Как пьер попал в. Пьер в плену – это тема перерождения Пьера

На страницах романа "Война и мир" даже, казалось бы, второстепенные герои появляются неслучайно. Характеристика Платона Каратаева занимает в важное место. Попробуем вспомнить, каким был этот герой.

Встреча Пьера Безухова с Платоном Каратаевым

Характеристика Платона Каратаева в великом произведении Л. Н. Толстого начинается с момента его знакомства с Пьером. Эта встреча происходит в тяжелый для Безухова жизненный период: он сумел избежать казни, но видел гибель других людей. Главный герой лишился веры в возможность благоустройства мира и в Бога. Преодолеть этот переломный момент жизни Пьеру помогает выходец из народа «Платоша».

Народный философ

Платон Каратаев, характеристика которого является темой данной статьи, - это человек, который смог приобщить Пьера Безухова к народному началу и мудрости простых людей. Он - настоящий философ. Неслучайно Л. Н. Толстой дал Каратаеву имя Платон. Его речь полна народными присказками, от этого обыкновенного, казалось бы, солдата веет мудрым спокойствием.

Встреча с Платоном Каратаевым стала для Пьера одной из самых значимых в жизни. Даже спустя много лет уже стареющий Безухов оценивает свои поступки и мысли по тем принципам, которые он усвоил для себя, общаясь с этим случайным знакомым.

"Круглое" начало

Характеристика Платона Каратаева, которая складывается в нашем представлении, очень необычна благодаря образной речи автора. Толстой упоминает о «круглых» и спорых движениях народного философа. Руки Платона Каратаева сложены так, будто он собирается что-то обнять. Западают в душу его добрые карие глаза и приятная улыбка. Во всем его облике, в его движениях было что-то успокоительное и приятное. Платон Каратаев был участником большого количества военных походов, но, попав в плен, отказался от всего «солдатского» и вернулся к складу выходца из народа.

Почему же именно округлостью движений наделяет Толстой своего героя? Вероятно, Лев Николаевич подчеркивает этим мирный характер Платона Каратаева. Современные психологи говорят, что круг обычно предпочитают рисовать мягкие, обаятельные, покладистые люди, которые подвижны и расслаблены одновременно. Круг - это символ гармонии. Неизвестно, знал ли об этом автор великого романа, но интуитивно он, конечно, чувствовал это. Характеристика Платона Каратаева - безусловное подтверждение жизненной мудрости Толстого.

Речь Платоши

Речь может многое рассказать о таком герое, как Платон Каратаев. «Война и мир» - характеристика психологического мира персонажей, так как в этом романе Толстой очень много внимания уделяет особенностям языка и поведения тех, о ком хочет рассказать более подробно.

Первые слова, с которыми наш герой обратился к Безухову, наполнены простотой и лаской. Речь Платона Каратаева напевная, она пронизана народными поговорками и присказками. Его слова не просто отражают собственные мысли, но и выражают народную мудрость. «Час терпеть, а век жить», - так говорил Платон Каратаев.

Характеристика этого персонажа невозможна без упоминания о его повествовании про купца, который был приговорен к каторге за чужое преступление.

Речь Платона Каратаева, его высказывания - это отражение идей христианской веры о смирении, справедливости.

О смысле жизни

Характеристика Платона Каратаева в романе «Война и мир» дана автором для того, чтобы показать другой тип человека, не такой, как Пьер Безухов и Андрей Болконский. Этот простой солдат, в отличие от вышеупомянутых главных героев, не размышляет о смысле жизни, он просто живет. Платон Каратаев не испытывает страха перед смертью, он верит в то, что его жизнью распоряжается высшая сила. Этот герой смотрит на свою жизнь не как на что-то отдельное, а как на часть целого. Суть каратаевской натуры - это любовь, которую он испытывает ко всему в мире.

В завершение следует сказать, что Л. Н. Толстой, создав образ Платона Каратаева, хотел показать, насколько важен человек не сам по себе, а как член общества, который осуществляет общие цели. Только участвуя в общественной жизни, можно реализовать свои желания. Лишь так удается достичь гармонии. Все это стало понятно Пьеру после знакомства с Платоном Каратаевым. В соответствии с этой идеей хочется добавить, что этот конечно, интересен нам сам по себе. Однако гораздо важнее то, какую роль он сыграл в жизни Пьера Безухова. Благодаря этой встрече, главный герой смог обрести внутреннюю гармонию и согласие с миром и людьми.

Образ Платона Каратаева - это душевное народное начало, безграничная гармония, которая дается лишь через веру в Бога, в его волю на все, что происходит в жизни. Этот герой любит всех вокруг, даже французов, к которым попал в плен. Благодаря беседам с «народным философом» Пьер Безухов приходит к пониманию, что смысл жизни состоит в том, чтобы жить, осознавая божественное начало всего происходящего в мире.

Итак, мы охарактеризовали Платона Каратаева. Это выходец из народа, который сумел привнести в жизнь главного героя, Пьера Безухова, понимание мудрости простых людей.

Пьер Безухов в плену

(по роману "Война и Мир")

Перед тем, как приступить к вопросу о том, как Пьер провел время в плену, мы должны разобраться, как он туда попал.

У Пьера, как и у Болконского, была мечта походить на Наполеона, всячески ему подрожать и быть, как он. Но каждый из них понял свою ошибку. Так, Болконский увидел Наполеона, когда был ранен при Аустерлицком сражении. Наполеон показался ему «ничтожным человеком в сравнении с тем, что происходило между его душой и этим высоким, бесконечным небом с бегущими по нему облаками». Пьер же возненавидел Наполеона, когда он ушёл из своего дома, переодевшись и вооружившись пистолетом, чтобы принять участие в народной защите Москвы. Пьер вспоминает каббалистическое значение своего имени (число 666 и проч.) в связи с именем Бонапарта и о том, что ему предначертано положить предел власти «зверя». Пьер собирается убить Наполеона, даже если придётся пожертвовать собственной жизнью. По обстоятельствам, он не смог убить Наполеона, он был схвачен французами и посажен в плен на 1 месяц.

Если рассматривать психологические побуждения, которые происходили в душе Пьера, то можно сказать, что События Отечественной войны позволяют Безухову выйти из той замкнутой, ничтожной сферы установившихся привычек, житейских отношений, которые сковывали, подавляли его. Поездка на поле Бородинского сражения открывает Безухову новый, дотоле незнакомый ему мир, открывает реальный облик простых людей. В день Бородина, на батарее Раевского, Безухов становится свидетелем высокого героизма солдат, их удивительного самообладания, их умения просто и естественно совершать подвиг самоотвержения. На Бородинском поле Пьеру не удалось избежать чувства острого страха. “О, как ужасен страх, и как позорно я отдался ему! А они... они все время до конца были тверды, спокойны”... - подумал он. Они в понятии Пьера были солдаты, те, которые были на батарее, и те, которые кормили его, и те, которые молились на икону... "Они не говорят, но делают”. Безуховым овладевает желание сблизиться с ними, войти “в эту общую жизнь всем существом, проникнуться тем, что делает их такими”.

Оставаясь в Москве во время пленения ее французскими войсками, Безухов сталкивается со множеством неожиданных для него явлений, с противоречивыми фактами и процессами.

Арестованный французами, Пьер переживает трагедию человека, приговоренного к смертной казни за несовершенное им преступление, он испытывает глубочайшее душевное потрясение, наблюдая расстрел ни в чем не повинных жителей Москвы. И это торжество жестокости, аморальности, бесчеловечности подавляет Безухова: “... в душе его как будто вдруг выдернута была та пружина, на которой все держалось...”. Так же как и Андрей, Болконский, Пьер остро воспринимал не только собственное несовершенство, но и несовершенство мира.

В плену Пьеру пришлось пережить все ужасы военного суда, казни русских солдат. Знакомство в плену с Платоном Каратаевым способствует формированию нового взгляда на жизнь. "... Платон Каратаев остался навсегда в душе Пьера самым сильным и дорогим воспоминанием и олицетворением всего «русского, доброго и круглого".

Платон Каратаев кроток, покорен судьбе, незлобив, пассивен и терпелив. Каратаев яркое выражение безвольного приятия добра и зла. Этот образ – первый шаг Толстого на пути к апологии (защита, восхваление, оправдание) патриархального наивного крестьянства, которое исповедовало религию «непротивления злу насилием». Образ Каратаева – показательный пример того, как ложные взгляды могут привести к творческим срывам даже таких гениальных художников. Но ошибочно было бы думать, что Каратаев олицетворяет всё русское крестьянство. Платона невозможно представить с оружием в руках на поле боя. Если бы армия состояла из подобных солдат, она бы не смогла разгромить Наполеона. В плену Платон постоянно чем-то занят – «он всё умел делать, не очень хорошо, но и не дурно. Он пёк, варил, шил, строгал, тачал сапоги. Он всегда был занят, только по ночам позволял себе разговоры, которые он любил, и песни».

В плену обращается к вопросу о небе, который волнует многих в романе Толстова. Он видит «полный месяц» и «бесконечную даль». Как нельзя этот месяц и даль запереть в сарае с пленниками, так нельзя и запереть человеческую душу. Благодаря небу Пьер ощутил себя свободным и полным сил для новой жизни.

В плену он обретет путь к свободе внутренней, приобщится к народной правде и к народной морали. Встреча с Платоном Каратаевым, носителем народной правды – эпоха в жизни Пьера. Как и Баздеев, Каратаев войдет в его жизнь духовным учителем. Но вся внутренняя энергия личности Пьера, весь строй его души таковы, что, с радостью принимая предлагаемый опыт своих учителей, он не подчиняется им, а идет, обогащенный, дальше своим путем. И этот путь, по мнению Толстого, единственно возможен для истинно нравственного человека.

Большое значение в жизни Пьера в плену была казнь заключённых.

«На глазах Пьера расстреливают первых двух пленных, затем ещё двоих. Безухов замечает, что ужас и страдание написаны не только на лицах пленных, но и на лицах французов. Он не понимает, зачем вершится «правосудие», если страдают и «правые» и «виноватые». Пьера же не расстреливают. Казнь прекращена. С той минуты, как Пьер увидал это страшное убийство, совершённое людьми, не хотевшими это делать, в душе его как будто вдруг выдернута была та пружина, на которой всё держалось и представлялось живым, и всё завалилось в кучу бессмысленного сора. В нём, хотя он и не отдавал себе отчёта, уничтожилась вера и благоустройство мира, и в человеческую, и в свою душу, и в бога.

В заключении можно сказать, что «в плену Пьер узнал не умом, а всем существом своим, жизнью, что человек сотворён для счастья, что счастье в нём самом, в удовлетворении естественных человеческих потребностей, и что всё несчастье происходит не от недостатка, а от излишка; но теперь, в эти последние три недели похода, он узнал ещё новую утешительную истину – он узнал, что на свете нет ничего страшного».

Создавая образ Пьера Безухова, Л. Н. Толстой отталкивался от конкретных жизненных наблюдений. Люди, подобные Пьеру, нередко встречались в русской жизни того времени. Это и Александр Муравьев, и Вильгельм Кюхельбекер, которому Пьер близок своей чудаковатостью и рассеянностью и прямотой. Современники считали, что Толстой наделил Пьера и чертами своей собственной личности. Одной из особенностей изображения Пьера в романе является противопоставление его окружающей дворянской среде. Не случайно он незаконный сын графа Безухова; не случайно и то, как резко выделяется на общем фоне его громоздкая, неуклюжая фигура. Когда Пьер оказывается в салоне Анны Павловны Шерер, он вызывает у нее беспокойство несоответствием своих манер этикету гостиной. Он значительно отличается от всех посетителей салона и своим умным, естественным взглядом. Автор по контрасту подает суждения Пьера и пошлую болтовню Ипполита. Противопоставляя своего героя среде, Толстой раскрывает его высокие душевные качества: искренность, непосредственность, высокую убежденность и заметную мягкость. Вечер у Анны Павловны заканчивается тем, что Пьер, к недовольству собравшихся, защищает идеи французской революции, восхищается Наполеоном, как главой революционной Франции, отстаивает идеи республики и свободы, проявляя независимость своих взглядов.

Лев Толстой рисует внешний облик своего героя: это "массивный, толстый молодой человек, со стриженой головой, в очках, в светлых панталонах, с высоким жабо и в коричневом фраке". Особое внимание писатель обращает на улыбку Пьера, которая делает его лицо детским, добрым, глуповатым и как бы просящим прощения. Она как бы говорит: "Мнения мнениями, а вы видите, какой я добрый и славный малый".

Пьер резко противопоставлен окружающим и в эпизоде смерти старика Безухова. Здесь он очень не похож на карьериста Бориса Друбецкого, который по наущению маменьки ведет игру, стремясь получить свою долю в наследстве. Пьер же испытывает неловкость и стыд за Бориса.

И вот теперь он наследник безмерно богатого отца. Получив титул графа, Пьер сразу оказывается в центре внимания светского общества, где ему угождали, его ласкали и, как ему казалось, любили. И он погружается в поток новой жизни, подчиняясь атмосфере большого света. Так он оказывается в компании "золотой молодежи" - Анатоля Курагина и Долохова. Под влиянием Анатоля он проводит дни в кутежах, будучи не в силах вырваться из этого круговорота. Пьер растрачивает свои жизненные силы, проявляя характерное для себя безволие. Князь Андрей пробует убедить его в том, что ему очень не идет эта беспутная жизнь. Но не так-то легко вырвать его из этого "омута". Однако замечу, что Пьер погружен в него скорее телом, чем душой.

К этой поре относится женитьба Пьера на Элен Курагиной. Он прекрасно понимает ее ничтожество, откровенную глупость. "Что-то гадкое есть в том чувстве, - думал он, - которое она возбудила во мне, что-то запрещенное" . Однако чувства Пьера находятся под влиянием ее красоты и безусловкого женского обаяния, хотя настоящей, глубокой любви герой Толстого не испытывает. Пройдет время, и "окрученный" Пьер возненавидит Элен и всей душой ощутит ее порочность.

В этом плане важным моментом стала дуэль с Долоховым, состоявшаяся после того, как на обеде в честь Багратиона Пьер получил анонимное письмо о том, что жена изменяет ему с его бывшим приятелем. Пьер не хочет этому верить в силу чистоты и благородства своей натуры, но в то же время он верит письму, ибо хорошо знает Элен и ее возлюбленного. Наглая выходка Долохова за столом выводит Пьера из равновесия и приводит к поединку. Для него совершенно очевидно, что теперь он ненавидит Элен и готов навсегда порвать с нею, а одновременно порвать с тем миром, в котором она жила.

Различно отношение Долохова и Пьера к дуэли. Первый направляется на поединок с твердым намерением убить, а второй страдает оттого, что ему нужно стрелять в человека. К тому же Пьер никогда не держал в руках пистолета и, чтобы поскорее покончить с этим гнусным делом, кое-как спускает курок, а когда ранит противника, едва удерживая рыдания, бросается к нему. "Глупо!.. Смерть... Ложь..." - повторил он, шагая по снегу в лес. Так отдельный эпизод, ссора с Долоховым становится для Пьера рубежом, открывая перед ним мир лжи, в котором ему суждено было некоторое время находиться.

Начинается новый этап духовных исканий Пьера, когда он в состоянии глубокого нравственного кризиса встречает на пути из Москвы масона Баздеева. Стремясь к высокому смыслу жизни, веря в возможность достижения братской любви, Пьер вступает в религиозно-философское общество масонов. Он ищет здесь духовного и нравственного обновления, надеется на возрождение к новой жизни, жаждет личного совершенствования. Ему хочется к тому же исправить несовершенство жизни, и это дело кажется ему совсем не трудным. "Как легко, как мало усилия нужно, чтобы сделать так много Добра, - думал Пьер, - и как мало мы об этом заботимся!"

И вот, под влиянием масонских идей, Пьер решает освободить крестьян, принадлежащих ему, от крепостной зависимости. Он идет по тому же пути, по которому шел Онегин, хотя делает и новые шаги в этом направлении. Но в отличие от пушкинского героя он обладает огромными поместьями в Киевской губернии, отчего ему приходится действовать через главного управляющего.

Обладая детской чистотой и доверчивостью, Пьер не предполагает, что ему придется столкнуться с подлостью, обманом и дьявольской изворотливостью дельцов. Он принимает постройки школ, больниц, приютов за коренное улучшение жизни крестьян, в то время как все это было показным и обременительным для них. Начинания Пьера не только не облегчили тяжелой участи мужиков, но и ухудшили их положение, ибо сюда подключилось хищничество богачей из торгового села и грабеж крестьян, скрытый от Пьера.

Ни преобразования в деревне, ни масонство не оправдали надежд, которые Пьер на них возлагал. Он разочаровывается в целях масонской организации, которая представляется ему теперь лживой, порочной и лицемерной, где все озабочены прежде всего карьерой. К тому же ритуальные процедуры, характерные для масонов, кажутся ему теперь нелепым и смешным спектаклем. "Где я? - думает он, - что я делаю? Не смеются ли надо мной? Не будет ли мне стыдно вспоминать это?" Ощутив бесплодность масонских идей, которые вовсе не изменили его собственной жизни, Пьер "вдруг почувствовал невозможность продолжать прежнюю жизнь".

Герой Толстого проходит через новое нравственное испытание. Им стала настоящая, большая любовь к Наташе Ростовой. Сначала Пьер не думал о своем новом чувстве, но оно росло и становилось все более властным; возникла особая чуткость, напряженное внимание ко всему, что касалось Наташи. И он уходит на время от общественных интересов в мир личных, интимных переживаний, которые открыла для него Наташа.

Пьер убеждается, что Наташа любит Андрея Болконского. Она оживляется только оттого, что входит князь Андрей, что слышит его голос. "Что-то очень важное происходит между ними", - думает Пьер. Сложное чувство не оставляет его. Он бережно и нежно любит Наташу, но одновременно верно и преданно дружит с Андреем. Пьер от души желает им счастья, и вместе с тем их любовь становится для него большим горем.

Обострение душевного одиночества приковывает Пьера к важнейшим вопросам современности. Он видит перед собою "запутанный, страшный узел жизни". С одной стороны, размышляет он, люди воздвигли в Москве сорок сороков церквей, исповедуя христианский закон любви и прощения, а с другой - вчера засекли кнутом солдата и священник давал ему целовать крест перед казнью. Так растет кризис в душе Пьера.

Наташа, отказав князю Андрею, проявила дружескую душевную симпатию к Пьеру. И огромное, бескорыстное счастье захлестнуло его. Наташа, охваченная горем и раскаянием, вызывает в душе Пьера такую вспышку горячей любви, что он, неожиданно для себя, делает своеобразное признание ей: "Ежели бы я был не я, а красивейший, умнейший и лучший человек в мире... я бы сию минуту на коленях просил руки и любви вашей". В этом новом восторженном состоянии Пьер забывает об общественных и иных вопросах, которые его так беспокоили. Личное счастье и беспредельное чувство переполняет его, исподволь давая ощущать какую-то неполноту жизни, глубоко и широко им понимаемой.

События войны 1812 года производят крутой перелом в мироощущении Пьера. Они дали возможность ему выйти из состояния эгоистической замкнутости. Им начинает овладевать непонятное для него беспокойство, и, хотя он не умеет разобраться в происходящих событиях, он неизбежно включается в поток действительности и думает о своем участии в судьбах Отечества. И это не просто размышления. Он подготавливает ополчение, а затем отправляется в Можайск, на поле Бородинского сражения, где перед ним открывается новый, незнакомый для него мир простых людей.

Бородино становится новым этапом в процессе развития Пьера. Увидев первый раз мужиков-ополченцев, одетых в белые рубашки, Пьер уловил исходящий от них дух стихийного патриотизма, выражающийся в ясной решимости стойко защищать родную землю. Пьер понял, что это и есть та сила, которая движет событиями, - народ. Всей душой понял он сокровенный смысл слов солдата: "Всем народом навалиться хотят, одно слово - Москва".

Пьер теперь не просто наблюдает за происходящим, а размышляет, анализирует. Ему удалось здесь почувствовать ту "скрытую теплоту патриотизма", которая сделала русский народ непобедимым. Правда, в бою, на батарее Раевского, Пьер переживает момент панического страха, но именно этот-то ужас" и позволил ему особенно глубоко понять силу народного мужества. Ведь эти артиллеристы все время, до самого конца, были тверды и спокойны, и хочется теперь Пьеру быть солдатом, просто солдатом, чтобы "войти в эту общую жизнь" всем существом.

Под влиянием людей из народа Пьер решает участвовать в защите Москвы, для чего необходимо остаться в городе. Желая совершить подвиг, он намерен убить Наполеона, чтобы избавить народы Европы от того, кто принес им столько страданий и зла. Естественно, он резко меняет свое отношение к личности Наполеона, прежняя симпатия сменяется ненавистью к деспоту. Однако множество препятствий, а также встреча с французским капитаном Рамбелем изменяют его планы, и он отказывается от плана убийства французского императора.

Новым этапом в исканиях Пьера стало пребывание во французском плену, куда он попадает после драки с французскими солдатами. Этот новый период жизни героя становится дальнейшим шагом на пути сближения с народом. Здесь, в плену, Пьеру довелось увидеть истинных носителей зла, создателей нового "порядка", почувствовать бесчеловечность нравов наполеоновской Франции, отношения, построенные на господстве и подчинении. Он увидел массовые убийства и попытался доискаться до их причин.

Необычайное потрясение испытывает он, присутствуя на казни людей, обвиненных в поджигательстве. "В душе его, - пишет Толстой, - как будто вдруг выдернута та пружина, на которой все держалось". И только встреча с Платоном Каратаевым в плену позволила Пьеру обрести душевное равновесие. Пьер сблизился с Каратаевым, попал под его влияние и стал смотреть на жизнь как на стихийный и естественный процесс. Вновь возникает вера в добро и правду, родилась внутренняя независимость и свобода. Под влиянием Каратаева происходит духовное возрождение Пьера. Как и этот простой крестьянин, Пьер начинает любить жизнь во всех ее проявлениях, вопреки всем превратностям судьбы.

Тесное сближение с народом после освобождения из плена приводит Пьера к декабризму. Об этом Толстой рассказывает в эпилоге своего романа. За семь прошедших лет давние настроения пассивности, созерцательности сменились жаждой действия и активного участия в общественной жизни. Ныне, в 1820 году, гнев и возмущения Пьера вызывают социальные порядки и политический гнет в родной России. Он говорит Николаю Ростову: "В судах воровство, в армии одна палка, шагистика, поселения - мучат народ, просвещение душат. Что молодо, честно, то губят!"

Пьер убежден, что обязанность всех честных людей состоит в том. чтобы противодействовать этому. Не случайно Пьер становится участником тайной организации и даже одним из главных устроителей тайного политического общества. Объединение "честных людей", считает он, должно сыграть свою заметную роль в устранении социального зла.

В жизнь Пьера теперь входит личное счастье. Ныне он женат на Наташе, переживает глубокую любовь к ней и своим детям. Счастье ровным и спокойным светом освещает всю его жизнь. Основное убеждение, которое вынес Пьер из долгих жизненных исканий и которое близко самому Толстому, такое: "Пока есть жизнь, есть и счастье".

Разделы: Литература

Цели:

  • Образовательный аспект : производить идейно-композиционный и сюжетно-образный анализ эпизода. Раскрыть художественные особенности мастерства Л.Н. Толстого: портретных зарисовок, речевых характеристик героев, пейзажа.
  • Развивающий аспект : развитие коммуникативных навыков, формирование интеллектуальных умений.
  • Воспитательный аспект : способствовать формированию качеств личности: сотрудничества в учебном процессе, убедительности мысли и доказательности точки зрения с опорой на художественный тест.

Задачи:

  • Развитие умения самостоятельно анализировать фрагменты художественного произведения: выделять нравственную и философскую проблематику, воспринимать художественное произведение как сюжетно-композиционное единство в его причинно-следственных связях.
  • Формирование умения видеть в произведении авторское отношение к героям и событиям, воспринимать эстетическую функцию языковых средств.
  • Совершенствование логических умений и коммуникативных навыков.
  • Развитие сотрудничества как качества личности.

Методы: частично-поисковый, исследовательский метод – самостоятельное рассмотрение художественного текста с целью решения проблемного вопроса.

Формы учебно-познавательной деятельности:

  • создание поисковой ситуации,
  • эвристическая беседа,
  • сжатый пересказ с цитированием и интерпретация текста,
  • исследование художественного текста.

Оборудование: роман Л. Толстого «Война и мир», фрагмент видеофильма «Война и мир», мультимедийный проектор, иллюстрации.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Постановка темы и целей урока. Самомотивация учащихся

Эпиграфы к уроку:

Отсутствие страданий, удовлетворение потребностей и вследствие того свобода выбора занятий представлялись теперь… несомненным и высшим счастьем человека.

Он чувствовал, как по мере усилий, которые делала роковая сила, чтобы раздавить его, в душе его вырастала и крепла независимая…сила жизни.

Л.Н.Толстой

Учитель: К кому из героев «Войны и мира» относятся высказывания, ставшие эпиграфами к уроку?

Постановка проблемного вопроса:

Сегодня мы должны открыть, когда, в какой ситуации Пьер приходит к выводу «о крепнущей силе жизни», к пониманию «высшего счастья»?

III. Показ фрагмента видеофильма «Война и мир», определение учащимися названия эпизода и его места в романе (5 мин.).

Эпизод «Пьер в плену» (т.4 ч.1 гл.9-13 и т.4 ч.2 гл.9-14)

IV. Эвристическая беседа (5 мин.)

Вспомним, какие события жизни Пьера предшествовали рассматриваемому эпизоду.

1. В чем состояло предсказание Апокалипсиса?

Ученик: По предсказаниям Апокалипсиса (гл. 13, стих 18), «число зверино: число бо человеческо есть и число его 666». Заменив буквы французского алфавита цифрами, Пьер получил соответствие числу 666 словосочетаний: «император Наполеон», «сорок два», «русский Безухов» (убрав последнее «е»).

2. Кто, по расчётам Пьера, покончит с властью Наполеона?

Ученик: Пьер заменил буквенный алфавит цифровым и получил интересные результаты, позволившие ему сделать вывод, что предел власти Наполеона наступит в 1812 г. и конец ей положит не император Александр, не русский народ, а русский Безухов.

3. Зачем Пьер остался в Москве в народной защите?

Ученик: Вернувшись с Трехгорской заставы, Пьер решил остаться в городе, скрывая свое имя и одевшись в кучерский кафтан, который ему помог купить слуга Баздеева Герасим. Пьер готов был погибнуть сам, чтобы «прекратить несчастье всей Европы» – убить Наполеона.

4 . Сформулируйте нравственные проблемы, которые поднимает автор, создавая эпизод «Пьер в плену».

Учитель: Верно, кроме того, проблему духовного совершенствования человека, прошедшего через испытания и лишения, потери и обретения.
Анализируя фрагменты романа (т.4 ч.1 гл. 9-13 и т.4 ч.2 гл.9-14), раскроем и прокомментируем проблемы, работая в группах и по индивидуальному заданию.

V. Создание поисковой ситуации: исследование художественного текста

Групповая работа: исследуя художественный текст, ответьте на вопросы (10мин.)
Вопросы группам предоставлены в печатном виде на листках заданий, во время ответов выводятся на экран проектором.

Группа 1. Гауптвахта (т.4 ч.1 гл.9, 10)

1. Как относились к Пьеру простые люди, заключенные гауптвахты?
2. Какое жизненное противоречие во взаимоотношении русского народа и дворянства понял Пьер в плену?
3. Для чего автор сопоставляет отношение к Пьеру русских людей и французов, охраняющих заключенных?
4. Сформулируйте одну из проблем эпизода.

Группа 2. Пьер военнопленный (т.4 ч.1 гл.10, 11)

1. Как передает автор волнения, переживания Пьера во время казни поджигателей Москвы на Девичьем поле?
2. Каков пейзаж, почему?
3. К чему приводит власть одних людей над другими?
4. Какой вывод о «французском порядке» сделал Пьер?

Группа 3. Пьер и Платон Каратаев (т.4 ч.1 гл.12-13 и т.4 ч.2 гл.11)

1. Какие глубокие изменения произошли в сознании и в душе Пьера?
2. Кто из людей, которых Пьер называл «они», пришел к нему на помощь, когда «возвратиться к вере в жизнь» было «не в его власти»?
3. Раскройте образ Платона Каратаева

а) внешний портрет,
б) внутренний портрет,
в) речь:

– манера говорить,
– интонация, эмоциональный настрой,
– смысл поговорок и пословиц.

4. Подтвердите текстом влияние Каратаева на духовное изменение Пьера.

VI. Индивидуальные задания (перспективные задания, предложенные 2 учащимся).

Новый взгляд Пьера на мир и на себя (т.4 ч.2 гл.12):

Задание 1.

1. Раскройте состояние души, к которому Пьер стремился всю жизнь, а обрел в плену?
2. Подтвердите текстом новое представление Пьера о свободе.
3. Как пришло к Пьеру убеждение «о крепнущей силе жизни»? Роль пейзажа.

Задание 2.

1. Каково новое представление Пьера о счастье? (т.4, ч.2, гл. 12).
2. Почему он приходит к такому выводу?
3. «Князь Андрей думал и говорил, что счастье бывает только отрицательное». Пьер, согласившись с высказыванием, «иначе понимал мысль князя Андрея», – пишет Л.Толстой. Поясните, как именно.

VII.Ответы лидеров групп и индивидуальные ответы (20 мин.)

Учитель: (создание поисковой ситуации: исследование художественного текста)

Отвечая на предложенные задания-вопросы, подтвердите текстом, что в образе Пьера воплощены нравственные идеалы Л. Н. Толстого (т.4, ч.2, гл.12):

– «успокоение и согласие с самим собой»,
– «внутренняя свобода»,
– «высшее счастье человека»,
– «крепнущая сила жизни».

Группа 1. Гауптвахта (т.4 ч.1 гл.9, 10)

Ученик: Автор раскрывает проблему взаимоотношения народа и дворянства. Люди, арестованные по подозрению в поджоге Москвы, «чуждались его»: Пьер барин. Но Пьер никому не говорил своей фамилии и не раскрывал титула, и ему было грустно слышать насмешки над собой.
Французов удивлял «неробкий, сосредоточенно-задумчивый вид» Пьера. Французский капитан сказал Пьеру: «Вы были в Париже и остались русским… Я вас за то не менее уважаю».

Группа 2. Пьер военнопленный (т.4 ч.1 гл.10, 11)

Сжатый пересказ с цитированием или приведение цитат с комментированием сцены казни людей, обвиненных в поджоге Москвы (т.4 ч.1 гл.11)

Ученик: Пьер «потерял способность думать и соображать». Он заметил на лицах русских, на лицах французских солдат и офицеров «испуг, ужас и борьбу, какие были в его сердце».
Пьер сделал вывод о силе власти: «Его, со всеми…стремлениями, надеждами, мыслями установленный…французский порядок мог лишить жизни».

Группа 3. Пьер и Платон Каратаев (т.4 ч.1 гл.12-13)

Ученик: Глубокие изменения произошли в сознании и в душе Пьера после казни поджигателей Москвы. Теперь, когда Пьер увидел страшное убийство, «в нем…уничтожилась вера в благоустройство мира».
Он неподвижно сидел у стены балагана на соломе. «А много ли нужды увидали, барин?» – голос человека, обратившегося с вопросом, выражал «ласку и простоту». Это был солдатик Апшеронского полка Платон Каратаев, попавший в плен из госпиталя.
Образ Платона Каратаева (т. 4 ч.1 гл.12-13) раскрывается по вопросам.

Ответы учеников по индивидуальным перспективным заданиям (2 учащимся):

Ученик 1: Пьер искал успокоение и согласие с самим собой всю жизнь: в масонстве, в самопожертвовании,…а открыл в себе это чувство, находясь в плену, «через ужас смерти, через лишения и через то, что он открыл в Каратаеве». Каратаев «любил и любовно жил со всем, с чем его сводила жизнь». Месяц плена дал Пьеру ощущение «совершенной внутренней свободы».
Как пришло к Пьеру убеждение «о крепнущей силе жизни»? Обратимся еще раз к эпиграфу урока: «...Он чувствовал, как по мере усилий, которые делала роковая сила, чтобы раздавить его, в душе его вырастала и крепла независимая…сила жизни».
Выйдя утром из балагана, Пьер увидел, что «…выплыл край солнца из-за тучи,…все заиграло в радостном свете, Пьер почувствовал новое, не испытанное им чувство радости и крепости жизни».

Ученик 2: Изменилось представление Пьера о счастье, он согласился с мнением князя Андрея о том, что «счастье бывает только отрицательное». Пьер «иначе понимал мысль князя Андрея». «Удовлетворение потребностей – хорошая пища, чистота, свобода – теперь, когда он был лишен всего этого, казалось Пьеру совершенным счастьем».

Учитель: Итак, внимательно читая и исследуя художественный текст, мы подтвердили, что в образе Пьера воплощены нравственные идеалы Л. Н. Толстого:
– «успокоение и согласие с самим собой»,
– «внутренняя свобода»,
– «высшее счастье человека»,
– «крепнущая сила жизни».

VIII. Итог урока

– Как изменяется представление Пьера Безухова о «высшем счастье человека»?

IX. Домашнее задание

Новый взгляд Пьера на мир вокруг себя и на жизнь (т. 4, ч. 2, гл. 14; т. 4 ч. 3 гл. 12-15)
Основные вопросы следующего урока (выводятся проектором, записываются в тетрадь по литературе):

  • Выводы Пьера о самосохранении жизни (т.4 ч.2 гл.14).
  • Постановка проблемного вопроса: как автор подводит к философским выводам:

– о свободе и бессмертии души,
– о единстве человека и Вселенной,
– о том, что «человек сотворен для счастья…счастье в нем самом»?

  • Каким образом спасала Пьера «сила жизненности человека» и «сила перемещения внимания» (т.4 ч.3 гл.12).
  • Сжато перескажите, используя цитаты, рассказ Платона Каратаева о страдании на каторге невинного купца (т.4 ч.3 гл.13)
  • Индивидуальное задание: «В лице его…светилось выражение тихой торжественности», – пишет Л.Толстой о Каратаеве (т.4 ч.3 гл.13). Поясните, почему?

Эта часть надолго задержала внимание Толстого при создании ранней редакции романа. Многое там рассказано о Пьере: как изменилась его внешность, как его допрашивал Даву (близко к завершенному тексту), какой ужас вызвала у Пьера казнь поджигателей. Но ничего почти не было известно о людях, окружавших его в плену. Упомянуты лишь старик-чиновник, пятилетний мальчик, которого Пьер спас, и солдат-сосед, научивший Пьера завязывать веревочкой на щиколотках серые чужие панталоны. Пленный солдат ничем еще особенно не выделяется и в жизни Пьера роли но играет. Много позднее он преобразится в Платона Каратаева, а в ранней редакции тема Каратаева едва намечена. Подробно описано, как пришел в балаган к Пьеру ого «тайный друг» Пончини; изложена их босо да. После разговора с французом Пьер «еще долго думал о Наташе, о том, как в будущем он посвятит всю жизнь свою ей, как он будет счастлив ее присутствием и как мало он умел ценить жизнь прежде».

Сцена допроса и расстрела «поджигателей» не только по содержанию, но и текстуально была с самого начала близка к окончательному тексту. Предметом напряженнейшей работы оставался глубокий переворот в сознании Пьера, свершившийся после «преступного убийства», которое он видел. Рукописи говорят, как долго, и главное, взволнованно трудился над этим Толстой.

В тот же день Пьер познакомился и сблизился с товарищами по плену – солдатами, крепостными и колодниками, и в этом сближении нашел «еще не испытанные им интерес, спокойствие и наслаждение». Ему доставляли наслаждение «обед из соленых огурцов», «тепло, когда оп укладывался рядом со старым солдатом», «ясный день и вид солнца и Воробьевых гор, видневшихся из двери балагана». Еще более детально анализируются «нравственные наслаждения» Пьера: на душе у него теперь «ясно и чисто», и те мысли и чувства, которые прежде ему казались важными, были как будто «смыты». Он понял, что «для счастья жизни нужно только жить без лишений, страданий, без участия в зло, которое делают люди, и без зрелищ этих страданий».