Фомин евстигней ипатьевич краткая биография. Фомин Борис Иванович: биография

Известнейший и плодовитейший из русских композиторов второй половины XVIII в., положивший у нас начало музыкальному национализму; вышел из народной среды и родом был из дворовых людей. Он родился в Петербурге 5 августа 1741 г., но когда и при каких обстоятельствах ему удалось получить первоначальное образование - неизвестно.

Известно только, что еще в отроческом возрасте Ф. был зачислен воспитанником Имп. Академии Художеств, но вскоре, ввиду обнаружившихся музыкальных способностей, он послан был в Италию для изучения теории композиции.

Сведений о его пребывании за границей тоже сохранилось очень мало, но об успешности его занятий можно судить уже по тому, что некоторое время он, несмотря на свое иностранное происхождение, состоял пенсионером Болонской музыкальной академии.

В начале 1770-х годов Ф. вернулся в Россию и сперва поселился в Москве, где некоторое время состоял капельмейстером частного театра Медокса.

К этому же времени относится и начало его музыкальной известности, которое положено было в 1772 г. постановкой оперы "Анюта" (либретто М. Попова) на придворной сцене в Царском Селе. Комическая опера, в легкой и шутливой форме рассказывавшая о насилиях и несправедливостях крепостной эпохи, принята была либеральной императрицей весьма благосклонно. "Придворная публика, - говорит Михневич, - набившая себе оскомину французской комедией и итальянской музыкой, была приятно поражена свежестью сюжета и народностью музыки... Жанр этот вошел в моду, и многие из тогдашних композиторов усердно принялись за его обработку". Сам Ф. много работал над сочинением музыки на текст преимущественно русских писателей: императрицы Екатерины Великой, Аблесимова, Княжнина, И. А. Дмитревского, И. А. Крылова, Капниста, кн. Долгорукова, Николева и др. Из опер, написанных им в конце 70-х годов, особенно большим успехом пользовались: "Мельник - колдун, обманщик и сват" (слова Аблесимова), поставленная на сцене в 1779 г., сперва в Москве, затем в Петербурге.

Для придворного театра она, правда, была найдена слишком вульгарной и поэтому скоро снята с репертуара, но зато в частном театре Книпера она шла 27 раз (в Москве - 22 раза) и, по отзыву современной критики, "столько возбудила внимания от публики, что завсегда театр наполнялся"; даже "иностранцы любопытствовали ею довольно... Коротко сказать: едва ли не первая русская опера имела столь восхитившихся спектаторов и плескания" (Драм. Словарь, 1787 г.). "Мельник..." нравился и со стороны содержания, и со стороны музыки.

Последняя, "незначительная и изобличающая - по словам Чешихина - композитора-самоучку, довольно беспомощного в технике", построена была исключительно на народных мотивах, и в этом заключалась ее новизна и оригинальность.

Арии и куплеты оперы, так понравившейся публике, распевались повсюду; их можно было слышать и в светских салонах, и в лакейских, и на улице. Свой интерес популярная опера Ф. сохранила до некоторой степени и в XIX в., когда была издана Юргенсоном в Москве и возобновлена на сцене в Петербурге в 50-х годах. Ко времени шумного успеха, вызванного постановкой этой оперы, относится, вероятно, и переселение Ф. в Петербург.

В середине 80-х годов он, несомненно, жил уже здесь, исполняя музыкальные заказы императрицы, поручившей ему, например, в 1786 г. написать оперу на свои слова - "Новгородский богатырь Боеславич". Более подробных сведений об официальном положении композитора в это время не имеется.

В 1797 г. состоялось постановление о принятии "профессора академии" Ф. в дирекцию Императорских театров "к должности российской труппы с тем, чтобы выучивать ему актеров и актрис из новых опер партии и проходить старые; также, что потребно будет переменить в музыке; сверх сего, должен он учить пению учеников и учениц в школах; такоже и в случае надобности - акомпанировать в оркестре французские и итальянские оперы". Все эти сложные обязанности оплачивались Ф. жалованьем в 720 руб. в год. В своей новой должности Ф. пробыл, однако, только три года и в апреле 1800 г. скончался, причем, ввиду его несостоятельности, театральная дирекция отпустила на его погребение 25 рублей.

К музыкальным произведениям Ф., кроме вышеупомянутых, относится еще целый ряд опер (всех более 30-ти), подлинность которых, однако, очень трудно установить ввиду скудости сведений о композиторе и некоторых особых условий времени, когда он жил. Так, например, в 1800 г. Капнистом была поставлена на сцену пастушеская опера "Клорида и Милон" с музыкой Ф., но Карамзин в своем письме к И. И. Дмитриеву (23 декабря 1800 г.) приписывает музыку этой оперы Плещееву. M. H. Лонгинов по этому поводу делает предположение, что Ф., по обычаям времени, мог "ссудить" свое уже известное имя начинающему и не уверенному еще в успехе композитору.

Бывали, как известно, случаи, когда люди из высшего общества из ложного стыда умышленно скрывали таким способом свои имена в литературных и музыкальных произведениях.

Наконец, возможно, что Ф. некоторые из своих опер писал совместно с другими композиторами, например Матинским, тоже музыкальным самородком, известным автором многих либретто.

В современных изданиях Ф. приписываются следующие оперы: "Добрая девка" (соч. Матинского), "Выдуманный клад" (соч. Лукницкого), "Любовь опровергает союз дружества" (соч. Михайлова), "Тщетная ревность..." (соч. Колычева), "Перерождение" (соч. Матинского), "Счастие по жеребью" (соч. Аблесимова), "Орфей и Эвридика" (соч. Княжнина), "Ямщики на поставе" (Российское соч.), "Вечеринка..." (то же), "Трое ленивых" (соч. Княжнина), "Колдун, ворожея и сваха" (соч. И. Юкина), "Честный преступник" (соч. И. Дмитревского), "Бешеная семья" (соч. И. А. Крылова), "Точильщик" (соч. Николева), "Опекун-учитель, или Любовь хитрее элоквенции" (его же), "Невеста под фатою..." (Российское соч.), "Игрок счастливый" (то же), "Любовное волшебство" (соч. кн. Долгорукова), "Бочар" (соч. Генша), "Американцы" (соч. Клушина), "Владисан" (неизвестного автора), "Странная предприимчивость..." (соч. Глинки) и "Золотое яблоко" (соч. И. Иванова) - последняя вещь Ф., шедшая на сцене уже после его смерти, в 1804 г. Большинство из перечисленных опер, комических по содержанию, являются операми декламационными и "по незатейливому и слишком поверхностному складу музыки - по словам Норкова - далеко не подходят к современным нам требованиям искусства"; в некоторых из них еще сильно заметно и влияние западноевропейской оперы того времени, но вместе с тем везде уже сказывается и стремление выйти на самостоятельную дорогу, придать музыке национальную окраску.

В техническом отношении выше других стоит опера "Американцы". В. Чешихин, "История русской оперы", СПб., 1906 г., гл. I. - И. Ф. Горбунов, "Очерк по истории русского театра", СПб., 1902 г. - В. Михневич, "Очерк истории музыки в России", СПб., 1879 г., стр. 242-244, 249. - Морков, "Исторический очерк русской оперы", СПб., 1862 г., стр. 33-36. - Л. А. Сакетти, "Очерк всеобщей истории музыки", СПб. и М., 1903 г., стр. 401-402. - Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, т. 28, стр. 693 (статья о русской музыке Булича) и т. 82, стр. 948. А. Г. {Половцов} Фомин, Евстигней Ипатович - известный композитор 18-го века, род. 5 августа 1741 в СПб., ум. в апреле 1800 там же. Происходил из дворовых; был зачислен воспитанником Имп. Академии Художеств, но затем был послан для обучения музыке в Италию (болонская академия музыки).

К 70-м годам Ф. был уже в России.

Некоторое время он был капельмейстером частного театра Медокса в Москве; затем был назначен "профессором музыки" несостоявшейся музыкальной академии при несостоявшемся университете в Екатеринославе (см. Хандошкин) и в этом звании 1797 принят был на службу в СПб. Имп. оперу "к должности российской труппы, чтобы выучивать ему актеров и актрис... також, что потребно будет, переменять в музыке; сверх сего, должен он учить пению учеников и учениц в школах и т. д." (на жалованье 720 руб. в год). Через три года Ф. скончался.

Известнейшая из его опер "Мельник колдун, обманщик и сват" (на текст Аблесимова, вновь изд. 1895 Юргенсоном) в первый раз шла 1779 в Москве, в театре Медокса и имела огромный успех. Она не сходила с репертуара столичных и провинциальных театров еще и в начале 19-го в. Эта опера - не что иное, как Singspiel, со вставными музык. номерами в том условном русском жанре, который долго культивировался и позднее (вплоть до Алябьева и Варламова).

Русские мелодии (иногда народные) применялись Ф. и в некоторых других его операх, из коих позднейшие изобличают руку более опытного композитора (в стиле Чимарозы), чем первые.

Большой успех имела еще "Анюта" (1772, либретто Попова).

Другие оперы (все с разговорами): "Добрая девка" (1777), "Перерождение" (Москва, 1777), "Опекун профессор, или Любовь сильнее красноречия" (Москва, 1784), "Новгородский богатырь Василий Боеславич" (либретто Екатерины II, 1786, Эрмитаж), "Вечеринки" (1788), "Колдун, ворожея и сваха" (1791), "Американцы" (1800, либретто Клушина, 1895 изд. Юргенсоном), "Клорида и Милон" (1800, либретто Капниста).

Опера "Федул с детьми", приписанная "Архивом Имп. Театров" Ф., написана Пашкевичем и Мартином (как обозначено на рукописи; см. также "Записки" Храповицкого).

См. Светлов "Русская опера в 18-м в." ("Ежегодник Имп. Театров", 1897-98, прил. 2); Кашкин, "Из истории русской оперы" ("Русские Ведомости", 1895, №№ 237, 251, 259). {Риман} Фомин, Евстигней Ипатович (1761-1800) - композитор, из крепостных; яркий представитель плеяды русских выучеников итальянских мастеров, в творчестве которых, несмотря на сильнейшие итальянские влияния и дворянско-"пейзанский" сентиментализм, отчетливо наметились тенденции создания русского национально-музыкального стиля (широкое использование крестьянской песни, обращение к национальной сюжетике).

Фомин учился в муз. классе Академии художеств, по окончании которой (1782) был командирован в Болонскую филармоническую академию, где и завершил (1785) у padre Мартини свое музыкальное образование.

Написал ряд комических опер ("Новгородский богатырь Боеславович", "Ямщики на поставе", "Американцы" и др.) и несколько духовно-музыкальных произведений.

Широкую популярность приобрела капитальная редакция Ф. оперы "Мельник, колдун, обманщик и сват" (текст Аблесимова, музыкальные номера Соколовского), долгое время приписывавшейся целиком Ф. Лит.: Финдейзен Н., Очерки по истории музыки в России, М.-Л., 1929, т. II, стр. 218-31; Музыка и музыкальный быт старой России (сб. ст.), изд. "Асаdemia", Л., 1927. Фомин, Евстигней Ипатович (род. 16.VIII.1761 в Петербурге, ум. в апреле 1800 там же) - рус. композитор, дирижер, педагог.

С 6 лет занимался в муз. классе Академии художеств (по композиции у Г. Раупаха, Ф. Capтори). Закончив в 1782 академию с отличием, был направлен для усовершенствования в Болонью, где занимался 3 года у Дж. Мартини и С. Маттеи.

В 1785 избран чл. Болонской филармонической академии, в 1786 вернулся в Россию.

В 1797 получил назначение в Петербургскую театральную дирекцию "репетитором оперных партий" (концертмейстером) и вокальным педагогом.

Сведения о жизни и творчестве Ф. скудны.

Значит. часть его произв. осталась неизвестной, напр. соч., созданные в Болонье.

Творчество Ф., крупного, самобытного художника, зрелого мастера, одного из создателей бытовой оперы на национально-русские сюжеты (с использованием народно-песенных интонаций), отличается смелостью творческих исканий, разнообразием оперных жанров своего времени.

Соч.: опера "Новгородский богатырь Боеславич" (1786), комич. оперы "Ямщики на подставе" (1787), "Американцы" (соч. 1788, пост. 1800), "Вечеринки, или Гадай, гадай, девица" (1788, не сохран.), "Колдун, ворожея и сваха" (1791, не сохран.), мелодрама "Орфей и Эвридика" (1792), "Клорида и Милон" (не сохран.), опера-балет "Золотое яблоко" (1803), обр. комич. оперы М. Соколовского "Мельник - колдун, обманщик и сват" (1792); хоры к трагедиям "Владисан" Я. Княжнина и "Ярополк и Олег" В. Озерова.

Евстигней Ипатьевич (Ипатович) Фомин (5 (16) августа 1761, Санкт-Петербург 16 (28) апреля 1800, там же) русский композитор.

Биография

Родился в семье канонира Тобольского пехотного полка, рано осиротел.

В возрасте шести лет был отдан в Воспитательное училище при Императорской Академии художеств, затем учился в музыкальных классах Академии художеств, где осваивал игру на клавесине, теорию музыки и композицию. Среди его учителей был Герман Раупах, автор популярного в то время зингшпиля «Добрые солдаты».

По окончании академии в 1782 году Фомин был отправлен в Болонью для совершенствования своего музыкального мастерства под руководством падре Джованни Баттиста Мартини. Здоровье Мартини, однако, в то время было уже слабым, он не мог уделять преподаванию много времени, и Фомин занимался в основном с его учеником Станислао Маттеи. В 1785 под именем Эугенио Фомини Фомин был избран в члены Болонской филармонической академии.

В 1786 году Фомин возвращается в Петербург, где пишет свою первую оперу «Новгородский богатырь Василий Боеславич» на либретто императрицы Екатерины II. Опера в пяти действиях, законченная композитором необычайно быстро в течение одного месяца в том же году уже была поставлена в Эрмитажном театре Петербурга. Детали последующей биографии Фомина до 1797 года малоизвестны. Ему не удалось занять видного места при императорском дворе, по некоторым источникам, в 17861788 он служил в канцелярии Г. Р. Державина, находившегося в те годы на должности тамбовского губернатора (согласно другим изданиям, документальных источников этому нет). В Тамбове в 1788 анонимно было опубликовано либретто оперы Фомина «Ямщики на подставе». Копия рукописи либретто, обнаруженная в архиве Державина в 1933 году, принадлежит Николаю Львову, шурину поэта.

В 1788 году Фомин пишет одну из наиболее известных своих опер «Американцы» на либретто 19-летнего Ивана Крылова. Дирекция императорских театров не приняла её к постановке, и лишь в 1800 эта опера увидела сцену. Другим знаменитым сочинением Фомина является мелодрама «Орфей и Эвридика» на текст драматурга Якова Княжнина, написанная в 1791 году. В 1797 Фомин был принят на должность репетитора придворных театров, где помогал певцам разучивать оперные партии.

Творчество

Фомин один из первых профессиональных русских композиторов, чьё творчество оказало заметное влияние на дальнейшее развитие русской оперы. Наследие Фомина, однако, оставалось малоизвестным вплоть до середины XX века, когда некоторые из его опер были поставлены на сценах театров Москвы и Ленинграда. Многие рукописи композитора утеряны (в частности, оперы «Вечеринки, или Гадай, гадай, девица, отгадывай, красная» и «Клорида и Милон»).

До нашего времени дошли партитуры «Ямщиков на подставе», «Американцев», «Орфея и Эвридики», а также хора из музыки к пьесе Озерова «Ярополк и Олег» (1798). Оперы «Новгородский богатырь Василий Боеславич» и «Золотое яблоко» (последняя из известных работ композитора) сохранились в виде оркестровых партий. Авторству Фомина также приписывались другие оперы, написанные во второй половине XVIII века, среди которых «Мельник колдун, обманщик и сват» (в наше время её автором считается Михаил Соколовский).

Евстигней Ипатович Фомин, крупнейший русский оперный композитор 18 века

Е. Фомин (1761 - 1800) принадлежит к числу талантливых русских музыкантов XVIII в., чьими усилиями в России создавалась национальная композиторская школа. Вместе со своими современниками — М. Березовским, Д. Бортнянским, В. Пашкевичем — он заложил основы отечественного музыкального искусства. В его операх и в мелодраме «Орфей» проявилась широта интересов автора в выборе сюжетов и жанров, мастерское владение различными стилями оперного театра того времени. История была несправедлива к Фомину, как, впрочем, и к большинству других русских композиторов XVIII в. Трудно складывалась судьба талантливого музыканта. Безвременно окончилась его жизнь, и вскоре после смерти имя его оказалось надолго забытым. Не сохранились и многие сочинения Фомина. Лишь в советское время возрос интерес к творчеству этого замечательного музыканта, одного из создателей русской оперы. Усилиями советских ученых были возвращены к жизни его произведения, найдены некоторые скудные данные его биографии.

Фомин родился в семье канонира (солдата-артиллериста) Тобольского пехотного полка. Он рано потерял отца, и когда ему исполнилось 6 лет, его отчим И. Федотов, солдат лейб-гвардии Измайловского полка, привел мальчика в Академию художеств. 21 апреля 1767 г. Фомин стал учеником архитектурного класса прославленной Академии, основанной императрицей Елизаветой Петровной. В Академии учились все знаменитые художники XVIII в. — В. Боровиковский, Д. Левицкий, А. Лосенко, Ф. Рокотов, Ф. Щедрин и др. В стенах этого учебного заведения обращалось внимание на музыкальное развитие учащихся: воспитанники обучались игре на разных инструментах, пению. При Академии был организован оркестр, ставились оперы, балеты, драматические спектакли.

Яркие музыкальные способности Фомина проявились еще в начальных классах, а в 1776 г. Совет Академии направил ученика «архитектурного художества» Ипатьева (как часто называли тогда Фомина) к итальянцу М. Буини для обучения инструментальной музыке — игре на клавикордах. С 1777 г. образование Фомина продолжалось в музыкальных классах, открывшихся при Академии художеств, руководителем которых был известный композитор Г. Payпах, автор популярной оперы «Добрые солдаты». У него Фомин изучал теорию музыки и основы композиции. С 1779 г. его музыкальным наставником стал клавесинист и капельмейстер А. Сартори. В 1782 г. Фомин блестяще закончил Академию. Но как ученик музыкального класса, он не мог быть награжден золотой или серебряной медалью. Совет отметил его лишь денежной премией в размере 50 рублей.

По окончании Академии, в качестве пенсионера Фомин был направлен для усовершенствования на 3 года в Италию, в Болонскую филармоническую академию, считавшуюся тогда крупнейшим музыкальным центром Европы. Там, под руководством Падре Мартини (учителя великого Моцарта), а затем С. Маттеи (у которого впоследствии занимались Дж. Россини и Г. Доницетти) и продолжил свое музыкальное образование скромный музыкант из далекой России. В 1785 г. Фомин был допущен к экзамену на звание академика и выдержал это испытание прекрасно. Полный творческой энергии, с высоким званием «мастера композиции» Фомин вернулся в Россию осенью 1786 г. По приезде композитор получил заказ на сочинение оперы «Новгородский богатырь Боеслаевич» на либретто самой Екатерины II. Премьера оперы и дебют Фомина-композитора состоялись 27 ноября 1786 г. в Эрмитажном театре. Однако опера не понравилась императрице, и этого было достаточно, чтобы карьера молодого музыканта при дворе оказалась несостоявшейся. В годы правления Екатерины II Фомин не получил никакой официальной должности. Лишь в 1797 г., за 3 года до смерти, он был наконец принят на службу в театральную дирекцию в качестве репетитора оперных партий.

Неизвестно, как протекала жизнь Фомина в предшествующее десятилетие. Однако творческая работа композитора шла активно. В 1787 г. он сочинил оперу «Ямщики на подставе» (на текст Н. Львова), а в следующем году появились 2 оперы — «Вечеринка, или Гадай, гадай девица» (музыка и либр. не сохранились) и «Американцы».

Увертюра к опере "Американцы"

За ними последовала опера «Колдун, ворожея и сваха» (1791). К 1791-92 гг. относится лучшее произведение Фомина — мелодрама «Орфей» (текст Я. Княжнина). В последние годы жизни им были написаны хор к трагедии В. Озерова «Ярополк и Олег» (1798), оперы «Клорида и Милан» и «Золотое яблоко» (ок. 1800).

Оперные сочинения Фомина многообразны по жанрам. Здесь и русские комические оперы, и опера в итальянском стиле buffa, и одноактная мелодрама, где русский композитор впервые обратился к высокой трагедийной теме. К каждому из выбранных жанров Фомин находит новый, индивидуальный подход. Так, в его русских комических операх привлекает прежде всего трактовка фольклорного материала, метод разработки народных тем. Особенно ярко тип русской «хоровой» оперы представлен в опере «Ямщики на подставе». Здесь композитор широко использует разные жанры народной русской песни — протяжной, хороводной, плясовой, применяет приемы подголосочного развития, сопоставления сольного запева и хорового припева. На разработке народно-песенных плясовых тем построена и увертюра — интересный образец раннего русского программного симфонизма. Принципы симфонического развития, основанные на свободном варьировании мотивов, найдут широкое продолжение в русской классической музыке, начиная с «Камаринской» М. Глинки.

В опере на текст знаменитого баснописца И. Крылова «Американцы» Фомин блестяще показал мастерство владения стилем оперы-buffa. Вершиной его творчества явилась мелодрама «Орфей», поставленная в Петербурге при участии знаменитого трагического актера того времени — И. Дмитревского.

Fomin - Orpheus and Eurydice - I - Overture

Fomin - Orpheus and Eurydice - IV - Grazioso

Fomin - Orpheus and Eurydice - V - Adagio

Fomin - Orpheus and Eurydice - VIII - Andantino

Fomin - Orpheus and Eurydice - IX - Chorus: Adagio Sostenuto

Спектакль этот строился на сочетании драматического чтения с сопровождением оркестра. Фомин создал превосходную музыку, полную бурного пафоса и углубляющую драматический замысел пьесы. Она воспринимается как единое симфоническое действие, с непрерывным внутренним развитием, направленным к общей кульминации в конце мелодрамы — «Пляске фурий».

Fomin - Orpheus and Eurydice - XI - Finale:"The Dance of the Furies" (Пляска фурий)

Самостоятельные симфонические номера (увертюра и Пляска фурий) обрамляют мелодраму, как пролог и эпилог. Самый принцип сопоставления напряженной музыки увертюры, лирических эпизодов, расположенных в центре композиции, и динамичного финала свидетельствуют об удивительной прозорливости Фомина, проложившего путь к развитию русской симфонии драматического плана.

Мелодрама «несколько раз была представлена на театре и заслужила большую похвалу. Г-н Дмитревский в роли Орфея короновал ее своею чрезвычайною игрою», — читаем в очерке о Княжнине, предпосланном его собранию сочинений. 5 февраля 1795 г. премьера «Орфея» состоялась в Москве.

Второе рождение мелодрамы «Орфей» состоялось уже на советской сцене. В 1947 г. она была исполнена в цикле исторических концертов, подготовленных Музеем музыкальной культуры им. М. И. Глинки. В эти же годы известным советским музыковедом Б. Доброхотовым была восстановлена партитура «Орфея». Мелодрама исполнялась также в концертах, посвященных 250-летию Ленинграда (1953) и 200-летию со дня рождения Фомина (1961). А в 1966 г. она впервые прозвучала за рубежом, в Польше, на конгрессе старинной музыки.

Широта и многообразие творческих исканий Фомина, яркая самобытность его дарования позволяют по праву считать его крупнейшим оперным композитором России XVIII в. Своим новым подходом к русскому фольклору в опере «Ямщики на подставе» и первым обращением к трагической теме в «Орфее» Фомин проложил пути к оперному искусству XIX в.

Yestignei Fomin - "Ретиво сердце молодецкое", "Не у батюшки соловей поет", "Во поле береза бушевала"

Е. Фомин - "Высоко сокол летает". Хор из оперы "Ямщики на подставе"

Песня Тимофея из оперы Евстигнея Фомина "Ямщики на подставе"

Один из первых своих романсов - тот, что впоследствии обошел весь мир и исполняется до сих пор - "Только раз бывает в жизни встреча" - Фомин сочинил в пору своего жениховства и посвятил будущей теще...



Есть люди, которых вроде бы все знают, но при этом не знают о них ничего. Это авторы знаменитых старинных романсов. Какой-то Чуевский сочинил "Гори, гори, моя звезда!". Какой-то (или какая-то) Абаза "Утро туманное"... И все же Борис Фомин выделяется среди всех этих сочинителей - и судьбой, и талантом.

"Как? Разве он не умер еще в XVIII веке?" - приходилось слышать довольно часто. Нет, он умер гораздо позднее. Но на пластинку "Романсы пушкинской поры" один романс Фомина все-таки "втерся".

Борис Иванович Фомин родился в 1900 году, и все его творчество связано с Москвой. Сюда, на Чистые пруды, он переехал в 1918 году из Петрограда, здесь через 30 лет и умер.

Музыкальные способности Фомина проявились рано. В 4-5 лет он, едва выглядывая из-за аккордеона, играл так, что всем хотелось слушать. Для его отца это была почти трагедия. Уважаемый военный чиновник, человек государственного ума, он мечтал увидеть единственного сына офицером, инженером, ученым. Но музыкантом? Музыкантов в их семейном клане, состоявшем в прямом родстве с М. Ломоносовым, еще не видали. Правда, среди предков его жены, крестницы Александра II, музыканты, кажется, были.

Но у Ивана Яковлевича хватило мужества смириться с явным музыкальным талантом сына. Тем более что родился он под Благовещение, а в России в этот день принято даже птиц выпускать на волю...

Отдали Бориса не в гимназию, в реальное училище. А параллельно он брал уроки музыки у лучших педагогов. Самый лучший из них - А.Н. Есипова, великая русская пианистка, профессор консерватории. Годы занятий с ней - основа музыкального образования Фомина. Никто не сомневался, что быть ему пианистом. Или все же композитором? Он ведь так блестяще и так заразительно импровизировал.

Всматриваемся в старые фотографии: в форме "реалиста" он такой же шустрый балбес, как и другие его товарищи. А вот в костюме артиста - необычайно изящен, аристократичен. Восходящая звезда, да и только!

Но кто знал, как повернется история. Почти одновременно умерла Анна Есипова и началась Первая мировая война. А Фомину всего 14 лет. Будущая карьера померкла в тумане. Даже отцу-генералу многое было не ясно. После революции бежать из России он не захотел. Достойное место в новом госаппарате предложил ему Ленин. В Москву семья Фомина переселялась вместе с правительством.

Борису быстро удалось приобщиться к московской артистической жизни. Нашлось место музыканта в "Летучей мыши". Но в январе 19-го он уйдет добровольцем на фронт и вернется только через два с половиной года. Сначала его как "реалиста" направят на срочный ремонт и восстановление фронтовых железных дорог. Потом заметят, что гораздо лучше использовать Фомина как фронтового артиста: он и пианист, и танцор, и рассказчик, и конферансье, и даже певец. Очень скоро он соберет свои номера в веселую оперетту и поставит ее прямо здесь, на фронте, на платформе вагона...

Вернувшись в Москву, он еще раз попробует свои силы в оперетте "Карьера Пирпойнта Блэка". С шумным успехом пройдет она и в Москве, и в Петербурге, но особой славы не принесет. "Музыка чуть получше, чем у Кальмана или Легара", - высокомерно напишет газетный рецензент. Тогда казалось, что уж хуже Кальмана написать просто невозможно. А хуже оперетты и жанра-то нет!

Фомин будет пробовать себя и в балете, в том числе детском, побывает тапером в кинотеатре и даже "цыганом" в одном из московских хоров. Но свое наивысшее призвание найдет в старинном романсе.

Еще на фронте он заметил, что в самые трудные минуты хочется даже и не юмора, а именно лирики - сладких воспоминаний, горячих любовных слов, радужных надежд. Не знаем, сочинял ли Фомин там, в окопах и теплушках, но в Москве он сразу заявил себя мастером романса. Один из первых - тот, что впоследствии обошел весь мир и исполняется до сих пор - "Только раз бывает в жизни встреча".



Его он сочинил в пору своего жениховства и посвятил будущей теще, в прошлом цыганской певице Марии Федоровне Масальской. Ничуть не менее знаменит другой его романс - "Дорогой длинною".



А были еще и "Эй, друг-гитара", "Твои глаза зеленые" и многие другие. Среди его романсов, кажется, не было неудачных. Не потому ли их сразу запели и наши эстрадные звезды 20-х годов, и наши эмигранты.

Более популярных романсов, чем фоминские, в то время не было. Да и сейчас исполнители, поклонники романса не могут без них обойтись. Как же случилось, что на его долю выпало забвение? И уже никого не удивляют дежурные реплики после какого-нибудь из его шлягеров: "Какая вещь! И кто же это сочинил?"

Какой-то Фомин.

Первую порцию забвения Фомин хлебнул в эпоху сталинской культурной революции. Люди, знавшие Фомина, рассказывали нам, что он как-то заметно сник в 30-е годы, стал меньше сочинять, печататься. А иногда и вовсе куда-то исчезал.

Без большого шума романс как жанр был фактически запрещен на Всероссийской музыкальной конференции 1929 года. Закрылись издательства, печатавшие Фомина, оказались без работы многие исполнители. Остальные получали свои репертуарные списки и программы концертов с грозными красными пометками: "Сколько можно! Халтура! Пошлятина!" и даже - "Контрреволюционный хлам!" Жаловаться было некому, да и небезопасно.

От строгости начальства спасала провинция. Чем дальше от Москвы, тем легче нарушались репертуарные запреты. В Тбилиси или во Владивостоке можно было петь что угодно. Хотя сигналы об этих нарушениях, конечно, накапливались где-то наверху. И накопились.

В 37-м году Фомин исчез надолго. Около года он пробыл в бутырской камере. Обвинения были одно нелепее другого, но приходилось с ними соглашаться. Пока во всем разбирались, грянули очередные перемены. Посадили тех, кто сажал других, а Фомина выпустили.

Говорят, что Сталину нравилась фоминская песня "Саша" в исполнении Изабеллы Юрьевой. Но вряд ли это имело отношение к его освобождению.



Фомин сочинял романсы и в эти страшные годы - "Изумруд", "Оглянись", "Не говори мне этих слов небрежных". Но они так и остались в рукописях, а многие бесследно исчезли. Так уж вышло, что они были никому не нужны, как и их автор.



Фомин понадобился, когда пришла война. Скоро в Москве не осталось театров, а заодно уехали и те, кто запрещал романс и преследовал его авторов. Фомин же не просто остался в Москве. В годы войны он сочинил 150 фронтовых песен, создал вместе с друзьями фронтовой театр "Ястребок" при клубе МВД - на многие месяцы это был единственный театр в Москве, к тому же выпускавший концертные программы и спектакли, созвучные времени. Многие песни Фомина - "Жди меня", "Тихо в избушке", "Письмо с фронта" сразу после премьеры разлетались по России.




Но закончилась война, и на Фомина обрушилась новая волна забвения. Выпячивать его заслуги в дни войны никому из коллег, вернувшихся из эвакуации, не хотелось. Его вспомнили лишь тогда, когда началась кампания против "безыдейных пошляков" Зощенко и Ахматовой. В этот же ряд музыкальная критика воткнула и Фомина.

В 1948 году Фомина не стало. Здоровье после пережитого сильно пошатнулось, а денег на лекарство не было. Необходимый ему пенициллин был доступен только номенклатуре...

В конце 18 века, в эпоху, когда музыкальная жизнь в России была самым тесным образом связана с итальянской и французской операми, а во главе ее стояли приглашенные иностранцы, на отечественном небосклоне ярко просияла новая звезда. К операм этого композитора писала либретто сама великая империатрица Екатерина II. Он был другом Державина и отличался полным неприятием несправедливости и насилия царившими в то время. А звали этого человека - Евстигней Ипатович Фомин.

Он родился 5 августа 1761 года в Санкт-Петербурге в семье канонира полковой артиллерии Тобольского пехотного полка. Повидимому, ребенок рано проявил свои художественные наклонности, потому что на шестом году от роду он был зачислен в списки питомцев недавно открытой Академии художеств. Здесь в течение девяти лет воспитанникам Академии предстояло пройти общеобразовательную подготовку. Преподавались: закон божий, русский язык, иностранные языки, арифметика, рисование, география, история, физика, естествознание, архитектура. И только пройдя такую подготовку, воспитанник Академии приступал к специальному изучению избранного вида искусства, на что уходило еще шесть лет. В числе прочих классов, имелся и специальный класс музыкальной композиции. В 1782 году Фомин с отличием окончил Академию художеств и был отправлен в Италию для продолжения музыкального образования. В Болонской Филармонической Академии Фомин учился три года. Он был одним из лучших учеников знаменитого для того времени контрапунктиста падре Мартини, у которого получил хорошее знание контрапункта и пополнил свое музыкально-историческое образование. 29 ноября 1785 года, на Заседании Совета Болонской Филармонической Академии, Евстигней Фомин был избран членом этой академии.

По возвращении из Италии Фомин поселяется в Санкт-Петербурге. В 1786 году он пишет по заказу императрицы Екатерины II музыку к ее произведению «Новгородский Богатырь Боеславович». Эта комическая опера Фомина в первый раз была поставлена в Эрмитажном театре в ноябре 1786 года. Сюжет и образы русской былины, представляют собой историю о ссоре, побоище и примирении с новгородцами богатыря, кутилы и буяна Василия Буслаева. В опере балетными средствами были представлены не только танцы и пляски, но кулачный бой и народная свалка. За этой оперой последовала другая, на либретто теперь уже самого Фомина, «Ямщики на подставе». В ней композитор широко использовал русские народные песенные мелодии. С 1788 по 1800 год Фомин написал еще пять опер и среди них «Орфей и Эвридика», где в полной мере проявились выдающиеся способности композитора. Он решил здесь одну из важнейших задач, стоявших перед русским музыкальным искусством того времени: ему впервые удалось овладеть большой трагической темой и показать то, что русская музыка уже не ограничивается жанрово-бытовой тематикой, а смело вторгается в мир больших идей и глубоких чувств.

Здесь следует вновь напомнить, что в то время в России во главе музыкальной жизни столицы оставались иностранцы. Доминировали постановки итальянской и французской опер. И несмотря на Высочайший Указ Екатерины II графу Олсуфьеву от 12 июля 1783 года: «со временем достигнуть во всех мастерствах (искусствах) по театрам нужных замены иностранцев своими природными», еще долгое время «замены» такой не было и продолжали руководить развитием оперной музыки в России приглашаемые иностранцы. На этом фоне жизненный путь Фомина оказался нелегким. Его дарование пришлось буквально «не ко двору» в русской столице. Творчество его не было принято императрицей и ее приближенными. Почетом пользовались иностранные маэстро, авторы торжественных гимнов и ораторий, и Фомину пришлось добывать средства к жизни работой аккомпаниатора и педагога. Лишь незадолго до смерти академик Болонской Академии Евстигней Фомин, получил скромное место репетитора оперных партий. В конце апреля 1800 года, на 39 году жизни, композитор скончался.

Традиционно равнодушное к своим гениям, российское общество осталось и тут безразличным к этой утрате. Не было даже ни одного отклика в печати. И до сих пор лишь несколько строчек в музыкальной энциклопедии напоминают нам о том, что в России жил и писал замечательную музыку русский композитор Евстигней Фомин.

Виктор Каширников