Cочинение «Анализ стихотворения Н. А

Автор в своем стихотворении перечисляет типы лиц человека с помощью сравнений, олицетворений и метафор. Стихотворение состоит из 16 строк, в нем 7 предложений. Оно говорит о способности автора размышлять философски, его наблюдательности, способности видеть то, чего не замечают окружающие. Всего автором представлено 6 типов лиц человека, 6 характеров людей.

Первый тип лиц рассматривается автором как те, что обещают в себе некое величие. Повествователь сравнивает их с «пышными порталами», видит их загадочными и непонятными, даже великими. Но когда узнаешь таких людей ближе, то видишь, что в нем нет ничего необычного и великого, поэтому автор употребляет слово «чудится». Это говорит об обмане, который заключен в подобных типах лиц.

Второй тип лица сравнивается с «жалкими лачугами». Такие лица выглядят печальными. Люди, обладающие такими лицами, страдают от неисполненных желаний, они недовольны своей жизнью, а потому автор говорит, что в таких «лачугах» варят печень и сычуг. Под глазами таких людей темные круги, кожа их лиц желтая и вялая. Эти люди больны. Вылечить их от болезни тоски и печали очень сложно и все это отражается на лице.

Третий тип лиц принадлежит людям с жестким и суровым характером. Эти люди скрытны, они переживают все в себе, не подпуская никого близко к своему сердцу. Автор называет лица таких людей холодными и мертвыми, а их глаза - окнами, которые закрыты решетками. Души таких людей автор сравнивает с темницами.

Четвертый тип лиц автор называет недоступными, как башни. Люди с такими лицами очень высокомерны, они не видят в окружающих достойных себе, считая себя превосходящими во всем. Такие люди очень тщеславны, но когда кому-то все-таки удается узнать сущность этих людей, становится ясно, - они пусты, в них нет ничего примечательного и дорогого.

Пятый тип лица автор любит и вспоминает с теплом. Ему он посвящает больше строк, чем первым. Он сравнивает это лицо с небогатой, непримечательной хижиной. У таких людей лица могут быть не очень красивыми, на них могут быть морщинки, но их удивительные глаза блестят весенним днем. Их добрый, теплый взгляд заставляет людей чувствовать себя хорошо. Обычно у таких людей богатый внутренний мир и хорошие качества характера. За счет этих достоинств они становятся очень привлекательными.

Шестым типом лиц автор восхищается, но уже не говорит, что встречал таких людей или общался с ними. Подобные люди, - большая редкость. Их лица автор сравнивает с ликующими песнями, солнцем и музыкой, стремящейся к небесам. Эти люди обычно очень чисты и безгрешны, они живут возвышенной жизнью и вдохновляют других задумываться о чем-то возвышенном и прекрасном. Именно таких людей каждому хочется иметь в друзьях, кому-то хочется на них ровняться. Они прекрасны во всех отношениях.

Анализ стихотворения О красоте человеческих лиц по плану

Возможно вам будет интересно

  • Анализ стихотворения Зимнее утро Майкова

    Стихотворение поэт написал 1839 году, когда ему было 18 лет. Майков нередко использовал сельские мотивы и пейзажную лирику в своем творчестве. В ранний период он придерживался реалистического направления, что и объясняет его взгляды в поэзии

  • Анализ стихотворения Работа Брюсова

    Брюсов не только сочувствовал революции, но и принял довольно активное участие в новом преобразовании страны после событий 1917 года. Стихотворение Работа относится именно к этому времени и представляет собой своеобразный идеологический призыв

  • Анализ стихотворения Домби и сын Мандельштама

    Произведение представляет собой прекрасный образец превращения поэтом схожих, но разных образов колоритную картину.

  • Анализ стихотворения Звезды закрыли ресницы Брюсова

    Произведение относится к раннему романтическому творчеству поэта, написанное в двадцатилетнем возрасте автора.

Стихотворение Н. А. Заболоцкого «О красоте человеческих лиц» (восприятие, истолкование, оценка)

Стихотворение «О красоте человеческих лиц» было написано в 1955 году. В этот период лирика Заболоц-кого наполняется философским осмыслением бытия, в своих стихах он размышляет о вечных человеческих ценностях — добре и зле, любви и красоте. Стихи по-эта со всей определенностью можно назвать поэзией мысли — напряженной, даже несколько рационали-стической.

В стихотворении «О красоте человеческих лиц» противопоставлены друг другу две части. В первой поэт рассуждает о типах человеческих лиц, черты ко-торых могут раскрыть характер их обладателя. Так, «лица, подобные пышным порталам» рассказывают о людях, озабоченных собственным величием, за внеш-ней яркостью скрывающих собственную незначи-тельность. Другие, напротив, «подобия жалких ла-чуг». Люди с такими лицами вызывают жалость, по-давленные бедностью, жизненными лишениями и унижением, они не смогли сохранить чувство собст-венного достоинства. Неприятие у лирического героя вызывают «холодные, мертвые лица», чьи обладате-ли скрывают свою душу от мира за «решетками», и кто знает, какие мысли и чувства могут родиться в «темницах» такого человека.

Другие — как башни, в которых давно Никто не живет и не смотрит в окно. Не дом, не жилище, а именно башни — пустые гул-кие башни. Ассоциации, вызванные этими строками, навевают жуть, создавая образ мрачного, бездушного человека, несущего скрытую угрозу.

Все лица, описанные в первой части стихотворе-ния, сравниваются поэтом с архитектурными соору-жениями: пышные порталы, маскирующие бедность духовного мира их обладателей, решетки темниц, скрывающие озлобленность, опустевшие башни, не оставляющие никакой надежды на человечность. Но и «подобия жалких лачуг» лишены человеческой красоты, люди, потерявшие самоуважение, гордость, не могут быть красивы в своих жалких стремлениях, лишенных даже намека на духовность.

Истинная красота человека, по мнению поэта, лишь в «движении души», постоянном стремлении к саморазвитию, богатстве чувств и мыслей, искренно-сти во всех человеческих проявлениях. Что и раскры-вается во второй части стихотворения, во всем проти-вопоставленной первой. «Малая хижинка», которая «неказиста» и «небогата», вроде бы близка по внеш-нему описанию «жалким лачугам», но если в лачугах «варится печень и мокнет сычуг», то из окна хижины «струилось дыханье весеннего дня». Здесь подразуме-вается вечная духовная молодость человека, лицо ко-торого подобно «хижинке», чистота его помыслов, те-пло души.

Отсутствие внешней помпезности, пустой напы-щенности подчеркивается уменьшительно-ласка-тельными словами: «хижинка», «окошко».

Кульминация стихотворения в последней строфе, начинающейся восклицанием о том, как «мир и ве-лик и чудесен!». И в этом утверждении не только вос-хищение необозримой красотой окружающего мира, но и сравнение ее с красотой мира духовного, прису-щей одухотворенным людям, чьи «лица — подобья ликующих песен» — самые красивые для лирическо-го героя стихотворения лица. Именно из таких людей «составлена песня небесных высот», то есть, жизнен-ная гармония.

Если первая часть стихотворения, в которой звучат такие слова, как портал, лачуги, башни, темницы соз-дает несколько гнетущую атмосферу, то вторая, на-полненная солнцем, сияющими нотами, небесными высотами вызывает радостные чувства и создает ощу-щение простора, истинной красоты.

Продолжая традиции русской литературы, Забо-лоцкий рассматривал в своих произведениях пробле-му красоты внешней, часто скрывающей духовную бедность, и внутренней — красоты души человече-ской, которая может прятаться за непримечательной внешностью, но проявляться в каждой черте, каждом движении лица человеческого. В стихотворении вполне ясно видна авторская позиция человека, более всего почитающего красоту и богатство внутреннего мира людей.

Тематика стихотворений Н.А. Заболоцкого разнообразна. Его можно назвать философским поэтом и певцом природы. Он многолик, как жизнь. Но главное – стихи Н.А. Заболоцкого заставляют думать о добре и зле, ненависти и любви, красоте…

…что есть красота

И почему ее обожествляют люди?

Сосуд она, в котором пустота,

Или огонь, мерцающий в сосуде?

Вечный вопрос, звучащий в «Некрасивой девочке», несколько по-иному освещается в стихотворении «О красоте человеческих лиц», которое было написано в том же тысяча девятьсот пятьдесят пятом году.

«Поистине мир и велик и чудесен!» – этими словами поэт завершает изображение галереи человеческих портретов. Н.А. Заболоцкий не говорит о людях, он рисует лица, за которыми – характер, поведение. Описания, данные автором, удивительно точны. Каждый может увидеть в них свое отражение или характеристику друзей, близких. Перед нами лица, «подобные пышным порталам», «подобия жалких лачуг», «мертвые лица», лица, «как башни», «подобья ликующих песен». Данная картина еще раз утверждает тему многообразия мира. Но сразу возникают вопросы: «Все ли они красивы? И что есть истинная красота?»

Н.А. Заболоцкий дает ответы. Для него почти нет различий между лицами, подобными жалкой лачуге или пышному порталу. Эти

…холодные, мертвые лица

Закрыты решетками, словно темница.

Чужды ему и

…башни, в которых давно

Никто не живет и не смотрит в окно.

В этих лицах нет жизни, недаром важной характеристикой здесь являются эпитеты с негативной окраской («жалких», «холодные, мертвые»).

Тональность стихотворения меняется, когда автор рисует противоположную картину:

Но малую хижинку знал я когда-то,

Была неказиста она, небогата,

Зато из окошка ее на меня

Струилось дыханье весеннего дня.

Движение, теплота, и радость приходят в произведение с этими строками.

Таким образом, стихотворение построено на противопоставлении (пышные порталы – жалкие лачуги, башни – малая хижинка, темница – солнце). Антитеза разделяет величие и низость, свет и мрак, талант и бездарность.

Автор утверждает: внутренняя красота, «как солнце», способна сделать привлекательной даже самую «малую хижинку». Благодаря ей составляется «песня небесных высот», способная сделать мир чудесным и великим. Через все стихотворение рефреном проходит слово «подобие» и его однокоренные «подобные», «подобья». С помощью них тема истинной и ложной красоты раскрывается наиболее полно. Подобное не может быть настоящим, это лишь имитация, подделка, не способная заменить оригинал.

Важную функцию в первых четырех строках выполняет анафора («Есть..», «Где…»), которая помогает раскрыть образы по единой схеме: сложноподчиненными предложениями с придаточными места:

Есть лица, подобные пышным порталам,

Где всюду великое чудится в малом.

Есть лица – подобия жалких лачуг,

Где варится печень и мокнет сычуг.

В следующих четырех строках особая роль отводится сравнениям («словно темница», «как башни»), создающим мрачную картину внешнего величия, не способного заменить внутренней гармонии.

Эмоциональный настрой совершенно меняется в последующих восьми строках. Во многом это происходит благодаря разнообразию выразительных средств: олицетворению («дыханье весеннего дня»), эпитетам («ликующих», «сияющих»), сравнению («как солнце»), метафоре («песня небесных высот). Здесь появляется лирический герой, который сразу из калейдоскопа лиц выделяет главное, поистине красивое, способное принести чистоту и свежесть «весеннего дня» в жизнь окружающих, осветить, «как солнце», и составить песню «небесных высот».

Так, что есть красота? Я смотрю на портрет серьезного, уже немолодого человека. Усталый взгляд, высокий лоб, сжатые губы, морщинки в углах рта. «Некрасив…» – я наверняка сказала бы так, если бы не знала, что передо мной Н.А. Заболоцкий. Но я знаю и уверена: человек, написавший такие удивительные стихи, не может быть некрасивым. Дело не во внешности, это всего лишь «сосуд». Важен «огонь, мерцающий в сосуде».

1 886 0

В стихотворении выступает мастером психологического портрета. Раз­ные человеческие лица, описанные им в этом произведении, со­ответствуют различным типам характеров. Сквозь внешний настрой и эмоциональное выражение лица Н.А. Заболоцкий стремится заглянуть в душу человека, увидеть его внутреннюю сущность. Поэт сравнивает лица с домами: «одни - пышные порталы, другие - жалкие лачуги» . Прием контраста помогает автору рельефней очертить различия между людьми. Одни - возвышенные и целеустремленные, наполненные жизненными планами, другие - убогие и жалкие, а иные вообще выглядят отстраненно: все в себе, закрыты для окружающих.

Среди множества разных лиц-домов Н.А. Заболоцкий на­ходит одну неказистую, небогатую хижину. Но из ее окошка струится «дыханье весеннего дня» .

Стихотворение заканчивается оптимистическим финалом: «Есть лица - подобья ликующих песен. Из этих, как солнце сияющих нот Составлена песня небесных высот» .

Метафора «песня небесных высот» символизирует высо­кий духовный уровень развития. Н.А. Заболоцкий использует в стихотворении перечислительную интонацию, прием кон­траста («великое чудится в малом» ), обилие колоритных эпи­тетов («пышные порталы», «жалкие лачуги», «холодные, мертвые лица» и т.д.), сравнения («ноты, сияющие, как солн­це», «лица, как башни, в которых никто не живет», «лица, за­крытые решетками, словно темница» ).

Легко запоминается и создает светлое, радостное настрое­ние поэтичный образ «дыханья весеннего дня». Это дыхание струится, напоминая неиссякаемый поток положительной энергии, которую автор дарит людям.

Если у данного материала осутствует информация об авторе или источнике, значит он был просто скопирован в сети Интернет с других сайтов и представлен в сборнике исключительно для ознакомления. В данном случае отсутствие авторства предлагает принять написанное, как просто чье-то мнение, а не как истину в последней инстанции. Люди много пишут, много ошибаются - это закономерно.

Пережив множество сложных ситуаций – ссылку в лагеря, разрыв с женой, – Н. Заболоцкий научился тонко чувствовать человеческую натуру. Он мог угадать, о чем думает собеседник по выражению лица или интонации. В зрелом возрасте поэт написал произведение «О красоте человеческих лиц» (1955).

Тема стихотворения – человеческое лицо как зеркало души. Поэт утверждает, что скульптором наших лиц является внутреннее состояние, которое может придать величия или жалкости. Внимательно читая произведение, нетрудно догадаться, какие обличья являются идеалом красоты для самого автора.

Ключевые образы стиха – человеческие лица. Автор создает целую галерею их, проводя параллели с архитектурными сооружениями пышными порталами, жалкими лачугами, темницами и башнями. Н. Заболоцкий оригинально описывает человеческое одиночество: «Другие - как башни, в которых давно // Никто не живет и не смотрит в окно». Кажется, в строчках стихотворенья лица теряют человеческий облик, превращаясь в маски.

Среди всех «домов»-обличий Н. Заболоцкий выделяет «малую хижинку». Она не отличается красотой или изящностью, но излучает «дыхание весеннего дня», которое как бы намекает на душевное богатство. Напоследок поэт говорит о лицах подобных песням, которые издают ноты похожие на солнце. Последние два типа лиц являются эталоном красоты для автора, хоть прямо об этом он и не говорит.

Произведение «О красоте человеческих лиц» Н. Заболоцкого построено на контрасте: «жалкое» - «великое», «неоказистое» – «подобие ликующих песен». Между противоположными образами автор пытается сохранить плавный переход, который можно наблюдать между лицами в толпе людей. Он не критикует некрасивые «хижины» понимая, что очень часто внешность – результат жизненных обстоятельств.

Главное художественное средство в произведение – метафора. Практически в каждой строке автор создает метафорический образ дома, символизирующий лицо. Важную роль играют и сравнения, выполняя в этом стихе те же функции, что и метафора: «лица, подобные пышным порталам», «… лица, закрыты решетками, словно темница». Дополнительный троп – эпитеты: «малая хижинка», хижинка «неоказиста, небогата», «жалкая лачуга». Они помогают уточнить детали, ярче передать авторскую мысль, реализовать идею.

Стихотворение «О красоте человеческих лиц» не поделено на строфы, хоть по смыслу в нем четко выделяются катрены. Такая композиция, вероятно, символизирует совокупность разных лиц, за которыми мы можем наблюдать ежедневно. Рифма в стихе параллельная, стихотворный размер – четырехстопный амфибрахий. Спокойный интонационный рисунок произведения только раз прерывается восклицанием, выражающим восхищение автора. Ритмическая и интонационная организация текста гармонично сплетаются с его содержанием и композицией.

Стих Н. Заболоцкого «О красоте человеческих лиц» раскрывает вечную тему взаимозависимости души и внешности, но автор не идет дорожками, протоптанными другими писателями, облачая свои мысли в оригинальную художественную форму.