Что такое предания. Устное народное творчество

"Преданье старины глубокой, дела давно минувших дней..." Эти строки с самого детства слышит, видит, читает каждый русскоязычный человек. Так начал свое произведение "Руслан и Людмила" Александр Пушкин. Являются ли действительно преданиями его сказки? Чтобы знать точно, нужно разобраться в понятиях.

Поэзия поэзией, но что значит слово "предание"? Определение и особенные черты этого явления мы рассмотрим в нашей статье.

Предание как жанр

Свое ознакомление с миром народных преданий мы начнем с определения самого понятия. Так, различные источники дают нам следующее.

Предание — прозаический сюжетом в котором выступают исторические факты в народной трактовке. Предания народа не связаны с жанром сказки, хотя порой события и напоминают мифические или сказочные.

Предания в теории литературы принято делить на две большие группы по типу сюжета: исторические и топонимические.

Предания - часть устной народной прозы

Мы узнали, Определение дало нам общее представление. Поговорим об одной особенности данного жанра. Примечательно, что предания являются Это значит, что истории, услышанные сегодня, были созданы сотни лет назад и переходили из уст в уста. К тому времени, как предание было записано на информационном носителе, могли произойти десятки или даже сотни трансформаций сюжета, образов.

Творения известного поэта Греции Гомера "Илиада" и "Одиссея", имеющие невероятный размер, также передавались устным способом. Они также описывали исторические события, приукрашенные и несколько видоизмененные. В этом прослеживается некоторая схожесть данных творений с более новыми преданиями.

Как жанр устной прозы, предания восхищают своей долгой историей. К счастью, а может и нет, в наше время их распространение в записанном виде гораздо проще. Нам стоит ценить каждое слово, предание, дающее важные духовные знания о предках.

Сравнение с другими фольклорными прозаическими жанрами

Предания порой можно ошибочно определить как легенду или былину. Во избежание этого назовем такую закономерность: сюжеты легенд направлены на объяснение происхождения какого-либо культурного или природного явления. Они часто дают определенную моральную оценку описываемым событиям. А предание - это пересказ на народный лад истории с участием широко известных или знаменитых в локальной местности героев.

От былин предания народа отличаются содержанием, действующими лицами (исторические лица: разбойники, правители, простые люди, ремесленники), участием реальных известных в определенной местности личностей, ставших мифологическими героями.

Характерным для данного жанра фольклорной прозы является повествование от третьего лица о событиях, относящихся к прошлому. Рассказчик преданий не был очевидцем событий, а передает историю, услышанную от третьих лиц.

Исторические предания

Коллективная народная память создала древние предания из реальных фактов, о которых в несколько ином свете мы можем прочесть в учебниках истории. Так создавались исторические предания.

К историческим относят предания о Жанне д’Арк, царе Иване Грозном, атамане Мазепе и других.

Сюда же относим библейские рассказы о сотворении мира, выходе израильтян из Египта в поисках своей земли и множество других.

В данную группу входят такие предания, которые впитывают представления людей о творении их мира. Все фольклорные единицы создают единый историко-мифологический мир, отображающий широкую картину народного взгляда на окружающую действительность.

Временные рамки, охвачиваемые преданиями, трудно определить: это сведения от самой библейской древности до современности.

Топонимические предания

К топонимическим относят предания, фиксирующие события, ставшие основой для происхождения того или иного названия. Их героями становятся, соответственно, местные известные персонажи и события, имеющие значение только там. Изучение таких вот местных историй - интересная часть топонимических и этнографических исследований.

Топонимическими являются краткие предания о Змиевых Валах (от Змия), городе Киеве (о Кие, его братьях и сестре), городе Орше (князь Орш и его дочь Оршица), городе Львове и многих других топонимических объектах.

Перспективы для исследователей

В каждом городе, каждом селе есть такие краткие истории о том, откуда взялось какое-нибудь местное название. Сборники подобных преданий можно составлять бесконечно. Поле для исследований есть и сегодня. Поэтому каждому, кто открыл для себя предания и нашел их интересным объектом деятельности, есть работа.

Издать сборник преданий, собранных в конкретной местности, - вполне реальная перспектива. Новые названия появляются и сегодня, прямо в этом момент. Также в отдаленных уголках России существуют такие поселения, в которых фольклор активно развивается. Значит, появляются новые границы для этнографической и фольклорной работы.

Примечательно, что в нынешнее время больше появляется топографических преданий. Исторические сохраняются с предыдущих эпох, поскольку с некоторого времени фиксация всех фактов происходит моментально после их появления.

Предания, мифы и их историческая основа

Предание, определение которому мы уже дали, порой связывают с мифологией. Так, рассказы о подвигах греческого героя Геракла, как считают исследователи, не могли возникнуть без реальных исторических фактов. Те мифические события и герои, которыми обросла вероятная реальная история похождений Геракла, появились с течением времени.

Были подтверждены некоторые факты из Книги Еноха, в которой упоминались исполины. Таким же образом, найдены архитектурные памятки, которые могли быть свидетелями событий, ставших основой предания о Всемирном Потопе.

Выводы

Таким образом, мы узнали, что предание - из уст в уста народный рассказ об исторических событиях. В процессе передачи носителям свойственно приукрашать предание. Определение и черты данного фольклорного жанра теперь нам известны. Мы можем легко отличить его от легенд и сказок.

Древние предания - это отражение самых глубоких пластов культуры и истории определенного народа. Изучая и сопоставляя их с фактами истории тех или иных народностей, можно сделать выводы о мировоззрении живших в то время людей. Ценность пересказов для этнологии также крайне велика.

Народные предания, исторические и топонимические, слышал каждый человек, но мог не обратить внимания на этот алмаз, ограненный за годы передачи из уст в уста. Теперь мы можем ценить то, что знаем и что слышим об окружающем культурном мире. Пусть же наша статья окажется вам полезной и даст возможность взглянуть на творчество народа с другой стороны.

Выполнил ученик 9Б класса МБОУ «СОШ № 23» СТРУК РОМАН Руководитель: Пичугина Н.В., учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ № 23» 2012 год Историческое предание как жанр фольклора в народном творчестве Архангельского Севера

Цели и задачи работы Цель – исследовать историческое предание как жанр фольклора в литературной традиции Архангельского Севера; Задачи: Выяснить отличительные особенности предания от других жанров фольклора; Изучить видовые группы преданий Архангельской области; Рассмотреть роль преданий в устном народном творчестве Архангельского Севера

Исследователи – фольклористы Архангельского Севера

Особенности жанра предания 1. Сохраняют память о событиях и деятелях национальной истории; 2.Предания имеют большое познавательное значение; 3. Выполняют информативную, идейную функции; 4. Обладают эстетической значимостью; 5. В предании используются особые изобразительно-выразительные средства ПРЕДАНИЕ – ЭПИЧЕСКИЙ, ПОВЕСТВОВАТЕЛЬНЫЙ, СЮЖЕТНЫЙ ЖАНР

Виды преданий Архангельского Севера Предания о мифологическом народе – ЧУДЬ; Предания об основании «малой родины»; Предания о северных богатырях; Предания о происхождении архангельских деревень; Предания, связанные с историческими событиями; Предания о разбойниках; Предания о раскольниках; Предания о государственных деятелях

Эти предания повествуют о заселении, основании архангельского края Предания об основании «малой родины» Деревня Лявля Небесный покровитель Архангельска Архангел Михаил

Чудь в северных преданиях Мифологическая чудь в ранних северных преданиях изображается то краснокожей, то белоглазой. В более поздних преданиях чудь предстаёт в качестве обычных людей

Любимый герой преданий Архангельского Севера – богатырь Иван Лобанов, родом с Вологодчины Предания о северных богатырях Богатырь Иван Лобанов

Предания о защите Архангельского Севера Архангельск исторический В преданиях Архангельского Севера встречаются сюжеты о нападении шведов на северные рубежи, эпизоды Крымской войны, безуспешные подступы английского десанта к поморским сёлам

Фома – воевода – добродушный разбойник, помогающий бедным, слабым, обездоленным Разбойники в архангельских преданиях Рассказчица северных преданий Фома-воевода

Предания о раскольниках Историческим прототипом преданий о раскольничестве в церкви послужил протопоп Аввакум – крупнейший писатель, деятель Древней Руси

Предания о государственных деятелях Образ Петра Первого – центральный образ преданий об исторических деятелях

Предание как жанр фольклора занимает важное место в системе устного народного творчества Архангельского Севера; Тематика преданий разнообразна; каждое предание по-своему интересно, поучительно, познавательно; Предание имеет воспитательное значение, помогает перенестись в прошлое Заключение

Предание - то, что дошло до наших дней непосредственно из глубины веков и поэтому сохранило дух того времени. "Преданья старины глубокой..." - так говорит А.С. Пушкин о событиях, описанных в "Руслане и Людмиле".

Слово "легенда" в сознании современного человека еще более связано с вымыслом, откровенно неправдоподобной историей, которая приукрашивает действительность.

Но в научной литературе о фольклоре эти понятия имеют иное, более четкое значение. Предания и легенды - это жанры устного народного творчества. Предания - рассказы исторического содержания, народная и историческая проза. Легенды - рассказы религиозного содержания. Различия между преданиями и легендами народное сознание не делает. Да и современная наука не всегда может провести четкую грань между ними.

Название "предание" достаточно точно отражает суть этого жанра. Это рассказ, который передается из уст в уста, переходит от поколения к поколению.

Грамотность и книги были доступны немногим. А знать свое место в истории, разбираться в событиях хотелось почти каждому человеку. И вплоть до XIX столетия предания заменяли простому народу историческую литературу, по-своему рассказывая о прошлом. Предания не отображают весь ход событий. Они уделяют внимание отдельным ярким моментам истории.

Предания часто освещают происхождение того или иного народа. Обычно речь идет о каком-нибудь предке, родоначальнике, с которым связано название племени или народа (этноним).

В преданиях есть много такого, о чем нельзя прочесть в книгах. Прошлое в преданиях обычно приукрашивается. Так, рассказывается, что в прежние времена жили не обыкновенные люди, а великаны; поэтому, человеческие кости, найденные на месте былых сражений русских с литовцами или чудью (одним из финских племен), будто бы поражают своей величиной. Разбойничьи или казачьи атаманы в былые годы тоже обладали какими-то волшебными свойствами: например, Ермак, по преданию, неуязвим для пуль, Разин - колдун и т.д.

Разумеется, нашли свое отражение в преданиях и реальные обстоятельства.

О свойских царях и щедрых разбойниках.

Почти во всех преданиях в центре любого события всегда стоит одна яркая личность: князь, разбойник. Атаман, генерал и т.д. Эта личность и определяет все происходящее.

В преданиях об исторических личностях могут описываться события, широко известные: например, взятие Иваном Грозным Казани, завоевание Ермаком Сибири и т.д. Но наряду с этим существует множество сюжетов, в которых изображаются различные поступки знаменитых людей, не известные по архивным документам или другим источникам.

Особый интерес для народной исторической прозы представляет частная жизнь исторической личности. Яркие, выдающиеся деятели хотя и отличаются в преданиях от обычных людей, но по каким-то признакам похожи на простых смертных. У них есть своя личная жизнь, они могут заниматься делами отнюдь не героическими, будничными, напрямую общаться с простонародьем и т.п. Рассказывается, например, как Петр I становится крестным отцом сына бедного крестьянина, как один из крупнейших полководцев XVIII в. граф Румянцев ловит рыбу в своем имении, а Суворов шутит со своими солдатами.

Часто предания исполнены иронии: даже великие деятели в них могут ошибаться, заблуждаться, выступать в смешном свете. В этом еще одна важная особенность преданий: они не только закрепляют исторические события в народной памяти, пусть даже приукрашивая, но и приближают их к повседневности. Поэтому в рассказах помимо прославленных личностей и громких событий встречаются герои и обстоятельства, неизвестные за пределами данной местности.

Множество преданий посвящено тому, как был основан тот или иной город и освоены новые территории, как возникли те или иные географические названия. Эти сюжеты также связаны с деятельностью какого-либо одного выдающегося человека.

Названия городов, сел, рек, озер порой связываются с каким-то событием местного значения (которого в действительности могло и не быть).

Среди героев преданий часто встречаются разбойники и силачи.

Разбойники грабят, убивают людей, прячут награбленное, зарывают клады, которые никто не может разыскать. Существуют рассказы про целые разбойничьи деревни: жители заманивали проезжих к себе ночевать, а потом убивали их; или днем занимались обычным трудом, а по ночам грабили.

Однако далеко не всегда в преданиях разбойники предстают злодеями. Нередко речь идет о благородных народных заступниках, раздававших награбленное бедным. Среди них упоминаются Разин и Пугачев.

Силачи в преданиях - всегда простые люди, представители той среды, в которой о них и рассказывается: среди казаков - это казак, в бурлацких рассказах - бурлак. Такой силач превосходит всех физической мощью и обычно не имеет равного противника, но во всем остальном такой же, как все. Но иногда такие герои наделяются и мифологическими, волшебными чертами. Один из самых известных героев-силачей - Рахта (или Рахкой) Рагнозерский, прозванный так по названию деревни Рагнозеро в Карелии.

Такие персонажи указывают на связь преданий с другими фольклорными жанрами, в центре которых стоит исключительная личность: с былинами, историческими песнями, сказками, народными верованиями.

Как Христос хлеб собирал

Слово "легенда" на латыни буквально значит "то, что следует читать". Первоначально так называли жития святых, в которых содержались примеры христианской добродетели и благочестивого поведения. Позже под легендами стали понимать вообще поучительные и благочестивые истории. А затем и просто истории, в которых происходит что-то необычное, чудесное, но воспринимается это как происшедшее на самом деле.

В легендах наряду с людьми и животными действуют Бог и святые, ангелы и бесы. Если предание обращено в прошлое, то в легенде время действия не оговаривается. Это или священное время - когда Бог сотворил мир, или речь идет о событиях, которые могли происходить когда угодно.

Все происходящее в легендах описывается и оценивается с точки зрения соответствия христианским нормам жизни - как их понимает народная традиция. В событиях, изображаемых в легендах, много невероятного. Но понятия "правдоподобно" или "неправдоподобно" к ним неприменимы.

В легендах Христос или святые часто спускаются на землю и неузнанные ходят по ней, награждая праведников и наказывая грешников. Такие сюжеты строятся на контрасте между тем, что думает о неприметных странниках человек, и тем, кто они на самом деле. Наказание или награда следуют незамедлительно или обещаны в будущей жизни, в аду или раю.

Бывает, что легенды перекликаются со сказками. Отличие их в том, что сказки рассказываются для веселья, для забавы. А легенды, несмотря на сходство сюжетов, воспринимаются совершенно серьезно, как действительный случай, из которого следует сделать выводы, извлечь мораль.

Сюжеты легенд черпали не только в устной, но и в письменной культуре. Среди письменных источников на первом месте стоят апокрифы. Легли в основу легенд и некоторые библейские события.

Христианские образы и сюжеты часто накладываются на древние народные поверья.

Легендарные сюжеты нашли отражение не только в литературе, но и в иконописи. Самый распространенный тип иконы Святого Георгия - "Чудо Георгия о змие" - связан с легендой, а не с житием этого святого. Это изображение, где Святой Георгий на коне попирает и пронзает копьем змея, было настолько популярно, что стало гербом Московской Руси, а затем и Москвы.

Легенды и предания - живой жанр. Они окружают нас и по сей день. Народная культура по-прежнему на свой лад ведет счет событиям, отбирая то, что представляется самым важным. И слухи, которые рождает и разносит современная молва, в будущем вполне могут дойти до потомков диковинными историями.

Предание - это созданный устно, имеющий установку на достоверность эпический прозаический рассказ, основное содержание которого составляет описание реальных или вполне возможных фактов.

Как и легенды, предания создавались с установкой на достоверность. Отличие их в том, что взято в основу повествования – действительные или фантастические факты – и как они изображаются в предании или легенде. Сверхъестественные персонажи для жанра преданий не характерны, в легендах же они всегда присутствуют. Для преданий мордвы, как и других народов, характерны следующие признаки: прикрепленность к месту, объекту; установка на достоверность; ретроспективность.

Условно можно выделить две большие группы преданий: исторические и топонимические.

Первые повествуют о памятных событиях и известных деятелях прошлого. Они подразделяются на ряд циклов: о великанах, мордовских племенных вождях, борьбе мордовского народа с внешними врагами, походе Ивана Грозного на Казань, крещении мордвы, Разине и Пугачеве, разбойниках и кладах.

Значительное число составляют топонимические предания. Как правило, в их основе – история отдельного села, местности. Цель их – объяснить происхождение географических названий. Район распространения таких преданий обычно ограничен одним или несколькими близлежащими селениями. Почти у каждого села есть предания о его основателях, первожителях и условиях возникновения.

Предания в отличие от других жанров фольклора не выделяются столь отчетливо из бытовой прозы и не отличаются структурной самостоятельностью и законченностью. Они отличаются своим кругом тем и сюжетов, установкой на правдоподобность, истинность повествования. Каким бы неправдоподобным, недостоверным ни было повествование, рассказчик всегда старается, чтобы в него поверили. Поэтому прежде всего он стремится подтвердить реальность рассказа специальной оговоркой – «об этом все знают», «так старики говорят» и т.д.

Сюжеты мордовских преданий одноплановы, они дают простейшую схему развития основных событий. Предание редко бывает развернутым, состоящим из нескольких эпизодов или мотивов, как, например, отдельные повествования о Тюште: избрание, правление, уход за море. Чаще всего сюжет состоит из одного эпизоды, по существу, даже из одного мотива. Но эпизод выбирается важный, кульминационный, позволяющий раскрыть суть события, характер действующего лица, драматические коллизии. Встречаются и бессюжетные предания простейшего типа, имеющие форму короткого сообщения о качествах героя, времени его жизни, людях, которые слышали о его необыкновенных поступках.

Часто в преданиях встречаются общие мотивы.

Предания могут быть связаны и с другими жанрами – поверьями, быличками.