Что надо делать чтобы стать летчиком. Пилоты гражданской авиации: обучение, особенности профессии и обязанности

Вдохновившись героической биографией французского писателя Антуана-де-Сент-Экзюпери, можно навеки заразиться мечтой о карьере летчика. Воплотить мечту в жизнь - осуществимый замысел.

Средняя заработная плата: 194000 рублей в месяц

Востребованность

Оплачиваемость

Конкуренция

Входной барьер

Перспективы

Возможно, очень многие в детстве мечтали о профессии пилота - хотелось управлять пассажирским, торгово-грузовым, военным или даже небольшим частным двухместным самолетом. Но реалии, конечно, не настолько безоблачны, как нам это представляется в детстве.

История

Летать, как птицы, люди возжелали очень давно. В античной Греции было создано немало мифов о совершении полетов человеком. До сих пор многие уверены, что особенно просветленные индийские йоги и тибетские монахи способны левитировать, т.е. подниматься в воздух без каких-либо летательных аппаратов. Ну и, разумеется, в сказках и легендах многих народов есть летающие персонажи: русская Баба-Яга, европейские ведьмы на метлах, восточные пери. Величайший итальянский ученый Леонардо да Винчи разрабатывал проект создания искусственных крыльев, при помощи которых мог бы летать любой человек.

Позже от этой идеи он отказался и принялся разрабатывать конструкцию летательного аппарата, который по описанию очень напоминает первые аэропланы. Родоначальниками же профессии «пилот» можно считать братьев Монгольфье, совершивших первый удачный полет на воздушном шаре. А вот первыми летчиками в современном смысле этого слова следует назвать братьев Райт, которые после десятилетий испытаний и расчетов в 1903 году совершили дебютный в истории человечества полет на самолете.

Описание и характеристика профессии

Пилот, за исключением водителей-автогонщиков, которых тоже так называют, - человек, управляющий летательным аппаратом любого назначения. Профессия эта более чем ответственная: часто возникают ситуации, в которых летчик не имеет права на ошибку, ведь от его действий зависит слишком многое - целостность груза, самого авиатранспортного средства, жизнь пассажиров и членов экипажа. Она также считается одной из наиболее технически сложных, поскольку пилот должен держать под контролем показания огромного множества приборов и, ориентируясь на них, принимать решения. При этом ему необходимо координировать свои действия со вторым пилотом, диспетчером аэропорта и пилотами других летательных аппаратов, находящихся поблизости.

В составе экипажа, как правило, есть два пилота - командир и помощник. В случае непредвиденных обстоятельств второй пилот должен быть готов полностью взять на себя функцию управления самолетом.

Помощник, как и командир, должен знать все об устройстве самолета, его поведении в любых условиях и правилах ТБ при его эксплуатации. Непосредственно перед рейсом летчик внимательно изучает маршрут предстоящего полета, советуется со специалистами, проверяет результаты ТО, настраивает работу средств радиосвязи.

Как и в любой профессии, в профессии пилота имеются плюсы и минусы. Официальное трудоустройство, высокая зарплата, хорошая социальная защищенность, досрочный выход на пенсию - это не все преимущества профессии. Она позволяет осуществить детские мечты о путешествиях. Вы гарантировано увидите множество стран. У пилотов, совершающих международные рейсы, обычно есть время на то, чтобы прогуляться по городу, ознакомиться с достопримечательностями, хорошо отдохнуть. Отдых - отдельный плюс: авиакомпании скрупулезно контролируют физическое и моральное состояние своих пилотов, ведь для того чтобы принимать правильные решения, летчик должен чувствовать себя безупречно.

Список минусов невелик, но они существенны:

  1. Во-первых, пилоты крайне редко бывают дома. В этом смысле они как моряки дальнего плавания.
  2. Во-вторых, постоянное эмоциональное напряжение: контролировать столь огромный и сложный аппарат, держать в уме множество цифр и данных, осознавая, что у тебя в салоне находятся пассажиры, жизни которых в твоих руках - это требует больших умственных усилий. Поэтому летчикам приходится чаще многих других людей проходить всесторонние медицинские обследования, в том числе общаться с психиатрами.

Направления, специальности и учебные заведения по профилю подготовки

В РФ стать профессиональным летчиком можно, получив образование в летном училище или одном из следующих вузов:

  1. Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации (УГАвСП). Срок обучения не менее 5 лет.
  2. Ульяновский институт гражданской авиации имени Б.П. Бугаева (УИ ГА), известный также как Ульяновское высшее авиационное училище гражданской авиации. Срок обучения - четыре года.

Для поступления понадобятся результаты ЕГЭ по физике, профильной математике и русскому языку. Кроме того, абитуриенты сдают нормативы по физподготовке.

Специальности, которые дают право быть летчиком:

  • испытание летательных аппаратов,
  • эксплуатация воздушных судов и организация воздушного движения,
  • системы управления летательными аппаратами,
  • применение авиационных комплексов и летная эксплуатация,
  • аэронавигация.

Однако стать пилотом не так просто. Основной документ, который дает право на управлением самолетом, - не диплом вуза, а летное свидетельство. Профильное образование - только первый этап его получения. Далее понадобится сдать теоретические и практические экзамены, пройти медкомиссию и налетать как минимум 150 часов.

Профессиональные обязанности

Основными обязанностями командира воздушного судна являются:

  • Организация подготовки экипажа к полету;
  • Обеспечение безопасности полета;
  • Осуществление полета в сложных метеоусловиях, при отказах автоматической системы и в других нестандартных ситуациях;
  • Контроль уровня топлива;
  • Анализ метеорологической и орнитологической обстановки;
  • Пресечение действий пассажиров, угрожающих безопасности на борту;
  • Заполнение документации;
  • Разбор полета с членами экипажа.

Обязанности второго пилота:

  • Подготовка к полету;
  • Подбор и изучение полетной документации;
  • Изучение плана полета, информирование о нем экипажа;
  • Проверка пилотажно-навигационного оборудования;
  • Выполнение полета с использованием автоматических систем;
  • Выполнение обязанностей штурмана в случае отсутствия такового.

Кому подходит

Профессия пилота подойдет не любому человеку, а лишь обладающему следующими качествами:

  • железной выдержкой, умением держать себя в руках, не впадать в панику в любых ситуациях;
  • холодным, ясным рассудком, склонностью к аналитическому мышлению;
  • высоким интеллектом и хорошей памятью;
  • безупречным здоровьем, стопроцентным зрением и цветоразличением;
  • внимательностью, педантичностью, рационализмом.

Принципиально важны острота зрения, глубинный глазомер, способность длительное время выполнять монотонные действия, эмоциональная устойчивость, аккуратность.

Противопоказана эта работа при нарушениях органов зрения, вестибулярного аппарата, при нервных, психических и сердечно-сосудистых заболеваниях, при болезнях, связанных с потерей сознания, и при нарушении координации движений.

Также не допускается наличие судимости за умышленные преступления и административных наказаний за употребление наркотических веществ.

Заработная плата

Летчики в любой стране получают очень хорошо. В США, в компании Delta Air Lines - 212 долларов в час при обязательном налете в 65 часов. В РФ на порядок меньше, но по нашим меркам тоже прекрасно. Пилоты компании «Аэрофлот» чистыми, без учета бонусов и премий, зарабатывают 290 000 рублей в месяц при обязательном налете в 85 часов. При сверхнормированном налете зарплата летчика значительно возрастает. Так, за 90 часов летчикам «Аэрофлота» начисляют уже 340 000 рублей.

Как построить карьеру

Что касается карьеры, судьба пилота гарантирована практически любому выпускнику соответствующего ВУЗа. Правда, сразу в серьезную компанию молодого летчика вряд ли не возьмут, так как налет часов у него будет минимальным. Наработать опыт можно в небольших фирмах, на коммерческих маршрутах и в легкой авиации. Пройдет не более двух лет, и можно будет претендовать на должность командира воздушного судна. В дальнейшем откроется довольно много возможностей продвижения по карьерной лестницы: от должности главного пилота до руководителя структурного подразделения авиакомпании.

Перспективы профессии

В нашей стране транспорт как отрасль экономики долгое время находился в полуразрушенном состоянии. Его восстановление требует все новых кадров, поэтому у профессии пилота хорошие перспективы.

Если все же остались хоть малейшие сомнения, что профессия "Летчик" ваше призвание - не спешите. Ведь потом всю жизнь можно жалеть о потеряных годах на обучение и работу по специальности, которая вам просто не подходит. Чтобы подобрать профессию, в которой вы сможете максимально раскрыть свои таланты, пройдите онлайн-тест на профориентацию или закажите консультацию "Карьерный вектор" .

Сколько бы времени ни прошло, сколько бы поколений ни сменилось, желание летать, быть летчиком или космонавтом у людей не прошло. Для того чтобы стать пилотом, можно пойти несколькими путями. Во-первых, получить образование в летном ВУЗе, второй - пройти практическое обучение в аэроклубе. Как стать пилотом, решать вам, а для того, чтобы легче было выбрать, остановимся на этих вариантах подробнее.

Как стать настоящим пилотом

Первая возможность предполагает обучение в ВУЗе. Как мы знаем, оно продолжается пять лет. Зато после получения диплома можно попытаться устроиться пилотом в авиакомпанию. Конечно, для того чтобы занять хорошее место, придется налетать дополнительные часы, поскольку, в среднем, налет выпускника училища и академии равен 150 часам, этих показателей часто бывает недостаточно.

Помимо этого, прежде чем определиться, как стать пилотом, следует изучить требования по Для ее оценки придется сдать бег на 1000 м., на 100 м., подтягивание. Только после прохождения данного испытания комиссия примет решение: «рекомендован к обучению», либо «не рекомендован». Плюсы обучения в ВУЗе очевидны: хорошая теоретическая подготовка, возможность обучаться на бесплатной основе. Однако если по какой-то причине в процессе обучения состояния здоровья ухудшится, то есть вероятность так никогда и не узнать, как стать пилотом самолета.

Второй вариант связан непосредственно с аэроклубом. Свой первый полет можно

Совершить уже на первом занятии, правда, в роли пассажира. Различные правовые акты оговаривают, что пилоты, в таких условиях, имеют большой объем не только теоретических, но и практических знаний. При этом чаще всего обучающиеся теоретической подготовкой занимаются сами, а медкомиссию проходят только в конце обучения.

Свидетельство пилота

Для того чтобы иметь возможность самостоятельно управлять самолетом, необходимо получить свидетельство пилота. Оно подтверждает, что человек знает, как стать пилотом, и в полном объеме прошел обучение.

Свидетельство выдается по трем категориям: частный, линейный, коммерческий пилот. Обучение в ВУЗе дает возможность получить свидетельство коммерческого пилота. В дальнейшем они могут быть командирами однодвигательных самолетов или многодвигательных, но с условием, что они используются не в коммерческих целях.

В том случае, если человек прошел обычные курсы, то по окончании он становится частным пилотом (любителем). В этом случае появляется право самостоятельно управлять легким самолетом, но без возможности работы по найму.

Линейными становятся лишь те, кто имеет налет более 1500 часов. Более того, к пилотам данной категории предъявляются требования более высокие.

Для того чтобы выяснить, необходимо также знать, что линейные и коммерческие пилоты еще подразделяются на классы. Высшим из них считается первый. В том случае, если вы задумались о том, как стать пилотом вертолета, необходимо как минимум получить свидетельство частного пилота.

В любом случае, если у вас намерение освоить эту профессию серьезное, и здоровье находится на высшем уровне, дерзайте! Все в ваших руках!

Летчик — одна из самых романтических и престижных современных профессий. Практически все мальчики и девочки мечтают стать либо летчиками, либо стюардессами. Последние годы страна стала испытывать дефицит в действительно профессионально обученных пилотах. Государство решает эту проблему за счет привлечение пилотов иностранной авиации. Да и сами авиакомпании начинают личную охоту за молодыми специалистами еще с их первых курсов в институтах.

Что же на самом деле кроется за, казалось бы, такой несложной работой, как просто управление воздушным транспортом? Одного лишь «хотения» недостаточно. Нужно обладать высоким уровнем стрессоустойчивости, навыков, знаний, пройти соответствующее обучение.

За год службы на борту гражданского авиалайнера пилот получает оклад в 10-15 раз больше, нежели простой офисный работник. И тут стоит задуматься всем молодым людям на пороге выбора своей дальнейшей профессии.

В этой сфере не все так просто и «прозрачно». С одной стороны есть потребность в пилотах, а с другой – не так и просто выпускнику летного учебного заведения устроиться на хорошую работу. Практически все заведения летной направленности в своей основе имеют бюджетные места, однако не всех желающих с радостью на них возьмут. Что это значит?

Первым непременным условием при начале обучения, да и, вообще, перед выбором этой профессии, является наличие отличного здоровья .

Будущий пилот должен иметь отменное:

  • Зрение;
  • Слух;
  • Сердечно-сосудистую систему;
  • Легкие и вестибулярный аппарат.

Это одна из немногих профессий, на который существует строгий возрастной ценз. Пилотом можно стать до 30 лет и не позже. Большое внимание уделяется знаниям иностранных языков. И английский является обязательным условием при приеме в крупные авиалинии. Чем больше языков знает пилот, тем больше шансов получить работу в престижной авиакомпании.

Обучение

Студенты летчики живут насыщенной интересной жизнью. В их обязательное обучение входит знакомство с самыми разными видами летных устройств на первых порах. Непременно изучение навигации, или другими словами – профессионального языка пилотов. Много часов теории и практики в управлении летными устройствами, уроки приложения воздушных маршрутов, ориентирование. А также: основы первой медицинской помощи и навыки спасания, прыжки с парашютом, метеорология, аэродинамика, конструирование, начиная от двигателей и заканчивая самолетами. Объемы информации необычайно велики и сложны.

Наряду с изучением теории, студенты в обязательном порядке проходят практику сначала на специальных тренажерах, располагающихся непосредственно в самих учебных заведениях. В последующем, пилот должен налетать определенное количество часов для подтверждения аттестации на свою профпригодность.

После окончания учебы сразу сесть за штурвал пассажирского авиалайнера не получится. Выпускник должен дополнительно налетать часы, которые повысят его квалификацию, и получить летную лицензию. Для работодателя всегда более интересен летчик, в послужном списке которого больше полетных часов.


Наша страна имеет всего три ВУЗа, где можно получить профессию гражданского летчика:

Московский государственный университет гражданской авиации



Ульяновский институт гражданской авиации им. главного маршала авиации Б.П. Бугаева



Прочие среднетехнические авиационные учреждения разрознены по стране, и, фактически являются малыми филиалами вышеуказанных ВУЗов.

Помимо этого, существуют клубы, продающие курсы по пилотированию.

Как правило, они коммерческой направленности со своей ступенчатой учебной системой.

  1. Ступень первая (начальная). Выдает сертификат пилота любительского уровня без права устройства на работу. Летать можете в свое удовольствие, но без пассажиров.
  2. 2-ая ступень (коммерческая). Пройдя обучение на первой ступени, пилот может повысить свою квалификацию и устроиться работать на небольшие коммерческие рейсы. Разрешается водить легкие самолеты с одним двигателем и летать на близкие расстояния.
  3. 3-ья ступень линейного пилота. Самая востребованная и высокооплачиваемая категория на рынке работодателей. Получить ее можно только, пройдя предыдущие две, либо, имея диплом об окончании специального учебного заведения.

Линейные пилоты имеют больше всех летных часов и имеют приоритет во время приема на работу относительно других категорий.

Лицензия (сертификат)

Как вы уже поняли из описанного выше, в нашей стране существует 3 категории летчиков гражданской авиации:

  1. Частный пилот;
  2. Коммерческий пилот;
  3. Линейный пилот.

Хотите летать – тогда получите удостоверение пилота, которое подтвердит ваше право об окончании курсов, или института.

Для выдачи лицензии или сертификата пилота необходимо:

  • Возраст: для пилота-любителя – 18 лет минимум, линейного пилота – 21 год;
  • Медицинское освидетельствование . Сроки действия: 3 года, если пилоту до 40 лет, 2 года — после 40 лет.
  • Сертифицирование на предмет о теоретической подготовки: конструкции летательных аппаратов, практическая эксплуатация самолетов, самолетовождение, медицина авиационная.
  • Практика нахождение лично за штурвалом не менее 42 часов. Полеты под руководством инструктора, имеющего право на обучение и подготовка на земле.


Если вы располагаете определенной суммой денег и желанием летать, то можете, если и не приобрести вертолет, то научиться им управлять.

Уже далеко не редкость, что в частных авиационных школах можно получить права на вождение вертолетом, практически так же легко, как и на управление автомобилем. Для этого необходимо будет сдать теоретическую часть материала и налетать необходимое количество часов.



Что касается платы за обучение, то цена будет варьироваться в зависимости от:

  • типа вертолета;
  • вашей предварительной подготовки и количеству знаний, которыми вы обладаете в области авиации.

Чаще всего обучение происходит в индивидуальном порядке под присмотром опытного инструктора. Если обучение проходит в группах, то комплектуются они до 5 человек не более.

По окончании обучения и сдачи всех экзаменов, выдается свидетельство государственного образца пилота-любителя гражданской авиации. К этому времени вы уже будете в курсе всех возможных разрешенных летных маршрутов, и для каких воздушных зон потребуется дополнительное разрешение.

Профессия пилота является одной из самых романических. Поэтому все больше молодых людей интересуются, как стать летчиком.

Чтобы получить профессию мечты и выучиться с нуля, нужно быть готовым физически, обладать отличными умственными способностями и иметь устойчивую психику.

Как стать пилотом гражданской авиации в России

Стать летчиком гражданской авиации невозможно в один шаг. Эта процедура требует последовательного обучения, получения теоретических и практических знаний. Чтобы научиться летать, нужно пройти серьезную подготовку.

Сначала потребуется обучение в вузе или академии. Там студенту предоставляются теоретические знания.

Будущие летчики узнают об устройстве самолета, о правилах его эксплуатации, об авиационной медицине.

После окончания обучения студент получает свидетельство о категории коммерческого пилота. Эта категория позволяет совершать коммерческие полеты.

Таким образом, чтобы стать летчиком гражданской авиации, нужно:

  1. Выучиться в академии или вузе.
  2. Успешно сдать теоретический и практический экзамены.
  3. Пройти медицинскую комиссию. Нужно обладать идеальным здоровьем.
  4. Налетать определенное количество часов.

Первое время можно будет работать только вторым пилотом. Но с наработкой опыта возможности будут увеличиваться.

Как стать военным летчиком

Получение профессии военного летчика примерно такое же. Сначала нужно пройти уроки в специальном учебном заведении, затем получить практические навыки.

После прохождения практической подготовки студенту выдается направление в воинскую часть, где он может заключить контракт и приступить к работе.

Многие хотят управлять истребителем. Но для этого потребуется серьезное обучение. Такая работа не подойдет для лентяев.

Характеристика профессии – что делает, функции и обязанности

Профессия подразумевает управление различными видами летательных аппаратов.

Вертолеты тоже входят в это понятие. Чтобы стать вертолетчиком, тоже потребуется сертификат.

Специальность объединяет несколько позиций:

  • командир;
  • второй пилот;
  • бортинженер;
  • штурман.

Обязанности летчиков:

  • пилотирование;
  • посадка;
  • контролирование приборов.

Также не стоит забывать, что пилот пассажирских самолетов отвечает за жизни людей.

Требования к пилотам гражданской авиации по здоровью

Здоровье летчиков, даже будущих, должно быть идеальным. Если есть военный билет, он должен быть с категорией «А».

Обратите внимание: будущего пилота могут отчислить даже во время обучения, если его здоровье ухудшится.

Также один из важных вопросов – сколько лет должно быть пилоту. По законодательству летать можно с 18 до 65 лет.

Личные качества и навыки будущих пилотов

Самые главные навыки, которыми должны обладать летчики, относятся к летательным аппаратам.

Специалисты должны знать особенности строения и технические характеристики вверенных им летательных аппаратов, а также уметь ими управлять.

Знание английского языка не обязательно, но будет плюсом. Оно открывает дополнительные возможности. С английским языком лётчик сможет работать в международных рейсах.

Не менее важны личные качества пилота:

  • ответственность;
  • стрессоустойчивость;
  • мгновенная реакция;
  • пунктуальность;
  • терпеливость;
  • умение анализировать;
  • задатки лидера;
  • усидчивость;
  • решительность;
  • внимательность.

Также нужно быть готовым к тому, что придется заполнять много документов.

Где готовят пилотов гражданской авиации в России

Всего в России есть 3 вуза, в которых учатся будущие пилоты:

  • Университет гражданской авиации в Санкт-Петербурге;
  • Ульяновское Высшее авиационное училище гражданской авиации;
  • Авиационный институт в Москве.

Остальные заведения, в которых обучают на пилотов, являются филиалами.

Сколько лет учиться на пилота самолета

Срок обучения зависит от учебного заведения. В вузах он составляет 5 лет.

В некоторых училищах можно обучиться за 3 года. Обучение на курсах и в специальных школах лётчиков занимает около 3 месяцев.

Однако не стоит забывать, что на этом процесс не заканчивается. Конечно можно работать в качестве любителя, но, при желании повысить категорию, нужно будет еще много учиться и практиковаться.

Как поступить на летчика – предметы и экзамены

Русский язык и математика являются обязательными предметами для сдачи после школы. Чтобы поступить на пилота, в качестве дополнительного предмета нужно сдавать физику.

Может ли девушка стать пилотом

Летное дело интересует и девушек. Однако некоторые учебные заведения принимают только лица мужского пола.

Поэтому возможность обучения в училище или вузе зависит от конкретного учебного заведения.

Если нет возможности поступить, можно начать обучение на курсах. Хотя в большинстве случаев возможность поступления девушки зависит от ее знаний и личных качеств.

Где может работать пилот самолета

Трудоустройство зависит от категории, которой обладает лётчик.

Чтобы устроиться в крупные компании, нужно получить категорию «линейный пилот». Главное правило — чем больше опыта, тем больше возможности попасть в престижную компанию, например, «Аэрофлот».

Какова зарплата пилота в России

Средняя зарплата летчика в России – около 100000 рублей в месяц. Эта цифра может доходить и до 200000 рублей.

У военных летчиков зарплата зависит от сложности полетов, а у гражданских – от престижности авиакомпании.

Карьерный рост и перспективы развития

В профессии есть хорошие возможности для карьерного роста. Однако не стоит забывать о конкуренции. Чем лучше место, тем она выше.

На одно место в престижной компании может быть до 10 претендентов. Но если пилот обладает реальным желанием и стремлением развиваться, он получит заслуженную должность.

Быть активным нужно уже во время обучения, потому что некоторые авиакомпании сотрудничают с академиями.

Выдающиеся студенты могут получить возможность пройти обучение в специальных учебных центрах за счет авиакомпании.

Стоит ли учиться на пилота самолета – плюсы и минусы профессии

Плюсы профессии:

  • востребованность;
  • высокая зарплата;
  • возможность путешествовать и получать за это деньги;
  • ранний выход на пенсию.

Минусы профессии:

  • частое отсутствие дома;
  • постоянные медкомиссии и отсутствие гарантии, что следующая будет пройдена;
  • сильное эмоциональное напряжение.

На пилота стоит пойти учиться тем, кто реально готов к трудному обучению и постоянному совершенствованию своих навыков. Это не та профессия, в которой можно будет трудиться наполовину. Профессия летчика предполагает постоянные тестирования и проверки.