Их воскресила любовь преступление и. Сочинение на тему: Их воскресила любовь в романе Преступление и наказание, Достоевский

Краткое описание

После убийства начинается новая полоса существования Раскольникова. Он и раньше был одинок, но теперь это одиночество становится бесконечным; он отчужден от людей, от семьи, от Бога. Его теория не оправдала себя. Единственное, к чему она привела - невыносимые страдания. "Страдание - великая вещь", - сказал Порфирий Петрович. Эта мысль - мысль об очистительном страдании - звучит в романе неоднократно. Для того чтобы облегчить нравственные муки, Порфирий советует обрести веру. Спасительной верой в романе является Соня Мармеладова.

Вложенные файлы: 1 файл

Сочинение на тему: «Их воскресила любовь» (по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»)

Книга «Преступление и наказание» - это повествование о судьбах отверженных, но воскресших в конце концов людей.

Раскольников, главный герой романа, совершает двойное убийство, одержимый идеей "сверхчеловека". Он считает себя вправе избавить общество от "ничтожной старушонки". Рассчитав преступление до мелочей и тщательно заметая следы, Родион не сумел учесть только одного: того, что наказание заключается не в людском суде, а в душе преступника. Страшнее суда собственной совести нет ничего.

После убийства начинается новая полоса существования Раскольникова. Он и раньше был одинок, но теперь это одиночество становится бесконечным; он отчужден от людей, от семьи, от Бога. Его теория не оправдала себя. Единственное, к чему она привела - невыносимые страдания. "Страдание - великая вещь", - сказал Порфирий Петрович. Эта мысль - мысль об очистительном страдании - звучит в романе неоднократно. Для того чтобы облегчить нравственные муки, Порфирий советует обрести веру. Спасительной верой в романе является Соня Мармеладова.

В первый раз Раскольников услышал о Соне, о ее разрушенной судьбе в распивочной от Мармеладова. Она пошла на великую жертву, чтобы спасти от голода свою семью. И уже тогда только лишь одно упоминание о ней Мармеладова задело в душе Раскольникова какие-то тайные струны.

Герои Достоевского наделены «проницательными сердцами». Сонечка прекрасно понимает, что Раскольников «ужасно, бесконечно несчастен». Не случайно именно к ней приходит Родион Раскольников со своими исповедями, с желанием «поклониться всему страданию человеческому». Именно ей признается в совершенном убийстве. «Вот что: я хотел Наполеоном сделаться, оттого и убил!» - объясняет герой. Он уже близок к тому светлому пути, которым они с Соней пойдут в конце романа, свои признанием он отвергает собственную теорию.

Когда Соня читает Раскольникову о воскрешении Лазаря, он впервые начинает осознавать весь ужас содеянного им. Ужас заключается даже не столько в самом преступлении, сколько во всей его теории.

Соня, пожертвовавшая собой во имя высокой цели, не оправдывает себя, но ищет утешения в Боге. Родион пока не разделяет ее устремлений, но он уже начинает искать в своей душе истоки ошибочных взглядов и поступков. Пока он не может объяснить себе, почему явился с повинной, но уже чувствует в своих первоначальных убеждениях ложь.

Любовь к людям и к Богу - к этому в конце концов приходит Раскольников. Не будь Сони, он никогда не обрел бы этой любви. Она была с ним всегда, незаметно направляла на путь спасения, учила доброте, терпению, состраданию.

Именно любовь к конкретному человеку приводит героев Достоевского к духовному воскресению, возрождению, естественности «живой жизни». Взаимное чувство Раскольникова и Сони отличается чистотой и возвышенностью. Но они не замыкаются в своем чувстве. Писатель показывает их в эпилоге на пороге новой, неведомой и прекрасной жизни. Они очистились от грехов, умершие заживо, возродились. "Их воскресила любовь, сердце одного заключало бесконечные источники жизни для сердца другого".


Эта тема в романе связана в первую очередь с миром личных, интимных отношений Раскольникова и Сони и, во-вторых, с демонической, разрушительной стихией страсти Свидригайлова к Дуне. На этом фоне отношения Дуни и Разумихина представляются второстепенными, не играющими в романе какой-либо значительной роли. для героев Достоевского - состояние особенное, совсем не похожее на переживание внутреннего любовного трепета, страстного ожидания близкой встречи с любимым. Нам понятно чувство, которое испытывает совсем еще юная Татьяна к Онегину. Мы видим, как любовь - страсть к Одинцовой оказывается в какой-то момент сильнее Базарова, как рушатся при этом его надуманные жизненные принципы. Но ничего подобного в отношениях главных героев «Преступления и наказания» нет.

Достоевский открывает перед нами совсем иную любовь, до сих пор нам неведомую, порой необъяснимую, любовь, растворенную в человеческих муках и страданиях, любовь - поединок, столкновение божественного и безбожного в человеке, любовь - поиск, искание и открытие смысла собственного земного существования. У Достоевского нет и не может быть «спокойной», умиротворенной любви. Достоевский не может умиляться картинами счастливого брака, семейного уюта. Любовь в браке вообще остается для него вечной тайной. Поэтому и в эпилоге романа мы видим лишь признание Раскольниковым той великой силы божественной, христианской любви, которую дарит ему Соня. Но история их возможной будущей счастливой жизни остается для нас неизвестной. В истинной любви, по Достоевскому, нет соблазна, нет страсти, нет и не может быть сладострастия.

В этом смысле можно сказать, что любовь сталкивает героев, а не соединяет их в сладкой неге. Они в большей степени соперники в любви, чем «союзники». Соблазн же и сладострастие способны лишь погубить душу человека, убить в нем божественное начало, исказить и обезобразить саму природу любви. Именно поэтому сладострастие окончательно разрушает внутренний мир Свидригайлова.

В своей бездуховной страсти к Дуне он уже изначально, по Достоевскому, обречен на окончательную нравственную гибель. Истинная любовь, утверждает Достоевский, - не легкий дар, не радостный миг безоблачного счастья. Любовь, по Достоевскому, это, прежде всего, мука и страдание. Это мучительный процесс становления личности и познания, открытия собственного внутреннего мира. Любовь оказывается для Раскольникова тяжелым жизненным испытанием. Сосуществующие в Раскольникове две стихии - ненависть и сострадание к людям - сталкиваются в его сознании с особенной силой именно в то время, когда жизнь без Сони становится для него невозможной. Раздвоенному сознанию героя противопоставляются целостность натуры и «ненасытное» сострадание героини.

Именно благодаря встрече с Соней Раскольников постепенно, в муках и страданиях, преодолевает в себе свою раздвоенность, и только в этом, по Достоевскому, может состоять путь его возвращения к жизни. Таким образом, любовь у Достоевского - это своего рода эксперимент над человеческой природой. Заметим, что в «Преступлении и наказании», как и в других романах Достоевского, это, прежде всего, испытание для мужчины. Любовь заставляет героя вести постоянный мучительный спор с самим собой. В этом споре счастье осознается героем не как достижение «союза двух сердец», а как приход к согласию с самим собой, как обретение внутренней гармонии, освещенной божественным чувством великого сострадания и человеколюбия. Через любовь к Соне преодолевает Раскольников свой индивидуализм, свою ненависть к людям, свое демоническое, разрушительное начало.

В этом смысле истинная любовь у Достоевского всегда обожествлена. Любовь - это путь к открытию Бога в душе героя.

Достоевский утверждает, что нельзя любить человека, людей, не любя Бога. Иначе теряется основа любви, и люди живут вместе лишь из страха быть окончательно затерянными в мире. Недаром Соня считает, что само преступление Раскольникова не столько связано с убийством двух женщин, сколько с нравственным самоубийством героя. «Что вы с собой сделали?» - спрашивает она в исступлении, в ответ на признание Раскольникова в совершенном грехе. По мысли Сони, нравственное самоубийство Раскольникова могло произойти лишь потому, что он «отошел» от Бога и за это Бог его «покарал».

Здесь выражена и глубинная мысль Достоевского о том, что человек, отрекшийся от любви к Богу, не способен и истинно любить людей. А это неизбежно приведет думающую, начинающую сознавать себя личность к внутреннему разладу и к жизненной катастрофе. Казалось бы, удивительно, что традиционно «слабое» женское начало в лице Сони побеждает «сильное» мужское начало, воплощенное в образе Раскольникова. Но, согласно Достоевскому, в этом нет противоречия, потому что привычные понятия «силы» и «слабости» не являются для Достоевского самодостаточными. Сила человека - в вере, всеобъемлющей любви и сострадании к людям. Только это может спасти личность от внутреннего разрушения.

И только этим можно объяснить следующий важный момент в отношениях героев. Дело в том, что оба они в обыденном представлении - люди падшие: Раскольников - убийца, Соня же продает себя ради спасения семьи. Любовь убийцы и уличной женщины должна казаться нам чем-то «незаконным», «преступным» в своей основе. Что же святого может быть в такой любви? Почему Раскольников не находит опасения среди людей «более достойных», не запятнавших свою жизнь страшным грехом? Да именно потому, что внешнее проявление падшести никак не связано с чистотой внутреннего мира Сони.

Соня свершает свой грех от невозможности иначе спасти близких ей людей. Она готова погубить себя ради других. Она жаждет принять на себя не только свой грех, но также и грех Раскольникова, и грехи всего человечества ради идеи искупления великого, всеобщего греха. Такая внутренняя сила и праведность Сони, такое постоянное и естественное для нее стремление к самопожертвованию ради других делают Соню в глазах Раскольникова (и читателей) человеком удивительной чистоты и святости. Без участия Сони возвращение Раскольникова к жизни было бы невозможно.

Здесь нужно подчеркнуть, что раскаяние и саморазоблачение Раскольникова (вина которого так и осталась с юридической точки зрения недоказанной!) явились признанием той высшей правды, которую Соня несла в своей душе через любовь и сострадание к людям.

>Сочинения по произведению Преступление и наказание

Их воскресила любовь

Тема любви является чуть ли не центральной в известном произведении Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Наравне с теорией о двух кастах людей («обыкновенных» и «необыкновенных»), автор делает большой акцент на отношениях Раскольникова и Сони Мармеладовой , Разумихина и Дуни . По сути «Преступление и наказание» - это роман, изображающий трудный нравственный путь людей, который, по мнению писателя, может быть пройден достойно только с Любовью и верой в Бога.

Главный герой произведения - студент юридического факультета, который вынуждено оставил учебу из-за нехватки денег. Родион Раскольников - умный и талантливый молодой человек, о чем свидетельствует его статься в газете о теории «низшего» и «высшего» класса людей. К первым герой относил людей, который ничего особенного за свою жизнь не делали и никак не влияли на ход истории. Ко вторым он относила таких людей, как Наполеон. Он видел в этом человеке много достоинств.

Несмотря на то, что полководец убивал людей, он вершил историю. По этой теории людям «высшего» сословия разрешалось убивать себе подобных. Его теорию развенчал один факт. Идею зарубить злостную старуху-процентщицу Раскольников услышал от каких-то людей в трактире, то есть она принадлежала не ему. Но в свете последних событий в его жизни, беспросветной нищеты и мрачного настроения, она ему показалась спасительной. Таким образом, он надеялся уничтожить хотя бы часть зла, превращающего жизни нормальных людей в ад.

К сожалению, в момент его преступления нагрянула сестра процентщицы Лизавета Ивановна - человек бескрайне добрый и никогда никого в своей жизни не обидевший. Раскольникову пришлось и ее убить, чтобы избавиться от свидетелей. Это и стало тем самым «камнем преткновения» в доказательстве его теории. Он понимал, что убил невинного человека и глубоко раскаивался. Нравственным антиподом героя показана Соня Мармеладова. Ей не присуще бунтарство Раскольникова. Она, наоборот, выбирает путь смирения перед Богом.

С точки зрения общественной морали она - блудница. Но мы то понимаем, что она вышла на панель для того, чтобы прокормить свою семью. С точки зрения христианства, эта героиня - святая, потому что она приносит себя в жертву ради своих близких и родных людей. Несмотря ни на что, два главных героя Достоевского во многом схожи. Они ищут путь духовного очищения и находят, в конце концов, его в Любви к Богу. По словам автора, это и есть исцеление, это и есть верный путь.

Роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» - это изображение трудного нравственного пути главного героя к истине, которая, по мнению писателя, заключается в любви и вере в Бога.
К этому же пониманию в финале произведения начинает приходить и Родион Раскольников. Однако эта «простая» истина далась ему чрезвычайно сложно, герой заплатил за нее ужасающую цену. В поисках правды и справедливости Раскольников решается на убийство человека и, несмотря на то, что вся его природа протестует против этого преступления, совершает его. Все последующее действие романа - это развенчание поступка героя и его теории, которая разрешала «преступить нравственную черту». Каждой строкой своего произведения автор разоблачает теорию Раскольникова, показывает ее разрушительную сущность, противоречащую законам всего живого.
Однако Достоевский хочет, чтобы не только читатели, но и его герой понял весь ужас придуманного и содеянного им. Поэтому он «сводит» Раскольникова с персонажами, которые помогли бы Родиону в этом. Главную роль среди них играет, конечно же, Сонечка Мармеладова, ставшая для Раскольникова не только любимым человеком, но и ангелом–спасителем.
Соня - нравственный антипод Раскольникова. Она отрицает бунт, свойственный Родиону, и выбирает путь смирения перед Богом. Эта девушка - «блудница» с точки зрения общественной морали, ведь она вышла на улицу, чтобы ее семья не умерла с голоду. Однако с точки зрения христианства Соня - святая, потому что жертвует собой ради благополучия ближних и сохраняет Бога в своей душе («...С ними-то что будет?»).
Но, несмотря ни на что, Соня и Раскольников во многом похожи. Это две сложные натуры, которые живут напряженной духовной жизнью, страдают от своей «униженности». Я думаю, что героиня, так же, как и Родион, много думала о возможности «покончить все разом» - о самоубийстве.
Кроме того, оба героя – изгои в обществе, совершившие страшные преступления и потому оба они очень одиноки. Раскольников чувствует это, говоря Соне: «Мы вместе прокляты, вместе и пойдем». Его тянет к этой несчастной девушке, ведь она единственный человек, который может его понять. Мысль о возможности открыть свою тайну кому-то другому, пусть даже близкому человеку - сестре, матери, Разумихину - приводит Родиона в ужас. Поэтому Раскольников признается в убийстве именно Соне, и именно она идет за ним «в каторгу».
В теории Родиона «ничего она... не понимала», но почувствовала ее несправедливость. Соня не верит в «право убивать», возражает Раскольникову: «Убивать-то право имеете?»
Однако в исповеди героя Соня сердцем поняла самое главное: Раскольников несчастен, он страдает. Именно поэтому она говорит ему: «Что это вы над собой сделали?»; «Нет теперь никого несчастнее тебя в целом свете».
Эта героиня сохранила веру в Бога, несмотря на все несчастья, которые пережила. Она избрала путь истинного смирения перед Богом, веру в возможность возрождения. По мнению Достоевского, именно этот путь ведет к спасению. Недаром эпизод, в котором Соня читает Родиону библейскую легенду о воскрешении Лазаря, считается одной из кульминаций романа. Путь духовного возрождения героиня прочит и Раскольникову, несмотря на его скептическое неверие и продолжающийся бунт. Однако для Сони душевное выздоровление Раскольникова, его приход к Богу становится новой миссией, даже более важной, чем поддержание семьи. Для нее в Родионе, которого она полюбила за его страдания, прежде всего, теперь заключается весь смысл жизни. На него она направила всю свою любовь, заботу, силу веры. Именно поэтому Мармеладова подталкивает Родиона к признанию своей вины, именно поэтому она убеждает его покаяться перед людьми, именно поэтому она едет за ним на каторгу.
Таким образом, смирившись, Соня спасает не только себя, но и Раскольникова. Именно любовь к Соне открыла этому герою возможность примирения с жизнью, с людьми. Неслучайно отношение каторжников к Раскольникову изменилось после его свидания с Соней: «В этот день ему даже показалось, что как будто все каторжные, бывшие враги его, уже глядели на него иначе».
Самопожертвование Сони помогло герою сделать первый шаг - отказаться от рационального осмысления жизни: «... он ничего бы и не разрешил теперь сознательно; он только чувствовал. Вместо диалектики наступила жизнь... » Только тогда Родион смог понять, насколько важна для него героиня, что он любит ее так же сильно, как и она его: «она поняла, и для нее уже не было сомнения, что он любит, бесконечно любит ее и что настала же, наконец, эта минута...»
В финале романа писатель дает героям надежду на возрождение, возврат к «правильной», «естественной жизни», наполненной любовью друг к другу, к людям, к Богу: «Они хотели было говорить, но не могли. Слезы стояли в их глазах. Они оба были бледны и худы; но в этих больных и бледных лицах уже сияла заря обновленного будущего, полного воскресения в новую жизнь».
Таким образом, любовь Раскольникова и Сони помогла обоим героям обрести смысл жизни, поверить в себя и в возможность счастья, захотеть обновления и возрождения. Эти люди нашли друг друга и, вместе с этим, обрели истинную цель, соединились с Богом. Именно в этом, как мне кажется, заключается гуманистический и оптимистический пафос романа Достоевского, показывающего, что духовное возрождение возможно для каждого, и в этом есть смысл существования человека на этой Земле.

Краткое сочинение-рассуждение по литературе с цитатами для 10 класса на тему: любовь в «Преступлении и наказании». Любовная линия Сони Мармеладовой и Родиона Раскольникова

Роман Ф.М. Достоевского затрагивает обширный круг тем. Самые главные – это путь человека, его жизненный выбор, напряженные поиски настоящей истины. Но и вечную тему любви не мог обойти великий писатель. Любовь свела абсолютно противоположных, но одинаково погибающих героев, стала их испытанием и спасением.

Жизнь Родиона Раскольникова, главного героя романа, складывается не лучшим образом. Из родного гнезда, где его все любили, лелеяли его чувствительную и нервную натуру, он попал во враждебную жизнь. Герой учился на юридическом факультете, но ему пришлось покинуть университет из-за отсутствия денег. Бедность давит на героя во всем. Он красив внешне: «Он был замечательно хорош собою, с прекрасными темными глазами, темно-рус, ростом выше среднего, тонок и строен», — но одет нищенски: «Он был до того худо одет, что иной, даже и привычный человек, посовестился бы днем выходить в таких лохмотьях на улицу». Живет он в коморке, похожей на гроб. Нищета давила на самолюбие Родиона, он замкнулся в себе, перестал общаться с людьми, пришел к разрушительной теории, разрешавшей убийство, которое он и совершил. «Разве я старушонку убил? Я себя убил, а не старушонку! Тут так-таки разом и ухлопал себя, навеки!» — говорит Раскольников о своем поступке. Герой — не преступник, он не может хладнокровно лишить человека жизни. Но раскаяние не овладевало им. Его принудили к чистосердечному признанию лишь страх разоблачения и понимание того, что он не исключительный человек, раз убийство «глупой, бессмысленной, ничтожной, злой, больной старушонки, никому не нужной и, напротив, всем вредной» чуть не лишило его рассудка. Однако Раскольников все же пришел к раскаянию и спасся. Как? На его пути появилась Соня Мармеладова.

Соня тоже погибшая, падшая. Эта худенькая, белокурая девушка с глубокими глазами, выражающая наивность и чистоту, вынуждена «идти по желтому билету» (то есть работать проституткой). Героиня – настоящая мученица, она продает свое тело, чтоб обеспечить свою мачеху, ее детей и отца-алкоголика. Соня, как и Родион, мыкается в коморке, где нет даже углов, она одета в лохмотья, также бледна и худа. Однако девушка не обвиняет мир в своем несчастье, а терпит и находит утешение в религии. Грязь, окружающая героиню, не касается ее. Она способна сопереживать и жалеть, не упрекая и любя. Этого так не хватает Раскольникову, вот почему он признается в убийстве именно ей. Именно Соня следует за ним на каторгу, где старается скрасить его быт: «Она ведь и жила только одною его жизнью». Девушка приводит героя к вере, к раскаянию и к спасению. Но и для нее благотворна смена обстановки. Соня становится уважаемой в городе модисткой, герои решают быть вместе после завершения каторжных работ и начать новую жизнь: «Семь лет, только семь лет! В начале своего счастия, в иные мгновения, они оба готовы были смотреть на эти семь лет, как на семь дней».

«Мы вместе прокляты, вместе и пойдем», — говорит Раскольников Соне. Но это оказалось не так. Они были вместе прокляты, но вместе и спаслись. И причина этому – любовь, которая действительно воскресила героев. Обоим она помогла спасти свою душу от греха и начать новую жизнь, выйдя из порочного круга несчастий. И Родион, и Соня пережили много разочарований и ударов судьбы, но любовь позволила им обрести смысл и преодолеть все трудности. Именно в ней, а также вере в Бога, по мнению Ф. М. Достоевского, и заключаются жизненная гармония и покой, которых так не хватает не только героям романа, но и нам, современным читателям.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!