Диалог к картине проводы ополчения. Проводы ополчения картина Ю

Во все времена были войны, и бойцов отправляя в бой, провожали всем городом или деревней. Так и на картине «Проводы ополчения» изображено прощание с любимыми и дорогими людьми, которые отправляются в далекий путь, воевать с недругами. Вооруженные мужчины идут по дороге, вдоль которой на возвышенности стоят провожающие. Именно провожающие, а не воины, главные герои картины Ю. Ракши.

Вот на переднем плане стоит беременная женщина, возле которой стоит ее сын и она прижимает его к себе, обняв за плечо. Она одета в дорогое платье, а голова ее украшена изысканным украшением. Сразу видно, что она не простолюдинка, а из богатой семьи. Ее лицо полно скорби и печали, наверно она провожает своего мужа. Возле ног этой женщины, прямо на земле сидит убитая горем темноволосая женщина и ее дочь. Они одеты в простую одежду и, похоже, их семья не богата. Женщина тоже провожает своего мужа, но переживает гораздо сильнее, нежели женщина стоящая рядом с ней.

За ними стоит другая женщина, которая держит на руках сына. Она так крепко его прижимает к себе, как будто думает о том, что когда он вырастет, его также отправят на войну и она больше всего на свете этого боится. Чуть подальше стоит уже пожилая женщина, провожающая своего сына. Возле нее стоит девушка, молящаяся за судьбу всех, кому предстоит тяжелый бой. В этой компании стоит старик, который кричит мужчинам последние слова напутствия.

Беда объединила всех людей, принадлежащих к разным слоям общества. Женщины с детьми и стариками остались одни и неизвестно когда мужчины вернутся домой. А вернутся не все, и женщины будут оплакивать умерших близких людей. Они ничего не могут сделать, и даже не пытаются кого-то остановить. Женщины понимают, что их мужья и сыновья идут защищать в первую очередь своих жен и детей, а также город от посягательств врагов.

Сочинение по картине замечательного русского художника Ю.М. Ракши (1937-1980) «Проводы ополчения» развивает творческие способности учащихся, их исследовательские навыки, воспитывает патриотические и эстетические чувства. Сочинение пишется в 8 классе.

Сочинение по картине «Проводы ополчения». 8 класс

Юрий Михайлович Ракша родился в 1937 году в семье рабочих. Учился в художественной школе, окончил ВГИК по специальности «художник-постановщик». Участвовал в создании таких значительных кинокартин, как «Время, вперед» и «Восхождение». Многие картины Ю.М. Ракши получили широкое признание, принесли ему всемирную известность.

Умер Юрий Михайлович совсем молодым, ему было всего сорок три года. В 1980 году смертельно больной художник закончил работу над грандиозным триптихом «Поле Куликово». Это многоплановое произведение состоит из трех частей: «Благословение на битву», «Проводы ополчения», «Предстояние».

Триптих посвящен Куликовской битве , состоявшейся в 1380 году и знаменующей начало освобождения от татаро-монгольского ига. Картина «Проводы ополчения» это правая боковая часть триптиха. Другое название картины «Плач жен».

В центре композиции - женщины и дети. Они провожают уходящее в поход русское войско, состоящее из их мужей, сыновей и братьев. Могучие воины окружены туманом, их ждет кровавая битва и многие из них отдадут свои жизни за отчизну, защищая матерей, жен, детей. Вдалеке видна белокаменная Москва, из ворот которой выходит многотысячное ополчение.

На переднем плане изображена молодая, красивая женщина с печальным и прекрасным лицом. Это жена Дмитрия Донского великая княгиня Евдокия . Скоро у нее родится ребенок, рядом с ней ее дети - мальчик понурил голову, он тоже чувствует трагичность происходящего; девочка-подросток напряженно смотрит на уходящих воинов, стараясь запомнить их лица, сохранить память о них.

Известно, что Дмитрий Донской и Евдокия очень любили друг друга и можно понять, какие чувства испытывала княгиня, провожая любимого супруга на ратный подвиг. Справа от Евдокии обессилено опустилась на землю простоволосая женщина в красном сарафане. Она закинула голову назад, рот ее открыт - она рыдает, горе ее безмерно.

Молодая девушка с покрытой платком головой молится, а седовласый старик, стоящий за женщинами, благословляет воинов своим посохом. Стоящая рядом с ним женщина прижимает маленького сына к груди. Все, простолюдины и знатные люди, сплотились в единое целое перед общей бедой. Теперь они - русский народ. Эта картина учить любить отчизну, ценить людей, живущих в ней, восхищаться ее прошлым.

Разделы: Русский язык

Цель: научиться правильно отбирать материал, необходимый для написания сочинения.

Задачи:

  • проанализировать произведение искусства (Ю.Ракша "Проводы ополченцев");
  • определять тему, идею и проблему произведения;
  • уметь выразить свою позицию по отношению к сформулированной проблеме, привести аргументы;

Тип урока: урок развития речи.

Оборудование: компьютер, видеопроектор, репродукция картины Ю. Ракши "Проводы ополчения", "Толковый словарь" Ожегова, карты боевых сражений, учебник по истории, тетрадь на один урок.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

– Здравствуйте, ребята и дорогие гости, присутствующие на уроке. Я рада вас видеть. (Презентация )
Давайте пожелаем друг другу хорошей работы своими улыбками. Посмотрите направо и улыбнитесь соседу, а теперь налево – улыбнитесь соседу. Удачной работы. Присаживайтесь.

II. Вызов

Ребята, кто это оставил здесь на столе учебник по истории?.. А в учебнике еще какие-то карты. Это карты сражений.

– Что изображено на этих картах?
– Что объединяет эти карты?
– Историю можно не только читать, слышать, видеть, но и быть её участником. Режиссеры ставят фильмы, основанные на исторических событиях, писатели создают произведения, главными действующими лицами в которых являются исторические герои, художники пишут полотна, на которых можно увидеть историю, ощутить ее, почувствовать. Древнегреческий философ Гораций утверждал, что "картина – поэма без слов". А потому исторические сражения можно увидеть не только на исторических картах, но и на полотнах известных художников.
– Где можно увидеть эти картины?
– Именно в картинную галерею мы сегодня и отправимся. Вот и картинная галерея, вокруг нас много картин. Добро пожаловать в первый зал. Посмотрите внимательно на картины.
– Что на них изображено?

Фотоколлаж (портреты, люди в центре)

– Что изображено на верхней правой картине? Сколько изображено людей?
– Что изображено на верхней левой картине? Сколько изображено людей?
– Что изображено на нижней правой картине? Сколько изображено людей?
– Что изображено на нижней левой картине? Сколько изображено людей?
– Что изображено в центре картины? Сколько изображено людей?
– Что объединяет все эти репродукции картин?
– В каком жанре написаны все эти картины?

III. Определение темы и цели урока

– Ребята, попробуйте самостоятельно сформулировать тему урока? (Групповой портрет)
– Любой урок имеет свою цель. Пожалуйста, определите цель нашего сегодняшнего урока?
– Ребята, может быть вам уже что-то известно о том, что такое групповой портрет и о том, как правильно его описывать. Перед вами таблица "Бортовой журнал". Пожалуйста, подумайте и заполните первую колонку таблицы (Приложение 1 ).
– Что вы уже знаете о групповом портрете?

По ртрет - жанр изобразительного искусства, предметом которого является изображение конкретного человека. Групповой портрет это изображение, на котором нарисованы не менее 3 или 4-х человек.

– Как вы думаете, в чем разница между портретом и групповым портретом?
– Этот вопрос не случаен. Я предлагаю вам отправиться в следующий зал.
– Посмотрите, как много картин.

IV. Работа по теме урока

Мое внимание привлекла картина, которую написал Юрий Ракша. Это триптих "Поле Куликово".
– Скажите, пожалуйста, вам знакомо слово "Триптих"?
Я предлагаю вам с помощью словаря объяснить лексическое значение слова и записать его в тетрадь.
Сегодня мы с вами будем работать только с 3-ей частью этой картины, которая называется "Проводы ополчения".
– Понимаете ли вы смысл сова "Ополчение"? И кто такие ополченцы?

Триптих "Поле Куликово" является венцом творчества известного советского художника Юрия Ракши.
– Может быть вам что-то известно об этом художнике из курса искусства? (Приложение 2 )
Спасибо.

VI. История создания картины

Триптрих "Поле Куликово" художник рассматривал, как воплощение своей веры в русский народ, как работу вершинную. О ее замысле он рассказал в своих статьях. "Я понял, что это будет самая для меня современная картина", – писал он. "И пришло решение, пусть я вижу своих героев в основные высокодуховные моменты...". Картина писалась вдохновенно, создавалась мощно, хотя художник был уже смертельно болен и знал, что дни его сочтены. Он умер, положив последний мазок, с кистью в руке.
Картина состоит из трех частей, но особенно выразительно полотно "Проводы ополчения".
Послушайте, что гласит история создания этой картины.
Вернулся князь от Сергия и двинул войска от белокаменных стен Москвы, им же построенных на юг, к Дону, "встреч ворогу".
В центре композиции среди провожающих ополчение – Евдакия, любимая жена Дмитрия. Она не плачет, она уже выплакала свое и сейчас не имеет права на слезы – она жена князя и должна быть мужественной. Она беременна, и это символ – жизнь продолжается. Рядом сын, уже понимающий, что отец уходит на битву, и дочка, с улыбкой слушающая звуки жалеек, – как всегда на Руси, с музыкой и слезами провожают близких на битву.

VII. "Тонкие" и "толстые" вопросы

"Тонкие" вопросы "Толстые" вопросы
– Как вы думаете, какой исторический период изображен на картине? – Какие люди представлены на картине?
– Выглядят ли люди на картине естественным образом?
– На картине изображены реальные события или придуманные? – Что отражают взгляды изображенных людей?
– Где происходят изображенные события? – Как вы думаете, акцентирует ли автор внимание на деталях?
– В какое время суток происходят изображенные события? – Какие оттенки доминируют в цветовой палитре?
– На чем художник акцентирует внимание и пытается ли передать эмоции изображенных на картине людей? – Какие чувства и эмоции вызывает у вас эта картина?
– Если вы внимательно посмотрите на картину, то увидите, что в нижней части картины преобладают темные тона, а в верхней, наоборот, светлые.

VIII. Прием "оживи картину"

– Давайте представим себя героями этой картины.
– Ребята, вы простая крестьянская девушка, которая провожает мужа на битву. Опишите свои эмоции.
– Ребята, какие чувства вы испытываете, что вы княжна, которая проводила на битву мужа?
– Ребята, представьте, что вы седовласый старик и провожаете на битву сына или внука. Опишите свои чувства.
– Что общего среди всех ассоциаций?
– Автор описывает чувства и переживания героев, вне зависимости от их сословия и передает эти эмоции при помощи портретного описания.

IX. Рефлексия

– Как вы помните, цель нашего урока научиться описывать групповой портрет. Для этого мы в совместной работе должны выработать правила описания группового портрета, которые помогут вам в написании сочинения.
– Сейчас нам предстоит работать в группах.

1 группе необходимо составить синквейн о том, что такое групповой портрет и на его основе составить связанное высказывание по картине.

Вспомним правила составления синквейнов.

1 строка – 1 существительное, которое отражает тему.
2 строка – 2 прилагательных, харакеризующих тему.
3 строка – 3 глагола, выражающие действия, отношение к теме.
4 строка – предложение из 4 слов или словосочетание, выражающее проблему.
5 строка – 1 слово-синоним темы.

2 группе необходимо составить кластер о том, на какие детали необходимо обращать внимание при портретном описании.
Прежде чем начать работу с кластером, необходимо вспомнить правила его составления.
Напишите тему посредине листа. Затем запишите все слова и выражения, которые помогут раскрыть тему.

3 группе необходимо на основе памятки написания сочинений, которая находится на странице 222 учебника, составить памятку "написание сочинения-описания группового портрета".

– На работу у вас есть 10 минут.
– Давайте посмотрим на результат вашей работы.

1 группа, пожалуйста...
2 группа...
3 группа...

– Ребята, если вы помните, в начале урока мы заполнили 1 колонку "бортового журнала". Заполните, пожалуйста, 2 колонку – что нового вы узнали на уроке.
– Сегодня мы повторили, что такое портрет, научились его описывать и вывели алгоритм его написания.

X. Домашнее задание

– Теперь, используя материал нашего урока, я предлагаю вам дома написать сочинение-описание группы людей на основе картины Юрия Ракши "Проводы ополчения".
– Я благодарю вас за работу на уроке! Гостям спасибо за внимание! До свидания!

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Подготовка к сочинению – описанию по картине Ю.Ракши «Проводы ополчения» Триптих «Поле Куликово» Тишкова СА Учитель русского языка и литературы МБОУ Александровская СОШ 2017

2 слайд

Описание слайда:

Триптих «Поле Куликово» – последняя картина Юрия Ракши, написанная в 1980 году. Посвящалась она шестисотлетию Куликовской битвы. В центре триптиха картина «Предстояние». Слева – «Благословление на битву». Справа – «Проводы ополчения»

3 слайд

Описание слайда:

«Благословение на битву» В левой части триптиха - событие, происходящее за несколько недель до битвы на Мановце, за околицей Троицкого монастыря. В центре композиции Сергий Радонежский - духовный наставник князя, главный радетель за Русь и её государственность, её объединение. Последнее благословение, последний поклон.

4 слайд

Описание слайда:

Предстояние Князь Дмитрий со своими товарищами, освещенные первыми лучами солнца, вглядываются туда, где стоят войска Мамая. Еще туманы стелются в низинах, еще полна росы высокая осенняя трава, а дружины уже выстроились в боевые порядки

5 слайд

Описание слайда:

«Проводы ополчения» Второе название картины «Проводы ополчения»- «Плач женщин» И именно они находятся на переднем плане картины. Воины, которые отправляются на битву будто бы укрыты туманом, они гордо и величественно шествуют на войну, чтобы совершить свой подвиг. А их женщины - любимые, матери, сестры, дети и старики остаются дома. Они знают, что их мужчины отправились на верную смерть, и провожают их со слезами на глазах и болью в сердце. Эта боль и печаль на некоторое время объединила богатых и бедных, знать и крестьян, властьпредержащих и их слуг. На полотне изображено полное единство этих несчастных женщин, провожающих тех, кого они любят.

6 слайд

Описание слайда:

«Проводы ополчения» На переднем плане изображена жена Дмитрия Донского - великая княгиня Евдокия. Скоро у нее родится ребенок, рядом с ней ее дети – сын, понурил голову, он тоже чувствует трагичность происходящего; дочь с интересом смотрит на уходящих воинов, она еще по малолетству не осознает трагизм положения. Рядом с ней обессиленно на землю опустилась другая женщина, утомленная переживаниями, она даже не успела повязать себе платок на голову и лишь закрыла глаза, молясь небесам, чтобы те сохранили жизнь ее мужу. Чудь дальше стоят женщины постарше, они уже не раз провожали своих мужчин на войну, поэтому сейчас лишь слегка утирают слезы и надеются, что они снова вернутся домой. И тут же старец кричит что-то уходящим на бой мужчинам, напутствует их, дает советы…

7 слайд

Описание слайда:

«Проводы ополчения» Беда объединила всех людей, принадлежащих к разным слоям общества. Женщины с детьми и стариками остались одни и неизвестно когда мужчины вернутся домой. А вернутся не все, и женщины будут оплакивать погибших родных и близких. Они ничего не могут сделать, и даже не пытаются кого-то остановить. Женщины понимают, что их мужья и сыновья идут защищать, в первую очередь, их, стариков, детей, а также город от посягательства врагов. Все они сбились в кучку этим солнечным днем, поддерживая друг друга, давая друг другу силы на то, чтобы дождаться тех, кого любят. Им остается лишь благословить на битву и ждать их победного возвращения домой. Каждая из них надеется, что беда обойдет стороной именно ее и дождется она мужа, сына, брата, отца. И каждая будет просить у Всевышнего о спасении своих близких

8 слайд

Описание слайда:

Вопросы для обсуждения: Почему художнику важно было показать народное ополчение? Почему на переднем плане изображены женщины, старики, дети? Почему художник изобразил этот момент, а не саму битву? Кто из героев вызывает жалость? Почему?

9 слайд

Описание слайда:

План сочинения-описания I. О Куликовской битве (сведения из истории). II. Описание картины: 1) образ княгини (внешность, одежда); 2) образы женщин, окружающих княгиню; 3) дети; 4) день, в который все происходит; 5) цвета, используемые художником. III. Чаяния (надежды) русских женщин.

10 слайд

Описание слайда:

Об авторе: Юрий Михайлович Ракша (1937-1980)- советский живописец. На его живописных полотнах можно увидеть портреты, пейзажи и сюжетные композиции. Он также занимался оформлением художественных фильмов и иллюстрациями книг. На его картине Проводы ополчения, написанной в 1980 году, соединены два жанра: портрет и городской пейзаж. Она является фрагментом полотна «Поле Куликово». Это правая часть шедевра художника.

Сочинение по картине Проводы ополчения Ракши: описание и анализ художественного полотна

На картине Проводы ополчения показано прощание русских женщин с воинами, которые отправляются на Куликовскую битву. На переднем плане изображены городские жители различных сословий. В основном это женщины и дети. Их всех объединило общее горе, ведь многие мужчины не вернутся с поля боя домой. Каждый из них переживает по-своему: кто-то рыдает, кто-то молится, а кто-то с горечью смотрит вслед уходящим воинам.

Центральной фигурой на полотне является молодая красивая женщина знатного рода. По-видимому, это ее муж возглавляет это огромное войско и пошёл воевать против врага вместе со всеми. Под желто-голубым парчовым платьем заметен ее округлившийся живот. Левой рукой знатная особа обнимает сына, а правой прикрывает свой живот. Она словно хочет оградить своего не родившегося еще ребенка от всех бед и несчастий. Женщина старается быть сильной и не показывает свое горе на людях. Но несмотря на гордый вид и статную осанку, в глубине души она очень переживает за судьбу своего мужа и их детей. У молодой женщины русые волосы, заплетенные в косу. На голову надет обруч, украшенный драгоценными камнями.

Её сыну на вид лет восемь. Русоволосый мальчик очень расстроен из-за расставания с отцом. Он с грустью опустил свою голову. Рядом с ним на земле сидит девочка лет десяти. Она собирает полевые цветы и смотрит вслед уходящему на битву отцу. Наверное, ему предназначался этот букетик сиреневых цветов. Но в этой суматохе она не успела его отдать. За девочкой мы видим рыдающую женщину. В бессилии она опустилась на землю, а правой рукой схватилась за голову. Ее темно-русые волосы распущены. Одета она в простую одежду: светлую кофточку и темно-красный сарафан.

У нее за спиной стоит старуха в коричневом одеянии. На ее лице читается молчаливая скорбь. Видимо, она только что проводила своих сыновей. Рядом с ней находится девушка в бело-золотистом атласном платке. Она в молитве склонила голову, а правой рукой перекрещивается. Позади них стоит седовласый старик с посохом. Он поднял к небу свои глаза и молит бога помочь и защитить воинов. Справа на полотне можно увидеть еще одну женщину, крепко прижимающего к своей груди белокурого сынишку. Все они стоят на возвышенности рядом с дорогой, по которой идут на войну их мужья, отцы, братья и сыновья. Общее горе объединило всех русских людей.

На заднем плане видны белокаменные стены Кремля. Из крепостных ворот как раз и выдвигается многотысячная рать. Словно людская река тысячи мужчин идут защищать свою Родину от врага. Горожане и крестьяне, богатые и бедные, пешие и на лошадях- все объединены в этом людском потоке. В руках они держат копья и щиты. У одного из всадников в руках красный флаг.

А за этой людской рекой видна другая, настоящая с голубой водой. И на другом ее берегу желтое поле и зеленый лес, а на голубом небе плывут белые облака. Это напоминание о мирной жизни создает еще больший контраст, еще больше подчеркивает людское горе.

В образе женщин художник показывает нашу Великую Русь. Как скорбят эти жёны и матери, так и Русь скорбит, провожая на смертный бой своих сыновей. Эта картина вызывает в нас патриотические чувства. Она учит нас любить свою Родину и гордиться ею. Автор призывает нас ценить и уважать защитников родной земли. И, конечно же, не забывать свою историю.

Сочинение по картине Проводы ополчения Ракши Ю.М. 8 класс