Каменная оранжерея. Большая каменная оранжерея «Кусково

Оказавшись в пространстве парадного двора, мы видим перед собой первую поперечную планировочную ось, проходящую вдоль берега пруда и сосредоточившую главные здания имения – Дворец, церковь и кухонный флигель. Самым старым зданием здесь является Спасская церковь, построенная в 1737-39 гг. В нишах здания церкви раньше стояли 4 статуи, а крышу венчала статуя ангела с крестом, которую недавно восстановили. Колокольня появилась значительно позже, в 1792 г., по воле Николая Петровича Шереметева, хорошо известного нам благодаря своей скандальной женитьбе на крепостной актрисе Прасковье Ковалевой-Жемчуговой, поэтому на гравюрах М. Махаева, сохранивших для нас исторический облик усадьбы, колокольня отсутствует.

Первоначально здание Дворца было меньше того, которое мы видим сейчас, и повторяло облик Фонтанного дворца Шереметевых в Петербурге. В 1769-75 гг. К.И.Бланк перестроил обветшавший деревянный дворец в стиле классицизма по проекту Шарля де Вайи.

Здание дворца не имеет традиционных для того времени флигелей. Крылья дворца ограничили и расчленили бы пространство Парадного двора, поэтому центральный портик оформлен по бокам двумя ризалитами вместо выступающих вперед флигелей.

Справа от дома под окнами банкетного зала стояли шесть пушек - трофеи Полтавской битвы, подаренные Петром I графу Шереметеву. Они отзывались салютом на выстрелы с яхты.

Анфилада залов дворца, согласно традициям того времени, должна была поражать воображение гостей. Каждый зал оформлялся в своей цветовой гамме. Гостиные и комнаты тогда так и называли по цвету их обивки: голубая гостиная, малиновая гостиная, белый зал. Каждая комната и зал имели свое назначение. Шпалерная, оформленная великолепными гобеленами, занимающими все свободное пространство стен, предназначалась для семейных музыкальных концертов. Карточная и билльярдная, картинная и библиотека, обширная малиновая гостиная с механическим органом, парадная и вседневная опочивальня. Парадная опочивальня, обитая зеленым шелком с розами, была специально обустроена к приезду Екатерины II. В результате постоя французов в 1812 г. шелковая обивка залов была практически утрачена, ее восстанавливали по рисункам и оставшимся обрывкам и клочкам, найденным за плинтусами и мебелью.

Пространство парадных залов украшали жардиньерки с цветами, аквариумы и кадки с цитрусовыми. Аквариумы тогда еще только входили в моду, пришедшую вместе с фарфором с Востока, и представляли собой большой белый фаянсовый горшок, расписанный внутри рыбками и водорослями. В аквариум наливали воду, которая колебалась от шагов гостей по деревянному полу, создавая впечатление движения рыбок в аквариуме, а иногда рядом с аквариумом клали блюдце с камешками, которые можно было бросать в воду.

Пройдя по анфиладе парадных помещений, мы поворачиваем в покои хозяина: кабинет, диванная, библиотека и вседневная опочивальня. Обойдя полдома, мы оказались в картинной. Богатая коллекция живописи в усадьбе включала не только уникальные шедевры, но и картины крепостных художников, выполненных по заказу хозяев. Вернуть залу прежний вид уже не представляется возможным: раньше была принята симметричная развеска картин вплотную, когда полотна равной величины в одинаковых рамах размещали, симметрично заполняя пространство стен. Для этого картины подбирали по цвету, размеру и теме, не обращая внимания на их уникальность и безжалостно обрезая края под размер рам. Богатая коллекция живописи Шереметева тоже резко сократилась после постоя французов в 1812 г.

Из картинной мы попадаем в белую зеркальную галерею – огромный зал, смежный с банкетным. В XVIII веке процветал культ еды, ни одна встреча или мероприятие, будь то бал, охота или театральное представление, не обходилось без праздничного обеда, порою затягивавшегося до утра.

Для банкетов во дворце оборудован специальный зал с буфетной комнатой, имеющей выход к кухонному корпусу. В особо торжественных случаях стол могли сервировать в любом танцевальном зале усадьбы – в Зеркальной галерее, в Гроте или в Большой оранжерее. Готовые блюда приносили в буфетную из отдельно стоящего кухонного корпуса по специальной трельяжной галерее, густо окруженной липой. Чтобы запахи пищи не впитывались в обивку, банкетный зал отделали расписанными панелями. Примечательна и ниша, украшающая зал и расписанная под трельяжную беседку.

Длительное застолье превращали в шоу. Зал для торжественного обеда украшали цветами и померанцевыми деревьями в кадках. По размеру и количеству этих деревьев можно было судить о размере капитала хозяина, так в Кусково у графа Шереметева было около 600 померанцевых деревьев. Для каждого праздника художники заново создавали эскизы фейерверков, декоративных построек в парке в виде беседок и арок, оформления стола, театральных сцен и костюмов. Стол оформляли в соответствии с разработанными эскизами, начиная от формы самого стола, который мог быть фигурным, и заканчивая декором столового белья и салфеток. Боковую часть скатерти красиво подкалывали воланами и украшали цветами и лентами, перед каждым прибором принято было ставить небольшой букет. Букеты эти несли персональное пожелание гостю и, зная значение каждого цветка согласно модному тогда «языку цветов», гостю предстояло самостоятельно расшифровать это послание.

О начале торжественного обеда – «трактования», как говорили два века назад – гостей извещал пушечный выстрел стоявших под окнами банкетного зала пушек, которым вторили выстрелы с яхты. Стол поражал не только количеством и изысканностью блюд и перемен, но и экзотическими фруктами и компонентами блюд.

Зеркальная или белая галерея, использовавшаяся как бальный зал или как банкетный в особо торжественных случаях, выходит окнами в парк. Стена напротив окон украшена оконными рамами, застекленными зеркалами, наполняющими помещение светом и отражениями парка. Любопытно, что такая мелочь, как размер рисунка паркета в бальных залах, была тоже предусмотрена и рассчитана по размеру танцевального па. Типичное оформление больших торжественных залов зеркалами в оконных рамах, столь популярное в XVIII в., берет свое начало в зеркальной галерее Версаля и многократно повторяется во всех королевских резиденциях Европы.

Партер

Из окон зала открывается вид на партер регулярного парка, привлекающий внимание строгой геометрической планировкой и логически продолжающий банкетный зал.

Природа в регулярном парке строго подчинена воле архитектора. Недаром раньше ландшафтных дизайнеров называли строителями садов или парковыми архитекторами. Здесь царит симметрия, строго заданные правильные формы, увязанные в единую композицию с планом усадьбы. Все, вплоть до высоты растений и цвета их листвы на плоской, словно паркет гостиной, площадке парка учтено и просчитано, как цвет обивки мебели в залах.

Активные работы по обустройству Увеселительного сада, как тогда называли регулярный парк в Кусково, начались еще в середине XVIII века при графе Петре Борисовиче Шереметеве под руководством садовников-иностранцев - Карла Рейнерта, Иогана Манштатта и Петра Ракка, договоры с которыми переоформлялись каждые два-три года.

По описанию очевидца, парк выглядел так: «В оранжереях огромные лавровые и померанцевые деревья столетнего возраста. На островках виднелись то рыбачья хижина, то китайские беседки под сенью могучих кедров. На берегу возвышались два маяка. По озерам плавала раззолоченная яхта с пушками и китайская джонка, важно скользили лебеди. По дорожкам свободно разгуливали журавли, фазаны, павлины, пеликаны».

Регулярный парк имеет традиционное трехчастное деление. Центральная часть между зданиями дворца и оранжереи занята партером и украшена цветниками, рабатками, газонами, дорожками и многочисленной скульптурой. Правая и левая – боскетами, аллеями и павильонами. В партере и в аллеях раньше выставляли до 60 сохранившихся мраморных фигур. Симметрично по обеим сторонам партера размещали бюсты на высоких постаментах. Чтобы зрительно увеличить протяженность партера, вдоль ближайшей к дворцу половине партера ставили по два бюста, вдоль дальнего – по четыре. Четыре скульптуры, изображающие время суток, размещены были так, чтобы солнце поочередно освещало фигуры «Утро», «День» и «Вечер» в соответствующее время суток, всегда оставляя в тени грустную «Ночь».

Скульптурное наполнение партера со временем менялось. В 1779 г. на центральной оси партера была установлена колонна со статуей Минервы в память визита Екатерины II в Кусково в 1774 г. Изображение императрицы в виде богини разума Минервы было весьма популярным в то время. Кроме того, на главной оси были размещены солнечные часы, фигура итальянской работы «Le fleuvе Scanmindre» и обелиск работы Архипа Иванова из разноцветных гранитов, подаренный императрицей Шереметеву в 1785 г. на память о своем очередном визите. Высокие архитектурные элементы, расположенные на центральной планировочной оси, дополнены более низкими - урнами на постаментах, симметрично размещаемыми в двух линиях, параллельных главной оси.

Боковые части регулярного парка представляют собой боскеты, расчерченные прямыми аллеями. Пересекаясь под правильными углами, они образуют многолучевые звезды в местах пересечения и просматриваются насквозь. Каждую аллею замыкает павильон, скульптура или «перспективное письмо» (так называли декоративные щиты с изображением перспективы или какого-либо архитектурного объекта: беседки, руины, мельницы). Иллюзия объема написанных полотен была настолько реальна, что «даже некая бедная собачка была обманута и расквасила себе морду, пытаясь вбежать в несуществующее пространство», как вспоминал один из современников.

В Кусково и сейчас еще сохранились уникальные, вырезанные из фанеры садовые обманки в виде расписанных фигур дам и кавалеров. Некогда такие садовые обманки были обязательной принадлежностью садов. Также сад украшали живые зеленые скульптуры зверей, птиц и людей из искусно подстриженных буков и тиссов.

Когда-то стены одной из комнат Дворца были целиком заняты видами Кускова, написанными известным перспективистом М.И.Махаевым и его учеником Григорием Молчановым. Эти картины хранят исторически достоверный вид усадьбы XVIII в. Оформление зала видами собственной усадьбы пришло к нам тоже из Версаля, где галерея Большого Трианона и сейчас украшена видами версальского парка эпохи Людовика XIV. Впоследствии рисунки Махаева были превращены в гравюры, в процессе гравирования их несколько подправили и напечатанные гравюры были собраны в альбом по русскому садовому искусству XVIII в, изданный за границей. Так Кусково стало образцом для подражания.

Оранжереи

Следуя направлению центральной планировочной оси, мы миновали партер и подошли к Большой каменной оранжерее.

Сады и парки конца ХVIII - начала XIX вв. играли роль если не частных ботанических садов, то обширных коллекций растений. Такие вельможи, как Шереметевы, Голицыны, Юсуповы наперегонки старались привить в отечестве последние европейские достижения, интерес к естественнонаучным исследованиям, ботанике, и географическим открытиям.

В 1761-62 гг. по проекту Ф.Аргунова на месте старой деревянной оранжереи была возведена Большая каменная оранжерея, или Оранжерейный дом с центральным восьмиугольным павильоном, стоящим между двумя стеклянными галереями, завершающимися небольшими одноэтажными павильонами. Постройка отдаленно напоминает дворец Сан-Суси. Она выполняла роль не только оранжереи, но и танцевального зала. В 1780 г. именно здесь был устроен «цветочный бал» в честь визита Екатерины II.

Центральный павильон сделан двухъярусным, с южной стороны, обращенной к Дворцу, он увенчан балюстрадой с декоративными вазами. Павильоны оранжереи обильно украшены колоннами, лепниной и гербами. Игра светотени на всех этих элементах контрастирует с простотой частых переплетов стеклянных галерей.

Декоративное оформление южного фасада оранжереи было обусловлено необходимостью зрительно укрупнить его, чтобы он не терялся в конце 300-метрового партера. Зато северный фасад гораздо скромнее и выглядит как одноэтажный корпус с трехчастным делением. С северной стороны боковые павильоны гладкие, с двумя рядами окон и без куполов, видимых с юга.

Огромные входные двери Оранжереи сделаны намеренно широкими и высокими соответственно моде на платье конца XVIII века, что идет вразрез с функциональным назначением здания. Такие двери позволяли спокойно и беспрепятственно входить кавалеру с дамой, одетой в платье с фижмами, в танцевальный зал и боковые павильоны. Зал сделан двусветным за счет арочных окон над дверью, которые подчеркивают высоту и торжественность обстановки. Внутри зал опоясан балконом, предназначенным для оркестрантов. Боковые застекленные галереи, завершающиеся одноэтажными павильончиками, служили зимним садом и местом отдыха для прогуливающихся пар и маменек, поджидающих своих дочерей. Зимние сады были обязательным «райским уголком» русских усадеб и показателем состоятельности хозяев.

Шереметевы не жалели средств на высококвалифицированный персонал, они приглашали самых известных иностранных мастеров, отдавая им в подчинение крепостных, перенимавших секреты их мастерства. Так крепостные становились музыкантами, балетмейстерами и актерами, художниками, архитекторами и садовниками. Сейчас нас интересует работа последних. Крепостные садовники графа сами разводили в оранжереях особо ценившиеся тогда померанцевые, апельсиновые, лимонные, а также кофейные и лавровые деревья. Оранжерея Кусково содержала одну из самых богатых коллекций экзотических растений и цветов в России. Несмотря на суровые климатические условия России, мастерство садовников того времени позволяло круглогодично выращивать в оранжереях цветы и экзотические фрукты к столу знати. Росли и созревали в оранжереях Кусково персики и ананасы, апельсины и лимоны. Шереметев любил блеснуть, послав в декабре к столу императрицы корзинку с персиками из своих оранжерей.

Рядом с Оранжерейным домом в восточной части парка находится Американская оранжерея, которая была предназначена исключительно для хозяйственных нужд. Это одна из самых ранних построек в Кусково. Пять секций оранжереи на каменном фундаменте, различно ориентированные к солнцу, были построены в 1750-х гг. Имя архитектора осталось неизвестным, ведь ценность этого здания была обусловлена лишь выращиваемыми здесь экзотическими и декоративными растениями.

Откуда же появилось столь необычное для России того времени название – Американская оранжерея? «Каталог растений» 1786 г. прозаично разъясняет термин «американская оранжерея» как постройку «большого тепла». Пять секций здания имели собственные названия: Кофейная, Персиковая, Большая оранжевая, Косая оранжевая, и Крайняя оранжевая. Оптимального использования солнечного света добивались различным наклоном крыш, а также «лежачих и стоячих» оконных рам, ориентированных на юг, юго-восток и юго-запад, что позволяло подобрать наиболее благоприятный режим для выращивания теплолюбивых растений. Для усиления теплового эффекта галереи были застеклены дешевым зеленоватым стеклом. Выращенные здесь абрикосы, персики, ананасы, виноград и кофе служили не только украшением торжественных обедов щедрого хозяина, но и поставлялись к столу именитых вельмож, таких как князь Г.А.Потемкин. Восемь лавровых деревьев, насчитывающие по 300 лет, пережили всех хозяев усадьбы и еще продолжают расти. Современное здание Американской оранжереи было воссоздано на месте частично сохранившейся постройки в 1970-80-х гг.

Со сменой поколений хозяев Кусково постепенно утрачивало свою роскошь. Для ликвидации последствий постоя французов в 1813-15 гг. в усадьбе был произведен ремонт, но прежний блеск уже был утрачен, в 1830-х гг. разобрали здание театра, Столбовую и Китайскую беседки возле Голландского домика. После отмены крепостного права в 1861 г. содержать регулярный парк без штата бесплатных садовников стало практически невозможно. Парк стал приходить в запустение и зарастать. В конце XIX в. большая часть земель усадьбы была нарезана и продана под дачные участки. Все имущество Шереметевых было национализировано сразу после октябрьской революции. Именно это позволило сохранить усадьбы Кусково и Останкино от разгрома. Последний владелец Кусково - Сергей Дмитриевич Шереметев – после 1917 г. проживал в своем московском доме на Воздвиженке. В ноябре 1918 г. чекисты конфисковали всю переписку, дневники и ценные вещи графа, владелец которых уже не поднимался с кровати. Через месяц 75-летний граф скончался и был похоронен на кладбище Ново-Спасского монастыря.

В 1919 г. Кусково превращается сначала в краеведческий музей, а потом в архитектурно-художественный заповедник, который в 1932 г. был совмещен с музеем прикладного искусства. Позже музей был преобразован в музей фарфора и керамики, который сейчас разместился в помещениях двух оранжерей Кусково.

В основе собрания музея лежит коллекция А.В.Морозова из более чем 3000 фарфоровых изделий XVIII в., главным образом мейсенского фарфора.

Музей насчитывает свыше 18 тыс. экспонатов. Среди этих богатств стоит упомянуть итальянскую майолику, изделия с росписями Адама Лёвенфинка и Херальдта, мелкую пластику И. И. Кендлера, изделия Челси, Веджвуда, Севра, яркую коллекцию русского фарфора конца XVIII – начала XIX вв., и, конечно же, уникальный Египетский сервиз, подаренный Наполеоном Александру I по случаю заключения Тильзитского мира.

История ныне известной Усадьбы Кусково начинается в конце XVI в., когда Шереметевым принадлежал один небольшой участок этой земли, «кусок», как называл его граф Борис Петрович Шереметев. Все остальные земли в округе принадлежали графу Алексею Михайловичу Черкасскому. Всё изменилось после союза сына Бориса Шереметьева и единственной дочери Алексея Черкасского. С тех пор Шереметевы стали полноправными собственниками всей этой земли. А название так и осталось — Кусково. Для приёма гостей по приказу графа был отстроен дворец и усадебный комплекс с прилегающей архитектурной композицией, чем и сейчас может полюбоваться любой посетитель уже музея-усадьбы Кусково. Роду Шереметевых усадьба принадлежала более трёхсот лет, вплоть до 1917 года. В 1918 году Кусково получило статус музея-усадьбы.

Попасть на территорию усадьбы можно только через кассу. В 2015 г. за прогулку в парке нужно заплатить символическую сумму в 40 р. За вход в каждое из зданий цена колеблется от 50 до 150 р. Для первого посещения мы решили ограничиться общим билетом за 350 р., включающим в себя парк, Дворец, Американскую оранжерею и Грот, и отдельно заплатили 100 р. за фотосъёмку. Также входные билеты можно приобрести в каждом из зданий, не возвращаясь в кассу у входа.

Парк в Усадьбе Кусково

Входим во французский парк с множеством аллей, прудов и дорожек. Аккуратно выстриженные деревья и кустарники правильной геометрической формы так и заманивают в свои зелёные лабиринты. Ещё непонятно, в какую сторону идти, но охранник на входе нас заверил, что кругом стоят указатели, так что заблудиться невозможно.

Аллея деревьев перед Итальянским домиком.


А вот и сам Итальянский домик.

Повсюду стоят красивые белые статуи.

Ещё одна аллея, но уже ведущая к Гроту.

Ряд туннелей из переплетенных ветвей рядом со Дворцом.

Очевидно, Кусково — одно из излюбленных мест для свадебных церемоний и фотосессий, где каждая невеста чувствует себя настоящей принцессой. За время нашей непродолжительной прогулки мы успели увидеть несколько свадеб и просто фотосессий.

Пруды – неотъемленная часть всей парковой композиции. Самый большой находится прямо перед Дворцом. Если погода позволяет, можно расположиться на газоне, почитать книгу или пообщаться с друзьями.

С этого же места открывается чудесный вид на Грот, Итальянский домик и палатку с мороженым. 🙂

С тыльной стороны Грота тоже есть пруд. Несмотря на его маленькие размеры, в пруду плавают разноцветные рыбки, и берега позволяют спуститься прямо к воде. Есть на территории усадьбы и третий пруд, напротив Голландского домика, но мы там, к сожалению, не успели побывать.

Гуляя по парку, неожиданно набрели на вольер для птиц, в котором жило семейство павлинов со своими птенчиками.

Прогулка среди высоких кустов выдалась несколько хаотичной, каждый поворот ужасно интриговал, глаза разбегались, хотелось побывать везде и всюду одновременно, но время поджимало, и надо было идти во Дворец.

Дворец в Усадьбе Кусковов

Большой дом — так раньше назывался Дворец — именно здесь граф Шереметев принимал гостей. Кареты проезжали мимо большого пруда и по пологим пандусам поднимались прямо к парадной двери.

Бело-красные мраморные стены в вестибюле Дворца.

К нашему удивлению, одна из комнат оказалась Бильярдной. Оказывается, во второй половине XVIII в. бильярд был очень популярен. Комнату украшает резной камин над которым расположилась немного мрачное панно «Пейзаж с руинами у воды». На каждой стене висят картины неизвестных русских художников XVIII в.

Потолок с пятью симметрично расположенными панно, на которых изображены «Весна», «Лето», «Осень» и «Зима».

Столовая просторная и светлая. В ее отделке не использовались шелковые ткани, так как они впитывают запахи.

С левой стороны столовую украшает полукруглая ниша с мраморным бюстом Александра Македонского. К столовой примыкает буфетная, служившая для хранения посуды.

Обычно все богатые дома той эпохи отапливались изразцовыми печами, но здесь так же присутствуют мраморные камины, пришедшие в Россию из Западной Европы. Наверное, с двойным отопление стало вдвойне теплее. 🙂

В одном углу комнаты печь, а в другом — камин.

Ещё один мраморный камин с мраморными бюстами владельцев усадьбы: графа Петра Борисовича Шереметева и его супруги Варвары Алексеевны.

Самой яркой комнатой усадьбы Кусково является малиновая гостиная с позолоченными рамами картин и люстрой «Листопадом». По бокам зеркала установлены мраморные бюсты фельдмарашала Бориса Петровича Шереметева и его супруги графини Анны Петровны.

На картинах — парадный (в полный рост) портрет императрицы Елизаветы Петровны и графа Петра Борисовича Шереметева.

Парадная спальня — также мода заимствованная из Европы. В интерьер включены портреты владельцев усадьбы.


Непонятно, для каких целей предназначалась такая маленькая кроватка, в декоративных, или же действительно для отдыха?

Кабинет-конторка значительно скромнее парадных гостиных. Изначально, стены оживлялись множеством картин симметрично вставленных в дубовые панели по размерам и сюжетам. В 80-х гг. XVIII в. картины были сняты, но следы их пребывания и сейчас можно наблюдать на стенах.

Особую ценность представляет стол с изображением панорамы Кусковского парка. На столешнице не рисунок, а мозаика набранная из различных пород дерева.

Личная уборная, отдаленная от парадных интерьеров, предназначалась для приведения в порядок платьев, париков и грима. Комната обита английским ситцем. Помещение отапливалось единственным во дворце примером соединения печи с камином. В уборной прекрасно сочетаются подлинный китайский шкаф-кабинет, стилизованный под «Китай» русский шкаф-бюро с откидной крышкой, английские стулья и немецкая этажерка для цветов. Туалетный столик задрапирован тяжелой бордовой тканью с кружевом во вкусе XVIII века.

Замаскированная под обои потайная дверь. Хотелось бы знать, куда она ведёт.

Диванная — дань моде, пришедшей в Россию с Востока во второй половине XVIII века. Комната с большим пристенным диваном предназначена для отдыха. Висящие на стене небольшие женские портреты в овальных рамках, так называемые «женские головки», особенно модные в России в то время.

За Диванной видна Библиотека, по большей части служившая для хранения в витринах различных научных предметов: глобуса, звездной сферы, камеры-обскура, подзорной трубы, стекла, кости, перламутра и т.п. Эти предметы должны были свидетельствовать о просвещенности и изысканном вкусе владельца усадьбы. Резное золоченое кресло было изготовлено на заказ в известной московской мастерской П. Споля специально к приезду к Екатерины II в Кусково в 1787 г.

Вседневная опочивальня была предназначена для отдыха в течение дня. Голубая гамма стен и мебели создает атмосферу покоя и уюта. Камин декорирован французскими мраморными вставками с рописью «в помпеянском стиле».

Живопись Вседневной опочивальни представлена камерными (до половины тела) портретами детей графа Петра Борисовича Шереметева.

Картинная — маленькая домашняя галерея. На стенах Картинной размещались произведения живописи различных западно-европейских школ XVI-XVIII веков: немецкой, итальянской, французской, фламандской, голландской. Картины практически полностью покрывали стены и самостоятельная ценность картин отчасти утрачивалась, так как они подбирались по размеру и сюжетам с соблюдением сходной цветовой гаммы.

Танцевальный зал или Зеркальная галерея — самый большой и торжественный зал дворца, предназначавшийся для парадных обедов и танцев. Большое количество зеркал зрительно расширяет комнату. Стены украшены золочеными венками и медальонами с профилями античных воинов.


На этом экскурсионная «тропа» по Дворцу заканчивается, все выходят во двор — во французский парк, украшенный симметричными клумбами и различными скульптурами.

Тут же увидели очередную фотосессию. 🙂 На этой фотографии особенно хорошо видно, что Дворец — деревянный!

Идём в сторону Большой каменной оранжереи, оглядываемся назад на Дворец…

Ещё один вид на Дворец из самого «сердца» парка.

Вид с того же места на Большую каменную оранжерею.

Построенная в 1770-х гг. Большая каменная оранжерея изначально предназначалась для размещения топиарных (фигурных) растений, сейчас тут располагаются различные выставки.

Американская оранжерея в усадьбе Кусково

Наша цель была правее Большой каменной оранжереи — это Американская оранжерея. Ранее — теплицы для тропических растений, сейчас — также выставочный зал. Во время нашего посещения тут расположилась выставка Русского фарфора XVIII — начала XX вв.

Впервые в истории музея представлена наиболее полная в стране коллекция русского фарфора. Экспозиция построена по хронологическому принципу начиная с середины XVIII в. и кончая началом XX столетия. Демонстрируются изделия самых лучших фарфоровых заводов России: императорского фарфорового завода, частных предприятий Гарднера, Попова, Батенина, Юсупова, Сафронова и других заводов Гжели, Сипягина, Кудиновых, Корниловых, Кузнецова. Фотографировать выставку нам категорически запретили.

Павильон «Грот» в Усадьбе Кусково

Павильон «Грот» — самое необычное строение всей Усадьбы и очередная дань Европейской моде! Именно Кусковский Грот единственный в России, сохранивший свою первозданную внутреннюю отделку до наших дней.

Первые гроты начали строить XVI в. в Италии (в переводе и итальянского «пещера»), внутри которых устраивали либо купальни, либо фонтан. В Усадьбе Кусково Грот так же играл роль спасительного места в знойный летний день. Купол павильона венчает бьющий фонтан.

«Гроты делают в местах сада уединенных, или в лесочках. Вид оных с наружности должен представлять дикость; но внутренность требует убранства разными раковинами, зеркалами, кристаллизациями и другими блестящими камнями. Вход в них, к умножению холоду, располагается с северной стороны. Однако ж частая починка гротов навлекает затруднение» . (Левшин В.А. «Необходимое и полное домоводство», 1795 г.)

Грот состоит из трёх залов: центрального, северного и южного. Центральный зал расписан под зелёный и розовый мрамор.

Тут же выставлены несколько картин, выполненных целиком из ракушек.

Нам сказали, что в Гроте стоит столик, исполняющий желания. Нужно найти на нём свой знак зодиака и загадать желание, и оно непременно сбудется! 🙂

Идём в северный зал, выполненный в холодных тонах.

На потолке и стенах целые картины из раковин! И каждый посетитель павильона обязательно должен найти на потолке драконов. На фотографии ниже тоже сидит дракончик! Он кирпичного цвета с закрученным хвостом и зубастой разинутой пастью — справа на фото!

А тут в центре фотографии желтый дракон борется с зелёной змеёй.

Переходим в южный зал, его цветовая гамма тёплая в отличие от северного зала. Жаль, на фотографии не видно, как блестят и мерцают стены при попадании на них солнечного света!

И на потолке тоже живёт дракон! На фотографии ниже он на самом верху, поедает виноград. Фотография не самая удачная, хвост дракона обрезался, зато видны опущенные вниз крылья и раскрытую пасть.

В другом конце зала (между окнами) сидит красивая райская птичка. Не очень понятно, что она делает, может быть, пьет воду из фонтана?

Оформление интерьеров длилось около 10 лет. (1761 – 1775 гг.) Этой работой занимался немецкий мастер Иоганн Фохт. В отделке использовались туф (пористая горная порода, использующаяся как отделочный материал), стекло, кусочки зеркал, гипсовая лепнина и тысячи раковин 24-х видов. Куклы, установленные в нишах обеих залов, были куплены графом П.Б. Шереметевым в 1775 г. специально для Грота.

Вернувшись домой, мы с удивлением обнаружили, что не обошли и половины всей усадьбы! Так что визит придётся повторить. 🙂

Музей-усадьба «Кусково» – уникальный музей, где удивительным образом сохранился дворцово-парковый ансамбль XVIII века. На протяжении нескольких столетий – это «дворянское гнездо» принадлежало представителям графского рода Шереметевых. Своего расцвета усадьба Кусково достигла в середине XVIII века, когда во владение усадьбой вступает граф Петр Борисович Шереметев. Изысканность архитектуры, великолепные парки – пейзажный и регулярный, зеркальная гладь прудов – все это служило декорацией, в окружении которых разыгрывались грандиозные театрализованные праздники. Особенно пышными они были по поводу приезда монарших особ – здесь бывала императрица Елизавета Петровна, польский король Станислав Понятовский и австрийский император Иосиф II. Екатерина Великая посетила усадьбу шесть раз! Для увеселения гостей хозяин Кускова, граф П.Б. Шереметев, строит в регулярном парке павильоны, посвященные различным европейским странам: Итальянский и Голландский домики и французский павильон Эрмитаж, которые и сегодня радуют посетителей музея. Настоящая «жемчужина» дворцово-паркового ансамбля усадьбы – это деревянный Дворец, построенный в середине XVIII века и сохранивший свои интерьеры до наших дней. К числу уникальных и единственных в своем роде строений, относится и парковый павильон Грот, который символизирует пещеру подводного царства. Кусковский Грот единственный сохранил свое «гротическое» убранство, в создании которого использовались многочисленные морские и речные раковины. Среди московских усадебных парков, парк усадьбы Кусково также занимает особое место. Это единственный подобный парк в Москве, который сохранил свою планировку и украшением которого является скульптура XVIII века. В 1919 году усадьба стала музеем. В 1932 году в Кусково был переведен Музей керамики, созданный на основе национализированного после революции художественного собрания А.В. Морозова. В 1937 году два музея были юридически объединены. Сегодня музей является обладателем одной из крупнейших в мире коллекции керамики и стекла различных стран от античности до современности. Ежегодно в музее организуются выставки, проводятся концерты классической музыки, возрождаются старинные традиции усадебных празднеств, приемов и гуляний. Проезд: метро «Рязанский проспект», далее авт. 133 и 208 до ост. «Музей Кусково»; метро «Выхино», далее авт. 620, маршрут. такси 9М до ост. «Музей Кусково»; метро «Новогиреево», далее трол. 64, авт. 615, 247 до ост. «Улица Юности».

В день бесплатного посещения мы побывали почти во всех павильонах "Усадьбы Кусково". В некоторые были небольшие очереди, в некоторые - побольше. Некоторые павильоны были закрыты: Грот - на реконструкцию, а Итальянский домик - по неизвестным мне причинам.

Сейчас в одной половине Большой каменной оранжереи размещена постоянная выставка "Портретная галерея усадьбы Кусково", а во второй половине, если не ошибаюсь, развернуты экспозиции Государственного музея керамики. Во второй половине мы не побывали, так как уже не хотели стоять на солнце еще одну очередь, хотя и небольшую, т.к. Валя уже устала, зато зашли без очереди в следующую - Американскую оранжерею.

1. Вид на Большую Каменную оранжерею

2. Большая Каменная оранжерея

3. Портреты русских царей, цариц, царевича и патриарха. Слева направо сверху вниз:
царь Федор Борисович Годунов, царь Борис Федорович Годунов, царь Михаил Федорович;
патриарх Филарет, царица Ксения Ивановна Романовна, царь Алексей Михайлович;
царица Мария Ильинина, царевич Алексей Алексеевич,царь Федор Алексеевич.

4. Портретная галарея: российские монархи и члены их семей

5. Портрет императора Петра I неизвестного русского художника

6. Портрет императрицы Анны Иоанновны неизвестного русского художника

7.Портрет императрицы Екатерины II. (Копия с оригинала Торелли) неизвестного русского художника

8. Портрет великой княгини Марии Федоровны - урожденной Софии Доротеи Августы Луизы Вюртембергской, русской императрицы, второй супруги императора Павла Петровича.

9. Портреты российских государственных деятелей. Слева направо сверху вниз:
князь Алексей Михайлович, княгиня Мария Юрьевна Черкасская, Анастасия Петровна Голицына;
граф Федор Алексеевич Головин, граф Иван Иванович Бутурлин, Афанасий Данилович Татищев;
граф Петр Андреевич Толстой, герцогиня Анастасия Ивановна, барон Петр Павлович Шафиров.

10. Портреты представителей западноевропейских правящих династий. Слева направо сверху вниз:
шведский король Густав III, шведская королева София Магдалена, испанский король Карл III;
неаполитанский король Фердинанд IV, английский король Георг III, английская королева София Шарлотта;
жена голландского штатгальтера Фредерика София Вильгельмина Прусская, голландский штатгальтер Вильгельм V Оранский, король Сардинии Виктор Амадей III.

11. Портреты фельдмаршала Б.П.Шереметева и графини А.П.Шереметевой

12. Другие экспонаты портретной галереи

На выставке выдают ксерокопию каталога портретной галереи, чтобы ориентироваться в портретах и находить по изображениям их подписи (под самими портретами подписей нет). Выставка нам всем очень понравилась, было интересно догадываться по портрету о том, кто на нем изображен. Правда, мы очень мало кого угадали. Я, например, не узнала Петра I (а Валя, напротив, узнала).

Добавим к историческим портретам выставки семейные фотопортреты нашей дочери, Валентины Вячеславовны, сделанные в этот день в галерее портретов.

Состоялась 8 сентября 2012 г. День был переменчивый - то выглядывало яркое солнце и небо становилось ярко-голубым, то вдруг над головой зависала темно-серая туча, темнело и казалось, что сейчас хлынет дождь. Но Бог миловал. Дождь так и не пролился и мы смогли насладиться этой безусловной красотой.
Вообще писать о такого рода достопримечательностях очень сложно - может получится исторический (или архитектурный) очерк или восхваляющая ода. А на самом деле Кусково надо просто видеть, наслаждаться, созерцать.

Однако без общих описаний не обойтись хотя бы потому, что не все были в Кусково и не все в курсе, что это за такое замечательное место. А место для посещения действительно достойное - здесь хорошо провести выходной день, погулять по парку, зайти в музеи или даже провести свою свадьбу. Впечатления будут незабываемые.

Построим наш разговор о Кусково по следующему плану:

  1. Усадьба Кусково - расположение, история, архитектура, цены,
  2. Фотоотчет. Часть 1. Дворец, Голландский домик, Грот,
  3. Фотоотчет. Часть 2. Регулярный французский парк, Итальянский домик, Эрмитаж, Оранжереи.

Сегодня - первая часть нашего разговора об усадьбе Кусково. Самым главным в моих статьях о Кусково будут фотографии, потому что таков выбранный в данном случае жанр.

История. Усадьба Кусково известна как летняя загородная увеселительная резиденция Шереметевых. Расцвет жизни в усадьбе пришелся на то время, когда там жил граф Петр Борисович Шереметев - сын знаменитого фельдмаршала петровской эпохи, первого российского графа Бориса Петровича Шереметева. Более 50 лет он посвятил созданию этого великолепного места. Но усадьба возникла не вдруг, она была построена на месте родовой вотчины, которой Шереметевы владели с 16 века.

Кусково - парадная резиденция и этим все сказано. Здесь все делалось по образу и подобию царских загородных резиденций и с использованием самых последних достижений архитектуры того времени. Здесь проводились большие и малые приемы, празднества, мероприятия.
Но помимо своей богатой увеселительной усадебной жизни, Шереметевы занимались и полезными делами - строили храмы, занимались благотворительностью, а так же создали свой домашний театр, который считался одним из лучших России 18 в. и конкурировал с императорским придворным театром. Особенно "болел" театром Николай Петрович Шереметев.

Всем известна история настоящей, но трагической любви Николая Петровича Шереметева к крепостной актрисе своего театра Прасковьи Жемчуговой.
"Маленькой девочкой Параша за талант и красоту была взята в обучении в дом графа. Подростком она влюбилась в своего барина – и это не удивительно. Николай Шереметев был хорош собой, образован, цивилизован. Оба они обожали оперное искусство. Это могло остаться только интрижкой, но переросло в большую любовь. Всю свою короткую (прожила 34 года) жизнь посвятила пению и Николаю Петровичу хрупкая Параша. А теперь представьте. Каково это – и от своих крестьянских корней оторваться, и никогда не стать в глазах высшего общества графиней. Крестьяне называли её «барскою канарейкою», т.е. любовницей. А дворяне, не смотря на то, что восхищались пением Параши (у неё был редчайший голос) и дарили ей подарки (сама императрица одарила её перстнем с бриллиантом), всё равно смотрели на неё свысока.
От переживаний у Параши рано открылась чахотка. Петь она больше не могла. Николай Петрович тайно женился на ней, а Параша родила ему сына и через несколько недель умерла."

Расположение. Усадьба Кусково располагается в Восточном административном округе г. Москвы по адресу: ул. Юности, 2. Входов в усадьбу два: первый - центральный - со стороны ул. Юности и второй - со стороны Дворцового проезда. Мы поехали в объезд - по Оранжерейной улице и Дворцовому проезду, там было проще поставить машину. Вообще же транспорта по выходным дням очень много в связи с тем, что в Кусково приезжает много свадебных групп - провести бракосочетание, а также фотосессию. И не напрасно - фотографии здесь получаются сказочные, память на всю жизнь.
Вход в усадьбу платный - и на территорию, и во Дворец и др. павильоны. Думаю, что приведенная ниже на фото информация из объявлений на кассе, вам пригодится. Видно не очень хорошо, но прочитать можно.


Схема усадьбы Кусково:

Архитектура. Архитектурный ансамбль усадьбы достаточно внушительный:

  1. Дворец (Большой дом) (1769-1775)
  2. Церковь Спаса Всемилостивого (1737-1739) и колокольня (1792).
  3. Кухонный флигель (1756-1757).
  4. Каретный сарай и сушилка (II половина XIX века).
  5. Павильон «Грот» (1755-1761/75)
  6. Итальянский домик (1755)
  7. Менажереи (современная реконструкция)
  8. Итальянский пруд и канал Большим дворцовым прудом и менажереями.
  9. Вольер для птиц (современная реконструкция)
  10. Большая каменная оранжерея (1761-1763)
  11. Американская оранжерея (современная реконструкция).
  12. Домик управляющего (1810).
  13. Павильон Эрмитаж (1765-1767)
  14. Голландский домик (1749)
  15. Голландский пруд
  16. Швейцарский домик (1870-е).
  17. Регулярный парк
  18. Колонна со статуей Минервы
  19. Воздушный театр (1763).
  20. Входы на территорию музей-усадьбы

Нам повезло - усадьба великолепно сохранилась и мы можем любоваться ей по полной программе. Вот основные архитектурные объекты усадьбы.

Дворец (1769-1775) - главное сооружение в загородной увеселительной усадьбе. На этой фотографии южная сторона дворца, выходящая на Большой пруд.

Дворец сделан из дерева, что очень хорошо просматривается на фотографии.

Итальянский домик (1755). Первый этаж павильона предназначался для хранения раритетов - картин, скульптуры и др. произведений искусства. Второй этаж сделан в дворцовом стиле и предназначался для малых торжественных приемов.
Сейчас павильон находится на реставрации.

Голландский домик (1749) - самый ранний из сохранившихся увеселительных павильонов усадьбы Кусково. Он первым встречал гостей, въезжавших в Кусково через подъемный мост. Домик находится в идеальном состоянии, а вот пруд сейчас на ремонте. Вот как это сейчас выглядит.

А вот как Голландский домик выглядел раньше (старинная гравюра):

Павильон «Грот» (1755-1761/75). Грот обычно очень заинтересовывает посетителей усадьбы. И особенно интересует вопрос: для чего его построили? Ответ простой: такие сооружения - чисто южные постройки и обычно там было принято устраивать купальню или фонтан. И "прохлаждаться" там в жаркие летние дни.

Менажереи (современная реконструкция) располагаются на берегу пруда напротив Грота. Их 5. Стоят полукругом. Милые домики, предназначенные для содержания птиц. Мы застали их на реконструкции.

Павильон Эрмитаж (1765-1767). Эрмитаж - от французского ermitage – хижина отшельника. Как и другие парковые павильоны, в 18 веке Эрмитаж использовался для приема гостей, а название его подчеркивало назначение павильона, предназначенного для увеселения и развлечений в тесном кругу избранного общества.