Храм артемиды в эфесе - одно из семи чудес античного мира. Как сейчас выглядит одно из семи чудес света — Храм Артемиды Эфесской

Шедевр архитектурного искусства, храм Артемиды прославлял всю греческую цивилизацию. Его руины напоминают о былой славе могущественного государства.

Современность храма

Четвертое чудо света, храм Артемиды в Эфесе, больше не найти в Греции. Его стоит искать в Сельчуке, турецком городе. В свое время там располагался древнегреческий Эфес. И туристам часто предлагаются экскурсии из курортного города Мармариса к руинам священного места покровительницы древней цивилизации.

От древнего чуда остались только руины, которые абсолютно не похожи на храм богини Артемиды в Эфесе.

Артемида

Богиня материнства, охоты, храбрости и отваги была любимицей всех жителей греческого государства. Каждый древний полис строил в честь нее святилища. Греки подносили щедрые дары богине, устраивали пиршества.

Артемида была прекрасной сестрой Аполлона, бога солнца и музыки. Их отцом был могущественный покоритель молний - Зевс.

Богине молились верные жены, чтобы она защитила мужей в бою и подарила потомство, а также воинственные амазонки. Они избрали Артемиду своей главной покровительницей.

Эфес был одним из центральных городов культа вечно юной охотницы Артемиды. Здесь и было решено начать строительство ее храма.

Создание святыни

Легенда гласит, что Артемиду решили прославить на все века амазонки. Для этого они построили ей в Эфесе чудесный дом.

Но, согласно официальным источникам, строили его по заказу Креза, царя из Лидии, два архитектора: Метаген и его отец Херсифрон. Владыке так понравилась идея, что он даже подарил двум проектировщикам по колонне.

Месторасположение было выбрано уже на существующем фундаменте древнего святилища, забытой нынче проэллинской богини. Она также покровительствовала женщинам, но была забыта с приходом культов «олимпийцев».

Первые здания из дерева постоянно сгорали, разрушались, страдали под действием землетрясений. Но в шестом веке до нашей эры, приблизительно в пятьсот шестидесятом году, Крез согласился спонсировать небывалый на то время по своим масштабам проект. Горожане также сдавали деньги, чтобы достроить самый прекрасный во всем мире храм Артемиды в Эфесе. История не сохранила даже его очертаний.

Святилище было решено делать не на жестком грунте, а в мягком болоте, дабы землетрясение не повредило его.

А чтобы масштабное сооружение не осело в болото, под ним вырыли большую яму, которую заполнили шерстью и углем на несколько метров.

Подобные необычные решения принимались и во время перевозки колон. Их пристегивали к волам, словно колеса. Это не только облегчало работу животным, но и позволяло увеличить объёмы перевозок.

Древние греки считали, что и Артемида помогает при строительстве. Архитекторы говорили, что никак не могли положить центральную балку порога на место. Они уже хотели сдаться. Но тут перед ними в облике случайного прохожего возникла богиня. Она взялась за работу, и порог встал на свое место просто идеально.

Во время жизни Херсифрона достроили лишь каркас здания и колоннаду вдоль него. Работы над храмом длились в общей сложности сто двадцать лет. После Метагена к проекту подключились Деметрий и Пеонит. Четыре архитектора на свой вкус добавляли новые детали.

Метаген закончил верх у святилища. Он придумал революционный способ аккуратно и плавно водрузить архитрав сверху капителей колонн. Для этого Метаген приказал наполнять песком сшитые мешки, класть на вершину, а сверху саму перекладину. Не выдержав веса, ткань разрывалась, и из нее потихоньку ссыпался наполнитель. В итоге архитрав становился идеально.

В пятьсот пятидесятом году до Рождества Христова храм Артемиды в Эфесе закончили строить.

Первозданный вид

Видимо, древняя богиня не благоволила к своему святилищу, поскольку оно уничтожалось несколько раз. В своем изначальном виде храм стоял всего лет двести.

Длина его достигала ста десяти метров, а ширина - пятидесяти пяти. Колонны шли вокруг здания в пару рядов. Каждая из них достигала восемнадцати метров в высоту. Еще одно сказание говорит про то, как 127 монархов со всего мира подарили в святилище по одной колонне.

Крышу выстелили плитами из мрамора.

Геростратова слава

Синонимом незаслуженной популярности стало имя одного эгоистичного грека. По преданию, Александр Македонский родился в тот день, когда произошел страшный пожар в Эфесе. Артемида была слишком занята будущим царем, чтобы спасать свой храм.

А в это время никому на то время не известный, ничем не выдающийся грек Герострат решил, что лучший способ заработать себе популярность - поджечь четвертое чудо света.

Он полез в храм Артемиды в Эфесе и поджег его. В 356 году до нашей эры самое прекрасное здание, на которое ушло более ста лет, сгорело.

Совет города осудил преступника на полное забвение. Тем не менее его имя знают и современные люди.

Реконструкция

Александр Македонский распорядился реконструировать храм Артемиды в Эфесе - чудо света Древнего мира. Пожертвования на него брались из всех уголков Греции. Отстраивал здание Александр Дейнократ. Он решил оставить тот же макет храма, при этом приподняв его еще на один уровень выше.

Император хотел, чтобы его имя оказалось на самом святилище. Он предложил горожанам полностью заплатить за реконструкцию в обмен на эту услугу. Эфесцы отказали, аргументировав тем, что бог не может строить храм себе подобным.

Взялись за восстановление прекрасной конструкции и новые художники, скульпторы. Они использовали в своей работе мрамор. Теперь колонны были длиной в двадцать метров. Их делали из больших каменных блоков, что в итоге соединялись вместе.

В середине чуда света

Внутри его украшали барельефы известных художников и работы скульптора Праксителя. Храм Артемиды в Эфесе был самым крупным среди имеющихся святынь давних цивилизаций. Парфенон Афинский оказался в несколько раз меньше.

Центральной фигурой храма стала статуя Артемиды.

Во время археологических раскопок данного места найдена многогрудая статуэтка Артемиды Полистамос, символизирующая изобилие. Некоторые ученые полагают, что это не груди богини, а ритуальные бусы, которыми она обвешана.

Храм Артемиды Эфесской стал настоящим центром культурной и деловой жизни города. Им руководили как сами жрецы богини, так и власти города.

Он выстоял пятьсот лет на таком зыбком месте. Когда пришли римляне, то они не тронули его, сделав храмом схожего культа Дианы. Разные правители устанавливали в помещении статуи из золота и серебра. Храм купался в драгоценных подношениях.

Место быстро прославилось. Его стали относить к семи чудесам света.

Когда на эфесские земли пришло христианство, по легенде, Артемида рассердилась на новую религию, и жители города прогнали приверженцев Иисуса и его апостолов. За эти действия их наказали.

Уничтожение святилища

Святое место греков подверглось варварскому разграблению готскими кочевниками в 263 году нашей эры. Однако оно уцелело.

В четырехсотых годах христианские правители решили разрушить храм Артемиды в Эфесе. На месте древней языческой церкви построили новую. Та вскоре была снесена.

Во время Византийского царства мрамор разнесли по другим церквям и зданиям. Софийский собор сооружали благодаря античным колоннам. Крышу, сделанную из этого материала, разобрали первой. После этого колонны остались без поддержки и просто падали на болотистую местность.

Хватило нескольких десятков лет, чтобы стереть все воспоминания о некогда самом масштабном храме в мире.

О том, где стояло здание, тоже забыли. Только в 1869 году ученый Вуд из Англии нашел его руины. В двадцатом веке откопали фундамент храма. Когда археологи сняли первые камни, то нашли более устаревшую версию античной святыни, которую поджег Герострат.

От гигантского древнего сооружения в сотню колонн теперь практически ничего не осталось. О том, что когда-то на том месте возвышался могущественный храм Артемиды Эфесской, напоминает стоящая в одиночестве полуразрушенная колонна. Ее высота - лишь четырнадцать метров. Время не пощадило еще четыре.

Когда в 1870 году новая английская экспедиция начала работать на указанном Вудом месте, они обнаружили куски фриза и разные небольшие остатки древнего храма. Выкопанные артефакты сейчас охраняются в Британском историческом музее, в Лондоне, а также в музее столицы Турции.

Где находится храм Артемиды в Эфесе?

Добраться до памятника истории можно благодаря многочисленным указателям. Он расположился в Артемисионе.

Туристу нужно повернуть сразу же после того, как он выехал из Сельчука на трассу в Кушадасы. Свернув на первом же повороте, можно легко добраться до места.

Вся прогулка по храму не отнимет больше пятнадцати минут от силы, с прочтением информационного стенда на месте, где раньше располагалось четвертое чудо света - храм Артемиды в Эфесе.

Пройти и посмотреть, где был храм, можно абсолютно бесплатно.

В городе Сельчук стоит зайти в музей истории Эфеса. Там хранятся некоторые находки из храма богини Артемиды.

Третее классическое чудо света древнего мира. Древнегреческий город Эфис располагался в Карии, на Западном побережье Малой Азии. Согласно легенде, он был основан Амазонками – бесстрашными воительницами – в конце 12 века до н. э. Покровительницей своего города они избрали богиню Артемиду. В древнегреческой мифологии – это богиня плодородия, покровительница лесов, животных и охоты.

Дочь верховного Бога Зевса и Богини Лето (дочери титана Кея). Согласно одному предположению, она родилась на острове Гелос, другому – в Ортигии, в роще, расположенной вблизи города Эяиса. Одновременно с ней на свет появился и ее брат – златокудрый Аполлон – самый красивый из всех богов – Бог света и солнца, прекрасный стрелок, покровитель муз.

К 6 в. д. н. э. Эфес стал одним из самых богатых городов Малой Азии. Эфесцы вели крупные финансовые операции, давали взаймы под большие проценты деньги другим городам, что значительно обогащало город. И они решили построить храм покровительнице своего города – Артемиде, считая, что подобное сооружение увеличит их прибыль.

Проектирование и строительство храма было поручено выполнить известному архитектору их Кносса – Харсифрону. Он предложил возвести ионийский диптер-храм из мрамора, вокруг которого располагался бы двойной ряд мраморных колонн. Эфесцы были озадачены (писал Витрувий) – откуда привозить мрамор: с Пароса или Приконнеса, из Гераклеи или с Фасоса?

А тем временем пастух Пиксадор пас стада овец в 12 км от Эфеса. два барана подрались, один из них рогами ударился о скалу, от которой откололся кусок белого красивого камня. Пксадор бросил свое стадо и побежал в Эфес показать свою находку.

Так, случайно было найдено месторождение мрамора вблизи Эфеса. Благодарные Эфесцы щедро вознаградили пастуха. Они подарили ему дорогие одежды и изменили его имя. Теперь его стали называть Евангелом, что означало «добрый вестник».

Расположение и общий вид храма

Известно, что в Эфесе, как и по всему побережью Малой Азии, часто случались землетрясения. Поэтому, Харсифрон решил построить храм Артемиды в 7 км восточнее Эфеса, вблизи устья реки Каистры, на болотистой почве. Именно болотистая почва способна пружинить и смягчать колебания земли во время землетрясений. И они менее разрушительны. По предложению Харсифрона, котлован под фундаментом храма был заполнен толстым слоем хорошо утрамбованной смеси древесного угля с шерстью.

Храм располагался на ступенчатом возвышении и представлял собой прямоугольник длиной 110 м, шириной в 55 м. Со всех сторон он был окружен двойным рядом стройных мраморных колонн. Они были украшены волютами и каменными цветами. Высота их достигала 18 м, а диаметр – от 1 до 1,6 м. Причем диаметр колонн внутреннего ряда был приблизительно в 1,2 раза меньше диаметра колонн наружного ряда.

Фасады храма украшали два ряда по 8 колонн в каждом. Боковую коллонаду образовывали два ряда по 20 колонн в каждом. Храм был построен из кирпича и облицован полированными мраморными плитами. Он состоял из трех частей:

  • переднюю часть – пронаос – поддерживали 8 колонн;
  • главный зал – наос или целлу – 16 колонн;
  • заднее помещение – опистодом – 4 колонны.

В главном зале, за статуей Богини, богато украшенной драгоценностями, стояла еще одна колонна. Как утверждал Плиний Старший, всего было 127 колонн. Базы 26 колонн (из 127) украшали двухметровые барельефы, созданные известными скульпторами. Фронтон же храма украшала скульптурная композиция.

А над его вершиной, которая находилась на высоте 25 м от земли, возвышалась выполненная из мрамора, скульптурная группа. В ней Артемида была изображена с луком и ланью в окружении нимф (кстати, голова Артемиды из этой скульптурной группы сейчас храниться в Стамбульском музее).

Храм заканчивался двускатной крышей, покрытой мраморными плитами. По ее углам стояли четыре огромных, мраморных быка.

Доставка и установка колонн

Мраморные колонны, весом около 20 т, нужно было привозить к месту возведения храма из каменоломни, расположенной в 12 км от Эфеса, по топкой, болотистой земле. Тогда Харсифрон (как отмечал Витрувий), гениально решил эту задачу. По его предложению, сколотили четыре балки, причем, длина двух была равна длине колонны.

В конце колонны вделывали железные сердечники и залили их свинцом. В балки же вставили железные втулки, которые надели на сердечники. Таким образом, получилась конструкция, которая представляла собой каток, подобный тому, которым выравнивают беговые дорожки на стадионах.

В прикрепленные длинные жерди впрягли быков. Они тащили брусья по выравниваемой топкой земле и колонны легко котились к месту строительства храма. Затем появились новые трудности, ведь колонны были очень высоки. Тогда применили лебедки, запрягли на них быков. Лебедки подняли и поставили колонны в необходимом месте.

Существовала и легенда, о которой писали античные авторы. Якобы, сама Богиня Артемида ночью появилась на месте строительства храма и установила колонны. Точно так же (далее говорит легенда) ее брат Аполлон помогал возводить свой храм в Дельфах.

Завершение строительства храма

Храм Артемиды строили в течении 120 лет. При жизни Харсифрона были выполнены работы по возведению храма и установке колоннады. Далее, строительство продолжил архитектор Метаген (сын Харсифрона). Ему предстояло закончить именно верхнюю часть храма. На высоту храма нужно было поднять балки (архитрав). Для этого, по наклонной плоскости насыпи (описание приведено в статье « »), канатами тащили эти балки.

Далее, самым трудным оказалась установка балок на высоту колонны. Ведь их нужно было установить так, чтобы не повредить капитель колонны. И Метаген (как и в прошлом его отец Харсифрон) решил гениально и просто эту задачу. На вершину колонны укладывали мешки с песком. На них осторожно опускали балки. Песок под их тяжестью медленно высыпался, и балки плавно опускались на место.

Но и Метаген не успел закончить строительство этого храма. Отделку храма закончили архитекторы Деметрий и Пеоний Эфесский. И в 550 г д. н. э., перед изумленными современниками, предстал беломраморный, изящный храм Артемиды.

Архитектурные особенности храма Артемиды в Эфесе

Форма колонн и оформление капителей этого храма имели свои особенности. При его возведении архитектор Харсифрон отошел от строгого по формам и порой даже сурового, Дорического ордера в архитектуре, и перешел к Ионическому ордеру. В нем были наиболее выразительные и изящество форм и пропорции, и гармоничность и легкость архитектурных элементов.

Поэтому, античный мир считал, что именно храм Артемиды в Эфесе является родоначальником нового в архитектуре, ионического ордера. Не смотря на то, что некоторые элементы его уже были известны в Эолии. Краткое различие ионического и дорического ордера, приведено в статье « ».

Архитектурные элементы Дорический ордер Ионический ордер
Колонна массивнее стройнее
имеет неглубокие каннелюры, которые соединены острыми гранями имеет более глубокие каннелюры, которые отделяются тонкими полосками друг от друга, сохраняется первоначальная поверхность колонны
в ней отсутствует пьедестал и она заканчивается круглой подушкой и плитой (эхином и абакой) есть база; колонна заканчивается капителью с двумя завитками (волютами)
Архитрав – поперечная балка над капителями колонн гладкий; над ним расположен фриз с метопами – квадратными плитами, которые украшены рельефами и триглифами разделен на три части; фриз украшен барельефом

Различие в архитектурных элементах дорического и ионического ордеров, приведено в таблице выше. Кратко говоря, ионический ордер более стройный и декоративнее, имеет лучшее лепное/скульптурное оформление.

Возрождение храма

Храм простоял почти два столетия. Но житель Эфеса – безумный честолюбец, который во что бы то ни стало, хотел прославиться, сжег Храм Артемиды. Это случилось ночью, 21 июля, 356 г д. н. э., когда родился великий полководец Александр Македонский. Согласно легенде, Богиня Артемида единственный раз в жизни покинула свое святилище, чтобы пойти поклониться великому полководцу. Ее отсутствием и воспользовался Герострат.

Храм был уничтожен пожаром почти дотла. Рухнула его крыша, обгорели стены храма, треснули и обгорели колонны и балки перекрытий. Желание Герострата исполнилось, нарицательные выражения «Геростратова слава», сохранилось в веках. Так говорят о людях, совершивших тяжкое преступление.

С такой потерей в своем городе жители Эфеса не могли смириться. Они решили восстановить святилище Артемиды. Все свои сбережения и драгоценности, как и жители других городов Малой Азии, они пожертвовали на восстановление храма. Восстановить Храм было поручено известному градостроителю и архитектору того времени Хирократу.

Он решил поднять ступенчатое основание храма так, чтобы он возвышался над теми постройками, которые были возведены вокруг за прошедшее время. Кроме того, архитектор увеличил число ступеней, ведущих к храму.

Внутренние стены храма были облицованы отшлифованными мраморными плитами. Потолочные перекрытия храма и двери были выполнены из кедра (дерево привезли из острова Крит). В центре главного зала (целле) возвышалась 15-и метровая статуя Богини Артемиды. Основа статуи была выполнена из дерева. Лицо, кисти рук, ступени ног Богини покрывали тончайшие пластинки из золота. Одежда ее была украшена драгоценностями.

Особый интерес и удивление у посетителей храма вызывала стрела, висящая в воздухе без каких-либо нитей. Это объясняется тем, что в потолке храма был встроен магнит – камень, привезенный из малоазиатского древнего города Магнессии. Кстати, о применении магнита в различных сооружениях сообщалось еще в найденных китайских летописях.

К концу строительства храма (приблизительно спустя 25 лет) в Эфес приехал Александр Македонский. Он предложил оплатить все прошлые и будущие расходы по возведению храма. Но, при условии, чтобы в храме хранилась надпись о его заслугах. Однако, жители Эфеса тактично ему ответили: «не приличествует, чтобы один из Богов делал дар другому Богу».

После завершения строительства храма, его художественное оформление выполнили известные Эллинские скульпторы Пракситель и Скопос. Рельефы для алтаря, который находился в крытой каменной ограде храма, выполнил Прокситель. На одной из колонн храма рельефные украшения вырезал Скопос. Кстати, фрагмент этой колонны с рельефом сейчас хранится в Британском музее в Лондоне.

Следует отметить, что в оформлении восстановленного храма в Эфесе архитектор Хейрократ сохранил основные черты ионийского диптера. Однако, как считали его современники, в оформлении колонн храма он уже использовал и элементы более нарядного и изящного, роскошного коринфского ордера в архитектуре.

Богатства, хранящиеся в храме

В святилище Артемиды были собраны огромные богатства. Прежде всего, это были сбережения и драгоценности как граждан Эфеса, так и граждан других малоазиатских городов. Богатые дары преподносили богине посетители храма. Это были картины известных мастеров античного мира.

Они хранились в специальном здании, которое располагалось вблизи храма. Надо отметить, что эта картинная галерея славилась в античные времена не меньше чем известное собрание картин, находящееся в Афинских Пропилеях.

Известно, что во втором веке нашей эры, римский всадник Вибий Салютарий преподнес храму щедрый подарок – большую сумму денег. А также золотое изображение Артемиды с серебряными оленями. И еще две серебряные статуи Артемиды с факелами. Эфесцы очень дорожили этими подарками.

В те дни, когда проходили заседания народного собрания и гимнастические состязания, эти статуи под усиленной охраной привозили в театр. Там устанавливали их на высоком постаменте, чтобы все присутствующие могли видеть, восхищаться и гордиться богатствами своего знаменитого святилища. Таким образом, «Храм Артемиды в Эфесе» представлял собой и знаменитый музей Древнего Мира.

Заключение

«Храм Артемиды в Эфесе» простоял в своем величии и красоте более пяти веков. В нем проводили Богослужения жрецы. Паломники со всех греческих городов приносили дорогие подарки Богиням. Римские наместники, начиная свое правление, приходили поклониться Артемиде и преподнести ей дорогие подарки. В 263 г д. н. э. готы, узнавшиеся о хранившихся в храме богатствах, захватили Эфес и разграбили святилище Артемиды.

В Византийское время мраморная облицовка храма и колонны, были вывезены в Византию. И как строительный материал, их использовали для различных строений. Но это необыкновенное создание древнего миро полностью уничтожила и поглотила болотистая почва, ил и песок реки Каистры.

И в середине 19-го века, археологи решили отыскать храм, но на том месте, где он когда-то стоял, простиралось болото. В 1863-1871 г, английский археолог Дж. Вуд, начал проводить здесь раскопки. В результате он обнаружил мраморные ступени храма. А на 6 м глубине болота – фрагмент храма, обломки мраморных колонн и статуй.

Но еще несколько десятилетий потребовалось археологам и архитекторам, чтобы восстановить план и общий вид этого знаменитого святилища. Святилища, красоту которого древние поэты воспевали в стихах. Во 2-1 в д. н. э. поэт Антипатр Сидонский, который считал «Храм Артемиды Эфесской» самым прекрасным из семи чудес древнего мира, писал:

«Кто перенес Парфенон твой, Богиня, с

Олимпа, где прежде

Он находился в ряду прочих

небесных жилищ.

В город Андрокла, столицу ртивых

в бою ионийцев,

Музами, как и копьем, славный

повсюду Эфес.

Видно сама ты, сразившая Тития

больше олимпа

Город родной возлюбя в нем свой

воздвигла чертог.»

История древнегреческого города Эфеса берет свое начало с 12 века до нашей эры – именно тогда было начато его строительство. По мере своего развития город процветал и со временем превратился в крупнейший торговый центр Малой Азии, и неспроста, ведь покровительствовала Эфесу Артемида – красавица-богиня плодородия и защитница животных, охотников и будущих матерей.

Набожными горожанами, которые ее почитали, было принято решение о возведении храма для поклонения ей и в ее честь. Планируя постройку этой уникальной конструкции, они преследовали две цели, одной из которых было наличие места для поклонения почитаемому божеству, а другой – привлечение потоков туристов в свой город, которые смогли бы приумножить городской бюджет.

Конечно, руками горожан Храм Артемиды в Эфесе не строился – для его возведения прибыл из Кносса известнейший в те далекие времена архитектор по имени Харсефрон, и по его задумке здание планировалось возводить из настоящего мрамора. Но это должна была получиться не обычная постройка, принимающая прихожан, а самый настоящий храм, находящийся в окружении двух рядов колонн, поражающих своими внушительными размерами. Великий мастер Харсефрон отличался незаурядными инженерными талантами, поэтому он вложил в свой проект самые смелые и оригинальные замыслы, которые только могли быть воплощены на тот момент в реальных условиях. Но по бюджету города вмешательство специалиста абсолютно никак не ударило – правитель Эфеса мог себе позволить раскошелиться на строительство такого солидного здания.

Впоследствии построенный храм не подчинялся властям Эфеса. Он являлся самостоятельной политической единицей, а управляла им коллегия жрецов. Если кто-либо из горожан желал приобрести право неприкосновенности, он должен был вступить на территорию храма без оружия в руках.


Особенности возведения Храма Артемиды Эфесской

Однако не все было так гладко, как хотелось архитектору. И первая трудность, с которой ему пришлось столкнуться, заключалась в отсутствии большого месторождения мрамора и известняка. Но власти города сделали все возможное, чтобы нужные материалы были найдены в достаточном количестве, и через некоторое время храм был успешно сооружен. Что касается 127 мраморных колонн, которые являлись «лицом» уникальной конструкции, их везли к месту строительства прямо из каменоломен , и рабочие для их доставки проделывали путь в десяток километров, ведь строительная площадка и каменоломни были расположены далеко друг от друга.

Чтобы не допустить разрушения храма при землетрясении, а история Эллады насчитывает их немало, конструкцию для поклонения Артемиде было решено возводить на болотистой местности. Строительство начиналось с рытья огромного котлована, который впоследствии был наполнен древесным углем и шерстью. Такая «начинка» фундамента храма и должна была послужить гарантом его устойчивости при любых обстоятельствах, поскольку подземные толчки при землетрясениях в той местности имели самую разную мощность и были способны разрушать любые сооружения.


Несущие конструкции храма были представлены мраморными колоннами, высота которых достигала 20 м. Неподъемные глыбы, из которых их собирали, сначала ставили на место при помощи специальных блоков, и лишь после этого скрепляли металлическими штырями. Когда здание было возведено полностью, и на нем появилась крыша, к работе приступили художники, украсившие его орнаментами и скульптурами.

Почему же Храм Артемиды со временем вошел в семь чудес Древнего мира ? Дело в том, что украшением его главного зала стала 15-метровая статуя богини, инкрустированная золотом и драгоценными камнями. А к художественному оформлению помещения приложили руку самые талантливые скульпторы и художники, славные своим мастерством на всю древнюю Элладу. Слухи о святыне небывалой красоты практически мгновенно распространились по всей античной земле. Так Храм Артемиды за счет своей необычности и был причислен к чудесам света. И по сегодняшний день он считается крупнейшим храмом античной классики , превосходящим по размерам сам Парфенон – достопримечательность Афин . О величии Храма Артемиды можно судить даже только по одним размерам его платформы – она занимала 131 м в длину и 79 м в ширину.

Легенды, связанные со строительством Храма Артемиды Эфесской

Подобно любой конструкции античной древности, Храм Артемиды Эфесской окутан легендами. Если верить одной из них, история появления храма начинается со столкновения двух баранов, которым не хватило разума разойтись мирным путем, и один из них на скаку врезался крепкими рожками в скалу. Силы удара она не выдержала, и от нее отвалился кусок. Пастух, ставший свидетелем стычки баранов, разглядел на скале срез белейшего мрамора. Вскоре после этого события правитель Эфеса принял решение о строительстве храма, и мрамор для этой цели брался из указанного места, а сам пастух, именовавшийся Пиксодором, в дальнейшем был внесен в Евангелие как тот, кто принес народу благую весть.

А вот еще одна история, относящаяся к строительству храма напрямую. Из-за того, что его возведение было намечено рядом с рекой Каистрой, находящейся в окружении болотистых почв, все дополнительные работы велись в 12 км от самой платформы строительства. Тяжелейшие и громадные по размеру колонны, предназначенные для храма, имели проблемы со своей транспортировкой. Но архитектор Харсефрон и тут проявил изобретательность, предложив сделать отверстия в обоих концах колонн. В эти отверстия были вставлены прутья из металла, к которым были приделаны колеса. Так и доставлялись неудобные колонны на платформу будущего храма – на колесах, но быками, упорно перемещавшими их с помощью тросов.


Однако не успел талантливый Харсефрон довести начатое до конца полностью – ему не хватило жизни. Дело продолжил архитектор Метаген – его сын. Как бы там ни было, но примерно к 430 году до н.э. возведение храма все же было окончено , а на обозрение городских жителей и гостей Эфеса предстали более тысячи наименований скульптур, созданных самыми известными художниками. Конечно, большинство скульптур было представлено фигурами амазонок, ведь, если верить очередной античной легенде, именно они в свое время основали город Эфес.

О том, смог ли Храм Артемиды в Эфесе пополнить бюджет города, можно сказать следующее. Учитывая его местонахождение на главном экономическом перекрестке, с самых первых дней от начала своего существования храм был примечателен для всех жителей и гостей города, которые не скупились на пожертвования. А оставляли они их в виде самых дорогих товаров и ценных ювелирных изделий.

Кем был разрушен Храм Артемиды в Эфесе?

Согласно историческим летописям, впервые храм пострадал от рук Герострата в июле 356 г. до н. э. Свою варварскую выходку он объяснил возникновением дикого желания прославиться любой ценой. Как свидетельствует одна из легенд, в ночь сожжения храма богиня Артемида была занята рождением сына Александра Македонского, поэтому она и не смогла спасти сооруженный в ее честь храм. Впоследствии повзрослевший Александр задумал восстановить пострадавшую от рук варвара конструкцию, но горожане его не поддержали. И только тогда, когда сына Артемиды уже не было в живых, эфесцы все-таки восстановили божественный храм собственными силами.

На этом приключения величественного чуда света не заканчиваются. В 263 году н.э. он был разрушен повторно, но эфесцы на этот раз потрудились восстановить его побыстрее. Их желание привести храм в порядок объяснялось тем, что многие горожане стали христианами сразу после того, как они увидели раскол алтаря Артемиды на множество частей. Это событие описано в книге Деяний Иоанна во 2 веке одним из Апостолов. Так в 4 веке н.э. многие эфесцы приняли христианство, но римский император Феодосий возжелал закрыть все языческие храмы. И вот в 401 году н.э. храм пострадал в третий раз – теперь уже от группы людей, возглавленной Иоанном Златоустом. Но предприимчивые эфесцы приспособили остатки храма для строительства других новых зданий. Сама природа скорбила из-за совершенного мародерства, и упрятала сооружение под землю, подмыв его водами подземной реки. Постепенно о Храме Артемиды в Эфесе забыли.

Восстановление Храма Артемиды Эфесской

Однако через полторы тысячи лет археолог Вуд, изучавший местность древней Эллады, обнаружил место, на котором стоял величественный храм, и даже нашел его некоторые останки, в том числе и фундамент. При более детальных исследованиях удалось найти следы того варианта храма, который был сожжен Геростратом.
Сегодня место Храма Артемиды обозначено единственной восстановленной колонной, находящейся в окружении руин. По словам историков, если бы храм не разрушался и в своем первоначальном виде сохранился бы до наших дней, он запросто затмил бы любой шедевр современного архитектурного искусства. Однако все, чем могут полюбоваться наши современники на земле древней Эллады, - это одна уцелевшая колонна.

Когда-то греческий приморский город Эфес являлся крупной торговой точкой. Знаменит он тем, что здесь располагался храм Артемиды – одно из семи чудес древнего мира.

Строительство храма

Храм Артемиды в Эфесе был такой большой, что сразу же попал в список семи чудес света. Предприятие в плане финансов взял под свое крыло царь Лидии Крез, строительный процесс был дан на откуп архитектору из Кносса Харсифрону. Под его руководством были возведены стены и колонны. Пост главного архитектора после его принял его сын Метаген. На завершающем этапе строительством руководили Пеонит и Деметрий.

Когда в 550 году до нашей эры строительство было завершено, перед местным открылись двери храма. Пусть сегодня и не удалось воссоздать прежнего великолепного убранства храма, сомнительно, чтобы архитекторы не постарались на славу. Известно, что статуя самой богини была из золота и слоновой кости.

Длительные археологические раскопки позволяют представить храм Артемиды Эфесской. Это огромное здание, размерами 105 на 51 метр. Это восемнадцатиметровые колонны, в количестве ста двадцати семи, поддерживающие потолок. Согласно легендам и слухам, число колонн соответствовало числу греческих властителей, ведь каждый из них по одной подарил храму.

Поделись статьей с друзьями!

    Храм Артемиды Эфесской. Четвертое чудо света

    https://сайт/wp-content/uploads/2015/05/hram-artemidi-150x150.jpg

    Когда-то греческий приморский город Эфес являлся крупной торговой точкой. Знаменит он тем, что здесь располагался храм Артемиды – одно из семи чудес древнего мира. Строительство храма Храм Артемиды в Эфесе был такой большой, что сразу же попал в список семи чудес света. Предприятие в плане финансов взял под свое крыло царь Лидии Крез, строительный процесс...

С храмом Артемиды Эфесской давно возникла путаница, и поэтому не совсем ясно, о каком из этих храмов говорить: о последнем или предпоследнем? Издавна авторы, пишущие об этом чуде света, неточно представляют себе что же сжёг Герострат и что построил Херсифрон. Храм Артемиды строился многократно. Но ранние деревянные здания приходили в ветхость, сгорали или гибли от нередких здесь землетрясений, и поэтому в середине VI века до нашей эры было решено построить новый Лучшим был признан проект знаменитого Херсифрона. Тот предложил строить храм из мрамора, причём по редкому тогда принципу ионического диптера, то есть окружить его двумя рядами мраморных колонн.

Печальный опыт прежнего строительства в Эфесе заставил задуматься архитектора над тем, как обеспечить храму долгую жизнь. Решение было смелым и нестандартным: ставить храм на болоте у реки. Херсифрон рассудил, что мягкая болотистая почва послужит амортизатором при будущих землетрясениях. А чтобы под своей тяжестью мраморный колосс не погрузился в землю, был вырыт глубокий котлован, который заполнили смесью древесного угля и шерсти - подушкой толщиной в несколько метров. Эта подушка и в самом деле оправдала надежды архитектора и обеспечила долговечность храму. Правда, не этому, а другому...

Очевидно, строительство храма было сплошной инженерной головоломкой, о чём есть сведения в античных источниках. Не говоря уже о расчётах, которые приходилось вести для того, чтобы быть уверенным в столь неортодоксальном фундаменте, приходилось решать, например, проблему доставки по болоту многотонных колонн. Какие повозки не конструировали строители, под тяжестью груза они неумолимо увязали. Херсифрон нашёл гениально простое решение. В торцы стволов колонн вбили металлические стержни, а на них надели деревянные втулки, от которых шли к быкам оглобли. Колонны превратились в валики, колёса, послушно покатившиеся за упряжками из десятков пар быков. Как он был украшен, какие стояли в нём статуи и какие там были фрески и картины, как выглядела сама статуя Артемиды, мы не знаем. И лучше не верить тем авторам, которые подробно описывают убранство храма, его резные колонны, созданные замечательным скульптором Скопасом, статую Артемиды и так далее. Это к описанному храму отношения не имеет. Всё, что сделал Херсифрон и его преемники, исчезло из-за Герострата.

История Герострата, пожалуй, одна из наиболее поучительных притч в истории нашей планеты. Человек, ничем не примечательный, решает добиться бессмертия, совершив преступление, равному которому не совершал ещё никто (по крайней мере если учесть, что Герострат обошёлся без помощи армии, жрецов, аппарата принуждения и палачей). Именно ради славы, ради бессмертия он сжигает храм Артемиды, простоявший менее ста лет. Это случилось в 356 году до нашей эры. Кстати, именно в день, когда родился Александр Македонский.

Деревянные части храма, просушенные солнцем, запасы зерна, сваленные в его подвалах, приношения, картины и одежда жрецов - всё это оказалось отличной пищей для огня. С треском лопались балки перекрытий, падали, раскалываясь, колонны - храм перестал существовать.

И вот перед соотечественниками Герострата встает проблема: какую страшную казнь придумать негодяю, дабы ни у кого более не возникало подобной идеи?

Возможно, если бы эфесцы не были одарены богатой фантазией, если бы не оказалось там философов и поэтов, ломавших себе голову над этой проблемой и ощущавших ответственность перед будущими поколениями, казнили бы Герострата, и дело с концом. Ещё несколько лет обыватели говорили бы: "Был один безумец, сжёг наш прекрасный храм... только как его звали, дай бог памяти..." И мы бы забыли Герострата.

Но эфесцы решили покончить с притязаниями Герострата одним ударом и совершили трагическую ошибку. Они постановили забыть Герострата. Не упоминать его имени нигде и никогда - наказать забвением человека, мечтавшего о бессмертной славе.

Боги посмеялись над мудрыми эфесцами. По всей Ионии, в Элладе, в Египте, в Персии - всюду люди рассказывали: "А знаете какую удивительную казнь придумали в Эфесе этому поджигателю? Его теперь навсегда забудут. Никто не будет знать его имени. А кстати, как его звали? Герострат? Да, этого Герострата мы обязательно забудем".

И, разумеется, не забыли. А храм эфесцы решили построить вновь.Этот храм и был признан чудом света, хотя, может быть, больше оснований к этому званию имел первый, построенный Херсифоном Внутри храм был украшен замечательными статуями работы Праксителя и Скопаса, но ещё более великолепными были картины этого храма.

В нашем воображении греческое античное искусство - это в первую очередь скульптура, затем архитектура. А вот греческой живописи, за исключением нескольких фресок, мы почти не знаем. Но живопись существовала, была широко распространена, высоко ценилась современниками и, если верить отзывам ценителей, которых никак нельзя заподозрить в невежестве, зачастую превосходила скульптуру. Можно предположить, что живопись Эллады и Ионии, не дошедшая до наших дней, - одна из самых больших и горьких потерь, которые пришлось понести мировому искусству. Расчёты архитекторов, построивших храм на болоте, оказались точными. Храм простоял ещё половину тысячелетия. Римляне высоко ценили его и богатыми дарами способствовали его славе и богатству. Известно, что Вибий Салютарий подарил храму, более известному в Римской империи под названием храма Дианы, много золотых и серебряных статуй, которые в дни больших праздников выносили в театр для всеобщего обозрения.

Слава храма во многом послужила причиной его гибели во времена раннего христианства. Эфес долго оставался оплотом язычников: Артемида не желала уступать славу и богатство новому богу. Говорят, что эфесцы изгнали из своего города апостола Павла и его сторонников. Такие прегрешения не могли остаться безнаказанными. Новый бог наслал на Эфес готов, разграбивших святилище Артемиды в 263 году. Крепнувшее христианство продолжало ненавидеть и опустевший храм. Проповедники поднимали толпы фанатиков против этого олицетворения прошлого, но храм всё ещё стоял.

Когда Эфес попал под власть христианской Византии, наступил следующий этап его гибели. Мраморную облицовку с него стали растаскивать на разные постройки, была разобрана и крыша, нарушено единство конструкции. И когда начали падать колонны, то их обломки засасывало тем же болотом, что спасало храм от гибели ранее. А ещё через несколько десятилетий под жижей и наносами реки скрылись последние следы лучшего храма Ионии. Даже место, где он стоял, постепенно забылось.

Долгие месяцы потребовались английскому археологу Вуду, чтобы отыскать следы храма. 31 октября 1869 года ему повезло. Полностью фундамент храма был вскрыт только в нашем веке. А под ним - следы храма, сожжённого Геростратом.