Как правильно играть в боулинг? Техника боулинга. Правила боулинга

Сегодня боулинг представляет собой не только спортивную игру, но и модное направление среди молодежи. Конечно, чтобы быть профи нужно потратить много часов практики. Даже тем, кто не собирается становиться профессионалом боулинга, не помешает знать некоторые основы – это позволит выглядеть достойно в любой компании.

Что надеть в боулинг: форма одежды

Важно!!!

Не стоит забывать, что боулинг – спортивная игра.

Совершенно неуместно идти играть девушкам в коротких юбках, платьях, а мужчинам в слишком обтягивающих штанах. Оптимально надевать удобные спортивные штаны и футболку, которые позволят свободно наклоняться и приседать. Как правило. В боулинг-клубах выдается специальная обувь для игры. Если не хочется пользоваться общественной обувью, можно приобрести свою. Главное, чтобы было хорошее сцепление с полом.


Как правильно выбрать шар и подготовить удар

Важно!!!

Шары для боулинга все одного размера, но разного веса. Как правило, шары под номерами один-десять предназначены для девушке, а шары потяжелей выбирают мужчины.

Мало кто из «чайников» знает, что шар нужно бросать не с места, а только в движении. Рассчитывать свое начальное положение следует так, чтобы до контрольной линии оставалось точно четыре шага. По мере совершения шагов, рука работает, словно маятник. Если говорить о прицеле, то шар следует отправлять ровно между второй и третей кеглей.


Учимся играть в боулинг

Советы от профессионалов о том, как правильно играть в боулинг

  • Профессионалы считают, что не так важна меткость броска, как его сила. Существует такое понятие, как тайминг. Это то, на сколько синхронно движется игрок. Должен быть соблюден принцип, при котором если делается шаг вперед, то рука отводится назад, и наоборот. Такое движение нужно довести до автоматизма, чтобы оно стало привычным для тела. Чем более привычной будет комбинация шагов, замаха и посыла мяча, тем лучше будет удар.
  • Важно учитывать и высоту замаха. Он не должен быть выше уровня плеча. Конечно, с практикой каждый сам для себя определяет оптимальное положение руки.
  • Обратите внимание на материал, из которого изготовлена дорожка. Самый лучший вариант – дерево. Именно деревянные дорожки обеспечивают максимально целенаправленное движение шара.

Боулинг для новичков

Вывод:

Боулинг пользуется все большей любовью и популярностью среди людей разного возраста. Если знать простые основы правильного броска, то с легкостью можно научиться выбивать страйки.


Обучение игре в боулинг

Боулинг – одна из самых распространенных игр на планете. Как научиться играть в боулинг, если вы играете в него впервые? Очень легко впасть в смятение, когда Вы приходите в боулинг-клуб, и не имеете представления, как играть в боулинг. В этой статье мы опишем технику игры в боулинг. Рассмотрим правила и основные понятия боулинга.

Боулинг - основные понятия

Шар – это основной снаряд игры в боулинг. Шары в боулинге делятся по весу. Общепринято измерять вес шара в фунтах от 6 до 16, от 2,7 кг до 7,3 кг соответственно. Масса шара маркируется на его поверхности, так же цифрами - от 6 до 16. Профессионалы зачастую для большего удобства делают шары на заказ.

Кегли. В боулинге используются 10 кегль, они выстраиваются в пирамиду, и так же номеруются от 1 до 10. Первая кегля считается главной.

Одна партия в боулинге состоит за 10 раундов – Фреймов. В каждом фрейме игроку дается по две попытки посыла шара. После каждого фрейма кегли выставляются заново. Существует исключение - в последнем, десятом фрейме, игрок посылает шар три раза, если он промахивается, либо выбивает страйк. По окончанию игры ведется подсчет очков. Максимальное количество очков в боулинге за одну игру – 300.

Как считают очки в боулинге?

Подсчет очков в боулинге ведется в зависимости от сбитых за фрейм кегль. Тем самым различают несколько результатов посыла шара.

  • Страйк (Strike)
  • Дабл (Duble)
  • Трипл (Triple)
  • Спеа (Spare)
  • Открытый фрейм
  • Сплит (Split)

Рассмотрим каждый из них.

Страйк – это положение когда первым ударом в фрейме сбиваются все кегли. На доске подсчета страйк обозначается знаком «X». Количество очков получаемых за страйк, ровняется 10 + количество сбитых кегль за последующие два посыла шара. Тем самым максимальное количество очков за фрейм ровняется 30 (три страйка подряд).

Дабл - положение, когда выбивается 2 страйка подряд. Тем самым к первому страйку плюсуется 10 очков. Правила подсчета для второго страйка такое же что и для первого 10 + два последующих посыла.

Трипл – три поочередно выбитых страйка. Трипл позволяет набрать максимальное количество очков за первый страйк – 30.

Спеа – положение, когда игрок сбивает все 10 кеглей за два посыла во фрейме. Спеа обозначается знаком «/». Очки считаются таким образом – 10 + один следующий посыл шара. Тем самым максимальное количество очков за спеа – 20, при условии, что следующим броском игрок выбьет страйк.

Открытый фрейм – положение, когда игрок двумя бросками не смог выбить все 10 кегль. За открытый фрейм начисляется количество очков равное фактически сбитым кеглям.

Сплит – положение, при котором игрок за два посыла выбивает на все кегли, а только часть. Сплит засчитывается только в 2х случаях:

  1. Игрок сбивает головную кеглю и хотя бы одну кеглю между одной или несколькими стоящими, например, между 7-ой и 9-ой или 3-ей и 10-ой.
  2. Игрок сбивает головную кеглю и хотя бы одну кеглю сразу перед двумя или несколькими стоящими кеглями, например, 5-6.

Сплит после первого посыла во фрейме обозначается «О» внутри пишется количество сбитых кегль. Если игрок вторым ударом выбьет оставшиеся кегли, то получится положение спеа, если нет, то фрейм будет засчитан как открытый.

Как правильно играть в боулинг? Техника игры

Как держать шар для боулинга?

Очень важно подобрать шар по весу, что бы Вам было удобно. Шар держится правой рукой, если Вы правша, и левой, если левша. Средний, большой и безымянный палец входят в соответствующие отверстия на шаре. Рука с шаром упирается локтем к бедру, свободной рукой слегка придерживайте шар. Плечи при этом развернуты под прямым углом к дорожке. Ноги приставлены вместе, колени немного согнуты. Итак, вы готовы к посылу шара.

Разбег. Как правильно посылать шар для боулинга?

Самое сложное в боулинге, это сделать правильный посыл шара. На эту тему «как играть в боулинг», есть множество видео, обучающих технике правильного посыла. Обычно начинающим игрокам советуют делать четыре шага перед броском, после того как Вы приноровитесь, можете добавить. Для начала нужно установить дистанцию для разбега. На дорожке отмечена линия фола, которую ни в коем случае нельзя заступать, иначе шар будет не засчитан. Не отходите слишком далеко, не бойтесь стоять чуть ближе к линии. После того как Вы приобретете соответствующие навыки расстояние можно будет увеличить.

  • 1-ый шаг – правой ногой для правши, и левой для левши соответственно. Этот шаг должен быть самым коротким. Свободная рука отпускает шар. Посылающая рука разгибается.
  • 2-ой шаг – рука с шаром двигается вниз, делая размах. Спина немного сгибается. Плечи поворачиваются в сторону посылающей руки.
  • 3-ий шаг – колени и спина все больше сгибаются. Рука с шаром достигает конечной точки за спиной и готова к посылу.
  • 4-ый шаг – самый длинный, так как нужно добавить немного скольжения по дорожке. Рука с шаром, напрягается и посылает шар из за спины, передовая ему энергию от разбега. Далее можно расслабиться и понаблюдать за удачным броском.

Надеюсь, это статья поможет тем, кто задается вопросом, «как правильно играть в боулинг?». Так же хочу посоветовать больше практики и у Вас все получиться! Приятной игры!

Итак, вы впервые пришли в боулинг-центр, чтобы немного развлечься и покатать шары по дорожке. После того как вам выдадут специальную обувь, без которой обойтись никак нельзя, можно выходить на дорожку и начинать игру.

В чем смысл этой игры? Игроку дается 10 попыток сбить как можно больше кегель, стоящих в конце дорожки. Для получения лучшего результата нужно постараться попасть немного правее или левее центральной кегли. Сбить кегли в каждой попытке - фрейме - можно не более чем за 2 броска шара. Если в этом фрейме вы сбили все кегли первым броском, вас можно поздравить, такой бросок называется страйк (на мониторе обозначается X). Если на дорожке после первого броска остались кегли, то у Вас есть еще одна возможность сбить их вторым ударом. Если вы их сбиваете, то вы произвели удар спэа (на мониторе обозначается /) и закрыли фрейм, что тоже хорошо для новичка и зачтется при подсчете очков. Если же после второго удара на дорожке остались кегли, то фрейм считается открытым, Вам начисляется меньше очков, а попытка считается реализованной и бросок производит следующий игрок (в том случае если вы не один на дорожке).

Как правило, имя игрока, производящего бросок, выделяется на мониторе цветом. Ваша цель - сбивать как можно больше кегель при каждом броске и получить за это как можно больше очков за 10 фреймов. Игра закончена после того, когда сыгран последний десятый фрейм.

Подсчет очков

Многие современные боулинг-центры имеют системы автоматического подсчета очков, которые высвечивают количество очков на видеоэкране. Подсчет очков ведет компьютер, хотя эти правила достаточно просты, и можно считать очки самому.

Вот, вкратце, эти правила. Если за 2 броска все кегли не сбиты, фрейм остается открытым и количество очков, которым оценивается фрейм, равно количеству кегель, сбитых в этом фрейме. Если все 10 кегель сбиты за 2 удара, фрейм считается закрытым, но чтобы оценить его в баллах, игрок должен произвести бросок в следующем фрейме и то количество кегель, которые он выбил первым броском, прибавляется к 10 кеглям предыдущего.

Если игрок произвел страйк, т.е. сбил все кегли одним первым ударом и закрыл фрейм, то, чтобы оценить его, нужно к 10 кеглям прибавить количество кегель, выбитых следующими 2-мя ударами. Например, если игрок выбил 2 страйка подряд (сделал дабл), то к 20 очкам во фрейме, закрытом первым страйком, надо прибавить количество кегель, сбитых ударом после второго страйка. Если подряд следуют 3 страйка, то, соответственно, первый фрейм оценивается в 30 очков. Это максимальное количество очков, которое можно выбить в одном фрейме. Поэтому максимальное количество очков, которое можно набрать за 10 фреймов (выбив все страйки) - 300. Чтобы оценить количество очков в 10-ом фрейме (если в нем сбиты все кегли за 2 броска) нужно произвести дополнительный третий бросок. Если в 10-ом фрейме первым ударом выбит страйк, то необходимо произвести еще два броска, чтобы выяснить его цену.

Нельзя заступать за линию начала дорожки. Если это происходит, то игроку засчитывается фол (заступ) и начисление очков не производится. Если на дорожке остались кегли, расстояние между которыми больше, чем диаметр шара (это упрощенно, на самом деле, эта ситуация определяется несколько по-другому), то у вас комбинация, которая называется сплит. Это сложная ситуация, сбить такие кегли очень непросто, но, может быть, вам повезет и у вас получится. Вот, вкратце, и все.

Как держать шар

Стандартный шар с тремя отверстиями берется большим, средним и безымянным пальцами. Большой палец вставляется в отверстие весь, а средний и безымянный - только до второй фаланги (традиционный захват). В боулинг-центрах имеется набор шаров, различных по весу и по-разному рассверленных, так как руки у всех людей разные. Как правило, на шаре можно увидеть цифру - это вес шара в фунтах. Соответственно, чем больше цифра, тем тяжелее шар. Максимальный вес шара может достигать 16 фунтов (т.е. около 7,2 кг). Вы можете из имеющихся в наличии в боулинг-центре шаров выбрать тот, который Вам больше всего подходит. В этом выборе руководствуйтесь своими ощущениями при броске.

Стартовая позиция

В зоне подхода можно заметить два ряда точек. Первый ряд находится в 15-и футах от линии фола (линия заступа), а второй - в 12-ти футах. Эти точки помогут вам определить вашу исходную позицию. Детям нужно стоять ближе к линии фола, чем взрослым, потому что их шаги меньше. В любом случае новичку желательно стоять ближе к линии фола. После приобретения некоторых навыков можно отойти подальше. Не заступайте за линию фола. Ваша нога должна остановится минимум в футе от линии. Хорошей считается позиция с поставленными рядом ногами и с немного наклоненным вперед телом. Это придаст Вам чувство свободной готовности, а не напряженности. Шар нужно держать правой рукой (если игрок - левша, то левой) снизу на уровне между талией и грудью, а другой рукой лишь слегка поддерживать его.

Принцип маятника и шаги

Если вы возьмете довольно тяжелый предмет - такой же, как шар для боулинга, - и попытаетесь сделать бросательное движение рукой снизу, то заметите, что движение само порождает движущую силу. Это "принцип маятника". Он составляет основу хорошего и последовательного раскачивания. Лучше использовать по весу шар, который можно свободно раскачивать назад и вперед. Если во время раскачивания под весом шара у вас выгибается кисть или опускается плечо, то он слишком тяжелый для вас. А если вы чувствуете, что можете "зашвырнуть" шар, то он слишком легкий.

Новичкам в боулинге рекомендуется использовать 4-х шаговый подход. Опытным игрокам можно добавить пятый шаг. Игрок в боулинг делает простые, прогулочного типа шаги в нормальной манере с-каблука-на-носок. Только последний шаг, который включает скольжение, отличается от остальных. Первый шаг должен быть самым коротким. Последний шаг, так как он включает скольжение, должен быть самым длинным. Считайте 1-2-3-4, чтобы не сбиваться с темпа. Правши должны начинать идти с правой ноги, левши - с левой.

Теперь о положении шара во время подхода:

  • 1 шаг - шар выходит вперед,
  • 2 шаг - шар движется вниз,
  • 3 шаг - шар движется назад,
  • 4 шаг - шар движется вниз.

Если рассматривать каждое из действий в отдельности, то качание шара и шаги - не такие уж сложные физические упражнения. Но то, как вы соедините эти движения, определит, насколько удачным будет подход. Нужно, чтобы вся накопленная энергия шагов и раскачивания, передалась шару в тот момент, когда вы отпускаете его по дорожке. Шар должен максимально уходить назад на третьем шаге. Во время 4-го шага скользящая нога и раскачивающая шар рука двигаются вместе вперед. Если у вас получится правильно соединить шаги и качание шара, то вы достигнете нужного эффекта.

Бросок шара

Размах и походка каждого игрока являются уникальными, так же как и его рост, вес или возраст. Но при броске у всех хороших боулеров можно увидеть общие моменты: перед выпуском шар минует щиколотку скользящей ноги примерно в двух дюймах от нее. Эта позиция идеальна для броска шара в желаемом направлении. Хорошая временная последовательность и правильный бросок приводят к результату идеальной комбинации движущей силы, положения тела и равновесия. Чтобы шар проходил на уровне щиколотки, нужно немного согнуть колено при последнем шаге. То, что сначала может показаться неловкой позой, потом станет вполне обычным. При этом тело тоже наклоняется вперед под углом 15-20 градусов. Для равновесия середина груди должна находиться прямо над коленом скользящей ноги. При подходе голова остается неподвижной, взгляд сфокусирован на цели. Свободная рука отведена немного в сторону и служит для равновесия. После завершения броска рука игрока из точки пуска шара поднимается вверх до уровня плеча или выше. Направление руки должно быть строго вперед, а не влево или вправо. Это движение улучшает функцию размаха и помогает лучше сохранять равновесие.

Выбор цели

Запомните, что в боулинге те, кто достигают хороших результатов, никогда не смотрят на кегли! Прицеливаться намного удобнее, глядя на определенную точку или стрелку на дорожке, чем на кегли в 60 футах от вас. На некотором расстоянии от линии фола вы можете увидеть стрелки, в которые и нужно целиться. Таких стрелок семь. Средняя находится как раз по центру дорожки, на одной линии с первой кеглей. Остальные стрелки также выровнены по соответствующим кеглям. Если вы научитесь обращаться "на ты" со стрелками, то с добивкой, о которой рассказывается ниже, у вас никогда не будет проблем!

Спэа

Чтобы сделать страйк, вам нужно попасть в так называемый "карман" - между кеглями? 1-3. Для попадания шара в "карман" он должен катиться под углом справа налево. При добивке вы сможете достигнуть хороших результатов, если выпускаете шар поперек дорожки. Когда кегли находятся на левой стороне дорожки, то лучшая исходная позиция будет справа - и наоборот. Потренируйтесь выбить "спэа", используя принцип пересечения дорожки. В качестве цели берите разные кегли. Исходная позиция различна для каждого броска. Не нужно высчитывать никакие формулы, вы сами со временем сможете определить ту точку, от которой вам нужно двигаться для добивки каких-то кегель и стрелку на дорожке, через которую проходит шар, чтобы сыграть "спэа". Конечно же, практика и опыт улучшат ваши результаты. Существует множество систем добивки, и если вы более серьезно увлечетесь боулингом, то обязательно о них узнаете (хотя бы из других разделов нашего сайта).

Подкрученный шар

Иногда, придя в боулинг-центр, вы можете наблюдать, что на соседней дорожке игрок в боулинг подкручивают шар, которым играет, и шар идет не прямо, как у вас, а по дуге. Многие новички самостоятельно пытаются осуществить такой бросок, но у них ничего не получается. Тогда начинаются многочисленные вопросы к инструктору, работающему в центре.

Бросок шара с подкруткой - это длинная история. В первую очередь на то, по какой траектории будет двигаться шар, влияет выпуск шара. Затем можно рассказать о различных шарах, выпускаемых сегодня многочисленными производителями. Ну а лучше всего, если вы об этом узнаете от квалифицированного тренера, который расскажет вам о различных стилях игры и школах, которые существуют сегодня.

Перед применением препаратов, указанных на сайте, проконсультируйтесь с врачом.

ПРЕДИСЛОВИЕ

Данные правила, изложенные в Главах I-II, соответствуют правилам Международной Ассоциации Боулинга по системе десяти кеглей (WTBA) и используются на всех международных соревнованиях, проводимых под эгидой или с санкции (разрешения) WTBA, или в которых участвует игроки - члены национальных федераций боулинга, входящие в WTBA.

«Все официальные соревнования по системе десяти кеглей проводятся на дорожках и с использованием оборудования, размеры и весовые параметры которого соответствуют положениям WTBA, а также правилам, директивам WTBA, относящимся к данному вопросу».

Все дорожки, которые предполагается использовать в турнирах одобренных (санкционированных) ФСБР, должны быть сертифицированы специалистами ФСБР на предмет соответствия стандартам ABC/WIBC.

Правила для игроков (выдержка из Правил Европейской Федерации Боулинга ETBF): поведение на дорожке, медленная игра

Глава I Общие правила игры

Глава II Спецификация оборудования

1. Спецификация дорожек для боулинга

Правила для игроков (выдержка из Правил Европейской Федерации Боулинга ETBF): поведение на дорожке, медленная игра

4.22.1 Игрок, готовящийся выйти в зону разбега и совершить бросок, имеет следующие права и обязанности:

a) Он имеет преимущество только перед игроком, который готовится выйти в зону разбега и совершить бросок на дорожке слева от него.

b) Игроку следует пропустить игрока, готовящегося выйти в зону разбега и совершить бросок, на дорожке справа от него.

c) Игрок должен быть готовым выполнить бросок, когда приходит его очередь и без промедления выполнить его, как только освобождаются дорожки слева и справа от него.

4.22.2 Если игрок не выполняет процедуру, описанную в пункте 4.22.1, это рассматривается как умышленное замедление игры. Такой игрок должен быть предупрежден официальным представителем турнира в соответствии со следующим регламентом:

a) Игроку показывается белая карточка за первое нарушение (штраф не налагается)

b) Игроку показывается желтая карточка за повторное нарушение (штраф не налагается)

c) Игроку показывается красная карточка за каждое последующее нарушение в любом последующим раунде игры (квалификационных раундах, в стыковых матчах или финалах). При этом налагается следующий штраф: результат фрейма = 0.

4.22.3 За применением вышеупомянутого наказания, обязана следить судейская коллегия турнира. Особенно следует обращать внимание на ситуации, когда игрок отстает от остальных игроков:

а) более чем на четыре фрейма в индивидуальных соревнованиях или в соревнованиях пар;

b) более чем на два фрейма в соревнованиях троек или пятерок.

В формате Бейкер применяются правила для индивидуальных соревнований.

Глава I Общие правила игры

Правило 1. Игра - Определение

Игра в боулинг по системе десяти кеглей состоит из десяти фреймов. Игрок бросает два шара в каждом из первых девяти фреймов, если только при первом посыле не произошел страйк. В десятом фрейме игрок бросает три шара, если засчитан страйк или спэа. Каждый фрейм должен завершаться игроком в обычном порядке.

ПРИМЕЧАНИЕ : при проведении командных соревнований по системе Беккер (Bakker) каждый игрок в команде выполняет все последовательные броски шара в одной игре, пока не будут завершены все десять фреймов.

Правильной посылкой шара считается бросок, при котором шар покидает место, где находится игрок, и пересекает линию фола на игровой дорожке. Производится отсчет очков при каждом броске, если только не заявляется «ошибочная посылка шара». Бросок шара должны производиться только вручную. Нельзя использовать какие-либо устройства, прикрепляемые или прикладываемые к шару, которые могут выполнять вспомогательную функцию при броске или являются подвижной частью при броске.

Правило 2. Игра - подсчет очков

За исключением случаев, когда при первом броске произошел страйк, количество кеглей сбитых игроком при первом броске шара отмечается в небольшом квадратике в верхнем левом углу соответствующего кадра на мониторе, а количестве кеглей сбитых игроком при втором броске шара отмечается в квадратике в верхнем правом углу кадра. Если ни одна из кеглей стоящих во фрейме не сбита при втором броске шара, в поле подсчета очков ставится прочерк (-). Суммарный счет за две попытки подсчитывается и высвечивается на мониторе сразу же.

Пример карточки подсчета очков

Правило 3. «Страйк»

Если при первом броске шара во фрейме сбивается весь комплект установленных кеглей, то засчитывается страйк. Страйк отмечается знаком (Х) в небольшом квадратике в верхнем левом углу соответствующего фрейма. Один страйк оценивается в 10 очков плюс число кеглей, сбитых игроком за последующие два броска шара.

Правило 4. «Дабл»

Два последовательных страйка называются даблом. В этом случае за первый страйк начисляется 20 очков плюс число кеглей, сбитых игроком при первом броске шара сразу после второго страйка.

Правило 5. «Трипл»

Три последовательных страйка называются триплом. В этом случае за первый страйк начисляется 30 очков. Для того, чтобы получить максимальное число очков равное 300, игроку нужно выбить последовательно 12 страйков.

Правило 6. «Спэа»

Спэа засчитывается, если кегли оставшиеся стоять после первого броска шара сбиваются при втором броске шара в данном фрейме. Спэа обозначается знаком (/) в верхнем правом углу соответствующего кадра. В этом случае за спэа начисляется 10 очков плюс число кеглей, сбитых игроком при последующем броске шара.

Правило 7. Открытый фрейм

Если игроку не удается сбить все 10 кеглей за два броска шара в одном фрейме, это называется открытым фреймом, если только кегли продолжающие стоять после первого броска шара не образуют «сплит».

Правило 8. «Сплит»

Сплитом называется такое положение нескольких кеглей оставшихся стоять после первого броска шара, при котором первая (головная) кегля упала и:

По крайней мере, одна кегля упала между двумя или несколькими стоящими кеглями, например, между 7-ой и 9-ой или 3-ей и 10-ой.

По крайней мере, одна кегля упала сразу перед двумя или более стоящими кеглями, например, 5-6.

ПРИМЕЧАНИЕ : сплит, обычно, обозначается на мониторе как (O).

Правило 9. Стиль игры

Игра осуществляется на двух дорожках (одна пара), примыкающих друг к другу. Члены соревнующихся команд, тройки, пары или независимые игроки должны один за другим в обычном порядке соревноваться в одном фрейме на одной дорожке, а для последующего фрейма переходить на другую дорожку, пока на каждой из двух дорожек пары не будут сыграны по пять фреймов.

ПРИМЕЧАНИЕ : при командных играх по системе «Бэккер» (Bakker) члены соревнующихся команд, трио и пар играют в боулинг последовательно и в соответствующем порядке и последовательные фреймы в одном и том же гейме. Команды должны меняться дорожками в пределах пары после десяти фреймов.

Правило 10. Правильное сбивание кеглей

Бросок шара считается совершенным, когда игрок послал шар и данный шар пересек линию фола. Подсчитывается каждый бросок шара, если только шар не объявляется ошибочным. Бросок шара должен быть выполнен только рукой. Запрещается использование каких-либо приспособлений в составе самого шара или прикрепленных к нему, которые отсоединяются после броска, или которые перемещаются во время броска.

ПРИМЕЧАНИЕ : игрок может использовать специальное оборудование, помогающее при захвате и броске шара, если оно заменяет ампутированную или искалеченную руку полностью или ее основную часть.

Считается, что игрок сбил кегли правильно, если выполняются следующие условия:

Кегли упали или слетели с площадки под действием шара или какой-либо кегли.

Кегли упали или слетели с площадки под действием кегли, отскочившей от боковой перегородки или заднего борта.

Кегли упали или слетели с площадки под действием кегли, отскочившей от убирающей доски, когда она находилась на площадке перед уборкой сбитых кеглей.

Кегли, которые наклонились и оперлись на стенку отбойника или боковую перегородку.

Все такие кегли считаются сбитыми и должны быть удалены с площадки до следующего броска шара.

Правило 11. Неправильное (неправомочное) сбивание кеглей

Если происходит одно из событий указанных ниже, бросок шара засчитывается, а последующее за ним сбивание кеглей нет:

Шар выходит за пределы дорожки до достижения кеглей.

Шар отскакивает от заднего борта.

Кегля отскакивает после контакта с телом, руками или ногами сотрудника, ответственного за установку кеглей.

Происходит контакт кегли с механическим устройством установки кеглей.

Какая-либо кегля падает при удалении сбитых кеглей.

Какая-либо кегля падает при контакте с сотрудником, ответственным за установку кеглей.

Игрок нарушает правила.

Бросок шара осуществляется, когда с дорожки или из желоба еще не убраны сбитые кегли и шар касается этих сбитых кеглей перед тем как сойти с поверхности дорожки.

Если происходит неправильное сбивание кеглей и игрок получает право на дополнительные броски шара в данном фрейме, неправильно сбитая кегля или кегли должны быть установлены на то место, на котором они первоначально стояли.

Правило 12. Кегли - неправильная установка

Если при первом или втором броске шара сразу после броска обнаруживается, что одна или несколько кеглей установлены неправильно, но все необходимые кегли имеются в наличии, данный бросок шара и соответствующий результат засчитываются. Ответственность за определением правильности установки кеглей лежит на самом игроке. Перед выполнением броска игрок, заметивший неправильную установку кеглей, должен сам настоять на их правильной установке, в противном случае первоначальная установка кеглей будет считаться правильной.

Запрещается менять положение какой-либо кегли, оставшейся стоять после броска шара. Это значит, что если кегли сдвигаются механическим устройством установки кеглей, то они должны остаться на своем новом месте и их ручная перестановка запрещается.

Правило 13. Кегли - отскок

Если произошел отскок кеглей, и они остались стоять на дорожке, то эти кегли считаются не сбитыми.

Правило 14. Кегли - какие из них считаются сбитыми

Только те кегли могут быть засчитаны сбитыми, которые были фактически сбиты или полностью смещены с игровой поверхности дорожки в результате правильного броска шара.

Правило 15. Кегли - замена

В случае поломки или иного повреждения кегли в процессе игры, эта кегля должна быть заменена на другую, состояние и вес которой как можно ближе соответствует другим кеглям из используемого комплекта. Необходимость замены кеглей определяется должностными лицами данного турнира.

Правило 16. Ошибочный шар

Шар объявляется ошибочным в любом из следующих случаев:

Сразу после броска шара (и до следующего броска шара на той же дорожке) выясняется, что одна или несколько кеглей из комплекта отсутствует.

Сотрудник, отвечающий за установку кеглей, касается любой стоящей кегли до того, как шар докатывается до кеглей.

Сотрудник, отвечающий за установку кеглей, снимает или дотрагивается до любой упавшей кегли, до того как она остановится.

Игрок осуществляет бросок шара не по своей дорожке или не в свою очередь. Или один игрок из каждой команды на паре дорожек осуществляет посылку шара не по своей дорожке.

Наличие физической помехи со стороны другого игрока, зрителя или движущегося объекта или сотрудника, отвечающего за установку кеглей, во время выполнения броска шара и до его завершения. В этом случае пострадавший игрок может, либо согласиться с результатом данного броска, либо заявить, что шар является ошибочным.

Какая-либо кегля смещается или падает во время посылки шара, но до того, как шар достиг кеглей.

Посланный шар наталкивается на посторонний предмет.

При объявлении шара ошибочным, посылка не засчитывается. Все кегли, которые стояли при объявлении шара ошибочным, должны быть переставлены, а игрок получает возможность выполнить бросок шара заново.

Правило 17. Бросок шара по неправильной дорожке (для официальных соревнований)

ПРИМЕЧАНИЕ : в соответствии с правилами ETBF и ФСБР все официальные соревнования проводятся в спортивном режиме (лиговая система), на одной паре дорожек выступают двое, трое или четверо участников (количество участников, выступающих на одной паре дорожек, не может изменяться в течение одних соревнований);

Каждая игра проводится участниками на паре дорожек.

После одной, двух игр (не более) все участники по команде судьи переходят на другие пары дорожек.

При объявлении шара ошибочным игрок или игроки должны выполнить бросок по правильной дорожке в следующих случаях:

Один игрок бросает шар по неправильной дорожке.

Один игрок от каждой команды на паре дорожек бросает шар по неправильной дорожке. Если несколько игроков из одной и той же команды по очереди бросают шар по неправильной дорожке, то данный фрейм будет доигран без изменений. Все последующие фреймы должны начинаться на правильной дорожке.

Правило 18. Определение фола (нарушения)

Фол (нарушение) фиксируется, если игрок какой-либо частью своего тела перейдет или заступит за линию фола, а также дотронется до любой части дорожки, оборудования или конструкции (строения) во время или после броска шара.

Шар считается находящимся в игре, пока тот же или другой игрок не займет место для выполнения следующего броска шара.

Правило 19. Умышленное нарушение (фол)

Если игрок в своих интересах нарушает правила умышленно, результат данного броска шара этим игроком аннулируется, а дальнейшие броски в данном фрейме для этого игрока не разрешаются.

Правило 20. Засчитывание нарушения правил при броске

При фиксировании нарушения (фола) бросок шара засчитывается, но кегли, сбитые при данном броске, не учитываются. Если игрок, совершивший фол, имеет право на дополнительные броски шара в данном фрейме, то кегли, сбитые шаром при регистрации фола, должны быть установлены заново.

Правило 21. Очевидный фол

Фол фиксируется, даже если он не определяется автоматическим устройством регистрации фола или судьей, но совершение этого фола очевидно для следующих лиц:

Для обоих капитанов (представителей) или одного или нескольких игроков из соревнующихся команд.

Для официальных лиц следящих за игрой и счетом.

Для официального лица, ответственного за проведение турнира.

Правило 22. Фол - протест

После объявления фола протесты не принимаются за исключением следующих случаев:

Доказано, что в работе автоматического устройства регистрации фола имеются сбои.

Имеются весомые доказательства того, что игрок не совершал фола.

ПРИМЕЧАНИЕ : в качестве доказательства может быть использована кино и видео съёмка, но только в том случае, когда о протесте заявляется главному судье соревнований до выполнения данным игроком следующего броска в данной игре и возможен немедленный просмотр спорного эпизода.

Кино и видео материалы, предъявленные после окончания игр, к рассмотрению не принимаются и не могут служить основанием подачи протеста и/или апелляции. В, приведённой выше, ситуации о протесте должно быть незамедлительно заявлено главному судье соревнований, протесты принимаются только от игроков и/или их официальных представителей.

Правило 23. Условный шар

В случае подачи протеста, предметом которого является фол, правильное падение кегель или ошибочный шар, и который не может быть немедленно разрешен официальными лицами, ответственными за проведение турнира, игрок должен бросить условный шар или переиграть фрейм.

В случае возникновения спорной ситуации при первом броске игрока в любом фрейме, или при втором броске игрока в десятом фрейме после страйка при первом броске в десятом фрейме:

Если спорная ситуация разрешилась независимо от того совершал игрок фол или нет, данный игрок должен завершить фрейм, а затем бросить условный шар в такую расстановку кеглей, которая стояла бы, если бы спорные кегли (кегля) не упали.

Если предметом спора является сомнительное неправильное падение кеглей, игрок должен завершить фрейм, а затем бросить условный шар в такую расстановку кеглей, которая стояла бы, если бы спорные кегли (кегля) не упали.

Если спорная ситуация разрешилась независимо от того должен был быть объявлен ошибочный шар или нет, игрок должен завершить фрейм, а затем сыграть спорный фрейм полностью.

Если спор возникает в дополнительной попытке или в третьем броске десятого фрейма, то спорный шар не назначается, если только спорная ситуация не разрешилась независимо от того должен был быть объявлен ошибочный шар или нет. В этом случае условный шар должен бросаться в ту же расстановку кеглей, которая стояла при броске шара, ставшего предметом спора.

Правило 24. Шар - изменение поверхности

Изменение поверхности шара во время проведения официальных соревнований запрещается.

ПРИМЕЧАНИЕ : если окажется, что игрок заранее знал, что его действия явятся нарушением данного правила, результат игры, во время которой было нарушено данное правило, подлежит аннулированию. Кроме того, игрок отстраняется от дальнейшего участия в данных соревнованиях. Под соревнованием понимается остаток текущей игры и все последующие игры турнира.

Правило 25. Посторонние предметы в зоне подхода

Нанесение любого постороннего вещества на любую часть игровой зоны, которое негативным образом влияет на нормальные условия игры других игроков, запрещается. Данное правило распространяется, но не ограничивается, такими веществами как тальк, пемза и смола на ботинках, мягких подошвах или каблуках, оставляющих следы в зоне подхода. Запрещается пронос в игровую зону порошка талька.

ПРИМЕЧАНИЕ : зона для игроков (игровая зона) должна быть определена организаторами соревнований и утверждена главным судьёй с использованием методов идентификации, понятных зрителям. Доступ в зону для нахождения игроков (в непосредственной близости от каждой пары дорожек, на которых соревнуются их игроки) разрешен только для одного человека (аккредитованного тренера или руководителя команды), если это не определено особо.

Правило 26. Ошибки при ведении счета

Ошибки при ведении счета или вычислении результата должны быть исправлены ответственным лицом турнира сразу после обнаружения факта такой ошибки. Спорные ситуации должны разрешать специально уполномоченным лицом.

Протесты на ошибки в ведении счета должны быть поданы не позднее одного часа после окончания игры или блока игр каждого дня турнира, но до вручения призов или начала следующего раунда (при игре с выбыванием), в зависимости от того, какое событие произойдет раньше.

Каждый случай подачи протеста в рамках данного правила является специфическим, поэтому при рассмотрении каждого конкретного протеста не следует руководствоваться опытом рассмотрения похожих спорных ситуаций.

ПРИМЕЧАНИЯ : после регистрации счета, он не может быть изменен, если только при ведении счета и подсчете очков не была допущена очевидная ошибка. Очевидные ошибки должны быть исправлены официальным лицом турнира сразу после их обнаружения. Решения по спорным ситуациям принимается руководством турнира. В соответствии с правилами руководство турнира может установить определенный срок на исправление ошибок. Гейм или фрейм (фреймы) в рамках игры, безвозвратно потерянный в ходе подсчета очков, может быть переигран с одобрения руководства турнира, если только такая процедура не запрещена правилами проведения турнира.

Правило 27. Прерванный фрейм, игра

Если вследствие неисправности оборудования дорожек, на которых идет игра, нормальный ход серии может затянуться, руководство турнира может перенести окончание гейма или серии на другую пару дорожек.

Правило 28. Затяжка игры

1. Игроки, готовящиеся выйти на исходную позицию и выполнить бросок шара, должны иметь следующие права и обязанности:

Они могут потребовать освободить ближайшую левую дорожку при выходе на исходную позицию или подготовке к броску шара.

Эти же правила относятся к игроку, готовящемуся выйти на исходную позицию и выполнить бросок шара по ближайшей правой дорожке.

Игроки должны быть готовы к игре, когда подходит их очередь. Они должны выходить на исходную позицию и выполнять бросок без задержки, при условии, что ближайшие к ним дорожки справа и слева свободны.

2. Если игрок не соблюдает правил, оговоренных в параграфе 1, это может быть расценено как затяжка игры. Игрок, не соблюдающий данных правил, должен быть предупрежден уполномоченным официальным лицом турнира следующим образом:

Устное предупреждение за первое нарушение (без штрафа)

За второе и каждое последующее нарушение в любой игре данного блока игр участнику объявляется предупреждение и на него налагается штраф. Штрафом является аннулирование количества сбитых кеглей в данном (на момент вынесения предупреждения) фрейме.

В целях интерпретации применения данного правила, Судья должен специально контролировать любого игрока или команду (в соревнованиях по Беккеру), которые отстают на более чем 4 фрейма от следующих игроков в соревнованиях в индивидуальном разряде или парах; или более чем на 2 фрейма в соревнованиях троек или команд.

При появлении каких-либо вопросов, касающихся применения данного правила, или их отсутствия, в официальных соревнованиях окончательное решение принимает главный судья.

Глава II Спецификация оборудования

Все официальные соревнования по системе десяти кеглей, одобренные ФСБР, должны проводиться с использованием оборудования и инвентаря, сертифицированного уполномоченным представителем ФСБР, и соответствующего Спецификациям WTBA. Подробную информацию о Спецификациях Оборудования и Одобренных Изделиях можно получить у Технического делегата Европейской Федерации Боулинга.

В спецификациях, приведенных ниже, метрические размеры указаны в скобках и даны только для информации. В случае возникновения спорных ситуаций, предпочтение отдается размерам, приведенным в Британской системе единиц.

Применяются следующие переводные коэффициенты:

1 дюйм = 25.4 мм

1 фут = 12 дюймов = 304.8 мм

1 фунт = 0.453 кг

1 унция = 28.349 грамм

1. Спецификации дорожек для боулинга

1.1 Состав

Стандартная дорожка для боулинга, включая плоские желоба, отбойники и участок подхода должны быть выполнены из дерева или другого одобренного материала. Однако, кромка площадки для кеглей, задняя планка, отбойники, желоба и молдинги желобов могут быть усилены фиброй или другими синтетическими материалами. Участок подхода должен быть сделан из другого материала в соответствии с приведенными ниже инструкциями.

1.2 Участок подхода

Начиная от линии заступа (но не включая ее) должен быть обеспечен свободный участок подхода длиной не менее 15 футов (4572 мм) и шириной не менее ширины дорожки. На участке подхода не допустимы выбоины, размер которых превышает? дюйма (6.4 мм).

1.3 Линия заступа

Ширина линии заступа (ошибки) должна быть не менее 3/8 дюймов (9.5 мм) и не более 1 дюйма (25.4 мм). Она должна быть четко размечена или вставлена между дорожкой и участком подхода. Эта линия должна быть по ширине не меньше, чем дорожка; при этом может потребоваться, чтобы эта линия проходила от дорожки до любых стен или стоек, находящихся в пределах досягаемости игрока.

1.4 Устройство определения заступа (фола)

В каждом сертифицированном боулинг-центре должно быть работающее устройство определения заступа (фола) или стойка для судьи, удобно расположенная непосредственно на дорожке, на линии заступа или немного за ней, чтобы судья мог свободно наблюдать за всеми линиями заступа.

1.5 Длина дорожки

Общая длина стандартной дорожки, включая площадку для кеглей, составляет 62 фута 10 3/16 дюйма (19156 мм). Это эталонное значение измеряется от начала дорожки сразу за линией заступа до заднего конца площадки для кеглей (не включая заднюю планку).

Расстояние от начала дорожки сразу за линией заступа до центра позиции для кегли #1 составляет 60 футов ± 1/2 дюйма (18288 ± 13 мм).

Расстояние от центра позиции для кегли #1 до заднего края площадки для кеглей (не включая заднюю планку) составляет 34 3/6 дюймов ± 1/16 дюйма (868.5 ± 1.5 мм).

1.6 Ширина дорожки

Ширина дорожки должна составлять 41 1/2 дюйма ± 1/2 дюйма (1054 ± 12.7 мм).

1.7 Поверхность дорожки

На поверхности дорожки не должно быть каких-либо непрерывных канавок или выступов. Впадины или выпуклости размером более 0.040 дюймов (1 мм) на поверхности дорожки на длине 42 дюйма (1067 мм) не допускаются. Наклон дорожки в поперечном направлении свыше 0.040 дюймов (1 мм) на всей ширине дорожки не допускается.

Вся поверхность дорожки должна иметь одинаковое покрытие. Коэффициент трения всей поверхности дорожки, измеренный утвержденным прибором, не должен превышать 0.29.

1.8 Площадка для кеглей

Площадка для кеглей должна быть полностью выполнена из древесины твердых пород. Применение синтетических материалов полностью или в сочетании с другими материалами возможно, при условии, что эти материалы прошли соответствующие испытания и были одобрены к применению.

Концевые доски должны быть скруглены радиусом не более 5/32 дюйма (4 мм). Концевая доска должна быть выполнена из древесины твердых пород или синтетических материалов, при условии, что эти материалы прошли соответствующие испытания и были одобрены к применению.

К боковой стороне площадки для кеглей, ближайшей к желобам, может быть прикреплена синтетическая полоска кромки толщиной не более 1/2 дюйма (12.7 мм). Ее длина должна быть не меньше расстояния от точки напротив позиции кегли #1 до шахты. В момент установки на новую концевую доску ее глубина должна быть не менее 1.5 дюйма (38 мм), а при установке на существующую концевую доску - не менее 1 дюйма (25 мм). Она должна устанавливаться вертикально так, чтобы синтетический материал выходил на поверхность площадки для кеглей не более чем на 1/2 дюйма (12.7 мм).

1.9 Задняя планка

К задней части дорожки может быть прикреплена задняя планка толщиной не более 2 дюймов (50.8 мм). Размер плоской игровой поверхности, включая заднюю планку, измеряемый от центров позиций для кеглей #7, 8, 9 не должен превышать 5 дюймов (127 мм).

1.10 Желоба

Желоба должны быть расположены с каждой стороны дорожки и должны начинаться от линии заступа (фола) и проходить параллельно дорожке до шахты.

Ширина дорожки вместе с полукруглыми желобами должна составлять 60 1/8 дюймов 1/8 дюйма (1527 ± 3 мм). Их форма должна быть вогнутой. Глубина желоба по центру при выпуске из производства должна составлять 1 7/8 дюймов (47.6 мм).

Плоские желоба должны быть выполнены из древесины или других материалов, которые прошли соответствующие испытания и были одобрены к применению. Ширина плоских желобов, включая молдинги должна быть равна 91/4 дюймов ± 1/4 дюйма (235 ± 6.4 мм). От точки напротив позиции кегли #1 или перед ней на расстоянии не более 15 дюймов (381 мм) желоб должен иметь нижнюю поверхность квадратного сечения и должен располагаться ниже поверхности дорожки не менее чем на 1 7/8 дюйма (47.6 мм). Глубина в точке напротив позиций для последнего ряда кеглей должна составлять 3 1/2 дюймов ± 1/8 дюйма (89.0 ± 3.1 мм).

Полоска молдинга, проходящая по всей длине плоского желоба, должна быть надежно прикреплена к днищу плоского желоба. Молдинг может быть полностью выполнен из древесины твердых пород или из синтетических материалов, при условии, что эти материалы прошли соответствующие испытания и были одобрены к применению. Высота по ведущей кромке не должна превышать 7/8 дюйма (33.2 мм) с постепенным увеличением до 1 1/2 дюйма (38.1 мм) в точке напротив позиций для кеглей #7 и 10 (высота измеряется от верхней поверхности плоского желоба до верхней части молдинга). Ширина молдингов должна быть не больше 3/4 дюйма (19 мм). Верхняя выступающая кромка должна быть

скруглена до радиуса 5/8 дюйма ± 1/8 дюйма (15.9 ± 3.1 мм).

1.11 Позиции для кеглей

Все позиции для кеглей, на которые они выставляются, должны иметь четкие обозначения в течение всего срока службы площадки для кеглей. Диаметр позиций должен составлять 2 1/4 дюйма 1/16 дюйма (57.2 ± 1.6 мм).

Номера позиций для кеглей

Позиции должны быть расположены внутри равностороннего треугольника с шагом 12 дюймов ± 1/16 дюйма (304.8 ± 1.6 мм).

Расстояние от центра позиций для 7, 8, 9 и 10 кеглей до шахты (без учета задней планки) должно быть равно 3 дюйма ± 1/16 дюйма (76.2 ± 1.6 мм).

Расстояние от центра позиций для 7 и 10 кеглей до боковой кромки площадки для кеглей должно быть равно 2 3/4 дюйма ± 1/4 дюйма (60.3 ± 6.4 мм).

Позиция для кегли #1 должна быть расположена на равном расстоянии от обоих краев дорожки и обоих отбойников с допуском ± 1/8 дюйма (± 3.2 мм), а расстояние от ее центра до отбойников должно быть не менее 30 дюймов (762 мм).

Расстояние от центра позиций для 7 и 10 кеглей до ближайшего отбойника должно быть равно 12 1/6 дюймам ± 1/16 дюйма (306.4 ± 1.6 мм).

Для справки расстояние от центра позиции для кегли #1 до перпендикулярной линии, проведенной через центры заднего ряда позиций для кеглей должно составлять 31 3/16 дюймов (792.2 мм), а это же расстояние до шахты (без учета задней планки) должно быть равно 34 3/16 дюймов (868.4 мм).

1.12 Устройства установки кеглей (пинсеттеры)

Боулинг-центры, в которых используются автоматические устройства для установки кеглей, должны обеспечить их ежегодную проверку, заключающуюся в определении правильности установки кеглей. В случае обнаружения отклонений в работе устройств установки кеглей, одобрение таких устройств будет производиться только после устранения всех недостатков.

1.13 Отбойники

Отбойник или боковая перегородка может быть полностью выполнена из древесины твердых пород или из проверенных и одобренных синтетических материалов. Они должны быть установлены параллельно дорожке.

Отбойник должен начинаться от точки напротив или не более чем в 15 дюймах (381 мм) перед позицией для кегли #1 и проходить до стенки заднего амортизатора.

Расстояние между деревянной поверхностью двух отбойников должно составлять 60 1/8 дюйма ± 1/8 дюйма (1527 ± 3 мм).

Высота над поверхностью дорожки должна составлять 20 1/2 дюйма ± 3 1/2 дюйма (521 ± 89 мм).

Отбойники могут иметь однослойное покрытие из усиливающего материала толщиной не более 3/16 дюйма (4.8 мм).

1.14 Шахта

Для дорожек, не имеющих устройств автоматической установки кеглей, расстояние от пола шахты до верхней поверхности дорожки должно быть не менее 10 дюймов (254 мм), а от верхней части мата шахты до верхней части дорожки - не менее 9 1/2 дюймов (241 мм). Ширина шахты от задней кромки дорожки (включая ширину задней планки) до торца заднего амортизатора должна быть не менее 30 дюймов (762 мм). Для дорожек, снабженных устройствами автоматической установки кеглей, данная ширина должна быть не менее 25 дюймов (635 мм). Спецификации зоны шахты для оборудования автоматической установки кеглей разрабатывается специально под конкретное устройство установки кеглей одновременно с выдачей одобрения на его применение.

1.15 Задний амортизатор

Задний амортизатор должен всегда иметь покрытие из черного материала. При этом конструкция заднего амортизатора должна быть такой, чтобы предотвращать отскок (рикошет) кегли на дорожку.

1.16 Разметка или указатели

Разметка или указатели, наносимые на дорожки и участки подхода, должны соответствовать следующим требованиям:

а) В каждой из следующих точек участка подхода (расстояние измеряется до линии заступа) может быть вставлено или нанесено до 7 направляющих ориентиров: 2-6 дюймов (51-152 мм), 9-10 футов (2743-3048 мм), 11-12 футов (3353-3658 мм), 14-15 футов (4267-4572 мм). Каждая серия направляющих ориентиров должна быть параллельна линии заступа (фола), а каждый направляющий ориентир должен быть равномерным, иметь форму круга, диаметр которого не должен превышать? дюйма (19 мм).

б) В точке на расстоянии 6-8 футов (1828-2438 мм) после линии заступа и параллельно ей на дорожке могут быть вставлены или нанесены до 10 направляющих ориентиров. Каждый направляющий ориентир должен быть равномерным, иметь форму круга, диаметр которого не должен превышать? дюйма (19 мм).

в) В точке на расстоянии 12-16 футов (3658-4877 мм) после линии заступа на дорожке могут быть вставлены или нанесены до 7 целей. Каждая цель должна быть равномерной, и может состоять из одной или нескольких стрелок, ромбов, треугольных или прямоугольных указателей. Размеры поверхности покрываемой каждой целью не должны превышать 1 ? дюйма (31.8 мм) в ширину и 6 дюймов (152.4 мм) в длину. Каждая цель должна располагаться на равном удалении от другой, а вместе они должны образовывать единый рисунок.

г) Вставленная разметка или указатели должны быть выполнены из дерева или пластика. Они должны быть вставлены заподлицо с поверхностью участков подхода. При нанесении разметки, это следует делать на неотделанной древесине, после чего разметка должна быть покрыта лаком или аналогичным, прозрачным материалом, который обычно используется для отделки поверхности. Все подобные элементы, выполненные в любом боулинг-центре, должны быть единообразны, как в отношении дизайна, так и по размерам. Такое единообразие должно быть обеспечено, по крайней мере, на естественной паре дорожек.

2. Требования к обработке дорожек

Для всех официальных соревнований, проводимых или санкционированных ФСБР, к обработке дорожек должны применяться следующие требования.

После каждого нанесения кондиционера на смазываемой части дорожки (включая любую часть дорожки обработанную буфером машины для нанесения кондиционера) должно оставаться не менее 5 юнит кондиционера. По всей поверхности смазываемой части дорожек необходимо использовать кондиционер одного типа и производителя. При проведении соревнований для смазки дорожек следует применять один и тот же кондиционер и одинаковые методы обработки.

Минимальное и максимальное расстояние обработки, включая часть дорожки обработанную буфером должно быть не менее 28 футов (8535 мм) и не более 45 футов (13715 мм). Данное правило не означает, что рекомендуемое минимальное расстояние обработки составляет 28 футов. Для обработки дорожек можно брать любое значение из диапазона от 28 до 45 футов.

3. Спецификация кеглей для боулинга

В настоящее время при проверке кеглей используются методики одобренные Отделом Технических Спецификаций ABC/WIBC, поэтому все кегли, утвержденные ABC/WIBC, будут утверждены и WTBA.

3.1 Материалы

Кегли, одобренные для использования в игре, должны быть выполнены из высококачественного твердого клена. Каждая кегля может быть сделана из цельного куска, или собрана из двух и более слоев, при условии, что кегли соответствуют данным спецификациям. Все слои должны быть параллельны вертикальной оси кегли. Возможно применение нового и использованного дерева, при условии, что все такие новые и/или переделанные кегли выполнены в соответствии с требованиями спецификаций, установленных WTBA.

3.2 Вес

Вес каждой кегли с пластиковым покрытие должен быть не меньше, чем 3 фунта и 6 унций (1531 грамма) и не больше, чем 3 фунта и 10 унций (1645 граммов).

Кегли из одного комплекта должны быть единообразны по внешнему виду, включая конструкцию, материал, отделку, этикетки и маркировки на «горлышке» кеглей, степени износа.

3.3 Балансировка

Центр тяжести любой из десяти кеглей должен находиться на расстоянии не более 5-60/64 дюймов и не менее 5-40/64 дюйма от донышка кегли.

3.5 Отделка

Деревянная поверхность цельных или многослойных кеглей должна иметь обычно применяемую отделку. Данное покрытие поверхности кегли должно быть прозрачным (светлым) и/или окрашено белым пигментом. Это не относится к маркировке на «горлышке» кегли. Допускаются стандартные покрытия деревянных поверхностей с толщиной пленки 0.004 дюйма.

ПРИМЕЧАНИЕ : в санкционированных турнирах допускается использование цветных кеглей, при условии, что все они одинаковы в пределах всего комплекта.

3.6 Конструкция и габаритные размеры

Высота каждой кегли должна составлять 15 дюймов 2/64 дюйма.

Все кегли должны быть снабжены одобренным пластиковым креплением основания, или пластиковой вставкой (или вставка из фибры) с наружным диаметром не менее 2 дюймов.

Основание, дюймы Номинальный диаметр плоской части, дюймы Максимальный диаметр плоской части, дюймы Минимальный диаметр плоской части, дюймы

Высота над основанием, дюймы Номинальный диаметр, дюймы Максимальный диаметр, дюймы Минимальный диаметр, дюймы
13 1/2 2.547 2.578 2.516
12 5/8 2.406 2.437 2.375
11 3/4 2.094 2.125 2.063
10 7/8 1.870 1.901 1.839
10 1.797 1.828 1.766
9 3/8 1.965 1.996 1.934
8 5/8 2.472 2.503 2.441
7 1/4 3.703 3.734 3.672
5 7/8 4.563 4.594 4.532
4 1/2 4.766 4.797 4.735
3 3/8 4.510 4.541 4.479
2 1/4 3.906 3.937 3.875
03.апр 2.828 2.859 2.797

Верхняя часть кегли должна быть выполнена в виде равномерной дуги с радиусом закругления 1.273 дюйма 2/64 (0.031) дюйма.

Допуск на диаметр не должен превышать 2/64 (0.031) дюйма.

Конусный переход между отдельными частями кегли должен быть постепенным, чтобы все линии образовывали ровную, красивую кривую.

Ни одна из частей основания не должна выступать за крепление основания, но часть основания около крепления может иметь углубление размером не более 0.025 дюйма. Все кегли должны быть заводское закругление по внешнему краю основания радиусом 5/32 (0.156) дюйма 2/64 (0.031) дюйма. Диаметр основания без учета скругленной кромки не должен превышать 2 дюйма.

4. Спецификация шаров для боулинга

4.1 Материал

Стандартный шар для боулинга должен быть выполнен из неметаллического композиционного материала и должен удовлетворять требованиям спецификаций по весу, размеру и балансировке.

Использование передвижных устройств в шаре для боулинга запрещено, за исключением того, что допускается вставка любого устройства для изменения расстояния между пальцами или размера отверстий для большого пальца и других пальцев, при условии, что такая конструкция данного устройства обеспечивает его жесткую фиксацию во время броска, и оно не может быть удалено из шара без повреждения. . По всей поверхности смазываемой части дорожек необходимо использовать смазку одного типа и производителя. При проведении соревнований, для смазки дорожек следует применять одну и ту же смазку и одинаковые методы обработки.)

Запрещается внедрение в шар металла или любого другого вещества, отличного от исходного материала шара, используемого при его изготовлении. Кроме того, не допускается любое изменение шара, приводящее к выходу его весовых параметров или балансировки за пределы диапазона указанного в спецификациях, а использование таких шаров в соревнованиях, проводимых под эгидой WTBA, категорически запрещено.

Для пересверливания отверстий шара могут быть вставлены специальные пробки. Допускается вставка в шар разнообразных указателей, маркировок, при условии, что они выполнены заподлицо с наружной поверхностью шара. Во всех случаях они должны быть выполнены из материала аналогичного (хотя и не обязательно такого же) исходному материалу шара. На наружной поверхности не должно быть какого-либо постороннего материала.

Данные ограничения также распространяются, как на изготовление, так и/или на любую доработку шара, при условии, что это не относится к сознательному завышению веса в процессе изготовления шара, установки вставок или квалифицированного ремонта.

4.2 Вес и размер

Длина окружности шара и его вес не должна превышать 27 дюймов (686 мм) и 16 фунтов (7.25 кг) соответственно. Диаметр любого шара должен быть постоянным.

На поверхности шара не должно быть углублений или канавок, за исключением отверстий или углублений для его захвата, идентификационных надписей и номеров, случайных сколов или пятен износа.

4.3 Параметры, которые должны быть измерены в месте проведения турнира:

а) Вес брутто. Должен быть не более 16 фунтов (7.25 кг).

б) Отверстия или углубления для захвата. Их количество не должно превышать 5 (пять).

в) Допускается одно отверстие для балансировки. Его диаметр не должен превышать 1 1/4 дюйма (31.8 мм).

г) Допускаются вентиляционные отверстия для пальцев и/или отверстия для большого пальца. Их диаметр не должен превышать 1/4 дюйма (6.4 мм).

д) Допускается одно отверстие для проведения осмотра. Его диаметр не должен превышать 5/8 дюйма (15.9 мм), а глубина - 1/8 дюйма (3.2 мм).

е) Статическая разбалансировка. Не должна выходить за пределы допусков, указанных ниже.

ж) Твердость шара. В соответствии с требованиями, приведенными ниже.

4.4 Параметры, которые не требуется измерять на месте проведения турнира:

а) Длина окружности шаров для боулинга

б) Динамический коэффициент трения

в) Требования к маркировке.

4.5 Балансировка

Шары должны быть сконструированы и просверлены так, чтобы не менее чем 6 его сторон были надлежащим образом уравновешены. При балансировке шара для боулинга допускаются следующие отклонения:

А. Вес: 10 фунтов (4.53 кг) или более:

а) Разность между верхней половиной шара (сторона с отверстиями для пальцев) и нижней половиной (цельная сторона, противоположная стороне с отверстиями для пальцев) не более трех (3) унций (85 грамм).

б) Разность между сторонами справа и слева от отверстий для пальцев, между сторонами спереди и сзади отверстий для пальцев не более одной (1) унции (28 грамм).

в) Разность между любыми двумя половинами просверленного шара без отверстия для большого пальца не более одной (1) унции (28 грамм).

г) Разность между любыми двумя половинами просверленного шара без любых отверстий или углублений для пальцев не более одной (1) унции (28 грамм).

д) Разность между любыми двумя половинами шара, используемого без какого-либо отверстия или углубления - не более одной (1) унции (28 грамм).

Б. Вес: от 10 до 8 фунтов (4.53 - 3.62 кг):

а) Разность между верхней половиной шара (сторона с отверстиями для пальцев) и нижней половиной (цельная сторона, противоположная стороне с отверстиями для пальцев) не более двух (2) унций (57 грамм).

В. Вес: менее 8 фунтов (3.62 кг):

а) Разность между верхней половиной шара (сторона с отверстиями для пальцев) и нижней половиной (цельная сторона, противоположная стороне с отверстиями для пальцев) не более 3/4 унции (21 грамм).

б) Разность между сторонами справа и слева от отверстий для пальцев, между сторонами спереди и сзади отверстий для пальцев не более 3/4 унции (21 грамм).

в) Разность между любыми двумя половинами просверленного шара без отверстия для большого пальца не более 3/4 унции (21 грамм).

г) Разность между любыми двумя половинами просверленного шара без любых отверстий или углублений для пальцев не более 3/4 унции (21 грамм).

д) Разность между любыми двумя половинами шара, используемого без какого-либо отверстия или углубления - не более 3/4 унции (21 грамм).

4.6 Твердость

Твердость поверхности шара для боулинга, используемого в любом соревновании под эгидой FIQ, WTBA, должна быть не менее 72 единиц при измерении прибором для измерения твердости «D» при комнатной температуре.

ПРИМЕЧАНИЕ : твердость поверхности шара должна измеряться твердомером, снабженным ручным индикатором, который известен под названием «прибор для измерения твердости „D“».

Методика проверки твердости заключается в следующем:

Проводится три измерения в точках, находящихся на равном расстоянии друг от друга по окружности шара. Измерения начинаются в зоне сверления отверстий шара, при этом зонд твердомера располагается перпендикулярно, то есть под углом 90 градусов к поверхности шара. Результаты трех замеров складываются, и полученное значение делится на 3. Итоговое значение является твердостью поверхности шара при измерении твердомером «D». Все измерения проводятся при комнатной температуре, что обычно, может быть определено по ощущениям во время прикосновения к шару. Если вы проводите измерения твердости сразу после того, как шар был принесен с мороза или из зоны с высокой температурой, то результаты измерения будут не точными.

В чем смысл этой игры? Игроку дается 10 попыток сбить как можно больше кегель,
стоящих в конце дорожки. Для получения лучшего результата нужно постараться
попасть немного правее или левее центральной кегли. Сбить кегли в каждой
попытке - фрейме - можно не более чем за 2 броска шара.

Если в этом фрейме вы сбили все кегли первым броском, вас можно поздравить, такой бросок называется страйк (на мониторе обозначается X).

Если на дорожке после первого броска остались кегли, то у Вас есть еще одна
возможность сбить их вторым ударом. Если вы их сбиваете, то вы произвели удар
спэа (на мониторе обозначается /) и закрыли фрейм, что тоже хорошо для новичка
и зачтется при подсчете очков.

Если же после второго удара на дорожке остались кегли, то фрейм считается открытым, Вам начисляется меньше очков, а попытка считается реализованной и бросок
производит следующий игрок (в том случае если вы не один на дорожке).

Как правило, имя игрока, производящего бросок, выделяется на мониторе цветом. Ваша цель - сбивать как можно больше кегель при каждом броске и получить за это как
можно больше очков за 10 фреймов. Игра закончена после того, когда сыгран
последний десятый фрейм.

Как держать шар

Стандартный шар с тремя отверстиями берется большим, средним и безымянным пальцами. Большой палец вставляется в отверстие
весь, а средний и безымянный - только до второй фаланги (традиционный захват).
В боулинг-центрах имеется набор шаров, различных по весу и по-разному
рассверленных, так как руки у всех людей разные. Как правило, на шаре можно
увидеть цифру - это вес шара в фунтах. Соответственно, чем больше цифра, тем
тяжелее шар. Максимальный вес шара может достигать 16 фунтов (т.е. около 7,2
кг). Вы можете из имеющихся в наличии в боулинг-центре шаров выбрать тот, который
Вам больше всего подходит. В этом выборе руководствуйтесь своими ощущениями при
броске.

Стартовая позиция

В зоне подхода можно заметить два ряда точек. Первый ряд находится в 15-и футах
от линии фола (линия заступа), а второй - в 12-ти футах. Эти точки помогут вам
определить вашу исходную позицию. Детям нужно стоять ближе к линии фола, чем
взрослым, потому что их шаги меньше. В любом случае новичку желательно стоять
ближе к линии фола. После приобретения некоторых навыков можно отойти подальше.
Не заступайте за линию фола. Ваша нога должна остановится минимум в футе от
линии. Хорошей считается позиция с поставленными рядом ногами и с немного
наклоненным вперед телом. Это придаст Вам чувство свободной готовности, а не
напряженности. Шар нужно держать правой рукой (если игрок - левша, то левой)
снизу на уровне между талией и грудью, а другой рукой лишь слегка поддерживать
его.

Принцип маятника и шаги

Если вы возьмете довольно тяжелый предмет -
такой же, как шар для боулинга, - и попытаетесь сделать бросательное движение
рукой снизу, то заметите, что движение само порождает движущую силу. Это
"принцип маятника". Он составляет основу хорошего и последовательного
раскачивания. Лучше использовать по весу шар, который можно свободно раскачивать
назад и вперед. Если во время раскачивания под весом шара у вас выгибается
кисть или опускается плечо, то он слишком тяжелый для вас. А если вы
чувствуете, что можете "зашвырнуть" шар, то он слишком легкий.

Новичкамв боулинге рекомендуется использовать 4-х шаговый подход. Опытным игрокам можно
добавить пятый шаг. Игрок в боулинг делает простые, прогулочного типа шаги в
нормальной манере с-каблука-на-носок. Только последний шаг, который включает
скольжение, отличается от остальных. Первый шаг должен быть самым коротким.
Последний шаг, так как он включает скольжение, должен быть самым длинным.
Считайте 1-2-3-4, чтобы не сбиваться с темпа. Правши должны начинать идти с
правой ноги, левши - с левой.

Теперь о положении шара во время подхода:

1 шаг — шар выходит вперед,

2 шаг — шар движется вниз,

3 шаг — шар движется назад,

4 шаг — шар движется вниз.

Если рассматривать каждое из действий в отдельности, то качание шара и шаги - не
такие уж сложные физические упражнения. Но то, как вы соедините эти движения,
определит, насколько удачным будет подход. Нужно, чтобы вся накопленная энергия
шагов и раскачивания, передалась шару в тот момент, когда вы отпускаете его по
дорожке. Шар должен максимально уходить назад на третьем шаге. Во время 4-го
шага скользящая нога и раскачивающая шар рука двигаются вместе вперед. Если у
вас получится правильно соединить шаги и качание шара, то вы достигнете нужного
эффекта.

Бросок шара

Размах и походка каждого игрока являются уникальными, так же как и его рост, вес или
возраст. Но при броске у всех хороших боулеров можно увидеть общие моменты:
перед выпуском шар минует щиколотку скользящей ноги примерно в двух дюймах от
нее. Эта позиция идеальна для броска шара в желаемом направлении. Хорошая
временная последовательность и правильный бросок приводят к результату
идеальной комбинации движущей силы, положения тела и равновесия. Чтобы шар
проходил на уровне щиколотки, нужно немного согнуть колено при последнем шаге.
То, что сначала может показаться неловкой позой, потом станет вполне обычным.
При этом тело тоже наклоняется вперед под углом 15-20 градусов. Для равновесия
середина груди должна находиться прямо над коленом скользящей ноги. При подходе
голова остается неподвижной, взгляд сфокусирован на цели. Свободная рука
отведена немного в сторону и служит для равновесия. После завершения броска
рука игрока из точки пуска шара поднимается вверх до уровня плеча или выше.
Направление руки должно быть строго вперед, а не влево или вправо. Это движение
улучшает функцию размаха и помогает лучше сохранять равновесие.

Выбор цели

Запомните, что в боулинге те, кто достигают хороших результатов, никогда не смотрят на
кегли! Прицеливаться намного удобнее, глядя на определенную точку или стрелку
на дорожке, чем на кегли в 60 футах от вас. На некотором расстоянии от линии
фола вы можете увидеть стрелки, в которые и нужно целиться. Таких стрелок семь.
Средняя находится как раз по центру дорожки, на одной линии с первой кеглей.
Остальные стрелки также выровнены по соответствующим кеглям. Если вы научитесь
обращаться "на ты" со стрелками, то с добивкой, о которой
рассказывается ниже, у вас никогда не будет проблем!

Спэа

Чтобы сделать страйк, вам нужно попасть в так называемый "карман" - между
кеглями? 1-3. Для попадания шара в "карман" он должен катиться под
углом справа налево. При добивке вы сможете достигнуть хороших результатов,
если выпускаете шар поперек дорожки. Когда кегли находятся на левой стороне
дорожки, то лучшая исходная позиция будет справа - и наоборот. Потренируйтесь
выбить "спэа", используя принцип пересечения дорожки. В качестве цели
берите разные кегли. Исходная позиция различна для каждого броска. Не нужно
высчитывать никакие формулы, вы сами со временем сможете определить ту точку,
от которой вам нужно двигаться для добивки каких-то кегель и стрелку на
дорожке, через которую проходит шар, чтобы сыграть "спэа". Конечно
же, практика и опыт улучшат ваши результаты. Существует множество систем
добивки, и если вы более серьезно увлечетесь боулингом, то обязательно о них
узнаете (хотя бы из других разделов нашего сайта).

Подкрученный шар

Иногда, придя в боулинг-центр, вы можете наблюдать, что на соседней дорожке игрок в
боулинг подкручивают шар, которым играет, и шар идет не прямо, как у вас, а по
дуге. Многие новички самостоятельно пытаются осуществить такой бросок, но у них
ничего не получается. Тогда начинаются многочисленные вопросы к инструктору,
работающему в центре.

Бросок

шара с подкруткой - это длинная история. В первую очередь на то, по какой
траектории будет двигаться шар, влияет выпуск шара. Затем можно рассказать о
различных шарах, выпускаемых сегодня многочисленными производителями. Ну а
лучше всего, если вы об этом узнаете от квалифицированного тренера, который
расскажет вам о различных стилях игры и школах, которые существуют сегодня.

Подсчет очков

Многие современные боулинг-центры имеют системы автоматического подсчета очков,
которые высвечивают количество очков на видеоэкране. Подсчет очков ведет
компьютер, хотя эти правила достаточно просты, и можно считать очки самому.

Вот, вкратце, эти правила. Если за 2 броска
все кегли не сбиты, фрейм остается открытым и количество очков, которым
оценивается фрейм, равно количеству кегель, сбитых в этом фрейме. Если все 10
кегель сбиты за 2 удара, фрейм считается закрытым, но чтобы оценить его в
баллах, игрок должен произвести бросок в следующем фрейме и то количество
кегель, которые он выбил первым броском, прибавляется к 10 кеглям предыдущего.

Если игрок произвел страйк, т.е. сбил все кегли одним первым ударом и закрыл фрейм,
то, чтобы оценить его, нужно к 10 кеглям прибавить количество кегель, выбитых
следующими 2-мя ударами. Например, если игрок выбил 2 страйка подряд (сделал
дабл), то к 20 очкам во фрейме, закрытом первым страйком, надо прибавить
количество кегель, сбитых ударом после второго страйка.

Если подряд следуют 3 страйка, то, соответственно, первый фрейм оценивается в 30
очков. Это максимальное количество очков, которое можно выбить в одном фрейме.
Поэтому максимальное количество очков, которое можно набрать за 10 фреймов
(выбив все страйки) - 300. Чтобы оценить количество очков в 10-ом фрейме (если
в нем сбиты все кегли за 2 броска) нужно произвести дополнительный третий
бросок. Если в 10-ом фрейме первым ударом выбит страйк, то необходимо
произвести еще два броска, чтобы выяснить его цену.

Нельзя заступать за линию начала дорожки. Если
это происходит, то игроку засчитывается фол (заступ) и начисление очков не
производится. Если на дорожке остались кегли, расстояние между которыми больше,
чем диаметр шара (это упрощенно, на самом деле, эта ситуация определяется
несколько по-другому), то у вас комбинация, которая называется сплит. Это сложная
ситуация, сбить такие кегли очень непросто, но, может быть, вам повезет и у вас
получится. Вот, вкратце, и все.