Какую роль играет театр в жизни человека? Театр как средство воспитания Какова роль театра в культурной жизни человека.

Театр по праву можно считать одним из древнейших оплотов человеческой культуры. В той или иной форме он сумел занять свое место в культурной традиции каждого народа мира независимо от расовой, религиозной, этнической и других принадлежностей. Роль театра в жизни человека и общества разнилась в зависимости от времени (эпохи) и цели, которую преследовали театральные деятели. Так, например, в древней Греции задачей театра было духовное развитие и нравственное очищение зрителей через сопереживание героям (главенствующий жанр в античной драматургии – трагедия), а также отражение важнейших исторических событий.

Театр в жизни человека


Основной функцией театра была и остается развлекательная, все остальные (воспитательная, просветительская, пропагандистская и прочие функции театра, актуальные для разных лет и исторических вех) могли существовать только в развлекательном ключе. Отсюда следует, что театр издревле удовлетворял естественную потребность человека в зрелищах.
Театр родом из жизни, а значит, каждая театральная постановка всегда рассказывает нам о нас самих.
Вторая важнейшая роль театра в жизни человека – развивающая. Театральная практика – популярный способ саморазвития, а также полезный активный отдых и просто приятное времяпрепровождение. Актерская практика развивает в человеке:
  • эстетическое чувство;
  • чувство внутренней свободы;
  • чувство ритма и владение телом;
  • умение сопереживать и ставить себя на место другого человека;
  • умение грамотно излагать и доносить свою мысль, а также выражать ее без помощи слов;
  • умение разбираться в людях и жизненных ситуациях;
  • любовь к литературе и способность к осмысленному полезному чтению.

Значение театра в воспитании детей


Казалось бы, роль театра в воспитании детей очевидна, однако не для всех. Поясним. Популярность детских самодеятельных театров и театральных кружков обуславливается тремя главными факторами:
  1. Возможность игрового обучения. Основой театра является мировая классическая литература, которая так сложно усваивается детьми через чтение, и так просто – через действие на сцене.
  2. Постановка спектакля – это коллективный труд, постоянная работа с партнером, умение брать на себя ответственность за других людей и за общее дело.
  3. Театр способен увлечь подростка, стать его хобби и уберечь от попадания под пагубное влияние дурных привычек и неблагополучных компаний.
Кроме того, роль театра в формировании личности ребенка подтверждена детскими психологами как верное средство для преодоления неуверенности в себе, развития важных коммуникативных навыков и формирования здоровой самооценки у детей всех возрастов.

Изменение роли театра в современном обществе


Значение театра в жизни современного человека стало ощутимо снижаться в результате возникновения искусства кино и, тем более, совершенствования технологии съемки и показа кинофильмов.
С появлением домашних телевизоров театр лишился значительной части зрителей, а в перспективе – целых поколений, воспитанных не сценой, а «голубым экраном».
Это привело к потере театром роли главного поставщика «зрелищ» народным массам и значительному снижению интереса к нему. Однако именно сегодня, в цифровую эпоху, когда на сантиметровом кусочке пластика умещаются целые архивы фильмов, доступные для просмотра на любом мобильном устройстве, происходит изменение роли театра в обществе. Он снова набирает популярность и обретает второе дыхание. Тому есть несколько причин.
  • Пресыщенность. Когда-то сумасшедший рост популярности кино обуславливался новизной явления, особенно в сравнении с традиционным театром. Сегодня кино – настолько рядовое и массовое явление, что театр на его фоне выглядит почти экзотично и стремительно возвращается в моду.
  • Низкое качество массового продукта. Чтобы обеспечить фильму высокие кассовые сборы, достаточно вложиться в спецэффекты и рекламу с хорошим трейлером, т. к. зритель идет на яркую картинку в первую очередь. В результате – массив некачественных высокобюджетных однодневок, ценность которых очевидна только для их создателей. А возникающий интеллектуальный голод современного зрителя может удовлетворить только «умное» кино, которого не так уж много, и конечно же, театр.

В школе ораторского мастерства обучение деловому общению подразумевает развитие коммуникативных навыков и обмен опытом ведения переговоров такими же учениками как и вы. Вместе с педагогом вы разберете самые сложные моменты в переговорах и научитесь их преодолевать.

У каждого человека есть свои суждения по поводу того, как проводить свободное время и как культурно развиваться.
Некоторые любят кино и посещают каждую новинку проката, а кто-то любит активный отдых – боулинг, каток. Но по настоящему приобщиться к культуре можно, если купить билеты в Большой театр . Театральное искусство – особый вид времяпрепровождения. Спектакль – это увлекательное приключение, но не каждый понимает это направление и не каждый посещает театры.

Зачем нужно ходит в театр?

Театр нужно понимать и любить всей душой, ведь именно тогда походы на спектакли будут в радость. Некоторые ходят за компанию с друзьями или родными, некоторые – потому что модно. Сон посреди спектакля или высмеивание декораций, костюмов и диалогов – это проявление неуважения к театру. Лучше повременить с посещением этого культурного заведения, чем вести себя таким образом.

На вопрос о том, для чего нужно ходить в театр, можно ответить клишированными фразами о культурном развитии, приобщении к прекрасному, расширении воображения и кругозора. Это действительно так, но даже с такими преимуществами многие находят его скучным, неинтересным или даже нелепым.

Этому есть ряд объяснений. Самое главное из них – это неправильный выбор театра. Для каждого человека есть свой театр и свои спектакли. Выделяется несколько театральных направлений – академическое, современное, музыкальное. Если кому-то не нравятся спектакли по классикам, можно попробовать посетить мюзикл. Комедии, трагедии, драмы, моно-спектакли и представления для детей – все это можно найти, просматривая афиши самых авторитетных театров. Для первого просмотра нужно тщательно выбирать и место, и саму постановку. Правильно выбранный спектакль, несомненно, вовлечет, заставит переживать или смеяться.

Несмотря на то, что некоторые не любят театральное искусство, каждый новый спектакль продолжает собирать залы благодарных зрителей. Найдя свое направление, свои спектакли и жанры, каждый сможет понять театр и сделать его неотъемлемой частью своей жизни.

.

И всё же, как театр может влиять на нашу психику? Что такого он даёт человеку, что даже с повсеместным развитием кинематографа его роль не ослабевает, а где-то даже и усиливается? И полезно ли вообще, ходить в театр? Есть ли в этом толк?

Важность театра в развитии личности

Давайте посмотрим, что нам об этом говорит Кевин Брауни, антрополог, искусствовед и режиссёр. На одной из конференций он выделил 10 причин, почему театр так важен в нашей жизни. Обратимся только к тем, которые затрагивают интересующую нас тему.

Театр помогает нам осознать свою человечность. Только сопереживая, наблюдая за обыденными ситуациями со стороны, мы можем осознать, что делает нас людьми.

Регулярное посещение театра развивает способности к коммуникации, выражению наших чувств и эмоций, улучшению взаимопонимания с миром и другими людьми.

Он даёт понимание того, как работает наше сознание, как среда обитания, в которой мы находимся, влияет на наше мышление и наше поведение.

Подмостки выносят в центр всего - человеческое тело, следуя древнему греческому антропоцентризму, что меняет роли в наших отношениях с технологическим процессом, заставляет подчинять нам технику, а не подчиняться ей самим.

Расширение сознания и принятие других людей и культур. Сложно сказать, насколько сильно это может влиять на нас, но для глобализации и успешной социализации - это важный момент. Современный мир диктует свои правила, и нам лучше им следовать.

Театр - отличный способ исследовать мир, человеческие взаимоотношения, анализировать их. Он выступает некой лабораторией, зеркалом того, где мы живём, и того, с чем постоянно сталкиваемся.

Представления развивают креативность силой искусства, вдохновляют на новые свершения и придают уверенности в решении различных проблем.

Университет Арканзаса провёл исследование о том, как живые представления могут влиять на учеников школ. Всё это было направлено на то, чтобы в их практику вошёл, наконец, столь необходимый театр. Из-за чрезмерного упора на точные науки, дети теряют много важных вещей, которые во взрослом возрасте приобрести будет сложнее.

По итогам исследования выяснилось, что спектакли вырабатывают способность понимать и сочувствовать. В контрольной группе, которая читала оригинальное произведение или смотрела фильм по мотивам, это было не так явно выражено, но тем не менее, было.

Исследователи отметили важность того, чтобы наблюдать действие здесь и сейчас. Вариант с записями или фильмами имеют некоторый вес. Но никогда не сравнятся с эмоциями, которые возникают в режиме реального времени.

Часто люди пренебрегают комедиями и мюзиклами, считая эту фривольность - недостойным зрелищем. Однако, именно такие постановки влияют на ментальное здоровье. Эмоциональный фон также приходит в норму.

Учёные рекомендуют обратить внимание на местные независимые и любительские театры. Во-первых, они помогают людям всех возрастов исполнять свои мечты и играть роли, о которых всю жизнь мечтали. Во-вторых, меньший масштаб действа упрощает видимость и слышимость, а камерная обстановка способствует уюту и спокойствию. В-третьих, всегда можно влиться в коллектив и самому принять участие в одной из постановок, что даст незабываемый опыт и привнесёт новые эмоции.

Как театр влияет на нашу психику?

В Древней Греции театр был настоящим институтом психологической практики. Здесь тебе и отличный способ оздоровления, и коррекция психики сопереживанием, и анонимность, и универсальная художественная идея. Уже тогда все прекрасно понимали, что театр очень сильно влияет на личность. В современном психоанализе это будет называться переводом из дистресса (стресса вредного и неприятного, ведущего к патологии) в эустресс (полезный и приятный стресс, ведущий к выздоровлению).

Как работает психологическая реабилитация театром?

Искусствовед Юрий Григорьевич Клименко размышляет над этим вопросом детально и практически.

1)Всё начинается с процесса сотворчества актёра и зрителя. Сюда входят воображение, ролевые игры, игровая свобода, разделение сознания на Я и не-Я.
2)Затем начинается перевод из дистресса в эустресс, который зиждется на механизмах психологической защиты. Сюда входят: агрессия, проекция, вытеснение, фантазия, отрицание, подавление, конверсия и др.
3)И последним приходит катарсис, который и является целью. Он возникает в результате совокупного воздействия всех вышеперечисленных механизмов, которые появлялись на разных уровнях: эмоционально-поведенческом, вегетативном, когнитивном и социально-психологическом.

Узнавание и работа над собой

Карл Густав Юнг, широкоизвестный психолог, ученик Фрейда, говорит о роли театра, как «мистической сопричастности», в которую погружается личность. Здесь он ощущает себя не отдельным человеком, но народом, общностью. Юнг также полагал, что самое сильное воздействие, приводящее к избавлению от комплексов, будет иметь то произведение искусство, которое объективно и имперсонально.

Происходит это «влияние» примерно так: актёр своей игрой побуждает зрителя находить в персонаже бессознательно то, что требует компенсации на сознательном уровне.

Любовь или нелюбовь к театру возникает по ряду разных причин. Среди психологических явно лидирует одна. Зритель видит в герое себя, узнаёт свои слабые места, осуждает своё же поведение. И здесь очень важно, чтобы он нашёл в себе силы восстать против своих слабостей, оценить себя с негативной стороны. Тогда он сможет избавиться от отрицательного героя в себе самом.

Психолог Эрик Берн считает, что любое общение людям выгодно и полезно, а театр даёт отличную возможность для него. Анализируя экспериментальные данные, он отмечает, что отсутствие эмоциональных и сенсорных раздражителей может привести к психическим нарушениям. Человек должен организовывать свою жизнь на высоком эмоциональном уровне, в чём ему и может помочь театр. Ведь последний наполнен актами скрытого общения.

Комедии и трагедии равно одинаково влияют на эмоциональное здоровье человека, даже несмотря на то, что первые заставляют нас смеяться, а вторые сочувствовать.

Катарсис не всегда является целью трагедии. Во время сценического действа в голове у зрителя идёт свой спектакль, который может не соотноситься с тем, что на происходит на сцене, ни по сюжету, ни по жанру.

Комедия, несмотря на уже давно устаревшее звание «низкого жанра», никак не связана с унижениями ближнего или высмеиванием личности.

Театр - это те же игры, в которые мы все играем ежедневно, если верить Берну. Можно было бы сказать, что театр делает человека свободным, но на самом деле он делает его рабом. Зритель, приходя в театр, надеется, что тот решит его проблему. И он действительно может её решить, если человек сам найдёт в себе мужество не пугаться ситуаций, в которые могут погрузить «его» персонажа, а использовать их для исцеления.

Отсюда вытекают и театральные привычки. Кто-то может несколько раз ходить на полюбившийся спектакль, потому что в нём он увидит уже знакомые игры, в которых он с удовольствием принимает участие, отказавшись от общественного ролевого поведения. Обрести свободу в театре можно только тремя способами: вовлечённостью в настоящее, спонтанностью и близостью.

Если переложить психологическую теорию эмоций на театр, то можно увидеть, что последний приводит к сочувствию и сопереживанию. Сочувствуя, зритель понимает и оправдывает поступки персонажа, как свои собственные. Сопереживать он может не только положительному (по сюжету) герою, но и отрицательному, вкладывая в него свои причины и свою мотивацию для тех или иных поступков.

Зритель - пациент?

Николай Николаевич Евреинов, драматург, искусствовед, психолог и философ отмечал, что театр пробуждает волю к жизни в зрителе, властно заставляя того преображаться.

В чём же прелесть театра, как психологического инструмента? В традиционном лечении человек осознаёт себя пациентом - а это всегда дистресс. Но театр предоставляет свободу, обезличивает пациента и таким образом погружает его в эустресс. Театр способен влиять на стресс житейский, вытесняя его, и в этом его неповторимая сила.

Моделирование различных ситуаций на театральных подмостках - возможность объединить в моменте сопереживания самых разных людей, которые находят свой личностный смысл в них. Получается вполне себе групповая терапия, которая сохраняет каждого «пациента» инкогнито.

Английский психолог Роберт Бернс разработал Я-концепцию, которая ведёт к достижению внутренней согласованности. Зритель постоянно сравнивает своё Я с тем, что происходит на сцене, пытается встроить себя в этот новосозданный театральный мир. Тем самым он пытается миновать когнитивный диссонанс. Для этого нужно соблюдать несколько простых условий: принимать всё происходящее (быть готовым к сотворчеству), адаптироваться (подчиниться правилам игры), активировать психологическую защиту (выбрать приемлемые для себя правила), или же отторгнуть постановку (не принять правила игры).

Капля негатива в бочка позитива

Как бы там ни было, но театр - не всегда исключительно позитивный опыт. Особенно в том, что касается периода ожидания спектакля. Врач Леонид Александрович Китаев-Смык выделяет такие зрительские фобии, как публичное обнаружение своего истинного Я, страх пережить катарсис, боязнь провала любимого актёра (автора пьесы, персонажа), неудовольствия и зря потраченного времени.

Однако, даже такой негативный стресс даёт свои плоды, а именно - внутренний самоанализ. Если наблюдать за активностью мышления актёра и зрителя во время постановки, можно заметить «озарения», которые и будут теми самыми моментами самокопания.

Карл Роджерс, лидер гуманистической психологии, в своей теории утверждает, что личность не может менять события, но вполне может изменить своё отношение к ним. И спектакль в театре побуждает к этому, выступая в качестве реальности, которая будет уникально воспринята каждым индивидом.


Самое драгоценное, в современном мире — это мир искусства. Знает ли состояние поры и времени? Нет. Оно всегда актуально для его ценителей.

Бесспорно, современный мир, высокие технологии, скоростная передача информации на любые расстояния заставляют человека прибегать к поиску более сложных, технически-оснащенных развлечений. Все больше людей на вопрос: «А любите ли вы ?» — вряд ли ответят утвердительно. Тем не менее, театр, по-прежнему, живет. Конечно, он трансформируется, чтобы донести наиболее полно до человека ту или иную информацию. Но основная идея театра (где есть сцена, актеры — это живые люди, обладающие талантом и, самое главное, есть зрители и ценители искусства) актуальна.

Этому виду искусства не страшны перемены, которые в жизнь людей неизбежно привносит время! Мир театра — самое драгоценное, что есть у человека разумного. Не даром посещение театров считается весьма престижным времяпровождением. Позволить себе приобрести подобную роскошь могут далеко не все. Однако, если пользоваться сервисом продажи билетов http://showbilet.ru/ , то можно покупать билеты в театр гораздо дешевле.

Препятствием для развития театра как индустрии является в первую очередь телевидение и кино. Зачем выходить из дома, когда столько всего показывают по телевидению, а домашний интернет позволяет выбрать из огромного количества фильмов те, которые хочется посмотреть? И поэтому кажется, что актуальность театра падает.

Симбиоз классической сцены и современных ценностей зачастую приводит к деградации этого вида искусства. Вплоть до того, что в аудиторию летят глупые шутки, неадекватные фразы, грубый мат — свидетельство низкого уровня культуры. И что самое печальное — людям нравится это смотреть. Не многие сейчас откажутся прийти на такую постановку. Находясь в зале можно мусорить, разговаривать по телефону, нарушать правила этикета, несмотря на то, что это место, где подобает вести себя культурно.









Для того, чтобы пойти в театр нужен определённый настрой, а этого достичь труднее всего в мире полном суеты и дисгармонии. Тем не менее, выбрав подходящий повод, человек направляется к источнику — за чистотой, нравственностью, философией. И поэтому актуальность театра всегда есть и будет.

Люди любят ходить в театр . Им интересна динамика действия: то, как меняются декорации, игра света, музыкальное сопровождение. Если это классическое произведение, всегда любопытно, как режиссёр интерпретирует его и то, какой отклик это вызовет у зрителя. Всегда приятно смотреть на талантливую игру актёров, вживаться в роль того или иного персонажа, тем самым проживая другую жизнь. Люди любят театр , и его актуальность вряд ли когда-то канет в лету.

Ходить в театр — это значит давать своей душе развиваться, расти, за счет включенности, максимального присутствия, размышлений, поисков ответов на разнообразные вопросы. Это свидетельствует о стремлении к высокому, к красоте и совершенству.

В театре присутствует момент искренности. Несмотря на то, что актеры просто играют свои роли, они в этот момент наиболее искренни с залом и с самими собой. Они переносятся в своем сознании в другую эпоху, в другую ситуацию и позволяют переживать вместе с ними. Конечно, если актеры талантливы и у них есть способность играть так. Тем они и ценны, потому они и любимы.

На актуальность театра вряд ли сможет повлиять что-то до тех пор, пока есть интеллектуальные, глубокие, мыслящие люди. Даже массовая деградация современного общества не страшна для театра. Ответом на это может быть только сатира, показывающая недостатки и обнажающая острую проблему социума и каждого индивидуума в отдельности.

Театр жил, живет и будет жить, пока горит огонь в сердцах и в глазах людей. Только театр и жизнь способны научить нас думать и любить.