Картина девятый вал состояние картины. Описание картины И

Иван Константинович Айвазовский (арм. Հովհաննես Այվազյան, Ованнес Айвазян; 17 июля 1817 год, Феодосия - 19 апреля 1900 год, там же) - всемирно известный русский художник-маринист, баталист, коллекционер, меценат. Живописец Главного Морского штаба, академик и почётный член Императорской Академии художеств, почётный член Академий художеств в Амстердаме, Риме, Париже, Флоренции и Штутгарте.

Работы Айвазовского И.К. наиболее любимы мной после творчества Сальвадора Дали. Несмотря на то, что стили у них совершенно разные, в них меня притягивает яркая искорка, настоящее, которое хочется держать в руках и любоваться бесконечно, греть душу.

Айвазовский наиболее выдающийся художник армянского происхождения XIX века. Брат армянского историка и архиепископа Армянской Апостольской Церкви Габриэла Айвазовского.

Ованнес (Иван) Константинович Айвазовский родился в семье купца Константина (Геворка) и Рипсиме Айвазовских. 17 (29) июля 1817 года священник армянской церкви города Феодосии сделал запись о том, что у Константина (Геворка) Айвазовского и его жены Рипсиме родился «Ованнес, сын Геворка Айвазяна». Предки Айвазовского были из армян, переселившихся в Галицию из Западной Армении в XVIII веке. Известно, что его родственники владели крупной земельной собственностью в районе Львова, однако никаких документов, более точно описывающих происхождение Айвазовского, не сохранилось. Его отец Константин (Геворк) и после переселения в Феодосию писал фамилию на польский манер: «Гайвазовский» (фамилия - полонизированная форма армянской фамилии Айвазян). Сам Айвазовский в своей автобиографии говорит об отце, что тот ввиду ссоры со своими братьями в юности переселился из Галиции в Дунайские княжества (Молдавию, Валахию), где занялся торговлей, а оттуда в Феодосию; в совершенстве владел 6-ю языками.

Самое излюбленное произведение любителей живописи – это, конечно же «Девятый вал». Популярность пришла к Айвазовскому тут же, как только прошла демонстрация в 1850 году. Многие ходили смотреть на картину несколько раз, поток людей не иссякал, это напоминало паломничество. «Девятый вал» представляет противоборство человека и стихии. Стихия страшна по своей силе и в то же время прекрасна. Гребень девятого вала грозно поднимается над людьми, которые пытаются спастись на обломках судна. По морским легендам, самая страшная волна девятая, отсюда и название картины. Айвазовский с мастерством выписывает пену этого девятого вала. Солнце разрывает завесу туч, и здесь красок художник не жалеет. Люди борются со стихией, это смотрится не трагично, а очень красиво, что говорит об академизме работы. Картина написана самыми яркими красками палитры, с разными оттенками – это принцип романтизма.

Большинство созданных картин Айвазовского о море – это воображение мастера. Творчество его плодовито. Он написал 6000 тысяч картин. Больше половины приходится на морские пейзажи. Это целый справочник о море. Хотя картины никогда не были написаны с натуры, что удивительно, с какой точностью описаны детали. Еще одна принципиальность художника, он никогда не делал подготовительных набросков. Картины художника звучат, шумят прибоем, воют ветрами и хлопают парусами. У каждой бури свое лицо, свои повадки.

У всех картин Айвазовского есть одна особенность – это луч света. Эта деталь всегда важна для художника. Ведь именно с неба он пишет свои работы, вне зависимости от размера холста. Таинственное состояние природы интересовала романтиков, Айвазовский не был исключением, он потрясающе пишет лунные ночи. Славу ночного мастера ему принесли итальянские ноктюрны. Айвазовский любил изображать ночные виды Константинополя.

История создания шедевра «Девятый вал» позволяет приблизиться к пониманию основных принципов работы художника над морскими пейзажами и приоткрыть завесу над тайнами его творческой мастерской. Он детства слышал рассказы моряков об опасностях и приключениях, случавшихся с ними в плавании. По древним морским поверьям, девятый вал – самая мощная и страшная из идущих одна за другой во время шторма волн (древние греки считали самой опасной третью волну, а римляне – десятую). Позднее физики объяснили это явление принципом интерференции: несколько волн сливаются в единый вал и срабатывает эффект синергии.

В ХХ в. в советском искусствоведении бытовала традиция истолкования сюжета картины как политической аллегории: неизменно вспоминалась волна революций, прокатившаяся в 1848 г. в Европе, и безвременная кончина В. Белинского. Однако вряд ли к автору «Девятого вала» это имеет какое бы то ни было отношение. Художник большую часть жизни провел в приморском городе – Феодосии, и был просто влюблен в морскую стихию, особенно в моменты шторма. Буря Айвазовского – это природное явление, прекрасное в своей мощи и свободе, и не стоит тут искать подтексты и скрытые смыслы. Кроме того, роковое противостояние человека и стихии – типичная для романтических произведений тема.

Буря вызывала у художника не страх перед стихией, а упоение ее непостижимой силой. Показателен в этом отношении один эпизод из жизни Айвазовского. Однажды он плыл на корабле из Англии в Испанию и попал в сильный шторм. После этого в европейской прессе даже появились сообщения о его гибели. Позже он заявил о том, что эти новости были ошибочными и признался в том, что многие пассажиры, обезумев от страха, тогда действительно мысленно попрощались с жизнью, а он с восхищением наблюдал за разбушевавшимся морем: «Страх не подавил способности воспринять и сохранить в памяти впечатление, произведенное бурею, как дивною живою картиною».

Интересно то, что и эту, и большинство других работ художник писал не с натуры, а по памяти. Сам он так объяснял свою позицию: «Живописец, только копирующий природу, становится ее рабом, связанным по рукам и ногам. Движение живых стихий неуловимо для кисти: писать молнию, порыв ветра, всплеск волны немыслимо с натуры. Для этого-то художник и должен запомнить их и этими случайностями, равно как и эффектами света и теней, обставлять свою картину». С натуры он делал только наброски, а дальше работал над картиной в мастерской.

Для того, чтобы воспроизводить сюжет по памяти, нужно было работать очень быстро, чтобы не утратить первоначального впечатления и успеть запечатлеть увиденное. Поэтому Айвазовский писал по несколько часов кряду, иногда по 12 часов без перерыва, и не понимал художников, которые работают над картинами по несколько месяцев или даже лет. «Девятый вал» был написан за 11 дней. «Не отхожу от картины, пока не выскажусь», – говорил он. А его техника написания волн удивляла знатоков живописи: он умел создавать движущуюся и почти прозрачную морскую волну. Эффект прозрачности достигался с помощью лессировки – нанесения тончайших слоев краски друг на друга. Его лессировку критики называли виртуозной.

Эта картина была написана, когда художнику было всего 33 года, и сразу после создания ее ждал ошеломляющий успех, во время первого показа в 1850 г. в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Люди приходили по несколько раз, чтобы снова увидеть «Девятый вал». Эту работу вместе с «Последним днем Помпеи» Брюллова называли высшим расцветом романтизма в российском изобразительном искусстве.

Статья взята отсюда

Продолжаем проект «История одной картины». В нем мы рассказываем о самых известных полотнах из петербургских музеев. Сегодня – «Девятый вал» Ивана Айвазовского .

Иван Айвазовский. «Девятый вал». Холст, масло. Размеры: 221х332 см

Великий русский художник Иван Айвазовский имеет армянские корни. Его предки носили фамилию Айвазян. Сам он был записан в метрических книгах как Ованнес Айвазян. А его отец подписывался фамилией «Гайвазовский ». Эту же фамилию при поступлении в художественную школу использовал и будущий живописец. Спустя несколько лет он решил отбросить первую букву - и стал Айвазовским.

Факт второй. Служебный.

В сентябре 1844 года Петербургская академия художеств присвоила Ивану Айвазовскому звание академика. А еще через несколько дней художник был причислен к Главному морскому штабу. Он получил звание первого живописца и право носить морской мундир. В его обязанности входило писать виды русских портов и приморских городов. Правда, денежное пособие художнику не назначили – работать приходилось «на общественных началах».

Факт третий. Народный.

Картина «Девятый вал» была написана в 1850 году. Название Айвазовский взял из народного поверья о том, что во время шторма одна из волне выделяется своей мощью и размерами. Кстати, древние греки считали самой гибельной волной третью, римляне - десятую. В представлениях других мореплавателей самым сокрушительным был именно девятый вал.

Факт четвертый. Стихийный

Для картины Айвазовский выбрал страшный момент стихии. Мы видим огромные волны, небо в всполохах и кучку людей, отчаянно борющихся со стихией. Удастся ли им пережить самую мощную волну? Однозначного ответа художник не дает. Но появившийся, может быть на одно мгновение, просвет, чуть правее от центра картины, дает надежду на спасение.

Факт пятый. Феодосийский

Естественно, над картиной Айвазовский работал в своей студии в Феодосии. Но в ней запечатлен момент, запомнившейся художнику бури, которую он видел в Бискайском заливе в 1844 году. Судно с Айвазовским угодило в шторм и только чудом ему удалось спастись. Причем в некоторых газетах уже успели сообщить о гибели русского живописца. Однако сильно поврежденное судно спустя несколько дней вернулось в порт.

Факт шестой. Мастерский

Художник работал в мастерской, которая находилась в северной части его дома в Феодосии, куда солнечный луч проникал только вечером, после трех часов. Поэтому он был ограничен по времени в работе над картиной. Некоторые специалисты говорят, что на написание этого шедевра, без учета предварительной работы над эскизами, у художника ушло всего три часа. Поверить в это сложно, учитывая масштабы полотна.

Факт седьмой. Успешный

Картина пришлась публике по душе. Где бы ее ни выставлял Айвазовский, выстраивалась очередь. Русские критики писали восторженные отзывы и сравнивали полотно с «Последним днем Помпеи » Брюллова . Осенью 1850 года картина оказалась на выставке в московском училище живописи, ваяния и зодчества. Иван Шишкин , которому тогда было всего 19 лет, рассказывают, несколько часов провел перед этой работой.

Факт восьмой. Третьяковский

Известный коллекционер Павел Третьяков заинтересовался успехами Айвазовского. «Девятый вал» ему понравился особенно, и он собирался купить ее у художника. В одном из писем Третьяков писал Айвазовскому: « ...дайте мне только Вашу волшебную воду такою, которая вполне бы передавала Ваш бесподобный талант! Уж очень хочется поскорее иметь Вашу картину в своей коллекции!».

Факт девятый. Имперский

Но Третьякову не повезло. Картину купил император Николай I для Эрмитажа. В 1897 году она была передана в создававшийся тогда Русский музей. Там она находится и сейчас.

Факт десятый. Японский

Впрочем, иногда картина отправляется в турне. Из Русского музея она выезжала 8 раз. Самая дальняя поездка – в Японию . Как ни странно, но жители страны восходящего солнца вообще неровно дышат к творчеству Айвазовского. В 2003 году, в год 30-летия музея «Фуджи-музея», его администрация провела опрос среди посетителей: какое из произведений за тридцать лет больше всего запомнилось? И японские зрители дружно ответили: «Девятый вал» Айвазовского».

«Девятый вал» - настоящий шедевр русской живописи и пожалуй, самая известная картина великого художника-мариниста И. К. Айвазовского.

В этой картине, как ни в какой другой, художник следует принципам романтического искусства - он описывает среди разнообразия жизненных явлений не типическое, а то, что выходит за пределы обыкновенного, исключительное.

Полотно, написанное в 1850 году, завершает ранний период творчества живописца.

Айвазовский показывает море, которое еще не успело успокоиться после неистового ночного шторма, и людей, потерпевших крушение в океане. Золотые лучи восходящего солнца освещают катящиеся волны. Самая большая из них – девятый вал – снова готова обрушиться на людей.

Измученные неравной борьбой со стихией, они пытаются спастись на деревянных обломках мачты своего корабля. Всеми изобразительными средствами Айвазовский подчеркивает величие моря и упорство людей. Но мы не видим на картине ужаса катастрофы. Пусть неистовствует стихия и катятся гигантские волны. Вера и мужество людей помогут им справиться с бедой.

С замечательным мастерством и силой передано Айвазовским великолепие волнующегося моря. На полотне все находится в движении, и море вместе с вздымающимися и тяжело обваливающимися волнами кажется по-настоящему «живым».

Художник использует самые яркие краски палитры. Верхняя часть полотна написана в розовато-фиолетовых тонах – так окрашивают небо, проходя через клубящиеся, похожие на туман, облака, первые лучи солнца. Внизу – тревожное сине-зеленое море, гребни волн которого переливаются всеми цветами радуги.

Картина Айвазовского «Девятый вал» – гимн мужеству человека, берущего верх над силами стихии, сколь страшной, столь и великолепной в своем грозном величии.

Помимо описания картины И. К. Айвазовского «Девятый вал», на нашем сайте собрано множество и других описаний картин различных художников , которые можно использовать как при подготовке к написанию сочинения по картине, так и просто для более полного ознакомления с творчеством прославленных мастеров прошлого.

.

Плетение из бисера

Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.

В этом году 29 июля исполнилось 199 лет со дня рождения выдающегося русского художника Ивана Айвазовского. За 82 года своей плодотворной жизни он создал около шести тысяч работ. Айвазовский прежде всего известен как мастер изображения безграничного морского пространства. Постоянно меняющаяся среда на его полотнах выглядит так живо, что зрители как будто слышат шум волн.

Российский маринист, живописец Главного морского штаба был известен в Европе, Парижский Совет Академий наградил его золотой медалью. Художник Иван Крамской говорил о маринисте: «Айвазовский, кто бы и что ни говорил, есть звезда первой величины, во всяком случае; и не только у нас, а в истории искусства вообще».

Скопив немалый капитал благодаря популярности своих работ, Иван Айвазовский стал заниматься благотворительностью в своем родном городе Феодосии. Прославленный маринист был инициатором строительства железной дороги «Феодосия – Джанкой», художник открыл школу искусств и картинную галерею, делал пожертвования на благоустройство города, занимался вопросами устройства водопровода в Феодосии и охраны памятников Крыма. При жизни Айвазовского Феодосия стала чуть ли не главным центром живописной культуры на юге России.

Свои картины художник писал не с натуры, а по памяти, используя схематичные рисунки. Не стала исключением и, наверное, самая известная картина Айвазовского «Девятый вал» (холст, масло 221х332 см). Маринист написал ее в1950 году. Критики считают эту картину самым ярким произведением русской живописи романтического направления. Айвазовский изобразил море после сильнейшего шторма. Нескольким людям удалось спастись, зацепившись за обломок мачты, но на них вот-вот обрушится огромная волна – девятый вал, который у моряков считается самым разрушительным. Но теплый свет неба дает зрителям надежду, что выжившим после шторма удастся спастись. Существует легенда, что Айвазовский написал собственное приключение в Бискайском заливе. В 1944 году он потерпел кораблекрушение и чудом уцелел.

Иван Айвазовский «Девятый вал»

Картина «Девятый вал» выставлялась в Петербурге, затем в Москве. Работу приобрел император Николай I для Эрмитажа. Позже картина была передана в Русский музей, где находится до сих пор. Специально для выставки к 200-летию Ивана Айвазовского «Девятый вал» перевезли в Третьяковскую галерею. Экспозиция, в которую вошли около 150 живописных и графических произведений, будет работать с 29 июля по 20 ноября.

Три интересных факта об Иване Айвазовском

* У художника были армянские корни, его настоящее имя Ованнес Айвазян.
* Первая жена Айвазовского англичанка Юлия Гревс, которая родила живописцу четыре дочери, ушла от него. Причиной было то, что Юлия хотела жить в столице, а художник – в Крыму. Кстати, несколько внуков Айвазовского тоже стали художниками.
* В собрании воронежского музея им. И. Н. Крамского хранится две картины Ивана Айвазовского «Морской вид» и «Корвет в тумане».

Описание

«...он моментально изобразил качающийся на волнах корабль, и одним движением кисти дал ему полную оснастку. Картина была готова и подписана. Один час пятьдесят минут тому назад был чистый холст. Теперь на нем бушует море...» Так вспоминали современники о творческом процессе Ивана Константиновича Айвазовского.
Достоевский назвал художника «мастером без соперников» и сравнил его с французским писателем Дюма-отцом – по плодовитости и стремительности дарования. Удивительным образом судьба столько подарила одному человеку: талант импровизации и невероятную трудоспособность, признание публики и внимание сильных мира сего. И при этом – возвышенную романтическую душу, щедрое сердце и долгую-долгую жизнь. Жизнь, после которой осталось имя, подобное знаку или символу, но при этом понятное и знакомое каждому: АЙВАЗОВСКИЙ.


Картина «Девятый вал» была написана в 1850 году. Художник использовал народное поверье о том, что, в общем ритме накатывающихся волн, одна всегда больше по размерам и несет особую опасность. В представлениях многих мореплавателей самым сокрушительным была - девятая волна. Герои Айвазовского, противостоят этой страшной волне с отчаянным мужеством и верой в спасение. Как только художник выставил картину в Москве, она была тут же признана абсолютным шедевром, о ней начали складываться легенды. А спустя полтора столетия родилась новая - удивительная – легенда…
Впервые эту картину Айвазовского показали в Японии при открытии в Токио нового тогда музея «Фуджи музей». А в 2003 году, в год 30-летия музея, администрация провела опрос среди посетителей: какое из произведений, виденных ими за эти тридцать лет, больше всего запомнилось? И японские зрители дружно ответили: "Девятый вал» Айвазовского". Вот так картина русского художника оказалась на юбилее Фуджи - музея.
После Токио полотно переехало в город Кобэ, где картину ждали с особым нетерпением. Девять лет назад в Кобэ случилось страшное землетрясение. Половина города была разрушена, погибли тысячи людей. Японцы вообще любят Айвазовского, но именно эта его картина вызвала в душах людей, переживших недавно страшную трагедию, особые чувства - ассоциации с их собственной драмой, ведь на полотне тоже было изображено стихийное бедствие и – попытка спасения.
«В луче света, который видят люди, спасающиеся на обломках корабля, японцы увидели надежду, - рассказала заместитель директора Русского музея по научной части Евгения Петрова. - На открытии зрители подолгу стояли у картины, многие плакали. И это было нам лучшей наградой за решение показать "Девятый вал" в Японии».
Н. Жукова