Что играл шарапов перед муркой. Мурка: кем была героиня блатной песни в реальной жизни

Общеизвестно, что, когда шел показ серий киноленты, трамваи и троллейбусы ходили почти пустыми, а в стране снижалась преступность. О том, как рождался киношедевр, нам рассказали его создатели.

Усы «не прижились»

- «Эру милосердия» сначала должен был экранизировать Алексей Баталов, который, как говорили, хотел сыграть в картине и главную роль, - вспоминает бывший главный редактор сценарно-редакционной коллегии Одесской киностудии Галина Лазарева . - Но он на студии не появился. Мы пригласили молодого режиссера Юрия Новака . Он вместе с Вайнерами стал писать сценарий фильма. А параллельно режиссер Станислав Говорухин прочел вышедший роман в Москве . Он дружил с Высоцким , позвонил ему и сагитировал ехать в гости к Вайнерам. Говорухин по дороге пересказал Высоцкому содержание романа. Они обедали у Вайнеров, Высоцкий нахваливал роман, который не читал. Они договорились, позвонили к нам на Одесскую студию и попросили утвердить их в этом составе. Режиссер Новак не стал возражать и ушел с картины.

Сами Вайнеры вспоминали, что Высоцкий нахально заявил им: «Я пришел застолбить Жеглова !»

Авторы представляли своего Глеба широкоплечим, высоким и с усами. Но ради Высоцкого согласились поменять внешность киногероя. На первых пробах Высоцкий снимался с усами. Однако потом решили от усов отказаться.

Фото: Наиль ВАЛИУЛИН

Владимир Конкин: «Рад хеппи-энду»

Каждый эпизод фильма чистился не только режиссером, но и руководством, - рассказал «КП » исполнитель роли Шарапова Владимир Конкин. - Каждые две недели мы прилетали с Говорухиным из Одессы в Москву. Ко мне тогдашнее телевизионное руководство относилось благосклонно (незадолго до этого Конкин сыграл Павку Корчагина , получил премию Ленинского комсомола и был любим номенклатурой. - Ред.), поэтому Станислав Сергеевич меня брал с собой в надежде, что меньше будут мучить. Но главный редактор Хейсин исчеркал весь сценарий. Зато это именно ему принадлежит название фильма «Место встречи изменить нельзя», который мы сдавали под названием «Эра милосердия». Знаю, что на телевидении сразу сказали, что никакой смерти Вари Синичкиной не будет. Говорили: «Нам нужно, чтобы два этих героя остались». Я тогда думал: господи, какая клюква! Но с годами, особенно сейчас, когда повсюду разгул насилия, понял, что это было верным решением. Дивная сказка, химера - но без этой химеры жить нельзя. И то, что Шарапов приходит после задания живым, а в детдоме малыша, которого он хотел взять на воспитание, уже нет. Он приходит к себе домой, а у окошка, как Мадонна, стоит Синичкина с подкидышем. Хороший такой хэппи-энд - два молодых человека счастливы! Мне нравится этот эпизод. Он малюсенький, но точный. А тогда по молодости казалось, что это слишком сиропно...


Фото: Наиль ВАЛИУЛИН

Жена просила поберечь Высоцкого

Мало кто знает, что у нас был отснят пролог - эпизод из военной жизни Шарапова, в котором сыграл сын Марины Влади Пьер Оссейн, - продолжает Владимир Конкин. - Снимали, как мы с героем Виктора Павлова Сергеем Левченко (который потом окажется в банде «Черная кошка», но не выдаст Шарапова) ночью лезем через линию фронта за языком. Его играл Пьер. Мы его связываем, суем в рот кляп, тащим. Нас засекают немцы, начинается стрельба. Мы добегаем до озерка, где у нас лодка. Вокруг - взрывы. Наша лодка по-настоящему прохудилась, и мы во время дубля не по сценарию начали тонуть. Было неглубоко, но Пьер-то связан, плыть не может. То Витя, то я поднимаем парня, чтобы он не захлебнулся. Две ночи снимали эти все «бабахи », ужасы в грязи и воде... Когда Витя Павлов снял гимнастерку, я увидел у него красные круги на спине. Оказалось, еще два дня назад ему ставили банки - перенес воспаление легких. Но он приехал на эту жуткую съемку...


Потом Говорухин весь военный пролог вырезал. Сын Влади остался только в титрах. Я не сразу понял, что режиссер прав - это сохранило интригу. Шарапов видит в банде «Черная кошка» лицо Левченко, напрягается. Что, почему? Лишь позже выясняется, что это его боевой товарищ...

Нет, истинная причина того, почему вырезали пролог, в другом, - сказал «КП» каскадер Владимир Жариков . - Я был на этих съемках. В кадре Конкин должен был тягать языка. А он не в силах - физически слабоват. Показываем ему, как надо сбрасывать человека - на спину. А он его на голову опускает! В общем, намучились с Конкиным . Заменять его дублером - был бы заметен монтаж. Вот и решили отказаться от пролога. Вообще Володе Конкину пришлось тяжело. Он приехал на съемки как звезда, а Высоцкий, несмотря на свою славу, и заслуженным артистом не был. В группе Конкина недолюбливали. За кадром Высоцкий и Конкин вообще не разговаривали. Но на съемочной площадке работали четко.


Фото: Наиль ВАЛИУЛИН

Кстати, Марина Влади отговаривала Высоцкого играть. Просила Говорухина не трогать Володю: мол, он болеет, пусть побережется. Сам Высоцкий говорил, что не знает, сколько ему осталось и надо ли тратить год на кино, когда можно писать… И все же не смог подвести друга. Нередко режиссер обращался к нему за подсказками, советами. Именно Володя уже на озвучании, после того как режиссер посетовал, что кадр с Садальским какой-то скучный, предложил Кирпичу шепелявить. Причем шепелявить артист стал так ретиво, что режиссер даже покачал головой: как бы руководство не придралось. «А вы скажите, что это актер так в жизни разговаривает», - нашелся Садальский.

Армен Джигарханян: «Горбатый - мое дитя»

- Вы остались довольны своей ролью? - спросили мы исполнителя роли бандита Горбатого Армена Джигарханяна.

Я люблю своего героя, потому что я сам его придумал! Этот герой - моя жизнь. А мне уже 80. Ну, и «дитя» подрастает. Почему-то режиссер предложил сделать мне парик, с которым я намучился. Приходилось много раз переснимать дубли: парик съезжал, получался брак. Горб мне приделали из ваты, и он был мне вполне комфортен.


- От вашей роли отказался Ролан Быков. Побоялся: мол, и так маленький, а тут еще и горб.

Я не боюсь ничего! Главное, я не собирался играть зло. Надеюсь, мой герой все-таки обаятелен.

- Лариса Удовиченко признавалась, что после роли Маньки Облигации получала письма с зоны: уголовники предлагали ей замужество. А вашу игру криминальные авторитеты оценили?

Не знаю. Но когда у меня угнали машину, определенные люди на меня вышли и пообещали: если машина еще не за пределами Москвы, мы ее найдем. Не нашли.


Фото: Наиль ВАЛИУЛИН

- Вы замечали на съемках противостояние Высоцкого и Конкина?

Это не мое дело. Познакомившись поближе с Конкиным, обратил внимание, что он хороший парень, интеллигентный, ранимый. И зачем сейчас рассказывать, сколько раз Высоцкий его укусил?! Знаете, Высоцкий - явление, но с профессиональной точки зрения он довольно средний актер. И в этом фильме сыграл, на мой взгляд, средне. Есть там другие артисты, кто сыграл лучше и тоньше.

- Кто?

Я (смеется ).

ИСТОРИИ НА СЪЕМКАХ

Промокашку приняли за настоящего хулигана

Изначально планировалось, что Шарапов в банде «Черная кошка» сбацает на пианино «Мурку». Конкин пообещал за неделю выучить композицию. «Надо сегодня снять - потом декорации разберут», - отрезал Говорухин и посмотрел на руки музыкального редактора картины. Приказал надеть на нее пальто Шарапова и что-то сыграть. Она, чтобы продемонстрировать свое умение, сыграла Шопена . «Замечательно!» - обрадовался режиссер. Так что в кадре, когда играет Шарапов, на самом деле не его руки.

Иван Бортник, игравший Промокашку, во время съемок сцены, когда преступники выходят из подвала, придумал себе выход с блатной песней

«И на черной скамье, на скамье подсудимых...». А потом еще взял и экспромтом плюнул в Жеглова. Высоцкий опешил. Милиционеры в массовке тут же не по сюжету набросились на Бортника и заломили ему руки, решив, что он какой-то затесавшийся на съемки хулиган.


Фото: Наиль ВАЛИУЛИН

ЛИЧНЫЙ ВЗГЛЯД

За хвост и к потолку

Денис ГОРЕЛОВ

А между прочим. Своим пацанячеством, шерифскими ухватками Жеглов запорол следствие, злобой к интеллигентскому гонору Груздева едва не оборвал ниточку к банде, да и вывел упырей под винтовки конвоя Шарапов, а не он. А слава была его, и любовь нации его, и страсть к эротичному черному реглану. Ибо любят командира, а не комиссара, кураж, а не правоту, Чапая, а не Фурманова . Так из романа про Шарапова «Эра милосердия» и вышел фильм про Жеглова «Место встречи изменить нельзя». Как говорил он сам: «Эра милосердия - она ведь когда еще наступит»

ЛЯПЫ

1. В самом начале первой серии, после того как Шарапову почистили обувь, в окне проезжающей машины отражается осветительный прожектор.

2. Когда Промокашка при ограблении магазина рисует на стене черную кошку, заметно, что очертания кошки на стенке уже есть. Их рисовал сам Говорухин.

3. В сцене допроса обвиняемого Груздева у Шарапова меняется прическа (из гладко зачесанной назад в прическу «на пробор»).

4. В эпизоде с подкидышем Синичкина сначала с погонами рядового, а пеленает ребенка уже с лычками младшего сержанта.

5. Когда машина с Фоксом сбивает девушку-регулировщицу, под колеса падает один человек, а катится по асфальту другой (на ногах видны черные наколенники, которых не было на девушке).

«Ме́сто встре́чи измени́ть нельзя́ » - советский пятисерийный телефильм режиссёра Станислава Говорухина по повести братьев Вайнеров «Эра милосердия » (название фильма совпадает с названием романа в первой публикации в журнале «Смена», № 15-23 за 1975 год).

Фильм рассказывает о работе Московского уголовного розыска в послевоенные годы. Снят Одесской киностудией, съёмки начались 10 мая 1978 года и проходили в Одессе и Москве.

Сюжет

Действие фильма разворачивается в послевоенной Москве в августе-ноябре 1945 года.

Сотрудники отдела НКВД по борьбе с бандитизмом, московского уголовного розыска (МУР) - опытный оперативник Глеб Жеглов (Владимир Высоцкий) и герой-разведчик, фронтовик, но новичок в сыскном деле, немного наивный и идеалистичный Владимир Шарапов (Владимир Конкин) - противостоят банде грабителей «Чёрная кошка», которая грабит магазины и безжалостно убивает тех, кто попадается им на пути. В первый день службы Шарапова в МУРе оперативник из Ярославля Василий Векшин, вызванный в Москву для внедрения в банду, идёт на заранее назначенную встречу с бандитом. Жеглов, Шарапов и другие товарищи наблюдают за этой встречей. Но пришедший бандит, выбрав удачный момент, «прощается» с Василием, а затем вскакивает на подножку проходящего трамвая. Когда товарищи подходят к сидящему на скамейке Векшину, выясняется, что он убит: бандит ловко воткнул в него при прощании заточку.

Сотрудники отдела выезжают по вызову на склад, который грабит банда. Шарапов сталкивается с одним из бандитов, но тот, прикинувшись фронтовиком, обманывает Шарапова и уходит.

Параллельно Шарапов расследует убийство некой Ларисы Груздевой. Главный подозреваемый - её бывший муж, солидный немолодой врач, так как в его квартире нашли орудие убийства. Однако Шарапов, видя нестыковки в показаниях и понимая, что такой интеллигентный человек вряд ли мог пойти на убийство собственной жены, не уверен в виновности Груздева и стремится непредвзято разобраться в обстоятельствах дела.

Во время общегородской операции оперативники в одном заведении проверяют документы. Из заведения вдруг убегает молодая дама. Шарапов, обнаружив это, приказывает своему коллеге Николаю Тараскину встать на его, Шарапова, место, а сам устремляется в погоню, задерживает ту самую даму и вместе с ней возвращается обратно. В даме Жеглов узнаёт проститутку Марию Афанасьевну Колыванову по прозвищу Манька-Облигация, у которой найден браслет Ларисы Груздевой. От Маньки герои узнают, что браслет ей подарил вор-рецидивист Валентин Бисяев по прозвищу Копчёный. Копчёный, после того, как его задерживают в бильярдной, сообщает, что выиграл его в карты у карманника Сапрыкина по прозвищу Кирпич. Кирпича ловят в трамвае с поличным при попытке вытащить у женщины из сумки кошелёк, и хотя тот бросает кошелек на пол, Жеглов незаметно кладет ему эту важную улику на входе в отделение милиции, и вследствие этого Кирпича изобличают. При допросе он сообщает, в свою очередь, что выиграл браслет у некоего Фокса. Кирпич сообщает информацию о Фоксе, в частности, что он живёт в Марьиной роще у Верки-модистки, перешивающей краденую одежду. Там милиционеры обнаруживают и другие вещи, пропавшие из дома Ларисы Груздевой. Оперативники устраивают засаду на квартире Верки. Но из-за трусости, проявленной Соловьёвым (одним из оперативников), Фоксу удаётся перебить засаду и уйти. Второй оперативник, Топорков, при этом получает тяжёлое ранение. Жеглов выгоняет Соловьёва из органов за малодушие.

Верка сообщает, что Фокса с ней познакомила Ирина Соболевская, работающая в Доме мод. Она сообщает Шарапову приметы Фокса, и Шарапов узнаёт по описанию бандита, которого он ранее упустил при попытке задержать банду, грабившую склад. А тем временем сыщики выясняют, что Соболевская и Груздева были подругами, и что Фокс был любовником Соболевской, от которой ушёл к Груздевой. Шарапов перепроверяет улики против Груздева и доказывает его невиновность. Соболевская сообщает, что Фокс ночует у Петра Ручникова по кличке «Ручечник». Жеглов и Шарапов в театре ловят Ручечника и его подручную Волокушину после того, как Ручечник ловко вытаскивает номерок у англичанина, а Волокушина получает по этому номерку норковую шубу жены англичанина. Затем Волокушину используют, чтобы выманить Фокса на встречу в ресторан «Астория». Жеглов устраивает в ресторане засаду. Фокс чувствует неладное и пытается уйти, однако после автомобильной погони по улицам ночной Москвы милиционеры его задерживают. При погоне Жеглов убивает шофёра грузовика, на котором удирает Фокс. После дактилоскопирования выясняется, что этот шофёр - тот самый бандит, который заколол заточкой Василия Векшина.

На субботнике в МУРе Шарапов вновь встречается с сержантом Варварой Синичкиной - постовым милиционером, с которой они вместе отвозили в детдом малыша-подкидыша. Между молодыми людьми возникает симпатия, и они начинают встречаться.

Шарапов хитростью заставляет Фокса написать записку своей любовнице Ане - через неё милиционеры планируют передать банде «план освобождения Фокса» и угрозу Фокса всех выдать, если его не освободят. Шарапов встречается с ненастоящей Аней, и та назначает Володе встречу в Сокольниках. Пришедшая настоящая Аня узнаёт о Фоксе, но бандиты похищают Шарапова, затолкнув в фургон «Хлеб» и отрываются от слежки Жеглова, проскочив железнодорожный переезд прямо перед поездом. Шарапову удаётся (в этом ему помог Левченко, бывший фронтовой товарищ, который оказался в банде) убедить главаря - горбуна по имени Карп - в своей честности перед ним, и бандиты решают идти выручать Фокса.

На совещании в МУРе Жеглов решает: хотя связь с Шараповым и потеряна, тот, как человек военный, поймёт, что оговорённое место и время операции изменить нельзя, и устраивает засаду в магазине, привезя туда Фокса «для следственного эксперимента». Но как спасти Шарапова? Оперативники МУРа решают, что фотография возлюбленной Шарапова, приклеенная на дверь кладовки, сможет подсказать ему, что делать. Когда бандиты заходят в подвал, гаснет свет. Шарапов, который ещё при свете обнаружил на двери кладовки портрет Вари, укрывается в той самой кладовке. Бандиты, потерявшие Шарапова, начинают его кликать. Левченко, уже почуяв неладное, предлагает уходить, но главарь банды Карп «Горбатый» возражает: «Покончим с НИМ (Володей), тогда уйдём». И вдруг через вентиляционный люк раздаётся громкий голос Жеглова: «Граждане бандиты! Внимание! Ваша банда полностью блокирована!…» Далее Жеглов предлагает бандитам сдаться по-хорошему, предупреждая, что в противном случае имеет указание со стороны начальства живыми их не брать. Бандиты, понимая, что им не вырваться, решают сдаться милиции. И вот, они обезврежены. Левченко, не желая в очередной раз оказаться в тюрьме, совершает попытку бегства, и его вынужденно убивает Жеглов. Огорчённый и подавленный Шарапов просит Копытина отвезти его к детдому. Володя решает усыновить малыша, но в детдоме ему сообщают, что ребёнка уже усыновили. Шарапов приходит в квартиру к Варе, сержанту-постовому, с которой он устраивал подкидыша в детдом. Здесь видит её и усыновлённого ею малыша. Это ключевое отличие сюжетной линии фильма от книги, которая заканчивается достаточно пессимистично - там Варя погибает.

В ролях

Капитан Глеб Жеглов, начальник отдела по борьбе с бандитизмом МУРа
Владимир Конкин - старший лейтенант Владимир Шарапов
Работники правоохранительных органов:
Всеволод Абдулов - Петюня, опердежурный Пётр Соловьёв
Андрей Градов - Николай Тараскин
Наталья Данилова - Варя, младший сержант Варвара Синичкина, подруга Шарапова (озвучивала Наталья Рычагова)
Евгений Леонов-Гладышев - Василий Векшин (в титрах - Евгений Леонов)
Павел Махотин - Павел Владимирович, следователь прокуратуры
Александр Милютин - Иван Пасюк
Алексей Миронов - Александр Иванович Копытин (по книге - Иван Алексеевич Копырин)
Генрих Осташевский - генерал, выступающий с докладом в клубе Управления милиции
Владлен Паулус - Родионов, эксперт МУРа
Лев Перфилов - фотограф Григорий Ушивин по прозвищу «Шесть-на-девять»
Евгений Шутов - подполковник Сергей Ипатьевич Панков
Евгений Стежко - лейтенант Топорков
Соседи Шарапова:
Зиновий Гердт - Михаил Михайлович Бомзе
Нина Корниенко - Шурка, Александра Баранова
Игорь Старков - инвалид Семён, муж Шурки
Свидетели, проходящие по делу Ларисы Груздевой:
Юнона Карева - Галина Желтовская
Светлана Светличная - Надя Колесова, сестра Ларисы Груздевой
Николай Слесарев - Фёдор Петрович Липатников, сосед Груздевых
Наталья Фатеева - Ингрид Карловна (Ира) Соболевская
Сергей Юрский - Иван Сергеевич Груздев (по книге - Илья)
Банда «Чёрная кошка»:
Александр Абдулов - водитель хлебного фургона, Лошак
Александр Белявский - Евгений Петрович Фокс
Иван Бортник - «Промокашка»
Армен Джигарханян - Карп («Горбатый»), главарь банды
Владимир Жариков - бандит с ножом (по книге - «Чугунная рожа»)
Валерия Заклунная - Клавдия, подруга Карпа
Виктор Павлов - Сергей Левченко
Олег Савосин - Алексей Диомидович Тягунов
Татьяна Ткач - Анна Петровна Дьячкова, подруга Фокса
Олег Федулов - Шофёр Есин, убийца Векшина
Наталья Ченчик - подставная «Аня»
Рудольф Мухин - водитель банды «Чёрная кошка»
Прочие уголовники и околоуголовные элементы:
Екатерина Градова - Светлана Петровна Волокушина, подручная Ручникова
Людмила Давыдова - «Верка-модистка», Вера Степановна Маркелова (по книге - Моторина)
Евгений Евстигнеев - Пётр Ручников по кличке «Ручечник»
Леонид Куравлёв - Валентин Бисяев по кличке «Копчёный»
Станислав Садальский - Константин Сапрыкин по кличке «Кирпич»
Лариса Удовиченко - Мария Афанасьевна Колыванова по кличке «Манька-Облигация»
Другие:
Зоя Василькова - потерпевшая, которой «Кирпич» порезал сумку в трамвае
Миша Епифанцев - внук сторожа магазина
Наталья Крачковская - певица в кинотеатре
Валентин Кулик - певец в кинотеатре
Нина Озорнина - работница ресторана
Валерий Янклович - администратор Большого театра
Элла Ярошевская - работница ресторана
Наталья Петрова - Марианна, работница ресторана
Сергей Мазаев - саксофонист в ресторане и в кинотеатре
Лариса Гузеева - девушка, танцующая с Тараскиным
Лариса Голубкина - железнодорожница на переезде, где бандиты ушли от «хвоста»

Съёмочная группа

Авторы сценария: Георгий Вайнер, Аркадий Вайнер
Режиссёр-постановщик: Станислав Говорухин
Главный оператор: Леонид Бурлака
Главный художник: Валентин Гидулянов
Композитор: Евгений Геворгян
Главные консультанты: К. Никитин, В. Самохвалов
Режиссёр: Н. Попова
Оператор: В. Щукин
Художник по костюмам: Н. Акимова
Художник-гримёр: Вячеслав Лаферов
Монтаж: Валентина Олейник
Звукорежиссёр: Анатолий Нетребенко (укр.)русск.
Ассистенты художника: Михаил Безчастнов, Л. Цыгульськая
Редактор: И. Алеевская
Консультант: Н. Кондрашов
Комбинированные съёмки:
Оператор: С. Мельниченко
Художник: К. Пуленко
Симфонический оркестр Госкино СССР, дирижёр - М. Нерсесян
Каскадёры: Владимир Жариков, Олег Федулов
Мастер по свету: Валерий Логвинов
Директор фильма: Джемиля Панибрат

Владимир Высоцкий в фильме

После того, как Вайнеры подарили Владимиру Высоцкому один из первых экземпляров только что вышедшего романа «Эра милосердия», тот пришёл к ним и сказал:

Я пришёл застолбить Жеглова…
Вайнеры удивились: - В каком смысле «застолбить»?
- Это будет фильм. Наверное, большой. И это моя роль. Никто вам так не сыграет Жеглова, как я…

Из воспоминаний Станислава Говорухина следует, что Владимир Высоцкий прочитал книгу Вайнеров «Эра милосердия» только во время съёмок фильма. До этого Высоцкий артистично врал авторам о том, как он впечатлён книгой.
Примерно за месяц до начала съёмок Владимир Высоцкий и Марина Влади приехали к Говорухину. На этой встрече Высоцкий отказывался от роли Жеглова: «Я не могу терять год жизни на кино! Чувствую, что мне мало осталось, хочу и должен писать…»

Но режиссёр убедил актёра, что без него фильм не получится. Высоцкий согласился.

Высоцкий внёс не только актёрский, но и режиссёрский вклад в фильм. Именно благодаря ему в фильме появились эпизоды с шепелявым карманником Кирпичом Станислава Садальского, чей образ был создан с подачи Высоцкого, фотографией Вари на двери подвальной каморки, которая должна была спасти Шарапова. Когда Говорухин отсутствовал на съёмочной площадке, то оставлял Высоцкого «за старшего». Именно благодаря этому в фильме появилась сцена допроса Груздева, полностью поставленная Высоцким.
Во время съёмок Высоцкий сильно разругался с Говорухиным и уехал. Поэтому сцену погони за грузовиком Фокса снимали без него. Крупные планы Жеглова («Пасюк! Ваня, а ну держи меня! - Как держать? - Нежно!») доснимали позже, когда Высоцкий «отошёл» и приехал.
Это один из немногих фильмов, где Высоцкий поёт не свои песни. Для фильма он написал песню «О конце войны», но Говорухин отказался включать её в киноленту, так же, как и предложенную «Балладу о детстве». Когда Говорухин предложил ему спеть отрывок из романса Александра Вертинского «Лиловый негр», Высоцкий ответил: «Если ты не хочешь, чтобы я спел своё, не буду петь и Вертинского», однако, поддавшись на уговоры, в одной из сцен, играя на пианино, произносит несколько строк из «Лилового негра», но, будучи верным своему слову не петь, каждый раз перебивает их репликами, обращёнными к Шарапову. Сцена игры на пианино также является единственной в фильме, где герой Высоцкого показан в парадной форме капитана НКВД.
В 1987 году Высоцкому была посмертно присуждена Государственная премия СССР за создание образа Жеглова.

Владимир Конкин о фильме

Рассказывая корреспонденту газеты «Аргументы и факты» о фильме, Владимир Конкин говорил:

«Жегловщина и сегодня никуда не делась - если посмотришь на умильные лица милиционеров. Как они любят людей, полицмейстеры наши, как горят на работе!..»
«Нашему обществу нужны идеалы. Без них мы пропадём. Идеал - это маяк, на свет которого тянутся миллионы. И Шарапов был таким маяком. Почему эта картина не устарела? Не только потому, что там покойный Высоцкий снимался. Но и потому, что там есть Шарапов. Потому что жегловщина - это унизить невиновного и не извиниться. Власть перед нами не извиняется! Как научить власть быть вежливой? Вот Шарапов и пытается их этому научить.»

Издания

1997 Video CD: 5 Video CD, издатель: «Крупный план», 1997 г.
1999 VHS: 2 VHS Cassette, издатель: «Мастер Тэйп», (professional quality Betacam sp VHS) Limited Edition series, 1999 г.
2000 DVD: 2 DVD, звук 5.1, английские и русские субтитры, издатель «Twister», 2000 г.
2002 CD-Video: 5 MPEG-4 CD, издатель «ИДДК», серия «Наше старое кино», 2002 г.
2003 VHS: 3 VHS, издатель: «Крупный план», 2003 г.

Факты о фильме

Прототипом Шарапова был Владимир Арапов, ставший позднее начальником отдела МУРа. На фотографии 1945 года он поразительно похож на Конкина. Однако по характеру он не соответствовал образу Шарапова, был весельчаком и балагуром. У Жеглова прототипа не было, в основу его образа легло много знакомых братьев Вайнеров.
В фильме использованы материалы реально существовавших уголовных дел. В первой серии Жеглов рассказывает Шарапову об одном случае из своей практики: убийство и инсценировка бандитского нападения. Такое преступление действительно было в Москве - дело бывшего зампреда военного трибунала войск НКВД Крылова, которое расследовал один из прототипов Шарапова Владимир Павлович Арапов. Имеет свою реальную основу и дело Груздева (кандидат медицинских наук Евгений Ильич Миркин в 1944 году был обвинён в убийстве своей жены и приговорён к смертной казни, однако работники МУРа сумели доказать его невиновность).
Члены преступной группировки (по именованию сотрудников МУРа «Банда высокого Блондина»), ставшей прототипом банды «Чёрная кошка», жили в подмосковном Красногорске. Они работали на Красногорском механическом заводе, а в свободное время промышляли грабежами сберкасс. В ликвидации этой банды принимал участие легендарный сыщик Игорь Скорин, послуживший прототипом полковника Данилова - главного героя серии произведений Э. Хруцкого, два из которых были экранизированы: «По данным уголовного розыска» и «Приступить к ликвидации».
Первоначально фильм планировалось назвать также как и книгу - «Эра милосердия», но так как чиновникам кинематографии категорически не нравилось «несоветское» слово «милосердие», название было изменено.
Авторам фильма было поставлено категорическое условие: Левченко и Варю, как в романе, не убивать. Это сразу искажало весь идейный смысл. После долгих споров был предоставлен выбор: убит должен быть кто-то один. Пришлось «пожертвовать» Левченко.
Вопреки договору между Гостелерадио СССР и Одесской киностудией, фильм получился не из семи серий, а из пяти. Две «лишние» серии сократили перемонтажом по требованию Гостелерадио. Среди удалённых сцен оказались несколько фрагментов на фронте, объясняющих причины дружеских отношений Шарапова и Левченко. В первоначальном варианте большой кусок на фронте был показан сразу же после немой сцены, когда Шарапов узнал Левченко, и как воспоминания Шарапова при их разговоре ночью.
Лариса Удовиченко утверждает, что ставшая крылатой фраза «Облигация или Аблигация?» вырвалась у неё нечаянно, так как она в тот момент действительно не знала правильного написания этого слова. Этот эпизод включён в финальную версию фильма.
Когда в пятой серии Горбатый и Промокашка требуют от Шарапова сыграть на пианино, Шарапов исполняет Шопена - этюд f moll, Op. 25 № 2.
В ресторане, где Фокс танцует с официанткой, за одним столиком с Жегловым сидит дочь писателя Аркадия Вайнера Наталья Дарьялова и сын друга Высоцкого Вадима Туманова, Тараскин танцует с Ларисой Гузеевой, а на заднем плане среди музыкантов на саксофоне играет Сергей Мазаев. Он же играет в составе оркестра в последней серии, в кинотеатре перед показом фильма (песня «Неудачное свидание»).
В своё время была идея снять продолжение фильма. На столе Вайнеров лежала папка с проектом сценария, написанного Высоцким. Однако Говорухин поставил точку в обсуждении темы: «Жеглов умер, Шарапов стар, с кем и зачем продолжать?».
В 1990 году группа «Любэ» спела песню «Атас» про главных героев фильма.
Героям фильма «Место встречи изменить нельзя» посвящена песня Михаила Шелега «Чёрная кошка»: "Выследил Фокса капитан Жеглов, На допрос к Шарапову просится Груздёв
Памятник В. Высоцкому в образе Глеба Жеглова установлен в Мариуполе в центре города, рядом с рестораном «Место встречи».
14 апреля 2009 года в Киеве возле здания МВД Украины открыли памятник Жеглову и Шарапову.
В титрах фильма указан сын Марины Влади и Робера Оссейна - Пьер Оссейн, присутствовавший на съёмках, хотя сам Пьер, просматривая фильм, так и не смог найти себя. На самом деле он участвует в эпизоде где его Варя Синичкина ведет за руку.
В роли Галины Желтовской снялась первая жена С. Говорухина - Юнона Карева.
В роли Шарапова В. Высоцкий хотел видеть другого артиста - А. Молчанова, но тот отказался от роли.
Сцены в картине: опознание Фокса и освобождение Груздева были сняты под режиссурой Владимира Высоцкого.
Матчи чемпионата СССР по футболу 1946 года «Зенит» - «Спартак» и ЦДКА - «Динамо» (в фильме не уточняется, какое именно - московское, ленинградское, киевское, минское или тбилисское) на самом деле проходили в разное время. 19 августа действительно проходил матч «ЦДКА» - «Динамо» (Москва) (1:0), но со «Спартаком» играл не «Зенит», а другой клуб из Ленинграда - «Динамо» (Ленинград). Убийство же Ларисы Груздевой по фильму произошло 21 августа, когда никаких матчей по расписанию не было.

Фразы, ставшие крылатыми

Целый ряд фраз и выражений из фильма прочно вошли во фразеологию современного русского языка, став крылатыми. Среди них:

«Вор должен сидеть в тюрьме!» (Жеглов)
«Ну и рожа у тебя, Володя! Ну и видок у тебя, Шарапов!» (Жеглов) (эта фраза обычно используется в форме, которой нет в фильме: «Ну и рожа у тебя, Шарапов!»)
«А угостите даму спичкой, гражданин начальник!» (Манька Облигация)
«Есть у нас сомнение, что ты, мил-человек, стукачок» (Горбатый)
«Милосердие - поповское слово» (Жеглов)
«Ты не сознание - ты совесть потерял» (Жеглов)
«А теперь - Горбатый!» (Жеглов)
«Ты не бойся, мы тебя не больно зарежем. Чик - и ты уже на небесах» (Горбатый)
«Не учи учёного, гражданин Копчёный!» (Жеглов)
«Облигация или Аблигация?» (Манька Облигация)

"кошелек,кошелек,какой кошелек?" (константин Сапрыкин(Кирпич)

analitic в Мурка: кем была героиня блатной песни в реальной жизни

«Мурка» - самая народная из всех песен в жанре шансон - имела вполне конкретного автора. Ее создал одесский сатирик и поэт-песенник Яков Петрович Ядов. Он же написал и другие популярные «народные» песни: «Бублички», «Цыпленок жареный» и пр.

Героиня «Мурки»
Сюжет песни «Мурка» воспринимается слушателями как условная, как бы собирательная история из жизни уголовников. При этом Мурка, или, как уточняется в самой песне, Маруся Климова, существовала на самом деле. Ядов написал эту песню о реалиях 20-х годов, когда страна переживала эпоху НЭПа и во всех городах буквально расплодился уголовный элемент.

Мария Прокофьевна Климова была реально существовавшей женщиной. Она родилась в 1897 году в городе Великий Устюг. Сохранилась копия документа, в котором точно указаны эти данные. Самое интересное то, что в этом же документе значится и род занятий Климовой. Многие знакомые с песней «Мурка» слушатели могут ошибочно решить, что эта дама была возлюбленной какого-то рецидивиста и поэтому вращалась в криминальной среде.

Прототип известной воровки
Историческая правда свидетельствует, что Маруся Климова была на самом деле капитаном НКВД (изначально ЧК). Легендарная Мурка являлась тайным агентом, эдаким «засланным казачком» в уголовном мире. Женщина работала в особом секретном подразделении, которое боролось с организованной преступностью в новом, в молодом Советском государстве.

Ядов написал песню «Мурка» о секретной операции ЧК, в которой и была задействована капитан Климова. По понятным причинам автор хита не мог прямо писать об этом, поэтому слегка романтизировал законы, принятые в преступной среде. В результате получалось, что песня не о самой операции, а легкомысленной подружке уголовника, которая «сдала» банду МУРу.

В песне содержится много намеков и отсылок к тому времени. Например, упоминается, что за крупной бандой в Одессе «следила ГубЧК». Документы, сохранившиеся в архивах НКДВ, свидетельствуют о том, что одесские порты в 20-е годы XX века представляли большой соблазн для уголовного элемента, за которым реально велась слежка.

В финале вор встречает свою дорогую Мурку в элитном ресторане в «кожаной тужурке». Именно так одевались по тем временам сотрудники МУРа и ЧК. Сама Мария Климова представлялась в банде Маргаритой Дмитриевской. Она «доверительно» говорила членам банды, что это ее настоящее имя.

Дальнейшая судьба
После того, как преступная группировка была взята, женщина еще какое-то время служила в ЧК. Потом ее следы затерялись. Вся документация об одесской спецоперации и участвовавшей в ней Мурке, были засекречены. О настоящей Дмитриевской, фамилию которой присвоила себе Климова, ходили разные слухи.

Говорили, что она была в группировке Махно и эмигрировала куда-то в Румынию. По другой версии, девушка жила какое-то время в Одессе, потом была изнасилована и, не выдержав позора, покончила с собой. Многие одесситы считали, что Климова и Дмитриевская – двойники.

Жеглов и Шарапов

Сразу после премьеры в отношении противоречивой фигуры капитана Жеглова у рецензентов сложилось редкое единодушие. И это не был однозначный плюс. Все признавали за образом яркую индивидуальность и необыкновенную харизму, идущую прямо от актёра Высоцкого, но в личности Глеба Жеглова рецензенты видели, прежде всего, отражение характера послевоенного времени, непростого и тяжёлого. Неистовость Жеглова слишком бросалась в глаза, её невозможно было игнорировать, пропустить, списать на непростой характер, ибо вела к служебным перегибам и напоминала старшему поколению о тяжёлой длани карательных органов в сталинские годы. И всё же, на взгляд кинокритиков, это свойство Глеба Жеглова оправдывалась тем, что персонаж не укладывался в простые схемы. Он был живой, настоящий, в него зритель верил как в подлинного героя, сложенного не из литературных формул, а из нервов, рвущихся жил, хриплого голоса, из дерзости (иногда в лицо начальству), из смекалки и жизненного опыта. Благодаря этим качествам Жеглов Высоцкого смотрелся на голову выше своих коллег, человеком почти выдающимся, и при этом он удивительно вписывался в эпоху, был тем самым «винтиком» машины правосудия. Невозможно изъять из образа Жеглова, каким его сыграл Высоцкий, хотя бы одну из черт. Глеб Жеглов и опасен и притягателен своим напором, сметающим всё наносное и мелкое. Фраза «вор должен сидеть в тюрьме!» в устах актёра стала коронной – едва ли не народным лозунгом, который можно написать на кумачовом транспаранте ко Дню милиции. Но вот её продолжение – «…и не важно, каким способом я его туда упрячу» – приемлемо не для всех.

Таков капитан Жеглов, начальник отдела борьбы с бандитизмом Московского уголовного розыска образца 1945 года. Трудно представить милицейского сыщика более органичного своему времени, несмотря на то, что Жеглов родился не на страницах послевоенной прозы, а десятилетия спустя в романе «Эра милосердия». По идее, столь яркий сыщик должен казаться белой вороной – работники угрозыска являлись на сталинский экран в наглухо застёгнутом кителе. Он же словно из гангстерского нуар-фильма – щеголяет в кожаном плаще, широкополой шляпе, носит пиджак в полоску да гражданские брюки заправляет в хромовые сапоги. А его мимоходом оброненную фразу о парадном мундире: «Это у меня вроде домашней пижамы, никогда не носил, да, наверное, и не придётся», - можно принять за фрондёрство. Слишком неформален Глеб Егорыч Жеглов, не для трибуны он, весь в чёрной работе – чистит Москву от банд грабителей и убийц, и красоваться с золотыми погонами ему недосуг.

Фокус в том, что образ Жеглова наполовину соткан из ретроспективного взгляда эры семидесятых на послевоенное время. Советскому кинематографу так называемой эпохи «застоя» вдруг открылась другая сторона вещей: оказалось, что сталинская эпоха (как любая другая) имеет свой «бэкграунд», не только одноцветно окрашенный – романтический, трагический или комический, но и чисто бытовой, что герои это люди, которые тоже живут – в скромных квартирах и коммуналках, преодолевая ежедневные трудности.

Никакой лакировки в образе Жеглова мы не видим, хотя рисовка, позёрство, своеобразный артистизм очень свойственны ему. В этом он близок английскому сыщику Шерлоку Холмсу, предпочитавшему из поимки преступника разыграть представление. Капитан Жеглов тоже не прочь сыграть на нервах антисоциального элемента, «нравственно раздавить» (как выразился критик В. Михалкович) – пусть знают, каковы принципы Глеба Жеглова. Поэтому не одной только оперативной смекалкой объясним спектакль, устроенный Жегловым в кабинете администратора Большого театра. Здесь, бери выше, социальная педагогика!

Жеглов – человек убеждённый, в своей повседневной и нередко опасной работе он видит свою общественную миссию. Кажется, что он человек команды – так слаженно у него работает опергруппа, но по своему характеру – он типичный волк-одиночка. Из всех сотрудников угрозыска, кого нам показывают в фильме, он самый «заряженный» на дело человек. Самый целеустремлённый и эмоционально вовлечённый. Иногда кажется, что Жеглов упивается единоборством с бандитами. Он, так сказать, ведёт личный счёт с преступным миром – вот вам ещё одна параллель с Шерлоком Холмсом.
Неудивительно, что такой неординарной личности судьба преподнесла своего «доктора Ватсона», не уступающего своему шефу ни в эмоциональном заряде, ни в личной мотивации, хотя и совершенно иначе. Не знаю, сознательно ли братья Вайнеры пришли к такому решению – повторить формулу Конан Дойла, создать дуэт сыщиков, избрав на роль друга сыщика демобилизовавшегося офицера.

В отличие от Жеглова образ лейтенанта Шарапова у рецензентов спровоцировал полемику.

Спор о Шарапове вышел за рамки обсуждения одного персонажа и тем более актёра-исполнителя. Образ лейтенанта Шарапова в исполнении Владимира Конкина оказался для фильма чем-то вроде краеугольного камня или, если хотите, камнем преткновения.

Можно спорить, хорошо ли сыграл Конкин, хватило ли ему мастерства, особенно в сценах в воровской малине – на эту тему до сих пор ломают копья зрители. На мой взгляд, сыграл хорошо. Недовольные критики, ставя актёру «неуд», смешивают два разных понятия, две разные игры, два разных представления, когда утверждают, что Конкин сыграл неубедительно, что с таким спектаклем он неминуемо провалился бы перед матёрыми рецидивистами. Но ведь артист Владимир Конкин на самом деле играл не для них, а для нас, выполняя поставленную режиссёром задачу – выявить всю шаткость внутренней позиции своего героя. Задача была – транслировать нам игру Шарапова на грани фола: героя пронзает мысль, что он на волосок от смерти, а операция в шаге от провала – и жизнь заставляет импровизировать, играть неподготовленную роль. Именно в такие мгновения включаются самые неожиданные резервы личности.

Мы знаем о Шарапове всю правду, бандиты же об этом «фраере ушастом» только гадают. В отличие от Жеглова, человека-загадки, Шарапов нам предельно ясен с первой секунды фильма. Он, так сказать, прозрачен для нас. Как поведенческая модель – в том, каков на самом деле его характер, его отношение к миру, каков его потенциал. И это обстоятельство одновременно и заложено сюжетом и оправданно выбором на эту роль актёра Конкина, сыгравшего перед этим одну из самых знаковых в советской драматургии роль Павки Корчагина. Шарапов прямолинеен, иногда плакатен, но это в силу того, что характер его был сформирован внезапно, настигнут и прокален войной, на которую он отправился почти со школьной скамьи. Очень возможно, что на вопрос о любимом литературном произведении Володя Шарапов честно ответит: «Как закалялась сталь» Н. Островского. Поэтому, когда Жеглов говорит ему, опасаясь отправлять на задание: «Володя, да у тебя на лбу написано десять классов», - это не фигура речи.

Сколько раз бывало так, что люди, прошедшие фронт, проявившие на войне и беспримерную отвагу и необычайную смекалку, в мирной жизни оказывались не удел. Выказывали свою неприспособленность к гражданскому житию-бытию, поступали наивно и нелепо. Жизнь после войны – тоже испытание. Но Володя Шарапов снова как на фронте, мобилизован на войну с преступностью. Растеряться в мирной жизни он не успел. «Глаза горят» - это про него, ему тоже свойственен азарт борьбы. Выжив и победив, вернувшись из человеческой мясорубки молодым и здоровым, готовым к строительству новой жизни, лейтенант Шарапов олицетворяет поколение победителей. В его лицо будто заглядывает светлая сторона бытия – надежда поколения, в то время как лик Жеглова омрачён близким знакомством с тёмными сторонами человеческой натуры. Вместе оба героя как две стороны одной медали.

Когда критик В. Ревич пишет, что Шарапов, каким его сыграл Конкин, вневременной, одинаково подходящий и для 50-х и для 70-х годов, это, как ни странно, может свидетельствовать в пользу обвиняемого. Понятно, что критик желал заклеймить сыгранного Конкиным героя, обвинив образ в ходульности и схематизме. Явный намёк на растиражированный в советской литературе и кино тип «пламенного комсомольца». Но здесь, мне кажется, другое. Принципиальность Шарапова, может быть, и наивная, но искренняя. Его социальный оптимизм бьётся в унисон с его молодостью и историческим моментом в жизни страны. И то и другое, как показывает время, преходящее, но это не значит, что не настоящее.

Писатели братья Вайнеры и режиссёр Говорухин заложили в образе Шарапова своеобразную Ариаднову нить идеализма, протянув её из победного 1945-го в конец 1970-х. В позднем брежневском СССР ощущался дефицит не только на предметы модного гардероба, но и на подобного типа героя. Этим в огромной мере объясняется внутреннее сродство зрителей фильма, а изначально – читателей повести, с Володей Шараповым. Герой в исполнении Владимира Конкина – с его идеализмом и сомнениями, с искренними порывами и разочарованиями – казался человеком на своём месте. И одновременно прочитывался как «свой», как «прозрачно-понятный» герой, импонирующий своей не всегда уместной прямотой, похожий на очень и очень многих, и отнюдь не уникальный.