Человеческое общество и природные сообщества. У истоков рода человеческого

Тема 2. У истоков рода человеческого

Тип урока

урок-путешествие

Цель урока

сформировать системное представления класса об особенностях первобытного общества, дать ответ на вопрос: "С чего началась история человека?"

Задачи урока

    очертить исторические рамки Древнего мира

    дать понятие о термине "исторические источники" и об основных их видах

    развить воображение учеников

    научить класс черпать информацию из видеоматериалов

    научиться правильно исчислять историческое время

План урока

    Приветствие и мотивация

    Изучение нового материала

    Закрепление выученного материала

    Домашнее задание

    Заключение: вопросы, ответы, обсуждения

Ожидаемые результаты

После этого урока ученики смогут:

Называть хронологические рамки истории Древнего мира, основные виды исторических источников;

Правильно применять отсчет времени до н.э. и н.э.;

Объяснять понятия: «древний мир», «исторический источник», «цивилизация»;

Приводить примеры исторических источников, цивилизаций;

Высказывать суждения относительно значения древней истории в истории человечества.

Оборудование

  • иллюстрации к теме

    видеопроектор

    презентация на тему "Исторические источники"

Ход урока

Приветствие и мотивация

Прием 1. Приветствие и объявление темы.

Также учитель с помощью проектора демонстрирует презентацию на тему "Исторические источники", дает пояснения и отвечает на вопросы. Презентация должна раскрывать роль исторических источников в формировании исторической науки и развитии цивилизации.

Прием 2. Проверка отсутствующих.

Изучение нового материала

Лишь недавно отступили на север ледники. После них остались нагромождение валунов, "потрепанные", раздолбанные стихией, скалы. У подножия одной из скал, окруженной густыми зарослями - вход в пещеру. Это дом колена охотников, рыболовов, собирателей природных даров: ягод, плодов, съедобных корешков. Такие места современные ученые называют "стоянками" первобытного человека.

Пещера - глубокая и темная. Ее каменные стены и потолок отражают мерцающие отблески костра. С уважением и мистическим поклонением поддерживают пещерные жители огонь. Он дарит тепло, отпугивает хищников и помогает готовить непритязательную пищу. Вокруг - вещи ежедневного потребления. Среди них мы не увидим ни одного металлического предмета. Первобытный человек еще не научился добывать и обрабатывать металлы. Все чем она обладает сделано из того, что дарит ей мать Природа. Одежда и постель - это шкуры убитых на охоте зверей. Рыболовные орудия - кости, рог, жилы животных, высушенные и свиты побеги растений. Из коры и, вылепленной руками, глины сделан посуду. И множество изделий из камня...

Мы с вами оказались в самом длинном в истории человечества периоде. Этот период называется "Каменной эпохой".

Камень! Первый материал, который начала обрабатывать пещерный человек. Расколот и заостренный он превратился в зубила, ножи и резцы. Прилажены жезлу камень стал инструментом: топором или молотом, грозным оружием-копьем. Камень - помощник в работе, охранник на охоте и в путешествиях, но неужели только для практического употребления использовала первобытный человек камень?

Попробуем в своем воображении внимательнее рассмотреть место остановки пещерного жителя, человека каменного века. Вот, в углу пещеры, высеченная из мягкого песчаника, фигурка женщины-хранительницы. Рядом вылеплена огромная глиняная глыба, одетая в кожу медведя. Какие чувства вызывают они в душе пещерного жителя? Чем они являются для него? Неужели просто замаскированным созданиям? А может это духи - повелители?... Тотемы?...

Глубокое уважение к Природе царит в пещере первобытного охотника... На ровной плоскости каменной стены - отпечатки рук нашего предка, обведенные красной охрой. На другой стороне стены - вырезанные и высеченные кремниевым резцом переплетение линий. Присматриваемся к ним внимательно и, о чудо! Узнаем контуры гигантского мохнатого мамонта, женщин, зверей. Еще одна каменная стена - стремительные олени и косули. А в глубине пещеры - фигура охотника и могучего бизона. Фантастические глыбы, валуны, обломки скал заставляют нас удивляться, восхищаться увиденным.

Свидетелями чего мы стали? Наш далекий предок пытается в камне и на камне выразить свои чувства, передать свои впечатления. В каменных фигурках, в изображениях на скале мы видим не просто объемные формы или высечены линии. Это художественные образы, отражение внутреннего духовного мира первобытного человека.

Будто каменные письма из прошлого, они высечены нашими предками языке рисунке, высеченные пластической, объемной языке в камне, на кости, роговые, зашифрованные магической языке в ритуальных предметах - чуринги. Эти письма являются частью гигантской каменной книги. Первобытные люди не знали письменности, но стремились рассказать нам о своих переживаниях, мечты и верования.

Прикоснитесь к этим, запечатленных и закодированных в камне, писем своим воображением. И вы окажетесь у истоков древнего искусства.

Листайте письма каменной книги, поднимайтесь по лестнице эпохи и узнавайте мир человека, его историю, ее творчество.

Лестница, по которой мы путешествуем в каменной эпохе, протянулись из глубины веков в наши дни. И каждая ступенька - это определенная эпоха, украшенная шедеврами искусства.

Терпеливо ступайте по этой лестнице. Останавливайтесь перед произведениями искусства, узнавайте и наслаждайтесь их искусством. Она прекрасна, вечное и бесконечное, как и само человечество. Ведь искусство пещерного человека - в наскальных рисунках и каменных фигурах из пещер Альтемиры, Ляско, где Гома. Оно вызывает у нас такое же волнение и восхищение, как живопись, как знаменитые скульптуры Микеланджело, Родена, Поль-Гогена, Леонардо и Пикассо.

В 1879 году крестьянин-охотник, раскапывая нору лиса в испанской провинции Сантандер, наткнулся на подземный ход и оказался в пещере. Однако не ему, а испанском археологу Марселену Саутуолы обязаны мы открытием настоящих сокровищ этого тайника. Именно Саутуола обнаружил там следы присутствия первобытного человека и нашел на стенах рисунки черной краской.

Но не ожидаемого и чудесное еще ждало его впереди. Однажды исследователь взял на раскопки свою маленькую дочку Марию. Ребенок легко прошла в глубь низкой пещеры, и оттуда донеслись ее обращенные к отцу слова, ставшие знаменитыми и облетели весь мир: "Торос, пинтадас Торос! (Быки, нарисованные быки!) Действительно, все низкое своды покрывали разноцветные изображения быков, полные динамичной, живой силы. Так в испанской Альтамире впервые открыто пещерный живопись людей эпохи палеолита.

Ничего подобного исследователи деятельности первобытного человека еще не встречали. Вымершие вЕвропе бизоны были изображены чрезвычайно искусно, со знанием натуры, в таком количестве, что становилось ясно: здесь работал в течение очень долгого времени целый отряд художников. Экономными, смелыми, уверенными штрихами в сочетании с большими пятнами краски была передана монолитная, мощная фигура зверя с удивительно точным ощущением его анатомии и пропорций.

Росписи Альтамиры были такими богатыми и красноречивыми, что известный исследователь палеолитического искусства Кюн назвал их Сикстинской капеллой Каменной суток.

Однако нашлось немало скептиков, которые утверждали, что блестящий в своей художественной совершенства пещерный живопись Альтамиры не мог принадлежать одетым в звериные шкуры и вооруженным каменными орудиями первоначальным охотникам. Кому только не приписывали авторство пещерных шедевров: вспоминали и греков, и римлян, и готов, подозревали в мистификации современных художников. И тщательное исследование росписей довело их истинную древность. Было установлено, что рисунки выполнены не современными красками, а минеральной натуральной охрой, выходы которой обнаружили в почвах самой пещеры. Кроме того, исследователи нашли в подземной убежище каменные палеолитические орудия, а вместе с ними кости вымерших пещерных медведей.

Летоисчисление

На нашей земле с незапамятных времен существовала система летоисчисления от «Сотворения мира», а эру от «Рождества Христова» введен в Украину после Указа Петра I - в 1699 г. Это по украинскому летоисчислению был 7208 Следовательно, разница между этими календарями составляет 5508.

Сложность вычислений исторических дат для Украины заключается еще и в том, что с 988 г. Новый год начинался 1 марта, а с 1492 г. - 1 сентября. Эти две системы существовали параллельно. Лишь в 1582 г. начали Новый год считать только с 1 сентября. Поэтому для перевода летописной даты на современный календарь надо:

1) по мартовского исчисления времени, т.е. до 1492 г. для событий, которые происходили с марта по январь, отнять число 5507, поскольку мартовское вычисления отставало от январского на 2 месяца;

3) когда речь идет о событиях с сентября по декабрь, вычитается 5509.

Приняв христианство, Украина взяла календарь из Византии. Он был принят Юлием Цезарем в 46 г. до н.э. Поэтому он называется Юлианским. В нем год состоит из 365 дней и 6 часов. Это превосходит астрономический год на 11 минут и 14 секунд. Это расхождение увеличивается ежегодно. В 1582 г. папа Григорий XIII реформировал этот календарь и новый стиль получил название Григорианского. Украинский долго придерживались Юлианского календаря (старого стиля), хотя было несколько попыток введения нового стиля, но эти попытки не удались.

Юлий Цезарь

В России новый стиль был принят сразу после отделения церкви от государства: после 31 января (1918) наступило 14 февраля. У нас в Украине григорианское летоисчисление было введено Центральной Радой 1 марта 1918 для гражданского потребления, а в церковной жизни осталось старое летоисчисление. Сейчас разница в этих календарях составляет 13 дней.

Но при исчислении исторических дат следует учитывать, что в XIX в. эта разница составляла 12 дней, в XVIII в.- 11 дней, в XVII в.- 10 дней и т.д. Так, например, Переяславская Рада по летописи состоялась 8 января 1654 По современному календарю это 18 января. Тарас Шевченко родился 25 февраля 1814, следовательно, по новому стилю имеем (+12) - 9 марта.

Термины и понятия

Древний мир - термин, описывающий историю человечества с начала писаной истории до Средневековья. В историю Древнего мира входит период античности, охватывающий время, начиная с первых Олимпийских игр в Греции, то есть с 776 года до Христа, чему примерно отвечает также дата основания Рима - 753 год до Христа.

Первобытное общество - длительный период в истории человечества: от возникновения человека разумного (около 2,5-2,8 млн. лет назад) и до возникновения цивилизации и государственности.

Исторический источник - это определенное качество артефактов прошлого (древностей). Поэтому содержание этого понятия полностью зависит от комплекса представлений эпохи об остатках прошлого.

Исторический источник - это определенное качество артефактов прошлого. Цивилизация - человеческое сообщество, которое в течение определенного периода времени имеет устойчивые особые черты в социально-политической организации, экономике и культуре (науке, технологиях, искусстве и т.д.), общие духовные ценности и идеалы, ментальность.

Закрепление выученного материала

1. Что такое исторические источники?

2. Какие виды исторических источников бывают?

3. Приведите примеры ИИ, которые вы видели воочию в музеях и т.п.

4. Что такое цивилизация?

5. Что такое древний мир?

6. Поясните термин "первобытное общество"? Как можно назвать современное общество?

7. Что такое древний мир? Равнозначно ли это понятие понятию "первобытное общество"?

Домашнее задание

    Изучить материал с помощью учебника

    Нарисовать иллюстрацию к теме

    Запишите в тетрадь основные черты первобытного общества.

Заключение: вопросы, ответы, обсуждения

Учитель инициирует дискуссию на тему "Роль первобытного общества в формировании цивилизации"

Материал для использования учителем

1. http://www.slideshare.net/guest7e683c/1-2-1-presentation

2. Дж. Леббок Доисторические времена, или Первобытная эпоха человечества. - 2011

3. Г. Шурц История первобытной культуры. Том 2. Материальная и духовная культура. - 2010

Использованные источники

    Повторительно-обобщающий урок

В целом характеризуется нapaстающей динамикой перемен, происходящих как в различных сферах общественной жизни, так и в комплексе взаимосвязей между обществом и природой.

Традиционным для материалистических традиций eвропейской науки было рассмотрение истории под углом зрения покорения человеком природы. Она действительно выступает источником ресурсов для развития цивилизации. В то же время человек находится в постоянном взаимодействии со средой своегo обитания, сам является ее порождением и неотъемлемой частью.


Человеческое общество и природные сообщества

Самым древним каменным орудиям насчитывается 2,5-3 млн. лет.Следовательно, в то время в Восточной Африке уже жили существа, обладающие зачатками разума.

Наиболее развитые приматы (шимпанзе, гориллы, opaнгyтанги) способны в определенных ситуациях использовать готoвые предметы (палку, камень). Однако они не могyт изгoтовить орудие, даже самое примитивное (обколоть и заострить кpeмень). Для этогo необходимы определенное знание о свойствах предметов (например, что кремень лучше поддается обработке, чем гранит), умение планировать свои действия, умозрительно представлять себе их результат, что подразумевает навык абстрактного мышления, наличие разума.

Происхождение разума объясняется действием природных законов эволюционного развития, межвидовой борьбы за выживание. Наилучшими шансами в этой борьбе обладали те виды, которые в большей степени, чем другие, могли обеспечить свое существование в меняющихся условиях природной среды .

Живая природа продемонстрировала бесконечное многообразие как тупиковых, так и жизнеспособных вариантов эволюции. Один из них был связан с формированием зачатков социального поведения, которые демонстрируют многие виды животных. Объединяясь в стaда (стаи), они могли защищаться сами и защищать детенышей от более сильных противников, добывать больше пищи. При этом размер каждого из них был огpаничен возможностями прокормиться на определенной территории (у первобытных людей размер стада состaвлял 20-40 человек).

В межвидовой, а иногда и внутривидовой борьбе между стадами, нуждавшимися в сходной пище, побеждали те, у когo лучше были развиты коммуникация, способность предупреждать друг друга о приближении противника, лучше согласовывать свои действия на охоте. Постепенно, на протяжении сотен тысяч лет, у предшественников человека примитивные звуковые сигналы, выражающие эмоции, стали приобретать все более осмысленный характер.

Сформировалась речь, неотделимая от способности к абстрактному, отвлеченному мышлению, что подразумевало усложнение cтpyктyры мозга. Те особи, которые проявляли большие способности к коммуникации, имели лучшие шансы выжить в первобытном стаде, ocтавить потомство.

Таким образом, появление и совершенствование речи, абстрактнoгo мышления стали важнейшим фактором развития caмoгo рода человеческого. Не случайно каждый новый шаг по ступени эволюции человека был связан, с одной стороны, с развитием мозга, с дpyгой - с совершенствованием орудий охоты и рыболовства.

Способность к обучению демонстрируют многие животные, однaко приобретенные одной особью рефлексы и навыки не становятся достоянием вида. В стадах первобытных людей постепенно накапливались знания, которые благодаря развитию речи передавались от поколения к поколению. Они отражали опыт десятков тысяч лет взаимодействия с окружающим миром, касались свойств окружающих предметов, осмысления связей между действиями и их результатами. Накопление знаний и практических навыков их применения обеспечило человеку решающие преимущества в борьбе за выживание по сравнению с другими видами.

Вооруженные дубинами, копьями, действующие сообща, первобытные охотники могли справиться с любым хищником. Значительно расширились возможности добычи пропитания, Благодаря теплой одежде, овладению oгнeм, приобретению навыка сохранения пищи (вяление, копчение) люди смогли расселиться по oгромной территории, почувствовали относительную независимость от климата и капризов погоды.

Накопление знаний не было постоянно развивающимся, поступательным процессом. Многие человеческие сообщества из-за голода, болезней, нападений враждебных племен погибали, полученные ими знания полностью или частично терялись.

Этапы становления человека

Самые древние каменные орудия находят в Восточной Африке, Ceверной и Южной Азии. Именно в этих районах жили австралопитеки. Они были больше похожи на обезьян, чем на людей, хотя могли передвигаться на двух нoгax. Принято считать, что австралопитеки использовали в качестве оружия палки и острые камни, но, скорее вceгo, еще не умели их обрабатывать.

Примерно 1,0 млн. - 700 тыс, лет назад наступает период, который называют ранним палеолитом. (от гpеч, "палео","древнuй" и "лuтос" - "камень"). Раскопки во Франции , вблизи селений Шелль и Ceнт- Ашель, позволили найти остатки пещер и древних поселений, где на протяжении десятков тысяч лет жили сменяющие друг друга поколения предшественников cовременнoгo человека. Впоследствии такие находки были обнаружены и в дрyгих местах.

Исследования археологов позволили проследить, как менялись орудия труда и охоты,. Инструменты из кости и заточенного камня (острия, скребки, рубила) становились все более совершенными и прочными, Менялся физический тип человека: он все более приспосабливался к передвижению по земле без помощи рук, увеличивался объем мозга.

Так, объем мозга человекообразной обезьяны составлял около 300-600 куб. см, австралопитека - 600- 700 куб. см, питекантропа - 800-870 куб. см, синантропа и гейдельбергского человека - более 1000 куб, см, неандертальца - 1300-1700 куб. см,- cовременнoгo человека - 1400-1800 куб. см.

Важнейшим достижением paннeгo палеолита было овладение умением пользоваться oгHeM (примерно 200-300 тыс. лет назад) для обогpева жилища, пригoтовления пищи, защиты от хищников.

Первоначально люди не умели разжигать oгoнь. Eгo источником служили случайно возникшие лесные и степные пожары, добытый огонь постоянно поддерживался в очагах. Древнегреческая легенда о Прометее, похитившем у богов знание об oгне, вероятно, выступает отголоском памяти о весьма давних временах.

Завершает время paннeгo палеолита период резкого изменения природных условий существования первобытных людей. Началось наступление ледников, примерно 100 тыс, лет назад покрывших почти всю территорию России , Центральной и Западной Европы. Mногие стада первобытных охотников неандертальцев не смогли приспособиться к новым условиям существования. Между ними обострилась борьба за уменьшившиеся источники пропитания.

К концу paннeгo палеолита (примерно 30-20 тыс, лет до н.э.) в Евразии и Африке неандертальцы полностью исчезли. Повсеместно утвердился человек современною, кроманьонскою типа.

Мировые религии исходили из представлений о сотворении человека высшими силами. В XIX веке, в период господства ecтественно-научных взглядов, в науке сложился взгляд, согласно которому человек - продукт длительной, постепенной эволюции. Однако в хх веке в научно-популярной литературе начала распространяться идея о внеземном происхождении человека.

Дело в том, что современная наука не располагает бесспорными данными о непосредственных предках человека совpeменнoгo типа. Предполагается, что он не мoг быть продуктом эволюции неандертальцев, которые представляли собой тупиковую ветвь эволюции, Иначе говоря, в цепи сменявших друг друга предшественников человека пока не найдено важнейшее, переходное,звено.

Под влиянием различий в природных условиях сложились основные расы людей.

Расовые признаки весьма многообразны. Наиболее наглядными являются пигментация (окраска кожи и волос), форма черепа, развитость и форма волосяногo покрова (бороды, усов, волос на голове), разрез глаз, рост. Использование современных методов исследования включает анализ преобладающих групп крови, папиллярных узоров на пальцах, формы зубов.

Нет никаких данных, доказывающих существование у каких-либо рас умственных, психических, физиологических и иных преимуществ над остальными. Все они относятся к единому биологическому виду "человека разумного" (Ното sapiens).

В число основных рас обычно включают негроидную, eвропеоидную, монголоидную и океаническую (австралоидную).

К главным признакам негроидных рас принято относить темную пигментацию кожи, жесткие курчавые волосы, слабый рост бороды и усов, выдвинутый вперед лицевой отдел черепа. Сложилась негроидная раса на африканском континенте, хотя археологи находят следы ее проживания и на юге Европы.

У монголоидов преобладают темные, прямые волосы, им свойствен специфический разрез глаз, лицевой скелет с выступающими скулами. Монголоиды проживали в Югo-Восточной, Восточной, Центральной и частично - Средней Азии, в Сибири, на островах Полинезии и в Америке.

Европеоидам присущи мягкие волосы, сильное развитие волосяного покрова, развитый профиль лицевогo скелета, выступающий нос. В период мезолита европеоиды жили в Европе, Передней и Средней Азии, на полуострове Индостан.

В качестве отдельной большой расы принято выделять также океаническую, представители которой проживали небольшими группами на обширной территории от Южной Азии до Австралии и Океании. Отличительный признак этой расы - сочетание нeгроидных и европеоидных черт.

Большие расы отнюдь не однородны, так, например, для eвропеоидов севера типично преобладание светлых волос и голубых глаз. Европеоиды юга отличаются более смуглым цветом кожи и темными волосами. На границах проживания больших рас сложились переходные расовые группы, так, переходными между европеоидными и негроидными расами являются мулаты, эфиопская раса, этнические группы, проживающие в Cyдaне. Смешанной формой между европеоидами и азиатскими монголоидами были некоторые народы Сибири, 3ауралья и Средней Азии.

Изучение истории рас и характера их расселения по земному шару - важнейший источник знаний о жизни народов, их происхождении.

Человек осваивает свою планету

Эпоха мезолита (от гpеч, "мезос" - "средний" -"литос" -"камень") охватывает период с ХХ по IX - VIII тысячелетия до н.э. Она характеризуется новым изменением природных условий, которые становятся более благоприятными: ледники отступают, становятся доступными для заселения новые территории.

В этот период численность населения Земли не превышала 10 млн. человек. Это немнoгo, но при преобладании хозяйства присваивающего типа (охота, рыбная ловля, собирательство) необходимо было постоянное расширение территории охотничьих угодий. Наиболее слабые племена вытеснялись на периферию обитаемого мира. Примерно 25 тыс. лет назад человек впервые проник на американский континент, около 20 тыс. лет назад - в Австралию.

История заселения Америки и Австралии вызывает немало споров. Принято считать, что человек мoг оказаться на этих континентах еще до завершения ледникового периода. Koгдa уровень океана был примерно на 100 м ниже cовременнoгo и существовали сухопутные мосты, связывающие эти континенты с Евразией. В то же время ученые, отмечая, что было нeсколько волн переселения на заокеанские континенты, докaзывают, что уже на заре своей истории люди могли пересекать широкие водные пространства. Норвежский исследователь Т. Хейердал, чтобы доказать правильность этой точки зрения, пересек Тихий океан на плоту, изготовленном по технологиям, которые могли быть доступны человеку во времена мезолита.

В эпоху мезолита зарождается и получает широкое распространение наскальная ж:uвопuсь. В остатках жилищ тoгo времени археологи находят статуэтки, изображающие людей, животных, бусы и дpyгие украшения. Все это говорит о наступлении новoгo этапа в познании мира. Абстрактные символы и обобщенные понятия, возникшие с развитием речи, обретают как бы самостоятельную жизнь в рисунках, статуэтках. Многие из них были связаны с ритуалами, обрядами первобытной магии.

Наибольшей загадкой для человека был он сам, процесс познания, уяснение природы интеллектуальной деятельности и связанных с ней способностей. Первобытная магия строилась на вере в возможность словами, символическими действиями и рисунками воздействовать на отдаленные предметы и других людей, в особую значимость снов. Ранние верования иногда действительно имели под собой определенную рациональную основу. Однако нередко они становились оковами для дальнейшего познания мира.

Большая роль случайности в жизни людей порождала попытки улучшить ситуацию на охоте, в жизни. Так возникала вера в приметы, благоприятные или неблагоприятные. Появился фетишизм - убеждение, что некоторые предметы (талисманы) имеют особую магическую силу. Среди них были фигyрки животных, камни, амулеты, якобы приносящие удачу их владельцу. Возникали поверья, например, что воин, выпивший крови вpaгa или съевший eгo сердце, приобретает особую силу, охоте, лечению больного, выбору пары (юноши или девушки) предшествовали ритуальные действия, среди которых особое значение уделялось танцу и пению. Люди эпохи мезолита умели изготовлять ударные, духовые, струнные и щипковые музыкальные инструменты.

Особое значение придавалось похоронным ритуалам, которые современем становились все более сложными. В древних погpебениях археологи находят украшения и орудия труда, которыми люди пользовались при жизни, запасы пищи. Это доказывает, что уже на заре истории были широко распространены убеждения в существовании потустороннего мира, гдe человек живет после смерти.

Постепенно укреплялась вера в высшие силы, которые могли как помогать, так и вредить. Предполагалось, что их можно.задобрить жертвоприношением, чаще вceгo - частью добычи, ее следовало ocтавить в определенном месте. У некоторых племен практиковались человеческие жертвоприношения.

Считалось, что некоторые люди обладают большими способностями общаться с высшими силами, духами. Постепенно наряду с вождями (ими обычно становились самые сильные, удачливые, опытные охотники) в жизни первобытных племен начали игpать заметную роль жрецы (шаманы, колдуны). Они обычно знали целебные свойства трав, возможно, обладали некоторыми гипнотическими способностями и оказывали большое влияние на соплеменников.


Вопросы и задания

1. Используя знания, приобретенные на уроках биологии, истории и обществознания, расскажите о наиболее распространенных гипотезах происхождения человека. Koгдa возникла теория эволюции и кто ее автор?
2. Какие факторы способствовали выделению человека из мира природы? Какую роль в процессе эволюции человека играла межвидовая и внутривидовая борьба?
3. Назовите направления эволюции человеческогo рода. Какое значение для древнего человека в борьбе за выживание имело накопление знаний?
4. Какие регионы являются прародиной человечества? Назовите человекоподобных предков людей.
5. Проследите изменения антропологического типа человека в процессе эволюции.
6. Какие достижения человека в эпоху paHHeгo палеолита позволили ему выжить в условиях ледникового периода?
7. На каком этапе первобытной истории происходило расселение человека по континентам планеты?
8. Когда в человеческих коллективах зарождаются наскальная живопись и религиозные верования? Какую функцию они выполняли?

У истоков рода человеческого. Неолитическая революция

Цели урока : Познакомить учащихся с гипотезами происхождения человека: выяснить, какие факторы

способствовали выделению человека из мира природы; углубить имеющиеся представления

о характере и основных составляющих неолитической революции.

Оснащение: карта, компьютерная презентация

Ход урока :

I. Повторение

Задание: Ответьте на вопросы

1. Назовите историков древности.

2. В чем особенности исторических описаний древности?

3. Назовите особенности изучения истории в период Средневековья.

4. Что такое исторический источник?

5. Перечислите виды исторических источников.

6. Назовите известные вам теории исторического развития. Назовите их авторов.

7. Перечислите периоды мировой истории.

II. Изучение нового материала

Почему необходимо знать историю первобытного общества?

Множество явлений современной человеческой жизни возникло или стало возникать в седой древности первобытного общества. Жилища, одежда, брак и семья, нравственность и этикет, полезные знания, искусство и религия, земледелие и скотоводство, основы обработки материалов – чтобы разобраться во всем этом часто приходится обращаться к истокам. В этом заключается познавательное значение первобытной истории.

Первобытная история имеет также и большое мировоззренческое значение . Как появился человек на Земле: в результате эволюции органической природы или божественным промыслом? А может человеческая природа имеет инопланетное происхождение? Каково происхождение человеческих рас? Дает ли оно основания для расистских идей об их неравноценности? Является ли человек от природы коллективным существом? Как и когда возникли частная собственность, неравенство и государство?

Знание первобытной истории имеет и практическое значение . Ведь многие народы Азии, Африки, Латинской Америки, Океании еще совсем недавно находились или продолжают находиться на различных ступенях разложения первобытнообщинного строя. Черты и остатки этого строя в их жизни требуют анализа, оценки, учета, и историческая наука не стоит от этого в стороне.

Периодизация первобытной истории

Существует несколько видов периодизации первобытной истории. Археологическая периодизация в качестве основного критерия использует последовательную смену орудий труда и материалов, из которых они изготавливались. Основные этапы: (слайд 2)

Следует отметить, что датировки очень приблизительны, и разные исследователи предлагают свои варианты. К тому же, надо помнить, что в разных регионах эти этапы наступали в разное время.

Геологическая периодизация

История Земли делится на четыре эры. Последняя эра – кайнозойская . Она делится на третичный (начался 69 млн. лет назад), четвертичный (начался 1 млн. лет назад) и современный (начался 14 тыс. лет назад) периоды.

Четвертичный период разделяют на эоплейстоцен (доледниковый период), плейстоцен (ледниковый период) и голоцен (послеледниковый период). (слайд 3)

Антропологическая периодизация

Современный человек образует собой вид sapiens (лат. – разумный) рода Homo (лат. – человек), относящийся к семейству гоминид (людей) отряда приматов .

Далеким предком человека считается группа человекообразных приматов, получивших название – дриопитеков (древесные обезьяны).

    Процесс формирования дриопитеков начался 25 млн. лет назад в тропических и экваториальных районах Африки и Азии. Они напоминали современных павианов и шимпанзе.

    Затем, 5 – 6 млн. лет назад, здесь же появились австралопитеки «обезьянолюди» , которые представляли собой переходную форму от дриопитеков к древнейшим людям – архантропам. Австралопитеки отличались относительно большим объёмом мозга (550 – 600 куб. см.) (слайд 4)

    Архантропы (древнейшие люди) Homo habilis (лат. – человек умелый ), появились около 600 – 500 тыс. лет назад. Это питекантроп (останки которого были найдены на острове Ява) объём мозга около 900 куб. см., синантроп (найден в Китае) объём мозга около 1050 куб. см. Однако находка английского антрополога и археолога Луиса Лики, сделанная им в Кении, в Олдувайском ущелье доказала, что древнейший человек появился уже около 2,5 млн. лет назад, т.е. архантропы долгое время благополучно уживались с австралопитеками. Кроме того было доказано, что прародиной человека была Африка. Именно останкам человека, найденного в Олдувее дали видовое название Homo habilis . С течением времени Homo habilis трансформировался в Homo erectus ( человека выпрямленного или прямоходящего ). (слайд 5 -6)

    Это стало новой ступенью человеческой эволюции. 300 – 250 тыс. лет назад архантропов постепенно сменили палеоантропы (древние люди) - Homo erectus ( неандертальцы – объём мозга 1200 – 1600 куб. см. , кроманьонцы ). (слайд 7)

    Около 100 тыс. лет назад климат Земли стал меняться. Температура существенно понизилась. С каждым столетием холодный климат распространялся все дальше и дальше вглубь континента. Постепенно территорию Европы покрыл огромный ледник. Вместе с изменением климата менялся растительный и животный мир планеты. Многие виды флоры и фауны навсегда исчезли. Лишь немногим существам удалось приспособиться к новым условиям существования.) Суровый климат заставил и первобытных людей приспосабливаться и бороться за свое выживание . (слайд 8)

45 – 40 тыс. лет назад палеоантропов окончательно сменили неоантропы – Homo sapiens

(человек разумный) – объём мозга 1400 – 1500 куб. см. , к которым относятся

современные люди. (слайд 9)

Рассмотренный выше процесс – процесс формирования человека от антропоидных предков до человека современного – называется антропогенезом . (слайд 10)

Антропогенез - процесс формирования человека от антропоидных предков до человека современного

Расселение людей и образование рас

На последнем этапе антропогенеза происходит расогенез формирование человеческих рас. Этот процесс связан с расселением человека и приспособлением его к природно-климатическим условиям различных регионов Земли.

Первоначальная территория возникновения человека находилась в пределах экваториального и тропического поясов Африки и Азии, отсюда началось его расселение по Земле.

Люди расселились по всему Африканскому континенту. Около 1 млн. лет назад архантропы продвинулись в северные районы и достигли умеренного пояса Европы. Их потомки – палеоантропы – расселились уже на большей части Европы.

В Азии основные ареалы зарождения первобытных людей находились в пределах Зондских островов, Индии, Китая.

Какие точки зрения существуют относительно заселения Америки и Австралии?

1) Население Америки и Австралии автохтонно , т.е. является коренным, первоначальным населением.

2) Люди пришли в Америку и в Австралию из Азии . Причем пришли, видимо, по суше . Поскольку уровень Мирового океана был тогда ниже, то на месте Берингова пролива существовал перешеек суши. А Австралия, острова Малайского и Зондского архипелагов и остров Тасмания могли составлять единое целое с материком. Понижение уровня Мирового океана примерно на 100 м. было связано с тем, что большое количество влаги было законсервировано в ледниках. Это привело к осушению морских мелководий и появлению сухопутных переходов между материками.

3) Первые две версии возникли потому, что долгое время считалось, что первобытные люди не могли на своих несовершенных лодках и плотах преодолеть огромные водные пространства, отделяющие Америку, Австралию и Океанию от Евразии. Но путешественник Тур Хейердал смог на самодельном плоту переплыть пространство Тихого океана и выдвинул версию, что первобытные люди могли попасть в Америку не только по суше, но и переплыв океан.

Можно утверждать, что к концу палеолита все материки, кроме Антарктиды были заселены людьми. Приспособившись к экстремальным условиям существования, человек стал обитать во всех природных зонах. В ходе приспособления человека к среде обитания постепенно начали появляться морфологические и физиологические различия между обитателями различных регионов Земного шара. Так появились три большие группы рас, которые практически без изменений сохранились до настоящего времени.

Время формирования человеческих рас, также как и формирования человека современного типа относится к позднему палеолиту .

Большое значение в процессе расообразования имело смешение рас, в результате чего стали формироваться переходные промежуточные расовые типы.

Неолитическая революция

(слайд 11 - 14)

Однако дальнейшее совершенствование орудий охоты вело к истреблению многих видов животных, сокращению их поголовья. В результате первобытному человеку грозили голод и вымирание. Такое положение, сложившееся к началу X тыс. до н.э. учёные называют первым кризисом развития цивилизации .

Это вынуждало человека к поиску выхода из кризиса – люди стали переходить на новый уровень развития, который сопровождался уже осознанным воздействием на окружающую природную среду и её преобразованием.

Так люди заметили, что разведение животных в неволе может оказаться намного продуктивнее и безопаснее, чем охота на их диких сородичей. Это наблюдение положило начало развитию скотоводства.

То же самое происходило и с земледелием. Со временем, путём наблюдений и опыта, люди пришли к пониманию того, что семена собранных диких растений можно посеять вблизи поселения и получить урожай гораздо больший, чем сбор растений путём собирательства. Так возникло:

1-е разделение труда: разделение на земледельцев и скотоводов.

Однако не нужно думать, что переход от присваивающего к производящему хозяйству был делом простым, быстрым и повсеместным.

Развитие скотоводства и земледелия происходило лишь в благоприятных к тому природных условиях. К тому же потребовались тысячелетия для возникновения пород полностью одомашненных животных, которые бы полностью отличались от своих диких предков; для окультуривания растений.

Развитие земледелия приводило к осёдлости, а увеличение производительности труда способствовало тому, что община постепенно разрасталась. В Передней Азии и на Ближнем Востоке появляются первые большие поселения, а затем и города.

Поистине революционные изменения произошли вследствие освоения металлов. Люди осваивают первый сплав из меди и олова – бронзу. В V – IV тысячелетиях до н.э. развились ткачество и гончарное дело, появились лодки и первые колёсные повозки, приводимые в движение тягловыми животными (лошадьми, ослами, волами). Человек осуществил: второе разделение труда.

2-е разделение труда: выделение ремесла, как отдельной отрасли производящей экономики.

(слайд 15)

Неолитическая революция переход от примитивной (присваивающей) экономики охотников и

собирателей к производящей экономике, основанной на земледелии

и скотоводстве.

(слайд 16-17)

Задание : Заполните таблицу

КАМЕННЫЙ ВЕК

ПАЛЕОЛИТ

МЕЗОЛИТ

НЕОЛИТ

ХРОНОЛОГИЧЕСКИЕ РАМКИ

Ранний палеолит:

Средний палеолит:

300 – 40 тыс. лет до н.э.

10 тыс. лет до н.э.

10 – 4 тыс. лет до н.э.

ПРЕДСТАВИТЕЛИ

Homo habilis (человек умелый):

Homo erectus

Homo sapiens

ОСНОВНЫЕ ЗАНЯТИЯ

ОРУДИЯ

ТРУДА

ОБЩЕСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА

КАМЕННЫЙ ВЕК

ПАЛЕОЛИТ

МЕЗОЛИТ

НЕОЛИТ

ХРОНОЛОГИЧЕСКИЕ РАМКИ

Ранний палеолит:

2,5 млн. – 300 тыс. лет до н.э.

Средний палеолит:

300 – 40 тыс. лет до н.э.

Поздний палеолит: 40 – 10 тыс. лет до н.э.

10 тыс. лет до н.э.

10 – 4 тыс. лет до н.э.

ПРЕДСТАВИТЕЛИ

Homo habilis (человек умелый):

Питекантроп, синантроп – архантропы (древнейшие люди)

Homo erectus (человек прямоходящий) – неандерталец (палеоантроп – древний человек)

Homo sapiens (человек разумный) – кроманьонец, человек современного типа

ОСНОВНЫЕ ЗАНЯТИЯ

Присваивающий тип хозяйства: собирательство, загонная охота, начало овладения огнём и изготовления одежды

Присваивающий тип хозяйства: собирательство, индивидуальная охота, приручение животных

Производящий тип хозяйства (неолитическая революция): начало земледелия, скотоводства

ОРУДИЯ

ТРУДА

Примитивные: ручные рубила, скрёбла, деревянные копья с обожжёнными наконечниками, проколки

Лук и стрелы, составные орудия: топоры, гарпуны, копья с наконечниками

Совершенствование имеющихся орудий охоты, гончарный круг, ткацкий станок, свёрла, мотыга, серп

ОБЩЕСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

Праобщина: коллективизм, равенство

Родовая община

Соседская община: имущественное неравенство, племенные вожди, сакрализация власти

ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА

Мышление

Магические и погребальные ритуалы

Интеллект, развитая речь, магия: анимизм, тотемизм, магические изображения животных

Культ предков и вождей, культ матери-прародительницы

Домашнее задание: §4 -5, таблица

Многие из нас неоднократно задавали себе вопрос - как же все-таки появилось человечество?

Весь первоначальный период человеческой истории, начиная с появления древнейших обезьянолюдей свыше двух миллионов лет назад и заканчивая возникновением первых классовых обществ, ученые называют эпохой первобытного общества. Первобытнообщинный строй - самый длительный в истории человечества период - условно делится на две части.

Первая часть - время становления человека и общества.

Вторая часть начинается с момента возникновения людей современного вида. Большинство ученых склонны считать, что собственно история общества возникла именно на втором этапе, когда на смену первобытному стаду пришла родовая община.

Итак, первобытное общество в своем развитии прошло следующие стадии:

Каменный век:

Палеолит - до 10 тыс. лет до н.э. - люди занимались охотой и собирательством.

Мезолит - 10-5 тыс. лет до н.э. - стали использоваться лук и стрелы, люди приручили собак.

Неолит - 5-3 тыс. лет до н.э. - появление шлифованных и сверленных каменных, костяных и деревянных орудий труда, развивается земледелие, скотоводство, используется глиняная посуда, появляется ткачество и прядение.

Медный век - 3-2 тыс. лет до н.э. - появление медных орудий труда, городов, колесного транспорта, плуга.

Бронзовый век - 2-1 тыс. лет до н.э. - начало использования бронзы.

Железный век - 1 тыс. лет до н.э. - наступление металлургии железа.

Социальная организация рода и племени

Выжить в суровых климатических условиях первобытный человек мог только в общине. Основной формой социальной организации был род. Постепенно родовая община с развитием межродовых связей переросла в племя. Основной характеристикой рода был коллективизм. Люди совместно охотились, добывали себе пропитание, защищались от врагов, добыча также распределялась между всеми поровну. Разделение труда носило половозрастной характер: создавались группы мужчин, женщин, стариков и детей, каждая из которых имела свое поле деятельности.

На ранних стадиях развития рода главной социальной ячейкой был матриархат. В условиях полигамной семьи мать ребенка была известна всегда, а отец нет. Родословная велась по материнской линии. Это привело к тому, что женщина играла главную роль в жизни племени, пользовалась всеобщим уважением. Она решала жизненно важные вопросы в жизни племени и рода.

Постепенно складывалась моногамная семья, в которой постепенно возрастала роль мужчины. На смену матриархату пришел патриархат. Мужчины стали выполнять представительские функции, обеспечивая связь племени с внешней средой, а женщины поддерживали внутреннюю устойчивость, создавая и сохраняя внутренние кровнородственные связи.

Форма семьи сыграла большую роль и в установлении первых социальных норм. Первые нормы носили форму запретов - табу . Самый первый запрет относился к запрещению инцеста (кровосмешения). Обычаи постепенно запрещали браки внутри рода между ровными родственниками. На смену эндогамной семье пришла экзогамная семья. Этот принципиально новый характер половых отношений предписывает членам общины искать брачных партнеров не в своей, а в других родовых общинах.

Высшей властью в первобытном обществе было народное собрание всех взрослых членов рода. Здесь решались вопросы войны и мира, проводились религиозные обряды, избирались предводители. Народное собрание выполняло судебные функции, вынося "приговоры" в делах об измене, трусости, кровосмешении. Решения народного собрания считались обязательными для всех членов рода. Позже властными полномочиями наделялись советы старейшин. При этом сами старейшины, как и вожди не обладали какими-либо привилегиями по отношению к другим членам племени и рода. Решающее значение при выборах вождя имели личные качества - физическая сила, организаторские способности, ораторское искусство, трудовые навыки, знание ритуальных обрядов, авторитет и др. Если вождь не справлялся со своими обязанностями, то члены племени делали вывод, что боги отвернулись от их вождя или на него наслали порчу. Если же вождь заболевал, то иногда мог быть уничтожен или изгнан из племени. В обязанности вождя входила связь с умершими предками племени, и в силу этой связи не имел права быть старым, немощным ни физически, ни духовно. Его сила - это сила всех предков, его магия - это магия предков. Вожди, по представлениям племени, не умирали. Они уходили в мир предков и приходили из него вновь, воспроизводя себя в одном из соплеменников. Со временем функции власти настолько усложнились, что одних только личных качеств для избрания лидером стало недостаточно. Вожди накапливали опыт управления и специальные познания, которые передавали по наследству. Так постепенно власть сосредотачивалась в руках одной семьи, отделялась от остальных членов племени. С появлением внутри племени социальных групп, различных по своему экономическому и правовому статусу, происходит разложение родового строя, начинают складываться примитивные формы государственности. Именно с появлением государства ученые связывают переход человечества от стадии варварства и дикости к цивилизованному состоянию.

ПЕРВОБЫТНАЯ ЭПОХА


У истоков рода человеческого


История человечества в целом характеризуется нара­стающей динамикой перемен, происходящих как в раз­личных сферах общественной жизни, так и в комплексе взаимосвязей между обществом и природой.

Традиционным для материалистических традиций ев­ропейской науки было рассмотрение истории под углом зрения покорения человеком природы. Она действитель­но выступает источником ресурсов для развития цивили­зации. В то же время человек находится в постоянном взаимодействии со средой своего обитания, сам являет­ся ее порождением и неотъемлемой частью.

Человеческое общество и природные сообщества

Самым древним каменным орудиям насчитывается 2,5-3 млн. лет. Следовательно, в то время в Восточной Африке уже жили существа, обладающие зачатками разума.

Наиболее развитые приматы (шимпанзе, гориллы, орангу­танги) способны в определенных ситуациях использовать гото­вые предметы (палку, камень). Однако они не могут изготовить орудие, даже самое примитивное (обколоть и заострить кре­мень). Для этого необходимы определенное знание о свойствах предметов (например, что кремень лучше поддается обработке, чем гранит), умение планировать свои действия, умозрительно представлять себе их результат, что подразумевает навык абст­рактного мышления, наличие разума.

Происхождение разума объясняется действием природных зако­нов эволюционного развития, межвидовой борьбы за выживание. Наилучшими шансами в этой борьбе обладали те виды, которые в большей степени, чем другие, могли обеспечить свое существование в меняющихся условиях природной среды.

Живая природа продемонстрировала бесконечное многообразие как тупиковых, так и жизнеспособных вариантов эволюции. Один из них был связан с формированием зачатков социального поведения, которые демонстрируют многие виды животных. Объединяясь в ста­да (стаи), они могли защищаться сами и защищать детенышей от бо­лее сильных противников, добывать больше пищи. При этом размер каждого из них был ограничен возможностями прокормиться на оп­ределенной территории (у первобытных людей размер стада состав­лял 20-40 человек).

В межвидовой, а иногда и внутривидовой борьбе между стадами, нуждавшимися в сходной пище, побеждали те, у кого лучше были развиты коммуникация, способность предупреждать друг друга о приближении противника, лучше согласовывать свои действия на охоте. Постепенно, на протяжении сотен тысяч лет, у предшествен­ников человека примитивные звуковые сигналы, выражающие эмо­ции, стали приобретать все более осмысленный характер. Сформи­ровалась речь, неотделимая от способности к абстрактному, отвлеченному мышлению, что подразумевало усложнение структу­ры мозга. Те особи, которые проявляли большие способности к ком­муникации, имели лучшие шансы выжить в первобытном стаде, ос­тавить потомство.

Таким образом, появление и совершенствование речи, абстракт­ного мышления стали важнейшим фактором развития самого рода человеческого. Не случайно каждый новый шаг по ступени эволю­ции человека был связан, с одной стороны, с развитием мозга, с дру­гой - с совершенствованием орудий охоты и рыболовства.

Способность к обучению демонстрируют многие животные. Одна­ко приобретенные одной особью рефлексы и навыки не становятся достоянием вида. В стадах первобытных людей постепенно накапли­вались знания, которые благодаря развитию речи передавались от по­коления к поколению. Они отражали опыт десятков тысяч лет взаи­модействия с окружающим миром, касались свойств окружающих предметов, осмысления связей между действиями и их результатами.

Накопление знаний и практических навыков их применения обеспечило человеку решающие преимущества в борьбе за выжива­ние по сравнению с другими видами. Вооруженные дубинами, копь­ями, действующие сообща, первобытные охотники могли справить­ся с любым хищником. Значительно расширились возможности добычи пропитания. Благодаря теплой одежде, овладению огнем, приобретению навыка сохранения пищи (вяление, копчение) люди смогли расселиться по огромной территории, почувствовали относи­тельную независимость от климата и капризов погоды.