Дмитрий лихачев жизнь и век. Дмитрий Сергеевич Лихачев: В чем самая большая цель жизни? О чем надо знать


Насколько важно высказывать свое мнение? Над этой проблемой предлагает задуматься Д.А. Гранин.

Писатель в своем тексте ставит в центр внимания выдающуюся личность Д.С. Лихачева. У этого человека «ко всему был свой подход» со школьных лет, он не боялся высказывать собственное мнение и перечить существующим теориям. Так автор, цитируя Лихачева, призывает читателей: «Не отмалчивайтесь, выступайте». Этот позыв дает основу для размышлений о ценности собственного взгляда на мир и его выражении в общественных отношениях.

Таким образом, писатель приходит к следующему выводу: необходимо высказывать свое личное мнение ко всему происходящему в жизни человечества, ведь даже один голос очень весом и важен для общества.

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.


Подтверждением моей позиции послужит опыт художественной литературы. Например, в рассказе М. Шолохова «Червоточина» мы видим, как мнение героя Степки, основанное на защите бедных, влияет на рабочего человека – крестьянина. Этот эпизод является доказательством того, что нужно выражать свой взгляд на мир, так как он влияет не только на жизнь самого человека, но и на бытие окружающих.

Вспомним произведение Железникова «Чучело». В нем Лена Бессольцева, научившись выражать свою позицию и отстаивать собственные взгляды, помогла ребятам – ее одноклассникам понять жизненные ценности. Автор наглядно показывает нам насколько важно высказывать личное мнение.

Итак, текст Д.А. Гранина убеждает нас в том, что для жизни человека, группы людей важно каждое мнение, ценен каждый взгляд, ведь высказанное предложение одного члена общества может стать точкой для развития и совершенствования духовного, культурного и социального мира людей.

Обновлено: 2017-05-27

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме


В предложенном для анализа тексте известный русский советский писатель и общественный деятель Д.А. Гранин поднимает важную проблему особенностей настоящего гражданина.

Автор раскрывает этот вопрос на примере образа жизни Д.С. Лихачева. Публицист обращает особое внимание на то, что революционные традиции, сложившиеся в школе, где обучался филолог, побуждали учеников «составлять собственное мировоззрение», «перечить существующим теориям».

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.


Писатель с восхищением подчеркивает слова Лихачева о том, что даже в тупиковых ситуациях, когда все вокруг глухо, необходимо выступать без лишний раздумий, «чтобы прозвучал хоть один голос». Таким образом, Гранин стремится донести до читателей мысль о том, что настоящий гражданин – это тот человек, который высказывает свое мнение, свою правду, сопротивляется навязанным ему идеям, когда окружающие предпочитают отмалчиваться.

Действительно, нельзя не согласиться с точкой зрения, представленной автором. Несомненно, приоритетная задача любого человека в отношении государства – найти с себе силы и смелость, чтобы противостоять несправедливости и не зависеть от мнения посторонних лиц. Существует ряд литературных примеров, подтверждающих это мнение.

Так, в бессмертной социальной комедии «Горе от ума» Грибоедов рисует Чацкого заступником человеческого достоинства, подлинным служителем Отечества, противником общества «сытых» - Фамусова и его окружения. Взяточничество, чинопочитание и другие пороки – заповеди представителей «века минувшего». У Чацкого же эти ложные ценности вызывают оправданный гнев, который он выплескивает «на предателей толпу, нескладных умников, лукавых простаков, старух зловещих». Итак, герой произведения обладает мужеством, он способен открыто бросить вызов большинству.

Образ настоящего гражданина воплощается также в персонаже книги Ольги Громовой «Сахарный ребенок», Стеле Нудольской. Героиня произведения даже под страхом позора – исключения из рядов пионеров, отказывается закрашивать в учебнике портреты Блюхера и Тухачевского, так как считает их достойными уважения и почитания. Этот поступок, совершенный ребенком, доказывает силу воли девочки и ее безграничное стремление к справедливости.

В качестве заключения хочу отметить, что истинный гражданин никогда не падает духом на пути к правде и даже под гнетом социума остается верен своим убеждениям.

Обновлено: 2018-06-14

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

А в чем самая большая цель жизни? Я думаю: увеличивать добро в окружающем нас. А добро – это прежде всего счастье всех людей. Оно слагается из многого, и каждый раз жизнь ставит перед человеком задачу, которую важно уметь решать.

Можно и в мелочи сделать добро человеку, можно и о крупном думать, но мелочь и крупное нельзя разделять. Многое, как я уже говорил, начинается с мелочей, зарождается в детстве и в близком.

Ребенок любит свою мать и своего отца, братьев и сестер, свою семью, свой дом. Постепенно расширяясь, его привязанности распространяются на школу, село, город, всю свою страну. А это уже совсем большое и глубокое чувство, хотя и на этом нельзя останавливаться и надо любить в человеке человека.

Надо быть патриотом, а не националистом. Нет необходимости ненавидеть каждую чужую семью, потому что любишь свою. Нет необходимости ненавидеть другие народы, потому что ты патриот. Между патриотизмом и национализмом глубокое различие. В первом – любовь к своей стране, во втором – ненависть ко всем другим.

Большая цель добра начинается с малого – с желания добра своим близким, но, расширяясь, она захватывает все более широкий круг вопросов.

Это как круги на воде. Но круги на воде, расширяясь, становятся все слабее. Любовь же и дружба, разрастаясь и распространяясь на многое, обретают новые силы, становятся все выше, а человек, их центр, мудрее.

Любовь не должна быть безотчетной, она должна быть умной. Это значит, что она должна быть соединена с умением замечать недостатки, бороться с недостатками – как в любимом человеке, так и в окружающих людях. Она должна быть соединена с мудростью, с умением отделять необходимое от пустого и ложного. Она не должна быть слепой.

Слепой восторг (его даже не назовешь любовью) может привести к ужасным последствиям. Мать, всем восторгающаяся и поощряющая во всем своего ребенка, может воспитать нравственного урода. Слепой восторг перед Германией («Германия превыше всего» – слова шовинистической немецкой песни) привел к нацизму, слепой восторг перед Италией – к фашизму.

Мудрость – это ум, соединенный с добротой. Ум без доброты – хитрость. Хитрость же постепенно чахнет и непременно рано или поздно оборачивается против самого хитреца. Поэтому хитрость вынуждена скрываться.

Мудрость же открыта и надежна. Она не обманывает других, и прежде всего самого мудрого человека. Мудрость приносит мудрецу доброе имя и прочное счастье, приносит счастье надежное, долголетнее и ту спокойную совесть, которая ценнее всего в старости.

Как выразить то общее, что есть между моими тремя положениями: «Большое в малом», «Молодость – всегда» и «Самое большое»?

Его можно выразить одним словом, которое может стать девизом: «Верность».
Верность тем большим принципам, которыми должен руководствоваться человек в большом и малом, верность своей безупречной молодости, своей родине в широком и в узком смысле этого понятия, верность семье, друзьям, городу, стране, народу.
В конечном счете верность есть верность правде – правде-истине и правде-справедливости.

Дмитрий Сергеевич Лихачев.

Культуры. Он прожил очень длинную жизнь, в которой были лишения, гонения, а также грандиозные свершения на научной ниве, признание не только на родине, но и по всему миру. Когда Дмитрия Сергеевича не стало, в один голос заговорили: он был совестью нации. И в этом высокопарном определении нет натяжки. Действительно, Лихачёв являл собой пример самоотверженного и неотступного служения Родине.

Он родился в Санкт-Петербурге, в семье инженера-электрика Сергея Михайловича Лихачёва. Жили Лихачёвы скромно, но находили возможности не отказываться от своего увлечения - регулярных посещений Мариинского театра , вернее, именно балетных спектаклей. А летом снимали дачу в Куоккале , где Дмитрий приобщился к среде артистической молодежи. В 1914 году он поступил в гимназию, впоследствии сменил несколько школ, так как система образования менялась в связи с событиями революции и Гражданской войны. В 1923 году Дмитрий поступил на этнолого-лингвистическое отделение факультета общественных наук Петроградского университета. В какой-то момент вошел в студенческий кружок под шуточным названием «Космическая академия наук». Участники этого кружка регулярно собирались, читали и обсуждали доклады друг друга. В феврале 1928-го Дмитрий Лихачёв был арестован за участие в кружке и осужден на 5 лет «за контрреволюционную деятельность». Следствие длилось полгода, после чего Лихачёв был отправлен в Соловецкий лагерь.

Опыт жизни в лагере Лихачёв назвал потом своим «вторым и главным университетом». Он сменил на Соловках несколько видов деятельности. Например, работал сотрудником Криминологического кабинета и организовывал трудовую колонию для подростков. «Из всей этой передряги я вышел с новым знанием жизни и с новым душевным состоянием , - рассказывал Дмитрий Сергеевич в интервью. - То добро, которое мне удалось сделать сотням подростков, сохранив им жизнь, да и многим другим людям, добро, полученное от самих солагерников, опыт всего виденного создали во мне какое-то очень глубоко залегшее во мне спокойствие и душевное здоровье» .

Лихачёв был освобожден досрочно, в 1932 году, причем «с красной полосой» - то есть с удостоверением о том, что он - ударник строительства Беломорско-Балтийского канала, и это удостоверение давало ему право проживать где угодно. Он вернулся в Ленинград, работал корректором в издательстве Академии наук (получить более серьезную работу мешало наличие судимости). В 1938-м стараниями руководителей Академии наук СССР с Лихачёва была снята судимость. Тогда Дмитрий Сергеевич поступил на работу в Институт русской литературы АН СССР (Пушкинский Дом). В июне 1941-го защитил кандидатскую диссертацию по теме «Новгородские летописные своды XII века». Докторскую диссертацию ученый защитил после войны, в 1947-м.

Дмитрий Лихачев. 1987 год. Фотография: aif.ru

Лауреат государственной премии СССР Дмитрий Лихачёв (слева) беседует с русским советским писателем Вениамином Кавериным на VIII cъезде писателей СССР. Фотография: aif.ru

Д. С. Лихачев. Май 1967 года. Фотография: likhachev.lfond.spb.ru

Войну Лихачёвы (к тому времени Дмитрий Сергеевич был женат, у него было две дочери) пережили частично в блокадном Ленинграде . После страшной зимы 1941–1942 годов их эвакуировали в Казань. После пребывания в лагере здоровье Дмитрия Сергеевича было подорвано, и он не подлежал призыву на фронт.

Главной темой Лихачёва-ученого стала древнерусская литература . В 1950 году под его научным руководством были подготовлены к изданию в серии «Литературные памятники» Повесть временных лет и «Слово о полку Игореве» . Вокруг ученого собрался коллектив талантливых исследователей древнерусской литературы. С 1954-го года до конца жизни Дмитрий Сергеевич возглавлял сектор древнерусской литературы Пушкинского Дома. В 1953-м Лихачёв был избран членом-корреспондентом Академии наук СССР. На тот момент он уже пользовался непререкаемым авторитетом среди всех ученых-славистов мира.

50-е, 60-е, 70-е годы - невероятно насыщенное для ученого время, когда вышли важнейшие его книги: «Человек в литературе Древней Руси», «Культура Руси времени Андрея Рублева и Епифания Премудрого», «Текстология», «Поэтика древнерусской литературы», «Эпохи и стили», «Великое наследие». Лихачёв во многом открыл широкому кругу читателей древнерусскую литературу, сделал все, чтобы она «ожила», стала интересной не только специалистам-филологам.

Во второй половине 80-х и в 90-е авторитет Дмитрия Сергеевича был невероятно велик не только в академических кругах, его почитали люди самых разных профессий, политических взглядов. Он выступал как пропагандист охраны памятников - как материальных, так и нематериальных. С 1986 по 1993 год академик Лихачёв был председателем Российского фонда культуры, избирался народным депутатом Верховного совета.

В.П. Адриановой-Перетц и Д.С. Лихачев. 1967 год. Фотография: likhachev.lfond.spb.ru

Дмитрий Лихачев. Фотография: slvf.ru

Д.С. Лихачев и В.Г.Распутин. 1986 год. Фотография: likhachev.lfond.spb.ru

Дмитрий Сергеевич прожил 92 года, в течение его земного пути в России несколько раз сменились политические режимы. Он родился в Санкт-Петербурге и умер в нем же, но жил и в Петрограде, и в Ленинграде… Выдающийся ученый через все испытания пронес веру (причем его родители были из старообрядческих семей) и выдержку, всегда оставался верен своей миссии - хранить память, историю, культуру. Дмитрий Сергеевич пострадал от советской власти, но не стал диссидентом, всегда находил разумный компромисс в отношениях с вышестоящими, чтобы иметь возможность делать свое дело. Совесть его не была замарана ни одним неблаговидным поступком. Как-то он написал о своем опыте отбывания срока на Соловках: «Я понял следующее: каждый день - подарок Бога. Мне нужно жить насущным днем, быть довольным тем, что я живу еще лишний день. И быть благодарным за каждый день. Поэтому не надо бояться ничего на свете» . В жизни Дмитрия Сергеевича было много-много дней, каждый из которых он наполнял трудом по преумножению культурного богатства России.

Дмитрий Сергеевич Лихачев - известный ученый, академик РАН, мыслитель, филолог, искусствовед, автор фундаментальных трудов по истории русской литературы и культуры, сотен научных и публицистических работ, переведенных на многие иностранные языки. Был удостоен высоких званий и целого ряда правительственных наград. Родился 28 ноября 1906 г. в Санкт-Петербурге и прожил долгую жизнь, в которой были лишения и гонения, грандиозные свершения и мировое признание. Учился в Гимназии императорского человеколюбивого общества, затем перешел в знаменитую гимназию Карла Ивановича Мая, а в 1917 г. продолжил образование в советской трудовой школе им. Л. Д. Лентовской (ныне школа № 47 им. Д. С. Лихачева). В 1923 г. поступил в Петроградский университет, на этнолого-лингвистическое отделение факультета общественных наук. Окончил университет в 1928-м и почти сразу был арестован за участие в студенческом кружке «Космическая академия наук», осужден на пять лет «за контрреволюционную деятельность» и отправлен в Соловецкий лагерь особого назначения. Этот период Дмитрий Сергеевич называл «самым значительным периодом жизни», своим «вторым и главным университетом». Холод, голод, болезни, тяжелая работа, боль и страдания - все это он испытал на себе. Время от времени в лагере проводились массовые казни, и ему чудом удалось избежать расстрела. Именно здесь он научился дорожить каждым днем, ценить жертвенную взаимопомощь и оставаться самим собой в любой ситуации. «Ясно, что вместо меня был взят кто-то другой. И жить мне надо за двоих. Чтобы перед тем, которого взяли за меня, не было стыдно», - писал он впоследствии. В ноябре 1931 г. Лихачева переводят на строительство Беломорско-Балтийского канала и в августе 1932-го досрочно освобождают из заключения как ударника труда. Дмитрий Сергеевич возвращается в Ленинград, работает литературным редактором и корректором в различных издательствах, а в 1938 г. получает приглашение в Пушкинский дом - Институт русской литературы АН СССР. Он начинает писать и издавать книги, защищает диссертацию на степень кандидата филологических наук. Потом - война, страшная ленинградская блокада. Вместе с семьей эвакуируется по Дороге жизни в Казань и продолжает работать. Вскоре становится доцентом, профессором, читает курс лекций на историческом факультете, снова защищает диссертацию, уже по другой теме, пишет и публикует свои работы. Круг его интересов необычайно широк. Главной темой Лихачева-ученого является древнерусская литература, но были и другие темы, которые просто не мог обойти Лихачев-писатель. В своей замечательной книге «Письма о добром», адресованной в основном юношеству, он пишет: «В жизни всего ценнее доброта, и при этом доброта умная, целенаправленная…». И еще: «Есть свет и тьма, есть благородство и низость, есть чистота и грязь: до первых надо дорасти, а до вторых стоит ли опускаться? Выбирай достойное, а не легкое». За восемь дней до кончины он передал в издательство рукопись исправленного и дополненного варианта книги «Раздумья о России», на первой странице которой было написано: «Современникам и потомкам посвящаю».

Скончался Дмитрий Сергеевич Лихачев 30 сентября 1999 г. в том же городе, где и родился, а жил он, по его собственному утверждению, всего в трех городах: Санкт-Петербурге, Петрограде и Ленинграде. Самый большой дар этого выдающегося ученого и писателя нам, потомкам, - его книги, статьи, письма и воспоминания. Для современников же он был «совестью нации», «сыном двадцатого века».


1. Д. Лихачев.
Земля Родная.
(txt; 615 Kb)
(epub; 1 Mb)
(fb2; 1 Mb)
2. Д. Лихачев.
В блокадном Ленинграде.
(txt; 1,2 Mb)
(epub; 1 Mb)
(fb2; 1 Mb)

3. Д. Лихачев.
Воспоминания.
(txt; 615 Kb)
(epub; 1 Mb)
(fb2; 1 Mb)
4. Д. Лихачев.
Заметки о русском.
(txt; 1,2 Mb)
(epub; 1 Mb)
(fb2; 1 Mb)

5. Д. Лихачев.
Мысли о жизни. Воспоминания.