Экс-агент цру утверждает, что мавзолей че гевары на кубе пустует. Музей и мавзолей че гевары Дополнительные скульптурные группы

Аботы над возведением комплекса начались в 1982 году. Строительство планировалось с учётом выгодного расположения комплекса на холме, с видом на город Санта-Клара, к тому же именно здесь, в 270 км к востоку от , команданте Че одержал свою самую громкую победу: битва за Санта-Клару стала последним и решающим сражением Кубинской революции.

Проект комплекса был разработан архитекторами Хорхе Као Кампосом, Бланка Эрнадесом и Жозе Рамоном Линаресом, вместе со скульпторами Жозе де Лазаро Бенкомо и Жозе Делларой. Комплекс строился силами пятисот тысяч кубинских волонтёров, в сотрудничестве с опытными ремесленниками.

В архитектуре комплекса отображены многие аспекты из жизни Че Гевары, содержащие символическое значение. Например, 7-метровая бронзовая статуя Че на 15-метровом гранитном пьедестале ориентирована на 190 градусов, указывая на место гибели Че Гевары. Итоговая высота памятника составляет 22 метра. Че Гевара одет в потёртую кожаную куртку и держит в опущенной руке автомат. На постаменте надпись «Hasta la victoria siempre». Памятник окружён барельефами, воспроизводящими славные страницы биографии знаменитого революционера. На левой кубической стеле высечены слова Че: «Одна вещь, которую я узнал в Гватемале при Арбенсе, состоит в том, что если я стану революционным доктором, или просто революционером, прежде всего должна быть революция». На большой стеле изображён Че с Фиделем и Камило Сьенфуэгосом в горах . Другой барельеф показывает Че как министра промышленности, осуществляющего свою обычную работу. На ещё одной части рельефной композиции изображены учителя с учениками и пионеры, салютующие «Мы будем как Че». Удлинённая стела воспроизводит полный текст его прощального письма к Фиделю Кастро с разошедшимся позже на песни финалом: «Вперед, к победе! Родина или смерть!».. Рядом расположена вторая кубическая стела.

Комплекс представляет собой большую площадь, на которой находится стела с памятником Че Геваре, под ним мавзолей и музей, напротив памятника расположены большие щиты с цитатами Фиделя Кастро и девизом Че: «Всегда до победы!».

Музей представляет собой огромное собрание фотографий и исторических документов того времени, личные вещи знаменитого революционера, а также забальзамированные кисти рук Че. Особое место занимает прощальное письмо Эрнесто к Фиделю Кастро.

Рядом находится ещё один скульптурный комплекс - «Атака на бронепоезд», посвящённый эпизоду битвы за Санта-Клару, когда Че Гевара использовал тракторы сельскохозяйственного факультета местного университета, чтобы поднять железнодорожные рельсы. Благодаря этому, бронепоезд, вывозивший войска с холма Капиро, сошёл с рельсов, и находившиеся в нём офицеры запросили перемирия. Обе композиции выполнены известным кубинским художником Хосе Деллара.

Погребение

Ноябре 1995 года отставной боливийский генерал Марио Варгас, некогда участник боев с отрядом Че Гевары, свидетель казни и захоронения, раскрыл место захоронения группы Че, под взлётно-посадочной полосой около Вальегранде в . Правительство Кубы обратилось к президенту Боливии Гонсало Санчесу де Лосаде с просьбой провести раскопки, и два года с помощью техники, археологов и антропологов разрывали взлетно-посадочные полосы расширившегося за 30 лет аэродрома. Ломали наземные постройки, копали вслепую, но планомерно и методично, и через полтора года нашли несколько трупов, у одного из которых отсутствовали кисти рук. Экспертиза подтвердила, что это останки Че Гевары.

17 октября 1997 года в канун открытия V съезда Коммунистической партии Кубы состоялась церемония погребения тел героев в мавзолее с воинскими почестями. Был объявлен недельный траур. 7 гробов из полированного дерева были погружены на борта лафетов военных джипов. Автоколонна проехала через всю Гавану, с сопровождением нескольких сотен тысяч людей, а затем дошла до Санта-Клары. Когда гробы были выгружены из лафетов, хор школьников исполнил элегию Карлоса Пуэбло «Hasta Siempre». Затем Фидель Кастро произнёс речь:

После речи Кастро последовал залп из двадцати одного пушечного выстрела в Санта-Кларе и , салют и сирены воздушной тревоги по всей Кубе. Вечный огонь у монумента зажег лично Фидель Кастро. Среди многочисленных участников траурной церемонии были Даниэль Миттеран, вдова президента Франции Франсуа Миттерана и Диего Марадона, аргентинский футболист и соотечественник Че.

С октября 1997 года по октябрь 2009 года более 3 миллионов человек из более 100 стран посетили этот мемориальный комплекс. С 2009 года комплекс посетили более 300 тыс. кубинцев и иностранцев.

Список похороненных

Имя Прозвище Страна Причина, место и дата смерти
1 Эрнесто Рафаэль Гевара Линч де ла Серна Че, Рамон, Фернандо Куба
2 Карлос Коэльо Тума Куба погиб в бою в Рио-Пирае 26 июня 1967 года
3 Альберто Фернандес Монтес-де-Ока Пачо Куба
4 Орландо Пантоха Тамайо Оло Куба погиб в бою в Кебрада-дель-Юро 8 октября 1967 года
5 Рене Мартинес Тамайо Артуро Куба погиб в бою в Кебрада-дель-Юро 8 октября 1967 года
6 Хуан Пабло Наварро-Левано Чанг Эль Чино Перу схвачен и казнен в Ла-Игере 9 октября 1967 года
7 Симеон Куба Сарабия Вилли Боливия схвачен и казнен в Ла-Игере 9 октября 1967 года

В период с 1997 по 2000 год, усилиями судебных антропологов, работающих на юго-востоке , были восстановлены 23 скелета других партизан. Все они были впоследствии переданы на , где были похоронены в мавзолее. Первое погребение из 10 тел состоялось 29 декабря 1998 года, к 40-летию победы в битве за Санта-Клару:

8 Хайди Тамара Бунке Бидер Таня Аргентина , ГДР ГДР погибла в бою в Вадо-дель-Есо 31 августа 1967 года
9 Мануэль Эрнандес Осорио Мигель Куба
10 Марио Гутьеррес Ардайя Хулио Боливия погиб в бою в Кебрада-де-Батане 26 сентября 1967 года
11 Роберто Передо Лейге Коко Боливия погиб в бою в Кебрада-де-Батане 26 сентября 1967 года
12 Анисето Рейнага Кордилло Анисето Боливия погиб в бою в Кебрада-дель-Юро 8 октября 1967 года
13 Франциско Хуанца Флорес Паблито Боливия
14 Гарван Эдильверто Лусио Идальго Юстас Перу погиб в бою в Лос-Каджонесе 12 октября 1967 года
15 Хайме Арана Камперо Чапако Боливия погиб в бою в Лос-Каджонесе 12 октября 1967 года
16 Октавио де-ла-Консепсьон Педрайя Моро Куба погиб в бою в Лос-Каджонесе 12 октября 1967 года
17 Хулио Сесар Мендес Корне Нато Боливия застрелен партизанами из сочувствия после тяжелого ранения в Матарале 15 ноября 1967 года
18 Аполинар Агирре Киспе Поло Боливия
19 Фредди Маймура Уртадо Эрнесто Боливия схвачен и казнен в Вадо-дель-Есо 31 августа 1967 года
20 Густаво Манчин Хоэд де Бече Алехандро Боливия погиб в бою в Вадо-дель-Есо 31 августа 1967 года
21 Израиль Рейес Сайас Браулио Куба погиб в бою в Вадо-дель-Есо 31 августа 1967 года
22 Хуан Виталио Акуна Нуньес Хоакин Куба погиб в бою в Вадо-дель-Есо 31 августа 1967 года
23 Мойзес Гевара Родригес Моисей Боливия погиб в бою в Вадо-дель-Есо 31 августа 1967 года
24 Вальтер Аренцибиа Айяла Абель Боливия погиб в бою в Вадо-дель-Есо 31 августа 1967 года

Заключительное погребение из 6 тел состоялось 8 октября 2000 года, в результате чего общее число погребённых партизан составило 30 человек:

Вопросы к погребённым останкам

] 2007 года бывший агент ЦРУ США 71-летний Густаво Вильольдо выступил в газете «Майами Геральд» с утверждением, что прах Че Гевары до сих пор покоится в Боливии, а не в мавзолее. По его словам, в 1967 году он участвовал в совместной операции боливийских спецслужб и ЦРУ по разгрому партизанской группы, которую возглавлял Че после того, как уехал с Кубы «продолжать революцию в Латинской Америке». Вильольдо говорит, «что не присутствовал при его смерти», однако он был одним из пяти сотрудников ЦРУ, кому было поручено тайно захоронить тела Че Гевары и ещё двух партизан его группы в окрестностях боливийского города Вальегранде:

В 1997 году тело Че Гевары было идентифицировано среди останков семи человек, а затем был проведён повторный анализ в местном госпитале. Однако, по мнению Вильольдо, «такого не может быть. Мертвым не дано размножаться - в братской могиле, где до сих пор покоится Че, кроме него, должны быть останки только двух человек, но никак не шести. Кроме того, мы похоронили его совсем в другом месте, где ни аэродрома, ни взлетно-посадочной полосы не было и близко. Место захоронения, помеченное на моей карте, абсолютно не совпадает с координатами современного аэропорта Вальегранде. В любом случае, прядь волос Че до сих пор находится у меня и я настаиваю на проведении экспертизы ДНК и сравнении результатов с анализами того, кто сейчас покоится в мавзолее Санта-Клары». И как подчеркнул бывший агент ЦРУ, он выступил со своим разоблачением «не ради денег, а во имя истины».
  • Адрес: Санта-Клара, Куба
  • Телефон: +53 42 205878
  • Открытие: 1997 г.
  • Архитекторы: Хорхе Као Кампос, Бланка Эрнандес, Жозе Рамон Линарес
  • Скульпторы: Жозе де Лазаро Бенкомо, Жозе Деллара
  • Время работы: ежедневно 08:00-21:00

История мавзолея Че Гевары

Строительство мемориального комплекса началось в 1982 г. и завершилось в 1987 г., через 20 лет после убийства команданте и его соратников в Боливии. Официальное открытие мавзолея Че Гевары прошло в декабре 1988 г. в присутствии лидера Кубы. Фидель Кастро лично зажег пламя вечного огня.

В 1995 г. было рассекречено место захоронения повстанцев в , после чего начались кропотливые поисковые работы. Только в 1997 г. в братской могиле были найдены и идентифицированы останки легендарного Че и еще 29 революционеров. 17 октября того же года они с почестями были перезахоронены на территории мавзолея.


Архитектура

Для строительства мемориала была выбрана вершина холма, откуда он хорошо просматривается с разных частей города. Мавзолей можно узнать по памятнику Че Геваре, являющемуся центром архитектурной композиции, и четырем стелам, украшенным барельефами со сценами сражений. Помимо архитекторов и скульпторов, над созданием мемориального комплекса трудились опытные ремесленники и 500 тыс. кубинских волонтеров. Недалеко от мавзолея Че Гевары в Санта-Кларе находится скульптурная композиция, посвященная эпизоду с захватом бронепоезда. Сражение произошло в ходе битвы за освобождение города.


На фото мавзолея Че Гевары видно, что бронзовая статуя команданте высотой 7 м стоит на гранитном пьедестале высотой 15 м. Итоговая высота мемориала составляет 22 м. На нем отражено множество деталей, рассказывающих о жизни Че:

  1. Статуя повернута на 190 градусов в сторону Боливии и указывает на место гибели революционера.
  2. Че Гевара изображен в потертой кожаной куртке с опущенным в руке автоматом. Именно в таком образе он представлен на многих документальных фотографиях.
  3. Фасады памятника покрыты барельефами, демонстрирующими страницы из жизни легендарного революционера.
  4. На одной из стел мемориала высечены слова Че Гевары, на другой он изображен вместе с Фиделем Кастро. Еще один барельеф изображает его как министра промышленности. На удлиненной стеле воспроизведено прощальное письме к Фиделю Кастро, цитаты из которого разошлись по революционным песням.
  5. Рядом с мемориалом установлены огромные щиты с известной цитатой команданте «Всегда до победы!».

Под мавзолей Че Гевары на Кубе была выделена большая площадь, на которой, помимо него, размещается

Эта часть рассказа о двухнедельном пребывании на Кубе будет очень короткой. Мы направились на юг острова, чтобы посмотреть города Тринидад (Trinidad ) и Сьенфуэгос (Cienfuegos ), а по пути заехать в Санта-Клару (Santa Clara ), где находится мавзолей Че Гевары. Объединять рассказ об этом мемориальном комплексе с началом прогулки по Тринидаду мне не хочется, поэтому выделяю его в отдельный пост, в котором будет всего 10 фотографий.


Срединная часть Кубы к югу от провинции Матанзас и вплоть до северных отрогов массива Сьерра-дель-Эскамбрей - плоская и невыразительная. Вдоль редких асфальтированных дорог, в основном, расположены фруктовые и табачные плантации, но чаще всего - заросшие травой и редкими пальмами пустоши. Глазу зацепиться не за что, красивых рощ королевских пальм, как вдоль трассы Варадеро - Гавана, здесь не встретишь. Асфальт, однако, вполне приемлемого качества. Траффик - одна машина в полчаса, да и та на поверку оказывается туристическим автобусом.

Где-то на подъезде к Санта-Кларе, неподалеку от того колхоза, что собирался победить Америку рекордным урожаем апельсинов, возле очередной ловушки для туристов (вода по 3 кука, сувениры и возможность сфотографироваться с экзотическими животными) припарковался очередной хромированный чудо-мобиль. Множественные отпечатки по трафарету призваны раскрыть нам богатый внутренний мир счастливого автовладельца.

Санта-Клара, административный центр провинции Вилья-Клара (Villa Clara), основана в 1689 г. переселенцами из прибрежного городка Сан-Хуан-де-лос-Ремедиос (San Juan de los Remedios ), бежавшими вглубь острова от постоянных нападений пиратов. За несколько веков поселение сменило несколько названий, самым забавным из которых было "Новая деревня Антона Диаса" - Pueblo Nuevo de Antón Díaz . Мало кому известный до того, город вошел в мировую историю благодаря последнему крупному сражению кубинской революции - битве за Санта-Клару, а с октября 1997 г., когда сюда был доставлен прах команданте Гевары, стал местом поклонения представителей левого движения во всем мире.

В самом городе смотреть, в общем, не на что, и это охотно подтверждают местные жители. По большому счету, здесь всего две значимых достопримечательности. Кроме основной, мавзолея Че, на противоположной окраине Санта-Клары также установлен бульдозер, при помощи которого партизаны под командованием неистового аргентинца снесли с путей товарный поезд, спешивший доставить боеприпасы оборонявшим город войскам Батисты. Та же небольшая часть города, которую нам удалось увидеть, напоминала обычные "спальные" районы крупных российских городов с поправкой на кубинское запустение. В общем, наше пребывание в столице одноименной провинции ограничилось лишь посещением культового мемориала.

Aprendimos a quererte
desde la histórica altura
donde el Sol de tu bravura
le puso cerco a la muerte.
*

Aquí se queda la clara,
la entrañable transparencia,
de tu querida presencia,
Comandante Che Guevara.

Про команданте (майора) революционных вооруженных сил республики Куба, аргентинца Эрнесто "Че" Гевару (Ernesto "Che" Guevara , 1928-67) знают почти все. По крайней мере, официальную версию его биографии, больше похожую на легенду. Обо всем этом долго и нудно, но довольно подробно и обстоятельно рассказывает двухсерийный фильм "Че" (Che , 2008, реж. Стивен Содерберг). В молодости объехав на мотоцикле приличную часть Южной и Центральной Америк он набрался марксистских идей, познакомился с изгнанником-Фиделем, вернулся с ним на Кубу для участия в революции, став одним из ее лидеров. После победы фиделистас Гевара неудачно пытался "экспортировать революцию" в Конго (1965) и Боливию (1966), где в итоге был схвачен, расстрелян и закатан в бетон взлетно-посадочной полосы. Тем не менее, в современной реальности Че больше известен стилизованным отпечатком с фотографии Альберто Корды, которую можно встретить на футболке попрошайки-наркомана, идейного коммуниста, владельца малого или среднего бизнеса, а также обычной клубной тусовщицы от российского Мурманска до австралийского Сиднея.

Работа над строительством мемориала велась с 1982 по 1988 г. Кроме специалистов, архитекторов и скульпторов, в создании этого культового места приняли участие до полумиллиона жителей Санта-Клары, что особо подчеркивается кубинскими властями. Интересно, что официальной церемонией открытия монумента руководил Рауль Кастро, брат Фиделя, а сам лидер Острова Свободы не приехал.

Tu mano gloriosa y fuerte
sobre la Historia dispara
cuando todo Santa Clara
se despierta para verte.

Поиски мест захоронения Гевары и его соратников по боливийской кампании велись многие годы несколькими группами кубинских антропологов по специальной договоренности с правительством Боливии. В 1997 г., наконец, удалось однозначно идентифицировать и перевезти на Кубу останки самого Че и шестерых его сподвижников. 17 октября 1997 г. они были со всеми воинскими почестями захоронены в стене мемориала. На траурной церемонии присутствовало правительство республики в полном составе во главе с Фиделем Кастро. В период с 1997 по 2002 г. были идентифицированы и доставлены на Кубу останки еще 23 кубинских партизан. Зал, в стене которого замурованы урны с прахом революционеров, находится на нижнем уровне комплекса. В нем звучит тихая гитарная мелодия и царит полумрак, и лишь у дальней стены, где горит вечный огонь, густая тропическая растительность расступается над уходящей во тьму стилизованной партизанской тропой. Эта инсталляция, в отличие от полного официального пафоса музея Че Гевары, занимающего большую часть мемориального комплекса, действительно "берет за душу".

Vienes quemando la brisa
con soles de primavera
para plantar la bandera
con la luz de tu sonrisa.

В тот момент, когда мы оказались у мемориального комплекса, здесь уже было полным-полно молодежи. Насколько я понял, это были выпускники медицинского университета Гаваны, кубинцы, венесуэльцы и никарагуанцы. На фото ниже - барельеф, изображающий колонну партизан в горах Сьерра-Маэстро. Студенты-медики на переднем плане не танцуют, а передают друг другу "фотомыльницу".

Tu amor revolucionario
te conduce a nueva empresa
donde esperan la firmeza
de tu brazo libertario.

Героический команданте идет в бой, несмотря на перелом руки. По замыслу скульпторов Хосе Деллары (José Delarra ) и Хосе де-Лазаро-Бенкомо (José de Lázaro Bencomo ), взгляд Че Гевары устремлен на юг, в сторону Южной Америки, что символизирует грядущее воплощение его мечты о ней, как объединенном социлистическом континенте. Ну и, как везде по соседству с портретами Че, на постаменте высечен его знаменитый лозунг "До победного конца!"

Seguiremos adelante,
como junto a tí seguimos,
y con Fidel te decimos:
"¡Hasta siempre, Comandante!"

Сам мемориальный музей Че Гевары, по правде говоря, не представляет из себя ничего особенного. Здесь, в основном, фотографии во всю стену да копии документов под стеклом. Также выставлено много стрелкового вооружения времен революции и личных вещей ближайших сподвижников Че. Но, чаще всего, экспонаты подписаны в следующей манере: "Автомат Томпсона, модель M1928A1. Производство - США. Такой же ( sic!) автомат осенью 1958 принадлежал партизану Себастьяну "Негоро" Перейре во время встречи с Эрнесто "Че" Геварой" . Т.е., настоящих реликвий, бывшим владельцем которых действительно была та или иная фигура из недавней кубинской истории, здесь - раз, два и обчелся. Это же в полной мере относится и к немногочисленным личным вещам Че, включая "кольт" М1911 и карабин M1, с которым он запечатлен в скульптурной форме. Большинство документов, за исключением, может быть, неожиданно-трогательного письма совсем маленького Эрнесто своей любимой тете, также - копии, хотя подписи к ним утверждают обратное.

Aquí se queda la clara,
la entrañable transparencia,
de tu querida presencia,
Comandante Che Guevara.

На забетонированной вершине холма - около 30ºC, а влажность, благодаря периодическим проливным дождям, стремится достигнуть отметки в 100%. Неудивительно, что полицейские, присматривающие за мемориалом, присели под пальмами. Дом, крыша которого едва выглядывает из за деревьев на заднем плане - единственное строение Санта-Клары, тихой сапой прокравшееся в мой фотоотчет.

Зал с вечным огнем - хороший пример того, как следует создавать максимально искренние и минимально пафосные мемориальные залы. Музей Че Гевары будет интересен только любителям истории стрелкового оружия (все-таки почти полную линейку американского вооружения времен Второй Мировой в наших реалиях встретишь не часто!). Таким образом, рекомендовать мемориал Че Гевары к обязательному посещению я не могу.

* В этой части рассказа о поездке на Кубу использован текст песни Карлоса Пуэблы "Hasta Siempre, Comandante".


Далее:

Галикарнасский мавзолей — надгробный памятник карийского правителя Мавсола. Он был сооружён в середине IV века до н. э. по приказу его супруги Артемисии III в Галикарнасе, современном Бодруме, (Турция), одно из античных чудес света. Как сооружение он являлся сложным сочетанием династического памятника Гекатомнидов, героона и усыпальницы Мавсола.

Сооружение Мавзолея началось ещё до погибели Мавсола в 359 г. до н. э. и, согласно сообщениям античных авторов, управлялось его женой Артемисией. Для проектирования Мавзолея она пригласила греческих архитекторов Сатира и Пифея, и наиболее прославленных скульпторов того времени — Леохара, Скопаса (работы которого украшали также и второй Храм Артемиды в Эфесе), Бриаксида и Тимофея.

Архитектура Мавзолея необычна для греческой архитектуры того времени: если классические эллинские храмы в плане прямоугольны и их высота не превышает длины фасада, то Мавзолей в плане почти квадратен, и его высота значительно превышала сторону основания. Скульптурное убранство включало три скульптурных фриза и по меньшей мере 330 статуй (скульптурные группы на ступенях цоколя, гигантские статуи представителей династии в проемах колоннады, колесница на вершине пирамиды, акротерии). Композиция и оформление Мавзолея были направлены на демонстрацию легитимности и преемственности власти Гекатомнидов в сложных политических условиях Карии IV в. до н. э.

Галикарнас находился на берегу моря, в опоясанной горами полукруглой котловине. На почти прямой линии побережья располагалась гавань, куда прибывало множество кораблей из разных уголков Средиземноморья и Причерноморья. Недалеко от гавани раскинулась рыночная площадь, где торговали товарами, привезенными из разных стран. Далее, в сторону гор, стояли жилые дома. Главная улица Галикарнаса полого поднималась вверх. Гробница Мавсола возвышалась посередине главной улицы. Выше ее на склоне горы стоял храм бога войны Ареса. Справа на склоне горы находилось святилище Афродиты и Гермеса.

Мавзолей простоял 19 веков. В XIII веке он рухнул от сильного землетрясения, а в 1522 г. остатки Мавзолея были разобраны рыцарями-иоаннитами на строительство крепости св. Петра. В 1846 году развалины исследовала экспедиция Британского музея под руководством Чарльза Томаса Ньютона. По итогам исследований было составлено несколько вариантов реконструкции первоначального облика.

Свежий обзор

Вообще считается, что Шарджа — это такой не очень крутой эмират. Ну по сравнению с Дубаи. Но видимо за последнее время Шарджа очень подтянулась в плане строительства новых красивых небоскребов.

Ну и опять же — мы, к тому моменту как катались по Шардже, еще не были в Дубаи и поэтому нам Шарджа показалась вполне даже крутой в плане развития. Я видел достаточно многоэтажных городов — это и , и , и даже новая , но по плотности небоскребов Шарджа выигрывает. Может быть по этому параметру с ней сравнится , но в Урумчи небоскребы достаточно простенькие — по архитектуре похожи на одноцветные коробки, не все, но многие. А тут все разное, модерновое, уникальное.

Писать особо не о чем. Поэтому в основном, просто фотографии, основная масса которых сделана из движущейся машины, поэтому с бликами.

Случайные записи

Замок Гибихенштайн был построен в период раннего средневековья, между 900 и 1000 годами. В то время он имел очень важное стратегическое значение не только для магдебургских епископов, резиденцией которых являлся до тех пор, пока не был построен замок , но и играл важную роль во всей имперской политике. Первое письменное упоминание относится к 961 году. Выстроен на высокой скале над рекой Заале, примерно 90 метров над уровнем моря, на месте, где когда-то проходила главная римская дорога. В период с 1445 по 1464 годы у подножия замковой скалы был построен еще Нижний замок, который был предназначен выполнять роль укрепленного подворья. Со времени перенесения епископской резиденции в Морицбург, так называемый Верхний замок стал приходить в упадок. А после Тридцатилетней войны, когда он был захвачен шведами и предан пожару, в котором погибли почти все постройки, его вообще забросили и никогда не восстанавливали. В 1921 году замок передали в городскую собственность. Но даже в таком руинированном виде он очень живописен.

Этот обзор про Обзор будет большой, и возможно не самый интересный, но думается довольно красивый. И будет он про зелень и цветочки.

Балканы вообще и Болгария в частности вообще довольно зеленая местность. И пасторальные виды тут шикарные. Но в городе Обзор зелень в основном в парках, хотя огороды тут тоже есть, как можно будет увидеть в середине этого отчета. А в конце немного о дикой природе внутри и вокруг города.

На въезде в город со стороны Варны разбита шикарная клумба, которую на ходу рассмотреть очень сложно. А вот пешком выясняется, что там цветами написано "Обзор", причем каким-то стилизованным славянским шрифтом.

Tri-City Park расположен в городке Плаценсия, граничит с Фуллертоном и городком Бреа. Все эти населенные пункты входят в округ Orange County, что на юге Калифорнии. За все то время, что мы пробыли здесь, мы так и не разобрались, где кончается один город и начинается другой. Да и, наверное, это не так важно. Они не очень-то отличаются архитектурой и история у них примерно одинаковая, и парки в доступной близости. В этот мы тоже отправились пешком.

После описания отеля, как и обещал, расскажу, про пляж и море. У нашего отеля, как и понятно из названия — был свой собственный пляж. Ну немножко не собственный, а один огромный на три или четыре отеля. Но шезлонги и зонтики бесплатные, море и песок чистые. Открывается пляж в 9 утра. Закрывается в 6 вечера.

Солнце в мае уже довольно суровое. Обгораешь довольно быстро. Но море еще приятное — теплое, но не горячее. В общем купаться — хорошо. Медуз кстати тоже не было — уж не знаю, когда у них там сезон.

В этом году 1 сентября выпало на воскресенье, добавив еще один день к каникулам. Вот мы и решили как-то по особому отметить этот день с внуками. Утром, после завтрака я предложила поехать в горы: на Медео или на Коктюбе. Но к моему удивлению получила категорический отказ в два голоса. Полина мотивировала отказ тем, что у нее нет кофточки, а в горах холодно. Я сказала, что найду ей что-нибудь теплое. Но она заявила чисто по женски, что в чем попало она не поедет. Максим просто молчал и смотре в монитор компьютера. Я была просто в шоке, вспоминала свое детство, когда любая прогулка с родителями, которая сулила какое-то развлечение, или хотя бы мороженое, была праздником для нас. Дааа уж, слишком много развлечений у нынешних детей. Не сказать, что я обиделась, но какой-то осадок в душе остался. Пошла было на кухню, ставить курицу в духовку, как, наконец-то, Максим изрек:"Вообще-то можно и поехать". Дело, правда, было к обеду, на улице тепло и можно идти без кофточки, поэтому и Полина быстро согласилась. Пока никто не передумал, мы за пять минут собрались. Далеко ехать уже не имело смысла и мы двинули на Коктюбе.

Летом этого года мы с мужем совершили еще один вояж — в Грузию. Оказывается он с детства мечтал там побывать и тщательно скрывал это, лежа на диване и смотря передачи по телеку про путешествия. Я, правда, вполне его понимаю, когда по долгу службы приходится кочевать по бескрайним просторам Казахстана, жить не всегда в комфортных условиях, вернее, всегда в некомфортных условиях, да еще к тому же выполнять работу. Вернувшись домой и растянувшись на диване, не очень хочется собирать чемоданы, куда-то ехать, чтобы посмотреть на древние руины или диковинные места. Мы и здесь видели многое, чего, возможно, не видели те, которые путешествуют по заграницам. Но когда выходишь на пенсию, появляется свободное время и совсем другие мысли, вспоминаешь о своих детских мечтах. И если сегодня ты их не воплотишь в реальность, то завтра можешь и не успеть, время работает уже не на нас.

Наконец, весной 1949 года наступил день, когда были убраны последние леса. Создатели архитектурного ансамбля ещё раз обошли и внимательно осмотрели всё сооружение. Все недостатки, подмеченные ими, были исправлены за тот короткий срок, который оставался до дня официальной сдачи. В состав приёмной комиссии наряду с советскими архитекторами и деятелями изобразительного искусства входило несколько руководящих товарищей из СВАГ.

У нас осталось несколько дней до отъезда домой и мы уже достаточно посмотрели городов, городков и даже деревень. Но остался еще один, значительный для Саксонии-Ангальт, город — Галле (мне так привычнее, ну я училась еще "до исторического материализма", вернее, при нем, когда всю топонимику на картах писали у нас в русской транскрипции. А училась я на географическом факультете, и эту топонимику, или как у нас она называлась — номенклатура карты, мы сдавали еженедельно и с пристрастием. Так что, для меня до сих пор эти объкты значатся как Галле и Гарц и точка).