Герои русской народной сказки снегурочка рассказ. Первые леди

29.06.2018

Снегурочка краткая характеристика героев. Сочинение характеристика снегурочки из сказки островского снегурочка

Прочтите список действующих лиц пролога. Каких героев пролога вы встречали в произведени­ях фольклора?

В списке действующих лиц пролога семь имен. В произведениях фольклора, особенно в сказках, вы встречали многих главных героев этой весенней сказки. На­иболее часто - Деда Мороза. Но в них есть и Весна-Красна, и Леший. Птицы, которые здесь названы, в фольклоре ред­ко бывают свитой Весны. Они чаще быва­ют самостоятельными участниками ска­зок, песен.

Опишите царство берендеев. Чем его описа­ние, которое есть в ремарках пьесы, отличается от описаний в сказках?

Сказочное царство Берендея описано так, как каждый из нас рассказал бы о ре­ально существующем месте. Это описание создано для того, чтобы художники су­мели изобразить царство на сцене. Оно отличается от места событий, которое описывает любая сказка, тем, что в нем дано декорации, на фоне которой будут происходить собы­тия.

Припомним первую ремарку.

«Начало весны. Полночь. Красная гор­ка, покрытая снегом. Направо кусты и редкий безлистный березник; налево сплошной частый лес больших сосен и елей с сучьями, повисшими от тяжести снега; в глубине, под горой, река; по­лыньи и проруби обсажены ельником. За рекой Берендеев посад, столица царя Бе­рендея: дворцы, дома, избы - все дере­вянные, с причудливой раскрашенной резьбой; в окнах огни. Полная луна сереб­рит всю открытую местность . Вдали кри­чат петухи». Это описание рассказывает о том, как должна выглядеть декорация пролога к пьесе «Снегурочка».

Справка. Декорация - оформле­ние сцены пьесы, съемочной площадки, которая создает зримый облик того, где происходят события.

То, что все события будут происходить в крохотном царстве Берендея, которое можно окинуть одним взглядом, мы узна­ем, прочитав всю пьесу. Однако уже пер­вая ремарка показывает место событий. Это описание убеждает нас в том, что

Многие считают, что завязка пьесы - решение Бобыля и Бобылихи взять к себе Снегурочку. Есть другое мнение: завяз­ка - решение Снегурочки выйти из леса и пойти к людям. Вам стоит подумать над своим решением.

Снегурочка - дочь Весны и Мороза. Поэтому в ее внешности, взглядах и пове­дении есть приметы родителей. Имя Сне­гурочка от отца - Деда Мороза. Но зато от матери Весны - красота, веселый нрав и желание быть с людьми.

Какие эпизоды напомнили вам народные сказки ? Какие народные песни есть в прологе?

Сказку напоминают такие эпизоды про­лога: Весна опускается на землю, окру­женная своей свитой; встреча Весны с Мо­розом и их спор; появление Лешего; про­щание Снегурочки с лесом (деревья и кусты кланяются Снегурочке).

В прологе есть хор птиц, который бли­зок народной песне. Сама Снегурочка вспомнила песни, которые пел Лель.

Внимательней вчитайтесь в стихотворную речь пьесы. Какой художественный прием чаще всего встречается в ее строках? Найдите прием, который называется переносом, в прощальных репликах Весны и Мороза.

Снегурочка, дочурка! Не успеют С полей убрать снопов, а я вернусь. Увидимся.

Весна Пора бы гнев на милость Переменить. Уйми метель! Народом Везут ее, толпами провожают Широкую…

Сколько переносов насчитали вы в этих двух реп­ликах?

Справка. Перенос - перенос части предложения из одной строчки стихотво­рения в другую. Такой перенос выделяет значения отдельных слов.

Можно подчеркнуть в приведенном тек­сте разорванные предложения. Мы ви­дим, что в беседе Мороза и Весны почти все фразы разделены на части переносом. Благодаря этому мы делаем паузы при чтении, которые подчеркивают значение каждой части текста.

На этой странице искали:

  • островский снегурочка характеристика героев
  • островский снегурочка главные герои
  • Какова последовательность диалогов героев сказки А Н Островского «Снегурочка» из Пролога и первого действия:
  • островский снегурочка анализ пролога
  • прочитай в репликах описание царства берендеев Что в этом описании взято из сказок?
  1. Прочтите список действующих лиц пролога. Каких героев пролога вы встречали в произведени-ях фольклора?
  2. В списке действующих лиц пролога семь имен. В произведениях фольклора, особенно в сказках, вы встречали многих главных героев этой весенней сказки. На-иболее часто - Деда Мороза. Но в них есть и Весна-Красна, и Леший. Птицы, которые здесь названы, в фольклоре ред-ко бывают свитой Весны. Они чаще быва-ют самостоятельными участниками ска-зок, песен.

  3. Опишите царство берендеев. Чем его описа-ние, которое есть в ремарках пьесы, отличается от описаний в сказках?
  4. Сказочное царство Берендея описано так, как каждый из нас рассказал бы о ре-ально существующем месте. Это описание создано для того, чтобы художники су-мели изобразить царство на сцене. Оно отличается от места событий, которое описывает любая сказка, тем, что в нем дано подробное описание декорации, на фоне которой будут происходить собы-тия.

    Припомним первую ремарку.

    «Начало весны. Полночь. Красная гор-ка, покрытая снегом. Направо кусты и редкий безлистный березник; налево сплошной частый лес больших сосен и елей с сучьями, повисшими от тяжести снега; в глубине, под горой, река; по-лыньи и проруби обсажены ельником. За рекой Берендеев посад, столица царя Бе-рендея: дворцы, дома, избы - все дере-вянные, с причудливой раскрашенной резьбой; в окнах огни. Полная луна сереб-рит всю открытую местность. Вдали кри-чат петухи». Это описание рассказывает о том, как должна выглядеть декорация пролога к пьесе «Снегурочка».

    Справка. Декорация - оформле-ние сцены пьесы, съемочной площадки, которая создает зримый облик того, где происходят события.

  5. Почему уже в первой ремарке говорится о местах, где будут происходить пролог и все четыре действия сказки?
  6. То, что все события будут происходить в крохотном царстве Берендея, которое можно окинуть одним взглядом, мы узна-ем, прочитав всю пьесу. Однако уже пер-вая ремарка показывает место событий. Это описание убеждает нас в том, что

    А. Н. Островский хотел, чтобы зрители сразу же увидели все сказочное царство берендеев.

  7. Можно ли считать события, происходящие в прологе, завязкой сказки?
  8. Многие считают, что завязка пьесы - решение Бобыля и Бобылихи взять к себе Снегурочку. Есть другое мнение: завяз-ка - решение Снегурочки выйти из леса и пойти к людям. Вам стоит подумать над своим решением.

  9. Какой вы представили себе Снегурочку? Что в ее взглядах и поведении отвечает имени дочери Весны и Мороза?
  10. Снегурочка - дочь Весны и Мороза. Поэтому в ее внешности, взглядах и пове-дении есть приметы родителей. Имя Сне-гурочка от отца - Деда Мороза. Но зато от матери Весны - красота, веселый нрав и желание быть с людьми.

  11. Какие эпизоды напомнили вам народные сказки? Какие народные песни есть в прологе?
  12. Сказку напоминают такие эпизоды про-лога: Весна опускается на землю, окру-женная своей свитой; встреча Весны с Мо-розом и их спор; появление Лешего; про-щание Снегурочки с лесом (деревья и кусты кланяются Снегурочке).

    В прологе есть хор птиц, который бли-зок народной песне. Сама Снегурочка вспомнила песни, которые пел Лель. Материал с сайта

  13. Внимательней вчитайтесь в стихотворную речь пьесы. Какой художественный прием чаще всего встречается в ее строках? Найдите прием, который называется переносом, в прощальных репликах Весны и Мороза.
  14. Мороз Прощай, Снегурочка, дочурка! Не успеют С полей убрать снопов, а я вернусь. Увидимся. Весна Пора бы гнев на милость Переменить. Уйми метель! Народом Везут ее, толпами провожают Широкую…

    Сколько переносов насчитали вы в этих двух реп-ликах?

    Справка. Перенос - перенос части предложения из одной строчки стихотво-рения в другую. Такой перенос выделяет значения отдельных слов.

    Можно подчеркнуть в приведенном тек-сте разорванные предложения. Мы ви-дим, что в беседе Мороза и Весны почти все фразы разделены на части переносом. Благодаря этому мы делаем паузы при чтении, которые подчеркивают значение каждой части текста.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • какие признаки сказки есть в пьесе снегурочка
  • снегурочка вопросы
  • вопросы к снегурочке
  • каким вы представляете себе а н островского
  • jgbcfybt cytuehjxrb bp ghjkjuf jcnhjdcrjuj

«Пьеса «Бесприданница»» - Свобода и любовь - вот главное, что было в характере Катерины. О Паратове сказано: «Блестящий барин». Отношения Ларисы и Паратова напоминают отношения хищника и жертвы. Но по сути характеров Катерина и Лариса, скорее, антиподы. Прежние купцы превращаются в предпринимателей-миллионеров. Мир Ларисы вмещает и цыганскую песню, и русский романс. Фото 1911. Героине “Бесприданницы” покончить с собой не хватает воли.

«Островский «Бесприданница»» - Карандышев. Паратов Сергей Сергеевич. Анализ драмы «Бесприданница». Символический смысл имен и фамилий. Что мы узнаем о Паратове. Обычно название пьес Островского-поговорки, пословицы. Цель урока. Идеи творчества А.Н. Островского. Действующие лица . А.Н. Островский Драма «Бесприданница». Обсуждение образа Л.И. Огудаловой. На первый взгляд, первые два явления – это экспозиция.

«Пьеса Островского «Гроза»» - Был ли у Катерины другой выход, кроме смерти? Конфликт между «темным царством » и новым человеком, живущим по законам совести. Дайте характеристику каждому литературному герою . Прокомментируйте иллюстрацию к произведению. Что является причиной необузданного произвола Дикого? Варвара – в переводе с греческого: иноземка, чужестранка. Приведите примеры. Марфа – от арамейского: госпожа. Почему Катерина остается одна со своим горем?

«Герои «Грозы»» - Наиболее известные пьесы А.Н.Островского. Малый Академический Художественный театр . Речевая характеристика . Национальный театр. Памятник А.Н.Островскому. Пьеса «Гроза» написана в 1859 году. Дом-музей Островского в Москве. Занятия Катерины. Понятие о зеркальных образах. Кто страшнее – Кабанова или Дикой. Любовь. Приём контраста. Драматическая русская литература. Смысл заглавия. Драма «Гроза». Словарь.

ДЕЙСТВИЕ ЧЕТВЕРТОЕ

Как «весенняя сказка» Островского связана с известными вам преданиями и обрядами?

Пьеса «Снегурочка» имеет подзаголо­вок «весенняя сказка». В ней участвуют герои, которые знакомы нам по многим сказкам, легендам и преданиям. Среди них — Снегурочка, ее родители, Весна и Мороз, Леший, известная по народным сказкам Елена Прекрасная. Проводы Мас­леницы — встреча весны, связанные с этим песни, пляски, игры. Это все элемен­ты русских народных обрядов. Так, песня Леля «Туча со громом сговаривалась…» знакома многим с детства.

Какие приметы Весны и Мороза живут с само­го начала в облике Снегурочки?

В облике Снегурочки много черт, свя­занных с ее отцом — Морозом. Имя — от зимнего снега, от зимы и мороза ее кра­сота, которая очаровательна, но холодна. Мы представляем ее прекрасные светлые волосы, ее нежное личико, которое укра­шало, но не радовало жизнь берендеев. Только в конце, перед смертью, лицо Сне­гурочки озарилось счастливой улыбкой.

От матери Весны — стремление к счас­тью, попытка стать как все, испытать то, что ей пережить не удавалось, — любовь.

Зачем Весна стремилась поселить свою дочку среди берендеев? От чего она предостерегала доч­ку, надевая венок из цветов на ее голову?

Весна хотела своей дочке счастья и для этого стремилась поселить ее среди счаст­ливого и мирного народа — берендеев. Она говорит не столько Снегурочке, сколько ее суровому отцу: «На свете все живое должно любить».

Весна стремилась спасти Снегурочку от одиночества.

Почему Мороз предвидел, что с его любимой дочкой случится беда? Что он предпринял, чтобы сделать безопасной жизнь Снегурочки среди лю­дей?

Мороз видел, что его дочка Снегурочка отличается от берендеев, и боялся, что она погибнет среди людей. Но Весна говорила, что ей одной в лесу будет плохо, и тогда Дед Мороз решил, что у бобылей она будет жить в большей безопасности. На это со­гласилась и Весна.

Попробуйте описать характер Снегурочки, не забывая ни ее достоинств, ни недостатков.

Снегурочка была очень красивой и с го­дами расцветала. Но характер ее оставал­ся таким же, каким был в детстве. Об этом верно говорит Купава, что Снегурочка со­хранила детское тщеславие и не стала серьезнее, не приобрела способности пере­живать глубокие чувства. Она осталась веселым и беспечным ребенком.

Почему встреча с Мизгирем была так радостна для Снегурочки?

Встреча с Мизгирем разбудила ее серд­це. Она увидела, что Мизгирь не просто восхищается ее красотой, но любит силь­но и отважно.

Как в последние минуты перед появлением Ярилы проявляют себя Снегурочка и Мизгирь? Что отличает любовь Снегурочки от страсти Мизгиря?

Берендеи поняли, что в Снегурочке на­конец появилось теплое чувство к друго­му человеку. Они увидели, что холодная как снег красавица готова полюбить Миз­гиря. Но сердце у нее изо льда. И как только она полюбила, сердце ее согрелось и растаяло. Снегурочка гибнет: она не со­здана для горячих чувств. И все же для нее эта гибель радостна — она пережила чувство привязанности к другому челове­ку. Ее любовь красива и бескорыстна. Лю­бовь Мизгиря не в силах изменить саму Снегурочку.

Почему гибель Снегурочки и Мизгиря не нарушила праздника берендеев?

Согласны ли вы со словами царя: «Снегурочки печальная кончина И страшная погибель Мизгиря Тревожить нас не могут».

Мы помним, что перед нами — не исто­рия жизни живых людей, а «весенняя сказка». А сказка должна завершаться счастливо, в ней всегда побеждают добрые силы. В царстве Берендея царят ровные и доброжелательные отношения между людьми. И даже яркая страсть у них при­носит радость, а не разрушает ничьей жизни. Такие радостные отношения свя­зали Купаву и Леля. Мизгирь же сначала выбрал своей невестой Купаву, потом страстно добивался любви Снегурочки, которая могла погибнуть, ответив на его чувство. В результате Снегурочка счаст­лива погибнуть ради того, чтобы стать та­кой, как все. Мизгирь не в силах спасти ее. Понимая это, он расстается со своей жизнью. Холодный нрав Снегурочки и яркая страсть Мизгиря ведут к тому, что исчезают из жизни берендеев, потому что им в ней нет места. И пьеса завершается общим радостным хором берендеев, сла­вящих Солнце.

Одношовина Елена

Исследовательская работа

Скачать:

Предварительный просмотр:

МКОУ «Брылинская средняя общеобразовательная школа»

Исследовательская работа

Образ Снегурочки на страницах фольклора и литературы

Выполнила ученица 5 класса

Одношовина Елена

Руководитель: Саютина С.В.,

учитель русского языка и литературы,

С. Брылино, 2014 г.

Введение..………………………………………………...…….. 2

Цели, задачи, методы…………………………………………….. 2

Основная часть……………………………………………………. 3

Вывод …………………………………………………………….…7

Список использованной литературы, источники…………..……..8

Приложение……………………………………………………..… 9

Введение.

У каждого человека есть первая книга, которую он прочитал самостоятельно. Для многих такой книгой является сборник сказок. Сказки прелестны по содержанию, ведь в них царит добро, справедливость, светлая любовь. Трудно определиться с любимым сказочным героем. Для кого-то это Иван- царевич или золотая рыбка, для кого-то Красная шапочка, кто-то ни один раз перечитывает сказку «Три поросёнка» или «Снежная королева».

С возрастом я узнала, что сказки есть авторские и народные. Но какая бы не была сказка основная мысль – победа добра над злом.

Моя любимая сказочная героиня – Снегурочка. Впервые я не прочитала о ней, а увидела её на новогоднем празднике, когда вместе с Дедом Морозом вышла очаровательная девушка в красивом платье. С тех пор мне хочется быть похожей на Снегурочку. Позже, бабушка рассказала нам с братом сказку «Девочка Снегурочка». Таким образом, получается, что Снегурочка имеет преимущество над другими сказочными героями: один раз в год она приходит к нам в дом, с ней можно пообщаться и даже получить от неё подарок.

Кто же она девочка – Снегурочка? Когда впервые появилась на страницах художественных произведений? Какова история её происхождения? Именно на эти вопросы мне хочется дать ответ в своей исследовательской работе.

Кроме того, опрос детей старшей группы детского сада и учеников начальной школы показал, что дети хорошо знают героев современных мультфильмов и сказок таких как: паук, Бетман, русалочка Ариэль и др. Мне бы хотелось рассказать им о Снегурочке, чтобы она осталась в их памяти навсегда. Может быть, для кого-то она, а не кукла Барби, станет идеалом для подражания

Цель – выделить характерные особенности сказочного персонажа Снегурочки

Задачи:

  1. Прочитать и проанализировать авторские и народные сказки с персонажем Снегурочка.
  2. На основе сравнения разных сказок выявить характерные особенности Снегурочки.
  3. Определить тематику сказок, выявить тропы, используемые авторами сказок для описания Снегурочки.

Гипотеза – мы предположили, что имя главной героини произведений фольклора и литературы Снегурочки тесно связано с историей её рождения .

Методы исследования:

  • биографический
  • исследовательский
  • аналитический
  • анкетирование

Для работы над поставленными целями прочитаны сказки, где главным персонажем является Снегурочка. В.И. Даль «Девочка Снегурочка», русскую народную сказку «Снегурочка», народную сказку А.Н. Афанасьева «Снегурушка и лиса». Как видно из названия сказок, имя героини звучит по-разному. В одном варианте чёткое произношение – чк - , в другом (у А.Н. Афанасьева) – более мягкое, где буква ч заменена на букву ш. Это придаёт имени более нежное звучание.

Различия обнаружены не только в произношении имени.

Эпизоды для сравнения

В.И. Даль «Девочка и Снегурочка»

Русская народная сказка «Снегурочка»

А.Н. Афанасьев «Снегурушка и лиса».

Рождение Снегурочки

Из комочка снега в горшочке (… я девочка Снегурочка, из вешнего снегу скатана, вешним солнышком пригрета и нарумянена)

Скатали снежный ком, приставили голову, приладили руки и ноги, вылепили нос, нарисовали рот и глаза. Ожила девочка и вышла из сугроба

Была внучка у старика и старухи Снегурушка

Описание внешности

Беленькая, как снежок, кругленькая, как комок

Что ни день, всё краше становится, сама беленькая, точно снег, коса русая до пояса, только румянца вовсе нет

Нет описания

Как растёт

Растёт на радость старикам

Ни по дням, а по часам

Черты характера (отношение к родителям, к труду)

Умная, разумная

Умная, смышленая, весёлая. Хорошо поёт, работа в руках спорится. Печалится с приходом весны и лета, радуется дождю и граду.

Трудолюбивая, трусливая (боится медведя, волка)

Плачет припеваючи

Когда и где случается несчастье со Снегурочкой

Пошла в лес за ягодами с подружками, заблудилась…

Спасает Жучка

Пошла в лес с подружками, стали они через костёр прыгать, Снегурочка и растаяла, превратилась в белое облачко (откликнулась эхом)

Позвали подружки в лес, заблудилась, забралась на дерево. Спасает лиса.

Анализ таблицы показывает: рождение героини неразрывно связано со снегом. Она либо скатана из комочка снега, либо ожила из снежного кома. Словообразовательный разбор слова показывает следующее: корень снег - суффикс – ур - и суффикс – очк - окончание – а. То есть, из существительного снег путём прибавления суффиксов образовалось существительное, окончание – а –которого указывает на женский род, суффикс на уменьшительно –ласкательное значение данного слова.

В результате у нас получается целостный образ Снегурочки. Портрет: красивая девушка, б еленькая, как снежок, кругленькая, как комок , имеет русую косу до пояса. Но совсем нет румянца. Видимо, белый цвет ей дан от снега, а у снега не может быть румянца.

Девочка растёт очень быстро, ни по дням, а по часам, принося бабушке и дедушке только радость. Здесь надо отметить, что Снегурочка появляется в доме в роли внучки, у неё нет ни отца, ни матери, есть только бабушка и дед. Возможно, она дана пожилым людям, чтобы скрасить их одиночество, уже поэтому она не способна на что-то плохое, она рождена творить добро. Старики называют её уменьшительно – ласкательным словом внученька , и никто не назвал её просто внучка . Ей поют колыбельные песни. Вот одна из них:

Спи, наша Снегурочка, Сдобная кокурочка,

Из вешнего снегу скатана,

Вешним солнышком пригретая!

Мы тебя станем поить, мы тебя станем кормить,

В цветное платьице рядить,

Уму – разуму учить! (В.И. Даль «Девочка и Снегурочка»)

Снегурочка трудолюбива (работа в руках спорится) и послушна (всегда отпрашивается погулять) . Умная, смышленая, весёлая. Она хорошо поёт. По характеру она весёлая, печалится лишь приходу весны и лета. И это её отличает от простых девочек и мальчиков, которые любят солнышко. Снегурочке же милее зима с её холодным ветром и снежными метелями.

Во всех трёх сказках со Снегурочкой случается несчастье, в двух сказках (В.И. Даль «Девочка и Снегурочка», А.Н. Афанасьев «Снегурушка и лиса») она остаётся в живых, в народной сказке она растаяла от огня. Возможно, эта сказка связана с мифом о природных духах, погибающих при смене сезона (рождённое зимой из снега существо при наступлении лета тает, превращаясь в облачко). Причём несчастье случается с девочкой всегда в лесу. Мне кажется, что это тоже связано с мифологией: в лесу обитает леший, ….Но, даже оказавшись в трудной жизненной ситуации и страдая, Снегурочка не проявляет ни одной отрицательной черты.

При описании Снегурочки в сказках использованы различные средства художественной изобразительности: сравнения (беленькая, точно снег ), гипербола (растёт не по дням, а по часам), постоянный эпитет (красна девица). Всё это делает образ Снегурочки более выразительным, ярким, запоминающимся.

Все сказки о Снегурочке собрал и записал фольклорист А.Н. Афанасьев. Литературным же персонажем Снегурочка стала в 1873 году в пьесе А.Н. Островского «Снегурочка».

В 1937 году Дед Мороз и Снегурочка впервые явились вместе на новогодний праздник. На более ранних изображениях Снегурочка представлена в образе маленькой девочки, в виде девушки её стали представлять позднее.

Результаты работы.

В ходе работы прочитаны сказки с персонажем Снегурочка. Изучена история её рождения и причины несчастий. Определены характерные черты Снегурочки. На основе анализа произведений фольклора и литературы выявлены тропы, используемые при описании Снегурочки. Произведён словообразовательный анализ имени, проведена аналогия с её рождением.

Выводы по работе.

  1. Материал, полученный в результате анализа сказок, показывает, что Снегурочка как главная героиня сказки впервые встречается в устном народном творчестве, позже в сборниках сказок Афанасьева и Даля. Во всех сказках – это девочка- внучка. Она окружена заботой и лаской родных. Счастливая жизнь Снегурочки омрачается несчастьем, которое происходит всегда в лесу, чаще в летний период.
  2. Для придания образу Снегурочки выразительности авторы используют различные тропы, чаще встречаются: сравнение, гипербола, эпитет.
  3. Если учесть, что тема произведения определяется вопросом «О чём?», то тема прочитанных сказок – история жизни Снегурочки
  4. Проведённая работа показывает правильность нашей гипотезы. Во всех произведениях Снегурочка родилась из снега. Как снег тает под лучами весеннего солнышка, так и Снегурочка исчезает с приходом весны. Таким образом, имя главной героини произведений фольклора и литературы Снегурочки тесно связано с историей её рождения .

Список использованной литературы:

  1. Афанасьев, А.Н. Народные русские сказки/ А.Н. Афанасьев – Л.: Лениздат, 1983 – 446 с.
  2. Сказки русских писателей/ М.: Детская литература, 1983 – 687 с.
  3. Сказки народов мира/ Алма-Ата: Жалтын, 1985 – 352 с.
Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него:

Образ сказочной героини Снегурочки формировался в народном сознании постепенно на протяжении веков. Первоначально возник в русских народных сказках как образ ледяной девочки – внучки, которую слепили из снега бездетные старик со старухой себе в утешение, а людям на радость. Однако существует предположение о том, что сказка о Снегурочке возникла на основе древнего славянского обряда похорон Костромы. И значит можно утверждать, что Кострома не просто родина Снегурочки – она и есть та самая Снегурочка.

Кострому изображали по-разному: это была или молодая женщина, закутанная в белое, с дубовой веткой в руках, идущая в сопровождении хоровода, или соломенное чучело женщины. Кострома означает игровой персонаж и саму игру, в конце которой Кострома заболевает и умирает, а затем встает и танцует. Заключительный эпизод игры и обряда, смерть и последующее воскресение Костромы, дал повод для восприятия образа Костромы как сезонного духа (духа растительности), что и роднит ее с образом Снегурочки.

В сказке «Девочка Снегурочка» В. И. Даля старик со старухой наблюдали за чужими ребятами, «как они из снегу комочки катают, в снежки играют» и решили слепить себе дочку. «Старик принес комочек снега в избу, положил в горшочек, накрыл ветошкой и поставил на окошко. Взошло солнышко, пригрело горшочек, и снег стал таять». Так появилась девочка «беленькая, как снежок, и кругленькая, как комок».

Сказочная Снегурочка тает, прыгая с подружками через большой жаркий костер, и превращается в маленькое облачко, улетающее в небо.

Со временем образ героини трансформировался в народном сознании: Снегурочка становится внучкой Деда Мороза и ассоциируется с Рождественскими и Новогодними праздниками.

Снегурочка – чисто русское явление и больше нигде в мире на новогодних и рождественских праздниках такой персонаж не фигурирует.

Новую окраску приобретает образ под влиянием весенней сказки А. Н. Островского «Снегурочка». Из маленькой девочки – внучки героиня превращается в прекрасную девушку, способную зажечь сердца юных берендеев горячим чувством любви. Не случайно у А. Н. Островского она дочь Мороза и Весны. Заложенный в этом противоречии компромисс делает образ Снегурочки трагичным, вызывает сочувствие, интерес, дает возможность сопоставлять его с другими сказочными героями русских народных сказок, а так же проводить аналогии с героями русской и зарубежной литературы.

Образ Снегурочки привлекал многих поэтов, писателей, композиторов, художников. Известны эскизы художника М. А. Врубеля. В. М. Васнецов выполнил декорации для постановки оперы «Снегурочка» Н. А. Римского-Корсакова на сцене Большого театра.

Н. К. Рерих четыре раза обращался к оформлению пьесы «Снегурочка» на оперной и драматической сценах.

Спектакли получили жизнь в театрах Санкт-Петербурга, Лондона, Чикаго, Парижа. Б. М. Кустодиев рисовал эскизы декораций к пьесе «Снегурочка».

И каждое новое осмысление обогащало образ Снегурочки, делая его любимым в народе. Сегодня Снегурочка как сказочный символ может привлекать разные категории туристов: детей, молодежь и взрослых туристов, для которых является любимым образом из детства и дает возможность отдохнуть от своих проблем.

Описание образа Снегурочки, составленное на основе ее мифологических, исторических и литературных корней, дает представление о значимости темы для широкого круга людей разного возраста, разных национальностей, непосредственной причастности Костромы к этому образу.

Кострома четырежды родина Снегурочки:

  • первое рождение - возникновение образа из обряда похорон Костромы, давшее название городу,
  • второе рождение Снегурочки - в весенней сказке А. Н. Островского - писателя и драматурга, родившегося и создававшего свои творения на Костромской земле,
  • третье рождение – съёмки фильма «Снегурочка» режиссером Павлом Кадочниковым в Берендеевке (лесопарк на территории Костромы).

четвёртое - воплощение образа в живом человеке, играющего роль Снегурочки, путешествующей с Российским Дедом Морозом по России.

Образ Снегурочки незафиксирован в русском народном обряде. Однако в русском фольклоре она фигурирует как персонаж народной сказки о сделанной из снега девочке, которая ожила.

Сказки о Снегурке были исследованы А. Н. Афанасьевым во втором томе его труда «Поэтические воззрения славян на природу» (1867).

В 1873 А. Н. Островский, под влиянием идей Афанасьева, пишет пьесу «Снегурочка». В ней Снегурочка предстаёт как дочь Деда-Мороза и Весны-Красны, которая погибает во время летнего ритуала почитания бога Солнца Ярилы. Имеет вид прекрасной бледной светловолосой девушки. Одета в бело-голубую одежду с меховой опушкой (шубка, меховая шапка, рукавички). Первоначально пьеса не имела успеха у публики.

В 1882 Н. А. Римский-Корсаков поставил по пьесе одноимённую оперу, которая имела громадный успех.

Дальнейшее развитие образ Снегурочки получил в работах педагогов конца XIX - начала XX века, которые готовили сценарии для детских новогодних ёлок. Ещё до революции фигурки Снегурочки вешались на ёлку, девочки наряжались в костюмы Снегурочки, делались инсценировки фрагментов из сказок, пьесы Островского или оперы. В это время в роли ведущей Снегурочка не выступала.

Свой современный вид образ Снегурочки получил в 1935 в Советском Союзе, после официального разрешения празднования Нового года. В книгах по организации новогодних ёлок этого периода Снегурочка выступает наравне с Дедом Морозом, как его внучка, помощник и посредник в общении между ним и детьми. В начале 1937 года Дед Мороз и Снегурочка впервые явились вместе на праздник ёлки в Московский Дом Союзов.

По вопросу о происхождении Снегурочки существуют 3 версии, причем 1-й и 2-й пункты связаны.

  1. образ дочери Мороза
  2. образ Костромы
  3. символ застывших вод

Подробнее.

1. Душечкина Е.: Образ Снегурки известен по народной сказке о сделанной из снега и ожившей девочке. Эта снежная девочка летом идет с подружками в лес по ягоды и либо теряется в лесу (и в этом случае ее спасают звери, привезя ее на себе домой), либо тает, прыгая через костер (по всей видимости, купальский). Последний вариант более показателен и, скорее всего, является исходным. В нем нашел отражение миф о природных духах, погибающих при смене сезона (рожденное зимой из снега существо при наступлении лета тает, превращаясь в облачко). Здесь обнаруживается связь с календарным (купальским) обрядом прыганья через костер, который является инициационным (в этот момент девочка превращается в девушку). Снегурочка как сезонный (зимний) персонаж погибает с приходом лета…

Эскиз к пьесе А. Островского «Снегурочка»

Васнецов В. Снегурочка

Тщетно было бы искать в западной новогодней и рождественской мифологии ее аналоги. Ни Маланка (участвующая в Галиции, Подолии и Бессарабии 31 декабря в обрядовом действе), ни св. Катерина и св. Люция, в день их тезоименитств выступающие у некоторых европейских народов в роли дарительниц, ни итальянская Бефана, в ночь на Богоявление бросающая детям в башмачки подарки, ничем не напоминают русскую Снегурочку и ни одна из них не имеет мужского «напарника». Женских персонажей, связанных с Новым годом и елкой, на Западе не существует…

2. worlds.ru: Сказка о Снегурочке возникла из древнего славянского обряда похорон Костромы. Кострому хоронят по-разному. Соломенное чучело, изображающее девушку Кострому, или топят в реке, или сжигают, подобно Масленице на костре. Само слово Кострома имеет один корень со словом костер. Сожжение Костромы - это одновременно проводы зимы. Обряд призван обеспечить плодородие земель. Так же и Снегурочка дожила до весны и погибла на костре.

Вспомним о происхождении Снегурки. По многим вариантам сказки она, по сути, ожившая снежная баба. Это значит, что Снегурочка была одним из символов зимы/смерти, сила, враждебная людям и почти потусторонняя, связанная с загробным миром. Ведь Кострома тоже имеет два значения. Это, с одной стороны, аграрная богиня, чья смерть необходима для будущего урожая. С другой, Кострома - это еще и заложный покойник, то есть покойник, умерший неестественной смертью и опасный для живых. По представлению славян, человек, умерший не своей смертью, неожиданно или покончивший с собой, превращается в особый вид нечистой силы - заложного. Заложный покойник доживает положенный ему на земле срок после смерти и при этом всячески старается вредить людям, особенно своим родным и близким. Заложными становятся не только самоубийцы, но и некрещеные младенцы, дети, проклятые родителями, люди, умершие от пьянства.

Обряд похорон Костромы и похожая детская игра были зафиксированы фольклористами на приволжских землях вплоть до первой половины XX века. В некоторых вариантах обряда Кострома изображалась внезапно умершей. Как правило, умирала она, опившись вина на веселом пиру, то есть была заложной покойницей. В одной из обрядовых песен поется так: "Как Костромин-то отец стал гостей собирать, большой пир затевать, Кострома пошла плясать. Костромушка расплясалась, Костромушка разыгралась. Вина с маком нализалась. Вдруг Костромка повалилась. Костромушка померла". Слияние в образе Костромы и аграрной богини, и заложного покойника вовсе неудивительно. Ведь заложный покойник - это одна из разновидностей умершего предка. А почитание умерших предков и мнение, что они воплощение огромной силы доброй или злой, характерны для всех архаических мифов.

Конечно, после принятия христианства, вытеснившего язычество на Руси, покойники стали рассматриваться исключительно как злые, дьявольские силы. О пантеоне славянских богов известно крайне немного. И поэтому сложно сказать, какое место занимала в нем Кострома. Судя по сохранившимся до недавнего времени играм с элементами древних ритуальных действий, Кострома могла быть олицетворением злых, враждебных человеку сил. Отсюда ее роль заложного покойника. Но может быть и иначе. Поскольку Кострому сжигали или топили во имя грядущего плодородия и урожая, она вполне могла принадлежать к числу умирающих и возрождающихся добрых божеств. Культы таких богов существовали во всем мире. Вспомним хотя бы египетского Осириса. Как бы то ни было, Кострома была явно могущественным существом. Но могущество ее постепенно забывалось. Сама она со временем превратилась из грозной богини в нежную Снегурочку. А ее торжественное сожжение стало случайным прыжком через костер. Сейчас обрядовое значение всей этой истории забыто. Из древнего аграрного мифа выросла печальная романтическая сказка.

Существует и другая интерпретация Костромы, которая также относит ее к заложным покойникам, но дает иную историю образа.

Кострома - дочь Купальницы и Симаргла, сестра Купалы. Однажды, когда Кострома и Купала были еще маленькими, то побежали они в чисто полюшко слушать птицу смерти Сирина, и там случилось несчастье. Птица Сирин унесла Купалу в Темное царство. Прошло много лет, и вот Кострома (сестра) гуляла по берегу реки и сплела венок. Ветром венок сорвало с головы и унесло в воду, там его подобрал Купала. Купала и Кострома полюбили друг друга и поженились, не зная о своем родстве, а когда узнали - решили утопиться. Кострома стала русалкой или мавкой.

Образ Костромы связан с празднованием "Зеленых святок" - проводов весны и встречи лета, обрядами, иногда принимающих форму похорон.

Кострому могла изображать молодая женщина, закутанная в белые простыни, с дубовой веткой в руках, идущая в сопровождении хоровода. При ритуальных похоронах Костромы её воплощает соломенное чучело. Чучело хоронят (сжигают, разрывают на части) с обрядовым оплакиванием и смехом, но Кострома воскресает. Ритуал призван был обеспечить плодородие.

3. Версия Жарниковой С. Поскольку образ Деда Мороза берет начало в древнем мифологическом Варуне - боге ночного неба и вод, то и исток образа Снегурочки, постоянно сопровождающей Деда Мороза, надо искать рядом с Варуной. Судя по всему, это мифологизированный образ зимнего состояния вод священной реки арьев Двины (Ардви древних иранцев). Таким образом, Снегурочка - воплощение застывших вод вообще и вод Северной Двины в частности. Она одета только в белые одежды. Никакой иной цвет в традиционной символике не допускается. Орнамент выполняется только серебряными нитями. Головной убор - восьмилучевой венец, шитый серебром и жемчугом.

Снегурочка..мифологические корни

Снежная девушка, приходящая к нам под Новый год – явление уникальное. Ни в какой другой новогодней мифологии, кроме российской, нет женского персонажа! А между тем, мы сами мало что о ней знаем…

Родословная

Говорят, она слеплена из снега… И тает от любви. Так, по крайней мере, представил в 1873 г. Снегурочку писатель Александр Островский, которого смело можно считать приемным папой ледяной девушки.

Истинные же корни родства Снегурочки уходят в дохристианскую мифологию славян. В северных областях языческой Руси существовал обычай изготавливать идолов из снега и льда. И образ ожившей ледяной девочки частенько встречается в преданиях тех времен. А. Н. Афанасьев изучил сказки о Снегурочке во втором томе "Поэтических воззрений славян на природу". Книжка попала в руки Островскому, он вдохновился и написал пьесу "Снегурочка", где и пролил свет на происхождение холодной красавицы.

Родителями Снегурочки оказались Мороз и Весна-Красна. Жила себе девушка одна-одинешенька, в темном холодном лесу, не показывая личика солнцу, тосковала и тянулась к людям. И однажды вышла к ним из чащи.

По сказке Островского ледяная Снегурочка отличалась пугливостью и скромностью, но не было в ней и следа душевного холода. Пребывая в морозной невозмутимости, где-то внутри красавицу глодала тоска: хотелось Снегурочке испытать настоящие теплые эмоции. Но если ее сердце полюбит и станет горячим, погибнет Снегурочка! Она это знала и все-таки решилась: вымолила у матери-Весны способность страстно любить.

Милая женственность, за хрупкостью и трепетностью обнаруживающая настоящую отвагу, – кого не покорит такой характер? Потому и прижилась Снегурочка среди людей.

Как она выглядела, продемонстрировали художники Васнецов, Врубель и Рерих. Именно благодаря их картинам мы узнали, что Снегурочка носит бледно-голубой кафтан и шапочку с опушкой, а иногда – кокошник.

Такой ее впервые и увидели дети на праздничной елке 1937 года в Московском доме Союзов.

Деятельность

Снегурочка пришла к Деду Морозу не сразу. Хотя еще до революции фигурками снежной девушки украшали елки, девочки наряжались в костюмы Снегурочки, а из фрагментов сказок, пьесы Островского или одноименной оперы Римского-Корсакова делались новогодние инсценировки.

В советской России официально праздновать Новый год было разрешено только в 1935 году. По всей стране начали устанавливать елки и приглашать Деда Мороза. Но вот рядом с ним вдруг появилась помощница – милая скромная девушка с косой через плечо, одетая в голубую шубку. Сначала дочка, потом – неизвестно почему, – внучка. Первый совместный выход Деда Мороза и Снегурочки состоялся в 1937 году – с тех пор так и повелось. Снегурочка водит с детьми хороводы, передает Дедушке Морозу их просьбы, помогает раздавать подарки, поет песни и танцует вместе с птичками и зверюшками.

И Новый год не Новый год без славной помощницы главного волшебника страны.

Место жительства

Резиденция нашего Деда Мороза, как это известно всем, находится в Вологодской области, в Великом Устюге. Снегурочка с ним не живет. А где же?

На звание "родового гнезда" дочери Мороза и Весны претендуют два места. В имении Щелыково Костромской области Островский придумал свою пьесу по мотивам старой сказки – вот, вроде бы, и родина Снегурочки. Но зато в подмосковном селе Абрамцево у Виктора Васнецова родился образ ледяной красавицы. Здесь же художник создал декорации к первой театральной постановке по пьесе Островского и, опять же в Абрамцеве, на сцене домашнего тетра Саввы Мамонтова впервые прозвучала опера Римского-Корсакова.

Дилемма. А Снегурочка загадочно молчит и не открывает адрес своего проживания. Наверное, опасается назойливых репортеров.

В 2006 году в московском парке Кузьминки открылась еще одна резиденция Деда Мороза. Здесь же построили двухэтажный домик и для его внучки. Деревянный терем выполнен в "луковичном" стиле по проекту костромских мастеров. Говорят, Снегурочке в нем очень нравится.

Музыкальная пьеса-сказка "Снегурочка" (другое название - "Весенняя сказка") была завершена знаменитым русским драматургом Александром Николаевичем Островским к 31 марта 1873 года. Она имеет пролог и четыре действия. Однако несмотря на название, это произведение - отнюдь не детская сказка.

Спустя менее чем полтора месяца, в мае, пьеса уже была поставлена на сцене Большого театра. Музыку к сказке написал 33-летний Петр Ильич Чайковский.

В статье мы приведем анализ пьесы и героев "Снегурочки" Островского. Будут изложены основные сюжетные ходы произведения, рассказана его история создания и дальнейшая судьба постановки на театральных подмостках.

История написания

Почему в анализе "Снегурочки" Островского уместно напомнить о том, как эта пьеса была создана? Дело в том, что именно в 1873 году здание Малого театра было закрыто на ремонт и труппе пришлось разместиться в Большом театре. Чтобы не терять время в простое, руководство приняло решение о большой постановке, в которой были бы задействованы все три труппы - оперная, балетная и драматическая. Главным было найти автора текстовой части и композитора для такой необычной совместной работы. И обратились к самому известному на тот момент отечественному драматургу А. Н. Островскому, который тогда увлекся идеями исследователя и собирателя русского фольклора Александра Афанасьева.

В качестве основы для сюжета Островский взял русскую народную сказку "Девочка-Снегурочка". Эта история о девочке из снега по имени Снегурка (Снежевиночка) появилась в книге Афанасьева которая была опубликована в 1869 году. Доказательством того, что в процессе написания пьесы Островский опирался на эту народную сказку, является тот факт, что по сюжету обоих произведений Снегурочка погибает (тает). Тогда как существовали другие варианты сказки, в которых героиня воскресала.

Главные герои

Анализ героев "Снегурочки" Островского начнем с центрального персонажа пьесы. Это, как можно догадаться из названия, Снегурочка. Но в пьесе она, как и в сказке, совсем не дочь Ивана и Марьи, бездетной супружеской пары, которая мечтала о ребенке. Она - дитя Деда Мороза и Весны-Красны. Согласно описанию это красивая девушка, которая бледна лицом и светловолоса. Она выглядит как боярская дочь, а не крестьянка, на ней бело-голубая шубка, меховая шапочка, рукавички.

В характере главной героини присутствуют, казалось бы, несочетаемые черты: холодность - от отца (Мороза) и желание любить, но не способность к этому чувству. Когда Весна дарит Снегурочке способность любить, девушка погибает. Это происходит во время летнего праздника славян, посвященного богу солнца Яриле.

А вот другой центральный персонаж пьесы. Лель - слободской пастушок, ветреный и непостоянный возлюбленный Снегурочки, поющий прекрасные песни. О себе он говорит так:

Без ласки жить нельзя же пастушонку!

Не пашет он, не сеет; с малолетства

На солнышке валяется; лелеет

Весна его, и ветерок ласкает.

И нежится пастух на вольной воле.

В уме одно: девичья ласка, только

И думаешь о ней.

Мизгирь - это сын богатого купца, жених Купавы, который, увидев Снегурочку, забыл про невесту. Его гибель в конце пьесы происходит не столько из-за потерянной любви, сколько по вине богов, по крайней мере, сам Мизгирь так считает.

Персонажи

Для дальнейшего анализа сказки "Снегурочка" Островского рассмотрим второстепенных персонажей.

Бобыль по имени Бакула и Бобылиха - приемная семья Снегурочки. К слову сказать, бобылями на Руси называли самых бедных крестьян, не имеющих земельного надела. Поэтому Дед Мороз и надеется, что на такую "невесту", как приемная дочка бобылей, никто не позарится. По характеру же Бобыль - гуляка и лентяй, а Бобылиха мечтает о тепле, богатстве и неге без всякого труда.

Купава - дочь Мураша, богатого жителя слободы. Это местная красавица, к которой сначала посватался Мизгирь.

Царь Берендей - беспокоящийся о будущем своего народа и о благосклонности к нему бога Ярилы. Его ближний боярин - Бермята. Жена Бермяты - Елена Прекрасная.

Радушка, Малуша - слободские девушки, подруги Купавы.

Брусило, Малыш, Курилка - слободские парни.

Краткое изложение. Пролог

Действие пьесы происходит в стране народа берендеев в стародавние времена. На Красную горку приходит Весна, ее сопровождают птицы. Еще очень холодно, но Весна обещает, что уже завтра согреет лес и землю солнце и придет конец холодам.

В прологе Весна рассказывает историю о том, что есть у них со старым Морозом дочка по имени Снегурочка. Ее будущее вызывает у родителей споры и ссоры: Весна хочет, чтобы девушка жила среди людей и веселилась вместе с молодежью, а Мороз утверждает, что берендеевский бог солнца Ярило дал клятву, что погубит Снегурочку, как только она полюбит. Так что пусть лучше она живет в родительском лесном тереме среди зверей и никогда не выходит к людям. Разговор Весны и Мороза, как всегда, оканчивается ссорой. Но наконец супруги находят компромисс: они решают отдать Снегурочку на воспитание бездетному Бобылю, живущему в слободке. Они считают, что вряд ли будут заглядываться парни на бобылеву дочку. Девушка признается, что очень рада этому выбору, что любит она людские песни и нравится ей пастух Лель. Дед Мороз пугается и наказывает дочери:

Снегурочка, беги от Леля, бойся

Речей его и песен. Ярым солнцем

Пронизан он насквозь...

Четвертое явление Пролога заканчивается отбытием Мороза на Север, его наказом лешим оберегать Снегурочку, случись на нее напасть кому-то в лесу. Являются поселяне с санями, на которых везут чучело Масляницы, они провожают зиму и поют песни.

Бобыль, Бобылиха и другие берендеи видят Снегурочку и удивляются:

Боярышня! Живая ли? Живая.

В тулупчике, в сапожках, в рукавичках.

Снегурочка говорит, что она хочет жить в слободе у бобылей, и те, приняв ее за боярышню, радуются неожиданному счастью.

Чтобы провести анализ пьесы Островского "Снегурочка", следует иметь в виду, что появление Снегурочки в слободе можно считать завязкой истории.

Первое действие

Оно начинается в слободе с объявления Бирюча о назначенном празднике в честь бога солнца Ярилы. Далее происходит разговор бобылей со Снегурочкой. Те пеняют девушке, что ей бы надо найти себе жениха побогаче, чтобы обеспечить будущее новых родителей, ведь она отказывает всем, кто за нее сватается. Снегурочка отвечает, что скупа она на ласки оттого, что ждет любви, а ее все нет.

На постой к семье Бобыля приходит пастух Лель, который по очереди ночует у разных поселян. Тот поет песни Снегурочке, она неожиданно для себя плачет и дарит ему цветок. Лель обещает, что сохранит его, но, как только зовут его другие девушки, выбрасывает подарок и убегает.

При анализе "Снегурочки" Островского нужно уточнить, что взаимоотношения этих двух персонажей - главное для понимания произведения.

Купава рассказывает героине о своей встрече и любви к Мизгирю, который - "отецкий сын торгового гостя из царского посада". На предстоящий день почитания Ярилы у них намечена свадьба.

В следующем явлении приходит Мизгирь с подарками, чтобы "выкупить" Купаву у подруг и парней. Он видит Снегурочку и неожиданно прогоняет невесту, желая остаться около новой любви. Купава с плачем убегает, проклиная изменника.

Действие второе

События развиваются во дворце царя Берендея. Он сокрушается, что тепла на земле становится все меньше, лета все короче, а зимы все длиннее. Это значит, говорит он, что люди охладели сердцами.

За стужу наших чувств

И сердится на нас Ярило-Солнце

И стужей мстит.

В анализе "Снегурочки" Островского кратко поясним, что именно царь Берендей выводит обычную проблему любовного треугольника к сюжету о происках божественных сил природы.

Пред очи царя является Купава, которая жалуется на предателя Мизгиря. Разгневанный Берендей велит доставить к нему молодца и собрать народ на суд. Мизгирь винится, Мураш и Бермята предлагают царю женить его на Купаве. Но Мизгирь мечтает только о Снегурочке.

Царь решает, что лучшее обращение к Яриле и жертва ему - свадьба красавицы, и допытывается у Снегурочки, кто ее любимый. Но та отвечает, что сердце ее молчит. Царь обращается с призывом к женихам: кто сумеет возбудить любовь девушки, тот станет ее мужем и получит от него награду. Вызываются Мизгирь и Лель (последний по призыву боярыни Елены Прекрасной). Игры в честь Ярилы назначены на предстоящую ночь, свадьба - на утро.

Действие третье

Это действие развивается на лесной поляне, где расставлены шатры. Девушки и парни в венках водят хороводы. Лель, который пообещал Снегурочке выбрать ее как невесту, подводит к царю Купаву. В слезах смотрит на него главная героиня. Но Лель признается Снегурочке, что ни к одной девушке не лежит его сердце, что он просто не может никого обидеть. В очередной раз он дает обещание Снегурочке выбрать ее в жены и исчезает. Появляется Мизгирь и предлагает ей бесценную жемчужину за то, чтобы она стала его женой. Но девушка убегает. Скрыться от настойчивого жениха в чаще леса ей помогают Леший и сам лес, который морочит голову Мизгирю, посылая ему призраки Снегурочки.

Героиня снова ждет своего Леля. Но он убеждает ее обождать в стороне, а сам встречается с Купавой. Они уговариваются пожениться наутро. Снегурочка, понимая, что возлюбленный не верит в ее чувства, плача, обращается к Весне.

О мать, Весна-Красна!

Бегу к тебе и с жалобой, и с просьбой:

Любви прошу, хочу любить!

Отдай Снегурочке девичье сердце, мама!

Отдай любовь иль жизнь мою возьми!

Четвертое действие

Из озера в Ярилиной долине выходит Весна. Она напоминает девушке, что любовь может стоить ей жизни.

Пусть гибну я, любви одно мгновенье

Дороже мне годов тоски и слез.

Весна надевает ей на голову свой венок, и девушка обретает неизведанные дотоле чувства. Мать предупреждает ее, что ее любовь достанется первому, кого она встретит. Но ей следует немедленно скрыться от солнца, чтобы Ярило не узнал, что Снегурочка смогла полюбить.

Первым девушка встречает Мизгиря. Он всю ночь бродил по лесу, ища ее. Снегурочка очарована его речами. Мизгирь обнимает ее, но она умоляет его спрятать ее от губительных лучей солнца. Однако юноша не понимает, считая это прихотью. И с первым лучом солнца Снегурочка тает. Мизгирь в отчаянье бросается с горы в озеро.

Завершают пьесу слова Берендея, обращенные к своему народу:

Мороза порожденье —

Холодная Снегурочка погибла.

Теперь, с ее чудесною кончиной,

Вмешательство Мороза прекратилось.

Судьба постановки

Премьеру пьесы и критики, и публика приняли с некоторым недоумением. Согласно описанию и анализу "Снегурочка" Островского была настоящей весенней сказкой-феерией. Но у драматурга к тому времени была сложившаяся репутация сатирика-реалиста, бытописателя и обличителя человеческих пороков. А тут русская национальная сказка. Такое нарушение привычного амплуа у многих вызвало вопросы. Вероятно, отсюда и один из эпитетов, как приговор вынесенный критиками пьесе - "бессодержательная".

Однако спустя восемь лет, в 1881 году, русским композитором Н. А. Римским-Корсаковым была написана опера, основанная на пьесе Островского, премьера которой состоялась в феврале 1882 года. И вот она-то имела оглушительный успех.

Мы привели описание и анализ произведения Островского "Снегурочка".