Эссе на тему: «Культура и цивилизация: понятия, сходства. Что такое цивилизация Эссе на тему цивилизация

Описание работы

Цивилизация…Какое емкое и плотное слово. У него есть свой вкус и звук. Что это? Что означает слово цивилизация? Ведь в общем понятии мы можем себе нарисовать определение этому загадочному слову – это мы и наша самобытность, все наши достижения и открытия, течение времени, формирование письменности, языка, культуры. Наверно, все то, что сейчас нас окружает, можно назвать цивилизацией. И она не стоит на месте

Файлы: 1 файл

Эссе на тему: “Что такое цивилизация?”

Работу подготовила студентка 3 группы

Лёвина Евгения Владимировна

Цивилизация…Какое емкое и плотное слово. У него есть свой вкус и звук. Что это? Что означает слово цивилизация? Ведь в общем понятии мы можем себе нарисовать определение этому загадочному слову – это мы и наша самобытность, все наши достижения и открытия, течение времени, формирование письменности, языка, культуры. Наверно, все то, что сейчас нас окружает, можно назвать цивилизацией. И она не стоит на месте. Всегда движется, развивается, привносит в ход человеческой истории много интересных открытий как о прошлом, так и о будущем. И сколько было народа, столько было и цивилизаций. То есть, цивилизация – это стадия всемирного исторического процесса, связанная с достижением определённого уровня социальности. Одна цивилизация будет сменять другую, по мере достижения высокого уровня социальной адаптации и культуры, одно государство будет сменять другое. Ничто не стоит на месте. Всё развивается и уходит в века, оставляя нам знания о наших предках. Но многие народы еще не достигли определенного уровня социальности. Где-нибудь в Бразилии, в дебрях тропиков амазонки сейчас проживает племя индейцев. По статистике, там еще осталось несколько десятков племен, никогда не контактировавших с внешним миром! Они не достигли и не стремятся достигнуть «определенного уровня социальности», то есть того, что мы называем развитием. Наверно потому, что считают это самой высшей точкой цивилизованности. И мы не вправе их осуждать. Возможно, они правы. И все же хочется подчеркнуть, что цивилизация стала возникать в тех частях света, где стали образовываться государства! А это немаловажно! Поразмыслив, я для себя поняла, что без правового укрепления, культуры и общественной организованности трудно создать что-то высокоинтеллектуальное, которое циклично будет развиваться и давать плоды знаний и большого опыта. Большую роль в формировании цивилизации также сыграла религия, несущая гуманистические нравственные ценности. О цивилизации можно говорить много и бесконечно, но точного и определенного понятия о ней сказать трудно. Она емкая, необъятная, разная, не похожая ни на что.

Я считаю, что цивилизация – это некий процесс, который протекает по всем законам цикличности, не забывая про человеческий фактор: развитие, культура, социализация, письменность, языковая принадлежность. Цивилизацию невозможно остановить на том уровне, который желает человек, пытаясь извлечь выгоду. Она всегда будет меняться независимо хотим мы этого или нет. И это не может быть плохим знамением!



Цивилизация и культура два неразрывных между собой понятия. Если культурно-духовные ценности не смогут развиваться, то о формировании цивилизованного общества не может быть и речи. «Культурность» это лучшее в человеке считали немецкие философы, и культура в общем рассматривалась как развитие разума. И необразованность и скудоумие ставили в противоположность культурному насыщению.

Шпенглер говорил о том, что цивилизация – это конечная точка развития общества, на которой происходит упадок культуры, причем массовый.

Вообще он выделял восемь культур, каждая из которых проходила определенные стадии, но в конечном итоге умирала, превращаясь в цивилизацию.

Я не согласен с высказыванием Шпенглера, по мне культура это сердце человечества, и даже труд самого автора высказывания под названием «Закат Европы» посвященный упадку европейского общества оказался «не к месту». Ведь Европа ступила в те годы на более высокий уровень развития.

Итак, в качестве аргумента высказанного мною мнения приведу такой пример. Древнеримская цивилизация приняла христианство официальной религией, при том, что взгляды христианства полностью противоречили устоям общества. Из-за этого цивилизация погибла. Люди не смогли стерпеть такого глобального смещения ядра культуры.

Таким образом, Шпенглер был не прав, утверждая, что цивилизация это стадия умирания культуры. Современное развитие общества можно с уверенностью назвать цивилизованным, но памятники культуры до сих пор чтутся с тем же усердием, а глобальная культуризация проникает во все сферы деятельности человека. Объективная реальность доказывает ошибочность высказывания автора.

Обновлено: 2018-09-25

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме

Культура и цивилизация. Для большинства из нас эти два понятия почти равнозначны. Ведь они описывают большинство того, что современный человек наблюдает вокруг себя, живя в технически развитом информационном обществе.

Кинотеатры и кулинарные сайты в Интернете, правила поведения в обществе и технологии выпуска самолетов. Только под культурой обычный человек чаще всего понимает нечто из области искусства или этикета. Расписная ваза – это продукт культуры, и балет в театре – тоже. А слово “цивилизация” в речи простых людей обычно означает технический прогресс.

Компьютеры, мобильные телефоны, поезда, мегаполисы…

На самом деле понятие культура имеет научное определение: область человеческой деятельности, связанная с самовыражением и самопознанием, накоплением навыков и умений человека. То есть почти все, что создает и чем занимается человек: это произведения культуры. Даже рецепт, по которому жарится картофель на сковородке, является продуктом человеческой культуры, как и сама сковородка, как и выращивание картофеля.

Не зря само слово “культура”

На латыни означало земледелие, сельское хозяйство.

Цивилизация, по одному из определений – стадия всемирного исторического процесса, связанная с достижением определенного уровня социальности, по другой – совокупность материально-технических и духовных достижений человечества в ходе этого процесса, а по третьей – целостная система, комплекс экономической, политической, социальной и духовной подсистем, развивающаяся по законам жизненного цикла. Например, западная цивилизация, мусульманский мир или уже разрушенная цивилизация индейцев майя.

Из этого ясно, что культура и цивилизация – понятия очень близкие, часто даже тождественные. В том современном обществе, в котором живем мы, они даже совпадают. Не в мире это происходит не во всем.

Где-нибудь в Бразилии, в дебрях тропиков амазонки сейчас проживает племя индейцев. По статистике, там еще осталось несколько десятков племен, никогда не контактировавших с внешним миром! Они не достигли и не стремятся достигнуть “определенного уровня социальности”, то есть того, что мы несколько напыщенно называем развитием.

У них нет главного признака цивилизованного общества – нет государства. Нет письменности, нет технических новинок, нет бюрократии, законов и прав – есть только обычаи племени. Эти племена однозначно не цивилизованы.

Но значит ли это, что у них нет культуры? Культура как раз у них есть, самобытная и интересная, непохожая ни на что цивилизованное. Она проявляется в том, как они организуют охоту, в их ритуальных костюмах и танцах.

А еще в том, как они строят в лесах свои жилища, как общаются с духами, в которых верят, как они видят окружающий мир.

Культура однозначно является основой, на которой вырастает любая цивилизация. Она древнее и шире в своем существовании. Различие в культуре, в понимании мира, в религии и культурных традициях, определяет и различие в цивилизации, например, разницу между западной цивилизацией и восточной.

Нет “плохих” или “низших” культурных систем: ведь оценивать их так можно только субъективно, “со своей колокольни”, со своим собственным культурным багажом.


Українські шкільні твори:

  1. “Свобода – это объективная возможность выбора” – такое определение этого понятия я нашел в энциклопедии. Я, правда, с этим определением бы поспорил. Ведь часто человек...
  2. Каждый человек должен с ответственностью подходить к тому, кем он собирается работать. Ведь половину своей жизни, по сути, каждый из нас будет проводить на работе....
  3. Успех – довольно субъективное понятие. Каждый человек по-своему понимает его. Для кого-то успех – это хорошая карьера, продвижение на работе. Для кого-то – счастье в...
  4. Я не люблю слово “нет”. Оно обычно означает невозможность или запрет чего-нибудь. Или потерю, что не лучше. Или недостачу, отсутствие. Еще это слово означает отказ....
  5. “Истина принадлежит человеку, заблуждения – его эпохе”. Это слова немецкого классика Гете. Аргументы к данному утверждению видятся мне очень ясно. Всегда в человеческом обществе были...
  6. Как только я получил эту тему для эссе, то сразу понял, о ком буду писать. Я напишу о своем старшем брате Жене. Этот человек –...
  7. Мир вокруг меня огромен. Его не обойти за целую жизнь. Не хватит никакого срока, чтобы узнать его весь. Он сочетает в себе самое разное: горы...
  8. Федор Михайлович Достоевский жил и работал полтора века назад. Но и сейчас он считается величайшим писателем и мыслителем не только России, но всего мира. Имя...
  9. Кто настоящий лидер в этом мире? Этот вопрос я задавал себе не раз. Кто лидер? Тот, кто виднее всех? Тот, кто больше говорит? Тот, кто...
  10. В основе экономики лежат отношения по производству, распределению, обмену и потреблению товаров и услуг. Так пишет об этом роде деятельности современный экономический словарь. А какие...
  11. Что есть лидерство? Я размышляю над этим словом, исходя из своего, личного понимания. Можно, конечно, заглянуть в словарь. Но самому думать интереснее, чем брать готовое....
  12. Сегодня я – один из 170 миллионов людей, которые считают родным русский язык. Я горжусь этим, потому что русский – великий мировой язык. Русский относится...
  13. Над смыслом жизни тысячелетиями думают ученые, философы, поэты. А мне кажется, что я понимаю смысл жизни. Конечно же, понимаю я по-своему. И не умом, а...
  14. Речь – это одно из важнейших средств общения. По тому, как человек разговаривает, сразу складывается впечатление о нем. Речь человека – это словно визитная карточка,...
  15. Моя будущая профессия – врач. Я давно так решил. Еще в детстве мне хотелось помочь всем, кому плохо и больно. Я возился с бездомными больными...
  16. Пример написания эссе по теме В этом году я поступил на факультет информационных технологий. Это мой первый серьезный шаг в области карьеры. Вообще-то, она для...
  17. Рассуждая о важных людях в своей жизни, мы чаще всего расставляем их в таком порядке – родители, близкие родственники, друзья, знакомые. Родителей и родственников не...
  18. Часто ми чуємо розмови про те, що в кожної культурної людини має розвиватися обов’язково й культура мови. Зрозуміло, що ці речі взаємопов’язані, бо важко уявити...
  19. С давних времен человек стремился к изобилию и процветанию. Для себя, своей семьи, своего народа, а иногда и всех народов вместе. Мудрецы, изобретатели, путешественники, полководцы...
  20. Говорят, что ребенок – это маленький цветок на поле жизни. А я бы сказал, что любой человек, и взрослый тоже – уникальный жизненный цветок. Я...
  21. Культура – це душа цивілізації. Аркадій Давидович Трохи більше 15 років тому людство увійшло у нове тисячоліття. За багатовікову історію розвитку було досягнуто великих культурних...
  22. Мовлення – це один з найважливіших засобів спілкування. По тому, як людина розмовляє, одразу складається враження про неї. Мовлення людини – це наче її візитна...
  23. Это сочинение можно использовать как образец сочинений на следующие темы: Культурный человек – кто он? Кто такой культурный человек Очень часто мы сталкиваемся с таким...
  24. Есть ли будущее у России? Я оптимист, поэтому мой ответ: да. Не хочу слушать тех, кто пугает: в такой большой стране никогда не будет порядка....
  25. С детства мы знаем, что верность – это хорошая черта характера. Она является украшением человека, его внутреннего мира. Верным можно назвать того человека, который предан...
  26. “Не позволяй душе лениться”. Эти слова русского поэта Николая Заболоцкого давно стали крылатыми. Но что такое труд души? С телом человека все понятно: оно ходит,...
  27. Культура мови – це духовне обличчя людини. Так глибоко переконаний носій цієї культури – суспільство, що формує громадську думку. Хоча останнім часом це твердження почали...
  28. і Протягом своєї багатовікової історії український народ створив незлічену кількість літературних, художніх та мистецьких шедеврів, які посіли гідне місце в світовій культурі. У наш час...
  29. Сочинение по рассказу А. Чехова “Человек в футляре” Теплая погода. Ясный, радостный, хотя и не солнечный день. Странное лицо в теплом пальто на вате, в...
  30. Українська культура і світ Чим багатий мій народ? Якими скарбами він може поділитися з іншими? Можливостей нібито немало: політика, економіка, культура, спорт, наука, . релігія,...
  31. В понятие “человек” заложен глубокий смысл, значение его можно рассматривать с разных сторон. С точки зрения биологии, это всего лишь один из видов живого на...
  32. Всех нас с детства учили, что врать нехорошо. Но почему, толком и не объяснили. Что такое честность и почему она так высоко ценится – я...
  33. Мы все знаем о том, что отдельные личности остаются в анналах истории, а другие – нет. Все в нашей стране помнят Ленина, Сталина, Че Гевару,...
  34. Духовна культура українців – у народних традиціях і святкуваннях Красива й щедра душа українського народу виявляє себе в традиціях, обрядах, віруваннях, святкуваннях. Новорічні свята в...
  35. Что такое любовь? Этот вопрос издавна волнует людей: о любви поют песни, составляют стихи, а сейчас даже проводят научные исследования. Говорят, без любви жизнь ничего...
  36. Изучая историю своей Родины, я обратил особое внимание на период гражданской войны в нашей стране: 1918-1922 годы. В то время одни жители нашей страны боролись...
  37. Культура – це явище суспільне, притаманне лише людському суспільству, результат діяльності людей. До культури потрібно застосовувати критерій прогресивності. Цивілізація перекладається з латинської як “цивільний, державний....
  38. Нелегко размышлять над таким понятием, как “судьба”. Конечно, я часто слышу это слово от взрослых. Но разные люди понимают судьбу совершенно по-разному. Одни говорят, что...
  39. Мне еще немного лет, но я уверен, что вера и религия – это разные вещи. Вера живет в душе человека, в его сердце. Религия –...
  40. На данный момент в Украине проживает около 45 миллионов человек. Сколько из них считает украинский язык родным – вопрос, на который сложно найти ответ. Последняя...
  41. Даже не знаю, с чего начать. Каков мой образ жизни? У меня все меняется каждый день. Вчера ел чипсы с колой, не спал до поздней...
  42. Матеріальна культура – досить складне явище, яке, втім, можливо піддати ретельному аналізу. У науці під матеріальною культурою прийнято розуміти сукупність матеріальних цінностей, які були створені...
  43. Корені українського народу сягають часів, які передували добі Київської Русі. Своїми витоками наш народ тісно пов’язаний з історією слов’ян. У далекому минулому постала усна народна...

Сочинение на тему: Цивилизации мира


История нашей планеты знала множество цивилизаций с различными обычаями, законами, верованиями и материальной культурой. Некоторые великие цивилизации остались в прошлом и известны нам лишь благодаря историческим исследованиям. Другие культуры - к примеру, Ближнего Востока и Восточной Азии - сформировались тысячелетия назад и продолжают развиваться сегодня, несмотря на постоянно возрастающее влияние западной цивилизации, активно стремящейся к ассимиляции других культур. Любая культура, независимо от того, насколько далёкой и непонятной она нам представляется, достойна познания.

Согласно историческим исследованиям, первые известные нам племенные культуры развились в Месопотамии -в бассейне рек Тигр и Евфрат, где сегодня располагаются Ирак, Сирия и Иран. Самым древним известным историкам народом, населявшим эту территорию, были шумеры. В IV-III тыс. до н. э. они создали великую цивилизацию, оказавшую огромное влияние на историю древнего Востока. Одним из её достижений было изобретение письменности. Месопотамия подарила миру и другие выдающиеся культуры - аккадскую, вавилоно-ассирийскую и персидскую. Увы, золотой век Междуречья остался в далёком прошлом.

Район Средиземноморья, охватывающий побережья Европы, Азии и Африки, в древности был местом встречи многих культур. Одной из самых могущественных держав этого региона считался Египет, который уже около 3 000 г. до н. э, был большим, хорошо организованным государством. На восточном побережье Средиземного моря сформировалась финикийская цивилизация, а в районе Эгейского моря - минойская, эллинистическая и кикладская культуры. В первых веках нашей эры Средиземноморье находилось под влиянием Византии, а позднее часть этой территории оказалась под властью Османской империи. Особое значение для нас имеет средиземноморский античный мир Греции и Рима, от которых ведет свою родословную европейская цивилизация.

Когда в Старом Свете сформировалось представление о культурном разнообразии, возникла проблема идентификации нашей цивилизации. Прежде её можно было бы называть европейской, однако в течение нескольких последних столетий культура Старого Света вышла за границы Европы, достигнув Америки и даже Австралии. Поэтому стали использоваться другие термины, такие как «христианская», «западная» или «современная» цивилизация. Она характеризуется значительной изменчивостью и изобретательностью, что проявляется в постоянном повышении уровня научного знания и развитии благосостояния. Одна из важных черт западной цивилизации - её экспансивность, негативным проявлением которой является стремление к вторжению в сферу других культур. Пример - крестовые походы, конкиста и колониализм.

Лысенко Л.А.,

учитель истории и обществознания

Эссе на тему: «Культура и цивилизация: понятия, сходства»

Тема о культуре и цивилизации, как мне кажется, достаточно актуальна и злободневна во все времена, ввиду того, что она позволяет нам – людям заглянуть в свою судьбу, увидеть качественные признаки сходства и отличия процессов бытия. А вопросы, связанные с судьбой человека всегда его волновали.

Данная тема является философской. Она предоставляет каждому возможность поразмышлять, установить взаимосвязь понятий, выявить истину. Вопросы сходства и различий ключевых понятий являются предметом моего рассмотрения.

Свои размышления в эссе я хотела бы начать с их пояснения терминов: «культура», «цивилизация».

Понятиями “культура” и “цивилизация” обозначают важные точки роста на нескончаемой нити человеческого познания.

Приведу словарное обозначение терминов “культура” и “цивилизация”. В современном философском языке понятия “культура” и “цивилизация” - одни из самых распространенных и многозначных.

Культура” (лат. cultura) переводится как “возделывание, обработка, развитие, почитание” и подразумевает на ранних этапах его употребления целенаправленное воздействие человека на природу (обработка почвы и т.д.), а также воспитание и обучение самого человека.

Цивилизация - понятие “цивилизация” (от лат. civilis - гражданский, государственный) появилось во французском языке в рамках теории прогресса XVIII века (хотя слова “цивилизовать” и “цивилизованный” известны уже в конце XVI века М. Монтеню) и обозначало идеальное общество, основанное на разуме и справедливости.

Различие культуры и цивилизации наметил уже И. Кант, который в сочинении “О предполагаемом начале человеческой истории” в полемике с Ж.Ж. Руссо ставит вопрос: что такое цивилизация и вправе ли человек отказаться от нее? Кант считает, что цивилизация начинается с установления правил человеческой жизни и поведения. Цивилизация ограничивает врожденный эгоизм людей. Цивилизованный человек - тот, кто не чинит неприятностей другому, принимает его в расчет, при этом вежлив, обходителен, тактичен, внимателен, уважает человека в другом.

Культура же есть деятельность, в которой человек реализует свою сущность и субъективность, суть, условие его свободы. Культура состоит в общественной ценности человека, а также в обретении им способности целеполагания. Высшая степень развития культуры связана с развитием способностей и моральным совершенством человека.

Для философии культуры XX века еще в большей степени характерно “разведение” понятий культуры и цивилизации. «Культура» продолжает оставаться символом позитивного в развитии человечества, «цивилизация» в большинстве случаев получает нейтральную оценку, а иногда и резко отрицательную.

Я думаю, что цивилизация как достаточно высокая ступень овладения силами природы, несомненно, содержит в себе мощный потенциал научно-технического прогресса и способствует повышению качества и уровня жизни людей, более комфортному их существованию. Полагаю, что не нужно доказывать очевидные факты благотворного влияния результатов этого прогресса на все стороны общественного и повседневного бытия людей. Сегодняшняя жизнь немыслима без современных электронных средств связи и глобальных информационных систем, средств передвижения и поиска новых источников энергии и т.д.

Но, можно предположить, что эти достижения сами по себе еще не означают культурного, духовного расцвета, они не могут быть оценены как, безусловно, нравственные или же, безусловно, безнравственные: ценностно и этически они нейтральны. Технические достижения цивилизации приобретают культурную значимость в зависимости от целей и ценностей, которыми руководствуются при их использовании.

Цивилизация - созданный и преобразованный человеком мир, культура - внутреннее достояние самого человека, его духовное наполнение.

Сформулированное О. Шпенглером негативное отношение к цивилизации как “агонии культуры” находит немало оснований в современной жизни и потому довольно распространено в философии. Негативными чертами цивилизации чаще всего считаются стандартизация повседневности и мышления, насаждение истин и ценностей (преимущественно западных), свойственную ей подозрительность к индивидуальному, независимому сознанию, которые зачастую воспринимаются как “социальная опасность”.

Культура ориентирована на развитие духовно развитой и свободной личности, цивилизация - на формирование социально лояльного и законопослушного члена общества, довольствующегося предоставленными ему благами.

Культурным человек становится из внутренних побуждений. Цивилизованным он становится под воздействием внешних факторов. Приобретенные качества личности порой не становятся ее внутренним достоянием. Он соблюдает их только по необходимости.

Цивилизация часто ассоциируется с урбанизацией, скученностью, наплывом техники и технологий, в том числе социальных, выступает как источник и причина дегуманизации мира.

И действительно, как я полагаю, интеллект человека в состоянии постичь многие тайны мира, но глубины его собственного духовного мира остаются для него загадкой. Прогресс цивилизации и науки не идентичен культурному развитию, последний включает в себя также нравственные, эстетические, религиозные измерения и составляет самостоятельный и активный пласт в жизни социума.

Тем не менее, культура и цивилизация тесно взаимосвязаны, их нельзя мыслить как два параллельных процесса. Изначально цивилизация произрастает из культуры, она есть в некотором роде культура, но не сама по себе, а воплотившая себя в этносоциальных, экономических и политических структурах. Цивилизация вырабатывает средства, постоянно сокращающие вмешательство человека в мир природы.

Материальные ресурсы современной цивилизации позволяют обеспечить бытие индивида, неделимость человека, благодаря чему дух получает достаточно много возможностей заняться тем, что соответствует его сути.

Таким образом, цивилизация, являясь результатом культуры, как я думаю, не противостоит ей. Имея множество точек соприкосновения два понятия «культура» и «цивилизация» имеют свое индивидуальное значение. Они имеют также свое право и на раздельное существование.