Духовная культура раннего средневековья. Краткая характеристика европейского Средневековья

Словарь русского языка непрерывно изменяется и совершенствуется. С появлением новых предметов, явлений возникают новые слова (и наоборот).

В активный словарный запас входят повседневно употребляемые слова.

К пассивному словарному запасу относятся такие слова, которые имеют ярко выраженную окраску устарелости, либо наоборот, в силу своей новизны еще не получили широкой известности.

Пассивный запас: устаревшие слова; новые слова.

Устаревшие: историзмы - вышедшие из употребления в связи с исчезновением тех понятий, которые они обозначали: боярин, стрелец, опричник. Архаизмы - слова, которые в процессе развития языка были заменены синонимами: брадобрей - парикмахер; понеже - потому что.

Неологизмы - новые слова, появляющиеся в языке в результате возникновения новых понятий, явлений. После того как новое слово становится общеупотребительным, оно перестает быть неологизмом. Кроме неологизмов выделяются новые слова, образованные тем или иным автором. Некоторые из них вошли в литературный язык: чертеж, рудник, маятник (Ломоносов), стушеваться (Достоевский). Но в большинстве случаев такие новообразования остаются в составе так называемых окказиональных (от лат. "случайный") авторских конструкций.

Лексика РЯ с т.з. её активного/пассивного запаса.

Слов состав РЯ непрерывно изм-ся, так как в лексике отр-ся все процессы развития общ-ва. Одни предметы или явл-я исчезают, другие появл, и исчезают или появл слова.

В активный слов запас входят наиб частотные слова, повседневно употр-е в общении, понятные говорящим. В пассивный - устар слова (архаизмы и историзмы), неологизмы.

Слова, вышедшие из актив употр-я, наз-ся устаревшими. Они делятся на:

Историзмы –слова, наз-е не встречающиеся в совр действ-ти предметы, явления.

а) назв исч-х предметов быта, видов одежды, еды и т.д.: светец, салоп, армяк, сбитень; б) использ-ся в прошлом видов вооружения: пищаль, алебарда, гафуница, бомбарда, мушкет, аркебуз, мортира, единорог, арбалет; в) названия должностей и лиц по роду деят-ти, воинских чинов: городовой, бурлак, гетман, драгун и т.д. Архаизмы (греч. archaios – древний) – слова, явл-ся устар назв предметов, явл-й, сущ-х и в совр действ-ти. Они имеют синонимы в СРЯ: перст – палец, ланиты – щеки, зело – очень, доколе – пока. Выдел-ся семант-е арх – сохранившиеся в современном русском языке слова, у которых устарело одно из зн-й: глагол (слово), живот (жизнь), оператор (хирург). Устаревшие слова используются в художественных произведениях с целью создания колорита эпохи.

Неологизмы (от греч. neos – новый, logos – слово) – новые слова, появившиеся в языке в рез-те возн-я новых понятий. Неол-м слово ост-ся до тех пор, пока новизна его ясно ощущается говор-ми. Как только слово ст-ся достаточно употр-м, переходит в актив словар запас. В 1960-е неол были “космодром”, “космонавт”. В 90-е годы в связи с изм-ми в полит и эконом жизни страны появилось много заимств из др яз: брокер, дайджест, девальвация, дивиденд, дилер, дистрибьютор, консорциум. Они м.б. обр-ны по имеющимся в яз моделям (приземлиться, прилуниться,), заимств из др яз (рэкет, спонсор), появ в рез-те развития новых зн-й у уже известных слов (штрих – паста для ликвидации (закрашивания) ошибок в написанном или напечатанном тексте). Выделяются также авт неологизмы (окказионализмы, лат. occasionalis случайный), т.е. новые слова, специально созданные писателями.

Функционально-стилистическая дифф-я лексики. Книжная и разговорная лексика.

По функционально-стилевой принадлежности все слова РЯ м. разделить на две группы:

1) общеупотр-е, уместные в любом стиле речи (человек, работать, хороший) и

2) закрепленные за опр стилем и воспр-ся за его пределами как неуместные: лицо (в значении "человек"), вкалывать (в значении "трудиться"), клёвый, предостаточно. Функц стилем наз-ся ист слож и соц осознанная система речевых средств, исп-х в той или иной сфере чел общения. В СРЛЯ: научный, публиц-й, официально-деловой. Некот лингвисты относят к книж стилям и художественно-беллетристический.

Общеупотр-я лексика лежит в основе слов состава РЯ, явл-ся самой частотной.

  • 11.2. Основные этапы развития русского письма.
  • 12. Графическая система языка: русский и латинский алфавиты.
  • 13. Орфография и её принципы: фонематический, фонетический, традиционный, символический.
  • 14. Основные общественные функции языка.
  • 15. Морфологическая классификация языков: языки изолирующие и аффиксирующие, агглютинативные и флективные, полисинтетические языки.
  • 16. Генеалогическая классификация языков.
  • 17. Индоевропейская семья языков.
  • 18. Славянские языки, их возникновение и место в совеременном мире.
  • 19. Внешние закономерности развития языка. Внутренние законы развития языка.
  • 20. Родство языков и языковые союзы.
  • 21. Искусственные международные языки: история создания, распространения, современное состояние.
  • 22. Язык как историческая категория. История развития языка и история развития общества.
  • 1) Период первобытнообщинного, или родоплеменного, строя с племенными (родоплеменными) языками и диалектами;
  • 2) Период феодального строя с языками народностей;
  • 3) Период капитализма с языками наций, или национальными языками.
  • 2. На смену бесклассовой первобытнообщинной формации пришла классовая организация общества, что совпало с образованием государств.
  • 22. Язык как историческая категория. История развития языка и история развития общества.
  • 1) Период первобытнообщинного, или родоплеменного, строя с племенными (родоплеменными) языками и диалектами;
  • 2) Период феодального строя с языками народностей;
  • 3) Период капитализма с языками наций, или национальными языками.
  • 2. На смену бесклассовой первобытнообщинной формации пришла классовая организация общества, что совпало с образованием государств.
  • 23. Проблема эволюции языка. Синхронический и диахронический подход к изучению языка.
  • 24. Социальные общности и типы языков. Языки живые и мёртвые.
  • 25. Германские языки, их возникновение, место в современном мире.
  • 26. Система гласных звуков и её своеобразие в разных языках.
  • 27. Артикуляционная характеристика звуков речи. Понятие дополнительной артикуляции.
  • 28. Система согласных звуков и её своеобразие в разных языках.
  • 29. Основные фонетические процессы.
  • 30. Транскрипция и транслитерация как способы искусственной передачи звуков.
  • 31. Понятие о фонеме. Основные функции фонем.
  • 32. Фонетические и исторические чередования.
  • Исторические чередования
  • Фонетические (позиционные) чередования
  • 33. Слово как основная единица языка, его функции и свойства. Соотношение слова и предмета, слова и понятия.
  • 34. Лексическое значение слова, его компоненты и аспекты.
  • 35. Явление синонимии и антонимии в лексике.
  • 36. Явление полисемии и омонимии в лексике.
  • 37. Активная и пассивная лексика.
  • 38. Понятие о морфологической системе языка.
  • 39. Морфема как мельчайшая значимая единица языка и часть слова.
  • 40. Морфемная структура слова и её своеобразие в разных языках.
  • 41. Грамматические категории, грамматическое значение и грамматическая форма.
  • 42. Способы выражения грамматических значений.
  • 43. Части речи как лексико-грамматические разряды. Семантические, морфологические и другие признаки частей речи.
  • 44. Части речи и члены предложения.
  • 45. Словосочетания и его типы.
  • 46. Предложение как основная коммуникативная и структурная единица синтаксиса: коммуникативность, предикативность и модальность предложения.
  • 47. Сложное предложение.
  • 48. Литературный язык и язык художественной литературы.
  • 49. Территориальная и социальная дифференциация языка: диалекты, профессиональные языки и жаргоны.
  • 50. Лексикография как наука о словарях и практике их составления. Основные типы лингвистических словарей.
  • 37. Активная и пассивная лексика.

    Через словарный состав язык непосредственно связан с действительностью и ее осознанием в обществе. Язык связан с производственной деятельностью человека непосредственно, и не только с производственной деятельностью, но и со всякой иной деятельностью человека во всех сферах его работы.

    Прежде чем разъяснить пути изменения словарного состава, следует остановиться на некоторых явлениях, позволяющих более внимательно рассмотреть сам словарный состав в целом и в отдельных его частях.

    Прежде всего, это вопрос об активном и пассивном словаре.

    Активный словарь– это те слова, которые говорящий на данном языке не только понимает, но и сам употребляет. Слова основного словарного фонда, безусловно, составляют основу активного словаря, но не исчерпывают его, так как у каждой группы людей, говорящих на данном языке, есть и такие специфические слова и выражения, которые для данной группы входят в их активный словарь, ежедневно ими употребляются, но не обязательны как факты активного словаря для других групп людей, имеющих в свою очередь иные слова и выражения. Таким образом, слова основного словарного фонда – общие для активного словаря любых групп населения, слова же специфические будут разным и для активного словаря различных групп людей.

    Пассивный словарь– это те слова, которые говорящий на данном языке понимает, но сам не употребляет (таковы, например, многие специальные технические или дипломатические термины, а также и различные экспрессивные выражения).

    Понятия активного и пассивного словаря очень важны при изучении чужого (иностранного) языка, однако не следует думать, что между фактами активного и пассивного словаря существует непроходимая стена; наоборот, то, что имеется в пассиве, может при надобности легко перейти в актив (преамбула, вето, бьеф, офицер, генерал и тому подобные слова); а наличное в активе – уйти в пассив (нэпман, декрет, нарком и т. п.).

    Активный и пассивный запас лексики выделя­ются в связи с разной употребительностью слов.

    Активный словарный запас (активный словарь) составляют слова, которые говорящий на данном языке не только понимает, но и употребляет, активно использует. В зависимости от уровня языкового развития говорящих их активный словарь в среднем составляет от 300-400 слов до 1500-2000 слов. В активный состав лексики входят слова наиболее частотные, повседневно употребляющиеся в общении, значения которых известны всем го­ворящим: земля, белый, идти, много, пять, на. К активному слова­рю относятся также общественно-политическая лексика (социальный, прогресс, соревнование, экономика и др.), а также слова, принадле­жащие к специальной лексике, терминологии, но обозна­чающие актуальные понятия и потому известные и многим неспециалистам: атом, ген, геноцид, про­филактика, рентабельный, виртуальный, атом, наркоз, глагол, экология.

    В пассивный словарный запас(пассивный словарь) входят слова, редко употребляемые говорящим в обычном речевом общении. Значения не всегда ясны говорящим. Слова пассивного за­паса образуют три группы:

    1) архаизмы;

    2) историзмы;

    3) неологизмы.

    1. Архаизмы (от греч. archaios ‘древний’) – устарелые слова или выражения, вытесненные из активного употребления синонимичными единицами: выя – шея, десница – правая рука, вотще – напрасно, тщетно, издревле – исстари, лицедей – актер, сей – этот, сиречь – то есть.

    Выделяются следующие разновидности архаизмов:

    1) собственно лексические – это слова, которые устарели целиком, как целостный звуковой комплекс: личба ‘счет’, отроковица ‘девочка-подросток’, инфлуэнца ‘грипп’;

    2) семантические – это слова с устаревшим значением: живот (в значении ‘жизнь’), позор (в значении ‘зрелище’), сущий (в значении ‘существующий’), возмутительный (в значении ‘призывающий к возмущению, к восстанию’);

    3) фонетические – слово, сохранившие прежнее значение, но имевшее в прошлом другое звуковое оформление: гистория (история), глад (голод), врата (ворота), зерцало (зеркало), пиит (поэт), осьмой (восьмой), огнь ‘огонь’;

    4) акцентные – слова, в прошлом имеющие ударение, отличное от современного: симвОл, музЫка, призрАк, вздрогнУл, протИв;

    5) морфоло­гические – слова с устаревшей морфемной структурой: свирепство – свирепость, нервический – нервный, рухнуться – рухнуть, бедство – бедствие, ответствовать – отвечать.

    В речи архаизмы используются: а) для воссоздания исторического колорита эпохи (обычно в исторических романах, повестях); б) для придания речи оттенка торжественности, патетической взволнованности (в стихах, в ораторском выступлении, в публицистической речи); в) для создания комического эффекта, иронии, сатиры, пародии (обычно в фельетонах, памфлетах); г) для речевой характеристики персонажа (например, лица духовного звания).

    2. Историзмами называют устаревшие слова, вышедшие из употребления в связи с исчезновением тех реалий, которые они обозначали: боярин, дьяк, опричник, баскак, урядник, арбалет, шишак, кафтан, околоточный, стряпчий. Историзмами стали и слова, обозначающие реалии советского времени: комбе­ды, нэпман, ревком, соцсоревнование, комсомол, пятилетка, райком.

    У многозначных слов историзмом может стать одно из значений. Например, у общеупотребительного слова люди устарело значение ‘прислуга, работники в барском доме’. Можно считать устаревшим и слово ПИОНЕР в значении ‘член детской организации в СССР’.

    Историзмы используются как номинативное средство в научно-исторической литературе, где они служат названиями реалий прошлых эпох, и как изобразительное средство в произведениях художественной литературы, где они способствуют воссозданию той или иной исторической эпохи.

    Иногда слова, ставшие историзмами, возвращаются в ак­тивное обиход. Происходит это по причине возвращения (реактуализации) самого явления, обозначаемого этим словом. Таковы, например, слова гимназия, лицей, гувернёр, Дума и др.

    3. Неологизмами (от греч. neos ‘новый’ + logos ‘слово‘) называют слова, недавно появившиеся в языке и пока неизвестные широкому кругу носителей языка: ипотека, мундиаль, гламур, инаугурация, креатив, экстрим и др. После того как слово входит в широкое употребление, оно перестает быть неологизмом. Появление новых слов – это естественный процесс, отражающий развитие науки, техники, культуры, социальных отношений.

    Различаются неологизмы лексические и семантические. Лексические неологизмы – это новые слова, появление которых связано с формированием новых понятий в жизни общества. К их числу можно отнести такие слова, как автобан ‘тип автомобиль­ной дороги’, джакузи ‘большая ванна с подогревом и гид­ромассажем’, лейбл ‘товарная этикетка’, римейк ‘передел­ка ранее снятого фильма’, блютуз ‘разновидность беспроводной связи для передачи данных’, а также спонсор, хит, шоу и др.

    Семантические нео­логизмы – это слова, принадлежащие активному словарю, но приобретшие новые, ранее неизвестные значения. Например, слово якорь в 70-е гг. получило новое значение ‘специальная площадка для фиксации космонавта, расположенная на ор­битальной станции рядом с люком’; слово ЧЕЛНОК в 80-е гг. приобрело значение "мелкий тор­говец, ввозящий товар из-за границы (или вывозящий его за границу) с последующей реализацией его на местных рынках".

    Особую разновидность слов подобного рода составляют индивидуально-авторские неологизмы, которые создаются поэтами, писателями, публицистами с особыми стилистическими целями. От­личительной особенностью их является то, что они, как правило, так не переходят в активный словарь, оставаясь окказионализмами – единично или редко употребляемыми новообразованиями: кюхельбекерно (А. Пушкин), зелёнокудрые (Н. Гоголь), москводушие (В. Белинский), пассажирство, омужчиниться (А. Чехов), машинерия (В. Яхонтов), перехмур (Е. Исаев), шестиэтажье (Н. Тихонов), вермуторно (В. Высоцкий). надвьюжный (А. Блок), многопудье, мандолинить, молоткастый (В. Маяковский). Лишь отдельные авторские образования с течением вре­мени становятся словами активного словаря: промышленность (Н. Карамзин), головотяп (М.Салтыков-Щедрин), прозаседавшиеся (В.Ма­яковский), бездарь (И. Северянин) и др.

    Создание новых слов – это творческий процесс, отражающий стремление человека к новизне и полноте в восприятии действительности. Носители языка творят новые слова, отражающие нюансы бытия и его оценки: напр., психотека, душеверть, душепляс, радомыслие, особейщина, своеправие и др. (из собрания неологизмов М. Эпштейна).

    Однако не всегда результаты поисков слова следует признать удачными. Так, например, вряд ли обогатят общенародный лексикон новообразования, встретившиеся в следующих высказываниях.

    Вопрос выформировался и загарантирован.

    Магазину срочно требуется овощиха для торговли овощами.

    Существуют и настоящие шедевры игрушкостроения.

    Материальные ценности были похищены, хотя склад был особачен.

    Словарный запас русского языка, как в зеркале, отражает все историческое развитие общества. Процессы производственной деятельности человека, экономическое, социальное, политическое, культурное развитие жизни - все находит отражение в лексике, которая постоянно изменяется, совершенствуется. В самом деле, ведь с развитием науки, техники, промышленности, сельского хозяйства, культуры, с возникновением и развитием новых общественных и международных отношений возникают новые понятия, а значит, и слова для называния этих понятий. Наоборот, с исчезновением из жизни какого-либо явления действительности или предмета уходят из употребления или меняют свое значение слова, называющие их. После Октябрьской революции ушли


    Раздел 1. Точность словоупотребления 147

    из употребления слова забастовка, аукцион, милосердие, благотворительный, губернатор, провинция, земство, гувернантка, префектура, богослужение, гимназия, меценат, купец, дворянин. Сейчас, с возвращением этих явлений в жизнь, названные слова вновь вошли в нашу речь.

    В зависимости от того, насколько активно слова используются в речи, весь словарный запас русского языка делится на две большие группы: активный словарный состав (или активная лексика) и пассивный словарный запас (пассивная лексика). Активную лексику составляют повседневно употребляемые слова (общеупотребительные слова), значение которых понятно всем людям, владеющим русским языком. Как правило, они называют понятия современной жизни. Это могут быть старые, но не устаревшие слова: человек, вода, работа, хлеб, дом и др.; термины: юрист, суд, промышленность, наука, атом и т. д.

    В пассивный запас входит такая лексика, которая очень редко употребляется в повседневном общении. Она как бы хранится в памяти до удобного, нужного случая. Это или устаревшие слова, или новые, еще не получившие широкого употребления.

    Устаревшая лексика

    Итак, устаревшие слова. Если они называют предметы старого быта, культуры, старые общественно-политические и экономические отношения, исчезнувшие из жизни, напр.: боярин, кольчуга, смерд, армяк, крепостной , то перед нами историзмы . Историзмами стали и некоторые слова, возникшие в советскую эпоху и называвшие явления первых или более поздних лет Советской власти: нэпман, продотряд, продналог, продразверстка, нарком, стахановец, совнархоз, комсомол и др. В постперестроечный период становится историзмом слово копейка.

    Кроме того, устаревшие слова могут обозначать существующие в настоящее время явления и предметы, напр.: ланиты (щеки), пиит (поэт), аэроплан (самолет), сей (этот), капот (халат), отрок (подросток) и др., т. е. это устаревшие названия современных вещей и явлений. И называются эти слова архаизмами . В процессе развития языка они были заменены синонимами: конница - кавалерия, одр - постель, провинция - периферия, губерния - область, детприют - детдом и т. д. Последние три слова, кажется, опять возвращаются в нашу речь.

    Употребление устаревших слов в каждом тексте должно быть оправданным. Историзмы обычно используются в специальной,


    148 Часть И. Функционирование языковых единиц в речи юриста

    научно-исторической литературе, где обозначают явления прошлых лет. Архаизмы, как правило, выполняют стилистические функции, придавая речи оттенок торжественности, патетичности или иронии. Так, Ф. Н. Плевако в известной речи по делу старушки, укравшей 30-копеечный чайник, преднамеренно использует архаичную форму двунадесять языков, что не только придает речи торжественность, но и окрашивает ее ироническим оттенком. Такую же функцию в защитительной речи Я. С. Киселева выполняет архаичная форма имени мнимой потерпевшей - Наталия Федоровна и устаревшее - уворованное . Разговорной речи устаревшие слова придают чаще всего ироническую окрашенность, создают юмор.

    В письменной речи юриста, являющейся разновидностью официально-делового стиля, устаревшие слова неуместны. Однако они могут быть записаны в протокол допроса в ответах допрашиваемого. Употребление устаревших слов без учета их экспрессивной окраски ведет к стилистическим ошибкам: Обвиняемый Шишкин, совершивший избиение домочадцев, находится в арестном доме. Неуместно употребленные устаревшие слова могут придавать тексту сугубо канцелярскую окраску: К сему заявлению прилагается справка о квартплате. Частое их повторение приводит к тавтологии.

    В большом количестве представлены архаизмы и историзмы в Уголовном уложении 1903 года 1: поборы, полиция, акцизный, игорный дом, дворяне, купцы, земская служба, каторга, сословные собрания, треба, Милостыня, крепость, работный дом, ростовщичество, уложение, учинение, здравие, соизволение, бо-гохуление, содеяние, лавки, сей, сии, кои, оные, туземцы, повивальная бабка, прелюбодеяние, промен, посему, инородческие племена, подданные, благонадежный, арестант, благочиние, арестное, губерния, уезд, чин, смута, лихоимство, заточение, работный, непотребство, узаконение. Находим здесь и архаичные формы: бродяжество, питие, дозволяется, гипнотизм, ус-тановлятъ, заразительные болезни, семейственные права. В Уголовном кодексе РСФСР из устаревших слов сохранено деяние , как наиболее точно называющее преступное действие или бездействие, учинить имеет специфический юридический оттенок значения. Устаревшие слова такового (ст. 129), сокрытие (ст. 185) подчеркивают официальность языка закона.

    В ст. 232 УК РСФСР, называющей пережитки местных обычаев, вместо термина родственники обоснованно использован его


    Раздел 1. Точность словоупотребления 149

    устаревший просторечный синоним родичи, обозначающий членов рода.

    В толковых словарях устаревшие слова даются с пометой устар.

    § 2. Новые слова

    Кроме устаревшей лексики, в пассивный словарный запас входят неологизмы (от греч. neos - новый + logos - слово) - недавно появившиеся в языке слова. Возникают неологизмы вместе с новым явлением, предметом или вещью, и их новизна ощущается говорящими. Большие достижения в научном, культурном и промышленном развитии в послеоктябрьский период вызвали к жизни большое количество новых слов, напр.: колхоз, метрополитен, эскалатор, комсомолец... Некоторые новые слова сообщают о новых достижениях и открытиях. Так, несколько десятилетий назад продуктивным для образования новых слов был корень косм-: вслед за словом космонавт с космической быстротой появились слова космофизик, космолет, космодром, космоплавание, космовидение, геокосмос и т. д. Много новых слов появилось с корнем теле -: телеаппаратура, телебашня, телетайп, телемост и др.

    В наши дни непрерывно рождаются новые слова. Почти в каждой газете, в каждом журнале можно встретить только что появившееся слово. Большинство новых слов называет явления политической, экономической, общественной жизни, и поэтому они довольно быстро входят в активный состав лексики: перестройка, агропром, госприемка, обустройство, биржа, воздейственность, приватизация, задействован, неформалы, разгосударствление, электорат и др. Это могут быть наименования модных вещей и явлений: смесовые ткани, кроссовки, варёнка, дискотека, пропитка, видеосалон, негативных явлений, появившихся в жизни: перекосы, бомж, бич, заболеваемость... Активно стали использоваться в печати разговорные слова сулить, приглянулось, подсобить: Сегодня ярко выражен рост правонарушений среди несовершеннолетних, а это вновь сулит всплеск через 2-3 года общего числа преступлений 2 .

    Новые слова могут образовываться в результате изменения семантики существующих в языке слов. Так, многозначное слово чиновник обозначает 1) служащего государственного учреждения... 2) человека, формально относящегося к своим обязанное-


    150 Часть П. Функционирование языковых единиц в речи юриста

    тям. В советский период оно употреблялось во 2-м значении, в 1-м значении было историзмом. В настоящее время вновь обозначает служащего государственного учреждения. Слово челнок имеет три значения: 1. Челн. 2. Часть ткацкого станка в виде продолговатой овальной коробки или колодки с намотанной пряжей для прокладывания уточной нитк. 3. Часть швейной машины с двуниточным швом, подающая нижнюю нить. В настоящее время появилось новое значение у этого слова: оно обозначает людей, совершающих заграничные поездки с целью покупки и перепродажи товаров. Перенос значения слова произошел на основе сходства действий: двигаться «туда и обратно». Появилось новое значение и у слов комок , подставить ; наехать, наперсток, достать, облил, крутой, накрутит ь и др.

    Новые слова осваиваются языком по-разному. Из пассивного словарного запаса они переходят в активный словарный состав, становятся общеупотребительными, если обозначаемые ими понятия прочно входят в жизнь. Некоторые из слов не приживаются в языке, некоторые остаются индивидуально-авторскими. Неудачными считаются неблагозвучные неологизмы типа рсагож (от реагировать), шантураж (вместо шантаж), детсадизм, разгосударствление и др. Неверно образованы неологизмы обилечен, замазученность, обращаемость, хотя «авторы» употребляли их в качестве терминов. Подобные слова придают речи комический оттенок: В результате длительных дождей на дорогах образовалась большая, ямочностъ. Или: Несмотря на то, что склад был особачен, материальные ценности похигцены 3 . Отдельные неологизмы отживают в языке вместе с уходом из жизни обозначаемых ими явлений или предметов. Так случилось со словами несуны, неформалы, госприемка. Пожалуй, становится историзмом и слово перестройка. Интересна история слова водолазка . Оно вошло в наш язык в 60-х годах, называя модный в те, годы женский свитерок; через несколько лет вышло из употребления, так как перестали носить водолазки. И вот вновь, вместе с модой на вещь, вернулось в состав активной лексики это слово. Пока будет издано данное пособие, слово опять может устареть.

    В целом же новые слова - неисчерпаемый источник пополнения словарного запаса русского языка.

    Вопросы для самопроверки

    1. Почему лексика русского языка делится на активную и пассивную? 2. Какая лексика входит в активный словарный


    Раздел 1. Точность словоупотребления 151

    состав, какая - в пассивный словарный запас? 3. Чем различаются историзмы и архаизмы? Каковы их функции в речи? 4. Что такое неологизмы? Когда они входят в активный словарный состав?

    Примерный план практического занятия

    Теоретическая часть

    1. Необщеупотребительная лексика. Определение понятия.

    2. Сферы употребления и функции историзмов и архаизмов.

    3. Неологизмы, новые слова.

    4. Ошибки, вызванные употреблением лексики пассивного запаса.

    Практическая часть

    Задание 1. В примерах, взятых из Уголовного уложения 1903 г. (см. с. 148), отметьте историзмы и архаизмы; обоснуйте правомерность их употребления в тексте закона. Подберите к архаизмам современные синонимы.

    Задание 2. Прочитайте по 15 статей из УК РСФСР, УПК РСФСР, ГК РФ И ГПК РСФСР, сделайте вывод о наличии в них слов пассивного запаса.

    Задание 3. Ответьте, в каких процессуальных актах и почему может использоваться устаревшая лексика и неологизмы. Приведите примеры.

    Задание 4. Прочитайте несколько защитительных речей Я.С. Киселева, отметьте в них устаревшие слова. Объясните причины их использования.

    Задание 5. Расскажите, как Вы воспринимаете употребление в печати и на радио таких слов, как разборка, совковый, тусовка, обвал, комки, накрутка, чернуха, баксы. Каковы их значение, стилистическая окраска, сфера употребления?

    Задание 6. Исправьте ошибки, вызванные неуместным употреблением устаревшей лексики и неологизмов.

    Отделение милиции, в которое поступило заявление от потерпевших, учинило иск в адрес гардеробщиков. Означенные действия подозреваемого позволяют оставить меру пресечения прежней. Излишки оборудования, каковые числятся за управлением, передать в межзаводской фонд. Конфискованная ваза, как не представляющая ценности, уничтожена путем разбития. Обвиняемый отбыл в неизвестном направлении, в каковом и пребывал до момента задержания.


    152 Часть П. Функционирование языковых единиц в речи юриста

    Задание 7. Познакомьтесь с работами: 1) Новые слова и значения: Словарь-справочник по. материалам прессы и литературы 70-х годов / Е. А. Левашов, Т. Н. Поповцева и др. М., 1984. 2) Новые слова и словари новых слов: [Сб. ст.] / Отв. ред. 3. Н. Котелова. Л., 1983. 3) Русский язык. Энциклопедия / Гл. ред. Ф. П. Филин. М., 1979 (см. словарные статьи: неологизм, пассивный словарь, устаревшие слова). Выразите мнение о степени важности подобных словарей для юриста.

    4. Культура средневековья

    Можно по-разному относиться к культуре средневековья, некоторые считают, что в средние века произошел некий культурный застой, в любом случае их никак нельзя выбросить из истории культуры. Ведь даже в тяжелые времена всегда жили талантливые люди, которые, несмотря ни на что, продолжали творить. Нельзя точно сказать, когда начался и закончился исторический период, который называется средними веками или средневековьем. Этот период следует за историей древнего мира и предшествует Новому времени. Он охватывает около десяти веков и делится на два этапа:

    1) раннее средневековье (V–XI вв.);

    2) классическое средневековье (XII–XIV вв.).

    Раннее средневековье

    Основной чертой раннего средневековья является распространение христианства.

    Христианство появилось в первом веке в Палестине, затем, распространившись по Средиземноморью, в четвертом веке стало государственной религией Римской империи. Постепенно начинает складываться институт священства.

    Влияние религии на культурную жизнь средневековья было настолько велико, что нельзя рассматривать культурные достижения, не учитывая важного духовного фактора. Церковь становится центром всех культурных и социальных процессов в обществе. Вот почему именно богословие (теология) во времена средневековья становится во главе всех остальных культур, которые так или иначе должны были ему подчиняться.

    Теология прежде всего должна была защищать официальную церковь от всевозможных ересей. Это понятие возникло в эпоху раннего средневековья и означало те течения христианства, которые отклонялись от официальных доктрин христианской церкви. К ним относились.

    1. Монофизитство – течение, которое отрицало двойственность Христа, его Богочеловеческую природу.

    2. Несторианство – течение, которое проповедовало положение о том, что человеческая природа Христа существует сама по себе. По их учению, Христос был рожден человеком, а уже потом принял божественную природу.

    3. Адопцианская ересь – учение, согласно которому Христос был рожден человеком, а затем был усыновлен Богом.

    4. Катары – ересь, согласно которой все земное, материальное является порождением дьявола. Ее сторонники проповедовали аскетизм, были против института церкви.

    5. Вальденсы – приверженцы ереси, которые выступали против духовенства и официальной церкви, были сторонниками аскетизма и бедности.

    6. Альбигойцы – еретическое движение, которое выступало против официальной церкви, ее догматов, церковного землевладения, духовенства.

    Официальная церковь не мирилась с ересями, всячески боролась с их распространением. В классическое средневековье распространится такой метод, как инквизиция.

    Среди различных культур средневековья можно выделить философию.

    Философия в средние века – это первая «служанка» богословия. Среди философов, полностью удовлетворявших пожеланиям богословов, следует выделить Томаса Аквината (1225–1275 гг. н. э.). В своих работах он стремился доказать существование Бога. По его мнению, Бог есть верховная причина всех явлений и процессов, к ней-то и должен прийти ищущий ответа разум.

    Более низшими науками считались астрономия, история, геометрия и др. Они подчинялись философии, которая и сама подчинялась теологии. Поэтому все созданное, основанное этими науками находилось под постоянным контролем церкви. Накопление знаний вылилось в создание энциклопедий, учебников по математике, медицине. Но везде по-прежнему чувствовалась религиозная доминанта, не дававшая воли мысли ученых. Церкви удалось затронуть даже художественное творчество. Художник должен был строго следовать церковным канонам. Прежде всего он должен был отображать совершенство миропорядка. В период раннего средневековья складывается романский стиль в искусстве. Все архитектурные сооружения романского стиля (храмы, замки, монастырские комплексы) отличались массивностью, суровостью, крепостным характером, большой высотой. Наиболее известными примерами романского стиля являются такие постройки, как соборы Нотр-Дам в Пуатье, Тулузе, Арне (Франция), соборы в Нориче, Оксфорде (Англия), церковь монастыря Мария Лах (Германия) и др.

    В литературе наметилось преобладание произведений героического эпоса. Наиболее известные произведения – «Поэма о Беовульфе» (Англия) и «Старшая Эда» (Скандинавия). Эти произведения относились к устной поэзии и передавались певцами-музыкантами.

    Помимо эпоса, во времена раннего средневековья были широко распространены саги. Наиболее известные из них были «Сага об Эгиле», «Сага о Ньяле», «Сага об Эрике Рыжем» и др. В сагах повествовалось о прошлом, они являлись источниками, по которым можноузнать о древних народах.

    Классическое средневековье

    В классический период средневековья влияние религии на культурную жизнь стало еще более значимым. Большое значение, как было сказано выше, стали иметь получившие распространение инквизиции (от лат. inqusitio – «розыск»). Инквизиции представляли собой церковные суды над иноверцами. Дознания про-водились с применением пыток, после чего устраивались публичные казни, когда еретиков сжигали (аутодафе). В период классического средневековья в искусстве наметилось преобладание готического стиля, который пришел на смену романскому стилю. Для архитектуры готического стиля было характерно то, что храмовые постройки как будто уносились ввысь стройными колоннами, окна были украшены витражами, башни имели ажурные украшения, множество изогнутых статуй и сложный орнамент. Яркими примерами готического стиля в архитектуре являются собор Нотр-Дам в Париже, собор Нотр-Дам в Реймсе, собор Нотр-Дам в Амьене (Франция) и др. В литературе появляется новое направление – рыцарская литература. Ее главный герой – воин-феодал. Яркими памятниками рыцарской литературы служат такие произведения, как «Песнь о Роланде» о походах Карла Великого (Франция), «Тристан и Изольда» – трагический роман о любви рыцаря Тристана и жены корнуэльского короля Изольды (Германия), «Песнь о моем Сиде» (Испания), «Песнь о нибелунгах» – предание об уничтожении нибелунгов гуннами (Германия).

    В период классического средневековья появляется церковный театр. Во время литургий стали ставиться маленькие сценки на библейские темы (мистерии). Позднее эти сценки стали ставиться уже вне церкви, а к религиозным темам прибавились сценки из обычной жизни людей (фарсы).

    В начале четырнадцатого века в культурной жизни усиливается интерес к человеческой личности. Этим знаменуется приход нового периода развития культуры Западной Европы – эпохи Возрождения, которую также называют Ренессансом.

    Эпоха Возрождения (Ренессанс)

    Первые тенденции к приходу новой культурной эпохи наметились в Италии еще в тринадцатом веке, тогда как в остальные западноевропейские страны Возрождение пришло только в четырнадцатом веке.

    На начальном своем этапе Ренессанс представлялся как возвращение к достижениям античности. В Италии стали подниматься забытые литературные произведения и другие культурные памятники античности. Но не стоит считать, что Возрождение – это всего лишь пересказ культуры античного мира. Вбирая в себя все лучшее из античных культурных ценностей, Возрождение создало свое видение мира, в центре которого стоит человек. В отличие от мнений античного мира, согласно которым человеку следует учиться у природы, по мнению мыслителей Возрождения, человек сам творец своей судьбы, он способен делать то, что хочет, даже отделившись от природы. Этим Возрождение противоречит учениям средневековья, согласно которым во главе мира стоит не человек, а Бог, Создатель.

    Новое направление взглядов получило название гуманизма (от лат. humanus – «человечный»). Эта идея, ставящая человека в центре всего, повлияла на стремление людей к личному успеху, который возможен при постоянном развитии, обогащении своих научных и культурных знаний, развитии творческой энергии. Как следствие такого подхода – огромное культурное наследие, которое оставила нам эпоха Возрождения. И прежде всего, это Высокое Возрождение, к которому относится культурный период в Италии.

    Итальянское Возрождение

    Как уже говорилось, период Ренессанса начался в Италии еще в тринадцатом веке. Этот начальный период, длившийся с тринадцатого до начала четырнадцатого века, получил название Проторенессанса. Основу для итальянского Возрождения дали такие деятели культуры, как живописцы Пьетро Каваллини (ок. 1240/1250-1330) – автор мозаики в церкви Санта-Мария в Трасте-вере, фрески церкви Санта-Чечилия в Трастевере; Джотто ди Бон-доне (1266/1267-1337) – его фрески находятся в капелле дель Арена в Падуе и в церкви Санта-Кроче во Флоренции; поэт и создатель итальянского литературного языка Данте Алигъери (1265–1321) (повесть «Новая жизнь», поэма «Божественная комедия» и др.); скульптор и архитектор Арнольфо Ди Камбио (ок. 1245–1310) (церковь Сан-Доменико в Орвието); скульптор Никколо Лизано (ок. 1220–1278/1284) – ему принадлежит кафедра баптистерия в Пизе.

    Саму эпоху Возрождения в Италии принято делить на три этапа:

    1) ранний Ренессанс (триченто и кватриченто) (середина XIV–XV вв.);

    2) высокий Ренессанс (чинквеченто) (конец XV – середина XVI вв.);

    3) поздний Ренессанс (вторая треть XVI – первая половина XVII вв.).

    Литературное творчество раннего Ренессанса прежде всего связано с такими именами, как Джованни Боккаччо (1313–1357) и Франческо Петрарка (1304–1374).

    Главное достижение Петрарки состоит в том, что он был первым гуманистом, который поставил человека в центр всего. Наиболее известное его произведение – «Канцоньере» («Книга песен»), состоящее из сонетов, баллад и мадригалов на жизнь и смерть мадонны Лауры.

    Произведение Джованни Боккаччо «Декамерон», состоящее из нескольких новелл, пронизано гуманистическими идеями, оно и на сегодняшний день остается очень поучительным, хотя и создано более шестисот лет назад.

    В изобразительном искусстве раннего Ренессанса стоит отметить выдающегося итальянского живописца Сандро Боттичелли (1445–1510). Большинство его произведений носили религиозный и мифологический характер, были пронизаны одухотворенной грустью, легкостью, отличались тонким колоритом. Наиболее известные его шедевры: «Весна» (1477–1478 гг.), «Рождение Венеры» (ок. 1483–1484 гг.), «Оплакивание Христа» (ок. 1500 г.), «Венера и Марс» (1483 г.), «Святой Себастьян» (1474 г.), «Паллада и Кентавр» (1480 г.) и др.

    Среди скульпторов раннего Возрождения в Италии наиболее известен представитель Флоренской школы Донато ди Никколо Бетто Барди, более известный как Донателло (1386–1466 гг.). Он создал новые формы скульптуры: тип круглой статуи и скульптурной группы. Примером могут быть такие его работы, как «Давид» (1430 г.), «Юдифь и Олоферн» (1456–1457 гг.).

    Другой талантливый скульптор и архитектор раннего Ренессанса Филиппе Брунеллески (1377–1446). Он был создателем теории линейной перспективы. Основываясь на архитектуре античности, он постоянно использовал достижения современности, привносил новаторские идеи в свои произведения. Вот почему его архитектурные сооружения (капелла Пацци во дворе церкви Санта-Кроче, купол собора Сайта-Мария дель Фьоре и др.) могут по праву называться эталоном инженерно-строительной мысли.

    Высокий Ренессанс связан с именами трех великих деятелей искусства: Леонардо да Винчи, Рафаэля и Микеланджело Буонарроти.

    Леонардо да Винчи (1452–1519) был живописцем, архитектором, скульптором, ученым и инженером. Мало найдется деятелей культуры, которых можно было бы сравнить с гениальным творцом и мыслителем. Никого не может оставить равнодушным название его картины «Джоконда», все сразу понимают, о каком произведении идет речь. Этот портрет стал самым известным портретом не только эпохи Возрождения, но, пожалуй, и всей истории культуры.

    Образ человека в работах Леонардо да Винчи полностью отвечает идеям гуманизма, несет высокое этическое содержание. Стоит взглянуть хотя бы на знаменитую роспись в монастыре Санта-Мария делла Грацие в Милане «Тайная вечеря», где все персонажи имеют очень ясную и отчетливую мимику, понятные жесты. Известны этюды художника («Головы воинов», «Святая Анна с Марией, младенцем Христом и Иоанном Крестителем», «Женские руки» и «Женская голова»), в которых он очень удачно передает эмоции, чувства героев, их внутренний мир. Сохранились записи Леонардо да Винчи, в которых он сам рассказывает о своих многосторонних дарованиях и возможности их применения.

    Другой выдающийся художник высокого Ренессанса Рафаэль Санти (1483–1520). Его огромный талант открылся уже на раннем этапе его творчества. Пример этому – его картина «Мадонна Конестабиле» (ок. 1502–1503 гг.). Работы Рафаэля являются воплощением гуманистического идеала, силы человека, его красоты и одухотворенности. Пожалуй, самая известная работа мастера «Сикстинская Мадонна», написанная в 1513 г.

    Замыкает тройку легендарных итальянских живописцев Микеланджело Буонарроти (1475–1564). Наиболее известное его художественное произведение – росписи свода Сикстинской капеллы в Ватиканском дворце (1508–1512 гг.). Но Микеланджело Буонарроти был не только талантливым живописцем. Известность скульптора мастер получил после своей работы «Давид». В ней он, как истинный гуманист, преклоняется перед человеческой красотой.

    В литературе высокого Ренессанса стоит выделить итальянского поэта Лудовико Ариосто (1474–1533), автора проникнутой идеями гуманизма героической рыцарской поэмы «Неистовый Роланд» (1516 г.), комедий «Чернокнижник» (1520 г.) и «Сводня» (1528 г.), пронизанных тонкой иронией и легкостью.

    Дальнейшему развитию гуманистических идей мешала церковь, которая всячески пыталась восстановить свои права, которые были у нее в эпоху средневековья. Проводились различные репрессивные меры, которые были направлены против деятелей культуры. Это не могло не сказаться на дальнейшем развитии культуры Возрождения. Как результат, многие творческие люди стали уходить от идей гуманизма, оставив только навыки, которых добились мастера раннего и высокого Возрождения. Эта запрограммированность, с которой стали работать деятели культуры, получила название маньеризма. И конечно же ни к чему хорошему привести она не может, ведь теряется весь творческий смысл. Но несмотря на лидирующие позиции маньеризма, остались мастера, которые по-прежнему следовали гуманистическим идеалам. Среди них были художники Паоло Веронезе (1528–1588), Якопо Тинторетто (1518–1594), Микеланджело да Караваджо (1573–1610), скульптор Бенвенуто Челлини (1500–1571).

    Конец эпохи Возрождения ознаменовался выходом «Списка запрещенных книг» в 1559 г. по приказу Папы Павла IV. Этот список постоянно пополнялся, а неподчинение этому предписанию наказывалось отлучением от церкви. В «Список запрещенных книг» попали и произведения Возрождения, например книги Джованни Боккаччо.

    Итак, к сороковым годам семнадцатого века закончился последний этап итальянского Возрождения, поздний Ренессанс.

    Но Возрождение коснулось не только Италии, существовало и так называемое Северное Возрождение, которое относилось к таким странам, как Англия, Нидерланды, Франция, Германия, Швейцария, Испания и др. Нельзя оставить эти страны без внимания, так как культура их на данном этапе не менее значима, чем культура Италии, а даже наоборот, очень интересна хотя бы тем фактом, что не имела под собой такого богатого античного культурного пласта, какой имела Италия, и формировалась в сложный период Реформации.

    Северное Возрождение

    Больших высот достигла литература Северного Возрождения.

    В Нидерландах расцвет литературы связан прежде всего с именем Эразма Роттердамского (1469–1536). Наиболее известные произведения этого гуманиста – «Похвала глупости» (1509 г.) и «Домашние беседы». В них он высмеивает многие пороки и призывает людей к свободомыслию и стремлению к знаниям. Во Франции идеи гуманизма в своих литературных произведениях развивали Франсуа Рабле (1494–1553) (его выдающееся произведение «Гаргантюа и Пантагрюэль») и Мишель де Монтень (1533–1592), утверждавший идеи рационализма в своем основном творении «Опыты».

    Огромное влияние на мировую литературу оказало творчество испанского писателя Мигеля де Сервантеса (1547–1616). Особенно стоит отметить его главное произведение – роман «Дон-Кихот». Он является эталонным для гуманистической литературы. Соотечественник Сервантеса, другой испанский писатель Лопе де Вега (1562–1635) благодаря своим произведениям «Собака на сене», «Кровь невинных», «Звезда Севильи», «Учитель танцев» и др. остается актуальным и в наши дни. Подняв важные для каждого человека вопросы, он не теряет своей новизны и значимости и сегодня.

    И наконец в Англии литература Ренессанса связана с именем выдающегося автора Уильяма Шекспира (1564–1616). Ему принадлежат тридцать семь пьес («Гамлет», «Отелло», «Король Лир», «Ричард III», «Ромео и Джульетта» и многие др.), постановки которых и по сей день не сходят с театральных сцен во всем мире.

    Именно благодаря У. Шекспиру театральное искусство в Англии получило огромное развитие в эпоху Возрождения.

    Выдающиеся творцы были не только в литературной среде. Большой толчок получила живопись. Крупными живописцами в Нидерландах были Ян Ван Эйка (ок. 1390–1441) – автор новой на тот момент техники рисования маслом, Хиеронимус (ок. 1460–1516), Франс Хале (1581/1585-1666) – живописец-виртуоз, Питер Брейгель (1525–1569). И пожалуй, наиболее значительные имена в мире живописи – Питер Пауль Рубенс (1577–1640) и Харменс Ван Рейн Рембрандт (1606–1669). Для работ Рубенса характерна пышность, приподнятость настроения, множество декораций и украшений. Основной темой его работ были религиозные и мифологические сюжеты («Союз Земли и Воды» (1618 г.), «Персей и Андромеда» (начало 1620 г.), «Суд Париса» (1638–1639 гг.)), а также портреты («Портрет Елены Фаурмент с детьми» (около 1636 г.), «Камеристка» (около 1625 г.)). Рембрандт в основном писал портреты, для которых была характерна предельная точность и жизненность образов. Так, например, стоит отметить его портреты «Портрет Флориса Соопа», «Философ», «Мать Рембрандта» и др. Также Рембрандт писал картины на религиозные («Возвращение блудного сына») и исторические («Заговор Юлия Цивилиса») темы.

    Среди немецких живописцев стоит отметить мастера реалистического портрета Ганса Гольбейна Младшего (1497/1498– 1543), гуманиста Грюневальда (1470/1475-1528), а также живописца-графика Лукаса Кранаха Старшего (1427–1553).

    Испанская живопись достигла больших высот благодаря творчеству великих художников Эль Греко (1541–1614) («Снятие пятой печати», «Спаситель мира», «Христос изгоняет торговцев на холме», «Сошествие святого духа» и др.) и Диего Веласкеса (1599–1660) («Сдача Бреды», «Завтрак», «Портрет принца Карлоса Балтазара на пони»).

    Ренессанс, зародившийся в Италии, имел настолько огромное значение для культуры всего мира, что не мог оставаться на территории одного государства и распространился по всей Западной Европе. В каждой стране Ренессанс имел свои национальные черты, но было и много общего. Во-первых, характерная для Возрождения во всех странах идея гуманизма, которая прослеживается в большинстве произведений искусства. И хотя церковь и пыталась всячески остановить развитие этого нового мышления людей, прибегая подчас к самым крайним мерам, эпоха Возрождения явилась основой для всех дальнейших культур западноевропейских цивилизаций и даже во многом повлияла на культуры стран Востока.

    Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Аспекты мифа автора Элиаде Мирча

    Эсхатологическая мифология средневековья В средние века мы наблюдаем подъем мифологического мышления. Все социальные классы провозглашают собственные мифологические традиции. Рыцарство, ремесленники, духовенство, крестьяне - все принимают «миф о происхождении»

    Из книги Популярная история театра автора Гальперина Галина Анатольевна

    ТЕАТР СРЕДНЕВЕКОВЬЯ Феодализм Западной Европы пришел на смену рабовладению Римской империи. Возникли новые классы, постепенно оформилось крепостное право. Теперь борьба происходила между крепостными и феодалами. Поэтому театр Средневековья всей своей историей

    Из книги Этика: конспект лекций автора Аникин Даниил Александрович

    ЛЕКЦИЯ № 3. Этика Средневековья 1. Основные положения христианской этики Средневековое этическое мышление отрицало положения античной моральной философии прежде всего потому, что ос–новой для толкования нравственности в ней выступает не ра–зум, а религиозная вера.

    Из книги История культуры автора Дорохова М А

    28. Культура раннего средневековья Основной чертой раннего средневековья является распространение христианства.Христианство появилось в первом веке в Палестине, затем, распространившись по Средиземноморью, в четвертом веке стало государственной религией Римской

    Из книги Средние века уже начались автора Эко Умберто

    Альтернативный проект средневековья Между тем можно обнаружить, что это слово обозначает два вполне отличных друг от друга исторических момента, один длится от падения Западной Римской Империи до тысячного года и представлял собой эпоху кризиса, упадка, бурного

    Из книги Символика раннего средневековья автора Аверинцев Сергей Сергеевич

    Символика раннего средневековья Историческим итогом античности, ее концом и пределом оказалась Римская империя. Она подытожила и обобщила пространственное распространение античной культуры, собрав в одно целое земли Средиземноморья. Она сделала больше: она подытожила

    Из книги Умберто Эко: парадоксы интерпретации автора Усманова Альмира Рифовна

    Маленькие и большие средневековья Умберто Эко Эко начинал свою академическую карьеру как эстетик и философ, основным ремеслом которого была медиевистика. Его блестящая диссертация, написанная в 1954 г., несколько раз переиздававшаяся в Италии и за рубежом, была посвящена

    Из книги История и культурология [Изд. второе, перераб. и доп.] автора Шишова Наталья Васильевна

    Из книги Серьёзные забавы автора Уайтхед Джон

    Из книги Запросы плоти. Еда и секс в жизни людей автора Резников Кирилл Юрьевич

    Из книги Мифы и правда о женщинах автора Первушина Елена Владимировна

    Из книги Все лучшее, что не купишь за деньги [Мир без политики, нищеты и войн] автора Фреско Жак

    Из книги Домашний музей автора Парч Сусанна

    ПРОЧЬ ИЗ РАННЕГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ Ученые, участвующие в программе космических исследований, сталкиваются с множеством трудностей. Например, с необходимостью разработки новых способов питания в космосе. Костюмы астронавтов должны быть надежными как в условиях

    На исходе Средневековья

    2. РАННЕЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ

    Раннее средневековье в Европе - это период с конца IV в. до середины X в. В целом раннее средневековье было временем глубокого упадка европейской цивилизации по сравнению с античной эпохой. Этот упадок выражался в господстве натурального хозяйства, в падении ремесленного производства и, соответственно, городской жизни, в разрушении античной культуры под натиском бесписьменного языческого мира. В Европе в этот период происходили бурные и очень важные процессы, такие как вторжение варваров, закончившиеся падением Римской империи. Варвары селились на землях бывшей империи, ассимилировались с ее населением, создавая новую общность Западной Европы.

    Новые западноевропейцы при этом, как правило, принимали христианство, которое к концу существования Рима стало его государственной религией. Христианство в различных его формах вытесняло языческие верования, и этот процесс после падения империи только ускорился. Это второй важнейший исторический процесс, определявший лицо раннего Средневековья в Западной Европе.

    Третьим существенным процессом было формирование на территории бывшей Римской империи новых государственных образований, создававшихся теми же “варварами”. Племенные вожди провозглашали себя королями, герцогами, графами, постоянно воюя друг с другом и подчиняя себе более слабых соседей.

    Характерной особенностью жизни в раннее Средневековье были постоянные войны, грабежи и набеги, которые существенно замедляли экономическое и культурное развитие.

    В период раннего средневековья идейные позиции феодалов и крестьян еще не оформились, и крестьянство, только рождавшееся как особый класс общества, в мировоззренческом отношении растворялось в более широких и неопределенных слоях. Главная масса населения Европы того времени - сельские жители, образ жизни которых был всецело подчинен рутине, а кругозор до крайности ограничен. Консерватизм - неотъемлемый признак этой среды.

    В период с V по Х в. на фоне общего затишья в строительстве, архитектуре и изобразительном искусстве выделяются два ярких явления, важных для последующих событий. Это меровингский период (V -VIII вв.) и "каролингский ренессанс" (VIII - IX вв.) на территории Франкского государства.

    2.1. Меровингское искусство

    Меровингское искусство - условное название искусства государства Меровингов. Оно опиралось на традиции позднеантичного, гало-римского искусства, а также искусства варварских народов. Архитектура меровингской эпохи, хотя и отразила упадок строительной техники, вызванный крушением античного мира, подготовила вместе с тем почву для расцвета дороманского зодчества в период "каролингского возрождения". В декоративно-прикладном искусстве позднеантичные мотивы сочетались с элементами "звериного стиля" ("звериный стиль" искусства Евразии корнями уходит в эпоху железного века и объединяет в себе разные формы почитания священного зверя и стилизации изображения различных животных); особенно распространены были плоскорельефная резьба по камню (саркофаги), рельефы из обожженной глины для украшения церквей, изготовление церковной утвари и оружия, богато украшенных золотыми, серебряными вставками и драгоценными камнями. Распространена была книжная миниатюра, в которой главное внимание обращалось на украшение инициалов и фронтисписов; при этом преобладали изобразительные мотивы орнаментально-декоративного характера; в раскраске использовали яркие лаконичные цветовые сочетания.

    2.2. "Каролингский ренессанс"

    "Каролингский ренессанс" - условное наименование эпохи подъема раннесредневековой культуры в империи Карла Великого и королевствах династии Каролингов. "Каролингское возрождение" выразилось в организации новых школ для подготовки служебно-административного персонала и духовенства, привлечении к королевскому двору образованных деятелей, внимании к античной литературе и светским знаниям, расцвете изобразительного искусства и архитектуры. В каролингском искусстве, воспринявшем как позднеантичную торжественность и византийскую импозантность, так и местные варварские традиции, сложились основы европейской средневековой художественной культуры.

    Из литературных источников известно об интенсивном строительстве в этот период монастырских комплексов, укреплений, церквей и резиденций (среди сохранившихся построек - центрическая капелла императорской резиденции в Ахене, капелла-ротонда Санкт-Михаэль в Фульде, церковь в Корвее, 822 - 885 гг., надвратная постройка в Лорше, около 774 г.). Храмы и дворцы украшались многоцветными мозаиками и фресками.


    3. ВЫСОКОЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ

    В период классического, или высокого Средневековья, Западная Европа начала преодолевать затруднения и возрождаться. С X века укрупнились государственные структуры, что позволило собирать более многочисленные армии и до некоторой степени прекратить набеги и грабежи. Миссионеры принесли христианство в страны Скандинавии, Польши, Богемии, Венгрии, так что и эти государства вошли в орбиту западной культуры.

    Наступившая относительная стабильность обеспечила возможность быстрого подъема городов и экономики. Жизнь стала меняться к лучшему, в городах расцветала своя культура и духовная жизнь. Большую роль в этом играла церковь, которая тоже развивалась, совершенствовала свое учение и организацию.

    Экономический и социальный взлет после 1000 г. начался со строительства. Как говорили современники: «Европа покрылась новым белым платьем церквей». На базе художественных традиций Древнего Рима и прежних варварских племен возникло романское, а позже блестящее готическое искусство, причем развивалась не только архитектура и литература, но и другие виды искусства - живопись, театр, музыка, скульптура.

    В это время окончательно сложились феодальные отношения, уже завершился процесс становления личности (XII в.). Существенно расширился кругозор европейцев благодаря ряду обстоятельств (это эпоха крестовых походов за пределы Западной Европы: знакомство с жизнью мусульман, Востока, с более высоким уровнем развития). Эти новые впечатления обогатили европейцев, расширился их кругозор и в результате путешествий купцов (Марко Поло путешествовал в Китай и по возвращении написал книгу, знакомя с китайской жизнью, традициями). Расширение кругозора ведет к формированию нового мировосприятия. Благодаря новым знакомствам, впечатлениям люди начали понимать, что земная жизнь не бесцельна, обладает большой значимостью, мир природы богат, интересен, не создает ничего плохого, он божественен, достоин изучения. Поэтому начали развиваться науки.


    Света не был завезен картофель. Урожайность зерновых также достигла сопоставимых с античной цивилизацией показателей лишь к XIX в. Таким образом, по своей продуктивности средневековая культура не наследует культуру античности. В других сферах культуры произошёл разрыв с античной традицией: упала градостроительная техника, прекратилось строительство акведуков и дорог, упала грамотность и т. д. ...

    Однако долгое время латынь оставалась языком церкви, а также языком учености и образования. Образование и образованность в средние века После крестовых походов повысился спрос на грамотных людей, поэтому в XI веке увеличивается количество обучающихся в соборных школах клириков (священнослужителей). Появляются и нецерковные школы, преподаватели которых - магистры (лат. magister “начальник; ...

    Определяла политику в области образования. Вся культурная жизнь европейского общества этого периода в значительной степени определялась христианством. Важный пласт формирования народной культуры во времена классического Средневековья - проповеди. Основная масса общества оставалась неграмотной. Для того, чтобы мысли социальной и духовной элиты стали господствующими помыслами всех прихожан, их...

    ... – также советник и посредник в делах знатных мирян, королей. Наконец, монах- человек, наделенный высшими интеллектуальными возможностями и средствами, знаток чтения и письма, хранитель классической культуры. В средневековом сознании именно монах, больше чем преставитель какого-либо другого разряда имел шансы стать святым. Монастыри обладали хозяйственной мощью и, несмотря на все нарушения...