Использование наглядно-дидактического пособия для автоматизации звуков и развития звукового анализа слова «Звуковые бусы. «В мире звуков и букв» методическое пособие Задание на дом

Любовь Шкунова

А) хорошо узнавать звуки речи в словах , отличать их в своей и в чужой речи от сходных, определять место звука в слове и последовательность звуков ;

Б)правильно делить слова на слоги и звуки , затем их снова соединять в слова, а последние соединять в предложения.

Знакомство с буквами следует начинать как можно раньше, сразу же после отработки первой группы звуков : А, У, О, Э, И, Ы, когда дети запоминают правильную артикуляцию, узнают звуки на слух .

Данная стена отображает страну в которой находится город гласных и согласных звуков , на улице согласных в первом домике живут парные согласные буквы и звуки , на первом этаже живут глухие согласные, которые мы обозначили деревянным молоточком, на втором этаже живут звонкие согласные, обозначенные колокольчиками.

Во втором домике живут непарные согласные также глухие и звонкие, обозначенные буквами и звуками .

В третьем домике (снизу) живут буквы и звуки , которые всегда мягкие (первый этаж) - обозначены мягкими тапочками и всегда твердые (второй этаж) – обозначены кирпичиками.

На улице гласных в красных домиках живут парные гласные буквы и звуки , которые обозначаются каждый своей картинкой.

Целью пособия является :

1) формирование и развитие слухового внимания, слуховой памяти и фонематического восприятия;

2) становление фонематического слуха;

3) формирование навыков дифференциации парных звуков ;

4) подготовка к обучению грамоте и обучение письму печатными буквами;

5) пропедевтическое формирование орфографических знаний и умений;

6) развитие познавательных процессов (мышления, образной, оперативной памяти, слухового и зрительного внимания, а также способности к концентрации , распределению и переключению внимания);

7) развитие конструктивного мышления;

В стране «Звукобуквория » происходит изучение букв в строгой последовательности. Обучение ведется звуковым аналитико-синтетическим методом с опорой на артикуляцию. Для усвоения характеристики звуков и букв предлагаются «Домики букв» . С введением буквы рекомендуется выполнять звуко -буквенный анализ слов (для этого используются кассы букв, что способствует формированию фонематического восприятия навыка письма.

В каждом домике «Звукобукварии » даются образ буквы, в каждой из которых живут звуки .

Для усвоения графического образа буквы предлагаются упражнения «Сколько букв» , «Найди букву» , «Обозначь мягкость» , «Назови парный звук » , «Догадайся и назови пару» , «Что получится?» и др.

Особо обращается внимание на буквы е, ё, ю, я : в начале слова или слога буквы читаются так, как называются. В прямом слоге они указывают на мягкость согласного. Звуковой анализ слов с йотированными гласными не проводится.

Привлекается внимание детей к некоторым правилам правописания : парные звонкие и глухие согласные на конце слова; безударные гласные, правописание жи-ши, ча-ща, чу-щу, раздельное написание предлогов, большая буква в написании собственных имен, обозначение мягкости согласных буквами и, е, ё, ю, я и буквой ь, правильной записи предложений. Проводится устная подготовка к употреблению на письме разделительного ь и ъ знаков. При обучении ребенка чтению предусмотрены разнообразные виды упражнений :

дополнить слог до целого слова;

«собрать» слово из «рассыпанных» букв или слогов;

вставить букву и назвать слово - «Буква заблудилась» ;

соотнести слова и картинки;

исправить деформированные предложения;

выполнить упражнение «Математическая грамота» ;

выучить стихи, пословицы, скороговорки;

отгадать загадки, ребусы, решить кроссворды.

В результате такой работы со страной «Звукобукварией » ребенок научится слитному чте

ию слогов, сознательному плавному слоговому чтению слов, предложений и текстов, а также составлению из букв разрезной азбуки слов и предложений изученного звуко-слогового состава , написание которых не расходится с произношением.





В последнее время значительно возросло количество детей с нарушениями речи. В связи с нехваткой мест в специализированных группах компенсирующего назначения, все больше детей с серьезными речевыми нарушениями зачисляются на занятия в дошкольный логопедический пункт. Практика показывает, что из 100 % детей, единовременно занимающихся с логопедом, а это 24-25 человек, 50-60 % дошкольников имеют диагноз стертая дизартрия, от 20 до 30 % тяжелые формы дизартрии (спастическая, псевдобульбарная, гиперкинетическая) и лишь 10-15 % детей зачисляются на логопункт с диагнозом дислалия.

В условиях логопункта в первую очередь помощь оказывается детям подготовительной группы, так как до школы необходимо успеть не только поставить звуки, но и ввести их в речь. Осложняется работа тем, что у большинства детей нарушены сразу несколько групп звуков: свистящие, шипящие и соноры. Преобладает межзубное, губно-зубное и боковое произношение свистящих и шипящих звуков, а также отсутствие или горловое произношение соноров. В связи с этим основной задачей в работе логопеда дошкольного логопедического пункта является провести в короткие сроки коррекцию звукопроизношения у дошкольников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование игровых наглядных пособий при автоматизации звуков у дошкольников

В последнее время значительно возросло количество детей с нарушениями речи. В связи с нехваткой мест в специализированных группах компенсирующего назначения, все больше детей с серьезными речевыми нарушениями зачисляются на занятия в дошкольный логопедический пункт. Практика показывает, что из 100 % детей, единовременно занимающихся с логопедом, а это 24-25 человек, 50-60 % дошкольников имеют диагноз стертая дизартрия, от 20 до 30 % тяжелые формы дизартрии (спастическая, псевдобульбарная, гиперкинетическая) и лишь 10-15 % детей зачисляются на логопункт с диагнозом дислалия.

В условиях логопункта в первую очередь помощь оказывается детям подготовительной группы, так как до школы необходимо успеть не только поставить звуки, но и ввести их в речь. Осложняется работа тем, что у большинства детей нарушены сразу несколько групп звуков: свистящие, шипящие и соноры. Преобладает межзубное, губно-зубное и боковое произношение свистящих и шипящих звуков, а также отсутствие или горловое произношение соноров. В связи с этим основной задачей в работе логопеда дошкольного логопедического пункта является провести в короткие сроки коррекцию звукопроизношения у дошкольников.

Логопедическая работа по коррекции звукопроизношения проводится в определенной последовательности и включает в себя следующие этапы (Фомичева М. В.):

Подготовительный

Постановка звука

Автоматизация звука

Дифференциация звука

На подготовительном этапе идет подготовка речеслухового и речедвигательного анализаторов к правильному восприятию и воспроизведению звука.

На этапе постановки звука основной целью является добиться правильного звучания изолированного звука.

К следующему этапу – автоматизации звука переходят только тогда, когда ребенок по требованию взрослого может легко, без предварительной подготовки, без поиска нужной артикуляции произнести поставленный звук. Содержание работы составляет постепенное, последовательное введение поставленного звука в слоги, слова, предложения (чистоговорки, стихи, рассказы) и в самостоятельную речь ребенка.

Как правило, на логопункте, с каждым ребенком проводится 2 занятия в неделю по 15-20 минут индивидуально и в подгруппе. Этапу автоматизации звука, уделяется особое внимание, так как и родителям и воспитателям бывает трудно услышать, проконтролировать и отработать автоматизируемый звук у ребенка.
При тяжелых речевых нарушениях (чаще при различных формах дизартрии) этап автоматизации затягивается, ребенку долго не удается правильно произносить поставленный звук в слогах и словах, не говоря уже о фразах. Приходиться многократно повторять один и тот же речевой материал, что естественно утомляет ребенка.

Логопеду необходимо спланировать коррекционную работу с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка. Чтобы повысить интерес детей к логопедическим занятиям, нужны разнообразные творческие задания, новые подходы к упражнениям по закреплению правильного произношения и конечно игры. Учитывая повышенную утомляемость, отвлекаемость, неустойчивость внимания детей с нарушениями речи, необходимо в течение занятий менять виды наглядной деятельности.
А логопедические игры помогают сделать задания для детей интересными, эмоционально-окрашенными, развивающими и познавательными.

О значении игры в процессе обучения детей говорили многие выдающиеся психологи и педагоги: А.С Макаренко, Л.С. Выготский,

Е.А. Аркин, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, Е.И. Тихеева.

К.Д. Ушинский неоднократно подчеркивал легкость, с которой дети усваивают знания, если их сопровождать игрой.

Использование игровых наглядных пособий на логопедических занятиях позволяет решить сразу несколько задач:

Побудить в ребенке стремление к правильному произношению звуков;

Повысить работоспособность детей;

Активизировать психические процессы: концентрацию внимания, зрительное и слуховое восприятие, память и мышление;

Вызвать позитивное отношение к процессу обучения и повысить эмоциональный комфорт на занятиях;

Быстрее добиваться положительных результатов в исправлении недостатков звукопроизношения;

Игровые наглядные пособия могут использоваться как на индивидуальных, так и на подгрупповых занятиях, с детьми разного возраста и диагноза на определенном этапе постановки звуков.

В закреплении изолированного произношения звуков , а особенно таких как С, З, Ш, Ж, Л, Р способствуют следующие игровые пособия:

«Звуковые дорожки» - на одном вдохе ребенок тянет автоматизируемый звук и одновременно ведет пальчиком по дорожке (СССС….). Это может быть движение самолета, машины, птички, бабочки и т. д.

«Листопад», «Качели», «Сушим белье», «Веселые мышата», «Ракета», «Веселая рыбка», «Ну, погоди!», «Космос», «Осенний лес» и другие.

Основной целью этих игр является: на одном вдохе длительно произнести заданный звук и сдуть движущуюся часть картинки, предмета.

Использование данных игровых пособий позволяет не только отрабатывать изолированное произношение звуков, но и развивать речевое дыхание, зрительное восприятие, мелкую моторику.

При автоматизации звука в слогах соединяется закрепляемый согласный с гласными А, О, У, Ы сначала в прямые слоги (РА, РО, РУ, РЫ), затем в обратные (АР, ОР, УР, ЫР).

В большинстве случаев это утомительное и не интересное задание для ребенка превращается в увлекательную игру благодаря игровым пособиям:

«Догонялки», «Чьи следы?», «Собери букет», «Ступеньки», «Веселые пузыри», «Чудесная лесенка», «Помоги индейцу», «Давай дружить» и другие. Детям предлагается «шагать» пальчиками по следам, ступенькам, пузырям, стрелочкам, лужам и одновременно проговаривать нужные слоги.

Заинтересованный ребенок, в стремлении, кому-то помочь или кого-то догнать старается выполнить задание правильно и быстро.

Автоматизация звука в словах требует более длительной систематической тренировки. Игровой материал должен быть подобран так, чтобы автоматизируемый звук отрабатывался в начале, середине и конце слов. На каждом занятии ребенку приходиться проговаривать большое количество слов, поэтому целесообразным и эффективным решением в данной ситуации, является использование следующих игровых наглядных пособий:

«Укрась елочку», «Поезд», «Кто, где живет?», «Магазин», «Волшебный цветок», «Собери цветок», «Осенний букет», «Логопедическое лото», «Веселая рыбалка», «Собери бусы» и другие.

В описанных выше играх дети украшают новогоднюю елочку, совершают покупки в магазине, ловят рыбку, собирают лепесточки в цветок, расселяют животных в домики, а также проговаривают слова с заданным звуком, активизируют словарь и развивают фонематический слух.

Необходимо отметить, что при подборе картинок детям предлагаются знакомые слова, сначала с простой структурой (шуба, жук), затем – более сложной: шапка, желтый. Надо также следить, чтобы в составе слова не было звуков, которые ребенок произносит неправильно.

Автоматизация звука во фразах и предложениях, проводится уже на знакомых, отработанных ребенком словах.

Желательно также, чтобы в каждом слове, входящем в предложение или стихотворение, был автоматизируемый звук.

На данном этапе используются различные игровые пособия с усложнением речевого материала: «Логопедические лото», «Скороговорки в картинках»,

«Рррычащий рассказ», «Связанные одной цепью», «Найди ошибки», «Зоопарк», «Лабиринт» и другие.

В процессе игр дети овладевают умениями придумывать предложения с заданными словами, находить в них нужные звуки, работают над структурой слова, учатся правильно употреблять и контролировать звуки в собственной речи.

Использование игровых наглядных пособий при автоматизации звуков у дошкольников в условиях логопедического пункта дает положительный эффект:

1. У детей повысился интерес к логопедическим занятиям.

2. Появилось стремление к исправлению и правильному произношению звуков.

3. Сократились сроки автоматизации звуков в речи.

4. Повысился эмоциональный комфорт на занятиях.

5. Увеличилась работоспособность детей.

Таким образом, в процессе проведенной работы были решены все поставленные задачи, разработаны авторские пособия и материалы

по автоматизации звуков в речи у дошкольников.

Список использованной литературы:

1. Фомичева М. В. Воспитание у детей правильного произношения. – М.: Просвещение, 1989.- 239 с.

2. Основы логопедии / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина. – М.: Просвещение, 1989. – 223 с.

3.Парамонова Л. Г. Логопедия для всех. – М.: ООО «Издательство АСТ», СПб.: «Дельта», 1997. – 464 с.

4. Выготский Л. С. Педагогическая психология. – М., 1996.

5. Лазаренко О. И. Логопедический альбом для автоматизации произношения звука Р. – М.: Айрис-пресс, 2006. – 16.с.


Как средство обучения применяется на уроках русского языка раздаточный изобразительный материал , основ} которого составляют рисунки (в том числе и сюжетные), помещенные на специальных карточках. Рисунки помогают нагляднс комментировать значения слов, стимулируют учащихся к употреблению изученной лексики, дают материал для отработки норм русского литературного языка. Все это позволяет формирование правописных и речевых навыков учащихся проводить в тесном единстве: орфографические задания включаются в задания, связанные с составлением предложений и небольших пс объему высказываний на основе изобразительного материала.

Достоинством заданий по карточкам является наличие в раздаточном материале упражнений различной степени трудности, чтс способствует реализации принципа дифференцированного обучения. Раздаточный материал предусматривает:

  • 1) задания на обогащение словарного запаса учащихся (объяснить значение слова, установить разницу в значении слов, подобрать синонимы, антонимы, родственные слова и т.п.);
  • 2) задания, связанные с обучением школьников точному, правильному употреблению изученной лексики (выбрать из ряда возможных тот вариант, который соответствует в большей степени задаче высказывания);
  • 3) задания, направленные на предупреждение грамматических ошибок (нарушение норм русского литературного языка): образовать те или иные формы, составить словосочетания и предложения, исправить ошибки; составление небольших связных высказываний (сделать подписи к рисункам, выбрать заголовок из ряда возможных, устно описать рисунок и т.п.).

В пособиях содержится материал по нескольким наиболее важным разделам программы по развитию речи: тема и основная мысль высказывания; диалог и речевой этикет; письмо; описание; рассказ; рассуждение; официально-деловой стиль речи; описание помещения и т.п. Представлены и рисунки, на которых изображены герои популярных мультфильмов. Рисунок в данном случае становится эффективным речевым стимулом. Раздаточный материал не копирует кадры мультфильмов, а видоизменяет их, показывает героев в новых ситуациях, в незнакомых обстоятельствах. Задания, которые предлагаются учащимся в процессе работы с карточками, стимулируют их речевую активность: школьники общаются с героями мультфильмов, вступают с ними в диалог, пишут от их имени письма и т.п.

Основные виды заданий, которые содержатся в карточках:

Каждый рисунок может быть использован при изучении одной или двух тем программы по развитию речи; задания к ним дифференцированы по степени трудности, носят вариативный характер.

К средствам зрительной наглядности относятся также диапозитивы (или слайды), диафильмы, транспаранты. Они приводятся в действие с помощью технических средств (графопроектора

или кодоскопа, диапроектора, фильмоскопа и т.п.) и воспроизводятся на экране. Эти средства обучения называют экранными средствами зрительной наглядности .

Транспаранты - один из видов подвижных таблиц, обеспечивающих порционную подачу материала, дающих возможность показать изображение в динамике. Содержание проецируемого на экран материала наносится на пленку, которая демонстрируется с помощью графопроектора (кодоскопа). Наложение прозрачных пленок друг на друга позволяет создавать на уроке в процессе работы с учащимися динамичные таблицы и таким образом демонстрировать сам ход рассуждений при освоении нового правила. Сначала предъявляется языковой материал, затем -графические обозначения, поясняющие условия выбора написания или знаков препинания, следовательно, раскрывается та закономерность, которая лежит в основе правила.

Транспаранты могут быть использованы и на этапе формирования навыков, закрепления изученного. С их помощью выполняются задания на группировку и классификацию языкового материала, подбор примеров на изученное правило, подбор проверочных слов, определение правильных написаний. Проецирование подобных упражнений на доску-экран ускорит выполнение заданий и их проверку.

В настоящее время издана серия транспарантов по русскому языку для V класса. По образцу разработанных транспарантов учитель может сам создавать подобные наглядные пособия с учетом работы в каждом конкретном классе.

Диафильмы , которые используются на уроках русского языка, можно разделить на две группы: диафильмы, дающие разъяснение, описание языковых фактов и понятий, и диафильмы, предназначенные для развития и совершенствования речевых навыков учащихся. Содержанием диафильмов первого типа является материал (эпизоды, сюжетные рисунки, фотографии, репродукции, иллюстрации и т.п.), с помощью которого происходит уточнение, расширение, разъяснение, обобщение и закрепление изученных сведений по лексике и грамматике. Это, например, диафильмы: "Знаменательные части речи" (автор М.Горбачевская); "Из жизни слова" (автор Л.М.Зельманова); "Диалектные и профессиональные слова" (автор Н.Ф.Онуфриева).

Просмотр диафильмов подобного характера сопровождается предъявлением учащимся серии специальных заданий, которые выполняются как в процессе просмотра диафильма (составить подписи к кадрам без субтитров, описать то, что изображено в кадре диафильма, найти недочеты в речи героя диафильма, объяснить значение слова на основе рисунка, прокомментировать

Диафильмы позволяют учителю более эффективно и методически целесообразно подготовить учащихся к написанию сочинений и изложений различных жанров. Они содержат интересный документальный и фактический материал, красочные иллюстрации к литературным произведениям, сюжетные рисунки. Все это создает прочную базу для выполнения того или иного задания: материалы диафильма проясняют речевую ситуацию, дают богатый фактический материал, ориентируют учащихся в выборе языковых средств.

Диафильмы помогают учителю решить задачи, связанные с формированием у школьников необходимых специальных и общеучебных умений. Вот некоторые методические рекомендации по использованию диафильмов на уроках русского языка.

1. Приступая к работе с диафильмом, учитель должен четко определить цель его демонстрации на уроке и также четко поставить эту цель перед учащимися.

2. Необходимо определить место диафильма в структуре урока, органично связать его со всеми остальными частями урока.

3. Анализируя содержание диафильма до урока, учитель должен определить характер заданий к фрагментам диафильма, к отдельным его кадрам, к диафильму в целом, соотнести их с теми заданиями и вопросами, которые включены в кадры.

4. Организуя работу по диафильмам, учитель должен учитывать специфику их построения (фрагмента) и особенности использования изобразительного материала (иллюстрации, кадры из мультфильмов, рисунки и т.п.). Так как диафильмы строятся фрагментарно, можно на одном уроке обсудить только определенное количество кадров, а не весь диафильм в целом. Следовательно,разные фрагменты одного диафильма могут быть использованына разных уроках в зависимости от характера учебных задач, стоящих перед учителем.

Анализируя изобразительный материал, учащиеся уточняют и комментируют значения слов и фразеологических оборотов, постигают характеры героев литературных произведений, получают фактические данные о тех или иных событиях, развивают наблюдательность и эмоциональную зоркость.

5. И наконец, учитель должен тщательно проанализировать характер субтитров, продумать систему дополнительных заданий к кадрам диафильма, имеющих целью разъяснить или прокомментировать уже имеющиеся в содержании диафильма, нацелить учащихся на выразительное и внимательное чтение субтитров.

Диапозитивы (или слайды) по своим методическим возможностям близки к диафильмам: статичное изображение в кадре, во многом аналогичный изобразительный материал. Однако есть и существенные различия между этими экранными пособиями. Кадры диапозитива не смонтированы на одной ленте, поэтому они легко варьируются при предъявлении их учащимся. Учитель в зависимости от учебной задачи может менять количество используемых кадров и их последовательность. Кроме того, диа-кадр при необходимости легче воспроизвести повторно, чем кадр диафильма. И наконец, на диапозитивах обеспечивается четкое, красочное изображение, что прежде всего необходимо при предъявлении репродукций, фотоснимков,иллюстраций.

Таким образом, диапозитивы позволяют учителю обеспечить урок более совершенным изобразительным материалом по сравнению с диафильмами. Этим и определяются возможности применения диапозитивов прежде всего на уроках развития речи. Используя диапозитивы с репродукциями картин, фоторепродукции памятников архитектуры, документальный материал (фотографии, запечатлевшие литературные места), учитель значительно расширяет сферу эмоционального воздействия на учащихся, помогает создать содержательную основу будущего речевого произведения.

Особо следует отметить еще одну особенность учебных диапозитивов: они позволяют научить школьников описывать увиденное под определенным углом зрения, видеть точку обзора, позицию, с которой ведется наблюдение. Это достигается тем, что в серии диапозитивов кадры подобраны таким образом, что один и тот же объект (улица, площадь, местность) показан с разных позиций. Очевидно, что диасерии с таким изобразительным материалом полезно использовать при обучении описанию различных объектов.

Диапозитивы, основанные на документальных материалах, помогают подготовить учащихся к написанию сочинений публицистического характера. Цель подобных диапозитивов - обогатить жизненный опыт учащихся, расширить их кругозор, раскрыть сущность таких нравственных категорий, как гуманизм, чувство долга, патриотизм.

Все созданные в учебных целях диапозитивы снабжены сопроводительным текстом, который помогает объединить диакадры в тематические группы, определить последовательность работы.

Диапозитивы могут быть использованы и на уроках изучения лексики и грамматики русского языка. В данном случае они выполняют иную функцию: это своеобразный картинный словарь

русского языка с наглядной семантизацией слов, пояснением и разграничением их значений.

Методика использования диапозитивов определяется задачами, решаемыми учителем на уроке. Характер изобразительного материала позволяет учителю расширить круг заданий для учащихся, которые выполняются после просмотра диапозитивов и ответов на вопросы, предусмотренные авторами диасерий и включенные в сопроводительный текст. Это могут быть задания типа: подготовка учащимися самостоятельных сообщений на основе определенной учителем группы кадров, создание сопроводительного текста к серии диакадров, написание текстов в газетных жанрах (очерк, репортаж, интервью), создание комментария к диапозитивам, создание текстов для проведения экскурсии по диапозитивам и т.п.

Средства слуховой наглядности. Основными способами реализации слуховой наглядности являются грампластинки и магнитофонная запись . Звукозапись в данном случае выполняет особую дидактическую функцию. Она представляет собой образцы звучащей речи и служит средством формирования культуры устной речи учащихся. Звучащий образец помогает сформировать навыки правильного литературного произношения, ударения, интонирования, а также навыки построения устного связного высказывания. Следовательно, звучащие образцы -это записанная на пластинку или магнитофонную пленку эталонная речь, демонстрирующая нормы русского литературного языка, и устные высказывания различного характера (рассказ, доклад, описание, диалог, телефонный разговор и т.п.).

К учебникам авторского коллектива Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова и др. было создано звуковое пособие, задания которого дополняют упражнения учебников по русскому языку. Основу этого пособия составляют грампластинки с образцами звучащей речи. Звуковое пособие содержит материалы для отработки норм русского литературного языка, определенных и выделенных специально программой для общеобразовательной школы. Следовательно, материалы звукового пособия соотносятся с материалами школьного учебника: те упражнения, с помощью которых усваиваются и запоминаются трудные в орфоэпическом отношении слова, озвучены. Как правило, это тексты, прозаические и стихотворные, слушая которые ученик соотносит написанное и услышанное, мысленно воспроизводит звучание слов, подлежащих усвоению. Имеется в пособии и негативный материал: слушая его, школьник учится фиксировать ошибки в произношении, исправлять их.

Кроме того, в пособии содержится материал для развития устной речи: это, во-первых, такие тексты из учебника, по которым

учащиеся готовятся к написанию изложении, во-вторых, это озвученные тексты из литературных произведений, изучаемых в школе. И наконец, это дополнительные тексты, демонстрирующие образцы устных высказываний: рассказы в исполнении Е. Ауэрбах, И. Андроникова, выразительно прочитанные отрывки из произведений детской литературы, диалоги и монологи любимых литературных героев школьников. Многие тексты читаются на музыкальном фоне, предъявляются с музыкальным сопровождением, что создает особый эмоциональный настрой.

Применение звукового пособия на уроке потребует от учителя выполнения ряда специальных методических условий. Особое внимание следует уделить подготовительному этапу , предваряющему прослушивание грампластинки. На этом этапе необходимо поставить перед учащимися задачу работы, ориентировать их на то, что они должны услышать, указать, на что обратить внимание, заставить задуматься, почему данное упражнение рассчитано на прослушивание звучащего текста. Другими словами, учитель должен организовать целенаправленное, осознанное прослушивание, предварить его специальными заданиями, настроить учащихся на необычную работу.

Во время прослушивания важно не нарушить звучание текста замечаниями, комментариями и другими действиями, выраженными словесно. Ученик должен слушать, не отвлекаясь, сверяя звучащий текст с письменным, если работа соотносится с материалами учебника. Если в учебнике нет письменного аналога, звучащего текста, полезно научить школьников делать необходимые записи в процессе прослушивания: составлять план, выделять те или иные части текста, записывать слова и словосочетания, необходимые для дальнейшей работы, составлять интонационные схемы отдельных предложений. Кроме того, необходимо в ряде случаев (как предусмотрено заданием учебника) во время прослушивания подготовить школьников к выразительному чтению текста учебника, организовать наблюдение над манерой чтения текста диктором: определить общий эмоциональный настрой читающего, проанализировать, где и почему делаются паузы, меняется тон диктора, какие слова и как выделяются при чтении и т.п.

На заключительном этапе , после прослушивания, учащиеся отвечают на все вопросы, заранее поставленные учителем, выполняют новые задания, упражняются в выразительном чтении прослушанного текста, дают свои варианты прочтения тех или иных его частей. Если текст рассчитан на подготовку учащихся к самостоятельному составлению речевых произведений, то соответственно заключительным этапом работы будет задание подготовить устное высказывание на определенную тему.

Зрительно-слуховые средства обучения. Экранно-звуковые средства обучения представлены диафильмами со звуковым сопровождением, кинофильмами и кинофрагментами.

Диафильмы со звуковым сопровождением дают возможность дополнить изобразительный материал дикторским текстом. Соединение изображения и слова позволяет более полно предъявить учащимся ту ситуацию, на базе которой они будут выполнять самостоятельное задание. Звуковое сопровождение можно использовать в различных вариантах: подключать и выключать, применять выборочно, воспроизводить повторно и т.п. Все это обеспечивает использование подобных диафильмов на новом методическом уровне.

Дикторский текст в диафильмах часто сопровождается музыкой, что усиливает эмоциональное воздействие на учащихся. Диафильмы со звуковым сопровождением предназначены прежде всего для уроков развития речи. В них используются различные сюжеты, подготавливающие учащихся к написанию сочинений-описаний, рассказов, к устным высказываниям-докладам на лингвистическую тему, сообщениям, рассуждениям дискуссионного характера.

Работа над диафильмами со звуковым сопровождением определяется в основном теми же методическими принципами, которые реализуются и в работе с обычными диафильмами. Однако следует учитывать ряд обстоятельств. Сопроводительный текст, прочитанный опытными дикторами и школьниками, выполняет особую методическую задачу: он позволяет познакомить учащихся с особенностями устных высказываний-репортажей, докладов, выступлений дискуссионного характера.

Хотя с помощью диафильмов со звуковым сопровождением можно работать и над развитием письменной речи, но в первую очередь необходимо использовать возможность работы по развитию устной речи детей, так как этой форме речевой деятельности не уделяется еще должного внимания. В связи с этим в поле зрения учителя и учащихся должны быть специфические приемы построения устных речевых произведений: композиция; интонация; речевой этикет; средства, позволяющие привлечь внимание слушателей, построить высказывание логично и доказательно.

В ряде случаев работа над диафильмами потребует довольно значительной предварительной подготовки: чтение литературных произведений, просмотр кинофильмов, анализ научно-популярной литературы, чтение газетных публикаций и т.п. Так, например, работа над диафильмом "Мнения разделились" (автор Л.М. Зельманова) потребует от учащихся чтения повести В.Железникова "Чучело"; работа над диафильмом "Слово предоставляется

Кроме того, следует учитывать, что дикторский текст (доклад, выступление, сочинение) может служить для учащихся не только образцом при создании собственного высказывания, но и контрольным текстом, позволяющим определить, верно ли выполнено речевое задание. С учетом этого обстоятельства и строится диафильм со звуковым сопровождением: он складывается из нескольких фрагментов, каждый из которых выполняет свою функцию. Сначала в ряде случаев даются фрагменты без звукового сопровождения (фотографии, игровой материал), разъясняющие теми или иными средствами правила построения нужного текста, предупреждающие наиболее типичные ошибки учащихся. Далее следуют фрагменты с образцами текстов, озвученных дикторами. Именно эти фрагменты могут быть использованы либо как образцы (они воспроизводятся и анализируются до выполнения школьниками самостоятельных заданий), либо как контрольные тексты (они анализируются после выполнения учащимися предложенных учителем заданий). На разных этапах обучения учитель определяет методику работы с учетом целого ряда объективных и субъективных обстоятельств.

Необходимо учитывать и другие особенности диафильмов со звуковым сопровождением. Их использование потребует от учителя серьезной предварительной подготовки: он должен освоить указания, когда включается и отключается звукозапись (они даны в субтитрах и дикторском тексте), чтобы добиться соответствия звука и изображения; продумать, кто из учащихся будет читать субтитры, и подготовить их к этой работе; определить, как будут выполнены задания дикторов; подготовиться к записи ответов учащихся на магнитофонную пленку; разработать задания, учитывающие специфику работы в каждом конкретном классе.

В отличие от всех остальных средств наглядности кинофильмы и кинофрагменты обеспечивают динамику изображения, синхронную подачу звука и изобразительного материала, что и определяет их методические возможности. Целостные учебные фильмы, состоящие подчас из нескольких частей (продолжительность каждой части 10 мин), и кинофрагменты, демонстрация которых занимает от 3 до 5 мин, применяются для решения учебных задач различного характера. Как и все остальные наглядные пособия, кинофильмы и кинофрагменты используются и на уроках русского языка, и на уроках развития речи.

Кинофильмы на уроках русского языка дополняют материалы учебника, помогают учащимся более глубоко разобраться в сущности языковых явлений, освоить способ примененитя

правил на практике. Для этой цели используется различный изобразительный материал: рисунки, таблицы, мультфильмы, игровые и видовые ситуации, документальный материал и т.п. Дикторский текст обеспечивает звуковой комментарий к изобразительному материалу, рассказ, деловые инструкции, вопросы, использование отрывков из художественных произведений.

Для уроков русского языка созданы специальные учебные кинофильмы, такие, как "Мир родной речи", "Живой как жизнь", "Если вы вежливы" и др. Их демонстрация сочетается с изучением лексических и грамматических тем по учебнику. Следовательно, учитель должен определить то место, которое займет фильм в системе изучения темы в целом; составить вопросы и задания, позволяющие соотнести материал учебника с содержанием фильма; подготовить учащихся к выводам и обобщениям, которые необходимо сделать после просмотра фильма; помочь включить сведения, которые даны в фильме, в рассказ о том или ином явлении и т.п.

На уроках развития речи кино применяется более широко, так как с его помощью интенсивно вводятся самые различные ситуации, стимулирующие речевую деятельность учащихся. В учебных фильмах с этой целью используются сюжетный и видовой материалы. Возможности кино позволяют предъявить видовые сюжеты в динамике, в разных ракурсах. Кинокамера организует и направляет внимание зрителя, заставляет его увидеть то, что необходимо для решения учебной задачи, помогает увидеть предмет близко и на расстоянии, с разных точек зрения. Все это облегчает сбор материала к будущему высказыванию. Очевидно в связи с этим, что кинофильмы можно использовать для работы над различного рода описаниями. Именно для этого созданы такие фильмы, как "Памятник", "Лесное озеро", "Медвежонок" и др.

Используются кинофильмы и для обучения рассказу. С помощью кинофильма можно наглядно показать учащимся композиционные особенности повествовательного жанра. Для этой цели применяются такие специфические приемы, как показ серии основных эпизодов экранизированного рассказа в конце фильма (они восстанавливаются с помощью стоп-кадра); анализ эпизодов, связанных с развитием действия рассказа; развитие сюжета по началу или концовке рассказа; анализ дикторского текста, его дополнение и трансформация; анализ музыки фильма и т.п. Некоторые фильмы помогают подготовить учащихся к устным высказываниям. В основе таких фильмов - образец устного рассказа. Работа по фильму потребует от учащихся выполнения ряда специальных заданий: проследить за тоном речи рассказчика; определить, как он передает свои чувства и свое настроение, как держится; подумать над тем,

почему рассказ получился интересным, почему его легко слушать. Для работы над рассказом созданы такие учебные фильмы, как "История маленького рысенка", "Высота 136", "Как я однажды".

Некоторые фильмы ("Берегите книгу") используются для работы над рассуждением. Дикторский текст помогает определить правила построения текстов подобного характера, научить вводить аргументы при доказательстве основного тезиса, использовать необходимую лексику и т.п.

Для того чтобы были решены все задачи, обусловленные характером учебных фильмов, необходимо соблюдать следующие методические рекомендации.

  1. Продумывая цели и задачи использования учебного кинофильма (или кинофрагмента) на уроке, учитель должен определить этап, на котором будет демонстрироваться фильм, приемы соотнесения работы по фильму с содержанием всего урока.
  2. Особое внимание следует уделить подготовке учащихся к восприятию фильма: сформулировать задачи работы, ориентировать школьников на фиксирование определенных деталей при просмотре фильма, рассказать о создателях, героях и актерах (если они есть) и т.п. Другими словами, подготовительная работа должна способствовать тому, чтобы уже с первых минут просмотра киноленты учащиеся не отвлекались от решения основной задачи данного этапа урока.
  3. После просмотра кинофильма полезно выяснить общее впечатление, которое он на них произвел: что запомнилось, что понравилось и т.п. Это позволит определить, кто из учащихся был внимателен при просмотре фильма, кто из них более полно осознал его содержание. Следовательно, и дальнейшая беседа с учащимися будет более плодотворной.

В ходе выполнения специальных заданий, направленных на познание языковых явлений или на развитие речи, учитель подводит учащихся к необходимым выводам. Во время беседы со школьниками полезно научить их делать записи, которые впоследствии облегчат выполнение заданий, связанных с просмотром фильма: наброски плана или композиционной схемы будущего высказывания, лексику, новую для учащихся и необходимую для будущей работы, начерно оформленные фрагменты текста и т.п.

Работа по кинофильму заканчивается, как правило, выполнением самостоятельных заданий (домашних или классных), обусловленных содержанием фильма и его назначением: подготовкой устных и письменных высказываний разных жанров.

Современные технические средства позволяют использовать в качестве наглядных пособий видеофильмы, которые демонстрируются с помощью видеомагнитофона. В настоящее время для

уроков русского языка создан видеофильм "Русский язык с помощью сказки", в который вошли учебные фильмы "Если вы вежливы", "Пес Мартын пишет объявление", "Берегите книгу" и др. (автор Л.М. Зельманова). Создание учебных видеофильмов по русскому языку находится в начальной стадии, поэтому специфика их использования еще не определена.

В настоящее время арсенал средств наглядности расширяется и пополняется. Так, на уроках русского языка в учебных целях используются радио- и телепередачи , компьютерная и лингафонная техника.

В качестве примера использования компьютера может служить пособие Н.Н. Алгазиной "Дидактические материалы по орфографии с компьютерной поддержкой" (М., 1997), в котором описан опыт применения ЭВМ при изучении и обобщении материала по орфографии. Работа над правилом (или блоком правил) на первом этапе предполагает изучение или повторение соответствующего материала школьного учебника. После этого школьники с помощью серии компьютерных программ еще раз изучают нормы правописания, затем тренируются в выборе написания на основе алгоритма, заложенного в программе, контролируя свои действия на всех этапах применения правила, включая последний, заключительный этап, на котором осуществляется выбор написания. С помощью компьютера школьники овладевают орфографическим разбором, схема которого предъявляется компьютером, что позволяет судить об уровне овладения учащимися орфографической теорией, а также об умении применять эту теорию в практической деятельности.

Применение компьютера на уроках русского языка не является самоцелью. Его использование позволяет эффективно решить ряд дидактических задач: интенсифицировать учебный процесс, оптимизировать его, активизировать познавательную деятельность школьников, пробудить интерес к учебной работе, повысить уровень их знаний, добиться ощутимых результатов в работе по совершенствованию умений и навыков.

Использование компьютерных программ обеспечивает дифференцированный и индивидуальный подход к обучению, так как в них предусмотрена возможность обеспечения тренировочной работы различной длительности в зависимости от усвоения способа действия конкретными учащимися. Программа предусматривает использование в процессе тренировочной работы разных по степени трудности вариантов, которые могут быть предложены учащимся с учетом их возможностей.

Компьютерная поддержка возможна при изучении различных тем школьной программы, прежде всего при изучении пунктуации

2. Практическая работа. 1. Подберите и подготовьте наглядные пособия для проведения занятий по изучению данных букв и звуков (Смотреть образцы планов-конспектов уроков «Начальное обучение русский язык»). Специфика изучения: 1. - звука и буквы «ы» в сочетании с согласными 2. - звука и буквы «и» . 3. - взрывного «г» . 4. - звука, буквы «э» . 5. - буквы «е» . 6. - буквы «ё» 7. - ознакомление с употреблением ъ, ь разделительных знаков.

1. Подберите и подготовьте наглядные пособия для проведения занятия по изучению звука и буквы «е» . Презентация к уроку № 15. Вся наглядность в этой презентации. Оборудование: карточки с буквой е и звуками; рисунки с изображениями енота, лисы, медведя, гриба, девочки, белки, черепахи, льва, коровы, лес, ель, петух, верблюд, мальчик; видеозапись мультфильма «Крошка енот» .

2. Подберите и подготовьте наглядные пособия для проведения занятия по изучению звука и буквы «ё» . Презентация к уроку № 16. Вся наглядность в этой презентации. Оборудование: карточки с буквой ё и звуками; аудиозапись песни «Улыбка» В. Шаинского; рисунки с изображениями лисы, пчёлки, зайца, ёлки, ёжика, ерша.

3. Подберите и подготовьте наглядные пособия для проведения занятия по изучению звука и буквы «э» . 1. Карточки с буквой э; 2 Карточки со словами (этаж, экран, дуэт, поэт) для звуко-буквенного анализа. 3. Рисунки (эклер, эскимо, экскаватор, эскалатор, эдельвейс, алоэ, электровоз) 4. Таблица для беглого чтения (для выполнения задания 6 “Чтение слов с буквой э “. эхо эфир экран Эдуард экология экскурсия это эдельвейс электровоз эклер этаж

4. Подберите и подготовьте наглядные пособия для проведения занятия по изучению звука и буквы «ы» в сочетании с согласными и буквы «и» . Эти буквы изучаются на одном уроке № 11. 1. Карточки с буквами ы, и; . 2. Рисунки к игре “Где мой дом”: гриб, листок, рыба, мыло, шары, мышь, лимон, лыжи, лиса, кит, сыр. 3. Макет “домика” (2 шт.) к игре “Где мой дом”. 4. Карточки со словами (мыло, лиса) для звуко-буквенного анализа.

5. Подберите и подготовьте наглядные пособия для проведения занятия по изучению взрывного «г» . 1. Карточки с буквой г; 2. Карточки со словами гусь, гриб, снег для звуко-буквенного анализа. 3. Рисунки: гусь, гриб, снег, воробей, гвоздика ……

6. Подберите и подготовьте наглядные пособия для проведения занятия по изучению и ознакомлению с употреблением ъ разделительного знака. 1. Карточки с буквой Ъ; 2. Карточки со словами для звуко-буквенного анализа.

7. Подберите и подготовьте наглядные пособия для проведения занятия по изучению и ознакомлению с употреблением «ь» разделительного знака. 1. Карточки с буквой ь. 2. Карточки со словами олень, рысь, ель для звукобуквенного анализа. 3. Рисунки: олень, конь, рысь, перо. 4. Маски Мальвины и Пьеро.

Название:
Номинация: Детский сад, Методические разработки, Презентации, Старший дошкольный возраст

Должность: учитель — логопед
Место работы: МДОУ «Детский сад № 228»
Месторасположение: г. Ярославль

Презентация на тему
«Использование занимательного наглядного материала на занятиях по подготовке к обучению грамоте для детей с ОВЗ в ДОУ»

Опыт показывает, что очень трудно бывает удержать внимание детей с нарушениями речи, пробудить у них интерес к содержанию занятия, процессу обучения в целом, добиться, чтобы усвоенный материал сохранился надолго в памяти и использовался в новых условиях.

Необходимо так построить обучающий процесс, чтобы на уровне эмоционального сознания способствовать появлению у детей с нарушениями речи элементарного познавательного интереса к родному языку как учебному предмету, а в дальнейшем и ко всему процессу обучения. Одновременно с этим удастся активизировать их память, внимание, фонематическое восприятие и ряд других высших психических процессов и функций.

Достигнуть же этих целей можно путем использования игровых приемов, занимательного материала, который усложняется на разных этапах обучения.

Выбор наглядных пособий обусловливается целями, содержанием, этапом занятия.

При подборе наглядных пособий, дидактических игр я учитывала следующее:

— Наглядность должна опираться на программный материал;

— Игровой материал должен вовлекать в коррекционный процесс самые сохранные анализаторы (зрительный и тактильный) в первую очередь;

— Назначение предметов, картинок, пособий, смысл вопросов, условия работы с материалом должны быть ясны и понятны детям;

— Используемое пособие должно обеспечить вовлечение всех детей в коррекционный процесс;

— Эти пособия должны быть внешне привлекательными.

Подобранный мною занимательный материал систематизирован в зависимости от периода и целей обучения и разделен на несколько блоков.

Слайд 1

Подготовительный этап.

I. Занимательный наглядный материал на уровне обучения навыкам звукового анализа и синтеза.

Основной задачей в процессе обучения грамоте является формирование у дошкольников общей ориентировки в звуковой системе языка. Обучение их звуковому анализу слова, т.е. определению порядка следования звуков в слове, установлению различительной роли звука, основных качественных его характеристик.

1. «Зрительные символы гласных и согласных звуков» предложены Т.А. Ткаченко). Каждый гласный звук обозначается геометрической формой красного цвета, похожей на положение губ при артикуляции соответствующего звука (звук «у» - маленький кружок, «а» - большой круг). Слайд 2

Согласный звук обозначается изображением предмета или явления, способного издавать соответствующий звук, и фишкой синего цвета (звук «в» - ветер воет).

Слайд 3

Использование данного наглядного материала целесообразно на всех этапах работы по изучению звуков речи. Это и изолированное произношение звуков, и составление звуковых схем и слогов, и определение позиции того или иного звука в слове, и подбор картинок к «зашифрованным» словам.

Слайд 4

2. Звуковые линейки. Служат для определения позиции звука в слове (начало, середина, конец). Могут быть разнообразны и даже соответствовать лексической теме: голова- начало слова, туловище - середина, хвост - конец слова.

Слайд 5

Это пособие представляет собой полоску картона с «кармашком» впереди, на котором написан числовой ряд. Количество цифр может варьироваться в зависимости от возраста детей (для старших дошкольников достаточно цифр от 1 до 5(6), для детей младшего школьного возраста можно использовать ряд от 1 до 9). К звуковой линейке прилагается конверт, в котором находятся «фишки» — небольшие прямоугольники из цветного картона (красного, синего и зелёного цвета) для обозначения гласных, твёрдых и мягких согласных звуков.

Звуковая линейка позволяет выполнять различные упражнения: — Составление звуковой схемы слова. — Преобразование схемы (добавление или замена цветных фишек). — Установление соотношения между звуками и буквами (в случаях, когда буквы обозначают 2 звука). Той же цели служат пособия «Лодка», «Домик», «Самолет», «Будильник», «Ромашка», «Солнышко», «Снеговик» (с помощью них можно определить, имеется ли определенный звук в слове и где он находится).

Слайд 6

3. Схема анализа артикуляции звуков позволяет дать характеристику любому гласному или согласному звуку. С помощью понятных ребенку условных обозначений он определяет участие в образование звука губ и зубов, положение языка, анализирует воздушную струю (она м.б. теплая или холодная), а также участие голоса (дрожит или нет горлышко).

Слайд 6

Малыш обучается самостоятельно анализировать звук, может определить гласный это или согласный, глухой или звонкий.

4. Согласные твердые звуки обозначаем синим, согласные мягкие – зелёным и/или заселяем в соответствующие домики или вагончики. Варианты могут быть самыми разными.

Слайд 7

Слайд 8

Также «Паровозик» и многоэтажные домики могут использоваться в разделе слогоделения. На первом этаже или в первом вагоне «поедет» слово из 1 слога и т.д.

Звонкость – глухость согласного на схеме обозначается соответственно колокольчиком, пчелкой или божьей коровкой.

Слайд 9

II. Занимательный наглядный материал на уровне обучения слогоделения.

С введением понятия «слог», ребенок знакомится со слогообразующей ролью гласных. Обучается составлению слоговых схем, в которые вводятся гласные звуки или буквы.

Слайд 10

Слоговые схемы позволяют ощутить ритмический рисунок слова, который можно простучать, прохлопать, прошагать. Точное восприятие и четкая артикуляция гласных звуков обеспечивают правильную передачу слогового образа слова, а также предупреждают замещение и перестановку слогов в слове. На этом этапе можно воспользоваться ручными позами, соответствующими гласным звукам.

Слайд 11

Такие приемы, направленные на совместную деятельность слухового и кинестетического анализаторов, очень эффективны.

Среди игр, опирающихся на зрительный анализатор, популярна игра «Паровозик», в которой дети делят слова на слоги и раскладывают картинки по вагончикам. В вагончик с одним окошком собираются картинки, названия которых состоят из одного слога, в вагончик с двумя окошками – карточки — из двух слогов и т. д. Также детям предлагается подобрать схемы к словам, учитывая ударный слог. Той же цели может служить пособие «Домик» с тремя этажами: на первом этаже «селятся» картинки, чьи названия состоят из одного слога, на втором — из двух слогов, на третьем — из трех. Аналогично проводится работа с пособием «Снеговик», где вместо трех этажей – три кома снега. И т.д.

Этап обучения чтению.

  1. Занимательный наглядный материал на уровне обучения знанию букв.

При знакомстве с графическим обозначением изучаемого звука необходимо связать его фонематический образ со зрительным. Это возможно лишь тогда, когда дети будут четко понимать: главное отличие звука от буквы — это то, что звуки мы слышим и произносим, а буквы видим, пишем и читаем.

Игры на данном этапе позволяют детям быстрее усвоить графические изображения букв и предотвратить возможность дисграфии, с которой сталкивается большинство детей в школах.

1. «Учим буквы в стихах» (по материалам книги В. В, Волиной «Занимательное азбуковедение»). Предлагаются графические изображения букв, обыгранные в стихах и представленные через простейшие ассоциации: зрительные, слуховые, тактильные и т. д. Например, буква «п» изображается в виде футбольных ворот. К ней прилагается стихотворение: «На хоккее, на футболе буква П – ворота в поле».

2. «Пальчиковый алфавит» — моделирование букв пальцами.

Слайд 12, 13

3. Моделирование букв из шнурков или счетных палочек. (Лучше под стихотворное сопровождение).

4. Игра «Сложи букву» предлагает сконструировать любую печатную букву из двух элементов (наподобие пазлов), перед этим можно предложить детям угадать букву по ее одному элементу.

5. Игра «Умные ручки» — вариация игры «Волшебный мешочек» — предлагает на ощупь узнать букву в тряпочном мешочке.

Слайд 14

6. Игра «Умные глазки». Это может быть алфавит с зашумлением. Или буквы с недостающими или скрытыми элементами. Графические изображения букв может накладываются друг на друга с совпадением общих элементов или без совпадения.

7. В игре «Найди буквы» можно использовать сложную геометрическую фигуру, в которой ребенок должен найти определенные буквы.

Слайд — 15

9. Рисование символов и букв на песке, крупе, на спине.

Слайд 16

Слайд 17

Наконец, на любом этапе обучения грамоте можно использовать графические схемы предложения, где само предложение обозначается зеленой «тропинкой», слова — домиками, первое слово в предложении — домиком с трубой, слоги — вазочками, звуки- цветочками разного цвета (красные, синие, зеленые). Звонкость и глухость согласных звуков изображается с помощью «пчелок» или «божьих коровок» соответственно. С помощью графических схем можно научить дошкольников проводить полный анализ предложений, слов, слогов вплоть до звуков.

Слайд 17

Игра для ребенка — это возможность самовыражения, самопроверки, самоопределения. Игровая ситуация требует от каждого, включенного в нее, определенной способности к коммуникации, способствует сенсорному и умственному развитию (зрительного восприятия, образных представлений, обучению анализу), усвоению лексико-грамматических категорий родного языка, а также помогает закреплять и обогащать приобретенные знания, на базе которых развиваются речевые возможности.

К. Д. Ушинский считал, что развитие речи может осуществляться только в деятельности, только в упражнениях, которые должны быть по возможности самостоятельными, систематическими, логическими, устными и письменными, причем устные должны предшествовать письменным.