Какая икона описывает праздник крещения. Особенности праздника, установленные церковью

История праздника

Крещение Господа Иисуса Христа, повествование о котором весьма кратко изложено у всех четырех евангелистов (Мф. III, 13-17; Мк. I, 9-11; Лк. III, 21-23; Ин. I, 33-34), является важнейшим событием евангельской истории, знаменуя собой начало публичной деятельности Христа. Если Рождество Христово положило начало новой эре человечества, то Крещение Господне предстало тем событием, которое окончательно провело границу между Ветхим и Новым Заветами.

Как повествуется в Евангелии, до явления Иисуса Христа людям, в иудейской пустыни крестил народ и проповедовал скорое пришествие Мессии Предтеча Господень Иоанн, предвозвещенный пророком Исаией в образе «гласа вопиющего в пустыни»: «уготовайте путь Господень, правы творите стези Его» (Мф. III, 3). Крещение, совершавшееся Иоанном Предтечей над народом, являлось крещением покаяния и исповедания своих грехов, согласно его вдохновенному призыву: «покайтеся, приближибося царствие небесное» (Мф. III, 2).

Приход Мессии был обещан Ветхим Заветом и вся страна иудейская ждала Его пришествия, благодаря чему многие евреи приняли Иоанна за Спасителя мира как человека чистой жизни, жившего в пустыне, носившего одежду из верблюжьей шерсти и питавшегося тем, что найдёт среди камней (Мф. III, 4). Однако Иоанн сам им свидетельствовал о том, что он не Христос и крещает только водою, но что после него придет Муж, Которому он не достоин понести сапог. Он и есть Спаситель мира, Который крестит людей «Духом Святым и огнем» (Мф. III, 11).

В самый день Крещения, как говорится в евангельском рассказе, «приходит Иисус от Галилеи на Иордан ко Иоанну креститися от Него. Иоанн же возбраняше Ему, глаголя: аз требую Тобою креститися, и Ты ли грядеши ко мне; Отвещав же Иисус рече к нему: остави ныне: тако бо подобает нам исполнити всяку правду. Тогда остави Его. И крестився Иисус взыде абие от воды: и се отверзошася Ему небеса, и виде Духа Божия сходяща яко голубя и грядуща на Него. И се глас с небесе глаголя: Ты есть Сын Мой Возлюбленный, о Немже благоволих» (Мф. III, 17). Таким образом, Господь ясно указал Иоанну Крестителю и народу, о том, что перед ними Спаситель мира Христос, по свидетельству самого Предтечи: «но пославый мя крестити водою, той мне рече: над Негоже узриши Духа сходяща и пребывающа на Нем, той есть крестяй Духом Святым. И аз видех и свидетельствовах, яко Сей есть Сын Божий» (Ин.I, 33-34).

Сразу после события Крещения Господня, ставшего и первым явлением Христа народу, последовало присоединение ко Христу нескольких Его учеников, апостолов Андрея и Симона (Петра), Филиппа и Нафанаила (Ин. I, 35-51). Также в евангелиях от Матфея и Луки (Мф. IV, 1-11; IV, 1-15) повествуется о сорокадневном посте Спасителя в пустыне и Его преодолении дьявольских искушений, что явилось духовным укреплением Христа перед началом Его проповеди.

Установление праздника

Начало празднования Крещения Господня, как и Рождества Христова относится еще к временам апостолов, о чем свидетельствует упоминание об этом празднике в Постановлениях и Правилах апостольских. В первые три века совершения празднества в Церквах Иерусалимской, Антиохийской, Александрийской и Кипрской - праздник Рождества Христова соединялся с праздником Крещения (6 января) под общим именем Богоявления. Празднование Рождества Христова вместе с Богоявлением в некоторых восточных Церквах продолжалось до конца IV века, в других - до V или даже до VI века. Памятью о древнем соединении праздников Рождества Христова и Богоявления в настоящее время служит совершенное сходство в богослужебных особенностях этих праздников. Например, тому и другому предшествует сочельник, с одинаковым народным преданием о строгом посте до первой звезды; также чин богослужения в навечерия обоих торжеств и в самые праздники совершенно одинаков.

Важным побуждением при установлении этого праздника явилось желание пастырей раннехристианской Церкви, по словам свт. Иннокентия Херсонского, «оградить верующих от заблуждения некоторых еретиков, отвергавших троичность Божества»

(1). Событие Крещения Господня, по их мысли, представляло собой неоспоримое свидетельство троичности Божества. Свое название Богоявления праздник получил потому, что при крещении Спасителя произошло «явление всех трех лиц Божества: Отец из отверзтых небес гласом свидетельствовал о крещаемом сыне, и Св.Дух в виде голубя сошел на Иисуса, подтверждая таким образом Слово Отца»(2)

В древности праздник Крещения являлся также и торжественным днем крещения новообращенных, отчего и назывался иногда праздником светов, святыми светами. Эти наименования указывают на действие крещения, которое состоит в просвещении и очищении греховного естества человеческого. В связи с обычаем крещения в этот день оглашенных отличительной особенностью праздника стало освящение вод. Позже, с исчезновением института оглашенных, это обыкновение осталось неприкосновенным в воспоминание события самого праздника: «Паки та же вода, - как пишется в Новой Скрижали, - в день Богоявления Господня, кроме крещающихся, освящаема была и для воспоминания крещения Христова».

Духовный смысл праздника

Крещение Господне в смысле духовного осмысления этого праздника является «сотворением мира наново, подобно Рождеству Христову». «В этом празднике, - пишет инок Григорий Круг, - сотленный мир таинственно сотворяется заново, и, как и при сотворении мира, Бог касается и очищает и животворит водное естество. Христос погружается в воды, чтобы очистить и оживотворить их <…>»(3)

Подобно тому, как Дух Божий при сотворении мира витал над водой, в таинстве водоосвящения Дух Святой сообщает водам благодать и силу порождать жизнь в таинстве крещения, быть водой «приснотекущей в жизнь вечную»(4)

Сам образ Крещения Христа Спасителя стал предызображением и основанием данного после Его Воскресения и Вознесения таинственно-благодатного способа возрождения водою и Духом в таинстве крещения. Здесь Господь являет Себя Основателем нового, благодатного Царства, в которое, по Его учению, нельзя войти без крещения (Мф. 28, 19-20). Трикратное погружение в церковном таинстве крещения изображает смерть Христову, а исхождение из воды - приобщение тридневному Его Воскресению. Крестившись от Иоанна, согласно евангельским словам, Христос исполнил «всякую правду», то есть верность и послушание Отцу Небесному. Этим Он дал пример христианам послушания воле Божией и смирения, которыми они должны уподобиться Христу, восприняв благодать таинства крещения.

Иконография

Истоки иконографии праздника Крещения Господня восходят к раннехристианским временам. В памятниках IV-V вв. таких, как ампулы Монцы, мозаика свода арианского баптистерия в Равенне, плакетка трона архиепископа Максимилиана, крещаемый Предтечей Христос изображается молодым безбородым юношей. В более поздних памятниках, в соответствии с церковным преданием распространение получает изображение Спасителя во взрослом возрасте.

На многих иконах данного праздника, в подражание античным изобразительным приемам, в сцены Крещения художники помещали персонификацию реки Иордан в виде седовласого старца, сидящего на берегу или находящегося в самой реке вместе с персонификацией моря, в виде уплывающей женщины, основывающиеся на тексте псалма: «Море виде и побеже, Иордан возвратися вспять» (Пс. 113, 3).

Хотя в Евангелии нет упоминания о присутствии при Господнем Крещении ангелов, их фигуры, начиная с VI-VII веков, всегда изображаются стоящими на противоположном от св. Иоанна Предтечи берегу Иордана, как правило, занимая правую часть композиции. Чаще всего здесь пишутся три ангела, склонившиеся ко Христу, и, подобно восприемникам от купели, держащие покровы на руках. Встречаются и варианты, когда ангелы слетают ко Христу с небес, как это представлено в миниатюре из Слов Григория Назианзина (XI в. ГИМ).

Над стоящим в воде Спасителем с древнейших времен изображался сегмент неба, из которого ко Христу нисходят голубь - символ Святого Духа и лучи божественного света. В мозаике, находящейся в одном из тромпов, поддерживающих купол главного храма монастыря Дафни под Афинами (вторая половина XI в.), так же, как и во многих книжных миниатюрах и иконах, изображается благословляющая десница Всевышнего, символизирующая глас с небес. Похожее изображения Богоявления присутствует и в мозаичном убранстве Палатинской капеллы в Палермо и церкви Св. Луки в Фокиде (XII век).

Наряду с лаконичной иконографической схемой, в византийском и древнерусском искусстве была распространена и более обогащенная различными дополнительными деталями. Так, во фреске церкви Спаса на Нередице в Новгороде (1199 г.) на берегу Иордана представлен ожидающий крещения народ. Один из них снимает рубаху, а другой человек изображен уже плывущим по воде. Обращает на себя внимание и то, что фигура Спасителя не обнажена, как в некоторых других памятниках, а имеет препоясание. В руке св. Иоанна Предтечи находится свиток - символ его проповеди о Христе народу. На воде, слева от Иисуса, начертано изображение креста как знака освящения мировых вод. Такое же изображение креста на воде, выделенное красным цветом, присутствует на иконе «Крещение Господне» XIII века, хранящейся в монастыре св. Екатерины на Синае.

В Национальном музее Сербии (г. Белград) находится икона XIV века, обладающая большим количеством деталей. Многочисленная толпа иудеев, присутствующих при крещении Господа, представлена по обоим берегам реки, в ней выделяются старцы, юноши, женщины, держащие на руках младенцев. В верхней части иконы изображены две небольшие обнаженные фигурки, сидящие на вершинах горок и изливающих воду из сосудов. Это персонификации легендарных источников Иора и Дана, при слиянии которых образовался Иордан, о чем сообщалось в древних преданиях - у Иосифа Флавия и блаженного Иеронима. Кроме того, у ног Иоанна Предтечи изображена секира, напоминающая о мученической кончине пророка, а слева - сцена его проповеди. Главной иконографической особенностью образа является изображение отворяющихся небесных врат, как об этом говорится в Евангелии от Матфея (Мф. III, 16), ангелов и Христа Эммануила в небе.

Исследователь Л.И. Лифшиц отмечает, что в изображениях Крещения художники различными способами вводили мотивы, напоминающие о погребении Спасителя и Его Сошествии во ад. Так, с погребением ассоциировались изображения Христа, погруженного под воду с головой, а с Сошествием во ад - изображения Спасителя стоящего в Крещении на подножии, напоминающем, как, например, во фресках сербского монастыря Грачаница (1321 г.), попираемые врата ада.

Наибольшее внимание во всех образах Богоявления привлекают фигуры Спасителя и Иоанна Предтечи, возлагющего десницу на главу Христа. Этот жест перешел в искусство из церковной практики. В гимнографии праздника, как и в иконах, акцентируется тема принятия Господом Крещения от Своего раба: «како возложит раб руку на Владыку» (тропарь водоосвящения). Поза Христа бывает различна. Практически во всех иконах Богоявления Спаситель благословляет правой рукой. В ранних памятниках Его фигура часто представлена строго фронтально, в дальнейшем наиболее популярными становятся изображения в легком развороте и движении, как будто Христос делает шаг, что соответствует евангельскому тексту, где сказано, что, крестившись, Иисус «взыде абие от воды» (Мф. III, 16). Именно так показано Крещение на Васильевских вратах (XIV в. Троицкий собор г. Александрова), иконах-таблетках из Сергиево-Посадского музея и Софийского собора (XV век).

Тропарь, глас 4

Во Иордане крещающуся Тебе, Господи, / Троическое явися поклонение: / Родителев бо глас свидетельствоваше Тебе, / возлюбленнаго Тя Сына именуя: / и Дух в виде голубине извествоваше словесе утверждение: / явлейся, Христе Боже, // и мир просвещей, слава Тебе.

Кондак, глас 4

Явился еси днесь вселенней, / и свет Твой, Господи, знаменася на нас, / в разуме поющих Тя: / пришел еси и явился еси, // свет неприступный.

Величание

Величаем Тя, / Живодавче Христе, / нас ради ныне плотию Крестившагося / от Иоанна // в водах Иорданских.

Примечания:

  1. (Свт. Иннокентий Херсонский О великих Господских и Богородичных праздниках. СПб. 2005).
  2. Христианство, Т.1, 1993. С.290.
  3. Инок Григорий Круг. Мысли об иконе. С. 55-56.
  4. Там же. С. 56

«Крещение Господне» - икона, присутствующая в каждом храме, представляет одно из знаменательных земных событий Иисуса Христа, крещение Спасителя и Его Богоявление.

В день Богоявления перед людьми впервые явилась полнота Святой Троицы, Бог Отец проговорил к Богу Сыну, послав в виде голубя Бога Святого Духа.

Предпосылки к написанию святого образа

Иоанн Креститель был всего на 6 месяцев старше Иисуса Христа, это к его матери Елизавете пришла Мария, узнав о своей беременности от Духа Святого. Миссией Иоанна Предтечи было подготовить народ к принятию Посланника с Небес. Креститель понимал свое служение, при этом превозносил Христа, умаляя собственные заслуги.

Важно! Иоанн - первый из людей, который увидел во Христе посланника Божьего. Он всей своей жизнью показывал маловажность крещения в воде, как акт покаяния, по сравнению с приходом Миссии, который крестит Духом Святым.

Омовение души и тела в то время было актом очищения, но не имело никакого отношения к христианскому таинству Крещения. Иисус, известный в еврейских кругах, как сын плотника, только вступил в тот возраст, когда имел право называться учителем. В возрасте 30 лет Спаситель начинает свое служение на земле, открывая двери для познания путей в Царство Божье, куда нельзя попасть без очищения и покаяния.

Иоанн Креститель сразу увидел идущего Миссию, он даже растерялся, говоря, что это ему надо принимать крещение от Спасителя. На это Христос ответил, что так надлежит вершить всякую правду.

Крещение Иисуса Христа

Дальнейшие события легли в основу написания святых образов, описывающих таинство крещения самого Сына Божьего.

Как только Иисус вступил в воду, с неба послышался Голос, который слышали все присутствующие в тот момент на берегу Иордана, Он провозгласил о том, что на берегу стоит Сын Всевышнего Бога.

Этот праздник называют Богоявлением. Ибо именно на берегу Иордана Иисус, человек по плоти, был признан Богом, Он явился перед народом в человеческой и божественной сущности.

Икона «Крещение Господне» подтверждает религиозно-философскую доктрину о Богоявлении. Из Евангелия от Луки мы узнаем, что это событие произошло во время правления Тиберия, то есть в 30 году новой эры.

Описание святого образа

Святок лик изображает Иоанна Предтечу в момент крещения Иисуса Христа водой Иордана. На правой стороне иконы ангелы склонились в благоговении перед Божественными Ипостасями. В образе голубя Дух Святой лучом освещает Христа.

На заметку! В русской трактовке Праздник Богоявления называют Епифанией, что означает явление, или Теофанией - Богоявление.

На богослужениях в Русской православной церкви можно слышать и выражение «Праздник Света», подчеркивающее то, что Иисус стал Неугасимым Светом для всего человечества.

На этой иконе показана неразрывность Всевышнего Бога и жизни на земле, начало которой берется из воды.

Икона «Крещение Господне»

Молитва перед иконой «Крещение Господне»

К святому образу приходят православные, желающие:

  • укрепить свою веру;
  • исцелиться телесно и душевно;
  • очиститься от грехов;
  • наполниться Божественным светом;
  • просветиться разумом и душой.

В реке Иордан принял Ты крещение, Спаситель наш, Господь, Иисус Христос, явив единство Святой Троицы в Отце, Сыне и Святом Духе.

Явись среди нас для изменения жизни нашей, освяти мир, в котором мы пребываем, даруй нам мир в домах, наполни их гармонией и добротой, укрепи здоровье и очисти от грехов, явных и неявных, не позволь нам сбиться с пути праведного. Ибо на все есть Твоя святая воля, Отца, Сына и Святого Духа. Аминь.

Важно! 19 января православные верующие приходят в храмы на богослужения, где совершается чин освящения воды.

Икона Крещения Господня

Крещение Господне; фрагмент трёхчастной иконы, 12 век, Монастырь св. Екатерины, Синай

Икона Крещения рассказывает не только о самом Крещении Христа в Иордане от Иоанна Предтечи. Главное «событие», которое стремится передать икона – явление миру воплотившегося Сына Божия как одного из Лиц Святой Троицы.

В Крещении Христа впервые зримо для всех людей , пришедших креститься, Бог открылся как Святая Троица: Бог-Отец говорил с неба, Сын Божий крестился в водах Иордана, а Святой Дух сошел на Сына в виде голубя.

И потому на иконе мы видим в центре, в водах Иордана, - Иисуса Христа, вверху – Небо, с Небес спускается белый голубь - символ Святого Духа.

Так исполнилась «всякая правда», о которой говорит Христос в Евангелии: тем, кто услышал призыв Иоанна Крестителя к покаянию и крестился с верой, исповедуя свои грехи, было дано увидеть исполнение пророчеств – явление миру Бога Отца и Сына и Святого Духа.

Так верующее и чистое сердце видит Бога. Поэтому событие и праздник Крещения получили еще одно название – Богоявление.


Крещение Господне, фреска,1668 г., Переяславль-Залесский, Троицкий собор, придел св. Иоанна Предтечи

Начало XIII в. Монастырь св.Екатерины, Синай


Миниатюра Минология Василия II. Константинополь. 985 г. Ватиканская библиотека. Рим

Иоанна Крестителя мы видим изображенным, склонившись к Иисусу, и возложившим в знак крещения свою правую руку на Его главу. А на правом берегу Иордана - ангелы, также склонившиеся к Иисусу Христу. Они словно сослужат Иоанну Крестителю.

Иисус Христос в водах Иордана соединяет Собой два «берега» жизни: земное (Иоанн Предтеча – человек) и небесное (ангелы). Так и мы через Иисуса Христа и личное крещение получаем возможность приобщиться к миру духовному, небесному.

Крещение Господне. VI в., Равенна


Крещение Господне. 1001-1015 гг., Грузия

Крещение Господне, Византия XI в., Императорский менологий, США. Балтимор

Крещение Господне, прп. Андрей Рублев, 1405 г


Крещение Господне. Сербия, Косово, монастырь Грачаница, XIV в

В Иордане мы видим две небольшие фигуры: старец – символ реки Иордан и женская фигура верхом на дельфине – символ моря. Эти символы пришли из византийского искусства: в древнегреческом языке слово «река» мужского рода, а «море» – женского рода.

Фигуры-символы реки Иордан и моря отсылают к словам из псалма 133: «Море виде и побежало, Иордан возвратился вспять», которые повторяются и в крещенских песнопениях. Поскольку фигуры в реке не реальные люди, а символы, они изображаются меньшими по размеру.


Крещение Господне, Фреска церкви Спаса на Нередице. 1199 г. Новгород

Крещение Господне, вторая половина XI века. Афины, монастырь Дафни, церковь Успения Пресвятой Богородицы


Крещение Господне, XI в., Греция. Монастырь Осиос Лукас

Крещение Господне. Кирилло-Белозерский монастырь, 15 век


Богоявление. Фреска церкви св.Георгия в Старо-Нагоричане, 1316-17. Македония

Богоявление с предстоящими святыми. Конец XVIII – нач.XIX в. Рыбинский музей-заповедник

Двусторонняя икона-таблетка, 2-ая четверть XVв. Сергиево-Посадский историко-художественный музей-заповедник

Мастер Михаил. Икона из Благовещенского собора в Сольвычегодске. Нач. XVII в. Государственный Русский Музей, Спб

С раннехристианских времен рыба изображается как аллегорический символ Иисуса Христа. На древнегреческом («ихтис») это слово представляет монограмму из начальных букв имени Иисуса Христа – Иисус Христос Сын Божий Спаситель.

Христианский богослов III века Тертуллиан связывает символ рыбы с таинством Крещения: «Мы маленькие рыбки, ведомые нашим ikhthus (Иисусом Христом), мы рождаемся в воде и можем спастись не иначе, как пребывая в воде».

Пелена. 1580-е годы. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

Крещение Господне, современная икона


Крещение Спасителя. 1880-е, Иванов Андрей Иванович, Государственная Третьяковская галерея


Крещение Господне. Семирадский Генрих Ипполитович, 1876 г

Крещение Господне (Богоявление). Нестеров Михаил Васильевич. 1891 г. Эскиз композиции для крестильни Владимирского собора в Киеве. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург


Крещение. Поленов Василий Дмитриевич. 1887–88 гг

Сейчас эта икона неизменно присутствует в каждом храме и занимает центральное положение в алтарной композиции. Ведь сюжет иконы Крещение Господне представляет одно из наиболее знаменательных событий земного пути Спасителя: Иоанн Креститель крестит Христа в водах реки Иордан. При этом в этот знаменательный день Христос не просто принял крещение, но также проявили себя все компоненты Святой Троицы, то есть сам Христос, Всевышний Господь и Святой дух.

Равно как многие другие иконописные сюжеты, этот может иметь некоторые отличия в зависимости от времени создания иконы и других факторов. Содержание менялось в течение эпох, но, так или иначе, тут всегда присутствовало две основных фигуры:

  • Иоанн Креститель;
  • Святая Троица.

Именно так следует осознавать икону Крещения Господне, ведь видение только Иоанна Предтечи и Христа является немного ограниченным. На самом деле на изображении перед нами в символической форме предстает Всевышний Господь как Святая Троица:

  • Христос – ипостась земная;
  • голубь – символ Святого духа;
  • Господь – в незримой форме.

Таким образом формируется Троица. Сам Господь не изображается, так как никто из людей не может узреть его. При этом те, кто понимает содержание иконы, понимают, знают — там присутствует и третья ипостась Троицы в незримой форме.

В композиции, как правило, Христос располагается по центру, стоящим в водах реки Иордан, которую он предварительно освятил, дабы и другие люди могли смывать с себя грехи. С одной стороны стоит Иоанн Предтеча, иногда с крестом в одной руке, а другой рукой он указывает на Христа. По другую сторону присутствуют ангелы или апостолы, ангелы тут прислуживают Святому Иоанну, как прислуживают дьяконы священникам в церкви.

В верхней части овалом символически изображается небесная твердь, откуда спускается голубь (Святой дух). Сверху по сторонам высокие горы у Иордана, которые несут символическое значение и часто выглядят похожими на лестницу – они олицетворяют собой духовное восхождение.

Сакральный смысл иконы на крещение Господне

В историческом смысле икона Богоявления констатирует факт участия Христа в обряде крещения. Как известно, Иоанн Креститель на протяжении некоторого времени пребывал в пустыне Мохерон, где крестил иудеев. Народ Израиля доверял пророку и ходил креститься для того чтобы избавиться от грехов.

Пришел к водам Иордана и сам Спаситель и просил Иоанна о крещении, но тот отверг просьбу, сказав: «Мне самому нужно креститься у тебя». Христос возразил и призвал Иоанна исполнить пророчество.

Таким образом, на глубинном уровне икона говорит о смирении Христа перед предначертанным. Господь сам укреплял его известными словами: «Ты есть сын мой возлюбленный..». Также смиряется и Иоанн, который прикасается своей правой рукой к Господу и омывает его водой, совершая обряд.

Одной из сохранившихся христианских реликвий является та самая рука Иоанна Крестителя, которой он прикоснулся к Господу. Десница Святого Иоанна осталась нетленной по сей день.

На иконе Крещение Господне запечатлевается свершение предначертанного Господом, то есть его воли, то есть истины. Соответственно, наблюдатель оказывается не только сопричастным святому таинству, но и высшей истине.

Также интересна символика двух берегов Иордана:

  • там где стоит Иоанн – называется «тот» берег;
  • там, где ангелы – «этот» берег.

Христос в свою очередь становится своеобразным связующим звеном между ними. Однако также икона Богоявление Господне делает таким звеном и само таинство крещения.

Там, где стоят ангелы, располагается Израиль – святая земля. Соответственно, переход через Иордан символически означает переход на Святую землю.

Безусловно, речь идет не о географических величинах, но о пути духовном, который Христос открывает для каждого.

Как видите, сакральный смысл иконы Крещение Господне глубок и многогранен, тут каждая деталь пребывает с остальными в глубоком единстве, создавая в итоге завершенную композицию, которая повествует о христианской вере. Именно поэтому данный сюжет включен в различные богослужения. Молитва перед этим образом помогает укрепиться в вере и продвинуться на духовном пути.

Молитва иконе Крещение Господне

Тропарь, глас 1-й

Во Иордане крещающуся Тебе, Господи, Троическое явися поклонение: Родителев бо глас свидетельствоваше Тебе, возлюбленнаго Тя Сына именуя, и Дух, в виде голубине, извествоваше словесе утверждение. Явлейся, Христе Боже, и мир просвещей, слава Тебе.

Кондак, глас 4-й

Явился еси днесь вселенней, и свет Твой, Господи, знаменася на нас, в разуме поющих Тя; пришел еси и явился еси, Свет неприступный.

Величание

Величаем Тя, Живодавче Христе, нас ради ныне плотию крестившагося от Иоанна в водах Иорданских.

Прокимен

Море виде и побеже, Иордан возвратися вспять.

Икона В искусствоведении иконами обычно называются изображения, выполненные в рамках восточно - христианской традиции- канонам. В искусствоведении иконами обычно называются изображения, выполненные в рамках восточно - христианской традиции- канонам. Икона: от ср.-греч. εκόνα «рисунок», «икона»; тж. др.-греч. εκών «образ», «изображение» Икона: от ср.-греч. εκόνα «рисунок», «икона»; тж. др.-греч. εκών «образ», «изображение» Хорошая икона это икона, написанная по канонам, со знанием и богословия, и иконографии. Хорошая икона это икона, написанная по канонам, со знанием и богословия, и иконографии. В иконе воспринимается не реальность, а ее духовное содержание, заключенное в символах. В иконе воспринимается не реальность, а ее духовное содержание, заключенное в символах. Канон - это содержательная форма в которую входит: Канон - это содержательная форма в которую входит: Техника иконописи, Техника иконописи, Пропорции фигур, Пропорции фигур, Тип лица и выражение, Тип лица и выражение, Внешность и поза, Внешность и поза, «Уплощение», игнорирование линейной перспективы, «Уплощение», игнорирование линейной перспективы, Паллета цветов, игнорирование светотени. Паллета цветов, игнорирование светотени.




Язык символов Для того, чтобы прочитать и правильно понять икону, кроме хорошего знания Библии и других религиозных сказаний, надо знать язык символов, потому что в икон описной живописи едва ли не каждый персонаж выражает, помимо самого себя, еще и какую-то другую, а иногда и не одну, сущность. Для того, чтобы прочитать и правильно понять икону, кроме хорошего знания Библии и других религиозных сказаний, надо знать язык символов, потому что в икон описной живописи едва ли не каждый персонаж выражает, помимо самого себя, еще и какую-то другую, а иногда и не одну, сущность. Для того чтобы прочитать икону, важно также знать язык жестов. Если на иконе кто-нибудь изображен с рукой, прижатой к щеке, это знак печали. А протянутая вперед рука с раскрытой ладонью означает повиновение или покорность. Для того чтобы прочитать икону, важно также знать язык жестов. Если на иконе кто-нибудь изображен с рукой, прижатой к щеке, это знак печали. А протянутая вперед рука с раскрытой ладонью означает повиновение или покорность. У Бога- О тца нимб звездчатый, у Христа крестчатый, у Б огоматери, ангелов и святых нимбы круглые. Причем звезда означает обоготворение, а круг вечность, вечную жизнь. У Бога- О тца нимб звездчатый, у Христа крестчатый, у Б огоматери, ангелов и святых нимбы круглые. Причем звезда означает обоготворение, а круг вечность, вечную жизнь. Определенные свойства человеческого характера символизируют также изображения некоторых животных. Определенные свойства человеческого характера символизируют также изображения некоторых животных.


Крещение Господне. Богоявление Когда Спасителю, по человеческому естеству, исполнилось 30 лет, Он пришёл на Иордан, где Иоанн Предтеча призывал к покаянию и исповеданию грехов и крестил в водах Иордана. Будучи безгрешен, Господь Иисус Христос, конечно, не имел нужды в таком покаянии, но Своим Крещением от Иоанна Он положил начало Таинству Крещения, являющемуся обязательным условием принадлежности верующих к Церкви. При Крещении Спасителя было особое явление миру всех Трёх Лиц Святой Троицы: Бог Сын крестился в водах Иорданских, Бог Дух Святой сходил на Него с Небес в виде голубя, Бог Отец из отверстых Небес свидетельствовал, возглашая: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение». Поэтому праздник Крещения называется ещё и Богоявлением.


Бог Отец, Сын и Дух Святой «И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды, - и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение.» (Мф. 3,16-17) В верхней части иконы изображается часть круга (символ разводящихся небес, которые, как некогда и Рай, были затворены для людей Адамовым грехом), из которого исходят на Спасителя лучи с опускающимся Духом святым в виде голубя.




Аналогия с потопом мира. Жертвенная птица С одной стороны, напрашивается аналогия с потопом. Как тогда мир был очищен от своих беззаконий водами потопа и масличная ветвь в клюве у голубя, выпущенного Ноем с ковчега, возвещала о прекращении потопа и о возвращении мира земле. Так и теперь нисхождение Святого Духа в виде голубя служило указанием на прощ ение грехов и милости Божьей для всей вселенной. С другой стороны, голубь являлся жертвенной птицей в Израиле, чем подчеркивался характер будущего служения Иисуса Христа. Вот почему изображение Святого Духа в виде голубя уместно лишь на иконе Крещения Господня.


Христос Смысловым и композиционным центром иконы является фигура Христа. Обнаженный Иисус Христос принимает крещение омовением в Иордане. Крещение Иисуса раскрывает Его Божественную природу: миру явился воплотившийся в человеческом облике Сын Божий. Это Богоявление. Два естества, одна сущность. Бог и человек.


Истинно Сущий На крестчатом нимбе Спасителя обязательно писали Греческие буквы ОΩН, означающие истинно Сущий, потому что Бог сказал Моисею: Я есмь Сущий (Исх. 3; 14), открыв этим самым Свое имя, выражающее самобытийность, вечность и неизменяемость существа Божия.


Помазанник Иисус начал свое учение. "Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение, слепым прозрение..." (Лк. 4, 18) С этого момента Иисус выступает как Мессия (от евр. машиах "помазанник", по-гречески- Христос). Начинается Его великое служение.




Крещение – погребение со Христом к новой жизни Христос изображен стоящим на фоне воды, словно в пещере. Такое изображение свидетельствует о том, что при Крещении в воду погружалась не часть, а все тело про образ погребения Христа, так как Крещение знаменует собой смерть и возрождение к вечной жизни. Символический язык иконы также передает мысль, что Взявший на себя грехи мира «покрывается водами Иордана».


Новый Адам Сама фигура Спасителя может быть изображена в полоборота к Иоанну, обнаженной, что характерно для ранних икон праздника, или стоящей фронтально, но уже с повязкой (перепоясанием) на чреслах. Христос надевает наготу Адамову, а с ним и всего человечества в одежды славы и нетления.


Восприемники крещения На правом берегу изображаются три или четыре ангела, олицетворяющие "восприемников", принимающих окрещенных из воды, обязанность которых принимать "крещаемых" из воды. Евангелие не сообщает нам о присутствии при Господнем Крещении ангелов, хотя их фигуры, начиная с VI-VII веков, всегда изображаются стоящими на противоположном от св. Иоанна Предтечи берегу Иордана, обычно занимая правую часть композиции.




Фигурки во воде Эти фигурки удивительные изображения языческой античности, проникшие и закрепившиеся в иконографии православного образа "Богоявление". В глубокой древности в ранних изображениях Крещения Господня это было сделано традиционным и привычным для античности способом: море и реку обозначили антропоморфными фигурками. Их "убегание" и "обращение вспять" стушевалось.


Река Иордан и море Интересны фигурки под ногами Спасителя: мужская фигура - персонификация реки Иордан, женская же олицетворяет море. Они иллюстрируют слова псалма 114, 3: "Море увидело и побежало; Иордан обратился вспять". Иногда там же изображен и змей, отвечающий стиху 13 псалма 74: "Ты сокрушил головы змиев в воде". Интересны фигурки под ногами Спасителя: мужская фигура - персонификация реки Иордан, женская же олицетворяет море. Они иллюстрируют слова псалма 114, 3: "Море увидело и побежало; Иордан обратился вспять". Иногда там же изображен и змей, отвечающий стиху 13 псалма 74: "Ты сокрушил головы змиев в воде".


Горы Резкие и острые пробела ы на красно-коричневом фоне берегов создают иллюзию отдаленности поднимающихся в небо гор здесь можно усмотреть редкую удачную попытку передать пространственную глубину. Река Иордан заключена между двух высоких горок. Одним из назначений изображения горок на иконах, помимо того, что они символизируют ступени духовного восхождения, является то, что они показывают действие, происходящее на открытом пространстве.


Канон Древние иконописные подлинники, составленные согласно с византийскими памятниками, дают описание Крещения Господня кратко: Спас наг... правою рукою благословляет о бедре, а Предтеча крестит Христа. Три ангела... наклонены к Господу, а Предтеча на колена преклонился. Более поздние тексты дают описание подробнее: Господь наш Христос стоит в Иордане реке, наг, главу Свою преклонил к Предтече, рукою Своею благословляет Иордан. С правой стороны гора празеленая (т.е. неяркого зеленого цвета). Икона написана не по канону!


Иоанн Креститель Предтеча на ней стоит возле Иордана, приклонился ко Господу; и прикоснулся Иоанн десницею своею к пречистому верху Господню, крести единого от Свят ой Троицы. На Предтече риза от в о л о с верблюжьих и пояс усмен о чреслах его, а риза мохнатая -дикая (коричнево-оливковая).


Ризы Ризы, которые подносят Господу ангелы – цвета этих трех риз напоминают о важнейших сторонах служения Явившего Себя миру Спасителя. Одежды в Священном Писании рассматриваются как первостепенное условие человеческой жизни (Сир. 29:24), раскрывающее свойства человека (Сир. 19:27). В Богоявлении Троицы явление во Иордане бысть, и описание трех риз Господних, цвета их говорят о Единых в Существе Своем Лицах Святой Троицы, о свойствах Божиих, описанных пророками; приоткрывают они и тайну будущей Искупительной жертвы Христовой.


Цвет риз Белый цвет риз Господних, знаменующий не созданный Божественный Свет, имеет несомненную эсхатологическую направленность: на Фаворе ученики увидели своего Божественного Учителя в сияющих белизной ризах, беседующим с пророками Моисеем и Илией, которые говорили об исходе Его (Лк. 9:31). Восседающий на престоле Ветхий днями в видении пророка Даниила имел белое как снег одеяние (Дан. 7:9). Белый цвет риз Господних, знаменующий не созданный Божественный Свет, имеет несомненную эсхатологическую направленность: на Фаворе ученики увидели своего Божественного Учителя в сияющих белизной ризах, беседующим с пророками Моисеем и Илией, которые говорили об исходе Его (Лк. 9:31). Восседающий на престоле Ветхий днями в видении пророка Даниила имел белое как снег одеяние (Дан. 7:9). Красный цвет риз, как цвет пламенной Божественной любви, может быть усвоен Ипостаси Бога Отца. Цвет лазоревый с бели м ы, Красный цвет риз, как цвет пламенной Божественной любви, может быть усвоен Ипостаси Бога Отца. Цвет лазоревый с бели м ы, цвет небесной синевы, соответствует Ипостаси Бога Духа Святого, Царя Небесного. цвет небесной синевы, соответствует Ипостаси Бога Духа Святого, Царя Небесного.