История создания оперы М.И.Глинки "Руслан и Людмила". Либретто оперы «Руслан и Людмила Драматургия руслан и людмила

Михаил Иванович Глинка. Опера «Руслан и Людмила»

Опера «Руслан и Людмила» М. И. Глинки написана на сюжет одноимённой поэмы А. С. Пушкина. В своей поэме Пушкин воспел людей сильных и мужественных, верных и добрых, воспел честность, справедливость и любовь.

Немало черт роднит оперу Глинки с русской былиной: это дух высокого патриотизма, величавость образов, сочетание реальной жизни со сказочным вымыслом.

У лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том:
И днём, и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом;
Идёт направо – песнь заводит,
Налево – сказку говорит.

Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит;
Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей…

Увертюра

В роскошных хоромах киевского князя Светозара собрались многочисленные гости на свадебный пир. Князь празднует свадьбу своей дочери, юной княжны Людмилы и славного русского богатыря Руслана. За столом, среди многочисленных почетных гостей - хазарский князь Ратмир и варяжский витязь Фарлаф. Угрюмы их лица. Как и Руслан, Ратмир и Фарлаф добивались любви красавицы Людмилы, но были отвергнуты. Людмила отдала своё сердце Руслану.

Песня Баяна «Дела давно минувших дней…»

Внимание всех гостей приковано к замечательному певцу-сказителю - Баяну. Он поёт, аккомпанируя себе на гуслях. Золотые струны своим звоном завораживают слушателей.

Дела давно минувших дней,
Преданья старины глубокой!
Про славу русския земли,
Бряцайте, струны золотые,
За благом вслед идут печали,
Печаль же - радости залог.
Природу вместе создавали Белбог
И мрачный Чернобог.

Каватина Людмилы «Не гневись, знатный гость…»

У княжны Людмилы лёгкий и весёлый нрав. Она грациозна и приветлива. На её свадьбе не может быть угрюмых лиц. Красавица с ласковыми словами утешения обращается к своим отвергнутым женихам, Фарлафу и Ратмиру. Такие отважные рыцари, как они, достойны самых прелестных девушек, и в будущем их ждёт счастливая любовь и слава. Именно в этом убеждает Людмила своих обиженных поклонников. Но сердце самой Людмилы навеки принадлежит Руслану. Богатырь покорил юную девушку своим мужеством, храбростью, силой чувства, непоколебимой верностью и добротой.

Сцена похищения Людмилы

Счастливая невеста и не подозревает о том, какие тяжкие испытания предстоит вынести и ей, и жениху. Коварный и могущественный волшебник, злой карлик Черномор воспылал к Людмиле страстью. Чародей и маг безраздельно повелевает силами природы, одурманивает людей. Он может летать по воздуху, преодолевая огромные расстояния. Вся сила маленького карлика кроется в его длинной бороде.

Черномор задумал похитить Людмилу и перенести её в свой дворец. В самый разгар свадебного пира вдруг наступает мрак. Раздаются удары грома, все присутствующие внезапно погружаются в странное оцепенение:

Гром грянул, свет блеснул в тумане,
Лампада гаснет, дым бежит,
Кругом всё смерклось, всё дрожит,
И замерла душа в Руслане.

Когда все очнулись от странного оцепенения, то обнаружили, что прекрасная юная княжна бесследно исчезла. Горем охвачен отец, в отчаянии Руслан, в растерянности и все гости. Князь Светозар принимает решение: союз Людмилы и Руслана расторгнуть, так как жених не уберёг невесту. Тот, кто найдет Людмилу и вернёт её отцу, тот и женится на ней.

В погоню за коварным похитителем Людмилы снаряжается и Руслан, и Фарлаф, и Ратмир. Фарлаф и Ратмир не могут скрыть своей радости - в их душе вновь поселилась надежда отнять Людмилу и у похитителя, и у Руслана. Соперничество между женихами вспыхнуло с новой силой.

Баллада Финна «Добро пожаловать мой сын…»

Руслан, охваченный отчаянием и сомнениями, отправляется на поиски своей невесты. Кто же придёт к нему на помощь? Кто даст мудрый совет, кто окажет ему поддержку, укрепит веру в собственные силы?

На брови медный шлем надвинув,
Из мощных рук узду покинув,
Ты шагом едешь меж полей,
И медленно в душе твоей
Надежда гибнет, гаснет вера.

Ещё юношей-пастухом Финн полюбил неприступную гордую красавицу Наину. Он признался ей в любви, но был отвергнут. «Пастух, я не люблю тебя», - услышал он в ответ. Финн отправляется в походы в дальние страны, чтобы завоевать подвигами ратную славу. После геройских свершений Финн возвращается к Наине, возлагая к её ногам добычу. «Герой, я не люблю тебя»,- слышит он опять от красавицы Наины.

Вновь отвергнутый своей избранницей, Финн отправляется к седым колдунам, чтобы выведать у них секреты волшебства. Он овладевает силами любовных заклинаний. Счастье любви, кажется, наконец-то сбудется. Но Финн видит перед собой дряхлую седую старуху - за то время, что он провел у колдунов, Наина успела состариться. В ужасе кинулся Финн прочь от уродливой старухи, в груди которой он зажёг огонь любви. Оскорблённая Наина затаила в своей душе обиду, мечтая о мести неверному, - ведь она тоже владеет тайнами колдовства.

Финн обещает Руслану поддержку, покровительство и помощь. Он ободряет своего молодого друга - Людмила любит Руслана и останется ему верна. Но его ждут тяжкие испытания. Ему предстоит сразиться с похитителем Людмилы, карликом Черномором, преодолеть чары злой волшебницы Наины - ведь Наина, тая в сердце обиду на Финна, будет всячески пытаться помешать Руслану в поисках Людмилы.

Рондо Фарлафа «Близок уж час торжества моего…»

А что же Фарлаф? Не отличающийся смелостью и благородством, хвастливый горе-жених спрятался во рву. Его испугало приближение какой-то дряхлой старушонки. Но страхи напрасны. Старуха - а это волшебница Наина - быстро уговаривает героя переждать опасные времена. Пусть Руслан сам вызволит из плена прекрасную княжну, а потом уж Наина поможет Фарлафу вырвать драгоценную добычу из рук богатыря.

Фарлаф заранее торжествует. О таком он и мечтать не мог. Без усилий завоевать себе славу освободителя княжны, оттеснить ненавистного Руслана, ничем не рискуя.

Руслан на мёртвом поле «О, поле, поле…»

Между тем Руслан продолжает свой путь. Он набрёл на поле, усеянное костями. Многие отважные воины положили здесь свою голову. Уж не суждено ли и Руслану здесь погибнуть? Но богатырь отгоняет от себя мрачные мысли и обращается к Богу войны с просьбой: «А-ай, Перун, булатный меч мне по руке».

А вдали перед ним темнеет огромный холм. Но что это? Холм живой! Он дышит!

Вдруг холм, безоблачной луною
В тумане бледно озарясь,
Яснеет; смотрит храбрый князь -
И чудо видит пред собою.
Найду ли краски и слова?
Пред ним живая голова.

Бой Руслана с Головой был жестоким. Раздув щеки, чудище сбивало с ног и лошадь, и седока. Голова дразнила своего противника, высунув огромный язык. Но Руслан уловил миг и вонзил в язык копьё. Исход поединка был решён. Смертельно раненная Голова рассказала Руслану свою печальную историю. Его, непобедимого великана, коварно обезглавил собственный брат, злой волшебник Черномор. Чудесный меч, который охраняла Голова, дарует Руслану победу над карликом, вся колдовская сила которого заключена в огромной бороде.

Руслан верит в свою победу над силами зла:

О, Людмила, Лель сулил мне радость.
Сердце верит, что пройдет ненастье...

Персидский хор «Ложится в поле мрак…»

Наина, стремясь помешать Руслану и Финну, пускает в ход все свои чары. Она заманивает соперника Руслана, хазарского князя Ратмира в колдовской замок, где обитают волшебные девы. Чудесным пением девы зазывают к себе и отважного Руслана:

Ложится в поле мрак ночной,
От волн поднялся ветер хладный;
Уж поздно, путник молодой!
Укройся в терем наш отрадный!

Усталые путники очарованы красотой юных дев. Кажется, они готовы остаться в этом замке навеки, забыв о бедняжке Людмиле. Неужели чары Наины одержали верх над могуществом Финна, который обещал Руслану свою поддержку? Неужели Финн забыл о своём обещании?

Но нет, злу несдобровать. Появление в чудесном замке доброго волшебника Финна разрушает чары Наины. Богатыри очнулись от дурмана. Ратмир возвращается в объятия Гориславы, девушки, которую он когда-то любил и покинул. Теперь-то он оценил её верность и силу чувств. Руслан же продолжает поиск Черномора. Он отомстит своему обидчику и освободит Людмилу.

Марш Черномора

А Людмила, которую унесла неведомая сила, очнулась в богатых покоях. Она гуляет по прекрасным садам. Ей прислуживают девушки, хранящие молчание, выполняющие любое её желание. Она вкушает изысканные яства, наслаждается красотой чудесных водоемов и роскошных растений. Но ничто не в силах развеять её тоску по дому и возлюбленному, рассеять тревогу. Кто её похититель? Этот вопрос её мучит и днём, и ночью.

Однажды ночью дверь в её покои отворилась, и странная, удивительная процессия предстала перед её глазами:

Мгновенно дверь отворена;
Безмолвно, гордо выступая,
Нагими саблями сверкая,
Арапов длинный ряд идёт
Попарно, чинно, сколь возможно,
И на подушках осторожно
Седую бороду несёт;
И входит с важностью за нею,
Подъяв величественно шею,
Горбатый карлик из дверей...
Княжна с постели соскочила,
Седого карла за колпак
Рукою быстрой ухватила,
Дрожащий занесла кулак
И в страхе завизжала так,
Что всех арапов оглушила...
Арапов чёрный рой мятётся;
Шумят, толкаются, бегут,
Хватают колдуна в охапку
И вон распутывать несут,
Оставя у Людмилы шапку.

В такой сложной ситуации Людмила проявляет силу характера. Ею владеет не страх и не робость. Затронута девичья честь, и княжну переполняет гнев. Она скорее умрёт, чем подчинится чужой воле. Карлик ей жалок и смешон. Все чары бессильны пред нею. Её любовь не купить ни роскошью, ни угрозами, ни волшебством.

Безумный волшебник!
Я дочь Светозара,
Я Киева гордость!
Не чары волшебства
Девичье сердце
Навек покорили,
Но витязя очи
Зажгли мою душу...

«Ах, ты свет, Людмила!»

И вот Руслан наконец-то достиг владений Черномора и вызывает карлика на битву. Под самые небеса взвился богатырь, своей мощной рукой ухватив похитителя за бороду. Обессилел злодей, запросил пощады, спустился с небес на землю. Тут-то и отрезал Руслан ему бороду. Кинулся искать княжну храбрый витязь - нигде её нет! Сокрушенный горем, метался Руслан по всему саду и скоро обнаружил свою возлюбленную, погружённую в волшебный сон.

И вот Руслан отправился со спящей княжной в Киев. Но на этом испытания не кончились. Угрозы Наины исполняются - коварный Фарлаф убивает спящего соперника. В Киеве трусливого обманщика чествуют как победителя. Но горе отца не утихает. Людмилу ничто не может пробудить. Денно и нощно усердные мамки, и няньки поют Людмиле песни. Но всё напрасно!

Княжна не просыпается.

«Слава великим богам!»

Неужели никто не в силах спасти Руслана, восстановить справедливость? Неужели зло победит добро? А как же Финн? Или он тоже бессилен? Но нет! Финн возвращает Руслана к жизни с помощью живой и мёртвой воды. Он вручает богатырю волшебное кольцо - оно пробудит Людмилу от сна.

И вот Руслан в Киеве. Над Людмилой по-прежнему поют скорбные песни. Обезумевший от горя отец не отходит от дочери. Руслан устремляется к Людмиле, дотрагивается до неё волшебным кольцом - и, о чудо! Княжна просыпается!

Позади все несчастья, все испытания. Грандиозный свадебный пир возобновляется. Слава великим богам! Ведь это они помогли молодым влюбленным преодолеть все беды!

Слава великим богам!
Слава отчизне святой!
Слава Руслану с княжной!

Презентация

В комплекте:
1. Презентация, ppsx;
2. Звуки музыки:
Глинка. Опера «Руслан и Людмила»:
01. Увертюра, mp3;
02. Песня Баяна «Дела давно минувших дней» (фр-т), mp3;
03. Каватина Людмилы «Не гневись знатный гость» (фр-т), mp3;
04. Сцена похищения Людмилы (фр-т), mp3;
05. Баллада Финна «Добро пожаловать мой сын» (фр-т), mp3;
06. Рондо Фарлафа «Близок уж час торжества моего», mp3;
07. Ария Руслана «О, поле, поле» (фр-т), mp3;
08. Персидский хор «Ложится в поле мрак», mp3;
09. Марш Черномора, mp3;
10. Хор «Ах, ты свет, Людмила», mp3;
11. Хор «Слава великим богам», mp3;
3. Сопровождающая статья, docx.

В работе использованы уникальные иллюстрации шкатулок Палеха.

История создания

Ещё при жизни Пушкина Глинка задумал оперу по его юношеской поэме «Руслан и Людмила» (1820). Великий поэт заинтересовался этим замыслом и даже принял участие в обсуждении плана будущей оперы. Однако трагическая гибель Пушкина приняла наметившееся содружество. Первоначальный план оперы был составлен второстепенным поэтом и драматургом К. А. Бахтуриным (1809-1841), по поводу чего известно горестное восклицание Глинки: Бахтурин вместо Пушкина! Как это случилось? – Сам не понимаю». Окончательный текст написан поэтом и любителем музыки, приятелем композитора В. Ф. Ширковым (1805-1856) при самом активном участии Глинки. К созданию либретто в той или иной степени оказались причастны также другие друзья его – писатель Н. В. Кукольник (1809-1868), этнограф и историк Н. А. Маркевич (1804-1860) и сын директора императорских театров драматический цензор М. А. Гедеонов (1814- конец 1850-х гг.).
Текст оперы существенно изменён по сравнении с первоисточником. Юношеская лёгкость, озорство, ирония уступили место эпическому началу, лирика стала более глубокой и возвышенной. Внесены отдельные коррективы в сюжет: у Руслана в либретто два, а не три соперника, Ратмир и Фарлаф, и хазарский князь становится бескорыстным помощником Руслана, так как любовь его возвратила себе прекрасная пленница Горислава (её нет у Пушкина). Особую роль приобретает образ вещего Баяна, мельком упоминаемый поэтом.
Работа над музыкой оперы велась на протяжении нескольких лет. Наиболее интенсивно – в 1837 году, когда был почти полностью завершён и представлен в дирекцию театров I акт. Летом следующего года в имении Каченовка на Украине исполнялись персидский хор, марш Черномора и сочинённая там же баллада Финна. В 1838 году был написан ещё ряд номеров, в том числе каватина Гориславы, а весной 1839 года – каватина Людмилы из I акта. Летом 1840 г. за три недели появились величественная интродукция и ария Руслана «О поле, поле». Полностью партитура оперы была завершена в апреле 1842 года. Премьера состоялась 27 ноября (9 декабря) 1842 года в Петербурге, в Большом театре (так тогда называлась
Мариинка ).

Сюжет

Киевский князь Светозар празднует свадьбу дочери Людмилы и славного витязя Руслана. Среди гостей – неудачливые соперники Руслана хазарский князь Ратмир и варяжский витязь Фарлаф. Вещий певец Баян поёт о героическом прошлом, затем его мысль обращается к новобрачным: их ждут суровые дни. Людмила клянётся в любви своему избраннику – в этом залог её счастья с Русланом. Баян запевает другую песнь – о великом певце, который сохранит для потомков историю Людмилы и Руслана. Внезапно слышатся раскаты грома, наступает тьма. Когда она рассеивается, юной княжны нет среди пирующих. Светозар призывает рыцарей найти исчезнувшую дочь и обещает отдать её в жёны спасителю.
На север ведёт дорога Руслана. Он приходит к пещере Финна – мудрого старца, который открывает ему имя похитителя Людмилы. Это злой волшебник, карла Черномор, во владения которого ещё ни кому не удавалось проникнуть. Но славный витязь сумеет победить злодея. Ему только нужно остерегаться козней коварной волшебницы Наины, которая мстит всем, кому помогает Финн.
Фарлаф тоже решил попытать счастья. Но опасный путь надоел ему. Он дрожит от страха при каждом шорохе. Пугает его и ветхая старушка, попавшаяся навстречу. Это Наина. Она успокаивает трусливого витязя: волшебница поможет победить Руслана и овладеть Людмилой. Вне себя от радости, Фарлаф обещает во всём слушаться старухи.
Руслан попадает на бранное поле, усеянное костями павших воинов. Посреди поля – огромная Голова, которая с ужасной силой начинает дуть на витязя. Преодолевая поднявшийся ветер, Руслан поражает Голову копьём. Пошатнувшись, она приоткрывает спрятанный волшебный меч. Только им и можно сразить Черномора, хитрого и злого брата Головы, срубившего её.
Следующим испытанием становится волшебный замок Наины. Сладкоголосые девы манят путников отдохнуть, забыться в их объятиях. Их чарам поддаются и Руслан и Ратмир, которого тщетно молит вспомнить о былой любви покинутая им и пришедшая сюда на его поиски Горислава. Появление Финна рассеивает волшебство Наины. Витязи продолжают свой нелёгкий путь.
Тоскует в неволе Людмила. Волшебные сады Черномора не радуют её взор. Постылы танцы волшебных дев и дары, посылаемые коварным властителем. Появляется он сам – карла с огромной бородой, которую несут на подушках арапчата.
Звук боевого рога возвещает о появлении Руслана, вызывающего похитителя Людмилы на смертный бой.

Начинается опера со сцены княжеского пира. Князь отдаёт дочь свою (Людмилу) за героя – Руслана. Сам герой хорош, да и Людмила любит его, отвергая всех других претендентов на свою руку: Фарлафа и Ратмира. Тут Баян в песне предсказывает нелёгкую судьбу Руслана и Людмилы. Им помешает злая сила, но кончится всё хорошо.

И действительно, тут становится темно, а когда «дым» рассеивается, то оказывается – Людмилу похитили. Баян говорит, что сделал это злой колдун Черномор.

Конечно, Руслан отправляется спасать свою невесту. Другие «женихи» тоже решают попытать счастья.

На своём пути Руслан встречается с волшебником – Финном, который рассказывает ему свою историю. В молодости он никак не мог покорить красавицу Наину. Когда же от отчаяния прибег к чарам, то влюбил в себя уже старушку Наину. Теперь она преследует его, а он в ужасе скрывается.

Теперь Руслан проходит ещё одно испытание – встречает Наину, которая заманивает его в прекрасный дворец, где полно яств, драгоценностей и красавиц. Тут уже и Ратмир, за которым спешит влюбленная в него Горислава. Мужчины заколдованы, они обо всём забыли. Но от чар Наины их спасает Финн. Ратмир возвращается к Гориславе. А Фарлаф давно готов был отступиться от Людмилы, но Нана обещает ему волшебную помощь.

Тем временем Людмила в плену у Черномора отказывается от его подарков. А Руслан вызывает его на бой. Герой отрубает колдуну бороду, в которой и содержалась его могущество.

Вместе с заколдованной Людмилой Руслан возвращается к её отцу. Тут Фарлаф пытается разбудить княжну, но получается это лишь у Руслана.

Опера учит тому, что добро обязательно побеждает.

Картинка или рисунок Глинка - Руслан и Людмила

Другие пересказы и отзывы для читательского дневника

  • Краткое содержание Агата Кристи Убийство Роджера Экройда

    Действие романа происходит в небольшой английской деревушке, жители которой знают друг о друге буквально всё. Рассказ ведется от лица доктора Шеппарда, который становится помощником бельгийского сыщика Эркюля Пуаро.

  • Краткое содержание Братец Лис и Братец Кролик

    События повествования начинаются с того, что Братец Лис устроил гонки за Братцем Кроликом. Но однажды он встречает Кролика и сообщает ему о том, что братец Медведь с этого момента сказал им дружить и жить достаточно спокойно

  • Астафьев

    1 мая 1924 года в Красноярском крае родился Виктор Петрович Астафьев. Его семья была крестьянской. Он был третьим ребенком. Когда мальчику было 7 лет, отец попал в тюрьму. Спустя пару лет он остался и без мамы, она погибла

  • Краткое содержание Звезда Соломона Куприн

    Удивительный и таинственный жанр мистики во все времена привлекал ценителей художественной литературы. Произведение А. И. Куприна «Звезда Соломона» не является исключением и захватывает читателя

  • Краткое содержание Девочка со спичками Андерсена

    Маленькая девочка пробиралась по темным улицам. Стоял мороз. И был это самый канун Нового года. Девочка шла босиком и с непокрытой головой. Туфли, в которых она выходила из дома, были ей очень велики – они принадлежали ее матери.


Балет «Руслан и Людмила» создан на основе произведений двух великих творцов земли русской - поэта А.С. Пушкина и композитора М.И. Глинки. Этот спектакль - не просто очаровательная волшебная сказка, а философская притча о вечных, как мир, человеческих чувствах: верной любви, побеждающей предательство и коварство. Пушкинские строки наполнены любовью к героям, чьи чувства не выдуманы, а реальны. Юная, беззаботная Людмила, неустрашимый Руслан, влюбленный в наслаждения Ратмир, Горислава, сохранившая свою любовь к юноше, отвергшему ее. Волшебные персонажи поэмы, с которыми сталкиваются главные герои, вовлекая их в мир чудес, как бы проверяют истинность чувств влюбленных, заставляют их сделать свой выбор.
Великий русский композитор М. Глинка задумал свою оперу через несколько месяцев после трагической гибели Пушкина на дуэли, посвятив свое произведение его памяти. В балетной версии оперы, созданной известным композитором, профессором Московской консерватории Владиславом Агафонниковым, проведен ряд музыкальных сокращений, переработаны для оркестра вокальные и хоровые разделы, сделаны необходимые музыкальные связки. Балет «Руслан и Людмила» привлекает не только танцевальными и режиссерскими находками выдающегося балетмейстера России Андрея Петрова, но и роскошными декорациями и костюмами, выполненными замечательным театральным художником Мариной Соколовой.
Премьера спектакля «Руслан и Людмила» театра «Кремлевский балет» состоялась 31 марта 1992 года и была восторженно принята критикой и публикой.




Хореографическая сказка в 2-х действиях
Либретто А. Б. Петрова (по мотивам поэмы А. С. Пушкина и либретто одноименной оперы М. И. Глинки)
Постановка Театра балета Кремлевского Дворца съездов 1992 год
Постановщик и хореограф АНДРЕЙ ПЕТРОВ
Художник МАРИНА СОКОЛОВА
Дирижер АЛЕКСАНДР ПЕТУХОВ

БАЛЕТ "РУСЛАН И ЛЮДМИЛА"



1 АКТ
ПРОЛОГ
Под могучим дубом певец-сказитель Баян играет на гуслях... Руслан и Людмила встречаются под широкой кроной дуба. Их любовь пока тайна для всех, а утром Людмила должна выбрать себе жениха.

I КАРТИНА
В гриднице великого князя Светозара праздничное оживление. Все с нетерпением ждут, какого суженого выберет Людмила. Появляются женихи княжны: надменный варяжский витязь Фарлаф и мечтательный хазарский князь Ратмир. Ратмира преследует влюбленная в него Горислава с мольбой отказаться от затеи породниться с киевским князем.
Вот и Руслан. Соперники с подозрением смотрят друг на друга. Появляется Людмила. Ее выбор давно сделан. Дружина и князь славят молодую чету. Начинается свадебный обряд. Молодых с почестями вводят под полог... Гром... Молния...
Возникает зловещая фигура Черномора. Все застывают. Зачарованная Черномором Людмила замирает. Злой колдун со своей пленницей исчезают.
Все очнулись. Людмилы нет. Руслан в отчаянии. Светозар обещает Людмилу в жены тому, кто возвратит ему дочь. Все три витязя клянутся сделать это. Соперники покидают Киев.

2 картина
Сказочный лес. Наина преследует своей любовью Финна. Он отвергает ее. Она клянется отомстить.
Руслан идет по лесу и приходит к жилищу доброго Финна. Хозяин встречает Руслана радушно. В дыме волшебного костра Руслан видит Людмилу и Черномора. Руслан благодарит Финна и уходит искать замок Черномора.
Наина подстерегает Фарлафа. Она обещает ему Людмилу. Трус готов на все. Его радости нет предела. Наина дает ему то, о чем он мечтал: мягкую постель и стол с яствами. Сраженный вином и обжорством, он засыпает, забыв о Людмиле.

3 КАРТИНА
Руслан выходит на поле: видны следы кровавой сечи, останки богатырей. Долина смерти производит тягостное впечатление. Руслан устал. Сомнения гложут его. Найду ли Людмилу, а может, паду, как эти безвестные воины? Вдруг Руслан видит холм, при блеске луны он оживает — перед витязем голова. Голова рассыпается на множество воинов. Битва жестокая, силы неравные, но Руслан выходит победителем. Воины рассеяны: на месте головы — волшебный меч.

4 КАРТИНА
Наина колдует, привлекает витязей. Ее свита—рой безобразных старух, но по жесту волшебницы они превращаются в прекрасных дев. И сама Наина становится юной красавицей. Лес оживает чудесным восточным дворцом. Наина ждет жертву, готовит для нее отравленный напиток.
Горислава неотступно следует за Ратмиром, но он неумолим. Он жаждет найти Людмилу, хотя Горислава ему и милей и ближе, но упрямство гордого князя безгранично. Ратмир оставляет плачущую Гориславу и входит во дворец Наины. Волшебные девы, вино и угощение — вот уже он лишился и шита, и меча, и шлема. Вот и хозяйка-обольстительница. Чары Наины заставляют Ратмира забыть обо всем на свете. Во дворце появляется Горислава, которая привела с собой Финна и Руслана. Вместе они освобождают от чар Ратмира.

2 АКТ
1 КАРТИНА
Утро. Людмила просыпается в замке Черномора. Все ей здесь чуждо. Прислужницы хотят накормить ее дивными яствами. Появляется Черномор. Желая добиться любви Людмилы, он принимает облик Руслана. Людмила чувствует обман, и чары рассеиваются. Перед нею карлик. Людмила запутывает волшебную бороду злодея.
Торжественным маршем выходят слуги Черномора, неся карлика и его бороду. Людмилу торжественно сажают напротив Черномора. Парад мощи волшебника. Вихрь лезгинки захватывает всех. Оба трона несутся по кругу. Людмила уже почти без чувств. Карлик с хохотом приближается к своей жертве...
Раздается звук рога. Это Руслан вызывает на бой Черномора. Колдун зачаровывает Людмилу и обнажает свой меч. Короткий, но жестокий бой, и карлик уносит Руслана под облака.

2 картина
Руслан вбегает с отрубленной бородой Черномора. Людмила спит колдовским сном и не узнает возлюбленного. Рыдающий Руслан уносит Людмилу. Ратмир и Горислава пришли на помощь Руслану.

3 КАРТИНА
Наина тащит трясущегося Фарлафа —его час настал. Страх заставляет его покориться. Они идут по следу Руслана.

4 КАРТИНА
Ночь в степи. Ратмир и Горислава уходят в лес. Руслан охраняет сон Людмилы, но, утомленный, засыпает. Появляются Наина и Фарлаф. Наина заставляет Фарлафа поднять меч на Руслана. Фарлаф вонзает меч в грудь витязя и похищает Людмилу. Наина торжествует. Внезапно появляется Финн. В руках у него два сосуда — с мертвой и живой водой. Он заживляет раны Руслана.
Руслан, Ратмир и Горислава устремляются в Киев. Их осеняет благословение Финна. Наина повержена, ее планы разрушены,

5 КАРТИНА
Фарлаф, похитив Людмилу, привез её в Киев. Но никто не в силах пробудить ее от волшебного сна. Она не узнает даже отца...
Князь оплакивает дочь. Неожиданно для всех появляется Руслан. Фарлаф молит о пощаде. Любовь Руслана пробуждает Людмилу. Счастье и ликование в чертогах князя Светозара. Русичи славят храброго витязя и молодую княжну...


"Преданья старины глубокой", рассказаны на языке классического танца: взаимная любовь Руслана и Людмилы, её похищение Черномором, соперничество претендентов на руку и сердце киевской княжны - трусливого Фарлафа и гордого Ратмира, Черномор и колдовская сила его бороды...
Злобу, коварство и трусость побеждает справедливость, добрая богатырская сила и любовь.

Руслан и Людмила (Глинки)

Руслан и Людмила
"
Сцена из первого действия оперы в постановке Мариинского театра
Композитор М. И. Глинка
Автор(ы)
либретто
Валериан Ширков, Константин Бахтурин, Михаил Глинка
Источник сюжета
Жанр Сказочная опера
Количество действий 5 действий
Год создания
Первая постановка 27 ноября (9 декабря)
Место первой постановки Большой театр , Петербург

«Руслан и Людмила» - опера Михаила Ивановича Глинки (в 5 действиях). Либретто Валериана Ширкова, Константина Бахтурина и Михаила Глинки по одноимённой поэме Александра Пушкина .

История создания

«Первую мысль о Руслане и Людмиле подал мне наш известный комик Шаховский… На одном из вечеров Жуковского Пушкин, говоря о поэме своей „Руслан и Людмила“, сказал, что он бы многое переделал; я желал узнать от него, какие именно переделки он предполагал сделать, но преждевременная кончина его не допустила меня исполнить это намерение» - так описывает Глинка зарождение замысла оперы «Руслан и Людмила». Композитор начал работать над оперой в 1837 году, не имея еще готового либретто. Из-за смерти Пушкина он был вынужден обращаться к второстепенным поэтам и любителям из числа друзей и знакомых; среди них были Нестор Кукольник (1809-1868), Валериан Ширков (1805-1856), Николай Маркевич (1804-1860) и другим.

В текст оперы вошли некоторые фрагменты поэмы, но в целом он написан заново. Глинка и либреттисты внесли ряд изменений в состав действующих лиц. Исчезли одни персонажи (Рогдай), появились другие (Горислава); подверглись некоторой переделке и сюжетные линии поэмы.

Замысел оперы в значительной степени отличается от литературного первоисточника. Гениальной юношеской поэме Пушкина (1820), основанной на темах русского сказочного эпоса, присущи черты лёгкой иронии, шутливого отношения к героям. От такой трактовки сюжета Глинка отказался. Он создал произведение эпического размаха, исполненное больших мыслей, широких жизненных обобщений. В опере воспеваются героизм, благородство чувств, верность в любви, высмеивается трусость, осуждаются коварство, злоба, жестокость. Через все произведение композитор проводит мысль о победе света над тьмой, о торжестве жизни. Традиционный сказочный сюжет с подвигами, фантастикой, волшебными превращениями Глинка использовал для показа разнообразных характеров, сложных взаимоотношений между людьми, создав галерею человеческих типов. Среди них - рыцарски благородный и мужественный Руслан, нежная Людмила, вдохновенный Баян, пылкий Ратмир, верная Горислава, трусливый Фарлаф, мудрый Финн, коварная Наина, жестокий Черномор.

Опера писалась Глинкой в течение пяти лет с большими перерывами: она была закончена в 1842 году. Премьера состоялась 27 ноября (9 декабря) того же 1842 года на сцене в Петербурге (Cм. Belcanto.Ru , авторы В. Панкратова, Л. Полякова).

Действующие лица

  • Светозар, великий князь киевский, - бас .
  • Людмила, его дочь, - сопрано .
  • Руслан, витязь, жених Людмилы, - баритон .
  • Фарлаф, витязь варяжский, - бас.
  • Горислава, пленница Ратмира, - сопрано.
  • Финн, добрый волшебник, - тенор .
  • Баян , сказитель, - тенор.
  • Наина, злая волшебница - меццо-сопрано .
  • Черномор , карлик, злой волшебник, - роль без слов.

Сыновья Светозара, витязи, бояре и боярыни, сенные девушки, няни и мамки, отроки, гридни, чашники , стольники , дружина и народ; девы волшебного замка, арапы , карлы, рабы Черномора, нимфы и ундины . Действие происходит во времена Киевской Руси .

Либретто

Действие 1

Светозар, великий князь киевский, устраивает пир в честь своей дочери Людмилы. Претенденты на руку Людмилы - витязи Руслан, Ратмир и Фарлаф - окружают прекрасную княжну. Людмила подает руку Руслану. Князь одобряет выбор дочери, и пир переходит в свадебное торжество. Баян предрекает в своих песнях беду, грозящую молодой чете, но он же поет о том, что любовь Руслана и Людмилы воспоет поэт севера. Народ желает счастья молодой чете. Вдруг страшный гром потрясает хоромы. Когда все приходят в себя, оказывается, что Людмила исчезла. Светозар в отчаянии обещает руку Людмилы тому, кто возвратит исчезнувшую княжну.

Действие 2

Картина 1. Руслан в хижине волшебника Финна. Здесь молодой витязь узнает, что его невеста находится во власти злого карлика Черномора. Финн повествует о своей любви к надменной красавице Наине и о том, как он попытался чарами воспламенить в ней любовь к себе. Но он в страхе бежал от своей возлюбленной, которая к тому времени состарилась и стала ведьмой. Любовь Наины обратилась в великую злобу, и теперь она будет мстить всем влюбленным.
Картина 2. Фарлаф также старается напасть на след Людмилы. Его союзница, волшебница Наина, советует ему не делать ничего иного, как идти вслед за Русланом, который наверняка найдет Людмилу, и тогда Фарлафу останется только убить его и завладеть беззащитной девушкой.
Картина 3. Тем временем Руслан уже далеко. Конь приносит его на заколдованное поле, усеянное мертвыми костями. Огромная голова - жертва Черномора - насмехается над Русланом, и тот наносит ей удар. Появляется волшебный меч, голова умирает, но успевает поведать тайну: только этим мечом можно отсечь бороду Черномора и лишить его колдовской силы.

Действие 3

Дворец волшебницы Наины. Она обещала Фарлафу избавить его от соперников. Ее чаровницы заманили к себе Ратмира и не отпускают его, лишая воли, обольщая его песнями танцами и своей красотой. Потом его должна убить Наина. Такая же участь ждет и Руслана. Тщетно пытается помешать чарам Наины ее пленница Горислава, покинувшая свой гарем в поисках Ратмира. Но появляется Финн и освобождает героев. Они все вместе отправляются на север.

Действие 4

Во дворце Черномора музыкой и танцами развлекают Людмилу. Все напрасно! Княжна думает только о своем возлюбленном Руслане.

Но вот звучит боевой рог: Руслан перед дворцом Черномора! Черномор погружает Людмилу в глубокий сон, а затем принимает вызов Руслана на смертный бой. Волшебным мечом Руслан отрезает карлику бороду, в которой содержалось его могущество. Руслан побеждает Черномора и спешит к Людмиле. Но княжна не чувствует объятий Руслана, она спит глубоким сном…

Действие 5

Во дворце Светозара в Киеве оплакивают прекрасную Людмилу, которую никто не может разбудить. Но волшебство можно победить только волшебством. Друг и помощник Руслана, волшебник Финн, освобождает Людмилу от чар злого Черномора. Людмила просыпается и под ликование всех присутствующих падает в объятия Руслана.

Известные исторические аудиозаписи

  • Марк Рейзен , Валерия Барсова , Елизавета Антонова, Василий Лубенцов, С.Хромченко, Никандр Ханаев , Елена Сливинская, Любовь Ставровская. Хор и оркестр Большого театра , дирижер Самуил Самосуд . .
  • Иван Петров , Вера Фирсова , Евгения Вербицкая, Алексей Кривченя , Сергей Лемешев , Георгий Нэлепп , Владимир Гаврюшов, Нина Покровская. Хор и оркестр Большого театра , дирижер Кирилл Кондрашин . .
  • Евгений Нестеренко , Б.Руденко , Тамара Синявская , Борис Морозов, Александр Архипов, Алексей Масленников, Н.Фомина, Валерий Ярославцев, Галина Борисова. Хор и оркестр Большого театра , дирижер Юрий Симонов . . mp3

Сноски

Ссылки

  • Краткое содержание (синопсис) оперы «Руслан и Людмила» на сайте «100 опер»
  • Александр Ведерников: «Рондо Фарлафа вообще-то на 69 тактов длиннее»

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Руслан и Людмила (Глинки)" в других словарях:

    У этого термина существуют и другие значения, см. Руслан и Людмила (значения). Опера Руслан и Людмила … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Руслан и Людмила (значения). Руслан и Людмила … Википедия

    Руслан и Людмила: Руслан и Людмила поэма А. С. Пушкина. Руслан и Людмила опера М. И. Глинки на сюжет Пушкина. Руслан и Людмила фильм 1914 года. Руслан и Людмила фильм 1938 года. Руслан и Людмила фильм 1972 года. Руслан и Людмила магическое… … Википедия

    - (Людмила) славянское Род: женский Этимологическое значение: «милая людям» Мужское парное имя: Людмил Производ. формы: Люда, Людка, Людочка, Людок, Людочек, Мила, Милка, Милочка, Люся, Люська, Люсёк, Люсенька, Люсик … Википедия

    Герой поэмы А.С.Пушкина «Руслан и Людмила» (1817 1820, пролог 1824 1825, ред. «Людмила и Руслан»). Имя Р. заимствовано из лубочной сказки «О Еруслане Лазаревиче». Р. у Пушкина «витязь беспримерный, в душе герой», в котором выражены идеальные… … Литературные герои

    У этого термина существуют и другие значения, см. Руслан (значения). Руслан тюркское Производ. формы: Руся, Русик, Русланчик,Рус Иноязычные аналоги: англ. Ruslan, Rouslan араб. روسلان‎‎ ивр. רוסלן … Википедия