Какого отношение односельчан к матрене. Матренин двор – анализ произведения

расскажите о судьбе Матрены. Как относятся к ней односельчане? Понимают ли они Матрену? Почему? и получил лучший ответ

Ответ от ГАЛИНА[гуру]
Солженицын нарисовал безотрадную картину духовной нищеты и нравственного уродства современной советской деревни, показав, впрочем, в этой пустыне единственную праведницу Матрену.
Никогда не была легкой ее жизнь, достаточно печалей и забот у неё и сегодня. Из всего хозяйства - колченогая кошка да грязно-белая коза, но и для козы негде накосить сена.
Торф для протопки дома на зиму приходится воровать с болот, потому что продавать его местным жителям было "не положено". А легко ли принести на своей спине пять-шесть мешков в день? Вот и не заживает спина старой женщины: "Зимой салазки на себе, летом вязанки на себе... "
Много бед и страдания выпало на долю Матрены Васильевны: шестеро детей не дожили даже до трех месяцев, муж не вернулся с войны. Но она находит в себе силы смириться с судьбой, оставаясь по-прежнему доброй, отзывчивой, милосердной. Ничего не жалея для родственников, соседей и просто чужих людей, Матрена часто не оставляет ни сил, ни времени для себя, для ведения своего хозяйства. Помочь колхозу вывезти навоз- к Матрене, помочь соседям в пахоте или уборке урожая-все идут к Матрене Васильевне, зная, что она не откажется. И она не отказывала, бескорыстно посвящая себя служению людям, не требуя взамен ничего, даже благодарности.
Но односельчане не ведают о ее утаенной святости, считают женщину просто неумной, хотя именно она хранит высшие черты русской духовности. Праведница-крестьянка жила в окружении недоброжелательных и корыстных колхозников. Даже после смерти Матрены, сделавшей для всех так много добра, соседи не особенно переживали, хотя и плакали, в избу шли с детьми, будто на спектакль. "Те, кто считал себя покойнице роднее, начинали плач еще с порога, а достигнув гроба, наклонялись голосить над самым лицом усопшей".
Ушла Матрена из жизни, так никем и не понятная, никем по-человечески не оплаканная. На поминальном ужине много пили, громко говорили, "совсем уже не о Матрене". По обычаю пропели "Вечную память", но "голоса были хриплы, розны, лица пьяны, и никто в эту вечную память уже не вкладывал чувства".
"Умерла Матрена, а вместе с нею ее Бог, которому она никогда не молилась, но который жил у нее в душе и, наверное, помогал ей в жизни".
Горький вывод делает автор рассказа: "Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село. Ни город. Ни вся земля наша".
Смерть героини - это некий рубеж, это обрыв еще державшихся при Матрене нравственных связей. Возможно, это начало распада, гибели нравственных устоев, которые крепила своей жизнью Матрена.
Источник:

Ответ от Виктория Лайт [новичек]
Первоначально рассказ Солженицына «Матрёнин двор» назывался «Не живет село без праведника». Первое название раскрывает сущность главной героини. Несмотря на условия, в которых она жила, всегда оставалась верной своим принципам, жила по «божьим законам». «Жить не по лжи» значит для Матрены быть неравнодушной к чужой беде.
Главным качеством Матрены, которое помогало ей выживать, сохранять человеческое достоинство, не таить обиду, являлась любовь к труду.
Но простодушие и терпение, отличавшие Матрёну, не пользовались авторитетом у окружающих: односельчане относились к ней насмешливо, неуважительно. Пользуясь ее добротой и неотказностью,

В журнале «Новый мир» было опубликовано несколько работ Солженицына, среди них и «Матренин двор». Рассказ, по словам писателя, «полностью автобио­графичен и достоверен». В нём говорится о русском селе, о его жителях, об их ценностях, о добре, справедливости, сочувствии и сострадании, труде и помощи, — качествах, которые умещаются в праведнике, без которого «не стоит село».

«Матренин двор» — история о несправедливости и жестокости судьбы человека, о советских порядках послесталинских времён и о быте самых обычных людей, обитающих далеко от городской жизни. Повествование ведётся не от лица главной героини, а от лица рассказчика, Игнатьича, который во всей истории будто бы играет роль только стороннего наблюдателя. Описанное в рассказе датируется 1956 годом — прошло три года после гибели Сталина, и тогда российский народ ещё не знал и не осознавал, как жить дальше.

«Матренин двор» разделён на три части:

  1. Первая рассказывает историю Игнатьича, начинается она на станции Торфпродукт. Герой сразу раскрывает карты, не делая из этого никакой тайны: он — бывший заключённый, а теперь работает учителем в школе, приехал в туда в поисках умиротворения и спокойствия. В сталинское время людям, побывавшим в заключении, практически невозможно было найти рабочее место, а после смерти вождя очень многие становились школьными учителями (дефицитная профессия). Игнатьич останавливается у пожилой трудолюбивой женщины по имени Матрена, с которой ему легко в общении и спокойно на душе. Жилище её было бедно, крыша иногда протекала, но это вовсе не значило, что в нём не было уюта: «Может, кому из деревни, кто побогаче, изба Матрены и не казалась доброжилой, нам же с ней в ту осень и зиму вполне была хороша».
  2. Вторая часть рассказывает о юности Матрёны, когда ей пришлось многое пережить. Война отняла у неё жениха Фадея, и ей пришлось выйти за его брата, у которого на руках остались дети. Пожалев его, она стала его женой, хотя и не любила его вовсе. Но спустя три года вдруг вернулся Фадей, которого женщина любила до сих пор. Вернувшийся воин возненавидел ее и брата за предательство. Но тяжёлая жизнь не смогла убить в ней доброту и трудолюбие, ведь именно в труде и заботе о других она находила утешение. Даже погибла Матрена, занимаясь делами – она помогала возлюбленному с сыновьями перетаскивать через железнодорожные пути часть своего дома, которая была завещана Кире (его же дочери). И эту смерть повлекла за собой жадность, алчность и чёрствость Фадея: наследство он решил отнять, пока Матрена ещё была жива.
  3. В третьей части говорится о том, как рассказчик узнаёт о смерти Матрены, описывает похороны и поминки. Родные ей люди плачут не от горя, а скорее, потому, что так принято, а в головах у них только мысли о разделе имущества погибшей. Фадея на поминках нет.
  4. Главные герои

    Матрена Васильевна Григорьева – пожилая женщина, крестьянка, которую освободили от работы в колхозе из-за болезни. Она всегда была рада помочь людям, даже чужим. В эпизоде, когда рассказчик поселяется у неё в избе, автор упоминает, что намеренно квартиранта она никогда не искала, то есть заработка на этой почве не хотела, не наживалась даже на том, на чём могла. Её богатством были горшки с фикусами и старая домашняя кошка, которую она взяла на улице, коза, а ещё мыши и тараканы. Замуж за брата своего жениха Матрена вышла тоже из желания помогать: «Мать у них умерла…рук у них не хватало».

    У самой Матрены тоже родились детишки, шестеро, но все умерли в раннем детстве, поэтому на воспитание она опосля взяла младшую дочь Фадея Киру. Матрена поднималась ранним утром, работала до самой темноты, но никому не показывала усталости или недовольства: со всеми была добра и отзывчива. Она всегда очень боялась стать кому-то обузой, не жаловалась, даже позвать доктора лишний раз опасалась. Повзрослевшей Кире Матрена захотела подарить свою горницу, для чего требовалось поделить дом – во время переезда вещи Фадея застряли в санках на железнодорожных путях, и Матрена попала под поезд. Теперь не у кого было просить подмоги, не было человека, готового бескорыстно прийти на помощь. Зато родственники погибшей держали в уме только мысль о наживе, о разделении того, что осталось от бедной крестьянки, уже на похоронах задумываясь об этом. Матрена очень сильно выделялась на фоне односельчан, была тем самым незаменимым, незаметным и единственным праведником.

    Рассказчик, Игнатьич , в какой-то мере является прототипом писателя. Он отбыл ссылку и был оправдан, после пустился на поиски спокойной и безмятежной жизни, хотел работать школьным учителем. Прибежище он нашёл у Матрены. Судя по желанию отдалиться от городской суеты, рассказчик не очень общителен, любит тишину. Он беспокоится, когда женщина по ошибке берёт его телогрейку, и не находит себе места от громкости репродуктора. С хозяйкой дома рассказчик сошёлся характерами, это показывает, что он всё же не совсем асоциален. Тем не менее, в людях он разбирается не очень хорошо: смысл, которым жила Матрена, он понял только после того, как она ушла из жизни.

    Темы и проблемы

    Солженицын в рассказе «Матренин двор» рассказывает о быте жителей русской деревни, о системе взаимоотношений власть-человек, о высоком смысле бескорыстного труда в царствии эгоизма и алчности.

    Из этого всего ярче всего показана тема труда. Матрена – человек, который не просит ничего взамен, и готов отдать себя всего на благо другим. Её не ценят и даже не пытаются понять, а ведь это человек, переживающий каждый день трагедию: поначалу ошибки юности и боль утраты, после – частые болезни, надрывный труд, не жизнь, а выживание. Но от всех проблем и тягот Матрена находит утешение в работе. И, в конце концов, именно работа и непосильный труд приводят её к смерти. Смысл жизни Матрены – именно это, а ещё забота, помощь, желание быть нужной. Поэтому деятельная любовь к ближним – основная тема рассказа.

    Так же важное место в рассказе занимает проблема нравственности. Материальные ценности в селе превозносятся над человеческой душой и ее трудом, над человечностью вообще. Понять глубину характера Матрены второстепенные герои просто неспособны: алчность и желание обладать большим застилает им глаза и не позволяет видеть доброту и искренность. Фадей потерял сына и жену, зятю грозит заключение, но мысли его занимает то, как уберечь брёвна, которые не успели сжечь.

    Помимо этого, в рассказе есть тема мистики: мотив неопознанного праведника и проблема проклятых вещей – которых касались люди, полные корысти. Фадей сделал горницу избы Матрены проклятой, взявшись валить её.

    Идея

    Вышеупомянутые темы и проблемы в рассказе «Матренин двор» направлены на то, чтобы раскрыть глубину чистого мировоззрения главной героини. Обычная крестьянка служит примером тому, что сложности и потери только закаляют русского человека, а не ломают его. Со смертью Матрены всё то, что она фигурально выстраивала, рушится. Её дом растаскивают, остатки имущества делят между собой, двор остаётся пустым, бесхозным. Поэтому жизнь ее выглядит жалко, потери никто не осознает. Но не то же ли самое случится с дворцами и драгоценностями сильных мира сего? Автор демонстрирует бренность материального и учит нас не судить окружающих по богатству и достижениям. Истинное значение имеет нравственный облик, который не меркнет даже после смерти, ведь остается в памяти тех, кто увидел его свет.

    Может, со временем герои заметят, что не хватает очень важной части их жизни: неоценимых ценностей. Зачем же раскрывать глобальные нравственные проблемы в таких убогих декорациях? И в чем тогда заключается смысл названия рассказа «Матренин двор»? Последние слова о том, что Матрена была праведницей, стирают границы её двора и раздвигают их до масштабов всего мира, делая тем самым проблему нравственности общечеловеческой.

    Народный характер в произведении

    Солженицын рассуждал в статье «Раскаяние и самоограничение»: «Есть такие прирожденные ангелы они как будто невесомы, они скользят как бы поверх этой жижи, нис­колько в ней не утопая, даже касаясь ли стопами ее поверхности? Ка­ждый из нас встречал таких, их не десятеро и не сто на Россию, это - праведники, мы их видели, удивлялись («чудаки»), пользовались их добром, в хорошие минуты отвечали им тем же, они располагают, - и тут же погружались опять на нашу обреченную глубину».

    Матрену от остальных отличает способность сохранить человечность и твёрдый стержень внутри. Тем, кто бессовестно пользовался её помощью и добротой, могло бы показаться, что она безвольная и податливая, но помогала героиня, исходя только из внутренней бескорыстности и нравственного величия.

    Интересно? Сохрани у себя на стенке!
Данные об авторе

Парушкина Татьяна Ивановна

Место работы, должность:

МАОУ "СОШ" с.Грузино Чудовский район Новгорродская область

Новгородская область

Характеристики ресурса

Уровни образования:

Среднее (полное) общее образование

Класс(ы):

Предмет(ы):

Литература

Целевая аудитория:

Учитель (преподаватель)

Тип ресурса:

Конспект урока (занятия)

Краткое описание ресурса:

Данную презетацию и конспект урока можно использовать на уроках литературы в 9 и 11 классах

Урок-размышление на тему : «Не стоит село без праведника…» (по рассказу А.И.Солженицына «Матренин двор)

Задачи урока :

  1. провести анализ рассказа для осмысления образа Матрены как праведницы земли.
  2. вырабатывать навыки анализа текста
  3. закрепить навыки самостоятельной работы и работы в группах
  4. помочь учащимся задуматься над такими нравственными понятиями как гражданственная ответственность, доброта, милосердие, чуткость, человечность, совесть.

Оборудование урока : презентация

Ход урока

1.Организационный момент

  • Вступительное слово учителя

Рассказ «Матренин двор» написан в 1959 году. А опубликован в 1964 .Этот рассказ - произведение автобиографическое. Это рассказ Солженицына о том, как после лагерей ему захотелось затеряться в самой глубине России. После реабилитации Солженицын работал некоторое время учителем физики во Владимирской области, жил в деревне Мильцево Курлуковского района у крестьянки Матрены Васильевны Захаровой. Но рассказ «Матренин двор» выходит за рамки обычных воспоминаний, а приобретает глубокое значение, признан классикой.

Вопрос: «Как жить на земле?» рано или поздно встает перед каждым человеком. Ответ на этот вопрос мы постараемся найти в рассказе «Матренин двор».

  • Беседа по содержанию рассказа

Учитель: Главная героиня рассказа - крестьянка Матрена. В переводе с латинского языка это обозначает «мать». Героиня несет в себе спасительное начало.

- Чем Матрена Васильевна привлекательна для рассказчика?

- Как он объясняет ее «странности»?

- Что и почему ей прощает?

Учитель: Жизнь героини можно условно разделить на две части: прошлое и настоящее.

Подготовить рассказ о ее жизни было вашим домашним заданием.

  • Проверка домашнего задания.

-Что окружает Матрену в настоящей жизни?

Задание: подобрать к ключевым словам определения из текста

-Как проходит обычный день у Матрены? (Топила печь, доила козу, ходила за водой, варила, ходила за торфом, за ягодами, копала картофель заготовляла сено для козы)

-Что было в ее настоящей жизни, а чего не было?

-Что пришлось испытать Матрене в прошлом?

-Обозлилась ли на жизнь Матрена, столь жестокой к ней?

Подтвердите свой ответ примерами из текста.(Доброжелательность иделикатность к постояльцу, отсутствие зависти, готовность помочь людям, колхозу)

Учитель: Удивительное дело - не обозлилась на этот мир Матрена, сохранила доброе расположение духа, чувство радости и жалости к другим.

Писатель не дает конкретное описание внешности Матрены, но одна деталь постоянно подчеркивается автором - это улыбка.

- Какая? (Лучезарная, просветляет ее лицо, добрая, извиняющая)

-Какое у нее было верное средство вернуть себе доброе расположение духа? (Работа)

-Как относится Матрена к работе?

(Для нее это радость, отдых, лекарство от всех болезней)

-Как она помогает окружающим?

(Бескорыстно, не берет денег за работу, не завидует размерам чужой картошки, не держала обиды на колхоз, идет помогать по первому же указу, не получая ничего за работу. «Ни труда, ни добра своего не жалела Матрена никогда».)

-Как используют ее труд окружающие люди?

(Все настолько уверены в ее согласии, настолько привыкли использовать ее труд, что не просят прийти, а просто констатируют факт. Люди бессовестно пользовались бескорыстием Матрены.)

-А что такое бескорыстие?

Бескорыстный - чуждый корыстных интересов. Корысть - выгода, материальная польза.

-Как относятся к Матрене окружающие ее люди ?

(Родные почти не появлялись в ее доме, опасаясь, по-видимому, что Матрена будет просить у них помощи. Все хором осуждали Матрену, что смешная она и глупая, на других бесплатно работающая, нещадно пользовались все Матрениной добротой и простодушием - и дружно осуждали ее за это.)

(Да, хотя и была безгрешна.)

Что изменило обычный образ жизни Матрены? Почему ей трудно решиться отдать своей воспитаннице горницу при жизни? Почему не спит она две ночи, думая о горнице? Жалко ли ей горницы? Подтвердите текстом.

(Матрене не жалко саму горницу, ломка дома воспринимается ее как ломка всей ее жизни, где прожила она 40 лет, пережила две войны, смерть шестерых детей, потерю мужа.)

-Почему погибает Матрена? (Решила помочь мужикам)

Учитель: Вот не стало Матрены. «Убит родной человек», - не скрывает своего горя герой-рассказчик. Погибает Матрена вместе с горницей, с частью своего дома. Пережить то, что пережила Матрена, и остаться человеком бескорыстным, открытым, деликатным, отзывчивым, чутким, не озлобиться на судьбу и на людей - какие душевные силы для этого нужны.

-Проследим за поведением людей, собравшихся на похоронах Матрены.

(Не похоронный обряд, а политика)

-Кто из них искренне переживает смерть Матрены, горечь ее утраты?

(Людей, действительно искренне переживающих смерть Матрены, очень мало - близкая подруга (тем не менее не забывает прихватить вязаную кофточку), Кира, вторая Матрена.

Все остальные изображают горе, для них главное - заполучить наиболее выгодную часть наследства.)

-Как отзывались окружающие о Матрене?

Учитель: И оказалась, что уходит Матрена из жизни никем не понятая, никем по-человечески не оплаканная.

Найдите описание внешности Фаддея. Какой говорящий эпитет характеризует этого героя?

(«черный» встречается шесть раз)

Учитель: Это ненасытный старик, потерявший обыкновенную человеческую жалость, для которого главное - нажива. Жестокий по отношению ко второй жене, злопамятный по отношению к Матрене. Его поведение во время похорон?

(Фаддей в деревне был такой не один, а Матрена - такая - была совершенно одна.)

-Чем она отличается от всех остальных? Что в ней не понятно людям?

  • Выразительное чтение финала рассказа.

-Как вы, ребята, понимаете эти слова? Согласны ли вы с ними?

-В чем смысл слова «праведник»?

Праведник - это человек с чистой совестью и душой. (В.Даль «Толковый словарь живого великорусского языка»)

Праведник - праведно живущий; во всем по закону Божьему поступающий, безгрешник.(С.Ожегов «Толковый словарь русского языка»

Праведник

1.У верующих: человек, который живет праведной жизнью, не имеет грехов.

2.Человек, ни в чем не погрешающий против правил нравственности.

-Какое из этих определений раскрывает характер Матрены?

-А кого из действующих лиц мы можем отнести к грешникам ?

  • Самостоятельная работа в парах

Что сопровождает жизнь праведника и грешника?

Учащиеся составляют таблицу

праведники

грешники

  • Коллективное обсуждение результатов самостоятельно выполненной работы в парах

Учитель: Каждый человек должен пройти свой путь, каким бы он ни был, удачным или неудачным, сохранив в себе мужество и совесть, и человечность, и благородство, не убить то высокое, что заложено в нем самой природой.

Исходное название рассказа - «Не стоит село без праведника». А.Т.Твардовский ради публикации предложил нейтральное название «Матренин двор». Если учесть, что СЕЛО - ь символ нравственной жизни, национальных корней человека, село - это вся Россия, то -какой смысл вкладывал Солженицын в название рассказа ?

  • Вывод по уроку.

-Как вы думаете, ребята, нужны ли такие праведники в нашей жизни?

(Да. Особенно в нашей современной жизни, когда взаимная ненависть, озлобление, отчуждение достигли ужасающих размеров)

  • Послушаем прекрасное стихотворение Булата Окуджавы

В нашей жизни, прекрасной и странной

И короткой, как росчерк пера,

Над дымящейся свежею раной

Призадуматься, право, пора.

Призадуматься и присмотреться,

Поразмыслить, покуда живой,

Что там кроется в сумерках сердца

В самой черной его кладовой.

Пусть твердят, что дела твои плохи,

Но пора научиться, пора

Не вымаливать жалкие крохи

Милосердия, правды, добра.

Но пред ликом суровой эпохи

Что по-своему тоже права,

Не выжуливать жалкие крохи,

А творить, засучив рукава.

Учитель: Добро требует ежечасного, каждодневного терпеливого труда души. Так жила Матрена, которая не преследовала никаких личных целей, не ждала вознаграждения, благодарности, а совершала добро по внутренней потребности, потому, что не могла иначе.

  • Оценивание работы учащихся.
  • Домашнее задание:

Написать сочинение - рассуждение (на выбор)

«О чем заставил меня задуматься рассказ А.И.Солженицына «Матренин двор»?

« О чем бы я спросил(а) героиню?

Есть она тот самый праведник,

без которого... не стоит село.

Ни город.

Ни вся земля наша.

А. Солженицын. Матренин двор

В своем рассказе «Матренин двор» А. И. Солженицын выступает преемником прекрасных традиций русских клас-сиков, создавших незабываемую галерею образов русских женщин (некрасовские Матрена Тимофеевна, Орина, турге-невская Лукерья).

Главная героиня рассказа — простая, одинокая старая женщина Матрена Васильевна. Никогда не была легкой ее жизнь, достаточно печалей и забот и сегодня. Из всего хозяйства — колченогая кошка да грязно-белая коза, но и для козы негде накосить сена. Торф для протопки дома на зиму приходится воровать с болот, потому что продавать его местным жителям было «не положено» (так и жили люди в поселке Торфопродукт, как сапож-ники без сапог). А легко ли принести на своей спине пять-шесть мешков в день? Вот и не заживает спина старой женщины: «Зимой салазки на себе, летом вязан-ки на себе...»

Много бед и страдания выпало на долю Матрены Васи-льевны: шестеро детей не дожили даже до трех месяцев, из-за чего в поселке решили, что на матери — порча; муж не вернулся с войны. Но эта необразованная женщина находит в себе силы смириться с судьбой, оставаясь по- прежнему доброй, отзывчивой, милосердной. Ничего не жа-лея для родственников, соседей и просто чужих людей, Матрена часто не оставляет ни сил, ни времени для себя, для ведения своего хозяйства. Помочь колхозу вывезти навоз — к Матрене, помочь соседям в пахоте или уборке урожая — все идут к Матрене Васильевне, зная, что она не откажется. И она не отказывала, бескорыстно посвящая себя служению людям, не требуя взамен ничего, даже бла-годарности.

«Не стоит село без праведника» хотел первоначально назвать свой рассказ А. Солженицын. Истинным правед-ником, на котором держался поселок, была Матрена Васи-льевна, всю свою жизнь сумевшая подарить людям так, что они не чувствовали себя должниками. «Не понятая и брошенная даже мужем своим», «смешная, по-глупому ра-ботающая на других бесплатно», Матрена никогда не бу-дет забыта Кирой, которой подарила всю свою материнс-кую любовь и нежность, и Игнатьичем, которому, не беспо-коясь о том специально, вернула веру в человеческое бла-городство, добро, чистоту.

Такие люди, как Матрена Васильевна, живут среди нас и сегодня, бескорыстно и незаметно творя добро, находя свое счастье и предназначение в самоотдаче — на них и держится вся жизнь человеческая, полная бессмысленной торопливости, забывчивости, эгоизма и несправедливости.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

«Школа окружающий мир» - Салки морской бой крестики-нолики. Тест по теме «В школе». Прочитай внимательно вопрос. Ключ к ответам. Окружающий мир 2 класс. Инструкция: 8. Где в школе можно бегать, прыгать, кувыркаться? Выбери геометрическую фигуру (или фигуры) , соответствующую вашему ответу. Русский язык математику физику.

«Окружающий мир в школе» - Реализация принципов научности, регионально-краеведческого, экологического, связи с жизнью, сезонности. Современная парадигма образования: Необходимо также учитывать возможность применения и проверки полученных знаний на практике. Филология Математика Природа, человек, общество Искусство и культура Здоровье Технологии.

«Тема Окружающая среда» - Растения выделяют кислород, которым дышит животное. ТЕМА: «Мир глазами эколога». Работаем, отдыхаем. Животные. Неживое. Живое. Природа. Экологические связи. Человек. Растения. Урок по окружающему миру Тема: «Мир глазами эколога». Многие животные питаются растениями.

«Окружающий свет» - Свет имеет большое значение для развития жизни на Земле. Законы природы едины. В поговорках, пословицах, цитатах. Длина волны от 4 10-7 до 7,5 10-7 м. Масса покоя фотона равна 0. Фотоэффект Химическое действие света Фотосинтез Давление света. Абу Али ибн Сина. Вселенная и свет появились в результате Большого взрыва.

«Программа по окружающему миру» - Цель изучения курса «Окружающий мир» в начальной школе -. Кружок «Юный эколог». Тематическое планирование. Учебный предмет «Окружающий мир». Реализует принципы деятельностного подхода. Методы и приёмы. Разработан механизм оценивания своей деятельности. Проектирование отдельного урока. Календарно- тематическое планирование уроков окружающего мира.

«Игры окружающий мир» - Активное использование сюжетно- ролевых игр. Праздник солнца. Школа путешественника. Соблюдай правила дорожного движения. Содержание учебного предмета. Структура дидактичекой игры. Учебно-методический комплекс А.А. Плешакова «Окружающий мир». Азбука здоровья. Дидактические материалы. В стране сказочных животных.