Эссе на тему толерантность за и против. Все школьные сочинения по литературе

Толерантность - что это значит? Начнём своё рассуждение именно с этого понятия. Толерантность - синоним слова терпимости, только это понятие представляет собой нечтобольшее, чем обыкновенную «терпимость»; толерантность – это терпимость по отношению к окружающему миру: людям, ситуациям и т.д. Толерантность- основа нашего общества, его единства и понимания. Но есть люди, чьё понятие слова «толерантность» подразумевает уничтожение индивида. Т.е. толерантность- ничто иное как способ искоренения индивидуальных качеств человека. Не могу с этим согласиться. Толерантность – не только простая терпимость по отношению к другим, но и уважение к их личности и индивидуальности, свобода.

Понятие «толерантность» очень многообразно, это может быть: толерантность по отношению к людям другой национальности, религии, к людям любых классов и возрастов. Толерантность позволяет объединять людей, создавая между ними взаимопонимание. Мы должны научиться различные точки зрения без взаимных оскорблений и приходить к согласию. Но к сожалению так получается не всегда, ведь сколько людей, столько же и мнений и мировоззрений; некоторые люди воспринимают подобные действия как способ прогибания их под себя. Нужно знать меру, потому что некоторые могут принять чужую толерантность за обычное терпение и воспользоваться этим, в то время как другая сторона, будет считать,что она недостаточно толерантна по отношению к первой.

Толерантность может быть не только в социологическом и психологическом понятии но и в так же бывает: иммунологическая толерантность,экологическая толерантность, фармакологическая, иммунологическая и наркологическая, математическая и т.д. Толерантность есть практически везде! Но понятия иногда кардинально отличаются, например: если в социологическом плане термин толерантность – это терпение, то в иммунологическом - иммунологическое состояние организма, при котором он не способен синтезировать антитела в ответ на введение определённого антигена при сохранении иммунной реактивности к другим антигенам;экологическая - способность организмов переносить неблагоприятное влияние того или иного фактора окружающей среды; математическая - рефлексивное, симметричное, но не обязательно транзитивное (в отличие от отношения эквивалентности) бинарное отношение. Многообразие толерантности безгранично. Она в точных и гуманитарных науках, в обществе и природе.

Выводом можно сделать то, что толерантность есть везде. Весь мир это воплощение толерантности. Люди, растения, животные, природа – у каждого есть толерантность, хоть на молекулярном уровне, хоть в поведении.

Что такое толерантность? Урок подготовки к сочинению-рассуждению в 8-м классе на морально-этическую тему. презентацию подготовила Смирнова О.А. учитель МОУ Лучинниковская оош


Цели урока

  • Цели:
  • Образовательные:
  • 1. Познакомить учащихся с понятием “ толерантность”, с основными чертами толерантной и интолерантной личности.
  • 2. Уточнить значения слов тематической группы “ толерантность”.
  • 3. Повторить материал о сочинении- рассуждении.
  • Развивающие:
  • 1. Сформировать умение определять понятие “ толерантность”, разграничивать черты толерантной и интолерантной личности.
  • 2. Сформировать умение определять значения слов тематической группы “толерантность”.
  • 3. Закрепить умение строить текст рассуждения.
  • Воспитательные:
  • 1. Воспитать у учащихся чувство доброты и ответственности, самоуважения и уважения окружающих.
  • Оборудование: на доске – плакат с изображением яркого солнца, магнитофон, компьютер.

Начнем со сказки…

Жила-была на земле девушка по имени Любовь. Скучно ей было

жить на свете без подружки. Вот и обратилась она к старому,

седому, прожившему сто лет волшебнику:- Помоги мне, дедушка,

выбрать подружку, чтобы я могла дружить с ней всю отпущенную

мне Богом жизнь.

Подумал волшебник и сказал:- Приходи ко мне завтра утром, когда первые птицы запоют, и роса ещё не просохнет. . .

Утром, когда алое солнце осветило землю, пришла Любовь в условленное

место… Пришла и видит: стоят пять прекрасных девушек, одна другой краше.

Вот выбирай, - сказал волшебник. – Одну зовут Радость, другую – Удача, третью – Красота, четвёртую – Печаль, пятую – Доброта.

Они все прекрасны, - сказала Любовь. - Не знаю, кого и выбрать. . .

Твоя правда, - ответил волшебник, - они все хороши, и ты в жизни ещё встретишься с ними, а может, и дружить будешь, но выбери одну из них. Она и будет твоей подружкой на всю твою жизнь.

Подошла Любовь к девушкам поближе и посмотрела в глаза каждой. Задумалась Любовь.



Любовь подошла к девушке по имени Доброта и протянула ей руку…

В. Гюго писал: “Во внутреннем мире человека доброта - это солнце”.

Эти слова мы возьмем эпиграфом к нашему уроку. Сегодня у нас урок развития речи, на котором мы готовимся к сочинению.


Какие пословицы, стихотворения о доброте знаете вы?

  • Доброта без разума пуста.
  • Доброе дело питает и душу, и тело.
  • Добрый человек в добре живёт век.
  • Доброта нигде не теряет своего достоинства.

Почитаем стихи о доброте.

Когда по склонам вечной суеты

Бежать от неудач устанешь люто,

Направь шаги

И радость помоги найти кому-то. (И. Романов)

Как бы жизнь не летела -

Дней своих не жалей,

Делай доброе дело

Ради счастья людей.

Чтобы сердце горело,

А не тлело во мгле,

Делай доброе дело -

Тем живём на земле. (А. Лесных)


Каким делает человека доброта? Какой человек может быть добрым?( запишите)

Доброта делает человека обаятельным, красивым. Человек, в душе которого доброта, приятно выглядит, у него выражение радости и покоя на лице и милая улыбка на губах…

Добрым может быть только тот, кто всегда доброжелателен к людям, кто думает не только о себе, но и о других…


Толерантность?

  • Современный культурный человек – это не только образованный человек, но человек, обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими. Толерантность считается признаком высокого духовного и интеллектуального развития индивидуума, группы, общества в целом.

Как слово “толерантность” определяется на разных языках земного шара.

В английском – готовность быть терпимым, снисходительным

В испанском языке оно означает способность признавать отличные от своих собственных идеи или мнения

В китайском – позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным

Во французском – отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам

В арабском – прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение

В русском прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим способность терпеть что-то или кого-то (быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо

Работа с текстом.

Молодой человек и его девушка гуляли по городу. На бордюре сидел плохо одетый пожилой мужчина. Возле него валялась потрёпанная сумка. Он тихо стонал, а в глазах стояли слёзы.

Подожди, я подойду к нему, - сказала девушка.

Он грязный, ты подцепишь заразу,- ответил молодой человек, сжав её руку.

Отпусти. Видишь у него сломана нога. Смотри, у него кровь на штанине.

А нам-то что? Он сам виноват.

Отпусти мою руку, ты делаешь мне больно. Ему нужна помощь.

Говорю тебе: он сам во всем виноват. Работать надо, а он попрошайничает, ворует, пьянствует. Зачем ему помогать?

Я всё равно подойду, - вырвала руку девушка.

Я тебя не пущу. Ты - моя девушка и не смей общаться со “всякими”. Пойдём отсюда,- он попытался увести её.

Знаешь что, я… Да как ты можешь? Ему же больно! Больно, ты понимаешь? Нет, ты не понимаешь!

Девушка оттолкнула парня и подошла к мужчине. Парень ещё раз попытался удержать её. Она решительно одёрнула руку.

Что с вами? - спросила она мужчину. - Что с вашей ногой?

Я сломал её. . . кровь у меня. Я не знаю, что делать и где в этом городе больница. Я не отсюда. Мне очень больно.

Сейчас, сейчас. Позвольте, я посмотрю. Потерпите. Нужно вызвать “скорую”.

Спасибо, леди, спасибо. . .


Послушай, - обратилась девушка к молодому человеку, который подошёл к ним, - у тебя нет “мобильника”?

Парень промолчал. Девушка вопросительно посмотрела на него и вдруг почувствовала брезгливость, которая исходила ото всей его позы, взгляда. . . Она поднялась и приблизилась к парню.

Иди отсюда! Никогда больше не звони мне и не приходи! Я больше знать тебя не хочу.

Неужели ты из-за какого-то бомжа, алкоголика можешь так поступить? Глупая! Ты пожалеешь об этом.

Девушка пожала плечами и снова опустилась на колени. Парень пошёл прочь.

У вас открытый перелом, - проговорила она. - Я пойду вызвать врача. Потерпите, - она быстро пошла к телефонному автомату.

Девушка! - окликнул её мужчина - Спасибо вам! - Девушка обернулась и улыбнулась-. Вы обязательно найдёте свое счастье.


  • Почему молодой человек отказался помочь?
  • - Как бы вы поступили в этом случае?
  • -Как вы обычно поступаете, если видите, что человеку нужна помощь?

Вывод: Сделав добро, человек сам становится лучше, чище, светлее. Если мы будем внимательны к любому человеку, будь то случайный попутчик, бродяга, друг – это и будет проявление доброты.


Разделите слова на «толерантность» и «интолерантность»

  • Уважение мнения других,
  • Непонимание
  • Игнорирование
  • Доброжелательность
  • Желание что-либо делать вместе,
  • Эгоизм
  • Раздражительность
  • Равнодушие
  • Цинизм
  • Чуткость, любознательность
  • Снисходительность
  • Доверие
  • Гуманизм
  • Нетерпимость
  • Пренебрежение
  • Понимание и принятие


Создайте синквейн

толерантность

доброта

Толерантность

Терпимый снисходительный

Принимает располагает прощает

Толерантность способствует уважению личности

Терпение

Отзывчивый душевный

Поддерживает помогает облагораживает

Доброта спасёт наш мир

Душевность


Схема сочинения-рассуждения

I. Основная мысль (тезис).

II. Доказательства:

III. Вывод.


Вспомогательные клише в определении темы

  • 1. …- вот тема, к которой обращается автор текста.
  • 2. Эта статья о …
  • 3. Автор обращается к актуальной теме – теме…
  • 4. Этот текст о…

Определив тему, формулируем проблему текста (проблема текста - вопрос, над которым задумывается автор).

  • 1. … ? Над этим вопросом задумывается автор текста.
  • 2. Автора интересует вопрос: …
  • 3. … ? Над этой проблемой предлагает поразмышлять автор текста.

  • 1. Автор подводит читателя к мысли о том, что…
  • 2. Идея текста такова:
  • 3. …- вот главная мысль текста.
  • 4. Решая проблему, автор приходит к такому выводу:
  • 5. Цель автора текста - убедить читателя в том…

Клише, которые помогут начать сочинен ие

  • 1. Когда читаешь этот текст, представляешь себе (думаешь, чувствуешь, испытываешь, понимаешь и т. д.)…
  • 2.Наверное, каждый из нас когда-то (задумывался, размышлял, наблюдал, чувствовал)… Прочитав текст, я снова (представил, вспомнил, подумал и т. д.)

Клише, которые помогут сформулировать собственную позицию

  • 1. Нельзя не согласиться с автором в том, что…
  • 2. С автором можно поспорить:
  • 3. Автор прав в том, что… однако его мысль о…вызывает сомнение

Как заканчивать сочинение ?

  • Сочинение- рассуждение заканчиваем выражением собственного отношения к авторской позиции. Доказывая собственное мнение, мы должны привести не менее трех аргументов (приводя доказательства, можно обращаться к своему жизненному и читательскому опыту). Выражая собственную позицию, соблюдаем корректность: например, в случае несогласия с автором не следует писать “автор неправ”, лучше употребить выражение “с автором трудно согласиться ”.

  • Домашнее задание:
  • - Дома напишите сочинение: “Что такое толерантность?” или
  • сочинение «О милосердии ».

Эпилог урока… Китайска я притча..

Ладная семья”:

Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьёй и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была особая – мир и лад царили в этой семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров.

Дошёл слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришёл к главе семьи; расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Писал долго – видно, не очень силён был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге: сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение. Прочёл владыка, почесал, как водится, за ухом и спросил:- И всё?

Да, - ответил старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи.


Ваш класс – это маленькая семья. И поэтому старайтесь, чтобы в ней всегда царили доброта, уважение, взаимопонимание.

Всем спасибо за урок.


презентацию подготовила Смирнова О.А. учитель МОУ Лучинниковская оош

В подготовке урока использовала материал

Водопьяновой А.Б.

МОУ «СОШ № 2» г.Ясного

Оренбургской области.

Современный мир богат различными обычаями, образами жизни, поведением, мнением, идеями и верованиями людей. Инакомыслие становится одной из черт общества. Несогласие с идеологией большинства и порядками, установленными в обществе, присущи многим людям. Толерантность - это именно то, что позволяет людям находить согласие друг с другом и оставаться вне состояния вражды. Это понятие близко по своему смыслу с терпимостью, милосердием и снисхождением - теми суждениями, без которых не может существовать толерантность, без которых, на мой взгляд, невозможно понять всю глубину смысла данного термина.

В 1995 г. ЮНЕСКО была принята Декларация принципов толерантности, включающих уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Я думаю, что декларация стала необходимостью для общества, показав нужность установки нового курса развития социальной среды, в которой нет места распрям, злобе, неприязни и, что самое главное, войнам, основанным на неспособности взаимодействия различных по своим взглядам и содержанию культур. толерантность уважение декларация культура

Новый ориентир на формирование культуры мира, а не культуры войны, принятый научными сообществами разных государств, призывает к терпимости, но следует заметить, что, безусловно, и у терпимости должны быть свои границы. Наличие моральных пределов позволяющих не смешивать толерантные отношения со вседозволенностью и безразличием к ценностям, нужны для того, чтобы отчасти, допуская проникновение друг в друга и взаимообмен всяческих форм культуры своими обычаями, нормами и устоями, недопустимой была бы полная потеря особенностей и индивидуальности народов и этносов.

Виды толерантности столь же многообразны, как и те сферы жизни человека, в которых следует её проявлять. Существует политическая, научная, педагогическая и административная толерантность. В каждом из этих видов сфер жизни человека личность может проявлять по-разному свою толерантность. Это напрямую связанно с уровнями подсознания, свойства которых человек использует при необходимости. Существует натуральная толерантность, которая подразумевает любознательность и доверчивость, свойственные и изначально присущие маленькому ребенку, таким образом, данный вид толерантности изначально есть у любого человека и не подвергается значительным изменением вплоть до приобретения индивидом социального опыта. Также есть моральная толерантность, которая проявляется в стремлении сдерживать свои эмоции, используя механизмы психологических защит. В таком случае человек остается внутр одной социальной группы, как правило это становится основой религии массовой культуры или семейного воспитания. Последний вид толерантности - это нравственная толерантность. Она включает как уважение ценностей и смыслов, значимых для другого, так и осознание и принятие собственного внутреннего мира, своих собственных ценностей и смыслов, целей и желаний, переживаний и чувств. Это дает личности преимущество не бояться и выдерживать напряжения и конфликты.

Я думаю, что каждому человеку необходимо развивать в себе толерантность. Но для того, чтобы это чувство служило помощником на жизненном пути, нужен высокий уровень самосознания, понимания своего места в современном мире и, что особенно важно, своих исторических корней, культуры, а также её особенностей. Мне кажется, что без любви к своим предкам и желания сохранить их наследие, выработать в себе стремление сохранить современность невозможно - время, в котором мы находимся, в таком случае, попросту не является ценностью. Толерантность служит одним из механизмов сохранения нашего мира для потомков.

Эссе

Тема: «Толерантность в молодежной среде, межэтнические и межрелигиозные отношения»

Своими словами толерантность – это терпимость человека к другим людям. Например: к его поведению. Мне кажется, что если человек обладает терпимостью, то он является благородным человеком. У этого человека высокая культура. Толерантность у каждого она «своя». Она проявляется тогда, когда вы видите недостатки у людей. Она нужна для того, чтобы в обществе был порядок. Благодаря толерантности на земле будет мир, а если на земле будет мир, значит, не будет войны, люди будут счастливы. Каждый день перед нами встает выбор, проявить терпимость по отношению к другому человеку или нет. Если хотя бы каждый из нас будет проявлять больше толерантности, то мир будет лучше, светлее и добрее. Все зависит от нашего поведения, и его исправить может только сам человек, без помощи других, изменив свои принципы и ценности. Мы видим, что современные молодые люди, на бессознательном уровне, не способны принять человека таким, какой он есть. Однако, не смотря на это, действует агрессивно к тем людям, которые отличаются по национальному, вероисповеданческому, культурному признаку. Поэтому данная проблема весьма актуальна не только среди студентов, подростков, но и среди детей.

Проблема межнациональных отношений и межэтнической толерантности в современной России относится к числу актуальных. Наиболее остро проявляется ксенофобия в молодёжной среде, в том числе и среди студенчества, о чем свидетельствуют социология молодёжи и социология образования.

Ксенофобия – это страх или ненависть по отношению к всему новому и чужому.
Например: В моей жизни был один случай, к моей недалекой подруге приехал родственник из другой страны. Он не понимал толком нашего языка, не знал наших традиций, и для него это было всё новым. По началу, ему было трудно привыкнуть ко всему чужому, и он даже проявлял страх и агрессивность.
Узнав этого человека, я поняла, что не только у него проблема с агрессивностью, но и у нашей современной молодежи.
Проблемой современных отношений является агрессивное поведение у детей, студентов, взрослых и пожилых. Допустим, если молодежь проявляет агрессивное поведение в отношениях людей, то у него снижается уровень самоконтроля и проявляется физическое и эмоциональное состояние.

Повышенная агрессивность молодежи является одной из наиболее острых проблем для общества в целом. Число молодёжи с агрессивным поведением стремительно растет.

Существует непосредственная связь между проявлениями агрессии и воспитанием в семье.

Воспитание – это воздействие на развивающегося человека. Его воздействие идет на тело, душу и дух. Но душа это проводник между телом и духом. Душа является тем самым объектом, который впитывает в себя все, что видит, слышит, чувствует человек с самого своего рождения. Благодаря этому у него формируется понятие об окружающем мире и поведения в этом мире.

Любое воспитание всегда на что-то направлено, независимо от того, выражается оно в мельчайших актах или широкомасштабных.

Ведь наше воспитание зависит не только от родителей, но и ещё и от нас самих. Так как родители хотят нам дать нечто большее, а мы этого не понимаем. И хотим сделать всё по-своему.

А в будущем мы осознаем, что мы были не правы, и будем жалеть об этой ошибке.

И судя поэтому, у большинства молодёжи проявляется агрессия, которую не все могут контролировать. Им даётся это трудно.

В этом виноваты не только родители, но и мы. Мы не принимаем то, что нам дают взрослые. И это большой минус в современном мире.
Но хотелось бы сказать о той молодежи, которая берёт пример со своих родителей, стараясь показать то, чему их научили. Стремятся к чему-то большему, достигая своей цели.

В заключение, хотелось бы отметить, какое направление выберет молодой человек, зависит только от него: от его жизненных ценностей, уровня воспитания, образования и культуры, а также от той среды, в которой он живет и развивается.

Л.Н. Толстой писал: «Чем больше живешь духовной жизнью, тем независимее от судьбы, и наоборот». Я согласна с этим высказыванием, ведь человек духовно развитый думает и размышляет сам, имеет свои убеждения, может получать удовольствие от духовных ценностей и не страдать от отсутствия материальных благ. Ведь человек, он хозяин, своей судьбы.

Список литературы

1.Покатыло, В. В. Глухова, Л. Р. Волкова, А. В. «Молодой учёный» [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://moluch.ru/archive/63/9965/.

2. «ВОСПИТАНИЕ ДУХОВНОСТИ В НЫНЕШНЕЙ МОЛОДЕЖИ» [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://nauchforum.ru/studconf/gum/iii/664.