Что такое воображение 15.3. Воображение – двигатель прогресса и спасение человечества (эссе)

(1) Говорят, глаза – зеркало души.
(2) Но зеркало лишь отражает, не запечатлевает образы, и обратной стороны его не обнаружено.
(3) Глаза же выражают, погружают в себя, пропускают сквозь внешние картины и всё узнанное передают в неисповедимую область души, сердца и сознания.
(4) Глаза созданы из нервов, они играют от чувств, озаряются светом, когда здоровое нутро, иль наоборот – мелеют, тускнеют, мертвеют, когда хворь уже вплотную угнездилась в человеке и терзает его ежедень.
(5) Взгляд – это умышление поступка, знак о грядущем действии иль происходящем переживании.
(6) Накладываясь на сетчатку глаза, как на экран, взгляд внезапно обнаруживает огненную, испепеляющую силу, от которой становится страшно иль стыдно за себя.
(7) Через взгляд, как через беззвучный вопль, человек освобождается от внутреннего гнёта.
(8) Взгляд в спайке со словом может привести в безумие массы народу.
(9) Так что же такое взгляд?
(10) Он же не фотографирует слепо увиденное?
(11) Но и глаза не создают взгляда, а только пропускают его, усиливают или ослабляют.
(12) Взгляд исходит изнутри через зрак, как сгущённый пучок энергии, и непонятная сила его недоступна расшифровке, как безусловная божественная тайна; так же и слово, и мысль.
(13) Взгляд нельзя зачерпнуть пригоршней, измерить метром, взвесить на скалке весов, записать прибором силу его, разъять на волокна, передать на расстояние.
(14) Непонятно, как синтезируется взгляд, каким образом участвуют в его создании душа, сердце и сознание.
(15) Но мы уверены, что взгляд существует как форма энергии.
(16) Именно взгляду в русском поэтическом языке даны десятки обозначений.
(17) Взгляд бывает задумчивый и печальный, нежный и ненавидящий, грустный, тоскливый, радостный, любящий, тревожный, мужественный и трусливый, обворожительный, чуткий, честный, презрительный.
(18) Каждый может продолжить этот ряд.
(19) Есть взгляд прямой и косой, искренний и предательский, боевой и плутовской, взгляд внутренней гармонии или распада.
(20) Взгляд переносит сконцентрированное чувство из областей внутренних во внешние, чувство, которое уже не может держаться в человеке, иначе грудь иль голова его лопнут от напора.
(21) И наоборот: извне – в себя.
(По В. Личутину)

Показать текст целиком

Что заключается в человеческом взгляде? Над этой проблемой размышляет в своем тексте российский писатель В.Личутин.

Автор изображает человеческий взор во всей палитре как "задумчивый и печальный", "нежный и ненавидящий", "грустный" и "радостный", "мужественный" и "трусливый". В.Личутин пишет о взгляде как о форме энергии, как о том, что не "зачерпнуть пригоршней", не "измерить метром", не "передать на расстояние".

Автор отвечает на вопрос о сущности взора, говоря, что он есть "умышление поступка, знак о грядущем действии иль происходящем переживании". Словами "взгляд внутренней гармонии или распада" В.Личутин говорит, что взор не только передает эмоции и чувства человека, но и показывает весь его духовный мир.

Критерии

  • 1 из 1 К1 Формулировка проблем исходного текста
  • 3 из 3 К2

Что заключается в человеческом взгляде? Над этим вопросом размышляет российский писатель В. Личутин.

Автор изображает всю палитру эмоций, которые может отразить человеческий взор: он бывает "задумчивым и печальным", "нежным и ненавидящим", "грустным" и "радостным", "мужественным" и "трусливым". В. Личутин пишет о взгляде как о форме энергии, как о том, что не "зачерпнуть пригоршней", не "измерить метром", не "передать на расстояние".

Автор убежден в том, что взор есть "умышление поступка, знак о грядущем действии иль происходящем переживании". Словами "взгляд внутренней гармонии или распада" В. Личутин говорит, что взор не только передает эмоции и чувства человека, но и показывает его духовный мир.

Главная черта старухи Изергиль в одноименном произведении М.Горького – это именно ее особенный взгляд.

В нем не чувствуются ни ее дряхлость, ни слабость. Взор Изергиль наполнен жизненной силой, и глаза старухи загораются ярким светом, когда всплывают в ее памяти картины прошлого. Взгляд Изергиль - отражение того, что ею пережито, и того, чем она живет сейчас.

"Глаза – зеркало души", - говорил Л. Н. Толстой. Яркий пример – образ героини романа "Война и мир" Марьи Болконской. Наружность княжны Марьи представляется читателю не самой прекрасной, однако все преображает ее лучистый взгляд. Взор ее говорит о красоте ее души, доброте и преданности.

Взгляд человека гораздо важнее других внешних качеств, ведь он является связующим элементом красоты внутренней и внешней, отражением духовного мира человека.

Сочинения на свободную тему (5-11 кл)

Сочинение по произведению на тему: Воображение - двигатель прогресса и спасение человечества (эссе)

Воображение важнее знания
А. Эйнштейн

Все, чего на протяжении веков человечество добилось в науке, технике и культуре, было достигнуто благодаря воображению. Ни Циолковский, ни Юрий Гагарин, ни первые американские космонавты на Луне были бы невозможны без первого мечтателя, вообразившего себя летающим, как птица. Его прыжок с колокольни с самодельными крыльями на руках предвосхитил космическую эру человечества. Русский Икар был не одинок. Известно, что на своем наброске первого летательного аппарата Леонардо да Винчи написал пророческие слова: “Человек вырастит себе крылья”. Летательный аппарат художника эпохи Возрождения действительно мог пролететь несколько футов, но церковь навесила на него ярлык “инструмента дьявола”.
Итак, коллективное воображение способствует быстрейшему развитию прогресса. Особо хочу отметить значение воображения творческих личностей. Писатели-фантасты всего мира создали удивительную страну, которой нет на географической карте, но она обозначена в душе каждого человека, умеющего мечтать. Это - страна ФАНТАСТИКА. Она живет по своим законам и порядкам. Там исполняются все желания и сбываются все мечты. Но страна Фантастика не столь ирреальна. Вспомним Жюля Верна: из области, подчиненной ему, в реальный мир перекочевали подводные лодки, а наши ученые утверждают, что летающий космический аппарат, нарисованный писателем, очень похож на космические корабли “Союз” и “Аполлон”. Коллективное мировое воображение подпитывает и творчество таких замечательных писателей-фантастов, как Иван Ефремов, Аркадий и Борис .
У нас издана целая “Библиотека современной фантастики”. Даже беглое знакомство с ней заставит читателя убедиться в стремлении авторов продолжить традицию научного предвидения. Но даже если в произведениях современных фантастов нет конкретных научных открытий, они все равно работают на прогресс человечества. Например, произведение Стругацких “Жук в муравейнике” ставит нравственные проблемы, которые как бы подготавливают человечество к психологическому равновесию среди сверхсовременных аппаратов на земле и в космосе. Я считаю, что проблема не только в том, чтобы сформировать в мыслях то, чего еще не было в физическом мире, но и в том, как человек воспользуется этим чудом техники. Ошибки такого рода привели к атомным взрывам в Японии. Человечество до сих пор живет в страхе перед ядерным и другим сверхсовременным оружием массового уничтожения.
Творчество писателей-фантастов является стихийным протестом против общественных отношений, уродующих и калечащих человеческую душу. Именно по этой причине величайшие достижения науки и техники в наши дни многими людьми воспринимаются как непреодолимое зло, как средство еще большего порабощения человечества. Писатели создают произведения, в которых фантастика является только фоном, на котором разыгрывается трагедия неразрешимых противоречий между человеком и кибернетическим роботом.
Например, в рассказе австралийского писателя-фантаста Ли Гардинга “Поиски” некто Джонстон ищет уголок настоящей природы за пределами"гигантских городов, покрывающих всю планету броней из металла и пластика. После долгих поисков ему удается найти прекрасный парк. Птицы, трава, аромат цветов восхищают его. Там даже сторож живет в деревянном домике. Герой собирается остаться там навсегда, но сторож его отговаривает: “Вам надлежит помнить, мистер Джонстон, что вы представляете собой часть уравнения. Чудовищного уравнения, которое помогает муниципальным киберам поддерживать плавное течение мирового процесса”. Не считаясь с предупреждением, Джонстон остается в парке, срывает с куста розу и с ужасом убеждается, что цветок синтетический. Все в парке искусственное, и даже сторож оказывается роботом. Отчаявшись, герой вскрывает себе вены, испытывая последнюю радость, что хоть кровь у него настоящая. Но кровь вытекает вся, а герой не умирает. И только патрульный робот убивает его пучком ионов.
Хочется надеяться, что творческое воображение когда-нибудь будет невозможно использовать против человека, а только для решения мировых проблем. Хорошо сказал об этом американский писатель Роберт Энтони: “Мы никогда не должны думать о ситуации как о безнадежной или неразрешимой. Вера в то, что мы находимся на пути к саморазрушению - просто заблуждение”. Я совершенно согласен с американским писателем. Наше творческое воображение - залог нашего будущего.

Воображение важнее знания
А. Эйнштейн
Все, чего на протяжении веков человечество добилось в науке, технике и культуре, было достигнуто благодаря воображению. Ни Циолковский, ни Юрий Гагарин, ни первые американские космонавты на Луне были бы невозможны без первого мечтателя, вообразившего себя летающим, как птица. Его прыжок с колокольни с самодельными крыльями на руках предвосхитил космическую эру человечества. Русский Икар был не одинок. Известно, что на своем наброске первого летательного аппарата Леонардо да Винчи написал пророческие слова: “Человек вырастит себе крылья”. Летательный аппарат художника эпохи Возрождения действительно мог пролететь несколько футов, но церковь навесила на него ярлык “инструмента дьявола”.
Итак, коллективное воображение способствует быстрейшему развитию прогресса. Особо хочу отметить значение воображения творческих личностей. Писатели-фантасты всего мира создали удивительную страну, которой нет на географической карте, но она обозначена в душе каждого человека, умеющего мечтать. Это – страна ФАНТАСТИКА. Она живет по своим законам и порядкам. Там исполняются все желания и сбываются все мечты. Но страна Фантастика не столь ирреальна. Вспомним Жюля Верна: из области, подчиненной ему, в реальный мир перекочевали подводные лодки, а наши ученые утверждают, что летающий космический аппарат, нарисованный писателем, очень похож на космические корабли “Союз” и “Аполлон”. Коллективное мировое воображение подпитывает и творчество таких замечательных писателей-фантастов, как Иван Ефремов, Аркадий и Борис Стругацкие.
У нас издана целая “Библиотека современной фантастики”. Даже беглое знакомство с ней заставит читателя убедиться в стремлении авторов продолжить традицию научного предвидения. Но даже если в произведениях современных фантастов нет конкретных научных открытий, они все равно работают на прогресс человечества. Например, произведение Стругацких “Жук в муравейнике” ставит нравственные проблемы, которые как бы подготавливают человечество к психологическому равновесию среди сверхсовременных аппаратов на земле и в космосе. Я считаю, что проблема не только в том, чтобы сформировать в мыслях то, чего еще не было в физическом мире, но и в том, как человек воспользуется этим чудом техники. Ошибки такого рода привели к атомным взрывам в Японии. Человечество до сих пор живет в страхе перед ядерным и другим сверхсовременным оружием массового уничтожения.
Творчество писателей-фантастов является стихийным протестом против общественных отношений, уродующих и калечащих человеческую душу. Именно по этой причине величайшие достижения науки и техники в наши дни многими людьми воспринимаются как непреодолимое зло, как средство еще большего порабощения человечества. Писатели создают произведения, в которых фантастика является только фоном, на котором разыгрывается трагедия неразрешимых противоречий между человеком и кибернетическим роботом.
Например, в рассказе австралийского писателя-фантаста Ли Гардинга “Поиски” некто Джонстон ищет уголок настоящей природы за пределами’гигантских городов, покрывающих всю планету броней из металла и пластика. После долгих поисков ему удается найти прекрасный парк. Птицы, трава, аромат цветов восхищают его. Там даже сторож живет в деревянном домике. Герой собирается остаться там навсегда, но сторож его отговаривает: “Вам надлежит помнить, мистер Джонстон, что вы представляете собой часть уравнения. Чудовищного уравнения, которое помогает муниципальным киберам поддерживать плавное течение мирового процесса”. Не считаясь с предупреждением, Джонстон остается в парке, срывает с куста розу и с ужасом убеждается, что цветок синтетический. Все в парке искусственное, и даже сторож оказывается роботом. Отчаявшись, герой вскрывает себе вены, испытывая последнюю радость, что хоть кровь у него настоящая. Но кровь вытекает вся, а герой не умирает. И только патрульный робот убивает его пучком ионов.
Хочется надеяться, что творческое воображение когда-нибудь будет невозможно использовать против человека, а только для решения мировых проблем. Хорошо сказал об этом американский писатель Роберт Энтони: “Мы никогда не должны думать о ситуации как о безнадежной или неразрешимой. Вера в то, что мы находимся на пути к саморазрушению – просто заблуждение”. Я совершенно согласен с американским писателем. Наше творческое воображение – залог нашего будущего.

Сочинение по литературе на тему: Воображение – двигатель прогресса и спасение человечества (эссе)

Другие сочинения:

  1. Воображение – дар, который человеку дала природа. С его помощью он может мечтать, фантазировать, грезить. Но, что еще важнее, воображение помогает человеку преобразовывать мир – ведь он способен воплощать свои фантазии в реальность и, тем самым, улучшать окружающую жизнь. Таким Read More ......
  2. Библию не раз сжигали и возносили, переписывали и канонизировали, толковали и перетолковывали. Стоит ли говорить о ней вновь, можно ли подойти по-современному к ее толкованию? Ведь 0 Библии, некоторые части которой созданы более трех тысяч лет тому назад, написано очень Read More ......
  3. Реальность существует для людей, у которых отсутствует воображение Артемий Лебедев В наше время общество самых разных уголков земного шара окунулось в новую обширную информационную среду – Интернет. До сих пор многие люди считают, что Интернет пока еще является своеобразной лабораторией, Read More ......
  4. В ХІХ-ХХ веках большое значение в жизни человечества приобрел научно-технический прогресс, но одновременно с этим люди стали замечать его отрицательное воздействие. Это воздействие сказалось как на состоянии окружающей природы, так и на внутреннем мире человека. В наше время механизированная, неодушевленная Read More ......
  5. Будущее человечества – в Космосе! К. Циолковский В этом году во всем мире отмечается знаменательная дата – 50 лет со дня первого полета человека в космос. 12 апреля 1961 года началась новая веха в жизни планеты Земля – стало понятно, Read More ......
  6. Правда и ложь…. Два противоположных полюса, связанных не-разрывной ниточкой. Что более необходимо человеку? Странно ставить такой вопрос. Ведь с самого детства нам прививают понятие о правде как о положительном качестве, а о лжи как об отрицательном. В обычной ситуации, может Read More ......
  7. Трагические события революции и братоубийственной Гражданской войны отражались в русской литературе с разных точек зрения. Пролетарские писатели изображали эту эпоху как борьбу народа за свое счастье, писатели, не разделявшие большевистских взглядов, рассматривали ее как национальную трагедию. Такую же авторскую позицию Read More ......
  8. Нет, я не дорожу мятежным наслажденьем, Восторгом чувственным, безумством, исступленьем… А. Пушкин Любовь во все века была главной двигательной энергетической силой человечества на пути к гармонии жизни. Создано множество произведений искусства, посвященных любви. Это, казалось бы, очень интимное чувство, влияло Read More ......
Воображение – двигатель прогресса и спасение человечества (эссе)