Фонтан невинных в париже. Фонтан невинных — архитектурная жемчужина Парижа Современные будни исторического памятника

1. Фонтан невинных

Самый старый фонтан в Париже. Расположенный на площади Жоашен дю Белле, он увидел свет ещё в XVI веке. Появился он не просто так, а в честь знаменательного события - коронации Генриха II. Изначально творение получило название Фонтана нимф, так как три его стороны украшали изображения нимф и тритонов. Четвёртая же сторона никак не была украшена, так как примыкала к кладбищу.

Это было знаменитое для почитателей истории Франции Кладбище Невинных. В честь него позднее фонтан и переименовали. Само же кладбище с течением времени закрыли, а описываемое нами произведение искусства перенесли на площадь по соседству. Четвёртая сторона фонтана была пристроена в таком же стиле, как и другие три, поэтому ничего не режет глаз. Но на этом путешествия нашего фонтана не закончились, и при Наполеоне III он совершил ещё один, на этот раз последний, вояж.

Объясняется такое перемещения глобальной реконструкцией Парижа. Обратите внимание на сей факт, который очень показательно характеризует французов - эти люди всегда любой ценой стараются сохранить наследие своих предков. Предки же, когда возводили данное творение, придерживались модного для XVI века течения маньеризма. Согласно ему, в вещах и образах должны преобладать изящество и стройность. Добавление ангелочков также вполне в духе того времени. А форма сооружения копирует святилище в честь нимф - нимфеум.

2. Фонтан Сень-Сюльпис

Располагается на одноимённой площади напротив церкви, носящей имя Святого Сульпиция. Этот фонтан считается одним из самых красивых не только во Франции, но и во всём мире. Однако создавался он не красоты ради, а по довольно прозаической причине - Луи-Филипп посчитал, что парижанам не хватает воды. Но куда же без красоты? Если строить, то нечто выдающееся! Именно по этой причине Луи-Филипп поручил данное задание Луи Висконти - очень известному и почитаемому архитектору. Работать с Висконти считалось большой честью и удачей.

Целых пять лет длилось возведение этого произведения искусства. И оно того стоило - достигающее 12 метров в высоту сооружение воистину поражает. Фонтан полностью изготовлен из камня и состоит из трёх восьмиугольных отдельных бассейнов, находящихся на различных уровнях. В основе в специальных нишах расположены фигуры французских епископов. Их взгляды направлены в каждую из сторон света, благодаря чему фонтан иногда так и называется - «Фонтан четырёх сторон света», «четырёх епископов». Второй уровень украшают львы, оскалившиеся в рыке, охраняющие герб города. Третий уровень изящно знаменуют античные вазы. Венчает всё это великолепие купол с острым шпилем. Не поверите, но современники некогда критиковали и такую красоту, придираясь буквально ко всему.

3. Фонтан четырёх сезонов

Эдме Бушардон так был, по-видимому, рад королевскому приказу изваять нечто впечатляющее, что совершенно забыл в порыве творчества о том, что фонтан должен ещё быть функциональным. Четыре струи - вот что получилось в итоге. За подобную оплошность Бушардона критиковали нещадно, но справедливости ради стоит сказать, что с эстетической точки зрения восхититься есть чем. Трёхъярусное творение с фигурами четырёх времён года моментально приковывает взгляд. На сегодняшний день знаменитый фонтан по улице Гренель пользуется большой популярностью у туристов, несмотря на то, что в данный момент не работает.

4. Фонтан Медичи

Этот фонтан является превосходным примером органичного сочетания скульптуры и природы. Возведённый в XVII веке по приказу Екатерины Медичи, этот фонтан в стиле барокко окунает зрителя в мифологию. Подойдя к одной стороне, можно увидеть, как Кентавр готовится напасть на Галатею, которая ничего не подозревает и нежится в руках Ациса. Сделав пару шагов в сторону и взглянув на другой бок, вы увидите Леду с лебедем. Такое зрелище не оставит равнодушным ни одного посетителя, который решит прогуляться возле Люксембургского дворца.

5. Фонтан Мольера

Фонтан Мольера - скорее не полноценный фонтан, а монументальный памятник великому драматургу. Стоит он на углу улиц Мольера и Ришелье, неподалёку от театра Комеди Франсез, в котором комедиограф играл и для которого писал, и напротив дома, где он жил и умер. Мольеру стало плохо прямо на сцене, во время спектакля «Мнимый больной», в котором он играл Аргана. Из Комеди Франсез его принесли сюда, в сороковой дом по улице Ришелье, где он и умер через несколько часов.

Фонтан огромный - шесть с половиной метров в ширину и шестнадцать в высоту, размерами с дом, торец которого он закрывает. Поставили его в 1844 году по настоянию Иосифа Ренье, члена товарищества актёров Комеди Франсез, когда место на маленькой площади освободилось. Там собирались ставить фонтан с какой-то аллегорической фигурой, но Ренье написал письмо префекту Сены с предложением увековечить память Мольера, собрав средства по национальной подписке. Так и сделали, и это было впервые во Франции, что люди давали деньги на памятник гражданскому лицу. Проектировал монумент архитектор Луи Висконти (среди других его знаменитых проектов - могила Наполеона и фонтан Сен-Сюльпис). Гравёр Франсуа Огюстен Конуа выполнил медаль, посвящённую открытию фонтана, экземпляр которой хранится в музее Карнавале.

6. Фонтан Обсерватории

Фонтан Обсерватории в саду Марко Поло часто называют фонтаном четырёх сторон света или просто Карпо - по имени скульптора. Над фонтаном работали четыре автора, но именно Жан-Батист Карпо создал фигуры обнажённых женщин, вращающих над головами земной шар и символизирующих Европу, Азию, Африку и Америку.

Фонтан, расположенный на усаженной деревьями оси между Люксембургским дворцом и Парижской обсерваторией, был задуман в 1866 году в рамках создания Люксембургского проспекта (теперь - проспект Обсерватор). Эта магистраль была одним из крупнейших проектов барона Османа по реконструкции Парижа. Руководил проектом Габриэль Давю, отвечавший за дизайн фонтанов, площадей, фонарей, ворот и других архитектурных деталей, он и выбрал для воплощения идеи Жана-Батиста Карпо.

7. Фонтан Сен-Мишель

Фонтан Сен-Мишель - любимое место встреч парижан. Это монументальное сооружение шириной в 15 метров и высотой в 26, размерами с шестиэтажный дом, к стене которого фонтан примыкает. И фонтан, и площадь, на которой он стоит, и бульвар, и набережная, и мост рядом названы именем Архангела Михаила, победителя дьявола.

Фонтан перенасыщен деталями: четыре коринфские колонны, над ними четыре скульптуры - Благоразумие, Сила, Справедливость и Воздержание, по бокам фонтана - драконы, извергающие воду, на самом верху - щит Парижа, который держат Сила и Умеренность. А также барельефы, растительные орнаменты, ангелочки, львиные морды, дракончики. При этом арка жёлтая, колонны розовые, скала под дьяволом зелёно-голубая, статуи бронзовые.

Габриэля Давю, построившего фонтан в 1860 году, критиковали нещадно. И за полихромность, и за то, что все украшения и статуи созданы разными скульпторами (Михаил и дьявол - работы Франциска-Жозефа Дюре), и за то, что фонтан сбоку, а не посередине площади. В последнем Давю не был виноват. Построить фонтан поручил ему великий реформатор Парижа барон Осман, и идея была именно в этом - не просто украсить образовавшееся после появления нового бульвара большое пространство, но закрыть глухую стену дома, выходящего на площадь. Архитектор префектуры Давю отвечал не только за фонтан, но и за фасады зданий на площади.

8. Фонтан Стравинского

Глазам посетителя предстает огромная (36 на 16,5 метров) низкая прямоугольная чаша, наполненная водой. В ней находятся шестнадцать странных фигур. Чёрные механизмы, сочетающие шестеренки и колеса со шлангами, цикл за циклом повторяют замысловатые движения. Торчащие из воды огромные яркие фигуры время от времени выпускают струйки воды. Смотреть на всё это увлекательно и забавно.

Фонтан создали в 1983 году швейцарский архитектор Жан Тэнгли и его жена, французская художница Ники де Сен-Фалль. Художников пригласил для решения необычной задачи Пьер Булёз, основатель Центра музыкальных исследований, расположенного как раз под площадью Стравинского. Булёз считал, что эта небольшая площадь скучна, её необходимо оживить. К этому времени адепт «кинетического искусства» Тэнгли приобрел мировую известность в качестве автора гигантских фантастических машин и саморазрушающихся конструкций, и Булёз пригласил его поработать над обликом площади. Тэнгли поставил условие: в проекте должна принять участие Ники де Сен-Фалль.

9. Фонтаны на площади Согласия

Фонтаны на площади Согласия были разработаны известным французским архитектором Жаком-Игнатием Гитторфом по заданию королевской семьи. После установки Луксорского обелиска нужно было преобразить площадь и придать ей законченный вид. И вот, спустя 4 года, 1 мая 1840 году с обеих сторон обелиска появились великолепные монументальные фонтаны, представляющие собой уменьшенные копии римских фонтанов с Площади Святого Петра. Один из них получил название Фонтан четырёх рек, а второй - Фонтан Морей. Эти названия и их архитектурное оформление не случайны - на площади Согласия находится Министрество Морского Флота Франции.

Высота фонтанов Площади Согласия невелика, всего 9 метров, но выглядят они величественно и роскошно. Их украшают великолепные статуи мифических морских и речных героев и расположенные по периметру колонны с позолотой. Чаши фонтанов имеют необычную форму, с них низвергается мощный каскад воды с разносящимися ветром брызгами.

Отдельных слов заслуживает замечательно выполненная иллюминация, которая в тёмное время суток искусно подсвечивает бьющие из фонтанов струи, делая это зрелище потрясающим.

10. Фонтанчики Уоллеса

Это своеобразный символ Парижа, фонтанчики питьевой воды из чугуна, идея установки которых принадлежит создателю знаменитой коллекции Уоллеса — английскому баронету Ричарду Уоллесу, получившему в 1870 году наследство и пожелавшему сделать подарок любимому городу, для чего он заказал скульптору эскиз и оплатил отливку (по два на парижский округ) первых фонтанчиков, первоначально имевших также 2 железных стакана на цепочке, которые были сняты в 1952 году по гигиеническим причинам.

Уоллесу также принадлежит идея встроенных в дома фонтанчиков питьевой воды. Сегодня в Париже сохранились 108 фонтанчиков Уоллеса (88 больших, остальные отличаются по форме). Красивая форма фонтанчика способствовала его распространению по городам Франции и других стран мира.

Все мы при слове “фонтан” представляем себе некий среднестатистический объект, в силу, конечно же, своих познаний и воспоминаний. В этой подборке собраны не очень известные и самые необычные примеры такого рода творческой деятельности=)

В этом рейтинге собраны самые, на мой взгляд, необычные фонтаны мира , каждый из которых примечателен чем-то особенным. Итак, на 10 месте - мост-фонтан Банпо в корейском Сеуле. В длину он достигает 1140 метров и является самым длинным фонтаном в мире.


Фонтан состоит из 380 распылителей, которые ежеминутно “выплёвывают” 190 тонн воды! А 220 цветных огней подсветки дали фонтану имя Moonlight Rainbow Fountain - Фонтан Лунной Радуги


9 строчку занимает Фонтан Изобилия в Сингапурском городе Сантек. Как это не смешно звучит, но этот фонтан построен по фен-шую))


Он занимает площадь в 16,831 квадратных метров и в высоту достигает 30 метров.


Создан этот гигантский фонтан из бронзы и весит примерно 85 тонн. Он расположен в центре подземного ресторана, что позволяет посетителям смотреть вверх и видеть огромное медное кольцо над собой


На 8 строчке рейтинга "Необычные фонтаны" - парижский Фонтан Невиновных. Название своё он получил от участка кладбища, на котором был возведён. Фонтан Невиновных был придуман выдающимся французским деятелем эпохи Возрождения Пьером Леско и воплощён в камне Жаном Гужоном.


Фонтан находился на Кладбище Невиновных до 1788 года, когда его решили переместить. Нынешнее местоположение он занял лишь в 1858 году.


Фонтан Невиновных представляет собой прекрасный пример стиля маньеризма, распространённого в западноевропейском искусстве XVI века, сторонники которого стремились к тому, чтобы их творения были высокими и тонкими. Фонтан декорирован пухлыми маленькими мальчиками с крыльями, обычным украшением того времени

7 место занимает Фонтан Короля Фэхда, расположенный на побережье Джедда в Саудовской Аравии. Также называемый фонтаном Джедда, по месту нахождения, он является самым высоким фонтаном в мире. Водный поток выстреливает со скоростью 375 км/ч и устремляется на высоту, сравнимую с Эйфелефой башней без антенны, - 312 метров!


Работу фонтана осложняет то, что он работает на морской воде, а пресная вода используется только для охлаждения электромоторов насосов, а также в системе кондиционирования воздуха насосной станции. Сама насосная станция находится на глубине от 20 до 30 м под водой, и на её строительство ушло 7000 тонн бетона. Масса воды после подъема до наивысшей точки составляет почти 19 тонн. Фонтан освещают 500 мощных прожекторов, расположенных на пяти искусственных островах.

Раз в год фонтан проходит профилактический осмотр в течение трех недель. Для фонтана также составлен специальный список регулярных проверок - из-за солёной воды и высокого давления. Фонтан Джедда доминирует над городом и был пожертвован ему покойным Королем Фэхдом бин Абдулом Азизом


На 6 месте - Музыкальный Фонтан Храма Большого Дикого Гуся в китайском Ксяне. Он претендует на звание самого большого поющего фонтана в Азии, с самой длинной подсветкой.

В арсенале фонтана - 22 типа брызг, которые могут использоваться для создания огромного морского пейзажа. Во время “выстреливания” водных струй появляется пламя. Начало представления - каждый день в 20:30, хотя длится оно всего лишь 20 минут


5 строчку занимает уже описывавшийся здесь ранее фонтан Треви в Риме, который является самым большим в мире фонтаном в стиле барокко. Это, по моему мнению, один из самых красивых фонтанов в мире, так что советую ознакомиться с его историей и, конечно же, прекрасными фотографиями в статье Фонтан Треви - король римских фонтанов


На 4 строчке - Фонтан Харибды возле Зала Сиэма в Британском Сандерленде. Это самый большой в мире фонтан-воронка, созданный водным художником Уильямом Паем. Благодаря Паю, можно теперь наблюдать за настоящим водоворотом, не боясь быть в него затянутым)


Харибдой в греческой мифологии звали сирену, укравшую стадо волов у самого Зевса, за что тот не преминул “накормить” её парой молний, превратив тем самым Харибду в гигантский водоворот, непременно затягивающий в себя суда. Фонтан заключён в оболочку из прозрачного пластика, в центре каждые 15 минут поднимается воздушный вихрь, придающий воде форму воронки


Итак, “бронзу” среди необычных фонтанов у нас завоевал Фонтан Борьбы в Канадском Монреале. Это одно из творений известного канадского художника Жан-Поля Риопеля.


Струя воды начинает извергаться из центра фонтана, затем поверхность воды затягивается туманом - действие происходит постепенно, пока плотным туманом не будет покрыт весь фонтан и прилежащая площадь.


Когда туман оседает, центральную часть фонтана окружает кольцо пылающего огня, который не стихает в течение 7 минут.


Выглядит это очень эффектно – кажется, что огонь горит непосредственно на поверхности воды. Огонь окружён бронзовыми статуями людей и животных. Весь процесс длится приблизительно 32 минуты. Эту интереснейшую кинетическую инсталляцию можно наблюдать каждый час с семи до одиннадцати вечера. Фонтан был создан в 1969 году и до сих пор выглядит очень необычно


2 место - Фонтан на Замковой площади в Суонси в Уэльсе. Это незабываемое зрелище можно наблюдать лишь раз в году - 1 марта, в День Святого Давида Валлийского, покровителя Уэльса.


Все остальные дни фонтан не отличается ничем особенным, но именно 1 марта сложилась традиция подкрашивать воду в красный цвет, что даёт жителям Уэльса повод называть фонтан Кровавым)



Итак, самым необычным фонтаном у нас оказался находящийся в Барселоне Ртутный Фонтан. Попал он сюда совсем не из-за какой-то заоблачной красоты или масштабности, даже наоборот - это самый маленький, тихий и спокойный фонтан из всех, с которыми мы сегодня ознакомились) Самым необычным, на мой взгляд, его делает то, что вместо воды в нём течёт ртуть - больше нигде в мире нет ртутного фонтана! Он был создан Александром Калдером для правительства Испанской Республики в память об осаде города Альмадена.


Впервые фонтан был показан в Париже в 1937 году во время Международной выставки. Позже он был перенесён в Барселону. Тогда никто ещё не знал о губительном воздействии ртути на человека и фонтан был открыт для всех желающих, теперь же посмотреть на него можно только из-за специального стекла, чтобы люди не отравлялись парами ртути, а самые любопытные не касались её


Я привел список, к котором лишь 10 необычных фонтанов, на самом деле их огромное множество, просто эти я счел наиболее яркими, знаменитыми и красивыми=)

В средневековом Париже существовало старинное кладбище Невинных, на котором хоронили нищих, некрещеных младенцев и неопознанные тела. Это обстоятельство и дало название площади, где оно находилось. Здесь в 1549 году был возведен пристенный павильон, посвященный въезду в Париж французского короля Генриха II.

Архитектурный облик

Фонтан в форме квадратного арочного сооружения был украшен и изображениями водяных струй. На трех открытых поверхностях размещались фигуры беззаботных наяд, нимф и амуров, что делало павильон похожим на античное святилище дев воды.

Скульпторы Жан Гужон и Пьер Леско представили новую концепцию с фигурами, гармонично вписанными в форму стен. Так они создали иллюзию пространства в тонкой каменной плите. Скульптурные украшения до такой степени напоминали античные изображения, что сооружение называли французским Нимфеем или фонтаном нимф.



Даже в наши дни поражает детализация скульптур. Удивительно четко и филигранно проработаны черты лиц, узоры крыльев, пряди волос, драпировка тканей. На создание шедевра французских скульпторов вдохновили работы итальянских мастеров: Rosso (1495-1540), Приматиччо (1504-1570) и Бенвенуто Челлини (1500-1571).

Арочное сооружение было установлено на высокий ступенчатый портик, по которому струилась вода, делая воздух вокруг свежим и прохладным. Назначение этого архитектурного приема имело двоякое назначение – водяные струи делали портик более нарядным и скрывали неровности ступеней.

Фонтан обретает четвертую стену, а нимфы и наяды переезжают в Лувр

Французский нимфей ждали испытания:

  • в 1780 году на месте, где стоял павильон, организовали рынок. Архитектурное сооружение перенесли на пересечение улиц Сен-Дени и Берже. Поскольку месторасположение фонтана изменилось, к нему пришлось пристроить четвертую стену. Самым сложным было создать скульптуры, не отличающиеся от шедевров Жана Гужона и Пьера Леско. Огюстен Пажу блестяще справился с этой задачей, и фонтан стал замкнутым архитектурным сооружением. Сборка велась в специальном закрытом павильоне, и в 1787 году реконструкция шедевра лепного искусства была завершена;
  • из-за открытия при императоре Наполеоне нового акведука, вода, льющаяся по портику, стала портить старинные скульптуры. Было принято решение заменить лепные фигуры нимф, амуров и наяд копиями, а оригиналы отправить на хранение в Лувр;
  • в 1858 году нимфей отреставрировали и перенесли в центр площади Жуашен Дю Белле. Старый постамент заменили более скромным, но прочным.


Фонтан функционирует до сих пор, а на месте кладбища разбит сквер. Здесь любят собираться парижане, чтобы под сенью водяных струй отдохнуть от забот. Это место считается одним из красивейших уголков столицы Франции.

Легенды Парижа: Фонтан Невинных

«Фонтан невинных» является одним из самых древних монументов Парижа и неотъемлемой частью исторического облика французской столицы. Его старинный фасад приковывает взгляд совершенством скульптурных форм и линий. За почти пятьсот лет своего существования этот уникальный памятник периода французского Ренессанса стал свидетелем многих эпохальных событий.

История создания

Фонтан невинных в 16-ом веке

В далекие времена на месте нынешней Площади невинных в Париже находилось старинное кладбище с одноименным названием, на котором хоронили некрещеных младенцев, нищих и душевно больных.

К стене кладбища на пересечении парижских улиц Сен-Дени и нынешней Бергер в пери-од 1547-1550 годов был пристроен фонтан, имевший два фасада. Его проект разработал архитектор Пьер Леско, а исполнил конструкцию в камне скульптор Жан Гужон.

Возведение фонтана было приурочено к торжественному въезду в Париж 16 июля 1549 года короля Генриха II. Тандем художников работал над созданием памятников, которые должны были располагаться по пути следования монарха. Новый фонтан стал своего рода трибуной, с которой его приветствовала городская знать.

После окончания торжественной процессии фонтан выполнял обычные функции – давал жителям города воду, которая лилась из кранов, имеющих вид львиных голов. Фонтан имел вид арочного павильона. Из чаши, расположенной внутри павильона, вода стекала вниз по ступеням. В верхней части сооружения располагалось жилое помещение с окнами и камином.

Изначально конструкция фонтана была выполнена как пристенная. По трем сторонам во-круг аркад были расположены фигуры божеств – наяд и нимф, которые символизировали силы природы. Сооружение было названо «Фонтаном нимф», однако впоследствии к нему прижилось название «Фонтан невинных» по аналогии с кладбищем, на территории которого оно было расположено.

Исторические трансформации

В 1787 году парижские кладбища, в том числе Кладбище невинных, по санитарным соображениям были вынесены за пределы города. После того как останки почти двух миллионов усопших были перевезены в городские катакомбы, на освобожденном месте был по-строен рынок Ле-Аль («Чрево Парижа»).

Поначалу фонтан планировалось демонтировать, однако благодаря призывам писателя де Куинси не уничтожать шедевр французской архитектуры он был перенесен в середину рынка и установлен на каменный постамент, украшенный фигурами львов. Недостающий четвертый фасад для фонтана сделал скульптор Огюстен Пажу, повторив стиль трех уже существующих. Изображение парижского рынка с фонтаном сегодня можно видеть на многих старинных изображениях, дошедших до наших дней.
Пажу пришлось дополнить скульптурный ансамбль еще двумя фигурами нимф, размещенными на четвертой стороне. В качестве образца были взяты нимфы Гужона.

Изначально фонтан давал немного воды по причине плохо функционировавшей системы водоснабжения города. При Наполеоне Бонапарте был сооружен новый акведук, благода-ря чему из фонтана буквально хлынула вода. Напор был настолько велик, что это стало угрожать целостности скульптурного декора сооружения. По этой причине с постамента были удалены малые барельефы и помещены в Лувр, где они хранятся по сей день. В настоящее время фонтан украшен их копиями.

В 1858 году фонтан еще раз перенесли, теперь уже на его нынешнее место в центре площади, на более скромный в сравнении с прежним постаментом.

Архитектурный облик

Архитектура Фонтана Невинных многогранна и сложна

Архитекторы фонтана черпали вдохновение, глядя на нимфеумы Древнего Рима, римские сооружения времен эпохи эллинизма, которые обычно устанавливались рядом с источниками. Как правило, в таких местах располагали фигуры нимф, тритонов, божеств воды. Фонтан был назван «Фонтаном нимф», о чем гласит надпись на фасаде. Главным его украшением стали скульптуры Жана Гужона.

Одной из основных деталей конструкции является небольшой купол, выполненный из металлических листов, имитирующих рыбью чешую. Скульптурный декор сооружения представляет собой шесть горизонтальных рельефов, которые изображают наяд, тритонов, амуров, и шесть вертикальных рельефов, изображавших нимф, которые олицетворяют силы природы и поэтизируют их. Прислушиваясь к шуму дождя, шелесту листвы, журчанию травы, скульптор испытывал восторг перед чудом природы и мастерски воплощал его в камне.

Купол фонтана оформлен стилистически весьма сложно

Изображения нимф характеризуются тонкой поэтичностью образов, неповторимой грацией движений. Легко и свободно, с особой музыкальностью и гармонией, Гужон передает в рельефе изящные формы. Пластический язык его скульптур наполнен певучими ритмами. Струящиеся складки одеяний перекликаются с журчанием льющейся из каменных ваз воды. В пропорциях фигур, в изысканности их поз чувствуется влияние на автора школы Фонтенбло. Всего между пилястрами было размещено восемь рельефов работы Гужона. До нашего времени сохранилось только шесть.

Нимфы фонтана невинных

Стройная, как будто взмывающая вверх аркада, установленная на мраморном пьедестале, по которому стекают струи воды, напоминающие слезы, – прекрасный образец стиля маньеризма, который преобладал в западноевропейском искусстве в XVI веке. Для данного стиля характерно стремление придавать высоту и стройность архитектурным творениям.

Вершина творчества Гужона

Однако скульптурный облик фонтана имеет и свои особенности. Образы нимф наполнены внутренним светом, что характерно именно для творчества Жана Гужона и выгодно отличает его искусство от рафинированных канонов школы Фонтенбло. Вклад Гужона как художника заключался в том, что он дополнил скульптурные образы декоративными элементами – завитками, волнами драпировок, элементами из морских раковин и закрученных динамичных хвостов морских обитателей.

Нимфы Гужона олицетворяют собой истинный дух античного искусства таким, каким его представляли в XVI веке. Они напоминают красавиц «бель эпок» – девушек с изящными вытянутыми пропорциями. Скульптурные произведения Гужона предвосхитили эпоху итальянского барокко.

«Фонтан нимф» художественные критики считают вершиной творчества Жана Гужона и наиболее совершенным произведением французской скульптуры с точки зрения плавности линий и гармонии форм. Гужону было присуще необыкновенное чувство изящества и тонкое понимание женской грации. Именно эти таланты позволили ему создать необыкновенно поэтичные скульптурные изображения нимф, украшающих фонтан в центре Парижа.

Анри Перрюшон в романе «Жизнь Ренуара» описывает этот фонтан как архитектурное сооружение, которое потрясло будущего художника в детские годы. Ренуар был очарован изгибами барельефных фигур, украшавших «Фонтан нимф». Спустя пятьдесят лет он так описывал свои первые впечатления от увиденного – «чистота, наивность, легкость и элегантность».

В Париже есть улица, названная именем Жана Гужона.

Кратко о создателях

Жан Гужон

Знаменитый французский архитектор и скульптор Жан Гужон родился предположительно в Руане между 1510-1520 годами. Первое художественное образование получил во Франции, затем в период религиозных войн, будучи протестантом, уехал в Италию, спасаясь от преследований, где занимался раскопками и исследовал древние памятники.

Гужон глубоко изучал искусство Древнего Рима. Ему, как никому другому, удалось возродить в своем творчестве дух греческой античности. Одной из лучших работ скульптора считается надгробие сенешаля Луи де Брезе. В 1547 году он стал мастером при дворе Генриха II.

Известный архитектор периода Ренессанса Пьер Леско родился предположительно в 1515 году в Париже. Франциск I назначил его главным архитектором Лувра. Благодаря ему Лувр превратился из средневекового замка в дворец эпохи Возрождения.

Пьер Леско

Леско выполнял внутреннюю отделку церкви Сен-Жермен-л’Оксеруа, работал над особняком Карнавале, замком Жака де Линьери. Многие архитектурные проекты он осуществлял в тесном сотрудничестве с Гужоном.

Выдающимся плодом совместного творчества двух талантливых художников стал «Фонтан невинных». Архитектурная основа фонтана была подготовлена Пьером Леско в привычной для творческого содружества двух мастеров манере. Гужон предпочитал рельефные изображения, а Леско, будучи его постоянным соавтором, изображал слегка выступающие из стены пилястры.

Современные будни исторического памятника

«Фонтан невинных» находится в самом сердце Парижа на площади Жоашен дю Белле рядом с форумом Ле-Аль . Несмотря на свой почтенный возраст, он до сих пор функционирует.

Красивейший Фонтан Невинных

Это сооружение считается древнейшим из всех парижских фонтанов и единственным среди них, выполненным в стиле эпохи Ренессанса. Сегодня фонтан уже не обеспечивает своей основной функции – снабжение горожан водой, однако пользуется заслуженным почтением среди местных жителей и гостей столицы как ценная реликвия. Занимательная история с его переносами и реконструкцией, пришедшая из глубины веков, является яркой иллюстрацией того, как во Франции во все времена с уважением относились к архитектурным памятникам и стремились любой ценой сохранять их для потомков.

Историки и искусствоведы продолжают изучать прошлое древнего фонтана, которое таит в себе еще много интересного. Постепенно всплывают также новые факты из жизни его талантливых создателей.

«Фонтан невинных» окружен небольшим сквером с одноименным названием. На сегодняшний день это все, что осталось от старинного кладбища. Как и в средние века, место около фонтана пользуется большой популярностью среди горожан. Жители Парижа любят назначать здесь друг другу деловые и романтические встречи, поскольку отсюда легко пройти практически в любом направлении – в сторону Сены, к Лувру, на север столицы…


Понравилась статья? , чтобы всегда быть в курсе событий.