Художник мурильо картина мальчик с собакой. Урок русского языка на тему "Сочинение по картине Б

Праздниках

Широкая Масленица: бои стенка на стенку и другие народные забавы на картинах русских художников
7 дел, которые нужно сделать на масленицу

В этом году Масленица выпала на вторую неделю марта, с 7-го по 13-е. Издавна на Руси было принято отмечать этот праздник широко и с размахом. Народные гуляния длились всю неделю и сопровождались многочисленными играми и забавами. Кулачные бои «стенка на стенку», взятие снежного городка, катание на тройках и на санках и т. д. Ещё о


Б. Кустодиев. Масленица, 1916


Картины известных русских художников позволяют представить, как празднование Масленицы проходило больше столетия тому назад. Начинается масленичная неделя. Чтобы масленица была шире, нужно подойти к ее празднованию со всей широтой души. Главный смысл этого праздника – проводы зимы. Достойные проводы! Чтобы зима не имела возможности возвратиться. Для этого необходимо сделать 7 дел.


2. Г. Перов. Широкая масленица, 2005

3. В. Суриков. Взятие снежного городка, 1891

«Взятие снежного городка» – одна из самых известных работ В. Сурикова, на которой запечатлена старинная народная забава: на льду реки из снега сооружали крепость с башнями и воротами, участники разделялись на защитников и нападающих. Отбивались снежками, хворостинами и метлами. Победителя, который первым врывался в крепость, ожидало испытание – купание в проруби. Эта старинная казачья игра издавна устраивалась в Сибири на Масленицу.


4. А. Брусилов. Масленица, 1999


1. Встретить масленицу

Первый день масленицы получил название - встреча. Первый блин в понедельник не ели, оставляли для душ усопших; его выносили на крыльцо со словами «Честные покойнички наши, вот для ваших душ блинок!» - или отдавали нищим, чтобы они помолились за упокой. В этот день также нужно сделать из соломы чучело Масленицы, надеть на него старую женскую одежду, насадить на шест и с пением возить по улице на санях.




5. Б. Кустодиев. Масленица, 1916


Катание на тройках и санях – еще одно излюбленное развлечение народа в масленичную неделю. Б. Кустодиев посвятил этой теме несколько своих картин. Современные критики называют бесспорным преимуществом работ Кустодиева изящное соединение принципов лубка и венецианской живописи эпохи Возрождения. А современники художника считали это недостатком: покупка «Масленицы» (1916) Академией художеств сопровождалась скандалом – часть членов совета высказалась против приобретения этого «лубка, не имеющего отношения к искусству».


6. Ф. Сычков. Катание с гор, 1937


2. Скатиться с горки на санях

Спрашивается для чего? Для хорошего урожая! Согласно поверьям наших прадедов, чем дальше катятся сани и громче шум и смех над ледяной горкой, тем лучше и длиннее уродится лен. И не только лен. Поэтому ищем самые высокие горки и создаем шум.



7. Б. Кустодиев. Масленица, 1919

8. Б. Кустодиев. Масленица, 1920


Кустодиев выбранную манеру письма объяснял так: «Я считаю пестроту, яркость именно весьма типичной для русской жизни». Расписные сани, лихие тройки, народные театры и балаганы, разноцветные карусели – неизменные атрибуты Маслениц Кустодиева. Деревенские женщины в ярких платках и юбках, гармонисты, лоточники, купцы и купчихи – постоянные участники праздника и персонажи его картин.



9. П. Балод. Масленица





10. Б. Кустодиев. Деревенская масленица (Гармонист), 1916


Картины Кустодиева создавались в сложный и для страны, и для самого художника период – 1916-1920 гг., время революции и Гражданской войны. Кустодиев был тяжело болен, он писал эти картины в инвалидном кресле, превозмогая боль. Художник по памяти воссоздает сюжеты веселых народных праздников, словно противопоставляя их бедам, кровопролитию и болезням.



11. И. Шурихина. Масленица


4. Сходить к теще на блины

В среду отправляемся к теще на блины. Доподлинно не известно, с чем связана эта традиция. Есть версия, что теща – это персонализированная зима, которую нужно задобрить. Уважаемые зятья! Главное - помните, что необходимо, согласно традиции, съесть все блины: в противном случае с окончанием зимы могут возникнуть проблемы.



12. П. Грузинский. Масленица, 1889


13. В. Белых. Собор Александра Невского. Масленица, 1908


Тот же сюжет – катание на тройках по заснеженным деревенским улицам – изобразил на картине «Масленица» П. Грузинский. Той же теме посвящены картины В. Белых и А. Степанова. А Л. Соломаткин написал сцену катания на ледяной горке. Чтобы соорудить горку, скатывали снежные комья и складывали их в кучу, утрамбовывали снег и затем заливали горку холодной водой.


14. А. Черкашина. Масленица, 2002


5. Подобрать костюм

В четверг, в Разгуляй, было принято обряжаться в самые немыслимые костюмы. Заморский гость, волею судеб оказавшийся свидетелем Разгуляя, мог получить нервное расстройство, столкнувшись нос к носу с русскими ряжеными. Хэллоуин мог показаться детской забавой… Кстати, в масленичной традиции существует несколько "образов" ряженых, так что выбирайте, что вам ближе по стилю:

Предки - "старцы", "покойник", "высокие старухи".
Чужаки - "нищие", "охотник", "черт" (весь черный с рогами).
Молодые - "жених с невестой", "беременная баба".
Животные - "Бык", "Корова", "Конь", "Козел", "Лось", "Медведь", "Собаки", "Волки".
Птицы - "Гусь", "Гусак", "Журавль", "Утка", "Курица".



15. А. Степанов. Катание на Масленицу, 1910

16. Л. Соломаткин. Масленица


Еще одна традиция, существовавшая на Руси издревле, – рукопашный бой. Кулачные бои «стенка на стенку» были популярной забавой на Масленицу – перед постом люди стремились не только вдоволь напиться-наесться, но и дать волю кулакам. Это было имитацией сражения двух отрядов противника на настоящем поле боя. К месту стычек собирались зрители, а с ними – коробейники с товарами и сбиточники с горячим медом и пивом. Бой открывался «задиранием», «заигрышем», «затрогиванием», которое нередко продолжалось более часа: противники настраивались на схватку, выкрикивая боевые кличи и насмехаясь над соперником. В Москве бои проходили на покрытой льдом Москве-реке у Бабьегородской плотины, у Симонова и Новодевичьего монастырей и на Воробьевых горах, в Петербурге – на льду Невы и Фонтанки.


17. А. Мырочкина. Масленица, 1998


6. Взять «снежную крепость»

Главным же событием Разгуляя являлся штурм снежного городка, который и символизирует зиму. Наши предки предпочитали строить «городок» на реке или на площади города, селения. Обычно «крепость» состояла из двух стен с воротами между ними. На воротах из снега устанавливали разные фигуры: чаще всего это были петух, бутылка и рюмка, но вы можете и поэкспериментировать и с другими образами. Участники делились на две команды - осаждавших и осаждаемых. Защищать ворота должны "пешие", а атаковать "конные". Взять «городок» - значит разрушить его. Осаждаемым можно обороняться ветками, мётлами, а также с помощью лопат засыпать атакующих снегом. Первый, кто прорвался через ворота, считался победителем. У наших предков, кстати, была традиция "мыть" победителя в снегу.




18. Б. Кустодиев. Кулачный бой на Москва-реке, 1897


19. К. Маковский. Народное гуляние во время Масленицы на Адмиралтейской площади в Петербурге, 1869


Теме народных гуляний на Масленицу посвящают свои работы и современные художники. С. Кожин изобразил проводы Масленицы, которые происходят в последний день праздничной недели и сопровождаются сжиганием соломенного чучела – символа зимы и смерти.


20. С. Кожин. Масленица. Проводы. Россия, XVII век, 2001


21. Е. Штыров. Масленица. Проводы зимы


7. Сжечь чучело Масленицы

В Прощеное воскресенье, по установленной русской традиции, поклонившись друг другу из глубины сердец, мы прощаем друг другу взаимные обиды и согрешения, чтобы приступить к посту с доброй душой. После этого можно переходить к кульминации праздника - сжиганию чучела Масленицы. Когда же Зима сгорит - финальная забава завершает праздник: прыжки через костер. Этим и завершается Масленица.



22. Т. Назаренко. Проводы зимы, 1973


Самый крупный живописец испанской художественной школы второй половины XVII в. - Бартоломе Эстебан Мурильо.

Мурильо рано начал учиться живописи. Первый его учитель, Хуан де Кастильо, стремился передать Эстебану свое преклонение перед итальянским искусством, учил его готовым, уже застывшим формам и способам выражения. Но Мурильо сумел понять, что прекрасно только то, что идет от жизни.

В искусстве Мурильо, сохранившего верность традициям реализма, нет уже, однако, суровой сдержанности и духовной силы, которые отличали творчество его великих предшественников. Мурильо тяготел к мягкому лиризму, к образам изящным и созерцательным. В его искусстве привлекают интимность настроения, задушевность и теплота чувства, но на творчестве мастера в целом лежит легкий налет идеализации.

Как и все испанские художники того времени, Мурильо писал в основном картины на религиозные темы. Но это не мешало ему правдиво показывать на тех же полотнах жизнь испанских бедняков, его мадонны списаны с простых севильянок, многие религиозные сюжеты художник передавал как бытовые сцены. Героев своих он всегда находил на улицах родного города.

Мурильо славился среди современников как доброжелательный человек. Мягкостью проникнуты и его полотна. В "Письмах об Испании", написанных еще в прошлом веке русским писателем и искусствоведом В. П. Боткиным, можно найти такую выразительную характеристику живописи Мурильо:

"В воздушной яркости света, в прозрачном мраке теней Мурильо дышит какая-то преображенная поэтическая жизнь. Прибавьте к этому особенную, принадлежащую ему одному, неопределенность контуров, сливающихся с воздухом, и нежащую глаза гармонию красок - это истинное очарование".

Мурильо пользовался всеобщей любовью и уважением. Он был признан лучшим живописцем города. Вместе с друзьями и единомышленниками художник основывает в Севилье Академию, в которой молодые живописцы и скульпторы могли тщательно изучать натуру и способы ее передачи в красках, мраморе и бронзе.

В наследии художника есть жанровые сценки из народного быта, он через всю жизнь пронес образы маленьких обитателей севильских улиц. На многочисленных картинах мы видим их, занятых своими повседневными делами. Названия их говорят сами за себя: "Маленькие торговки", "Игра в кости", "Бедный негр" и др.

Такова картина "Мальчик с собакой" . Для испанского бытового жанра характерны крупнофигурная композиция, отсутствие сюжетного действия. Мальчик показан точно и любовно. Образ испанского мальчишки далекого XVII века близок и понятен всем своей живой правдой.

Мурильо не приукрашивает натуру, но все же в образе улавливается нотка сентиментальности. Некоторая сухость выполнения говорит о ранней манере художника.

В Государственном музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина (Москва) находится парная картина "Девочка с фруктами" (1655-60).

Эрмитаж - Мурильо, Бартоломе Эстебан - Мальчик с собакой

Описание картины Бартоломе Эстебана Мурильо «Мальчик с собакой»

В 17 веке в Испании распространенными были произведения мастера Бартоломе Этебана Мурильо. Он даже был приглашен в качестве главного художника в Севильский монастырь.

На картинах Бартоломео Мурильо можно было наблюдать не только религиозную тематику, но и сцены повседневной жизни людей, но больше всего ему было приятно изображать на своих полотнах детей. На таких картинах обычно было двое или более детей, которые занимались своими повседневными делами. Самой известной является картина «Мальчик с собачкой».

Мастер не старался приукрашать как-то своих персонажей. На данном полотне мальчик изображен в обычной своей одежде, которая была присуща крестьянам. С виду он кажется не богатым. У мальчика имеется худое лицо, которое показывает, что он питается плохо. Однако данный факт никак не отражается на его настроении. Он не грустит, а радуется. Или же у мальчика не все гладко в жизни, но собака позволяет ему веселиться.

В руке мальчика имеется большая корзина с глиняными горшками. Очевидно, что он отправлялся по своим делам, но собака привлекла его внимание.

Собака является обычной дворнягой, которая случайным образом оказалась в комнате с мальчиком. Благодаря размытому фону сзади совершенно не понятно, где именно находится мальчик с собакой, но может быть это склад. Также персонажи картины могут находиться и на улице.

Для изображения мальчика художник использовал типичные для его произведений приемы. При помощи красок он нарисовал ему небольшие покраснения в районе глаз. Возможно это признак усталости мальчика или же заболевания. Однако это никак не влияет на привлекательную внешность персонажа. Главный акцент при помощи красок сделан на его одежду, из-за которой даже невозможно сразу заметить пса, находящегося рядом с мальчиком.

Бартоломео Эстебан Мурильо «Мальчик с собакой» (между 1655-1660)
Холст, масло. 70 x 60 см.
Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия


Бартоломе Мурильо, видный мастер испанской школы XVII века, пользовался большим успехом у современников и даже был провозглашен капитулом Севильского собора лучшим живописцем города. Художник писал религиозные и небольшие бытовые сценки, но особенно любил изображать детей. Иногда он писал их группами или по двое, а иногда в одиночку, как на картине «Мальчик с собакой».

Художник не идеализирует своих персонажей, при всем обаянии мальчика его веселое лицо простонародно, а костюм - простой и бедный. Ребенок имеет ярко выраженные национальные черты, проявляющиеся в позах, движениях, жестах. Взгляд его плутоватых глаз, выражение лица и повадки дышат жизнью. Мурильо проявил себя и как прекрасный колорист: сочетание голубого неба и мягкого желтого тона жилета мальчика, темный глубокий цвет куртки и холодные, немного перламутровые тона кожи создают изысканную цветовую гамму. В отличие от произведений многих своих коллег работы живописца весьма ценились. Особенно нравились его жанровые сценки, которые сейчас хранятся во многих музеях мира.

Конспект урока по русскому языку во 2 классе

Тип урока: Урок изучения нового материала. Вид речевого нарушения: смешанная дисграфия

Тема: Сочинение по картине Б.-Э. Мурильо «Мальчик с собакой»

Цель: Развитие мышления.

Задачи:

Обучающая: учить выражать в слове свои впечатления, представления, формировать умения строить текст в определенной композиционной форме;

Развивающая: совершенствовать орфографический навык, развивать творческое воображение детей;

Воспитывающая: воспитывать эстетическое восприятие произведений искусства, развивать чувство прекрасного;

Коррекционная: развивать умение отбирать речевые средства, образно воспринимать предметы на картине.

Метод: индуктивный, частично-поисковый.

Оборудование: репродукция картины Мурильо «Мальчик с собакой», автопортрет, исторический портрет, семейный, конный.

Выполнил учитель-логопед Васильева Т.А.

Этапы урока

Ход урока

Методические указания

1. Организационный момент

Приветствие, проверка готовности к уроку, определение целей и задач урока.

Сообщение темы и целей урока.

Создание позитивной атмосферы.

Учащиеся проверяют свою готовность к уроку.

Формальная готовность к предстоящей деятельности, привлечение произвольного внимания.

2. Подготовка к восприятию картины

1. Учитель дает информацию о художнике.

Жаркая солнечная Испания дала миру многих выдающихся художников. Среди них один из самых знаменитых – Эстебан Бартоломе Мурильо. Семья, в которой родился Эстебан Бартоломе, проживала в арендованном монастырском доме. Ребенок рано стал сиротой, сначала умирает его отец, а потом и мать, после чего мальчик попадает на воспитание в семью своей старшей сестры – жены хирурга. Семья была достаточно зажиточной, и его отдали в ученики к одному из дальних родственников – художнику. Желание совершенствоваться привело его в Мадрид, где его земляк, Веласкес, доставил ему возможность изучать и копировать в королевских дворцах произведения Тициана, Рубенса, ван Дейка и Риберы и сам, своей свободной, мастерской техникой оказал сильное влияние на его развитие.

2. Знакомство с жанром.

Сегодня мы познакомимся с жанром портрета. Портрет - изображение человека или группы людей (живопись, графика, гравюра, скульптура, фотография, полиграфия). Портреты бывают разных видов: это и автопортреты, на которых художники изображают сами себя, также бывают конные портреты, исторические, семейные, а еще детские. Как вы думаете, кто на них изображен?(семья, дети). (Демонстрация образцов различных видов портрета).

3. Знакомство с основными искусствоведческими понятиями:

Композиция;

Цвет (колорит);

Свет и тень;

Передний план, средний, задний;

Перспектива;

Полотно.

4.А теперь послушайте отрывок стихотворения И. Северянина «Друг»

Друг - это тот, кто тебя понимает.

Друг - это тот, кто с тобою страдает.

Друг не покинет тебя никогда

Друг остается с тобой навсегда.

Ребята, как думаете, собака может быть другом? (ответы детей)

Осознание учениками основной цели урока.

Знакомство с темой.

3. Предъявление картины

Учитель:
А сейчас вы увидите портрет испанского художника Бартоломе Эстебана Мурильо, который называется «Мальчик с собакой».

(Для восприятия картины отводится достаточное количество времени).

Дети рассматривают картину.

4. Беседа о картине

Беседа строится по принципу – «от впечатления от картины – к анализу того, что изображено».

- Какое впечатление производит картина?

- Какие чувства она вызывает?

Описание мальчика

- Кого вы видите в центре картины? (мальчика и собаку);

- Почему художник изобразил мальчика в центре, на переднем плане картины? (Художник хочет, чтобы мы сразу на него обратили внимание, он – главный персонаж в этой картине);

- Опишите позу мальчика (Он смотрит на собаку и протягивает руку вперед, как бы приглашая ее с собой);

- Какое у мальчика настроение? (радостное, веселое, игривое, добродушное, солнечное)

- Как вы думаете, в чем причина радости мальчика? (он нашел себе друга, хочет, чтобы этот щенок был его);

- Какими словами можно охарактеризовать взгляд мальчика, как он смотрит на собаку? (доброжелательно, игриво, душевно, жизнерадостно);

- Как вы думаете, мальчик относится к богатой или бедной семье? С помощью чего художник показал это? (рубашка старая, написана неяркими красками, в руках пустая корзина и кувшин);

- Как художник относится к своему герою?(он любит мальчика, потому что лицо показано искренним, улыбающимся. Это сердечный и добрый мальчик).

Описание собаки

- Что можно сказать о собаке? Какая она?

- Опишите позу собаки (она внимательно смотрит на мальчика, пытается понять, что он говорит ей, она очень хочет, чтобы мальчик взял ее с собой).

- Выскажите свое отношение к картине, к мальчику.

Дети учатся анализировать художественное произведение.

5. Словарно-стилистическая работа.

- Подберите синонимы к словам: художник (живописец, пейзажист, мастер кисти), создает (пишет), картина (полотно, репродукция).

- Название каких цветов и оттенков можно употребить при описании? (голубое небо, мягкий желтый тон жилета мальчика, темный глубокий цвет куртки и холодные, немного перламутровые тона кожи).

- Обратите внимание на правописание слов: здесь, справа, слева, рядом.

Учитель помогает детям подобрать синонимы, построить некоторые фразы.

Некоторые слова можно написать на доске.

Непонятные ребенку слова учителю необходимо объяснить, либо предложить обратиться к словарю.

6. Составление плана сочинения.

- Чтобы получился рассказ по картинке, составим план сочинения.

- Как начать сочинение по картинке? (Рассказать, где увидели картинку, об авторе).

- О чем скажем в основной части? (Опишем героя, собаку, краски).

- Как закончить рассказ? О чем сказать в заключительной части? (О настроении, о чувствах, которые она вызывает).

Примерный план сочинения:

1. Художник Бартоломе Эстебан Мурильо.

2. Портрет мальчика с собакой (настроение, внешний вид, характер).

3. Впечатление от картины.

Учитель подводит детей к содержанию плана, знакомит с готовым планом написания сочинения.

7. Собственно написание сочинения

Бартоломе Эстебан Мурильо. “Мальчик с собакой” 1650-е. Эрмитаж, Санкт-Петербург.

Знаменитая картина Мурильо “Мальчик с собакой” кисти испанского мастера – одна из жемчужин коллекции живописи Государственного Эрмитажа. Эта картина была приобретена Екатериной II во время первых формирований собрания живописи для музея Эрмитаж.
Мурильо – один из наиболее значительных испанских художников XVII века. Искусство мастера автобиографично. Суть притягательности его полотен - в особой внутренней теплоте, которую они излучают, за­ставляя возвращаться к ним снова и снова.Испанская религиозность не мешала художнику создавать портреты нищенок, торговцев и, конечно, детей, чьи прототипы для образов он находил на улицах. Простые сцены быта – вот чем в первую очередь известен Мурильо.

Одним из примеров такого творчества может послужить картина «Мальчик с собакой», на которой изображен ребенок бедняка. Простого кроя темная куртка, желтый жилет и белая сорочка – вот традиционный наряд простолюдинов. В руках у мальчика корзина с глиняной посудой, а в глазах – такое счастье, которое бывает только у детей.

Он улыбается открыто и источает столько положительной энергии что вы невольно улыбнетесь сами. Умиляет собака, которой герой картины предлагает угощение – она тоже наполнена радостью от встречи со своим хозяином и преданно на него смотрит. Животное это не породистое, а самое обычное, которые сотнями бегали по улицам Севильи, но тем оно и привлекает зрителей.

Несмотря на плутоватые глаза мальчика, он находит время для собаки, своего друга. Он полон жизни, движения и счастья, а Мурильо на этой картине продемонстрировал потрясающий колористический баланс.

Голубой цвет неба и желтый жилет мальчика очень гармонично сочетаются с глубоким коричневым цветом куртки, подчеркнутой перламутром кожи. Сам художник любуется мальчиком, и хоть краски использованы несколько приглушенных тонов, они создают впечатление теплоты чувств и любви к детям.

Присмотритесь к тому, как голубой цвет неба на картине переходит в серый и сливается с линией горизонта, как потрясающе невыразительна стена с блеклым зеленым деревом. Поражает четкость изображения рукавов курточки, шерсти собаки и структуры корзинки.

Это полотно – один из тех редких моментов, когда миг ценится больше, чем вечность, когда эмоции говорят лучше всяких слов. Мальчик смотрит на дворнягу в пол-оборота, будто взглядом уговаривая подождать лакомства. Собака знает, что друг никогда не подведет и ожидает подарка. Это невербальное общение, бескорыстная дружба подкупает.

Ребенок протягивает руку к животному, словно желая ее погладить, а собака этому только рада – она, очевидно, долгое время ждала хозяина. Ее тело вытягивается навстречу и, кажется, что она вот-вот уткнется носом в руку своего человеческого друга.

Художник, который, вероятно, стал случайным свидетелем такой бытовой сценки, настолько вдохновлен этой открытой дружбой, что он не обращает внимание на детали, а, наоборот, уделяет внимание фигуре мальчика и его четвероногого друга. Да и не важны детали, когда смотрите в открытое, приветливое и чистое лицо ребенка. Такая лаконичность композиции – самая характерная черта Мурильо.

Глядя на портрет незнакомого ребенка, вы наслаждаетесь счастливым детством, которое еще не знает социальных слоев и бедноты. Мальчишки играют с животными – самыми лучшими друзьями, что приводят их в мир светлых чувств и гармонии с природой.

«Мальчик с собакой» - именно то редкое полотно Мурильо из его позднего периода творчества, в котором отсутствует пафос и слащавость, а утверждается сиюминутность.