Человек и власть аргументы мастер маргарита. "мастер и маргарита" - это роман, в котором булгаков смог проанализировать влияние власти на человека

Роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита» - произведение удивительное. При всей своей злободневности и современности (писатель рисует быт и нравы Москвы 20-ых годов 20 века), оно говорит о вечном.

В романе рассматриваются важные философские вопросы, волновавшие людей на протяжении всего существования человечества. И то, что Булгаков помещает современную ему Москву в рамки библейского Ершелаима и потустороннего мира Добра и Зла, доказывает, что жизнь человеческая и человеческая природа вечны и неизменны. А значит, ответы на важные философские вопросы универсальны и правильны для любого времени.

Одной из значимых тем «Мастера и Маргариты» является вопрос взаимодействия, соотношения человека и власти в этом мире. Булгаков показывает нам, как этот вопрос решается в древнем Ершелаиме и в современной ему Москве.

В «библейской» части романа данная проблема связана с образом Понтия Пилата. Видя перед собой подсудимого Га-Ноцри, беседуя с ним, Пилат невольно проникается симпатией к этому «сумасшедшему философу». Игемон осознает, что перед ним на допросе стоит ни в чем не виновный человек, способный нести людям только добро. Он желает помочь Иешуа и даже сначала отменяет тому смертный приговор. Но затем раскрываются страшные подробности: подсудимый посмел сомневаться в величии власти кесаря. Дело Га-Ноцри становится делом государственной важности.

Прокуратор все еще пытается как-то спасти невинного Иешуа. Разговаривая с президентом Синедриона Иосифом Каифой, игемон отмечает, что в честь великого праздника Пасхи он считает необходимым из двоих преступников помиловать именно Га-Ноцри. Но первосвященник непреклонен: «Синедрион просит отпустить Вар-раввана».

Тем не менее, у прокуратора есть свобода выбора: последнее слова остается все-таки за ним. Но, испугавшись потерять свою высокую должность, игемон приговаривает Иешуа к страшной смертной казни. После объявления смертного приговора подсудимому Пилат чувствует, что совершает непоправимую ошибку: «мысли понеслись короткие, бессвязные и необыкновенные: «Погиб!», потом: «Погибли!…» Расплатой за трусость для прокуратора стало бессмертие и вечные муки совести: «Бессмертие… Пришло бессмертие… Чье бессмертие пришло? Этого не понял прокуратор, но мысль об этом загадочном бессмертии заставила его похолодеть на солнцепеке».

После страшной и мучительной гибели Иешуа прокуратор мучается и желает какими-то уже запоздалыми действиями исправить свою ошибку. Но это уже не имеет смысла, игемон проклят за свою трусость.

В московских главах проблема человека и власти тесным образом связана с темой творчества. Мастер, главный герой романа, появляется перед читателем только ближе к середине романа. До этого мы успеваем познакомиться с представителями «пишущей братии» Москвы, понять, что в них нет ни капли творчества, таланта. Эти люди все делают в угоду власти, они панически боятся свободомыслия, гонят от себя действительно талантливых людей.

Мастер – гений, поэтому его не приняли. После опубликования его удивительного романа на героя начались настоящие гонения в печати. Когда Мастер закончил свое произведение, он вышел с ним в свет: «Я впервые попал в мир литературы, но теперь, когда все уже кончилось и гибель моя налицо, вспоминаю о нем с ужасом!..»

В весьма неприглядных тонах описывает Булгаков этот мир «людей искусства». Временами явно прослеживается горькая ирония автора: «Я…был принят какой-то девицей со скошенными к носу от постоянного вранья глазами». Видимо, Булгаков описывал среду, хорошо ему знакомую.

Мастер пошел со своим детищем в свет, но кто встретил его там? Всевозможные латунские, лавровичи, ариманы… Мелкие графоманы, занимающиеся псевдотворчеством. После того, как был напечатан отрывок из романа Мастера, эти плебеи МАССОЛИТа начинают травить гения.

Устами Мастера автор делает ценное замечание: « Мне все казалось, - и я не мог от этого отделаться, - что авторы этих статей говорят не то, что они хотят сказать, и что их ярость вызывается именно этим». Видимо, некоторые гонители героя чувствовали всю ценность его романа, но страх и желание угодить власти взяли свое. Они травят писателя, доводят его до сумасшедшего дома и полного отказа от своего детища. Мастер убивает роман и, забитый окружающим его обществом псевдолитераторов, сходит с ума. Он сам направляется в «дом скорби», где мы его и встречаем.

Итак, верхушка литераторов, «чиновники от литературы» подчиняются власти, то есть руководству страны. Они обязаны проводить их директивы в жизнь, иначе… Иначе – лагери или расстрел. Но эти чиновники являются властью для «рядовых» писателей, то есть истинных художников, творцов. Ведь именно от МАССОЛИТа зависело, увидит твое произведение свет или нет, сможешь ты дать жизнь своему детищу или оно навсегда останется лишь плодом твоего воображения.

Булгаков показывает, что во все времена преклонение перед властью, страх или пошлое желание выслужиться, добиться каких-то благ за счет попирания своих моральных принципов процветало. Лишь единицы могли противостоять Власти, и судьба их была печальна.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №6

городского округа Стрежевой

Конспект урока по литературе

в 11 классе

«Проблема человека и власти

в романе М.Булгакова

«Мастер и Маргарита»

подготовила

учитель русского языка и литературы

Степанова Анна Семеновна

г. Стрежевой

2013

Цель: Выявить специфику булгаковской интерпретации сюжета; формировать жизненную позицию обучающихся; создать условия для развития у обучающихся умений формулировать проблемы, предполагать пути их решения; находить в произведении непонятные для себя, «темные» места, задуматься над их художественным значением; показать, как самостоятельное в определённом смысле произведение, посвящённое ершалаимской истории, самым тесным образом переплетено с главами, рассказывающими о современности.

Задачи:

    выявить основные философско-этические проблемы романа;

    сопоставить ершалаимские главы с библейским первоисточником;

    показать, как развивается тема совести на страницах глав о Понтии Пилате.

    создать условия для развития умения формулировать собственную точку зрения, высказывать и аргументировать ее; воспитание и развитие личностных компетенций учащегося; помочь обучающимся осознать ценность совместной деятельности.

Тип урока: урок применения знаний

Используемые технологии: элементы проблемного, дифференцированного обучения, приём составления синквейна, основанного на методике развития критического мышления, пректно-исследовательская технология.

Формы организации учебной деятельности: индивидуальная работа, фронтальная работа, работа в группах.

Материально – техническое оснащение: Презентация к уроку М.А.Булгаков «Мастер и Маргарита». Видеофрагменты из художественного фильма «Мастер и Маргарита

Ход урока:

I . Организационный момент.

II . Ориентировочно - мотивационный этап

    Поэтическая пятиминутка

Слово учителя. Литература ставит в центр Мира понятия добра и зла, совести, благородства, гордыни и смирения, греха и покаяния и другие, то есть те понятия, которые, собственно, и делают человека человеком. Другими словами, ценности определяют наше поведение. Об этом пойдёт сегодня речь на нашем уроке.

Учитель читает стихотворение Б.Окуджавы, учащиеся выписывают в тетрадь ключевые слова:

Совесть, Благородство и Достоинство –

Вот оно святое наше воинство.

Протяни ему свою ладонь,

За него не страшно и в огонь.

Лик его высок и удивителен.

Посвяти ему свой краткий век.

Может, и не станешь победителем,

Но зато умрёшь как человек.

(Совесть, благородство, достоинство, святое воинство, лик его, свой век, человек)

Все эти слова свойственны внутреннему состоянию человека, пытающегося понять самого себя, свой внутренний мир, мир своей души. Интересно, каков мир души у героев библейских глав романа «Мастер и Маргарита»?

    .Актуалиазация

Воланд спрашивает Мастера: «О чем роман?» Что слышит в ответ? -О Понтии Пилате. - Следовательно, именно прокуратор Иудеи был главным героем для самого автора, а не Иешуа Га- Ноцри. Почему? - Но как связаны ершалаимские главы с основным содержанием романа? Какова их роль в нашем понимании его идеи? (Ответы обучающихся)
Интерпретация библейского сюжета. Сопоставление содержания ершалаимских глав романа с их библейским первоисточником
Сравнение евангельской истории Христа и биографии Иешуа Га-Ноцри, описанной в романе Мастера. Ершалаимские главы:
- Вспомните, что говорят они об истине и соотнесите строчки из романа с именами персонажей, которым они принадлежат?
1. «Злых людей нет на свете»

2. «И настанет царство истины? Оно никогда не настанет».

3. «… что бы делало твое добро, если бы не существовало зла, и как бы выглядела земля, если бы с нее исчезли тени?»

4. «Правду говорить легко и приятно».
5. «Человек перейдет в царство истины и справедливости, где вообще не будет надобна никакая власть».

    Чтение эпиграфа: «Все прогрессы реакционны, если рушится человек». (Современный поэт)

Смысловой центр урока (на доске)

Трусость, несомненно, один из самых страшных пороков. Иешуа

Нет, философ, я тебе возражаю: это самый страшный порок. Пилат

Трусость - крайнее выражение внутренней подчинённости, несвободы духа, главная причина подлостей на земле. В.Лакшин

Совесть - внутренний компас человека, его моральный суд над собой. В.Лакшин

    Сформулируем основной проблемный вопрос урока

    Сформулируем основную задачу исследования

Как самостоятельное в определённом смысле произведение, посвящённое ершалаимской истории, самым тесным образом переплетено с главами, рассказывающими о современности?

    Сопоставление ершалаимских глав романа с библейским первоисточником (ответ ученика по вопросу домашнего задания).

Не знающим Библии может показаться, что ершалаимские главы - парафраз евангельской истории суда римского наместника в Иудее Понтия Пилата над Иисусом Христом и последовавшей за этим казни Иисуса, происшедшей почти две тысячи лет назад. Но простое сопоставление евангельской основы с булгаковским текстом выявляет немало существенных различий.

1. Возраст (33 года Иисусу – 27 Иешуа).

2. Происхождение (мать Иешуа – женщина сомнительного поведения, отец – сириец, родителей не помнит, то есть Иешуа – нищий бродячий философ низкого происхождения).

3. Отсутствие учеников (не 12 апостолов, а только Левий Матвей).

4. Отсутствие популярности в народе (Иешуа, когда он вошёл в Ершалаим, никто в городе не знал).

5. Изменён характер проповеди, оставлено лишь одно нравственное положение: «Все люди добрые».

6. Иуда не повесился, а убит по приказанию Понтия Пилата, который хочет хотя бы этим успокоить свою совесть.

Вывод. Сравнение булгаковского сюжета с евангельской основой доказывает переосмысление писателем библейских текстов, полемику с ними. Обращает на себя внимание ещё одно существенное различие: если сюжет Евангелий определяется событиями жизни Иисуса, то у Булгакова главной личностью, скрепляющей ершалаимские главы, становится прокуратор. Видими в концепции булгаковского романа особое значение имеет образ Понтия Пилата, всадника Золотое Копьё.

6. Работа с иллюстрациями на библейские темы: там Понтий Пилат не страдает. Рассказ ученика о художнике Николае Николаевиче Ге (1831 –1894г.), русский живописец, один из создателей Товарищества передвижников. Это экспрессивная, драматическая композиция на На вопрос о том, что такое истина, искали ищут ответ и писатели, и философы, и художники. И многие из них обращались к библейским сюжетам. Так, в 1890 году русский художник Н. Ге создает на основе библейского сюжета картину “Что есть истина? Пилат и Христос”. Давайте рассмотрим ее.
- Какие чувства вызывает у вас эта картина?
- Кто изображен на ней?
- В чем особенность расположения героев на полотне?
- Как они выглядят?
- Какие чувства вызывают у вас эти персонажи?
- Что, по мнению художника, есть истина?
(Истина на стороне Христа, личности отверженной, показано его превосходство, истина - в самопожертвовании во имя великой идеи).

    Исследование

Класс имеет группы постоянного состава. Каждой группе был дан ряд вопросов, на которые они должны были найти ответ, опираясь на библейские главы романа.

I группа

Вопросы для анализа.

Как раскрывает характер Пилата его портрет? Как ведет себя Пилат по отношению к Иешуа в начале их встречи и почему? Почему Пилат задает вопрос об истине? Какую истину открывает Иешуа Пилату? Каково главное убеждение Иешуа? Что думает Пилат о виновности Иешуа после его признаний? Когда и почему меняется отношение прокуратора к бродячему философу? Какой путь пытается подсказать прокуратор Иешуа? Почему Иешуа отказывается от компромисса, который ему выгоден?

Выступление учащихся I группы

Создавая образ прокуратора Иудеи, Булгаков рисует человека сильного, наделенного огромной властью, однако не лишенного человеческих слабостей. Действуя строго по закону, Пилат наказывает Иешуа, проповедующего ненужность государственной власти. Однако мучимый внутренними противоречиями, Пилат ощущает на себе воздействие нравственной проповеди Иешуа, готов поверить ему. Понимающий невиновность Иешуа, он находится в подчинении кесарю, чью власть, как и всякую другую, отрицает Иешуа. Герой встает перед выбором: спасти ни в чём не повинного бродячего философа и лишиться власти, а возможно, и жизни - или сохранить свое положение, казнив невиновного и поступив против совести. По сути дела - это выбор между физической и духовной смертью. Будучи не в состоянии сделать выбор, он подталкивает Иешуа к компромиссу. Но компромисс для Иешуа невозможен. Истина для него оказывается дороже жизни.

Иешуа представлен в романе как носитель идеи «доброй воли», философское обоснование которой принадлежит Иммануилу Канту. По мысли немецкого философа, «мотивом или достаточным основанием человеческих поступков кроме частных и конкретных представлений, действующих на способность хотения посредством чувств приятного и неприятного, может еще быть всеобщая разумная идея добра, действующая на сознательную волю в форме безусловного долга. Говоря проще, человек может делать добро помимо и вопреки корыстных соображений, ради самой идеи добра, из одного уважения к долгу или нравственному закону. Кстати, именно кантовское доказательство бытия Бога (нравственное, так называемое «шестое») упоминает Воланд в разговоре с Берлиозом в первой главе.

У Булгакова именно человек является носителем «доброй воли», именно он способен неотступно и бескорыстно служить добру, достичь нравственного абсолюта.

II группа

Вопросы для анализа.

Что предпринимает Пилат, чтобы казнь Иешуа не состоялась? Как он ведет себя, когда казнь предотвратить уже невозможно? Как входит в повествование тема бессмертия? Что заставляет Пилата пойти против совести? Почему трусость названа в романе самым страшным пороком? Как воспринимает герой свое бессмертие? Как звучит тема бессмертия в других главах романа: бессмертие Достоевского (гл. 28), бессмертие Пушкина и Дантеса (гл. 6)?

Выступление учащихся II группы

Пробудившаяся совесть заставляет Пилата попытаться спасти Иешуа, использовав традицию помилования в праздник Пасхи. Затем, когда казнь предотвратить уже невозможно, он стремится прекратить страдания Иешуа, санкционирует убийство предавшего его Иуды. Однако все эти попытки не позволяют Пилату искупить вину, очистить совестью Трусость, крайнее проявление человеческой несвободы, не позволяет человеку сильному и властному сделать правильный нравственный выбор, заставляет отступить от открывшейсд ему истины. Наказание Пилата - в его бессмертии (заметим, что из всех прокураторов Иудеи память человечества действительно сохранила прежде всего его имя). Герой ненавидит свое бессмертие, ибо это бессмертие предателя. Бессмертие в романе предстает и как награда (Иешуа, Пушкин, Достоевский) и как наказание (Пилат, Дантес).

    Ответ на основной проблемный вопрос урока (для всего класса)

Что делает Понтия Пилата главным героем булгаковской интерпретации библейского сюжета?

Ответ. Именно с образом Пилата связан комплекс важнейших нравственно-философских проблем, поднятых в романе, таких, как проблема выбора, ответственности за содеянное, власти, веры и безверия, истины и смысла человеческого существования и т. п.

III группа

Вопросы для анализа.

Как эта проблематика проецируется на главы о современности? Где происходит завязка темы Христа? На чем и почему настаивает Берлиоз? Как опровергает Воланд позицию Берлиоза? В чем символический смысл гибели Берлиоза? Как вы понимаете смысл слов Воланда: «Каждому будет дано по его вере» (гл. 23)? Как эта мысль связана с образами Иешуа и Пилата?

Выступление учащихся III группы

Настаивая на том, что Иисуса Христа не существовало, Берлиоз тем самым отрицает и его проповедь добра и милосердия, истины и справедливости, идею «доброй воли». Председатель МАССОЛИТа, редактор толстых журналов, живущий во власти догм, основанных на рациональности, целесообразности, лишенных нравственной основы, отрицающих веру в существование метафизических начал, он насаждает эти догмы в человеческих умах, что особенно опасно для молодого неокрепшего сознания, поэтому «убийство» Берлиоза комсомолкой приобретает глубоко символический смысл. Не верящий в инобытие, он уходит в небытие. «По своей вере» воздаётся и другим героям романа. Носитель истины Иешуа обретает бессмертие, а прикоснувшийся к истине и предавший её Пилат обречён на вечное страдание.

8. Рефлексивно-оценочный этап

Вопросы
1. Какова жизненная философия Иешуа?
2. Что такое истина?
3. В честь какого великого праздника даровали жизнь осужденному на казнь?
(Показ видеофрагмента (из фильма «Мастер и Маргарита»).
Кем для вас является Иешуа?
Наказание для Понтия Пилата – бессмысленная вечность. Он задает один и тот же вопрос: ведь казни не было? Иешуа каждый раз отвечает: Казни, не было и чему–то улыбается. Заканчивается эта история прощением.
Вопросы
Но почему же Пилат казнил его? Разве не было у него возможности спасти человеческую жизнь?

    Проекция этических проблем, поднятых в ершалаимских главах, на события современности

9. Творческая работа. Закончите текст.
«Сотвори добро»- так гласит древняя мудрость. Это просто: достаточно поступать с другим человеком так, как хотел бы, чтобы поступали с тобой. Но как сложно порой бывает выполнить старинное правило…»

10. Итог урока

Вопрос. Как же самостоятельное в определённом смысле произведение, посвящённое ершалаимской истории, самым тесным образом переплетено с главами, рассказывающими о современности?

В евангельской легенде заложены вечные ценности, вечные истины, которые, будучи забытыми и разрушенными, непременно отразятся на нравственном состоянии общества. Именно этими великими критериями может быть проверена моральная состоятельность любой эпохи , а значит, и её состоятельность в целом, ибо, как сказал современный поэт: «Все прогрессы реакционны, если рушится человек». Обращение к эпиграфу.


1. М.А.Булгаков не пересказывает, но переосмысливает евангельский сюжет, более того, ведет резкую полемику с евангельской трактовкой образа Иисуса Христа. В образе Иешуа Га – Ноцри изображен не сын Божий, но сын человеческий, несущий высочайший моральный идеал добра, сострадательности и отваги.
2. Евангельская идея божественного предопределения, предначертанность смерти на кресте во имя искупления грехов человечества заменена земной идеей власти социальных сил.
3.Делая главным героем ершалаимских глав Понтия Пилата, автор ставит вопрос о нравственной ответственности человека(прежде всего наделенного властью, но и любого другого) за происходящим вокруг.
4.Самый большой, по мнению писателя, человеческий порок – трусость, боязнь из соображений карьеры, стремления сохранить привычный удобный образ жизни поступать согласно велению голоса совести, главной нравственной опоры человека.
В жизни каждого человека бывает момент, когда он должен выбирать между добром и злом. Понтий Пилат в трудной ситуации проявляет малодушие, и он карается вечными муками совести. Отсюда вывод: как ни перепутаны в мире добро и зло, их все-таки нельзя перепутать. Трусость, предательство - самые тяжкие человеческие пороки. Роман – об ответственности человека за добро и зло, которое совершается на земле, за собственный выбор жизненных путей, ведущих или к истине и свободе, или к рабству и предательству.
Домашнее задание. Ответить на вопросы в форме эссе.
Действительно ли необходимо зло на Земле?
Кто в романе, на ваш взгляд, по – настоящему свободен и независим?

Список использованной литературы

1. Агеносов В.В. Русская литература XX

1.Булгаков М. А. Мастер и Маргарита: Роман.

    Булгаков М.А. Мастер и Маргарита. Роман.

    Э. Проффер “Художник и власть”По страницам романа «Мастер и Маргарита» //Иностранная литература. - 1991. - №5. - С. 212-221

    Шиндель А. Пятое измерение. Знамя. 1991. 5.

    Мягков Б.С. Булгаковская Москва. - М., 1993

    Петелин В. В. Михаил Булгаков. Жизнь. Личность. Творчество. – М.: Московский рабочий, 1989..

    Чудакова М.О. Жизнеописание Михаила Булгакова. М., 1988

    Агеносов В.В. Русская литература XX века. 11 класс. – М.: Дрофа, 2000

    2. Золотарёва И.В., Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе: 11 класс, - Москва «ВАКО», 2009

    3. Журнал «Литература в школе» №1, 1994 год, стр. 72 - 75

Михаил Афанасьевич Булгаков - великий русский писатель, драматург, режиссёр и актёр. Автор знаменитого на весь мир романа «Мастер и Маргарита», который переведен на множество иностранных языков. Впервые я познакомилась с этим произведением, будучи совсем маленькой, услышав как мои родные обсуждали его между собой. Тогда мне показалось, что они говорили о каком-то фантастическом рассказе, наполненным ужасами. Но позже, самостоятельно изучив роман, я увидела его глубочайший смысл. Роман «Мастер и Маргарита» охватывает Евангельскую историю, динамично сочетаясь с различными событиями современной жизни. В романе четко определена тема власти, как способности воздействовать на деятельность и поведение других людей, не взирая на их сопротивление.

Одной из значимых тем «Мастера и Маргариты» является вопрос взаимодействия человека и власти в этом мире. Булгаков показывает нам, как этот вопрос решается в древнем мире и в современной ему Москве. В исторической части романа, проблема власти преподносится читателю через образ Понтия Пилата, который проникается симпатией к подсудимому, этому «сумасшедшему философу» Га-Ноцри. Игемон осознает, что человек, стоящий перед ним, может нести людям только добро, что он ни в чем неповинен. Он желает помочь Иешуа, отменяет смертный приговор, но раскрываются страшные детали: этот философ посмел оспорить величие и власть кесаря. С этого момента дело приобретает важность государственного масштаба. Понтий Пилат все еще пытается спасти Иешуа, он просит президента Синедриона Каифа разрешить ему отпустить Га-Ноцри, по обычаю отпускать одного из пленных в день Пасхи. Но он непреклонен: «Синедрион просит отпустить Варраввана».

Тем не менее, у прокуратора есть свобода выбора: последнее слово остается все-таки за ним. Но, испугавшись потерять свою высокую должность, игемон приговаривает Иешуа к смерти. После объявления смертного приговора подсудимому Пилат чувствует, что совершает непоправимую ошибку: «мысли понеслись короткие, бессвязные и необыкновенные: «Погиб!», потом: «Погибли!…» Расплатой за трусость для прокуратора стало бессмертие и вечные муки совести: «Бессмертие… Пришло бессмертие… Чье бессмертие пришло? Этого не понял прокуратор, но мысль об этом загадочном бессмертии заставила его похолодеть на солнцепеке». В этой части романа, читатель наблюдает то, как люди издревле зависели от власти. роман булгаков власть творчество

В строках романа о современной Москве темы власти и творчества тесно связаны друг с другом. Мастер, главный герой романа, предстает перед читателем не с самого начала, а в середине повествования, в московских главах. Перед этим автор знакомит читателей с представителями «пишущей братии» Москвы, давай понять, что они абсолютно бездарны. Эти люди находятся под давлением органов власти, панически боятся свободы ни то что слова, но даже мысли, гонят от себя действительно талантливых людей, которые хотят творить, а не делать то, что понравится властям.

Михаил Булгаков описывает мир «людей искусства» в отталкивающих тонах. Время от времени заметна ирония автора: «Я…был принят какой-то девицей со скошенными к носу от постоянного вранья глазами». Видимо, Булгаков описывал среду, хорошо ему знакомую. Мастер пошел со своим детищем в свет, но кто встретил его там? Мелкие графоманы, занимающиеся псевдотворчеством. После того, как произведение Мастера было напечатано, члены МАССОЛИТа начинают его травить. У них есть власть, а Мастер для них обычный человек, с талантом которого они властны сделать всё, что только захотят. Устами Мастера автор делает ценное замечание: « Мне все казалось, - и я не мог от этого отделаться, - что авторы этих статей говорят не то, что они хотят сказать, и что их ярость вызывается именно этим». Многие члены МАССОЛИТа понимали, что роман героя является гениальным, но они боялись давать разрешение на печать произведения из страха перед представителями власти.

Я считаю, что тема власти играет очень важную роль в идейном содержании романа "Мастер и Маргарита". О значимости темы говорят ее современность, вечность и актуальность. Булгаков показывает, что во все времена преклонение перед властью, страх или пошлое желание выслужиться, добиться каких-то благ за счет попирания своих моральных принципов процветало. Лишь единицы могли противостоять Власти, и судьба их была печальна.

Булгаков с подчеркнутой определенностью и открытостью объяснял в письме младшему брату: «Теперь сообщаю тебе, брат мой: положение мое неблагополучно. Все мои пьесы запрещены к представлению в СССР, и беллетристической ни одной строки моей не напечатают. В 1929 году свершилось мое писательское уничтожение. Я сделал последнее усилие и подал Правительству СССР заявление, в котором прошу меня с женой моей выпустить за границу на любой срок... В случае, если мое заявление будет отклонено, игру можно считать оконченной, колоду складывать, свечи тушить... Без всякого малодушия сообщаю тебе, мой брат, что вопрос моей гибели - лишь вопрос срока, если, конечно, не произойдет чуда. Но чудеса случаются редко».

В романе «Мастер и Маргарита» нашло отражение личной, реальной ситуации, переживаемой автором,

Первые ассоциации со словом «власть», возникающие у нас, - это политика, правительство, государство и подобные понятия. То есть власть осознается нами как власть общества. В «Мастере и Маргарите» теме социальной власти посвящены четыре главы о прокураторе Иудеи Понтии Пилате и о бродячем философе Иешуа Га-Ноцри. Эта тема, по всей видимости, очень волновала писателя. Он пытался понять, почему государственная власть оказывается враждебной свободной личности. Иешуа утверждает, что «всякая власть является насилием над людьми» и что «настанет время, когда не будет власти ни кесарей, ни какой-либо иной власти. Человек перейдет в царство истины и справедливости, где вообще не будет надобна никакая власть».

Чтобы опровергнуть идеи Га-Ноцри, Пилат не находит ничего лучшего, как неискренне произнести «великие» слова в честь презираемого им императора Тиверия. Это понадобилось прокуратору для демонстрации присутствующим при допросе секретарю и солдатам конвоя своей верности кесарю - просто нужно было возразить красноречивому арестанту. И тут же доказывает, что Га-Ноцри прав: обрекая на мучительную смерть невиновного, Пилат совершает не имеющее никаких оправданий насилие. Когда-то прокуратор был храбрым воином, спас от гибели великана Марка Крысобоя. Теперь же, став наместником Рима, он боится освободить от наказания невиновного.

Персонажи московских сцен «Мастера и Маргариты», в отличие от Пилата, боев и подвигов уже не помнят, хотя от окончания кровопролитных гражданской и Первой мировой войн их отделяет не более чем десяток лет. Здесь показаны люди, власть которых более ограничена, чем у прокуратора Иудеи. Они не вольны в жизни и смерти граждан,

но довести до нищеты и моральной гибели неугодных вполне в пределах власти литературных начальников вроде Берлиоза, Лавровича или Латунского.

Но нельзя забывать о том, что власть бывает не только государственной. В своем последнем и главном романе Булгаков уделяет много внимания власти сверхъестественного. Конечно, очевидна огромная сила Дьявола. И первым событием, доказывающим ее, является внезапная и предсказанная «иностранцем» смерть Берлиоза, затем сходит с ума Иван Бездомный, «улетает» в Ялту Степа Лиходеев и так далее. (Нужно заметить, что Воланд наказывает москвичей только по справедливости.) Но кульминацией силы Сатаны является бал полнолуния, на котором произошло убийство шпиона барона Майгеля. Получается, что булгаковский черт наказывает настоящее зло и как бы пытается помочь людям обрести Бога, в отличие от персон, обладающих некоторой общественной властью. Например, Берлиоз, способный, образованный Человек, который должен направлять своего молодого коллегу на правильную дорогу, на самом деле использует свое влияние на него, чтобы максимально отдалить от нее.

Воланд явно не враг Иешуа, он, скорее, его помощник. Очевидно, что Дьявол, обладая властью над Землей, не в силах решать, когда обрываться человеческой жизни. И последнее слово в решении судьбы Мастера и Маргариты тоже принадлежит не ему. Да и Пилату приносит свободу отнюдь не Маргарита, а заступничество того, с кем он так отчаянно хочет поговорить, то есть Иешуа. Мне кажется, в романе очень тесно связаны такие понятия, как «Бог» и «Любовь», поскольку Бог начинается с Любви, а Любовь - Божественная сила.

Тема любви у Булгакова раскрывается с новой стороны. В несовершенном мире она неотделима от страданий. Но писатель показывает нам, что для бескорыстной, верной, святой любви нет преград. Маргарита, находясь во власти сильнейшего чувства, продает душу Дьяволу во имя спасения любимого человека. Безграничная, чистая любовь ее настолько сильна, что перед ней не может устоять даже Воланд. Настоящая любовь всемогущая и вечная. Она спасает и прощает. Эта любовь готова на самопожертвование во имя счастья, жизни. Эта любовь несет в себе силу жизни, она ведет к спасению. И «кто сказал, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви?»

Итак, мы видим, что над людьми властвуют чувства, но о силе не только любви говорит Булгаков, он также подчеркивает и власть страха над человеком. Так, Пятый прокуратор Иудеи боится потерять свое положение, повредить своей карьере и только поэтому обрекает на смерть мирного философа, после чего его мучает совесть, и будет мучить еще «двенадцать тысяч лун». Совесть, кстати, тоже обладает огромной властью над человеком: ведь не прошло и дня, как римский наместник пожалел о том, что сделал, и теперь, ночью «он пойдет на все, чтобы спасти от казни решительно ни в чем не виноватого бездумного мечтателя и врача!»

Тема власти очень важна в идейном содержании романа «Мастер и Маргарита». Писатель рассматривает разные виды власти, но наиболее его интересует власть государственная, идеологическая: она лишает человеческого облика, подавляет личность, уничтожает волю, коверкает судьбу. И такая власть признак не только тоталитарного государства, но и человеческого общества вообще - к этой мысли подводит нас автор романа, рассуждая о проблеме власти.