности и порождение неудачного эксперимента. Шариков вносит в его дом такую смуту и разруху, что за две недели профессор испытал больше стрессов, чем за все свои прожитые годы.

Образ

Однако образ профессора Преображенского весьма любопытен. Нет, он отнюдь не воплощенная добродетель. У него так же, как и у любого человека, есть свои недостатки, он - довольно эгоистичная, самовлюбленная, тщеславная, но живая и настоящая личность. Преображенский стал образом настоящего интеллигента, в одиночку сражающегося с разрухой, которую несет поколение Шариковых. Разве этот факт не достоин симпатии, уважения и сочувствия?

Время революции

Повесть «Собачье сердце» показывает действительность 20-х годов двадцатого столетия. Описаны грязные улицы, где повсюду развешаны вывески с обещаниями светлого будущего людям. Еще более гнетущее настроение вызывает плохая, холодная ненастная погода и бездомный образ собаки, которая, как и большинство советских людей новой строящейся страны, буквально выживает и находится в постоянном поиске тепла и еды.

Вот в этом хаосе и появляется один из немногих выживших в период опасного и сложного времени интеллигентов Преображенский - профессор-аристократ. Персонаж Шариков, еще в своем собачьем теле, оценил его по своему: что он «ест обильно и не ворует, не будет пинать ногой, и сам никого не боится, потому что всегда сыт».

Две стороны

Образ Преображенского - как луч света, как островок стабильности, сытости и благополучия в жуткой действительности послевоенных лет. Он в действительности приятен. Но многим не нравится человек, у которого, в общем-то, все дела идут хорошо, но которому мало иметь семь комнат, - он хочет еще одну, восьмую, чтобы сделать в ней библиотеку.

Однако домком начал усиленную борьбу против профессора и пожелал отобрать у него его квартиру. В конце все-таки пролетариям не удалось навредить профессору, и поэтому читателя этот факт не мог не обрадовать.

Но это только одна сторона медали жизни Преображенского, а если глубже вникнуть в суть дела, то можно увидеть не слишком привлекательную картину. То благосостояние, которым обладает главный герой Булгакова, профессор Преображенский, ему, надо сказать, тоже не упало вдруг на голову и не перешло по наследству от богатых родственников. Свое богатство он сам нажил. А теперь он обслуживает людей, которые получили власть в свои руки, ведь сейчас наступило их время пользоваться всеми благами.

Очень интересные вещи озвучивает один из клиентов Преображенского: «Сколько ни краду, все идет на женское тело, шампанское «Абрау-Дюрсо» и раковые шейки»». Но профессор, несмотря на всю свою высокую нравственность, интеллигентность и чувствительность, не пытается вразумить пациента своего, перевоспитать или высказать неудовольствие. Он понимает, что ему необходимы деньги, чтобы поддерживать свой привычный образ жизни без нужды: со всей необходимой прислугой в доме, со столом, наполненным всякими яствами типа колбасы не из «Моссельпрома» или икры, намазанной на хрустящий свежий хлеб.

В произведении профессор Преображенский собачье сердце использует для своего эксперимента. Не из-за любви к животным он подбирает измученного пса, чтобы накормить или обогреть, а потому что у него в голове, как ему кажется, зародился гениальный, но чудовищный план насчет него. И дальше подробно описывается в книге эта операция, которая вызывает только неприятные эмоции. В результате операции по омоложению у профессора в руках оказывается «новородившийся» человек. Вот поэтому не зря Булгаков дает говорящую фамилию и статус своему герою - Преображенский, профессор, который вживляет попавшей к нему собаке мозжечок вора-рецидивиста Климки. Это дало свои плоды, таких побочных эффектов профессор не ожидал.

Фразы профессора Преображенского содержат мысли о воспитании, которое, по его мнению, могло бы из Шарикова сделать более или менее приемлемого члена социального общества. Но шансов Шарикову не дали. У Преображенского детей не было, и азами педагогики он не владел. Возможно, поэтому и эксперимент его не пошел в нужном русле.

И мало кто обращает внимание на слова Шарикова о том, что его, как бедное животное, ухватили, исполосовали и теперь гнушаются, а он, между прочим, своего разрешения на операцию не давал и может предъявить иск. И, что самое интересное, никто не замечает стоящей за его словами правды.

Учитель и воспитатель

Преображенский стал первым учителем словесности для Шарикова, хотя он и понимал, что научить говорить - это совсем не значит стать полноценным человеком. Он хотел сделать из зверя высокоразвитую личность. Ведь сам профессор в книге - эталон образованности и высокой культуры и сторонник старых, дореволюционных нравов. Он очень четко определил свою позицию, говоря о наступившей разрухе и неспособности пролетариата с ней справиться. Профессор считает, что людей нужно в первую очередь учить самой элементарной культуре, он уверен, что, используя грубую силу, в мире нечего невозможно добиться. Он осознает, что создал существо с мертвой душой, и находит единственный выход: сделать обратную операцию, так как его воспитательные методы на Шарикова не подействовали, ведь он в разговоре со служанкой Зиной отметил: "Никого драть нельзя... На человека и на животное можно действовать только внушением".

А вот навыки демагогии, как оказалось, усваиваются намного легче и быстрее, чем навыки созидательной деятельности. И Швондер преуспевает в воспитании Шарикова. Он не учит его грамматике и математике, а начинает сразу с переписки Энгельса с Каутским, в результате чего Шариков со своей низкой ступенью развития, несмотря на всю сложность темы, от которой у него "голова опухла", пришел к выводу: «Взять все и поделить!» Вот эта идея социальной справедливости была понята лучше всего народной властью и новоиспеченным гражданином Шариковым.

Профессор Преображенский: «Разруха в головах»

Надо отметить, что «Собачье сердце» со всех сторон показывает всю абсурдность и безумие нового устройства общества, возникшего после 1917 года. Это хорошо понимал профессор Преображенский. Цитаты персонажа о разрухе в головах уникальны. Он говорит, что если врач вместо того, чтобы проводить операции, начнет петь хором, у него настанет разруха. Если он станет мочиться мимо унитаза, и это будет делать вся его прислуга, то и в уборной начнется разруха. Следовательно, разруха - не в клозетах, а в головах.

Известные цитаты Профессора Преображенского

Вообще, книга «Собачье сердце» - это настоящий цитатник. Основные и яркие выражения профессора были описаны в тексте выше, но есть еще несколько, которые тоже заслуживают внимания читателя и для разных размышлений будут интересны.

- «Успевает всюду тот, кто никуда не торопится».

- «Почему убрали ковер с парадной лестницы? Что, Карл Маркс запрещает держать на лестнице ковры?»

- «Человечество само заботится об этом и в эволюционном порядке каждый год упорно из массы всякой мрази создает десятками выдающихся гениев, украшающих земной шар».

- "Что такое эта ваша разруха? Старуха с клюкой? Ведьма, которая выбила все стекла, потушила все лампы?"

Проблематика "Собачьего сердца" позволяет в полной мере исследовать суть творчества знаменитого советского писателя Михаила Булгакова. Повесть была написана в 1925 году. Почему она считается одним из ключевых произведений отечественной литературы начала XX века, попробуем разобраться вместе.

Дерзкая повесть

Проблематикой "Собачьего сердца" проникались все, кому на глаза попадалось это произведение. Его первоначальным названием было "Собачье сердце. Чудовищная история". Но затем автор решил, что вторая часть только утяжеляет заголовок.

Первыми слушателями повести стали друзья и знакомые Булгакова, которые собрались на Никитинском субботнике. Повесть произвела большое впечатление. Все ее оживленно обсуждали, отмечая ее дерзость. Проблематика повести "Собачье сердце" стала одной из самых обсуждаемых тем на ближайшие месяцы среди столичного образованного общества. В результате слухи о ней дошли и до правоохранительных органов. В доме Булгакова провели обыск, рукопись конфисковали. Она так и не вышла в свет при его жизни, будучи опубликованной только в годы перестройки.

И это можно понять. Ведь отражала основные проблемы советского общества, которые проявились практически сразу после победы Октябрьской революции. Ведь, по сути, Булгаков сравнил власть с собакой, которая превращается в эгоистичного и мерзкого человека.

Анализируя проблематику "Собачьего сердца", можно изучить, какой была культурная и историческая ситуация в России после В повести отражены все беды, с которыми пришлось столкнуться советским людям в первой половине 20-х годов.

В центре повествования - научный эксперимент, который проводит Он пересаживает собаке человеческий гипофиз. Результаты превосходят все ожидания. За несколько дней собака превращается в человека.

Это произведение стало откликом Булгакова на события, происходящие в стране. Научный эксперимент, который он изобразил, - яркая и точная картина пролетарской революции и ее последствий.

В повести автор ставит перед читателем много важных вопросов. Как революция соотносится с эволюцией, какова природа новой власти и будущее интеллигенции? Но Булгаков не ограничивается только общеполитическими темами. Его также волнует проблема старой и новой морали и нравственности. Ему важно выяснить, какая из них человечнее.

Противопоставление слоев общества

Проблематика повести "Собачье сердце" Булгакова во многом заключается в противопоставлении различных слоев общества, пропасть между которыми в те времена ощущалась особенно остро. Интеллигенцию олицетворяет профессор, светило науки Филипп Филиппович Преображенский. Представителем "нового" человека, рожденного революцией, является домоуправ Швондер, а позже и Шариков, влияние на которого оказывают речи его нового друга и пропагандистская коммунистическая литература.

Помощник Преображенского, доктор Борменталь, называет того творцом, но сам автор явно придерживается другого мнения. Он не готов восхищаться профессором.

Законы эволюции

Основная претензия заключается в том, что Преображенский посягнул на основные законы эволюции, примерил на себя роль Бога. Он создает человека своими руками, проводя, по сути, чудовищный эксперимент. Тут Булгаков делает отсылку к своему первоначальному заголовку.

Стоит отметить, что именно как эксперимент Булгаков воспринимал все, что происходило тогда в стране. Причем эксперимент грандиозный по масштабам и в то же время опасный. Главное, в чем автор отказывает Преображенскому, - это в моральном праве творца. Ведь наделив доброго бездомного пса человеческими повадками, Преображенский сделал из Шарикова воплощение всего того ужасного, что было в людях. Имел ли профессор на это право? Этим вопросом можно охарактеризовать проблематику "Собачьего сердца" Булгакова.

Отсылки к фантастике

В повести Булгакова переплетается множество жанров. Но самыми очевидными являются отсылки к фантастике. Именно они составляют ключевую художественную особенность произведения. В результате реализм доводится до полнейшего абсурда.

Один из главных тезисов автора - невозможность насильного переустройства общества. Тем более такого кардинального. История показывает, что во многом он оказался прав. Ошибки, допущенные большевиками, сегодня составляют основу учебников истории, посвященных тому периоду.

Ставший человеком Шарик олицетворяет собой среднестатистического персонажа той эпохи. Главное в его жизни - классовая ненависть к врагам. То есть пролетарии на дух не переносят буржуа. Со временем эта ненависть распространяется на богатых, а затем и на образованных людей и обычных интеллигентов. Оказывается, что основа нового мира - ко всему старому. Очевидно, что мир, основанный на ненависти, не имел будущего.

Рабы у власти

Булгаков пытается донести свою позицию - у власти оказались рабы. Именно об этом "Собачье сердце". Проблематика состоит в том, что право управлять они получили прежде чем хотя бы минимальное образование и представление о культуре. В таких людях просыпаются самые темные инстинкты, как в Шарикове. Человечество оказывается перед ними бессильно.

Среди художественных особенностей этого произведения необходимо отметить многочисленные ассоциации и отсылки к отечественной и зарубежной классике. Ключ к произведению можно получить, если проанализировать экспозицию повести.

Элементы, которые мы встречаем в завязке "Собачьего сердца" (вьюга, зимняя стужа, бродячая собака), отсылают нас к поэме Блока "Двенадцать".

Важную роль играет такая малозначительная деталь, как воротник. У Блока в воротнике прячет свой нос буржуй, а у Булгакова именно по воротнику бездомный пес определяет статус Преображенского, понимая, что перед ним - благодетель, а не голодный пролетарий.

В общем, можно сделать вывод, что "Собачье сердце" - выдающееся произведение Булгакова, которое играет ключевую роль как в его творчестве, так и во всей отечественной литературе. В первую очередь по идейному замыслу. Но высокой оценки достойны и его художественные особенности, и та проблематика, которая поднимается в повести.

Несмотря на то, что в центре повести исследования учёных, большое место в нём занимают нравственные проблемы: каким нужно быть человеком.Одна из центральных проблем — проблема духовности и бездуховности в обществе.Преображенский привлекает своей добротой, порядочностью, верностью делу, стремлением пытаться понять другого, помочь ему исправится. Так он, видя, как ужасен Полиграф — его «детище», всячески пытается приучить его к законам человеческой жизни, воспитать в нём порядочность, культуру, ответственность. Он не позволяет себе грубить ему, чего не скажешь о Борментале — несдержанном человеке.Преображенский – высоконравственный человек. Его возмущают перемены, происходящие в обществе. Он считает, что каждый должен хорошо заниматься своим делом. « Когда он (пролетарий) вылупит из себя всякие галлюцинации и займется чисткой сараев – прямым своим делом, – разруха исчезнет сама собой» , – считает профессор.

Как омерзителен Шариков . Ему передались все черты человека, чей гипофиз был пересажен,- то есть Клима Чугункика - грубияна, пьяницы, дебошира, убитого в пьяной драке.

Шариков грубый, наглый, самонадеянный, чувствует себя хозяином жизни, ведь принадлежит к представителям простого народа, который у власти, чувствует поддержку со стороны представителей власти. Он быстро освоился в данной обстановке, чтобы извлекать пользу буквально из всего.

Главная его цель — выбиться в люди, добиться нужного положения. Он не собирается этого делать, меняясь нравственно, развиваясь, самосовершенствоваясь. Ему не нужны знания. Он считает, что достаточно надеть галстук ядовитого цвета, лакированные ботинки — и ты уже имеешь презентабельный вид, хотя при этом весь костюм грязен и неопрятен. И книга, которую ему рекомендует читать Швондер- переписка Энгельса с Каутским, по мнению автора, не поможет ему стать умнее.

И что самое страшное — он добивается своей цели: при помощи управляющего Швондера он прописывается в квартире Пеображенского, даже пытается привести жену в дом, находит работу (и пусть она грязная- ловит бродячих собак, но и здесь он хоть небольшой, но начальник).

Шариков, получив должность, преобразился, став похожим на всех представителей власти. Кожаная куртка, как символ принадлежности к власти, есть теперь и у него. Ездит он на служебной машине.

Так что не важно, какой человек нравственно. Главное — он пролетариат, поэтому власть, закон на его стороне. Именно это и критикует автор, показывая беспредел, который был характерен для страны в период правления Сталина.

Когда власть в руках таких людей, как Шариков, страшно становится жить. В доме Преображенского не стало покоя: ругань, пьянка, бреньканье на балалайке, приставание к женщинам. Так благие намерения профессора закончились кошмаром, который он сам же и стал исправлять.

Не вызывает уважения и другой герой- Швондер . Выбранный главой домкома, он старается добросовестно выполнять свои обязанности. Это общественное лицо, один из «товарищей».Он ненавидит классовых врагов, которыми, по его мнению, являются Преображенский и Борменталь, разговаривает с профессором со «спокойным злорадством «. И когда Филипп Филиппович невольно вышел из себя, «голубая радость разлилась по лицу Швондера».

Подводя итог , необходимо отметить, что человек должен оставаться человеком, какой бы пост он ни занимал, какой бы деятельности ни посвятил себя. Дома, на службе, в отношениях с людьми, тем более с теми, кто окружает человека, должны быть основными законы нравственности. Только тогда можно надеяться и на позитивные преобразования общества в целом.

Нравственные законы незыблемы, и их нарушение может привести к страшным последствиям. Каждый в ответе за свои дела, за все результаты своей деятельности.

К таким выводам приходят читатели повести.