Какое событие составляет основу повести тарас бульба. Конспект урока литературы "Тарас Бульба"

Историческая основа повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба».
В повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» отражены основные события XVI века: на Украине в то время крупными землевладельцами стали польские шляхтичи - «паны», которые вводили в своих угодьях польские законы и насаждали «свою веру» - католицизм.

Основная масса населения Украины исповедовала православие и не желала переходить в католичество: вероотступничество всегда считалось у русского народа страшным грехом. К тому же приход на украинские земли польских панов сопровождался ухудшением жизни народа: у крестьян отнимались лучшие земельные участки, испокон веков принадлежавшие их семьям, многих просто сгоняли с их земли или переселяли на малопригодные для земледелия, неплодородные земли. Для свободных крестьян вводились большие налоги с целью заставить их продать свою землю крупному землевладельцу.
Началась «тихая» экспансия чужой территории: все украинское, все национальное подвергалось преследованию, насаждались язык, быт и нравы польского народа. Некоторые украинские помещики перенимали обычаи и образ жизни поляков, но народ сопротивлялся отчаянно, как мог противостоял полонизации (Польша на латыни звучит как Полония) и, по возможности, вел против новых хозяев и новой веры открытую борьбу.

Экспансия (лат. expansio) - расширение, распространение границ или влияния за первоначальные пределы, напр. торговая экспансия - захват новых рынков. - (Новейший словарь иностранных слов и выражений. - М.: АСТ; Минск: Харвест, 2002. - С. 933.)

Чтобы хоть как-то «перетянуть» на свою сторону украинский народ, польские и украинские помещики под руководством Римско-католической церкви придумали «унию» - «договор» между православными и католиками, по сути новый вариант христианской религии - униатство. Многие церковные обряды в униатстве внешне напоминали обрядовую сторону православия, но на самом деле униатство было и остается ответвлением от Римско-католической церкви с ее догматами и представлениями о том, как должен жить христианин.

Против посягательства на веру и нравственные устои своего народа и выступали украинцы в XVI-XVII веках, против этого же ведет борьбу с «проклятыми панами», «ляхами» вымышленный герой Тарас Бульба.
В повести Н. В. Гоголя описывается Запорожская Сечь - реальный исторический объект, возникший на Украине в Средние века: часто крестьяне западных и срединных областей Украины, спасаясь от польского гнета, уходили на восток, многие селились в низовьях Днепра. Здесь, у Днепровских порогов, на острове Хортица, возник большой укрепленный лагерь казаков и беглых крестьян из Великороссии. (После постройки Днепрогэса в 1940-е годы остров Хортица, как и часть порогов, ушел под воду.) Их стали называть запорожскими казаками.
Запорожские казаки обычно окружали свои лагеря засеками - заборами из срубленных деревьев, заостренных кверху. От украинского слова сечь, (по-русски - засека) самый большой лагерь на Хортице и получил свое название - Запорожская Сечь. Запорожцы - название условное, так как постоянного населения в Запорожской Сечи не было: как правило, по весне собиралась основная масса казаков в Сечи, объединялась в курени - своего рода отряд, живший в одном шалаше (курень - шалаш), избирала своего куренного атамана. Для лучшего управления таким сборным населением курени объединялись в станы, или коши, которые возглавляли кошевые атаманы. Все дела Сечи решались на общем собрании - раде.
Многие запорожцы занимались скотоводством, охотой или различными ремеслами, реже - земледелием. Чаще они уходили в дальние походы в Польшу или Крым, в турецкие города или татарские поселения на Черноморском побережье. Идеализировать запорожцев не стоит: походы их были грабительскими, в духе Средневековья.

Однако к концу XVI века гнет Польши стал невыносим для населения всей Украины, поэтому запорожские казаки, беглые крестьяне и население порабощенных областей активно выступили против экспансии поляков: нападали на польские земли, жгли посевы и города, прогоняли польских землевладельцев и «ставили на их место» своих помещиков.
Так длилось почти сто лет. Во второй половине XVII столетия Украина добровольно присоединилась к Московскому государству (1654 год). Теперь сильное православное государство защищало интересы своих граждан, большинство из которых были украинцами - родственным русскому народом.

Историческая основа повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба».
В повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» отражены основные события XVI века: на Украине в то время крупными землевладельцами стали польские шляхтичи — «паны», которые вводили в своих угодьях польские законы и насаждали «свою веру» — католицизм.
Основная масса населения Украины исповедовала православие и не желала переходить в католичество: вероотступничество всегда считалось у русского народа страшным грехом. К тому же приход на украинские земли польских панов сопровождался ухудшением жизни народа: у крестьян отнимались лучшие земельные участки, испокон веков принадлежавшие их семьям, многих просто сгоняли с их земли или переселяли на малопригодные для земледелия, неплодородные земли. Для свободных крестьян вводились большие налоги с целью заставить их продать свою землю крупному землевладельцу.
Началась «тихая» экспансия чужой территории: все украинское, все национальное подвергалось преследованию, насаждались язык, быт и нравы польского народа. Некоторые украинские помещики перенимали обычаи и образ жизни поляков, но народ сопротивлялся отчаянно, как мог противостоял полонизации (Польша на латыни звучит как Полония) и, по возможности, вел против новых хозяев и новой веры открытую борьбу.

Экспансия (лат. expansio) — расширение, распространение границ или влияния за первоначальные пределы, напр. торговая экспансия — захват новых рынков. — (Новейший
словарь иностранных слов и выражений. — М.: АСТ; Минск: Харвест, 2002. — С. 933.)

Чтобы хоть как-то «перетянуть» на свою сторону украинский народ, польские и украинские помещики под руководством Римско-католической церкви придумали «унию» — «договор» между православными и католиками, по сути новый вариант христианской религии — униатство. Многие церковные обряды в униатстве внешне напоминали обрядовую сторону православия, но на самом деле униатство было и остается ответвлением от Римско-католической церкви с ее догматами и представлениями о том, как должен жить христианин.
Против посягательства на веру и нравственные устои своего народа и выступали украинцы в
XVI—XVII веках, против этого же ведет борьбу с «проклятыми панами», «ляхами» вымышленный герой Тарас Бульба.
В повести Н. В. Гоголя описывается Запорожская Сечь — реальный исторический объект, возникший на Украине в Средние века: часто крестьяне западных и срединных областей Украины, спасаясь от польского гнета, уходили на восток, многие селились в низовьях Днепра. Здесь, у Днепровских порогов, на острове Хортица, возник большой укрепленный лагерь казаков и беглых крестьян из Великороссии. (После постройки Днепрогэса в 1940-е годы остров Хортица, как и часть порогов, ушел под воду.) Их стали называть запорожскими казаками.
Запорожские казаки обычно окружали свои лагеря засеками — заборами из срубленных деревьев, заостренных кверху. От украинского слова сечь, (по-русски — засека) самый большой лагерь на Хортице и получил свое название — Запорожская Сечь.
Запорожцы — название условное, так как постоянного населения в Запорожской Сечи не было: как правило, по весне собиралась основная масса казаков в Сечи, объединялась в курени — своего рода отряд, живший в одном шалаше (курень — шалаш), избирала своего куренного атамана. Для лучшего управления таким сборным населением курени объединялись в станы, или коши, которые возглавляли кошевые атаманы. Все дела Сечи решались на общем собрании — раде.
Многие запорожцы занимались скотоводством, охотой или различными ремеслами, реже — земледелием. Чаще они уходили в дальние походы в Польшу или Крым, в турецкие города или татарские поселения на Черноморском побережье. Идеализировать запорожцев не стоит: походы их были грабительскими, в духе Средневековья.
Однако к концу XVI века гнет Польши стал невыносим для населения всей Украины, поэтому запорожские казаки, беглые крестьяне и население порабощенных областей активно выступили против экспансии поляков: нападали на польские земли, жгли посевы и города, прогоняли польских землевладельцев и «ставили на их место» своих помещиков.
Так длилось почти сто лет. Во второй половине XVII столетия Украина добровольно присоединилась к Московскому государству (1654 год). Теперь сильное православное государство защищало интересы своих граждан, большинство из которых были
украинцами — родственным русскому народом.

Конспект урока литературы в условиях реализации ФГОС

"Тарас Бульба". Историческая основа повести. Боевое товарищество Запорожской Сечи, её нравы и обычаи. (7 класс)

Тип урока: ознакомительный урок.

Форма урока: традиционный.

Метод: комбинированный.

Цель урока: продолжение знакомства семиклассников с творчеством Н. В. Гоголя; обучение анализу произведения «вслед за автором»

    Задачи урока:

    Образовательные:

    развить умение формулировать определение понятий; расширение знаний учащихся о творчестве Н.В.Гоголя;

    углубить представление об особенностях жанра повесть ;

    развить умение выражать свои мысли, воспринимать и усваивать информацию;

    обогащать словарный запас учащихся;

    совершенствовать технику чтения .

    Развивающие:

    осуществление системно-деятельностного подхода;

    развитие критического мышления;

    развитие внимания;

    формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):

    развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;

    развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;

    развивать умение применять новые знания;

    развитие творческих, речевых способностей учащихся;

    формирование логических умений;

    развитие умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт;

    развитие умения формулировать проблему;

    развитие умения работы в парах.

    Воспитательные:

    воспитание интереса и уважения к литературе;

    воспитание ценностного отношения к слову;

    развитие коммуникативных УУД:

    создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;

    взаимодействие учащихся в парной работе: развитие уважения друг к другу.

Оборудование: ПК;мультимедийный проектор;мультимедийная презентация к уроку.

Структура урока:

    Организационный этап.

    Актуализация знаний.

    Постановка учебной задачи.

    Усвоение новых знаний и первичное закрепление.

    Физ. минутка.

    Закрепление изученного материала.

    Рефлексия деятельности (подведение итогов занятия).

    Информация о домашнем задании (комментирование), выставление оценок за урок.

Ход урока

Этап урока

Приветственное слово учителя:

Добрый день, ребята. За окном последний день сентября. Совсем скоро задождит, подует холодный осенний ветер. Но мы расстраиваться не будем. В любой ситуации нужно уметь находить что-то хорошее, позитивное. Представьте: за окном дождик, а вы удобно устроились в любимом кресле и читаете… к нашему уроку повесть Н.В.Гоголя "Тарас Бульба". Вместе с героями переживаете, преодолеваете все препятствия и не замечаете, как идёт время...

Присаживайтесь на свои места. Я вижу, что у вас хорошее настроение, и надеюсь, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем. В этом я даже не сомневаюсь

Проверка Д/З

2. Беседа по вопросам:

1) Какую цель поставил перед собой писатель, решив написать о героическом прошлом страны?

(Н. В. Гоголь, показывая историческое прошлое страны, выводит в качестве главного героя своего произведения человека-патриота.)

2) Как начинается повесть Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»? (С приезда сыновей Тараса Бульбы из киевской бурсы, где Остап и Андрий учились.)

3) Как Тарас Бульба и его жена встречают своих сыновей? (Тарас Бульба сразу же проверяет силу своих детей; а мать просто рада видеть своих сыновей живыми и здоровыми.)

Что влияет на формирование личности, её мировоззрения?

(Семья, социальная среда, в которой живёт человек)

Что же является важным для Т.Бульбы и его сыновей? (Родная земля, боевые товарищи)

Исходя из темы урока, сформулируйте его главную цель. Что сегодня предстоит нам выяснить?

Правильно, мы должны углубить знания об исторической основе повести Гоголя, узнать, что из себя представляет боевое товарищество Запорожской Сечи.

Работа с учебником:

1) подумайте над тем, ради кого или чего создавал свою историческую повесть Н. В. Гоголь. Подготовьте развернутый ответ с цитатами из статьи учебника.

Сообщение 2. Историческая основа повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» . В повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» отражены основные события XVI века: на Украине в то время крупными землевладельцами стали польские шля€хтичи - «паны» , которые вводили в своих угодьях польские законы и насаждали «свою веру» - католицизм . Основная масса населения Украины исповедовала православие и не желала переходить в католичество: вероотступничество всегда считалось у русского народа страшным грехом. К тому же приход на украинские земли польских панов сопровождался ухудшением жизни народа: у крестьян отнимались лучшие земельные участки, испокон веков принадлежавшие их семьям, многих просто сгоняли с их земли или переселяли на малопригодные для земледелия, неплодородные земли. Для свободных крестьян вводились большие налоги с целью заставить их продать свою землю крупному землевладельцу. Началась «тихая» экспансия чужой территории 1 : все украинское, все национальное подвергалось преследованию, насаждались язык, быт и нравы польского народа. Некоторые украинские помещики перенимали обычаи и образ жизни поляков, но народ сопротивлялся отчаянно, как мог противостоял полониза€ции (Польша на латыни звучит как Поло€ния ) и, по возможности, вел против новых хозяев и новой веры открытую борьбу. Чтобы хоть как-то «перетянуть» на свою сторону украинский народ, польские и украинские помещики под руководством Римско-католической церкви придумали «унию» - «договор» между православными и католиками, по сути новый вариант христианской религии - униа€тство . Многие церковные обряды в униатстве внешне напоминали обрядовую сторону православия, но на самом деле униатство было и остается ответвлением от Римско-католической церкви с ее догматами и представлениями о том, как должен жить христианин. Против посягательства на веру и нравственные устои своего народа и выступали украинцы в XVI-XVII веках, против этого же ведет борьбу с «проклятыми пана ми», «ля хами» вымышленный герой Тарас Бульба. В повести Н. В. Гоголя описывается Запорожская Сечь - реальный исторический объект, возникший на Украине в Средние века: часто крестьяне запад- ных и срединных областей Украины, спасаясь от польского гнета, уходили на восток, многие селились в низовьях Днепра. Здесь, у Днепровских порогов, на острове Хо€ртица, возник большой укрепленный лагерь казаков и беглых крестьян из Великороссии. Запорожские казаки обычно окружали свои лагеря засе€ками - заборами из срубленных деревьев, заостренных кверху. От украинского слова сечь, (по-русски - засека) самый большой лагерь на Хортице и получил свое название - Запорожская Сечь.

Запоро€жцы - название условное, так как постоянного населения в Запорожской Сечи не было: как правило, по весне собиралась основная масса казаков в Сечи, объединялась в куре€ни - своего рода отряд, живший в одном шалаше (куре€нь - шалаш), избирала своего куренно€го атамана. Для лучшего управления таким сборным населением курени объединялись в станы, или ко€ши, которые возглавляли кошевы€е атаманы. Все дела Сечи решались на общем собрании - ра€де. Многие запорожцы занимались скотоводством, охотой или различными ремеслами, реже - земледелием. Чаще они уходили в дальние походы в Польшу или Крым, в турецкие города или татарские поселения на Черноморском побережье. Идеализировать запорожцев не стоит: походы их были

грабительскими, в духе Средневековья.

Составление сравнительно-сопоставительной таблицы

Сопоставительные признаки

Остап

Андрий

1) Внешность, портрет

«...два дюжие молодца, еще смотревшие исподлобья, как недавно выпущенные семинаристы. Крепкие, здоровые лица их были покрыты первым пухом волос, которого еще не касалась бритва».

2) Отношение к учебе

«...в первый год (из киевской бурсы) еще бежал. Его возвратили, высекли страшно и засадили за книгу. Четыре раза закапывал он свой букварь в землю, и четыре раза, отодравши его бесчеловечно, покупали ему новый». Тарас Бульба пригрозил оставить сына в монастырских служках, если он не выучится всем наукам, только после этого Остап начал заниматься.

«Он учился охотнее и без напряжения... Он был более изобретателен, нежели его брат...»

Сопоставительные признаки

Остап

Андрий

3) Характер

«Остап считался всегда одним из лучших товарищей.... никогда, ни в каком случае не выдавал своих товарищей... был суров к другим побуждениям, кроме войны и разгульной пирушки... был прямодушен

с равными... имел доброту... »

«Андрий имел чувства несколько живее и как-то более развитые... чаще являлся предводителем довольно опасного предприятия и иногда, с помощью изобретательного ума своего, умел увертываться от наказания». Обладал тяжелым и сильным характером.

4) Юноше-

ские мечты

Мечтал стать настоящим казаком и отправиться в Запорожскую Сечь.

С одной стороны, кипел жаждою подвига,

но иногда любил помечтать и побродить в

одиночестве по улицам Киева.

5) Поведение во время

боя

«Остапу, казалось, был

на роду написан битвенный путь и трудное

знанье вершить ратные дела». Остап хладнокровно вел бой, «мог вымерить всю опас-ность», в нем «не могли не быть заметны наклонности будущего вождя».

«Андрий весь погрузился в очарователь-

ную музыку пуль и мечей. Он не знал, что

такое значит обдумывать, или рассчиты-вать, или измерять заранее свои и чужие

силы».

6) Отношение к товариществу

До последней минуты

своей жизни оставался настоящим товарищем.

Предал товарищей, увидев голод, нищету,

страдания людей осаждаемого казаками города, несчастья возлюбленной полячки.


- Словарная работа.

Производится лексический разбор слов, вынесенных в сноски.

Закрепление изученного материала

Беседа по главе I. - Какую картину рисует перед нами Николай Васильевич Гоголь в начале своего повествования? - Как вы думаете, для чего писатель начинает произведение с реплики главного персонажа -Тараса Бульбы? Почему здесь нет привычной для нас экспозиции - рассказа о том, кто такие Тарас Бульба и его сыновья, где жили и чем занимались? - Можно ли сразу определить, в каком веке происходят описываемые события? Как вы думаете, почему? - Какими предстают перед нами с первых строк сыновья Тараса Бульбы? Что вы можете о них рассказать? Опишите сыновей Тараса Бульбы. - Почему в начале первой главы не названы имена сыновей Тараса? О чем это говорит? (Главный в доме и семье - Тарас Бульба; это он оценивает своих сыновей, пытаясь понять, какие они на самом деле. Главный персонаж повести - Тарас Бульба, а сыновья либо являются «продолжением его», дополняя его облик народного героя - Остап, либо противопоставляются ему - Андрий, являя собой тип антигероя .). - Можно ли из данного диалога сделать выводы о характерах старого Тараса и его старшего сына? Какие именно? - Почему Тарас спровоцировал сына на кулачный бой? Для чего это ему было нужно? - Как относится жена Тараса к этому бою? Почему? - - Чей взгляд на необычную встречу вам больше по нраву? Почему? Аргументируйте свой ответ. - Как ведет себя во время встречи младший сын Тараса? Почему Тарас Бульба называет его «мазу нчиком»? - Что вы можете сказать о взглядах на жизнь и мужской тип поведения в обществе главного героя? - Какие человеческие качества особенно ценил Тарас Бульба? (Физическую силу, ловкость, смелость, умение постоять за себя и за общее дело.) - Какое будущее он наметил своим сыновьям? Почему? (Тарас гордится своими сыновьями как будущими славными воинами.) - Для чего старый украинский помещик Тарас Бульба послал своих сыновей на учебу в Киев? Образован ли он сам? Свой ответ подтвердите цитатами из текста. (Среди украинских помещиков стало модным давать детям образование (конечно же, только сыновьям), но патриотично настроенные отцы отправ- ляли своих сыновей не в Европу, а в Киев - столицу Украинского государства и центр Православия.) - Что рассказывает Гоголь о женской доле уже в самом начале своего произведения? - Почему Тарас не считается с чувствами своей жены? (Упрямство мешает ему пожалеть жену и отсрочить отъезд в Сечь.) - Опишите убранство хаты Тараса Бульбы. Чей взгляд на мир отражает это убранство? Чувствуется ли здесь присутствие женщины? Если да, то в чем именно? - Найдите в тексте авторскую характеристику Тараса Бульбы. Выделите цитаты, характеризующие его. (Тарас - «один из коренных полковников», «создан для бранной тревоги...», «не поддавался польскому влиянию», «любил простую жизнь», «считал себя законным защитником народа» и т. д.) - Для чего в главе I дано описание украинской ночи? - Передает ли это описание внутреннее состояние персонажа - матери Остапа и Андрия? Объясните, почему. Обучить характеризовать персонажа можно по плану: Характеристика образа персонажа. Обучить характеризовать персонажа можно по плану: 1) портрет; 2) одежда; 3) поведение; 4) речь; 5) черты характера; 6) отношение автора к персонажу. При этом каждый пункт плана должен быть до- полнен цитатами из текста - сначала главы I, за-

тем всех остальных глав.

Сегодня на уроке я узнал(а) ___________

Мне было интересно __________

Молодцы, ребята, благодарю вас за активную работу на уроке.

Выставление оценок






Повесть рассказывает о борьбе украинского народа за свою независимость. В те далекие времена Украина находилась под гнетом польских помещиков – панов. Они превращали крестьян в крепостных, облагали тяжелыми налогами, подвергали суровым наказаниям и даже казнили.












Н.Гоголь с интересом знакомился с историческими сочинениями, летописями, народными песнями и преданиями, в которых нашли отражение эти события. Перед ним вставала живая, яркая история народа, а воображение рисовало вольные степи, могучие характеры, крепкие натуры.






В основе сюжета картины И.Репина лежит подлинное историческое событие. В 1676 году турецкий султан Махмуд 4 прислал запорожцам «грозную грамоту», в которой приказывал им добровольно и без сопротивления сдаться. Запорожцы отправили султану ответ. Репин изображает их в тот момент, когда они сочиняют свое знаменитое письмо.


Один за другим отпускают запорожцы острые и язвительные замечания в адрес султана, смеются над кичливым врагом, над самой мыслью о возможности их порабощения.. Казаки охвачены единым настроением, единым порывом веселья, исполненного несокрушимой веры в свои силы.
16



24 января 2015

Главная особенность художественного произведения на историческую тему - в том, что автор органично сочетает в нем рассказ о событиях, имевших место на самом деле, с литературными приемами и авторским вымыслом. Несколько необычна в этой связи повесть Н.В.Гоголя «Тарас Бульба»: исторические события в ней не конкретизированы, более того, при чтении порой довольно трудно бывает определить, в какое время разворачиваются действия - в 15, 16 или 17 веке. К тому же ни один из героев не является историческим лицом, включая самого Тараса. Несмотря на это, с момента появления произведения его причисляют к эпическим повестям, иногда называют романом. В чем же сила и масштабность «Тараса Бульбы»?

История создания повести

Обращение писателя к теме казачества не было случайным. Уроженец Полтавской губернии, он с детства был наслышан о героическом подвиге народа во время борьбы с многочисленными внешними захватчиками. Позже, когда Гоголь уже стал писать, особый интерес у него вызывали такие отважные и преданные родине люди, как Тарас Бульба. В Сечи их было немало. Нередко казаками становились бывшие крепостные крестьяне - они обрели здесь дом и товарищей.

Н.В. Гоголь изучил немало источников, посвященных этому вопросу, в том числе рукописи украинских летописей, исторические исследования Боплана и Мышецкого. Не удовлетворившись прочитанным (по его мнению, в них содержались скупые сведения, которых было недостаточно, чтобы понять душу народа), Гоголь обратился к фольклору. Исторические песни и думы, посвященные национальным героям, рассказывали об особенностях характеров, нравов и быта казаков. Они дали писателю великолепный «живой» материал, который стал прекрасным дополнением к научным источникам, а какие-то сюжетные линии в переработанном виде вошли в повесть.

Историческая основа повести

«Тарас Бульба» - книга о вольных людях, населявших в 16-17 веках территорию Приднепровья. Центром их была Запорожская Сечь - ее название связано с тем, что она укреплялась со всех сторон оградой из поваленных деревьев - засеками. В ней существовал свой уклад жизни и управления. Подвергавшиеся частым нападениям со стороны поляков, турок, литовцев казаки имели очень сильное, хорошо обученное войско. Большую часть времени проводили они в сражениях и военных походах, а добытые трофеи становились главным средством к существованию. Не случайно описание Тараса Бульбы и светлицы в доме, где жила в одиночестве его жена, включает многочисленные приметы походной жизни хозяина.

1596 год стал роковым для украинского народа, бывшего в то время под властью литовцев и поляков. Речь Посполитая приняла унию об объединении под властью Папы Римского двух христианских религий: православной и католической. Принятое решение еще больше осложнило непростые отношения между поляками и казачеством, вылившиеся в открытые военные противостояния. Этому периоду и посвятил Гоголь свою повесть.

Изображение Запорожской Сечи

Главной школой для воспитания стойких, мужественных воинов стал особый уклад жизни и управления, а учителями - опытные казаки, не раз показывавшие свою доблесть в бою. Одним из них был полковник Тарас Бульба. Биография его - это рассказ о становлении настоящего патриота, для которого превыше всего оказываются интересы и свобода отечества.

Запорожская Сечь напоминала большую республику, основанную на принципах гуманизма и равноправия. Кошевой выбирался всеобщим решением, обычно из числа самых достойных. В ходе боя казаки должны были безоговорочно ему подчиняться, но в мирное время именно в его обязанности входила забота о запорожцах.

В Сечи все было устроено для обеспечения быта и военных походов ее жителей: работали всевозможные мастерские и кузницы, разводили скот. Все это увидят Остап и Андрий, когда их привезет сюда Тарас Бульба.

История недолгого существования Запорожской республики показала новый способ организации жизни людей, основанный на братстве, единстве и вольности, а не на притеснении слабых сильными.

Главная школа для казака - боевое братство

О том, как происходило становление молодых воинов, можно судить на примере сыновей Тараса, Остапа и Андрия. Они окончили обучение в бурсе, после чего их путь лежал в Запорожье. Отец встречает сыновей после долгой разлуки не объятиями и поцелуями, а испытанием на кулаках их силы и сноровки.

Жизнь Тараса Бульбы была неприхотливой, о чем свидетельствует застолье в честь приезда сыновей («тащи … всего барана, козу… да горелки побольше» - с такими словами обращается старый казак к жене) и сон на просторе, под открытым небом.

Даже дня не пробыли Остап и Андрий дома, как отправились уже в Сечь, где их ждало лучшее в мире товарищество и славные подвиги за родину и религию. Их отец был убежден, что настоящей школой для них может стать только участие в боевых сражениях.


Запорожцы

Подъезжая к Сечи, Тарас и его сыновья увидели живописно спящего посреди дороги казака. Он раскинулся, подобно льву, и вызывал всеобщее восхищение. Широкие, как море, шаровары, гордо закинутый чуб (его непременно оставляли на бритой голове), хороший конь - так выглядел настоящий запорожец. Не случайно главный герой повести обращается к сыновьям с призывом сразу же сменить их «бесовскую» одежду (в ней они приехали из бурсы) на другую, достойную казака. И они действительно сразу преобразились в сафьянных сапогах, широких шароварах, алых казакинах и бараньих шапках. Образ дополнили турецкий пистолет и острейшая сабля. Восхищение и гордость вызывали восседавшие на славных жеребцах молодцы у отца.

Историческая основа повести «Тарас Бульба» обязывала автора отнестись к казакам беспристрастно. При всем уважении к ним и их доблести, Гоголь правдиво говорит и том, что порой их поведение вызывало осуждение и непонимание. Это относилось к разгульной и пьяной жизни, которую они вели в перерывах между битвами, излишней жестокости (за убийство преступника закапывали в могилу вместе с жертвой живьем) и низкому культурному уровню.

Сила товарищества

Главным достоинством казаков было то, что в момент опасности они могли быстро мобилизоваться и выступить единым войском против врага. Их самоотверженность, партиотизм, мужество и преданность общему делу не имели границ. В повести это не раз доказали сам Тарас Бульба. Биография других видных воинов, среди которых опытные Товкач, Кукубенко, Павел Губенко, Мосий Шило и молодой Остап, также это подчеркивает.

Хорошо о единстве и главном назначении казаков сказал в своей речи накануне решающего сражения Бульба: «Нет уз святее товарищества!» Его речь является выражением большой мудрости и святой веры в то, что он и его собратья защищают правое дело. В трудный момент слова Тараса подбадривают казаков, напоминают об их святом долге защищать своих товарищей, всегда помнить о вере православной и преданности родине. Самым страшным для казака было предательство: это не прощалось никому. Тарас убивает собственного сына, узнав, что из-за любви к прекрасной полячке он предпочел личные интересы общественным. Так узы братства оказались важнее, чем кровные. О том, что этот факт соответствовал действительности, свидетельствует историческая основа повести.

Тарас Бульба - лучший представитель казачества

Полковник с суровым характером, прошедший славный боевой путь. Славный атаман и товарищ, который мог поддержать ободряющим словом и дать хороший совет в трудную минуту. Обладал жгучей ненавистью к врагу, посягнувшему на веру православную, и не жалел собственной жизни ради спасения родины и своих собратьев по оружию. Привыкший к вольной жизни, довольствовался чистым полем и был абсолютно неприхотлив в быту. Таким изображает Гоголь главного героя. Всю жизнь он провел в битвах и всегда оказывался в самом опасном месте. Оружие, курительная трубка и славный конь Тараса Бульбы составляли его главное богатство. При этом он мог пошутить и побалагурить, был доволен жизнью.Разочаровавшийся в младшем сыне герой испытал великую гордость за Остапа. Рискуя жизнью, Бульба пришел к месту казни, чтобы в последний раз повидать его. А когда Остап, стойко переносивший смертельные муки, в последнюю минуту позвал его, он одним словом, заставившим вздрогнуть всю площадь, выразил свою гордость, одобрение и поддержку не только сыну, но товарищу по духу, соратнику. До конца жизни будет горевать Тарас по своему сыну и мстить за его смерть. Пережитое добавит ему жестокости и ненависти к врагу, но не сломит его воли и силы духа.

В повести отсутствует привычное для героя описание Тараса Бульбы, так как это не столь важно. Главное, что он обладает такими качествами, благодаря которым можно было выстоять в то жестокое время.

Гиперболизация Тараса в сцене казни

Характеристику героя дополняет описание его смерти, в большой мере нелепой. Герой попадает в плен, так как наклоняется, чтобы подобрать упавшую трубку - даже ее он не хочет отдать проклятому врагу. Здесь Тарас напоминает народного богатыря: десятка три человек с трудом смогли его одолеть.

В последней сцене автор описывает не боль от огня, которую испытывал герой, а его тревогу за судьбу уплывающих по реке собратьев. В момент смерти он ведет себя достойно, оставаясь верным главным принципам товарищества. Главное, он был уверен в том, что прожил жизнь не напрасно. Именно таким и был настоящий казак.

Значимость произведения сегодня

Историческая основа повести «Тарас Бульба» - это освободительная борьба народа с захватчиками, посягнувшими на его страну и веру. Благодаря таким сильным духом людям, как Тарас Бульба, его сын и товарищи, удавалось не раз отстоять независимость и свободу.

Произведение Н.В.Гоголя и его герои для многих стали образцом мужественности и патриотизма, поэтому оно никогда не утратит своей актуальности и значимости.