Используя приведенный ниже фрагмент из произведения. Любовь и деньги в романе "евгения гранде"

Создавая "Человеҹескую комедию", Бальзак поставил перед собой задаҹу, еще неизвестную тогда литературе. Он стремился к правдивости и беспощадному показу современной ему Франции, показу реальной, действительной жизни его современников. Одной из многих тем, звуҹащих в его произведениях, является тема губительной власти денег над людьми, постепенной деградации души под влиянием золота. Это особенно ярко отражено в двух известных произведениях Бальзака "Гобсек" и "Евгения Гранде". Произведения Бальзака не утратили своей популярности и в наше время. Они популярны и среди молодых ҹитателей, и среди людей старшего возраста, ҹерпающих в его произведениях искусство понимания ҹеловеҹеской души, стремящихся разобраться в историҹеских событиях. И для этих людей книги Бальзака настоящая кладовая жизненного опыта. Ростовщик Гобсек является олицетворением власти денег. Любовь к золоту, жажда обогащения убивают в нем все ҹеловеҹеские ҹувства, заглушают все другие наҹала. Единственное, к ҹему он стремится, это обладать все большими и большими богатствами. Кажется абсурдом, ҹто ҹеловек, владеющий миллионами, живет в бедности и, взыскивая по векселям, предпоҹитает ходить пешком, не нанимая извозҹика. Но и эти поступки обусловлены лишь стремлением сэкономить хотя бы немного денег: живя в бедности, Гобсек при своих миллионах платит налога 7 франков. Ведя скромную, незаметную жизнь, казалось бы, никому не вредит и ни во ҹто не вмешивается. Но с теми немногими людьми, которые обращаются к нему за помощью, он настолько беспощаден, настолько глух ко всем их мольбам, ҹто напоминает скорее какую-то бездушную машину, ҹем ҹеловека. Гобсек не пытается сблизиться ни с одним ҹеловеком, у него нет друзей, единственные люди, с которыми он встреҹается, это его партнеры по профессии. Он знает, ҹто у него есть наследница, внуҹатая племянница, но не стремится найти ее. Он ниҹего не хоҹет знать о ней, потому ҹто она его наследница, а Гобсеку тяжело думать о наследниках, потому ҹто он не может смириться с тем, ҹто он когда-нибудь умрет и расстанется со своим богатством. Гобсек стремится как можно меньше расходовать свою жизненную энергию, поэтому-то он не переживает, не соҹувствует людям, всегда остается безразлиҹным ко всему окружающему. Гобсек убежден, ҹто только золото правит миром. Однако автор наделяет его и некоторыми позитивными индивидуальными каҹествами. Гобсек умный, наблюдательный, проницательный и волевой ҹеловек. Во многих суждениях Гобсекамы видим позицию самого автора. Так, он сҹитает, ҹто аристократ ниҹем не луҹше буржуа, но свои пороки он скрывает под лиҹиной порядоҹности и добродетели. И он жестоко мстит им, наслаждаясь своей властью над ними, наблюдая, как они пресмыкаются перед ним, когда не могут заплатить по векселям. Превратившись в олицетворение власти золота, Гобсек в конце жизни становится жалок и смешон: в кладовой гниют накопленные кушанья и дорогие предметы искусства, а он торгуется с купцами из-за каждой копейки, не уступая им в цене. Умирает Гобсек, устремив взгляд на огромную груду золота в камине. Папаша Гранде коренастый "добряк" с шевелящейся шишкой на носу, фигура не настолько таинственная и фантастиҹеская, как Гобсек. Биография его вполне типиҹна: сколотив себе состояние в смутные годы революции, Гранде становится одним из самых именитых граждан Сомюра. Никто в городе не знает истинных размеров его состояния, и его богатство является предметом гордости для всех жителей городка. Однако богаҹ Гранде отлиҹается внешним добродушием, мягкостью. Для себя и своей семьи он жалеет лишний кусоҹек сахара, муки, дров, ҹтобы топить в доме, он не ҹинит лестницу, потому ҹто ему жаль гвоздя. Несмотря на все это, он по-своему любит жену и доҹь, он не настолько одинок, как Гобсек, у него есть определенный круг знакомых, которые периодиҹески его навещают, поддерживают добрые отношения. Но все же из-за своей непомерной скупости Гранде теряет всякое доверие к людям, в поступках окружающих он видит лишь попытки разжиться за его сҹет. Он только делает вид, ҹто любит своего брата и заботится о его ҹести, на самом же деле делает лишь то, ҹто ему выгодно. Он любит Нанетту, но все же бессовестно пользуется ее добротой и преданностью ему, беспощадно эксплуатирует ее. Страсть к деньгам делает его совершенно бесҹеловеҹным: смерти жены он боится из-за возможности раздела имущества. Пользуясь безграниҹным доверием доҹери, заставляет ее отказаться от наследства. Жену и доҹь он воспринимает как ҹасть своей собственности, поэтому его потрясает то, ҹто Евгения посмела сама распорядиться своим золотом. Гранде не может жить без золота и по ноҹам ҹасто пересҹитывает свое богатство, спрятанное в кабинете. Ненасытная алҹность Гранде особенно отвратительна в сцене его смерти: умирая, он вырывает из рук священника позолоҹенный крест.

    Повесть «Гобсек» занимает особенное место среди других произведений Оноре Бальзака первой половины 30-х годов. Это одно из самых выдающихся произведений писателя. Центральный образ произведения - процентщик Гобсек. Биография Гобсека, какую Бальзак...

    Творчество Оноре де Бальзака стало вершиной развития западноевропейского реализма XIX века. Творческая манера писателя вобрала в себя все самое лучшее от таких мастеров художественного слова, как Рабле, Шекспир, Скотт и многие другие. В то же время,...

    Как и в других своих произведениях, Бальзак повествует в "Гобсеке" одновременно о многих очень не похожих друг на друга людях. На втором плане повести, как бы в тени, находятся дочь виконтессы де Гранлье - Камилла и обедневший аристократ...

  1. Новое!

    Тяжелая тема… Как определить, где ценности выдуманные, где ценности настоящие? Что имеем в виду? Скажем, золото - мысленная или настоящая ценность? Говорю о золоте, так как главный герой - ростовщик. Золото - ценность выдуманная, так как оно абсолютно...

ЕВГЕНИЯ ГРАНДЕ Повесть (1833) Евгения Гранде - дочь Феликса Гранде. Г. - крупная и плотная девушка, с округлым лицом и серыми лучистыми глазами, прекрасная величавой красотой и врожденным благородством.

До приезда в Сомюр парижского кузена Шарля Гранде, столичного франта, Е. не задумывается ни о своем положении, ни о характере своего отца. Появление Шарля, в которого Е. сразу влюбляется, пробуждает в ней множество новых мыслей и ощущений: она осознает скудость отцовского дома, догадывается о том, что ей следует скрывать от отца свою любовь. Она начинает судить отца за скупость и чувствовать себя принужденно в его присутствии. Впервые в ее сердце сталкиваются добро и зло, впервые она совершает поступок, которого стыдится: пока кузен Шарль спит, она читает его письма к любовнице и другу.

Любовь заставляет ее отважиться на бунт, на прямое неповиновение отцу: она отдает взаймы кузену, обедневшему из-за банкротства его отца, свои старинные золотые монеты, а когда старый Гранде хочет взглянуть на них, отказывается объяснить причину их исчезновения. Е. - дочь своего отца, и ее страсть - любовь к Шарлю - так же могущественна, как страсть папаши Гранде - любовь к золоту. Повесив в своей комнате карту полушарий, Е. мысленно следит за кузеном, уехавшим в Ост-Индию сколачивать состояние, она черпает счастье в воспоминаниях о единственном поцелуе, которым она обменялась с Шарлем, и эти воспоминания помогают ей спокойно переносить гнев отца, посадившего ее на хлеб и воду. Трагедия Е. - в бесплодности ее жизни. Став после смерти матери и отца владелицей несметных богатств, Е. продолжает жить в том же неуютном холодном доме; она управляет своими владениями так, как ей завещал отец, и даже перенимает некоторые его словечки, например манеру говорить: «Посмотрим», когда не хочется давать прямой ответ. Многие женихи мечтают взять за себя невесту-миллионщицу, но она ждет Шарля, Шарль же, разбогатевший за счет торговли рабами и огрубевший душой, женится на некрасивой аристократке, ибо, в отличие от сомюрцев, не догадывается о том, как богата его кузина. Е. выходит замуж за председателя сомюрского суда первой инстанции Крюшо де Бонфона, предварительно взяв с него обещание, что брак останется фиктивным. Овдовев, она остается прежней старой девой, в которой святость и благородство страдания сочетаются с мелочными провинциальными привычками.

Феликс Гранде - отец Евгении Гранде. Г. - сомюрский бочар, разбогатевший во время революции 1789-1794 гг., когда ему удалось скупить за бесценок лучшие в округе фермы и виноградники. Богатство помогло ему превратиться из «папаши Гранде», как именовали его жители Сомюра, в «господина Гранде» и даже стать мэром родного города. Г. - коренастый, плотный мужчина с круглым, топорным, рябым лицом, со спокойным, хищным выражением глаз, «какое народ приписывает василиску»; лицо его выдает «опасную хитрость, холодную честность и эгоизм». Страсть, безраздельно владеющая Г., - скупость; ради денег Г. готов на все; в коммерции он «походил на тигра»: он подстерегал добычу, потом «разевал пасть своего кошелька, проглатывал очередную долю экю и спокойно укладывался, как змея, переваривающая пищу; все это проделывал он бесстрастно, холодно, методически».

Своих родных - жену и единственную дочь - Г. держит в черном теле, деспотически диктует им правила жизни в своем доме; чем старше он становится, тем сильнее делается его скупость; все его чувства сосредоточиваются на золоте; для него счастье - владеть золотом, пересчитывать по ночам золотые монеты.

Поэтому, узнав, что Евгения отдала свое золото кузену Шарлю, Г. сажает дочь на хлеб и воду. От огорчения мать Евгении, жена Г., заболевает и умирает.

Г. опечален потерей жены, но по-настоящему потрясает его другое: после смерти г-жи Гранде Евгения, ее наследница, может потребовать раздела имущества, и тогда он, Г., лишится части состояния. В восемьдесят два года Г. разбивает паралич, но он продолжает наблюдать за тем, как дочь получает платежи от арендаторов, а все свое время проводит в кресле около двери в маленький кабинет, где хранится его золото; пока у него хватает сил открыть глаза, он тревожится о своих луидорах и требует, чтобы дочь раскладывала их перед ним на столе. Деньгам посвящены и его последние слова, обращенные к дочери: «Береги золото, береги! Ты дашь мне отчет на том свете!» Нанетта-громадина - служанка в доме папаши Гранде. Н. - «существо женского пола, сложенное как Геркулес, твердо стоящее на ногах, как шестидесятилетний дуб на корнях своих, существо с широкими бедрами и квадратной спиной, с руками ломового извозчика и честностью непоколебимой, как ее нетронутое целомудрие». Н. стряпает, стирает, убирает в доме Гранде и слепо повинуется своему хозяину, которому служит с двадцати двух лет, она - воплощенная верность, не только служанка, но и член семьи. После смерти старого хозяина она получает от Евгении Гранде пожизненную пенсию и, став богатой невестой, в пятьдесят девять лет выходит замуж за главного смотрителя земель Гранде.

Проблема денег, золота и той всепоглощающей силы, которую приобретает оно в жизни капиталистического общества, определяя все человеческие отношения, судьбы отдельных людей, формирование социальных характеров.

Старик Гранде - современный гений наживы, миллионер, превративший спекуляцию в искусство. Гранде отрекся от всех радостей жизни, иссушил душу своей дочери, лишил счастья всех близких, но нажил миллионы.

Тема - разложение семьи и личности, падение морали, оскорбление всех интимных человеческих чувств и отношений под властью денег. Именно из-за богатств отца несчастная Евгения воспринималась окружающими заведомо как способ наживы солидного капитала. Между крюшотинцами и грассенистами, двумя оппозиционными лагерями жителей Сомюра, постоянно шла борьба за руку Евгении. Конечно же, старик Гранде понимал, что частые визиты в его дом Грассенов и Крюшо – совершенно не искренние выражения почтения старому бочару, и потому он часто говорил сам себе: «Они здесь ради моих денег. Они приходят сюда скучать ради моей дочки. Ха-ха! Моя дочь не достанется ни тем, ни другим, и все эти господа – только крючки на моей удочке!».

Судьба Евгении Гранде – самая скорбная история, рассказанная Бальзаком в его романе. Несчастная девушка как в тюрьме томившаяся долгие годы в доме отца-скряги, всей душой привязывается к своему кузену Шарлю. Она понимает его горе, понимает, что никому на свете он не нужен и что его самый близкий сейчас человек, его родной дядя, не поможет ему по той же самой причине, по которой Евгении приходится всю жизнь довольствоваться плохой едой и жалкой одеждой. И она, чистая сердцем, отдает ему все свои сбережения, мужественно перенося страшный гнев отца. Долгие годы ждёт она его возвращения… А Шарль забывает свою спасительницу, под властью общественных настроений становится таким же Феликсом Гранде – безнравственным накопителем богатства. Он предпочитает Евгении титулованную дурнушку, мадемуазель Д’Обрион, потому что им теперь руководят чисто корыстные интересы. Так оборвалась вера Евгении в любовь, вера в прекрасное, вера в незыблемое счастье и успокоение.

Евгения живет сердцем. Материальные ценности для нее ничто по сравнению с чувствами. Чувства составляют истинное содержание ее жизни, в них для нее – красота и смысл бытия. Внутреннее совершенство ее натуры выявляется и во внешнем облике. Для Евгении и ее матери, имевших в течение всей своей жизни единственной радостью те редкие дни, когда отец разрешал топить печь, и видевших только свой ветхий домишко и каждодневное вязанье, деньги не имели совершенно никакого значения.

Поэтому в то время как все кругом готовы были любой ценой приобретать золото, для Евгении доставшиеся 17 миллионов после смерти отца оказались тяжким бременем. Золото не сможет вознаградить ее за ту пустоту, которая образовалась в ее сердце с потерей Шарля. Да и не нужны ей деньги. Она совсем не умеет с ними обходиться, потому что если они ей и были нужны, то только для того, чтобы помочь Шарлю, помочь тем самым самой себе и своему счастью. Но, к сожалению, единственное существующее для нее в жизни сокровище – родственная привязанность и любовь – бесчеловечно растоптано, и этой единственной надежды она лишилась в самом расцвете лет. В какой-то момент Евгения поняла все неисправимое несчастье своей жизни: для отца она всегда была лишь наследницей его золота; Шарль предпочел ей более состоятельную женщину, наплевав на все святые чувства любви, привязанности и морального долга; сомюрцы смотрели и продолжают смотреть на нее только как на богатую невесту. А те же единственные, кто любил ее не за ее миллионы, а по-настоящему – ее мать и служанка Нанета – были слишком слабы и бесправны там, где безраздельно царил старик Гранде с его туго набитыми золотом карманами. Она лишилась матери, теперь она уже и похоронила отца, протягивающего даже в самые последние минуты своей жизни руки к золоту.


При таких условиях между Евгенией и окружающим ее миром неизбежно возникло глубокое отчуждение. Но вряд ли она сама ясно отдавала себе отчет в том, что именно явилось причиной ее несчастий. Конечно, просто назвать причину – разнузданное господство денег и денежные отношения, стоявшие во главе буржуазного общества, которые и раздавили хрупкую Евгению. Она лишена счастья и благополучия, несмотря на то, что безгранично богата.

И трагедия ее в том, что жизнь таких людей, как она, оказалась абсолютно бесполезной и никому не нужной. Ее способность к глубокой привязанности не нашла отклика.

Потеряв всякую надежду на любовь и счастье, Евгения вдруг меняется и выходит замуж за председателя де Бонфона, который только и ждал этого мига удачи. Но даже этот корыстный человек умер совсем скоро после их свадьбы. Евгения снова осталась одна с еще большим богатством, перешедшим к ней по наследству от покойного мужа. Вероятно, это явилось своеобразным злым роком для несчастной девушки, ставшей вдовою в тридцать шесть лет. Она так и не родила ребенка, ту безнадежную страсть, которой жила Евгения все эти годы.

И все же в конце мы узнаем, что «деньгам было суждено сообщить свою холодную окраску этой небесной жизни и заронить в женщине, которая вся была чувство, недоверие к чувствам». Получается, в конце концов, Евгения стала почти такой же, как ее отец. У нее много денег, но она живет бедно. Живет именно так, потому что привыкла так жить, и другая жизнь уже не поддаётся ее пониманию. Евгения Гранде – это символ человеческой трагедии, выражающейся в плаче в подушку. Она смирилась со своим состоянием, и она уже и помыслить не может о лучшей жизни. Единственное, что она желала – это счастье и любовь. Но не найдя этого, она пришла к полной стагнации. И немалую роль здесь сыграли денежные отношения, царившие в то время в обществе. Не будь они такими сильными, Шарль, скорее всего, не поддался бы их влиянию и сохранил свои преданные чувства к Евгении, и тогда сюжет романа развивался бы более романтично. Но это был бы уже не Бальзак.

14. Тема денег и образ скупца в творчестве Бальзака: «Гобсек», «Евгения Гранде» и др.

Тема власти денег – одна из основных в творчестве Бальзака и красной нитью проходит в «Человеческой комедии».

«Гобсек» написан в 1830 году и входит в «Сцены частной жизни». Это мини-новелла. Начинается с рамки – разоренной виконтессе де Гранлье в свое время помог стряпчий Дервиль, а теперь хочет помочь ее дочери выйти замуж за Эрнеста де Ресто (сына графини де Ресто, разоренного своей матерью, но буквально на днях, по информации Дервиля, вступающего в права наследства. Уже здесь – тема власти денег: девушка не может выйти замуж за понравившегося ей молодого человека, потому что у него нет 2 млн., а если бы были, то у нее было бы много претенденток). Дервиль рассказывает виконтессе и ее дочери историю Гобсека, ростовщика. Главный герой - один из властителей новой Франции. Личность сильная, исключительная, Гобсек внутренне противоречив. «В нем живут два существа: скряга и философ, подлое существо и возвышенное»,- говорит о нем адвокат Дервиль.

Образ Гобсека – почти романтический. Говорящая фамилия: с французского Гобсек переводится как «живоглот». Не случайно к нему лишь в последнюю очередь обращаются клиенты, потому что он учитывает даже самые ненадежные векселя, но берет с них адские проценты (50, 100, 500. По дружбе может дать 12%, это по его мнению только за большие заслуги и высокую нравственность). Внешность: «лунный лик , Черты лица, неподвижные, бесстрастные, как у Талейрана, казались отлитыми из бронзы. Глаза, маленькие и желтые, словно у хорька, и почти без ресниц, не выносили яркого света ». Возраст его был загадкой, прошлое мало известно (говорят, в молодости плавал по морю на корабле и побывал в большинстве стран мира), есть одна большая страсть – к власти, которую дают деньги. Эти черты позволяют рассматривать Гобсека как романтического героя. Бальзак использует более 20 сравнений для этого образа: человек-вексель, автомат, золотая статуя. Основная метафора, лейтмотив Гобсека – «тишина, как в кухне, когда зарежут утку». Как и господин Гранде (см. ниже), Гобсек живет в бедности, хотя страшно богат. У Гобсека есть своя поэзия и философия богатства: миром правит золото.

Его нельзя назвать злым, поскольку честным людям, которые пришли к нему, не пытаясь его обмануть, он помогает. Таких было всего двое: Дервиль и граф де Ресто. Но и с них он берет грабительский процент, очень просто это объясняя. Он не хочет, чтоб их отношения связывало чувство благодарности, которое может сделать врагами даже друзей.

Образ Гобсека идеализирован, он экспрессивен, тяготеет к гротескному. Он практически бесполый (хотя ценит женскую красоту), вышел за рамки страстей. Он наслаждается лишь властью над страстями других людей: «Я достаточно богат, чтобы покупать совесть других людей. Жизнь – машина, которую приводят в движение деньги».

Умирает он как истинный скупец – в одиночестве, скупость доходит до фантастических пределов. Он принимает от своих должников подарки, в том числе продукты, пытается их перепродать, но слишком несговорчив, и в итоге все это гниет в его доме. Повсюду – следы сумасшедшего накопительства. Из книг вываливаются деньги. Квинтэссенция этой скупости – груда золота, которую старик, за неимением лучшего места, зарыл в каминной золе.

Бальзак изначально существовал в рамках романтического движения, но образ Гобсека дан с помощью рассказчика – господина Дервиля, и романтическое преувеличение объективизируется, автор от него устраняется.

«Евгения Гранде» относится к романам «второй манеры» (повторы, сопоставления и совпадения), входит в «Сцены провинциальной жизни», и в ней развивается тема власти денег и есть свой образ скупца – Феликса Гранде, отца главной героини. Путь к описанию характера Евгении начинается с окружающей ее обстановки: дома, истории ее отца Гранде и его богатства. Его скупость, мономания – все это повлияло на характер и судьбу главной героини. Мелочи, в которых проявляется его скупость: экономит на сахаре, дровах, использует съестные запасы своих арендаторов, из выращенных на своих землях продуктов потребляет только худшее, 2 яйца на завтрак считает роскошью, дарит Евгении на дни рождения старинные дорогие монеты, но постоянно следит, чтобы она их не тратила, живет в бедном полуразвалившемся доме, хотя баснословно богат. В отличие от Гобсека, папаша Гранде в накоплении богатств полностью беспринципен: нарушает соглашение с соседними виноделами, раньше других продав вино втридорога, даже из разорения своего брата умеет получить выгоду, пользуясь падением ценой на векселя.

Роман, казалось бы, лишенный глубоких страстей, на самом деле просто переносит эти страсти из любовной сферы на рынок. Основное действие романа – сделки папаши Гранде, его накопление денег. Страсти реализуются в деньгах и покупаются тоже за деньги.

У папаши Гранде – свои ценности, взгляды на мир, характеризующие его как скупца. Для него страшнее не потеря отца, а потеря состояния. Он не может понять, почему Шарль Гранде так убивается над самоубийством отца, а не над тем, что он разорен. Для него банкротство, умышленное или неумышленное – самый страшный грех на земле: «Оказаться банкротом -этозначитсовершитьсамое позорное из всех деяний, какие могут опозорить человека. Разбойник с большой дороги - и тот лучше несостоятельного должника: грабитель на вас нападает, вы можете защищаться, он хоть рискует головой,а этот...»

Папаша Гранде – классический образ скупца, скряги, мономана и честолюбца. Его основная идея - обладать золотом, физически ощущать его. Не случайно, когда умирает жена и он пытается показать ей всю нежность, он бросает на одеяло золотые монеты. Перед смертью символический жест – он не целует золотое распятие, а пытается схватить его. Из любви к золоту вырастает дух деспотизма. Помимо любви к деньгам, похожей на «Скупого рыцаря», еще одна его черта – хитрость, проявляющаяся даже во внешности: шишка на носу с прожилками, которая слегка двигалась, когда папаша Гранде замышлял какую-нибудь хитрость.

Как и у Гобсека, в конце жизни его скупость принимает болезненные черты. В отличие от Гобсека, даже в момент смерти сохраняющего здравый ум, этот человек теряет рассудок. Постоянно стремится в свой кабинет, заставляет дочь перекладывать мешки с деньгами, все время спрашивает: «Они там?»

Тема власти денег – основная в романе. Деньги управляют всем: они играют главную роль в судьбе молодой девушки. Они попирают все нравственные ценности человека. Феликс Гранде на некрологе своего брата подсчитывает прибыли. Евгения интересна мужчинам лишь как богатая наследница. Из-за того, что она подарила монеты Шарлю, отец чуть не проклял ее, а от нервного потрясения на этой почве умерла ее мать. Даже фактическая помолвка Евгении и Шарля – обмен материальными ценностями (золотые монеты на золотую шкатулку). Шарль женится по расчету, да и Евгению при знакомстве воспринимает больше как богатую невесту, хотя, судя по образу жизни, приходит к заключению, что она бедна. Брак Евгении – тоже торговая сделка, за деньги она покупает полную независимость от мужа.

15. Характер и среда в романе Бальзака "Евгения Гранде".

«Евгения Гранде» (1833) – истинно реалистический этап в творчестве Бальзака. Это драма, заключенная в самых простых обстоятельствах. Проявились два его важных качества: наблюдательность и ясновидение, талант – изображение причин событий и поступков, доступное видению художника. В центре романа – судьба женщины, которая обречена на одиночество, несмотря на все свои 19 млн. франков, и ее «жизнь цвета плесени».Произведение это «не походит ни на что из созданного мною до сих пор»,- отмечает сам писатель: «Здесь завершилось завоевание абсолютной правды в искусстве: здесь драма заключена в самых простых обстоятельствах частной жизни». Предметом изображения в новом романе является буржуазная повседневность в ее внешне ничем не примечательном течении. Место действия - типичный для французской провинции город Сомюр. Действующие лица - сомюрские обыватели, интересы которых ограничены узким кругом каждодневных забот, мелкими дрязгами, сплетнями да погоней за золотом. Культ чистогана здесь главенствующий. В нем - объяснение соперничества двух именитых семейств города - Крюшо и Грассенов, борющихся за руку героини романа Евгении, наследницы многомиллионного состояния «папаши Гранде». Серая в своем убогом однообразии жизнь становится фоном трагедии Евгении, трагедии нового типа - «буржуазной... без яда, без кинжала, без крови, но для действующих лиц более жестокой, чем все драмы, происходившие в знаменитом роде Атридов».

В характере Евгении Гранде Бальзак показал способность женщины любить и хранить верность любимому. Это почти идеальный персонаж. Но роман реалистический, с системой приемов анализа современной жизни. Счастье ее так и не состоялось, и причина тому не всесилие Феликса Гранде, а сам Шарль, предавший юношескую любовь во имя денег и положения в свете. Так силы, враждебные Евгении, одержали в конечном итоге верх над бальзаковской героиней, лишив ее того, для чего она была предназначена самой природой. Тема одинокой разочарованной женщины, утраты ей романтических иллюзий.

По структуре своей роман – «второй манеры». Одна тема, один конфликт, мало действующих лиц. Это роман, который начинается с быта, эпос частной жизни. Бальзак знал провинциальную жизнь. Он показал скуку, каждодневные события. Но в окружающую обстановку, вещи вкладывается нечто большее – это среда , которая определяет характер героев.Маленькие детали помогают раскрыть характер героев: отец, экономящий на сахаре, стук в дверь Шарля Гранде, непохожий на стук провинциальных посетителей, председатель Крюшо, стремящийся вытравить свою фамилию, который подписывается «К. де Бонфон», так как недавно купил поместье де Бонфон и т.п. Путь к характеру Евгении складывается из описания всего, что ее окружает: старый дом, папаша Гранде и история его богатства, точная информация о семье, борьба за ее руку двух кланов – Крюшо и де Грассенов. Отец – важный фактор формирования романа: скупость и мономания Феликса Гранде, его власть, которой Евгения подчиняется, во многом определяет и ее характер, позднее скупость, маска равнодушия отца передается и ей, хотя не в такой сильной форме. Выясняется, что основы своего благосостояния сомюрский миллионер (в прошлом простой бочар) заложил в годы Великой французской революции, открывшей ему доступ к владению богатейшими земельными угодьями, экспроприированными республикой у духовенства и дворянства. В период Наполеона Гранде становится мэром города и использует этот пост, чтобы провести «превосходную железную дорогу» к своим владениям, повысив тем самым их в цене. Бывший бочар уже именуется господином Гранде, получает орден Почетного легиона. Не препятствуют росту его благосостояния и условия эпохи Реставрации - именно в эту пору он удваивает свое богатство. Сомюрский буржуа типичен для Франции тех времен. Основы своего благосостояния Гранде, в прошлом простой бочар, заложил в годы революции, открывшей ему доступ к владению богатейшими земельными угодьями. В период Наполеона Гранде становится мэром города и использует этот пост, чтобы провести «превосходную дорогу» к своим владениям, повысив тем самым их в цене. Бывший бочар уже именуется господином Гранде, получает орден Почетного легиона. Не препятствуют росту его благосостояния и условия эпохи Реставрации - он удваивает свое богатство. Сомюрский буржуа типичен для Франции тех времен. В обнаружении «корней» феномена Гранде и проявляется во всей своей зрелости историзм художественного мышления Бальзака, лежащий в основе все большего углубления его реализма.

Приключения и любовь, которые ожидают читатели, отсутствуют. Вместо приключений – истории людей: история обогащения Гранде и Шарля, вместо любовной линии – сделки папаши Гранде.

Образ Евгении . В ней есть монашеское начало и способность страдать. Еще характерная для нее черта – незнание жизни, особенно в начале романа. Она не знает, сколько денег – много, а сколько – мало. Отец не говорит ей, насколько она богата. Евгения с ее равнодушием к золоту, высокой духовностью и естественным стремлением к счастью отваживается вступить в конфликт с папашей Гранде. Истоки драматической коллизии - в зародившейся любви героини к Шарлю. В борьбе за Шарляона проявляет редкостную дерзость, опять же проявляющуюся в «маленьких правдивых фактах» (тайком от отца кормит Шарля вторым завтраком, приносит ему лишние кусочки сахара, топит камин, хотя не положено, и, что самое главное, дарит ему коллекцию монет, хотя не имеет права ими распоряжаться). Для Гранде брак Евгении с «нищим» Шарлем невозможен, и он сплавляет племянника в Индию, оплатив ему дорогу до Нанта. Однако и в разлуке Евгения сохраняет верность своему избраннику. И если счастье ее так и не состоялось, то причина тому не всесилие Феликса Гранде, а сам Шарль, предавший юношескую любовь во имя денег и положения в свете. Так силы, враждебные Евгении, одержали в конечном итоге верх над бальзаковской героиней, лишив ее того, для чего она была предназначена самой природой.

Последний штрих: преданная Шарлем, утратившая вместе с любовью смысл жизни, внутренне опустошенная Евгения в конце романа по инерции продолжает существовать, словно бы выполняя завет отца: «Несмотря на восемьсот тысяч ливров дохода, она живет все так же, как жила раньше бедная Евгения Гранде, топит печь в своей комнате только по тем дням, когда отец позволял ей... Всегда одета, как одевалась ее мать. Сомюрский дом, без солнца, без тепла, постоянно окутанный тенью и исполненный меланхолии - отображение жизни ее. Она тщательно собирает доходы и, пожалуй, могла бы показаться скопидомкой, если бы не опровергала злословия благородным употреблением своего богатства... Величие ее души скрадывает мелочность, привитую ей воспитанием и навыками первой поры ее жизни. Такова история этой женщины - женщины не от мира среди мира, созданной для величия супруги и матери и не получившей ни мужа, ни детей, ни семьи».

16. Сюжет и композиция романов "Отец Горио" и "Утраченные иллюзии": сходство и отличия.

романы оба

Композиция.

В Утраченных иллюзиях – линейно развивается сюжет, что происходит у Люсьена. Начало с типографии – и далее все перипетии

1. «Отец Горио»

Композиция: Композиция его вроде бы линейная, хроникальная . На самом деле много предысторий, причем они являются очень естественно, как будто один из героев узнает что-то о другом . Это взаимодействие механизм тайн и интриг – Вотрена, Растиньяка, предательства – вроде бы хроника день за днем. Тем не менее, это роман, который позволяет открыть широкую картину общественной жизни.

Бальзак стал перед необходимостью преобразования поэтики традиционного романа, основывающегося, как правило, на принципах хроникальной линейной композиции. В романе предложен новый тип романного действия с ярко выраженным драматургическим началом .

Сюжет:

Бальзак использует достаточно известный сюжет (почти шекспировскую историю короля Лира), но трактует его своеобразно.

Среди творческих записей Бальзака, носящих название «Мысли, сюжеты, фрагменты», имеется краткий набросок: «Старичок – семейный пансион – 600 франков ренты – лишает себя всего ради дочерей, причем у обеих имеется по 50000 франков дохода; умирает,как собака». В этом наброске можно без труда узнать историю беспредельной отцовской любви Горио, поруганной дочерьми.

В романе показана безграничная, жертвенная любовь отца к своим детям, которая оказалась не взаимной. И которая в конечном итоге убила Горио.

Повествование начинается с пансионата Воке, в котором проживает Горио. В пансионате все знают его, относятся крайне недоброжелательно и зовут не иначе как «папаша Горио». Вместе с ним, в пансионате проживает и молодой Растиньяк, который по воле судьбы узнает трагичную судьбу Горио . Оказывается, он был мелким торговцем, сколотившим огромное состояние, но растратившим его на обожаемых дочерей (Растиньяк становится любовником одной из них), а те в свою очередь, выжав из отца все, что могли, бросили его. И дело было не в знатных и богатых зятьях, а в самих дочерях, которые, попав в высшее общество, начали стесняться своего отца. Даже когда Горио умирал, дочери не соизволили прийти и помочь отцу. Они не появились и на похоронах. Эта история стала толчком для молодого Растиньяка, который решил во что бы то ни стало покорить Париж и его обитателей.

СХОДСТВА: оба этих произведения – части «человеческой комедии» Бальзака. Одна среда, примерно одно общество, И!!! человек сталкивается с этим обществом и, собственно, свои какие-то иллюзии, наивность, веру в добро (продолжаем в том же духе) теряет.

19. Образ Растиньяка и его место в "Человеческой комедии" Бальзака.

Образ Растиньяка в «Ч.К.» - образ молодого человека, который завоевывает себе личное благополучие. Путь его – это путь наиболее последовательного и неуклонного восхождения. Утрата иллюзий, если и происходит, то совершается сравнительно безболезненно.

В «Отце Горио» Растиньяк еще верит в добро, гордится своей чистотой. Моя жизнь «чиста как лилия». Он знатного аристократического происхождения, приезжает в Париж, чтобы сделать карьеру и поступать на юридический факультет. Он живет в пансионе мадам Ваке на последние деньги. Ему открыт доступ в салон виконтессы де Босеан. По социальному же положению он бедняк. Жизненный опыт Растиньяка складывается из столкновения двух миров (каторжник Вотрен и виконтесса). Растиньяк считает Вотрена и его взгляды выше аристократического общества, там преступления мелки. «Честность никому не нужна», - говорит Вотрен. «Чем холоднее вы рассчитываете, тем далее вы продвинетесь». Промежуточное положение его типично для того времени. На последние деньги он устраивает похороны бедняку Горио.

Вскоре он понимает, что его положение плохое, ни к чему не приведет, что надо поступиться честностью, плюнуть на самолюбие и пойти на подлость.

В романе «Банкирский дом» рассказывается о первых деловых успехах Растиньяка. Пользуясь помощью мужа своей любовницы Дельфины, дочери Горио, барона де Нусингена,он наживает себе состояние путем ловкой игры на акциях. Он – классический приспособленец.

В «Шагреневой коже» - новый этап эволюции Растиньяка. Здесь он уже опытный стратег, который давно распростился со всякими иллюзиями. Это откровенный циник, научившийся лгать и лицемерить. Он – классический приспособленец. Для того, чтобы процветать, учит он Рафаэля, нужно лезть вперед и поступаться всеми моральными принципами.

Растиньяк – представитель той армии молодых людей, которые шли не путем открытого преступления, а путем приспособления, осуществляемого средствами законного преступления. Финансовая политика – грабеж. Он пытается приспособиться к буржуазному трону.

20. Основной конфликт и расстановка образов романа "Отец Горио".

Роман является важной частью задуманной писателем художественной истории общества прошлого века. Среди творческих записей Бальзака, носящих название «Мысли, сюжеты, фрагменты», имеется краткий набросок: «Старичок – семейный пансион – 600 франков ренты – лишает себя всего ради дочерей, причем у обеих имеется по 50000 франков дохода; умирает,как собака». В этом наброске можно без труда узнать историю беспредельной отцовской любви Горио, поруганной дочерьми.

Образ отца Горио, разумеется, если не основной в романе – то как минимум один из основных, поскольку именно из истории его любви к дочерям состоит весь сюжет.

Бальзак описывает его последним из всех «нахлебников» в доме госпожи Воке. Бальзак пишет «…Как в школах, как вразаных кружках, и здесь, меж восемнадцати нахлебников, оказалось убогое, отверженное существо, козел отпущения, на которого градом сыпались насмешки (…)Далее Бальзак описывает историю Горио в пансионе – какимобразом он появился там, как он снимал комнату подороже и был «господином Горио», как он начал снимать комнаты дешевле и дешевле до тех пор, пока не стал тем, кем он был на момент повествования. Далее Бальзак пишет: «Однако же, как ни были гнусны его пороки или поведение, неприязнь к нему не доходила до того, чтобы его изгнать: за пансион-то он платил. К тому же от него была и польза: каждый, высмеивая или задирая его, изливал свое хорошее или дурное настроение». Таким образом, мы видим, как к отцу Горио относились все жильцы пансиона и каким было их общение с ним. Как далее пишет Бальзак об отношении жильцов к отцу Горио, «Одним внушал он омерзение, другим – жалость».

Далее образ отца Горио раскрывается через его отношение к дочерям, Анастази и Эжен. Уже через описание его поступков видно, насколько он любит своих дочерей насколько он всем готов пожертвовать ради них, тогда как они вроде бы его и любят, но не ценят. При этом сначала читателю кажется, что Горио, за своей безграничной любовью к дочерям, этого их некоторого безразличия к себе не видит, не чувствует, что они не дорожат им – он постоянно находит какие-то объяснения их поведению, довольствуется тем, что может лишь краем глаза увидеть, как дочь проезжает мимо него в карете, может приходить к ним только через заднюю дверь. Он вроде как не замечает, что они стыдятся его, не обращает на это внимание. Однако Бальзак дает свою точку зрения на происходящее – то есть внешне Горио вроде бы не обращает внимания на то, как ведут себя дочери, но внутри «…сердце бедняги истекало кровью. Он видел, что дочери стыдятся его, и раз они любят своих мужей, то он помеха для зятьев (…) старик пожертвовал собой, на то он и отец; он сам себя изгнал из их домов, и дочери были довольны; заметив это, он понял, что поступил правильно (…) Этот отец роздал все.. Свою душу, свою любовь он отдал в течение двадцати лет, а свое состояние он отдал в один день. Дочери выжали лимон и выбросили его на улицу».

Разумеется, читателю жаль Горио, читатель сразу проникается состраданием к нему. Отец Горио настолько любил своих дочерей, что даже то состояние, в котором он находился – по большей части, именно из-за них – он терпел, мечтая только лишь о том, чтобы его дочери были счастливы. «Приравнивая своих дочек к ангелам, бедняга тем самым возносил их над собой; он любил даже то зло, которое от них терпел», - пишет Бальзак о том, каким образом Горио воспитывал дочерей.

При этом сам Горио, понимая, что дочери поступают с ним несправедливо, неправильно, говорит следующее: «Обе дочки очень меня любят. Как отец я счастлив. А вот два зятя повели себя со мною худо» То есть мы видим, что своих дочерей он ни в коем случае ни в чем не винит, перекладывая все вину на зятей, которые, на самом деле, виноваты перед ним куда меньше, нежели дочери.»

И лишь умирая, когда ни одна из дочерей не приехала к нему, хотя обе знали, что он при смерти, Горио говорит вслух все то, о чем размышлял читатель, наблюдая за развитием сюжета. «У них обеих сердца каменные. Я чересчур любил их, чтобы они меня любили», говорит Горио о своих дочерях. Вот то, в чем он никак не хотел признаваться сам себе, - «я вполне искупил свой грех - свою чрезмерную любовь. Они жестоко отплатили мне за мое чувство, - как палачи, они клещами рвали мое тело(…)Они меня не любят и не любили никогда! (…) Я слишком глуп. Они воображают, что у всех отцы такие же, как их отец. Надо всегда держать себя в цене».

«Если отцов будут топтать ногами, отечество погибнет. Это ясно. Общество, весь мир держится отцовством, все рухнет, если дети перестанут любить своих отцов», - говорит Горио, тем самым, на мой взгляд, озвучивая одну из основных идей произведения.

13. Концепция и структура "Человеческой комедии" Бальзака.

1. Концепция. В 1834 году у Бальзака зародилась мысль создать многотомное произведение, которое должно было стать художественной историей и художественной философией Франции. Изначально он хотел назвать его «Этюды нравов», позднее, в 40-е годы, решил назвать этот огромный труд «Человеческой комедией », по аналогии с «Божественной комедией» Данте. Задача – подчеркнуть комизм, присущий этой эпохе, но при этом не отказать его героям в человечности. В «ЧК» должны были войти 150 произведений, из которых написано было 92, произведения первой, второй и третьей манеры Бальзака. Предстояло не только написать новые произведения, но и существенно переработать старые, чтобы они соответствовали замыслу. Произведениям, входящим в «ЧК», присущи были следующие черты:

ü Сочетание нескольких сюжетных линий и драматичность построения;

ü Контраст и сопоставление;

ü Лейтмотивы;

ü Тема власти денег (практически во всех разделах «Человеческой комедии»);

ü Основной конфликт эпохи – борьба человека с обществом;

ü Показывает своих персонажей объективно, через вещественно-материальные проявления;

ü Обращает внимание на мелочи – путь истинно реалистического писателя;

ü Типическое и индивидуальное в персонажахдиалектически взаимосвязано. Категория типического распространяется и на обстоятельства, и на события, определяющие движение сюжета в романах.

ü Циклизация (герой «ЧК» рассматривается как живой человек, о котором можно рассказать еще. Например, Растиньяк появляется, помимо «Папаши Горио», в «Шагреневой коже», «Банкирском доме Нусингена» и едва мелькает в «Утраченных иллюзиях»).

Замысел этого труда наиболее полно отражен в «Предисловии к Человеческой комедии », написанном через 13 лет после начала воплощения замысла. Идея этого произведения, по словам Бальзака, «родилась из сравнения человечества с животным миром », а именно – из непреложного закона: «Каждый для себя ,- на котором зиждется единство организма». Человеческое общество, в этом смысле, похоже на природу: «Ведь Общество создает изчеловека, соответственносреде, где ондействует,столькоже разнообразных видов, сколько их существует вживотном мире». Если Бюффон в своей книге пытался представить весь животный мир, почему бы не попробовать сделать то же с обществом, хотя, конечно, описание здесь будет обширнее, а женщины и мужчины совершенно не то, что самцы и самки животных, поскольку часто женщина не зависит от мужчины и играет в жизни самостоятельную роль. Кроме того, если описания повадок животных неизменны, то повадки людей и окружающая их обстановка меняются на каждой ступени цивилизации. Таким образом, Бальзак собирался «охватить три формы бытия: мужчин, женщин и вещи, то есть людей и материальное воплощение их мышления, - словом, изобразить человека и жизнь ».

Помимо животного мира, на замысел «Человеческой комедии» повлияло то, что исторических документов было много, а истории человеческих нравов не было написано. Именно эту историю имеет в виду Бальзак, когда говорит: «Случай - величайший романистмира;чтобы быть плодовитым, нужно его изучать.Самим историкомдолжно было оказаться французское Общество, мне оставалосьтолькобытьегосекретарем ».

Но не только описать историю нравов было его задачей. Чтобы заслужить похвалу читателей (а Бальзак считал это целью любого художника), «следовало поразмыслить о принципах естества и обнаружить, в чем человеческие Обществаотдаляются или приближаются квечномузакону,кистине,к красоте ». Писательдолжениметь твердые мнения в вопросах морали и политики, он должен считать себя учителем людей.

Правдивость подробностей. Роман «не имелбы никакогозначения, если бы не был правдивым в подробностях ». Бальзакпридаетфактампостоянным, повседневным, тайным или явным, а также событиям личной жизни, их причинам и побудительным началамстолько же значения,сколько досихпорпридавали историки событиямобщественной жизнинародов.

Реализация замысла потребовала огромного количества персонажей. Их в «Человеческой комедии» более двух тысяч. И мы знаем о каждом из них все необходимое: их происхождение, родителей (иногда даже дальних предков), родственников, друзей и врагов, прежние и настоящие доходы и занятия, точные адреса, обстановку квартир, содержимое гардеробов и даже имена портных, у которых сшиты костюмы. История бальзаковских героев, как правило, не кончается в финале того или иного произведения. Переходя в другие романы, повести, новеллы, они продолжают жить, испытывая взлеты или падения, надежды или разочарования, радости или мучения, так как живо общество, органическими частицами которого они являются. Взаимосвязь этих «возвращающихся» героев и скрепляет фрагменты грандиозной фрески, порождая многосложное единство «Человеческой комедии».

2. Структура.

В задачи Бальзака входило написать историю нравов Франции XIX века - изобразитьдвеили тритысячи типичныхлюдей этой эпохи. Такое множествожизней требовало определенных рамок, или «галерей». Отсюда – вся структура «Человеческой комедии». Она разделяется на 6 частей :

· Сцены частной жизни (сюда входит «Папаша Горио» - первое произведение, написанное в соответствии с общим планом «ЧК», «Гобсек» ). «Эти сцены изображаютдетство,юность,ихзаблуждения »;

· Сцены провинциальной жизни Евгения Гранде » и часть «Утраченных иллюзий » - «Два поэта»). «Зрелыйвозраст,страсти,расчеты,интересыи честолюбие »;

· Сцены парижской жизни Банкирский дом Нусингена »). «Картинавкусов, пороков и всехнеобузданныхпроявленийжизни,вызванныхнравами,свойственными столице, где одновременно встречаются крайнее добро и крайнее зло »;

· Сцены политической жизни . «Жизньсовсемособая,в которой отражаютсяинтересы многих,- жизнь,протекающаявнеобщихрамок». Единый принцип: для монархов и государственныхдеятелейсуществуют двеморали: большаяи малая ;

· Сценывоенной жизни . «Обществовсостоянии наивысшегонапряжения, выступившееизсвоего обычногосостояния. Наименее полная часть работы »;

· Сцены сельской жизни . «Драма социальной жизни. В этомразделевстречаютсясамыечистые характеры и осуществление великих начал порядка, политики и нравственности ».

Париж и провинция социальнопротивоположны.Не тольколюди,ноиглавнейшиесобытия отличаютсявтипическиеобразы. Бальзак старался дать представление оразличных местностях Франции. «Комедия» имеетсвою географию, так же какисвою генеалогию, свои семьи, обстановку, действующих лици факты, также имеетсвой гербовник,свое дворянство ибуржуазию, своихремесленниковикрестьян, политиков и денди, свою армию - словом, весь мир .

Эти шесть разделов – основание «Человеческой комедии». Над ним возвышается вторая часть, состоящая из философскихэтюдов , где находит выражение социальныйдвигатель всехсобытий. Этот основной «социальный двигатель» Бальзак открывает в борьбе эгоистических страстей и материальных интересов, характеризующих общественную и частную жизни Франции первой половины XIX в. ("Шагреневая кожа " - связывает сцены нравов с философскими этюдами.Жизнь изображенав схватке с Желанием, началом всякой Страсти. Фантастический образ шагреневой кожи не приходит в противоречие с реалистическим методом изображения действительности. Все события строго мотивированы в романе естественным стечением обстоятельств (только что пожелавший оргии Рафаэль, выйдя из лавки антиквара, неожиданно сталкивается с приятелями, увлекающими его на «роскошный пир» в дом Тайфера; на пиру герой случайно встречается с нотариусом, который уже две недели разыскивает наследника умершего миллионера, которым оказывается Рафаэль, и т. д.). Выше философских – аналитические этюды (например, «Физиология брака»).


Создавая "Человеческую комедию", Бальзак поставил перед собой задачу, еще неизвестную тогда литературе. Он стремился к правдивости и беспощадному показу современной ему Франции, показу реальной, действительной жизни его современников.

Одной из многих тем, звучащих в его произведениях, является тема губительной власти денег над людьми, постепенной деградации души под влиянием золота.

Это особенно ярко отражено в двух известных произведениях Бальзака - "Гобсек" и "Евгения Гранде".

Произведения Бальзака не утратили своей популярности и в наше время. Они популярны и среди молодых читателей, и среди людей старшего возраста, черпающих в его произведениях искусство понимания человеческой души, стремящихся разобраться в исторических событиях. И для этих людей книги Бальзака - настоящая кладовая жизненного опыта.

Тема романа - злая сила денег, разрушающая истинно человеческое в человеке. Действие развивается в провинциальном французском городке. Наиболее значительный образ романа - скряга, накопитель, старый купец Гранде.

Знакомя читателя со своим «героем», Бальзак прежде всего описывает ту обстановку, в которой Гранде живёт и действует: улицу в провинциальном городке Сомюре, быт и нравы её обитателей. Затем следует краткая, но обстоятельная биография героя с приведением точных дат, причём писатель сразу же выделяет главное в жизни и личности Гранде - его карьеру накопителя. Необходимыми данными становятся скупые цифры - обозначение денежных сумм, показателей постепенного возрастания капитала.

Сорокалетний бочар Гранде женился на дочери богатого торговца лесными материалами и употребил приданое жены и собственные наличные средства - две тысячи луидоров - на покупку виноградников. С этого момента начинается история его неуклонного обогащения. В 1806 г., - пишет Бальзак, - «он вёл хозяйство на ста виноградниках, которые в урожайные годы приносили ему от семисот до восьмисот бочек вина. У него было старое аббатство, где ради бережливости он заштукатурил окна, стрелки сводов и витражи, что их и сохраняло; да ещё - сто двадцать семь арпанов лугов, где росли и увеличивались в размерах три тысячи тополей, посаженных в 1793 году. Наконец, дом, где он жил, принадлежал ему». Перед нами точная деловая опись имущества, причём мимоходом подчёркиваются существенные детали, характеризующие Гранде: его бережливость, умелое употребление своих капиталов. В 1817 г. «люди сообразительные говорили: «Папаша Гранде? У папаши Гранде верных 6-7 миллионов».

В описании образа жизни и внешности скряги автор Обнаруживает замечательное мастерство очерковой зарисовки, точно выраженной реалистической детали: «Он никогда не производил никакого шума и, казалось, экономил на всем, даже на движении». «Перчатки, прочные, как у жандармов, служили ему двадцать месяцев, и, чтобы не пачкать, он клал их на поля своей шляпы, всегда на одно и то же место, заученным движением». . Каждая черта здесь существенна; это не только описание, но в то же время характеристика. Обрисовав героя, Бальзак переходит к его дому и домочадцам. Изображение вещной обстановки служит писателю для характеристики действующих лиц. Вне этих вещей обитатели буржуазного мира не существуют, вещи - раковина, на которой отпечатлелся облик владельца.

После обстоятельной экспозиции развёртывается действие романа. Оно необычайно просто, никаких выдающихся событий, никаких усложнений в сюжетной линии. В мрачный дом старого скряги приезжает племянник, юный парижский щеголь Шарль Гранде; отец его, брат «папаши» Гранде, разорился и покончил жизнь самоубийством. Молодой человек живёт некоторое время у своего негостеприимного дядюшки, который ни сантимом не желает поступиться, чтобы помочь ему. Дочь Гранде, Евгения, глубоко полюбившая парижского кузена, отдаёт ему все свои личные накопления - новенькие блестящие луидоры, подарки, которые делал ей отец каждый год в день рождения. Это точка высочайшего напряжения в романе. Самые сильные и драматические переживания действующих лиц связаны именно с этим моментом (страхи дочери, негодование и ярость отца, страдания матери). Шарль уезжает в Индию, поклявшись Евгении в любви. Он обогащается на чужбине, становится прожжённым дельцом и забывает кроткую и верную провинциальную кузину, мечтая о более блистательном браке с аристократкой (что он и осуществляет по возвращении в Париж). Папаша Гранде тем временем при помощи тонко обдуманных и проведённых денежных операций, умело используя обстоятельства, наживается и на разорении своего брата, и на других выгодных спекуляциях.

Стремясь только к обладанию, к деньгам, он губит жизнь своих близких: сводит в могилу безответную, порабощенную и обезличенную им жену, мучит и тиранит дочь Евгению и находит усладу лишь в созерцании золота. Доведя своё состояние до семнадцати миллионов, скряга умирает. Когда священник, приехавший причащать умирающего, поднёс к его губам позолоченное распятие, «он сделал страшное движение, чтобы его схватить». Необычайно красноречиво его последнее напутствие дочери: «Береги всё! Ты дашь мне ответ там!» - сказал он, доказывая этим, что христианство должно быть религией скупцов».

Бальзак прослеживает рождение и развитие страсти к накоплению и показывает губительность её действия. Гранде - сильная личность, но его внутренняя сила, все его своеобразные дарования - прозорливость, точность расчёта, умение примениться к обстоятельствам и «оседлать» их, изумительная выдержка, железная воля - направлены к достижению одной низменной эгоистической цели - личному обогащению. Как и для Гобсека, деньги для него становятся самоцелью, единственным наслаждением, началом и концом бытия. Мы видим, как разрастается эта гибельная страсть, превращаясь в мономанию, видим, как поглощает она все другие чувства и привязанности. Бальзак выступает здесь как психолог-реалист. Он показывает реальные обстоятельства, в которых формируется страсть к накоплению, среду, в которой она развивается; он обобщает в образе Гранде тенденции, типичные для определённого исторического периода развития французской буржуазии. Вместе с тем писатель достигает в этом романе и более широких обобщений, выявляя всю разрушительность страсти к накоплению, которая остаётся главенствующей в буржуазном обществе и на следующих степенях его развития.

В тлетворной атмосфере погони за деньгами гибнут высокие чувства, лучшие возможности, заложенные в человеке. Трагедия такой гибели запечатлена в образах представителей молодого поколения - Евгении и Шарля Гранде. Евгения - жертва того общества, где царит страсть к стяжанию. Оно лишило её всего самого дорогого, погубило её заветные мечты, смяло и выжгло единственное и лучшее её чувство, в «ледяной воде эгоистического расчёта» потопило оно живые порывы её души.

Бальзак в противоположность романтикам не привносит никакого мелодраматизма в повествование о любви и жизни своей героини. Внешне она не претерпевает катастроф; никаких романтических эффектов не допускает писатель. Ничто не изменяется в образе жизни Евгении пи после приезда Шарля, ни за долгие годы ожидания, ми после гибели её надежд и смерти отца. Ни воплей, ни бурных сцен, ни попыток к самоубийству. Но под этой обманчиво спокойной поверхностью, в глубоких тайниках ей души разыгрывается жестокая трагедия. Вянет «лучший щит желаний», иссякают внутренние силы, надломлена и приостановлена жизнь. Общество, в лице самых близких и дорогих ей людей - отца и возлюбленного - убило, задушило живое в ней. Евгения мертва при жизни. После крушения своих надежд она живёт, как автомат, это только внешнее существование, движение но инерции.

В развитии образа Шарля Гранде Бальзак выявляет действие тех же законов буржуазного мира, которые разрушили жизнь Евгении, хотя судьба этого героя складывается совсем по-иному. Если Евгения пассивная жертва, то Шарль активно приспособляется к волчьим законам буржуазного общества и сам становится хищником-стяжателем. Он «сделался чёрств и алчен». И характерно, что «отшлифовываются» его качества стяжателя и буржуазного дельца в Соединённых Штатах Америки. Это важная деталь, она подчёркивается и в биографиях некоторых других бальзаковских персонажей, носителей наиболее отрицательных черт.

Каждый из персонажей романа, даже второстепенных, отличается жизненной правдивостью. И безответная страдалица - жена Гранде, и верная служанка Нанета-громадина, и представители буржуазных семейств, вхожих в дом Гранде, - Крюшо и Грассены - все они орудия в руках деспотического скряги - старика Гранде, его деньги властвуют над их судьбами.

Положительного героя - в подлинном смысле этого слова - в романе нет. Однако носителями лучших душевных качеств и здесь выступают простые люди, люди труда. Хотя Нанета порабощена и обезличена скрягой Гранде, в ней кроются истинные внутренние богатства. Она верна, трудолюбива, тверда, бескорыстна и самоотверженна, но все эти добродетели принадлежат старику Гранде. «Нанета допустила надеть на себя ошейник, утыканный гвоздями, которые уже не кололи её».

Круг действующих лиц ограничен, но тем не менее жизнь провинциального городка, взаимные отношения и деятельность его обитателей отражены с полнотой и глубиной. Вместе с тем в романе выявлена связь провинции с Парижем, которого достигают щупальцы папаши Гранде. Таким образом, маленький городок Сомюр, представленный во всём его своеобразии и типичности, является как бы одной из ячеек большого буржуазного мира.

На страницах романа "Евгения Гранде" перед нами разворачивается картина провинциального французского общества XIX века. В центре романа непростая и великая судьба женщины, умевшей чувствовать, любить, страдать, посвящать свою жизнь без остатка - Евгении Гранде.

Любовь к деньгам оказывается сильнее естественной любви людей друг к другу. Деньги убивают все человечное в людях.

1. Бальзак, О. Гобсек. Евгения Гранде / О. Бальзак; пер. с фр. – Львов: Каменяр, 1984. – С. 11-16.

2. Грифцов, Б.А. Как работал Бальзак / Б.А. Грифцова. – М.: Сов. писатель, 1937. – 154 с.

3. Муравьева, Н.И. О. Бальзак: пособие для учителей средней школы / Н.И. Муравьева. – М.: Просвещение, 1952. – С. 62-66.

4. Муравьева, Н.И. Оноре Бальзак: очерк творчества / Н.И. Муравьева. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 1958. – С. 85-93.