Христианская религия в средневековье. Христианская церковь в Раннее Средневековье

В раннем Средневековье (конец V – середина XI в.) институциональные и экономические предпосылки, сложившиеся в Римской империи, получают новые условия в связи с ее распадом на самостоятельные "национальные" хозяйства (раннефеодальные варварские королевства).

В их суверенных рамках и складывается феодализм как общественная система. Происходит смешение и трансформация общественных групп античного и родоплеменного строя. В экономике господствовали аграрный сектор и натуральное хозяйство. Экономически значимые городские центры действуют преимущественно в районе Средиземноморья – средоточия торговых путей между Востоком и Западом.

Франкское королевство

Франки – название группы мелких западногерманских племен, распространенное затем на крупнейшее из государств, образовавшихся в Европе после распада Римской империи, а впоследствии – и на современную Францию. Последняя при этом оказалась далеко на юго-запад от Токсандрии (между Маасом и Шельдой), где в 358 г. император Юлиан II Отступник поселил салических франков, принятых на римскую службу. Шарборньерский лес обозначал восточную границу их новых земель от рипуарских франков, которые жили по берегам Рейна и Майна.

Первая династия франкских королей, Меровинги (481–751 гг.), вышла из вождей салических франков.

Ее основатель Хлодвиг I (481–511 гг.), внук вождя Меровея, ввел Салическую правду, один из наиболее ранних "варварских кодексов". Перечисленные в этом судебнике поводы взыскания различных штрафов (вир, вергельдов), и соотношения этих сумм дают представление об экономическом базисе племен, чьи земли были к этому времени под властью Хлодвига. Эти и другие племена, переходившие позже в подданство Меровингов, мы будем упоминать ниже под собирательным именем франков.

Франки к VI в. вели оседлый образ жизни, занимаясь земледелием, садоводством и огородничеством, не оставляя охоту, рыболовство и пчеловодство. Мясное животноводство охватывает все виды крупного и мелкого скота. Упоминаются упряжные лошади, а также стойловое содержание свиней наряду с обычным их летним выпасом в лесах.

Салическая правда – источник обычного народного права; собрание старинных судебных обычаев. Записанный при Хлодвиге, этот судебник впоследствии редактировали на протяжении VI-IX вв.

Он зафиксировал возникновение земельного аллода в виде ограниченного права наследования прямыми мужскими потомками умершего недвижимости, пахотного надела в пределах большой семьи. Аллоды обособляются в форме выделения семейно-индивидуальной собственности отдельных домохозяйств из общинной. Начинает отчуждаться движимость, но земельные наделы пока исключены.

Марка – общее название типа соседской общины, присущего разным варварским племенам Европы. Марка объединяла крестьян одного или нескольких соседних сел. Ее системообразующим началом были два типа собственности. Аллод представлял собой усадьбу и другую свободно отчуждаемую индивидуально- семейную собственность. Альменда, коллективная нераздельная собственность общинников, охватывала пастбища, леса и другие неподеленные земельные угодья.

Помимо хозяйственного управления (принудительный севооборот, упорядочение пользования альмендой) марка действовала и как институт общественной власти. Так, любой общинник имел право вето при принятии общиной решения о приеме переселенцев.

Таким образом, внутри себя франкская община сдерживала развитие собственнических отношений и возникновение привилегированной верхушки. Каждый общинник был лично свободен, и кодекс защищал жизнь, честь и достоинство его и членов его семьи.

Наряду с общинными угодьями марки и мелкими индивидуальными хозяйствами в Салической правде фигурируют и крупные поместья. Не было однородным и население в целом; иной правовой статус, нежели у общинников, был у рабов, литов, колонов и римлян. Рабовладение у франков, как и у других германцев, сочетало формы, вновь воспринятые от римлян, с уже сложившимися до контакта франков с империей.

Литы (у англосаксов латы ) – сословие у франков, саксов и лангобардов (альтии ), занимавшее промежуточное положение между свободными общинниками и рабами. Не будучи правоспособными к самостоятельной аренде, литы получали участки для обработки от имени своего патрона, которому и уплачивали оброк. В дальнейшем литы становятся одной из категорий закрепощаемого крестьянства.

На вершине социальной иерархии франков находились король, его дружина, а также сацебароны (судебно-фискальная должность), графы и вицеграфы (должностные лица, именуемые также "королевскими рабами") и другие представители еще только формирующегося в V-VI вв. королевского двора.

Все суммы в Салической правде выражены в римской монетной системе: в солидах или денариях, составлявших тогда 1/4 солида. Но эти деньги фигурируют лишь как мера стоимости; фактически же расчеты состояли в передаче скота или других материальных ценностей.

Один из разделов Рипуарской правды (V-VIII вв.) приводит для этих целей прейскурант: конь – 12 солидов, корова или кобылица – 3 солида, бык – 2 солида, меч без ножен 3 солида, а с ножнами – 7 солидов и т.п. Примечательно, что города в этих кодексах не упоминаются вообще, а ремесленники (несвободные, раз речь идет об их похищении) ценятся достаточно высоко.

За время, в течение которого они отправляли своих соплеменников на службу в римские легионы, франки обрели серьезные навыки в организации дружин и ведении боя. Разделение империи на Восточную и Западную (395 г.) и последовавшие за этим многочисленные сражения между Римом его варварским окружением предоставили франкам, лавировавшим между этими сторонами, возможность расширить пределы своего королевства; прежде всего в направлении Галлии. К моменту смерти Хлодвига франкам принадлежали Реймс, Орлеан, Лютеция (Париж) и Суассон, доставшиеся четырем сыновьям короля: Теодориху, Хлодомиру, Хильдеберту и Хлотарю.

По мере экспансии франки переносили на новые земли некоторые традиции марки. Коллективная собственность на угодья обеспечивала стабильность крестьянским хозяйствам независимо от их размера и числа едоков. Марка также сплачивала землевладельцев в коллективные сельские структуры, которые способствовали дальнейшему развитию феодальных отношений в деревне.

За счет увеличения участка земли – его главной производственной основы – аллод как единица хозяйствования усиливает качества своей самодостаточности. Завоевательные походы ускоряют разложение марки. Через аллоды происходит оседание королевских дружинников на общинные земли. По мере роста числа аллодов собственность общины сокращается, сохраняясь лишь в отношении еще не поделенных угодий.

Франки — это был большой племенной союз, сложившийся из нескольких более древних германских племен (сигамбров, хамавов, бруктеров, тенктеров и др.). Они жили к востоку от низовьев Рейна и разделялись, словно стеной, Шарбоньерскими лесами на две группы: салиев и рипуариев. Во второй половине IV в. франки заняли Токсандрию (область между Маасом и Шельдой), поселившись здесь в качестве федератов империи.

Оранжевым цветом показана территория обитания рипуарских франков во второй половине 5-го века.

Во время великого переселения народов главенствующее положение среди салиев заняла династия Меровингов. В конце V века один из ее представителей Хлодвиг (466- 511) встал во главе салических франков. Этот хитрый и предприимчивый конунг положил начало могущественной Франкской монархии.

Реймский собор — там, где присягают короли

Первым королем, короновавшимся в Реймсе, стал вождь франков Хлодвиг. Это произошло в 481 году. Предание рассказывает, что накануне коронации случилось чудо: посланный с неба голубь принес в клюве фиал, полный елея, необходимого для помазания короля на царство.

Последним римским владением в Галлии был Суассон с прилегающими территориями. Холдвиг, знавший по опыту своего отца о нетронутых богатствах городов и сел Парижского бассейна, и о шаткости властей, оставшихся наследниками Римской империи, в 486г. в битве при г. Суассон разгромил войска римского наместника в Галлии Сиагрия и захватил власть в этом регионе бывшей империи.

Чтобы расширить свои владения до низовьев Рейна, он направляется с армией в район Кёльна на алеманнов, которые потеснили рипуарских франков. Битва при Толбиаке произошла на поле Воллерхеймской пустоши близ немецкого городка Цюльпих. Это сражение чрезвычайно важно по своим последствиям. Жена Хлодвига, бургундская принцесса Клотильда, была христианка и давно убеждала мужа оставить язычество. Но Хлодвиг медлил.

Рассказывают, что в битве с алеманнами, когда неприятель начал брать верх, Хлодвиг громким голосом дал обет креститься, если одержит победу. В его войске было много галло-римских христиан, услышав обет, они воодушевились и помогли выиграть битву. Король алеманнов пал в сражении, его воины, чтобы прекратить смертоубийство обращаются к Хлодвигу со словами: “Пощади, мы подчиняемся тебе” (Григорий Турский).

Эта победа, ставит алеманнов в зависимость от франков. Территория по левому берегу Рейна, область реки Неккара (правый приток Рейна) и земли до низовья Майна переходят к Хлодвигу...

Франсуа-Луи Арди Дежюинь — Крещение Хлодвига в Реймсе в 496 году

Холдвиг пожертвовал церкви немало богатств и сменил на своем знамени белое полотнище, на котором были изображены три золотые жабы, на синее, позднее, с изображением геральдической лилии, являвшейся символом святого Мартина, покровителя Франции. Хлодвиг будто бы выбрал этот цветок в качестве символа очищения после крещения.

Вместе с королем крестилась и значительная часть его дружины. Народ, после речи короля, воскликнул: «Милостивый король, мы отказываемся от смертных богов и готовы следовать за бессмертным Богом, которого проповедует Ремигий». Франки приняли крещение от католического духовенства; таким образом, они сделались единоверны галло — римскому населению, могли слиться с ним в один народ. Этот ловкий политический шаг обеспечил Хлодвигу возможность под знаменем борьбы с ересью выступить против соседнего племени вестготов и других варварских племен.

В 506 году Хлодвиг создает коалицию против вестготского короля Алариха II, владеющего четвертой частью юга-запада Галлии. В 507 году он разбивает армию Алариха в Вуйе, около Пуатье, оттеснив вестготов за Пиренеи. За эту победу византийский император Анастасий I пожаловал его почетным званием римского консула, прислав ему знаки этого сана: венец и пурпурную мантию и этим самым в глазах галльского населения как бы подтвердил власть Хлодвига во вновь завоеванных областях. Он пользуется поддержкой епископов, видящих в Хлодвиге победителя в борьбе с арианством, которое они считают ересью.

Многие из римской и галльской знати поспешили признать власть Хлодвига, благодаря чему сохранили свои земли и зависимых людей. Они также помогали Хлодвигу управлять страной. Богатые римляне роднились с франкскими вождями и постепенно стали составлять единый правящий слой населения. При этом Восточная империя прежде всего ориентировалась на собственные выгоды, в первую очередь – во внешнеполитическом плане.

Усилия имперской дипломатии вокруг Франкского «королевства» Хлодвига были направлены как на достижение благоприятного равновесия сил на Западе, так и на создание здесь оплота против других германцев, в частности – готов. В этом отношении византийская дипломатия продолжала традиционную политику Римской империи: предпочтительнее расправляться с варварами их же собственными руками.

По приказу Хлодвига была проведена кодификация права, были записаны старинные судебные обычаи франков и новые указы короля. Хлодвиг стал единственным верховным правителем государства. Ему подчинились теперь не только все франкские племена, а и население всей страны. Власть короля была намного сильнее, чем власть военного вождя. Король передавал ее по наследству своим сыновьям. Действия против короля карались смертью. В каждую область обширной страны Хлодвиг назначал правителей из близких ему людей - графов. Они собирали с населения налоги, командовали отрядами воинов, руководили судом. Высшим судьей был король.

Чтобы завоевать и, главное, сохранить за собой новые земли, военачальник должен опираться на испытанную верность военной свиты, везде сопровождающей и защищающей его. Только полная казна способна дать ему такую возможность и только захват средств, содержащихся в казне соперников, может сделать его способным приобрести верность новых воинов, а это необходимо, если территориальные притязания распространяются на всю Галлию. Хлодвиг и его приемники, укрепляя свою власть и обеспечивая себе возможность контроля над приобретенными территориями, щедро раздаривали земли своим приближённым и дружинникам в награду за службу. Итогом таких дарений явилось резкое усиление закономерного процесса «оседания дружины на землю». Наделение дружинников имениями, превращение их в феодалов-землевладельцев имело место почти во всех странах феодальной Европы. Очень скоро знатные люди превращались в крупных землевладельцев.

В это же время Хлодвиг постарался объединить под своей властью франкские племена, подчиненные другим Меровингам. Он достиг этой цели коварством и злодеяниями, уничтожая франский вождей, которые были его союзниками при завоевании Галлии, выказывая при этом много хитрости и жестокости. Меровингов называли «длинноволосыми королями», оттого, что согласно преданию они не имели права стричь волосы, ибо это могло принести несчастья для королевства и каралось немедленным лишением трона. Поэтому вначале правители франков своих соперников не убивали, а просто остригали им волосы. Но волосы быстро отрастали… и вскоре их стали отрезать вместе с головой. Начало этой «традиции» положил сын Хильдерика и внук Меровея – Хлодвиг, истребив почти всех родственников – вождей салических франков: Сиагрея, Харариха, Рагнахара и их детей, своих братьев Рахара и Ригномера и их детей.

Короля рипуарских франков Сигеберта он устранил, подговорив его собственного сына убить отца, а затем подослал к сыну убийц. После убийства Сигеберта и его сына Хлодвиг провозгласил себя также королём рипуарских франков. В конце V века племена германцев, называющие себя франками, образовывают новое государство (будущую Францию), которое при Меровингах охватывало территорию нынешних Франции, Бельгии, Нидерландов, части Германии.

Наступил долгожданный момент для Хлодвига – он стал единоличным правителем франков, но ненадолго, в этом же году он умер. Его погребли в Париже в церкви святых апостолов, которую он сам построил вместе с женой (ныне церковь святой Женевьевы).

Рассматривая королевство как свою собственность, он оставил его своим четырем сыновьям. Тьерри, Хлодомир, Хильдебер и Хлотар приняли в наследство королевство и разделили между собой на равноценные части, лишь иногда объединяясь для совместно — завоевательных походов. Королей стало несколько, королевство по-прежнему было одно, хоть и разделенное на несколько частей, которым немецкие историки дали название “Долевое королевство”. Власть франкских королей претерпела изменения в период с конца V до середины VI века. Будучи вначале лишь властью над одним народом или народностью, объединяющей людей для войны, она стала властью над определенной территорией, и в силу этого - постоянной властью над неcкoлькими народами.

Раздробленность королевства не помешала франкам объединить свои усилия для совместных действий против бургундов, государство которых было покорено после затяжной войны в 520-530 гг. Ко времени сыновей Хлодвига относится и присоединение области будущего Прованса, оказавшееся бескровным. Меровингам удалось добиться передачи этих земель от остготов, втянутых в длительную войну против Византии. В 536 остготский король Витигис отказался от Прованса в пользу франков. В 30-е гг. VI века были также завоёваны приальпийские владения алеманнов и земли тюрингов между Везером и Эльбой, а в 50-е гг. - земли баваров на Дунае.

Но кажущееся единство уже не могло скрыть признаков грядущих раздоров. Неизбежным следствием раздела были междоусобия в семье Меровингов. Междоусобия эти сопровождались жестокостям и вероломными убийствами.

Жан-Луи Безар — Хильдеберт I, третий сын короля Хлодвига I и Клотильды Бургундской

В 523-524 гг. вместе с братьями он принял участие в двух походах против Бургундии. После гибели Хлодомера во время второго похода произошел кровавый сговор Хильдебера и Хлотара, замысливших убить своих племянников и разделить между собой их наследство. Так Хильдеберт стал королем Орлеана, признав своим наследником Хлотара.

В 542 г. Хильдеберт вместе с Хлотаром организовали поход в Испанию против вестготов. Они захватили Памплону и осадили Сарагосу, но были вынуждены отступить.

Из этого похода Хильдеберт привез в Париж христианскую реликвию — тунику Святого Винсента, в честь которого основал в Париже монастырь, позднее известный как аббатство Сен-Жермен-де-Пре. В 555 г. вместе с племянником Храмом Хильдеберт поднял мятеж против Хлотара I и разграбил часть его земель. После смерти Хильдеберта, Хлотар завладел его королевством.

В 558 г. вся Галлия объединилась под властью Хлотаря I. У него также было четыре наследника, что привело к новому дроблению государства на три части - Бургундию, Австразию и Нейстрию На юге-востоке располагалась Аквитания, которая считалась общей территорией всех трех франкских королей. Держава Меровингов представляла эфемерное политическое образование. В ней не было не только экономической и этнической общности, но и политического и судебно-административного единства. Не был одинаковым и социальный строй разных частей Франкского государства. В начале VII века, при короле Хлотаре II, земельная знать от него добилась крупных уступок, перечисленных в эдикте 614 года, и тем ограничила его власть.

Последним значительным королем из дома Меровингов был Дагоберт (сын Хлотаря II). Следующие затем Меровинги были ничтожнее один другого. При них решение государственных дел переходит в руки майордомов, назначавшихся королём в каждом королевстве из представителей наиболее знатных родов. Среди этого беспорядка и смут одна должность особенно выделилась и достигла наивысшей власти: это была должность управляющего дворцом. Управляющий дворцом, палатный мэр, или майордом (major domus), в VI веке ничем еще не выделялся из ряда многих других должностей; в VII же веке он стал занимать первое после короля место.

Государство франков распадалось на две главные части: восточную, Австразию, или собственно немецкие земли, и западную, Нейстрию, или Галлию.

Один австразийский майордом, Пишш Геристальский, был уже так могуществен, что заставил себя признать майордомом и в Нейстрии. В результате завоевательных походов он расширил территорию государства и племена саксов и баваров платили ему дань. Сын его Карл, от побочной жены Альпаиды, также удержал под своим правлением обе половины.

В 725 и 728 Карл Пипин предпринял два похода в Баварию, в результате которых та была подчинена его королевству, хотя и продолжала управляться своим герцогом. В начале 730-х завоевал Алеманию, входившую, в прошлом, в состав Франкского государства.

Карл значительно укрепил военную мощь Франкского королевства. При нем военное искусство франков получило дальнейшее развитие. Это было связано с появлением тяжеловооруженной конницы франкской знати - ставшей в недалеком будущем рыцарской.

Карл придумал оригинальный ход. Он начал выдавать государственные земли не в полную, а в условную собственность. Так, во Франкском государстве получил развитие особый вид землевладения - бенефиций. Условие заключалось в полном «самовооружении» и несении конной воинской службы. Если хозяин земли отказывался, по каким бы то ни было причинам, его надел конфисковывали обратно в пользу государства.

Карл провел широкую раздачу бенефициев. Фондом для этих пожалований служили сначала земли, конфискуемые у мятежных магнатов, а когда эти земли иссякли, он провел частичную секуляризацию (изъятие чего-либо из церковного, духовного ведения и передача светскому, гражданскому), за счет чего наделил большое количество бенефициариев. Используя часть церковных земель для укрепления бенефициальной системы, Карл вместе с тем деятельно содействовал распространению христианства и обогащению церковников в покоренных им землях, видел в церкви средство укрепления своей власти. Известно его покровительство миссионерской деятельности св. Бонифация - «апостола Германии».

Арабы, покорив Испанию, вторглись в Галлию. При городе Пуатье в 732 году войска франкского майордома Карла разбили армию андалусского эмира Абдеррахмана аль-Гафаки, решившего покарать герцога Аквитании Эда.

Произошла битва, в которой отчаянная храбрость мусульман сокрушилась о крепость франков. Сражение оказалось во многом поворотным моментом в истории средневековой Европы. Битва при Пуатье спасла её от арабского завоевания, и в то же время продемонстрировала всю мощь свежесозданной рыцарской конницы. Арабы вернулись в Испанию и прекратили продвижение к северу от Пиренеев. В руках арабов теперь осталась лишь небольшая часть Южной Галлии - Септимания. Считается, что именно после этой битвы Карл получил прозвище «Мартелл» - Молот.

В 733 и 734 он покорил земли фризов, сопровождая завоевание активным насаждением христианства среди них. Неоднократно (в 718, 720, 724, 738 годах) Карл Мартелл совершал походы за Рейн против саксов, облагал их данью.

Однако он стоял только на пороге подлинного исторического величия государства франков. Перед смертью он разделил Франкское королевство между двумя своими сыновьями, Карломаном и Пипином Коротким, первый из них получил майордомство в Австразии, Швабии и Тюрингии, второй - в Нейстрии, Бургундии и Провансе.

Карлу Мартеллу наследовал его сын Питш Короткий, прозванный так за свой малый рост, что не мешало ему обладать большой физической силой. В 751 году майордом Пипин Короткий, заключил в монастырь последнего Меровинга (Хильдерика III) и обратился к папе римскому с вопросом: “Кого следует называть, королем - того ли, у кого есть только титул, или того, кто имеет настоящую власть?”, а понятливый папа ответил именно так, как хотелось вопрошателю. Этим, как будто простым вопросом был брошен вызов воплощенной в Меровингах родовой сакральности франков.

Франсуа Дюбуа — Помазание на царство Пипина Короткого в аббатстве Сен-Дени

Святой епископ Бонифаций совершил помазание Пипина в короли, а потом римский папа Стефан II, прибывший просить помощи против лангобардов, сам повторил этот обряд помазания. В 751 г. на собрании франкской знати и своих вассалов в Суассоне Пипин был официально провозглашен королем франков. Пипин умел быть благодарным: силой оружия он принудил лангобардского короля отдать папе захваченные им ранее города Римской области и земли Равеннского экзархата. На этих землях в Средней Италии в 756 г. возникло Папское государство. Так Пипин стал монархом, а санкционировавший переворот папа получил неоценимый дар, огромной важности прецедент на будущее: право отрешать от власти королей и целые династии.

Карл Мартелл и Пипин Короткий понимали, что распространение христианства и устроение церковного управления в германских странах теснее сблизят последние с франкским государством. Еще раньше отдельные проповедники (миссионеры), особенно из Ирландии и Шотландии, приходили к германцам и распространяли среди них христианство.

После смерти Пипина Короткого в 768 г. Корона перешла к его сыну Карлу, названному впоследствии Великим. Майордомы Австразии из дома Пипинидов (потомки Пипина Геристальского), став правителями объединенного Франкского государства, положили начало новой династии франкских королей. По имени Карла династия Пипинидов получила название Каролингов.

В правление Каролингов во франкском обществе заложились основы феодального строя. Ускорился рост крупной земельной собственности за счет социального расслоения внутри общины там, где она сохранилась, разорения массы свободных крестьян, которые, теряя свои аллоды, постепенно превращались в поземельно, а затем и лично зависимых людей. Процесс этот, начавшийся еще при Меровингах, в VIII-IX вв. принял бурный характер.

Продолжая завоевательную политику своих предшественников, Карл в 774 г. совершил поход в Италию, сверг последнего лангобардского короля Дезидерия и присоединил к Франкскому государству Лангобардское королевство. В июне 774 года после очередной осады Карл взял Павию, провозгласив её столицей Итальянского королевства.

Карл Великий перешел от обороны к наступлению и против арабов в Испании. Первый поход туда он предпринял в 778 г., однако смог дойти только до Сарагоссы и, не взяв ее, вынужден был вернуться за Пиренеи. События этого похода послужили сюжетной основой для знаменитого средневекового французского эпоса «Песни о Роланде». Ее героем стал один из военачальников Карла - Роланд, погибший в стычке с басками вместе с арьергардом франкских войск, прикрывая отход франков в Ронсевальском ущелье. Несмотря на первую неудачу, Карл продолжал попытки продвинуться к югу от Пиренеев. В 801 г. ему удалось захватить Барселону и основать на северо-востоке Испании пограничную территорию - Испанскую марку.

Наиболее длительные и кровопролитные войны Карл вел в Саксонии (с 772 по 802 г.), расположенной между реками Эмсом и Нижним Рейном на западе, Эльбой на востоке и Эйдером на севере. Чтобы сломить непокорных, Карл заключил временный союз с их восточными соседями, полабскими славянами-ободритами, издавна враждовавшими с саксами. В ходе войны и после ее завершения в 804 г. Карл практиковал массовые переселения саксов во внутренние области Франкского королевства, а франков и ободритов - в Саксонию.

Завоевания Карла были направлены и на юго-восток. В 788 г. он окончательно присоединил Баварию, ликвидировав там герцогскую власть. Благодаря этому влияние франков распространилось и на соседнюю с ней Каринтию (Хорутанию), населенную славянами - словенцами. На юго-восточных границах разросшегося Франкского государства Карл столкнулся с Аварским каганатом в Паннонии. Кочевники-авары совершали постоянные грабительские набеги на соседние земледельческие племена. В 788 г. они напали и на Франкское государство, положив начало франкско-аварским войнам, которые продолжались с перерывами до 803 г. Решительный удар аварам был нанесен взятием системы кольцеобразных укреплений, называвшихся «хрингами», окруженных каменными стенами и частоколом из толстейших бревен; среди этих укреплений было расположено много поселений. Взяв штурмом укрепления, франки обогатились несметными сокровищами. Главный из хрингов был защищен девятью следовавшими друг за другом стенами. Война с аварами длилась много лет, и только союз франков с южными славянами позволил им при участии хорутанского князя Войномира, который возглавил этот поход, разгромить в 796 г. центральную крепость аваров. В результате Аварская держава распалась, а Паннония временно оказалась в руках славян.

Карл Великий является первым правителем, решившим объединить Европу. Франкское государство охватывало теперь огромную территорию. Оно простиралось от среднего течения реки Эбро и Барселоны на юго-западе до Эльбы, Салы, Богемских гор и Венского леса на востоке, от границы Ютландии на севере до Средней Италии на юге. Эта территория была населена множеством племен и народностей, различных по уровню развития. Административная организация новой империи франков с момента своего возникновения направлена на всеобщее образование, развитие искусства, религии и культуры. При нем издавались капитулярии — акты каролингского законодательства, были проведены земельные реформы, способствовавшие феодализации франкского общества. Образовав пограничные области — так называемые марки, — он усилил обороноспособность государства. Эпоха Карла вошла в историю как эпоха «каролингского Возрождения». Именно в это время империя франков стала связующим звеном между античностью и средневековой Европой. При его дворе собирались ученые и поэты, он способствовал распространению культуры и грамотности через монастырские школы и через деятельность монахов-просветителей.

Под руководством великого англо-саксонского ученого Алкуина, и при участии таких известных деятелей, как Теодульф, Павел Диакон, Эйнгард и многих других активно возрождалась система образования, получившая наименование каролингского Ренессанса. Он возглавил борьбу церкви против иконоборцев и настоял на том, чтобы папа включил filioque (положение об исхождении Духа Святого не только от Отца, но и от Сына) в Символ Веры.

Большой подъем переживает архитектурное искусство, строятся многочисленные дворцы и храмы, монументальный облик которых был характерен для раннего романского стиля. Следует отметить, однако, что термин «Возрождение» можно применять здесь только условно, поскольку деятельность Карла протекала в эпоху распространения религиозно-аскетических догм, ставших на несколько веков препятствием развитию гуманистических идей и подлинному возрождению культурных ценностей, созданных в античную эпоху.

Своими обширными завоеваниями Карл Великий продемонстрировал стремление к имперской универсальности, которая находила религиозное соответствие в универсальности христианской Церкви. Этот религиозно-политический синтез, кроме символического, имел и большое практическое значение для организации внутренней жизни государства, обеспечения единства его разнородных частей. Светская власть, когда это было необходимо, использовала авторитет церкви для утверждения своего престижа. Однако это был неустойчивый союз: церковь, видя в государстве свою опору, претендовала на политическое лидерство. С другой стороны, светская власть, сила которой постепенно нарастала, стремилась подчинить себе папство. Поэтому взаимоотношения церкви и государства в Западной Европе включали в себя противоборство и неизбежные конфликтные ситуации.

Карл уже не мог править многочисленными странами и народами продолжая носить титул короля франков. Чтобы примирить и слить воедино все разношерстные элементы в своем царстве — германские племена франков, саксов, фризов, лангобардов, баваров, аламаннов с романскими, славянскими и иными составными частями государства, — Карлу необходимо было принять новый, так сказать, нейтральный титул, который мог бы придать ему неоспоримый авторитет и значение в глазах всех подданных. Таким титулом мог быть только титул римского императора, и вопрос был только в том, каким образом его добыть. Провозглашение Карла императором могло произойти только в Риме, и вскоре этому представился случай. Воспользовавшись тем, что папа Лев III, спасаясь от враждебной ему римской знати, укрылся при дворе франкского короля, Карл предпринял поход в Рим в защиту папы. Благодарный папа, не без давления Карла, в 800 г. венчал его императорской короной в соборе Святого Петра в Риме, торжественно возложив на него императорскую корону с титулом «Карл Август, Богом венчанный великий и миротворящий римский император».

Новая Римская империя Карла Великого была вполовину меньше прежней, Карл Великий был германцем, а не римлянином, предпочитая управлять государством из Аахена или вести войны. Священная Римская империя немецкой нации, просуществовала тысячу лет, пока не была уничтожена другим великим завоевателем – Наполеоном, который именовал себя преемником Карла Великого.

Слова король до Карла Великого не существовало. Оно произошло от его имени. В анаграмме Карла Великого зашифровано его имя - Karolus.

Несмотря на усилия Карла Великого, государство франков так и не обрело политического единства, а ослабление в результате внешней угрозы ускорило его распад. С этого времени в Европе сохранялось только церковное единство, а культура на долгое время нашла прибежище в монастырях.


Дробление империи внуками Карла Великого в 843 г. означало конец политического единства франкского государства. Империя Карла Великого расспалась из-за феодализации. При немощных государях, которыми оказались его сын и внуки, центробежные силы феодализма разорвали ее на части.

Согласно Верденскому договору 843 г. она была поделена между потомками Карла Великого на три большие части: Западно-Франкское, Восточно-Франкское королевства и империю, включавшую Италию и земли вдоль Рейна (империя Лотаря, одного из внуков Карла). Раздел положил начало истории трех современных европейских государств - Франции, Германии и Италии.

Образование «королевства» франков являюется своеобразным итогом большого исторического пути, пройденного западногерманским племенным миром за сотни лет. Из всех образованных германцами «государств» дольше всех просуществовало и сыграло наиболее важную роль государство франков. Может быть, это объясняется тем обстоятедльством, что франки селились сплошными массами, полностью вытесняя «римское» население с определенных террриторий.

На месте рабовладельческих территорий Древнего Рима образовались свободные крестьянские общины, начинается формирование крупных феодальных владений - начинается эпоха феодализма, или эпоха средних веков. И начинается формирование французской цивилизации, как части цивилизации европейской.

В современной Европе Карл Великий считается одним из предтеч европейской интеграции. С 1950 года в Ахене, столице империи Карла, проводится ежегодное присуждение премии имени Карла Великого за вклад в единение Европы

§ 266. Христианство в период раннего средневековья

В 474 г. последний римский император Запада Ромул Августул был низложен предводителем варваров Одоакром. Долгое время историки условно считали 474 г. рубежом между античностью и средневековьем. Однако в посмертном (1937 г.) издании книги Анри Пиренна "Магомет и Карл Великий" этот вопрос был поставлен под совершенно другим углом. Знаменитый бельгийский историк привлекает внимание к нескольким показательным явлениям. Например, к тому, что имперские социальные структуры продолжают свое существование на протяжении еще двух последующих веков. Более того, варварские короли VI и VII вв. пользуются римскими принципами управления и сохраняют звания и титулы, унаследованные от времен империи. К тому же не прекращаются торговые отношения с Византией и Азией. По мнению Пиренна, разрыв между Западом и Востоком произошел в VIII в., и причиной ему послужило мусульманское нашествие. Изолированный от культурных центров Средиземноморья, разоряемый постоянными набегами и внутренними распрями, Запад погружается в пучину «варварства». Из руин восстанет новое общество, которое будет основано на сельскохозяйственной автономии и примет форму феодализма. Упорядочить этот новый мир, мир средневековья, удастся Карлу Великому.

Гипотеза Пиренна породила долгие споры, и в наши дни принята лишь частично. Однако она заставила ученых пересмотреть и переосмыслить сложный исторический процесс, приведший к становлению средневековья на Западе. Пиренн не принял во внимание глубинных изменений, внесенных в западную цивилизацию христианством, хотя, как показал У.К. Барк, историю Западной Европы между 300 и 600 гг. сформировало именно распространение христианства, наложившееся на череду шатаний в обществе: постепенный развал на местах римской экономики и системы управления, смуту - следствие бесчисленных набегов - и развивающийся переход на натуральное хозяйство. В самом деле, если бы Запад не был разобщен, беден и плохо управляем, влияние церкви не смогло бы стать столь всеобъемлющим.

У истоков своего существования средневековое общество было содружеством первопроходцев. Моделью такого общества, в некотором роде, послужило устройство бенедиктинских монастырей. Основатель западного монашества святой Бенедикт (ок. 480–540) организовал целую сеть небольших общин, экономически полностью самостоятельных, благодаря чему разорение одного или нескольких монастырей не влекло за собой уничтожения самого института. Нашествие варваров-кочевников и последующие набеги викингов оставили европейские города в руинах и, таким образом, разрушили последние очаги культуры. Остатки классического культурного наследия сохранялись лишь в монастырях. Однако далеко не все монахи имели возможность посвящать свое время научным студиям. Их главными обязанностями оставались проповедь христианства и помощь бедным и обездоленным. Но они занимались еще и строительством, врачеванием, обработкой металлов и, в особенности, землепашеством. Именно монахи значительно усовершенствовали сельскохозяйственные орудия и способы возделывания земли.

Сеть таких экономически независимых монастырей сравнивали с феодальной системой собственности, при которой сеньор раздавал земельные наделы своим вассалам либо в вознаграждение, либо ввиду будущих заслуг на военной службе. Из этих двух «семян», способных выжить в период исторических катаклизмов, и выросло основание для нового общества и новой культуры. Карл Мартелл секуляризовал множество церковных угодий для раздачи своим воинам - это был единственный способ создать сильную и преданную армию; в то время ни у одного суверена не было достаточно средств для экипировки своего войска.

Как мы увидим ниже, в разделе о рыцарстве (§ 267), феодальная система и ее идеология имеют германское происхождение. Именно благодаря феодальному строю Запад смог выстоять в период нескончаемых бедствий, которые потрясали его с начала V в. В 800 г., в Риме, Карл Великий был коронован папой как император Священной Римской Империи; еще за полвека до того о таком никто и помыслить не мог. Однако при напряженности, что существовала между императорами и папами, при завистливости некоторых королей и принцев влияние и престиж империи в последующие века оказались непрочными и ограниченными. В наши намерения не входит изложение политической и военной истории периода раннего средневековья. Тем не менее, важно отметить уже сейчас, что все институции того времени: феодализм, рыцарство, империя, - выросли из новых религиозных концепций, неизвестных или, во всяком случае, не получивших развития в византийском мире.

Принимая во внимание сжатость нашего труда, мы вынуждены умолчать об инновациях, коснувшихся богослужения и церковных таинств, а также о религиозном аспекте так называемого "Каролингского возрождения" IX в. Тем не менее, необходимо упомянуть, что с этого времени и на протяжении пяти последующих веков западная церковь будет переживать попеременно периоды реформирования и упадка, триумфа и уничижения, творческого подъема и стагнации, открытости и нетерпимости. Приведем всего один пример: после "Каролингского возрождения", в X - перв. пол. XI в., религиозная жизнь приходит в упадок. Однако избранный папой в 1073 г. Григорий VII начинает так называемую "григорианскую реформу", в результате которой для церкви вновь наступает эпоха величия и процветания. К сожалению, нескольких штрихов недостаточно для показа глубинных причин такого чередования. Поэтому отметим лишь, что периоды подъема, так же, как и упадка, тесно связаны, с одной стороны, с приверженностью апостольской традиции, с другой - с эсхатологическими упованиями и томлением по временам более глубокого, подлинного опыта христианской жизни.

Христианство изначально развивалось под знаком грядущего апокалипсиса. За исключением блаженного Августина, практически все христианские богословы и мистики рассуждали о конце света и вычисляли дату его наступления. Легенды об Антихристе и "Императоре последних времен" увлекали как простых мирян, так и клириков. Накануне второго тысячелетия старый сценарий "конца света" казался как нельзя более ко времени. К обычным эсхатологическим ужасам прибавляются всевозможные бедствия: эпидемии, голод, зловещие предзнаменования (затмения, кометы и т. д.). Повсюду подозревается присутствие дьявола. Христиане считают происходящее карой Божьей за свои грехи. Единственной защитой служит покаяние, за помощью прибегают к святым угодникам и мощам. Кающиеся налагают на себя те же епитимьи, что и умирающие. С другой стороны, епископы и аббаты стремятся объединить народ вокруг святынь "ради установления мира и укрепления святой веры", как пишет монах Рауль Глабер. Рыцари клянутся на мощах "никогда не разрушать храма… не нападать на клирика или монаха… не отбирать ни вола, ни коровы, ни свиньи, ни овцы… не обижать ни крестьянина, ни крестьянку…" и т. д. "Божьим перемирием" предписывалось временное прекращение военных действий во время больших религиозных праздников.

Групповые паломничества - в Иерусалим, Рим и к святому Иакову в Компостеллу - становятся необычайно популярными. Рауль Глабер толкует "святое путешествие" в Иерусалим как приготовление к смерти и обетование спасения; умножение паломников предвозвещает якобы приход Антихриста и приближение "конца сего мира".

Однако по прошествии 1033 г., тысячного со времени Страстей Господних, христианский мир почувствовал, что епитимьи и молитвы достигли своей цели. Рауль Глабер перечисляет знаки Божьего благоволения: "небо заулыбалось, проясняясь и оживляясь ласковыми ветрами… Вся земная поверхность покрылась нежной зеленью, а множество плодов прогнало прочь неурожай и голод… Бессчетные больные обрели исцеление у мощей святых… Видевшие это простирали руки к небу, восклицая в один голос: "Мир! Мир! Мир!". В то же время предпринимаются усилия для обновления церкви, особенно активно действует бенедиктинский монастырь Клюни. Повсюду на Западе восстанавливают храмы и базилики, обзаводятся мощами святых. Учащаются миссионерские походы на север и восток. Но еще более примечательны изменения, которые, частично под влиянием народной веры, были осуществлены в практической жизни церкви. Совершение евхаристии приобретает исключительное значение. Теперь всех монахов побуждают к принятию сана ради участия в "таинстве пресуществления тела и крови Христовых" и приращения "в мире видимом части священного". Возрастает почитание креста Господня, ибо в кресте видят главный знак человеческой природы Христа. Столь восторженное прославление "Бога воплотившегося" вскоре дополнится почитанием Святой Девы.

Комплекс религиозных идей, образовавшийся на почве страхов и чаяний, связанных с тысячным годом, в некотором роде предвосхищает потрясения и богословские искания пяти последующих веков.

История средневековья начинается с падением Римской империи. Переход от античной цивилизации к средневековью был обусловлен, во-первых, распадом Западной Римской империи в результате общего кризиса рабовладельческого способа производства и связанного с ним крушения всей античной культуры. Во-вторых - Великим переселением народов (с IV по VII вв.), в ходе которого десятки племен устремились к завоеванию новых земель. Западная Римская империя не смогла противостоять волнам варварских нашествий и в 476 г. прекратила свое существование. В результате варварских завоеваний на ее территории возникли десятки различных королевств. Третьим и важнейшим фактором, определившим процесс становления европейской культуры, стало христианство. Христианство стало не только ее духовной основой, но и тем интегрирующим началом, которое позволяет говорить о западноевропейской культуре как о единой целостной культуре.

Роль церкви в жизни западноевропейского средневекового общества, была очень велика. Религия и церковь заполняли всю жизнь человека феодальной эпохи от рождения до смерти. Церковь претендовала на то, чтобы управлять обществом, и выполняла множество функций, которые позднее стали принадлежать государству. Средневековая церковь была организована на строго иерархических началах. Во главе ее стоял римский первосвященник - папа, который имел собственное государство в Средней Италии. Ему были подчинены архиепископы и епископы во всех странах Европы. Это были крупнейшие феодалы, обладавшие целыми княжествами и принадлежавшими к верхушке феодального общества. Монополизировав в обществе, состоящем главным образом из воинов и крестьян, культуру, науку, грамотность, церковь обладала огромными ресурсами, подчинявшими ей человека феодальной эпохи. Умело пользуясь этими средствами, церковь сосредоточила в своих руках огромную власть: короли и сеньоры, нуждаясь в ее помощи, осыпают ее подарками и привилегиями, стараются купить ее расположение и содействие. церковь христианство европейский культура

Церковь умиротворяла общество: она стремилась сглаживать социальные конфликты, призывая к милосердию по отношению к угнетенным и обездоленным, к прекращению беззаконию. Церковь не одобряла открытую враждебность к сельскому населению. Ее цель была в том, чтобы по мере возможности уменьшать социальные конфликты. Церковь стремилась к проявлению милосердия по отношению к угнетенным и обездоленным людям. Она заботилась о больных, стариках, сиротах и о бедных людях.

К тому же, бедности даже отдавался нравственный приоритет. На протяжении 3 - 5 веков церковь даже осуждала любовь к богатству. Но со временем, когда церковь являлась самым крупным собственником, в литературе более позднего времени все это отображается несколько приглушено (Прославление бедности преобладает во всех литературных произведениях Раннего Средневековья).

Церковь привлекает под свою защиту множество нуждавшихся в покровительстве крестьян, предоставляет им земли для поселения, поощряет освобождение чужих рабов, попадавших при этом в зависимость от нее.

К концу VIII -- началу IX века оформились все основные черты феодального строя. Христианская религия стала его господствующей идеологией. Церковь держала в своих руках все сферы человеческой жизни. Она заполняла быт людей -- и организовывала их время, подчиняя его ритму ежедневных богослужений, определяла суждения -- и направляла и контролировала чувства, церковь давала постоянную пищу для размышлений -- и подсказывала характер развлечений.

В беспокойное феодальное время люди стремились под защиту монастыря. Монастырь же был и самым взыскательным хозяином, сохранявшим наиболее тяжелые формы феодальной эксплуатации. Церковь являлась крупнейшим землевладельцем феодального мира и неустанно умножала свои материальные богатства. Монастыри одними из первых переходят к товарному хозяйству, к производству для рынка, берут на хранение сокровища и деньги, предоставляют ссуды. Под покровительством церкви, соединяясь с церковными праздниками, возникают ярмарки и рынки, паломничество ко святым местам, сливаются с торговыми путешествиями. Продолжая использовать в своих целях экономическое могущество, церковь в XI-XIII вв. фактически возглавляет торговое и колонизационное движение европейцев на Восток, организовав для их финансирования огромные денежные сборы. После прекращения «походов» эти средства стали использовать для усиления папской казны.

Наивысшего могущества церковная организация достигает в XII-XIII вв., превратившись в мощную финансовую организацию с неограниченной властью над своими структурами и исключительными политическим влиянием. Церковь учила, что каждый член общества должен жить в соответствии со своим правовым и имущественным статусом и не добиваться его изменения. Идеология трех «сословий», распространившаяся в Европе в X веке, выдвигала на первое место монахов, людей, преданных молитве и стоящих над обществом. Происходила постепенная аристократизация духовенства и монашества.

Это были отношения господства и подчинения. Подчиняя жизнь отдельного человека единым для всех нормативам, корпорация неизбежно диктовала людям и определенный тип поведения, мало того -- строй мыслей и чувств. В эпоху раннего средневековья это подавление человеческой индивидуальности еще не ощущалось людьми как нечто противоречившее их природе. Но наступит время, когда корпоративные связи станут тяжким тормозом развития общества.

Массовая средневековая культура - это культура бескнижная, "переводом" мыслей социальной и духовной элиты на доступный для понимания всех людей язык стали проповеди. Приходские священники, монахи, миссионеры должны были растолковывать народу основные положения богословия, внушать принципы христианского поведения и искоренять неправильный образ мыслей.

Так же, следует отметить черту словесности и культуры эпохи Средневековья. Она заключается в том, что в обществе, основная часть которого являлась малограмотной, письменность не была главным средством народных коммуникаций. Средневековое население в основном было бесписьменным и культура эпохи Средневековья малоразвитой. На протяжении длительного времени диалекты народа и языки в Западной Европе, являлись средствами общения людей, они не могли изучить письменность, и она оставалась полностью под властью латыни. На протяжении 5-9 веков все начальные учебные заведения в странах Западной Европы были под властью церкви. Она формировала учебную программу, выбирала учеников. Основной целью являлось воспитание служителей церкви.

Методы и уровень преподавания в различных школах был разный, поэтому, менялось и образование у людей. На протяжении 8-9 веков развитие умственной жизни в начале 10 века заметно приостановилось. Как правило, духовенство являлось неграмотным, и распространялось невежество. Средневековые жители Европы, включая наивысшие слои населения, были в основном малограмотными. Даже у священников в приходах уровень образования был очень низким.

Однако нельзя не отметить положительную роль церкви и христианской доктрины в становлении Средневековой цивилизации. Она контролировала образование и производство книг. Благодаря влиянию христианства, к IX веку в средневековом обществе утвердилось принципиально новое понимание семьи и брака, знакомое нам понятие «брак» отсутствовало в позднеантичной и древнегерманской традициях, не было тогда и привычного для нас понятия «семьи». В эпоху раннего средневековья практиковались браки между близкими родственниками, обычным явлением были много численные брачные связи, которые уступали к тому же кровнородственным связям. Именно с этим положением боролась церковь: проблемы брака. С VI века эта проблема становятся чуть ли не главной темой многих сочинений. Принципиальным достижением церкви этого периода истории следует считать создание супружества, как нормальной формы семейной жизни, которое существует до сих пор.

Таким образом, средневековая культура - это результат сложного, противоречивого синтеза античных традиций, культуры варварских народов и христианства. Однако влияние этих трех начал средневековой культуры на ее характер не было равнозначным. Доминантой средневековой культуры стало христианство, которое выступало в качестве новой мировоззренческой опоры мировосприятия и мироощущения человека той эпохи, что обусловило формирование средневековой культуры как целостности.


Роль церкви в жизни западноевропейского средневекового общества, которое многие историки называют христианским обществом или христианским миров, была всеобъемлющей: религия и церковь заполняли всю жизнь человека феодальной эпохи от рождения до смерти. Церковь претендовала на то, чтобы управлять обществом, и выполняла множество функций, которые позднее стали принадлежать государству. Средневековая церковь была организована на строго иерархических началах. Во главе ее стоял римский первосвященник - папа, имевший собственное государство в Средней Италии, ему были подчинены архиепископы и епископы во всех странах Европы. Это были крупнейшие феодалы, обладавшие целыми княжествами и принадлежавшими к верхушке феодального общества. Монополизировав в обществе, состоящем главным образом из воинов и крестьян, культуру, науку, грамотность, церковь обладала огромными ресурсами, подчинявшими ей человека феодальной эпохи. Умело пользуясь этими средствами, церковь сосредоточила в своих руках огромную власть: короли и сеньоры, нуждаясь в ее помощи, осыпают ее подарками и привилегиями, стараются купить ее расположение и содействие.

В то же время церковь умиротворяла общество: она стремилась сглаживать социальные конфликты, призывая к милосердию по отношению к угнетенным и обездоленным, к прекращению беззаконий, к раздаче милостыни беднякам. Бедности даже отдавался нравственный приоритет. Церковь привлекает под свою защиту множество нуждавшихся в покровительстве крестьян, предоставляет им земли для поселения, поощряет освобождение чужих рабов, попадавших при этом в зависимость от нее.

В беспокойное феодальное время люди стремились под защиту монастыря. Монастырь же был и самым взыскательным хозяином, сохранявшим наиболее тяжелые формы феодальной эксплуатации. Церковь являлась крупнейшим землевладельцем феодального мира и неустанно умножала свои материальные богатства. Монастыри одними из первых переходят к товарному хозяйству, к производству для рынка, берут на хранение сокровища и деньги, предоставляют ссуды. Под покровительством церкви, соединяясь с церковными праздниками, возникают ярмарки и рынки, паломничество ко святым местам, сливаются с торговыми путешествиями. Продолжая использовать в своих целях экономическое могущество, церковь в XI-XIII вв. фактически возглавляет торговое и колонизационное движение европейцев на Восток («крестовые походы»), организовав для их финансирования огромные денежные сборы. После прекращения «походов» эти средства стали использовать для усиления папской казны.

Наивысшего могущества церковная организация достигает в XII-XIII вв., превратившись в мощную финансовую организацию с неограниченной властью над своими структурами и исключительными политическим влиянием. Стоя на консервативных позициях, церковь учила, что каждый член общества должен жить в соответствии со своим правовым и имущественным статусом и не добиваться его изменения. Идеология трех «сословий», распространившаяся в Европе в X веке, выдвигала на первое место монахов, людей, преданных молитве и стоящих над обществом. Происходила постепенная аристократизация духовенства и монашества.

Однако на ряду с официальной церковной доктриной в Средние века широко была распространена народная религиозность, выходившая далеко за рамки церкви и христианской догмы. Бог воспринимался как таинственная сила, присутствующая в священных местах, олицетворение блага и справедливости. Эта народная религиозность разделялась и основной массой священников, за исключением церковной элиты - ученых епископов и аббатов. Большое значение имела вера в посредников между Богом и людьми - ангелов и святых, в которых мирян больше привлекали не христианские добродетели, а творимые ими чудеса, воспринимаемые как доказательство их могущества и святости.

Однако нельзя не отметить положительную роль церкви и христианской доктрины в становлении Средневековой цивилизации. Церковь заботилась о больных, бедных, сиротах и стариках. Она контролировала образование и производство книг. Благодаря влиянию христианства, к IX веку в средневековом обществе утвердилось принципиально новое понимание семьи и брака, знакомое нам понятие «брак» отсутствовало в позднеантичной и древнегерманской традициях, не было тогда и привычного для нас понятия «семьи». В эпоху раннего средневековья практиковались браки между близкими родственниками, обычным явлением были много численные брачные связи, которые уступали к тому же кровнородственным связям. Именно с этим положением боролась церковь: проблемы брака, как одного из христианских таинств, с VI века становятся чуть ли не главной темой многих теологических сочинений. Принципиальным достижением церкви этого периода истории следует считать создание супружеской ячейки, как нормальной формы семейной жизни, существующей до сих пор.

Даже технический прогресс в средневековой Европе был связан, по мнению многих ученых, с распространением христианской доктрины и, как следствие, с изменением отношения человека к природе. Речь идет, в частности, об отказе от дохристианской системы запретов и табу, сдерживавших развитие сельского хозяйства: природа перестала быть объектом религиозного поклонения и источником страхов. Новая экономическая ситуация, сложившаяся техническим усовершенствованиям и изобретениям способствовала значительному повышению уровня жизни, весьма устойчивому на протяжении нескольких столетий феодальной эпохи.

Таким образом, можно сделать вывод, что Средневековье было закономерным и необходимым этапом развития христианской цивилизации. В Средневековом европейском обществе личность человека в целом ценилась выше, чем в Античности, хотя бы потому, что средневековое мировоззрение, проникнутое духом христианства, не выделяло человека из окружающего мира, из-за склонности к целостному видению мира. Следовательно, нельзя говорить о духовной диктатуре церкви над средневековым человеком, которая якобы препятствовала развитию личности. На Западе Европы церковь обычно играла стабилизирующую, консервативную роль, то есть как раз обеспечивала благоприятные условия для развития личности. Представить духовные искания средневекового человека вне церкви невозможно. Именно познание мира и Бога, вдохновляемое церковными идеалами, породило красочную, многообразную, живую культуру Средневековья. Именно церковь создавала университеты и школы, поощряла богословские диспуты и книгопечатание.