Хотел ли митрофанушка жениться на софье. Д.И

Деревня помещиков Простаковых. Госпожа Простакова в гневе: крепостной портной Тришка, считает она, сшил слишком узкий кафтан её любимому сыну, шестнадцатилетнему недорослю Митрофанушке. Тришка оправдывается тем, что не учился портняжному ремеслу, но госпожа ничего и слушать не хочет. Её муж, Простаков, недалёкий и послушный жене человек, высказывает мнение, что кафтан мешковат. А Тарасу Скотинину, брату Простаковой, кажется, что кафтан «сшит изряднехонько».

Сам же кафтан - обновка Митрофанушке к сговору Скотинина с Софьей, дальней родственницей Простаковых. Отец Софьи умер, когда она была ещё младенцем. Девушка росла у матери в Москве. Но уже минуло полгода, как она осталась круглой сиротой. Простаковы взяли её к себе, чтобы «надзирать за её имением, как за своим собственным». Дядюшка Софьи, Стародум, уехал в Сибирь. На протяжении долгого времени о нём не было никаких известий, и Простаковы считают, что он давно умер.

Скотинин хочет жениться на Софье - не потому, что ему нравится девушка, не потому, что он хочет завладеть её деревеньками, но потому, что в этих деревеньках много… свиней, а до них он большой охотник. А Софья ещё не знает, кого прочат ей в мужья.

Софье приходит письмо от Стародума. Госпожа Простакова, услышав об этом, крайне раздражена: не сбылись её надежды, дядюшка оказался жив. Простакова обвиняет Софью во лжи: письмо, дескать, амурное. Но проверить утверждение она не может, ибо неграмотна. Её муж и брат тоже читать не горазды. Их выручает постоялец Правдин. Он читает письмо, в котором Стародум извещает племянницу, что делает её наследницей своего состояния, нажитого им в Сибири, которое даёт доходу десять тысяч в год. Госпожа Простакова поражена этим известием. У неё возникает новая идея: выдать Софью за своего сына, неуча Митрофана.

Через деревню Простаковых проходят солдаты. Их ведёт офицер Милон. Он встречает здесь своего старого друга, Правдина. Тот рассказывает, что состоит членом наместнического правления. Правдин объезжает округ и особенно обращает внимание на «злонравных невежд», которые плохо обращаются со своими людьми. Именно таких невежд он нашёл в лице Простаковых.

Милон же рассказывает, что он влюблён и более полугода находится в разлуке с любимой. Недавно он узнал, что его возлюбленная осталась сиротой и какие-то дальние родственники увезли её в свои деревни… В тот момент, когда Милон говорит об этом, он внезапно видит свою возлюбленную - это Софья.

Влюбленные рады встрече. Но Софья рассказывает, что госпожа Простакова хочет выдать её замуж за Митрофанушку. Милона терзает ревность. Правда, она ослабевает, когда он узнает побольше о своём «сопернике».


Проходящий мимо Скотинин бесцеремонно заявляет о своих видах на Софью. Правдин рассказывает ему о планах госпожи Простаковой. Скотинин в бешенстве. На глаза ему попадается Митрофан, которого ведёт учиться няня Еремеевна. Дядя желает объясниться с племянником и уж было набрасывается на него с кулаками. Но Еремеевна заслоняет собою Митрофанушку и прогоняет Скотинина.

Приходят учителя Митрофанушки: Сидорыч - Кутейкин и Пафнутьич - Цыфиркин. Кутейкин, дьячок от Покрова, недоучившийся в семинарии, учит Митрофана грамоте по Часослову и Псалтыри. А Цыфиркин, отставной сержант, - учитель арифметики.

Митрофан отказывается учиться. Он жалуется матери, что после дядюшкиной «таски» ему не идёт на ум ученье. Еремеевна рассказывает о столкновении со Скотининым. Простакова утешает сына, обещает его скоро женить. Учителей она велит накормить обедом и вновь прислать. Госпожа недовольна Еремеевной: та «не впилась в харю» Скотинину и «не раздернула ему рыла по уши». Простакова собирается по-своему «переведаться» с братцем. Усердная Еремеевна от обиды плачет. Учителя утешают её.

Приезжает Стародум. Прежде чем показаться хозяевам, он беседует со старым знакомым, Правдиным. Стародум вспоминает о своём отце, служившем Петру Великому, хвалит те времена. Стародум приехал, чтобы освободить свою племянницу от «невежд без души». Он был вынужден покинуть государственную службу. Когда Стародум ещё служил по военной части, он подружился с молодым графом. По объявлении войны Стародум поспешил в армию, а граф от этого уклонился. И вскоре после этого граф был произведён чином, а Стародум, раненный на войне, обойдён. Выйдя в отставку, Стародум приехал в Петербург ко двору. Но позже он решил, что «лучше вести жизнь у себя дома, нежели в чужой передней».

Стародум встречается с Софьей и обещает увезти племянницу от Простаковых. Разговор прерван появлением Простаковой и Скотинина. Сестра с братом дерутся, а Милон разнимает их. Стародума эта сцена забавляет. Госпожа Простакова раздражена весельем незнакомца, но, узнав, что это Стародум, она меняет тон на самый раболепный и угодливый. Она хочет подольститься к богатому родственнику и поспособствовать этим женитьбе Митрофанушки на Софье.

Но Стародум обещает на следующее же утро отвезти Софью в Москву, чтобы там выдать её замуж за некоего «молодого человека больших достоинств». Это известие повергает всех в уныние, а Софья «кажется пораженною». Тогда Стародум говорит ей, что выбор достойного жениха - всецело в её воле. Это всем возвращает надежду. Госпожа Простакова хвалится перед Стародумом образованием Митрофанушки. Она особенно довольна немцем Адамом Адамычем Вральманом, которого наняла на пять лет. Она платит ему триста рублей в год (прочим учителям - десять). Вральман учит Митрофана «по-французски и всем наукам». Но главное - он «ребенка не неволит».

Тем временем Кутейкин и Цыфиркин печалятся о том, что учение идёт не очень успешно. Арифметике Митрофан учится третий год, а «трёх перечесть не умеет». Грамоту он изучает четвёртый год, а до сих пор «новой строки не разберёт». А вся беда в том, что Вральман потакает ленивому ученику и мешает учебе.

Госпожа Простакова уговаривает сына поучиться. Тот требует, чтобы поскорее был сговор: «Не хочу учиться, хочу жениться». Цыфиркин задаёт Митрофану две задачи. Но мать вмешивается и не даёт решить их. Вообще арифметика представляется ей пустой наукой: «Денег нет - что считать? Деньги есть - сочтём и без Пафнутьича хорошохонько». Приходится Цыфиркину закончить занятие. Его место заступает Кутейкин. Митрофан бессмысленно повторяет за ним строки из Часослова. Тут появляется Вральман. Он объясняет госпоже Простаковой, что излишне набивать голову очень опасно. Вральман считает, что можно обойтись и без российской грамоты, и без арифметики. Митрофанушке, говорит он, нужно лишь знать, как жить в свете. Вральман отпускает Митрофана порезвиться.

Цыфиркин и Кутейкин хотят побить Вральмана. Отставной сержант замахивается доскою, а дьячок - Часословом, но немцу удается убежать.

Софья читает книгу Фенелона о воспитании девиц. Стародум беседует с ней о добродетели. Он получает письмо от графа Честана. Это дядя Милона, который хочет женить своего племянника на Софье. Заговаривая с Софьей о её замужестве, Стародум вновь замечает, что она смущена… Тут появляются Правдин и Милон. Правдин представляет Милона Стародуму. Оказывается, Милон в Москве часто бывал в доме Софьиной матери, и та любила его как сына. Стародум, беседуя с Милоном, убеждается, что имеет дело с достойным человеком. Милон просит руки Софьи, упоминая о своей «взаимной склонности» с девушкой. Стародум с радостью узнаёт, что Софья избрала именно того, кого он сам прочит ей в мужья. Он даёт согласие на этот брак.

Но прочие претенденты на руку Софьи ничего не ведают и не оставляют своих надежд. Скотинин принимается говорить о древности своего рода. Стародум в шутку делает вид, что во всём с ним согласен. Госпожа Простакова предлагает Стародуму посмотреть, как Митрофанушка выучен. Софьин дядюшка изображает, будто в восторге от Митрофанушкиной учёности. Однако он отказывает и Скотинину, и Митрофанушке, сообщив, что Софья уже сговорена. Он объявляет, что уедет с Софьей в семь утра. Но госпожа Простакова решает, что до этого времени она успеет «поставить на своем». Она расставляет по дому «часовых».

Правдин получает пакет; ему предписано взять в опеку дом и деревни Простаковых при первом же случае, когда нрав Простаковой будет угрожать безопасности подвластных ей людей. Правдин рассказывает об этом Стародуму. Их разговор прерван шумом…

Люди Простаковой тащат сопротивляющуюся Софью к карете - венчаться с Митрофанушкой. Милон, заставший эту сцену, освобождает невесту. Правдин грозит, что Простакова предстанет перед судом как «нарушительница гражданского спокойства». Госпожа Простакова бурно раскаивается в своем поступке. Стародум и Софья прощают её. Простакова рада прощению: уж теперь-то она отомстит своим слугам за произошедшую неудачу! Но сделать этого ей не удаётся: Правдин объявляет, что по правительственному указу он принимает в опеку дом и деревни Простаковых.

Скотинин подобру-поздорову уезжает к себе, к своим любимым хлевам. Госпожа Простакова просит Правдина дать ей власть хотя бы на три дня. Но тот не соглашается. Он зовет учителей, чтобы рассчитаться с ними. Еремеевна приводит Кутейкина, Цыфиркина и Вральмана. Правдин отпускает их восвояси. Кутейкин требует, чтобы ему заплатили за ученье, за стоптанные сапоги… А Цыфиркин отказывается от платы, потому что Митрофанушка ничему не научился. За такое великодушие Стародум, Милон и Правдин дают ему денег. А Кутейкину Правдин предлагает рассчитаться с самой госпожой. Тот в ужасе восклицает: «От всего отступаюсь». Во Вральмане Стародум узнаёт своего бывшего кучера. Оказывается, Вральман нигде не мог сыскать себе места кучера и пришлось ему идти в учителя. Стародум соглашается опять взять его к себе кучером.

Стародум, Софья и Милон собираются уезжать. Простакова обнимает Митрофанушку: «Один ты у меня остался…» Но сын грубит ей. Мать падает в обморок. Правдин решает отправить Митрофана на службу. Очнувшись, госпожа Простакова причитает: «Погибла я совсем…» А Стародум, указывая на неё, произносит: «Вот злонравия достойные плоды!»

Произведение Фонвизина «Недоросль» написано в эпоху правления Екатерины II, когда вопросы социальных отношений, воспитания и образования молодежи были особо актуальными. В пьесе автор не только поднимает острые проблемы современного ему общества, но и иллюстрирует идейный замысел яркими собирательными образами. Одним из таких персонажей в комедии является Софья. «Недоросль» Фонвизина – это, прежде всего классицистическая комедия, освещающая просветительские идеи гуманизма. В образе Софьи автор изобразил совершенный пример русской женщины эпохи Просвещения – образованной, умной, краткой, доброй и скромной. Девушка уважает своих родителей, с почтением относится к старшим и более авторитетным людям, открыта к получению истинных нравственных ориентиров.

По сюжету пьесы у Софьи была трудная судьба. Еще в маленьком возрасте у девушки умер отец, а пол года до описываемых в произведении событий – мать. Так как дядя ее, Стародум, был на службе в Сибири, Софья волей судьбы попадает на попечение грубой, жестокой и глупой Простаковой. Помещица собирается выдать девушку без ее ведома замуж за своего брата Скотинина. Однако новость о наследстве Софьи кардинально меняет планы Простаковой – женщина решает посватать своего сына-недоросль Митрофана, чтобы получить и свою долю наследства. Апогеем истории с женитьбой становится похищение Софьи по приказу помещицы, тогда как вопрос женитьбы девушки уже был решен – Стародум одобрил выбор Софьи выйти замуж за честного и доброго Милона. Однако финал комедии для девушки счастливый – она остается с любимым человеком.

Софья и Митрофан

В «Недоросле» центральными персонажами выступают Софья и Митрофан. Кроме того, что они оба являются самыми юными образами пьесы, герои еще и предстают в пьесе антиподами. Софья – сирота, которой приходится самой о себе заботится, тогда как Митрофан – избалованный маменькин сынок. Девушка стремится к знаниям, серьезно относится к своему будущему, развивается как личность с собственным мнением, тогда как юноша – безвольный, глупый, во всем слушающийся Простакову и инфантильный персонаж.

Особое значение в пьесе автор уделяет вопросу воспитания каждого из героев, указывая на то, что хорошее, правильное воспитание является основой развития сильной самостоятельной личности. Это становится понятно при анализе образов Софьи и Митрофана в рамках сюжетной линии. Девушка воспитывалась в просвещенной дворянской семье, где самой важной ценностью было уважение и любовь к родителям, благонравие, честность, справедливость и милосердие к нуждающимся, что и легло в основу добродетельной натуры Софьи. Митрофан же был воспитан деспотичной, жестокой, лживой Простаковой и безвольным Простаковым, переняв от них все отрицательные черты. В комедии Софья выступает символом чистоты, скромности, внутренней красоты и добродетели. Она является именно такой личностью, о которой говорит в своих наставлениях Стародум, и которой восхищается сам автор.

Софья и Простакова

Образ Софьи в «Недоросле» также противопоставляется второму главному женскому образу пьесы – Простаковой. Девушка и помещица олицетворяют два диаметрально противоположных взгляда на роль женщины в семье и обществе. Простакова не любит и не уважает своего мужа, может его обругать или даже ударить – сама свадьба для нее была скорее возможностью получить в свое владение большое хозяйство. Для Софьи же замужество является важным продуманным шагом, союзом двух любящих и уважающих друг друга людей, полностью состоявшихся и близких по духу личностей. Девушка давно любит Милона, хранит ему верность, пока юноша служит родине, честна и открыта перед ним. В замужестве для Софьи важны не материальные блага, а теплые отношения, благополучие и понимание.

Простакова выступает носительницей ценностей и устоев давно устаревшего «Домостроя», по нормам которого женщине не нужно быть образованной, разбираться в высоких материях и рассуждать о серьезных вещах, вместо этого, она должна заниматься только хозяйством и детьми, погрязая в ежедневной бытовой рутине. Образ Софьи является новаторским для русской литературы, так как воплощает в себе новые, просветительские взгляды на роль женщины в обществе. В произведении она выступает носителем истинной мудрости, доброты, честности, сердечности и человеческого тепла. Перед читателем предстает не крестьянка или куховарка, а образованная, имеющая собственные взгляды и мнение девушка. Сравнительная характеристика Софьи в «Недоросле» дает понять, что в ее образе Фонвизин изобразил собственный идеал обновленной, просвещенной, гармоничной личности просвещения.

План пересказа

1. Простакова недовольна кафтаном, сшитым для ее сына портным Тришкой.
2. Скотинин, брат Простаковой, мечтает из корыстных побуждений жениться на Софье.
3. Софья получает письмо от своего дяди Стародума. Правдин при всех читает его вслух.
4. Правдин в разговоре с Милоном говорит о цели своего приезда.
5. Софья и Милон встречаются. Они давно любят друг друга.
6. Скотинин сватается к Софье и узнает, что Простакова прочит Софью Митрофану в жены.
7. Скотинин бросается на Митрофана, Еремеевна заслоняет его.
8. Беседа Правдина и Стародума о взглядах на жизнь.
9. Все герои комедии выражают свое отношение к Стародуму.
10. Экзамен Митрофана.
11. Беседа Софьи и Стародума о нравственных основах жизни.
12. Стародум соглашается на брак Софьи с Милоном.
13. Скотинин и Простакова сватают Софью.
14. Стародум узнает о том, что Простакова хотела тайно обвенчать Митрофана и Софью.
15. Правдин сообщает об опеке имения Простаковой.
16. Отъезд Стародума, Милона и Софьи.
17. Разочарование Простаковой.

Пересказ
Действие 1

Простакова и Еремеевна осматривают на Митрофане только что сшитый кафтан. Простакова говорит, что он плохо сшит, и велит Еремеевне позвать портного Тришку. Тришка начинает оправдываться, что он самоучка, поэтому кафтан лучше отдать настоящему портному, который сошьет лучше. Но Простакова только ругается. Появляется Простаков. Он во всем подчиняется своей жене, поэтому не может сказать ничего вразумительного про кафтан. Простакова приказывает наказать Тришку за плохую работу. Но тут приходит брат Простаковой, Скотинин, и просит в день его сватовства никого не наказывать, а отложить до завтрашнего дня, тогда он ей в этом поможет.

Митрофан жалуется, что вчера вечером мало поел, поэтому ему снились сны, как матушка бьет батюшку, говорит, что ему было очень жаль матушку, так как она устала от битья.

Скотинин интересуется, где его невеста, не пора ли ей сказать, что ее выдают замуж. Простаков рассказывает, что Софья осталась сироткой, а ее дядя Стародум уехал в Сибирь и там умер, и теперь она живет у Простаковых, а они следят за ее имением. Простакова спрашивает, на самом ли деле Скотинину так понравилась Софья. Тот отвечает, что ему не невеста нравится, а то, что находится в ее деревне, т.е. свиньи, которых он очень любит.

Входит Софья, на ходу читающая письмо. Простакова узнает, что письмо от дяди Софьи Стародума, и чуть в обморок не падает. Она начинает уверять Софью, что ее дядя уже давно умер, по нему даже молебен отслужили, высказывает предположение, что письмо любовное, написанное офицером, который сватался к Софье. Простакова вырывает у Софьи письмо и велит мужу или брату прочесть его, но ни один из них грамоте не обучен, как и она сама. Софья хочет прочесть им письмо, но Простакова решает дождаться учителя Митрофанушки. Она рассказывает, каких учителей выписала для сына, каким наукам они его обучают и сколько платят им за это.

Приходит Правдин, гость Простаковых. Хозяйка представляет его Скотинину, который расспрашивает его, есть ли в его поместье свиньи. Простакова просит Правдина прочесть письмо. Тут все узнают, что Стародум вернулся из Сибири, что он нажил честным трудом десять тысяч и хочет сделать Софью своей наследницей. Новость потрясает всех. Простакова обнимает Софью и говорит, что теперь ей надо найти достойного жениха и что именно такую невесту она и хотела бы для своего сына. Простакова отводит Софью в свою комнату.

Прибегает слуга и говорит, что в деревню приехали солдаты на постой. Простаков пугается этой новости, так как боится, что солдаты совсем разорят его. Правдин предлагает пойти к их офицеру. Скотинин понимает, что пока он не может посвататься к Софье, и уходит на скотный двор, смотреть свиней.

Действие 2

Правдин встречается с командиром прибывших солдат, Милоном. Из их разговора становится ясно, что Правдин является членом наместничества и должен ознакомиться с делами местного дворянства. Он поражен тем, насколько глуп здешний помещик и сколько зла в его жене. Милон сообщает, что должен скоро уехать, поскольку хочет разыскать девушку, в которую влюблен. После смерти ее матери ее забрали к себе какие-то дальние родственники, и теперь Милон боится, что они пользуются ее сиротством и «содержат ее в тиранстве». Появляется Софья, в которой Милон узнает свою возлюбленную.

Софья и Милон радуются внезапной встрече. Софья рассказывает, как ей тяжело жилось после их разлуки, как Простакова, узнав, что она теперь богатая наследница, прочит ее в невесты своему сыну, поэтому стала ласкова с ней до низости. Милон начинает ревновать Софью, но она и Правдин успокаивают его, рассказав, что собой представляет Митрофан. К ним подходит Скотинин. Он жалуется, что сестра обещала ему невесту, а теперь говорит, что ему лучше свиньями обзавестись, чем женой. Потом, обращаясь к Софье, обещает ей, что никто не заберет ее у него. Софья возмущена тем, что ее сватают за Скотинина, а Скотинин описывает, как ей хорошо будет жить у него, на ее деньги он собирается купить столько свиней, сколько еще ни у кого нет. Вмешивается Правдин и говорит, что Простакова хочет Софью отдать за Митрофана. Скотинин обещает переломать ему кости.

Появляются Митрофан и Ереемеевна, которая просит его еще немного поучиться. Скотинин, узнав, что Митрофан хочет жениться, набрасывается на него с кулаками. Еремеевна заслоняет собой Митрофанушку. Все трое ругаются. Скотинин уходит, появляются Простаковы. Жена ругает мужа за то, что тот упустил офицера, и теперь они не знают, где его искать. Но тут они видят Милона, и Простакова начинает хвалить его солдат и извиняться за своего мужа, потому что он потерял Милона из вида. Она рассказывает, как готовила комнату к приезду Стародума, ведь он для них любезный гость. Она отправляет Софью посмотреть на комнату дяди, а мужа отсылает за ней следом.

За спиной Простаковой появляются Кутейкин и Цыфиркин, учителя Митрофана. Милон узнает в Цыфиркине бывшего солдата. Учитель начинает рассказывать, что теперь он зарабатывает на жизнь преподаванием арифметики, жалуется, что Митрофан плохо понимает дроби. А Кутейкин рассказывает, как учился в семинарии. Правдин хочет увести Милона в свою комнату, но Простакова приглашает их отобедать вместе со всей семьей. Простакова уговаривает Митрофана приняться за учение. Но сынок не хочет учиться, начинает грозить, что утопится в реке. Еремеевна во всем обвиняет Скотинина: это он напугал бедного мальчика. Простакова обещает разобраться с братцем.

Действие 3

Правдин встречает Стародума в доме Простаковых. Стародум возмущен поведением здешних хозяев, которые посмели забрать к себе его племянницу и распоряжаться ее имуществом. Стародум рассказывает Правдину, как в молодости он дружил с одним образованным молодым офицером, графом. Когда пришла весть о войне, Стародум обрадовался и решил отправиться в армию, чтобы служить отечеству, а его друг отказался ехать с ним. С тех пор Стародум испытывал к нему только презрение.

На войне Стародум несколько раз был ранен, командиры хвалили его за храбрость и воинские заслуги. И вдруг Стародум узнает, что вместо него новый чин получил его бывший друг. Он решил уйти в отставку и «поехал ко двору». Но и там он не задержался, так как не привык к дворцовым интригам, не привык использовать людей в своих целях и не хотел, чтобы использовали его. Он говорит, что отошел от двора без деревень, без ленты, без чинов, зато свое сердце принес домой неповрежденно, как и свою душу, свою честь, свои правила.

Входит Софья. Увидев Стародума, бросается к нему в объятья. Стародум говорит, что уехал для того, чтобы в Сибири заработать денег, потому что только там можно сделать это, не потеряв свою душу. Теперь, когда у Софьи такое богатое приданное, она может выйти замуж за человека, к которому у нее лежит сердце, пусть даже этот человек не имеет состояния. Главное, чтобы он был честным.

На сцене появляются дерущиеся Простакова и Скотинин и Милон, который разнимает их. Стародум смеется над ними. Сначала Простакова сердится на него, но когда узнает, что это дядя Софьи, пугается и начинает кланяться перед ним. Она велит Еремеевне позвать мужа и сына, потому что к ним «пожаловал их второй родитель». Стародум же отвечает, что они даже не знакомы. Простакова бросается обнимать Стародума. Тот пытается вырваться и попадает в объятья Скотинина, а в дверях появляются Митрофан и Простаков, которые также ждут своей очереди. Митрофан хочет поцеловать у Стародума руку, называет его вторым отцом. Милон огорчен тем, что теперь не сможет представиться гостю, потому что сквозь Простаковых не пробьешься. Правдин обещает познакомить его позже.

Стародум объявляет, что собирается отвезти Софью в Москву, поскольку там нашел ей хорошего жениха. Все герои в смятении. И тут Стародум говорит, что Софья сама может выбрать себе жениха. Скотинин начинает расхваливать себя, а Простакова — своего сыночка. Опять возникает разговор о воспитании Митрофанушки. Простакова хочет показать, чему он успел научиться, но Стародум изъявляет желание отдохнуть после поездки.

Приходят Кутейкин и Цыфиркин. Они жалуются друг другу, что денег у них мало, а немец Вральман мешает им учить Митрофана, Простакова просит Митрофана поучиться хотя бы для вида, чтобы до Стародума дошли об этом слухи. Митрофан кричит, что не хочет учиться, а хочет жениться, но все равно садится за доску. А Простакова тем временем шьет кошелек, в который собирается сложить деньги Софьи.

Цыфиркин задает Митрофану задачку, сколько денег достанется ему и двум его учителям, если они найдут триста рублей. Простакова велит Митрофану никому деньги не отдавать, а все забрать себе. Тогда Цыфиркин спрашивает у Митрофана, сколько он будет получать в год, если к его жалованию в десять рублей прибавить еще десять. Но Простакова опять вмешивается и говорит, что не добавит ему ни гроша, так что и решать такую задачу не надо. Кутейкин пытается учить Митрофана грамоте, но тут приходит Вральман и заявляет, что своим учением они совсем утомили бедного ребенка. Велит немедленно все прекратить, так как учение вредно для головы. Простакова соглашается с немцем. Вральман утверждает, что для Митрофана главное — выучиться манерам, чтобы его приняли в обществе, и что сам Вральман знает это общество очень хорошо, так как вхож в него. Но во время разговора он чуть не пробалтывается, что на самом деле был простым кучером. Простакова и Митрофан уходят. А Кутейкин и Цыфиркин накидываются на Вральмана с бранью, грозятся его побить. Вральман убегает.

Действие 4

Софья и Стародум встречаются в гостиной. Софья просит, чтобы дядя дал ей советы, которым она будет следовать в своей жизни. Стародум объясняет племяннице, что значит жить по совести, что такое честь дворянина и человека вообще, почему люди завидуют друг другу. Потом он говорит, что нынешние браки несчастливы оттого, что люди женятся не по любви, а по расчету. Стародум хвалит Софью за то, что выросла честным и добрым человеком.

Камердинер приносит Стародуму письмо из Москвы. Оно от его давнего друга, который пишет про своего племянника Милона и просит отдать за него Софью. Когда девушка возвращается, Стародум рассказывает ей про молодого человека, которого прочит ей в мужья, но не называет его имени. Софья немного опечалена и хочет рассказать про своего возлюбленного. Но тут приходят Правдин и Милон. Стародум очень рад знакомству с племянником своего друга и после разговора с ним понимает, что он человек чести и храбрый офицер. Милон просит руки Софьи. Узнав, что молодые люди уже давно любят друг друга, Стародум соглашается на их брак, тем более, что сам хотел отдать Софью за Милона.

Появляется Скотинин и прямо с порога просит Стародума отдать за него Софью. Стародум смеется над ним, но тот думает, что это от большого расположения к нему. Приходят Простаковы и Митрофан с Еремеевной. Простакова опять начинает описывать достоинства своего сына, рассказывает, чему он научился. Правдин спрашивает у Митрофана: «Дверь, например, какое имя: существительное или прилагательное?» Митрофан отвечает, что прилагательное, потому что ее к стене прилагают. Его спрашивают, что он знает из истории, но он, кроме сказок, ничего вспомнить не может. Что такое география, он вообще не знает, ему не надо знать, где какой город находится, потому что извозчик его и так довезет.

Простакова докладывает, что к Правдину приехал какой-то человек с письмом, и тот поспешил уйти. Милон также уходит, взорами прощаясь с Софьей. Простакова спрашивает, понравился ли Стародуму ее сын, а Скотинин все расхваливает себя. Затем Простакова спрашивает, не хочет ли Стародум отдать Софью за Митрофанушку, но тот отвечает отказом. Услышав это, Скотинин опять начинает свататься, но слышит тот же ответ. Стародум объявляет им обоим, что Софья уже помолвлена. Скотинин говорит, что завтра утром снова придет к старику, чтобы уговорить его. Простакова приказывает Еремеевне следить за спальней Софьи, в сенях разместить прислугу, чтобы она смотрела за гостями, а у заднего крыльца велит поставить карету, в которую спрячут Софью. Она еще надеется сделать девушку женой своего сына.

Действие 5

На следующее утро Правдин и Стародум встречаются в доме Простаковых, и Правдин рассказывает про письмо, которое получил вчера. Оказывается, ему поручена опека над имением и людьми Простаковых, если хозяйка начнет зверствовать и впадет в бешенство. Стародум радуется этому известию: наконец-то нашлась управа на таких людей, как Простакова. Тут они слышат шум. В комнату вбегают Милон, Софья и Еремеевна, которая хватает Софью за платье. Милон со шпагой в руке кричит, что перебьет всех, кто посмеет притронуться к Софье. Еремеевна признается, что Софью хотели везти венчаться с Мит-рофаном. Вбегает Простакова. Она ругает Милона за то, что тот мешает ее людям исполнить приказ. Правдин говорит Милону и Стародуму, что за оскорбление, нанесенное Софье, они могут подать в суд на Простаковых. Хозяйка, ее муж и Митрофан падают в ноги Стародуму и просят простить их. Услышав, что и Софья, и Стародум не сердятся больше на них, Простакова собирается наказать своих слуг за то, что те не смогли удержать Софью. Тогда Правдин объявляет, что именем закона он берет опеку над имением в свои руки, а Простаковы теперь здесь не хозяева. Скотинин хочет поскорее уйти, чтобы и его не наказали. Простакова просит оставить ей имение хотя бы на три дня, но Правдин отказывает. Он говорит, что теперь сам наведет везде порядок, и велит позвать учителей, которым надо заплатить за работу. Те приходят и заявляют, что не возьмут денег за учебу, поскольку Митрофан ничему не научился. Но Правдин, Стародум и Милон все равно дают им денег.

Приходит Вральман, и Стародум узнает в нем своего бывшего кучера. Тот просит снова взять его к себе на службу, ведь ему теперь некуда идти. Стародум соглашается. Стародум собирается уехать вместе с Софьей и Милоном.

Простакова хочет обнять сына, он теперь ее единственное утешение в жизни. Но Митрофан отказывается от матери. Та падает в обморок. Все собравшиеся осуждают поведение Митрофана. Правдин велит Митрофану идти служить в армию. Простакова очнулась и начала плакать, что теперь у нее нет ни дома, ни сына. Стародум, указывая на нее, говорит: «Вот злонравия достойные плоды!»

1. Как характеризуют Софью, Митрофана и г-жу Простакову их слова и поступки в финале пьесы «Недоросль»?

В своём произведении писатель поднимает также проблему воспитания и образования подрастающего поколения. Митрофан - главный герой комедии, избалованный мамой, невежественный и глупый подросток. Первое чувство, которое он вызывает у читателя,- смех, смех над обжорой, за которым до сих пор ухаживает няня. Но со временем отношение к герою меняется. Митрофан оказывается не таким уж и безвредным. К чувству смеху уже примешивается страх, ведь за этим недорослем - будущее, а что станет с народом, если его судьба будет в руках людей, подобных Митрофану - тупых, бесчувственных, заботящихся только о себе? Выросший в атмосфере злонравия, наш герой просто не может быть другим, порядочным и умным человеком. И никакие учителя не смогут перевоспитать этого оболтуса, изменить его отношение к жизни. Митрофан видит, чито мать - необразованная, невежественная женщина - имеет большую власть над крепостными, так зачем же и ему чему-то учиться?

…..В финале комедии Митрофан просто безобразен, лишён всего человеческого. Как можно понять, оправдать, а тем более простить человека, который в самую трудную и страшную для своей матери минуту отталкивает её от себя и не находит слов поддержки для самого близкого человека? Сын резко меняет отношение к своей матери, так как она лишилась всего: и власти, и поместья. Митрофан никогда не станет лучше, потому что ума ему не дали, а душу забрали.

…..Написанная более двухсот лет назад, комедия "Недоросль" остаётся актуальной и в наше время. Злободневные вопросы воспитания и образования, нравственные принципы человека можно отнести к разряду "вечным".И всё равно, какой сейчас век, какой год, такие люди как Простаковы и Скотинины, их дети Митрофаны никогда не искоренятся. Но Фонвизин не теряет надежды, что что-то может измениться, так как есть на свете и благородные, порядочные люди - Правдин, Стародум, Милон.


Фонвизин «Недоросль». «Вот злонравия достойные плоды!»

Комедия «Недоросль» (1782) раскрывает острые социальные проблемы своего времени. Хотя в основу произведения положена идея воспитания, сатира направлена против крепостничества и помещичьего произвола. Автор показывает, что на почве крепостничества выросли злонравные плоды – подлость, умственная тупость. Носителями этого являются Простаковы и Скотинины.

Простакова, урожденная Скотинина, достойная дочь своего отца, который говаривал: «И не будь тот Скотинин, кто чему-нибудь учиться захочет». Она гордится тем, что читать не умеет, возмущена, что девушек учат грамоте (Софью), т. к. уверена в том, что многого можно добиться и без образования. «Из нашей же фамилии Простаковых…, на боку лежа, летят себе в чины». Простакова понимает, что наступили другие времена, и учит сына, радуясь, что учителя Митрофана не неволят. Она Митрофана «готовит в люди», нанимая учить грамоте – дьячка Кутейкина, арифметике – отставного сержанта Цыфиркина, французскому и всем наукам – немца Вральмана, бывшего кучера. «Еоргафия» по ее понятиям не нужна дворянину: «А извозчики-то на что ж?» Она уверена, что и без науки можно «достаточек нажить». Простакова считает мукой ученье и потакает сыну в его лени. Она называет мужа «уродом» и «рохлей», бьет его. Бьет она и крепостных, считая их «скотами» и «болванами». Простакова – невежественная, скупая, злая помещица. «С утра до вечера, как за язык подвешена, рук не покладаю: то бранюсь, то дерусь». Верной Еремеевне советует «вцепиться братцу в харю», называя ее «собачья ты дочь», выдавая ей «по пять пощечин в день». Когда не удалось женить Митрофана на Софье, она кричит: «Всех прибить велю до смерти!» Правдин призывает ее к порядку, на что она возмущенно заявляет: «Да разве дворянин не волен поколотить слугу, когда захочет?» Митрофана Простакова любит слепой любовью, делая из него настоящего недоросля.

Братец Простаковой, Скотинин – любитель свиней, которых считает «выше каждого из нас целою головою». «Скотинины все родом крепколобы», и братец, у которого «что вошло в ум, тут и засело». Он, как и сестра, считает, «что ученье – вздор». Со свиньями он обходится лучше, чем с людьми, заявляя: «Люди передо мной умничают, а между свиньями я сам всех умнее». Груб, как и сестра, обещает за Софью Митрофана сделать уродом: «За ноги, да об угол!»

Простаков – безвольный забитый человек и говорит о себе: «Я – женин муж».

Митрофан – истинный сын своих родителей. Он обжора, грубиян и лентяй. Митрофан, бывало, в детстве, «увидя свинку, задрожит от радости». Четыре года трое учителей учат Митрофана грамоте, но 16-летний недоросль не любит учиться. Матери грозит: «Нырну – так поминай, как звали!» Заявляет: «Не хочу учиться, а хочу жениться!» Учителей обзывает («гарнизонная крыса»), грозит пожаловаться на них матери. Верную Еремеевну называет «старой хрычевкой». «Уж я те отделаю!» - грозит он ей. Неудавшаяся женитьба на Софье подсказывает Митрофану, что пришла пора «за людей приниматься». Осердясь на дядю, кричит: «Убирайся дядюшка! Проваливай!» А в финале, когда Простакова бросается к сыну за утешением, он говорит ей: «Да отвяжись, матушка, как навязалась».

Достойного сынка воспитала семья Простаковых. Правильно говорит в финале Стародуб: «Вот злонравия достойные плоды».

Cловарь дает два определения слову "Недоросль". Первое - "это молодой дворянин, не достигший совершеннолетия и не поступивший на государственную службу". Второе - "глуповатый юноша - недоучка". Я думаю, что второе значение у этого слова появилось благодаря образу недоросля - Митрофанушки, который создал Фонвизин. Ведь именно Митрофан олицетворяет обличение полрастающих крепостников, которые с головой погрязли в глупости и невежестве.


Мать, которая потакала всем желаниям своего ребенка - воспитала из Митрофана настоящего эгоиста и деспота, не способного отвечать даже за себя и свои поступки. Уже в детстве Митрофан "проявил себя" как мог. Он не разговаривал, он "лаялся". Позволял себе грубо разговаривать н етолько с прислугой, но и с родной матерью. У этого человека, если его можно так назвать, настоящий крысиный характер. Свою старую няну Еремеевну он обзывает "старой хрычовкой", хотя та все время оберегает его от опасностей, убирает за ним, кормит его. Митрофан этого уже не замечает. Для него все так и должно быть.

На словах он смелый. ОБидеть кого-то для него - раз плюнуть. Вот на деле он показывает себя совсем с другой стороны. Митрофан жутко труслив и несамостоятелен. Хотя зачем ему быть самостоятельным? Ведь "под рукой" всегда есть мама, няня или учителя.

Митрофан очень корыстный и эгоистичный. В зависимости от смены занимаемого людьми положения, меняется и отношение к ним Митрофана. Он живет только по такому принципу. Даже мать н ежалеет он и теряет к ней интерес, лишь только у нее отбирают власть: "Да отвяжись, матушка, как навязалась!". С этими словами любимый сынотказываетсЯ от матери в тяжелую для нее минуту. Конечно, мн ежалко героиню Простаковой, но ведь она сама развила и воспиталав Митрофане такое отношение к людям и к себе, в конце концов, она получила то, что заслуживала.

Я думаю, что именно после выхода комедии "Недоросль в свет, имя Митрофана стало нарицательным. Теперь "митрофанами" мы можем смело назвать глупого, грубого и ленивого человека, а таких в наше время, к сожалению, тоже немало. Именно благодаря таким "митрофанам ""Недоросль" остается таким популярным и актуальным и в наше время. Это произведение может заставить нас думать и делать выводы. А не являюсь ли таким человеком и я?.