История семьи головлевых. Семья головлевых

Великий русский писатель М. Е. Салтыков-Щедрин занимался написанием романа «Господа Головлевы» в период с 1875 по 1880 гг. По мнению литературных критиков, произведение состоит из нескольких отдельных произведений, которые со временем были объединены в одно целое. Некоторые из коротких рассказов, которые затем стали основой произведения, печатались в журнале «Отечественные записки». Однако только в 1880 году роман был создан писателем целиком.

Как и большинство произведений Салтыкова-Щедрина, роман «Господа Головлевы», краткое содержание которого мы сегодня вспоминаем, пронизан некой тоской и безысходностью. Правда, это не мешает легко воспринимать уверенный и четкий литературный стиль писателя.

Сложное время

Отчасти такую «грусть-тоску» критики связывают с тем, что описываемые события романа происходят не в самое лучшее для России время. Блистательный век сильных императоров уже закончился, государство переживает некоторый закат. Ко всему прочему, грядет отмена крепостного права - событие, с которым не знают что делать ни помещики, ни большинство крестьян. И те и другие не очень представляют себе дальнейший жизненный уклад. Несомненно, это добавляет некоторую настороженность обществу, что и отражено в романе.

Однако если посмотреть на описываемые события несколько с другого ракурса, становится очевидным, что дело не в кардинальной смене исторической эпохи и привычного жизненного уклада. Налицо все признаки обычного разложения определённых общественных прослоек (причем это необязательно должна быть именно дворянская каста). Если внимательно изучать литературу того времени, хорошо видно: как только заканчивалось первичное накопление капитала, последующие поколения ремесленных, торговых и дворянских фамилий безудержно его проматывали. Именно такую историю рассказал в романе «Господа Головлевы» Салтыков-Щедрин.

Это явление было связано с более-менее стабильной экономической системой, отсутствием глобальных войн, а также с правлением довольно либеральных императоров. Иными словами, тех усилий, которые требовались от предков для того, чтобы выжить, заработать капитал и родить жизнеспособное потомство, уже не требовалось. Такие тенденции наблюдались в истории всех некогда могущественных мировых империй, существование которых близилось к закату.

Дворяне

Салтыков-Щедрин в романе «Господа Головлевы» (краткое содержание, конечно, не передаст истинных настроений автора) на примере отдельно взятой дворянской семьи пытается описать именно этот порядок вещей. Некогда могущественное дворянское семейство Головлевых испытывает первые признаки растерянности и неуверенности в завтрашнем дне в связи с грядущей отменой крепостного права.

Но несмотря ни на что, капитал семьи и владения все еще приумножаются. Главная заслуга в этом принадлежит хозяйке - Арине Петровне Головлевой, женщине своенравной и жесткой. Железной рукой она правит в своих многочисленных поместьях. Однако в самой семье далеко не все в порядке. Ее муж - Владимир Михайлович Головлев, человек крайне безалаберный. Он практически не занимается обширным хозяйством, дни напролёт посвящая себя сомнительной музе поэта Баркова, беганью за дворовыми девками и пьянству (пока еще тайному и неярко выраженному). Так вкратце характеризуются в романе старшие герои - господа Головлевы.

Арина Петровна, устав бороться с пороками мужа, целиком посвящает себя хозяйственным делам. Делает она это столь увлеченно, что забывает даже о своих детях, ради которых, в сущности, и приумножаются богатства.

Степка-балбес

Детей у Головлевых четверо - три сына и дочь. В романе «Господа Головлевы» главы посвящены описанию судеб дворянских потомков. Старший сын, Степан Владимирович, был точной копией своего отца. Он унаследовал от Владимира Михайловича такой же взбалмошный характер, проказливость и неусидчивость, за что и был прозван в семье Степкой-балбесом. От матери старший сын унаследовал довольно интересную черту - умение находить слабые стороны человеческих характеров. Дар этот Степан использовал исключительно для шутовства и передразнивания людей, за что частенько был бит матерью.

Поступив в университет, Степан проявил абсолютное нежелание учиться. Все свободное время Степан посвящает гульбе с более богатыми студентами, которые берут его в свои шумные компании исключительно в качестве шута. Если учесть, что мать высылала довольно скудное содержание на его обучение, такой способ времяпрепровождения помогал старшему отпрыску Головлевых довольно неплохо существовать в столице. Получив диплом, Степан начинает долгие мытарства по различным департаментам, однако желаемую работу так и не находит. Причина этих неудач кроется все в том же нежелании и неумении работать.

Мать все же решает поддержать непутевого сына и дарит ему во владение московский дом. Но это не помогло. Вскоре Арина Петровна узнает о том, что дом продан, причем за очень маленькие деньги. Степан частично заложил, частично проиграл его и теперь унижается до попрошайничества у зажиточных крестьян, которые проживают в Москве. Вскоре он понимает, что предпосылок для дальнейшего своего пребывания в столице больше нет. Поразмыслив, Степан возвращается в родную усадьбу, чтобы не думать о куске хлеба.

Беглянка Анна

Не улыбнулось счастье и дочери Анне. Господа Головлевы (анализ их поступков довольно прост - они говорят о желании дать детям фундамент для строительства своей жизни) отправили на обучение и ее. Мать надеялась, что после учебы Анна с успехом заменит ее в хозяйственных вопросах. Но и здесь ошиблись господа Головлевы.

Не выдержав такой измены, Анна Владимировна умирает. Арина Петровна вынуждена приютить двух оставшихся сироток.

Младшие дети

Средний сын - Порфирий Владимирович - был прямой противоположностью Степана. С младых лет он был весьма кроток и ласков, услужлив, но любил поябедничать, за что получил от Степана нелицеприятные прозвища Иудушка и Кропивушка. Арина Петровна не особенно доверяла Порфирию, относясь к нему более с опаской, чем с любовью, но лучшие куски во время трапез всегда отдавала именно ему, ценя преданность.

Младший - Павел Владимирович, представлен в романе человеком вялым и инфантильным, не таким как остальные господа Головлевы. Анализ его характера позволяет заметить определённую доброту, хотя, как подчёркивается далее в романе, добрых поступков он не делал. Павел был довольно неглуп, но не проявлял нигде свой ум, живя угрюмо и нелюдимо в мире, известном ему одному.

Горькая судьба Степана

Итак, мы теперь знаем, кто такие господа Головлевы. Краткое содержание романа продолжим вспоминать с того момента, когда Степан, потерпев фиаско в столице, возвращается в родное имение на семейный суд. Именно семья должна решить дальнейшую судьбу непутёвого старшего сына.

Но господа Головлевы (Салтыков-Щедрин довольно ярко описывает дискуссии на эту тему) почти самоустранились и не выработали единого мнения для решения возникшей проблемы. Первым взбунтовался глава семейства - Владимир Михайлович. Он проявил крайнее неуважение к своей жене, обозвав ее «ведьмой», и отказался от каких-либо обсуждений судьбы Степана. Главный мотив этого нежелания заключается в том, что все равно будет так, как захочет Арина Петровна. Младший брат Павел также устранился от решения этой проблемы, сказав, что его мнение точно никого не интересует в этом доме.

Видя полное равнодушие к судьбе брата, в игру вступает Порфирий. Он, якобы жалея брата, оправдывает его, говорит много слов о его несчастной судьбе и упрашивает маменьку оставить старшего брата под присмотром в Головлеве (название имения и дало фамилию дворянскому роду). Но не просто так, а в обмен на отказ Степана от наследства. Арина Петровна соглашается, не видя в этом ничего дурного.

Так изменили жизнь Степана господа Головлевы. Роман Салтыков-Щедрин продолжает описанием дальнейшего существования Степана, говоря, что это сущий ад. Он целыми днями сидит в грязной комнатёнке, питается скудной пищей и частенько прикладывается к спиртному. Вроде бы, находясь в родительском доме, Степан должен возвращаться к нормальной жизни, но чёрствость родных и отсутствие элементарных удобств постепенно вгоняют его в мрачную меланхолию, а затем и в депрессию. Отсутствие каких бы то ни было желаний, тоска и ненависть, с которыми приходят воспоминания о своей несчастной жизни, доводят старшего сына до смерти.

Спустя годы

Произведение «Господа Головлевы» продолжается спустя десять лет. Многое меняется в неспешной жизни дворянского семейства. Прежде всего все переворачивает с ног на голову отмена крепостного права. Арина Петровна в растерянности. Она не знает, как дальше вести хозяйство. Что делать с крестьянами? Как их кормить? Или, быть может, нужно отпустить их на все четыре стороны? Но они вроде бы и сами еще не готовы к такой свободе.

В это время тихо и мирно уходит из жизни Владимир Михайлович Головлев. Арина Петровна, несмотря на то, что явно не любила мужа при жизни, впадает в уныние. Этим ее состоянием воспользовался Порфирий. Он уговаривает матушку разделить имение по-честному. Арина Петровна соглашается, оставляя себе лишь капитал. Младшие господа Головлевы (Иудушка и Павел) разделили имение между собой. Интересен тот факт, что Порфирий сумел выторговать себе лучшую часть.

Скитания старушки

Роман «Господа Головлевы» повествует о том, как, продолжая следовать привычному жизненному укладу, Арина Петровна старалась и дальше приумножать уже сыновнее именье. Однако бездарное руководство Порфирия оставляет ее без денег. Обидевшись на неблагодарного и корыстного сына, Арина Петровна перебирается к младшему. Павел обязался кормить и поить мать вместе с племянницами в обмен на полное невмешательство в дела имения. Престарелая госпожа Головлева соглашается.

Но имение управлялось из рук вон плохо из-за склонности Павла к алкоголю. И пока он «благополучно» тихо спивался, находя отраду в одурманивании себя водкой, поместье разворовывалось. Арине Петровне осталось лишь молча наблюдать за этим губительным процессом. В конце концов Павел окончательно потерял здоровье и умер, не успев даже отписать остатки имения матери. И в очередной раз имуществом завладел Порфирий.

Арина Петровна не стала ждать милости от сына и вместе с внучками отправилась в убогую деревушку, когда-то «кинутую» дочери Анне. Порфирий вроде бы и не прогонял их, напротив, узнав об отъезде, пожелал удачи и пригласил почаще наведываться к нему по-родственному, пишет Салтыков. Господа Головлевы не славятся привязанностью друг к другу, но воспитание обязывает.

Подросшие внучки Арины Петровны Аннинька и Любинька, уехав в глухую деревню, очень быстро не выдерживают ее однообразного быта. Немного поспорив с бабушкой, они устремляются в город, искать лучшую, как им кажется, жизнь. Погоревав в одиночестве, Арина Петровна решает вернуться в Головлево.

Дети Порфирия

И как же живут оставшиеся господа Головлевы? Краткое содержание описания того, как они коротают дни, уныло. Когда-то цветущее, сегодня огромное имение пустынно; в нем почти не осталось обитателей. Порфирий, овдовев, завел себе утешение - дьячкову дочку Евпраксеюшку.

С сыновьями у Порфирия тоже не заладилось. Старший, Владимир, отчаявшись выбить из скупого отца часть наследства на пропитание, покончил с собой. Второй сын - Петр - служит в офицерах, но удрученный безденежьем и полным равнодушием отца, проигрывает в столице казенные деньги. В надежде на то, что теперь уже, наконец, Порфирий ему поможет, он приезжает в Головлево и бросается ему в ноги, умоляя спасти от бесчестья. Но отец непреклонен. Его совсем не интересуют ни бесчестье сына, ни просьбы родной матери, пишет Салтыков-Щедрин. Господа Головлевы, и Порфирий в частности, не тратят сил на родственников. Пребывая в откровенной глупости и пустословии, Иудушка реагирует исключительно на поповскую дочку, с которой запретно тешится.

Арина Петровна, вконец отчаявшись, проклинает сына, но даже это не произвело на Порфирия никакого впечатления, впрочем, как и последующая скорая смерть матери.

Порфирий усердно считает оставшиеся денежные крохи, завещанные ему матерью, и опять ни о чем и ни о ком не думает, кроме Евпраксеюшки. Немного растопил его каменное сердце приезд племянницы Анниньки. Однако та, пожив некоторое время с полоумным дядей, решает, что жизнь провинциальной актрисульки все же лучше, чем гниение заживо в Головлеве. И довольно быстро покидает поместье.

Никчемность существования

Разъехались по разным местам оставшиеся господа Головлевы. Проблемы Порфирия, чья жизнь опять идет своим чередом, теперь уже касаются его любовницы Евпраксии. Будущее видится ей совсем безрадостным рядом с таким скупым и злым человеком. Ситуацию усугубляет беременность Евпраксии. Родив сына, она полностью убеждается, что страхи ее были не беспочвенными: Порфирий отдает младенца в воспитательный дом. Евпраксия же возненавидела Головлева лютой ненавистью.

Недолго думая, она объявляет настоящую войну придирок и неповиновения злому и неуравновешенному барину. Что самое интересное, Порфирий действительно страдает от такой тактики, не зная, как ему проводить время без своей бывшей любовницы. Головлев окончательно замыкается в себе, проводя время в своем кабинете, вынашивая какие-то страшные и известные только ему одному планы мести всему свету.

Без наследников

Пессимистическую картину дополняет внезапно вернувшаяся племянница Анна. Вконец измученная нищенским существованием и бесконечными пьянками с офицерами и купцами, она заболевает неизлечимой болезнью. Роковой точкой в ее жизни становится самоубийство сестры Любиньки. После этого она уже ни о чем не думает, кроме как о смерти.

Но перед кончиной Аннинька поставила себе цель: довести до сведения дяди всю низость и скверность его сущности. Пьянствуя с ним ночи напролёт в пустом имении, девушка доводила до сумасшествия Порфирия бесконечными обвинениями и укорами. Иудушка, в конце концов, осознает, насколько никчёмную он прожил жизнь, скопидомничая, унижая и обижая всех окружающих. В алкогольном угаре до него начинает доходить простая истина, что таким людям, как он, просто нет места на этой земле.

Порфирий решает попросить прощения на могиле своей матери. Он собирается в дорогу и уходит в лютый мороз на кладбище. На другой день его нашли замерзшим на обочине дороги. Все плохо и у Анны. Женщина не в силах бороться со смертельной болезнью, каждый день забирающей у нее силы. Вскоре она впадает в горячку и теряет сознание, которое уже больше к ней не возвращается. И поэтому в соседнюю деревню, где проживала троюродная сестрица Головлевых, которая зорко отслеживала последние события в имении, был послан верховой курьер. Прямых наследников у Головлевых больше не было.

Я обратился к семье, к собственности,
к государству и дал понять,
что в наличности ничего этого уже нет.

М.Е. Салтыков-Щедрин

История создания

«Необычайная живучесть лжи и тьмы» чрезвычайно заботила и угнетала М.Е. Салтыкова-Щедрина. Еще в конце 50-х гг., накануне освобождения крестьян от крепостной зависимости, он задумывал «Книгу об умирающих» – тех, кто, как он надеялся, должен скоро сойти с исторической сцены. Речь шла в первую очередь о помещиках-крепостниках, к которым по происхождению принадлежал и сам Салтыков.

Будущий сатирик вырос в родовой усадьбе отца в Тверской губернии. С детства он хорошо узнал помещичий быт и возненавидел его. «Очень уж подла была среда, в которой я провел большую часть своей жизни...» – сказано в одном его письме. Почти три десятилетия после реформы Салтыкову-Щедрину пришлось наблюдать, как помещики пытались вернуть власть над крестьянами.

В своих последних крупных произведениях – романе «Господа Головлевы» (1875–1880) и хронике «Пошехонская старина» писатель обратился к прошлому и создал глубокие и страшные образы помещиков- крепостников.

В основу романа «Господа Головлевы» (1875–1880) легли несколько рассказов о семье Головлевых из цикла «Благонамеренные речи».

Первая глава романа «Семейный суд» была пятнадцатым по счету очерком «Благонамеренных речей», напечатанном в «Отечественных записках» в 1875 году. «Семейный суд» тепло встретили Гончаров, Некрасов, А.М. Жемчужников и особенно – Тургенев.

Вместо очерков автор «крупный роман с группировкой характеров и событий, с руководящей мыслью и широким исполнением», и одна за другой являются главы «По-родственному», «Семейные книги», «Племяннушка», «Выморочный», «Недозволенные семейные радости» (1875–1876).

И только глава «Решение» («Расчет») выходит значительно позже – в 1880 году: раздумья художника над финалом романа – над концом Иудушки, который должен был быть глубоко художественен и психологически мотивирован, отодвинули работу над нею на несколько лет.

«Мысль семейная» в романе

80-е годы XIX века – время ухода с исторической сцены крепостников- помещиков. «Цепь великая», как назвал крепостное право Н.А. Некрасов, веками давила не только крестьян, но и исподволь калечила души и человеческое естество самих бар. И хотя в романе «Господа Головлевы» немало упоминаний о трагической участи крепостных, главная драма разыгрывается в семье их владельцев, господ.

Чтобы проследить, как происходит разложение помещичьего рода, Салтыков-Щедрин избрал жанр семейной хроники. В центре внимания автора – дворянская семья, судьба трех поколений дворянского рода.

Вопрос

В чем же отличие романа Салтыкова-Щедрина от других произведений русской литературы, в которых поднимается тема семьи?

Ответ

«Господа Головлевы» написаны «на принцип семейственности», столь популярный в русской литературе. Однако автор выступил против идеализации «дворянских гнезд». Они не вызывают у него того сочувственного отношения, какое было у Аксакова, Тургенева, Толстого, Гончарова и других.

И по замыслу, и по интонации, и по выводам – это произведение совершенно иного плана: в «дворянском гнезде» Щедрина нет ни поэтических беседок, ни роскошных липовых аллей, ни уединенных скамеек в глубине тенистых парков – всего того, что располагает героев семейных хроник других писателей к «высоким речам» и счастливым любовным признаниям.

Вопрос

Что делает семью единой?

Ответ

Любовь, взаимоуважение, взаимопомощь, общие интересы и пр.

Вопрос

Каким образом эти нравственные категории преломляются в семье Головлевых?

Ответ

Любовь у Головлевых превращается в ненависть; взаимоуважение – в унижение; взаимопомощь – в боязнь друг друга. Общие интересы сводятся лишь к одному: как бы оставить другого без «куска».

Вопрос

В чем видят смысл жизни представители семьи Головлевых?

Ответ

Весь смысл жизни Головлевых заключался в стяжании, накоплении богатства, борьбе за это богатство. В семье царят взаимная ненависть, подозрение, бездушная жестокость, лицемерие.

Алкоголизм – семейная болезнь Головлевых, которая приводит к полному нравственному разложению личности, а затем наступает физическая смерть.

Вопрос

Какую сцену в первой главе можно назвать кульминационной?

Ответ

Кульминацией первой главы является суд над Степаном. В этой сцене определяется конфликт, тема и идея всего романа.

Задание

Прокомментируйте эту сцену.

Ответ

Идет «совещание» членов головлевской семьи по поводу дальнейшей судьбы Степана, старшего сына, промотавшего выделенную ему долю наследства. Это противоречие между словесными утверждениями о святости и крепости семьи, религии и государства – и внутренней гнилостью Головлевых.

Слово «семья», «по-родственному», «брат» звучат постоянно, но реального содержания или хотя бы признака искреннего чувства за ними нет. Та же Арина Петровна не находит для своего старшего сына других определений, кроме как «балбес», «злодей». В конце концов она обрекает его на полуголодное существование и «забывает» о нем.

Брат Павел выслушивает приговор Степану совершенно равнодушно и тотчас же забывает о нем. Порфирий уговаривает «милого друга маменьку» не выделять Степану отцовской доли наследства. Смотрит Арина Петровна на своего младшего сына и думает: «Неужто он и в самом деле такой кровопивец, что брата родного на улицу выгонит?» Так определяется тема всего романа: разрушение и гибель семейства Головлевых.

Вопрос

Почему господа Головлевы обречены на умирание?

Ответ

Композиция романа подчинена основному замыслу автора – показать гибель крепостников. Вот почему действие идет по линии постепенного умирания головлевского семейства, сокращения числа действующих лиц и сосредоточения всех богатств в руках Порфирия.

Умирает отец, человек пустой, легкомысленный, развращенный; умирает сестра; умирает сам Степан. Умирают они мучительно и постыдно. Такая же смерть ждет и других членов семьи.

Литература

Андрей Турков. Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин // Энциклопедии для детей «Аванта+». Том 9. Русская литература. Часть первая. М., 1999. С. 594–603

К.И. Тюнькин. М.Е. Салтыков-Щедрин в жизни и творчестве. М.: Русское слово, 2001

Год: 1875 Жанр: роман

Арина Петровна – зажиточная помещица, хозяйка имения Головлево. С непутевым, безответственным и праздным супругом она вырастила четырех детей. Единственная дочь Анна разочаровала мать, сбежав с беспутным офицером, родила двух дочерей Анниньку и Любиньку и вскоре умерла. Внучки перешли под опеку Арины Петровны, и барыня ругала погибшую дочь, оставившую у нее на шее «своих щенков».

Степка – абсолютно бесхарактерный и безвольный человек, проиграл все свое состояние, ни с чем вернулся в родительский дом, где запил и умер. Павел, живя в одиночестве в своей деревне, также ушел в запой. После его смерти единственным наследником семейного состояния стал Порфирий – циничный, жадный и лицемерный человек.

Сестры Аннинька и Любинька выпорхнули из тоскливой деревни в Москву, мечтая стать актрисами. Но вскоре мечты о славе разбились, и они начали за гроши ездить по гостиницам, развлекая богатых приезжих. Любинька не вынесла такой ноши и покончила с собой, выпив яда. Аннинька не нашла в себе сил последовать за сестрой и вернулась в Головлево, где начала все чаще выпивать. К концу своей жизни Иудушка понимает, что на его совести много смертей родных людей. Он вспоминает двух сыновей, каждому из которых он отказал в свое время в помощи, и в итоге Владимир покончил с собой, а Петр умер в сибирской ссылке. От злости на свою жизнь, от осознания ее непутевости Порфирий пьет еще больше. Почувствовав скорый конец, он просит прощения у Анниньки за все произошедшее и идет к могиле Арины Петровны, но умирает прямо на дороге. Аннинька же тоже слегла с горячкой.

Автор в своем произведении показал, к какому исходу приводит «головлевщина». Несмотря на трагичность развязки романа, Салтыков-Щедрин дает понять, что в самом опустившемся, лживом и выжившем из ума человеке возможно пробуждение совести.

Читать краткое содержание рассказа Салтыков-Щедрина Господа Головлевы по главам

Глава 1. Семейный суд

Бурмистр Антон Васильев пришёл с докладом к барыне Арине Головлевой. Передав все дела, он замялся, и после вопросов хозяйки, поведал нехотя и робко, что ее сын Степан Владимирович продал московский дом за 8 тысяч рублей для того, чтобы рассчитаться с должниками. Барыня сильно разозлилась, так этот дом был её материнским благословением сыну, она подарила его Стёпке-балбесу, чтобы избавить себя от его дальнейших имущественных притязаний.

Арине Петровне было уже под 60 лет, но в ней чувствовалась бодрость духа и своеволие. Она стала грозной хозяйкой и лихо управляла огромным имением Головлевых. Жизнь в поместье проходила очень уединенно, так как с соседями тёплых отношений не сложилось. Она была и строгой матерью: все её дети шагу не могли ступить без мысли, как на это посмотрит маменька. Арина Петровна, несмотря на то, что называла себя вдовой, была супругой легкомысленного и весёлого человека, любителя выпить. Они были полными противоположностями: деловая расчетливая супруга и муж-озорник. К детям Арина Петровна испытывала какое-то равнодушие.

Старший Стёпка сызмальства был в доме кем-то вроде шута из-за своего озорного характера. Будучи похожим на отца, он быстро стал его любимчиком, а от этого неприязнь матери к первенцу лишь усилилась. Мать часто ругала его, грозилась убить и выселить, чем сломала характер сына. К 20 годам балбес, закончив учебу в гимназии, пошёл в университет. За время его студенчества мать высылала так мало денег, что он жил впроголодь. Тут в нем обнаружилась нелюбовь к труду и страх одиночества: он постоянно нуждался в чьей-то компании. После учебы мать купила за 12 тысяч рублей сыну дом в Москве. Беспечное обращение с деньгами привело к разорению, и пришлось идти в ополчение. Но и тут он сделался картежником, проигрался в пух и прах, ходил бродяжничал по богатым крестьянам Арины Петровны, к 40 годам понял, что так больше нельзя, и был вынужден отправиться в Головлево.

Второй в семье появилась дочка Аннушка, правда, о ней старались не говорить дома. У матери были свои планы на будущее Анны, но та пошла против ее воли и устроила грандиозный скандал: тайком вышла замуж за какого-то офицера и убежала из родительского дома. Решив отвязаться от своевольной дочери, мать выбрасывает ей деревушку и 5 тысяч рублей. У молодых родились девочки-близнецы, материнские деньги быстро кончились, офицер исчез, оставив супругу и детей одних. Вскоре Анна умерла, и Арине Петровне пришлось забрать внучек к себе без всякого на то желания.

Третьим ребенком в семье стал Порфирий, которого как только в семье не называли из-за его лицемерия и подхалимства: и Иудушка, и Кровопийца. Сейчас он был вдовцом и жил в Петербурге. С ранних лет он наушничал маменьке ради своей выгоды, но Арина Петровна сама видела в нём все эти черты, и ее это даже немного пугало.

Самый младший Павел был его полной противоположностью. У него не было интереса ни к чему, он сторонился всех людей, предпочитая находиться в угрюмом одиночестве.

Арина Петровна понимает, что старший балбес собирается въехать в родительский дом, и очень этого не хочет. Но мысль о людских пересудах заставляет ее задуматься, и она решает вызвать двух других сыновей и вместе решить, что делать со Степкой. Она вновь начинает причитать перед ними, как много она вложила времени и сил в семейное состояние, через что ей пришлось пройти, чтобы накопить его. Павел не стал осуждать Степана, а Порфирий предложил разрешить жить брату в Головлеве и не выделять ему деревню. Барыня вновь с опаской размышляла о моральных качествах Иудушки, готового, казалось, оставить родного братца на улице.

Насоветовав маме, как следует поступить со Степкой, братья уезжают обратно в Петербург. Балбес же вернулся и поселился в имени. Правда, в доме ему комнату не выделили, пришлось жить в конторке, и за общий стол тоже не сажали, а выдавали объедки с хозяйской кухни. От такой жизни Степан начал пить, вскоре его охватила болезнь и как-то раз он просто пропал из поместья. Барыня отыскала сына и вернула в дом, но с этого момента он не молвил ни слова и погрузился в мрачное и тягостное состояние. Прошло какое-то время, и Степан ожидаемо умер. Мать пишет Порфирию полное лицемерия письмо о своей печали, не забывая упомянуть обо всех дорогих службах, которые она отслужила после смерти сына.

Глава 2. По-родственному

Как только Степана не стало, имущество было разделено между двумя братьями. Само поместье Головлево отошло к Иудушке, но Арина Петровна еще какое-то время управляла им и вела по привычке все расчеты. Но увидев, до какой степени доходит жадность и скупердяйство Порфирия, она решает переехать к Павлу. Улита, которая вела все дела в поместье Павла, доносила обо всем происходящем в доме Порфирию. В делах был непорядок, многое воровалось. Павел, как обычно, угрюм, молчалив, к тому же он начал пить и вскоре заболел. Арина Петровна, не желавшая, чтобы его имущество отошло к Порфирию, просит сына составить завещание, но тот отказывается и умирает. Иудушка быстро приехал к брату якобы проведать о его здоровье. Его сыновья рассказывают бабушке Арине об ужасном характере отца. Поместье Павла и все его состояние отошло к Порфирию, и Арине Петровне вместе с внучками приходится уехать в Погорелку, деревню, когда-то отданную дочери Анне. Порфирий не забыл напомнить, что тележка, на которой мать и племянницы уехали, была собственностью Павла, а теперь принадлежит ему, и стоит её при первой же возможности отдать хозяину.

Глава 3. Семейные итоги

Прошли годы, Арина Петровна сильно постарела и чувствовала, что не может более жит одна в Погорелке. Внучки разъехались от деревенской тоски и стали актрисами. К тому же, отменили крепостное право, и стало накладно содержать прислуг. Все больше барыня думает о том, что следует вернуться в Головлево, и начинает часто навещать сына. Иудушка же овдовел и, чтобы управляться с хозяйством, нанял экономку Евпраксею. Нрав его стал намного хуже, лицемерие и жадность с возрастом только обострились. Все свободное время он сидит за своими бумагами с расчетами, где фиксирует каждый кустик, принадлежащий ему. Племянниц он осуждает, считая актерское мастерство недостойным и унизительным занятием для благородных девиц.

Петр, сын Порфирия, служил в полке, но спустил казенные деньги, за что его могли отправить в далекую сибирскую ссылку. В отчаянии он обращается к отцу за помощью, но получает отказ. Вместо того, чтобы протянуть руку помощи родному сыну, Иудушка советует ему обратиться к богу и уповать на его помощь. Петр припомнил судьбу своего брата Володи, осмелившегося вступить в брак без отцовского благословения: в свое время Порфирий так же отказался помочь сыну, и Володя счел счеты с жизнью. Назвав отца убийцей, Петр удаляется. Арина Петровна, ставшая свидетелем их разговора, проклинает сына, зная, что больше всего Иудушка боится материнского проклятия.

Глава 4. Племяннушка

Но оказалось, что ее проклятие не впечатлило Порфирия. Мать уехала обратно в Погорелку, где вскоре слегла от болезни. Порфирий приезжает узнать о ее здоровье и навестить старушку, но та отказывается его принять. Все это приводит его в замешательство, так как он не был готов к ее смерти и еще не рассчитал, сколько он получит с наследства. Вскоре Арина Петровна представилась, и всё принадлежащее ей имущество перешло к Иудушке. Сын забрал с Погорелки все, что можно.

Петр написал письмо, где интересовался, может ли он рассчитывать на отцовскую помощь, когда его отправят в Сибирь. Иудушка настрочил ответ, полный праведного гнева, где высокопарно рассуждал о неизбежности справедливого наказания и советовал сына смиренно перенести его. Вскоре до него дошли известия о смерти Петра.

Объявилась Аннинька – это была красивая молодая девушка, даже Порфирий не мог не отметить ее прелестного вида. Она осуждает дядю за то, что он забрал все, даже иконы Арины Петровны. Он пытается помешать ей вернуться к актерскому ремеслу, говоря о его недостойности. Девушка, став актрисой, получила доступ к вольготной и свободной жизни, но о многом ей было стыдно вспоминать. Она понимала, что ее новая жизнь полна суеты и пошлости, и в какой-то момент сильно захотела вернуться в свои родные края, чтобы напомнить себе, что она барыня. Но по приезду она быстро вспомнила ту тоску, от которой когда-то бежала, и захотела скорее уехать в Москву. Порфирий уговаривает ее остаться жить с ним, но такая перспектива пугает юную девушку. Наконец, она села в повозку, крикнула, что никогда больше не возвратится, и уехала.

Глава 5. Недозволенные семейные радости

Арина Петровна во время одного из своих визитов к Иудушке поняла, что его экономка в интересном положении. Она начала расспрашивать сына, пытаясь понять щекотливую ситуацию, но тот лишь увиливал от прямых ответов. Но неожиданно для всех Арина Петровна начинает подготовку к скорому рождению ребенка, находит даже повитуху, но вскоре умирает. Иудушка, опасающийся слухов о своей связи с девкой, отрицает свое отцовство и с Евпраксеей более не общается. Как только родился мальчик, Иудушка посылает повитуху отдать ребёнка в казенный дом.

Глава 6. Выморочный

Порфирий понял, что остался в пустоте: кто-то умер, кто-то ушел. Сильно обидевшаяся Евпраксеюшка, лишенная своего ребенка, начала назло Иудушке погуливать с молодыми ребятами, игнорировать свои обязанности и грозиться уехать из поместья. Порфирий все чаще сбегал от всех проблем в свой кабинет. Оба его брата умерли от запойного пьянства, и тот же недуг достиг сейчас Порфирия, только это был несколько другой запой: часами он сидел один, предаваясь своим фантазиям, вел в своём воображении беседы, убегая таким образом из реальности.

Глава 7. Расчет

Вновь появилась как ниоткуда Аннинька. Она была разорена, истощена и больна. Любинька, ее сестра, покончила с собой, не вынеся праздной и бесполезной жизни. Успеха на государственной сцене не получилось, так как у сестриц не было влиятельного покровителя. Катаясь по мелким сценкам, они разорились, потеряв все накопления и подарки. Вскоре девушки «пошли по рукам»: их начали за унизительную сумму возить по гостиничным номерам. Любинька достала яд, решив, что пора покончить с этим позором, и выпила его первая. Аннинька, увидев мертвую сестру, пугается и не решается. Аннинька поселилась с Иудушкой, но в памяти постоянно всплывали фрагменты из прошлой актерской жизни. Желая забыться, она начинает выпивать с дядей.

Таким образом, все семейство Головлевых объединяет праздный образ жизни, нелюбовь к труду, запойное пьянство. Лишь Арина Петровна отличалась от всех: она была деловита, энергична, сумела приумножить семейное состояние. Но ни одно из ее качеств не унаследовали ее детки.

За рюмкой водки Аннинька все чаще припоминает дяде про Степана, Павла, мать, Владимира и Петра, обвиняя его в их смертях. Иуда понимает, что прожил свою жизнь бесполезно и сейчас остался совершенно один. Все, что он получил к старости – ненависть. От злости он пьет еще больше. В один день он пришел к Анниньке и попросил прощения за всех мертвых. Порфирий понимает, что вскоре сам отправиться к ним, поэтому решает попросить прощения у Арины Петровны. Наутро у дороги, ведущей к могиле, нашли застывшее тело Порфирия.

Надежда Ивановна – родственница Головлевых. Все это время она терпеливо выжидала смерти Порфирия, зорко следя за всеми событиями, происходящими в поместье. Она, как когда-то и Порфирий, желает стать единственной наследницей имущества Иудушки.

  • Краткое содержание Островский Бедность не порок

    Действие происходит в небедном семействе купцов. Как говорится, в семье не без… странного дядюшки. Несчастный Любим пьёт и плохо шутит. Дошутился он до того, что (назло брату Гордею) пошёл на паперть.

  • Краткое содержание Домино Сетон-Томпсон

    В сосновой роще Голдерских гор, на высоком холме жила семья лисиц: отец, мать и семеро лисят. Отец лис охотился, а мать-лиса охраняла семейный очаг и своих маленьких деток

  • Краткое содержание Шекспир Макбет

    Между Шотландией и Ирландией идет война, в которой побеждает шотландское войско во главе с родственником короля Макбетом. Возвращаясь домой, Макбет и его друг, полководец Банко, на пустыре встречают трех ведьм

  • Тип пустослова (Иудушки Головлева) художественное открытие М. Е. Салтыкова-Щедрина. До этого в русской литературе, у Гоголя, Достоевского, встречались образы, отдаленно напоминающие Иудушку, но это лишь легкие намеки. Ни до, ни после Салтыкова-Щедрина никто не сумел изобразить образ пустозвона с такой силой и обличительной ясностью. Иудушка Головлев тип единственный в своем роде, гениальная находка автора.

    Салтыков-Щедрин, создавая свой роман, ставил перед собой задачу: показать механизм разрушения семьи. Душой этого процесса был, без всякого сомнения, Порфишка-кровопивец. Само собой разумеется, что особое внимание автор уделял разработке именно этого образа, интересного помимо всего прочего и тем, что он постоянно меняется, вплоть до последних страниц, и читатель никогда не может быть уверенным в том, каким конкретно окажется данный образ в следующей главе. Портрет Иудушки мы наблюдаем в динамике. Увидев впервые несимпатичного откровенного ребенка, подлизывающегося к матери, подслушивающего, наушничающего, читатель вряд ли может представить то отвратительное, вызывающее содрогание создание, которое кончает с собой в конце книги. Образ меняется до неузнаваемости. Только имя остается неизменным. Как Порфирий становится Иудушкой с первых страниц романа, так Иудушкой и умирает. В этом имени звучит что-то удивительно подленькое, так верно выражающее внутреннюю сущность этого персонажа.

    Одна из главных черт Иудушки (не считая, разумеется, пустословия) лицемерие, разительное противоречие между благонамеренными рассуждениями и грязными устремлениями. Все попытки Порфирия Головлева урвать себе кусок покрупнее, удержать лишнюю копейку, все его убийства (никак иначе и не назовешь его политику в отношении родных), словом всё, что он делает, сопровождается молитвами и благочестивыми речами. Поминая через каждое слово Христа, Иудушка посылает на верную гибель своего сына Петеньку, домогается племянницу Анниньку, отправляет собственного новорожденного младенца в воспитательный дом.

    Но не только подобными богоугодными речами изводит Иудушка домочадцев. У него есть еще две излюбленные темы: семья и хозяйство. На этом, собственно, простор его излияний и ограничивается в силу полного невежества и нежелания видеть что-либо, лежащее за пределами его маленького мирка. Однако эти бытовые разговоры, которые не прочь повести и маменька Арина Петровна, в устах Иудушки превращаются в бесконечные нравоучения. Он просто-таки тиранит всю семью, доводя всех до полного изнеможения. Конечно, все эти льстивые, приторные речи никого не обманывают. Мать с детства не доверяет Порфишке: слишком уж он переигрывает. Лицемерие, соединенное с невежеством, не умеет вводить в заблуждение.

    Образ Арины Петровны: это единственный незаурядный человек в семье Головлевых. Она мать и глава семьи. “Женщина властная и притом в сильной степени одаренная творчеством” – характеризует ее автор. Арина Петровна руководит хозяйством, ведет все дела семьи. Она бодрая,

    Волевая, энергичная. Но толк от этого есть только в хозяйстве. Арина Петровна подавляет своих сыновей и мужа, который ненавидит ее за это. Мужа она никогда не любила, считала шутом, слабаком, неспособным вести хозяйство. “Муж называл жену “ведьмою” и “чертом”, жена называла мужа “ветряною мельницей” и “бесструнной балалайкой”.

    По сути дела, проживя сорок лет в семье, Арина Петровна остается холостячкой, которую интересуют только деньги, счета и деловые разговоры. У нее нет теплых чувств к мужу и детям, нет сочувствия, поэтому она так страшно наказывает близких, когда они безответственно относятся

    К имуществу или не подчиняются ей.

    Образ Степана Головлева: это “даровитый парень” с озорным характером, с хорошей памятью и способностями к учебе. Однако он воспитан в праздности, вся его энергия уходила на проказы. Отучившись, Степан оказывается неспособным сделать карьеру чиновника в Петербурге, так как не имеет к ней ни способностей, ни охоты. Он еще раз подтверждает прозвище “Степка-балбес”, долго ведет бродячую жизнь. К сорока годам он панически боится матери, которая не поддержит, а наоборот, заест. Степан приходит к осознанию, что он “ничего не может”, потому что никогда не пытался трудиться, а хотел получать все даром, урвать кусок у жадной матери, или еще у кого. Он спивается в Головлеве и умирает.

    Образ Павла Головлева. Это военный, но тоже человек подавленный матерью, бесцветный. Внешне он огрызается и грубит матери. Но внутри боится ее и придирается к ней, сопротивляясь ее влиянию. “Это был человек угрюмый, но за угрюмостью скрывалось отсутствие поступков – и больше ничего”. Перебравшись в Головлево, он перепоручает дела своей ключнице – Улите. Сам же Павел Головлев спивается, поглощенный ненавистью к брату Иудушке. Они умирает в этой ненависти, озлобленный, с ругательствами и проклятиями.

    Образ Иудушки, Порфирия Головлева. Этот человек – квинтэссенция головлевского рода. Он избрал своим оружием лицемерие. Под маской милого и душевного человека он добивается своих целей, собирает вокруг себя родовое имущество. Низкая его душа радуется бедам братьев и сестер, а когда они умирают, он получает искреннее удовольствие при дележке имущества. В отношениях со своими детьми он тоже в первую очередь думает о деньгах – и сыновья не выдерживают этого. Никогда при этом Порфирий не позволяет себе сказать грубость или колкость. Он вежлив, притворно мил и заботлив, бесконечно рассуждает, разводит медоточивые речи, плетет словесные интриги. Люди видят его лживость, но поддаются ей. Даже сама Арина Петровна не может им сопротивляться. Но в финале романа приходит к своему падению и Иудушка. Он становится ни к чему не способен, кроме пустословия. По целым дням он надоедает всем разговорами, которых никто не слушает. Если же прислуга оказывается чувствительной к его “словоблудию” и придиркам, то старается от хозяина сбежать подальше. Тиранство Иудушки становится все мелочней, он тоже пьет, как покойнее братья, для развлечения целыми днями вспоминает мелкие обидки или минимальные просчеты в хозяйстве, чтобы их “обмусолить”. Тем временем реальное хозяйство не развивается, приходит в запустение и упадок. В финале романа на Иудушку снисходит жуткое прозрение: “Нужно всех простить… Что… что же такое сделалось. Где… все?!” Но семья, разделенная ненавистью, холодностью и невозможностью простить, уже разрушена.

    Образ Анны и образ Любы из “Господ Головлевых”. Племянницы Иудушки – представительницы последнего поколения Головлевых. Они пытаются вырваться из гнетущей атмосферы семьи, сначала им это удается. Они работают, играют в театре и гордятся этим. Но к последовательной, упорной деятельности их не приучили. Не приучили и к моральной стойкости, жизненной твердости. Любиньку губит ее цинизм и расчетливость, взятые от бабушки, и она сама толкает в пропасть сестру. Из актрис “сестры Погорельские” переходят в содержанки, затем почти в проститутки. Аннинька, более чистая морально, более душевная, бескорыстная и добросердечная, упорно цепляется за жизнь. Но и она ломается, и после самоубийства Любиньки, больная и пьющая, возвращается в Головлево, “умирать”.

    Сочинения по темам:

    1. Роман Федора Михайловича Достоевского “Преступление и наказание – одно из самых сложных произведений русской литературы, в котором автор рассказал об...