Какими словами и от чьего лица. Секреты литературы

1. Какие впечатления, чувства и размышления возникли у вас в связи с чтением рассказа? Кто его главные герои? От чьего лица ведется рассказ? О каком периоде своей жизни повествует Иван Васильевич? Как рассказчик описывает Вареньку? Что рассказывает Иван Васильевич об обстановке бала, о своем настроении на балу? Чем можно объяснить это настроение? Как изображается отец Вареньки? Какое чувство испытывает к нему рассказчик? Что изменило настроение Ивана Васильевича? Каким показан полковник в сцене на площади? Какое же лицо полковника истинное? Как вы восприняли характеры и поступки героев? Расскажите об этом.
Рассказ начинается с мысли о том, что на жизнь человека особенно влияет его окружающая среда, но ещё круче изменить его судьбу может всего один случай. И это первое размышление уже овладело героем.
Я невольно погружался в глубь рассказа, ясно представляя себе все описанные лица и события. Мне передавались все эмоции Ивана Васильевича, главного героя этой истории. От его лица и ведётся повествование, в котором самую важную роль играет Варенька Б., его самая сильная любовь, и её отец, Пётр Владиславович. Вареньку Иван Васильевич описывает с особым трепетом, придавая ей чуть ли не ангельские черты.
Сам бал для Ивана Васильевича был светлым, ярким, хорошо устроенным событием, где всё ему было мило. Во многом на его восприятие подействовала влюблённость в Вареньку. Это нежное чувство ещё больше подкрепилось, когда рассказчик увидел отца девушки, который изображается статным и стройным мужчиной. Иван Васильевич читал в нём такое же любовное отношение к дочери. А наблюдая за танцем отца и Вареньки, он соединил их в единое целое и испытывал необычайное умиление.
Но настроение Ивана Васильевича резко поменялось, когда он после бала увидел сцену жестокого наказания солдата, руководил этой экзекуцией отец Вареньки Пётр Владиславович. Теперь он предстал перед рассказчиком суровым и беспощадным начальником. Иван Васильевич потерял все свои счастливые ощущения и до тошноты не понимал, что же именно произошло, почему лицо Петра Владиславовича оказалось совершенно другим. На этот вопрос он так и не смог найти ответа.
Мне трудно понять и судить поступки героев рассказа, но их характеры представляются мне вполне естественными, наполненными жизнью и вызывающими искренние эмоции.

2. Почему рассказ назван автором не «Бал», а «После бала», хотя описание бала занимает значительнейшую часть произведения?
Рассказ по какой-то причине назван не «Бал», а «После бала». И, на мой взгляд, эта причина очевидна. Несмотря на то, что описание бала, его атмосферы, гостей, танцев и всего сопутствующего составляет большую часть произведения, смысл, главная мысль рассказа заключена в меньшем отрывке, в конце повествования. Мы видим тот самый случай, который может переменить всё существо человека, его жизнь в сцене наказания татарина за побег. Именно здесь Иван Васильевич теряет своё волшебное настроение, он сталкивается с другим лицом прежде любимого им Петра Владиславовича, с необъяснимой жестокостью происходящего. И после этого случая такая, казалось бы, сильнейшая любовь в скором времени идет на убыль, оставив у него лишь воспоминание.

3. Как объяснить поведение отца Вареньки после бала - его характером или порядками в тогдашней армии?
Поведение отца Вареньки с ясностью объяснить не совсем просто. Мы ведь знакомимся с его характером всего лишь в двух сценах, которые даны несколько неполно и не могут до конца нам его открыть. Хотя можно сказать точно, что человек он непростой и повидавший виды. Последняя сцена с его участием, действительно, шокирует жестокостью его поведения, но есть одна деталь: он быстро отворачивается от Ивана Васильевича, как будто не замечая его. Может быть, в это время он пожалел, что тот увидел его в несвойственной ему нелицеприятной сцене, продиктованной строжайшими военными порядками того времени, которые и правда имели место.
В любом случае, говорить о Петре Владиславовиче, что он лицемер и тиран, сразу нельзя, лучше просто оставить недосказанность.

4. Можно ли сказать, что рассказ Л. Н. Толстого открывает нам одну из страниц исторического прошлого России? Какую именно?
Мы запросто можем сказать, что этот рассказ раскрывает перед нами одну из страниц истории России, а именно эпоху правления императора Николая I, так как рассказчик упоминает, что «дело было в сороковых годах». К тому же, про внешний вид Петра Владиславовича он говорит: «Лицо у него было очень румяное, с белыми, à la Nicolas I подвитыми усами…». Но ещё более точное представление о времени нам даёт сцена избиения провинившегося солдата палками. Такое наказание было широко распространено именно в правление Николая I. Как говорит другой герой в ещё одном рассказе Л. Н. Толстого: «Тогда на 50 палок и порток не снимали; а 150, 200, 300… насмерть запарывали». И вот за исключительную суровость и частоту такой меры императора даже прозвали Николай Палкин.

5. Против чего направлен рассказ «После бала»? От чего зависят, по мысли автора, перемены в человеческих отношениях?
Этот рассказ, возможно, направлен против военной политики Николая I, поскольку Толстой с явной неприязнью описывает армейские порядки не только в этом рассказе, но и в других своих произведениях. И здесь сцена наказания не просто описывается «во всей красе»: ужасное избиение солдата до неестественного состояния, странная, будто бы злорадствующая процессия, беспощадность командующего, – но и является очень неприятной переломной точкой в жизни главного героя.
Но рассказ может быть направлен ещё и против мимолётных чувств, точнее, против путаницы между увлечением и любовью. Ведь Иван Васильевич называет влюблённость к Вареньке сильнейшей в своей жизни, а сам ясно даёт знать, что это просто «искра», которая легко погасла после увиденного им ужаса. Причём ужас этот был связан с ней косвенно, через её отца, но Иван Васильевич переносит его и на возлюбленную.
Нужно всегда трезво оценивать свои эмоции, чтобы избежать тяжёлого разочарования.

6. По убеждению Толстого, в ходе русской истории возникло две России: Россия образованная, далекая от природы, и Россия мужицкая, близкая к природе. В этом для писателя состояла драма русской жизни. Он мечтал, чтобы эти два начала соединились, чтобы Россия стала единой. Но. будучи писателем-реалистом, он изображал ту действительность, которую видел и которую оценивал с точки зрения своих художественно-исторических взглядов. Как же отразились исторические взгляды писателя в рассказе «После бала»?
Рассказ Л.Н. Толстого открывает нам взгляды писателя на конкретную историческую эпоху в жизни Российской империи, эпоху правления Николая I. Это время отмечено у него самодержавной уверенностью и жестокостью самого царя и всех установленных им порядков, невероятной циничностью и холодной твёрдостью императора и верных ему подчинённых. Воплощением всей этой действительности является в рассказе «После бала» последняя часть с картиной наказания солдата палками. Наверное, Лев Николаевич даже передал свои собственные чувства через ощущения главного героя, чувства непонятные, но точно неприятные, вызывающие тоску, тошноту и отвращение от внешней стройности и порядочности, внушаемой обликом полковника и строгой, мрачной процессии. Это несоответствие, согласно Толстому, противно и должно быть искоренено.

7. Чего достигает Л. Н. Толстой композицией, контрастом событий?
Композиция рассказа очень интересна. Она представляет собой тройную рамку. Первая рама – это построение рассказа на уровне самого писателя, его временном и пространственном положении. Затем идёт вторая рамка – это повествование Ивана Васильевича в кругу собеседников, которое тоже относится к определённому времени и месту. Третий уровень – событие из прошлого главного героя, отличающегося также во всех отношениях от двух предыдущих. Такая композиция позволяет писателю многократно и удачно погружать читателя в произведение, дабы восприятие его оказалась наиболее верным.
Контраст между лёгким, блестящим, радостным балом и жёсткой, кровавой последней сценой даёт читателю полностью ощутить тот «щелчок», который произошёл в сознании Ивана Васильевича, прочувствовать его эмоции и мысли в тот момент.
В этом отношении Л. Н. Толстой – настоящий мастер.

8. В процессе создания художественного произведения Л. Н. Толстой говорил: «...художник не рассуждает, а непосредственным чувством угадывает типы». Следовательно, у Толстого интуиция - это способ «угадывания». В то же время Толстой, опираясь на реальный прообраз, писал: «Я бы стыдился печататься, если бы весь мой труд состоял в том, чтобы списать портрет, разузнать, запомнить». Что это значит? Как вы понимаете это высказывание великого писателя? Толстой говорил Гольденвейзеру: «Я не понимаю, как можно писать и не переделывать все множество раз. Я почти никогда не прочитываю своих уже напечатанных вещей, но если мне попадется случайно какая-нибудь страница, мне всегда кажется: это все надо переделывать». Как вы объясните эти слова? О какой черте характера писателя они говорят?
В первом своём высказывании великий писатель говорит об угадывании характера персонажей произведения, как о фундаментальном способе построения отдельных интересных образов и совокупного впечатления от них. Уцепиться за какую-то деталь, по-особому дорисовать её представляется Толстому лучшим методом, чем простое, «тупое» копирование действительности.
Второе изречение Льва Николаевича открывает нам его как натуру ищущую, пытающуюся постоянно дойти до лучшего, до истины в своих творческих поисках. Он не останавливается на достигнутом, заботясь тем самым даже о читательском глубинном восприятии его произведений. Более того, он кажется человеком, всегда готовым к самосовершенствованию, ему чуждо застывшее состояние и самодовольство. И в этом – его личностная и писательская сила.

9. Рассмотрите иллюстрации к рассказу Л. Н. Толстого «После бала». Найдите в тексте рассказа эпизоды, изображенные художниками. Как вы думаете, удалось ли им передать настроение и пафос рассказа?
Первая иллюстрация, встречающаяся нам по ходу рассказа, относится к эпизоду, в котором юная Варенька танцует со своим отцом. В тексте можно найти этот конкретный момент: «Когда же он … упал на одно колено, а она, улыбаясь и поправляя юбку, которую он зацепил, плавно прошла вокруг него, все громко зааплодировали». На данной иллюстрации мы видим довольные и радостные лица танцующих, но не совсем различаем реакцию всех остальных, мы не видим их явного веселья и восторга.
Вторая иллюстрация – картина наказания солдата, которая уже с большим чувством передаёт нам описанные в тексте события. Мы видим на самом деле истерзанную фигуру татарина, удивленного кузнеца и грозного полковника. Иллюстрация, как и следует, вызывает странное и мрачное чувство, испытываемое главным героем в тот момент.
Мне кажется, это удачные иллюстрации, они отражают настроение эпизодов и передают эмоции героев.

Когда начинаешь новое произведение, одним из определяющих моментов его стиля обычно является именно выбор манеры повествования: либо от первого лица (я), либо от третьего (он, она, они). Иногда начнешь, скажем, от первого - и чувствуешь: что-то не то, тяжело идет, не раскрывается текст. Сменишь лицо - и вот оно, пошло! Но как, собственно, определить, от кого и где лучше писать?

Личность повествователя очень мало зависит от жанра: детектив, фантастика, реалистическая проза - все это пишется от любого лица. С другой стороны, роман в полноценном смысле этого слова от "я" написать почти невозможно. Связано это с классическим определением жанра: по нему "роман" - это произведение, где повествование перескакивает с одной сюжетной линии на другую, и в каждой линии там есть свой главный герой. Вспомните "Войну и мир" - это и есть классический роман. У романов часто еще и всевидящий, как бог,

Если же "камера" повествования приклеена к одному герою и следует только за ним, причем впритык, без божественного взгляда сверху, то такой жанр называется "повесть". Соответственно, многочисленные романы в стиле фэнтези, которые публикуют большущими сериями и в которых в 90 процентах повествование прилеплено к одной главной героине - это по сути повести. Поэтому неудивительно, что в них повествование чаще всего и идет от "я".

Ну и по пунктам, когда и от какого лица лучше писать.

ОТ ПЕРВОГО ЛИЦА (Я)

1) Если у вас одна сюжетная линия и один главный герой.

3) Если сюжет ваш сильно завязан на чувствах и впечатлениях, которые испытывает герой: так они будут казаться достовернее и ближе читателю.

4) Если герой по ходу дела испытывает сильные личностные изменения: по той же причине. Читателю приятнее будет ловить оттенки его меняющихся мыслей.

5) Если одной из фишек повествования является оригинальная манера героя выражаться: то есть все происходящее написано как бы его языком.

ОТ ТРЕТЬЕГО ЛИЦА (ОН, ОНА, ОНИ)

1) Если у вас много сюжетных линий и много героев.

3) Если ваш сюжет связан с большим количеством событийных поворотов, и эти события должны быть описаны не только с субъективной точки зрения одного героя, а как бы "сверху". Пример: большие битвы, расстановки политических сил и прочие глобальные вещи.

4) Если вы предпочитаете писать с точки зрения бога, то есть видеть больше, чем собственные герои.

Объем произведения при этом не важен совершенно. Например, моя повесть "Король и спасительница" потому и повесть, что написана от "я" и четко следует за героиней, хотя в ней без малого 400 страниц. А вот "Гостиница "Камелия" или отель "Водяной тычиночник" - это наоборот, роман: там несколько главных героев, а автор парит над ними и видит больше, чем они - и при этом в самом произведении около 300 страниц.

В целом, я следую для себя правилу: чем больше сложных событий и сюжетных поворотов, тем вероятнее третье лицо повествования. От "я" я пишу более простые и линейные сюжеты, где события не перекручиваются, не перескакивают и следуют одно за другим.

В то же время, есть еще один вид повествования: то от первого лица, то от третьего, посменно. Таким стилем написана, например, "Дама в очках в автомобиле и с ружьем" Жапризо. А у меня - "Нейронная сеть "Колин". Такая манера позволяет то погружаться в восприятие героя, то "взмывать" над ним и видеть картину шире. Если правильно использовать, может очень обогатить повествование.

И что бы вы ни выбрали, не забывайте: манера повествовании не должна вас стеснять и "подрезать". Если вы чувствуете, что, хоть убей, не можете в выбранных условиях выразить все, что хотите - меняйте условия.

  1. С какой целью Л. Н. Толстой обращается к прошлому?
  2. В отличие от Лермонтова («Песня про царя Ивана Васильевича...»), Гоголя («Тарас Бульба»), обращавшихся к прошлому в поисках героических характеров, Толстой в рассказе «После бала» восстанавливает прошлое, чтобы показать, что его ужасы живут в настоящем, лишь слегка видоизменившись, что прошлое с его социальным неравенством, жестокостью, несправедливостью незримо присутствует в дне сегодняшнем (время написания рассказа), что необходимо обновление жизни. В рассказе перекликаются две эпохи — та, которую изображает Толстой (40-е годы XIX века, эпоха Николая I), и та, которая присутствует незримо, в постановке социальных, философских проблем, вопросов морали (900-е годы).

  3. Какова основная тема рассказа?
  4. Это тема нравственной ответственности каждого члена общества за жизнь всех. Она раскрывается через образ рассказчика, Ивана Васильевича, жизнь которого, как он полагает, изменил один-единственный случай.

  5. Как построено произведение?
  6. В основе композиции — прием антитезы (бал и после бала), рассказ ведется от первого лица, в произведении два рассказчика: молодой человек, который знакомит читателя с Иваном Васильевичем, и сам Иван Васильевич, рассказчик и одновременно один из главных героев произведения. Перед нами, по сути, «рассказ в рассказе». Такая кольцевая композиция позволяет сблизить, а значит, и сопоставить две эпохи.

  7. От чьего лица ведется в рассказе повество-вание о том, что произошло на балу и после бала? Можно ли считать, что в рассказе «После бала» два рассказчика? Как можно назвать каждого из них, памятуя о том, что Иван Васильевич является и героем произведения?
  8. Обратимся к началу рассказа.

    «- Вот вы говорите, что человек не мо-жет сам по себе понять, что хорошо, что дурно…

    Так заговорил всеми уважаемый Иван Васильевич после разговора, шедшего между нами…»

    Мы понимаем, что в произведении два рассказчика. Один ведет рассказ от авто-ра. Другой этим автором обозначен и как участник событий, и как рассказчик — это Иван Васильевич.

  9. Прочитайте начало рассказа по ролям от ли-ца каждого из рассказчиков.
  10. Исполнение от лица автора предполага-ет спокойное и лишенное эмоциональной окраски чтение. Решив читать от лица Ивана Васильевича, необходимо передать эмоциональное отношение этого человека к рассказу о своей трагической судьбе. Это тем более важно, что автор утвержда-ет: «увлекаясь рассказом… рассказывал он очень искренно и правдиво».

  11. Перечитайте заключительную часть рассказа, возвращающую читателя к разговору о среде, о том, «что хорошо, что дурно». Почему автор в конце рассказа вновь вернулся к этому разгово-ру? Как сочетаются разговор-беседа, обрамляю-щая произведение, с темой и содержанием рас-сказа Ивана Васильевича о событиях на балу и после бала? Почему «После бала» можно на-звать рассказом в рассказе? Как соотносятся в произведении прошлое и настоящее?
  12. «После бала» — произведение, которое можно назвать рассказом в рассказе, по-скольку повествование Ивана Васильеви-ча о событиях на балу и после бала воз-никло в ходе беседы старых друзей. Они пытаются решить, «что хорошо, что дур-но». Иван Васильевич предлагает эпизоды из своей жизни, которые могут помочь ре-шению этого вопроса. Беседа друзей — рамка рассказа — является началом и концовкой этого произведения. Рамка (об-рамление) рассказа тоже важная часть для того, чтобы понять, насколько участ-ников беседы волнуют нравственные про-блемы.

  13. Какие чувства охватывают молодого Ивана Васильевича на балу? Что переживает герой рас-сказа, расставшись с Варенькой? Что «видел» и «слышал» он под впечатлением веселого бала? Как чувства, испытываемые героем-рассказчиком по возвращении домой, проявляются в отношении к брату и лакею Петруше? Как воспринимает герой утренний городской пейзаж? Выпишите слова и выражения, которые наиболее емко передают со-стояние Ивана Васильевича.
  14. Восторженное чувство охватило Ивана Васильевича на балу: «Я был не только ве-сел и доволен, я был счастлив, блажен, я был добр, я был не я, а какое-то неземное существо, не знающее зла и способное на одно добро». Эти чувства только усили-лись после его расставания с любимой де-вушкой. И брат, и лакей Петруша показа-лись ему «умилительно трогательными». Не менее нежное чувство владело им и при взгляде на то, что окружало его на улице: «все было мне особенно мило и зна-чительно».

  15. Какие чувства овладели Иваном Васильеви-чем после увиденного им жестокого наказания та-тарина? Почему в его рассказе о наказании так часто повторяются слова «стал различать», «стал смотреть», «увидал», «расслышал», «видел», «мельком увидал», «услыхал», «не зная, куда смотреть», «слышались слова»? Как они помогают постепенно раскрыть нарастание того чувства, ко-торое испытал герой рассказа в страшное утро эк-зекуции? Выпишите слова, которые передают со-стояние Ивана Васильевича как свидетеля наказа-ния.
  16. «Мне было до такой степени стыд-но…» — говорит Иван Васильевич. Он уходит домой, а «у него на сердце была почти физическая, доходившая до тошно-ты, тоска». Многократно повторяющиеся слова, которые говорят о пристальном внимании невольного свидетеля наказа-ния, к тому, что происходит, заставляют и читателя вникнуть в существо происхо-дящего, понять переживания героя.

  17. Расскажите о переживаниях и думах героя на балу и после бала.
  18. Для того чтобы рассказать о пережива-ниях и думах героя, можно пересказать весь рассказ. Но можно охарактеризовать их вкратце — путь от восторга и счастья к потрясению и ужасу занимает все повест-вование. Возможен и другой вариант: описание наших читательских наблюде-ний о том, как от очарования, которое охва-тило героя на балу, от ощущения полноты счастья вдруг человек движется к траги-ческому потрясению, которое возникает от сцены узаконенного убийства прови-нившегося солдата. Стоит вспомнить и то, что эти резко отличные картины развер-тываются на фоне музыки, которая очень точно сопровождает события, описывае-мые на страницах рассказа.

  19. Какие краски преобладают в описании бала и в описании наказания татарина за побег?
  20. Рассказ распадается на две контраст-ные картины и каждая из них резко отли-чается своей тональностью, которая за-метна и в музыкальном, и в живописном решении этих картин. Даже очень тща-тельно просмотрев первую радостную часть рассказа, мы увидим лишь белый, розовый и серебряный цвета — светлую, праздничную гамму. Жесткой, нехоро-шей музыке второй картины сопутствует черный цвет и «что-то такое пестрое, мок-рое, красное, неестественное», во что пре-вратилась спина избиваемого человека. Итак, белое и розовое, черное и красное. Детали, которые сопутствуют этому изо-бражению, лишь усиливают эмоциональ-ное воздействие картин.

  21. Как нарисован полковник на балу и после бала? Можно ли слова, сказанные полковником на балу — «надо все по закону», — соотнести с его поведением во время экзекуции?
  22. Образ полковника на балу и после ба-ла — образ одного и того же человека, ко-торый всегда и во всем следует закону. В нем нет коварного желания что-то изо-бразить из себя, отступить от своих при-вычек. И тем сильнее потрясение героя — он видит, что в человеке нет фальши, что он всегда одинаков, и тем очевидней орга-ничность его поведения на плацу во время наказания солдата. Полковник — натура цельная, но эта цельность включает в себя как свою органическую и существенную часть способность к жестокой расправе, жестокость по приказу устава. Раз это так, то что-то изменить и исправить в его судьбе и в его личности нельзя.

  23. В самом начале рассказа собеседники Ивана Васильевича говорят о важности понимания того, «что хорошо, что дурно». Какой ответ на эти во-просы дает писатель в рассказе «После бала»? Ка-кие иллюстрации вы бы нарисовали к произведе-нию Л. Н. Толстого? Как своими иллюстрациями вы бы откликнулись на то, «что хорошо» и «что дурно» в картине жизни, запечатленной в рас-сказе?
  24. В рассказе «После бала» автор дает чет-кие ответы на вопросы: «что хорошо» и «что дурно». Один из этих ответов — сцена на балу. Второй — сцена после бала. И иллюстрации, которые можно было бы создать, могут содержать или две конт-растные картины или две серии таких картин. Как бал, так и экзекуция состо-яли из множества моментов, каждый из которых может быть запечатлен на иллю-страции. Первая серия показывала бы, как красивы, трогательны, человечны от-ношения отца и дочери на балу. Их красо-та, грация, манера держаться, пластика танца, чисто человеческое общение вызы-вают благодарный отклик всех, кто их ви-дит. И столь же эмоционально выразитель-ны жестокие сцены экзекуции, которые демонстрируют самые мрачные стороны человеческого характера. Тут и жестокость, и трусость, и бессмысленная беспощад-ность, и спокойное отношение к чужому унижению.

  25. Каким предстает Иван Васильевич в харак-теристике своих собеседников? Какую роль в жиз-ненной судьбе Ивана Васильевича сыграл «слу-чай»? Как характеризует героя его решение не слу-жить в военной службе и нигде не служить?
  26. Ивана Васильевича мы видим челове-ком, которому не чужды радость от сопри-косновения с прекрасным, способность от-клика и на хорошее и на дурное, чуткость к тому, что происходит рядом. Он в обри-совке автора представлен добрым, поря-дочным человеком. Так же его оценивают и собеседники, которым он рассказал свою историю. В обычное течение его судьбы вмешался случай, который и пока-зал, чем отличается Иван Васильевич от любого другого человека. Для того чтобы отречься от привычной для его окруже-ния судьбы, нужно обладать сильным и решительным характером, прочностью убеждений.

  27. Работая над рассказом «После бала», Л. Н. Толстой расширял эпизод экзекуции и на-стойчиво подчеркивал контраст в облике полков-ника на балу и после бала. Что стремился этим сказать писатель?
  28. Хотя Толстой расширял описание экзе-куции и при этом подчеркивал контраст в облике полковника на балу и после бала, все же события, происходившие на балу, нарисованы детальнее и полнее.

    Контраст этих двух частей рассказа оче-виден и сила описания экзекуции все рав-но подавляет светлые и радостные краски бала.

  29. Известно, что в первой редакции рассказа Иван Васильевич сожалеет о том, что не женился на Вареньке. Почему Л. Н. Толстой исключил этот мотив из окончательной редакции рассказа?
  30. Если бы в тексте рассказа осталось та-кое сожаление, то сильно бы изменился характер Ивана Васильевича. В таком ва-рианте он примирился бы с контрастом в поведении полковника. Из человека с чуткой совестью и способностью к неорди-нарным решениям он превратился бы в того, кто смиренно следует привычным стандартам.

  31. В чем вы видите критическую силу рассказа?
  32. Критическая сила рассказа в решитель-ном изображении мрачных сторон жизни, в очевидном утверждении человеческого достоинства. Расширяя трагическую часть рассказа, автор не уменьшал размеров опи-сания счастья героя на балу. Пропорции добра и зла в рассказе не нарушены.

  33. В первоначальных редакциях рассказ имел следующие названия: «Дочь и отец», «А вы гово-рите». Почему, как вы думаете, писатель отдал предпочтение заглавию «После бала»?
  34. В своих воспоминаниях о Л. Н. Толстом из-вестный юрист и литератор А. Ф. Кони, коснув-шись рассказа «После бала», не смог пройти мимо свойственного произведению контраста. Он отме-тил: «Этот роковой диссонанс действует сильнее всякой длинной и сложной драмы». В прямом значении слово «диссонанс» означает негармони-ческое сочетание звуков, а в переносном — раз-лад, несогласованность, противоречие, резкое несоответствие чему-либо. В каком значении, на ваш взгляд, употребил мемуарист слово «диссо-нанс»? Можно ли слова «контраст» и «диссонанс» назвать в данном случае синонимами? Почему «диссонанс» назван автором воспоминаний «ро-ковым»?
  35. В оценке рассказа слово диссонанс употреблено как синоним контрасту. Несоответствия возникают и в эмоцио-нальном строе, в цвете, в звучании. Глав-ное, почему диссонанс назван роковым, в том, что велико его воздействие на судьбу героя, что он страшен как социальное яв-ление.

  36. Контрастное сопоставление двух частей рас-сказа ярко отразилось на языке художественного произведения. Подберите из каждой части расска-за антонимы, передающие звуки и краски бала и экзекуции. Включите их в свой устный рассказ.
  37. Бал чудесный, зала прекрасная, музы-канты знаменитые (крепостные!), буфет великолепный и разливанное море шам-панского…

    Что-то большое, черное…

    Контрастные сравнения заключены и непосредственно в тексте: «В душе у меня все время пело и изредка слышался мотив мазурки. Но это была какая-то другая, жестокая, нехорошая музыка».

    Едва ли стоит сравнивать скорчившее-ся, потерявшее человеческий облик тело наказуемого со стройными и ловкими тан-цорами на балу. Поэтому в устный рас-сказ мы будем их включать с осторожно-стью.

  38. Характеризуя внешность полковника, Толс-той подчеркивает, что «лицо у него было очень румяное, с белыми a la Nicolas I подвитыми усами, белыми же, подведенными к усам бакенбардами и с зачесанными вперед височками». Сравнение внешности полковника, «служаки николаевской выправки», с Николаем I является важной художе-ственной деталью рассказа. Подумайте, почему писатель прибегает к сравнению внешности пол-ковника с внешностью царя. Какое развитие это сравнение находит в сюжете рассказа «После бала»?
  39. Рисуя портрет «служаки николаевской выправки», автор как бы обозначает от-правную точку в раскрытии его характера и жизненной позиции. Для автора, который написал рассказ под впечатле-нием своей юности, был жив облик слу-жаки николаевского времени, которого он воплотил как в портрете героя рассказа, так и в его сопоставлении с внешностью самодержца. Так, автору удалось ярко воспроизвести николаевскую эпоху.

    Об этом говорит и портрет отца Ва-реньки: «Отец Вареньки был очень краси-вый, статный, высокий и свежий старик. Лицо у него было очень румяным, с белы-ми a la Nicolas I подвитыми усами, белы-ми же, подведенными к усам бакенбарда-ми и зачесанными вперед височками… Он был воинский начальник типа старого служаки николаевской выправки». В об-лике и поведении полковника достаточно полно и бескомпромиссно раскрывается типичный облик солдафона николаев-ской выправки, который и ведет себя и думает как предписано. Материал с сайта

  40. Герой произведения и рассказчик Иван Ва-сильевич «случай» из своей жизни называет «длинной историей». Но в самом ли деле это «длинная история»? Ведь тут же он говорит, что его «жизнь переменилась от одной ночи, или ско-рее утра». Вчитайтесь в рассказ и проследите, как писатель устами Ивана Васильевича фиксирует время ночного бала и наступившего следом за ним дня. С какими событиями связаны эти указа-ния на время действия? Какова временная дистан-ция между началом рассказа о «чудесном» бале и событиями, замыкающими рассказ Ивана Ва-сильевича?
  41. Мы помним, что герой уехал с бала «в пятом часу, пока доехал домой, посидел дома, прошло еще часа два, так что, когда я вышел, уже было светло». Так утро сле-дующего дня ознаменовано для Ивана Ва-сильевича трагическим открытием: из поэтического мира он неожиданно пере-местился в трагический мир жестокости и бесправия. И заняло это путешествие все-го несколько часов.

  42. Рисуя облик хозяйки бала, писатель подчер-кивает, что она была «в бархатном пюсовом платье, в брильянтовой фероньерке на голове и с открытыми старыми, пухлыми, белыми плечами и грудью, как портреты Елизаветы Петровны». Поче-му Толстой в рассказе «После бала» трижды вос-создает портрет хозяйки бала, каждый раз сопо-ставляя его с портретом Елизаветы Петровны? В какой мере упоминание об императрице Елиза-вете Петровне расширяет временные границы про-изведения Толстого?
  43. Автор, намекая несколько раз на сход-ство хозяйки бала с портретом Елизаветы Петровны, как бы раздвигает временные рамки. Он включает в систему отноше-ний, которые его волнуют и возмущают, не только несколько эпизодов недавнего времени, но и эпоху, которая может быть измерена ни одним десятилетием.

  44. С каким чувством, вспоминая далекое прошлое, описывает Иван Васильевич бал? Представьте, что вы должны изобразить бал на художественном полотне. Какие краски преобладали бы? Почему?
  45. Каким предстает в сцене бала полковник? Что в его внешности и поведении трогает и восхищает рассказчика?
  46. Влияет ли настроение, с каким Иван Васильевич возвращается домой, на то, как он воспринимает сцену наказания солдата за побег?
  47. Каким видим мы полковника в этой сцене? Как здесь описаны его внешность и поведение? «Напишем» еще одну картину. Какие краски понадобятся? Почему?
  48. Так каков же полковник на самом деле? Лицемерил ли он на балу? Притворялся ли заботливым добрым отцом, воспитанным, доброжелательным человеком?
  49. Может ли Иван Васильевич ответить на эти вопросы? Какие чувства он испытывает? Понял ли он причины противоречий в поведении полковника?
  50. Как изменило увиденное после бала жизнь этого честного, мыслящего человека? Почему он не стал военным, как собирался ранее? К каким выводам пришел? Чему посвятил свою жизнь?
  51. Покажите на конкретных примерах художественное мастерство Толстого.
  52. Какое впечатление произвел этот рассказ на вас? Чем взволновал? Над чем заставил задуматься?

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • как объяснить поведение отца вареньки на балу
  • основной художественный приём в рассказе льва толстого поле бала обоснуйте свой ответ
  • пчему толстой в расказе после бала трижды воссодает портрет хозяйки бала каждый раз сопгставляя его с портертом елизоветы петровны
  • анализ рассказа толстого после бала
  • жестоко ли наше время по рассказу после бала

«Повесть О ЖИТИИ И О ХРАБРОСТИ БЛАГОРОДНОГО И ВЕЛИКОГО КНЯЗЯ АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО» Цели:  Давать представление об Александре Невском как исторической личности и герое художественного произведения; формировать литературное понятия «житие»;  Совершенствовать умение анализировать художественный текст; отрабатывать умение сравнительного анализа исторического материала и художественного произведения; формировать самостоятельность мышления;  Воспитывать в процессе обучения такие нравственные качества, как: честность, справедливость, чувство долга, милосердие; прививать любовь к литературе и истории своей Родины. Тип урока: обобщающий. Ход урока Эпиграф: Да ведают потомки православных Земли родной минувшую судьбу. А.С. Пушкин I. Организационный момент Здравствуйте, садитесь, сегодня мы с вами продолжим изучение древнерусской литературы. Наша задача – на примере «Повести о житии…» узнать, как в период татаро-монгольского нашествия развивалась русская литература, понять причины ее развития и выявить характерные особенности. II. Проверка домашнего задания и актуализация опорных знаний 1.Тест 1. 2. 3. 4. 5. 6. Начнём мы с небольшого теста. Приготовьте небольшие листочки. Что такое житие? Каким героям уподобляет рассказчик князя? Куда направился Александр перед битвой с королем Римской страны? Каких святых увидел в своем видении старейшина Пелгусий? Какова причина смерти Александра? 2. Фронтальная беседа - Итак, житие - описание жизни святого. О чём обычно сообщается в житии? (об основных событиях жизни святого, его христианских подвигах, благочестивой жизни, мученической смерти, особых свидетельствах божественной благодати (пожизненные и посмертные чудеса)). В 1237–1240 гг. на ослабевшие от внешних и внутренних войн русские княжества обрушилось монголо-татарское нашествие. Развитие русской литературы было задержано и ослаблено. В летописных повестях об этом нашествии усилились религиозные мотивы: события понимались как «гнев божий» за «грехи». В самом начале монголо-татарского завоевания, немецкой и шведской агрессии в русской литературе возникает стремление пробудить патриотические чувства читателей. III Чтение вступительной статьи к «Повести о житии…» (с. 18 – 19). - Когда была написана «Повесть о житии …Ал – ра Невского»? (в 80-х гг. ΧІІІ в.) Само заглавие произведения дает определение его специфики – рассказ о жизни, главным содержанием которой явились подвиги "храбрости". – Какова цель данного жития? (Прославить мужество и храбрость Александра, дать образ идеального воина-христианина, защитника Русской земли). - Кем была написана? (Книжником монастыря Рождества Богородицы во Владимире) - По каким источникам автор жития создаёт «Повесть…»? (современник, «самовидец», по рассказам соратников Ал –ра) - Что знаем об авторе «Повести…»? (широко начитан, писал в соответствии с лучшими образцами мировой литературы) - О каких подвига А. Невского он рассказал? (о 3-х подвигах: битве на Неве со шведами (1240 г.), о Ледовом побоище (с немцами на Чудском озере (1242 г.), о поездке в Орду). - Чем отличаются 2 первых подвига от 3-го? (1-2 – бранные. 3-й самопожертвования) - Зачем А. Невский поехал к хану? (отмолить, чтоб татары не заставляли русских людей нести воинскую службу) - Каково значение «Повести…» в развитии русской л–ры? (ей подражали, следовали как лит. образцу, её влияние сказывается во многих других княжеских житиях и воинских повестях). В оригинальном названии этого произведения есть слово «благоверный». Давайте подумаем, что это значит. Благо – это что? (Добро, благополучие) Благой – это какой? (То же, что хороший. Благое намерение. Благие порывы). - Значит, благоверный – это какой? (Верный благу, верный чему-то хорошему) IV Анализ текста «Повесть о житии… Ал – ра Невского» «Житие» открывается «славой» герою, которая уподобляется славе всех всемирно известных героев древности. Давайте найдем описание внешности князя и его характеристику. Какое значение имеет это описание? (автор не только показывает физическое совершенство Александра, но и сравнивает его с библейскими героями. Но если каждого из них отличала в основном какая-то одна черта (сила, красота, мудрость, храбрость), то в личности князя Александра все эти качества нашли отражение. Таким образом, восхищаясь своим героем, автор показывает, что Александр даже выше библейских героев. Он причислен к лику Святых. Перед нами князь – всем князьям князь). Теперь я предлагаю найти в тексте эпизоды, демонстрирующие князя Александра, с одной стороны, славным полководцем, с другой – праведным (живущим по правде, исполняющем христианские заповеди) правителем. - Каков последний подвиг Александра? Зачем он пошел к царю? Как об этом говорится в повести? («Отмолить людей от беды той», чтоб татары не заставляли русских людей нести воинскую службу). - Какими словами и от чьего лица автор описывает горе от утраты, понесенной землей Суздальской со смертью Александра? (с. 25, от слов «О, горе тебе, бедный человек!..» и до слов «Разумейте, зашло солнце земли Суздальской».) (Один человек читает вслух) Произведение соединяет черты жития и воинской повести. Кроме того, заключительная часть «Жития…» включает жанр плача. Давайте прочитаем на с.25 учебника про эти жанры. V Работа с иллюстрациями 1. П. Корин «Александр Невский» (с.20). (Триптих – (гр. triptychos сложенный втрое) – 1) складная икона, имеющая три створки; 2) произведение искусства из трех картин, рельефов, рисунков и т. д., объединенных одной идеей, темой, сюжетом.) Обратите внимание на центральную часть триптиха. Сопоставляем житие и иконописное изображение. – Так ли вы представляли себе Александра Невского, когда читали повесть о нем? Найдите цитаты из «Повести...», рисующие Александра. («Рост его был больше других людей», «лицо же его как лицо Иосифа».) Герой изображён монументально, в полный рост, с мечом). - Во что одет князь? Перед нами князь-воин и князь-правитель. Это вполне соответствует тому, как изображён князь Александр в «Житии…». Мы видим князя, одетого в воинские доспехи, поверх которых накинута мантия. - Можно ли увидеть в работе художника, что он изобразил мудрого правителя? На иконе изображён Александр Невский как мудрый правитель: лицо сосредоточено, во весь лоб пролегла глубокая морщина. - Какие признаки говорят нам о том, что это опытный воин? Это бесстрашный и опытный воин – переносицу пересекают волевые складки, волосы побелила седина. - Как изображены глаза Александра? Глаза князя Александра отражают покой, смирение, доброту. Это глаза праведного человека. Живописцу было известно «Житие Александра Невского», а иконографическое изображение свидетельствует, насколько он проникся душою и помыслами в содержание литературного памятника и насколько дорог ему образ князя Александра. 2. Г.Семирадский «Александр Невский принимает папских легатов» (с. 27). o Какую роль на картине играют детали? Самая важная деталь – хоругвь с изображением Христа, которая находится в центре верхней части картины. Она несёт идейную нагрузку: Александр твёрд в своей вере. 3. В.Серов «Въезд Александра Невского в Псков после Ледового побоища» (с. 28). Фигура Александра в центре, но не отделяется от фигур др. людей, устремившихся к нему в порыве восторга и благодарности. Все лица обращены к победителю, народному освободителю. Александр Невский – это герой из народа и с народом. VI Запись в тетрадях под диктовку А. Невский – храбрый полководец, живущий по христианским заповедям. Личность князя соединяет в себе черты мудрого правителя и благоверного христианина. Недаром имя «Александр» в переводе с греческого языка означает «защитник». VII Обобщение и подведение итогов урока Ребята, чтобы вы восприняли личность Александра Невского во всей полноте, предлагаю вам прослушать стихотворение А. Майкова «Кончина Александра Невского». Прослушайте его внимательно и ответьте на вопрос: Каким настроением пронизано это стихотворение и заключительная часть «Жития…»? Ночь на дворе и мороз. Месяц – два радужных светлых венца вкруг него… По небу словно идёт торжество. В келье ж игуменской – зрелище скорби и слёз… Тихо лампада пред образом Спаса горит… Тихо игумен пред ним на молитве стоит. Тихо бояре стоят по углам. Тих и недвижим лежит головой к образам Князь Александр, чёрной схимой покрыт… Тихо лампада пред образом Спаса горит… Князь неподвижно во тьму, в беспредельность глядит… Там, что завеса, раздвинулась вдруг перед ним… Видит он: облитый словно лучом золотым, Берег Невы, где разил он врага… Вдруг возникает там город… народом кишат берега, Флагами веют цветными кругом корабли… Гроб с корабля поднимают, ко храму несут, звон раздаётся, священные гимны поют… Крышку открыли… Царь что-то там говорит… Вот перед гробом земные поклоны творят, Следом все люди идут приложиться к мощам. В гробе ж – князь видит – он сам. Тихо лампада пред образом Спаса горит. Князь неподвижен лежит… Чудной лицо озарилось красой. Тихо игумен к нему подошёл и дрожащей рукой Сердце ощупал его и чело – И, зарыдав, возгласил: «Наше солнце зашло!» Эти произведения передают то горе, которое охватило всех русичей. В стихотворении А.Майкова так часто повторяется слово «тихо». Конечно, можно и молча скорбеть. Но в этой скорби опять-таки выражаются народная любовь к князю Александру и непоправимое горе от его утраты, которое в тишине ощущается ещё острее. В «Житии…» смерть князя описана в заключительной части и напоминает нам плач (цитату читают дети): «О, горе тебе, бедный человек! Не можешь описать кончину господина своего! Как не выпадут твои глаза со слезами вместе! Как не разорвётся сердце от горькой печали! Отца человек может забыть, а доброго государя забыть не может, готов бы живым с ним в гроб лечь!» В 1938 году на экраны страны вышел художественный фильм режиссёра Сергея Эйзенштейна «Александр Невский», где главную роль исполнил Николай Черкасов. Ребята, как вы думаете, почему именно в это время выходит такой фильм? О чём хотел сказать режиссёр? Накануне какого события он был создан? Накануне 2-ой мировой войны. Это фильмвдохновение советских воинов на победу, это фильм-предупреждение о том, что «враг будет разбит, победа будет за нами». Сбылись слова героя: «Кто к нам с мечом придёт, тот от меча и погибнет». В 1941 году для офицерского состава Красной Армии был учреждён Орден Александра Невского. Награда вручалась за руководство успешной операцией, в ходе которой враг нёс большие потери. В период Великой Отечественной войны Орденом было награждено более 40 тыс. человек. Совсем недавно на экранах телевизоров был проект «Имя России», в котором благоверного князя Александра Невского представлял Святейший Патриарх Кирилл. Он смог показать масштаб подвига и достижений Александра Невского, за что удостоен высшей российской общественной наградой – звездой ордена св. Александра Невского «За труды и Отечество». Наверно, символично, что в начале 21 века, когда страна вступает на путь глубокой модернизации, именем России стал Святой человек. VIII Выставление оценок. Объяснение домашнего задания Дома вам нужно будет выписать определение воинской повести из учебника и прочитать «Повесть о Шемякином суде». Урок окончен, до свидания!

«Повесть О ЖИТИИ И О ХРАБРОСТИ БЛАГОРОДНОГО И ВЕЛИКОГО КНЯЗЯ АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО»
(2 часа)

Цели урока: познакомить учащихся с «Повестью о житии... Александра Невского»; показать, как в русской литературе в период монголо-татарского завоевания возникло стремление пробудить патриотические чувства читателей; учить узнавать прочитанные произведения и определять их жанры; работать над умением отбирать определения, характеризующие тональность литературы Древней Руси, ее художественный мир.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

1. Пересказ предания «О покорении Сибири Ермаком» с включением характерной для этого предания лексикой: много в ней великого добра таится; занемог; хвороба; доспехи; завел разговор; богатства несметные; нехоженая землица лежит; одолел сибирского хана и т. д.

–В чем сходство и различие преданий и народных сказок? Покажите на примерах в процессе пересказа фрагментов.

I. Изучение новой темы.

1. Беседа по вопросам.

– Как начиналась русская литература? Определите ее хронологические (время) и географические («откуда есть пошла») истоки.

– Остались ли в вашей памяти творения древнерусской словесности? Вспомните самое волнующее.

(Определения, характеризующие тональность литературы Древней Руси, ее художественный мир:

– неторопливость, обстоятельность;

– степенность, торжественность;

– велеречивость (высокопарность, напыщенность по языку, красноречивость), возвышенность, книжность;

– исповедальность, монологичность;

– драматизм, трагичность;

– взволнованность, эмоциональность, лиризм;

– человечность, сострадание, кротость, смирение, благоговение, религиозность.)

– Помните ли вы героев древнерусской литературы? Кто из них наиболее близок и интересен?

– Как вы подразделили бы бесконечно многообразную литературу Древней Руси? Что такое «жанр» и необходимо ли это понятие?

(Жанры – группы произведений внутри литературных родов, имеющие один или несколько общих признаков и сходные черты художественного мира, определяемые особенностями художественной условности данной группы произведений. Жанры духовной литературы: молитва, притча, житие, поучение, повесть, летопись.)

2. Викторина: узнайте прочитанные произведения и определите их жанр.

– «Вот, вышел сеятель сеять. И когда он сеял, иное упало при дороге; налетели птицы и поклевали его. Иное упало на места каменистые, где немного было земли; и тотчас взошло, потому что земля была не глубока. Когда же взошло солнце, увяло и, как не имея корня, засохло. Иное упало в терпение, и выросло терпение и заглушило его. Иное упало на добрую землю и принесло плод: одно во сто раз, а другое в шестьдесят, иное в тридцать. Кто имеет уши слушать, да услышит».

(«Притча Иисуса Христа о сеятеле».)

– «Радуйся, Петр, ибо дана тебе была от Бога сила убить летающего свирепого змея! Радуйся, Феврония, ибо в женской голове твоей мудрость святых мужей заключалась! ...Радуйтесь, честные предводители, ибо в княжении своем со смирением, в молитвах, творя милостыню, не возносясь прожили; за это и Христос осенил вас своей благодатью, так что и после смерти тела ваши неразлучно в одной гробнице лежат, а духом вы предстоите перед владыкой Христосом! Радуйтесь, преподобные и преблаженные, ибо и после смерти незримо исцеляете тех, кто с верой к вам приходит!»

(«Повесть о Петре и Февронии Муромских»,

написана в жанре жития святых.)

– «Некий человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые ограбили его, сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым. По случаю один священник шел той же дорогой, увидел его и прошел мимо. Также шел помощник священника, подошел, посмотрел и прошел мимо. А потом проезжал этой дорогой самарянин, увидел его и сжалился. Он подошел, перевязал ему раны, возлил масло в вино. И посадил на своего осла, привез его в гостиницу и позаботился о нем».

(«Притча о добром самарянине».)

– «И нашел быка большого и сильного. И велел он разъярить его. Прижгли быка каленым железом и пустили, и побежал бык мимо него, и схватил он быка рукою за бок, и вырвал кожу с мясом, сколько рука захватила. И сказал ему Владимир: «Можешь с ним бороться».

(«Сказание о Кожемяке».)

– «А отец приказал слугам: «Принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги. И заколите откормленного теленка, станем пировать и веселиться. Ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся».

(«Притча о блудном сыне».)

– «И сказал им:

– Соберите хоть по горсти овса, пшеницы или отрубей.

Они собрали. И повелел женщинам сделать болтушку, из чего кисель варят, выкопать колодец, а болтушку налить в кадку и опустить ее в колодец. И велел выкопать другой колодец и вставить в него кадку, и поискать меду. Нашли лукошко меду в княжеской кладовой. И приказал он разбавить мед и влить в кадку во второй колодец».

(«Сказание о белгородском киселе».)

– О каком Сергии идет речь?

«Преподобный и богоносный отец наш Сергий родился в городе Ростове от благоверных родителей Кирилла и Марии... Когда ему исполнилось семь лет, отдан был в учение...

Отшельник, он спокойно, как все делал в жизни, поднял крест свой за Россию и благословил Дмитрия Донского на ту битву, Куликовскую, которая для нас навсегда примет символический, таинственный оттенок.

В поединке Руси с ханом имя Сергия навсегда связано с делом созидания России».

(«Житие Сергия Радонежского».)

– Разговор о «Житиях» продолжит «Повесть о житии и о храбрости благородного и великого князя Александра Невского».

3. Слово учителя о традиции Киевской Руси в литературе XIII века.

В 1237–1240 гг. на ослабевшие от внешних и внутренних войн русские княжества обрушилось монголо-татарское нашествие. Развитие русской литературы было задержано и ослаблено. В летописных повестях об этом нашествии усилились религиозные мотивы: события понимались как «гнев божий» за «грехи».

В самом начале монголо-татарского завоевания, немецкой и шведской агрессии в русской литературе возникает стремление пробудить патриотические чувства читателей. Этой теме посвящаются в Северо-Восточной Руси «Слово о погибели Русской земли» и «Житие Александра Невского», о котором у нас и пойдет сегодня речь на уроке.

Повесть о великом князе владимирском Александре Невском (ок. 1220–1263) сложилась как дружинно-воинское произведение под пером одного из придворных князя, но дошла она до нас в обработке в виде «Жития» святого. «Житие» прославляет Александра как полководца и воина, правителя и дипломата. Оно открывается «славой» герою, которая уподобляется славе всех всемирно известных героев древности. Новгородский герой был одноименен Александру Македонскому, подобен «царю» Ахиллесу, а также библейским героям Самсону, Соломону, Давиду, римскому императору Веспасиану. Имя его прославилось повсюду от моря «Варяжского» (Балтийского) и даже до «великого Рима». Был «грозен глас его, яко труба звенящи, и бысть Александр [...] непобедим, яко един Акрита» (византийский герой «Девгениева деяния»). «Житие» выделяет основные моменты биографии Александра, связывая их с победоносными битвами со шведами на Неве (1240 г.) и немцами на Чудском озере (1242 г.). б иблейские реминисценции (воспоминания) сочетаются здесь с русским историческим преданием, литературные традиции – с реальными наблюдениями над битвой: «восходящу солнцу, и ступишася обои. И бысть сеча зла и труск от копий ломления и звук от сечения мечного, якоже и езеру померзъшю двигнуться; и не бе видети леду, покры бо ся кровию». п одчеркивается доблесть князя, который «самому королю [шведскому королевичу Леспе] возложи печать на лице острымь своимь копиемь». Подвиги шести мужей, «храбрых и сильных» (Гаврилы Алексича, Збыслова Якуновича и др.) составляют взаимосвязанные эпизоды, имеющие характер пересказа эпической песни, сложившейся в княжеско-дружинной среде вскоре после битвы и, очевидно, по инициативе самого князя («сил вся слышахом, – пишет автор, – от господина своего Александра»). Но перед этими фольклорно-богатырскими эпизодами развертывается картина традиционно-литературного «видения», когда в воздухе появляются святые Борис и Глеб, чтобы помочь Александру – «сроднику» своему. «Житие» восприняло лучшие «воинские» образцы оригинальных и переводных памятников Киевской Руси, продолжив также стилистические традиции галицкой литературы. Оно повлияло в дальнейшем на «Слово о житии и о преставлении князя Дмитрия Донского» летописную повесть «О Мамаевом побоище».