«Дедушка Мазай и зайцы». Конспект занятия по образовательной области «Художественное творчество» в старшей группе

Алексей Никанорович Комаров творил на протяжении всей своей жизни, его по праву считают одним из лучших художников в отечественной живописи. До самой старости он создавал прекрасные картины. Художник обладал обширным и разносторонним талантом, чтобы это понять, достаточно бегло окинуть взглядом его полотна от начала до конца творческого пути. Особого внимания заслуживает картина «Наводнение» Комарова. Она производит сильное впечатление.

Студенческие годы

Алексей Комаров легко поступил в столичное училище изобразительных искусств, зодчества и ваяния, а это доказывает, что молодой человек был действительно одаренным. Уроки, которые преподавали ему опытные мастера, помогли ему определиться с наиболее предпочтительным направлением - он выбрал анимализм.
Комаров с удовольствием изображал зверей, встречающихся на российской территории, - медведей, волков, лосей и многочисленных птиц, водящихся в зоологическом саду. Кроме того, он обучался рисованию живой натуры у художника Степанова. А этот человек был по-настоящему талантливым. Недаром учился А. Н. Комаров. Картина «Наводнение», например, получилась у него просто великолепной.

Кого любил рисовать художник?

Комаров в своем творчестве, обычно, отдает предпочтение нескольким любимым зверям, их он изображает действительно гениально, на его картинах они словно живые. Художник, без сомнения, является последователем таких анималистов, как Соколов и Сверчков. Алексей Никанорович часто изображал много наблюдал за их поведением, внешностью, движениями. Он очень хорошо знал их и понимал, и именно поэтому его картины получались настолько правдоподобными и «живыми».

Где хранятся картины художника?

Многие российские краеведческие музеи имеют в своих коллекциях шедевры Комарова. Почти сто полотен он отдал Рехлову - коллекционеру, основавшему в Шушенском музей и демонстрирующему картины на выставках в советских и зарубежных городах.

Комарова «Наводнение»

Природа оживает от зимнего оцепенения. Солнечные лучи все активнее согревают землю. Речка скоро совсем избавится ото льда, а деревья - от снежного покрова. Но март приносит в лес не только оживление, но и страшные несчастья. Наводнение! Бурлящим потоком бежит вода, охватывая территорию все шире. Животным негде спрятаться от этого несчастья, им приходится очень трудно в этот период. Их некому защитить, а законы природы нередко бывают жестокими.

Вода заполнила норку несчастного зайчика, и ему пришлось покинуть свой родной дом. Его шерстка вмиг стала мокрой, он сильно испугался и бросился куда глаза глядят. К счастью, он увидел спасительный сук дерева, расположенный близко к земле. Секунда - и зверек уже на ветке. Благодаря этой счастливой случайности он остался жив. Описание картины Комарова «Наводнение» трогает до глубины души, не правда ли?

Сидит зайчишка, сжавшись в комочек и дрожа от страха, шерсть от перенесенного потрясения встала дыбом. Он прислоняется спиной к дереву и всеми силами старается задержаться здесь, не свалиться. При взгляде на него на глаза наворачиваются слезы, ведь он в любую минуту может упасть в воду и погибнуть. Однако в душе теплится надежда, что он спасется. Но картина вокруг безрадостная - видна только вода и ветки деревьев. И никто не придет на помощь. Хоть бы вода прекратила прибывать! Ведь если это будет продолжаться, многие жители леса действительно погибнут. Весьма трагичным кажется описание картины. А. Комаров «Наводнение» изобразил для того, чтобы люди задумались над многими важными вещами.

Глядя на зверька на переднем плане полотна, понимаешь, насколько все живое боится смерти, также осознаешь беспомощность людей и зверей перед некоторыми проявлениями природы. Другое важное действующее лицо картины - вода. В весенний период она часто становится причиной настоящих трагедий, вершит судьбы невинных существ. Она бессердечна и сурова, ее нисколько не трогает несчастье животных и людей. Описание картины Комарова «Наводнение», как и само полотно, заставляет расплакаться некоторых впечатлительных людей. Как талантливо Комаров передал этот трагический момент!

Возможно, художник-анималист действительно стал свидетелем этой картины - увидел смелого зайца-русака на ветке, по счастливой случайности уцелевшего, перехитрившего стихию, и захотел запечатлеть это на холсте. Комаров хотел донести до нас, что обитателям леса грозят многие опасности - совсем непросто им приходится. Эта картина никого не оставляет равнодушным. Выживают только самые сильные, смелые, хитрые... Хочется надеяться, что вода начнет убывать и зайчик уцелеет.

Где же дедушка Мазай?..

Конечно, сразу вспоминается известная сказка «Дедушка Мазай и зайцы». Вот таких дрожащих зверьков и сажал в свою лодку этот добрый человек - кого с горки, кого с колеблющейся на воде ветки или трухлявого пня. И они доверяли Мазаю и не боялись его, ведь он не желал причинить им никакого зла, а напротив, спасал их. Где же этот добрый дедушка? Так и хочется призвать его, глядя на картину Комарова... Но, увы, это невозможно. Недостаточно просто прочитать описание картины Комарова «Наводнение», нужно еще собственными глазами увидеть это полотно, чтобы проникнуться им.

Да здравствует смелость, азарт, быстрота,

Да здравствует вежливость и доброта!

Да здравствуют добрые лица!

И пусть тот кто злится – стыдится!

Улыбнитесь друг другу, будьте всегда внимательны и вежливы.

Открытый урок литературы по теме: "Н.А. Некрасов "Дедушка Мазай и зайцы"

Разделы:

Цель урока: совершенствовать знания о творчестве Николая Алексеевича Некрасова; активизировать внимание учащихся на значимости роли природы в его произведениях, изучив отрывок из поэмы “Дедушка Мазай и зайцы”.

Задачи.

Предметная.

1. Учить анализировать художественные произведения, выделяя в них основную мысль.

2. Развивать умения выделять из текста выразительные средства языка.

3. Учить составлять характеристику главного героя, пользуясь сплошным и выборочным чтением.

Деятельностно – коммуникавная. Cовершенствовать умение самостоятельно работать с книгой, в паре, в группе.

Ценностно – ориентационная. Развивать познавательный интерес к окружающей природе через содержание модульного курса “Здоровье”.

Методы. Организация и осуществление учебно-познавательной деятельности, стимулирование и мотивация учения, контроля и самоконтроля в обучении.

Тип урока. Урок изучения нового материала.

I. Организационный момент.

1.Проверка готовности учащихся:

Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Всё ль на месте, всё ль в порядке,
Книжка, ручка и тетрадка?

2.Эмоциональное настроение:

Орешек знаний твёрд, но всё же
Мы не привыкли отступать
Нам расколоть его поможет
На чтении девиз: “Хочу всё знать?”

II. Проверка домашнего задания.

Домашнее задание :

Н. А. Некрасова “Не ветер бушует над бором…” + образные средства языка поэтического произведения.

Фронтальный опрос домашнего задания.

Какое произведение мы изучали на прошлом уроке?

Ответ ребёнка . На прошлом уроке мы изучали отрывок из поэмы Н. А. Некрасова “Мороз, Красный нос”.

Какая здесь основная мысль?

Ответ ребёнка. Мороз – Воевода дозором обходит владенья свои. (Ребята объясняют эти строки).

Чему оно учит?

Ответ ребёнка . Зима так же прекрасна, как и любое время года.

Работа с текстом произведения. Индивидуальный опрос письменного домашнего задания.

Задание 1 группы:

Задание 2 группы:

Выписать эпитеты.

Выписать олицетворение.

Ответы детей.

Ответы детей

Мосты ледяные.

Солнце играет,

Шумные воды.

Обходит дозором,

Голая земля.

Мороз шагает

Косматая борода.

Мороз хвастливую

Хвастливая песня.

Песню поёт.

2 учащихся отвечают у доски – выразительное чтение стихотворения.

Задание ребятам: соревновательный характер прочтения стихотворения посредством постановки логического ударения, интонационной окраски чтения, правильного произношения слов.

Задание ребятам : оценить выразительность чтения, эмоциональную передачу содержания текста.

Ответ учащихся. При выразительном чтении учащиеся обращают внимание на технику чтения, голосовое воспроизведение, на пунктуационные знаки препинания.

Проблемный вопрос – вывод.

Ответы учащихся.

Дети называют Мороза Воеводой потому, что он похож на сказочного царя, который строит дворцы изо льда, мосты ледяные, убирает своё царство в алмазы, жемчуг, серебро.

А я бы сравнил Воеводу с Егерем. Потому, что Егерь хозяин лесов, а мороз – хозяин зимы. Егерь охраняет лес от браконьеров, а мороз охраняет царство метелей, пурги.

Воевода – военачальник, правитель у славянского народа. На Руси известен с XX века. В Российском государстве – во главе полка, отряда (конец XV – начало XVIII века), города (середина XVI века – 1775), провинции (1719 – 75).

Проверка работающих индивидуально по тексту.

Что такое эпитеты?

Ответ ребёнка. Слова, которые называют характерные признаки предметов, явлений, отвечают на вопрос какой?, какая?, какое?, какие?, называются эпитетами.

Что такое олицетворение?

Ответ ребёнка. Слова, употреблённые в переносном значении и характеризующие неодушевленные предметы как живые существа.

Учащиеся зачитывают выполненное задание.

Анализ ответов учащихся самими учащимися.

Ответ дан полный. Олицетворения и эпитеты выделены правильно и обосновано.

III. Беседа (диалог) с учащимися.

Какие стихи Некрасова кроме этого вам запомнились?

Ответ ученика. “Перед дождём”, “Железная дорога”,

Мороз, Красный нос”.

Почему?

Ответ ученика. Только очень внимательный человек мог заметить красоту окружающей природы и словесно донести её прелесть читателям.

Какая единая тема звучит в этих произведениях?

Ответ ученика. В этих стихотворениях звучит тема божественной красоту окружающей природы.

Итог. Только очень хороший человек мог написать стихи, которые затронули нашу душу. Уметь слушать стихи и слышать – значит слышать душу поэта, работу его ума и сердца. Таков Некрасов – он любит и крестьянских детей, и природу родного края и всё, что его окружает. Иначе он бы не заметил красоту и выразительность серой, пасмурной погоды в стихотворении “Перед дождём”, скрытые для человеческого взгляда позолоты осени, бодрящей усталые силы здоровым, ядрёным воздухом в стихотворении “Железная дорога” и алмазное, жемчужное, серебряное царство Мороза – Воеводы в поэме “Мороз, Красный нос”.

Красоту и гармоничность природы можно передать не только словом, как это делают писатели и поэты.

Люди какой профессии тоже могут передать красоту природы?

Ответ ученика. Художники – красками, музыканты – нотами.

ТСО.

Прослушаем произведение известного композитора П. И. Чайковского из цикла “Времена года”.

Посмотрим на иллюстрацию художественного полотна И. И. Шишкина “Зима в лесу”.

Подумайте, какая тема объединяет все эти произведения.

IV. Сообщение темы урока.

Слово учителя.

Сегодня на уроке мы продолжим тему природы и познакомимся ещё с одним из произведений Некрасова “Дед Мазай и зайцы”.

V. Объяснение нового материала.

Проблемный вопрос. Какая основная мысль прослеживается в отрывке “Дед Мазай и зайцы”

Первичное выразительное чтение учеником. (Ученик-помощник).

Беседа по проблемным вопросам и анализ стихотворения. (групповая работа).

Ответ учащихся.

Я считаю, что в отрывке Некрасова “Дед Мазай и зайцы” основная мысль – это дружба деда Мазая и зайцев.

Мне кажется, что основная мысль заключается в том, как дед Мазай приходит на помощь к зайцам.

Я считаю, что основная мысль отрывка – доброе отношение деда Мазая к зайцам, потому, что я где-то читал, что доброта человека измеряется отношением любви к животным.

По моему глубокому убеждению, основная мысль – это описание природы в момент половодья.

Чтобы понять главную мысль этого отрывка, нужно разобраться в трудных словах и выражениях.

Самостоятельное прочтение текста самими учащимися.

Мы уже говорили о широкой и многогранной душе поэта. Данное произведение ещё раз подчёркивает внимательность поэта к окружающей действительности.

VI. Словарная работа. (работа в парах).

Задание для учащихся

Выделить трудные слова.

По мере возможности истолковать.

Слова: дичь, горемыка, силок, гурьбой, нахлынут, низменном крае.

О каком событии рассказал Некрасов в этом отрывке?

Ответ ученика. О страшном стихийном явлении – половодье.

А что такое половодье?

Работа со словарем. Половодье – весенний разлив реки от таяния снега.

Мы уже говорили о широкой и многогранной душе поэта. Данное произведение ещё раз подчёркивает, насколько поэт был внимателен ко всему, что окружает нашу действительность.

Анализ стихотворения.

От чьего лица ведётся рассказ о природе?

Ответ ученика.

Рассказ о природе ведётся от лица главного героя – деда Мазая.

Какой дед Мазай? Нарисуйте его словесный портрет.

Понравился ли он вам?

Чем?

Как бы вы поступили в данной ситуации?

Задание учащимся. Составить характеристику главного героя с опорой на текст по плану:

Внешний вид героя.

Действие деда при экстримальной ситуации.

Совет деда Мазая зайцам.

Отношение к природе.

Ответы учеников

VII .Рефлексия.

Основная мысль данного произведения – это

Что такое половодье.

Продолжить мысль деда Мазая: “Взял бы я вас, да…”

Перечислить добрые поступки деда Мазая.

VIII. Дифференцированное домашнее задание.

Выразительное чтение стихотворения или отрывок наизусть.

Выразительное чтение стихотворения + характеристика главного героя с цитатами из текста.

Написать сочинение на тему “Мы спасены!”

Во время поездки Некрасов и закончил поэму, которую посвятил вскоре своей сестре Анне Алексеевне. Полностью поэма была опубликована в «Современнике» в первых номерах за 1864 год. Она вызвала резко отрицательную реакцию славянофильской критики и глубокое сочувствие демократической критики. Признание выразил в своем письме сын декабриста Михаил Сергеевич Волконский: «Сейчас я прочел ваш Мороз. Он пробрал меня до кости и не холодом, – а до глубины души тем теплым чувством, которым пропитано это прекрасное произведение » В 1865 году Некрасов опубликовал в «Современнике» цикл стихотворений «О погоде», представляющих собой сатирическое изображение пореформенной российской действительности. В нем поэт дает исторически полную характеристику Петербурга 60-х годов с точки зрения революционера – демократа. В конце 60-х Некрасов создает цикл стихотворений, посвященных русским детям: «Дядюшка Яков», «Пчелы», «Генерал Топтыгин», «Дедушка Мазай и зайцы». «Дедушка Мазай и зайцы» имеет под собой реальную основу. «Дед Мазай, - писал М.М. Пришвин, - жил не только в воображении Некрасова, а действительно жил все время в Вежах, охотился с Некрасовым, спасал зайцев, а после него в этом же самом доме живут до сих пор его потомки».

Анализ стихотворения Н.А. Некрасова

«Дедушка Мазай и зайцы»

1. Представление учащимся картины И.И. Левитана «Большая вода», как способ формирования зрительного образа такого природного явления, как половодье. Беседа по картине, с целью развития речи детей при передаче своих художественных впечатлений при просмотре картины.

2. Первичное понимание идеи стихотворения (работа над его названием).

Краткая вступительная беседа о Некрасове.

По словам Н.А.Добролюбова, «любимейший русский поэт, представитель добрых начал в нашей поэзии, единственный талант, в котором теперь есть жизнь и сила». Посмотрите на портрет Николая Алексеевича Некрасова. Каким вы его себе представляете? Некрасов в детстве был шаловливым, веселым, озорным мальчиком. Он родился в богатой дворянской семье, но очень любил играть с детьми крестьян, купался с ними в речке, собирал в лесу малину, чернику, а зимой катался на санках. Жизнь поэта складывалась непросто. Поэтому и стихи у Н.А.Некрасова разные: веселые, если он пишет о детстве, серьезные, если он пишет о жизни народа, о Родине.

Сегодня мы познакомимся с новым стихотворением «Дедушка Мазай и зайцы».

О чем рассказывает вам название произведения?

3. Первичное чтение текста учителем.

4. Повторное чтение по картинам (по сюжету) с остановкой на «непонятных словах»;составление картинного плана с использованием набора сюжетных картинок.

Толкование слов развивает воображение, умение представлять детали картины (силки, багры, тягота, потеха, «лопочут ушами», ухнул и др. ).

5. Эпизодическое чтение, сопоставление отношения к зверькам Мазая и мужиков.Составление системы образов, рисование героев (читательская оценка поступков героя).

Чтение первой картины.

В каких словах Мазая слышится самый большой упрек мужикам? («Где у них совесть?»)

Что такое совесть?

Чтение второй картины.

Подчеркните слова, которыми Мазай называет зайцев.

Как Мазай называет зайцев? О чем говорят эти слова?

Как характеризуют Мазая слова, с которыми он обращается к зайцам? (С юмором)

Чтение третьей картины.

Что значит слово «горемыка»?

Почему Мазай так назвал зайца?

Чтение четвертой картины.

Подчеркните слова, которыми Мазай называет зайцев в этой картине. Прочитайте их.

Хотел ли Мазай посмеяться над зайчихой? Почему он так ее назвал?

Чтение пятой картины.

Какие чувства испытал Мазай, когда увидел зайцев на бревне?

Чтение шестой картины.

Подчеркните слова, которыми Мазай называет зайцев в этой картине. Прочитайте их.

Как отнеслись односельчане, когда Мазай вез зайцев деревней?

Обиделся ли Мазай на эти замечания?

Выразительное чтение после разбора.

Чтение седьмой картины.

Подчеркните слова Мазая, которыми он называет зайцев в этой картине. Прочитайте их.

(Смена ритма в тексте используется автором для передачи стремительности движений вместо размеренной речи старого человека. Темп чтения быстрый, живой, показывает беспокойство зайцев, которые увидели берег).

Чтение восьмой картины.

Подчеркните слова, которыми Мазай называет зайцев в этой картине. Прочитайте их.

Как сам Мазай говорит, почему он не бьет зайцев ни зимой, ни летом?

А как вы думаете? (Он их не бьёт не только весной, но и летом).

Перечитайте слова, которыми он называет зайцев.

7. Заключительная беседа по прочитанному.

Понимание идеи стихотворения.

Каким вы увидели деда Мазая? (Удивительный охотник, который не стрелял, а спасал зайчишек во время половодья).

Перечитайте строки, в которых раскрывается его характер.

И ещё следует обратить внимание детей на название стихотворения. Нигде в тексте не проявивший впрямую своего отношения к Мазаю, автор тут ласково называет его не дедом, а дедушкой, и всё потому, что этот охотник не убивает, а спасает в половодье гибнущих зайцев, то есть поступает по-человечески.

ма урока: "Н.А. Некрасов "Дедушка Мазай и зайцы". Состав слова (повторение)"

Цели урока:

познакомить учащихся с отрывком стихотворения Н. А. Некрасова “Дедушка Мазай и зайцы”;

развивать умение понимать прочитанное, улавливать главную мысль произведенияж

cовершенствовать умения внимательно наблюдать за языком произведения, понимать образные выражения, используемые в немж

cовершенствовать умение разбирать слова по составуж

прививать любовь к окружающему миру, к природе, к животным.

Форма проведения урока: мастерская.

Оборудование: портрет Н. А Некрасова; тесты; жетоны; магниты; мел; лист оценки (2 шт.); загадки; цветная бумага для аппликации; клей; ножницы; альбомные листы; цветные карандаши; фломастеры.

План урока:

1. Организационный момент.

2. Постановка темы, целей урока.

- Сегодня, ребята, мы снова распахнули дверь в нашу мастерскую.

- Вспомните, что такое мастерская.

- Кто такие мастера?

- Что они делают в мастерской?

- Догадались ли вы, что мы будем делать с вами в мастерской по наличию предметов на столах?

- Работать будем по группам. Девиз у нас такой: “Все помогают каждому, каждый помогает всем”.

(Даю задания по группам.)

На столах у вас лежат загадки, ребусы. Среди них есть лишняя загадка – будьте внимательны. Вам нужно их отгадать и составить название произведения.

1 группа.

2 группа.

1). Кто любит морковку
И прыгает ловко,
Портит в огороде грядки,
Удирает без оглядки? (Заяц.)

1). Не барашек и не кот,
Носит шубу круглый год.
Шуба серая - для лета,
Шуба для зимы – другого цвета. (Заяц.)

2). Лейся, дождь, веселей,
Мы с тобой дружим.
Весело нам бегать
Босиком по… (лужам.)

2). Вяжет мама
длинный шарф,
Потому что сын… (жираф.)

3). Дед + ушко = существительное ед.ч., м.р.

(Дедушка.)

Догадались, о каком произведении идет речь?

Сегодня мы прочитаем отрывок стихотворения Н. А. Некрасова

(показываю портрет поэта) “Дедушка Мазай и зайцы”. Поучимся понимать выражения, используемые в нем, пронаблюдаем за языком произведения. А также повторим разбор слова по составу.

3. Работа над новым материалом.

1).Подготовительная работа.

Мы прочитали с вами первую часть стихотворения, которой нет в учебнике.

Кто запомнил, было ли то, о чем пишет поэт или это выдумка?

Как поэт и Мазай оказались в сарае?

(Н. А. Некрасов и Мазай встретились на охоте. Пошел дождь и они, увидев какой-то сарай, спрятались в нем.)

Что особенного было в деревне, где жил Мазай?

(Домики в ней на высоких столбах, вода весной прибавляется буд-то в Венеции.)

А кто запомнил о Венеции? (Город, в котором вместо улиц вода и люди переправляются на лодках – гондолах, а управляют лодками гондольеры.)

Что вы узнали о самом Мазае? (Дедушка Мазай был вдов, бездетен, имеет внука. Мазай – охотник.)

Над чем поэт “хохотал от души”? (Поэт хохотал над рассказами об охотниках.)

2). Речевая разминка.

а). Прочитайте пословицу, меняя логическое ударение. Найдите правильный вариант чтения. (Пословица написана на доске.)

Делу время, потехе час.

б). Прочитайте скороговорку, обращая внимание на подчеркнутые буквы. Тренировка концентрации внимания. (Задание написано на доске.)

У меле Зай мпенол ки джгшорп Бу рое бы про за апвук бо джрое ле лдоаапр ли дломис зу оленйж бы жбюь.

- Чем похожа скороговорка со стихотворением? (В скороговорке говорится о зайце и в стихотворении говорится о зайцах.)

3). Первичное чтение учащимися подготовленными заранее.

а). Проверка понимания:

- О каком интересном случае рассказал Мазай поэту?

- Когда произошел этот случай? (Весной.)

б). Словарно – лексическая работа.

- В стихотворении очень много слов, непонятных вам выражений.

На доске: Багор – шест, длинная палка с металлическим крюком и острием;

Гуторить – разговаривать;

Половодье – разлив реки;

Гинут – гибнут;

Аршин – старинная русская мера длины, равная 71 см;

Сажень – старинная русская мера длины, равная трем аршинам;

Зипун – крестьянский кафтан из грубого толстого сукна. Сукно – ткань. Кафтан – одежда. (Показываю картинку.)

Дали стречка – убежали;

Измокли – промокли;

Силки – небольшая сетка.

4. Физкультминутка.

- Все эти слова вы должны понять, так как будете осознанно читать стихотворение, а пока разминка.

Зайка.

Скок – поскок, скок – поскок,
Зайка прыгнул на пенек.
В барабан он громко бьет,
В чехарду играть зовет.
Зайцу холодно сидеть,
Нужно лапочки погреть.

Лапки вверх, лапки вниз,
На носочки подтянись.
Лапки ставим на бочок,
На носочках скок-скок-скок
А затем вприсядку,
Чтоб не мерзли лапки.

4). Повторное чтение текста про себя. Подготовка к анализу стихотворения. Найти ответы на вопросы.

(Вопросы даны каждой группе перед повторным чтением.)

5). Анализ произведения.

- Как относится Мазай к своим односельчанам – охотникам? (Он их осуждает.)

- Почему осуждает? За что? (Осуждает за ловлю зверей силками, за истребление дичи в больших количествах, так как он сам добрый человек, любит природу. Дедушка Мазай хоть и охотится, но разумно.)

- Видна ли любовь к животным в речи Мазая?

- Как он называет зайцев? Выборочное чтение.

(Бедные зверьки, зайцы мои, команда косая, зайчики, зайчишки, плуты косые.)

- Какова главная мысль Н. А. Некрасова в стихотворении “Дедушка Мазай и зайцы”? (К природе нужно относиться бережно, надо ее любить.)

-Какие способы художественного изображения использует поэт в стихотворении? (Использует тропы.)

- А что вы понимаете под словом тропы? (Эпитет, метафора, сравнение, гипербола.)

Задание 1 группе: найти в стихотворении эпитеты, гиперболы.

Задание 2 группе: найти в стихотворении метафоры, сравнения.

(Учащимся дается время на подготовку задания.)

- Как описывает поэт природу?

- А как вы относитесь к природе?

- Как бы вы поступили на месте Мазая?

- Понравился вам рассказ? Почему?

5. Разбор слов по составу.

- В речи мы часто употребляем слова с уменьшительно – ласкательными суффиксами. Например, суффикс –ушк- в слове зимушка или суффикс –ишк- в слове ребятишки. Встречаются и другие уменьшительно – ласкательные суффиксы.

- Как вы думаете, какую роль играют слова с уменьшительно – ласкательными суффиксами? (Слова с уменьшительно – ласкательными суффиксами подчеркивают милое, доброе отношение автора к героям. Показывают, какие добрые и вежливые были герои. Помогают определить размер героев.)

-Выпишите существительные с уменьшительно – ласкательными суффиксами и разберите их по составу.

(Учащиеся работают в группах.)

(Ребята выписали и разобрали по составу слова: островок, островочек, дедушка, зайчики, столбик, зайчишко, ребятишки, зверишки.)

6. Итог урока. Рефлексия.

1).Ответы на вопросы.

- Какие мысли и чувства вы пережили сегодня, читая стихотворение?

- Каким вы представили себе Мазая?

- Это стихотворение грустное или веселое?

- Что могло случиться с зайчатами?

- Для чего поэт написал это стихотворение? (Чтобы мы бережно относились к природе.)

- Над чем вы задумались, когда прочитали стихотворение?

2). Игра – тест.

Чтобы проверить как вы внимательно читали стихотворение, немного поиграем.

В нашем болотистом, низменном крае
Впятеро больше бы дичи велось,
Кабы сетями ее не ловили,
Кабы
граблями ее не давили;
Только уселась команда косая,
Весь
городочек пропал под водой…
“То-то! – сказал я. – Не спорьте со мной!
Слушайтесь,
мальчики, деда Мазая!
Только что начал работать веслом,
Глядь,у куста копошится
крольчиха…
Смотрят, на задние лапы встают,
Весла
качают, грести не дают…
Мы за деревней
в кустах очутились.
Тут мои зайчики точно сбесились…

3). Творческая работа. (Предлагается учащимся составить аппликацию или проиллюстрировать один из понравившихся эпизодов стихотворения.)

Выставление оценок в “Лист оценок”. Командирам групп предлагается прокомментировать работу учащихся в своей группе.

7. Домашнее задание.

Перечитать с 242 – 244, разделить текст на части, подготовиться к пересказу.

Вопрос о прототипе героя стихотворения « » почти не вставал. Знаменитый спасатель зайцев традиционно воспринимался как чисто литературный персонаж. В литературе, правда, говорилось, что дедушка Мазай – реальный, конкретный человек, но звучало это как-то глухо и не очень убедительно: (1902 г.): «Поэт оставил описание Мисковской волости в стихотворении “Дедушка Мазай и зайцы”. Вёжи, из которых происходил старый Мазай, принадлежит к этой же волости»439 ; А. В. Попов (1938 г.): «Деревня Малые Вежи, где жил Мазай, один из друзей-охотников Некрасова, существует и теперь»440 ; В. В. Касторский (1958 г.): «Дедушка Мазай – не вымышленное лицо. Это (...) костромской крестьянин, приятель Некрасова по охоте. Потомки дедушки Мазая живут и сейчас в Костромском районе под фамилией Мазайкиных* »441 ; А. Ф. Тарасов (1977 г.): «Герой стихотворения “Дедушка Мазай...” – реальная личность»442 .

Знаменитый дедушка Мазай жил в Вёжах. Привычное словосочетание «дедушка Мазай» уже давно воспринимается как имя собственное, но, конечно, это только деревенское прозвище. В литературе неоднократно указывалось, что жившие в Вёжах потомки деда Мазая носили фамилию Мазайхины443 .

К счастью, у нас есть возможность определить имя того человека, которого мы с детства знаем как дедушку Мазая. Во-первых, согласно ревизским сказкам первой половины XIX века, в Вёжах была только одна семья Мазайхиных. Во-вторых, в этой семье только один человек мог быть прототипом легендарного некрасовского героя.

Основателем рода Мазайхиных был крестьянин Савва Дмитриевич Мазайхин (1771 – 1842 гг.). Если в ревизской сказке 1834 года он значится просто как «Сава Дмитриев»444 , то в сказке 1850 г., несмотря на его кончину в 1842 году, он уже записан как «Савва Дмитриев Мазайхин»445 . Следовательно, Савва Дмитриевич и стал первым человеком, официально получившим фамилию «Мазайхин». В этой фамилии явно проглядывается корень «мазайха», но ни в одном словаре нам такого слова найти не удалось, и что оно обозначает, мы не знаем. Как бы там ни было, но фамилия «Мазайхин» с 30-х гг. XIX века в Вёжах укоренилась, и через несколько десятилетий её усеченный вариант – Мазай – узнала вся Россия. В 1801 году у Саввы Дмитриевича родился сын, при крещении получивший имя Иван. Не вызывает сомнения, что крещен он был в своей приходской церкви Преображения Господня в Спасе (Спас-Вёжи). И, конечно, при крещении никто и подумать не мог, что этот младенец со временем станет знаменитым дедушкой Мазаем.

По-видимому, в начале 20-х гг. XIX века Иван Саввич женился на крестьянской девушке Феодоре Кузьминичне (в ревизской сказке за 1850 г. она значится как «Феодора Козьмина»)446 , которая была младше его на один год – она родилась в 1802 году447 Савва Дмитриевич скончался в 1842 году448 и, конечно, был погребен на кладбище в Спасе. Главой семьи стал Иван Саввич, у которого к этому времени было два сына – Кодрат* (р. 1823 г.) и Иван (р. 1825 г.)449 . В ревизской сказке 1850 года старший сын Ивана Саввича значится как «Кондратей», т. е. Кондрат450 , но в метрической книге он упоминается как Кодрат451** .

Нет сомнений в том, что Иван Саввич Мазайхин и дедушка Мазай – одно лицо, или, точнее, в том, что Иван Саввич послужил прототипом стихотворения о дедушке Мазае. По-видимому, Ивана Саввича в деревне звали Мазай*** , и это прозвище представляет собой усеченный вариант его фамилии.

Одно из объяснений происхождения прозвища «Мазай» содержится в очерке А. М. Часовникова**** «Печь деда Кондрата», опубликованном в 1963 г. В этом очерке писатель рассказывает, как примерно в 1940 г. он был на рыбалке на месте будущего Костромского водохранилища и в дождь укрылся в избе у знакомого деда Кондрата Орлова (название деревни писатель не указывает). В разговоре выяснилось, что дед Кондрат – родственник деда Мазая, который доводился двоюродным братом его матери454 . На вопрос Часовникова о том, помнит ли он Мазая, дед Кондрат ответил: «Хорошо помню. Мне двадцать лет исполнилось, когда Мазай помер»455 . Далее следует такое объяснение прозвища «Мазай». Дед Кондрат говорит: «Это его прозвище было. Мимо зверя пулу пускал, как говорят у нас, мазал. Мазай да Мазай! Прозвище в фамилию перешло»456 . Однако данное сообщение вызывает глубокое сомнение. Во-первых, автор не указывает, в какой деревне он беседовал с дедом Кондратом. Во-вторых, по авторитетному свидетельству Л. П. Пискунова, в предвоенных Вёжах и Ведёрках ни одного старика по имени Кондрат Орлов не было. Похоже, что всё, о чем пишет А. М. Часовников, является плодом его художественного воображения.

Реальный дед Мазай, несомненно, был отличным охотником и метким стрелком. «Мазать» из ружья он стал только в преклонных годах, о чём и пишет Некрасов:

Дня не проводит Мазай без охоты,
Жил бы он славно, не знал бы заботы,
Кабы не стали глаза изменять:
Начал частенько Мазай пуделять (II, 322).

Однако устойчивые прозвища людям дают обычно или в молодости, или в ранней зрелости, в старости их получают редко. Самое же главное возражение состоит в том, что, как писалось выше, первым носить фамилию Мазайхин стал отец Ивана Саввича – Савва Дмитриевич Мазайхин, и поэтому, если кто и «мазал» на охоте, то это он.

Знакомство Ивана Саввича с Некрасовым, вероятнее всего, произошло в середине 60-х гг. XIX в., когда ему уже было около 65 лет, а обоим его сыновьям – примерно по 40 лет. И поэтому дедушкой Мазаем может быть только Иван Саввич.

Против отождествления И. С. Мазайхина с дедом Мазаем можно возразить, что о последнем в стихотворении сказано:

Вдов он, бездетен, имеет лишь внука (II, 322).

В последний раз жена Ивана Саввича, Федора Кузьминична, упоминается в 1858 г., когда ей было 55 лет. К середине 60-х годов Иван Саввич вполне мог овдоветь. Слова же «бездетен, имеет лишь внука», видимо, надо отнести к тому, что стихотворение Некрасова – всё-таки не документальный очерк, а художественное произведение. К 1858 году И. С. Мазайхин имел двух сыновей, Кодрата и Ивана, и пятерых внуков. У Кодрата Ивановича и его жены Настасьи Лаврентьевой (р. 1823 г.) в 1858-м было трое детей: дочь Мария (р. 1848 г.) и сыновья Трифон (р. 1854 г.) и Василий (1857 г.)457 . У Ивана Ивановича и его жены Пелагеи Давыдовой (р. 1831 г.) тогда же было двое детей: дочь Матрена (р. 1854 г.) и сын Василий (р. 1857 г.) (был еще родившийся в 1850 году сын Александр, но он умер в 1855 году)458 . К середине 60-х годов количество внуков у И. С. Мазайхина наверняка выросло. Еще раз повторим, что стихотворение о дедушке Мазае – художественное произведение, и, видимо, Некрасов счел, что для стихотворного Мазая более уместным быть бездетным и иметь только одного внука.

Выше уже писалось о предположении В. Н. Осокина о том, что герой стихотворения «Пчелы», не названный по имени старик-пасечник – это дед Мазай. Напомним данное стихотворение, герой которого рассказывает какому-то прохожему:

На-т-ко медку! с караваем покушай.
Притчу про пчелок послушай!
Нынче не в меру вода разлилась,
Думали, просто идет наводнение,
Только и сухо, что наше селение
По огороды, где ульи у нас.
Пчелка осталась водой окруженная,
Видит и лес, и луга вдалеке,
Ну – и летит, – ничего налегке,
А как назад полетит нагруженная,
Сил не хватает у милой. – Беда!
Пчелами вся запестрела вода,
Тонут работницы, тонут сердечные!
Горю помочь мы не чаяли, грешные,
Не догадаться самим бы вовек!
Да нанесло человека хорошего,
Под Благовещенье помнишь прохожего?
Он надоумил, Христов человек!
Слушай, сынок, как мы пчелок избавили:
Я при прохожем тужил-тосковал;
«Вы бы им до суши вехи поставили»,
Это он слово сказал!
Веришь: чуть первую веху зеленую
На воду вывезли, стали втыкать,
Поняли пчелки сноровку мудреную:
Так и валят и валят отдыхать!
Как богомолки у церкви на лавочке,
Сели-сидят. –
На бугре-то на травочки,
Ну, а в лесу и в полях благодать:
Пчелкам не страшно туда залетать,
Всё от единого слова хорошего!
Кушай на здравие, будем с медком,
Благослови бог прохожего!
Кончил мужик, осенился крестом;
Мед с караваем парнишка докушал,
Тятину притчу тем часом прослушал
И за прохожего низкий поклон
Господу Богу ответил и он (II, 291-292).

В варианте стихотворения говорится:

Деревня Вёжи как раз находилась «на бугре», высившемся среди необозримых лугов.

Мысль В. Н. Осокина о том, что герой стихотворения «Пчелы» – дедушка Мазай, необычайно интересна, и её нельзя не разделить. Отсюда можно предположить, что реальный Мазай держал пчел. Известно, что жители Вёжей издавна разводили пчел. По свидетельству о. Иакова Нифонтова, в 70-80 гг. XIX века в Мисковской волости было более 300 ульев459 . Л. П. Пискунов сообщает, что в 30-50 гг. XX века 5-6 семей в Вёжах имели пасеки по 8-10 ульев460 . «Обилие пчел и пчеловодов, – пишет Л. П. Пискунов, – объясняется тем, что на наших заливных лугах было большое разнотравье, росло множество цветов. Помню, когда идешь луговой тропкой во время первого сенокоса, то от травы и свежескошенных валков исходил медовый запах»461 . В воспоминаниях Л. П. Пискунова есть и прямое подтверждение тому, о чем говорится в стихотворении «Пчелы». Он пишет: «В теплые дни во время половодья первый медосбор начинался с вербы и краснотала, которые первые распускают свои «барашки». В это время, когда луга залиты водой, пчелам приходилось летать далеко в леса. Иногда при этом пчел застигала непогода – сильный ветер, дождь – и многие из них гибли, падали в воду, тонули. Это не раз приходилось наблюдать и лично мне (...), когда едешь на лодке по полою весной»462 .

Несомненно, краеведов смущало то, что в стихотворении деревня Мазая названа «Малые Вёжи» (данное название не зафиксировано ни в одном документе), в то время как к концу XIX века она именовалась просто Вёжи. Наименование деревни Мазая «Малыми Вёжами» порождало путаницу, когда Вёжи путали с селом Спас-Вёжи (Спас). Б. В. Гнедовский отмечал, что Некрасов в стихотворении о деде Мазае «называет (...) село Спас “Малыми Вёжами”»463 . Вслед за Б. В. Гнедовским эту ошибку повторили многие авторы. А. Ф. Тарасов: «Деревня деда Мазая – Малые Вежи (Спас-Вежи)»464 . В. Г. Брюсова пишет о «церкви Преображения из села Малые Вежи, именуемой “Спас-Вежи”»465 . Е. В. Кудряшов, говоря о том же храме, писал: «Церковь стояла вблизи старинных селений Спас и Вежи»466 (хотя на самом деле церковь стояла на окраине села Спас в одной версте от д. Вёжи). Н. К. Некрасов ошибочно слил Вёжи воедино со Спасом. «В этом “низменном крае”, – писал он, – была деревенька Малые Вежи. Рядом с ней стояло село с широко распространенным в старое время названием “Спас”. Оно слилось с Вежами и стало называться Спас-Вежи»467 . Это, конечно, не так. Вплоть до середины 50-х гг. XX века и д. Вёжи, и с. Спас представляли собой отдельно стоящие селения, находящиеся в одном километре друг от друга.

Как известно, издавна существовала традиция, когда два селения, носящие одинаковые названия и расположенные неподалеку друг от друга, имеют уточняющие названия: Малое (-ая, - ые) и Большое (-ая, - ые). Например, в Костромском уезде к началу XX века имелись следующие «пары» названий: Большие Соли – Малые Соли, Большое Андрейково – Малое Андрейково, Большие Бугры – Малые Бугры и т. д. Обычно такие названия появлялись, когда из одного селения часть жителей выселялась, основывала новое селение, давая ему то же название. В таком случае новое селение получало уточняющую приставку «Малое», а старое селение – «Большое»* . Логично предположить, что когда-то часть жителей из Спаса переселилась в Вёжи, и эти селения стали называть Большие Вёжи (Спас) и Малые Вёжи (Вёжи). Со временем вариант Большие Вёжи, по-видимому, мог быть вытеснен названием Спас-Вёжи, (позднее – Спас), а оставшееся без пары название Малые Вёжи забылось, превратившись просто в Вёжи.

Главным в стихотворении «Дедушка Мазай и зайцы» является рассказ о весеннем разливе, во время которого Мазай спасает зайцев. В самом начале стихотворения о разливах говорится:

(Всю эту местность вода понимает* ,
Так что деревня весною всплывает,
Словно Венеция) (II, 322).


Рисунок Д. Шмаринова. 1946 г.


Во время половодья добрый дедушка Мазай спасал гибнущих зайцев. Напомним всем известный отрывок:

«...Я раз за дровами

В лодке поехал – их много с реки

К нам в половодье весной нагоняет –

Еду, ловлю их. Вода прибывает.

Вижу один островок небольшой –

Зайцы на нем собралися гурьбой.

С каждой минутой вода побиралась

К бедным зверькам; уж под ними осталось

Меньше аршина земли в ширину,

Меньше сажени в длину.

Тут я подъехал: лопочут ушами

Сами ни с места; я взял одного,

Прочим скомандовал: прыгайте сами!

Прыгнули зайцы мои, – ничего!

Только уселась команда косая,

Весь островочек пропал под водой:

“То-то!” сказал я: “не спорьте со мной!

Слушайтесь, зайчики, деда Мазая!”» (II, 324).

Во время весенних разливов в Заречье животные – волки, зайцы, лисы, кабаны, лоси – оказывались в трудном положении, многие из них гибли. Л. П. Пискунов вспоминает о разливе 1936 г., когда Вёжи «залило так, что во многих домах вода доходила до окон первых этажей (...). В это время было залито большое количество лесных угодий, незатопленными остались только отдельные небольшие островки в лесах. Тогда погибло много зверей. Лоси плавали, искали островки суши и не находя – тонули. Их вздутые туши позднее наши мужики находили в лесах и на полое. Зайцы, когда уходил из-под них последний клочок суши, плавали, тонули, забирались на пни, кривые деревья, бревна. Некоторые мужики снимали их и привозили в деревню или высаживали где в лесу на островок. Мой отец как-то поехал на ботнике развешивать мережи для сушки и встретил в лесу мертвого волка, который плавал на толстом бревне, положив голову и уцепившись за бревно передними лапами»470 .

Е. П. Дубровиной принадлежит важное замечание, подтверждающее, то, что Некрасов передаёт подлинный рассказ Мазая. В стихотворении сказано, что зайцы «лопочут ушами». Исследовательница определила выражение «лопотать ушами» (т. е. поводить ими из стороны в сторону) как чисто костромской диалектизм, зафиксированный ею в речи старожилов Костромского района в селах Спас, Шунга и д. Некрасово (б. Святое)471 .

В творчестве Некрасова стихотворение о дедушке Мазае занимает особое место. Вряд ли кто-нибудь будет оспаривать, что в настоящее время это самое популярное произведение поэта, а дедушка Мазай – самый любимый некрасовский герой. Нельзя не удивляться, как из-под пера поэта, почти всегда изображавшего русскую жизнь с «угрюмой, желчной односторонностью обличителя» (А. В. Тыркова-Вильямс), вышло такое светлое, доброе, совершенно лишенное обличительства стихотворение.

Примечательно, что в работах некрасоведов (и дореволюционных, и советских) о «Дедушке Мазае...» обычно говорится или очень скупо, или не говорится вообще. Можно указать немало солидных трудов и капитальных учебных пособий, в которых это стихотворение не упомянуто ни единым словом. Подобное умолчание, конечно, не случайно. «Дедушка Мазай...» лежал вне основного русла некрасовской поэзии – с его неизменными картинами народного горя и призывами к восстанию. В. В. Жданов, один из немногих, кто упомянул о нем, выделяет «рассказ о костромском крестьянине дедушке Мазае, собиравшем в свою лодку во время разлива погибающих зайцев. Стихи проникнуты неподдельной любовью к (...) природе, к людям того “низменного края”, где любил охотиться Некрасов. Стихи, посвященные русским детям (...), родились в минуты душевного спокойствия и той умиротворенности, в какую всегда погружался поэт, оказавшись с природой или среди людей деревни. Отсюда светлый колорит этих стихов, их невыдуманные сюжеты, их истинно народный юмор»472 . Стихотворение о дедушке Мазае, безусловно, – лучшее из произведений Некрасова, в котором нашло отражение всё самое светлое, что было в душе поэта.

Нам неизвестно, когда умер И. С. Мазайхин, и поэтому мы не знаем, дожил ли он до выхода стихотворения в свет. Ревизские переписи после 1858 года больше не проводились. Метрические книги Преображенской церкви в Спасе сохранились только начиная с 1879 г. Судя по всему, И. С. Мазайхин скончался на рубеже 60 и 70-х гг. XIX века. Отпевание его, разумеется, состоялось в приходской Преображенской церкви в Спас-Вёжах. У её стен, на приходском кладбище, он и был похоронен. Если И. С. Мазайхин умер до 1875 г., то его отпевал священник о. Иоанн Демидов* . Если же прототип деда Мазая скончался после 1875 г., то таинство его отпевания совершил о. Сосипатр Добровольский (1840 – 1919 гг.), служивший настоятелем Преображенского храма 44 года – с 1875 г. и вплоть до кончины в 1919 году474 .

Судьба первых поколений потомков И. С. Мазайхина представляет немалый интерес. Выше писалось, что одна из особенностей Костромского Заречья состояла в том, что здесь бок-о-бок жили и православные, и приверженцы нескольких старообрядческих толков (по выражению Н. Н. Виноградова, тут в каждой деревне было «по пять вер, по десять толков»475 ). Представители разных «вер» нередко переходили из одной в другую. Главной причиной подобных переходов являлись браки, когда полюбившие друг друга молодые люди принадлежали к разным толкам. В подобных случаях дело часто кончалось тем, что или жених переходил в веру невесты, или наоборот. В судьбе потомков И. С. Мазайхина эта особенность края проявилась самым наглядным образом.

По-видимому, сын И. С. Мазайхина, Иван Иванович Мазайхин (р. 1825 г.), в середине 50-х годов перед женитьбой на Пелагее Давыдовой (р. 1821 г.) ушел из православия и стал старообрядцем-беспоповцем, нетовского толка** .

Во второй половине 60-х гг. XIX века (вероятно, еще при жизни отца) Иван Иванович возвел в Вёжах каменный дом (во всяком случае, именно его внук, С. В. Мазайхин, жил в нём в первой половине в.). Точное время возведения дома неизвестно, но вплоть до начала 50-х гг. XX века на его стене висела жестянка «Русского страхового общества» с надписью «Застраховано 1870 год», следовательно, его построили, скорее всего, в конце 60-х гг. века. «Мазайхин дом» в Вёжах стал одним из самых первых каменных крестьянских домов не только в Зарецком крае и в Костромском уезде, но и во всей Костромской губернии. Он напоминал собой городской дворянский особняк средней руки – двухэтажный, с полукруглым верхом окон второго этажа, с декоративными пилястрами на стенах. Л. П. Пискунов свидетельствует, что «Мазайхин дом», как его называли в Вёжах, «был самым старым кирпичным домом в деревне (...). Первоначально он был на три окна, двухэтажный, а годах в 1870-80 был сделан придел еще на два окна в два этажа, и сарай по всей ширине дома. Над окнами второго этажа на стене была прикреплена металлическая табличка величиной с большую тарелку, где было вытеснено (...) следующее:

“Российское страховое общество застраховано 1870 год”.

Наш дом был напротив через улицу, и эту табличку часто приходилось видеть из окна»477 . В другом очерке Л. П. Пискунов уточняет название дома: «...Мазайхин дом, или, точнее сказать, дом дедушки Мазая (так его еще иногда называли)»478 . Вплоть до 50-х гг. XX века улица, на которой стоял «Мазайхин» дом, именовалась Мазайхиной улицей479 .

Сын Ивана Ивановича, Василий Иванович Мазайхин (р. 1857 г.) взял в жены Феодосью Каллистратову (Каллистратовну), принадлежавшую к «поповщине»480 . Одну из своих дочерей, Марию Васильевну, В. И. Мазайхин выдал замуж за богатого купца, почетного потомственного гражданина Дмитрия Евдокимовича Гордеева. Последний постоянно проживал в усадьбе Дор Романовского уезда Ярославской губернии, а в Костромской уезд приезжал по делам. В конце XIX века Д. Е. Гордеев купил в Заречье 324 десятины земли и построил в селе Петрилове картофелетерочный завод481 . В начале 90-х годов на его пожертвования была капитально перестроена Богородицко-Казанская церковь в Петрилове. На рубеже XIX и XX вв. Д. Е. Гордеев возвёл рядом с ней небольшую одноглавую церковь, освященную в 1901 году во имя своего ангела – святителя Димитрия, с родовой усыпальницей482 . В памяти старожилов Заречья он остался как «барин Гордеев»483 . После его смерти (Д. Е. Гордеев умер, по-видимому, в 1911 г.) завод в Петрилове вплоть до революции принадлежал его сыну – Александру Дмитриевичу Гордееву, праправнуку И. С. Мазайхина.

Сын В. И. Мазайхина, Сергей Васильевич Мазайхин (1887 – 1973 гг.) был крещен в «нетовщине». Однако, желая жениться на девушке из православной семьи, через таинство миропомазания, совершённое о. Сосипатром Добровольским в Преображенской церкви с. Спас-Вёжи (Спас) 12 января 1913 г., Сергей Васильевич был официально присоединен к православию484 . Через восемь дней, 20 января 1913 г., в той же церкви о. Сосипатр обвенчал С. В. Мазайхина и его избранницу – уроженку Вежей Александру Павловну Кузнецову (1891 – 1967 гг.)485 .

Пб., Аквилон, 1922. 91, с. с ил.; 20,8x15,5 см. - 1200 экз., из которых 60 экз. именных, 1140 экз. (1-1140) нумерованных. В иллюстрированной цветной издательской обложке. На обратной стороне титула читаем: «Титульный лист, иллюстрации, заставки и концовки – автолитографии Б.М. Кустодиева». В хорошем виде большая редкость!

Издать эту книгу в «Аквилоне» задумали к столетию Николая Алексеевича Некрасова. В книге собраны знакомые всем с детства стихотворения: «Влас», «Коробейники», «Дядюшка Яков», «Пчёлы», «Генерал Топтыгин», «Дедушка Мазай и зайцы». Её оформление было поручено близкому другу Ф.Ф. Нотгафта Борису Михайловичу Кустодиеву. Для издания использована бумага верже. Обложка из мягкого картона отпечатана в три краски в технике цинкографии: на фоне узора (жёлтые пятилепестковые розетки между голубоватыми волнистыми линиями) расположен овальный медальон, в который заключены штриховой рисунок (мужик с косой), название книги (с фамилией автора), фамилия художника, название издательства, место и год издания. В книге 30 иллюстраций: 8 страничных, 11 заставок и 11 концовок. Титульный лист и иллюстрации исполнены в технике одноцветной автолитографии.

Иллюстрации помещены не на отдельные вклейки, а на страницы с текстом, для чего потребовалось печатать книгу в два прогона: первый раз - на машине высокой печати, второй - на литографском станке; при этом оборот страницы оставался чистым. «Здесь очень тонкое и тактичное соответствие тексту сочеталось с выразительнейшим мастерством техники и самого типографского выполнения: книги с иллюстрациями, литографированными и не наклеенными или вставленными в текст, а напечатанными на той же странице с набором, мы просто не знали до сего времени», - писал А.А. Сидоров. Кустодиев поставил перед собой задачу не пересказать графически содержание каждого стихотворения, а эмоционально его дополнить. В пейзажных зарисовках, натюрмортах, бытовых сиенах художник, избежав акцентированной стилизании, сумел с помощью мягкой серебристой линии, «мерцающих» штрихов, бархатистой гаммы тоновых теней передать русский национальный колорит. Книга была признана шедевром типографского искусства. «“Шесть стихотворений Некрасова” - не только большое достижение “Аквилона”, но и вообще одно из замечательнейших явлений в истории русской книги», - утверждал Голлербах, а Сидоров назвал это издание «чистым золотом книжного искусства, прекраснейшей из побед “Аквилона” и нашей гордостью».


В 1919 году в «Народной библиотеке» появился рассказ Л.Н. Толстого «Свечка» с иллюстрациями Кустодиева, выполненными еще до революции для петербургского Общества грамотности. Немалым достижением художника следует признать и цикл иллюстраций к «Грозе» А.Н.Островского. Любимая им и хорошо знакомая ему купеческая тема по­новому заиграла в скупых рисунках пером. С началом новой экономической политики (НЭПа) в стране появились частные издательства. Одним из них был основанный в сентябре 1921 года петроградский «Аквилон», который возглавлял искусствовед Федор Федорович Нотгафт (1886-1942). Это издательство работало неполных три года и выпустило всего 22 книги, выходившие небольшим тиражом 500­1500 экз. Это было как бы антитезой Госиздату, тиражи изданий которого приближались к миллионным. «Аквилон» сознательно ориентировался не на массового читателя, а на любителей, на библиофилов. Книги его навечно вошли в золотой фонд русского оформительского искусства. Среди них, например, «Белые ночи» Ф.М. Достоевского и «Бедная Лиза» Н.М. Карамзина с иллюстрациями М.В. Добужинского, «Стихотворения» А.А. Фета, оформленные В.М. Конашевичем... В содружестве с «Аквилоном» Борис Михайлович Кустодиев создал три книги.

Первая из них - сборник «Шесть стихотворений Некрасова» - стала бесспорным шедевром. Об этой книге на удивление мало писали; так, в большой монографии Виктории Ефимовны Лебедевой ей посвящены всего четыре абзаца. «Шесть стихотворений Некрасова», задуманные как библиофильское издание, вышли в свет в марте 1922 года и были приурочены к 100­летию со дня рождения поэта. Всего отпечатали 1200 экземпляров, причем 60 из них были именные, с указанием фамилии будущего владельца, а 1140 - нумерованные. Порядковые номера писались от руки. Автору этих строк принадлежит экземпляр № 1019, купленный в свое время в букинистическом магазине, смешно сказать - за 5 рублей. В 1922 году, в пору гиперинфлянции, книгу продавали за 3 миллиона рублей. Работу печатавшей книгу 15­й Государственной типографии (ранее типография Товарищества Голике и Вильборг, а ныне Типография имени Ивана Федорова) осложняла не только ручная нумерация экземпляров. В процессе трудов над ней Б.М. Кустодиев осваивает новую для себя технику - литографию. Он делал рисунки литографским карандашом на так называемом корнпапире, а уж затем их переводили на литографский камень. Для полиграфического предприятия это создавало определенные трудности, ведь текст «стихотворений» воспроизводился с типографского набора способом высокой печати. Поскольку элементы художественного оформления в основном находились на одной полосе с набором, то листы приходилось печатать в несколько прогонов - первый раз на машине высокой печати, а второй - на литографском станке, скорее всего ручном.

Говоря о технике воспроизведения «Шести стихотворений Некрасова», Алексей Алексеевич Сидоров в книге, подводящей итоги развития графического искусства за первые пять послереволюционных лет, писал: «Здесь очень тонкое и тактичное соответствие тексту сочеталось с... выразительным мастерством техники и самого типографского выполнения: книги с иллюстрациями, литографированными и не наклеенными или вставленными в текст, а напечатанными на той же странице с набором мы просто не знали до сего времени...». Сложность полиграфического исполнения повлияла на продажную цену книги, которая на порядок превосходила цены на другие издания «Аквилона». «Стихотворения» были заключены в обложку из мягкого картона, отпечатанную в три краски. Основным фоном служил простенький узор из желтых пятилепестковых розеток, окруженных голубоватыми волнистыми линиями. На верхней сторонке был предусмотрен овальный медальон, в котором по белому фону черной краской были воспроизведены все нужные надписи и штриховой рисунок, изображавший мужика с косой. Сюжет рисунка как бы подсказывал читателю, что стихотворения посвящены крестьянской жизни. Так оно и было: в сборник вошли стихотворения «Влас», «Коробейники», «Дядюшка Яков», «Пчелы», «Генерал Топтыгин» и «Дедушка Мазай и зайцы».

Книга была составлена из 4­листных тетрадей, сшитых между собой вручную. Открывалась она полосой с издательской маркой «Аквилона» работы М.В. Добужинского. Далее шел авантитул с воспроизведенным прописными буквами названием книги. Третий лист с пустым оборотом - это рисованный титул, на котором мы видим крестьян, внимательно слушающих мальчишку, который держит в руках раскрытую книгу и читает им. В рисунок вписана овальная плашка с портретом писателя. Название книги воспроизведено нарочито неумелым почерком, причем по старой орфографии - с «и десятиричным», но сам текст книги набран уже по новому правописанию. Четвертый лист - шмуцтитул с помещенным в его центре набранным типографским шрифтом названием первого стихотворения. Шмуцтитулы с незаполненным оборотом были предпосланы каждому из помещенных в сборнике произведений писателя. За шмуцтитулом - уже во второй по счету тетради следовала цельнополосная иллюстрация с изображением бредущего по Руси Власа. Считать эту иллюстрацию, оборотная сторона которой также оставлена пустой, фронтисписом нельзя, ибо в других стихотворениях нет следующих непосредственно за шмуцтитулом цельнополосных рисунков - они помещены в тексте. Всего таких иллюстраций восемь, причем распределены они неравномерно. В первом стихотворении «Влас», занимающим всего четыре неполные полосы, их два. Столько же и в большой 33­страничной поэме «Коробейники». В «Дядюшке Якове», «Пчелах», «Генерале Топтыгине» и «Дедушке Мазае» - по одной. Художник решил не ограничивать себя формальными рамками и делал к каждому из стихотворений столько рисунков, сколько подсказывало ему художественное чутье. Кроме того, для каждого из стихотворений были сделаны небольшие, примерно на треть полосы, иллюстрации­заставки и иллюстрации­концовки. В «Коробейниках» их шесть - по числу частей поэмы. В своих автолитографиях Б.М. Кустодиев прежде всего любуется привольным русским пейзажем: здесь и бескрайние поля с гнущейся по ветру спелой рожью, и приволье полян средь негустого леса средней полосы России, и буйные разливы рек, затопляющих по весне русские равнины, и убогая пасека у покосившегося плетня... Литографии удивительно нежны. Кажется, что литографский карандаш художника чуть касался камня.

В дальнейшем Ф.Ф. Нотграфт предполагал выпустить альбом литографий Б.М. Кустодиева, М.В. Добужинского и Г.С. Верейского, но проект этот выполнен не был, так как в декабре 1923 года «Аквилон» прекратил свое существование, Кустодиеву пришлось искать других издателей. Много сил и труда он отдал иллюстрированию «Леди Макбет Мценского уезда». Н.С. Лескова. Часто бывавший у него в первые послереволюционные годы К.С. Сомов записал 18 февраля 1923 года в своем дневнике: «Б.М. показывал мне иллюстрации к “Леди Макбет Мценского уезда” и воспроизведения с его русских типов. Он был довольно веселый и бодрый, хотя вообще ему хуже, он всего 5 ч. в день может сидеть в кресле». Племянник К.А. Сомова Е.С. Михайлов впоследствии вспоминал: «Несколько раз дядя брал меня с собой, навещая Бориса Михайловича Кустодиева. Дядя любил его искусство, удивлялся отсутствию озлобленности и выдержке Бориса Михайловича, лишенного возможности передвигаться из­за тяжелого заболевания». Совершенно особое место в творчестве Б.М. Кустодиева занимает ленинская тема. Можно по­разному относиться к деятельности вождя мирового пролетариата. В последние годы мы узнали много нового о делах этого человека, которого в недавние времена обожествляли. Но, говоря словами В.В. Маяковского, «громадье» его планов поражало современников. И они вполне искренно восхищались им. Смерть Ленина в январе 1924 года воспринималась как непоправимая катастрофа. Отсюда и стремление Кустодиева сказать об ушедшем вожде что­то свое. Понятно, что тема эта была совершенно чужда певцу купеческой России, но он отважно взялся за ее решение - так появились иллюстрации к воспоминаниям А.Ильина­Женевского «Один день с Лениным» (Л.; М., 1925) и к предназначенным для юного читателя книгам «Ленин и юные ленинцы» (Л.; М., 1925) и «Детям о Ленине» (М.; Л., 1926). Художник с вождем никогда не встречался, но он был портретистом милостью божией, умевшим работать не только с натуры, но и по фотографиям. Ленин на его штриховых рисунках не только узнаваем, но безусловно похож. Особенно хороши рисунки, изображающие гимназиста Володю Ульянова, ставшие со временем своеобразной классикой. В бесчисленных, иногда бесконечно слащавых изображениях «Ленинианы» эти рисунки занимают особое место, и не стоит игнорировать их, как это делают некоторые авторы недавних посвященных Б.М. Кустодиеву книг. Маслом ленинских портретов художник никогда не писал, да и не стремился к этому, так как не хотел фальшивить. Принимать или не принимать революцию? Такой вопрос вроде бы для Кустодиева не стоял. Но что же все­таки дороже для него - воспоминания об ушедшей России или же новая, иногда жестокая действительность? Рассуждая на эту тему, А.А. Сидоров в свое время писал: «Уход в старину ради нее самой для советского искусства неприемлем. В графической деятельности Б.М. Кустодиева можно видеть преодоление этого силами реальной жизни. Конечно, и он не стал полностью новым, советским художником». Выше было отмечено, что Б.М. Кустодиев редко обращался к иллюстрированию произведений современных ему писателей - исключение было сделано для Максима Горького. Писатель и художник были лично знакомы: в 1919 году Алексей Максимович посетил больного Кустодиева, а вскоре после этого художник послал Горькому вариант своей знаменитой обнаженной «Красавицы», сопроводив подарок запиской: «Вы первый, кто так проникновенно и ясно выразил то, что я хотел в ней изобразить, и мне было особенно ценно услышать это лично от Вас». Алексей Максимович сохранил записку и вспомнил о ней незадолго до смерти художника 23 марта 1927 года в письме к своему биографу И.А. Груздеву. Не удивительно, что когда Государственное издательство попросило Кустодиева оформить серию горьковских книг, художник сразу же согласился. Так в 1926­1927 годах появились «Челкаш», «Фома Гордеев», «Дело Артамоновых». Особенно интересными кажутся нам обложки этих изданий с портретами главных героев. Художник начал иллюстративный ряд с обложки, что, по сути дела, было новаторством. Молодой и красивый Фома Гордеев резко контрастирует со сгорбленным стариком Артамоновым, причем последний рисунок выполнен в технике силуэта, для Кустодиева, вообще говоря, редкой (ранее он использовал силуэт при иллюстрировании «Дубровского» в 1919 году). Надо сказать, что Максим Горький не вполне был доволен рисунками Кустодиева, он посчитал, что они слишком «интеллигентны», и пожелал, чтобы они были «погрубее и поярче». В эти же годы Б.М. Кустодиев много занимался «ремесленной» работой. Он иллюстрирует календари, делает обложки для журналов и даже для книг сельскохозяйственной тематики, которые выпускало Государственное издательство. Среди его работ - оформление книг «Ягодный сад крестьянина» (Л., 1925), «Деревенский тележник» (Л., 1926). Вряд ли можно упрекать художника в неразборчивости, ведь и великому мастеру нужно думать о повседневных делах, зарабатывать на жизнь. Тем более что даже в этих работах, которые в посвященных Кустодиеву монографиях никогда не репродуцируют, можно найти немало интересного - рука мастера чувствуется всегда. 26 мая 1927 года Борис Михайлович Кустодиев скончался в возрасте 59 лет. А 2 июля К.А. Сомов, живший во Франции, написал в Москву сестре: «Вчера я узнал о смерти Кустодиева. Напиши мне подробности, если знаешь... Бедный мученик!». Преодолевая страдания и физическую немощь, Борис Михайлович Кустодиев, сумел создать десятки ставших классическими произведений книжно­журнальной графики. Заканчивая статью о нем, мы найдем совсем другие слова, чем К.А. Сомов, - «Великий подвижник!»