Этногенез адыгов. Хатты, каски и синдо-меотские племена – древние предки адыгов

С первой половины I тысячелетия до н.э. благодаря древнегреческим письменным источникам становятся известны названия племен, населявших степи Северного Причерноморья и Северный Кавказ.

Это степные ираноязычные кочевники - киммерийцы, скифы и их восточные соседи савроматы. Среднее и нижнее течение реки Кубань, Восточное Приазовье, Таманский полуостров и Закубанье занимали оседлые земледельческие племена, объединяемые названием «меоты».

Впервые меоты и синды упоминаются у древнегреческих авторов VI-V веков до н.э. Гекатея Милетского, Гелланика Митиленского, Геродота. Более подробно о них сообщает в своем труде древнегреческий географ и историк Страбон, живший на рубеже новой эры.

По Черноморскому побережью античные авторы указывают керкетов, торетов, зихов и другие племена, часть из которых причисляют к меотам. Основной массив меотских племен считается коренным населением Северо-Западного Кавказа, принадлежащий к кавказской языковой семье. Меотов относят к одним из отдаленных предков адыгов.

Одна из основных гипотез о древних предках адыгов предполагает, что ими были меоты. Племенные названия предков меотов: кешак, кашка, касон и абхазов - абешла, абсилы. К меотским племенам относили также и зихов, активно развивавшихся в V-VI веке на Кубани. Ученые предполагают, что древние племена, жившие на Северо-Западном Кавказе, говорили на абхазо-черкесском языке. В книге Шеуджена А.Х., Галкина Г.А. Тхакушинова А.К. и др. «Земля адыгов». Майкоп, ГУРИПП «Адыгея», дано несколько версий появления адыгов на Северном Кавказе.

Среди них: Аравийская, Турецкая, Египетская, Крымская, Хазарская, Рязанская, Греческая, Генуэзская, а также «Запорожцы-казаки - потомки пятигорских черкесов», «Адыги-анты - славянские племена», «Адыги-кабардинцы - потомки амазонок», «Кабардинцы - потомки Чингиз-хана» и др. Но все они не имеют достаточного обоснования.

По аравийской версии, адыги переселились на Кубань с Аравии.

Согласно собранным сведениям в 1784 году генерал-губернатором П.С. Потемкиным, кабардинские князья «…род свой выводят от одного князя, называвшегося Кес, который выехал из Аравии и учинился владельцем всех горских народов». Существующая у адыгов легенда гласит: «Черкесы ведут свой род от двух братьев: Чер и Кес, вышедших из Аравии из племени курейш».

Согласно работе С. Броневского (1823г.) «По собственным преданиям жителей, Кабарда в древние времена находилась под управлением одного князя под именем Инала, который вел свой род от Кейса, а сей вышел из Аравии и покорил черкесов».

Адыгейцы всегда считались законодателями мод: мужчин называли «аристократами гор», а девушек «француженками Кавказа», поскольку последние с юных лет начинали носить корсеты. Адыгейские женщины считались самыми красивыми и желанными женами, а мужчины - лучшими воинами. Кстати, и сегодня личная охрана короля Иордании состоит исключительно из представителей этой смелой и гордой нации.

Название

Вокруг названия «адыгейцы» ходит много мифов и споров, а все потому, что фактически это выдуманное в советские годы название, созданное для разделения кавказских народностей по территориальному признаку. С древности на территории современного проживания адыгов, черкесов и кабардинцев обитал единый народ, который сам себя называл «адыгэ». Происхождение этого слова до конца не установлено, хотя есть версия, что оно переводится, как «дети солнца».
После Октябрьской революции власти разделили территории адыгов на более мелкие области, чтобы ослабить мощь единого народа включением в состав новых областей разных субэтносов.

  1. В состав Адыгеи вошли народности, проживавшие на территории Кубани, а позже горные регионы и город Майкоп.
  2. Кабардино-Балкарию населяли преимущественно адыги-кабардинцы.
  3. В Карачаево-Черкесскую область вошли адыги-бесленеевцы, схожие по культурным и языковым особенностям с кабардинцами.

Где живут и численность

Начиная с советских времен, адыгейцы стали числиться отдельным народом, что послужило разделению с черкесами и кабардинцами. По результатам переписи 2010 года, адыгейцами на территории России себя считают порядка 123 000 человек. Из них 109,7 тысяч человек проживают в Республике Адыгея, 13,8 тысяч - в Краснодарском крае, преимущественно в прибрежных районах Сочи и Лазаревского.

Геноцид черкесов во время гражданской войны привел к значительной миграции представителей народности и образованию крупных адыгских диаспор за рубежом. Среди них:

  • в Турции - около 3 миллионов человек
  • в Сирии - 60 000 человек
  • в Иордании - 40 000 человек
  • в Германии - 30 000 человек
  • в США - 3 000 человек
  • в Югославии, Болгарии, Израиле - 2-3 национальных селения

Язык

Несмотря на наличие диалектов, все адыгейцы говорят на одном языке, принадлежащем к абхазо-адыгской языковой группе. Письменность у народности существовала еще с древних времен, о чем свидетельствуют сохранившиеся письменные памятники: Майкопская плита и петроглифы Махошкушха, относящиеся к IX-VIII столетиям до нашей эры. К XVI веку она была утрачена, начиная с XVIII века на смену приходили аналоги, основанные на арабском письме. Современный алфавит на основе кириллицы появился в 1937 году, но окончательно он утвердился лишь к 1989 году.

История


Предки адыгейцев составляли древнейшее население Кавказа, которое, взаимодействуя с соседними народностями, образовало племена ахеев, керкетов, зихов, меотов, торетов, синдов, занимавших черноморское побережье и Краснодарский край еще в конце первого тысячелетия до нашей эры.
В начале новой эры здесь располагалось одно из древнейших в регионе государств - Синдика. Проходить по его территории опасался даже знаменитый царь Митридат: был наслышан о бесстрашии и отваге здешних воинов. Несмотря на последовавшую за этим феодальную раздробленность, черкесы сумели сохранить независимость от Золотой Орды, хотя их территории и были впоследствии разграблены Тамерланом.
С русскими черкесы сохраняли дружественные и партнерские отношения, начиная с XIII столетия. Однако в период Кавказских войн власти начали политику захвата и подчинения всех проживающих здесь народов, что привело к многочисленным столкновениям и геноциду черкесского народа.

Внешность


Подавляющее большинство представителей народности относится к понтийскому антропологическому типу внешности. Некоторые представители обладают чертами кавкасионского типа. К отличительным особенностям внешности адыгейцев можно отнести:

  • средний или высокий рост;
  • крепкую атлетическую фигуру с широкими плечами у мужчин;
  • стройную фигуру с тонкой талией у женщин;
  • прямые и плотные волосы темно-русого или черного цвета;
  • темный цвет глаз;
  • значительный рост волос;
  • прямой нос с высоким переносьем;

Одежда

Национальный черкесский костюм стал символом народа. У мужчин от состоит из рубашки, просторных штанов и черкески: приталенного кафтана с ромбовидным горловым вырезом. На груди с обеих сторон нашивались газыри: специальные кармашки, в которых сначала хранили отмеренный по количеству порох для выстрела, а после только пули. Это позволяло быстро перезаряжать оружие даже во время верховой езды.


У старшего поколения рукава были длинными, а у молодых узкими, чтобы не мешали в бою. Важен был и цвет наряда: князья носили черкески белого цвета, дворяне - красного, крестьяне - серого, черного и коричневого. Заменой черкеске служил бешмет: похожий по крою кафтан, но без выреза и со стоячим воротником. В холодное время костюм дополнялся буркой - длинной шубой из овечьего меха.
Женские наряды были еще более красочны. Богатые черкешенки специально закупали для пошива платьев бархат и шелк, бедные довольствовались шерстяной материей. Крой платья подчеркивал талию: облегал верхнюю часть фигуры и сильно расширялся к низу благодаря использованию клиньев. Украшали наряд изысканным поясом из кожи с серебряными или золотыми украшениями. На голову надевали невысокую шапочку, а после замужества и рождения ребенка заменяли ее на платок.

Мужчины

Адыгский мужчина - это прежде всего храбрый и бесстрашный войн. С раннего детства мальчиков учили владеть ножом, кинжалом, луком и стрелами. Каждый юноша обязан был заниматься разведением коней и уметь отлично держаться в седле. Черкесские воины с древности считались лучшими, поэтому часто выступали в качестве наемников. Охрана короля и королевы Иордании до сих пор состоит исключительно из представителей этой нации и продолжает носить на службе национальные костюмы.


Мужчин с детства учили сдержанности, скромности в бытовых желаниях: они должны были уметь жить в любых условиях. Считалось, что лучшая подушка для них - седло, а лучшее одеяло - бурка. Поэтому мужчины не сидели дома: они всегда были в походах или занимались хозяйственными делами.
Среди других качеств адыгейцев стоит отметить упорство, целеустремленность, твердый характер, настойчивость. Они легко воодушевляются и делают все для достижения своих целей. Остро развито чувство собственного достоинства, почтение своей земли и традиций, поэтому в общении с ними стоит проявлять сдержанность, такт и уважение.

Женщины

О красоте черкесских женщин с древности слагали не только легенды, но и стихи. Например, в стихотворении «Черкешенке» поэт Константин Бальмонт сравнивает прекрасную девушку с «тонкой лилией», «нежной ивою плакучей», «юным тополем» и «Индусской баядерой», но в конце замечает:
«Я тебя сравнить хотел бы… Но игра сравнений тленна.
Ибо слишком очевидно: Ты средь женщин несравненна.»


С двенадцати лет девочка начинала носить корсет. Он обеспечивал правильную осанку, гибкий стан, тонкую талию и плоскую грудь: эти внешние качества высоко ценились не только соплеменниками, но и иностранцами. В первую брачную ночь жених срезал корсет ножом, замужней даме носить его не полагалось. Символом красоты были и роскошные длинные волосы: девушки заплетали их в косы или делали иные прически, а замужние обязаны были прятать под платок.
Все народы Евразии стремились иметь жену или наложницу черкешенку. В историю вошла княжна Кученей, дочь знаменитого князя из династии Темрюков: она стала женой Ивана Грозного и получила имя Мария Темрюковна. Во времена работорговли адыгейских женщин продавали в 2 раза дороже, чем других: их было престижно иметь в гареме за красоту, навыки рукоделия, приятные манеры общения и поведения.
Адыгских девочек с детства учили рукоделию, правилам этикета, скромности, внушали чувство собственного достоинства. Женщины играли важную роль в обществе, их уважали и почитали, несмотря на патриархальный уклад и исповедование ислама. При женщинах нельзя было курить, сквернословить, ссориться, драться. Мужчины любого возраста при виде них вставали, а всадники спешивались. Встретив даму в поле, в пути или просто на улице принято было предложить ей помощь, если она в ней нуждалась.
Существовал и обычай приношения даров: возвратившиеся после военного похода или удачной охоты мужчины собирались на пир в доме самой почитаемой или желанной женщины, где обязаны были принести ей в дар часть полученного в бою. Если такой женщины не было, дары могли вручить любой адыгейке, встреченной на пути.

Семейный уклад

У адыгейцев принят традиционный патриархальный уклад семьи. Вместе с тем роль женщины была значительно более важной, а положение более свободным, чем у других кавказских народов. Девушки, наравне с парнями, могли участвовать в народных гуляньях, принимать у себя юношей: для этого в богатых домах даже оборудовали отдельные комнаты.


Это позволяло присмотреться к противоположному полу и найти себе пару: мнение невесты при выборе жениха было определяющим, если не противоречило традициям и желанию родителей. Свадьбы редко осуществлялись по сговору или умыканием без согласия.
В древности были распространены большие семьи, численностью от 15 до 100 человек, в которой главой был старейшина, основатель рода или наиболее уважаемый мужчина. С XIX-XX веков приоритет перешел к малой двухпоколенной семье. Главным в решении социальных вопросов был муж, ему нельзя было перечить, спорить с ним, особенно при людях. Однако главной в доме была женщина: она решала все хозяйственно-бытовые вопросы, занималась воспитанием малышей и девочек.
В богатых, особенно княжеских семьях, широко было распространено аталычество. Одного или нескольких сыновей из богатого рода с раннего возраста отдавали на воспитание в менее знатную, но все же влиятельную семью. В ней мальчик рос до 16 лет, после чего возвращался в отчий дом. Этим укреплялись взаимосвязи между родами и соблюдалась традиция, согласно которой отцу запрещалось привязываться к детям и выражать прилюдно свои чувства к ним.

Жилище

Традиционное жилище небогатых адыгейцев - дом, собранный из прутьев, обмазанных глиной. Обычно состоял из одной комнаты, в центре которой размещался очаг. Согласно традиции, он никогда не должен был гаснуть, так как это сулило семье несчастья. Впоследствии к дому пристраивали дополнительные комнаты для сыновей, которые женились и решали оставаться с родителями.
Позже популярность получили обширные усадьбы, в центре которых стоял главный дом, а по бокам размещались хозяйственные постройки. В богатых семьях отдельные жилища на территории двора строили для гостей. Сегодня это встречается редко, однако каждая семья старается иметь специальную комнату для размещения путников, родственников и гостей.

Жизнь

Традиционные занятия адыгейцев - скотоводство и земледелие. Сажали в основном просо и ячмень, позже добавились кукуруза и пшеница. Скотоводство было выгонным, разводили коз и овец, реже коров и яков, в горных районах - ослов и мулов. В подсобном хозяйстве держали птиц: кур, идеек, гусей уток.


Широко было распространено виноградарство, садоводство, пчеловодство. Виноградники были расположены на побережье, в районах современных Сочи и Вардане. Существует версия, что название знаменитого «Абрау-Дюрсо» имеет черкесские корни и обозначает название озера и горной речки с чистой водой.
Ремесла у адыгейцев были развиты слабо, однако в одном из них они преуспели значительно лучше соседей. С древних времен адыгские племена умели обрабатывать металл: кузнечное ремесло и изготовление клинков процветало практически в каждом ауле.
Женщины владели искусством выделки ткани, славились как прекрасные рукодельницы. Особо ценился навык вышивки золотыми нитями национальными орнаментами, которые включали солярные, растительные и зооморфные мотивы, геометрические формы.

Религия

Адыгейцы прошли через три основных периода религиозного определения: язычества, христианства и ислама. В древности адыгские народности верили в единство человека и космоса, думали, что земля круглая, окруженная лесами, полями и озерами. Для них существовало три мира: верхний с божествами, средний, где жили люди, и нижний, куда уходили усопшие. Соединяло миры дерево, которое и поныне продолжает играть сакральную роль. Так, после рождения внука, в первый год его жизни дедушка обязан посадить дерево, за которым ребенок впоследствии будет ухаживать.


Верховным божеством адыгейцев был Тха, или Тхашо, создатель мира и его законов, управляющий течением жизни людей и всего сущего. В некоторых верованиях наблюдается ведущая роль бога молний, похожего на Перуна или Зевса. Верили и в существование душ предков - Псэ, которые следят за потомками. Именно поэтому на протяжении жизни важно было соблюдать все законы чести и совести. Существовали в обрядовой культуре и отдельные духи-покровители огня, воды, леса, охоты.
Христианская традиция указывает, что Симон Кананит и Андрей Первозванный проповедовали на территориях Черкесии и Абхазии. Однако христианство в черкесском регионе установилось лишь к VI столетию, господствовав здесь до падения Византии. Начиная с XVI века, под влиянием османских султанов распространение получает ислам. К XVIII столетию он сплотил под знаменами все население, став национальной идеей во время борьбы против колонизаторской политики Российской империи в период Кавказских войн. Сегодня большинство адыгейцев исповедует ислам суннитского толка.

Культура

Особую роль в традиции адыгов играл танец, существовавший с древнейших времен и считавшийся душой народа. Популярный парный танец - лирический исламей, в котором мужчина, словно гордый орел, парит по кругу, а скромная, но гордая девушка, отвечает на его ухаживания. Более ритмичный и простой - удж, который обычно танцуют группами на свадьбах и во время народных гуляний.


Свадебные традиции

Свадебные традиции адыгейцев во многом сохраняются до сих пор. Часто жениха выбирала девушка, намекая ему о своем желании создать семью небольшим подарком. Начинались переговоры о будущем союзе со сватовства: мужчины со стороны жениха приезжали к дому выбранной девушки и вставали в месте, где колют дрова. Таких визитов совершалось не менее трех: если во время последнего их приглашали к столу, это означало согласие невесты.
После родные девушки выезжали на осмотр дома жениха, чтобы оценить его материальное благополучие. Это было необходимо, поскольку создавать семью можно было только с людьми своего социального слоя. Если увиденное устраивало визитеров, обсуждался размер калыма: обычно он состоял минимум из одной лошади и скота, число голов которого определялось в зависимости от богатства семьи.


В день свадьбы за невестой приезжали мужчины-родственники мужа и одна девушка для сопровождения молодой. На пути свадебному поезду чинили препятствия, а в дом невесты можно было попасть лишь после шутливого сражения. Будущую жену осыпали сладостями, стелили перед ней дорожку из шелковой материи и обязательно переносили через порог, чтобы она не тревожила духов предков.
По приезде в дом жениха невесту вновь осыпали сладостями и монетами, будущий супруг же на весь день уходил, возвращаясь лишь к закату. В течение дня девушку развлекали родственницы мужа, существовал и шутливый обычай «ухода бабушки»: раз в дом пришла новая хозяйка, старой здесь не место. Невесте необходимо было бежать за ней со сладостями и уговаривать остаться. Затем они обнимались и вместе возвращались в дом.

Традиции рождения

Множество обычаев адыгейцев связано с рождением детей. Сразу после родов над домом вывешивался флаг: это означало, что и с матерью, и с ребенком все хорошо. Однотонный флаг возвещал о появлении на свет мальчика, пестрый - девочки.
До родов никакого приданого ребенку не готовили, это считалось дурной приметой. После родственники матери изготавливали колыбель из дерева боярышника и привозили постельные белье. Первой в люльку клали кошку, чтобы ребенок спал так же крепко, как и она. Затем малыша туда клала бабушка со стороны отца, которая до этого ребенка обычно не видела. Если во время рождения малыша в доме был гость, ему давали право выбрать для новорожденного имя. Такое почетное право он получал, поскольку адыгейцы считали, что любой гость - посланник бога.


Когда ребенок начинал ходить, проводили обряд «Первого шага». В доме родителей собирались все друзья и родственники, приносили малышу подарки и пировали. Виновнику торжества перевязывали ножки атласной лентой, которую затем разрезали. Назначение обряда - придать ребенку силу и прыткость, чтобы его дальнейшие шаги по жизни проходили свободно и без препятствий.

Похоронные традиции

В эпоху раннего и позднего Средневековья у некоторых этнических групп адыгейцев существовал обряд воздушного погребения. Тело усопшего помещали между выдолбленных колод, которые закрепляли на ветвях деревьев. Обычно через год мумифицировавшиеся останки предавали земле.
В древности применялись более обширные практики захоронений. Часто усопшим строили каменные склепы, наподобие сохранившихся в районе Сочи дольменов. Богатым людям устраивали насыпные могильники, где оставляли предметы обихода, которыми умерший пользовался при жизни.

Традиции гостеприимства

Традиция гостеприимства прошла через жизнь адыгейцев сквозь века. Любого путника, даже врага, попросившего приют, требовалось разместить в доме. Его селили в лучшей комнате, специально для него резали скот и готовили лучшие блюда, одаривали подарками. Первое время гостя не спрашивали о цели визита, не позволялось и выгонять его, если тот не нарушал традиций и правил дома.

Еда

Традиционная адыгейская кухня состоит из молочных, мучных и мясных продуктов. В повседневной жизни ели вареную баранину с бульоном. Национальное блюдо из мяса птицы либжэ обязательно подавали с пикантным соусом шъыпс, сделанным на основе чеснока и острого перца.


Из молока делали творог, в который добавляли фрукты или зелень, готовили твердые и мягкие сыры. После московской Олимпиады 1980 года на весь мир стал знаменит адыгейский сыр, который специально для иностранных гостей брендировали и разместили на прилавках. Согласно легенде, рецепт сыра рассказал черкесской девушке бог скотоводства Амыш за то, что она во время бури спасла заблудившееся стадо овец.

Видео

Адыгейский народ считается одним из самых древних в мире. Многие люди считали их "аристократами гор" или "французами Кавказа". Адыгейские женщины всегда воплощали собой идеалы красоты, а мужчины были эталоном мужественности. В нашей статье мы поговорим о том, какая религия у адыгейцев, какова численность и история народа, в чем заключаются особенности традиций и обычаи этноса и о многом другом.

Происхождение названия

Прежде чем приступить к детальному разбору религии адыгейцев или их традиций, следует ознакомиться с тем, откуда произошло само название - "адыгейцы". Вокруг этого слова входит большое количество различных споров и мифов. Конечно же, многие из них могут быть выдуманными или преувеличенными, однако большинство основаны на реальной истории народности, забывать о которой нельзя.

Наиболее распространенной версией происхождения названия этого народа является то, что в переводе с древнего языка оно означает "дети солнца", хотя официального подтверждения данной теории нет. После Октябрьской революции земли адыгейцев были разделены на несколько частей, что значительно ослабило мощь единого этноса. На сегодняшний день национальность "адыгеец" включает в себя следующие субэтносы:

  • адыги-кабардинцы, населявшие преимущественно Кабардино-Балкарию;
  • адыги-бесленеевцы, входившие в состав Карачаево-Черкессии;
  • народы, проживавшие на территории Майкопа и Кубани.

Как видите, к адыгейцам относится весьма много этносов, каждый из которых имеет свою культуру. Именно поэтому, когда речь заходит о традициях и обычаях адыгейцев, люди приводят достаточно много разнообразных и интересных фактов. В следующих разделах вы отыщите много подробной информации по этому поводу.

Численность населения и места проживания

Начиная с основания советского союза, адыгейцы стали считаться отдельным народом вместе с кабардинцами и черкесами. Согласно результатам переписи населения 2010 года, на территории Российской Федерации проживает около 123 тысяч человек, которые считают себя адыгейцами. Из этого числа примерно 110 тысяч проживают на территории одноименной Республики Адыгея, а остальные 13 тысяч - в Краснодарском крае (преимущественно в прибрежном районе Черного моря).

Геноцид черкесов во времена Великой Отечественной войны привел значительной миграции данного народа за границу Советского Союза. На сегодняшний день в различных странах проживает весьма значительное количество представителей данного этноса. Среди самых известных государств:

  • Турция - примерно 3 миллиона человек.
  • Сирия - около 60 тысяч адыгейцев.
  • Иордания - 40 тысяч жителей.
  • Германия - 30 тысяч людей.

Это были основные данные по численности адыгейцев во всем мире. Также в США, Израиле, Болгарии и Югославии проживает по разным оценкам от двух до трех тысяч адыгейцев, хотя официальные данные могут довольно сильно разниться с реальностью. Несмотря на тот факт, что большая часть представителей древнего народа живет в Турции, жители Адыгейской Республики очень сильно гордятся своими корнями и чтут традиции и обычаи своих предков.

Внешность и черты характера

Задумались над тем, что представляет собой внешность адыгейца? Фото из этого раздела позволит сполна вам ответить на этот вопрос. Конечно же, сегодня в традиционных нарядах мало кто ходит, однако во время больших праздников можно повстречать немало мужчин и женщин, облаченные в одежды, которые носили их деды и бабушки. К отличительным особенностям внешнего вида адыгейцев можно отнести признаки, описанные в списке снизу.

  1. Крепкое атлетическое телосложение у мужчин и довольно широкие плечи.
  2. Плотные и прямые волосы черного или темно-русого цвета.
  3. Прямой нос с довольно высокой переносицей.
  4. Стройная женская фигура с тонкой талией.
  5. Довольно высокий или средний рост.
  6. Весьма длинные волосы.
  7. Темный цвет глаз.

Кроме того, отличить адыгейца можно по определенным чертам характера. Для каждого мужчины характерна мужественность еще с раннего возраста и весьма жаркий нрав. Девушки же ведут себя довольно скромно и практически во всем полагаются на мужчин. Однако в случае опасности они также могут показать, что с ними шутки плохи. Закомплексованность и скромность - это не про адыгейцев.

Быт и традиционные занятия

Исторически так сложилось, что обычаи адыгейцев неразрывно связаны с их бытом, поскольку народ старается заниматься теми же делами, что и их предки. Наиболее распространенным традиционным занятием считается земледелие и скотоводство. Пожалуй, не найдется ни одного адыгейца, который не знает, как обращаться с плугом или пасти овец. В подсобном хозяйстве многие жители Адыгеи держат кур, гусей, индеек и уток. В горах пастухи обычно выращивают овец, коз, а в некоторых случаях - яков и мулов. Среди сельскохозяйственных культур особое место занимает пшеница, кукуруза, ячмень и просо.

Также одним из традиционных занятий считается виноградарство, поскольку этот народ всегда славился своими винами высокого качества. Большинство виноградников находится у побережья Черного моря, поскольку тамошний климат считается наиболее благоприятным для выращивания традиционных сортов. Среди дегустаторов вин существует довольно интересная версия о том, что знаменитое название "Абрау-Дюрсо" на самом деле имеет черкесские корни - возможно, так называлась однажды горная река или озеро с чистейшей водой.

Что касается ремесел, то они весьма слабо развиты у адыгейцев, хотя данный народ значительно лучше преуспел в этом вопросе, чем большинство их соседей. В древние времена практически каждый мужчина умел обрабатывать металл и ковать из него различные предметы быта и даже оружие. На сегодняшний день кузнечное ремесло кануло в прошлое и подобным занятием занимаются только настоящие мастера, секреты которых передаются из поколения в поколение от отца к сыну.

Практически каждая адыгейская женщина владеет искусством выделки тканей. Вообще, данный народ всегда славился своими прекрасными нарядами с красивой вышивкой. Особо ценились платья и кафтаны с золотой вышивкой на красном фоне. Орнаменты в виде растительности или геометрических фигур на одежде на сегодняшний день считаются традиционными и используются только на той одежде, которая предназначается для праздников и торжеств.

Религия адыгейцев

Данный народ перешел через три религиозных периода: от язычества до христианства, от христианства - до ислама. В древние времена вероисповедание адыгейцев представляло собой поклонение различным богам, а также веру в то, что человек един с космосом. Люди верили, что земля является круглой и окружена со всех сторон озерами, полями и лесами.

Для адыгейцев из древности существовало три мира: нижний (царство усопших), средний (мир людей) и высший (обитель божеств). Эти три мира соединялись между собой священным деревом, которое и поныне играет сакральную роль. К примеру, весьма известная традиция заключается в том, что в момент рождения внука дедушка должен посадить во дворе дерево, за которым ребенок будет впоследствии ухаживать.

На сегодняшний день большинство адыгейцев исповедуют ислам, хотя встречаются и христиане, которые появились здесь лишь в конце XVI столетия. Период Кавказских войн сказался негативным образом на колонизаторской политике османских султанов и часть населения приняла Христа в качестве Бога.

Что касается более древних времен, то главным верховным божеством считался Тха - создатель мира и законов. В некоторых мифах также можно встретить Перуна - бога грома и молний, который очень похож на греческого Зевса. Также невозможно представить религию адыгейцев без различных духов-покровителей, которым люди поклонялись перед тем, как пойти на охоту или перед посевом урожая.

Культура народа

Огромную роль в культуре этноса играет традиционный танец, который считается не только очень древним, но и передает душу народа, который его исполняет. В лирическом мероприятии обычно принимает участие один мужчина, выступающий в роли орла, и две девушки, которые находятся под его крылом. Музыка весьма скромная и спокойная, однако в то же время отличается особой гордостью за народ. Особенно заметен данный момент тогда, когда девушки начинают отвечать на ухаживания кавалера.

Что касается музыки и литературы, то адыгейцы всегда славились своими уникальными писателями и композиторами, но лишь в собственных кругах. В школах обычно изучаются произведения из русской классики, так что приходится также посещать и внеклассные занятия по культуре адыгейцев.

Свадебные традиции

Наиболее известными традициями адыгейцев являются их неповторимые свадьбы. К примеру, в большинстве случаев жениха выбирала девушка, намекая об этом семье суженного небольшим подарком. После этого между родственниками начинались переговоры о будущем союзе и назначении сватовца: со стороны мужчины приезжали родственники в дом невесты и вставали в том месте, где обычно колют дрова. Подобных визитов обычно проводилось не меньше трех. Если к третьему посещению родственников приглашали к столу, то это означало то, что сторона невесты согласна на союз.

Также родные весьма часто выезжали на осмотр жениха, чтобы оценить его материальное благополучие. Такое действие было обязательным, дабы невеста не вышла замуж за мужчину из неблагополучной семьи. Если увиденное в полной мере устраивало визитеров, то жених обязан был отдать калым, который обычно состоял из скота, количество которого определялось благосостоянием семьи.

Традиции при рождении

Теперь вы знаете многое о том, как выглядят адыгейцы (фото были приведены в предыдущих разделах) и какой жизненный уклад они ведут. Однако чтобы более детально разобраться в особенностях быта этого народа, необходимо как следует изучить их традиции, наиболее распространенными из которых является вывешивание флагов, когда в семье рождается мальчик.

Также многие адыгейцы весьма настороженно относятся к тому, чтобы готовить приданое малышу еще до родов, поскольку это считается плохой приметой. Колыбель изготавливается родственниками ребенка только после того, как он появится на свет. В качестве строительного материала обязательно используется боярышник, чтобы аромат дерева успокаивал младенца.

Как только ребенок начинает ходить, в доме собираются все родственники, чтобы провести обряд "Первого шага". Виновнику торжества дарится куча подарков, а его ноги перевязываются атласной лентой, которая затем разрезается. Адыгейцы верят, что подобные действия позволят наделить малыша прыткостью и умением проходить все трудности без препятствий.

Традиционная адыгейская кухня

Большинство продуктов, которыми питаются адыгейцы, не представляют собой ничего особенного (в качестве ингредиентов используется мука, молоко и мясо), однако это вовсе не значит, что национальные блюда этого народа считаются невкусными. К примеру, в повседневной жизни довольно часто люди едят вареную баранину, а бульон используется для того, чтобы приготовить вкуснейший суп. Также некоторые блюда готовятся из мяса птицы с добавлением пикантного соуса на основе острого перца и чеснока.

Из молока адыгейцы обычно делают творог или сыр, добавляя твердые породы травы, зелень и даже фрукты. После московской Олимпиады в 1980 году весь мир узнал о вкуснейшем адыгейском сыре, который изготавливался тоннами специально для иностранных гостей. Данный продукт можно найти на прилавках российских супермаркетов и на сегодняшний день. Согласно одной из легенд, рецепт данного продукта поведал молодой девушке бог скотоводства Амыш за то, что она спасла заблудившееся стадо овец во время бури.

Что касается традиционных напитков, то в Адыгее, как уже говорилось ранее, довольно сильно распространено виноделие. Практически каждый взрослый мужчина знает о том, как сделать из домашнего винограда настоящий нектар богов и имеет собственный рецепт изготовления этого чудеснейшего напитка. В погребах адыгейцев можно увидеть бутылки красного и белого вина, возраст которых составляет несколько десятков лет. Однако чрезмерное употребление алкоголя не приветствуется в Адыгее, поэтому весьма неплохой альтернативой винам являются компоты и фруктовые чаи.

Видеоролик и заключение

Надеемся, наша статья помогла вам лучше разобраться в традициях и обычаях адыгейцев. Если приведенной информации вам показалось слишком мало или у вас имеются какие-то вопросы, то рекомендуем посмотреть небольшой видеоролик, из которого вы сможете узнать много того, что не было упомянуто в нашей статье.

Как видите, быт, культура и даже вера адыгейцев довольно богаты и разнообразны. Этот народ с огромной гордостью чтет свои традиции и живет так, как завещали их отцы и деды. Для подобного отношения к своей жизни нужна огромная воля и упорство, чего адыгейцам не занимать. Кроме того, этот народ считается одним из самых древнейших и гордится этим.

Жили на Кавказе почти на тех же самых местах с древнейших времен: первые исторические сведения о них восходят к началу 6 века до Рождества Христова.

Название «черкесы» дано им окружающими их народами, сами же себя они всегда называли «адиге». Клапрот выводит название «черкесы» из тюркских слов: «чер» (дорога) и «кесмек» (отрезывать), так что «черкесы» синоним разбойника. Но название это, по-видимому, древнее появления тюркских племен в Средней Азии. Уже у греческих историков встречается название «керкет», которое относят именно к черкесам. Греки их называли также «зюхой» (у Appiana).

В древности территория черкесов, кроме западного Кавказа, простиралась и на . Еще в 1502 году они занимали весь восточный берег до Босфора Киммерийского, откуда были вытеснены русскими и татарами. О древнейшей истории черкесов сохранилось очень мало данных. Достоверно только то, что они постепенно пережили целый ряд культурных влияний, начиная с греков, персов, византийцев, тюрков и кончая османами и русскими.

Согласно древним описаниям, датированных 10 веком, они одевались в греческие шелковые материи и придерживались религии магизма. Византия дала им христианство, а общие условия исторической жизни Кавказа, этой открытой дороги народов, создали тот социальный строй воинствующего феодализма, который сохранился неприкосновенным до эпохи борьбы с Россией.

От 16 века дошло до нас первое детальное описание быта черкесов, сделанное генуэзцем Интериано. Он рисует конгломерат независимых племен, организованных на феодальных началах, общества, состоявшие из благородных, вассалов, крепостных и рабов. Последние служили предметом торговли даже с . Свободные знали только охоту и войну, предпринимали отдаленные походы, даже на , беспрерывно воевали с соседними тюркскими племенами, а в промежутках резали друг друга или делали набеги на крестьян, укрывавшихся от них в горах и образовавших союзы для защиты. Их храбрость, лихое наездничество, рыцарство, великодушие, гостеприимство так же славились, как красота и грация их мужчин и женщин.

Быт черкесов был полон грубости и жестокости. Они считались христианами, но приносили жертвы языческим богам. Их похоронные обряды часто были языческие. Черкесы придерживались многоженства, жизнь их была до такой степени полна кровопролития, что до 60-летнего возраста благородные не смели входить в церковь.

Письменности черкесы не знали. Единственной их монетой служили куски материи, хотя драгоценные металлы они ценили, употребляя во время пиршеств огромные чаши из золота и серебра. В образе жизни (жилища, пища) они были просты. Роскошь проявлялась только в оружии и отчасти в Родежде.

В 17 веке другой путешественник, Жан де Лука, находит в них уже огромную перемену, происшедшую менее чем за одно столетие. Половина черкесов уже исповедует магометанство. Не только религия, но и язык и культура турок глубоко проникли в жизнь черкесов, постепенно подпавших и политическому влиянию турок.

По заключении Адрианопольского мира в 1829 году, когда все турецкие владения на Кавказе перешли к России, черкесы (с территорией которых граничила по реке Кубани), как бывшие до того в зависимости от Турции, должны были перейти в русское подданство. Отказ от подчинения вызвал долголетнюю войну, кончившуюся эмиграцией большинства черкесов в и принудительным выселением оставшихся с гор на плоскости.

В 1858 году черкесов насчитывалось на правом склоне до 350 тысяч мужчин, из коих 100 тысяч одних благородных. По окончании войны до 400 тысяч человек выселилось в Турцию. К концу 1880-х годов всех черкесов насчитывалось 130 тысяч, из коих большая часть (84 тысячи) - . Из собственно черкесов (адиге) в 80-х годах считалось абадзехов около 16 тысяч, бжедухов 12 тысяч, бесленеевцев 6 тысяч, 2,5 тысячи - все в Кубанской области, да еще в Черноморской губернии до 1 200 человек.