Художественные достоинства «Слова о полку. Художественные достоинства романа «Герой нашего времени

Отличаясь глубоко художественной натурой, автор «Слова» не просто описывает те или иные стороны жизни и событий, а живописует их, представляет в образах и символах и таким образом дает возможность ясно представить в своем воображении жизнь того времени.

Так, в «Слове» нашел полное и всестороннее отражение быт древней Руси. Не только в целых картинах, но и в отдельных подробностях отразилась обстановка древнерусской жизни: домашний быт, занятия, картины войны, картины природы и т.д.

Любимое занятие князей и дружины составляла охота и, особенно, соколиная. Множество мест в «Слове» посвящено изображению соколиных полетов за птицею. В «Слове» ярко представлено обилие всякой дичи — птиц и животных, какой изобиловали степи южной Руси и лесные пространства: перед началом битвы слетаются орлы; волки воют по оврагам; телеги половецкие кричат в поле, как распуганные лебеди; туры, раненные на охоте, рыкают и кричат; князь Всеволод поскакал ярым туром; лисицы лают на багряные щиты; гоголи, чайки, черняди (род уток) и множество другой дичи заполняет южно русские привольные степи и реки.

С особенной любовью автор останавливается на подробностях и особенностях вооружения. По его описанию доспехов можно целиком восстановить вооружение древне-русского воина. Из частого упоминания о копьях ((куряне вскормлены с конца копья», битва изображается в виде
груды поломанных копий) можно сделать заключение, что в обиходе русского воина главное значение имели копья. 3а ними следуют, по степени важности, сабли и мечи харалужные (булатные, стальные). Сабли наострены, каленые сабли гремят о шлемы аварские. Мечи являются серьезным оружием, и «Слово» каждый раз отзывается о них целым картинным
выражением: «мечом крамолу ковали», «мечами землю цвелить». Наряду с копьями большую опасность представляли тучи стрел; ими как бы засевают землю, ими посылают дождь на землю. При воинах были: червленые (багряные, ярко-красные) щиты, на голове блестящие медные шлемы (каски), при полках стяги-знамена, которые в начале похода «стоят», а распущенные в походе, «говорят»; падая же, знаменуют поражение. Наконец, трудно перечислить множество подробностей вооружения: золотые шлемы (например, у Всеволода), золотые седла и стремена на оседланных борзых конях у воинов, столь же быстрых, как степные волки; отворенные колчаны-тулы, выделывавшиеся, по свидетельству Волынской летописи, из бобровых или рысьих шкурок; натянутые луки, засапожники (боевые ножи, носимые в голенищах), сулицы ляцкие (метательные копья с железным или стальным наконечником) и т. д.

Останавливают на себе внимание кровавые картины войны, нарисованные автором рядом с мирными земледельческими занятиями. Еще только выступил Игорь в поход, как «орли клектом на кости звери зовуть» , а волки и лисицы, чуя добычу, воют и брешут. Во время походов Олега Гориславовича, ковавшего крамолу мечом, печально было положение русской земли, разоренной частыми набегами врагов и битвами русских.

Широкой и свободной кистью нарисованы автором картины так хорошо знакомой ему южной природы. Автор умел представить перемены дня и ночи, света и тьмы, небесные и земные явления. При рода в его изображении живет полной жизнью. Широкие реки, лелеющие на своих серебряных струях княжеские насады, изобилующие рыбой и дающие приют множеству дикой птицы; беспредельные степи, покрытые травой-ковылем, в которой прячутся кони дружинников; деревья, цветы — все полно жизни и движения, ярких красок. / 5.

Понятие искусства

Слово «искусство» и в русском, и во многих других языках употребляется в двух смыслах:

  • в узком смысле это специфическая форма практически-духовного освоения мира;
  • в широком — высший уровень мастерства, умения, независимо от того, в какой они проявляются (искусство печника, врача, пекаря и др.).

— особая подсистема духовной сферы жизни общества, представляющая собой творческое воспроизведение действительности в художественных образах.

Первоначально искусством называли высокую степень мастерства в каком-либо деле. Это значение слова присутствует в языке до сих пор, когда мы говорим об искусстве врача или учителя, о боевом искусстве или ораторском. Позже понятие «искусство» стали все чаще использовать для описания особой деятельности, направленной на отражение и преобразование мира в соответствии с эстетическими нормами , т.е. по законам прекрасного. При этом первоначальное значение слова сохранилось, так как для создания чего-то прекрасного требуется высочайшее мастерство.

Предметом искусства являются мир и человек в совокупности их отношений друг с другом.

Форма существования искусства — художественное произведение (поэма, картина, спектакль, кинофильм и т.д.).

Искусство также использует особые средства для воспроизведения реальной действительности: для литературы это слово, для музыки — звук, для изобразительного искусства — цвет, для скульптуры — объем.

Цель искусства двойственна: для творца — это художественное самовыражение, для зрителя — наслаждение красотой. Вообще красота так же тесно связана с искусством, как истина с наукой и добро — с моралью.

Искусство — важная составная часть духовной культуры человечества, форма познания и отражения окружающей человека действительности. По потенциалу осмысления и преобразования действительности искусство не уступает науке. Однако способы осмысления мира наукой и искусством различны: если наука использует для этого строгие и однозначные понятия, то искусство — .

Искусство как самостоятельная и как отрасль духовного производства вырастало из производства материального, было первоначально вплетено в него в качестве хотя и эстетического, но сугубо утилитарного момента. по натуре художник, и он всюду так или иначе стремится вносить красоту. Эстетическая деятельность человека постоянно проявляется в , быту, общественной жизни, а не только в искусстве. Происходит эстетическое освоение мира человеком общественным.

Функции искусства

Искусство выполняет ряд общественных функций .

Функции искусства можно выделить, обобщая сказанное:

  • эстетическая функция позволяет воспроизводить действительность по законам красоты, формирует эстетический вкус;
  • социальная функция проявляется в том, что искусство оказывает идейное воздействие на общество, преобразуя тем самым социальную реальность;
  • компенсаторная функции позволяет восстановить душевное равновесие, решить психологические проблемы, «убежать» на время из серой повседневности, компенсировать недостаток красоты и гармонии в каждодневной жизни;
  • гедонистическая функция отражает способность искусства приносить удовольствие человеку;
  • познавательная функция позволяет познавать действительность и анализировать ее при помощи художественных образов;
  • прогностическая функция отражает способность искусства строить прогнозы и предугадывать будущее;
  • воспитательная функция проявляется в способности произведений искусства формировать личность человека.

Познавательная функция

Прежде всего это познавательная функция. Произведения искусства являются ценными источниками информации о сложных общественных процессах.

Разумеется, не все в окружающем мире интересует искусство, а если и интересует, то в разной степени, да и сам подход искусства к объекту своего познания, ракурс его видения весьма специфичны по сравнению с другими формами общественного сознания. Главным объектом познания в искусстве всегда был и остается . Вот почему искусство в целом и, в частности, художественную литературу именуют человековедением.

Воспитательная функция

Воспитательная функция — способность оказывать важное воздействие на идейное и нравственное становление человека, ею самосовершенствование или падение.

И все-таки познавательная и воспитательная функции не являются специфическими для искусства: другие формы общественного сознания тоже выполняют эти функции.

Эстетическая функция

Специфической функцией искусства, делающей его искусством в подлинном смысле слова, является его эстетическая функция.

Воспринимая и постигая художественное произведение, мы не просто усваиваем его содержание (подобно содержанию физики, биологии, математики), но пропускаем это содержание через сердце, эмоции, даем чувственно-конкретным образам, созданным художником, эстетическую оценку как прекрасных или безобразных, возвышенных или низменных, трагических или комических. Искусство формирует в нас способность давать подобные эстетические оценки, отличать подлинно прекрасное и возвышенное от всевозможных эрзацев.

Гедонистическая функция

Познавательное, воспитательное и эстетическое слито в искусстве воедино. Благодаря эстетическому моменту мы наслаждаемся содержанием художественного произведения и именно в процессе наслаждения просвещаемся и воспитываемся. В связи с этим говорят о гедонистической (в переводе с греческого — удовольствие) функции искусства.

Много веков в социально-философской и эстетической литературе продолжается спор о соотношении прекрасного в искусстве и действительности. При этом обнаруживаются две основные позиции. Согласно одной из них (в России ее поддерживал Н. Г. Чернышевский) прекрасное в жизни всегда и во всех отношениях выше прекрасного в искусстве. В гаком случае искусство предстает копией с типических характеров и предметов самой действительности и суррогатом действительности. Предпочтительнее, очевидно, альтернативная концепция (Г. В. Ф. Гегель, А. И. Герцен и др.): прекрасное в искусстве выше прекрасного в жизни, поскольку художник видит точнее и глубже, чувствует сильнее и ярче и именно поэтому может вдохновить своим искусством других. В противном случае (будучи суррогатом или даже дубликатом) искусство было бы не нужно обществу.

Произведения искусства , являясь предметным воплощением человеческого гения, становятся важнейшими духовным и ценностями, передающимися из поколение в поколение, достоянием эстетической общества. Овладение культурой, эстетическое воспитание невозможны без приобщения к искусству. В произведениях искусства прошлых веков запечатлен духовный мир тысяч поколений, без освоения которого человек не может стать человеком в подлинном значении этого слова. Каждый человек — это своеобразный мост между прошлым и будущим. Он должен освоить то, что оставило ему прошлое поколение, творчески осмыслить его духовный опыт, понять его мысли, чувства, радости и страдания, взлеты и падения и передать все это потомкам. Только так движется история, и в этом движении огромная рать принадлежит искусству, выражающему сложность и богатство духовного мира человека.

Виды искусства

Первичной формой искусства был особый синкретический (нерасчлененный) комплекс творческой деятельности. Для первобытного человека не существовало отдельно музыки, или литературы, или театра. Все было слито вместе в едином ритуальном действе. Позднее из этого синкретического действа стали выделяться отдельные виды искусства.

Виды искусства — это исторически сложившиеся формы художественного отражения мира, использующие для построения образа особые средства — звук, цвет, телодвижение, слово и т.д. В каждом из видов искусства имеются свои особые разновидности — роды и жанры, которые вместе обеспечивают многообразие художественного отношения к действительности. Коротко рассмотрим основные виды искусства и некоторые их разновидности.

Литература использует словесно-письменные средства для построения образов. Имеются три основных рода литературы — драма, эпос и лирика и многочисленные жанры — трагедия, комедия, роман, повесть, поэма, элегия, рассказ, очерк, фельетон и т.д.

Музыка использует звуковые средства. Музыку делят на вокальную (предназначенную для пения) и инструментальную. Жанры музыки — опера, симфония, увертюра, сюита, романс, соната и т.п.

Танец использует для построения образов средства пластических движений. Выделяют ритуальные, народные, бальные,

современные танцы, балет. Направления и стили танца — вальс, танго, фокстрот, самба, полонез и др.

Живопись отображает реальность на плоскости средствами цвета. Жанры живописи — портрет, натюрморт, пейзаж, а также бытовой, анималистический (изображение животных), исторический жанры.

Архитектура формирует пространственную среду в виде сооружений и зданий для жизни человека. Ее делят на жилую, общественную, садово-парковую, промышленную и т.д. Выделяют также архитектурные стили — готику, барокко, рококо, модерн, классицизм и т.п.

Скульптура создает художественные произведения, имеющие объем и трехмерную форму. Скульптура бывает круглой (бюст, статуя) и рельефной (выпуклое изображение). По размеру делится на станковую, декоративную и монументальную.

Декоративно-прикладное искусство связано с прикладными нуждами. Сюда относят художественные предметы, которые могут применяться в быту, — посуду, ткани, орудия труда, мебель, одежду, украшения и др.

Театр организует особое сценическое действо посредством игры актеров. Театр может быть драматическим, оперным, кукольным и т.д.

Цирк представляет зрелищно-развлекательное действо с необычными, рискованными и смешными номерами на спе- циальной арене. Это акробатика, эквилибристика, гимнастика, джигитовка, жонглирование, фокусы, пантомима, клоунада, дрессировка животных и проч.

Кино является развитием театрального действа на основе современных технических аудиовизуальных средств. К видам киноискусства относят игровое, документальное кино, анимацию. По жанрам выделяют кинокомедии, драмы, мелодрамы, приключенческие фильмы, детективы, триллеры и т.п.

Фотография фиксирует документальные зрительные образы с помощью технических средств — оптических и химических или цифровых. Жанры фотографии соответствуют жанрам живописи.

Эстрада включает в себя малые формы сценического искусства -драматургию, музыку, хореографию, иллюзии, цирковые номера, оригинальные выступления и т.д.

К перечисленным видам искусства можно добавить графику, радиоискусство и т.д.

Для того чтобы показать общие черты разных видов искусства и их различия, предложены различные основания для их классификации. Так, выделяют виды искусства:

  • по количеству использованных средств — простые (живопись, скульптура, поэзия, музыка) и сложные, или синтетические (балет, театр, кино);
  • по соотношению произведения искусства и реальности — изобразительные, изображающие действительность, копируя се, (реалистическая живопись, скульптура, фотография), и выразительные, где фантазия и воображение художника творят новую действительность (орнамент, музыка);
  • по отношению к пространству и времени — пространственные (изобразительное искусство, скульптура, архитектура), временные (литература, музыка) и пространственно-временные (театр, кино);
  • по времени возникновения — традиционные (поэзия, танец, музыка) и новые (фотография, кино, телевидение, видео), обычно использующие для построения образа достаточно сложные технические средства;
  • по степени применимости в быту — прикладные (декоративно-прикладное искусство) и изящные (музыка, танец).

Каждый вид, род или жанр отображает особую сторону или грань человеческой жизни, но собранные вместе, эти составляющие искусства дают всеобъемлющую художественную картину мира.

Потребность в художественном творчестве или наслаждении произведениями искусства увеличивается вместе с ростом культурного уровня человека. Искусство становится тем нужнее, чем дальше человек отстоит от животного состояния.

Целе­сообразно выделить в отдельную группу народную игрушку: русскую и белорусскую.

Тематика их самая разнообразная, отражает труд и быт народа, его отношение к окружающему, сюжеты сказок.

Особенностью этого вида игрушек является выразительность обра­зов, условность, обобщенность, динамичность, декоративность. Народные игрушки воплощают лучшие художественные традиции, знакомят детей с культурой своего народа, закладывают фунда­мент связи с родиной. Вместе с тем игрушки, создаваемые в разных местах, своеобразны по содержанию, материалу, художественному стилю.

В белорусской народной игрушке проявляются как общие признаки, сближающие ее с игрушками других народов, так и осо­бенные, свойственные только ей: компактность, обобщенность, лаконичность, экономность, выразительность изобразительных средств . В этой игрушке своеобразно преломляются наивность, и вместе с тем мудрость, фантазия и реальность. Она стимулирует активную работу мысли, подталкивает к самостоятельной доработ­ке, собственному прочтению игрушечного образа.

Белорус­ская народная игрушка, как правило, небольшого размера, очень удобная в использовании.

Функциональность и компактность этой игрушки позволяет детям активно использовать ее. В Беларуси наиболее древняя - глиняная игрушка, изображающая фигурки людей, животных, погремушки. Значительное распространение в народном быту имела деревянная игрушка обычно с интонацией движений или действий. Интересные, оригинальные, с древнейшей историей игрушки из соломы. Назначение их очень широко: для игры, в сельскохозяйственных обрядах, на праздниках, для украшения дома и пр. В крестьянских семьях использовались игрушки из льна.

Дымковская игрушка. Фигурки, вылепленные из глины и ярко раскрашенные. Истоки возникновения дымковских барыни, коней, свистулек, водоноски уходят своими корнями далеко в историю.

Гжельские изделия всегда легко отличить: они сделаны из белой глины и расписаны голубовато синими широкими мазками, воспроизводящими цветочные композиции или сценки из народной жизни.

Красивы и затейливы скопинские изделия. Отличительная особенность – блестящая стекловидная глазурь, покрывавшая изделия.

Самобытный традиционный промысел изготовления глиняной игрушки сохранился в городе Каргополе.

Филимоновская игрушка. Своеобразна ее пластика, примитивность скульптурной формы легко уживается с особой выразительностью и изяществом.

Характерная особенность Городецкого промысла – исполнение рисунка на естественном фоне дерева; яркие краски и роспись по принципу размещения крупных красочных пятен.

Богородские игрушки вырезаны из дерева, не раскрашены, лишь покрыты иногда морилкой или лаком. Отличительная особенность – это игрушки «с движением».

В федосеевской «топорщине» игрушки сколочены из отесанных дощечек и лучинок. Но праздничность желтого цвета и приближенность ее к быту всегда привлекала детей.

Первая матрешка в России появилась в конце 19 века. Сергиев Посад, Село Бабенка, деревня Мериново – места изготовления русской матрешки.

«Величайшая правда и простота народной игрушки, пишет Е.А. Флерина, – ее выразительность и целесообразность сделали ее полезной для воспитания детей». Подобно родной речи, сказке, песне, народная игрушка является замечательным культурным наследием. Народная игрушка тысячелетия воспитывала ребенка, она проверена, детской любовью к ней, детской игрой.

Игрушка каждого народа имеет свои педагогические, художественные и технические традиции, простые и ясные. Эти традиции носят с одной стороны черты интернациональные, с другой - черты, определяемые национальным своеобразием культуры, быта, педагогики того или иного народа. Народная игрушка имеет свою историю, подтверждающую, что она не случайное явление, а устойчиво развивающееся ветвь народного искусства, имеющая свои традиции.

Подходя к народной игрушке с педагогической точки зрения, мы видим, что она основана на тонком знании психологии ребенка и разносторонне воздействует на развитие его чувств, ума и характера.

В народной игрушке нет надуманности. Игрушка формировалась в тот период, когда интересы взрослых и детей были близки друг к другу, когда творчество тех и других имело много общих черт, когда в психике и мироощущении тех и других была естественная близость. Игрушка была интересна и детям и взрослым (кукла прикреплялась на шест к дому, собирала взрослых на праздник).

В сюжетной игрушке отображен мир сказок и сказочных образов, а также и тот круг жизненных явлений, с которыми сталкивается ребенок в повседневной жизни. Традиционные для изобразительного народного искусства фигуры женщины, коня, петуха, медведя, представленные как в игрушке, так и в вышивке, резьбе, показывают органическую связь игрушки с народным искусством. В ней, как и в вышивке, эти фигуры трактуются в условном, сказочном плане.

Величайшая правда и простота мироощущения, большая выразительность и целесообразность, стремление понять окружающее и овладеть им обеспечивало игрушке все педагогические качества: она радовала, развивала творчество, учила понимать окружающую жизнь, учила владеть основными видами труда взрослых. Эти качества сохраняются в народной игрушки и в дальнейшем, с возникновением и развитием кустарного промысла.

В народной игрушке народ отдает ребенку свою любовь и ласку, свою веселость и смех, свои думы и знания, свое умение, - в этом большая сила ее влияния на ребенка. Через народную игрушку кто-то совсем близкий и ласковый говорит с ребенком правдиво, мудро. Сила этой народной любви к ребенку говорит устами бабушки, забавляющей своего внучонка.

Какие же воспитательные ценности несет с собой народная игрушка? В народной игрушке много теплоты, которая выражается в заботливом, любовном ее исполнении: брызжущая красками глиняная дымковская игрушка, солнечная деревянная семеновская игрушка, праздничные, яркие красные городецкие кони.

Народная игрушка бодрая, жизнерадостная. Много подлинного юмора вложил народ в свою игрушку. Веселые клоуны, паяц на веревочке, бодающиеся бараны, летающие птички, с вращающимися при этом перышками на хвосте и многие другие приводят ребенка в восторг. И об этой радости, детском смехе от неожиданного движения, звучания знает мастер, и ему самому весело создавать эти игрушки.

Народная игрушка будит мысль и фантазию ребенка. Образом и незамысловатой, но остроумной техникой движения, звучания, своей сказочной, декоративной трактовкой. Многие игрушки – это подлинная сказка. Таковы все дымковские звери, птицы (индюки и гуси в золоте и в ярких сборках, пятнистые и полосатые кони).

Народная игрушка выполнена по всем законам стилизации (когда выделяются одна или две важные детали, например, видовые признаки того или иного животного), поэтому она учит ребенка уже с младшего возраста мыслить более обобщенно, оказывает влияние на развитие у детей не только образного, но и абстрактного мышления.

Народная игрушка говорит о том, что народ – тонкий психолог, который умеет видеть и понимать ребенка таким, каков он есть, с его интересами и потребностями.

Народная педагогика создала все основные типы игрушек для каждого возраста: погремушки для детей раннего возраста (с шумом, движением, яркой окраской); замечательные каталки для малыша 2-4 лет (городецкие коньки, семеновские петушки, кировские вертушки и др.). Лошадей и других животных ставили на колеса, чтобы удовлетворить потребность ребенка в движении. Размер игрушки для детей этого возраста должен быть крупным, так как малыш в игре с игрушкой – центральное действующее лицо. Для более старших – наборы сложнее по содержанию (животные – богородские деревянные и загорские из папье-маше, разборные игрушки и т.д.)

Мяч, обруч являются древнейшими народными игрушками, созданными одновременно у разных народов. Мы их встречаем в древнем Египте, в античных игрушках. Бабенские токари создают своеобразные «дидактические» разборные игрушки: пирамидки, матрешки, складные яйца, бочонки и т.п. Эта игрушка по цвету, форме, размеру не имеет себе равной на западном рынке. В оформлении народной игрушки мы видим, что мастер учитывает особенности возраста детей: более упрощенная, условная по форме, цвету игрушка для малышей – свистульки, городецкие кони, и более реалистическая для старших – богородская резьба.

Народная игрушка не только радует, забавляет, не только эстетически развивает, она дает простор творческой игре, которая ориентирует в окружающей жизни и учит ребенка труду и технике. Даже в веселой игрушке сплошь и рядом ребенку показывают сюжеты из трудовой жизни (кузнецы куют, хозяйка кормит кур и т.д.). Все что через игру постепенно вводит ребенка в трудовую жизнь взрослых.

Эстетическое в игрушке, без нарочитого намерения приспособляться к вкусам детей, несет ребенку большую художественную культуру народного творчества, развивает самобытные черты эстетики своего народа. Это дает народная игрушка каждой национальности. Русская народная игрушка полна традициями национального русского искусства: упрощенность и четкая ритмичность формы декоративной росписи, орнаментальность: неудержимая яркость и благородная сдержанность в подборе цвета, которые связаны с местными традициями в оформлении.

Никакой другой вид народного творчества так активно и глубоко не воспитывает в ребенке национальных черт эстетического чувства, как народная игрушка, которую ребенок любит, с которой он активно и творчески действует.

Техника народной игрушки всегда простая, доступная детскому разумению и часто очень остроумная, построена на простейших законах техники и механики. Это возбуждает в детях большой интерес и толкает на техническое изобретательство.

В народной русской игрушке интересно разрешена проблема реализма. Реализм в искусстве для детей – это ценное начало которое обеспечивает простое и правдивое искусство. Чувство, часто наивное, но вполне искреннее, которое вкладывает мастер в свое произведение, дают здоровый реализм, на котором базируется и сказка, и декоративно праздничная нарядная дымковская игрушка, семеновская и городецкая игрушка. Реальная основа сказки и здесь на лицо. Упрощенность, неполнота изображения (городецкие коньки), яркость вовсе не лишают игрушку ощущения реального образа, даже напротив, делают его ощутимее, так как концентрируют внимание ребенка на основном и подают основное с предельной четкостью.

История

В 1240 г. на этом месте возник рынок, где в открытой лоджии с пилястрами, защищавшей от дождя, велась торговля зерном. В память о церкви, находившейся на этом месте, на стенах были установлены два образа св. Михаила и Богоматери. Последний, как считалось, обладал чудодейственной силой.

Аркады первого этажа, украшенные ажурными окнами

Внешние аркады с богато украшенными окнами появились лишь в 1367 г. Свою роль в истории искусства церковь стала играть лишь с 1348 г., когда Европу охватила первая волна чумы. Церковь Орсанмикеле в это время разбогатела: выжившие в эпидемию чумы пожертвовали приходу из чувства вины или в покаяние 350 тысяч флоринов, что превышало годовой бюджет города и позволило церкви заказать большой табернакль из мрамора. Поскольку торговля зерном мало сочеталась с великолепным табернаклем работы Орканьи, рынок был перенесён в другое место. С этого времени нижний этаж Орсанмикеле служил исключительно религиозным целям, и впервые в истории Флоренции торговля уступила перед искусством. Верхние этажи продолжали выполнять функции запасного зернохранилища вплоть до начала XVI в.

В XIV в. за зданием закрепилась новая функция - центра ремесленных цехов. В последующие десятилетия цеховые гильдии пожертвовали средства на создание скульптур своих святых покровителей и других святых, разместившихся в 14 нишах на четырёх внешних стенах церкви. Цеховые гильдии были достаточно богаты, чтобы нанимать известных художников: Нанни ди Банко, Донателло, Лоренцо Гиберти и Андреа дель Вероккьо.

·

Интерьер Орсанмикеле

Алтарный табернакль в Орсанмикеле

Св. Марк работыДонателло

Фома неверующий работы Вероккьо

Католический храм
Санта-Мария деи Мираколи Santa Maria dei Miracoli
Автор проекта Ломбардо, Пьетро
· Сан - Джорджо Маджоре · Санти Джованни и Паоло · Санта Мария деи Фрари · Санта-Мария-делла-Салюте Строитель Ломбардо, Пьетро и Ломбардо, Туллио
Строительство 20 февраля 1367 года-ок. 1422
Приделы 6,96 м в глубину и 5,38 м в ширину
Реликвии и святыни фрески работыМазолино, Мазаччо иФилиппино Липпи

Капелла Бранкаччи (итал. Cappella Brancacci ) - часовня в церкви Санта-Мария-дель-Кармине во Флоренции, знаменитая своими стенными росписями эпохи раннего Ренессанса. Фрески Мазаччо в капелле Бранкаччи совершили революцию в европейском изобразительном искусстве и предопределили вектор его развития на несколько столетий вперёд.



Церковь Санта-Мария-дель-Карминево Флоренции, где находится капелла Бранкаччи, как многие старинные церкви, отличается на редкость непритязательным фасадом, скрывающим внутри настоящую жемчужину живописи

20 февраля 1367 года Пьеро ди Пьювичезе Бранкаччи отдал приказ о возведении фамильной капеллы в строящейся с 1268 года церкви Кармине. В дальнейшем капелла Бранкаччи стала не просто частной семейной часовней, она играла немалую роль в общественной жизни Флоренции: в ней находилась знаменитая икона XIII века «Мадонна дель Пополо», бывшая предметом общественного поклонения (перед ней были повешены трофеи пизанской войны). Поэтому, как пишет В.Н. Лазарев, и роспись, которой украсили капеллу, содержала в себе ряд недвусмысленных намеков на общественные события того времени .

Мадонна дель пополо

Своим знаменитым фресковым циклом это помещение обязано потомку основателя капеллы, сопернику Козимо Старшего Медичи - влиятельному государственному деятелюФеличе Бранкаччи (итал. Felice Brancacci; 1382-ок. 1450 ), который около 1422 года дал заказ Мазолино и Мазаччо на роспись капеллы, находящейся в правом трансепте церкви (точных документированных дат работы над фресками не сохранилось). Известно, что Феличе Бранкаччи вернулся из посольства в Каире 15 февраля 1423 года, и вскоре после этого нанял Мазолино. Тот выполнил первый этап росписи : написал ныне утраченные фрески люнет и свода, а затем художник уехал в Венгрию. Когда начался второй этап росписи , точно неизвестно - Мазолино вернулся из Венгрии лишь в июле 1427 года, но возможно его напарник по работе Мазаччо принялся за работу ещё до его возвращения, в 1-й пол. 1420-х гг.

Работы над фресками были прерваны в 1436 году после возвращения Козимо Старшего из ссылки. Феличе Бранкаччи был заключён им в 1435 году на десять лет в тюрьму вКаподистрии, после чего в 1458 году был вдобавок объявлен мятежником с конфискацией всего имущества. Роспись капеллы была закончена только полвека спустя, третьим этапом , в 1480 году, художником Филиппино Липпи, которому удалось сохранить стилистические особенности манеры своих предшественников, кропотливо копируя. (Более того, по свидетельствам современников, он сам в детстве захотел стать художником, увидев фрески именно в этой капелле).

Капелла принадлежала семье Бранкаччи более четырехсот лет - до 18 августа 1780 года, когда маркизы Рикорди подписали договор о выкупе патронажа за 2000 скуди. В XVIII веке фрески несколько раз реставрировались, а в 1771 году сильно пострадали от копоти большого пожара. Реставрации проводились в начале XX века и в 40-50-х гг. В 1988 году были проведены окончательные масштабные реставрационные работы по расчистке.

Как указывает Лазарев, реставрации XVIII века коснулись не только живописи, но и архитектуры помещения: двустворчатое стрельчатое окно (бифорий), под которым находился алтарь и которое доходило до самого верха, было изменено на окно прямоугольной формы, входная арка в капеллу из стрельчатой была превращена в полукруглую, нервюрныйсвод и люнеты также подверглись переделке. В свое время архитектура капеллы выглядела более «готической», чем сейчас .

Описание

Мазаччо. «Изгнание из рая» (фрагмент, до реставрации)

Микелино да Безоццо, «Обручение св. Екатерины» - картина, также написанная в 1420-е годы, пример стиля интернациональная готика, по сравнению с которым реалистичность фресок в капелле Бранкаччи стала настоящим потрясением

Основной темой фресок, по рекомендации заказчика, стало житие апостола Петра и первородный грех. Фрески расположены в два ряда по боковым и задней стенам капеллы (третий ряд люнет утрачен). По низу расположена панель, подражавшая мраморной облицовке.

Всего сохранилось двенадцать сцен, шесть из которых полностью, или почти полностью, написаны Мазаччо. Серия начинается с «Грехопадения» Адама и Евы (правая стена вверху) и продолжается «Изгнанием из Рая» (левая боковая стена вверху). Затем идут «Чудо со статиром», «Проповедь Петра трем тысячам», «Крещение Петром неофитов», «Исцеление Петром калеки», «Воскрешение Тавифы». Слева внизу: «Павел навещает Петра в темнице»; «Воскрешение сына Теофила»; «Пётр, исцеляющий больных своей тенью»; «Пётр, распределяющий имущество общины между бедными»; «Распятие Петра и спор Петра с Симоном Волхвом»; «Ангел освобождает Петра из темницы». Композиции вертикальных изображений, как правило, соединяют несколько разновремённых эпизодов, что является данью средневековой традиции изобразительного рассказа.

«Грехопадение»

По углам капеллы размещены сдвоенные пилястры, отделяющие фрески алтарной сцены от фресок боковых стен. Эти пилястры несут карниз с сухариками, который идет между регистрами (такой же карниз находился несомненно и над вторым регистром). Вероятно, аналогичные пилястры были размещены также в конце боковых регистров, около входной арки (крайние фрески были частично срезаны при ее перестройке).

  • утраченные фрески :
    • В 1422 году церковь была освящена, и Мазаччо затем запечатлел это событие на одной из фресок церкви, называвшейся «Сагра» и бывшей затем весьма знаменитой, но, увы, уничтоженной в начале XVII века во время ремонта .
    • росписи люнет (в том числе «Призвание Петра и Андрея») и сводов работы Мазолино

Художественные достоинства

Фрески Мазаччо в часовне Бранкаччи считаются шедевром ренессансной живописи, их отличают чёткость линий, жизненная конкретность в изображении персонажей и способность проникать в характеры изображаемых лиц. Кроме того, великий Мазаччо прожил всего 27 лет, и именно этот цикл остался его главным произведением.

Работы Мазаччо, благодаря применённым им художественным решениям - в частности, применению доселе малоизвестной линейной и воздушной перспективы, сразу стали образцом для подражания, их стали называть «основанием, на котором зиждется все здание европейской живописи» . В «Жизнеописаниях наиболее знаменитых живописцев» приведён длинный список итальянских художников, которые, по мнению Вазари, обязаны влиянию Мазаччо своими достижениями:

«Все прославленные скульпторы и живописцы с того времени и поныне, упражнявшиеся и учившиеся в этой капелле, стали превосходными и знаменитыми, а именно фра Джованни да Фьезоле, фра Филиппо, Филиппино, ее завершивший, Алессио Бальдовинетти, Андреа дель Кастаньо, Андреа дель Вероккио,Доменико Гирландайо, Сандро Ботичелли, Леонардо да Винчи, Пьетро Перуджино, фра Бартоломео из Сан Марко... и божественный Микеланджело Буонаротти... Также и Рафаэль Урбинский отсюда извлек начало своей прекрасной манеры... и, в общем, все те, кто стремился научиться этому искусству, постоянно ходили учиться в эту капеллу, чтобы по фигурам Мазаччо усвоить наставления и правила для хорошей работы» .

Важным достоинством работ Мазаччо стало то, что он обратил особое внимание на достоверную анатомию своих персонажей, применив полученные им знания из античной скульптуры - поэтому его люди кажутся обладающими реальными, массивными телами. Кроме того, он помещает свои фрески в реальное архитектурное окружение, обращая внимание на расположение окна в капелле, и написав предметы так, будто они освещаются из этого источника света. Поэтому они кажутся трехмерными: этот объем передан посредством мощной светотеневой моделировки. Вдобавок, люди соотнесены по масштабу с пейзажным фоном, который также написан с учетом световоздушной перспективы.

Лазарев пишет о колорите этих фресок: «Мазаччо, как все флорентинцы, подчинял цвет форме, с помощью цвета выявлял ее пластику. Из его палитры исчезают бледные цвета, цвет становится плотным и весомым. Мастер отдает предпочтение лиловым, синим, оранжево-желтым, темно-зеленым, темно-фиолетовым и черным цветам, белый цвет играет в его росписях весьма скромную роль, всегда тяготея к серому. По сравнению с высветленной позднеготической красочной гаммой цвет Мазаччо воспринимается гораздо более материальным, тесно связанным со структурой формы. Из колористической гаммы исчезло все сказочное и праздничное, зато она стала намного серьёзнее и значительнее. И благодаря свету приобрела такую пластическую выразительность, что рядом с нею колористические решения позднеготических мастеров выглядят всегда несколько наивными».

Агния Львовна Барто родилась в Москве в семье врача - ветеринара. Училась в образовательной школе, одновременно посещала театральное училище, хотела стать актрисой. Писать стихи начала рано: это были озорные эпиграммы на учителей и подруг. В 20 годы появились в печати ее первые стихи. А. Барто широко пользовалась средствами юмора и тогда, когда она рассказывала маленьким детям об игрушке зайке, мишке, бычке, лошадке. («Игрушки 1936г)
Идет бычок, качается,
Вздыхает на ходу:
-Ох, доска кончается,
Сейчас я упаду!
Каждая игрушка в изображении поэтессы приобретает индивидуальность:
Спать пора!
Уснул бычок,
Лег в коробку на бочок.
Сонный мишка лег в кровать,
Только слон не хочет спать.
Головой кивает слон
Он слонихе шлет поклон.
Игрушки у А. Барто - полноправные участники детской жизни, друзья малышей:
Я люблю свою лошадку,
Причешу ее шерстку гладко,
Гребешком приглажу хвостик
И верхом поеду в гости.
Обращает на себя внимание такая особенность в стихах об игрушках, как правило они написаны от первого лица, если речь идет о каких то хороших поступках детей - «Тяну я кораблик по быстрой реке...» ; «Нет, напрасно мы решили прокатить кота в машине...»; «Самолет построим сами....» и от третьего лица, когда нет активных поступков ребенка или плохие поступки «Зайку, бросила хозяйка...»; «Наша Таня громко...».
Такой прием помогает утверждать в маленьких читателях положительные черты характера.
Не одно поколение советских людей с детства знают и любит стихи А. Барто. Секрет такой популярности в свежести и непосредственности чувств, переданных поэтессой, в ее умении в яркой художественной форме решать важнейшие педагогические задачи.
Стихи А. Барто - это летопись советского детства. Героями этих стихов становятся дети от малыша, не умеющего произнести еще слово «мама», до 14-ти летнего подростка, готовящегося ко вступлению в комсомол. С таким знанием детской психологии поэтесса создает книги для самых маленьких. И образом такой книги служит сборник «Игрушки» 1936г., составленный из легких звучных стихов о любимых детских игрушках - мохнатой мишке, бычке, мячике, лошадке и т.д.

Не имеющий аналогов в детской поэзии мира, является цикл интернациональных стихотворений А. Барто – «Переводы с детского». Множество детских стихов пришлось

прочитать и просочувствовать поэтессе, чтобы проникнуться настроением ребёнка, живущего в той или иной части света. Только после этого приступила она к созданию стихотворений, хранящих непосредственность видения мира детьми разных стран. «Многие роднит «невеликих поэтов», но часто их переживания глубже, богаче, чем ребёнок способен выразить. Вот я и постаралась сохранить смысл каждого стихотворения, найти для него ту поэтическую форму, которая позволит прояснить, точнее передать сказанное ребёнком»,- говорила А. Барто о замысле этого цикла. Проблематика стихотворений цикла разнообразна: отношение к природе, любовь к матери, первая детская влюблённость, озабоченность будущим.
«Переводы с детского» - этапное произведение не только в творчестве А. Барто, но и в мировой детской литературе. Этот цикл создал новаторскую традицию в области поиска поэтического самовыражения детских поэтов мира. Умение находить новые возможности поэтического самовыражения, передавать эстафету традиций – одна из важнейших особенностей творчества А. Барто на протяжении не одного десятилетия. Талант А. Барто не останавливался в своём развитии, каждому новому юному поколению читателей она стремилась сказать новое поэтическое слово.
Написанные в разное время, стихи Барто для детей собраны в двухтомнике «Стихи детям» , в сборниках стихов «За цветами в зимний лес», «Просто стихи», «Твои стихи» и другие. Героями ее книг являются дети от младенчества и до 14-летного возраста.
Стихи Барто любят дети любого возраста. Секрет такой популярности – в свежести и непосредственности чувств, переданных поэтессой, в ее умении в яркой художественной форме решать важнейшие педагогические задачи.
Богата и разнообразна рифма стихов Барто. Она всегда звонкая, крепкая. В стихах поэтессы органически сочетается богатство содержания с высокохудожественной формой.
А.Фадеев писал: «Творчество А.Барто, полное любви к жизни, ясное, солнечное, мужественное, доброе, оно приносит радость людям, воспитывая не одно поколение детей».