Где находится икона которой молятся при вич. "Презерватив - это мужской аборт!"

Если верить статистике, в России более полумиллиона человек инфицированы ВИЧ. Однако есть и другие подсчеты: около 1,5 млн человек живет с ВИЧ. Сегодня можно говорить, что никто не застрахован. Люди, живущие с ВИЧ/СПИДом, часто спрашивают: «Почему?» Этот вопрос приводит многих к Богу и в Церковь. А Церковь старается помочь.

Один на один? Нет, кто-то рядом

Выходя из лаборатории с вердиктом «положительно», человек понимает, что жизнь разделилась на «до» и «после». Перед ним встает множество вопросов: говорить ли близким, как именно лечиться, что будет, если узнают на работе. Дискриминация или, как ее называют применительно к ВИЧ, «стигматизация» носителей вируса - едва ли не самое страшное, с чем сталкиваются ВИЧ-инфицированные. Получив страшный диагноз, человек не только оказывается перед лицом смертельного заболевания, но и вынужден скрывать от всех, чем вызвано его тяжелейшее психологическое состояние, чтобы не стать изгоем. Спокойно обсуждать течение болезни, возможности терапии, перспективы и проблемы можно только с себе подобными (родных предпочитают не пугать, а врачам не всегда полностью доверяют). А еще – со священником.

Молебен, чай, исповедь

С 2001 года Церковь приняла официальное решение включиться в работу по борьбе с распространением СПИДа и помощи ВИЧ-инфицированным людям (ЛЖВС – людям, живущим с ВИЧ/СПИДом). С этого же времени в московском храме Живоначальной Троицы в Хорошеве начали служить особые молебны. Каждое последнее воскресенье месяца – иногда собирается несколько человек, а иногда несколько десятков. Кто-то приходит с родителями, кто-то с детьми. Протоиерей Владимир Шмалий служит молебен, читает на русском языке Апостол и Евангелие (большинство собравшихся делают только первые шаги в Церкви), обращается к людям с проповедью – очень простой и обычной, например, о посте, с поправками на то, что у большинства слушающих – серьезные проблемы со здоровьем. После молебна в приходском доме все вместе пьют чай, разговаривают о том же, что и обычные люди обсуждали бы со священником: последние новости (например, крушение «Невского экспресса»), путешествия, любовь. Кто-то спросит, как найти духовника, но сначала придется объяснять, кто это такой, потому что с другого конца стола сразу раздается: «Получается, что отец Владимир – наш духовник, потому что он постоянно занимается нашим вопросом». И только ближе к концу чаепития одна девушка пожалуется, что ей страшно начинать терапию. Обычное чаепитие сразу превращается в занятие группы взаимопомощи: ребята делятся опытом, обсуждают возможные побочные эффекты, поддерживают и утешают…

Храм Троицы Живоначальной в Хорошеве – первый, где начали служить молебны для ЛЖВС. Два года назад таких храмов было уже сто – в России, Украине и Белоруссии. Богослужебная комиссия Украинской Православной Церкви разработала специальный чин такого молебна. Сейчас уже даже координатор программы участия Русской Православной Церкви в борьбе с распространением СПИДа Маргарита Борисовна Нелюбова затрудняется сказать, в скольких храмах проходят подобные богослужения.

Тех, кто приходит в Хорошево, Маргарита Борисовна может условно поделить на три группы: те, кто ходит постоянно, те, кто приходит часто – например, через раз, и те, кто приходит редко или один раз. Может, кто-то не находит для себя здесь ничего, а может, наоборот, находят здесь ответ на главный вопрос и продолжают затем ходить уже в другие храмы.

С самого начала после молебна стали устраивать чаепития – для общения верующих людей, объединенных общим диагнозом. Теперь их объединяет еще и храм. У них очень много не только житейских и медицинских, но и духовных проблем, и они сообща ищут решения. «Чаепитие – это возможность социализации», – поясняет отец Владимир. Общаются ребята и помимо молебнов: вместе едут в отпуск, целой вереницей машин собираются в Лавру, или просто идут вместе поужинать после собрания в храме.

«В нашем храме стигматизации не было никогда», – говорит Маргарита Борисовна. Это оазис, который очень ценят приходящие в храм люди. Конечно, не одна Церковь борется со стигматизацией, но ее голос как общественного института с большим кредитом доверия очень важен. «Очень важен авторитет конкретного священника на конкретном приходе», – утверждает Маргарита Нелюбова. «Вся стигматизация идет от безграмотности. Церковь проводит очень много обучающих семинаров и для священников, и для социальных работников», – добавляет она.

Отец Владимир Шмалий вносит ноту реализма: поле просветительской работы остается огромным. Далеко не на каждом приходе человек может сказать о своем диагнозе и не встретить неприятия со стороны священника. Впрочем, отец Владимир не считает, что его подопечные, если исповедуются в других храмах, должны обязательно рассказывать о болезни: «Диагноз – это не грех. Это факт».

Но что-то уже сделано. На первые молебны кто-то боялся приходить из-за того, что казалось: если я приду, я тем самым засвидетельствую, что я инфицирован. В последние годы этот страх прошел. Да и на объявлениях написано: «приглашаем на молебны людей, живущих с ВИЧ/СПИДом, их близких и всех, кто хочет помолиться о них». Кто-то стесняется остаться на чаепитие, но после молебна к отцу Владимиру выстраивается небольшая очередь, он по несколько минут говорит со всеми, с кем-то отдельно молится, благословляет.

После чаепития священник надевает епитрахиль, и в отдельной комнате начинается исповедь. Раз в месяц эти люди могут чувствовать себя перед Крестом и Евангелием свободно: отец Владимир уже знает об их наркотическом прошлом, связях, истории болезни, борьбе, ошибках, победах.

Терапия – это шаг и этап

Свежему человеку непонятно, почему слово «терапия» произносится с таким особенным нажимом. Начало терапии – серьезный шаг в жизни, который стараются оттянуть. Показанием становится определенный уровень вирусной нагрузки в крови. Например, постоянный прихожанин Хорошева Виктор живет с диагнозом уже десять лет, последние полгода – в ожидании терапии, которую врачи уже рекомендуют начать.

Маргарита Нелюбова объясняет, почему ребята опасаются начинать лечение. Каждый, кто принимал антибиотики, знает, что курс лечения – это определенная дисциплина и напряжение. Многие лекарства при терапии ВИЧ нужно принимать несколько раз в день по часам. То есть приходится всюду носить их с собой (ведь ЛЖВС работают и учатся), вставать ночью… Особенные сложности возникают у тех, кто скрывает свой диагноз от родных и друзей. Трудно принимать препараты так, чтобы никто не спросил, почему тебе это нужно, не увидел на упаковке название и не узнал в интернете, от чего применяется такое лекарство. Некоторые медикаменты нужно хранить в холодильнике, а если человек скрывает болезнь от семьи, это почти невозможно.

Есть и объективные опасения. Во-первых, схему лечения нужно периодически менять. Назначаются лекарства трех типов, но в каждом типе существует конечное количество препаратов. И рано или поздно встанет вопрос о том, что делать, если комбинации кончатся. Прерывать терапию нельзя: вирус мутирует, становится резистентным, и болезнь прогрессирует. В России больные получают лекарства бесплатно, но в регионах иногда возникают сложности – вовремя не завезли лекарства или завезли, но не все, которые требуются… Иногда терапия откладывается потому, что у наркоманов часто ВИЧ сочетается с гепатитом С, и тогда нужно сначала излечить гепатит и восстановить печень. А это лечение дорогое, длительное и имеет побочные эффекты.

Однако врачи советуют от лечения не отказываться. Оно дает серьезный эффект: сейчас ВОЗ даже исключил ВИЧ из списка смертельных заболеваний, перенеся его в перечень хронических. Продолжительность жизни ЛЖВС увеличивается практически неограниченно. «Мы пока не знаем, насколько продлевает жизнь терапия, потому что принимающие ее пока не умирают от СПИДа», – говорит протоиерей Владимир Шмалий. ВИЧ-положительные матери могут рожать здоровых детей с вероятностью до 98%, если вовремя начать прием особых лекарств. ВИЧ-отрицательных детей в таких семьях уже много, и для тех, кто приходит с родителями на молебен, стараются организовать какой-нибудь интересный досуг.

За рубежом ЛЖВС относятся к терапии с меньшим предубеждением, чем в России. Психолог Александра Григорьевна Имашева, работающая с ВИЧ-инфицированными в службе психологической помощи «Свеча», говорит, что одна из главных задач их центра, где трудятся верующие психологи, – профилактика суицида (уровень самоубийств среди ЛЖВС в 30 раз выше, чем в среднем по стране). Отказ от терапии Александра Григорьевна считает «медленным суицидом». На западе приверженность лечению гораздо выше, даже в Африке за право получать лекарства борются.

Группа «Свечи» с недавнего времени раз в неделю занимается в церковном доме при храме Троицы в Хорошеве; кроме того, психологи проводят индивидуальные консультации ВИЧ-инфицированных и их близких, можно получить консультацию через интернет. Служба не ставит цели обязательного воцерковления пациентов, но чаще всего люди сами поднимают духовные вопросы, хотя за консультациями обращаются в основном неверующие или «этнические православные». Народу приходит все больше и больше, уже не хватает помещения.

Впрочем, среди церковных православных отказ от терапии (а тем более – попытки покончить с собой) – не такое уж типичное явление. Отец Владимир встречается с этим редко; он регулярно интересуется у своих подопечных, давно ли они сдавали анализы, даже на исповеди может посоветовать человеку относиться к своему здоровью с большей ответственностью, хотя бы ради окружающих. А многие отмечают, что уровень вирусной нагрузки у них снижается после паломничеств.

Благодарить Бога за болезнь

Парадоксально, но некоторые из заболевших, кто приходит в храм в Хорошеве, не только не отчаиваются, но и… благодарят Бога за свой диагноз. Для кого-то он становится благодатной встряской, причиной изменить свою жизнь, начать бороться со страстями, бросить наркотики. Диагноз четко ставит перед человеком вопрос о жизни и смерти, и некоторые приходят в уныние, а кто-то усматривает в болезни нечто положительное.

Виктор вспоминает, как он в первый раз пришел на молебен (семь лет назад, когда все только начиналось) и сначала довольно дерзко общался с отцом Владимиром, а потом попал в монастырь, в Площанскую пустынь: «В моей жизни произошли поразительные перемены, я отказался от наркотиков и воцерковился». С тех пор он ходит на все молебны, немножко грустит о том, что исповедь у отца Владимира – только раз в месяц (служит прот. Владимир Шмалий в Троице-Сергиевой Лавре в академическом храме). О стигматизации Виктор говорит: «Я скрывал от родных какое-то время, но жилось очень тяжело. Теперь близкие, слава Богу, знают, и это очень хорошо: не надо врать, не надо играть в шпиона. Никто меня не оттолкнул, а жить стало легче». Друзей, которые не знали бы о диагнозе, у него тоже нет, но и круг общения, как он говорит, не так уж и широк. Не знают только на работе. «К гадалке не ходи: узнают – уволят, – говорит он. – А даже если не увольняют, сама обстановка будет давить так, что невозможно будет работать, уйдешь сам. Это не в осуждение людей. Страх – нормальная человеческая реакция». Виктор не винит никого ни в своей болезни, ни в подчас недостаточной медицинской помощи, ни в социальной изоляции, в которой оказался. «Я пожинаю плоды собственных поступков». Главное – не озлобляться и не требовать ничего от окружающих, считает он. Только предупреждает: «Псевдоуверенность в том, что со мной этого никогда не случится, – первый шаг к тому, чтобы это случилось».

«Стигматизация, страх, фобии, связанные с ВИЧ, это знак того, насколько общество несвободно», – считает Виктор. Над этим, конечно, нужно работать, поскольку ВИЧ-положительный человек без кровоточащих ран совершенно безопасен для общества.

Работать с наиболее благополучным меньшинством?

Конечно, те люди, кто приходит к отцу Владимиру Шмалию, – не «репрезентативная выборка» ЛЖВС в России. Не так часто приходят те, кто не способен отказаться от гомосексуальных контактов или наркотиков. Обычно в храм попадают люди, уже осознавшие необходимость бороться со своими страстями, не желающие покорно падать «на дно». Остальные – большинство – в поле зрения московского священника практически не попадают, хотя православные, несомненно, работают в хосписах, тюрьмах, общаются с наркоманами.

«Специфика церковной работы такова, что Церковь не может и не должна навязываться никому. Если человек хочет и готов принять помощь, по крайней мере послушать, что ему скажет Церковь, он приходит. Церковь никого не притягивает к себе за шиворот, но и никогда не отвергает людей. Если они готовы бороться, она готова помогать», – объясняет Маргарита Нелюбова.

Готовность Церкви помогать людям, живущим с ВИЧ, закреплена на официальном уровне. Однако не исключено, что документы этой тематики еще потребуют редактирования.

С одной стороны, концепция участия Русской Православной Церкви в борьбе с распространением ВИЧ/СПИДа и работе с людьми, живущими с ВИЧ/СПИДом, признает, что часто инфицированными оказываются люди, не соответствующие представлению о закоренелых грешниках. Церковь призывает бороться с явлением общественного отторжения по отношению к таким людям, оказывать им поддержку и участие. Известно, что на сегодняшний день способы лечения позволяют ВИЧ-положительным матерям рожать здоровых детей. С другой стороны, «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви» называют заболевание СПИДом одним из оснований для расторжения брака. Маргарита Нелюбова считает, что это следствие того, что «Основы социальной концепции» составлены в то время, когда ВИЧ-инфекцию воспринимали как явное свидетельство супружеской измены, а следовательно – причину для развода. Со временем, когда заболевание изучили более основательно, в том числе обнаружили другие способы заражения, мнение Церкви стало менее однозначным. В церковной среде Маргарита Борисовна не встречалась с тем, чтобы кто-либо оставлял своего инфицированного супруга, ориентируясь именно на «Основы социальной концепции».

Ежедневно в России регистрируется около 150 случаев ВИЧ. Сколько людей заражается на самом деле – не может подсчитать никто. Многие, как Виктор, узнают о диагнозе случайно. Все больше людей, которые получают вирус не через иглу наркомана или в гомосексуальной связи; все больше семей, где один или оба супруга имеют диагноз «положительно». ВИЧ становится семейным вирусом, уже не считается смертельным заболеванием, хотя и продолжает ассоциироваться с грехом. Церковь учит, что следует ненавидеть сам грех и противостоять ему, но при этом не переносить чувство ненависти и отторжения на согрешившего человека, согласно святоотеческому принципу: «Ненавидь грех, но люби грешника». В концепции участия РПЦ в борьбе с распространением ВИЧ-инфекции написано: «Человек с ВИЧ/СПИДом призван обрести в Церкви дом Отчий, тихую гавань спасения и заботливую семью». Эта идея должна воплощаться в жизнь.

Более 30 ВИЧ-инфицированных исцелились после обращения к Церкви и евангельскому образу жизни. Об этом сообщил руководитель Душепопечительского центра РПЦ во имя святого Иоанна Кронштадского, доктор медицинских наук, профессор, иеромонах Анатолий (Берестов) в ходе конференции по проблеме СПИДа, организованной в четверг московским подворьем Православной Церкви в США, сообщает РИА Новости.

"Мы столкнулись с таким фактом, которому я, как врач, вначале не мог поверить. По мере воцерковления молодых людей и смены образа жизни наркомана на евангельский образ жизни у многих исчезала положительная реакция на ВИЧ. По крайней мере, я могу насчитать 30 таких случаев", – сказал иеромонах Анатолий.

По его словам, один из больных, обратившихся в центр, находился в реанимации в тяжелейшем состоянии. "Ему оставалось жить один-два дня. Но он буквально воскрес из мертвых, и сейчас это совершенно здоровый человек, который работает, активно занимается спортом, и еженедельно приходит к нам на службу и причащается", – отметил иеромонах.

"ВИЧ-инфицированные живут у нас вместе со здоровыми людьми. Еженедельно они причащаются из одной чаши. И я, как священник и как врач, свидетельствую, что с 1996 года у нас не было ни одного случая перехода ВИЧ-инфекции в так называемый "горящий СПИД", – сообщил Берестов.

Душепопечительский центр Иоанна Кронштадтского занимается реабилитацией наркозависимых, в том числе ВИЧ-инфицированных, с 1996 года. "Из четырех тысяч прошедших реабилитацию в нашем центре около 200 человек – ВИЧ-инфицированные", – отметил Берестов.

"Таким образом, активное отношение верующих к больным может не только продлевать им жизнь, но даже приводить к исцелению", – подчеркнул иеромонах.

"Миллионы людей погибают из-за того, что не знают, что может предложить им Церковь", – заключил настоятель московского подворья Православной Церкви в Америке архимандрит Закхей.

Главная защита от СПИДа – отказ от греха, считают участники международной конференции. "Одна из основных причин распространения СПИДа – это блуд. И здоровая семья – это главная защита от СПИДа", – сказала председатель комиссии по здравоохранению и охране общественного здоровья Московской думы Людмила Стебенкова.

"Ни одна Православная Церковь никогда не соглашалась с понятием "безопасный секс". Общение мужчины и женщины вне пределов брака является опасностью – телесной и духовной", – подчеркнул архимандрит Закхей.

Стебенькова сообщила, что в Москве ежегодно инфицируются 3,5 тысячи человек, ежедневно это 8 человек. Официально в столице зарегистрировано 28 тысяч ВИЧ-инфицированных. По словам депутата, московские власти разрабатывают программу пропаганды безопасного поведения, а не просто "безопасного секса".

"Церковь может вносить большой вклад в профилактику распространения ВИЧ и реабилитацию больных СПИДом", – отметил директор Агентства по международному развитию США Терри Майерс. По его словам, в мире сегодня насчитывается более 40 миллионов ВИЧ-инфицированных.

Отвечает Денис Подорожный:

Здравствуйте Слава!
Как Вы правильно заметили, Бог великий и сильный. И он делает немало чудес. Признаю - свидетельства людей, исцеленных от СПИДа или ВИЧ-инфекции, встречаются не каждый день. Но, все же, они встречаются, и я их встречал!
Хочу отметить, что подобного рода исцеления ДОЛЖНЫ быть всегда удостоверены врачами.

Часто христиане сталкиваются с искушением что-то «почувствовать», «пережить силу» и т.п., интерпретируя потом облегчение или уменьшение боли как свершившееся исцеление. После, руководствуясь радостью пережитого, они отказываются как от медикаментозного лечения, так и от реального упования на Бога. Они расслабляются в довольстве: «Все у меня теперь хорошо!». И вот тогда-то в двери и стучится беда… Они и не лечились, и не уповали. Чувства подвели!

К сожалению, такие «исцеления» также встречал не раз, поэтому всегда настаиваю, что если у человека серьезное заболевание (СПИД, ВИЧ, туберкулез, рак, диабет и т.п.), то НИ В КОЕМ СЛУЧАЕ НЕЛЬЗЯ руководствоваться чувствами! ТОЛЬКО врачи могут окончательно подтвердить, что человек действительно здоров. И, конечно же, в таком случае это будет являться чудом! А до этого времени не следует прерывать никакой курс лечения. Очень опасно!

Встречи же с людьми, РЕАЛЬНО исцеленными от СПИДА или ВИЧ инфекции, я имел, и не раз. Не скажу, что часто. Припоминаю два случая.

Одну историю исцеления от СПИДа (не ВИЧ), знаю от женщины из Средней Азии, которая оказалась вовлеченной сначала в оккультизм, затем в сатанизм, стала наркоманкой и заразилась СПИДом в тот порочный период жизни. Потом на христианской конференции она приняла Иисуса. Отреклась от всяких дьявольских вещей. Служители молились за ее освобождение. Через короткое время, она сверхъестественно получила полное освобождение от наркотической зависимости. Вскоре, когда надо было проходить очередное обследование в спец. клинике, где она была на учете, выяснилось, что у нее анализы дают отрицательные результаты на СПИД/ВИЧ. Врачи не поверили в данные и послали ее на дополнительное обследование в Республиканский центр лечения больных со СПИДом и ВИЧ-инфекцией. Но и там врачи ничего не обнаружили. Это было реальное чудо!

Другую историю слышали многие, т.к. ее транслировали в прямом эфире CNL из Одессы. Семья свидетельствовала, как Господь исцелил их ребенка от ВИЧ-инфекции, и врачи подтвердили это.

Отмечу, что исцеление было не во время эфира, а до этого, по молитвам и вере родителей и церкви. Во время эфира же они просто свидетельствовали о Божьем чуде.

Так что свидетельств о Божьих чудесах не мало. Но помните, что вера христианская зиждется не на свидетельствах и историях о чудесах, а на Слове Божьем! Иначе, если бы я сказал, что не видел никогда таких чудес, и другие так же подтвердили это, то и верить не надо? И бороться с болезнью не следует? Нет! Проигрывает тот, кто сдается!
Бог да благословит вас!

Введение

В конце XX века народы, окормляемые Русской Православной Церковью, вслед за многими странами мира, столкнулись с эпидемией инфекции вируса иммунодефицита человека (ВИЧ).

Сегодня эта эпидемия, поражающая в первую очередь молодежь и экономически активное население и требующая все больших затрат для лечения больных, является одной из наиболее серьезных угроз для стран СНГ.

Питательной средой эпидемии ВИЧ в наших странах является массовое распространение асоциальных и аморальных форм поведения: потребления инъекционных наркотиков и беспорядочных половых контактов. В то же время нередки случаи, когда заражение происходит из-за халатности медицинского персонала, в результате изнасилования, неверности супруга; растет число детей, родившихся от ВИЧ-инфицированных матерей. Заболевание, первоначально распространявшееся среди «групп риска», постепенно охватывает все более широкие слои общества.

Русская Православная Церковь в лице священнослужителей и мирян принимает участие в борьбе с эпидемией вируса иммунодефицита человека / синдрома приобретенного иммунодефицита (СПИДа) и в преодолении ее последствий.

Сознавая свою ответственность перед Богом и людьми, Церковь считает своим первоочередным долгом духовно-нравственную оценку эпидемии ВИЧ/СПИДа. Социальные и медицинские факторы и явления, способствующие формированию так называемых групп риска, являются причинами эпидемии ВИЧ лишь опосредованно и вторично. Подлинной же первопричиной и источником стремительного распространения эпидемии является достигшее невиданных прежде размеров умножение греха и беззакония, утрата обществом фундаментальных духовных ценностей, нравственных устоев и ориентиров.

Все эти разрушительные процессы свидетельствуют о тяжких духовно-нравственных недугах, поразивших общество, которые, в случае их последовательного развития, могут привести и к более масштабной катастрофе.

Церковь ясно свидетельствует, что болезни и связанные с ними страдания, в том числе переживаемое больными отчуждение и презрение со стороны окружающих, - это последствия греха, пренебрежения богозаповеданными нравственными нормами и интересами ближних. Обличая грех, Церковь, следуя примеру своего Господа, совершает служение милосердия в отношении больных. Церковь ведет работу с наркозависимыми, составляющими основную группу риска заболеваемости ВИЧ/СПИДом. В последнее время ВИЧ-инфицированные все чаще оказываются в сфере пастырского попечения приходских священников.

Призвание Церкви в ситуации эпидемии ВИЧ/СПИДа не отличается от веками исполняемого ею служения, возложенного на нее Богом. В то же время современная ситуация с эпидемией ВИЧ/СПИДа является во многих отношениях новой для Церкви и имеет свою специфику, связанную с характером заболевания, его нравственными корнями и социальными последствиями, а также с масштабом эпидемии.

Часть 1. Богословские и этические аспекты болезни

I.1. Достоинство и предназначение человека

Христианское утверждение о достоинстве человека основано на учении о сотворении мира и человека Богом, а также на учении о воплощении Сына Божия. Согласно Божественному Откровению, выраженному в Священном Писании, человек создан по образу и подобию Божию (Быт. 1. 26), что поднимает его на высочайшую ступень бытия. Ценность человека связана также с воплощением Сына Божия — Господа Иисуса Христа. Будучи единосущным Богу Отцу по божеству, Сын Божий стал единосущным нам по человечеству, во всем подобным нам кроме греха.

В святоотеческой традиции подобие принято рассматривать в том числе как задачу по реализации заложенного в человеческой природе образа Божия, то есть как уподобление Богу в праведности и святости. В православном богословии стяжание человеком подобия Божия называется также обожением, то есть достижением такого состояния, когда человеческая природа по благодати приобретает свойства божественного естества. Именно в обожении, по учению Церкви, состоит высшее предназначение каждого человека.

I.2. Грех и его последствия

Грехопадение есть духовный разрыв человека с Богом. Оно значительно ослабило возможность человека совершенствоваться согласно Божиему замыслу о нем. Произошло изменение состояния человеческой природы, затронувшее разумную, чувственную и телесную части человеческого существа. В результате греха телесному существованию человека от рождения до смерти сопутствуют болезни (Быт. 2. 17; 3. 16-19; Рим. 5. 12; 6. 16; 8. 6; 1 Кор. 15. 56; Евр. 2. 14-15; Иак. 1. 15). В болезнях проявляется власть смерти над человеком (ср. Рим. 5. 14; 1 Кор. 11. 28-32).

Будучи причиной разрыва между человеком и Богом, грех вносит разрыв и в отношения между членами человеческого общества, приводя ко все усиливающемуся взаимному отчуждению, соперничеству и вражде (Быт. 3. 12; 4; 11. 1-9).

I.3. Христос — Искупитель человека от греха, болезни и смерти

«Бог не сотворил смерти» (Прем. 1. 13). Он создал человека не для того, чтобы дать ему умереть (Иез. 18. 32), но чтобы он жил (Прем. 1. 13 сл.; 2. 23). Хотя человек сотворен не бессмертным по природе, он призван Богом к вечной жизни, которая возможна только как пребывание человека в общении с Ним.

Согласно учению Церкви, Сам Бог приходит на помощь человеку, ставшему пленником греховных страстей и, как следствие, смерти. Сын Божий становится Сыном Человеческим. Христос побеждает грех и дает спасение от него (Мф. 9. 13; Лк. 5. 8). Сделавшись за нас «грехом» (2 Кор. 5. 21) и «проклятием», которые навлечены грехом, Христос «искупил нас от клятвы закона» (Гал. 3. 13).

Исцеление от болезней, очищение от греха, избавление от страданий и смерти — суть плоды победы Христа над «князем мира сего», «имеющим державу смерти» (Ин. 12. 31; Евр. 2. 14; Откр. 7. 13 сл.). И хотя после пришествия Спасителя болезнь не исчезает с лица земли, Божественная сила, которая ее в конце концов победит, уже действует на земле. Чудеса исцелений предвозвещают состояние совершенства, которое человечество обретет окончательно в Царствии Божием. Смерть и воскресение Господа Иисуса Христа открывают путь каждому человеку к победе над грехом и к обретению вечного спасения от смерти.

I.4. Христианское отношение к болезни и врачеванию

«Попечение о человеческом здоровье — душевном и телесном — искони является заботой Церкви», — говорится в Основах социальной концепции Русской Православной Церкви. — При этом Церковь всегда помнит библейские слова о том, что «от Вышнего врачевание» (Сир. 38. 2)».

Болезнь и страдание не только имеют негативное значение, но могут стать противоядием греху. Страдания подвигают христианина к духовному переосмыслению жизни. Болезнь может научить человека соучастию в страданиях другого, возбудить в нем чувство солидарности, единства судьбы человеческого рода и обратить его взор к Богу как Небесному Отцу. Болезнь напоминает человеку о его смертности, однако для христианина смерть - не только последний враг; она связана с упованием на посмертное соединение с Богом, основанием чего является пасхальная вера в воскресшего из мертвых Христа, Победителя смерти.

Православное Предание не рассматривает болезнь и страдания как «плату» за наши грехи. Страдания являются следствием греховности человека и попускаются Богом, но они не обязательны для достижения спасения, ибо грех преодолевается покаянием и исполнением заповедей Божиих.

Святые отцы не считают возможным установить однозначную связь болезни с тем или иным личным грехом человека. Так, преподобный Марк Подвижник говорит: «Не думай, что всякая скорбь находит на людей за грехи». Предостерегает от поспешных выводов о причинах болезней и святитель Иоанн Златоуст: «Есть много людей неразумных, которые из несчастий другого обыкновенно выводят дурное заключение о его жизни. Так было и с Иовом. Не зная за ним ничего худого, говорили ему: по грехам твоим ты еще мало наказан (Иов. 33. 27)». Такова же позиция в этом вопросе и святителя Филарета Московского: «Кто может измерить глубину, исследовать пути Божиих судеб? Кто решится каждого больного признать осужденным и всякую болезнь вывеской виновности?»

I.5. Больные и Церковь

Люди, страдающие от различных заболеваний, в том числе тяжелых и неизлечимых, являются предметом особой заботы Церкви. Церковь совершает ежедневные соборные молитвы о даровании болящим здравия и спасения.

Евангелие призывает человека не просто к состраданию другому, но к деятельному проявлению любви, которое должно выражаться в трудах милосердия, в духовной и материальной поддержке нуждающихся.
В отношении к страданию, к отторгнутому человеку любовь Христова издревле являла себя как высшая духовная сила, действия которой не следуют мирским установлениям, но могут побеждать мир и нести спасение обреченным. Праведники и святые Церкви, встречаясь со страждущими, отчаявшимися, пребывающими на краю смерти людьми, проявляли не просто милосердие и сочувствие, но любовь преизбыточествующую. Эта любовь изливается и на тех страждущих, которые оказались презренными и отверженными, изгоями, на тех, кого социальная мораль считает недостойными сострадания. Участие и любовь к прокаженным, к наказанным преступникам, к людям, от которых все с презрением или ужасом отвернулись, — исконно христианская, евангельская добродетель. Ибо Спаситель Христос «пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию» (Мф. 9. 13).

Образ Божий в человеке неуничтожим даже в состоянии греха и отпадения от Бога. Чужой грех не может служить причиной для превозношения или презрения. Церковь учит, что следует ненавидеть сам грех и противостоять ему, но при этом не переносить чувство ненависти и отторжения на согрешившего человека, согласно святоотеческому принципу: «Ненавидь грех, но люби грешника».

В ситуации эпидемии ВИЧ/СПИДа священнослужители и миряне должны сделать все возможное для того, чтобы попытки людей, живущих с ВИЧ/СПИДом, прийти в Церковь не были встречены холодом равнодушия, а тем более презрения и осуждения. Человек с ВИЧ/СПИДом призван обрести в Церкви дом Отчий, тихую гавань спасения и заботливую семью.

В современном обществе, где часто культивируются жестокость и ненависть по отношению к другому, поощряется борьба с другими людьми за обретение высокого социального статуса и присвоение максимума материальных благ, Церковь должна проповедовать словом и проявлять на деле свою веру и убежденность в том, что сострадание, милосердие, жертвенная любовь к другому человеку являются универсальной и абсолютной этической ценностью.

Часть II. Задачи по организации церковной работы с людьми, живущими с ВИЧ/СПИДом, и их близкими

II.1. Приходской уровень

Роль и задачи пастыря

а) Строение Тайн Божиих

Священническое служение — это прежде всего строение Таин Христовых, то есть постоянное созидание и укрепление Церкви посредством богоустановленных Таинств и иных священнодействий. Сама Церковь есть таинство в глубочайшем и всеобъемлющем смысле слова, и центром ее сакраментальной жизни является Святейшая Евхаристия. Служение слова и пастырская забота о прихожанах имеют целью достойное участие верных в Евхаристии, через которую они вступают в общение с Богом, «составляя одно тело во Христе» (Рим. 12. 5).

Тем, кто уверовал во Христа и очищен Таинством Покаяния, не может быть возбранен вход в Царство; в том числе и ВИЧ-инфицированный не может быть отлучаем от участия в Таинстве Евхаристии.
Это же касается и других Таинств. Люди, живущие с ВИЧ/СПИДом, которые во дни своей болезни открывают свое сердце вере во Христа и, если не крещены, искренне желают принять Таинство Крещения, должны быть с любовью принимаемы в церковное общение, равно как и те, кто, будучи крещены, не жили прежде церковной жизнью, но желают, принеся покаяние Богу, воссоединиться с Церковью.

Важной задачей пастыря является содействие включению людей, живущих с ВИЧ/СПИДом, в приходскую жизнь, которое должно начинаться с их вхождения в молитвенный и литургический ритм прихода. При решении вопроса о безопасности для других членов общины участия в церковных Таинствах людей, живущих с ВИЧ/СПИДом, следует руководствоваться следующим.

С медицинской точки зрения (при условии отсутствия у больного открытых кровоточащих ран) нет препятствий для совершения Таинства Крещения над ВИЧ-инфицированным в приходском баптистерии. Также нет препятствий для совершения над такими больными Таинств Миропомазания и Елеосвящения. То же самое справедливо относительно причащения ВИЧ-инфицированных, а также целования ими икон и иных святынь.
С уважением относясь к медицинским рекомендациям, верующие помнят, что Крещение — это не «прием общей ванны», но церковное Таинство, и вода для его совершения освящается. То же касается и прикосновения верующих к святыням, и прежде всего приобщения высочайшей Святыни — Тела и Крови Христовых. По глубочайшему убеждению многих поколений верующих, передача инфекции через лжицу, погружаемую в истинную Кровь Христову, невозможна.

Одной из форм духовной помощи членам прихода, живущим с ВИЧ/СПИДом, могут стать особые молебны об их здравии, а также включение особых прошений о них в сугубую ектению. В ряде приходов Русской Православной Церкви уже в течение ряда лет существует традиция совершения специальных ежемесячных молебнов о здравии людей, живущих с ВИЧ/СПИДом.

б) Церковная проповедь

При рукоположении в священный сан пастырю подается дар свидетельствовать от полноты церковного Предания. Священник призван к постоянной проповеди Слова Божия и истолкованию Евангелия в применении к жизни общины и каждого христианина. Церковная проповедь должна быть обращена к нуждам и проблемам сегодняшнего мира и человека, разрешать которые следует в свете Божественного Откровения и учения Церкви.

Ситуация с эпидемией ВИЧ/СПИДа, причины ее распространения, а также отношение общества к больным ВИЧ/СПИДом должны побуждать священнослужителей чаще обращаться к данной теме на проповеди. При этом, всемерно обличая грех и бездуховность, являющиеся подлинным источником распространения эпидемии, одновременно следует настаивать на святоотеческом принципе «ненавидь грех, но люби грешника», обличая фарисейство и греховный навык осуждения других.

Непременным элементом проповеди священника должно быть обращение к верующим призыва Спасителя о деятельной любви к ближним, в первую очередь к больным, нуждающимся, заключенным, отверженным.

в) Пастырское душепопечение о лицах, живущих с ВИЧ/СПИДом

Важнейшим основанием и принципом пастырского душепопечения является сострадательная, жертвенная любовь пастыря к своим пасомым. При этом излюбленным святоотеческим образом пастырства является деятельность врача (см. Св. Григорий Богослов, III Слово). «Врачевание» души должно осуществляться с учетом индивидуальных особенностей тех, кто нуждается в таком врачевании.

Следует помнить, что существует большое разнообразие способов заражения и ситуаций, в которых обратившийся к священнику человек с ВИЧ/СПИДом мог заразиться. ВИЧ-инфицированный может оказаться вовсе не закоренелым грешником. Священник должен относиться к ВИЧ-инфицированному как к любому другому человеку, страдающему каким-либо серьезным заболеванием.

Человек, живущий с ВИЧ, испытывает чрезвычайную психологическую нагрузку, особенно трудно переносимую в первое время после получения известия о своем положительном ВИЧ-статусе. Это психологическое бремя усиливается рядом иных обстоятельств — отвержением со стороны общества, утратой смысла жизни, чувством страха. Пастырь должен проявлять максимальное внимание к обратившемуся человеку с ВИЧ/СПИДом. Прежде всего важно помочь ему преодолеть отчаяние и обрести надежду. Главная же задача пастыря при общении с ВИЧ-инфицированным — дать ему возможность обрести подлинный смысл жизни, встретиться со Христом.

Священник должен призывать человека, живущего с ВИЧ/СПИДом, ответственно относиться к самому себе и к своим близким. В отношении самого себя больному следует заниматься лечением и вести здоровый образ жизни, в отношении близких - делать все возможное для предотвращения их заражения. Больной также может принести пользу обществу, в частности, помогая тем ВИЧ-инфицированным, которые нуждаются в поддержке, чтобы справиться с психологической нагрузкой и отчаянием.

Для священника, окормляющего людей, живущих с ВИЧ/СПИДом, будет полезным знание особенностей протекания болезни, специфики лечения и его доступности, методов преодоления трудностей, связанных с социальной адаптацией.

г) Пастырское попечение вне прихода

Священнику следует уделять внимание посещению ВИЧ-инфицированных на дому, в больнице, в хосписе — особенно больных, находящихся в терминальной стадии. Большое значение будет иметь наличие у священника опыта пастырской заботы об умирающих, особенно недостаточно воцерковленных. В силу особенностей распространения ВИЧ/СПИДа в России, в терминальной стадии могут находиться люди молодого возраста, многие с опытом употребления наркотических веществ.

В случае инфицирования и смерти обоих супругов может возникнуть вопрос о дальнейшей судьбе детей и близких, находящихся на их иждивении, что может потребовать той или иной помощи со стороны прихода.
Важна пастырская работа священника с ВИЧ-инфицированными в тюрьмах. В связи с высокой степенью распространенности наркозависимости и ВИЧ-инфекции среди заключенных, большое значение приобретает подготовленность священника для работы с данной категорией лиц.

д) Вопросы семейной этики в пастырском попечении о лицах, живущих с ВИЧ/СПИДом

Факт обнаружения ВИЧ-инфекции у одного или обоих супругов, как правило, оказывается серьезным испытанием для семьи. Такие случаи требуют особого пастырского внимания и такта.
Особый случай — вопрос о вступлении в брак лиц, из которых одно ВИЧ-инфицировано, а другое об этом информировано и желает вступления в такой брак. Оба будущих супруга, в случае решимости вступить в брак, должны ясно понимать, что существует риск заражения супруга (супруги) и будущих детей. Пастырю в этой ситуации следует сделать все возможное, чтобы такое решение не было лишь результатом временной эмоциональной реакции: оно должно быть взвешенным, ответственным, духовно и нравственно мотивированным.

Вместе с тем современные профилактические и терапевтические методы снижают риск передачи ВИЧ-инфекции от матери ребенку, что открывает возможность рождения здоровых детей в семьях, где один или оба супруга ВИЧ-инфицированы. В таких ситуациях следует рекомендовать супругам обязательное наблюдение у врача.

Диаконическая (церковно-социальная) работа с людьми, живущими с ВИЧ/СПИДом

Там, где это необходимо и возможно, на приходах следует создавать службы оказания духовной и психологической помощи людям, живущим с ВИЧ/СПИДом, и их близким. В работе этих служб должны участвовать специально обученные миряне и священнослужители. В приходах могут быть созданы телефоны доверия для оказания духовной и психологической поддержки специалистами из числа мирян и священнослужителей.

Приходские патронажные службы, окормляющие больных и престарелых в больницах и на дому, могут осуществлять уход и за ВИЧ-инфицированными. Сестры милосердия и иные специалисты, работающие в хосписах, также могут оказывать помощь людям, живущим с ВИЧ/СПИДом. Миряне, участвующие в тюремном служении, могут оказывать психологическую и духовную поддержку ВИЧ-инфицированным, находящимся в местах лишения свободы. Важным направлением работы является реабилитация ВИЧ-инфицированных наркозависимых. Для этого могут создаваться специальные реабилитационные программы и центры, действующие при приходах и монастырях.

Все эти виды служения в отношении людей, живущих с ВИЧ/СПИДом, и их близких требуют специальной подготовки и обучения. Важное значение в приходской диаконии имеет вовлечение ВИЧ-инфицированных в активную социальную и иную приходскую работу, включение их в жизнь прихода.

Образование и катехизация на приходском уровне

Священнослужитель на приходе должен вести разъяснительную работу в отношении ВИЧ-инфекции и лиц, живущих с ВИЧ/СПИДом, сообщая прихожанам объективную и достоверную информацию. Эту работу следует вести как среди взрослых прихожан, так и среди детей. Образовательная и воспитательная работа с детьми в отношении ВИЧ-инфекции может проводиться в рамках приходских воскресных школ, специализированных приходских детских и молодежных программ, летних лагерей. Основная цель этой работы — воспитание в духе христианских нравственных принципов, усвоив которые, дети смогут самостоятельно и ответственно контролировать свое поведение. Образовательная и воспитательная работа на приходе должна учитывать те опасности, с которыми сталкивается современная молодежь, и учить противостоять им. Следует с раннего возраста воспитывать детей в духе семейных ценностей, супружеской верности и целомудрия, милосердия и сострадания, отвержения наркотиков и других греховных искушений.

II.2. Монастыри

В силу организации и внутреннего уклада жизни монастыри предоставляют хорошую возможность для реабилитации лиц, живущих с ВИЧ/СПИДом. Поэтому при монастырях целесообразно создание центров реабилитации ВИЧ-инфицированных. В подобные центры для наркозависимых целесообразно принимать людей, живущих с ВИЧ/СПИДом.

II.3. Специализированные церковные организации

Полезно создание специализированных церковных организаций по оказанию различной помощи ВИЧ-инфицированным и их близким. Эти структуры могут взять на себя также задачу обучения приходских диаконических тружеников работе с людьми, живущими с ВИЧ/СПИДом. Работа с ВИЧ-инфицированными может вестись и на базе существующих церковных организаций, например. душепопечительских центров по реабилитации наркозависимых, уже действующих в ряде городов. При таких центрах могут создаваться специализированные подразделения по духовно-психологической реабилитации ВИЧ-инфицированных, организации паллиативного ухода за больными на дому.

II.4. Епархиальный уровень

Социальным отделам епархий Русской Православной Церкви следует включить в сферу своей деятельности работу с людьми, живущими с ВИЧ/СПИДом, координируя и поддерживая эту деятельность на приходах, в сестричествах и братствах, в монастырях и специализированных церковных организациях.
Необходимо вести разъяснительную работу среди священнослужителей в отношении ВИЧ, о необходимости и способах оказания поддержки ВИЧ-инфицированным, особенностях литургической практики и душепопечения в отношении таких людей.

Епархиальные пастырские совещания

Вопрос пастырского попечения о ВИЧ-инфицированных и весь комплекс связанных с этим проблем должен стать предметом обсуждения и изучения на епархиальных пастырских совещаниях — от получения объективной научной информации о ВИЧ-инфекции, путях заражения и профилактики, психологических особенностях ВИЧ-инфицированных, и до анализа накопленного опыта разрешения сложных нравственных, пастырских и церковно-практических вопросов.

Епархиальные пастырские совещания могут стать инструментом налаживания сотрудничества приходов в организации совместных диаконических инициатив в помощь людям, живущим с ВИЧ/СПИДом, и их близким.

Курсы по подготовке пастырей и мирян для работы с людьми, живущими с ВИЧ/СПИДом

Важное значение в организации участия Церкви в борьбе с распространением эпидемии ВИЧ/СПИДа имеет специальная подготовка и переподготовка как будущих, так и уже несущих свое церковное послушание священнослужителей.

В связи с этим следует считать необходимым в рамках учебного процесса в Духовных школах чтение специальных курсов и проведение иных образовательных мероприятий по различным аспектам пастырского попечения о людях, живущих с ВИЧ/СПИДом. Также следует считать целесообразным проведение регулярных епархиальных, межъепархиальных, общецерковных пастырских курсов для священнослужителей, где они могли бы получать необходимые сведения о болезни ВИЧ/СПИД, о принципах и методах пастырского попечения о ВИЧ-инфицированных. Следует считать полезной организацию диаконической подготовки мирян для служения милосердия и заботы о людях, живущих с ВИЧ/СПИДом.

Координация и информация

Для эффективной работы по оказанию помощи людям, живущим с ВИЧ/СПИДом, необходима координация соответствующих инициатив как на епархиальном, так и на общецерковном уровне, а также обмен различной, в том числе методической, правовой и медико-психологической информацией между ними.

II.5. Общецерковный уровень

Социальная и образовательно-воспитательная деятельность Церкви по противодействию распространению эпидемии ВИЧ/СПИДа, а также по пастырской и диаконической работе с ВИЧ-инфицированными, осуществляемая в епархиях и в специализированных церковных организациях, должна координироваться на общецерковном уровне. Это позволит обеспечить единые подходы к решению сложных канонических и пастырских проблем, способствовать выработке общецерковной позиции во взаимоотношениях со светскими организациями, охватывать вопросы обеспечения информационной и методической базы для организации тех или иных форм помощи ВИЧ-инфицированным, обучения священнослужителей и мирян.

Часть III. Сотрудничество с государством и обществом

III.1. Взаимодействие в деле нравственного воспитания

Основным средством противодействия распространению эпидемии ВИЧ/СПИДа является укрепление духовных и нравственных норм в обществе, реализуемое посредством духовного воспитания.

Церковь и воспитание подрастающего поколения

Русская Православная Церковь традиционно играла ключевую роль в деле воспитания нравственности, патриотизма, гражданственности и социальной ответственности молодежи, содействуя утверждению в обществе ценностей духовно-нравственного ряда. И в современных условиях Церковь способна авторитетно и ясно говорить молодежи о сложных вопросах этико-экзистенциального и ценностно-смысложизненного характера, тем самым всемерно содействуя укреплению нравственного и физического здоровья нации.

Церковь открыта к сотрудничеству с государством и обществом в сфере духовно-нравственного воспитания и образования детей и молодежи; развития образовательной и просветительской работы по профилактике ВИЧ и наркомании среди детей и подростков; созданию церковных и совместных с общественными и государственными организациями образовательных и обучающих программ по профилактике ВИЧ/СПИДа.

При этом Русская Православная Церковь считает необходимым выступать против упрощенческих схем, когда так называемое сексуальное просвещение воспринимается как панацея от всех бед, единственное средство воспитания и образования молодежи в вопросах профилактики СПИДа. Церковь не считает возможным сотрудничество с теми общественными силами, которые, эксплуатируя тему СПИДа и ВИЧ-инфекции, отстаивают образ жизни, поведенческие нормы и этические взгляды, неприемлемые для христианской морали. Подобная принципиальная позиция не исключает готовности Церкви к открытому диалогу по всему спектру сложных аксиологических, медицинских, социальных проблем, возникающих в контексте проблематики ВИЧ/СПИДа.

Церковь и СМИ

Учитывая особую значимость средств массовой информации в деле формирования общественной нравственности в условиях информационного общества, Церковь полагает целесообразным свое активное участие в деятельности СМИ — самостоятельно или в сотрудничестве с общественными организациями и государственными структурами (см. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви, гл. XV).
Современные тенденции развития политики СМИ не способствуют укреплению общественной нравственности. Так, современное телевидение, благодаря бесчисленным фильмам и программам, пронизанным культом насилия, вседозволенностью, безнравственностью, распущенностью, несет немалую долю ответственности за разрушение нравственных устоев общества.

Средства массовой информации, в первую очередь телевидение, могли бы стать важным средством борьбы с распространением ВИЧ/СПИДа. Но при этом информационные кампании по профилактике ВИЧ/СПИДа и наркомании не смогут быть эффективными, оставаясь вне твердых этических оснований. Должна быть указана реальная альтернатива наркотикам, пороку, бездуховности. Усилия государства, общества и Церкви должны быть совместными при формировании государственной информационной политики, направленной на пропаганду твердых духовно-нравственных ориентиров, личной и социальной ответственности. Немалую пользу в деле нравственного просвещения может принести такое средство коммуникации и информации, как интернет, являющийся для многих людей постоянной средой общения, получения знаний и информации.

III.2. Диакония и социальное служение

Важнейшими направлениями работы Церкви по предотвращению распространения ВИЧ/СПИДа и заботы о ВИЧ-инфицированных в сфере социальной деятельности, где возможно сотрудничество с общественными организациями и государственными структурами, являются:

создание церковной анти-СПИД сети, призванной осуществлять координацию православных инициатив в сфере профилактики и борьбы со СПИДом;

поддержка церковно-общественных проектов на местах по созданию консультационных служб и телефонов доверия по проблемам ВИЧ/СПИДа;

содействие социальной реабилитации и защите прав людей, живущих с ВИЧ/СПИДом;

правовая консультация ВИЧ-инфицированных и их близких;

психологическая помощь людям, живущим с ВИЧ/СПИДом (в медицинских учреждениях — больницах, клиниках, роддомах, в местах заключения и так далее), а также их близким;

уход за детьми-сиротами, рожденными от ВИЧ-инфицированных матерей;

патронаж и уход за ВИЧ-инфицированными детьми-сиротами;

патронаж и уход за взрослыми ВИЧ-инфицированными, в том числе в терминальной стадии;

работа в заведениях пенитенциарной системы, в том числе с ВИЧ-инфицированными заключенными.

Эффективная церковная работа невозможна без организации системы подготовки и переподготовки священнослужителей, а также церковных социальных работников, занимающихся проблемами СПИДа. Учитывая медицинскую и социальную специфику эпидемии, целесообразно также сотрудничество Церкви в данной сфере с государственными и общественными организациями.

Основными направлениями в этой сфере являются:

медико-психологическая подготовка священнослужителей, призванных духовно окормлять людей, живущих с ВИЧ/СПИДом (в том числе в условиях пенитенциарной системы);

подготовка социальных работников (например, патронажных сестер) и консультантов (телефоны доверия, консультационные центры) для работы с ВИЧ-инфицированными и их близкими;

проведение семинаров, круглых столов, тренингов и прочих методических, образовательных и просветительских мероприятий, посвященных различным проблемам профилактики и борьбы со СПИДом;

издание методических пособий для священнослужителей и церковных социальных работников, работающих с ВИЧ-инфицированными и их близкими, осуществляющих патронаж и уход за больными с ВИЧ/СПИДом;

консультирование по методам православного социального служения в сфере профилактики и борьбы со СПИДом.

III.3 Социальное партнерство Церкви и государства

Необходимым условием эффективной борьбы с распространением эпидемии ВИЧ/СПИДа должно стать социальное партнерство Церкви, государства и общества.

В сфере церковно-государственного сотрудничества в данной работе Русская Православная Церковь признает приоритетным сотрудничество с федеральными и региональными министерствами, ведомствами и другими организациями, их структурными подразделениями как в соответствии с ранее подписанными соглашениями, так и исходя из вновь достигаемых договоренностей. Развивая социальное служение в сфере профилактики и борьбы со СПИДом, Русская Православная Церковь считает необходимым свое участие в работе межведомственных и межсекторальных советов и комитетов по выработке и реализации государственной политики по вопросам ВИЧ/СПИДа, в том числе в деятельности Консультативного совета по ВИЧ/СПИДу Российской Федерации.

Соблюдать постные дни недели.

Предметы, необходимые для проведения обряда.

Иконы – «Святая Троица», «Господь в терновом венце», «Господь Вседержатель».

Свечи – 3 шт. в подсвечниках, большая свеча пациента.

1. Положите пациента на кровать.

2. На стол поставьте иконы в ряд или треугольником.

3. Перед иконами зажгите 3 большие церковные свечи и свечу пациента.

4. Перекреститесь 3 раза, и трижды произнесите:

Господи Иисусе Христе, помилуй мя, грешную рабу Твою (ваше имя), и исцели рабу Твою (имя клиента) от болезни …(указать заболевание клиента или несколько заболеваний).

1) Молитва Господня – 1 раз,

2) Иисусова молитва – 3 раза,

Читаем эти две молитвы 40 раз…

3) Символ веры – 1 раз.

Во время чтения молитв в уме держим следующее: каждая пораженная болезнью клеточка постепенно приходит в норму, слова молитвы омывают ее, смывая все болезни. Постарайтесь вспомнить то счастливое состояние души, когда вы были молоды и здоровы, а походка легкой, душа пела от счастья).

Отче наш. Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукавого. Яко Твое есть Царство и Сила и Слава во веки. Аминь.

Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, молитв ралли Пречистая Твоея Матерее и всех святых, помилуй нас. Аминь.

Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе.

Верую во единого Бога Отца, Вседержателя, Творца неба и земли, видимым же всем и невидимым. И во единого Господа Иисуса Христа, Сына Божиего, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век; Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рождена, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша. Нас ради человек и нашего ради сасения сшедшаго с небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы вочеловечшас. Распятаго же за ны при Пантийетем Пилате, и страдавша, и погребена, и воскресшаго в третий день по Писанием. И восшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца. И паки грядущаго со славою судите живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца. И в Духа Святаго, Господа Животворящего, Иже от Отца исходящаго, иже со Отцом и Сыном споклоняема и сславима, глаголавшаго пророки. Во едину Святца, Соборную и Апостольскую Церковь. Исповедую едино крещение во оставление грехов. Чаю воскресение мертвых и жизни будущаго века. Аминь.

— Закончив чтение молитвенного свода, поблагодарите Господа так же, как вы обращались к Нему за помощью.

— Обряд исцеления Иисусовой молитвой используют ежедневно, или через день, или через три дня, в зависимости от тяжести заболевания. Обряд завершают при полном исцелении.

снятие крадников. разрыв кровных связей. отливки воском только по предварительной записи.

www.bagiramagic.com

Православные иконы и молитвы

Информационный сайт про иконы, молитвы, православные традиции.

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться Вас на нашу группу Вконтакте Молитвы на каждый день.

Здоровье у каждого человека разное. Есть богатыри, которые никогда в своей жизни не болели. А есть люди, которые уже не помнят тех моментов, когда все было хорошо. У каждого разная судьба. Но зачастую очень много людей прибегает к молитвенным обращениям лишь тогда, когда уже наступило жизненное несчастье и уже ничего не помогает.

Так часто случается, когда в доме появляется страшный недуг. Страх за будущее, за свою семью, за близких заставляет человека посетить церковь и обратиться к исцеляющим молитвам.

Почему неверующие сразу разочаровываются в Боге

Многие люди, особенно неверующие, полагают, что единожды прочитав обращение к Богу, они сразу исцелятся от всех болезней, их беды уйдут и все будет хорошо. Но этого не будет. Истинная вера подкрепляется временем. Нужно ежедневно молиться, регулярно посещать церковь, благодарить Бога за радости, которые происходят в вашей жизни.

Если больной не поменяет в своей жизни отношение к Богу, то ни одна молитва (любой религии) не поможет ему. К тому же мало только стремится узнать Господа, мало знать суть заповедей. Каждому человеку нужно еще верить, каяться в совершенных грехах и просить прощения у всех.

Помните, что молитва это не волшебная таблетка или магическое заклинание, которое помогает вмиг. Православная исцеляющая молитва поможет лишь в том случае, если человек полностью очистится от всего дурного и плохого, вложит сердце в слова молитвословия и покается в грехах.

Исцеляющие молитвы от всех болезней

Возможно ли исцелиться святой молитвой. Исцеление молитвенным обращением возможно и реально. Если вас или ваших близких поразила болезнь, вам необходимо постоянно читать молитвенное прошение к Святым или Богу. Когда человек постоянно обращается к Небесным силам, его слышат первым всегда. Так можно изменить состояние своего тела и души.

Помните, что при болезни, каждый человек должен вкладывать всю душу и веру, говорить от чистого сердца. Избавьте душу от грехов, очистите мысли от всего плохого, что вас окружает, причаститесь к церкви и Господь поможет вам.

Чудотворные исцеляющие молитвы и иконы

Сегодня существует огромное количество разнообразных икон, которые прославились своей чудотворной силой. Самые популярные из них:

  • Все иконы Пресвятой Богородицы (Нечаянная Радость, Скоропослушница, Утоли мои печали, Споручница грешных, Милующая, Умягчение злых сердец и т.д.);
  • Икона святого Пантелеймона;
  • Икона “Умиление Серафима Саровского”;
  • Икона Матроны Московской;
  • Икона Святому Луке.

На сегодняшний день даже врачи могут подтвердить чудодейственную силу православной веры в Бога. Она поставила на ноги не одного больного. По мнению многих медиков, искреннее молитвословие способствует легкому и стремительному выздоровлению, поднятию морального духа больного.

Читайте молитвы не только в церкви, но и дома, на работе, в голос и про себя. Молитесь о себе и о родных людях.

Самая популярная исцеляющая молитва Пантелеймону звучит так:

Святый великомучениче и целебниче Пантелеймоне! Моли Бога о нас (имена) и не допусти долее оставаться в нас болезням, коими болим душею и телом! Исцели те язвы и струпы, кои причинены нам страстями нашими. Болим мы леностию и расслаблением — исцели ны. Болим влечением и пристрастием к земным предметам — исцели ны.

Болим, о святый Пантелеймоне! Болим забывчивостию: о деле спасения, о наших грехах и немощах, о наших обязанностях — исцели ны. Болим злопомнением, гневливостию, ненавистничеством — исцели, о целебниче Свято-Афонский и всемирный. Болим зависитию, гордостию, надменностию, превозношением, при всей скудости и непотребстве — исцели ны.

Болим многими и разными припадками плотоугодия: чревоизлишеством, невоздержанностию, многоядением, сластолюбием — исцели ны. Болим сонливостию, многословием, празднословием, осудливостью — исцели ны, о святый Пантелеймоне! Болят наши очи греховными воззрениями, болят наши уши слушанием пустословия, злоречия, наветов — исцели ны.

Болят руки нерасположением к молитвенному воздеянию и к подаянию милостыни — исцели ны. Болят наши ноги нежеланием поспешно идти в храм Господень и стремлением к хождениям по стогнам и к посещениям домов мирских — исцели ны.

Болит, зело болит язык наш, уста наши: пустословием, празднословием, злоречием, отвращаясь от молитвословий и славословий, или произнося их небрежно, рассеянно, без внимания, без понятия — исцели ны, о милостиве!

От главы до ног болим мы: болит в нас разум непонятливостию, неразумностию и безумием; болит в нас воля, отвращаясь от святых занятий и стремясь к делам вредным и богопротивным; болит в нас память, забывшая наши прегрешения и содержа в себе неутратно согрешения и оскорбления ближних наших; болит в нас воображение, не умея и не желая живо представить нам нашу смерть, вечную муку грешных, блага Царствия Небесного, Божий гнев, крестные страдания Христовы, Его распятие — исцели ны, о святый Пантелеймоне!

Все в нас болит. Немоществует и душа наша вся со всеми ее силами и способностями. Немоществует и тело наше все со всеми его членами. Исцели ны, о святый Пантелеймоне, Целебниче безмездный и любвеобильный Врачеватель, слуга Пресвятыя Богородицы, и не оставь наше окаянство в толицех недугах и в толицей немощи: да исцелясь твоею благодатию, прославлю Пресвятую Троицу, Отца и Сына и Святаго Духа и Пресвятую Богородицу, тебе на служение болящим посылающую, и возблагодарю твою, о святый Пантелеймоне, цельбоносную святыню во веки. Аминь

Пусть хранит Вас Господь!

Смотрите видео об исцелении болящего, обращенная к Господу Богу:

ikona-i-molitva.info

Исцеление от ВИЧ – подробности о том, как произошло чудо, смотрите в программе «Исцеление – хлеб детей»

– Повезло же! – наверняка подумает кто-то, рассматривая фотографии семьи Красноперовых. – Молодые, красивые…

– Счастливые! – скажет еще кто-нибудь, вглядываясь в лица. И будет прав, потому что и сами супруги в этом уверены.

– Я очень счастлив! – признается Евгений, глава семьи и герой нашей истории. – Считаю, что двигаюсь в правильном направлении, служу в команде великого человека – епископа Дмитрия Макаренко, у меня есть семья, любимое дело…

У Евгения есть все, о чем он мечтал. Он доволен своими достижениями и имеет амбициозные планы на будущее. Сегодня он счастлив. Но был в его жизни период, когда судьба вынесла ему смертный приговор.

Парню было всего 19, когда он узнал, что ВИЧ-инфицирован. Это произошло после четырех лет употребления наркотиков…

– Меня эта новость оглушила, – такими были первые эмоции парня, когда пришли результаты анализов. – Но у меня получилось собраться с мыслями, и я решил, что если это теперь у меня есть, то надо с этим как-то жить…

Евгений не афишировал свою проблему. О болезни не знал никто, кроме мамы. Она и предложила сыну сдать анализы и потом, получив результаты, не осудила. Старалась поддерживать…

– У меня чувство такое всегда было внутри, что что-то должно произойти, и этого не будет, – вспоминает Евгений свои переживания того времени. – Где-то глубоко внутри у меня была уверенность, что этого не будет…

Но то ли внутренние убеждения оказались не слишком сильными, то ли вердикт врачей не испугал парня. Так что еще четыре года он убивал себя наркотиками.

И только в 2006-м Евгений приехал на реабилитацию в один из христианских центров реабилитации в России. Там покаялся. Стал слушать истории людей о том, что Бог исцеляет. И в тот момент, он уверен, его внутренняя надежда превратилась в реальную веру!

– Сейчас это и случится! Бог меня исцелит! – так самоотверженно парень стал верить, что Бог совершит чудо в его жизни.

И однажды действительно чудо произошло!

– Антитела на ВИЧ не обнаружены, – так сказал парню врач, получив на руки его анализы.

Но прежде чем это случилось, прошло еще несколько лет. Несколько лет непрекращающейся веры в победу над болезнью.

– Я хотел этого чуда! Я делал все, чтобы чудо притянуть в мою жизнь. Как это произошло? Я не знаю. Я выходил на все молитвы. Я смотрел все проповеди. Я всегда этого искал.

Епископ Дмитрий Макаренко сыграл важную роль в исцелении Евгения от ВИЧ.

– Я видел его проповеди, и меня вдохновляло его дерзновение в вере в исцеление. Это всегда будоражило меня. Всегда было для меня примером.

И как только появилась возможность, Евгений приехал на служение с пастором Дмитрием Макаренко.

– Я помню, он тогда проповедовал, а потом вдруг остановил служение и сказал: «У кого ВИЧ – выбегайте к сцене для молитвы!» Я не вышел. Но уже после служения мне кто-то сказал: «Пусть он помолится за тебя». И он молился какое-то время. Я помню, такая сила Божья сошла на меня, что я даже не мог стоять на ногах…

А через непродолжительный период времени, в 2008-м году, парень сдал анализы, которые и подтвердили то, во что он так сильно верил.

– Я верил, что исцелен. Но не сдавал анализы. Я ждал определенного случая. И когда уже должен был услышать, что скажут врачи, конечно, был страх, было волнение, но в справке было написано: «Антитела на ВИЧ не обнаружены». И это подтвердило то, что было в моем сердце.

Сегодня Евгений может с уверенностью сказать, что не зря верил Богу и когда боролся с болезнью, и когда появилась семья и жена забеременела. А ей необходимо было несколько раз сдавать тест на ВИЧ.

– Конечно, я переживал, – признается он. – Но все четко.

У Евгения растет прекрасный совершенно здоровый сын. И этот факт вдохновляет его еще больше продолжать верить…

– То, что советуют врачи, надо делать. Но единственное, что может сделать медицина, это назначить заместительную терапию. А человеку, который хочет получить чудо, нельзя сдаваться, нельзя опускать руки. Потому что Слово Божье больше всего этого… И потому что Бог – верный!

Сегодня вечером, 8 апреля 2015 года, Евгений Красноперов в студии телепрограммы «Исцеление – хлеб детей» поделится всеми подробностями своего исцеления. Присылайте свои вопросы к гостю, и они будут озвучены во время эфира. А также присылайте на адрес студии свои просьбы о молитве за вас для епископа Дмитрия Макаренко. В завершении прямого эфира священник помолится, чтобы Бог исцелил вас.

Смотреть программу можно в Интернете одновременно на двух сайтах: www.ng-tv.tv и www.bog.tv, – сообщает новостной отдел сайта www.ngnews.org.

Начало программы в 20.00 (по Киеву).

Адрес электронной почты телепроекта: [email protected]

Подробная информация о телепроекте здесь и здесь.

Исцеление молитвой от вич

В августе 2002 года у шотландца Эндрю Стимпсона в крови была обнаружена ВИЧ-инфекция. Тест делался дважды, и оба раза подтвердилось, что он болен.

Спустя 14 месяцев был проведен новый тест, а вслед за ним дополнительные — проверочные. Все они показали отсутствие смертельного вируса у Стимпсона.

Женщина вылечилась от ВИЧ спустя 8 месяцев

Женщина не расстается со своей Библией, каждый день изучает ее и молится

Только узнав, что смертельная болезнь проникла в ее кровь, Маргарита опомнилась и начала лечить душу

Результаты последних анализов вернули Рите радость жизни

Бывшая наркоманка исцелилась от смертельного недуга без применения лекарств.

Сама она считает, что ее спасло осознание того, что она неправильно использовала время, отпущенное ей Богом.

Результаты нескольких лабораторных обследований через восемь месяцев после того, как женщина узнала о своей болезни, свидетельствуют: «антитела к ВИЧ не обнаружены»!

Момент, когда она узнала, что в крови найден вирус ВИЧ-инфекции, перевернул всю душу 38летней Маргарите Черковой.

Свидетельство исцеления ВИЧ

Работа в храме и молитва исцелили от СПИДа

Лада Шмель — свидетельство исцеления от ВИЧ

Впервые о смысле жизни я задумалась в 16 лет. В то время я сидела в тюрьме в одиночной камере, мне предстоял большой срок. Я думала: «В чем смысл жизни? Может, эти слова просто кто-то придумал? Может, нет никакого смысла у человеческой жизни?» Я не понимала, почему так получилось в моей судьбе, почему я в 16 лет оказалась в одиночной камере в тюрьме и впереди у меня был такой большой срок и не было будущего. Я задавалась этими и другими подобными вопросами. В это время я пережила первое прикосновение Божье к моему сердцу. Но в моей жизни в тот момент, к сожалению, ничего не изменилось.

В марте 2010-го года по российскому телевидению, на канале РТР, в документальном фильме «Чек» (автор — Аркадий Мамонтов) на всю страну прогремело заявление московского священника, иеромонаха отца Анатолия Берестова о том, что ВИЧ-инфекция исцелима, и что в душепопечительском реабилитационном центре, которым он руководит, есть реальные случаи, когда у бывших наркоманов пропадали вирусы иммунодефицита и гепатита С. Заявление сенсационное, однако никаких комментариев со стороны официальной медицины не последовало.

— Отец Анатолий, скажите, после вашего заявления по телевидению о том, что ВИЧ может пропадать, какая была реакция со стороны официальной медицины?

Отец Анатолий улыбается.

— Может быть, у них нет интереса признавать чудо?

— Судите сами. по их реакции. Еще раз повторяю — в ответ полное молчание. Я как-то в одном городе выступал с докладом среди медиков. Говорил о том, что у многих бывших наркоманов ВИЧ исчез. Кто-то из сидевших в первых рядах психиатров заметил: «Отец Анатолий — наш пациент». Он, дескать, ничего не знает о СПИДе. Как же ничего не знаю о СПИДе, если я одним из первых в СССР занимался детской ВИЧ-инфекцией?

— Отец Анатолий, в Нижнем Новгороде количество наркоманов и ВИЧ-инфицированных не меньше, чем в других регионах России. И тот материал, который я привезу, крайне важен. Я уже не говорю о высочайшей степени ответственности. Ведь мы таким образом обнадеживаем людей. Вы можете повторить то заявление, которое вы сделали по телевидению? И сами вы видели те документы и медицинские справки у тех, у кого ВИЧ пропал?

— Дорогой мой, я не устану повторять то, что многие не хотят услышать. По вере вашей дается вам. У меня в центре проходила реабилитацию девочка Катя. Она из Новокузнецка. Приехала сюда с ВИЧ-инфекцией. Выполняла послушание, молилась. Регулярно исповедовалась и причащалась. Спустя какое-то время решила сдать кровь на анализ для того, чтобы узнать, в какой стадии ее болезнь. Сдавала кровь в гематологическом отделении центра трансплантации. ВИЧ у нее нет. Сдала еще раз анонимно. Результат отрицательный. Потом она еще раз сдала. Нет у нее ВИЧ.

— Как вы это объясняете?

— По вере вашей дается вам. Я занимаюсь проблемами наркомании и ВИЧ-инфекции давно. И я видел, как ВИЧ-инфекция переходит в СПИД. Видел, но только в нехристианской среде. В христианской среде я не знаю ни одного случая, чтобы ВИЧ переходил в СПИД. Он либо остается с человеком до конца жизни, либо исчезает, как это случилось у Кати. Вы сказали о трех случаях исцеления, о которых упоминалось в фильме «Чек»? А я вам скажу, что не три, и даже не десять, а гораздо больше таких случаев.

— У него ВИЧ всплыл на призывной комиссии. Потом он решил сдать анализы еще раз после воцерковления, после того, как побывал на литургии, – поясняет отец Анатолий. – теперь он живет без ВИЧ. Но сюда не приходит. Его папа нас кое в чем сильно подвел.

Отец Анатолий дозвонился до сестры Дмитрия и при мне спросил о ВИЧ-инфекции брата.

— Да, — слышу я ответ из телефонной трубки. — ВИЧ-инфекция была, а теперь нет.

— А где сейчас Катя? — спрашиваю у отца Анатолия.

— Катя уехала в Дивеево с другими ребятами. У нас работает паломнический центр. Сейчас много ребят в разъездах. Можете поговорить с теми, кто сейчас здесь. Главное чудо — то, что происходит с ними. Процент реабилитации у нас знаете какой? Семьдесят! Вот главное чудо-то! Ребята воцерковляются, становятся другими.

Дорогой друг, я очень рад твоему приходу. Верю, что ты пришел подготовленный, примиренный с Богом Отцом через жертвенную кровь Сына Его Иисуса Христа. Хочу сообщить тебе радостную весть: 2000 лет назад Спаситель не только искупил нас от рабства греха и смерти, но и даровал нам чудо исцеления, пригвоздив на крест телом Своим всякую немощь и всякую болезнь. Ранами Его мы исцелились. Высвобождай свою веру и принимай исцеление молитвой. С Богом все возможно.

Инструкция поведения в виртуальном кабинете

1. Прими то положение тела, при котором будешь чувствовать себя наиболее комфортно.

2. Во время исцеления молитвой пусть тебя никто и ничто не отвлекает.

3. Выключи все телефоны.

4. Можно принимать молитву совместно со своими родными и близкими, при взаимном единодушии, но лучше индивидуально.

5. Будьте, как дети. Их отличает абсолютное доверие к своим родителям. Также и наша вера Отцу Небесному должна основываться на полном доверии Его Слову.

6. Отрегулируй громкость аудио плеера и приступай к прослушиванию записи исцеляющей молитвы.

7. Не пытайся анализировать слова молитвы, просто принимай с благоговением и наполняйся ими. Не удерживайся от проявлений своих чувств, эмоции: хочется плакать — плачь, смеяться — смейся. Выскажи Отцу своему все, что на душе твоей. Отдай Ему всю твою горечь, обиды, поражения, все твои страхи, сомнения. Он поймет тебя.

8. Когда последует призыв начинать делать то, что раньше не мог, не задумывайся, получай исцеление молитвой , действуй по вере. Начинай двигаться, наклоняться, приседать и т.д. Это наиглавнейший момент в процессе принятия своего исцеления молитвой.

9. В конце не забудь от всего сердца поблагодарить Бога за чудо исцеления , даже если ты его еще не ощутил. Доверяй Слову Божьему, а не ощущениям. Часто при благодарении Бога происходит завершение процесса исцеления.

10. Обязательно засвидетельствуй людям о том, как Бог исцелил тебя. Это закон благодарности. Бог заслуживает всей славы, всей чести. Он наш Творец. Дыхание наше в Его руках.

11. Не спеши уходить из виртуального кабинета. Побудь с Богом наедине. Насладись Его Святым присутствием. Пос лушай приятную духовную м узыку (аудио плеер в конце ст раницы).

12. Засвидетельствуй о твоем чуде исцеления в окне комментариев внизу страницы.

13. Если пожелаешь внести пожертвование на дело достижения Евангелием Царства Божия многих душ среди заброшенных сел и деревень Пермского края, то это здесь. Да не оскудеет рука дающего!

Прими от Бога дар любви — электронную Библию. Это лучший подарок для человека.

И да благословит тебя Господь!

Аудиозапись: Adobe Flash Player (версия 9 или выше) требуется для воспроизведения этой аудиозаписи. Скачать последнюю версию здесь. К тому же, в Вашем браузере должен быть включен JavaScript.

Дорогой человек, если тебя заинтересовало то, что выложено на этом сайте, если желаешь познать любовь Бога-Отца и открыть для себя путь к истине , а также получить молитвенную поддержку за свои нужды, можешь