Известные гитаристы. Великие гитаристы-самоучки: громкие имена и интересные факты Карлос Сантана – музыкальный стиль: латино-рок, блюз-рок, классический рок, джаз-рок

Чтобы в каком-либо деле добиться определенных успехов, нужно окунуться в него полностью, так сказать, «с головой». Тогда гарантированно будет результат, да еще и какой! Если вы взялись за гитару, регулярно слушайте записи профессионалов, ведь ставя кого-то в пример, можно куда проще добиться успеха. В своем топе я расскажу, на кого можно смело равняться, кто смог извлечь из инструмента максимум, кто мог завораживать звучанием. Хотелось отметить, что все участники хит-парада подобраны, основываясь исключительно на мои предпочтения, так что, возможно, мой и ваш выбор может не совпадать.

10. Курт Кобейн

MTV Live and Loud

Незамысловатые риффы, максимум дисторшна и агрессии — все это Курт. В свое время лидер культового коллектива «Nirvana » смог открыть новые пути для альтернативного рока, а сам стал культовым гранж-музыкантом. Будучи левшой, он создавал незамысловатые риффы на квинтах, но черт, как же это агрессивно звучало! В общем, заслуженно открывает топ.

9. Джонни Рамон


Кадр из фильма «Школа рок-н-ролла»

Один из основателей первого и культового панк-коллектива «Ramones» стал образцовым панк-гитаристом — ярким, энергичным и с «изюминкой». Вместе с Джоуи Рамоном прошел долгий и трудный путь группы от начала и до конца. В 20 лет он покупает свою первую электрогитару за 54$, на которой были сыграны почти все песни коллектива. В 2003 году журнал «The Rolling Stone» разместил его на 16 месте в списке лучших рок-гитаристов всех времен и народов.

8. Тони Айомми


Во время выступления в Гайд-парке

Бессменного гитариста «Black Sabbath» многие считают первым метал-гитаристом. Его музыка полна перегруза, которого музыкант никогда не жалел, но всегда держал под контролем. Яркость и сногсшибаемость его игры никогда не перестанет удивлять, хотя он левша, у которого, к тому же, отсутствуют подушечки двух пальцев. Мастеру не помешает ничего.

7. Роберт Джонсон

1930 год

Первый участник «Клуба 27», блюзмен-виртуоз. Начал свою карьеру в 30-х годах, но, к сожалению, до своей смерти так и не стал известен. О его жизни мало что известно, как-то я об этом уже говорил: одна мистика и загадки. Современные профессиональные музыканты жестко критикуют его работы, объясняя это отсутствием ритмичности, слуха и хорошей дикции. Но, как не крути, именно его творчество стало основой для следующего поколения блюзменов.

6. Лес Пол

Лес Пол в Нью-Йорке, 2008 год

Гитарист-виртуоз, изобретатель и новатор, создатель легендарной гитары Gibson Les Paul. Ему приписывают уйму нововведений в области музыки, например, эффекты «задержки», хорус, многоканальную запись и многое другое. Имел неподражаемый стиль игры, постоянно экспериментировал со способами звукоизвлечения непосредственно на гитаре. Однако настоящую славу ему принесла мечта каждого гитариста — легендарная гитара Gibson Les Paul, которая по сей день является одной из самых популярных и самых дорогих. Лес Пол является одним из немногих музыкантов, которые имеют постоянную выставку в Зале славы рок-н-ролла.


На концерте в Ганновере, 2006 год

Сооснователь легендарного коллектива «The Rolling Stones» прошел долгий путь к славе и совершенству вместе с Джаггером. Кит Ричардс обладал красивейшими женщинами планеты и нарушал все законы, включая биологические. До наших дней сохранились его воспоминания, пахнущие сексом, наркотиками и рок-н-роллом.

4. Чак Берри

Джон Леннон и Чак Берри

Чака Берри называют отцом рок-н-ролла – у него учились «The Beatles» и « The Rolling Stones», Рой Орбинсон и Элвис Пресли. «Если попытаться подыскать рок-н-роллу другое название, то пусть это будет Чак Берри», – эта цитата Джона Леннона говорит сама за себя. Он – один из наиболее влиятельных исполнителей этого жанра, автор композиции Johnny B. Goodе, самой перепеваемой песни в истории музыки.

3. Джимми Пейдж


Гитара, гитара и еще раз гитара!

Живая легенда, неугомонный экспериментатор, «мозг» легендарного хард-рок коллектива «Led Zeppelin» — все это Джимми. Популяризатор ранее малоизвестной двухгрифовой электрогитары, Пейдж стоял у истоков тяжелого рока, его по праву считают одним из «родителей» хэви-метала, но так или иначе он успел повлиять чуть ли не на всю музыку, которая сейчас создается и записывается. Заслуженная бронза.


Эрик Клэптон на концерте на стадионе Millennium в Кардиффе

Пожалуй, единственный или, по крайней мере, один из немногих, кто мог составить реальную конкуренцию гитаристу №1 за все время. Эрик — член Зала славы рок-н-ролла, командор ордена Британской империи. Первым инструментом в карьере музыканта была дешевая акустическая гитара со стальными струнами, подаренная его бабушкой. Играть на ней было сущим мучением, и от Эрика требовалось серьезное упорство, чтобы овладеть этим инструментом. Влюбленный в блюз, он быстро завоевал любовь публики сначала как уличный музыкант, а позднее - как участник и лидер-гитарист легендарных групп The Yardbirds и Cream.

1. Джимми Хендрикс

На поп-фестивале в Майами, 1968 год.

Он был абсолютным Первым, стопроцентным Пионером, но сегодня об этом почему то забыли. Джими Хендрикс – человек-легенда, которого еще при жизни называли гениальным музыкантом. Он открыл множество возможностей нового звучания в электрогитаре, став наиболее изобретательным и смелым виртуозом в истории рок-музыки. Его творчество оказало влияние практически на всех современных музыкантов, превратившись в бесконечный пример для подражания.

Знаменитых гитаристов, как и исполнителей на любом другом инструменте, великое множество. Очень часто можно услышать споры между любителями разных стилей о том, кто же является самым лучшим и почему не назвали того или иного исполнителя. Выделить какой-то определённый список известных гитаристов нельзя. Есть множество талантливых музыкантов, которые привнесли что-то новое и необычное в каждый стиль игры на гитаре.

Золотой век гитары

Например, мало кто знает о гитаристах конца XVIII - начала XIX века самого пика популярности этого инструмента. Такое имя, как Хосе Фернандо Сора (испанский виртуоз 1778-1839 гг.) известно узкому кругу профессионалов классической игры на гитаре. Но то, что этот прекрасный музыкант сам освоил игру на этом инструменте и его называли «Бетховеном гитары» во Франции, где он прожил большую часть жизни, необходимо знать любому уважающему себя гитаристу, независимо от стиля исполнения.

Стоит отметить также итальянца Джулиани Мауро, мастерство которого отметили такие мэтры как Гайдн и Бетховен. После завоевания популярности в роли скрипача и флейтиста, Мауро решил освоить и гитару. А к двадцати годам был известен на всю Европу как талантливый исполнитель на этом инструменте.

Также интересен тот факт, что после появления гитары в России в период правления императрицы Елизаветы (сначала итальянской пятиструнной), мир увидел этот инструмент благодаря русскому музыканту Андрею Сихре и в семиструнном варианте.

Известные гитаристы-самоучки

Конечно, поражает мастерство профессионалов, которые благодаря своему упорству и труду добиваются больших результатов. Но намного больше восхищения вызывают самоучки, добивающиеся популярности, не имея профессионального музыкального образования.

Одним из таких феноменов в истории гитарного мастерства является гениальный виртуоз-гитарист Джими Хендрикс. Любой человек, который хоть немного знаком с рок-музыкой знает этого прекрасного исполнителя. Смелость и изобретательность, возможность играть на инструменте обеими руками сделали его великим гитаристом ещё при жизни. Не зная нотной грамоты, воплощая все свои идеи спонтанно, по наитию, Джимми вознёс мастерство гитарной игры на невиданные высоты, показав, на что способен этот инструмент.

Мало кто знает, что музыкант, трижды включённый в Зал славы рок-н-ролла, Эрик Клэптон тоже самоучка. И начал осваивать он этот инструмент только в 14 лет. Попасть в Rock and Roll of Fame - это значит получить признание заслуг в развитии современной музыки. Для получения этого титула исполнитель должен пройти строжайший отбор у комитета (1000 экспертов) и получить не меньше 50% голосов. Клэптону получить такое признание удалось первый раз как сольному исполнителю, второй - в составе группы Cream, а третий - гитаристом Yardbirds.

Ещё один самородок, взявший в руки гитару только в пятнадцатилетнем возрасте - это Чак Берри. Поражает тот факт, что первой его гитарой была тенор-гитара, у которой только 4 струны. На ней он освоил метод «трёхаккордного блюза» и только через 10 лет приобрёл свою первую шестиструнную гитару.

Продолжить список самоучек можно, назвав таких гитаристов, как Ингви Мальмстин и Ангус МакКиннон Янг (автор песен и соло-гитарист группы AC/DC). Эти музыканты сами освоили мастерство игры на гитаре при помощи самоучителей, а также копируя великих гитаристов, и смогли достичь в этом немалых высот.

Отдельное внимание стоит уделить мастерам скоростной игры на гитаре. Первым титул самого быстрого исполнителя игры на гитаре получил в 2002 году российский гитарист-виртуоз Виктор Зинчук, который сыграл 20 нот в секунду. Бразилец Тьяго Делла Вига в 2011 году был занесён в книгу рекордов Гиннеса при исполнении 24 ноты в секунду. На данный момент существует рекорд (пока неофициальный), который установил украинец Сергей Путяков, сумевший воспроизвести 30 нот за секунду. Сейчас Сергей подал заявку, чтобы зафиксировать свой рекорд официально. И кто знает, может, в ближайшее время там будет красоваться его имя.

Список знаменитых гитаристов, конечно, неполон. Джимми Пэйдж, Роберт Джонсон, Джэфф Бэк, Эдди Ван Хален, Стиви Рэй Вон, Тони Айомми, Рэнди Роудз, Джо Сатриани… Можно до бесконечности продолжать этот список. Каждый из них привнёс в технику игры что-то своё, неподражаемое, оставив свой след в истории гитарного мастерства.

Приветствую всех гитаристов , разных мастей и уровня подготовки. В данной статье, я уже наверное в 3-й или 4-й раз поднимаю важные темы самостоятельной подготовки и , прежде всего для новичков (с учетом того, что вы уже и приобрели), а также не лишне будет вспомнить и более опытным.
От самого банального и смешного, до важного и необходимого, простыми словами. Всего 10 полезных рекомендаций!

1. Учитесь прислушиваться к звукам.

Музыкальный слух начинает развиваться с простых вещей, а именно с тренировки органов слуха — ушей. Чтобы они не только «хлопали» , но и умели различать все тонкости услышанного. И лучший тренер — наша повседневная жизнь.
Начните прислушиваться к звукам во круг себя и выделять из нескольких звучащих одновременно какой-то определенный.

Например, среди шумной улицы города выделите звук чужого мобильного звонка, крик птицы, свист колес автомобиля, шум ветра и т.д. Постарайтесь понять какие звуки самые громкие или звонкие в данный момент времени. Еще проще и интереснее: попробуйте найти разницу между звуком прихода личного сообщения от звука приходящей открытки и др. в своем аккаунте «вконтакте».
Эти простые тренировки вам обязательно помогут в дальнейшем при разборах , и в особенности настройки гитары.

2. Правильная постановка рук — ключ к успеху.

По себе знаю, что новички практически всегда берутся играть все подряд , сходу — не уделив особого внимания . На этом этапе формируется будущая самооценка гитариста, потому что качество вашей игры будет зависеть именно от этого.
Это как учиться писать в 1-ом классе. Ведь потом, будучи в 10-м, с вами уже будет «все понятно».
Не поленитесь и уделите себе любимому (любимой) должное внимание!

3. Не перенапрягайтесь!

8. Знание нотной грамоты — ощутимый плюс!

9. Учитесь играть и петь под гитару с друзьями!

После изнурительных тренировок на гитаре , сидя дома перед компьютером, грустно может стать даже компьютеру. А что уж говорить про себя… И после очередной усталости пальцев рук, может появиться желание бросить все эти занятия гитарой и…

10. Берите пример у других! Вдохновляйтесь!

Данный пункт можно поставить первым, потому что с него все и начинается, даже в любой рутинной работе!
Каждый гитарист когда-то впервые услышал, как кто-то здорово сыграл на гитаре , либо в живую или в записи, и вдохновился. После чего начал свои первые шаги к данному искусству.

По мере развития все музыканты, рано или поздно, оказываются в ситуации ступора — отсутствие творческих сил. И не важно каков уровень игры и степень музыкального таланта. Вдохновение пропадает, а мастерство нуждается в стабильной практике, и если пустить все на самотек, то наработанный навык постепенно забывается и пропадает. Поэтому, так важно искать и находить вдохновение для дальнейшего саморазвития . Это особенно касается тех, кто .

Как всегда, самые эффективные действия — самые простые, и не так важно чем себя занять, главное развеяться — «продуть» мозги — временно отвлечься от занятий гитарой. Проще сказать, нужно сменить окружающую обстановку и активно отдохнуть.

После этого обычно просыпается тоска по музыкальному инструменту и наступает время прилива свежих творческих сил, мыслей и идей необходимых для новых свершений и начинаний!
Успехов!
Данная статья является частичным «рерайтом» статей популярных гитарных сайтов, с моим значительным дополнением.

Иногда двигаться вперёд мешает только одно: сомнение “а получится ли у меня”. Нам, людям, выросшим с девизом “образование — это всё”, постоянно кажется, что добиться успехов в чём-либо без поддержки преподавателя просто невозможно. Это неверное заблуждение, которое нужно вырвать с корнем и забыть о нём. И чтобы сделать это, давайте посмотрим на 4 легендарных гитариста, которые добились фантастических результатов в игре на гитаре самостоятельно.

Джимми Хендрикс

1. Джими Хендрикс не знал нотной грамоты. Поговаривают, что, возможно именно благодаря этому он мог так глубоко сосредоточиться на самой музыке, а не на изучении её теории и законов построения.

По независимым версиям журналов Rolling Stones и Classic Rock в списке “100 величайших гитаристов всех времён” Джими Хендрикс занимает первое место. Причём Rolling Stones публиковал свой список в 2003-м году, а Ckassic Rock — в 2009-м.

Ещё при жизни его называли музыкальным гением и феноменальным гитаристом, который сумел взглянуть на электрогитару по-новому и расширил возможности игры.

Эрик Клэптон

2. Эрик Клэптон начал осваивать гитару самостоятельно в возрасте 14 лет, стремясь как можно точнее сымитировать игру великих блюзменов своего времени. Самоучка или нет, но он единственный музыкант в мире, который трижды был включён в Зал славы рок-н-ролла. Во-первых, он попал туда как сольный исполнитель, во-вторых, как гитарист рок-группы Cream, и в-третьих, в качестве гитариста группы Yardbirds.

Чак Бэрри

3. Чак Бэрри познакомился с инструментом в возрасте 15 лет. И это была не привычная нам шестриструнка, а четырёхструнная тенор-гитара. Чак прибегал к помощи различных гитарных самоучителей, адаптируя их под свой инструмент, а время от времени брал частные уроки у местных гитаристов.

Когда Чак, наконец, смог позволить себе шестиструнную гитару, он уже мог “снимать” гитарные партии с песен, звучащих на радио, и обучался по ним.

Ангус МакКиннон Янг

4. Ангус МакКиннон Янг — знаменитый гитарист и автор песен рок-группы AC/DC. Кроме того, что Ангус — самоучка, он ещё и маленького роста — всего 158 см. Когда журнал MAXIM публиковал список “25 Величайших коротышек в истории”, Ангус занял в нём первую строчку, обойдя таких известных персонажей как Джон Стюарт, Наполеон Бонапарт, мастер Йода и других.

Только что вы познакомились с четырьмя выдающимися людьми, которые стали теми, кто они есть благодаря не профессиональным советам квалифицированных педагогов, а собственным терпению, настойчивости, вере в себя и любви к музыке.

Если у вас есть гитара и желание играть на ней, значит у вас уже есть всё, что нужно для достижения любых вершин.

А теперь пришло время отжигам упомянутых ребят.

Какой мальчишка не мечтает стать похожим на своего рок-кумира? Взять гитару и рубиться под запись любимого рок-концерта, представляя себя Дэйвом Мастейном или Стивом Харрисом – непередаваемое ощущение. Драйв, всплеск эмоций, море позитива. Сколько подобных любителей-самоучек превратилось в уникальных мастеров и виртуозов известных и великих.

Стиви Рэй Вон – музыкальный стиль: блюз, блюз-рок, фанк, техасский рок

Stevie Ray Vaughan – американский гитарист, певец, вошедший в список «Ста самых крутых героев гитары» в 2003 году. Музыкант-самоучка, впервые взявший гитару в возрасте семи лет, играл только на слух и не умел читать ноты.

Интересный случай произошел со Стиви в школьные годы, когда он долго выпрашивал у старшего брата гитару, чтобы выступить на вечеринке. Брат Джимми не соглашался, но Стиви поклялся, что будет беречь инструмент. Однако, как водится, происходит то, чего больше всего боишься. Стиви случайно поцарапал гитару. Джимми придумал своеобразное наказание для брата – заставил его выкупить испорченный инструмент. Свою недолгую, но очень насыщенную в творческом плане жизнь, Рэй Вон посвятил исключительно музыке.

Сол Хадсон (Слэш) – музыкальный стиль: хард-рок, хеви-рок, блюз-рок, глэм-металл

Saul Hudson, всем известный под псевдонимом Slash, получил такое прозвище, потому что не мог долго усидеть на одном месте и постоянно перемещался. Черный цилиндр, черные кудрявые волосы, черные кожаные штаны и сигарета – необычный запоминающийся сценический образ маэстро-одиночки. Свое обучение талантливый гитарист-самоучка начал на инструменте с одной струной (!), подаренном бабушкой в день пятнадцатилетия. Сегодня в арсенале Слеша более десяти именных моделей Gibson, среди которых есть коллекционные.

Гэри Мур – музыкальный стиль: блюз, блюз-рок, хард-рок, хеви-металл, джаз-фьюжн

Robert William Gary Moore – легендарный ирландский блюзмен, композитор и певец, начал самостоятельное изучение гитарного мастерства в восемь лет. По воспоминаниям Мура, приятель показал ему всего один аккорд, а дальше «все пошло само собой». Несмотря на то, что музыкант был левшой, он прекрасно справлялся со стандартным, праворуким инструментом. Гэри Мур был одним из первых музыкантов, которых известный гитарный бренд Gibson отметил именной гитарой.

Карлос Сантана – музыкальный стиль: латино-рок, блюз-рок, классический рок, джаз-рок

Carlos Augusto Alves Santana – американский гитарист мексиканского происхождения, начавший карьеру музыканта в восьмилетнем возрасте. Через пару лет Сантана уже пополнял семейный бюджет, выступая в составе местной группы «Santana». Удивительно, но состав группы за весь период ее гастрольной работы так часто менялся, что перечислить всех ее участников просто невозможно! Уникальное сочетание этнической латиноамериканской музыки и классического рока, живая, будто говорящая гитара – визитная карточка уникального мексиканского маэстро.

Джефф Бек – музыкальный стиль: блюз-рок, хард-рок, джаз-ф ьюжн, инструментальный рок, электроника

Jeff Beck – британский гитарный виртуоз познакомился с музыкой еще в детстве, выступая в церковном хоре. Самостоятельное обучение игре на гитаре для начинающих начал после освоения фортепиано, виолончели и барабанов. Обладатель семи Grammy, удивительно разносторонний музыкант, ведущий практически затворнический образ жизни, в свободное от творчества время любит заниматься своими автомобилями – Jaguar и Hot Road.

Ингви Мальмстин – музыкальный стиль: глэм-металл, шред-металл, прогрессив-металл, хард-рок, пауэр-металл

Yngwie Johann Malmsteen – шведский гитарист-самоучка, утверждающий, что в древнескандинавском языке его имя имеет особое значение и звучит как «предводитель викингов». К музыкальным инструментам особого интереса не проявлял, однако, в семь лет, узнав о смерти Джими Хендрикса, объявил, что родился новый гитарист – Ингви Мальмстин. Музыка так захватила мальчика, что он начал прогуливать уроки, а потом и вовсе бросил школу, решив стать великим маэстро. В 1989 году музыкант дает 20 концертов в России, записывает альбом «Live in Leningrad: Trial By Fire». Интересно, что изображение Мальмстина появится на шведских банкнотах. И еще – Ингви стал прототипом героя-гитариста мультсериала Metalocalypse.

Как видно из этих историй, тяга к музыке появляется еще в детстве - на волне эмоционального порыва мальчишки берут гитару в руки и начинают осваивать ее самостоятельно. Опыт именитых музыкантов подтверждает, что для этого требуется всего лишь:

    • Упорство
    • Настойчивость
    • Целеустремленность
    • Постоянная практика

В наше время есть много возможностей и средств для самостоятельного изучения любого музыкального инструмента. Стать уникальным востребованным мастером не просто, но нужно пробовать. Дерзайте! Может скоро мы услышим о новом Стиве Вае или Джо Сатриани?