Флейта. Волшебная флейта: истинное дыхание музыки История развития флейты

Поперечная флейта - музыкальный инструмент, изготовленный из дерева. Он относится к духовым и принадлежит к сопрановому регистру. меняется посредством передувания. Также во время игры происходит открывание и закрывание отверстий клапанами.

Общая информация

Бамбуковая поперечная флейта - это достаточно редкое явление на сегодняшний день, так как современные музыкальные инструменты такого типа, как правило, делаются из металла (платины, золота, серебра, никеля), иногда также из стекла, пластика либо прочих композитных материалов. Диапазон - свыше трёх октав. Ноты для поперечной флейты записываются в исходя из действительного звучания. Тембр прозрачный и ясный на среднем регистре, в нижнем - глухой, в верхнем - несколько резкий. Флейте доступна разнообразная техника. Часто ею исполняется оркестровое соло. Применяется в духовом и симфоническом оркестрах. Также используется в камерных ансамблях. В симфонических оркестрах задействуют от 1 до 5 флейт. Чаще их количество составляет от двух до трех.

История инструмента

Поперечная флейта известна человечеству давно. Самое раннее ее изображение обнаружено на этруском рельефе. Он создан в 100 или 200 годах до нашей эры. Тогда инструмент направляли влево. Лишь на иллюстрации к стихотворению 16 века его держат вправо.

Средние века

Поперечная флейта встречается и при археологических раскопках. Первые подобные находки в Западной Европе относятся к XII—XIV вв. нашей эры. Одно из наиболее ранних изображений, относящихся к тому времени содержится на страницах энциклопедии под названием Hortus Deliciarum. Исследователи предполагают, что инструмент временно вышел из употребления в Европе, а затем вернулся туда, придя из Азии, сквозь Византийскую империю. В Средние века конструкция состояла из единой составной части, иногда их было две. Инструмент обладал цилиндрической формой, а также шестью отверстиями одинакового диаметра.

Ренессанс и барокко

Поперечная флейта не слишком изменила конструкцию и в последующий период. Инструмент обладал диапазоном в 2.5 октавы. Он позволял брать весь перечень нот хроматического звукоряда при хорошем владении аппликатурой. Последняя была весьма сложной. Лучше всего звучал средний регистр. Известные оригинальные инструменты такого типа хранятся в Вероне в музее под названием Castel Vecchio. Наступила Первые значительные перемены в конструкцию инструмента были внесены семьей Оттетеров. Ее представитель Жак Мартин разделил флейту на 3 части. Впоследствии их стало 4. Тело инструмента, как правило, делилось пополам. Оттетер изменил сверление на коническое. Таким образом была улучшена интонация между октавами.

В XVIII веке к инструменту прибавляют большое количество клапанов. Как правило, их 4 - 6. Важные нововведения были внесли Иоганном Иоахимом Кванцом и Георгом Тромлицом. При жизни Моцарта наиболее часто использовалась поперечная флейта, имеющая один клапан. К началу XIX века число этих элементов стало стремительно увеличиваться. Музыка для данного инструмента виртуознее. Дополнительные клапаны, в свою очередь облегчали исполнение наиболее трудных пассажей.

Существовало множество вариантов конструкции. Во Франции популярна была флейта с пятью клапанами. В Англии их было 7 или 8. В Италии, Австрии и Германии существовало множество различных систем. Здесь количество клапанов могло достигать 14 и даже больше. Инструменты получали имена изобретателей: Циглера, Шведлера, Мейера. Существовали системы клапанов, сделанные специально, чтобы облегчить тот или иной пассаж. В XIX веке были созданы также флейты венского типа, они включали звук соль в малой октаве.

Попере́чная фле́йта (часто просто флейта ; итал. flauto из лат. flatus - «ветер, дуновение»; фр. flûte , англ. flute , нем. Flöte ) - деревянный духовой музыкальный инструмент сопранового регистра. Высота звука на флейте меняется путём передувания (извлечения губами гармонических созвуков), а также путём открывания и закрывания отверстий клапанами. Современные флейты обычно изготовляются из металла (никеля, серебра, золота, платины), реже - из дерева, иногда - из стекла, пластика и других композитных материалов.

Диапазон флейты - более трёх октав: от h или c 1 (си малой октавы или до первой) до #f 4 (фа-диез четвёртой) . Играть выше «до» четвёртой октавы представляется затруднительным, но встречаются произведения, в которых задействованы ноты «ре» и «ми». Ноты пишутся в скрипичном ключе соответственно действительному звучанию. Тембр ясный и прозрачный в среднем регистре, глухой в нижнем и несколько резкий - в верхнем. Флейте доступна самая разнообразная техника, ей часто поручается оркестровое соло. Применяется в симфоническом и духовом оркестрах, а также, наряду с кларнетом, чаще других деревянных духовых, - в камерных ансамблях. В симфоническом оркестре применяются от одной до пяти флейт, чаще всего две-три, причём одна из них (обычно последняя по номеру) может меняться во время исполнения на малую или альтовую флейту .

Энциклопедичный YouTube

История инструмента

Древность

В Индии самые древние изображения поперечных флейт относятся к I в. до н. э. (рельеф восточных ворот Большой ступы в Санчи).

В Европе предположительно самое раннее изображение поперечной флейты было найдено на этрусском рельефе кон. II - нач. I в. до н. э. Однако в настоящее время интерпретация этого изображения подвергается сомнениям .

Средние века

За исключением вышеупомянутого этрусского рельефа, все прочие свидетельства говорят о том, что поперечная флейта проникла из Азии в Византийскую империю , а оттуда Западную Европу , в период Средних веков. Одни из самых ранних европейских изображений поперечных флейт того времени содержатся в энциклопедии Hortus Deliciarum (англ.) русск. (кон. XII в.) , манускриптах Кантиг святой Марии (кон. XIII - 1-я пол. XIV в.) и Манесском кодексе (XIV в.).

В Средние века поперечная флейта состояла из одной части, иногда из двух - у «басовых» флейт в строе соль (сейчас - альтовая флейта). Инструмент имел цилиндрическую форму и 6 отверстий одинакового диаметра.

Кроме миниатюры в Манесском кодексе, все средневековые европейские и азиатские изображения показывают исполнителей, держащих поперечную флейту в левую сторону.

Ренессанс

В эпоху ренессанса конструкция поперечной флейты мало изменилась. Инструмент имел диапазон в две с половиной октавы и более, что превосходило диапазон большинства блок-флейт того времени на октаву. Инструмент позволял брать все ноты хроматического звукоряда при условии хорошего владения аппликатурой, которая была довольно сложной. Средний регистр звучал лучше всего. Известные оригинальные поперечные флейты эпохи Ренессанса хранятся в музее Castel Vecchio в Вероне .

Эпоха барокко

Первые серьёзные изменения в конструкцию поперечной флейты внесла семья Оттетеров. Жак Мартин Оттетер разделил инструмент на три части: головку, тело (с дырочками, которые закрывались непосредственно пальцами) и колено (на котором как правило располагался один клапан, иногда больше). Впоследствии большинство поперечных флейт XVIII века состояли из четырёх частей - тело инструмента было поделено пополам. Оттетер также изменил сверление инструмента на коническое, чтобы улучшить интонацию между октавами.

В последних декадах XVIII века к поперечной флейте прибавляют всё больше клапанов - как правило от 4 до 6, и более. На некоторых инструментах становится возможным брать c 1 (до первой октавы) с помощью удлинённого колена и двух дополнительных клапанов. Важные нововведения в конструкцию поперечной флейты того времени внесли Иоганн Иоахим Кванц и Иоганн Георг Тромлиц .

Во времена Моцарта поперечная флейта с одним клапаном всё ещё являлась наиболее распространённой конструкцией этого инструмента. В начале XIX века к конструкции поперечной флейты прибавляли всё больше клапанов, так как музыка для инструмента становилась всё виртуознее и дополнительные клапаны облегчали исполнение трудных пассажей. Существовало большое количество вариантов клапанов. Во Франции наиболее популярна была поперечная флейта с 5 клапанами, в Англии - с 7 или 8 клапанами, в Германии, Австрии и Италии существовало наибольшее количество различных систем одновременно, где число клапанов могло доходить до 14 штук и более, а системы назывались именами их изобретателей: «Мейер», «флейта Шведлера », «система Циглера» и другие. Существовали даже системы клапанов, специально сделанные для того, чтобы облегчить определённый пассаж. В первой половине XIX века существовали флейты т. н. венского типа, до звука соль малой октавы. В опере «Травиата» , написанной Джузеппе Верди в 1853 г., в заключительной сцене 2-й флейте поручена фраза, состоящая из звуков нижнего регистра от до вниз - си, си-бемоль, ля, ля-бемоль и соль малой октавы. Такая флейта теперь заменяется альтовой флейтой

Важным центром развития флейтовой школы того времени стал Берлин , где при дворе Фридриха II , который сам был флейтистом и незаурядным композитором, поперечная флейта приобрела особенное значение. Благодаря неугасающему интересу монарха к его любимому инструменту, появились на свет многие произведения для поперечной флейты Иоахима Кванца (придворного композитора и педагога Фридриха), К. Ф. Э. Баха (придворного клавесиниста), Франца и его сына Фридриха Бенды, Карла Фридриха Фаша и другие.

Среди шедевров репертуара эпохи барокко - Партита ля минор для флейты соло и 7 сонат для флейты и баса И. С. Баха (3 из которых, возможно, принадлежат перу его сына К. Ф. Э. Баха), 12 фантазий для флейты соло Г. Ф. Телемана , Соната для флейты соло ля минор К. Ф. Э. Баха .

Классический и романтический период

Во второй половине XVIII века в стиле пост-барокко и раннего классицизма для флейты писали Иоганн Христиан Бах , Игнац Плейель , Франсуа Девьен , Иоганн Стамиц , Леопольд Хофман , Франц Хофмайстер. К шедеврам этого периода относятся произведения В. А.Моцарта , который написал для флейты Концерты соль и ре мажор, концерт для флейты и арфы до мажор, 4 квартета и несколько ранних сонат, а также Серенада для флейты, скрипки и альта Людвига Бетховена . В начале XIX века репертуар поперечной флейты пополнился произведениями Карла Черни , Иоганна Гуммеля , Игнаца Мошелеса . Особое место в репертуаре этого времени принадлежит многочисленным произведениям Фридриха Кулау , которого называли флейтовым Бетховеном.

В романтическом стиле для флейты написано немного. Крупные композиторы этого времени, как Шуман или Брамс , не написали сольных произведений для флейты, предпочитая кларнет и другие духовые инструменты. К шедеврам романтического стиля во флейтовом репертуаре относятся Вариации на тему «Засохшие цветы» Франца Шуберта , Соната «Ундина» Карла Райнеке , а также его концерт для флейты с оркестром (написанный композитором в начале XX столетия в преклонном возрасте). Известны также ранние произведения для флейты Фредерика Шопена и Рихарда Штрауса (в обоих случаях имеющие форму вариаций), которые относятся по сути больше к галантному салонному стилю, нежели к романтическому. Признанным переложением, сделанным для флейты при жизни, а возможно и самим автором, являются 6 сонат для скрипки и клавира Карла Мария фон Вебера .

Во флейтовом репертуаре XIX века доминируют виртуозные салонные произведения композиторов-флейтистов - Жан-Луи Тюлу , Джулио Бриччальди , Вильгельма Поппа , Жюля Демерссмана , Франца Допплера , Чезаре Чиарди , Антона Фюрстенау , Теобальда Бёма , Иоахима Андерсена , Эрнесто Кёлера и других - написанные авторами в основном для собственных выступлений. Появляется всё больше виртуозных концертов для флейты с оркестром - Вилема Блодека , Саверио Меркаданте , Бернарда Ромберга , Франца Данци , Бернарда Молика и других.

XX век

В XX веке флейта становится одним из самых востребованных инструментов в музыке. Высокий уровень исполнителей французской флейтовой школы, таких как Поль Таффанель , Филипп Гобер , Марсель Моиз , а позже Жан-Пьер Рампаль , делает Францию флейтовым центром и кузницей шедевров флейтового репертуара. В первой половине XX столетия произведения для флейты пишут композиторы, представители французского импрессионизма в музыке и их последователи - Эдгар Варез , Клод Дебюсси , Габриэль Форе , Анри Дютийё , Альбер Руссель , Франсис Пуленк , Дариус Мийо , Жак Ибер , Артур Онеггер , Сесиль Шаминад , Лили Буланже , Жорж Ю , Эжен Бозза , Жюль Муке , Джордже Энеску и другие. К наиболее популярным и часто исполняемым произведениям этого периода относятся:

  • Франсис Пуленк. Соната для флейты и фортепиано
  • Анри Дютийё. Сонатина для флейты и фортепиано
  • Клод Дебюсси. Сиринкс для флейты соло
  • Габриэль Форе. Фантазия для флейты и фортепиано
  • Сесиль Шаминад. Концертино

Флейта занимает важное место в творчестве Андре Жоливе , который написал для этого инструмента множество произведений, прочно вошедших в основной репертуар флейтистов: Концерт для флейты с оркестром, Концертная сюита для флейты и ударных, «Песнь Линоса» для флейты и фортепиано, «5 причитаний» для флейты соло и другие. Интересны и многочисленные произведения для флейты Зигфрида Карг-Элерта . К середине XX века флейта окончательно завоёвывает сердца крупных композиторов разных стран и стилей, один за другим появляются шедевры флейтового репертуара: сонаты для флейты и фортепиано Сергея Прокофьева и Пауля Хиндемита , концерты для флейты с оркестром Карла Нильсена и Жака Ибера , а также другие произведения композиторов Богуслава Мартину , Франка Мартэна , Оливье Мессиана . Несколько произведений для флейты написали отечественные композиторы Эдисон Денисов и Софья Губайдулина .

Во второй половине XX века многие композиторы пишут произведения для флейты соло без аккомпанемента, часто с применением современных техник игры на инструменте. Особенно часто исполняется Секвенция Лучано Берио , также популярны Этюды Исан Юна , «Голос» Тору Такэмицу , «Дебла» K.Халфтер, и другие произведения для флейты соло композиторов Хайнца Холлигера , Роберта Эйткена , Эллиота Картера , Жильбера Ами, Кадзуо Фукисима, Брайана Фернейхоу , Франко Донатони и других. Большое количество произведений для флейты соло с использованием расширенной трактовки инструмента написал Сальваторе Шаррино .

Джаз и другие стили

По причине негромкого звука, флейта далеко не сразу прижилась в джазовой музыке. Развитие сольной роли флейты в джазе связано с именами таких музыкантов как Херби Манн, Джереми Стиг, Хьюберт Лоуз . Одним из новаторов в джазовом флейтовом исполнительстве стал саксофонист и флейтист Роланд Кёрк, активно использующий приёмы передувания и игры с голосом. Также играли на флейте саксофонисты Эрик Долфи и Юзеф Латиф.

К числу точек соприкосновения джазовой и классической музыки относятся джазовые сюиты для флейты французского джазового пианиста Клода Боллинга, которые исполняются как академическими (Жан-Пьер Рампаль , Джеймс Голуэй), так и джазовыми музыкантами.

В популярной музыке

Одним из известных флейтистов в жанре рок- и поп-музыки является Йен Андерсон из группы Джетро Талл .

Развитие флейтовой школы в России

Ранний период

Первыми профессиональными флейтистами в России были в основном приглашенные музыканты иностранного происхождения, многие из которых оставались в России до конца жизни. Так при дворе Екатерины II с 1792 по 1798 год служил известный слепой флейтист и композитор Фридрих Дюлон . Впоследствии солистами Императорского театра в Санкт-Петербурге были знаменитые немецкие и итальянские флейтисты - Генрих Зусман (с 1822 по 1838 гг.), Эрнст Вильгельм Хайнемайер (с 1847 по 1859 гг.), Чезаре Чиарди (с 1855 г.). С 1831 года в Санкт-Петербурге обосновался профессор Парижской консерватории Жозеф Гийу . Есть и ранние упоминания о русских флейтистах - так с 1827 г. по 1850 г. солистом Большого театра в Москве был Дмитрий Папков - крепостной , получивший вольную.

Вторая половина XIX века

С гастролями в Россию приезжали крупнейшие европейские флейтисты - в 1880-x годах объездил всю Россию с концертами чешский флейтист-виртуоз Адольф Тершак , в 1887 и 1889 гг. посетил Москву и Санкт-Петербург известнейший французский флейтист Поль Таффанель .

XX век

Первым русским профессором Санкт-Петербургской консерватории стал в 1905 году солист Императорских театров Федор Степанов . В первой половине XX века солистами Императорских театров Санкт-Петербурга одновременно с отечественными исполнителями работали немцы Макс Берг и Карл Шваб , а также чех Юлиус Федерганс . После смерти Степанова в 1914 году его класс перешёл к флейтисту и композитору Владимиру Цыбину , внёсшему огромный вклад в развитие отечественного флейтового исполнительства в России. Владимира Цыбина по праву можно считать основателем русской флейтовой школы.

Педагогическое дело Цыбина продолжили его ученики, профессора Московской консерватории - Николай Платонов и Юлий Ягудин . В Санкт-Петербургской консерватории в начале XX века преподавал П. Я. Федотов и Роберт Ламберт , а позже ученики последнего - Борис Тризно и Иосиф Янус .

В 1950-х годах известные советские флейтисты Александр Корнеев , Валентин Зверев завоевали крупные международные премии.

В 1960-х годах значительный вклад в развитие отечественной школы игры на флейте внесли профессор Ленинградской консерватории, ученик Бориса Тризно , Глеб Никитин и профессор Московской консерватории, ученик Николая Платонова , Юрий Должиков .

Среди солистов крупных оркестров в Москве и Ленинграде в 1960-1970-x годах - Альберт Гофман , Александр Голышев , Альберт Рацбаум , Эдуард Щербачёв , Александра Вавилина и другие, а позже и более молодое поколение - Сергей Бубнов , Марина Ворожцова , Михаил Каширский и другие.

В настоящее время профессорами и доцентами Московской консерватории являются Александр Голышев , Олег Худяков, Ольга Ивушейкова, Леонид Лебедев ; Санкт-Петербургской консерватории - Валентин Черенков, Александра Вавилина , Ольга Чернядьева. Более 50 российских молодых флейтистов, среди которых Денис Лупачёв, Николай Попов, Николай Мохов, Василий Большеротов, Ирина Алексеева, Алёна Ломова, Ян Старков, Денис Буряков , Александра Грот , Григорий Мордашов и другие, также получили или в данный момент продолжают образование за рубежом.

Тело флейты

Конструкция клапанного механизма флейты может быть двух типов: «inline» («в линию») - когда все клапаны образуют одну линию, и «offset» - когда клапан соль выступает. Также существует два типа клапанов - закрытые (без резонаторов) и открытые (с резонаторами). Открытые клапаны получили наибольшее распространение, так как имеют несколько преимуществ по сравнению с закрытыми: флейтист может почувствовать скорость струи воздуха и резонанс звука под пальцами, с помощью открытых клапанов можно корректировать интонацию, а при исполнении современной музыки без них практически не обойтись. Для детских или маленьких рук существуют пластиковые пробки, которыми в случае необходимости можно временно закрыть все или некоторые клапаны на инструменте.

Колено

На большой флейте может применяться колено двух типов: колено до или колено си. На флейте с коленом до нижним звуком является до первой октавы, на флейтах с коленом си - си малой октавы соответственно. Колено си влияет на звучание третьей октавы инструмента, а также делает инструмент несколько тяжелее на вес. На колене си существует рычажок «гизмо», который должен дополнительно употребляться в аппликатуре до четвёртой октавы.

Ми-механика

Многие флейты обладают так называемой ми-механикой. Ми-механика была изобретена в начале XX века одновременно, независимо друг от друга, немецким мастером Эмилем фон Риттерсхаузеном и французским мастером Джалма Жюлио для того чтобы облегчить звукоизвлечение и улучшить интонацию ноты ми третьей октавы. Многие профессиональные флейтисты не используют ми-механику, так как хорошее владение инструментом позволяет легко извлекать этот звук и без её помощи. Существуют также альтернативы ми-механики - пластинка, закрывающая половину внутреннего отверстия (второго парного) клапана соль, разработанная фирмой Powell, а также парный клапан соль уменьшенного размера, разработанный фирмой Sankyo (не получивший большого распространения в основном из-за эстетических соображений). На флейтах немецкой системы ми-механика не требуется функционально (парные клапаны соль разделены изначально).

Акустика флейты

По способу звукоизвлечения флейта относится к лабиальным инструментам. Флейтист выдувает струю воздуха на переднюю кромку амбушюрного отверстия. Поток воздуха из губ музыканта пересекает открытое амбушюрное отверстие и ударяется о внешнюю его кромку. Таким образом струя воздуха разделяется примерно пополам: внутрь инструмента и наружу. Часть воздуха, попавшая внутрь инструмента, создаёт звуковую волну (волну сжатия) внутри флейты, распространяется до открытого клапана и частично возвращается назад, вызывая резонанс трубки. Часть воздуха, попавшая наружу инструмента, вызывает лёгкие призвуки типа шума ветра, которые при правильной постановке слышны лишь самому исполнителю, но становятся неразличимы на расстоянии нескольких метров. Высота звука меняется с помощью изменения скорости и направления подачи воздуха опорой (мышцами брюшного пресса) и губами, а также аппликатурой.

В силу акустических особенностей флейта имеет тенденцию понижать строй при игре на пиано (особенно в нижнем регистре) и повышать строй при игре на форте (особенно в верхнем регистре). На интонацию имеет влияние и температура помещения - более низкая температура понижает строй инструмента, более высокая, соответственно, повышает.

Настраивают инструмент с помощью выдвижения головки из тела инструмента (чем сильнее выдвинуть головку, тем длиннее и, соответственно, ниже становится строй инструмента). Этот способ настройки имеет свои недостатки по сравнению со струнными или клавишными инструментами - при выдвижении головки расстраиваются отношения между отверстиями инструмента и октавы перестают строить между собой. При выдвижении головки больше чем на сантиметр (что понижает строй инструмент почти на полутон) звук флейты меняет тембр и становится похожим на звук деревянных барочных инструментов.

Техника игры на флейте

Флейта - один из самых виртуозных и технически подвижных инструментов из группы духовых. В её исполнении типичны гаммообразные пассажи в быстром темпе, арпеджио, скачки на широкие интервалы. Реже флейте поручаются продолжительные кантиленные эпизоды, поскольку дыхание на ней расходуется быстрее, чем на других деревянных духовых. Хорошо звучат трели на протяжении всего диапазона (за исключением нескольких трелей на самых низких звуках)

Слабым местом инструмента является его сравнительно небольшой диапазон в динамике - разница между пиано и форте в первой и второй октавах составляет около 25 dB, в верхнем регистре не более 10 dB. Этот недостаток флейтисты компенсируют меняя окраски тембра, а также другими средствами музыкальной выразительности.

Диапазон инструмента делится на три регистра: нижний, средний и верхний. В нижнем регистре сравнительно легко играть пиано и легато, но форте и стаккато требует зрелого мастерства. Средний регистр наименее богат обертонами, часто звучит тускло, поэтому мало применяется для мелодий кантиленного характера. В верхнем регистре легко играть на форте, владение пиано в третьей октаве требует нескольких лет обучения на инструменте. Начиная с до диеза четвёртой октавы тихое извлечение звуков становится невозможным.

Окраска тембра и красота звука на флейте зависит от многих факторов в постановке и мастерстве исполнителя - важную роль играет открытое горло, достаточно открытое отверстие головки инструмента (обычно на 2/3), правильное положение головки инструмента по отношению к губам, точное направление струи воздуха, а также умелое управление количеством и скоростью подачи воздуха с помощью «опоры» (совокупность мышц брюшного пресса, части межрёберных мышц и части мышц спины, влияющих на работу диафрагмы).

Флейте доступен широкий спектр приёмов игры. Повсеместно используется двойное (слоги ту-ку) и тройное (слоги ту-ку-ту ту-ку-ту) стаккато. Начиная с конца XIX - начала XX веков для особых эффектов используется приём фрулато - игра на инструменте одновременно с произношением звука, вроде «трр» с помощью кончика языка или горла. Впервые техника фрулато была использована Рихардом Штраусом в симфонической поэме «Дон Кихот» ( -). В XX веке было изобретено множество дополнительных техник и приёмов:

  • Мультифоники - извлечение двух и более звуков одновременно с помощью специальной аппликатуры. Существуют специальные таблицы мультифоников в помощь композиторам и исполнителям, например в книгах Пьер Ива Арто или Роберта Дика.
  • Whistle tones - напоминает тихий свист. Извлекается при полностью расслабленном амбушюре и направлении струи поверх того места, где обычно находится желаемый звук.
  • «Танграм» - короткий звук, напоминающий хлопок. Извлекается при полностью закрытом амбушюре инструмента губами с помощью быстрого движения языка. Звучит на большую септиму ниже аппликатуры, которую применяет исполнитель.
  • «Jet whistle» - звучащая струя воздуха (без звука), быстро меняющая высоту сверху вниз или снизу вверх, в зависимости от указания композитора. Извлекается при полностью закрытом амбушюре инструмента губами, при сильном выдохе и произношении слога похожего на «фюить».

Существуют и другие приёмы современных техник - стук клапанами, игра одним шипом без звука, пение одновременно с извлечением звука и другие.

(ит.- flauto, фр.- flute, нем.- Flote, англ.- flute)

Флейта - один из самых древних духовых инструментов. Ее предшественники появились еще в период первобытного общества. Изготавливались инструменты из раковин, костяных или тростниковых трубок. Бытовали как продольные, так и поперечные (косые) флейты.

В продольных флейтах воздух посылался непосредственно в открытую часть ствола, поперечные же имели специальное отверстие для посыла воздуха, которое располагалось сбоку, что обуславливало горизонтальное положение инструмента в процессе исполнения.

Важным шагом в эволюции флейты явилось изобретение игровых отверстий. Вначале отверстия появились в нижней части инструмента, у раструба, затем по мере увеличения их количества они располагались по трубке вверх. Среди древнейших инструментов уже имелись флейты с 4 и даже 5 игровыми отверстиями. Постепенно усовершенствовался и механизм звукоизвлечения. На продольных флейтах появился заостренный край ствола, затем возникло свистковое устройство. Значительно облегчил извлечение звука клювообразный наконечник: более удобный для губ, он вместе с тем образовывал узкую щель, которая позволяла точно направлять воздух на грань поперечного среза внешней стороны инструмента.

Флейта получила наибольшее распространение в Европе в Средние века. Продольная прямая флейта с клювообразным наконечником явилась предшественницей немецких Schnabelflote (Blockflote), швегеля (Schwegel) и руспфейфе (Ruspfeif). Популярна была и двойная продольная флейта (Doppel-Blockflote), состоящая из двух параллельных стволов с единым механизмом звукоизвлечения - свистковым устройством. В народной музыкальной практике использовалась флейта Пана.

Европейской родиной флейты стала Германия, благодаря чему она получила название немецкой. Инструмент представлял собой цилиндрическую трубку из бука с отверстием для посыла воздуха на верхней боковой стороне и 6 игровыми отверстиями. Узкое сверление канала ствола облегчало звукоизвлечение и придавало яркость тембру инструмента. Поперечная флейта использовалась в народном музицировании, позднее она становится одним из любимых инструментов миннезингеров (немецких средневековых поэтов-певцов) и военных музыкантов.

В конце XVI в. стволу поперечной флейты была придана коническая форма для достижения более чистой интонации и легкости звукоизвлечения. Головку флейты стали делать подвижной, что дало возможность регулировать строй инструмента.

Во второй половине XVII в. канал ствола поперечной флейты получил обратноконическую форму, что значительно улучшило тембр инструмента. Ствол флейты стали составлять из трех частей. Это дало возможность корректировать составные детали при регулировании строя.

Вследствие усовершенствований поперечная флейта в конце XVII в. стала вытеснять и в конце XVIII в. окончательно вытеснила из оркестра продольную. Преимущество поперечной флейты обуславливалось еще и тем, что она обладала разным характером звучания в различных регистрах. Продольная же флейта имела нежное, но однообразное звучание.

В начале XVIII в. продолжается конструктивное усовершенствование поперечной флейты. Для достижения точности подстройки, а также для удобства сверления канала среднее колено инструмента было разделено на две части. К середине века введены клапаны фа, соль-диез, си-бемоль и до, что дало возможность извлекать на инструменте полный хроматический звукоряд без применения сложных аппликатурных комбинаций. Диапазон флейты составил две с половиной октавы (ре первой - ля третьей). К этому же времени относится изобретение кольцевого приспособления, которое давало возможность вместе с кольцом закрывать дополнительное подстраивающее отверстие. На этом заканчивается развитие простой (немецкой) флейты.

С 1847 г. широкое распространение в Европе получила флейта конструкции немецкого флейтиста-виртуоза и композитора Теобальда Бёма, который начал изготовлять инструменты из металла (часто из серебра). Флейта его конструкции имеет цилиндрическое сверление ствола и более удлиненную по сравнению с простой флейтой головку. Точное определение мензуры инструмента и значительное расширение игровых отверстий привело к возникновению уникальной системы клапанов, расположенных под пальцами настолько удобно, что исполнитель мог легко справиться с труднейшими техническими пассажами. Эти усовершенствования дали возможность извлекать на флейте сильный и интонационно чистый звук, а также свободно воспроизводить звуки третьей октавы. В таком виде флейта существует и в настоящее время.

Большая флейта , или просто - флейта представляет собой цилиндрическую трубку длиной около 700 мм, диаметром около 15-20 мм, изготовленную из металла или черного дерева. Инструмент состоит из трех частей - головки, средней и нижней части, или из двух - головки и корпуса. В головке находится амбушюрное отверстие, в нижней части - винт с пробкой для подстраивания инструмента. Звукоизвлечение на флейте происходит посредством посыла струи воздуха на край амбушюрного отверстия.

Звуки си малой, до и ре-бемоль первой октавы извлекаются посредством включения дополнительных клапанов. Хроматический звукоряд от ре первой до до-диез второй октавы воспроизводится путем поочередного открывания игровых отверстий, начиная от устья. Хроматический звукоряд от ре второй до до-диез третьей октавы получается посредством октавного передувания. Звуки выше до-диез третьей октавы извлекаются с помощью сложной аппликатуры. Флейта - инструмент нетранспонирующий. Диапазон и характеристика регистров (см. пример).

По техническим возможностям флейта превосходит все другие деревянные духовые инструменты. На ней легко исполняются диатонические и хроматические гаммы, арпеджио, скачки и трели, различные пассажи в разных штрихах. На флейте без труда удается мелкая стаккатная техника, исполнение двойной и тройной атаки звука. Возможен также специфический прием frullato. Несколько ограничивают беглость пальцев тональности с большим количеством ключевых знаков. Трудноисполнимы трели на самых высоких звуках, а на трех крайних звуках нижнего регистра вообще неисполнимы.

Разновидности флейты.

Малая флейта (флейта-пикколо, ит.- flauto piccolo, фр.- petite fluto, нем.- Kleine Flote, англ.- piccolo). Получила распространение во второй половине XVIII в. Размер ее вдвое меньше по сравнению с большой. Состоит из двух частей - головки и корпуса. По звучанию это самый высокий духовой инструмент. Нотируется малая флейта в скрипичном ключе, звучит октавой выше написанного. Диапазон и характеристика регистров (по письму, см. пример).

Технические данные у малой флейты те же, что у большой, но по художественным возможностям она уступает основному инструменту. В оркестре флейта- пикколо чаще всего используется для продления вверх звукоряда других деревянных духовых инструментов и придания блеска общей звучности. Нередко она используется и в качестве солирующего инструмента.

Альтовая флейта (ит.- flauto contralto, фр.- fluto alto, нем.- Altflote, англ.- alto flute). Отличается от основного инструмента лишь несколько большими длиной и диаметром трубки. Аппликатура альтовой флейты идентична большой флейте. Альтовая флейта - инструмент транспонирующий (в строе соль), звучит чистой квартой ниже написанного. Изредка встречается альтовая флейта строя фа, которая звучит чистой квинтой ниже написанного. Диапазон и характеристика регистров (по письму, см. пример).

Альтовая флейта обладает полным широким звуком. Наиболее красивым и ценным является нижний регистр инструмента, который в сравнении с тем же регистром большой флейты имеет более густую окраску. Технические возможности те же, что у большой флейты.

Флейта д’амур строя ля. Звучала малой терцией ниже большой флейты и отличалась от последней лишь несколько большими размерами. Пользовалась большой популярностью с середины XVIII до начала XIX в.

Басовая флейта (альбизифон, ит.- flauto basso, фр.- flute basse, нем.- Bassflote, англ.- Basso flute). Изобретена в начале XX в., но до настоящего времени почти не получила применения. Инструмент был сконструирован в двух видах - продольной и поперечной флейты. Трубка басовой флейты в два раза длиннее большой. По способу звукоизвлечения и аппликатуре инструмент сходен с большой флейтой. Нотируется в скрипичном ключе, звучит октавой ниже написанного (см. пример).

Семейство флейт включает в себя огромное количество различных видов флейт, которых условно можно разделить на две группы, различающихся по способу держания инструмента при игре - продольная (прямая, держат в положении, близком к вертикальному) и поперечная (косая, держат горизонтально).

Из продольных флейт наиболее распространена блокфлейта. В конструкции головной части этой флейты используется вставка (блок). По-немецки блокфлейта называется «Blockflote» («флейта с блоком»), по-французски -- «flute a bec» («флейта с мундштуком»), по-итальянски -- «flauto dolce» («нежная флейта»), по-английски -- «recorder» (от record -- «учить наизусть, разучивать»).

Родственные инструменты: свирель, сопилка, вистл. Блокфлейта отличается от других подобных инструментов наличием 7 пальцевых отверстий на лицевой стороне и одного на тыльной -- так называемого октавного клапана.

Два нижних отверстия часто делают двойными. Для закрывания отверстий при игре используется 8 пальцев. Для взятия нот часто применяются т.н. вилочные аппликатуры (когда отверстия закрываются не по очереди, а в сложной комбинации).

Звук в блокфлейте формируется в клювовидном мундштуке, находящемся на торце инструмента. В мундштуке находится деревянная пробка (от нем. Block), прикрывающая отверстие для вдувания воздуха (оставляя лишь узкую щель).

В наше время блокфлейты изготавливаются не только из дерева, но и из пластика. Качественные пластиковые инструменты обладают хорошими музыкальными возможностями. Плюсом таких инструментов также является их дешевизна, прочность -- они не так подвержены риску треснуть как дерево, точность изготовления методом горячего прессования с последующей доводкой с высокой точностью, гигиеничность (они не боятся влаги и отлично переносят «купание»).

Тем не менее, по мнению большинства исполнителей, лучше всего звучат именно деревянные флейты. Для изготовления традиционно используется самшит или фруктовые деревья (груша, слива), для бюджетных моделей -- как правило, клён, а профессиональные инструменты часто изготавливаются из пород красного дерева.

Блокфлейта обладает полным хроматическим звукорядом. Это позволяет играть музыку в разных тональностях. Блокфлейта обычно имеет строй «Фа» или «До», то есть это самый низкий звук, который можно на ней извлечь. Наиболее распространённые разновидности блокфлейты по высоте звучания: сопранино, сопрано, альт, тенор, бас. Сопранино имеет строй «Фа», сопрано -- строй «до», альт звучит ниже сопранино на октаву, тенор на октаву ниже сопрано, а бас на октаву ниже альта.

Блокфлейты также классифицируются по аппликатурным системам. Существует два вида аппликатурных систем для блокфлейт: «германская» и «барочная» (или «английская»). «Германская» аппликатурная система чуть проще для начального освоения, но большинство действительно хороших профессиональных инструментов делается именно с «барочной» аппликатурой.

Блокфлейта была популярна в Средние века в Европе, но к XVIII в. её популярность снизилась, так как предпочтение стало отдаваться оркестровым духовым инструментам, таким как поперечная флейта, обладающая более широким диапазоном и громким звуком. В музыке эпох классики и романтизма блокфлейта не заняла должного места.

Признать уменьшения важности блокфлейты можно также напоминаем, что название Flauto -- «флейта» до 1750 года относилось к блокфлейте; поперечная флейта же назвалась Flauto Traverso или просто Traversa. После 1750 года и до сегодняшнего дня название «флейта» (Flauto) имеет в виду поперечную флейту.

В начале двадцатого века блокфлейта была такой редкостью, что Стравинский, когда он увидел блокфлейту в первый раз, принял её за разновидность кларнета. Только в 20-м веке блокфлейта была заново открыта главным образом в качестве инструмента для школы и домашнего музицирования. Также блокфлейту используют для аутентичного воспроизведения старинной музыки.

Список литературы для блокфлейты в XX веке вырос до огромных размеров и благодаря многочисленным новым композициям продолжает расти в XXI веке непрерывно. Иногда блокфлейта используется в популярной музыке. Определённое место занимает блокфлейта также в фолк-музыке.

Среди оркестровых флейт можно обозначить 4 основных вида флейты: собственно флейта (или большая флейта), малая флейта (флейта-пикколо), альтовая флейта и басовая флейта.

Также существуют, но гораздо реже используются -- большая флейта ми-бемоль (кубинская музыка, латино-американский джаз), октобасовая флейта (современная музыка и оркестр флейт) и гипербасовая флейта. В качестве прототипов существуют и флейты более низкого диапазона.

Большая флейта (или просто флейта) - инструмент сопранового регистра. Высота звука на флейте меняется путём передувания (извлечения губами гармонических созвуков), а также путём открывания и закрывания клапанами отверстий.

Современные флейты обычно изготовляются из металла (никеля, серебра, золота, платины). Для флейты характерен диапазон от первой до четвертой октавы; нижний регистр мягок и глуховат, наиболее высокие звуки, напротив, пронзительны и свистящи, а средний и отчасти верхний регистры имеют тембр, который описывается как нежный и певучий.

Флейта-пикколо - самый высокий по звучанию инструмент среди духовых. Обладает блестящим, в форте -- пронзительным и свистящим тембром. Малая флейта вдвое короче обыкновенной и звучит на октаву выше, причём ряд низких звуков на ней извлечь невозможно.

Диапазон пикколо -- от d? до c5 (ре второй октавы--до пятой октавы), встречаются также инструменты, обладающие возможностью брать c? и cis? . Ноты для удобства чтения пишутся на октаву ниже. Механически малая флейта устроена равнозначно обычной (не считая отсутствия «ре-бемоль» и «до» первой октавы) и в силу этого характеризуется в целом теми же исполнительскими особенностями.

Изначально в рамках оркестра (начиная со второй половины XVIII века) малая флейта предназначалась для того, чтобы усиливать и продлевать вверх крайние октавы большой флейты, и применять ее рекомендовалось скорее в опере или балете, нежели в симфонических произведениях. Это было связано с тем, что на ранних этапах своего существования в силу недостаточной усовершенствованности малая флейта характеризовалась довольно резким и несколько грубым звучанием, а также малой степенью гибкости.

Следует также отметить, что эта разновидность флейты довольно удачно сочетается со звенящими ударными инструментами и барабанами; кроме того, малая флейта может сочетаться в октаву с гобоем, что также порождает выразительное звучание

Альтовая флейта по строению и технике игры схожа с обычной флейтой, но обладает более длинной и широкой трубкой и несколько иным строением системы клапанов.

Дыхание на альтовой флейте расходуется быстрее. Применяется чаще всего in G (в строе соль), реже in F (в строе фа). Диапазон? от g (соль малой октавы) до d ? (ре третьей октавы). Теоретически возможно извлечь и более высокие звуки, но на практике они почти не используются.

Звучание инструмента в нижнем регистре яркое, более густое, чем у большой флейты, однако достижимо лишь в динамике не сильнее меццо-форте. Средний регистр? гибкий в нюансировке, полнозвучный; верхний? резкий, менее тембрально окрашенный, чем у флейты, самые высокие звуки трудно извлечь на пиано. Встречается она в немногих партитурах, но в произведениях Стравинского, таких, например, как «Дафнис и Хлоя» и «Весна священная», приобретает определенный вес и значительность.

Басовая флейта имеет изогнутое колено, благодаря которому возможно увеличение длины воздушного столба без существенного изменения габаритов инструмента. Звучит на октаву ниже основного инструмента, но требует существенно большего объёма воздуха (дыхания).

Что касается народных (или этнических) видов флейт, то их существует огромное множество.

Их можно условно разделить на продольные, поперечные, свистковые (усовершенствованная разновидность продольной флейты), флейты Пана, сосудообразные, носовые и составные флейты.

Кена - используется в музыке Андского региона Латинской Америки. Обычно изготавливается из тростника. Имеет шесть верхних и одно нижнее отверстие для пальцев, обычно изготавливается в строе G.

Вистл (от англ. tin whistle , в дословном переводе «жестяной свисток, дудочка», варианты произношения (русск.): вистл, висл , первое более распространено) - народная продольная флейта с шестью отверстиями на лицевой стороне, широко используемая в народной музыке Ирландии, Шотландии, Англии и некоторых других стран.

Свирель -- русский духовой инструмент, род продольной флейты. Иногда он может быть двухствольным, при этом один из стволов имеет обычно длину 300--350 мм, второй -- 450--470 мм. В верхнем конце ствола -- свистковое устройство, в нижней части -- по 3 боковых отверстия для изменения высоты звуков. Стволы настроены между собой в кварту и дают в целом диатонический звукоряд в объёме септимы.

Пыжатка -- русский народный музыкальный инструмент, деревянная флейта, традиционная для Курской области России. Представляет собой деревянную трубочку диаметром 15-25 мм и длиной 40-70 см, в один конец которой вставлена деревянная пробка («пыж») с косым срезом, направляющим вдуваемый воздух на заострённый край небольшого квадратного отверстия («свистушки»).

Термин «пыжатка» может также рассматриваться как синоним понятия сопели -- разновидности продольной свистковой флейты, которая также является традиционным русским народным духовым инструментом, наиболее древним из числа имевших хождение среди восточных славян.

Данная разновидность характеризовалась диатоническим звукорядом и диапазоном вплоть до двух октав; при изменении силы воздушного потока и использовании специальной аппликатуры был достижим и хроматический звукоряд. Активно используется самодеятельными коллективами как в качестве сольного, так и в качестве ансамблевого инструмента.

Ди -- старинный китайский духовой инструмент, поперечная флейта с 6 игровыми отверстиями. В большинстве случаев ствол ди изготавливается из бамбука или тростника, но встречаются ди, выполненные из других пород дерева и даже из камня, чаще всего нефрита.

Ди является одним из наиболее распространенных духовых инструментов на территории Китая. Отверстие для вдувания воздуха у нее располагается вблизи закрытого конца ствола; в непосредственной близости от последнего имеется еще одно отверстие, которое прикрывается тонкой пленкой из камыша или тростника.

Бансури -- индийский духовой музыкальный инструмент, вид поперечной флейты. Особо распространён в Северной Индии. Бансури делается из отдельного полого стебля бамбука с шестью или семью отверстиями. Существует две разновидности инструмента: поперечная и продольная. Продольная обычно используется в народной музыке и при игре удерживается губами подобно свистку. Поперечная разновидность же наиболее используема в индийской классической музыке.

Флейта Пана -- многоствольная флейта, состоящая из нескольких (2 и больше) пустотелых трубок различной длины. Нижние торцы трубок закрыты, верхние -- открыты. Наименование связано с тем, что в эпоху античности изобретение данной разновидности флейты мифологически приписывалось божеству лесов и полей Пану. При игре музыкант направляет поток воздуха от одного конца трубок к другому, в результате чего заключенные внутри воздушные столбы начинают колебаться, и инструмент производит свист определенной высоты; каждая из трубок издает один базовый звук, акустические характеристики которого зависят от ее длины и диаметра. Соответственно, количество и величина трубок определяют диапазон панфлейты. У инструмента может быть подвижная или неподвижная пробка; в зависимости от этого используются различные способы его тонкой настройки.

Окарина -- древний духовой музыкальный инструмент, глиняная свистковая флейта сосудообразной формы. Представляет собой небольшую камеру в форме яйца с отверстиями для пальцев в количестве от четырёх до тринадцати. Многокамерные окарины могут иметь больше отверстий (в зависимости от количества камер).

Обычно выполнена в керамике, но иногда изготовляется также из пластика, древесины, стекла или металла.

В носовой флейте звук образуется струёй воздуха из ноздри. Несмотря на то, что воздух из носа выходит с меньшей силой, нежели изо рта, многие первобытные народы тихоокеанского региона предпочитают играть именно так, поскольку они наделяют носовое дыхание некой особой энергией. Такие флейты особенно распространены в Полинезии, где они стали национальным инструментом. Наиболее распространены поперечные носовые флейты, но аборигены Борнео играют на продольных.

Составные флейты состоят из нескольких простых флейт, соединённых вместе. При этом свистковые отверстия могут быть для каждого ствола свои, тогда получается простой набор разных флейт, а могут быть соединены с одним общим мундштуком, в таком случае все эти флейты звучат одновременно и на них можно исполнять гармонические интервалы и даже аккорды.

Все вышеперечисленные виды флейт являются лишь небольшой частью огромного флейтового семейства. Все они сильно различаются по внешнему виду, тембру, размеру. Объединяет их способ звукоизвлечения -- в отличие от других духовых инструментов, у флейты звуки образуются в результате рассекания потока воздуха о грань, вместо использования язычка. Флейта является одним из самых древних по происхождению музыкальных инструментов.

Флейта — общее название для ряда музыкальных духовых инструментов из группы деревянных духовых. Является одним из самых древних по происхождению музыкальных инструментов. В отличие от других духовых инструментов, у флейты звуки образуются в результате рассекания потока воздуха о грань, вместо использования язычка. Музыкант, играющий на флейте, обычно именуется флейтистом.

Типы

Глава семейства флейт — Большая флейта. Каждый из членов этой инструментальной семьи — не что иное, как уменьшенная или увеличенная в размерах её копия. Выделяют следующие типы:

  • Блокфлейта (нем. Blockflöte — флейта с блоком) — разновидность продольной флейты. Это духовой деревянный музыкальный инструмент из семейства свистковых. В конструкции головной части используется вставка (блок). Родственные инструменты: свирель, сопилка, вистл. Блокфлейта отличается от других подобных инструментов наличием 7 пальцевых отверстий на лицевой стороне и одного на тыльной — так называемого октавного клапана. Два нижних отверстия часто делают двойными. Для закрывания отверстий при игре используется 8 пальцев. Для взятия нот часто применяются т. н. вилочные аппликатуры (когда отверстия закрываются не по очереди, а в сложной комбинации). Среди разновидностей продольной флейты блокфлейта определяется как важнейшая. В странах Европы она получает распространение, начиная с XI века; впоследствии популярность данного инструмента возрастала, в результате чего в период с XVI по XVIII век блокфлейта являлась наиболее активно используемой и часто встречающейся разновидностью флейты. Для инструмента характерен мягкий, теплый, кантиленный (то есть певучий) тембр, однако в то же время он отличается ограниченными возможностями с точки зрения динамики. Блокфлейта часто применяется в музыкальных произведениях таких композиторов, как И. С. Бах, А. Вивальди, Г. Ф. Гендель и др. В силу того, что звук блокфлейты довольно слаб, её популярность постепенно сокращалась в связи с распространением поперечной флейты. Тем не менее, в настоящее время данная разновидность пользуется определенным интересом в силу некоторых причин; в их числе — тенденция к возрождению старинной музыки и возможность использования блокфлейты в качестве учебного инструмента (так как техника игры на ней сравнительно проста)
  • Поперечная флейта (часто просто флейта; итал. flauto из лат. flatus — «ветер, дуновение»; фр. flûte, англ. flute, нем. Flöte) — деревянный духовой музыкальный инструмент сопранового регистра. Высота звука на флейте меняется путём передувания (извлечения губами гармонических созвуков), а также путём открывания и закрывания клапанами отверстий. Современные флейты обычно изготовляются из металла (никеля, серебра, золота, платины), реже — из дерева, иногда — из стекла, пластика и других композитных материалов. Наименование связано с тем, что в процессе игры музыкант удерживает инструмент не в вертикальном, а в горизонтальном положении; мундштук, соответственно, расположен при этом сбоку. Флейты такой конструкции появились довольно давно, в эпоху поздней античности и в древнем Китае (IX век до н. э.). Современный этап развития поперечной флейты начинается от 1832 года, когда немецкий мастер Т. Бем её усовершенствовал; со временем эта разновидность вытеснила популярную прежде продольную флейту. Для поперечной флейты характерен диапазон от первой до четвертой октавы; нижний регистр мягок и глуховат, наиболее высокие звуки, напротив, пронзительны и свистящи, а средний и отчасти верхний регистры имеют тембр, который описывается как нежный и певучий.
  • Флейта-пикколо (часто называется просто пикколо или малая флейта; итал. flauto piccolo или ottavino, фр. petite flûte, нем. kleine Flöte) — деревянный духовой музыкальный инструмент, разновидность поперечной флейты, самый высокий по звучанию инструмент среди духовых. Обладает блестящим, в форте — пронзительным и свистящим тембром. Малая флейта вдвое короче обыкновенной и звучит на октаву выше, причём ряд низких звуков на ней извлечь невозможно. Диапазон пикколо — от d² до c5 (ре второй октавы — до пятой октавы), встречаются также инструменты, обладающие возможностью брать c² и cis². Ноты для удобства чтения пишутся на октаву ниже. Механически малая флейта устроена равнозначно обычной (не считая отсутствия «ре-бемоль» и «до» первой октавы) и в силу этого характеризуется в целом теми же исполнительскими особенностями. Изначально в рамках оркестра (начиная со второй половины XVIII века) малая флейта предназначалась для того, чтобы усиливать и продлевать вверх крайние октавы большой флейты, и применять её рекомендовалось скорее в опере или балете, нежели в симфонических произведениях. Это было связано с тем, что на ранних этапах своего существования в силу недостаточной усовершенствованности малая флейта характеризовалась довольно резким и несколько грубым звучанием, а также малой степенью гибкости. Следует также отметить, что эта разновидность флейты довольно удачно сочетается со звенящими ударными инструментами и барабанами; кроме того, малая флейта может сочетаться в октаву с гобоем, что также порождает выразительное звучание.
  • Сиринга (греч. σῦριγξ) — древнегреческий музыкальный инструмент, род продольной флейты. Термин впервые встречается в «Илиаде» Гомера (X,13). Различались одноствольная сиринга (σῦριγξ μονοκάλαμος) и многоствольная сиринга (σῦριγξ πολυκάλαμος); за последней позднее закрепилось название флейты Пана. Русские переводчики традиционно передают σῦριγξ несколько невнятным словом «свирель». Греческое слово послужило анатомическим наименованием голосового органа птиц (см. сиринкс).Сиринга известна как традиционный духовой инструмент пастухов и крестьян в эпоху античности. Данная разновидность часто фигурирует в древнегреческой поэзии; использовалась также в целях музыкального сопровождения сценических представлений, в том числе — в Древнем Риме. Впоследствии инструмент проник также и в позднейшую европейскую народную музыку.
  • Флейта Пана (панфле́йта) — класс деревянных духовых инструментов, многоствольная флейта, состоящая из нескольких (2 и больше) пустотелых трубок различной длины. Нижние торцы трубок закрыты, верхние — открыты.Наименование связано с тем, что в эпоху античности изобретение данной разновидности флейты мифологически приписывалось божеству лесов и полей Пану. При игре музыкант направляет поток воздуха от одного конца трубок к другому, в результате чего заключенные внутри воздушные столбы начинают колебаться, и инструмент производит свист определенной высоты; каждая из трубок издает один базовый звук, акустические характеристики которого зависят от её длины и диаметра. Соответственно, количество и величина трубок определяют диапазон панфлейты. У инструмента может быть подвижная или неподвижная пробка; в зависимости от этого используются различные способы его тонкой настройки.
  • Ди (笛, 笛子,от старокитайского хэнчуй, хэнди — поперечная флейта) — старинный китайский духовой инструмент, поперечная флейта с 6 игровыми отверстиями. В большинстве случаев ствол ди изготавливается из бамбука или тростника, но встречаются ди, выполненные из других пород дерева и даже из камня, чаще всего нефрита. Ди является одним из наиболее распространенных духовых инструментов на территории Китая. Предполагается, что данная разновидность флейты проникла в страну из Средней Азии во II—I веках до н. э. Отверстие для вдувания воздуха у неё располагается вблизи закрытого конца ствола; в непосредственной близости от последнего имеется еще одно отверстие, которое прикрывается тонкой пленкой из камыша или тростника (есть, впрочем, вариант без пленки, который именуется «мэньди»). Для подстройки используются остальные четыре отверстия, которые находятся у открытого конца ствола. Игра на данном инструменте выполняется так же, как на поперечной флейте. В зависимости от его применения в произведениях определенных жанров различают два типа ди: цюйди и байди.
  • Ирландская флейта (англ. Irish flute) — поперечная флейта, использующаяся для исполнения ирландской (а также шотландской, бретонской и др.) народной музыки. Представляет собой поперечную флейту т. н. простой системы — основные 6 отверстий её не закрыты клапанами, при игре их закрывают непосредственно пальцы исполнителя. Ирландская флейта встречается в вариантах с клапанами (от одного до десяти), и без. Несмотря на соответствующее наименование, ирландская флейта по своему происхождению не имеет непосредственной связи с Ирландией. В сущности она представляет собой английскую версию поперечной деревянной флейты, которая в течение довольно продолжительного периода времени была известна как «немецкая флейта»; англичане подвергли её определенным модификациям, и наиболее существенные из них были внесены английским изобретателем и исполнителем Ч. Николсоном-младшим. Многие классические и некоторые современные вариации на тему этой флейты включают использование металлических клапанов и дополнительных тоновых отверстий, что позволяет достичь частичного или полного хроматического звукоряда.
  • Кена (кечуа qina, исп. quena) — продольная флейта, используемая в музыке Андского региона Латинской Америки. Обычно изготавливается из тростника. Имеет шесть верхних и одно нижнее отверстие для пальцев. Обычно изготавливается в строе G. Флейта кеначо (кечуа qinachu, исп. quenacho) представляет собой вариант кены с более низким звуком, в строе D. В 1960-х — 1970-х годах кена активно использовалась некоторыми музыкантами, работавшими в рамках направления nueva canción. В большинстве случаев инструмент применялся в конкретных песенных композициях, однако отдельные группы, такие, к примеру, как Illapu, прибегали к его возможностям регулярно. Впоследствии, в 1980-х и 1990-х годах, кена задействовалась и рок-группами — например, Soda Stereo или Enanitos Verdes. Встречается инструмент и в этнической музыке.
  • Свирель — русский духовой инструмент, род продольной флейты. Иногда он может быть двухствольным, при этом один из стволов имеет обычно длину 300—350 мм, второй — 450—470 мм. В верхнем конце ствола — свистковое устройство, в нижней части — по 3 боковых отверстия для изменения высоты звуков. Стволы настроены между собой в кварту и дают в целом диатонический звукоряд в объёме септимы. Кроме того, под свирелью может также пониматься и устаревший духовой инструмент, для которого были характерен двойной язычок, вставляемый в специальную чашку; впоследствии на его базе путём некоторого упрощения конструкции (в частности, отказа от использования чашки) был разработан гобой. В этом значении свирель соотносится с бомбардой — деревянным духовым инструментом, который выступил предшественником фагота. Свирель была исторически первым и наименьшим его видом.
  • Пыжатка — русский народный музыкальный инструмент, деревянная флейта, традиционная для Курской области России. Представляет собой деревянную трубочку диаметром 15-25 мм и длиной 40-70 см, в один конец которой вставлена деревянная пробка («пыж») с косым срезом, направляющим вдуваемый воздух на заострённый край небольшого квадратного отверстия («свистушки»). Термин «пыжатка» может также рассматриваться как синоним понятия сопели — разновидности продольной свистковой флейты, которая также является традиционным русским народным духовым инструментом, наиболее древним из числа имевших хождение среди восточных славян. Данная разновидность характеризовалась диатоническим звукорядом и диапазоном вплоть до двух октав; при изменении силы воздушного потока и использовании специальной аппликатуры был достижим и хроматический звукоряд. Активно используется самодеятельными коллективами как в качестве сольного, так и в качестве ансамблевого инструмента.
  • Вистл (от англ. tin whistle, в дословном переводе «жестяной свисток, дудочка», варианты произношения (русск.): вистл, висл, первое более распространено) — народная продольная флейта с шестью отверстиями на лицевой стороне, широко используемая в народной музыке Ирландии, Шотландии, Англии и некоторых других стран. Наиболее популярными являются малые вистлы в тональности D. Они настроены на октаву выше других духовых (обычной флейты, к примеру, или волынки), и ноты для них, соответственно, записываются на октаву ниже. Впрочем, возрастает также и популярность т. н. лоу-вистла — более длинной модификации инструмента, который звучит примерно в том же диапазоне, что и обычная флейта. Существуют вистлы и в других тональностях; они определяются как транспонируемые (то есть все вистлы считаются инструментами в тональности D, даже если в действительности звучат выше или ниже).
  • Окарина — древний духовой музыкальный инструмент, глиняная свистковая флейта. Представляет собой небольшую камеру в форме яйца с отверстиями для пальцев в количестве от четырёх до тринадцати. Многокамерные окарины могут иметь больше отверстий (в зависимости от количества камер). Обычно выполнена в керамике, но иногда изготовляется также из пластика, древесины, стекла или металла.

История

Флейта — один из древнейших музыкальных инструментов, официальные источники датируют ее появление 35 — 40 тысяч лет до нашей эры. Но возможно этот удивительный музыкальный инструмент намного раньше.
Праобраз флейты - обыкновенный свисток, звук в котором появляется при колебании воздушной струи воздуха, который рассекается об острый край дерева или другого материала.
Свистки были разных видов, они изготавливались из глины, камня, дерева. Они существовали у большинства народов в качестве различных сигнальных приспособлений, детских игрушек и как музыкальные инструменты.
В дальнейшем в свистковой трубочке прорезались отверстия, зажимая которые можно было регулировать высоту звука. Хроматические лады образовывались с помощью пальцевых комбинаций и при закрытии отверстий на половину или на четверть. Повышение звука на октаву происходило с помощь увеличения силы и/или направления дыхания. Постепенно свистковая трубочка становилась длиннее, а отверстий становилось больше. Расширялся звуковой диапазон, усложнялись мелодии и приемы игры.
Период средневековья характеризуется возникновением инструментальных ансамблей при дворах. В моде была продольная и поперечная флейта. В эпоху Возрождения в Венеции и Болонье делались лучшие духовые инструменты. До конца XVI века исполнители пользовались продольными флейтами разных размеров — дискантовыми, альтовыми, теноровыми, басовыми. Диапазон их колебался в пределах от 2-х до 2,5 октав. Звук их был приятным, мягким, но очень слабым, маловыразительным, неровным по силе и не всегда точным по высоте. Причина была в том, что игровые отверстия были расположены там, где удобно закрывать их пальцами, а не исходя из требований акустики. Из флейт составлялись ансамбли из 20 человек.
В XVII веке возникли первые оркестры. Монтеверди в опере «Орфей» в группу духовых инструментов оркестра ввёл лишь одну маленькую флейту, которая исполняла безмятежные пастушьи наигрыши, создавая пасторальный колорит ряду сцен. По мере развития оркестра роль флейт возрастала, и в операх немецкого композитора Г.Шюца они уже не только сопровождали пение, как в других, но обогащали eго, дополняли и соревновались с ним. Есть предположение, что поперечная флейта возникла в Германии. Изготавливалась она из одного куска дерева, имела 6 отверстий, прикрываемых пальцами и одного для вдувания воздуха. Старо-немецкая флейта охватывала 2,5 октавы — от ре первой до ля третьей. Канал ствола был коническим, суживающимся к концу, благодаря чему звук получался мягким, нежным, но не сильным (хотя более громким, чем у продольной), а главное более выразительным. Самый низкий звук получался от сотрясения воздушного столба в трубке флейты, другие укорачивания его, т.е. все звуки соответствовали основным дырочкам, а промежуточные «хроматические» ступени получались при помощи «раздвоенной аппликатуры» или «вилочной хватки». Сверление трубки старо-немецкой флейты имело обратно-коническое сверление, при котором наибольший размах поперечника приходился на «головку» флейты, а наименьший — на её «лапку», т.е. сверление суживалось к нижней части инструмента, что позволяло удобно разместить пальцы на поверхности флейты. В Англии в эпоху Возрождения в театральном оркестре флейта использовалась в сценах свадеб. Тогда же впервые знаменитым английским композитором Пёрселлом была написана Соната для флейты.
Наиболее значительные произведения для флейты в начале XY1II века создал И.С.Бах. Он написаз большое количество произведений для флейты и с её участием. Композитор великолепно знал технику игры на флейте, её тембровые и колористические возможности, любил её лёгкий, серебристый, поющий тон. Выделяются флейтовые сонаты И.С.Баха, написанные под впечатлением игры известного виртуоза-флейтиста Иоганна Иоахима Кванца, познакомившего Баха со всеми приёмами игры на флейте.
Работая над усовершенствованием флейты. Кванц изготовил регулирующий винт для пробки головной части ннструмента. В 1770 году П.Флорио сделал дополнительный клапан, причём так боялся, что об этом кто-нибудь узнает, что прикрыл эту часть флейты футлярчиком. Дополнительные клапаны для флейты изобретали в разные времена и другие мастера (Д.Тессит в Англии. И.Тромлиц в Германии П.Пегерсен в Дании и др.). Это позволяло получать полутона, облегчая игру, но не избавляло флейту от недостатков, существующих до сих пор: неточная интонация, неравномерность звучания в разных регистрах.
XIX век стал огромной лабораторией конструктивного усовершенствования флейты, что сказалось на развитии исполнительства, педагогики и репертуара. Этому же способствовало возникновение профессиональных оркестров в США и Западной Европе.
Самой значительной фигурой в области игры на флейте в XIX веке был Теобальд Бём (1794-1881). Знаменитый немецкий музыкант, он много гастролировал по Европе и его выступления имели большой успех. Бём — автор многих сочинений (например, 24 этюда-каприччио) и учебных пособий для флейты. Его музыкальное дарование сочеталось со страстью и изобретательностью. Однажды в Лондоне Бём встретился с английским флейтистом У.Горденом, который поразил его своей игрой. Оказалось, Горден разработал новую конструкцию флейты, но не сумел довести её до конца. Это и сделал Бём, предложив в 1832 году новую модель, снабжённую кольцевыми клапанами. Но самому конструктору она не нравилась, т.к. была несовершенна. Вторая модель (1846-1847). воплотила всё. что требовалось от флейты в отношении её акустических, выразительных и виртуозных данных. Бём совершил переворот в конструкции: заменил конический канал ствола (обратно-коническое сверление) цилиндрическим, улучшив качество и верность звучания, сильно раздвинув границы инструмента до трёх полных октав и более, игровые отверстия расположил в точном соответствии с акустическим расчётом, диаметр их сделал большим (на старинной флейте отверстия были очень малы), и все отверстия снабдил удобно расположенными тарелкообразными и кольцевыми клапанами, что позволило добиться ровности звучания и возможности с большей лёгкостью исполнять различные сложнейшие гамма-образные и арпеджиообразные пассажи, трели, тремоло. Теперь, закрывая один клапан, можно в то же время открыть вспомогательное отверстие. Сложная система клапанов обеспечила возможность нажатием на рычажок одного клапана закрыть сразу несколько отверстий. В основу расчётов Бём положил не удобство расположения дырочек и клапанов, а «акустические принципы лучшего резонанса», в точности установив мензуру (отношение длины к диаметру трубки). Палец исполнителя теперь не закрывал отверстия полностью, что привело к остроумной системе клапанов, расположенных настолько удобно, что появилась возможность справляться с труднейшими техническими построениями.
Хотя до сих пор флейта не освободилась от некоторых досадных изъянов своего устройства, по причине только частичного использования предложений выдающихся мастеров-флейтистов. Но эти недостатки не столь существенны — несколько неисполнимых трелей и особенно трудных ходов. Сторонники старо-немецкой флейты сетовали, что флейта Бёма уничтожила свойственную старой флейте красоту звучания (и это отчасти справедливо). Но звук флейты Бёма полнее, сочнее, круглее, ей доступны самые сложные технические узоры, которые она преодолевает с удивительной непринуждённостью и внешней лёг костью. Звук её кристально чист, певуч, но холодноват. В результате всех усовершенствований флейта получила ещё большее признание у крупнейших композиторов, обогатив их творчество, украсив оркестровые партитуры новыми тембровыми красками.
Основные пути развития истории исполнительства определили знаменитые произведения для флейты Г.Форе («Фантазия»). С.Шаминад («Концертино»), А.Дворжака («Серенада») и др.