Григорий мелехов портрет. Образ Григория Мелехова

Михаил Шолохов знал и любил свою малую родину и прекрасно мог ее описать. С этим он и вошел в русскую литературу. Сначала появились "Донские рассказы". На него обратили внимание тогдашние мэтры (никого из них сегодняшний читатель не знает) и сказали: «Красиво! Молодец!» Потом забыли... И вдруг увидел свет первый том произведения, которое чуть ли не ставило автора в один ряд с Гомером, Гете и Львом Толстым. В романе-эпопее «Тихий Дон» Михаил Александрович достоверно отразил судьбу великого народа, бесконечные поиски истины в сумбурные годы и кровавой революции.

Тихий Дон в судьбе писателя

Образ Григория Мелихова пленил всю читающую публику. Молодому таланту развиваться бы и развиваться. Но обстоятельства не способствовали тому, чтобы писатель стал совестью нации и народа. Казачья натура Шолохова не позволила ему рваться в любимцы властителей, но и те не позволили ему стать в русской литературе тем, кем он должен был стать.

Через много лет после Великой Отечественной войны и выхода в свет «Судьбы человека» Михаил Шолохов в своем дневнике делает странную, на первый взгляд, запись: «Всем им понравился мой Человек. Значит, я соврал? Не знаю. Но я знаю то, что недосказал».

Любимый герой

С первых страниц "Тихого Дона" писатель рисует многообразную и широкую реку жизни донской казачьей станицы. И Григорий Мелихов только один из многих интересных персонажей этой книги и к тому же не самый главный, как поначалу кажется. Его умственный кругозор примитивен, как дедовская сабля. У него нет ничего для того, чтобы стать центром большого художественного полотна, кроме своевольного, взрывного характера. Но читатель с первых страниц чувствует любовь писателя к данному персонажу и начинает следить именно за его судьбой. Чем же привлекает нас и Григорий с самых юношеских лет? Наверное, своей биологией, кровью.

Даже читатели-мужчины неравнодушны к нему, словно те женщины из реальной жизни, которые больше жизни любили Григория. А он живет, как Дон. Его внутренняя мужская сила вовлекает всех на свою орбиту. В наше время таких людей называют харизматичными личностями.

Но в мире действуют и другие силы, которые требуют осмысления и анализа. Однако в станице продолжают жить, не подозревая ни о чем, думая, что они от мира ограждены своими мужественными нравственными добродетелями: едят свой (!) хлеб, служат Отчизне так, как наказывали им деды и прадеды. Всем станичникам, в том в числе и Григорию Мелихову, кажется, что более справедливой и устойчивой жизни не существует. Они иногда дерутся между собой, из-за женщин в основном, не подозревая, что выбирают именно женщины, отдавая предпочтение мощной биологии. И это правильно - так распорядилась сама мать-природа, чтобы род людской, и казачий в том числе, не иссякал на Земле.

Война

Но цивилизация породила много несправедливостей, и одна из них - лживая идея, облеченная в правдивые слова. Тихий Дон течет правдиво. И судьба Григория Мелихова, родившегося на его берегах, не предвещала ничего такого, от чего бы стыла в жилах кровь.

Станицу Вешенскую и хуторок Татарский не Санкт-Петербург основал и кормил тоже не он. Но идея того, что сама жизнь едва ли не дарована каждому казаку лично не Богом, да отцом с матерью, а каким-то центром, вломилась в жесткую, но справедливую жизнь казаков словом «война». Нечто подобное сотворилось и на другом крае Европы. Две большие группы людей пошли организованно и цивилизованно друг на друга войной, чтобы заливать землю кровью. А подвигли их ложные идеи, облеченные в слова о любви к Отечеству.

Война без прикрас

Шолохов рисует войну такой, какой она есть, показывая, как она калечит души человеческие. Дома остались печальные матери и молодые жены, а казаки с пиками пошли воевать. Шашка Григория впервые отведала людского мяса, и он в один миг стал совсем другим человеком.

Слушал его умирающий немец, не понимая ни слова по-русски, но понимая то, что свершается вселенское зло - калечится суть образа и подобия Божьего.

Революция

Опять же не в станице, не на хуторе Татарском, а далеко-далеко от берегов Дона начинаются тектонические сдвиги в недрах общества, волны от которых дойдут и до трудолюбивых казаков. Главный герой романа вернулся домой. У него много личных проблем. Он насытился кровью и больше не желает ее проливать. Но жизнь Григория Мелихова, его личность интересует тех, кто собственными руками куска хлеба для своего пропитания за десятилетия не добыл. И приносят в среду казачью некоторые люди ложные идеи, облеченные в правдивые слова о равенстве, братстве и справедливости.

Григорий Мелихов вовлекается в борьбу, которая ему чужда по определению. Кто затеял эту свару, в которой русские возненавидели русских? Главный герой не задается этим вопросом. Его судьба несет по жизни, словно былинку. Григорий Мелихов с удивлением слушает друга своей юности, который стал говорить непонятные слова и смотреть на него с подозрением.

А Дон течет спокойно и величаво. Судьба Григория Мелихова для него только лишь эпизод. Придут новые люди на его берега, придет новая жизнь. О революции писатель почти ничего не говорит, хотя о ней рассуждают все и помногу. Но ничего не запоминается из сказанного ими. Образ Дона затмевает все. И революция тоже лишь эпизод на его берегах.

Трагедия Григория Мелихова

Просто и ясно начал свою жизнь главный герой романа Шолохова. Любил и был любимым. Смутно верил в Бога, не вникая в подробности. Да и в дальнейшем он жил так же просто и ясно, как в детстве. Ни на малый шаг Григорий Мелихов не отступил ни от своей сути, ни от той правды, которую он впитал в себя вместе с водой, которую черпал из Дона. И даже шашка его не впивалась в тела людские с наслаждением, хотя он имел к смертоубийствам врожденные способности. Трагедия как раз и была в том, что Григорий остался атомом общества, который можно чуждой ему волей или расщепить на составные части, или соединить с другими атомами. Он этого не понимал и стремился к тому, чтобы оставаться свободным, похожим на величественный Дон. На последних страницах романа мы видим его успокоенным, надежда на счастье теплится в его душе. Сомнительная точка романа. Обретет ли главный герой то, о чем мечтает?

Конец казачьего уклада жизни

Художник может не понимать ничего из того, что происходит вокруг него, но он обязан чувствовать жизнь. И Михаил Шолохов ее чувствовал. Тектонические сдвиги мировой истории уничтожили милый ему казачий уклад жизни, извратили души казаков, превратив их в бессмысленные "атомы", которые стали пригодны для строительства чего угодно и кому угодно, но только не самим казакам.

Дидактической политики во 2, 3, и 4 томах романа множество, но, описывая путь Григория Мелихова, художник невольно возвращался к правде жизни. И ложные идеи отступали на второй план и растворялись в дымке столетних перспектив. Торжествующие нотки завершающей части романа заглушает тоска читателя по ушедшей той жизни, которая с такой неимоверной художественной силой нарисована писателем в 1 томе «Тихого Дона».

Первый как основа

Свой Роман Шолохов начинает описанием появления ребенка, который основал род Мелиховых, и заканчивает описанием ребенка, который должен род этот продлить. «Тихий Дон» можно назвать великим произведением русской литературы. Это произведение не только противостоит всему, что позднее было написано Шолоховым, но является отражением того стержня казачьего народа, который дает надежду самому писателю на то, что бытие казаков на Земле не закончилось.

Две войны и революция - это всего лишь эпизоды в жизни народа, который себя осознает донскими казаками. Он еще проснется и явит миру свою прекрасную мелиховскую душу.

Жизнь казачьего рода бессмертна

Главный герой шолоховского романа вошел в самую сердцевину мироощущения русского народа. Григорий Мелихов (образ его) перестал быть нарицательным персонажем еще в 30-ые годы ХХ столетия. Нельзя сказать, что писатель наделил героя типичными чертами козака. Как раз типичного в Григории Мелихове мало. И красоты особой в нем нет. Он красив своей мощью, жизненной силой, которая способна превозмочь все наносное, что приходит на берега вольного тихого Дона.

Это образ надежды и веры в высший смысл человеческого бытия, который всегда является основой всего. Странным образом канули в лету те идеи, которые растерзали станицу Вешенскую, стерли с земли хуторок Татарский, а роман "Тихий Дон", судьба Григория Мелихова остались в нашем сознании. Это и доказывает бессмертие казачьей крови и рода.

Русские писатели ХХ века от Бунина до Шукшина: учебное пособие Быкова Ольга Петровна

Образ Григория Мелехова

В начале романе это восемнадцатилетний парень, веселый, статный, сильный, по-своему зверовато-красивый. Григорий – исключительно цельная личность, чистая натура. Он освещен светом, как бы исходящим из разных источников, – тут и кодекс казачьей чести и славы, и напряженный крестьянский труд, удальство в народных игрищах и гулянках, и сцены рыбной ловли, приобщение к богатому казачьему фольклору, чувство первой любви. Донская жизнь с ее неповторимыми пейзажами, вольнолюбивыми традициями, звонкой и задушевной народной песней – словом, во всей ее поэтической свежести – широко раскрывается перед взором юного Григория. Проникновенно и любовно рисует Шолохов неторопливый, размеренный уклад жизни казаков хутора Татарского с их хозяйственными заботами, нелегким трудом, с почитанием веками сложившихся обычаев и обрядов, с гордостью казаков за свое сословие и уважением к воинской доблести. Григорию глубоко присуши трудолюбие, тонкое восприятие красоты родной донской степи, любовь к народной песне, гуманизм, большая человечность (случайно перерезанный косой в траве птенец долго не дает ему покоя). Из поколения в поколение воспитываемые смелость и отвага, благородство и великодушие по отношению к побежденным, презрение к малодушию и трусости определяли поведение Григория во всех жизненных обстоятельствах.

Эволюция образа Мелехова связана с событиями Первой мировой войны и революции. Война несомненно ожесточила сердце Григория, но не смогла задушить его человечность. Бунт героя против только лишь семейно-бытовых уз (уход из дома) дополняется протестом более широкого социального плана. Именно в годы войны в характере героя все более укрепляется чувство независимости, гордости, высокого человеческого достоинства.

Григорий Мелехов как главный герой эпического произведения по ходу сюжета встречается с людьми из всех социальных классов, слоев и групп, выведенных в романе. Наибольшее влияние на него оказывает большевик Гаранжа и донской автономист офицер Изварин. «Куда прислониться?» – один из тех далеко не риторических вопросов, которые задает себе нередко главный герой «Тихого Дона». С красными или с белыми связать судьбу?

В жизни шла борьба за будущий социальный строй, новое еще едва пробивалось, а главным образом совершалось разрушение старого. Все трудности перестройки крестьянского уклада были еще впереди. И, может быть, поэтому у Григория не хватило смелости окончательно порвать с прошлым, хотя главного он в нем не принимал и потому с белыми не остался.

Трагедия Григория отчасти и в том, что он не мог понять всей сложности и трудности установления новых норм жизни: он обобщает сразу все дурные проявления и отбрасывает вместе с ними многое остальное. Это его беда, а не вина, ибо она закономерна для человека, который не в силах сразу и до конца осмыслить трудный путь революции.

Главный герой «Тихого Дона» мечтает о таком строе жизни, при котором человеку воздалось бы мерой его ума, труда и душевного таланта. Вот откуда у него ненависть к людским захребетникам: «У меня к этим белоликим да белоруким жалости не запасено», – говорит Григорий про белогвардейских офицеров. Отсюда же его сочувствие к Котлярову{Коммунист.} и Кошевому, хотя «кровь легла промеж нас». Ведь в глазах Григория именно они олицетворяют, в отличие от «белоликих да белоруких», первый признак подлинной демократии – борьбу с экономическим порабощением, с классовым и сословным неравенством.

Григорий понимает, что он бывшим царским офицерам «чужой от головы до пяток». Как вожак казачьих масс, выдвинутый из гущи народного движения за ум, талант и воинское искусство, Григорий имеет право по-своему судить о лидерах белогвардейского движения. Он не с ними, хотя на крутых поворотах истории отдельные моменты его жизни совпадают с их целями. Это противоречие замечает начальник штаба его дивизии Копылов: «С одной стороны ты – борец за старое, а с другой – какое-то, извини меня за резкость, какое-то подобие большевика». В этих словах выражение той антиномии, которая лежит в основе образа Григория Мелехова.

Григорий Мелехов не только воплощает исторические процессы, затронувшие казачье-крестьянские массы России. Он выступает барометром авторской мысли в сложной структуре романа. Это обстоятельство создает дополнительные трудности при анализе условий, породивших трагические коллизии в эпопее. Ведь не можем же мы свести причины трагедии главного героя романа только к его середнячеству. Решение проблемы где-то на стыке социологических, национально-исторических, психологических факторов. Григорий – это драма гордого и неустанно ищущего ума, это образ правдоискателя, столь характерный для русской литературы.

Григорий совершает ошибки, но он по большому счету мнимо виновен. И все-таки виновен, ибо требует от жизни того, чего она ему еще не может дать. Здесь его и ждет, как и всякого трагического героя, кара, возмездие.

Однако и в финале Шолохов не дает однозначного ответа. Противоречивость образа Мелехова подчеркнута также использованием контрастных тропов. С одной стороны, душа Григория как выжженная черными палами степь, а с другой, – он не утрачивает до конца «очарования человека». Участь его в банде Фомина жалкая, незавидная, но, несмотря ни на что, все такой же несломленной остается его натура, ибо выйти на хутор, бросить в прорубь оружие за два месяца до амнистии – такое может совершить только выстоявшаяся личность.

Читатель прощается с героем «Тихого Дона», унося в своем сознании черный диск солнца и Григория с ребенком на руках, который один после многих утрат, гибели любимых, еще связывал его с миром.

В «Тихом Доне» художник переводит в новое качество те открытия, которые он сделал ранее в «Донских рассказах». Теперь проблема ставится шире: национальный характер и основные закономерности жизни, социальный перелом и судьбы народа, соотношение классового и национального в ходе общественной эволюции. Следовательно, отныне Шолохов оперирует не только такими категориями, как «народ», «общество», «класс», но и, углубляя привычные социологические представления, вводит такие понятия, как «национальная жизнь», «национальная история», «национальный опыт».

Шолохов объективно изучает русский национальный характер в свете конкретно-исторического социального опыта народа на протяжении десятилетий. Писатель отнюдь не увлекается идеализацией национальной специфики, его интересуют особенности национального бытия, определяемого в конечном счете классовым положением, классовыми интересами людей.

Национальный психический склад играет особую роль в социально-историческом процессе, во взаимоотношениях истории и личности. Полнота же раскрытия национальной жизни обеспечивается прежде всего такой емкой формой, как роман, и особенно – роман-эпопея.

В «Тихом Доне» показан величайший социальный кризис в судьбе народа. Величие Шолохова в том, что он изображает жизнь всей нации, прослеживает общенародную судьбу. Столкнулись два мира представлений и верований, произошли крутые исторические разломы, и отсюда – неизбежность трагических коллизий. Эпосу соответствует герой, синтезировавший в себе коренные противоречия эпохи. Это по плечу характеру, воплотившему общенациональные положительные качества.

(По Л.Ф. Ершову)

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Сталин. Путь к власти автора Емельянов Юрий Васильевич

Глава 35. ПРОТИВ ГРИГОРИЯ ЗИНОВЬЕВА И ЛЬВА КАМЕНЕВА Поражение Троцкого было не только разгромом властолюбивого политика, но и еще одним поражением троцкистов, ожидавших скорого начала мировой революции. В апреле 1925 года XIV партийная конференция поддержала идею Сталина о

Из книги Вернадский: жизнь, мысль, бессмертие автора Баландин Рудольф Константинович

Глава 36. ПРОТИВ ДВУХ ЛЬВОВ И ГРИГОРИЯ В первые же дни нового 1926 года Сталин активно включился в работу высших органов партии, которая по решению XIV съезда стала именоваться Всесоюзной коммунистической партией (большевиков), или ВКП(б), и Коминтерна. Одним из первых решений,

Из книги Григорий VII. Его жизнь и общественная деятельность автора Вязигин Андрей Сергеевич

ОБРАЗ ЖИЗНИ И ОБРАЗ МЫСЛИ Говорят, внешность обманчива.Любитель парадоксов Оскар Уайльд вывернул этот афоризм наизнанку: только поверхностные люди не обращают внимания на внешность.Вернадский был цельной, глубокой, многогранной личностью, оригинальным и неутомимым

Из книги Путешествие в будущее и обратно автора Белоцерковский Вадим

Глава IV. Цели и средства Григория VII Взгляд Григория на состояние церкви, обязанности папы и свой долг. – Душевный разлад. – Происхождение светской власти; преимущества и права пап. – Конечная цель. – Безбрачие духовенства как средство. – Борьба и победа. –

Из книги Чингисхан: Покоритель Вселенной автора Груссе Рене

Статья Григория Померанца И еще одна забавно-печальная история. В брошюре «Наши плюралисты» Солженицын в присущей ему манере громит диссидентское демократическое движение, «демдвиж», и применяет прием, которому трудно найти название: не указывая имена цитируемых

Из книги Тот самый Янковский автора Соловьев Сергей Александрович

Из сирийской летописи Григория Абуль Фараджа О законах, постановленных Чингис ХаноМПоелику у монголов не было письменности, Чингис Хан повелел уйгурским грамотеям обучить письму татарских детей. И посему монгольские слова пишут уйгурскими буквами, так же как

Из книги Лирика автора Санников Григорий Александрович

Четыре послания Олегу Янковскому от Григория Горина Олег Янковский так прочно вошел в мою жизнь и фильмы, что я готов о нем рассказывать долго, восторженно и по возможности… в стихах. Впрочем, стихи, ему посвященные, возникали не всегда от избытка восторга. Иногда – от

Из книги Шолохов автора Осипов Валентин Осипович

КНИГИ ГРИГОРИЯ САННИКОВА 1. Лирика. - М.: Всерос. ассоц. пролет, писателей, 1921.2. Дни. - Вятка: Кузница, 1921.3. Под грузом: Поэмы и стихи 1919–1922. - М.: Кузница, 1923.4. Лениниада: Фрагм. поэмы. - М.; Л.: ГИЗ, 1925.5. Молодое вино: Стихи. - М.; Л.: ГИЗ, 1927.6. Избранные стихотворения. - М.:

Из книги Откровение автора Климов Григорий Петрович

Освобождение Мелехова Все минется, одна правда останется…Из анекдотов 1930-х годов. Однажды заведующий Отделом агитации ЦК Алексей Стецкий стал критиковать Шолохова за то, что его главный герой - Мелехов - настоящая контра. Потом сказал:- Ты, Шолохов, не

Из книги Секретные архивы ВЧК-ОГПУ автора Сопельняк Борис Николаевич

СУТЬ ПРОБЛЕМЫ Интервью Григория Петровича Климова по случаю его 80-летия. - Григорий Петрович, Вы работаете с людьми особого типа, людьми с комплексом власти, уже 50 лет. Что это за люди? Что такое "комплекс власти"? Что такое "комплекс вождя"? В чем заключается суть этой

Из книги Судьба и книги Артема Веселого автора Веселая Заяра Артемовна

РАССТРЕЛ ГРИГОРИЯ МЕЛЕХОВА Свидетелей того бурного заседания почти не осталось, но их воспоминания сохранились. Одни пишут, что в тот день в Стокгольме гремели громы и сверкали молнии, другие утверждают, что заседание Нобелевского комитета проходило на редкость

Из книги Тайная жизнь Сталина автора Илизаров Борис Семенович

Из книги На территории любви Никиты Михалкова автора Ващилин Николай Николаевич

Из воспоминаний Григория Григорьева Григорий Прокофьевич Григорьев. Автор книги «В старом Киеве» и ряда рассказов. Был репрессирован. После реабилитации преподавал русскую литературу в средней школе. В 1932 году мне попался недавно вышедший том «России, кровью

Из книги Живым не верится, что живы... автора Лазарев Лазарь Ильич

Заключение. О воскрешении Григория Отрепьева в личине Генерального секретаря В истории России лишь однажды случилось так, что на царском троне оказался человек, причастный к духовному сословию. Даже властный митрополит Филарет Романов вынужден был оставить мечту о

Из книги автора

Из книги автора

Пядь отвоеванной земли О прозе Григория Бакланова Есть у Григория Бакланова небольшое, всего в несколько страниц, произведение - «Как я потерял первенство». То ли новелла, то ли зарисовка, - видимо, и автор затруднялся в определении жанра, поставив при первой публикации

Бессмертное произведение М.А. Шолохова «Тихий Дон» раскрывает в себе суть казачьей души и русского народа без украшений и умалчиваний. Любовь к земле и верность своим традициям наряду с предательством, отвага в борьбе и трусость, любовь и измена, надежда и утрата веры – все эти противоречия органически сплелись в образах романа. Этим автор достиг такой искренности, правдивости и жизненности изображения народа в пучине страшной действительности первой трети ХХ века, благодаря чему произведение до сих пор вызывает дискуссии и различные мнения, но не теряет своей популярности и актуальности. Противоречия – основная черта, характеризующая и образ Григория Мелехова в романе «Тихий Дон» Шолохова.

Противоречивость характера героя

Жизненный путь главного героя автор изображает, применяя метод параллельного ведения сюжета. Одна линия – это любовная история Григория, вторая – семейно-бытовая, третья – гражданско-историческая. В каждой их своих социальных ролей: сына, мужа, отца, брата, любовника он сохранил свою горячность, противоречивость, искренность чувств и непоколебимость стального характера.

Двойственность натуры, возможно, объясняется особенностями происхождения Григория Мелехова. «Тихий Дон» начинается с повествования о его предках. Дед его Прокофий Мелехов был истинным донским казаком, а бабка – пленной турчанкой, которую тот привез из последнего военного похода. Казацкие корни наделили Гришку упорством, силой и стойкими жизненными принципами, а восточная кровь одарила особой дикой красотой, сделала его натурой страстной, склонной к отчаянным и часто необдуманным поступкам. В течение всего своего жизненного пути он мечется, сомневается и многократно меняет свои решения. Однако мятежность образа главного героя объясняется его стремлением найти правду.

Молодость и отчаянность

В начале произведения главный герой романа предстает перед читателем в образе горячей молодой натуры, красивым и свободным донским парубком. Он влюбляется в соседку Аксинью и начинает ее активно и дерзко завоевывать, несмотря на ее семейное положение. Бурный роман, завязавшийся между ними, он не слишком скрывает, благодаря чему за ним закрепилась слава местного ловеласа.

Чтобы избежать скандала с соседом и отвлечь Григория от опасной связи, родители решают женить его, на что он с легкостью соглашается и оставляет Аксинью. Будущая супруга Наталья влюбляется при первой же встрече. Хотя ее отец и сомневался в этом горячем вольном казаке, свадьба все-таки состоялась. Но смогли ли узы брака изменить пылкий характер Григория?

Напротив, желание запретной любви только сильнее разгорелось в его душе. «Так необычайна и явна была сумасшедшая их связь, так исступленно горели они одним бесстыдным полымем, людей не совестясь и не таясь, худея и чернея в лицах на глазах у соседей».

Молодого Гришку Мелехова отличает такая черта, как беззаботность. Он живет легко и игриво, будто бы по инерции. Он выполняет домашнюю работу автоматически, флиртует с Аксиньей, не задумываясь о последствиях, послушно женится по указке отца, собирается на службу, в общем, спокойно плывет по течению беззаботной молодой жизни.

Гражданский долг и ответственность

Внезапную весть о войне и призыв на фронт Гришка воспринимает с честью и старается не посрамить давний казачий род. Так автор передает его удаль и смелость в боях Первой мировой войны: «Крепко берег Григорий казачью честь, ловил случай выказать беззаветную храбрость, рисковал, сумасбродничал, ходил переодетым в тыл к австрийцам, снимал без крови заставы, джигитовал казак…». Однако пребывание на фронте не может пройти бесследно. Множество человеческих жизней на собственной совести, пускай и врагов, но все же людей, кровь, стоны и смерть, которые окружали его, сделали душу Григория черствой, несмотря на высокие заслуги перед государем. Он и сам понимал, какой ценой достались ему четыре Георгиевских креста за отвагу: «Война из меня все вычерпала. Я сам по себе страшный стал. В душу ко мне глянь, а там чернота, как в пустом колодезе…»

Главной чертой, характеризующей образ Григория в «Тихом Доне», является упорство, которое он пронесет сквозь годы тревог, потерь и поражений. Его умение не сдаваться и бороться, даже когда душа его была черна от гнева и многочисленных смертей, которые ему пришлось не только увидеть, но и нести грехом на своей душе, позволило противостоять всем невзгодам.

Идейные искания

С наступлением Революции герой пытается разобраться, чью сторону принять, где же правда. С одной стороны, он присягал государю, которого свергли. С другой, – большевики обещают равенство. Он, было, сперва стал разделять идеи равенства и народной свободы, но когда не увидел ни того, ни другого в поступках красных активистов, возглавил Казачью дивизию, воевавшую на стороне белых. Поиски правды и сомнения – основа характеристики Григория Мелехова. Единственной правдой, которую он принимал, это борьба за возможность мирной и спокойной жизни на своей земле, выращивания хлеба, воспитания детей. Он считал, что воевать надо с теми, кто отбирает эту возможность.

Но в водовороте событий Гражданской войны, он все более разочаровывался в идеях тех или иных представителей военно-политических движений. Он видел, что у каждого правда своя, и все используют ее, кому как удобно, а судьба Дона и людей, живущих там, никого не волновала. Когда казачьи войска расформировывались, и белое движение все больше напоминало банды, началось отступление. Тогда Григорий решил принять сторону красных и даже возглавил конный эскадрон. Однако, вернувшись домой по окончании Гражданской войны, он стал изгоем, чужим среди своих, так как местные советские активисты, в частности, в лице его зятя Михаила Кошевого, не забыли о его белом прошлом и грозили расстрелом.

Осознание главных ценностей

В произведении Михаила Шолохова центральное внимание уделено проблеме поиска личностью своего места в мире, где все привычное и родное вмиг изменило свое обличье, обернувшись жесточайшими условиями жизни. В романе автор утверждает простую истину: даже в нечеловеческих условиях нужно оставаться людьми. Воплотить, однако, этот завет смогли далеко не все в то тяжелое время.

Нелегкие испытания, выпавшие на долю Григория, такие как потеря любимых и близких людей, борьба за свою землю и свободу, изменила его, сформировала нового человека. Некогда беззаботный и дерзкий паренек осознал истинную цену жизни, мира и счастья. Он вернулся к своим истокам, к родному дому, держа на руках самое ценное, что у него осталось, – сына. Он осознал, какая цена была заплачена за то, чтобы стоять на пороге родного дома с сыном на руках под мирным небом, и понимал, что нет ничего дороже и важнее этой возможности.

Тест по произведению

Мятущаяся натура, сложная судьба, сильный характер, человек на границе двух эпох – основные эпитеты главного персонажа шолоховского романа.Образ и характеристика Григория Мелехова в романе «Тихий Дон» - это художественное описание судьбы одного казака. Но за ним стоит целое поколение донских мужиков, родившихся в смутное и непонятное время, когда рушились семейные связи, менялась судьба всей многоликой страны.

Внешность и семья Григория

Представить Григория Пантелеевича Мелехова несложно. Молодой казак – младший сын Пантелея Прокофьевича. В семье трое детей: Петр, Григорий и Дуняша. Корни фамилии пошли от скрещивания турецкой крови (бабушка) с казачьей (дед). Такое происхождение наложило свой отпечаток и на характер героя. Сколько сейчас научных работ посвящено турецким корням, изменившим русский характер. Двор Мелеховых расположился на окраине хутора. Семья не богатая, но и не бедная. Средний достаток для одних завидный, значит, есть в селе и беднее семьи. Для отца Натальи, невесты Григория, казак небогатый. В начале романа Гришке примерно 19-20 лет. Высчитывать возраст следует по началу службы. Призывной возраст тех лет – 21 год. Григорий ждет призыва.

Черты внешности персонажа:

  • нос: горбоносый, коршунячий;
  • взгляд: диковатый;
  • скулы: острые;
  • кожа: смуглая, коричневая румянеющая;
  • черный, как цыган;
  • зубы: волчьи, ослепительно белые:
  • рост: не особенно высокий, на полголовы выше брата, старше его на 6 лет;
  • глаза: подсиненные миндалины, горячие, черные, нерусские;
  • улыбка: звероватая.

О красоте парня говорят по-разному: красивый, красивенький. Эпитет красивый сопровождает Григория весь роман, даже, постарев, он сохраняет привлекательность и притягательность. Но в его привлекательности много мужского: жесткие волосы, неподатливые на ласку мужские руки, курчавая поросль на груди, ноги, поросшие густым волосом. Даже для тех, кого он пугает, Григорий выделяется из толпы: переродок, дик, рожа бандитская. Чувствуется, что по взгляду казака можно определить его настроение. Одним кажется, что на лице только глаза, жгучие, четкие и пронизывающие.

Одежда казака

Мелехов одевается в привычную казачью форму. Традиционный казачий набор:

  • будничные шаровары;
  • праздничные с яркими лампасами;
  • белые шерстяные чулки;
  • чирики;
  • сатиновые рубахи;
  • полушубок;
  • папаха.

Из нарядной одежды у казака есть сюртук, в нем он идет свататься к Наталье. Но он не удобен парню. Гриша дергает полы сюртука, стремится быстрее его снять.

Отношение к детям

Григорий любит детей, но осознание полной любви приходит к нему очень поздно. Сын Мишатка – последняя ниточка, которая связывает его с жизнью после потери любимой. Он принимает Танюшку, дочь Аксиньи, но мучается мыслями, что она может быть не его. В письме мужчина признается, что девчушка снится ему в красном платье. Строк о казаке и детях мало, они скупые и не яркие. Наверное, это правильно. Сложно представить сильного казака за игрой с ребенком. Он увлечен общением с детьми от Натальи, когда возвращается на побывку с войны. Ему хочется забыть все пережитое, погрузившись в домашние дела. Для Григория дети – это не просто продолжение рода, это святыня, часть родины.

Мужские черты характера

Григорий Мелехов – мужской образ. Он яркий представитель казачества. Черты характера помогают разобраться в сложных проблемах, происходящих вокруг.

Своенравность. Парень не боится своего мнения, не может от него отступить. Он не прислушивается к советам, не терпит насмешек, не боится драк и потасовок.

Физическая сила. Парень нравится за молодецкую удаль, силу и выносливость. Свой первый Георгиевский крест получает за терпение и выдержку. Превозмогая усталость и боль, выносит раненого с поля боя.

Трудолюбие. Работящий казак не боится любого труда. Он готов заниматься чем угодно, чтобы содержать свою семью, помочь родителям.

Честность. Совесть Григория постоянно с ним, он мучается, совершая поступки, не по своей воле, а в силу обстоятельств. Казак не готов к мародерству. Он отказывает даже отцу, когда тот приезжает к нему за награбленным.

Гордость. Сын не позволяет отцу бить себя. Он не просит помощи, когда в ней нуждается.

Образованность. Григорий - грамотный казак. Он умеет писать, причем передает мысли на бумаге четко и понятно. Пишет Мелехов редко, как и положено скрытным натурам. Все у них в душе, на бумаге только скупые, точные фразы.

Григорий любит свой хутор, деревенскую жизнь. Ему нравится природа и Дон. Он может любоваться водой и плещущимися в ней конями.

Григорий, война и родина

Самая сложная сюжетная линия – это казак и власть. Война с разных сторон предстает перед глазами читателя так, как видел ее герой романа. Отличий между белыми и красными, бандитами и простыми солдатами практически нет. Те и другие убивают, мародерствуют, насилуют, унижают. Мелехов мучается, он не понимает смысла в убийстве людей. Его поражают казаки, которые живут на войне, получая удовольствие от смертей вокруг. Но время меняет. Григорий становится черствее, хладнокровнее, хотя с ненужными убийствами так и не соглашается. Человечность – основа его души. Нет у Мелехова и категоричности Мишки Коршунова, прообраза активистов революционеров, видящих вокруг себя только врагов. Мелехов не позволяет начальству разговаривать с ним грубо. Он дает отпор, сразу ставит на место тех, кто хочет им командовать.

Шолохов создал целую галерею образов в своем романе «Тихий Дон». Герои романа стали необычайными персонажами мировой литературы.

Самым противоречивым и притягательным героем книги является Григорий Мелехов. В образе героя автор олицетворил индивидуальные черты характера простого человека. Мелехов является самым обычным казаком, который родился в обеспеченной семье. С раннего детства герой живет крестьянской жизнью. В нем присутствует любовь к природе, жалость ко всему живому. Кроме того Григорий очень честен и искренен со всеми. После взросления он влюбляется в Аксинью и навсегда хранит любовь в своем сердце. Аксинья была замужем. Несмотря на ее замужество, Григорий не пытался скрывать свои чувства. Мелехов женился на Наталье и признался ей, что не любит ее.

Герой отличался как хозяйственный, храбрый и работящий парень. Оказавшись в центре войны, молодой казак вел себя как стойкий и смелый боец. Он был умным, бесстрашным и решительным и одновременно самолюбивым. Он всегда поступал по чести и придерживался принципов, которых усвоил в детстве.

Мелехов вступил в ряды красных революционеров. Однако узнав, что революционеры поддерживают насилие и жестокость, Григорий был сильно разочарован. На его глазах красная армия убивала всех безоружных пленных и расстреливала всех казаков, грабила казачьи поселки и насиловала женщин.

Во время сражений герой постоянно видел беспощадность и жестокость белых и красных революционеров. Поэтому классовая ненависть для него казалась бессмысленной. В душе он хотел покоя, любви и простого труда. Григорий не умел разбираться в противоречиях общества. Все происходящее он близко воспринимал к сердцу, и поэтому часто менял лагерь. Герой не умел разбираться в своих мыслях и стал подчиняться воле других людей.

Мелехов не хотел изменять своим принципам и себе и поэтому стал изгоем в лагерях революционеров. Чтобы познать истину, он переметнулся в ряды белых революционеров. Он стал чужим для всех и постоянно испытывал одиночество.

Спустя некоторое время он предпринял попытку сбежать вместе с Аксиньей. Но по дороге с его возлюбленной случилось несчастье, которое привело к ее гибели. Вместе сильного и храброго бойца Григорий превратился в человека, убитого горем, который будет страдать до конца жизни.

К концу произведения Мелехов полностью отказался от оружия и войны. Он вернулся в родные земли, поскольку не смог принять жестокость бренного мира.

Вариант 2

Михаил Шолохов написал интереснейший роман-эпопею Тихий Дон. Простое, жизненное повествование об обычных людях, которым суждено переживать не одни трудности. Жизнь трудна, и это хотел нам продемонстрировать автор Тихого Дона.

Тихий Дон про обычных людей, одним из таких был Григорий Мелехов. Судьба Григория переплетается со многими жизненными событиями. Он тот человек, который ищет всю жизнь правду. Ищет справедливость, честность, он хочет знать ответы на многие жизненные вопросы. Григорий Мелехов противоречивая личность, определённые люди его осуждают, а многие восхваляют, тем не менее он человек, а человек постоянно изменчив.

Ему сложно было справиться с осознанием того, что он убил человека. Никогда он себе и представить не мог, что настанет время, когда ему придётся убивать. Он искал правду, но не находил её ни в окружении белых, ни в окружении красных во время гражданской войны. Таким образом можно сказать, что он не был за определённую сторону, он искал, но так и не нашёл тех, кто был прав по чести...

Ему очень часто не везло в жизни. Он сталкивался с трудностями на пути, но всегда преодолевал их. Было сложно, но он справлялся. Григорий Мелехов ладил со многими, он был в окружении многих его друзей. Лучшим другом Григория можно считать Михаила Кошевого, однако именно его лучший друг убивает родного брата Григория. Разве можно после этого считать Михаила другом?

Но главным переплетением в романе-эпопеи была любовная история Григория Мелехова. Он был свободным человеком и никакая девушка не в силах была его приструнить. Но он пользовался популярностью среди девушек. 2 спутницы по жизни у него были, Аксинья и Наталья. На Наталье заставили жениться родители Григория, однако он мог отказаться, но не стал этого делать. Он утверждал, да и так все знали, что он Наталью не любит. У них всё же было двое детей.

Григорий имел возлюбленную - Аксинью. Именно она являлась вдохновительницей для него. В их отношениях наблюдалась страсть, любовь, обоюдное притяжение. Это были настоящие отношения, однако Григорий всё же не мог определиться с кем ему нужно быть - с женой Натальей или любовницей Аксиньей. Григорий даже принимал роды у Аксиньи. Они работали на поле, будучи Аксинья беременна тоже помогала. Но вдруг начинаются схватки. Он взял её в повозку, направился в село, но не успевал доехать, пришлось принять роды самому.

Григорий Мелехов - противоречивый персонаж, с очень сложной судьбой, но лично у меня он вызывает уважение за то, что он никогда не изменял своим принципам. Он всегда стремился добиться правды и справедливости.

Сочинение Образ и характеристика Мелехова

В одном из самых известных романов Шолохова автор, раскрыв одну из проблем - взаимоотношение личности и народа, с особым художественным мастерством показал трагизм жизненного пути Григория Мелехова. Характер и убеждения героя значительно отличаются от Петра. Писатель, выделяя из семьи Мелеховых, 19-летнего Гришку, показывает его удивительную привлекательность. Внешний вид Григория оттеняет не то, что к какому сословию он принадлежит, а своеобразный характер.

Будучи в юношеском возрасте он был трудолюбивым парнем, тонко чувствующим родную природу. Недюжинные способности, прямота и открытость непрерывно отмечаются Шолоховым. Он выступает против жестокосердия своих сельчан, вступается за Аксинью по причине ужасного обращения с ней супруга, и презрительно относится к поступку Дарьи, которая без зазрения совести убивает Котлярова.

Григорий симпатизирует тем, кто всегда мужественен и сохраняет свое достоинство в самых опасных жизненных ситуациях. Он всегда осуждал трусость и слабодушие и на разных этапах своих исканий держался стойко. Особенно ярко показан патриотизм Григория. Так, он, например, не может видеть присутствие английских войск на Дону и высказывает неодобрительно о них. Вместе с позитивными качествами одаренного человека у него рано обнаружен своевольный характер. Как труженик он тянется к лучшим и новым веяниям, однако, его интерес к собственничеству влечет назад, путает его в выборе правильного пути. Он долго колеблется между двумя политическими лагерями и ищет сам свой путь в революции.

Главный персонаж не может разобраться и в своих личных отношениях. К Наталье его тянет жилка собственника, домашний уют, дети. Аксинья же близка ему своей горячей любовью и вольнолюбием. Данное положение Григория между двумя женщинами объясняется стремлением примирить любовь к Аксинье с семейными традициями. Автор показал на образе Григория черты, характерные для середняков. Он показал его взгляды и настроения, которые выделяли мелкого собственника. Трагизм его судьбы проявлялся в том, что он совсем потерялся в своих исканиях, выступил против исторических событий, против народа, выходцем которого он и был.

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение Война в романе Тихий дон (гражданская война)

    Если рассуждать о работах писателя, в первую очередь, нужно отметить, в каком веке он жил, в каком веке он писал и создавал, потому что социальная и общественная деятельность считается, чуть ли не главным фактором, влияющая на работу.

  • Эвелина в повести Слепой музыкант Короленко сочинение

    Одним из второстепенных персонажей произведения является Эвелина Яскульская, представленная писателем в образе молодой девушки, ставшей супругой главного героя рассказа слепого с рождения музыканта Петра Попельского.

  • Анализ произведения Астафьева Царь-рыба

    Знаменитое произведение Астафьева «Царь-рыба» изучается в школе. Главными героями данного произведения являются не только человек, но и сама природа.

  • Я как и любой ребенок жду всегда лета с нетерпеньем. Летом жизнь летит быстро, но оно запоминается тебе больше всего на свете. Моим самым лучшим днем было то, что я впервые побывала в столичном парке аттракционов

  • Сочинение Образы отцов в романе Отцы и дети Тургенева

    На страницах романа «Отцы и дети» Тургенев старается раскрыть масштабную тему будущего России. Он хотел подчеркнуть значимость преобразований для улучшения жизни народа. Тургенев противопоставил мнения демократичных революционеров